Королевство Бенин
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2016 г. ) |
Королевство Бенин Арриоба Эдо | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1180–1897 | |||||||||||
Капитал | Или (ныне Бенин-Сити ) | ||||||||||
Общие языки | Эдо , йоруба и игбо | ||||||||||
Религия | Эдо Религия , Католическое христианство | ||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
Оба | |||||||||||
• 1180–1246 (первый) | Эвека я [ 1 ] | ||||||||||
• 1888–1897 (последний) | Ночевка | ||||||||||
История | |||||||||||
• Учредил | 1180 | ||||||||||
• Аннексирован Соединенным Королевством | 1897 | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Нигерия |
Королевство Бенин , [ 2 ] также известное как Королевство Эдо или Королевство Бенин ( Bini : Arriọba ẹdo ), является королевством на территории нынешней южной Нигерии. [ 3 ] Он не имеет исторического отношения к современной республике Бенин . [ 4 ] которая была известна как Дагомея с 17 века до 1975 года . Столицей Королевства Бенин был Эдо, ныне известный как Бенин-Сити в штате Эдо , Нигерия . Королевство Бенин было «одним из старейших и наиболее развитых государств в прибрежных районах Западной Африки ». Оно выросло из предыдущего Эдо царства Игодомигодо примерно в 11 веке нашей эры. [ 5 ] и продолжалось до тех пор, пока оно не было аннексировано Британской империей в 1897 году. [ 6 ]
В 15 и 16 веках королевство достигло пика своего процветания, расширяя свою территорию, торгуя с европейскими державами и создавая замечательное художественное наследие из литой бронзы, резной слоновой кости и других материалов.
Предыстория
[ редактировать ]К I веку до нашей эры территория Бенина была частично сельскохозяйственной; и примерно к 500 году нашей эры он стал преимущественно сельскохозяйственным, но охота и собирательство по-прежнему оставались важными. Также к 500 году железо использовалось жителями территории Бенина. [ 7 ]
Бенин-Сити (бывший Эдо) возник примерно в 1000 году в лесу, который можно было легко защитить. Густая растительность и узкие улочки облегчали защиту города от нападений. Тропический лес, в котором расположен Бенин-Сити, помог развитию города благодаря своим огромным ресурсам: рыба из рек и ручьев, животные для охоты, листья для кровельных работ, растения для медицинских целей, слоновая кость для резьбы по дереву и торговли, а также древесина для производства. судостроение – это можно использовать. Однако домашние животные из леса и прилегающих территорий не смогли выжить из-за болезни, распространяемой мухами цеце ; после столетий воздействия у некоторых животных, таких как крупный рогатый скот и козы, выработалась устойчивость к этой болезни. [ 8 ]
Первоначальное название королевства Бенин, при его создании где-то в первом тысячелетии нашей эры, было Игодомигодо , как его называли его жители. Их правителя звали Огисо – владыка неба. [ 9 ] Около 36 известных Огисо считаются правителями этого первоначального воплощения государства. [ 10 ] Огисо начали использовать скипетры Ады и Эбена как символы своей власти примерно с 16 года нашей эры. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
История
[ редактировать ]Ряд стен ознаменовал постепенный рост города с 850 года нашей эры до его упадка в 16 веке. Чтобы окружить свой дворец, он приказал построить внутреннюю стену Бенина и земляной вал длиной 11 километров (7 миль), опоясанный рвом глубиной 6 м (20 футов). Его раскопал в начале 1960-х годов Грэм Конна . Конна подсчитал, что если бы его строительство растянулось на пять засушливых сезонов, потребовалось бы 1000 рабочих, работающих по десять часов в день, семь дней в неделю. [ нужна ссылка ] Эвуаре также проложил большие магистрали и построил девять укрепленных ворот. Раскопки в Бенин-Сити показали, что он процветал уже примерно в 1200–1300 годах нашей эры. [ 14 ]
В 1440 году король Эвуаре , [ 15 ] также известный как Эвуаре Великий, пришел к власти и расширил границы бывшего города-государства. Только в это время административный центр королевства стал называться Убину в честь португальского слова и был преобразован в Бини Ицехири , Урхобо и Эдо, которые все вместе жили в королевском административном центре королевства. Португальцы, прибывшие в составе экспедиции под руководством Жуана Афонсу де Авейру в 1485 году, называли его Бенином, а центр стал известен как Бенин-Сити. [ 16 ] Оба стал вершиной власти в регионе. В 15 веке Оба Эвуаре приписывают превращение Бенин-Сити в город-государство из военной крепости, построенной Огисо, защищенной рвами и стенами. Именно из этого бастиона он начал свои военные кампании и начал расширение королевства из центральных земель, говорящих на языке Эдо. [ нужна ссылка ] В ходе раскопок также была обнаружена сеть земляных стен в сельской местности длиной от 6000 до 13 000 км (от 4000 до 8000 миль), на строительство которых потребовалось бы около 150 миллионов человеко-часов, а на строительство, должно быть, ушли сотни лет. Очевидно, они были воздвигнуты для обозначения территорий для городов и поселков. Спустя тринадцать лет после смерти Эвуаре рассказы о великолепии Бенина привлекли к городским воротам еще больше португальских торговцев. [ 17 ]
В начале 16 века Оба Эсиги расширил королевство на восток после победы над вторжением и попытки завоевания Бенина королевством Игала. Бенин приобрел политическую силу и господство над большей частью территории, которая сейчас является средним западом Нигерии. Его богатство росло за счет обширной торговли, особенно с внутренними районами региона, хотя торговля с европейцами, которая развивалась с конца 15 века перцем, рабами, тканями и слоновой костью, обеспечила меньшее дополнительное дополнение к богатству Бенина и его экономике. . [ 18 ]
В конце 16 века Оба Эхэнбуда был последним из королей-воинов; после его правления империя постепенно сокращалась в размерах. [ 19 ]
В конце 17 века королевство временно пришло в упадок после крупной гражданской войны. [ 20 ] Однако в начале 18 века произошло возрождение, когда Оба Эвуакпе восстановил авторитет положения оба и состояние королевства. Его сын, Оба Акензуа, получал выгоду от торговли с европейцами и должен был стать одним из самых богатых обоих в истории королевства. [ 21 ]
Государство развило развитую художественную культуру, особенно в своих знаменитых артефактах из бронзы, железа и слоновой кости. К ним относятся бронзовые настенные таблички и бронзовые головы в натуральную величину, изображающие Оба и Иоба Бенина. На этих мемориальных досках также были изображены другие фигуры людей и животных, а также такие предметы, как церемониальные пояса. Также использовалась слоновая кость, о чем свидетельствует резьба из слоновой кости в богато украшенных коробочках, гребнях и нарукавниках. Самый известный артефакт основан на королеве Идии , ныне известной как бенинская маска из слоновой кости . Маски из слоновой кости предназначались для ношения на поясе королей. [ 19 ]
Бенин правил Иджау западными игбо , Урхобо , Ичекири , Исоко и племенами , среди других. Он также господствовал над восточными племенами йоруба Ондо, Экити, Махин/Угбо и Иджебу. [ 22 ] На пике своего развития в 16 веке Бенин доминировал в торговле вдоль всей береговой линии от западной дельты Нигера через Лагос до почти Аккры на западе. [ 23 ] Могущество Бенина пришло в упадок с конца 16 века, поскольку он потерял контроль над территориями на западе. [ 24 ] (Именно по этой причине эта береговая линия была названа Бенинской бухтой . Нынешняя Республика Бенин, бывшая Дагомея, решила выбрать название этой бухты в качестве названия своей страны). [ нужна ссылка ]
Великобритания стремится контролировать торговлю
[ редактировать ]Бенин временно пришел в упадок после 1700 года после гражданской войны, но позже в том же столетии частично восстановился. [ 25 ] только для того, чтобы снова прийти в упадок в конце 19 века. Экономика Бенина ранее процветала в начале-середине 19 века благодаря развитию торговли пальмовым маслом и продолжению торговли текстилем, слоновой костью и другими ресурсами. [ 26 ] Чтобы сохранить независимость королевства, Оба постепенно запретил экспорт товаров из Бенина, пока торговля не стала исключительно пальмовым маслом. [ нужна ссылка ]
Ко второй половине XIX века Великобритания предпочла более тесные отношения с Королевством Бенин; поскольку британские официальные лица все больше были заинтересованы в контроле над торговлей в этом районе и в доступе к пальмовому маслу королевства, орехам колы, слоновой кости и, возможно, каучуковым ресурсам после того, как были завезены саженцы гевеи бразильской в 1895 году через сады Кью . [ 27 ] [ 28 ]
Было предпринято несколько попыток достичь этой цели, начиная с официального визита Ричарда Фрэнсиса Бертона в 1862 году, когда он был консулом в Фернандо-По . После этого последовали попытки Хьюта, Блэра и Аннесли заключить договор между Бенином и Соединенным Королевством в 1884, 1885 и 1886 годах соответственно. Однако эти усилия не дали никаких результатов. Королевство сопротивлялось тому, чтобы стать британским протекторатом на протяжении 1880-х годов, но британцы оставались настойчивыми. Прогресс был достигнут в 1892 году во время визита вице-консула Генри Голви . Эта миссия была первым официальным визитом после визита Бертона. Более того, это также положит начало будущим событиям, которые приведут к отстранению Оба Овонрамвена от власти. [ нужна ссылка ]
Галлвейский договор 1892 года.
