Ипостась (философия и религия)
Ипостась (множественное число: ипостаси ), от греческого ὑπόστασις ( ипостазис ), является основным, фундаментальным состоянием или субстанцией, которая поддерживает всю реальность . Это не то же самое, что понятие вещества. [ нужна ссылка ] . В неоплатонизме к ипостасям души , разума ( нус ) и « единого » обращался Плотин . [ 1 ] В христианском богословии Святая Троица трёх ипостасей: Отца , Сына состоит из и Святого Духа . [ 2 ]
Древнегреческая философия
[ редактировать ]Псевдо-Аристотель употреблял слово «ипостась» в смысле материальной субстанции . [ 3 ]
Неоплатоники утверждают, что под поверхностными явлениями, предстающими перед нашими чувствами, скрываются три высших духовных начала (или ипостаси ), каждое из которых более возвышенное, чем предыдущее. Для Плотина это Душа , Разум и Единое . [ 1 ] [ 4 ]
Христианское богословие
[ редактировать ]
Термин «ипостась» имеет особое значение в христианском богословии ; особенно в христианской триадологии — изучении христианского учения о Троице , — а также в христологии (учение о Христе ). [ 5 ] [ 6 ]
Триадология
[ редактировать ]В христианской триадологии на протяжении всей истории возникли три конкретные богословские концепции, касающиеся количества и взаимосвязи ипостасей : [ 7 ]
Одноипостасный (Одна ипостась)
[ редактировать ]Одноипостасная ) (или миаипостасная концепция утверждает, что Отец, Сын и Дух — одна единая ипостась. [ 8 ] [ 9 ] в единой усии — то есть Отец, Сын и Дух — одна Личность . Исторически существовали варианты этой точки зрения:
- второго века Монархиане считали, что «Отец» и «Сын» — это два имени одного и того же Бога. [ нужна ссылка ]
- В третьем веке Савеллий учил, что Отец, Сын и Дух — три части одной ипостаси . [ нужна ссылка ]
- В четвертом веке Александр и Афанасий верили, что Сын — часть Отца. Точно так же западный манифест Отца в Сердике описывал Сына как «истинную» Мудрость , Силу и Слово Мудрость и Слово Отца » (Эйрес, стр. 125), имея в виду, что Он — единственная . [ нужна ссылка ]
Среди доникейских отцов церкви « Дионисий Римский ... говорил, что неправильно делить божественную монархию «на три... отдельные ипостаси ... люди, которые придерживаются этого, фактически производят трех богов». [ 10 ] : 185
В четвертом веке савеллиане [ 11 ] (например, Евстафий [ 12 ] и Марцелл, [ 13 ] [ 14 ] ), Александр, [ 15 ] Афанасий, [ 16 ] [ 17 ] и Западная церковь [ 18 ] учили единой ипостаси в Боге. «Ясный вывод из употребления [Афанасия]» заключается в том, что «в Боге есть только одна ипостась». [ 19 ] Некоторые ведущие ученые утверждают, что даже Никейский Символ веры исповедует богословие «одной ипостаси». [ 14 ]
дигипостатический
[ редактировать ]Дёипостасная ; концепция утверждает, что у Бога есть две ипостаси (Отец и Сын) [ 20 ] Когда в четвертом веке началась полемика, внимание было сосредоточено только на Сыне, а не на Святом Духе. [ 21 ] Позже в том же столетии некоторые группы, такие как македонцы , признали Сына полностью божественным, но не Святого Духа. [ 22 ] Вот почему в 381 году нашей эры, во время Первого Константинопольского Собора , Никейский Символ веры [ нужна ссылка ] был пересмотрен, чтобы дать ясное последнее слово о божественности Святого Духа. [ 23 ]
Триипостасный (Три Ипостаси)
