Музыка Судана
Часть серии на |
Культура Судана |
---|
![]() |

Богатая и разнообразная музыка Судана имеет традиционные сельские, северо -восточные африканские корни [ 1 ] а также показывает арабские , западные или другие африканские влияния, особенно на популярной городской музыке с начала 20 -го века. После создания крупных городов, таких как Хартум , как плавильные горшки для людей разнообразных слоев, их культурное наследие и вкусы сформировали многочисленные формы современной популярной музыки. [ 2 ] В сегодняшнем мире современного мира создание и потребление музыки через спутниковое телевидение или в Интернете является движущей силой культурных изменений в Судане, популярной среди местной аудитории, а также в суданском языке за границей .
Даже после отделения Южного Судана в 2011 году судан сегодняшний очень разнообразен, с пятьсот плюс этнические группы распространяется на территорию той, что является третьей по величине страной в Африке. Культуры его этнических и социальных групп были отмечены сложным культурным наследием, восходящим к распространению ислама , региональной истории работорговли и коренным африканским культурным наследием. Хотя некоторые из этнических групп все еще поддерживают свой собственный африканский язык , большинство суданцев сегодня используют отдельную суданскую версию арабского языка .
Из -за своего географического положения в Африке, где африканские , арабские , христианские и исламские культуры имеют сформированные народные идентичности и на южном поясе региона Сахеля , Судан был культурным перекрестком между Северной, Восточной и Западной Африкой, а также Аравийский полуостров , в течение сотен лет. Таким образом, в нем есть богатая и очень разнообразная музыкальная культура, от традиционной народной музыки до суданской популярной городской музыки 20 -го века и до международной африканской популярной музыки сегодня.
Несмотря на религиозные и культурные возражения в отношении музыки и танцев в общественной жизни, музыкальные традиции всегда наслаждались большой популярностью у большинства суданцев. Помимо пения на стандартном арабском языке , большинство суданских певцов выражают свои тексты на суданском арабском языке, тем самым затрагивая чувства их национальной аудитории, а также растущее число суданских прожива за границей, особенно в Египте, Саудовской Аравии и странах Персидского залива. Даже во времена широких ограничений общественной жизни, налагаемых правительством, публичными концертами или празднованием свадеб и других общественных мероприятий с музыкой и танцами, всегда были частью культурной жизни в Судане. [ 3 ]
Народная музыка и другие традиционные музыкальные формы
[ редактировать ]Сельская традиционная музыка и танец
[ редактировать ]Как и в других африканских регионах, традиционные музыкальные стили Судана являются древними, [ А ] Богатые и разнообразные, с разными регионами и этническими группами, имеющими много различных музыкальных традиций. Музыка в Африке всегда была очень важна как неотъемлемая часть религиозной и социальной жизни общин. Выступления песен, танцевальной и инструментальной музыки используются в ритуалах и социальных церемониях, как свадьбы, обрезание обрезания или для сопровождения длинных верблюжьих треков бедуинов таких . В этих выступлениях музыка всегда была социальным событием, отмеченным комбинацией исполнителей, текстов, музыки и участия сообщества, таких как танцы или другие виды обмена музыкальным событием. Традиционная музыка и ее исполнение были переданы от поколения к поколению опытными музыкантами до молодых поколений и не были записаны, за исключением недавнего времени формально обученными музыкантами или этномузикологами . [ B ] [ 6 ] [ 7 ]
В отличие от традиционной арабской музыки , большинство суданских музыкальных стилей являются пентатоническими , а одновременные ритмы перкуссии или пения в полиритмах являются дополнительными характерными характеристиками суданской субзахарской музыки. [ 8 ] Музыка Судана также обладает сильной традицией лирического выражения , которая использует наклонные метафоры, говорит о любви, истории племени или красоте страны. В своем эссе Суданском пении 1908–1958 гг . Автор Эль Сирр А. Гадур перевел пример для текста песни о любви с начала 20 -го века следующим образом: [ 9 ]

O Красивый, приблизиться
Раскрыть скараживания вашей щеки
Пусть мое восторг станет галлюцинацией в любви
Укус скорпиона
Более терпимо, чем ваше презрение.
Один из самых типичных восточноафриканских инструментов, называемых Танбурой или Киссиром в нубийской музыке, [ 10 ] Традиционно играли певцы как обычное сопровождение для таких песен, но эта суданская лира в значительной степени была заменена в 20 -м веке арабским Оудом . [ C ] Барабаны, хлопки в руке и танцы являются другими важными элементами традиционных музыкальных представлений, а также использование других африканских инструментов , таких как традиционные ксилофоны , флейты или трубы. Одним из примеров для этого являются сложные деревянные трубы тыквы , называемая Аль -Ваза, [ 12 ] [ 13 ] Играя Берта народ из Голубого штата Нил .
История мира в 100 объектах представляет большой деревянный разрез в форме буйвола из южного Судана, вероятно, сделанного в 19 веке для традиционных выступлений в более крупных ансамблях или для вызова воинов, который сейчас проводится в Британском музее в Лондон [ 14 ] Барабан с медными чайниками , который, по общему мнению, использовался махдистскими войсками в битве при Омдурмане (1898), находится в коллекции Музея национальной армии в Лондоне. [ 15 ]
Роль женщин в традиционной музыке
[ редактировать ]
Во многих этнических группах выдающиеся женщины играют важную роль в социальном праздновании достоинств и истории племени. В своем сообщении о женщинах как о певцах в Дарфуре , этномузиколог Роксан Конник Карлайл рассказывает свою полевую работу в течение 1960 -х годов в трех этнических группах. Она описывает общие черты этих бардов из этнической группы Zaghawa , как это: [ 16 ]
"Бесплатный вокальный ритм и простой метр повсюду, волнистые и, как правило, нисходящие сольные мелодии, начиная с октавы, большое значение, придающее значимое текст, слоговую обстановку текста для уровня тона и в целом расслабленное и вдумчивое исполнение песен - это черта присутствуют в репертуях женских бардов и неспециалистах, не специфических певцов. Области, которые она направляет.
- Роксан Конник Карлайл, Женские певцы в Дарфуре, Суданская Республика (1976) , с. 266
Еще одна традиционная форма роли женщин в пероральной поэзии - песни похвалы или насмешки певцов в Западном Судане , называемом Хакаматом . Это женщины с высоким социальным положением, уважаемые за их красноречие, интуицию и решительность, которые могут одновременно подстрекать или разжечь мужчин своего племени , когда они участвуют в вражде с другими племенами. Социальное влияние этих хакаматов может быть настолько сильным, что их пригласили инициативами по миростроительству в Дарфуре, чтобы оказать свое влияние на разрешение конфликтов или современные социальные проблемы, такие как защита окружающей среды . [ 17 ] [ 18 ]
Суданские женщины также известны как дома, так и в более широком регионе своей ролью певцов и музыкантов, играющих в Dalooka Drum в Агани аль-Банат (перевод: песни девушек) [ 19 ] а также за их духовные музыкальные представления под названием Зар , которые, как полагают, способны изгнать злых духов от одержимых людей. [ 20 ] [ 21 ]