[ редактировать ]В конце 19 века Королевству Бенин удалось сохранить свою независимость, и Оба обладали монополией на торговлю, что британским купцам в регионе казалось утомительным. Эта территория была востребована влиятельной группой инвесторов из-за ее богатых природных ресурсов, таких как пальмовое масло и слоновая кость. После того, как британский консул Ричард Бертон посетил Бенин в 1862 году, он написал о Бенине как о месте «беспричинного варварства, от которого пахнет смертью», и это повествование получило огласку в Великобритании и усилило поддержку колонизации территории. [ 29 ] Несмотря на это, королевство сохраняло свою независимость и не посещалось другим представителем Британии до 1892 года, когда Генри Галви , британский вице-консул протектората Нефтяных рек (позже протектората побережья Нигера ), посетил Бенин-Сити в надежде открыть торговать и в конечном итоге аннексировать Королевство Бенин и превратить его в британский протекторат . [ 30 ] Голви смог убедить Омо н'Оба ( Овонрамвен ) и его вождей подписать договор, который давал Британии юридическое обоснование для оказания большего влияния на Империю. Хотя сам договор содержит текст, предполагающий, что Овонрамвен стремился сделать Бенин протекторатом, это противоречит собственному отчету Голви, который предполагает, что Оба не решался подписать договор. [ 31 ] Хотя некоторые предполагают, что действиями Британии двигали гуманитарные мотивы, [ 32 ] письма, написанные колониальными администраторами, позволяют предположить, что экономические мотивы преобладали. [ 33 ] В самом договоре ничего прямо не упоминается о «кровавых обычаях» Бенина, о которых писал Бертон, а вместо этого включается лишь расплывчатый пункт об обеспечении «общего прогресса цивилизации». [ 33 ]
Резня 1897 года
[ редактировать ]Британская делегация покинула протекторат Нефтяных рек в 1897 году с заявленной целью провести переговоры с Оба Бенина относительно торгового соглашения, которое, по их мнению, он не соблюдал. Руководитель делегации Джеймс Роберт Филлипс незадолго до экспедиции попросил у своего начальства в Министерстве иностранных дел Великобритании разрешения возглавить вооруженную британскую экспедицию с целью свержения Оба в Бенине. [ 34 ] но уехал в Бенин-Сити с дипломатической делегацией (или разведывательной миссией, замаскированной под мирную дипломатическую делегацию) [ 35 ] до получения ответа на свой запрос. Восприняв это как попытку свергнуть Оба, генералы Оба в одностороннем порядке приказали атаковать делегацию, приближавшуюся к Бенин-Сити (в которую входили восемь ничего не подозревающих британских представителей и сотни африканских носильщиков и рабочих), все, кроме двух, были убиты. , В ответ была начата карательная экспедиция и отряд численностью 1200 человек под командованием сэра Гарри Роусона захватил Бенин-Сити. Они намеренно разыскали и разрушили определенные районы города, в том числе те, которые, как предполагалось, принадлежали вождям, ответственным за засаду британской делегации, и в ходе этого процесса сгорел дворец и прилегающие кварталы, что, по утверждению британцев, было случайным. [ 36 ]
Существует много споров о том, почему Джеймс Филлипс отправился в миссию в Бенин без особого вооружения. [ 31 ] Некоторые утверждали, что он собирался с мирной миссией. Такие комментаторы утверждают, что сообщение Оба о том, что его фестиваль не позволит ему принимать европейских посетителей, затронуло гуманитарную сторону характера Филлипса из-за неверного предположения, что фестиваль включает в себя человеческие жертвоприношения. [ 37 ] По мнению Игбафе, это не объясняет, почему Филлипс отправился в путь до того, как получил ответ из министерства иностранных дел на свой запрос, в котором он заявил, что:
FO 2/I02, от Phillips до FO нет. 105 от 16 ноября 1896 года. Филлипс писал, что «не существует ничего похожего на постоянную армию. ... и жители кажутся если не миролюбивыми, то, во всяком случае, самым невоинственным народом, чьими единственными подвигами на протяжении многих поколений были случайные ссоры со своими соседями по поводу торговли или набегов рабов, и кажется по крайней мере невероятным, что они о каком-либо оружии можно говорить, кроме обычного количества торговых ружей ... Когда капитан Голви посетил город, единственным орудием, которое он увидел, было полдюжины старых португальских ружей. Они лежали на траве пешиеся». Сравните это с мнением его непосредственного предшественника Ральфа Мура, который был убежден, что «люди во всех деревнях, несомненно, владеют оружием» (FO 2/84, от Моора до FO № 39 от 12 сентября 1895 г.).
Игбафе также указывает на поддержку Филлипсом военной силы в отношении Бенина в ноябре 1896 года, утверждая, что это несовместимо с восприятием Филлипса как человека мира в январе 1897 года. Игбафе утверждает, что Филлипс собирался с разведывательной миссией и что поспешность Филлипса Бенин можно объяснить верой в то, что с ним или его партией не произойдет ничего плохого. [ 31 ]
Экспедиционный корпус также взял в качестве военной добычи дворцовое искусство . Украденные портретные фигуры, бюсты и группы, созданные из железа, резной слоновой кости и особенно из латуни (обычно называемые « бенинскими бронзами »), были проданы для покрытия расходов на экспедицию, а некоторые из них были переданы в Британский музей ; большинство из них были проданы в других местах и сейчас выставлены в различных музеях по всему миру. В марте 2021 года учреждения в Берлине (Германия) и Абердине (Шотландия) объявили о решении вернуть находящиеся в их распоряжении бенинские бронзы в место их происхождения. [ 38 ]
Британцы оккупировали Бенин, который был поглощен британским протекторатом побережья Нигера и, в конечном итоге, британской колониальной Нигерией . После британской оккупации последовало всеобщее освобождение рабов. [ 39 ] но Великобритания также ввела систему принудительного труда в Бенине. [ 40 ] и в прилегающих районах, [ 41 ] как и в других частях южной Нигерии. [ 42 ] В 1899 году британцы начали дополнительную операцию под названием «Экспедиция на территории Бенина» против повстанцев, все еще сопротивляющихся британцам. Британцы сожгли множество городов и разрушили фермы, пытаясь заставить повстанцев подчиниться голодом. [ 43 ] После экспедиции 1899 года военное сопротивление в бывшем Королевстве Бенин британской оккупации прекратилось.
