Яэяма язык
Яэяма | |
---|---|
Яэяма / Яимамуни Моногатари | |
Произношение | [джаймамуни] |
Родной для | Япония |
Область | Острова Яэяма |
Этническая принадлежность | 47,600 (2000) [1] |
японский | |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | rys |
глоттолог | yaey1239 |
ЭЛП | Яэяма |
Яэяма классифицируется как находящийся под угрозой исчезновения согласно ЮНЕСКО. Атласу языков мира, находящихся под угрозой исчезновения [2] |
Язык Яэяма ( Яэяма Моногатари/Яимамуни , Яимамуни ) — южно-рюкюанский язык, на котором говорят на островах Яэяма , самой южной населенной группе островов Японии , с общим населением около 53 000 человек. [3] Острова Яэяма расположены на юге островов Рюкю , к юго-западу от островов Мияко и к востоку от Тайваня . Яэяма ( Яимамунии ) наиболее тесно связан с Мияко . Число компетентных носителей языка неизвестно; В результате языковой политики Японии, которая называет этот язык диалектом Яэяма ( 八重山方言 , Яэяма хогэн ) , отраженного в системе образования, люди в возрасте до 60 лет, как правило, не используют язык, за исключением песен и ритуалов, а молодое поколение использует исключительно японский в качестве своего первого языка. По сравнению с японским кокуго, или японским национальным языком , другие языки рюкюань, такие как окинавский и амами, также называются диалектами японского языка . [4] Яэяма имеет сравнительно более низкую «жизнеспособность языка» среди соседних языков Рюкюань. [5]
На Яэяме говорят на языках Исигаки , Такетоми , Кохама , Курошима , Хатома , Арагусуку , Ириомотэ и Хатерума , с трудностями взаимного понимания между диалектами из-за большого географического охвата островов Яэяма. Язык острова Йонагуни , хотя и родственный, обычно считается отдельным языком . Вместо этого диалект Такэтоми может быть языком Северного Рюкюань, общим для окинавских диалектов, которые позже слились с другими диалектами Яэяма. [6]
История
[ редактировать ]Язык рюкю отделился от протояпонского языка, когда его носители мигрировали на острова Рюкю. [7] [8] [6] Языки рюкюань отделились от протояпонского языка за последние 2000 лет, хотя оценки предлагают разные потенциальные периоды времени - от 2 г. до н.э. до 800 г. н.э. [9] [10]
Языки яэяма относятся к макро-яэямской ветви южных языков рюкюань. Нововведения в языках южного рюкюань, разделяющие языковые семьи Макро-Яэяма и Мияко, включают «нерегулярный переход от класса тонов B к A в слове «сколько» и специальную форму для слова «сад»». [11] Макро-яэямские инновации, объединяющие языки яэяма и дунан, содержат «грамматизацию слова «знать» как потенциальное вспомогательное средство», сходство между множеством специальных форм, таких как «бутон», «счастливый», «свежий» и «грязь», как а также семантическое смешение слова «племянник» со значением «племянник» или «племянница». [12] Яэяманские диалекты отличаются от дунанских нововведениями, касающимися замены глагола «продать» причинной формой «купить», особой формой «мокнуть», а также неправильным сдвигом «*g>n» в ' борода'. [10]
Некоторые из произношений, которые исчезли из японского языка примерно в VIII веке, в период Нара в Японии, все еще можно найти в языках Яэяма. Одним из примеров является начальный звук «p», который в японском языке превратился в «h», а в Яэяме остался «p», за исключением «pu», который в Яэяме стал «фу».
Прото-японский | Современный японский | Яэяма | |
---|---|---|---|
"Живот" | *к | хара | легкие |
"Лодка" | *основной | веревка | веревки |
"Голубь" | * специфический | там | убийство |
Хотя язык Яэяма в некоторых аспектах был более «консервативным» в смысле сохранения определенных произношений, в других аспектах он был более инновационным. Одним из примеров является система гласных. В древнем японском языке было восемь гласных (некоторые, возможно, дифтонги); В современном японском языке это количество сокращено до пяти, но в Яэямане сокращение гласных продвинулось дальше - до трех гласных. Обычно, когда в современном японском языке есть буква «е», родственная буква Яэяма будет иметь букву «i» (это видно из слова «фуни» выше); и там, где в современном японском языке есть буква «о», родственная буква Яэяма будет иметь букву «у» (как видно из слова «пату» выше).
