Теодор фон Карман
Теодор фон Карман ( венгерский : ( szőllőskislaki ) Карман Тодор [(søːløːʃkiʃlɒki) ˈkaːrmaːn ˈtoːdor] , 11 мая 1881 — 6 мая 1963) — американский математик венгерского происхождения , аэрокосмический инженер . и физик, работавший в области воздухоплавания и космонавтики . Он был ответственным за важные достижения в области аэродинамики, характеризующие сверхзвуковые и гиперзвуковые потоки воздуха. Определенный человеком порог космического пространства назван « линией Кармана » в знак признания его работы. [ 3 ] Карман считается выдающимся теоретиком аэродинамики 20 века. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Теодор фон Карман родился в еврейской семье в Будапеште , Австро-Венгрия , как Тодор Карман, сын Хелены (Конн или Кон, венгерский : Кон Илька ) и Мора Кармана . [ 1 ] Среди его предков были раввин Иуда Лев бен Бецалель , который, как говорят, был создателем Пражского Голема , и раввин Моисей бен Менахем Мендель Куниц , написавший о Зохаре . [ 1 ] Его отец, Мор, был известным педагогом, который реформировал венгерскую школьную систему и основал гимназию Минта в Будапеште. Он стал влиятельной фигурой и стал комиссаром Министерства образования. [ 7 ] и отвечал за «планирование образования молодого эрцгерцога, двоюродного брата императора». В 1907 году Мор Карман был удостоен дворянства, Теодор позже описал это: [ 8 ]
Чтобы получить предикат дворянства, моему отцу нужно было получить земельный титул. К счастью, у него был небольшой виноградник недалеко от Будапешта, поэтому император пожаловал ему предикат «фон Сёллёскислаки» (маленькая виноградина). Я сократил его до von, поскольку даже для меня, венгра, полное название почти непроизносимо. [ 8 ]
У Теодора было три брата (среди них Элемер Карман ) и одна сестра Жозефина . В шесть лет он мог «выполнять большие умственные вычисления». [ 9 ] например умножение шестизначных чисел. [ 8 ] Отец не поощрял математическое образование Теодора, он боялся, что сын окажется вундеркиндом и уродом. [ 9 ] Его наставником был его отец и бывший ученик его отца; позже он поступил в гимназию Минта в Будапеште. На последнем году обучения в Минте он выиграл премию Этвеша «лучшему студенту по математике и естественным наукам во всей Венгрии». [ 9 ] [ а ]
Он изучал инженерное дело в городском Королевском техническом университете имени Йозефа ( Будапештский университет технологии и экономики ). Он окончил его в 1902 году по специальности инженер-механик, его диссертация была «Движение тяжелого стержня, опирающегося на своем закругленном конце на горизонтальную плоскость». Затем он прослужил год курсантом артиллерии в австро-венгерской армии. [ 9 ] В 1903–1906 годах работал ассистентом в Королевском техническом университете имени Джозефа. В 1906 году он переехал в Германскую империю и присоединился к Людвигу Прандтлю в Геттингенском университете , где в 1908 году получил докторскую степень за исследования «математических моделей потери устойчивости крупных конструкций». [ 9 ] Он преподавал в Геттингене четыре года. В 1913 году он принял должность директора Института аэронавтики при RWTH Ахенском университете , ведущем немецком университете. Его время в RWTH Ахене было прервано службой в австро-венгерской армии с 1915 по 1918 год, во время Первой мировой войны , когда он сконструировал Petróczy-Kármán-Žurovec первый вертолет . [ 9 ]
После войны, в 1919 году, он вернулся в Аахен с матерью и сестрой Жозефиной. Некоторые из его учеников интересовались планеризмом и рассматривали соревнования Rhön-Rossitten Gesellschaft как возможность продвинуться в воздухоплавании. Карман нанял Вольфганга Клемперера для разработки конкурентоспособного планера. [ 11 ]
Жозефина призвала своего брата Теодора расширить свою науку за пределы национальных границ. Они организовали первую международную конференцию по механике, состоявшуюся в сентябре 1922 года в Инсбруке . Последующие конференции были организованы как Международный союз теоретической и прикладной механики . [ 12 ]
В 1926 году Карман впервые был приглашен в США Калифорнийским технологическим институтом для строительства аэродинамической трубы . [ 13 ] [ 9 ] В 1930 году его пригласили на должность штатного директора авиационной лаборатории Калифорнийского технологического института; его мать и сестра Жозефина также переехали в Калифорнию. [ 9 ]
Эмиграция и JPL
[ редактировать ]

Опасаясь развития событий в Европе в отношении нацизма , в 1930 году Карман принял пост директора Авиационной лаборатории Гуггенхайма в Калифорнийском технологическом институте (GALCIT). [ 13 ] В должность директора был включен научный сотрудник , и он выбрал Фрэнка Ваттендорфа , американца, который три года учился в Аахене. [ 14 ]
Другой студент Эрнест Эдвин Сехлер занялся проблемой создания надежных планеров самолетов и при поддержке Кармана развил понимание аэроупругости .