Известные цифры
[ редактировать ]Дом Трав | |
---|---|
Нигерийская королевская династия | |
Родительский дом | Черный |
Текущий регион | Дельта Нигера |
Основан | ок. 12 века |
Основатель | Оранмиян |
Текущий руководитель | Птица II |
Титулы | |
Стиль(ы) | Омо н'Оба, Уку Акполополо Величество Королевское Высочество |
Члены | |
Сплоченные семьи | королевская семья Ифе королевская семья Ойо |
Традиции | Бини религия христианство |
Девиз | Эдо Орисиагбон ( Бини означает «Бенин, колыбель мира») |
Кадетские отделения |
Ниже приведены несколько известных деятелей Королевства Бенин. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]
- Королева Идия была женой Оба Озолуа , Оба, который правил примерно в 1481 году нашей эры. Она была знаменитым воином, которому во многом приписали победы своего сына, поскольку его политический советник, а также ее мистические способности и медицинские знания рассматривались как важнейшие элементы успеха Эзиги на поле боя. Королева Идия стала более популярной, когда в 1977 году вырезанное из слоновой кости ее лицо стало символом FESTAC. [ 47 ]
- Эмотан была торговкой, которая продавала свои товары именно в том месте, где сейчас стоит ее статуя. Исторически ей приписывали создание первой начальной школы в королевстве и спасение монархии в один из ее самых тяжелых моментов. Она помогла Оба Эвуаре вернуть себе трон у его брата-узурпатора Оба Увайфиокуна, который правил около 1432 года нашей эры. [ 48 ]
- Королева Иден — еще одна героиня, чья жертва помогла сформировать Королевство Бенин. Она была королевой во время правления Оба Эвуапе примерно в 1700 году нашей эры. Известно, что она вызвалась добровольно стать жертвенным ягненком ради благополучия своего мужа и всего королевства после того, как проконсультировалась с оракулом и узнала, что человеческие жертвоприношения потребуются, чтобы умилостивить богов и восстановить мир и единство в королевстве. [ 49 ]
- Генерал Асоро Воин был меченосцем короля Овонрамвена (Оба Бенина) в 1897 году. Он участвовал в защите Бенина во время экспедиции 1897 года, вступая в бой с британским экспедиционным корпусом, посланным для захвата Оба. Высказанная генералом цитата о том, что «никто другой человек [не должен] осмелиться переходить эту дорогу, кроме Оба» (So kpon Oba), позже была переведена на «САКПОНБА», в честь которой была названа известная дорога в Бенине. [ 50 ]
- Вождь Обасоги был не только выдающимся бенинским воином древности, защищавшим королевство от внешнего вторжения, но и талантливым кузнецом и скульптором. [ 51 ]
Ритуалы и закон
[ редактировать ]Человеческие жертвы
[ редактировать ]Сорок один женский скелет, брошенный в яму, обнаружил археолог Грэм Конна . Эти данные указывают на то, что человеческие жертвоприношения или казни преступников имели место в Бенине в тринадцатом веке нашей эры. [ 52 ] С первых дней человеческие жертвоприношения были частью государственной религии. Но многие сообщения о жертвоприношениях, говорит историк Дж. Д. Грэм, преувеличены или основаны на слухах и домыслах. Он говорит, что все доказательства «указывают на ограниченный ритуальный обычай человеческих жертвоприношений, многие письменные отчеты, относящиеся к человеческим жертвоприношениям, описывают их как фактически казненных преступников». [ 53 ]
Историк Эдо профессор Филип Игбафе утверждает, что в доколониальном Бенине по традиции приносили в жертву только рабов. Сюда могут входить закоренелые преступники и те, кто совершил тяжкие преступления, которых либо казнят, либо продадут в рабство. Жертвоприношения приносились на годовщину отца Оба, на ежегодной церемонии четок, а также для умилостивления богов, когда плохая погода угрожала посевам или когда угрожала эпидемия. Кроме того, угроза крупного бедствия или национальной катастрофы тоже была поводом для жертвоприношений. [ 54 ]
Людей приносили в жертву во время ежегодного ритуала в честь железного бога, во время которого воины из Бенин-Сити исполняли акробатический танец, подвешенные на деревьях. Ритуал напоминал мифическую войну с небом. [ 55 ]
Также приносились в жертву мужчина, женщина, коза, корова и баран богу, называемому «царем смерти». Богу по имени Огиуву поклонялись на специальном алтаре в центре Бенин-Сити. [ 55 ]
Существовали две отдельные ежегодные серии обрядов в честь прошлого Обаса. Жертвоприношения совершались каждый пятый день. В конце каждой серии обрядов покойного отца нынешнего Оба чествовали публичным праздником. Во время фестиваля были принесены в жертву двенадцать преступников, выбранных из тюрьмы, где содержались худшие преступники. [ 55 ]
Согласно одному источнику, к концу восемнадцатого века в устье реки Бенин ежегодно приносились в жертву три-четыре человека, чтобы привлечь европейскую торговлю. [ 56 ]
Захоронения
[ редактировать ]Монархия Бенина была наследственной ; старший сын должен был стать новым Оба. Чтобы подтвердить правопреемство королевской власти, старшему сыну пришлось похоронить своего отца и выполнить сложные ритуалы. Если старший сын не выполнит эти задачи, его могут лишить права стать королем. [ 57 ]
Разделение сына и матери
[ редактировать ]После того как сын стал королем, его мать, получившая титул Иёба , была переведена во дворец недалеко от Бенин-Сити, в месте под названием Уселу. Мать обладала значительной властью; однако ей больше никогда не разрешили встретиться со своим сыном, который теперь был божественным правителем. [ 57 ]
Божественность Оба
[ редактировать ]В Бенине Оба считали божественным . Божественность и священность Оба были центром королевской власти. Оба был окутан тайной; он покидал свой дворец только в торжественных случаях. Раньше смерть каралась за утверждение, что Оба совершали человеческие действия, такие как еда, сон, смерть или стирка. Оба также приписывали магические силы. [ 58 ]
Архитектура
[ редактировать ]Имплювий для хранения дождевой воды использовался в архитектуре Бенина . Среди резиденций знати комплювий направлял дождевую воду в имплювий, чтобы свет и воздух могли проникать через стены, поскольку в этих постройках отсутствовали окна. Дождевая вода, хранившаяся в имплювии, выводилась из дома через дренажную систему под полом. [ 59 ] Археологические работы середины 20-го века выявили существование из керамических тротуаров черепков в городе Бенин, датированных примерно 14-м веком или ранее. [ 60 ] Стены Бенина представляют собой серию земляных валов , состоящих из насыпей и рвов, называемых на Ия языке Эдо , в районе современного Бенин-Сити , столицы современного Эдо , Нигерия . Они состоят из 15 километров (9,3 миль) города Ия и примерно 16 000 километров (9 900 миль) в сельской местности вокруг Бенина. [ 61 ] По некоторым оценкам, стены Бенина могли быть построены между тринадцатым и серединой пятнадцатого века нашей эры. [ 62 ] и другие предполагают, что стены Бенина (в регионе Эсан) могли быть построены в первом тысячелетии нашей эры. [ 62 ] [ 63 ]
Городские стены
[ редактировать ]Стены Бенин-Сити известны жителям Запада примерно с 1500 года. Около 1500 года португальский исследователь Дуарте Пачеко Перейра кратко описал стены во время своих путешествий. Перейры В «Эсмеральдо де Ситу Орбис» , 1505 г., мы читаем:
Дома построены из высушенного на солнце кирпича, покрытого пальмовыми листьями. Бенин, длина которого составляет 80 лиг [ sic ] и ширина 40 лиг [ sic ], всегда находится в состоянии войны со своими соседями, от которых он получает пленников, которых мы покупаем по цене от 12 до 15 латунных или медных манилл. [ 64 ]
Другое описание, данное около 1600 года, через сто лет после описания Перейры, принадлежит голландскому исследователю Дирику Рютерсу. [ 65 ]
Рассказ Перейры о стенах следующий:
Этот город имеет длину около лиги от ворот до ворот; у него нет стены, но он окружен большим рвом, очень широким и глубоким, которого достаточно для его защиты. [ 66 ]
Археолог предполагает , Грэм Конна что Перейра, вероятно, ошибся в своем описании, заявив, что стены не было. Конна говорит: «[Перейра] считал, что земляной вал не был стеной в том смысле, в котором Европа его времени». [ 65 ]
Рассказ Рюйтерса о стенах следующий:
У ворот, куда я въехал верхом, я увидел очень высокий вал, очень толстый, с очень глубоким и широким рвом, но там было сухо и полно высоких деревьев... Ворота эти довольно хорошие ворота, сделанные из дерева по их образцу, который должен быть закрыт, и там всегда стоит стража. [ 67 ]
Оценки первоначального строительства стен варьируются от первого тысячелетия до середины пятнадцатого века. По словам Конны, устные предания и рассказы путешественников предполагают дату строительства 1450–1500 гг. [ 68 ] Было подсчитано, что при десятичасовом рабочем дне рабочая сила в 5000 человек могла бы завершить строительство стен за 97 дней, или 2421 человек за 200 дней. Однако эти оценки подверглись критике за то, что они не учитывали время, которое потребовалось бы для извлечения земли из постоянно углубляющейся ямы, и время, которое потребовалось бы, чтобы насыпать землю на высокий берег. [ 69 ] Неизвестно, использовалось ли при строительстве стен рабство или какой-либо другой вид труда.