Прото-японский | Современный японский | Яэяма | |
---|---|---|---|
"Вещь" | * мне | мононуклеоз | воля |
"Семя" | *сердце | единица | этот |
"Начинать" | *полдень | Хадзиме | успокой меня |
Однако в тех случаях, когда в протояпонском языке есть *e , *əy или *o, которые не являются конечными словами, японский язык в этом отношении не более консервативен, чем Яэяма, поскольку оба претерпели одинаковое повышение гласных на разных стадиях, как показано ниже:
Прото-японский | Современный японский | Яэяма | |
---|---|---|---|
"Вода" | * мент | корни | мизи |
"Дерево" | *ключ | к | ключ |
"Пшеница" | *монах | Я надеюсь | воля |
Как и во всех языках Южного Рюкюань, в Яэяма изначально используется слово «b» по сравнению с японским «w». Возможно, считается, что это нововведение по сравнению с более ранней буквой «w». Сюда также входят родственные японские слова, которые когда-то имели начальную букву «w», но были исключены позже в истории языка, например «водори» > «одори».
Прото-японский | Современный японский | Яэяма | |
---|---|---|---|
«Кишечник» | *луна | луна | если |
"Молодой" | *машина | вакай | багсан |
«Танец» | *вентари | запахи | будури |
Многие из этих особенностей были потеряны в истории окинавского языка или были обновлены по сравнению со всеми другими японскими языками. Одно из объяснений этого состоит в том, что можно путешествовать по морю из материковой Японии на главный остров Окинаву, почти всегда держа тот или иной остров в поле зрения; но между главным островом Окинавой и Яэямой существует больший разрыв, для которого потребовалось бы несколько ночей в открытом море. По этой причине между материковой Японией и островами Яэяма было меньше трафика, что привело к дальнейшему языковому расхождению.
Фонология
[ редактировать ]Хатерума
[ редактировать ]Диалект Хатерума содержит семь гласных без различия между долготой и краткостью гласных и шестнадцатью согласными. Хатерума известен тем, что в нем больше гласных, чем в любом другом диалекте. е Считается , что глоточное является результатом «слияния прото-яэямских дифтонгов '*ai и *aɨ'». [13]
В Хатерума присутствуют три тона акцента: нисходящий, ровный и восходящий. Чтобы соотнести высоту звука, существует три класса слов в системе «A, B, C»; Показано, что слова класса A коррелируют с падающим тоном, а слова классов B и C имеют «неравномерное соответствие с моделями уровня и роста». [14]
Диалект Хатерума считается инновационной разновидностью Яэяма Рюкюань. Это единственный диалект группы Яэяма, в котором присутствуют глоточное eˤ, сонорное озвучивание, эпентеза конечного согласного существительного и спирантизация глухой велярной остановки перед гласной *i. Также считается, что он обладает самым сильным стремлением среди диалектов Яэяма, а также является единственной разновидностью, демонстрирующей носовое и жидкостное выделение. [13]
Глоточная eˤ на региональном уровне может выражаться как /ɛ/ , особенно среди людей старше 90 лет. [15]
Передний | Центральный | Назад | |
---|---|---|---|
Закрывать | я | ɨ | в |
Средний | е еˤ | тот | |
Открыть | а |
Кроме того, в Хатерума есть следующие шестнадцать согласных: [15]
двугубный | Альвеолярный | Палатальный | Велар | Глоттальный | |
---|---|---|---|---|---|
Останавливаться | п [р~рˢ] б | т д | c [ ts͡s ~ t͡ɕ ] | к ɡ | |
носовой | м | п [н~ŋ~ɴ~м] | |||
Фрикативный | е ( ɸ ) | s [s~ ɕ ] z [z~ ʑ ~ d͡z ~ d͡ʑ ] | ч [ч~ ç ] | ||
Жидкость | р [р~ɾ] | ||||
аппроксимант | В | дж |
Хатома
[ редактировать ]Диалект Хатома содержит две «тональные категории», обозначаемые как отмеченные и немаркированные. Слова отмеченного класса анализируются как «высокие от слога, содержащего вторую мору », а немаркированные слова начинаются с низкого тона, но заканчиваются низким тоном. [16] «Периферийные классы тонов» также отмечаются в некоторых существительных и наречиях. [16]