[ редактировать ]Трехипостасная (три=три; гипо=на; статика = стационарная ситуация бытия , на которой возникают силы?), концепция, то есть идея, утверждает, что у Бога есть три таких пространства ( Отец , Сын и Святой Дух ), [ 24 ] каждый со своей ousia , то есть (т. е.), истинным бытием, субстанцией, бытием, существованием. После осуждения савеллианства в третьем веке возобладал взгляд Оригена на три ипостаси. [ 25 ] Евсевии (традиционно, но ошибочно называемые «арианцами») [ 26 ] [ 27 ] верил в три ипостаси. [ 28 ] [ 29 ] Лидерами евсевиан были Евсевий Кесарийский и Евсевий Никомедийский. С этой точки зрения Отец, Сын и Дух — это три разных разума. Например, в Восточном Символе Веры Посвящения говорится: «Их трое в ипостаси , но один в согласии». (Хэнсон, стр. 286) «Согласие» подразумевает разные умы. [ нужна ссылка ]
Существовали также варианты взгляда на «три ипостаси». «То, что традиционно считается ключевым словом в «Символе веры», полностью выпадает из споров вскоре после Никейского Собора и о нем не слышно более двадцати лет». (Лекция Хансона) Афанасий вновь ввел этот термин в дебаты в 350-х годах, примерно через 30 лет после Никеи. [ 30 ] [ 31 ] Это заставило евсевианцев разделиться на различные взгляды. Некоторые говорили, что субстанции Отца и Сына различны (гетероусиос). Другие говорили, что их вещества схожи (homoiousios). Третьи отказывались говорить о сути ( гомоианцы ). [ нужна ссылка ]
Каппадокийские отцы были первыми сторонниками Никейства, верившими в три ипостаси. Например, Василий Кесарийский говорил, что заявления Сына о том, что Он исполняет волю Отца, «происходят не потому, что у Него нет сознательной цели или силы посвящения », а потому, что « собственная воля Его связана нерасторжимым союзом с Отцом». [ 32 ]
Этот спор о числе ипостасей в Боге лежал в основе «арианского» спора . И традиционное учение о Троице, и ариане учили трем различным ипостасям Божества. Разница в том, что в доктрине Троицы они также идентифицируются как единое Существо. [ нужна ссылка ]
Ипостась и Усия
[ редактировать ]![]() | Этот раздел содержит подробный перефраз несвободного источника, защищенного авторским правом, «Оксфордского словаря христианской церкви» . ( январь 2022 г. ) |
Ипостась — это индивидуальный аспект усии, это означает, что усия — это родительская характеристика, которая является общей для ипостаси, находящейся под ней. Усия может быть разделена на множество ипостасей, поскольку ипостась — это индивидуальное выражение этой усии, точно так же, как эго является выражением лежащей в ее основе души. В этом случае ясно видно, что эго и душа кажутся разными, и что эго не без души, однако они могут сосуществовать. Усия — это природа этого существования, и все существующие вещи имеют усия, поскольку это природа этого существования в том виде, в котором оно существует. Усия — это то, что делает камень камнем, а ипостась — это различные виды камней; Усия — это форма, а также природа частиц, составляющих сущность в случае физических явлений. С другой стороны, для духовных явлений уровень присутствия и творческой силы отличает одну усия от другой. Как было сказано ранее, эта природа существования (усия) может быть присуща различным ипостасям или случаям усии. [ нужна ссылка ]
Ипостась — это не то же самое, что тип или часть, Ипостась содержит в себе всю природу, описываемую ее узией. Это означает, что усия одинаково принадлежит каждой ипостаси, и в этом смысле они все одинаковы. Каждая ипостась – одна, а также множество одновременно. Это потому, что все они держат одну и ту же усию, разница в том, как они ее выражают. [ нужна ссылка ]
Греческая философия