В 1936 году Карман воспользовался юридическими услугами Эндрю Г. Хейли для создания корпорации Aerojet вместе со своим аспирантом Фрэнком Малиной и их сотрудниками по экспериментальной ракетной технике Джеком Парсонсом и Эдвардом Форманом для производства JATO ракетных двигателей . Позже Карман стал натурализованным гражданином Соединенных Штатов.
В 1940 году Карман был выбран Джоном М. Кармоди , администратором Федерального агентства работ, в состав Совета инженеров, которому было поручено расследовать обрушение моста через пролив Такома 7 ноября 1940 года за пределами Такомы, штат Вашингтон . Его опыт сыграл важную роль в обнаружении воздействия аэродинамических сил на мост, вызывающих его необычное «скакающее» поведение и возможное обрушение. Вместе с инженерами-строителями Отмаром Амманом и Гленном Б. Вудраффом он опубликовал отчет «Обрушение моста через узкий мост в Такоме». [ 15 ] 28 марта 1941 года.
Деятельность Германии во время Второй мировой войны увеличила интерес военных США к ракетным исследованиям. В начале 1943 года экспериментально-инженерный отдел материального командования ВВС США направил Карману отчеты из источников британской разведки с описанием немецких ракет, способных преодолевать расстояние более 100 миль (160 км). В письме от 2 августа 1943 года Карман предоставил армии свой анализ и комментарии по немецкой программе. [ 16 ]
В 1944 году он и другие, связанные с GALCIT, основали Лабораторию реактивного движения (JPL), которая в настоящее время является финансируемым из федерального бюджета центром исследований и разработок , управляемым и управляемым Калифорнийским технологическим институтом по контракту с НАСА . В 1946 году он стал первым председателем Научно-консультативной группы , которая изучала авиационные технологии для ВВС США. Он также помог основать AGARD , группу надзора за аэродинамическими исследованиями НАТО (1951), Международный совет аэронавтических наук (1956), Международную академию астронавтики (1960) и Институт динамики жидкости фон Кармана в Синт-Генезиус-Роде. , к югу от Брюсселя (1956 г.).
В конце концов он стал важной фигурой в области сверхзвукового движения, отметив в своей плодотворной статье, что авиационные инженеры «сильно стучат в закрытую дверь, ведущую в область сверхзвукового движения». [ 17 ]
Последние годы
[ редактировать ]В июне 1944 года фон Карман перенес операцию по поводу рака кишечника в Нью-Йорке. В результате операции образовались две грыжи , и выздоровление Кармана шло медленно. В начале сентября, еще находясь в Нью-Йорке, он встретил командующего ВВС США генерала Генри Х. Арнольда на взлетно-посадочной полосе аэропорта Ла-Гуардия , и затем Арнольд предложил Карману переехать в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы возглавить Научно-консультативную группу и стать военный консультант по долгосрочному планированию. Карман вернулся в Пасадену примерно в середине сентября, был назначен на должность SAG 23 октября 1944 года и покинул Калифорнийский технологический институт в декабре 1944 года. [ 18 ]
В возрасте 81 года Карман был награжден первой Национальной медалью науки , врученной на церемонии в Белом доме президентом Джоном Ф. Кеннеди . Он был отмечен «за его лидерство в области науки и техники, основной для аэронавтики; за его эффективное преподавание и связанный с ним вклад во многих областях механики, за его выдающийся советник Вооруженных сил и за его содействие международному сотрудничеству в области науки и техники». " [ 19 ]
Карман никогда не был женат. Он умер во время поездки в Ахен, Западная Германия , в 1963 году, за пять дней до своего 82-летия. [ 20 ] и его тело было возвращено в Соединенные Штаты для захоронения в мавзолее Бет Олам на том месте, где сейчас находится кладбище Hollywood Forever . [ 21 ] Его иногда называют одним из марсиан . [ 22 ]
Слава Кармана заключалась в использовании математических инструментов для изучения течения жидкости . [ 23 ] и интерпретация этих результатов для руководства практическими разработками. Он сыграл важную роль в признании важности стреловидных крыльев, повсеместно встречающихся в современных реактивных самолетах .