Стены были построены из рва и дамбы; ров, вырытый для образования внутреннего рва, из выкопанной земли был построен внешний вал.
Бенинские стены были частично разрушены британцами в 1897 году во время их карательной экспедиции 1897 года . В Эдо сохранились разбросанные фрагменты конструкции, причем подавляющее большинство из них используется местными жителями для строительных целей. То, что осталось от самой стены, продолжает сноситься для строительства недвижимости в Нигерии. [ 70 ] Фред Пирс написал в New Scientist:
В общей сложности они простираются примерно на 16 000 км и представляют собой мозаику из более чем 500 взаимосвязанных границ населенных пунктов. Они занимают площадь 2510 квадратных миль (6500 квадратных километров) и все они были выкопаны людьми Эдо. В целом они в четыре раза длиннее Великой Китайской стены и потребляют в сто раз больше материала, чем Великая пирамида Хеопса . На их строительство ушло около 150 миллионов часов раскопок, и они, возможно, являются крупнейшим археологическим феноменом на планете. [ 71 ]
Этномаматематик Рон Эглаш обсудил запланированную планировку города, взяв за основу фракталы , не только в самом городе и деревнях, но даже в комнатах домов. Он прокомментировал: «Когда европейцы впервые приехали в Африку, они считали архитектуру очень дезорганизованной и, следовательно, примитивной. Им никогда не приходило в голову, что африканцы могли использовать форму математики, которую они еще даже не открыли». [ 72 ]
Военный
[ редактировать ]Военные операции опирались на хорошо обученные и дисциплинированные силы. [ 73 ] Во главе войска стоял Оба Бенина . Монарх королевства занимал пост верховного военачальника. Под ним находились подчиненные генералиссимусы, Эдзомо , Иясэ и другие, которые руководили Столичным полком, базирующимся в столице, а также Королевским полком, состоящим из тщательно отобранных воинов, которые также служили телохранителями. Королева-мать Бенина, Иёба , также сохранила свой собственный полк – «Собственный королевский». Метрополитен и Королевские полки представляли собой относительно стабильные полупостоянные или постоянные формирования. Деревенские полки составляли основную часть боевых сил и мобилизовались по мере необходимости, отправляя контингенты воинов по приказу короля и его генералов. Соединения были разбиты на подразделения под командованием назначенных командиров. Иностранные наблюдатели часто положительно отзывались о дисциплине и организации Бенина как о «более дисциплинированных, чем в любой другой стране Гвинеи », противопоставляя их бездельникам из Золотого Берега. [ 74 ]
До появления огнестрельного оружия в 15 веке господствовало традиционное оружие, такое как копье, короткий меч и лук. В 18 веке были предприняты попытки реорганизовать местную гильдию кузнецов для производства легкого огнестрельного оружия, но зависимость от импорта все еще оставалась сильной. До появления оружия гильдии кузнецов занимались военной продукцией, особенно мечами и железными наконечниками копий. Кроме того, арбалетчики сформировали специализированное подразделение армии Бенина. Лучников и арбалетчиков обучали целевой и полевой стрельбе из лука . [ 73 ] В 1514 или 1516 году Оба Бенина конфисковал для использования португальскую бомбардировку . [ 75 ] [ 76 ]
Тактика Бенина была хорошо организована, предварительные планы взвешивались Оба и его заместителями. Логистика была организована для поддержки миссий за счет обычных носильщиков, водного транспорта на каноэ и реквизиции в населенных пунктах, через которые проходила армия. Передвижение войск на каноэ имело решающее значение в лагунах, ручьях и реках дельты Нигера , ключевой области господства Бенина. Тактика в этой области, похоже, со временем изменилась. Хотя лобовое столкновение было хорошо известно, документация 18-го века показывает больший упор на избегание непрерывных боевых линий и больше усилий по окружению врага ( ифианьяко ). [ 73 ]
Укрепления играли важную роль в регионе, и многочисленные военные кампании, которые вели солдаты Бенина, вращались вокруг осад. Военные земляные укрепления Бенина являются крупнейшими из подобных сооружений в мире, и соперники Бенина также строили масштабные сооружения. За исключением успешного штурма, большинство осад было решено с помощью стратегии истощения, медленного отрезания и истощения вражеских укреплений до тех пор, пока они не капитулировали. Однако иногда на помощь в этих осадах призывали европейских наемников. Например, в 1603–04 годах европейские пушки помогли разбить и разрушить ворота города недалеко от современного Лагоса , позволив 10 000 воинов Бенина войти и завоевать его. В качестве оплаты европейцы получили такие предметы, как пальмовое масло и пучки перца. [ 77 ] Пример Бенина демонстрирует мощь местных военных систем, а также роль внешнего влияния и новых технологий. Это нормальная ситуация среди многих народов.