[ редактировать ]Эти термины взяты из греческой философии. [ 33 ] где они, по сути, имели одно и то же значение, а именно фундаментальную реальность, поддерживающую все остальное. В христианском контексте это понятие может относиться к Богу или Высшей Реальности . [ нужна ссылка ]
Библия
[ редактировать ]Библия никогда не упоминает об Усии Бога Бога и только один раз о Ипостаси (Евреям 1:3). [ 34 ] [ 35 ] В Послании к Евреям 1:3 неясно, относится ли ипостась к природе Бога или ко всей Его «Личности» (ипостаси) и переводится по-разному. [ нужна ссылка ]
Отцы ранней церкви
[ редактировать ]В ранних христианских писаниях ипостась использовалась для обозначения «существа» или «существенной реальности» и не всегда отличалась по значению от таких терминов, как ousia («сущность»), substantia («субстанция») или qnoma (специфический термин в сирийском христианстве ). . [ 36 ] Его таким образом использовали Татиан и Ориген . [ 7 ] Тертуллиан, писавший на латыни, не использовал греческие термины «ипостась» и «усия», но использовал родственный термин «субстанция». [ 37 ]
Никейский Символ веры
[ редактировать ]Никейский Символ веры 325 года в одной из своих анафем использовал термины ипостась и усия:
«А тех... которые утверждают, что Сын Божий имеет иную ипостась или субстанцию [ousia]... тех анафематствует Соборная и Апостольская Церковь». ( Ранние церковные тексты )
Эти термины не использовались ни одним предыдущим вероучением. [ 38 ] Во времена Никейского Символа веры разные люди употребляли эти термины по-разному. [ 39 ] Многие использовали их как синонимы. [ 40 ] Примечательно, что Афанасий, главный хранитель Никейского Символа веры, также использовал эти термины как синонимы. [ 41 ] Поэтому неудивительно, что в одной из анафем Символа веры эти термины используются как синонимы. [ 42 ] [ 43 ] Однако, поскольку они использовались как синонимы, тексты Ранней Церкви, в которых усия переводится как «субстанция», вводят в заблуждение. Как упоминается ниже, значения этих терминов изменились во время арианских споров, и ранние церковные тексты применяют более поздние значения этих терминов к Никейскому символу веры:
[Эти два термина] «не означали и не должны переводиться как «личность» и «субстанция», поскольку они использовались, когда, наконец, путаница была прояснена и эти два различных значения были навсегда закреплены за этими словами». [ 10 ] : 181
Каппадокийские отцы
[ редактировать ]Как уже говорилось, когда начались арианские споры и на протяжении большей части четвертого века, ипостась и усия были синонимами. [ 44 ] Однако позже в том же столетии между этими двумя терминами было проведено четкое различие. [ 45 ] [ 46 ] Три каппадокийских отца : Василий Кесарийский (330–379), Григорий Назианзин (329–389) и Григорий Нисский (335–395), один из младших братьев Василия, [ 10 ] : 676 традиционно считаются первыми, кто провел четкое различие между узией и ипостасью, особенно Василием Кесарийским, [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] а именно в его письмах 214 г. (375 г. н.э.) [ 51 ] и 236 (376 г. н. э.) [ 52 ]
Однако Арий и Астерий были двумя евсевианами, которые провели это различие гораздо раньше. [ 53 ] [ 54 ] Однако Василий Кесарийский был первым сторонником Никея, который провел это различие. В то время как Василий был трехипостасным богословом , Афанасий и более ранние проникейские богословы были одноипостасными богословами и не нуждались в различении между ипостасью и усией.
