Локхид L-1049 Супер Созвездие
L-1049 Супер Созвездие | |
---|---|
Lockheed Super Constellation HB-RSC в полете в 2015 году | |
Роль | Авиалайнер |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Корпорация Локхид |
Первый полет | 14 июля 1951 г. |
Введение | 15 декабря 1951 г. |
Ушедший на пенсию | 1982, ВМС США. |
Статус | Выведен из коммерческой эксплуатации; по крайней мере один сохранившийся экземпляр летал как частный самолет |
Основные пользователи | Восточные авиалинии Транс Уорлд Эйрлайнз |
Произведено | 1951–1958 |
Количество построенных | 259 (Коммерческий) 320 (Военный) |
Разработано на основе | Локхид L-049 Созвездие |
Варианты | Локхид C-121 Созвездие Lockheed EC-121 Предупреждающая звезда |
Развитый в | Локхид L-1249 Супер Созвездие Локхид L-1649 Старлайнер |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2024 г. ) |
Lockheed L-1049 Super Constellation — американский самолёт, входящий в линейку самолётов Lockheed Constellation . Самолет в просторечии назывался Супер Конни. [1]
L-1049 был ответом компании Lockheed на успешный авиалайнер Douglas DC-6 , впервые поднявшийся в воздух в 1950 году. Самолет производился как для ВМС США как WV / R7V, так и для ВВС США как C-121 для транспорта, электроники, и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления .
Разработка
[ редактировать ]Начиная с 1943 года компания Lockheed планировала расширенные варианты семейства Constellation. Первым был L-049 с фюзеляжем, удлиненным на 13 футов (4,0 метра), а вторым - L-749 - на 18 футов (5,5 метра).
Компания Douglas выпустила удлиненную версию своего авиалайнера DC-6 в качестве грузового транспорта, получившего обозначение DC-6A, как для военных, так и для гражданских операторов. Вскоре Дуглас должен был выпустить пассажирскую версию (DC-6B) этого нового самолета. DC-6B мог перевозить на 23 пассажира больше, чем нынешний L-749 Constellation компании Lockheed.
В 1950 году компания Lockheed выкупила прототип XC-69 Constellation у компании Hughes Tool Company . XC-69 был оснащен четырьмя радиальными двигателями Pratt & Whitney R-2800 вместо двигателей Wright R-3350 , используемых на серийных моделях. Lockheed установила на прототип R-2800, чтобы протестировать их в качестве опции для L-049. Lockheed увеличила XC-69 на 18 футов (5,5 м), чтобы стать основой для L-1049 Super Constellation. Впервые самолет поднялся в воздух позже, в 1950 году, все еще оснащенный двигателями Р-2800. Затем на него были установлены двигатели Р-3350 956-С18СА-1 с реактивными двигателями для несколько увеличенной тяги.
Более поздние модификации включали усиленное шасси и более крупные вертикальные стабилизаторы. Компания Eastern Air Lines заказала 10 самолетов, а компания Trans World Airlines (TWA) заказала 14 самолетов. L-1049 имел около 550 улучшений и модификаций по сравнению с L-749, включая больший запас топлива, прямоугольные окна, большие лобовые стекла кабины и улучшенный нагрев и повышение давления.
В 1953 году турбокомпаунды Р-3350 стали доступны для гражданского использования. Компания Lockheed включила их в L-1049C, который совершил первый полет 17 февраля того же года. R-3350-972-TC18DA-1 Турбокомпозитные двигатели на L-1049C имели новую турбинную систему - турбины рекуперации энергии (PRT). Выхлопные газы каждого двигателя проходили через три турбины, увеличивая мощность на 550 л.с. (410 кВт). Одним из недостатков PRT было видимое пламя из выхлопных труб; Это было решено путем размещения брони толщиной 2 дюйма под штабелем (5,1 см). L-1049C имел более высокую крейсерскую скорость и скороподъемность.