Европейский контакт
[ редактировать ]Первыми европейскими путешественниками, достигшими Бенина, были португальские исследователи под руководством Жуана Афонсу де Авейру примерно в 1485 году. Развились прочные торговые отношения: жители Эдо торговали рабами и тропическими продуктами, такими как слоновая кость , перец и пальмовое масло, на европейские товары, такие как манильи и оружие . В начале 16 века Оба отправил посла в Лиссабон , а король Португалии отправил христианских миссионеров в Бенин-Сити. некоторые жители Бенин-Сити все еще могли говорить на пиджин- португальском языке. В конце 19 века [ нужна ссылка ]
Первая английская экспедиция в Бенин состоялась в 1553 году, и между Европой и Бенином развернулась значительная торговля, основанная на экспорте слоновой кости, пальмового масла, перца, а затем и рабов. Посетители XVI и XIX веков привезли в Европу истории о «Великом Бенине», сказочном городе с благородными зданиями, которым правил могущественный король. Причудливая гравюра с изображением поселения была сделана голландским иллюстратором (только на основании описаний) и показана в книге Ольферта Даппера Naukeurige Beschrijvinge der Afrikaensche Gewesten , опубликованной в Амстердаме в 1668 году. [ 78 ] В работе о королевском дворце говорится следующее:
Королевский двор имеет квадратную форму и расположен на правой стороне города, если войти в него через ворота Готтона. Он примерно такого же размера, как город Харлем , и полностью окружен специальной стеной, сравнимой с той, которая окружает город. Он разделен на множество великолепных дворцов, домов и покоев придворных и состоит из красивых и длинных площадей с галереями, примерно таких же размеров, как Биржа в Амстердаме . Однако здания разного размера, опираются на деревянные колонны, сверху донизу облицованные медными отливками, на которых выгравированы изображения их военных подвигов и сражений. Все они содержатся в очень хорошем состоянии. Большинство зданий в этом дворе покрыты пальмовыми листьями, а не квадратными досками, и каждая крыша украшена небольшой шпилевой башней, на которой стоят литые медные птицы, очень искусно вылепленные и похожие на живые, с распростертыми крыльями. [ 79 ]
Другой голландский путешественник, Давид ван Ньендал , посетил Бенин в 1699 году и также написал отчет о королевстве. Описание Ньендаэля было опубликовано в 1704 году как приложение к Виллема Босмана « Точному описанию гвинейского золота, зубов и невольничьего берега» . [ 80 ] В своем описании Ньендаэль говорит о характере жителей Бенина следующее:
Жители Бенина вообще добрые и вежливые люди, от которых человек по доброте может получить все, что пожелает. Что бы им ни предложили из вежливости, взамен всегда будет удвоено. Однако они хотят, чтобы на их вежливость отвечали такой же учтивостью, без проявления какого-либо разочарования или грубости, и это правильно. Разумеется, пытаться отобрать у них что-либо силой или насилием — это все равно, что пытаться дотянуться до Луны , и никто никогда не останется без внимания. Когда дело доходит до торговли, они очень строги и не терпят ни малейшего посягательства на свои обычаи, ни на йоту нельзя изменить. Однако, если кто-то готов принять эти обычаи, они очень спокойны и будут сотрудничать всеми возможными способами для достижения соглашения. [ 81 ]
Британский торговец Джеймс Пиннок, посетивший королевство, пишет, что видел «большое количество мужчин в наручниках и цепях» с «отрезанными бритвой ушами». ТБ Охтерлони описывает подход к столице через аллею деревьев, увешанную разлагающимися человеческими останками. После «переулка ужасов» шла трава, «густо усыпанная черепами и костями принесенных в жертву людей». [ 82 ] Историк Джеймс Д. Грэм в своей статье «Работорговля, депопуляция и человеческие жертвоприношения в истории Бенина» (1965) показал, что область, где были сосредоточены черепа и кости человеческих существ, некоторые называли «Голгофой». Европейские посетители на самом деле были местом, где хранились тела мертвых и казненных преступников, как отметил капитан Х. Л. Галви, посетивший Бенин в 1890-х годах: «Галлви в 1893 году заявил, что «король всемогущ, хотя он и кажется в некоторой степени в руках своих больших людей и очень сильно связан фетишистскими обычаями». Он также заметил, что «Голгофа» на самом деле была «местом, где хоронили тела всех преступников». " [ 83 ]
Научный анализ латуни (или «бронзы»), используемой для изготовления знаменитых бенинских бляшек и других скульптур, показал, что, начиная с конца 15 века, металл (ранее считавшийся привезенным из Нидерландов) начал поступать из региона Рейнланд. Германии. В то время латунь экспортировалась из Германии в виде слитков в форме колец, которые использовались в качестве валюты в трансатлантической работорговле (купленной у португальцев и использованной жителями Бенина в качестве источника металла в скульптуре). и впоследствии переплавлен в Бенине для производства бенинских бронз . [ 84 ] [ 85 ] [ 86 ] [ 87 ]
Устные традиции
[ редактировать ]Первоначальный народ и основатели Королевства Бенин, народ Эдо , первоначально находился под властью Огисо (Королей Неба), которые называли свою землю Игодомигодо . [ 88 ] Первый Огисо (Огисо Игодо) пользовался большим влиянием и приобрел популярность как хороший правитель. Он умер после долгого правления, и ему наследовал Эре, его старший сын. великая дворцовая В 12 веке вспыхнула интрига, и наследный принц Экаладерхан , [ 89 ] единственный сын последнего Огисо, был приговорен к смертной казни в результате того, что первая королева (которая была бесплодна) изменила послание оракула Огисо. [ 90 ] Выполняя королевский приказ убить его, дворцовые посланники смилостивились и освободили принца в Уготоне близ Бенина. Когда его отец Огисо умер, династия Огисо закончилась. Народ и королевские создатели предпочитали сына своего покойного короля следующим правителем. [ 91 ]
Прожив там несколько лет, он созвал собрание народа и отказался от своей должности, с досадой заметив Иле-Ибину на языке йоруба. [ 92 ] («иле» означает земля, «убину» означает гнев), и поэтому королевство называлось Убину на языке Ифе, который в 15 и 16 веках португальцами неправильно произносился как Бини). Это было вызвано разочарованием, поскольку он часто говорил, что «только ребенок, рожденный, обученный и получивший образование в искусстве и тайнах земли, может править людьми». Он устроил своего сына, рожденного у него от Эринмвинде , [ 93 ] Эвека должен был стать королем вместо него и после этого вернуться в Йорубаленд. Его сын, новый король, вскоре оказался глухонемым, и поэтому старейшины обратились к Оранмиану. Он дал им для игры зачарованные семена, известные как «омо айо» (семя игры айо, найденное в Йорубаленде), сказав, что это заставит его говорить. Маленький Эвека играл с семенами со своими сверстниками в Усе, недалеко от Егора, родного города его матери. Играя с семенами, он произнес «Овомика» (Моя рука схватила его!) на языке йоруба, который стал его королевским именем. Таким образом, он положил начало традиции, согласно которой последующие Оба Бенина проводили семь дней и ночей в Усаме, прежде чем приступить к объявлению своих королевских имен в Усе. Таким образом, Эвека основал династию, которая теперь носит его имя. Оранмиян впоследствии стал основателем Империи Ойо , где он правил как первый алаафин Ойо. Затем он вернулся в Иль-Ифе, где был королем Ифе, пока его форма не изменилась и не вошел в землю на своей лошади. Его потомки по сей день правят Иль-Ифе, Ойо и Бенином. [ нужна ссылка ]
За исключением Бенин-Сити, система правления Оба в империи, даже в золотой век королевства, все еще во многом основывалась на традиции династии Огисо, которая заключалась в военной защите в обмен на клятву верности и уплату налогов королевскому двору. административный центр. Язык и культура не соблюдались, поскольку империя оставалась неоднородной и локализованной в соответствии с каждой группой внутри королевства, хотя Оба часто назначал местного эноги (или герцога) для определенных этнических территорий. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Искусство Королевства Бенин
- Люди Эдо
- язык Эдо
- Фестак Таун
- Флаг Королевства Бенин
- История Нигерии
- Иов Бенина
- Оба из Бенина
- Стены Бенина
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бен-Амос, Паула Гиршик (1995). Пересмотренное издание «Искусство Бенина». Издательство Британского музея. п. 20. ISBN 0-7141-2520-2 .
- ^ «Что такое Королевство Бенин?» . BBC Bitesize . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ Брэдбери, RE (16 августа 2018 г.), «Преемственность и разрывы в доколониальной и колониальной политике Бенина (1897–1951)» , Benin Studies , Routledge, стр. 76–128, doi : 10.4324/9781351031264-4 , ISBN 978-1-351-03126-4 , S2CID 159119713 , получено 27 января 2023 г.
- ^ «Королевство Бенин» . BBC Bitesize . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ Страйер 2013 , стр. 695–696.
- ^ «Королевство Бенин | Национальное географическое общество» . Education.nationalgeographic.org . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ Бондаренко Дмитрий; Роуз, Питер (1 января 1999 г.). «Предыстория Бенина. Происхождение и заселение Эдо» . Антропос: Международное обозрение антропологии и лингвистики . 94 : 542–552.
- ^ Конна, Грэм (2004). Забытая Африка: Введение в ее археологию . Рутледж. стр. 125-6 . ISBN 978-0415305914 .