Однако каппадокийцы еще не понимали Бога как одну неделимую усию (субстанцию), как в учении о Троице. Они сказали, что Отец, Сын и Дух имеют совершенно одинаковую субстанцию, но у каждого своя субстанция. Василий начал свою карьеру богослова как гомоусианин. Таким образом, он считал, что сущность Сына подобна сущности Отца. [ 55 ] означает две различные ипостаси. Позднее, после того как он принял homoousios (то же самое вещество), он сохранил идею двух различных ипостасей:
Он говорит, что, по его мнению, « как в отношении ousia » (лозунг партии Василия Анкирского) было приемлемой формулой, при условии, что к ней было добавлено слово « неизменно », ибо тогда это было бы эквивалентно homoousios «Сам Василий предпочитает homoousios». «Базиль отошел от своего происхождения, но не отказался от него полностью. [ 10 ] : 694
Это означает, что Василий понимал homoousios в общем смысле двух существ с одним и тем же типом субстанции, а не двух существ, разделяющих одну и ту же субстанцию. Следовательно, он пояснил, что различие между усиями и ипостасями такое же, как различие между общим и частным; как, например, между животным и конкретным человеком. [ 56 ] [ 57 ]
«В DSS [Василий] обсуждает идею о том, что различие между Божеством и Личностями заключается в различии между абстрактной сущностью, такой как человечество, и ее конкретными проявлениями, такими как человек». [ 10 ] : 698
что [homoousios] предпочтительнее, потому что тождество ипостасей . Василий «доказывал , фактически исключает он человека к «живым существам», представляет собой сильнейший аргумент в пользу гипотезы Гарнака ». [ 10 ] : 697 «Гарнак... утверждал, что Василий и все каппадокийцы интерпретировали homoousios только в «родовом» смысле... что единство субстанции превратилось в равенство субстанции». [ 10 ] : 696
Доктрина Троицы
[ редактировать ]Термины усия и ипостась являются основополагающими в учении о Троице. Хэнсон описал традиционную доктрину Троицы следующим образом:
«Поборники никейской веры… разработали учение о Боге как о Троице, как об одной субстанции или усии, которая существовала как три ипостаси, три различные реальности или сущности (я воздерживаюсь от использования вводящего в заблуждение слова «Личность»), трёх способов бытия или способов существования как Бога». [ 58 ]
Хэнсон объясняет ипостаси как «способы существования» или «способы существования», но говорит, что термин «человек» вводит в заблуждение. В английском языке каждый «человек» представляет собой отдельную сущность со своим разумом и волей. Это не эквивалентно понятию ипостаси в учении о Троице, поскольку в этом учении Отец, Сын и Святой Дух являются единым Существом с единым разумом. Например, Карл Ранер , ведущий католический учёный, сказал: [ нужна ссылка ]
«Элемент сознания ... не принадлежит ему [Человеку] в нашем контексте [официальной доктрине {Католической} Церкви]». «Но в Боге существует только одна сила, одна воля , только одно самоприсутствие ... Следовательно, самосознание не является моментом, который отличает божественные «лица» одно от другого».
Более поздние события
[ редактировать ]Консенсус не был достигнут без некоторой путаницы в умах западных богословов, поскольку на Западе лексика была иной. [ 59 ] Многие латиноязычные богословы понимали ипостась как «substantia» ( субстанция ); таким образом, говоря о трех ипостасях в Божестве , они могли заподозрить три субстанции или троебожие . середины пятого века Однако после Халкидонского собора это слово стало противопоставляться усии и стало использоваться для обозначения «индивидуальной реальности», особенно в тринитарном и христологическом контекстах. Христианская концепция Троицы часто описывается как единый Бог, существующий в трёх различных ипостасях/личностях/личностях . [ 60 ]
Природа Христа
[ редактировать ]В христологии на протяжении всей истории возникли две конкретные богословские концепции, относящиеся к Ипостаси Христа :
- Одноипостасная концепция утверждает, что Христос имеет только одну ипостась; [ 61 ]
- Дёипостасная концепция утверждает, что Христос имеет две ипостаси (божественную и человеческую). [ 62 ]
Взгляды Жана Кальвина
[ редактировать ]Жан Кальвин писал: «Слово ὑπόστασις , которое я, следуя за другими, передал субстанции, обозначает, как я думаю, не бытие или сущность Отца, но Его личность; ибо было бы странно сказать, что сущность Бога запечатлено во Христе, поскольку сущность того и другого совершенно одна и та же. Но можно справедливо и уместно сказать, что все, что особенно принадлежит Отцу, проявляется во Христе, так что знающий Его знает, что находится в Христе. Отец. И в этом смысле православные отцы принимают этот термин, ипостась, считая ее троичной в Боге, тогда как сущность ( οὐσία ) просто одна. Иларий везде принимает латинское слово «субстанция» за личность. Цель апостола в этом месте говорить о том, чем является Христос сам по себе, но и о том, чем он действительно является для нас, однако он в достаточной степени опровергает азиатов и савеллиан, ибо утверждает за Христа то, что принадлежит Богу; ибо отсюда мы узнаем, что Сын есть один Бог с Отцом, и что Он, тем не менее, в некотором смысле отличен от Него, так что является ипостасью или личностью. принадлежит обоим». [ 63 ]
См. также
[ редактировать ]
- Аспект (религия)
- Haecceity - термин, используемый последователями Дунса Скота для обозначения того, что формально отличает одну вещь от другой, имеющую общую природу.