Несмотря на недостаток дальности полета, как у DC-6B, L-1049C имел характеристики, идентичные Douglas, и мог нести большую полезную нагрузку. У новой модели были усилены крылья, увеличена шумоизоляция кабины, усовершенствована система уборки шасси. Для новой модели была предложена новая серия планировок салона; «Сиеста» (47 пассажиров повышенной комфортности), «Интерконтиненталь» (54 – 60 пассажиров) и «Интерурбан» (105 пассажиров). Каждая из этих новых планировок включала лампы для чтения на каждом сиденье. Было построено 48 самолетов L-1049C, которые использовались компаниями Eastern, TWA, Air France , KLM , Trans-Canada Air Lines , Qantas , Air India , Пакистанские международные авиалинии , Avianca , Iberia , Línea Aeropostal Venezolana и Cubana de Aviación .
Вариант грузового самолета L-1049D впервые поднялся в воздух в августе 1954 года. Он имел две грузовые двери с левой стороны и усиленный магниевый пол, который использовался на военном варианте R7V-1 L-1049B. L-1049D мог нести полезную нагрузку массой 36 916 фунтов (16 745 кг) и имел объем 5 579 куб футов (158,0 м ). 3 ). На момент своего первого полета L-1049D был самым большим гражданским грузовым самолетом. В итоге было произведено четыре самолета, все они были доставлены Seaboard & Western Airlines . Два из четырех самолетов L-1049D позже были переоборудованы под стандарты L-1049H.
L-1049E оказался более успешным; 28 были доставлены восьми авиакомпаниям. Подобно L-1049C, L-1049E мог нести ту же нагрузку, что и L-1049D. L-1049C и L-1049E обычно не могли летать из Европы в Нью-Йорк без остановок против ветра. Компания Lockheed думала оснастить новый вариант на базе L-1049E более мощными двигателями, но проект был отменен. Появился иной вариант: на базе L-1049C были установлены турбокомпаундные двигатели Р-3350-972-TC18DA-3. Самолет мог перевозить от 71 до 95 пассажиров на скорости 331 миль в час (533 км/ч).
Были установлены крыльевые баки общей емкостью 1037 галлонов США (3930 л), что увеличило дальность полета на 1110 миль (1790 км). новый Bendix или RCA метеорологический радар В носовой части мог быть установлен новые гребные винты Hamilton Standard или Curtiss Electric , что изменило форму носового обтекателя. Предлагались . Эта новая версия L-1049 с более чем 100 модификациями L-1049C была представлена как L-1049G (L-1049F уже использовался для военного C-121C). Свыше 100 самолетов L-1049G заказали шестнадцать авиакомпаний. L-1049G поднялся в воздух 17 декабря 1954 года и поступил на вооружение TWA и Northwest в 1955 году. [2] Прозвище «Super G» (впервые использованное TWA) позже было присвоено L-1049G.
L-1049H совершил полет 20 ноября 1956 года. Названный «Super H» и «Husky», L-1049H представлял собой конвертируемый пассажирско-грузовой самолет, сочетавший фюзеляж на базе C-121C с компонентами L-1049G. Грузовой отсек имел объём 565 куб футов (16,0 м3). 3 ) при включении нижнего удержания. Самолет мог перевозить до 120 человек, имелись сиденья, шкафчики для багажа и туалеты, а также была возможность украсить стены самолета.
Когда багажники и сиденья не используются, их можно убрать в нижний отсек. Через месяц самолет поступил на вооружение Qantas. Некоторые самолеты L-1049G и H более позднего производства были оснащены двигателями серии TC-18EA, использовавшимися на L-1649 Starliner . Последний вариант был запланирован на 1957 год и получил название L-1049J. Оснащенный четырьмя двигателями R-3350-988-TC-18EA-6, L-1049J был создан на базе L-1049H с крыльями от R7V-2 Constellation и дополнительным топливным баком, установленным на фюзеляже.