- ^ Бен Кахун. «Нигерийские традиционные государства» . Worldstatesmen.org . Проверено 17 ноября 2016 г. .
- ^ Картрайт, Марк. «Королевство Бенин» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ «СКИПЕТРЫ АДА И ЭБЕНА» . www.edoworld.net . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Эдоаферы (19 сентября 2022 г.). «Ада и Эбенский скипетр как символы власти в Бенине» . Эдо дела . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ «История | Королевская семья Бенина — Бенин-Сити, штат Эдо, Нигерия» . Королевская семья Бенина в Северной Америке . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Оливер, Роланд (1977). Кембриджская история Африки, Том 3: С ок. 1050 до ок. 1600 . Издательство Кембриджского университета. п. 476. ИСБН 978-0521209816 .
- ^ «Эвуаре Великий | Африканский король | Британика» . www.britanica.com . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ Райдер, AFC (март 1965 г.). «Пересмотр отношений Ифе-Бенин». Журнал африканской истории . 6 (1): 25–37. дои : 10.1017/s0021853700005314 . ISSN 0021-8537 . S2CID 161293672 .
- ^ Серия Time Life Lost Civilizations: Славное наследие Африки (1994), стр. 102–4.
- ^ Райдер, АФК (1969). Бенин и европейцы: 1485–1897 гг . Лондон: Лонгманс. ISBN 9780582645141 .
- ^ Jump up to: а б Картрайт, Марк. «Королевство Бенин» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 18 марта 2023 г.
- ^ Бен-Амос Гиршик, Паула; Торнтон, Джон (2001). «Гражданская война в Королевстве Бенин, 1689–1721: преемственность или политические изменения?». Журнал африканской истории . 42 (3): 353–376. дои : 10.1017/S0021853701007915 . HDL : 2022/3613 . JSTOR 3647167 . S2CID 145691565 .
- ^ Миллар, Хизер (1996). Королевство Бенин в Западной Африке . Эталонные книги. стр. 14 . ISBN 978-0761400882 .
- ^ Айсиен, Эхагуоса (2001). Паломнические станции Бенин-Сити . Издательство Айсиен. ISBN 9789783153356 .
- ^ Бондаренко Дмитрий М.; Роуз, Питер М.; Роуз, Тобиас (2001). «Nachrichten von der Küste Guinea» Людвига Фердинанда Ремера (середина 18 века) как источник по истории и культуре Королевства Бенин» . Трибус . 50 : 135–149.
- ^ Торнтон (1999) , с. 76–77
- ^ Бен-Амос Гиршик, Паула; Торнтон, Джон (2001). «Гражданская война в Королевстве Бенин, 1689–1721: преемственность или политические изменения?». Журнал африканской истории . 42 (3): 353–376. дои : 10.1017/S0021853701007915 . HDL : 2022/3613 . JSTOR 3647167 . S2CID 145691565 .
- ^ Бен-Амос Гиршик, Паула; Торнтон, Джон (2001). «Гражданская война в Королевстве Бенин, 1689–1721: преемственность или политические изменения?». Журнал африканской истории . 42 (3): 353–376. дои : 10.1017/S0021853701007915 . HDL : 2022/3613 . JSTOR 3647167 . S2CID 145691565 .
- ^ Буасрагон, Алан Максвелл (1897). Резня в Бенине . Смитсоновские библиотеки. Лондон: Метуэн.
- ^ Огбебор, Оуэн Осахон (2013). Устойчивость сельского хозяйства в Нигерии на примере каучука (магистр). Государственный университет Восточного Теннесси.
- ^ Свобода 1970 , с. 385.
- ^ Лето 1970 г. , стр. 385–400.
- ^ Jump up to: а б с Свобода 1970 года .
- ^ Э. Г. Хернон, А. Забытые войны Британии, стр. 409 (2002)
- ^ Jump up to: а б Свобода 1970 , с. 387.
- ^ Дж. Р. Филлипс в министерстве иностранных дел. Консультирование по свержению короля Бенина. 17 ноября 1896 г. Донесения в министерство иностранных дел от генерального консула, Каталог корреспонденции и документов протектората побережья Нигера, 268 3/3/3, стр. 240. Национальный архив Нигерии, Энугу.
- ^ Филип Игбафе, Бенин под британской администрацией: влияние колониального правления на африканское королевство, 1897–1938 (1979), стр. 56–61.
- ^ Уилава Усуанлеле и Виктор Осаро Эдо, «Миграция вне досягаемости: беглые бенинские общины в колониальной Нигерии, 1897-1934» , в Феми Джеймс Колапо и Квабена О. Акуранг-Парри (ред.), Африканское агентство и европейский колониализм: широты переговоры и сдерживание: очерки в честь А.С. Кани-Форстнер (2007), стр.72-74.
- ^ https://www.jstor.org/stable/180345 , Р. Х. Бэкон, Бенин, город крови (Лондон, I897), 17, [Здесь снова предполагается, что фестиваль означал холокост людей. Оба праздновали Фестиваль Аге, который был одним из повторных посвящений. Это не предполагало человеческих жертвоприношений. См. также WNM Geary: Нигерия под британским правлением (Лондон, 1927), II4. ]
- ^ «Королевство Бенин было уничтожено британцами, у которых до сих пор есть доказательства» . abc.net.au. 29 ноября 2020 г. Проверено 11 июля 2021 г.
- ^ Рабство и эмансипация в Бенине, 1897-1945 , Филип А. Игбафе, Журнал африканской истории, том. 16, № 3 (1975), стр. 418.
- ^ Уйилава Усуанлеле и Виктор Осаро Эдо, «Миграция вне досягаемости: беглые общины Бенина в колониальной Нигерии, 1897-1934», в Феми Джеймс Колапо и Квабена О. Акуранг-Парри (ред.), Африканское агентство и европейский колониализм: широты переговоры и сдерживание: очерки в честь А.С. Кани-Форстнер (2007), стр.76-77.
- ^ Уйилава Усуанлеле и Виктор Осаро Эдо, «Насильственные этнообщинные конфликты как наследие непрямого правления в Африке: понимание земельных конфликтов Джесси-Урхобо-Бенин-Эдо 1998 года», Общественный договор в Африке (2014), стр. 149
- ^ Уолтер Ибекве Офонагоро, «Аспект британской колониальной политики в Южной Нигерии: проблемы принудительного труда и рабства, 1895-1928», в Бонифасе И. Обихере (ред.), Исследования по истории Южной Нигерии: Фестиваль Джозефа Кристофера Оквудили Анене 1918–68 (2005)
- ^ Уйилава Усуанлеле и Виктор Осаро Эдо, «Миграция вне досягаемости: беглые общины Бенина в колониальной Нигерии, 1897-1934», в Феми Джеймс Колапо и Квабена О. Акуранг-Парри (ред.), Африканское агентство и европейский колониализм: широты переговоры и сдерживание: очерки в честь А.С. Кани-Форстнер (2007), стр.72-74
- ^ «Замечательные исторические деятели древнего королевства Бенин - столетний проект» . Google Искусство и культура . Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ Зейл, Фемке ван. «Оба Королевства Бенин: история монархии» . aljazeera.com . Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ Грэм, Джеймс (1965). «Работорговля, депопуляция и человеческие жертвоприношения в истории Бенина» . Cahiers d'Etudes africaines . 5 (18): 317–334. дои : 10.3406/cea.1965.3035 .
- ^ Бортолот, Александр Айвз (октябрь 2003 г.). «Женщины-лидеры в истории Африки: Идия, первая королева-мать Бенина» . metmuseum.org . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ «Эмотан, рассказ о древнем королевстве Бенин на сцене МУЗОН» . The Guardian Новости Нигерии – Нигерия и мировые новости . 4 января 2020 г. Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ «Королева Иден: Самоотверженная заступница» . The Guardian Новости Нигерии – Нигерия и мировые новости . 22 марта 2020 г. Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ «Бенин, Оба Годфри Окоро (1899–1978)» , Who Was Who , Oxford University Press, 1 декабря 2007 г., doi : 10.1093/ww/9780199540884.013.u152217 , получено 13 июля 2021 г.