Избранные материалы
[ редактировать ]
Конкретный вклад включает теории неупругого выпучивания, нестационарных следов в околоцилиндрическом потоке , устойчивости ламинарного потока , турбулентности , профилей в установившемся и нестационарном потоке, пограничных слоев и сверхзвуковой аэродинамики. Он внес дополнительный вклад в другие области, включая эластичность, вибрацию, теплопередачу и кристаллографию . Его имя также фигурирует в ряде понятий, например:
- Уравнения Фёппля – фон Кармана (большие прогибы упругих пластин)
- Граничные условия Борна – фон Кармана (в физике твердого тела)
- Модель решетки Борна – фон Кармана (модель динамики решетки кристалла)
- Приближение Чаплыгина – Кармана – Циена (потенциальный поток)
- Уравнение Фальковича – Кармана (трансзвуковой поток)
- постоянная фон Кармана (турбулентность стенки)
- Теория Кармана – Мура
- Решение Кармана – Мура
- Линия Кармана (аэродинамика/космонавтика)
- Диаграмма фон Кармана – Габриелли (транспорт)
- Уравнение Кармана – Ховарта (турбулентность)
- Доля потока Кармана – Пеннера (горение)
- Корреляция Кармана-Никурадсе (вязкое течение; в соавторстве с Иоганном Никурадсе )
- Параметр Кармана – Полхаузена (пограничные слои)
- Преобразование Кармана – Треффца
- Закон Прандтля – фон Кармана (скорость в потоке в открытом канале)
- Интеграл момента Кармана
- ожива фон Кармана (сверхзвуковая аэродинамика)
- штамм фон Кармана
- Вихревая улица фон Кармана (обтекание цилиндра)
- Модель турбулентности ветра фон Кармана
- Поправка на сжимаемость фон Кармана – Цзяня
- Вихревое излияние
- Фон Карман закрученный поток
Избранные произведения
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- фон Карман, Теодор; Бургерс, Дж. М. (1924). Общая аэродинамическая теория . 2 тома, Юлиус Спрингер .
- фон Карман, Теодор; Био, Массачусетс (1940). Математические методы в технике; Введение в математическую трактовку инженерных задач . МакГроу-Хилл. стр. 505 . АСИН B0006AOTLK .
- фон Карман, Теодор; Био, Массачусетс (2004). Аэродинамика: избранные темы в свете их исторического развития . Дуврские книги по авиационной технике. Дуврские публикации. п. 224. ИСБН 978-0-486-43485-8 .
- фон Карман, Теодор (1956). Собрание сочинений Др. Т. фон Карман (1902–1951) . 4 тома, Научные публикации Баттерворта.
- фон Карман, Теодор (1961). От аэродинамики малых скоростей к космонавтике . Пергамон Пресс. АСИН B000H4OVPO .
- фон Карман, Теодор; Эдсон, Л. (1967). Ветер и за его пределами — Т. фон Карман Пионер авиации и следопыт в космосе . Маленький Браун. п. 376. ИСБН 978-0-316-90753-8 .
