Диалект умпаку
Умпаку японский | |
---|---|
Родной для | Япония |
Область | восточный Саньин |
японский
| |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | – |
глоттолог | umpa1238 |
![]() Диалект области Умпаку |
Диалект Умпаку ( 雲伯方言 , Унпаку хогэн ) — группа японских диалектов, на которых говорят в центральном Саньине . [ 1 ] Название Унпаку создано путем извлечения репрезентативных из Идзумо и кандзи Хоки , бывших провинций этого региона . названий
Диалекты умпаку:
- Диалект Идзумо (восточная часть префектуры Симанэ , ранее известная как провинция Идзумо )
- Диалект Йонаго (западная префектура Тоттори с центром в Йонаго )
- Диалект оки ( острова Оки префектуры Симанэ)
Произношение
[ редактировать ]Диалект Умпаку, особенно Идзумо-бен, уникальный среди диалектов региона Тюгоку , внешне напоминает диалекты Тохоку по произношению и поэтому также называется Дзузу-бен . Имеет нейтрализацию высоких гласных «i» и «u».
гласные
[ редактировать ]Глухие гласные звуки распространены в большинстве западно-японских акцентов, и в Идзумо, где их часто слышат, ситуация ничем не отличается. В Идзумо и западном Хоки, как и в диалектах Тохоку, звуки «и» и «у» централизованы . «i» обычно произносится как [ï] и «u» [ɯ̈] .
Согласные
[ редактировать ]Падение звука «р»
[ редактировать ]В диалектах Идзумо и западном Хоки звуки «r» часто опускаются и заменяются удлинением предыдущей гласной. например, дерзай > даа "кто", аримасу > аамасу "есть". В частности, это часто случается со слогами «ри» и «ру», которые почти все заменяются этим удлиненным звуком. В некоторых регионах сирой «белый» становится шиэ , а акэру «открывать» становится акьяэ . В Оки эти звуки также заменяются сокуонами, например соно цумодда ( соно цумори да ).
Остатки архаичных звуков
[ редактировать ]- для, гва
- Сохранение /w/ в этих слогах, заметное в диалекте Унпаку, нестандартно для современного японского языка.
- ж вместо ч
- В период Хэйан все звуки ряда «h» произносились со звуком «f» [ɸ] , а не со звуком «h», т. е . fa, fi, fu, fe, fo. Идзумо до сих пор сохраняет это произношение. Например: фаши [ɸasï] = хаши «палочки для еды», феби [ɸebï] = хеби «змея».
- с тем, что
- В произношении «се» становится «ше», а «зе» становится «дже», аналогично диалекту Кюсю .
Высота тона
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2013 г. ) |
Грамматика
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2013 г. ) |
Словарный запас
[ редактировать ]- дандан (ダンダン) «спасибо»; аригато на стандартном японском языке. Оно не используется в семье, а скорее в разговоре с незнакомцами, почти так же, как в стандартном японском языке домо используется как аббревиатура.
- госу (ごす) «дать (говорящему)»; курэру на стандартном японском языке. Например, X-san ga wa ni yasai o goita wa «Мистер X дал мне овощи». Для более вежливой формы гошинару 。 также используется
- кётой (きょとい) «страшный, устрашающий»; коваи на стандартном японском языке. Например , маа, ано хито ва кётой ва! «Ой, этот человек страшный!», аа! Киото, Киото! нигетоку да ва! «Ой, какой он страшный! Давай сбежим!»
- чонбоси / чоккоши «немного»; сукоши или чотто на стандартном японском языке.