Операционная история
[ редактировать ]Первый серийный L-1049 поднялся в воздух 14 июля 1951 г. и получил сертификацию в ноябре 1951 г. Турбокомпаундные версии двигателя Р-3350 еще не были доступны для гражданского использования, поэтому мощность двигателей составляла 2700–2800 л.с. (2000–2000 л.с.). 2100 кВт) вместо 3250–3400 л.с. (2420–2540 кВт) турбо-соединения. Самолет поступил на вооружение компании Eastern Air Lines в декабре 1951 года и выполнял рейс из Майами в Нью-Йорк. Позднее компания Eastern эксплуатировала L-1049C и L-1049G. TWA 1049 начали летать в 1952 году; TWA L-1049G совершали трансатлантические рейсы, начиная с 1955 года. В 1956 году TWA L-1049 столкнулся с самолетом DC-7 United Airlines над Гранд-Каньоном , что привело к гибели всех пассажиров обоих самолетов. [3]
KLM представила L-1049C на рейсе из Амстердама в Нью-Йорк в 1953 году. Она также использовала L-1049G в Токио и Сиднее . Air France использовала свои L-1049C через Атлантику. Seaboard & Western Airlines использовали L-1049D на трансатлантических грузовых рейсах в Германию и Швейцарию. С лета 1955 года по весну 1956 года компания British Overseas Airways Corporation (BOAC) арендовала три самолета Seaboard L-1049D для пассажирских рейсов. авиакомпании Northwest Orient Airlines L-1049G летали из Сиэтла, Вашингтон, в Токио , Окинаву и Манилу в 1955–57 годах. Регулярная грузовая авиакомпания Flying Tiger Line использовала L-1049H на маршрутах Северной Америки и обслуживала Военно-воздушную транспортную службу . Flying Tigers L-1049H был последним самолетом Constellation, построенным в 1959 году.
Первой авиакомпанией в Латинской Америке, представившей самолеты Super Constellations (L-1049E и L-1049G), была Cubana de Aviación , выполнявшая рейсы из Гаваны в Мадрид, Нью-Йорк и Мехико. Другие латиноамериканские суперсозвездия были на Línea Aeropostal Venezolana , Avianca , Real Transportes Aéreos и Varig .
Самолеты Iberia 1049G продолжали выполнять рейсы Мадрид-Санта-Мария-Гавана еженедельно до 1966 года.
Большинство Super Constellations были выведены из эксплуатации их первоначальными операторами после появления Boeing 707 и Douglas DC-8 ; Последним пассажирским рейсом L1049 в США был восточный шаттл EWR-DCA в феврале 1968 года. Последний коммерческий рейс L-1049 Super Constellation состоялся в 1993 году, когда Федеральное управление гражданской авиации запретило всем авиакомпаниям Доминиканской Республики , летавшим на Constellations в США (из соображений безопасности). [ нужна ссылка ] Доминиканские авиалинии были последними эксплуатантами любой версии Constellation.
Многочисленные военные версии эксплуатировались ВМС и ВВС США в качестве транспортных платформ и платформ АВАКС . Версия WV-1 Navy использовалась во время холодной войны с кораблями-дозорами на линиях DEW (дистанционного раннего предупреждения), одной на востоке и одной на западе. Эти линии должны были дать раннее предупреждение о нападении СССР. Восточная линия проходила от Галифакса, Северная Каролина, до Канарских островов и обратно. Западная линия проходила от Гавайских островов до острова Мидуэй, затем до Алеутских островов и обратно. Полеты будут длиться до 14 часов и более. Эти самолеты служили во время войны во Вьетнаме, выполняя несколько функций, включая передачу телевизионных программ из Соединенных Штатов для наземных войск и наблюдение за тропой Хо Ши Мина . Один из них был сбит северокорейской авиацией в 1969 году.