Хатома известен самым простым спряжением глаголов и морфофонологией среди диалектов Яэяма. Один фонологический процесс представляет собой последовательность i , за которой следует e , превращающаяся в e в случае, если i находится в легком слоге, а ja(a) в тяжелом слоге. [16] Существует также процесс, когда последовательность u , за которой следует последовательность , становится долгим o с u в легком слоге и uwa(a) в тяжелом слоге. [16]
Миара
[ редактировать ]В составе мияраского поддиалекта Исигаки 21 согласная и 6 гласных. Отмечается, что е и о всегда длинные, как и во многих разновидностях Рюкюань . [17] Долгие гласные часто укорачиваются перед моренными носовыми . [17]
Передний | Центральный | Назад | |
---|---|---|---|
Закрывать | я | ɨ | в |
Средний | и | тот | |
Открыть | а |
двугубный | Альвеолярный | Палатальный | Велар | Глоттальный | |
---|---|---|---|---|---|
Останавливаться | п б | т д | к ɡ | ʔ | |
носовой | м | н | ŋ | ||
Фрикативный | ɸ | и г | ʃ | час | |
Аффрикат | тс | т͡ʃ д͡ʒ | |||
Жидкость | ɾ | ||||
аппроксимант | дж | В |
После /s/ , /z/ и /t͡s/ лежащий в основе /u/ нейтрализуется до [ɨ] . После носовых ( /m/ , /n/ ) скользит ( /j/ , /w/ ) альвеолярные остановки ( /t/ , /d/ ) или /h/ , /ɸ/ и /ʃ/ , высокий центральный гласная /ɨ/ не появляется. [17]
Синтаксис
[ редактировать ]Хатерума
[ редактировать ]Хатерума использует морфологию и суффиксацию в своих глаголах и прилагательных. Деривационная морфология выражает каузативные и пассивные формы в глаголах; потенциальные формы равны пассивной форме. [18] Глагольное словоизменение выражает два типа изъявительных наклонений , повелительную форму, а также когортативное и запретительное окончание. [19] Прилагательные, существительные и глаголы также соединяются и удваиваются, особенно при образовании наречий от прилагательных.
У Hateruma есть система корпусов с девятью маркировками корпуса и частицами . [20] Есть одиннадцать вспомогательных глаголов для обозначения форм наклонения и вида . [21]
Исигаки
[ редактировать ]Диалект Исигаки известен своеобразным выражением сторон света . Обнаружено, что, разговаривая с другими носителями языка, носители языка ишигаки используют «внутреннюю» и «относительную» систему отсчета, в которой «север» и «юг» выражаются во внутренней системе отсчета в виде глаголов агару («агару»). подниматься, подниматься») и ориру (« спускаться, спускаться») вместо стандартных японских кита (« север») и минами («юг»). [22] Выяснилось, что большинство говорящих выражают «восток» и «запад» как стандартные японские хидари (« левый») и миги (« правый») в относительной системе отсчета. [22]
Миара
[ редактировать ]Утверждается, что Мияран Яэяма не имеет выраженной атрибутивной формы, в отличие от окинавского и древнеяпонского языков . Однако есть свидетельства того, что фонологическая обусловленность, а именно эпентетическая маркировка -r между настоящим стативом -i и маркером настоящего времени -u (во избежание последующих последовательностей гласных) , объясняет неявные атрибутивные маркировки. [23]
Wh-вопросы
[ редактировать ]В языке Яэяма Wh-фразы отмечены знаком du , в отличие от стандартного японского ka . [24]
Тема WH-вопрос и ответ | Объект WH-вопрос и ответ: |
---|---|
таа -ду кто- Q хорошо? комната - скатерть делать ел Кто ел собу? | Курису-джа Крис- ТОП да или нет что- PRT - Q делать ел Что ел Крис? |
Отсутствие du во фразе Wh считается грамматической ошибкой. Тем не менее, маркировка du необязательна для наречий или дополнительных WH-фраз. В вопросах с несколькими WH-словами только одно может быть отмечено du . [25] Необходимы дальнейшие исследования, чтобы узнать больше о Wh-вопросах в Яэяме.