- гина (がいな) «гигант»; сугой или гоцуи на стандартном японском языке. Анимационная студия Gainax Гаины . носит имя
- банджимашите «добрый вечер» на стандартном японском языке;
Диалектная связь Умпаку и Тохоку
[ редактировать ]

Системы гласных диалектов Идзумо (также называемых Умпаку ) и Тохоку демонстрируют несколько общих фонетических характеристик, таких как централизованные /i/ и /u/ и повышенные /e/ и /o/, которые делают эти гласные более похожими друг на друга, чем те, что на других японских диалектах. Эта централизация и возвышение вызвали слияние гласных в центральных районах Идзумо и Тохоку, что указывает на исторические лингвистические изменения, которые, вероятно, распространились из Идзумо на северо-восток через прибрежную миграцию. Археологические находки, в том числе захоронения с выступающими в углах курганами 100–250 годов нашей эры на полуострове Ното и в префектуре Тояма , свидетельствуют о раннем влиянии Идзумо в этих областях. Это означает, что отличительные системы гласных Идзумо, вероятно, распространились в эти регионы в период от середины до позднего периода Яёи . Однако тональные системы стиля Идзумо (Гайрин А и Гайрин Б) тогда еще не получили развития, так как их нет в диалектах полуострова Ното и Тояма. [ 2 ]
Элизабет де Бур приводит аргументы в пользу существования ветви Идзумо/Тохоку внутри японских диалектов и что ранее существовавшие торговые контакты после поражения эмиси в Тохоку проложили путь для иммиграции в этот район. Размытая диалектная переходная зона, простирающаяся более чем на 200 км на юге Ниигаты, может быть связана с иммигрантами с двумя разными тональными системами, прибывающими с двух разных направлений: часть из них прибыла с побережья (Идзумо), а другая часть - с центральных высокогорий ( Тюбу) . ). [ 3 ]
Дальнейшая миграция из Идзумо в регион Тохоку, вероятно, произошла после развития тональных инноваций Гайрин Б. Существование тональных систем Гайрин А и Гайрин Б на севере Тохоку предполагает множественные волны миграции. Исторически политические и экономические условия в Идзумо колебались между восточными и западными районами. Более продвинутые тональные инновации Gairin B зародились в западном Идзумо и постепенно распространились на восток. Это отражено в Тохоку, где в некоторых областях до сих пор наблюдается смесь тональных систем.
В ходе миграции в период Яёй фермеры, выращивающие рис из западной Японии, переезжали на север Хонсю. Ранние поселения Яёи в прибрежных районах, таких как Исикава , Тояма и западная Ниигата, датируются примерно 300 годом до нашей эры. Однако прямых доказательств связи этих первых поселенцев с Идзумо нет. Явные признаки влияния стиля Идзумо появляются позже, особенно в курганах, датируемых 100–250 годами нашей эры. Миграция в регион Тохоку в конце VI века соответствует археологическим свидетельствам прибытия нового населения, подобного культурам Кофун , обнаруженным в других местах Японии. До этого в северном Тохоку наблюдалось сокращение населения, поскольку народ Эпи-дзёмон двинулся в сторону Хоккайдо . Это новое население, возможно, из Идзумо, быстро распространилось по северному Тохоку из-за малочисленности населения региона, сохранив там систему тонов в стиле Идзумо лучше, чем в южном и центральном Тохоку, где было больше лингвистических и диалектных интерференций. Относительно низкое внутреннее разнообразие диалектов Тохоку можно объяснить более поздним распространением японского языка на северо-восток по сравнению с другими материковыми регионами Японии. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Боберг, Чарльз; Нербонн, Джон; Ватт, Доминик (04 января 2018 г.). Справочник по диалектологии . Джон Уайли и сыновья. стр. 563–566. ISBN 978-1-118-82755-0 .
- ^ Перейти обратно: а б де Бур, Элизабет; Ян, Мелинда А.; Каваго, Эйлин; Барнс, Джина Л. (2020). «Япония рассматривается с точки зрения гипотезы распространения фермеров/языков» . Эволюционные гуманитарные науки . 2 . дои : 10.1017/ehs.2020.7 . ISSN 2513-843X .
- ^ де Бур, Элизабет (июнь 2020 г.). «Классификация японских языков» . Academic.oup.com . дои : 10.1093/oso/9780198804628.003.0005 . Проверено 1 июля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Это правильный курс диалекта Идзумо (на японском языке)