Автобиография
[ редактировать ]Через четыре года после смерти Кармана его автобиография «Ветер и за его пределами» была опубликована Ли Эдсоном в издательстве Little, Brown and Company . Затем в семи крупных академических журналах появились рецензии на книги известных авторов: поскольку книга не была технической и была написана для широкого читателя, Томас П. Хьюз [ 24 ] назвал это проблематичным, учитывая технический контекст работы Кармана. Хьюз признал, что Карман «проявил гений в поиске упрощающих предположений, которые сделали возможным математический анализ». Признавая талант Кармана как прикладного математика и учителя, Стэнли Коррсин отмечает, что автобиография представляет собой «брак между человеком и его эго». В более поздний период своей жизни Карман был «планировщиком глобальных симпозиумов и обществ» и «консультантом высших эшелонов корпуса Пентагона». [ 25 ]
Что касается творчества , Карман писал: «Лучшая творческая мысль исходит не от организованных команд, а от тишины собственного мира». [ 11 ] : 307 В своем обзоре [ 26 ] И.Б. Холли отметил «проницательное понимание творческого процесса, его ингредиентов, воспитания и использования». По словам Холли, Карман любил «компанию красивых женщин и веселую выпивку».
Восторженный отзыв Дж. Кестина [ 27 ] посоветовал читателям купить и изучить книгу и использовать ее в качестве справочного материала. С другой стороны, Чарльз Зюскинд [ 28 ] упрекает Кармана в его презрении к условностям (gaminarie). Зюскинд ожидал, что книга покажет некоторую реакцию на Вернера фон Брауна приезд в Америку и некоторые разъяснения по делу Сюэ-шэнь Цзянь , а не «впадет в общие слова». Зюскинд также называет Кармана милитаристом : «откровенным инженером, который совершенно не стесняется своей пожизненной связи с военными властями в той стране, где он проживал в то время».
Сидни Гольдштейн , который также написал мемуары Кармана для Королевского общества , сделал рецензию на автобиографию. [ 29 ] и вспомнил «выдающегося инженера и ученого, сердечного и остроумного, много путешествовавшего, хорошо известного многим, преданного международному сотрудничеству, который, по его собственным словам, как ученый нашел военных «самой удобной группой для общения». ''.
Почести и наследие
[ редактировать ]
- США Карман был избран членом Национальной академии наук в 1938 году. [ 30 ] Американское философское общество в 1941 году, [ 31 ] и Американская академия искусств и наук в 1948 году. [ 32 ]
- Каждый год, начиная с 1960 года, Американское общество инженеров-строителей награждает человека медалью Теодора фон Кармана «в знак признания выдающихся достижений в области инженерной механики». [ 33 ]
- , учрежденная в 1968 году, Премия Теодора фон Кармана присуждается Обществом промышленной и прикладной математики за выдающееся применение математики в механике и технике.
- В 1968 году Карман был занесен в Международный зал славы авиации и космонавтики . [ 34 ]
- , учрежденная в 1983 году, Премия Теодора фон Кармана ежегодно вручается Международной академией астронавтики в знак признания выдающихся достижений в любой области науки без ограничений по национальности или полу. [ 35 ]
- В 2005 году Карман был удостоен звания почетного члена Центра инженерных разработок Арнольда (AEDC). Члены AEDC признаются «Людьми, внесшими исключительно выдающийся вклад в миссию центра по летным испытаниям». [ 36 ]
- кратеры на Марсе и Луне . В его честь названы
- Граница между атмосферой и космосом называется линией Кармана .
- В Ирвине, штат Калифорния, в центре бизнес-центра Ирвина есть улица длиной пять миль, названная в его честь.
- В 1977 году RWTH Ахенский университет назвал свой недавно построенный главный лекционный комплекс «Аудитория Кармана» в память о выдающемся исследовательском вкладе Кармана в Университетский институт аэронавтики.
- Аудитория Лаборатории реактивного движения названа в честь Кармана. [ 37 ] как и серия ежемесячных лекций, проводимых там с 2007 года. [ 38 ]
- Аудитория AFRL названа в честь Арнольда и Кармана.
- Университета Южной Калифорнии Профессор Ширли Томас (после почти двух десятилетий подачи петиций) смогла создать почтовую марку в его честь. [ 39 ]
- В 1963 году президент Кеннеди наградил Кармана Национальной медалью науки : «Доктор фон Карман, для меня большое удовольствие выбрать вас первым лауреатом Национальной медали науки. Я не знаю никого другого, кто бы более полно представлял все из областей, к которым эта награда имеет отношение, — наука, инженерия и образование». [ 40 ]
- В 1957 году Карман стал первым обладателем Кольца Людвига-Прандтля от Deutsche Gesellschaft für Luft- und Raumfahrt (Немецкого общества аэронавтики и астронавтики) за «выдающийся вклад в области аэрокосмической техники».