- Гипокеименон
- Ипостасный союз
- Ипостасная абстракция
- Принцип создания экземпляров
- Калиптос в гностицизме
- Ноэма - аналогичный термин, использованный Эдмундом Гуссерлем.
- Пракрити - аналогичный термин, встречающийся в индуизме.
- Принцип индивидуации
- Просопон или персона
- Реификация (заблуждение)
- Теория вещества
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Антон 1977 , с. 258–271.
- ^ Энциклопедия христианства Том. 5. Фальбуш, Эрвин, Лохман, Ян Милич, Мбити, Джон С., Пеликан, Ярослав, 1923–2006, Вишер, Лукас, Бромили, Г.В. (Джеффри Уильям). Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдман. 2008. с. 543 . ISBN 978-0802824134 . ОСЛК 39914033 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Псевдо-Аристотель , О мире , 4.19.
- ^ Неоплатонизм (Древние философии) Паулины Ремес (2008), University of California Press ISBN 0520258347 , стр. 48–52.
- ^ Мейендорф 1989 , стр. 190–192, 198, 257, 362.
- ^ Дейли 2009 , стр. 342–345.
- ^ Jump up to: а б Рамелли 2012 , стр. 302–350.
- ^ Линхард 1993 , стр. 97–99.
- ^ Bulgakov 2009 , pp. 82, 143–144.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хэнсон, Ричард ПК (1987). Поиск христианской доктрины Бога – Арианская полемика 318–381 .
- ^ «Савеллиане четвертого века» . Март 2024.
- ^ «Скорее всего, Евстафий был низложен прежде всего за ересь савеллианства». (Хэнсон, стр. 211)
- ^ «Марцелл Анкирский создал богословие… которое вполне можно было бы назвать савеллианским». (Хэнсон, стр. ix)
- ^ Jump up to: а б «Если принять Никейский символ веры за чистую монету, то богословие Евстафия и Марцелла было богословием, восторжествовавшим в Никее. Это вероучение допускает возможность только одной усии и одной ипостаси . Это было отличительной чертой богословия этих двух мужчин». Хэнсон, RPC, В поисках христианской доктрины Бога - Арианская полемика 318–381, 1987, с. 235
- ^ «Сохранившиеся фрагменты Евстафия представляют учение, близкое Марцеллу, Александру и Афанасию. Евстафий настаивает на том, что существует только одна ипостась ». (Эйрес, стр. 69)
- ↑ «Ясный вывод из его (Афанасия) употребления» состоит в том, что «в Боге есть только одна ипостась ». (Эйрес, Никея и ее наследие, 2004 г., стр. 48)
- ^ «Афанасий не был тринитарием. Он был унитарием» . 6 мая 2024 г.
- ^ «Он [Афанасий] присутствовал на Сердикском соборе среди западных епископов в 343 году, и в официальном письме этого Собора было решительно выбрано вера в одну и только одну ипостась в качестве ортодоксальности. Афанасий, конечно, принимал это учение по крайней мере до 359 г., хотя впоследствии и пытался скрыть этот факт». (Хэнсон, стр. 444)
- ^ Льюис Эйрес, с. 48
- ^ Линхард 1993 , стр. 94–97.