Угроза и возрождение
[ редактировать ]Угроза рюкюанским языкам объясняется историческими и правительственными факторами. Зародившееся в 1872 году присоединение Окинавских островов к Японии и создание префектуры Окинава в 1879 году, с тех пор возникло движение, называемое «японизацией островов Лучуань». [26] национальное языковое движение, известное как кокуго В результате этого возникло . Движение кокуго включает в себя принятие в 1907 году Постановления о регулировании диалектов, понижающего различные языки рюкюань до статуса «диалектов» ( хоген ) и препятствующего использованию этих диалектов в японской школьной системе. [26]
По оценкам, осталось 7 000–10 000 говорящих на языке яэяма, в основном на них говорят дома. [27] Было создано множество обществ и движений возрождения, направленных на сохранение языков и культуры Рюкюань. Самым ранним движением за возрождение языка считается часть Общества культуры Коза, основанного в 1955 году. [28] Крупным благотворителем сохранения и возрождения рюкюанских языков является Общество распространения окинавских языков ( Uchinaguchi fukyu kyogikai) , чья конституция посвящена инициированию диалектных классов и программ подготовки учителей Окинавы, а также продвижению к особой окинавской орфографии . [28] Есть также заметные движения в выживании языка рюкюань, присутствующие в радиопередачах Окинавы, а также в «кружках презентаций и пьесах» и языковых уроках, интегрированных в школьную программу Окинавы на местном уровне. [28]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Язык яэяма в Ethnologue (18-е изд., 2015 г.) (требуется подписка)
- ^ «Яэяма в Японии | ВАЛ ЮНЕСКО» .
- ^ «Данные Яэямы» .
- ^ Генрих, Патрик; Барион, Фиха; Бренцингер, Матиас (9 мая 2009 г.). «Рюкю и новые, но находящиеся под угрозой исчезновения языки Японии» . Азиатско-Тихоокеанский журнал . 7 (19): 2 . Проверено 9 февраля 2017 г.
- ^ Генрих, Патрик; Барион, Фиха; Бренцингер, Матиас (9 мая 2009 г.). «Рюкю и новые, но находящиеся под угрозой исчезновения языки Японии». Азиатско-Тихоокеанский журнал . 7 (19): 6.
- ^ Jump up to: а б Торп, Манер Лоутон (1983). История языка рюкюан (PDF) (кандидатская диссертация). Университет Южной Калифорнии.
- ^ Симодзи, Мичинори (19 октября 2022 г.), «Японские языки: введение» , «Введение в японские языки» , Brill, стр. 1–24, doi : 10.1163/9789004519107_002 , ISBN 978-90-04-51910-7 , получено 21 января 2024 г.
- ^ Керр, Джордж. Окинава: история островного народа . 1957. ISBN 978-4805314791
- ^ Пеллард, Томас (2011). «Историческое положение рюкюанских языков» . Историческая лингвистика в Азиатско-Тихоокеанском регионе и положение японского языка . Историческая лингвистика в Азиатско-Тихоокеанском регионе и положение японского языка. Осака, Япония: Национальный музей этнологии: 55–64.
- ^ Jump up to: а б Генрих, Патрик; Мияра, Синсё; Симодзи, Мичинори (2015). Справочник по языкам рюкюань: история, структура и использование . Германия: Де Грюйтер Мутон. п. 20.
- ^ Генрих, Патрик; Мияра, Синсё; Симодзи, Мичинори (2015). Справочник по языкам рюкюань: история, структура и использование . Германия: Де Грюйтер Мутон. п. 18.