- В 1956 году Карман основал исследовательский институт в Синт-Генезиус-Роде , Бельгия, который теперь носит его имя: Институт гидродинамики фон Кармана .
- В 1948 году Карман был награжден медалью Франклина . [ 41 ]
- Американское математическое общество выбрало Кармана своим лектором Иосии Уилларда Гиббса на 1939 год. [ 42 ] [ 43 ]
- Международный банкет премии «Крылья фон Кармана» проводится ежегодно. [ 44 ]
- Единственный еще годный к полетам самолет Лисунова Ли-2 ( рег. HA-LIX) в 2002 году получил имя Тодор Карман . [ 45 ]
- В 1983 году он был занесен в Национальный зал авиационной славы в Дейтоне, штат Огайо. [ 46 ]
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Собственные воспоминания фон Кармана о премии и конкурсе: «Отобранных студентов держали в закрытой комнате и давали сложные математические задачи, которые требовали творческого и даже смелого мышления. Учитель ученика, выигравшего премию, получал большую награду, поэтому Конкуренция была острой, и преподаватели усердно работали, чтобы подготовить своих лучших учеников. Я пробовался на эту премию среди студентов с выдающимися достижениями, и, к моему удовольствию, мне удалось победить. Теперь я отмечаю, что более половины всех известных венгерских ученых-эмигрантов. и почти все известные люди в Соединенных Штатах выиграли эту премию». [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Гольдштейн, С. (1966). «Теодор фон Карман 1881–1963». Биографические мемуары членов Королевского общества . 12 : 334–365. дои : 10.1098/rsbm.1966.0016 . S2CID 72977857 .
- ^ Перейти обратно: а б Теодор фон Карман в проекте «Математическая генеалогия»
- ^ «Линия Кармана | Определение и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 17 июля 2024 г.
- ^ Чанг, Ирис , Нить шелкопряда , Basic Books, 1996, страницы 47–60.
- ^ Гринберг, Дж.Л.; Гудштейн, младший (1983). «Теодор фон Карман и прикладная математика в Америке». Наука . 222 (4630): 1300–1304. Бибкод : 1983Sci...222.1300G . дои : 10.1126/science.222.4630.1300 . ПМИД 17773321 . S2CID 19738034 .
- ^ Сирс, WR (1965). «Некоторые воспоминания о Теодоре фон Кармане». Журнал Общества промышленной и прикладной математики . 13 : 175–183. дои : 10.1137/0113011 .
- ^ «Теодор фон Карман | Аэрокосмический инженер, физик и математик | Британника» . www.britanica.com . 7 мая 2023 г. . Проверено 6 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Роудс, Ричард (18 сентября 2012 г.). Создание атомной бомбы . Саймон и Шустер. стр. 104–108. ISBN 978-1-4391-2622-6 . Проверено 5 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Теодор фон Карман» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс
- ^ Нарай-Сабо, Габор; Дж. Палло (2012), Образовательный опыт венгерских гимназий и его влияние на глобальную смену власти , Глобальный форум науки и технологий, ISBN 9780615573106 , получено 6 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Теодор фон Карман с Ли Эдсоном (1967) «Ветер и за его пределами» , стр. 98
- ^ Алкемаде, доктор ир. Фонс (2010). «История ИУТАМ» . Амстердам, Нидерланды: Международный союз теоретической и прикладной механики. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 29 декабря 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сирс, Уильям Р .; Сирс, Мэйбл Р. (январь 1979 г.). «Годы Кармана в Гальците» . Ежегодный обзор механики жидкости . 11 (1): 1–11. Бибкод : 1979АнРФМ..11....1С . дои : 10.1146/annurev.fl.11.010179.000245 . ISSN 0066-4189 .
- ^ Томас, Ширли (1991). «Теодор фон Карман: Просветитель потребителей». Леонардо . 24 (4): 419–426. дои : 10.2307/1575519 . ISSN 0024-094X . JSTOR 1575519 . S2CID 146916763 .