- ^ «Никейский собор обратился к Святому Духу, что могло показаться просто запоздалой мыслью: «И мы верим в Святого Духа»» (Анатолий, Возвращение Никеи, 2011, стр. 28).
- ^ Например, «македоняне также верили в полную божественность Сына под лозунгом «подобия сущности», но воздерживались от поклонения и исповедания божественности Духа». (Анатолий, стр. 28-9)
- ^ Льюис Эйрес (3 мая 2006 г.). Никея и ее наследие: подход к тринитарному богословию четвертого века . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-875505-0 . Проверено 1 июля 2024 г.
- ^ Bulgakov 2009 , pp. 15, 143, 147.
- ^ «Ориген» свободно использовал ипостась и усия как взаимозаменяемые термины для описания отдельной реальности Сына внутри Божества. есть три ипостаси » (Хэнсон, стр. 184). ... Он учил, что внутри Божества
- ^ Никерк, Андрис ван (15 мая 2023 г.). «Афанасий изобрел арианство» . От Даниила до Откровения . Проверено 26 августа 2024 г.
- ^ «Моя вторая богословская траектория... я назову ее «Евсевианом». Когда я использую этот термин, я имею в виду любого, кто нашел бы общий язык с одним из самых видных сторонников Ария, Евсевием Никомидийским или Евсевием Кесарийским». (Эйрес, стр. 52)
- ↑ Арий имел «твёрдую приверженность вере в три различные божественные ипостаси». (Уильямс, Роуэн, Ариус: Ересь и традиция, 2002/1987, стр. 97)
- ^ «Астерий (ведущий Евсевиан) также настаивает на том, что Отец, Сын и Дух — это три ипостаси. (Эйрес, стр. 54)
- ^ «Только после того, как он (Афанасий) напишет De Decretis (356 или 357), Афанасий снова упоминает это слово и начинает его защищать». (Хэнсон, стр. 436)
- ^ «Решение Афанасия сделать Никею и homoousios центральными в своем богословии берет свое начало в меняющемся климате 350-х годов». (Эйрес, стр. 144)
- ↑ Василий в этих трактатах «О Святом Духе».
- ^ Ссылаясь на Никейский символ веры, Р.П.К. Хэнсон описывает его как «новые термины, заимствованные из языческой философии того времени». (Хэнсон, стр. 846)
- ^ «Единственное строго богословское использование (слова ипостась) — это в Послании к Евреям 1:3, где Сын описывается как «отпечаток природы» [ипостаси] Бога». (Хэнсон, стр. 182)
- ^ «Это слово также встречается двадцать раз в LXX (древнегреческом переводе Ветхого Завета), но только один из них можно считать теологически значимым. ... В Премудрости 16:21 автор говорит об ипостаси Бога , имея в виду его природа; и, несомненно, именно поэтому Послание к евреям использует термин «отпечаток его природы». (Хэнсон, стр. 182)
- ^ Мейендорф 1989 , с. 173.