- ^ Генрих, Патрик; Мияра, Синсё; Симодзи, Мичинори (2015). Справочник по языкам рюкюань: история, структура и использование . Германия: Де Грютер Мутон. п. 19.
- ^ Jump up to: а б Паппалардо, Джузеппе (2016). «Консервативные и новаторские черты в фонологии диалекта хатерума». Анналы Ка Фоскари. Восточная серия . 52 (1): 335–49. дои : 10.14277/2385-3042/AnnOr-52-16-12 .
- ^ Генрих, Патрик; Мияра, Синсё; Симодзи, Мичинори (2015). Справочник по языкам рюкюань: история, структура и использование . Германия: Де Грютер Мутон. п. 426.
- ^ Jump up to: а б Генрих, Патрик; Мияра, Симодзи, Мичинори (17 февраля 2015 г.): Генрих , Патрик, Мияра, Синшо, 1946-, Симодзи, Мичинори, Берлин. Де Грютера Мутона. : ISBN 978-1614511151 . OCLC 907337360 .
- ^ Jump up to: а б с д Трантер, Николас (2012). Языки Японии и Кореи . Нью-Йорк: Рутледж. п. 384.
- ^ Jump up to: а б с д и Дэвис, Кристофер; Лау, Тайлер (31 декабря 2015 г.), Генрих, Патрик; Мияра, Синсё; Симодзи, Мичинори (ред.), «11. Время, аспект и настроение в Мияра Яэяман» , Справочник по языкам рюкюань , DE GRUYTER, стр. 253–298, doi : 10.1515/9781614511151.253 , ISBN 978-1-61451-161-8 , получено 21 января 2024 г.
- ^ Генрих, Патрик; Мияра, Синсё; Симодзи, Мичинори (2015). Справочник по языкам рюкюань: история, структура и использование . Германия: Де Грюйтер Мутон. п. 431.
- ^ Генрих, Патрик; Мияра, Синсё; Симодзи, Мичинори (2015). Справочник по языкам рюкюань: история, структура и использование . Германия: Де Грютер Мутон. п. 430.
- ^ Генрих, Патрик; Мияра, Синсё; Симодзи, Мичинори (2015). Справочник по языкам рюкюань: история, структура и использование . Германия: Де Грютер Мутон. п. 433.
- ^ Генрих, Патрик; Мияра, Синсё; Симодзи, Мичинори (2015). Справочник по языкам рюкюань: история, структура и использование . Германия: Де Грютер Мутон. п. 436.
- ^ Jump up to: а б Такекуро, Макико (2007). «Язык и жесты на острове Исигаки» . Ежегодное собрание Лингвистического общества Беркли . 33 : 417–419. дои : 10.3765/bls.v33i1.3544 .
- ^ Лау, Тайлер; Дэвис, Кристофер (2014). «Фонологическая редукция и (вновь) появление атрибутивных форм в Рюкюань». В Кенстовиче, Майкл; Левин, Тед; Масуда, Ре (ред.). Японская/корейская лингвистика 23 (PDF) . Том. 23.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Дэвис 2013 , с. 1.
- ^ Дэвис 2013 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Генрих, Патрик; Байрон, Фиха; Бренцингер, Матиас (2009). «Рюкю и новые, но находящиеся под угрозой исчезновения языки Японии» . Азиатско-Тихоокеанский журнал . 7 .
- ^ Генрих, Патрик; Мияра, Синсё; Симодзи, Мичинори (2015). Справочник по языкам рюкюань: история, структура и использование . Германия: Де Грюйтер Мутон. стр. 423–424.
- ^ Jump up to: а б с Генрих, Патрик (2005). «Утрата языка и возрождение на островах Рюкю» . Азиатско-Тихоокеанский журнал . 3 .
- Дэвис, Кристофер (2013). «Роль фокусных частиц в Wh-вопросительных словах: данные южного языка рюкюань» (PDF) . Университет Рюкюс. Архивировано из оригинала (PDF) 20 апреля 2014 г. Проверено 19 апреля 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- (на японском языке) Сигехиса Каримата, 2008. Фонологическое сравнение диалектов Яэяма [1]