Последний американский военный самолет Super Constellation, единственный в своем роде самолет, получивший обозначение NC-121K, Буно 141292, позывной GD-12, использовался эскадрильей ВМФ VAQ-33 Firebirds, дислоцированной на авиабазе NAS Ки-Уэст, штат Флорида, для имитировать Советы. Этот самолет был снят с вооружения ВМС США в июне 1982 года и передан на хранение Флорентийскому музею авиации во Флоренции, Южная Каролина, который сейчас закрыт. Самолет был уничтожен во время контролируемого поджога травы, вышедшего из-под контроля. [4]
ВВС Индии и ВМС Индии использовали бывшие версии Air India L-1049C, E и G, переоборудованные Hindustan Aeronautics Limited для использования в качестве самолетов Sea Air и Rescue. В период с 1981 по 1983 год они были выведены из эксплуатации и заменены самолетами Ту-142 . Индия была последним военным оператором Constellation. [4]
Варианты
[ редактировать ]Гражданский
[ редактировать ]- Л-1049
- Начальная производственная версия. 24 построено.
- L-1049C
- Гражданская версия L-1049B с четырьмя турбокомпаундными двигателями Р-3350 972-TC-18DA-1 . построено 48.
- 1049D
- Полногрузовая версия, построенная для Seaboard & Western Airlines, с теми же силовыми установками, что и L-1049C. Четыре построено.
- Л-1049Э
- Пассажирский вариант L-1049D. 28 построено.
- Л-1049Г
- L-1049C с увеличенной взлетной массой и четырьмя двигателями Р-3350 972-TC-18DA-3. Были доступны варианты наконечников баков и метеорадиолокатора.
- Л-1049Г/01
- Версия, построенная для Варига , с усиленным крылом, увеличенной взлетной массой и двигателями Р-3350 988-TC-18EA-3.
- L-1049H
- Конвертируемая грузопассажирская версия L-1049G. построено 53.
- L-1049H/01
- Версия, построенная для Flying Tiger Line, с увеличенной взлетной массой и двигателями R-3350 988-TC-18EA-3.
- L-1049H/02
- Другое шасси и двигатели Р-3350 988-ТС-18ЭА-6. Два построено.
- L-1049H/07
- Аналогичен L-1049H/02. Два построено.
- L-1049J
- Предлагался вариант L-1049H/02 с удлиненным размахом крыла и дополнительным топливным баком.
- Л-1149
- Предлагаемая версия L-1049G и L-1049H будет оснащена 501 D. турбовинтовыми двигателями Allison
- Л-1449
- Предлагался турбовинтовой вариант L-1049G с удлиненным фюзеляжем и новым крылом.
- Л-1549
- Планируется удлиненная версия L-1449.
Военный
[ редактировать ]- Л-1049А
- Обозначение производителя WV-2, WV-3 и RC-121D.
- Л-1049Б
- Обозначение производителя R7V-1, RC-121C и VC-121E.
- 1049F
- Обозначение производителя C-121C с усиленным шасси.
- EC-121 Колледж глаз
- Самолеты AEW&C, использовавшиеся во время войны во Вьетнаме.
Выживший самолет
[ редактировать ]- VH-EAG - L-1049 годен к полетам Общества реставрации исторических самолетов в парке Альбион, Новый Южный Уэльс . Он получил Знак инженерного наследия от Engineers Australia . [5]
- L1049 G Super Constellation F-BGNJ на статическом дисплее возле аэропорта Нант-Атлантик , Франция.
- L1049 G Super Constellation в ливрее Trans-Canada Airlines , на статической экспозиции возле Музея полетов Сиэтла, Вашингтон, США.
- L1049 G Super Constellation на статической экспозиции возле ночного клуба Le Moulin, Ле Жюх, Франция.
- IN315 – L1049 G Super Constellation на статической экспозиции, Музей военно-морской авиации (Гоа) .