- ^ «Тертуллиан на рубеже второго-третьего веков уже использовал латинское слово substantia (субстанция) Бога... Следовательно, Бог имел тело и действительно находился на внешних границах пространства. ... Это было возможно Тертуллиан должен думать об Отце, Сыне и Святом Духе, разделяющих эту субстанцию, так что отношения Трех в весьма утонченном смысле телесны ... Он может использовать выражение Unius substantiae («одной субстанции»). Это привело к некоторым ученые считают Тертуллиана представителем никейской ортодоксальности до Никеи... Но это далеко не правдоподобная теория. Материализм Тертуллиана... совершенно отличается от любых идей ousia или homoousios, выдвигавшихся в четвертом веке». (Хэнсон, стр. 184)
- ^ «Одним из наиболее поразительных аспектов Никеи по сравнению с сохранившимися символами веры того периода и даже по сравнению с символом веры, сохранившимся со времен Антиохийского собора в начале 325 года, является использование технической терминологии усии и ипостаси . » (Эйрес, стр. 92)
- ^ «В период, когда разразился арианский спор, существовала значительная путаница в использовании терминов ипостась и усия». (Хэнсон, стр. 181)
- ^ «Для многих людей в начале четвертого века слово ипостась и слово усия имели примерно одно и то же значение». (Хэнсон, стр. 181)
- ^ «Очевидно, что для него ипостась и усия все еще были синонимами». (Хэнсон, 440)
- ^ Эйрес ссылается на «кажущееся уравнение усии и ипостаси» . (Эйрес, стр. 88)
- ↑ RPC Hanson говорит, что Никейский символ веры «очевидно (но не совсем наверняка) идентифицирует ипостась и усию ». (Хэнсон, стр. 188)
- ^ «По крайней мере, в первой половине периода 318–381 гг., А в некоторых случаях и значительно позже, усия и ипостась используются как виртуальные синонимы». (Хэнсон, стр. 183)
- ^ «Только намного позже в этом столетии некоторые стали более четко различать эти два понятия». (Эйрес, стр. 98)
- ^ «Когда, наконец, путаница была прояснена и эти два различных значения навсегда были закреплены за этими словами», ипостась и усия означали соответственно «личность» и «субстанция». (Хэнсон, стр. 181)
- ^ Василия «часто отождествляют» с «различием между единой общей природой на одном уровне и личными различиями Отца, Сына и Духа на другом». (Эйрс, стр. 190-191)
- ^ «Первым, кто предложил разницу в значениях ипостаси и ousia... был Василий Кесарийский». (Иоганнес, Усия и ипостась от философов к соборам)
- ^ «Василий использует ипостась для обозначения «Лицо Троицы» в отличие от «субстанции», которая обычно выражается либо как ousia, либо как «природа» (физис), либо как «субстрат». (Хэнсон, стр. 690-691)
- ^ «Самый выдающийся вклад Василия в разрешение спора о христианском учении о Боге заключался в разъяснении словарного запаса». (Хэнсон, стр. 690)
- ^ «Святитель Василий Великий, Письма – Третья часть – Полный текст, на английском языке – 1» . www.elpenor.org . Проверено 23 сентября 2021 г.
- ^ «Святитель Василий Великий, Письма – Третья часть – Полный текст, на английском языке – 39» . www.elpenor.org . Проверено 23 сентября 2021 г.
- ^ Арий использовал ипостась для слова «Человек». Например, он «с готовностью говорил об ипостасях Отца, Сына и Святого Духа. И говорил, что ипостаси Отца, Сына и Святого Духа «были различны по роду и по рангу». (Хэнсон, стр. 187) Но он использовал усия для «субстанции». Он писал, например, « Логос чужд и непохож во всех отношениях на усия Отца » . (Хэнсон, стр. 186) «Представляется вероятным, что он был одним из немногих в тот период, кто не путал эти два понятия». (Хэнсон, стр. 187)
- ↑ Астерий, еще один ведущий «арианец», «явно не путал усию и ипостась». Он использовал ипостась для «Человека». Например, он «говорил, что есть три ипостаси» и «конечно учил, что Отец и Сын различны и различны в своих ипостасях». Но он использовал усия для обозначения «содержания». Например, «он также описал Сына как «точный образ усии , совета, славы и силы» Отца». (Хэнсон, стр. 187)
- ^ «[Бэзил] происходил из того, что можно было бы назвать« гомоюзианским »происхождением». (Хэнсон, стр. 699). Таким образом, «доктрина «подобного в отношении усии» была доктриной, которую они могли принять или, по крайней мере, взять в качестве отправной точки, и которая не вызывала у них беспокойства». (Хэнсон, стр. 678)
- ^ Он писал: «То отношение, которое общее имеет к частному, такое отношение имеет усия к ипостаси». (Хэнсон, стр. 692)
- ^ «Он может сравнить отношение усии к ипостаси с отношением «живого существа» к конкретному человеку и применить это различие непосредственно к трем Лицам Троицы». Это предполагает, что «каждый из этих троих является конкретным примером «родового» Божества». (Хэнсон, стр. 692)
- ^ Никерк, Андрис ван (26 ноября 2021 г.). «RPC Hanson - Лекция об арианском споре» . От Даниила до Откровения . Проверено 26 августа 2024 г.