- ^ Отмар Х. Амманн, Теодор фон Карман и Гленн Б. Вудрафф. Авария на мосту в Такоме, доклад администратору. Отчет Федеральному агентству работ, Вашингтон, 1941 г.
- ^ «Разработка Капрала: зародыш армейской ракетной программы, том 1» (PDF) . Армейское агентство по баллистическим ракетам. п. 26. Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2009 г.
- ^ Дик, Стивен Дж., изд. (2010). «Глава 10: NACA, НАСА и сверхзвуковой-гиперзвуковой рубеж». Исторические перспективы НАСА за первые 50 лет (PDF) . НАСА . стр. 223–274. ISBN 978-0-16-084965-7 . LCCN 2009015085 . СП-2010-4704. Архивировано (PDF) оригинала 7 июня 2023 г. Проверено 6 июня 2023 г.
- ^ Блут, Джон (15 июля 1994 г.). «Фон Карман, Малина заложила основу будущей JPL» . Лаборатория реактивного движения ВСЕЛЕННАЯ . 24 (14).
- ^ «Национальная медаль науки президента: сведения о получателе» . НФС.
- ^ Физика сегодня
- ^ Кладбище Легенд Голливуда навсегда
- ^ Легенда о марсианах - Дьёрдь Маркс
- ^ Сирс, WR (1986). «Фон Карман: гидродинамика и другие вещи». Физика сегодня . 39 (1): 34. Бибкод : 1986PhT....39a..34S . дои : 10.1063/1.881063 .
- ^ Томас П. Хьюз (1968) Американский исторический обзор
- ^ Стэнли Коррсин (1968) Исида 59 (2)
- ^ И.Б. Холли (1968) Science v 159 # 3814
- ^ Дж. Кестин (1969) Журнал прикладной механики 36 (1)
- ^ Чарльз Зюскинд (1968) Технология и культура
- ^ Сидней Гольдштейн (1968) Журнал механики жидкости 33 (2) два : 10.1017/S0022112068221390
- ^ «Теодор фон Карман» . www.nasonline.org . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ «Теодор фон Карман» . Американская академия искусств и наук . 9 февраля 2023 г. . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ «Медаль Теодора фон Кармана» . АСКЭ. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года.
- ^ Шпрекельмейер, Линда, редактор. Их мы чтим: Международный зал аэрокосмической славы . Издательство Donning Co., 2006. ISBN 978-1-57864-397-4 .
- ^ «Премия фон Кармана» . Международная академия космонавтики . Архивировано из оригинала 15 декабря 2009 года . Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ «Стипендиаты AEDC» . База ВВС Арнольд.
- ↑ Билгер, Буркхард (22 апреля 2013 г.) «Марсианские хронисты» , The New Yorker . Получено 23 апреля.
- ^ «Серия лекций фон Кармана» . Лаборатория реактивного движения .
- ^ «1992 29 центов Теодор фон Карман штампует Скотта № 2699» . Исследование космических марок.
- ↑ Кеннеди, Джон Ф. (18 февраля 1963 г.) «Замечания по поводу вручения Национальной медали науки Теодору фон Карману». Архивировано 20 февраля 2015 г., в Wayback Machine . Проект американского президентства.
- ^ «Теодор фон Карман» . Институт Франклина . 15 января 2014 года . Проверено 23 сентября 2022 г.
- ^ Лекции Иосии Уилларда Гиббса . Американское математическое общество
- ^ фон Карман, Теодор (1940). «Инженер решает нелинейные проблемы» . Бык. амер. Математика. Соц . 46 (8): 615–683. дои : 10.1090/s0002-9904-1940-07266-0 . МР 0003131 .
- ^ «Международная премия «Крылья фон Кармана»» . Калтех . Проверено 23 февраля 2023 г.
- ↑ Важные события li-2.hu, данные получены 10 июня 2019 г.
- ^ «Святыня Теодора Кармана» . Nationalaviation.org . Национальный зал авиационной славы . Проверено 28 февраля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Антман, Стюарт С. (2006). «Теодор фон Карман» . Панорама венгерской математики в двадцатом веке I. Общество математических исследований Боляи. Том. 14. С. 373–382. дои : 10.1007/978-3-540-30721-1_11 . ISBN 978-3-540-28945-6 . Проверено 4 июня 2023 г.