Технические характеристики (L-1049C)
[ редактировать ]Данные Lockheed Constellation: от Экскалибура до Старлайнера . [6]
Общие характеристики
- Экипаж: 5 человек (пилот, второй пилот, штурман, бортинженер, радист)
- Вместимость: 47-106 пассажиров
- Длина: 113 футов 7 дюймов (34,62 м)
- Размах крыльев: 123 фута (37 м)
- Высота: 24 фута 9 дюймов (7,54 м)
- Площадь крыла: 1650 кв. футов (153 м ). 2 )
- Профиль профиля : корень: NACA 23018 ; совет: NACA 4412 [7]
- Пустой вес: 69 000 фунтов (31 298 кг)
- Максимальный взлетный вес: 120 000 фунтов (54 431 кг)
- Силовая установка: 4 Wright R-3350 972-TC-18DA-1 Duplex-Cyclone с воздушным охлаждением мощностью 3250 л.с. (2420 кВт) каждый. 18-цилиндровых радиально-поршневых двигателя
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты Hamilton Standard Hydromatic 43H60, диаметром 16 футов 10 дюймов (5,13 м), с постоянной скоростью и полностью флюгированными дюралюминиевыми гребными винтами.
Производительность
- Максимальная скорость: 330 миль в час (530 км/ч, 290 узлов)
- Крейсерская скорость: 304 миль в час (489 км/ч, 264 узла)
- Диапазон: 5150 миль (8290 км, 4480 миль)
- Практический потолок: 25 700 футов (7 800 м)
Галерея
[ редактировать ]-
Air India была первым оператором большого авиапарка Super Constellation в Азии. На фото один из их L-1049G в аэропорту Праги , 1961 год.
-
Суперсозвездие Пакистанских международных авиалиний в аэропорту Хитроу , 1955 год. Авиакомпания была одной из первых авиакомпаний в Азии, выполнявших рейсы этого типа.
-
Самолет Iberia L-1049G в аэропорту Дюссельдорфа , 1964 год.
-
Avianca . L-1049G в международном аэропорту Майами , февраль 1965 года
-
Отреставрированный L-1049H Национального музея истории авиакомпаний (ранее Save-A-Connie) в полных Trans World Airlines , 2004 г. цветах
-
Qantas . Super Constellation в Хитроу, 1955 год
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Локхид Созвездие
- Локхид L-049 Созвездие
- Локхид C-69 Созвездие
- Локхид L-649 Созвездие
- Локхид L-749 Созвездие
- Локхид C-121/R7V Созвездие
- Lockheed EC-121 Предупреждающая звезда
- Локхид L-1249 Супер Созвездие
- Локхид L-1649A Старлайнер
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Боинг 377 Стратокрузер
- Бристоль Британия
- Дуглас DC-6
- Дуглас DC-7
- Ильюшин Ил-18
- Локхид L-188 Электра
- Викерс Виконт
Связанные списки
- Список самолетов Локхид
- Список моделей Lockheed Constellation
- Список операторов Lockheed Constellation
Примечания
[ редактировать ]- ^ Маки, Джон. «Эта неделя в истории: 1954 год. Lockheed Super Constellation открывает эпоху роскоши в авиаперевозках» . Ванкувер Сан . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ OAG 2/55 показывает ежедневные рейсы NW 1049G SEA-ANC и обратно, начиная с 15 февраля; TWA начала полеты 1049G 1 апреля.
- ^ «Lockheed L-1049A Super Constellation N6902C Гранд-Каньон, Аризона» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 16 октября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Петерсен, Ральф М. L1049 Super Constellation. Выжившие в Lockheed Constellation. Получено: 4 августа 2011 г.
- ^ «СуперСозвездие «Конни» — 1955-» . Инженеры Австралии . Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ Бреффорт, Доминик. Lockheed Constellation: от Экскалибура до гражданского и военного вариантов Starliner . История и коллекции, 2006, с. 175
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Брефор, Доминик. Lockheed Constellation: от Экскалибура до гражданского и военного вариантов Starliner. Париж: История и коллекции, 2006. Печать. ISBN 2-915239-62-2
- Тариэль, Ив (май 2008 г.). «Рекорд мира: La céleste ponte du «Суперсозвездие» » [Мировой рекорд: Небесный мост «Суперсозвездия»]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (462): 68–73. ISSN 0757-4169 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Lockheed Constellation Survivors - веб-сайт, на котором объясняется информация и местонахождение уцелевших Constellation всех вариантов, включая Super Constellation.