- ^ Видман 2007 , стр. 95–97.
- ^ Гонсалес, Хусто Л. (2005), «Ипостась», Основные богословские термины , Луисвилл: Вестминстер Джон Нокс Пресс, стр. 80–81, ISBN 978-0664228101
- ^ МакГакин 2011 , с. 57.
- ^ Кун 2019 .
- ^ Джон Кальвин, Комментарий к Посланию к Евреям , 35 (изд. CCEL PDF); https://ccel.org/ccel/c/calvin/calcom44/cache/calcom44.pdf ; текстовая версия: https://www.studylight.org/commentaries/eng/cal/hebrews-1.html.
Источники
[ редактировать ]- Антон, Джон П. (1977). «Некоторые логические аспекты понятия ипостаси у Плотина» . Обзор метафизики . 31 (2): 258–271. JSTOR 20127050 .
- Булгаков, Сергий (2009). Неопалимая купина: О православном почитании Божией Матери . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Уильяма Б. Эрдманс. ISBN 978-0802845740 .
- Дейли, Брайан Э. (2009). «Личность в Боге и Личность Христа в святоотеческом богословии: аргумент в пользу параллельного развития». Бог в раннехристианской мысли . Лейден и Бостон: Брилл. стр. 323–350. ISBN 978-9004174122 .
- Кун, Майкл Ф. (2019). Бог един: христианская защита божественного единства в золотой век мусульман . Карлайл: Издательство Langham Publishing. ISBN 978-1783685776 .
- Линхард, Джозеф Т. (1993). «Арианский спор: пересмотр некоторых категорий» . Учения о Боге и Христе в ранней церкви . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Garland Publishing. стр. 87–109. ISBN 978-0815310693 .
- Лун, Ханс ван (2009). Диофизитская христология Кирилла Александрийского . Лейден и Бостон: Брилл. ISBN 978-9004173224 .
- МакГакин, Джон Энтони , изд. (2011). Энциклопедия восточного православного христианства . Том. 1. Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл. ISBN 9781405185394 .
- Маклеод, Фредерик Г. (2010). «Понимание Феодором Мопсуестийским двух ипостасей и двух просоп, совпадающих в одном общем прозопоне» . Журнал ранних христианских исследований . 18 (3): 393–424. дои : 10.1353/earl.2010.0011 . S2CID 170594639 .
- Мейендорф, Джон (1983) [1974]. Византийское богословие: исторические тенденции и доктринальные темы (2-е исправленное изд.). Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. ISBN 978-0823209675 .
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450–680 гг. Н.э. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство семинарии Св. Владимира. ISBN 978-0881410563 .
- Оуэнс, Джозеф (1951). Доктрина бытия в аристотелевской метафизике: исследование греческих предпосылок средневековой мысли . Торонто: Папский институт средневековых исследований.
- Пастори-Купан, Иштван (2006). Феодорит Кирский . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1134391769 .
- Рамелли, Илария (2012). «Ориген, греческая философия и рождение тринитарного значения ипостаси» . Гарвардское теологическое обозрение . 105 (3): 302–350. дои : 10.1017/S0017816012000120 . JSTOR 23327679 . S2CID 170203381 .
- Тёпель, Александр (2014). «О значении терминов ипостась и просопон у Бабая Великого» . Грузинская христианская мысль и ее культурный контекст . Лейден и Бостон: Брилл. стр. 151–171. ISBN 978-9004264274 .
- Турческу, Лучиан (1997). «Просопон и Ипостась в «Против Евномия» и посланиях Василия Кесарийского» . бдения Христианские 51 (4): 374–395. дои : 10.2307/1583868 . JSTOR 1583868 .
- Видман, Марк (2007). Тринитарное богословие Илария Пуатье . Лейден и Бостон: Брилл. ISBN 978-9004162242 .