- И. Чанг , Нить тутового шелкопряда . Книжная группа Персей (1995). ISBN 0-465-08716-7 .
- Драйден, Хью Л. (1965). Теодор фон Карман. Биографические мемуары (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Национальная академия наук . Проверено 4 июня 2023 г.
- Дж. Габриелли, «Теодор фон Карман», Атти Аккад. Да. Турин кл. Да. Физ. Мэтт. Природа. 98 (1963/1964), 471–485.
- М. Х. Горн, Универсальный человек: жизнь Теодора фон Кармана в аэронавтике (Smithsonian Institution Press, Вашингтон, 1992).
- Гринберг, Джон Л.; Гудштейн, Джудит Р. (23 декабря 1983 г.). «Теодор фон Карман и прикладная математика в Америке» . Наука . 222 (4630): 1300–1304. Бибкод : 1983Sci...222.1300G . дои : 10.1126/science.222.4630.1300 . JSTOR 1691641 . ПМИД 17773321 . S2CID 19738034 .
- Д.С. Халаси-младший, отец сверхзвукового полета: Теодор фон Карман (1965).
- Р. К. Холл, «Формирование курса воздухоплавания, ракетной техники и космонавтики: Теодор фон Карман, 1881–1963», Дж. Астронавт. наук. 26 (4) (1978), 369–386.
- Пеннер, СС; Уильямс, ФА; Либби, Пенсильвания; Немат-Насер, С. (1 января 2009 г.). «Работа фон Кармана: последние годы (1952–1963) и наследие» . Ежегодный обзор механики жидкости . 41 (1): 1–15. doi : 10.1146/annurev.fluid.010908.165156 . Проверено 4 июня 2023 г.
- Я. Поласек, «Теодор фон Карман и прикладная математика» (чеш.), Pokroky Mat. Физ. Астроном. 28 (6) (1983), стр. 301–310.
- Ваттендорф, Флорида (1956). «Теодор фон Карман, ученый-международник». З. Флугвисс . 4 : 163–165.
- Ваттендорф, Флорида; Малина, Ф.Дж. (1964). «Теодор фон Карман, 1881–1963». Астронавтика Акта . 10:81 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Работы Теодора фон Кармана или о нем в Интернет-архиве
- Джудит Р. Гудштейн и Кэролин Копп (1981) Путеводитель по коллекциям фон Кармана , Архивы института, Библиотека Роберта А. Милликена, Калифорнийский технологический институт, Пасадена, Калифорния.
- Директор JPL 1938-44 гг. из Лаборатории реактивного движения.
- Институт гидродинамики фон Кармана в Бельгии.
- Теодор фон Карман из American National Biography
- Видеозапись лекции Н. Петерса о жизни и творчестве Теодора фон Кармана
- Теодор фон Карман в Find a Grave
- 1881 рождений
- 1963 смерти
- Американские изобретатели 20-го века
- Американские математики XX века
- Американские физики XX века
- Венгерские изобретатели XX века
- Венгерские физики ХХ века
- Академический состав RWTH Ахенского университета
- Академический состав Геттингенского университета
- Аэродинамики
- Американские инженеры
- Американский народ венгерско-еврейского происхождения
- Обладатели медали ASME
- Австро-венгерские военнослужащие Первой мировой войны
- Выпускники Будапештского университета технологии и экономики
- факультет Калифорнийского технологического института
- Директора Лаборатории реактивного движения
- Ученые, занимающиеся первыми космическими полетами
- Члены Американского физического общества
- Специалисты по гидродинамике
- Иностранные члены Королевского общества
- Венгерские аэрокосмические инженеры
- Венгерские эмигранты в США
- Венгерские евреи
- Венгерское дворянство
- Американские учёные-евреи
- Обладатели медали Джона Фрица
- Кавалеры ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- Получатели Людвига-Прандтля-Ринга
- Медаль для награжденных
- Члены Американского философского общества
- Лауреаты Национальной медали науки
- Лауреаты медали Франклина
- Обладатели золотой медали Королевского авиационного общества
- Ученые из Будапешта
- Выпускники Геттингенского университета