- ^ Скоропортящиеся продукты (3 ноября 2020 г.). «Королевство Бенин теряет выдающегося вождя, поскольку Обасеки оплакивает Обасоги – РАССКАЖИТЕ» . скажи.нг . Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ Триггер, Брюс Г. (2003). Понимание ранних цивилизаций: сравнительное исследование . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 479 . ISBN 978-0-521-822459 . OCLC 50291226 .
- ^ Грэм, Джеймс Д. (1965). «Работорговля, депопуляция и человеческие жертвоприношения в истории Бенина: общий подход». Cahiers d'Etudes Africaines . 5 (18): 327–30. дои : 10.3406/cea.1965.3035 . JSTOR 4390897 .
- ^ Игбафе, Филип А. (1975). «Рабство и эмансипация в Бенине, 1897-1945» . Журнал африканской истории . 16 (3): 409–429. дои : 10.1017/S002185370001433X . JSTOR 180474 . S2CID 161431780 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с Брэдбери, RE (2017). Королевство Бенин и говорящие на языке Эдо народы юго-западной Нигерии . Рутледж. стр. 54–8. ISBN 978-1315293837 .
- ^ Ло, Робин (январь 1985 г.). «Человеческие жертвоприношения в доколониальной Западной Африке». Дела Африки . 84 (334): 65. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a097676 . JSTOR 722523 .
- ^ Jump up to: а б Триггер, Брюс Г. (2003). Понимание ранних цивилизаций: сравнительное исследование . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 77–78 . ISBN 0-521-82245-9 . OCLC 50291226 .
- ^ Брэдбери, RE (2017). Королевство Бенин и говорящие на языке Эдо народы юго-западной Нигерии . Рутледж. п. 40. ИСБН 978-1315293837 .
- ^ Невадомский, Иосиф; Лоусон, Натали; Хэзлетт, Кен (2014). «Этнографический и пространственный синтаксический анализ дворянской архитектуры Королевства Бенин». Африканский археологический обзор . 31 (1): 59–85. дои : 10.1007/s10437-014-9151-x . JSTOR 43916862 . S2CID 145149202 .
- ^ Конна, Грэм (2001). Африканские цивилизации: археологическая перспектива . Издательство Кембриджского университета . п. 160. ИСБН 9780521596909 .
- ^ Патрик Дарлинг (2015). «Управление сохранением Бенинских земляных валов на юге Нигерии: критический обзор прошлых и нынешних планов действий» . В Корке, Елена (ред.). Защита археологического наследия во времена экономического кризиса . Издательство Кембриджских ученых. стр. 341–352. ISBN 9781443874113 . Проверено 9 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Огундиран, Акинвуми (июнь 2005 г.). «Четыре тысячелетия истории культуры в Нигерии (ок. 2000 г. до н.э. – 1900 г. н.э.): археологические перспективы». Журнал мировой предыстории . 19 (2): 133–168. дои : 10.1007/s10963-006-9003-y . S2CID 144422848 .
- ^ Макихерн, Скотт (январь 2005 г.). «Две тысячи лет истории Западной Африки» . Африканская археология: критическое введение . Академия.
- ^ Рот, Х. Линг (Генри Линг) (1903). Великий Бенин; его обычаи, искусство и ужасы . Смитсоновские библиотеки. Галифакс, Англия, F. King & Sons, Ltd.
- ^ Jump up to: а б Конна, Грэм (июнь 1967 г.). «Новый свет на городских стенах Бенина». Журнал Исторического общества Нигерии . 3 (4): 597–599. ISSN 0018-2540 . JSTOR 41856902 .
- ^ Ходжкин, Томас (1960). Нигерийские перспективы: историческая антология . Издательство Оксфордского университета. п. 93. ИСБН 978-0192154347 .
- ^ Ходжкин, Томас (1960). Нигерийские перспективы: историческая антология . Издательство Оксфордского университета. п. 120. ИСБН 978-0192154347 .
- ^ Конна, Грэм (январь 1972 г.). «Археология Бенина». Журнал африканской истории . 13 (1): 33. дои : 10.1017/S0021853700000244 . S2CID 162976770 .
- ^ Конна, Грэм (июнь 1967 г.). «Новый свет на городских стенах Бенина». Журнал Исторического общества Нигерии . 3 (4): 608. ISSN 0018-2540 . JSTOR 41856902 .
- ^ «Главная | Фонд Бенинского рва» . www.beninmoatfoundation.org . Архивировано из оригинала 25 июля 2011 года.
- ^ Пирс, Фред. Африканская королева . New Scientist, 11 сентября 1999 г., выпуск 2203.
- ^ Кутонин, Мавуна (18 марта 2016 г.). «История городов №5: Бенин-Сити, могучая средневековая столица, теперь бесследно потерянная» . Хранитель . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Осадолор, Осархим Бенсон (23 июля 2001 г.). Военная система Королевства Бенин, ок. 1440–1897 (D) (PDF) (Докторская диссертация). Университет Гамбурга. стр. 4–264.
- ^ Роберт Сидней Смит, Война и дипломатия в доколониальной Западной Африке, University of Wisconsin Press : 1989, стр. 54–62.
- ^ Торнтон (1999) , с. 81
- ^ Паргас, Дамиан Алан; Рошу, Фелиция (2017). Критические чтения по глобальному рабству . Издательство «Брилл» . п. 1141. ИСБН 9789004346611 .
- ^ Р.С. Смит, Война и дипломатия, стр. 54–62.
- ^ Храбрый, Ольферт (1668). Точное описание регионов Африки . Амстердам: Якоб ван Мерс . п. 495 .
- ^ Храбрый, Ольферт (1668). «Королевство Бенин» . Точное описание регионов Африки . Амстердам: Якоб ван Мерс. стр. 494/495.
- ^ Босман, Виллем (1704 г.). «Описание Рио-Формозы, по-разному определяемого Бенином». . Точное описание Гвинейского Златозуба и Невольничьего берега . Утрехт: Энтони Схоутен. стр. 212–257.
- ^ Босман, Виллем (1704 г.). Точное описание Гвинейского Златозуба и Невольничьего берега . Утрехт: Энтони Схоутен. стр. 222 ф.
- ^ Хернон, А., Забытые войны Британии , стр. 409 (2002) ISBN 0-7509-3162-0
- ^ Грэм, Джеймс (1965). «Работорговля, депопуляция и человеческие жертвоприношения в истории Бенина» . Cahiers d'Etudes africaines . 5 (18): 328–329. дои : 10.3406/cea.1965.3035 .
- ^ «Знаменитые бенинские бронзы из Западной Африки использовали металл, произведенный в Германии» . Новый учёный . 2023.
Всемирно известные произведения искусства из бенинской бронзы, созданные африканскими мастерами по металлу в период с 16 по 19 века, были изготовлены из латунных колец, произведенных в Рейнской области Германии. Эти кольца использовались в качестве валюты в трансатлантической работорговле.
- ^ Сковронек, Тобиас Б.; Декорс, Кристофер Р.; Денк, Рольф; Бирр, Стефан Д.; Кингсли, Шон; Кук, Грегори Д.; Бенито Домингес, Ана Мария; Клиффорд, Брэндон; Баркер, Эндрю; Отеро, Хосе Суарес; Морейра, Висенте Карамес; Боде, Майкл; Янсен, Мориц; Скоулз, Дэниел (2023). «Немецкая латунь для бенинских бронз: данные геохимического анализа ранней атлантической торговли» . ПЛОС ОДИН . 18 (4): e0283415. Бибкод : 2023PLoSO..1883415S . дои : 10.1371/journal.pone.0283415 . ПМЦ 10075414 . ПМИД 37018227 .
- ^ Альберге, Даля (5 апреля 2023 г.). «Бенинские бронзы изготовлены из металла, добытого в Западной Германии, как показали исследования» . Хранитель . Архивировано из оригинала 8 апреля 2023 года . Проверено 8 апреля 2023 г.
- ^ «Знаменитые бенинские бронзы из Западной Африки использовали металл, произведенный в Германии» . Новый учёный . Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 года . Проверено 8 апреля 2023 г.
- ^ «Королевство Бенин» . BBC Bitesize . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ Август, Лану (10 ноября 2021 г.). «История Экаладерхана: был ли он Бенином или йоруба?» . Стена Получено 19 июня.
- ^ «Бенинская империя» . motleytravels.org . Архивировано из оригинала 9 июля 2021 года . Проверено 9 июля 2021 г.
- ^ «Королевство Бенин — Доколониальная Африка — История KS3 — помощь с домашним заданием для 7, 8 и 9 классов» . BBC Bitesize . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ «Изучение йоруба» . Языки, литература и культура . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ Бронзы, Next Gen (11 декабря 2023 г.). «Эринмвинде — Восстановительница мира (4/4)» . Бронзы следующего поколения . Проверено 19 июня 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Игбафе, Филип А. (1970). «Падение Бенина: переоценка». Журнал африканской истории . 11 (3): 385–400. дои : 10.1017/S0021853700010215 . JSTOR 180345 . S2CID 154621156 .
- Европейские торговцы в Бенине — майору Копленду Кроуфорду. Сообщение о прекращении торговли королем Бенина 13 апреля 1896 г., Каталог корреспонденции и документов протектората побережья Нигера , 268 3/3/3, стр. 240. Национальный архив Нигерии Энугу.
- Сэр Ральф Мур в министерстве иностранных дел. Репортаж о неудавшейся экспедиции в Бенин. 1895 г., 12 сентября. Каталог корреспонденции и документов протектората побережья Нигера , 268 3/3/3, стр. 240. Национальный архив Нигерии Энугу.
- Дж. Р. Филлипс в министерстве иностранных дел. Консультирование по свержению короля Бенина. 17 ноября 1896 г. Депеши в министерство иностранных дел от генерального консула, Каталог корреспонденции и документов протектората побережья Нигера , 268 3/3/3, стр. 240. Национальный архив Нигерии Энугу.
- Акензуа, Эдун (2000). «Дело Бенина». Приложения к протоколу доказательств, Приложение 21, Палата общин, Парламент Соединенного Королевства, март 2000 г.
- Бен-Амос, Паула (1999). Искусство, инновации и политика в Бенине восемнадцатого века. Издательство Университета Индианы, 1999. ISBN 0-253-33503-5
- Бен-Амос Гиршик, Паула; Торнтон, Джон (2001). «Гражданская война в Королевстве Бенин, 1689–1721 гг.: Преемственность или политические изменения?» . Журнал африканской истории . 42 (3): 353–376. дои : 10.1017/S0021853701007915 . HDL : 2022/3613 . JSTOR 3647167 . S2CID 145691565 .
- Буасрагон, Алан (1897). Бенинская резня . Лондон: Метуэн.
- Грэм, Джеймс Д. (1965). «Работорговля, депопуляция и человеческие жертвоприношения в истории Бенина: общий подход» (PDF) . Cahiers d'Etudes africaines . 5 (18): 317–334. дои : 10.3406/cea.1965.3035 . JSTOR 4390897 . S2CID 143678155 . Архивировано из оригинала (PDF) 26 февраля 2020 года.
- Страйер, Роберт В. (2013). Пути мира: Краткая глобальная история с источниками (2-е изд.). Нью-Йорк: Бедфорд/Сент-Мартинс. ISBN 978-0312583460 .
- Бондаренко, Дмитрий М. (2005). «Гомоархическая альтернатива гомоархическому государству: Бенинское королевство XIII–XIX веков» . Социальная эволюция и история . 4 (2): 18–88.
- Бондаренко, Дмитрий М. (2015). «Королевство Бенин (13–19 вв.) как мегасообщество» . Социальная эволюция и история . 14 (2): 46–76.
- Бондаренко Дмитрий М.; Роуз, Питер М.; Роуз, Тобиас (2001). «Nachrichten von der Küste Guinea» Людвига Фердинанда Ремера (середина 18 века) как источник по истории и культуре Королевства Бенин» . Трибус . 50 : 135–149.
- Эзра, Кейт (1992). Королевское искусство Бенина: Коллекция Перлза в Метрополитен-музее . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 9780870996320 .
- Роуз, премьер-министр; Бондаренко, Д.М. (2003). Популярная история Бенина. Взлет и падение могучего лесного королевства . Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг. ISBN 9780820460796 .
- Райдер, АФК (1969). Бенин и европейцы: 1485–1897 гг . Лондон: Лонгманс. ISBN 9780582645141 .
- Торнтон, Джон Келли (1999). Война в Атлантической Африке, 15.00-18.00 . Психология Пресс . ISBN 9781857283921 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Егаревба, Джейкоб У. (1968). Краткая история Бенина . Ибадан: Ибадан Вверх. OCLC 1037105916 .
- Эйзенхофер, Стефан (1995). «Истоки королевской власти Бенина в творчестве Якоба Эгаревбы». История в Африке . 22 : 141–163. дои : 10.2307/3171912 . JSTOR 3171912 . S2CID 161445279 .
- Эйзенхофер, Стефан (1997). «Список королей Бенина: некоторые вопросы хронологии». История в Африке . 24 : 139–156. дои : 10.2307/3172022 . JSTOR 3172022 . S2CID 162291387 .
- Грэм, Джеймс Д. (1965). «Работорговля, депопуляция и человеческие жертвоприношения в истории Бенина: общий подход» (PDF) . Cahiers d'Etudes africaines . 5 (18): 317–334. дои : 10.3406/cea.1965.3035 . JSTOR 4390897 . S2CID 143678155 . Архивировано из оригинала (PDF) 26 февраля 2020 года.
- Игбафе, Филип Эгбона (1979). Бенин под британской администрацией: влияние колониального правления на африканское королевство, 1897–1938 гг . Лондон: Лонгман. OCLC 473877102 .
- Джонс, Адам (1998): Описание Бенина Ольфертом Даппером (1668) . Мэдисон: Мэдисонский университет.
- Пализо-Бовуа, А. (1800). «Записка о народе Бенина» . Философское десятилетие (на французском языке). 2-я четверть (12): 141–151.
- Райдер, Алан Фредерик Чарльз. Бенин и европейцы (1485–1897) . Лондон: Лонгманс. OCLC 959073935 .
- Спар, Торстен (2006): Бенин около 1700 года. Аннотированный новый немецкий перевод письма Дэвида ван Ньендаэля Виллему Босману о Королевстве Бенин вместе с кратким описанием оригинала, впервые опубликованного на голландском языке в 1704 году, и современные переводы на английский (1705 г.) и немецкий (1708 г.) . Маммендорф: Pro-Literatur-Verlag.
- Спар, Торстен (2006): Бенинская библиография. Маммендорф: Pro-Literatur-Verlag.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Королевство Бенин
- Археологические памятники в Нигерии
- Доисторическая Африка
- Объекты всемирного наследия в Нигерии
- Исторические здания и сооружения Нигерии
- Линейные земляные работы
- Бывшие монархии Африки
- Страны доколониальной Африки
- Нигерийские традиционные государства
- Французская Западная Африка
- Страны средневековой Африки
- 12 век в Нигерии
- 13 век в Нигерии
- 14 век в Нигерии
- 15 век в Нигерии
- 16 век в Нигерии.
- 17 век в Нигерии.
- 18 век в Нигерии.
- 19 век в Нигерии
- Штаты и территории, основанные в 1180 году.
- Штаты и территории упразднены в 1897 году.
- заведения 1180-х годов
- Застой 1897 года в Африке
- Заведения XII века в Нигерии
- Застой 1890-х годов в Нигерии