Ритуалы ZIKR как религиозные формы чтения и производительности
[ редактировать ]Многочисленные братства суфийских дервишей в Судане - это религиозные, мистические группы, которые используют молитвы, музыку и ритуальные танцы для достижения измененного состояния сознания в исламской традиции под названием Zikr (память). Эти ритуализированные церемонии Zikr , однако, не рассматриваются не верующими как музыкальные выступления, а как форма молитвы. Каждый заказ или линия в рамках порядка имеют одну или несколько форм для Zikr , литургия которой может включать чтение , инструментальное сопровождение барабанов , танцы, костюмы , ладан и иногда приводят к экстазу и трансу . [ 22 ] Ритуалы Zikr чаще всего отмечаются в конце пятницы, как в гробнице шейха Хамеда Эль-Нила в Омдурмане . [ 23 ] [ 24 ]
Духовые орденты и происхождение современной суданской музыки
[ редактировать ]Начиная с начала 1920 -х годов, радио, записей, фильма и позже телевидения внесли свой вклад в развитие суданской популярной музыки, представляя новые инструменты и стили. Уже во время турецкого египетского правления , а затем во время англо-египетского кондоминиума до независимости, сначала египетского, а затем британские военные группы покинули свой след, особенно благодаря музыкальной подготовке суданских солдат и внедряя западные медные инструменты . [ 25 ] По словам социального историка Ахмада Сикаинга, «суданские члены военных групп могут рассматриваться как первые профессиональные музыканты, ведущие ведущий в процессе модернизации и кодигенизации ». [ 26 ] [ D ] Сегодня такие марширующие группы представляют собой характерный элемент в Судане, играя в государственный гимн в День независимости и другие официальные празднования.
Развитие современной суданской музыки
[ редактировать ]1920 -е годы: Hageeba, происхождение современной популярной музыки в Судане
[ редактировать ]
Самое сильное стилистическое влияние на развитие современной популярной суданской музыки стало известно как Hageeba Music (произносится Hagee-ba и означает «портфель» ). Название Хейгеба 1920-х годов , ведущий когда , однако, было применено гораздо позже к популярным песням радио Радио Омдурман в 1940 -х годах. [ E ]
С точки зрения истории музыки Судана, лейбл Hageeba применяется к важным изменениям в развитии современной музыки: новый городской стиль пения и текстов, отходящий от племенных народных песен и мелодий религиозного, преданного пения Полем Этот стиль был открыт певцом Мухамадом Уэдом Эль -Факи, а также другими людьми, такими как Мухамад Ахмед Сарур, которые позже были вдохновлены Уад Эль -Факи. [ 9 ] Эти песни были изначально вдохновлены вокальной традицией исламской похвалы, повторяющего пророка Мухаммеда , известного как Мади . [ f ] Постепенно мелодии, известные из Мади, использовались такими певцами, как Уэд-эль-Факи и другие, чтобы сопровождать новые, нерелигиозные тексты. В детские годы в религиозной школе , называемой Халвой в Судане, Уэд -Эль Факи научился чтению в классическом арабском языке , голосовом контроле и правильном произношении. По словам Эль Сирра А. Гадура, Уэд -Эль -Факи «не принадлежал ни одному из главных этнических сообществ в Омдурмане. Это освободило его от узкой идентичности и сделало его« общим »певцом, пересекая племенный барьер с более широкой национальной принадлежностью. " [ 9 ]
Hageeba начинал как по существу вокальную музыку, спетая вокалистом и хором, с перкуссией, поступающей из барабана, бубен похожих на . Это было исполнено на свадьбах и других социальных случаях и вскоре стало популярным. - В течение 1930 -х годов в Каире были записаны первые коммерческие Gramophone Records о суданских музыкантах, таких как Мухамад Ахмед Сарур и Халил Фара и продавались из Омдурмана, откуда эта новая музыка распространилась на слушателей в Большом Хартуме и других городских центрах. [ 29 ] [ 30 ]
1930 -е - 1950 -е годы: Rise of Popular Music через записи, радио и музыкальные залы
[ редактировать ]С середины 1920-х годов были импортированы современные инструменты, такие как фортепиано, аккордеоны и скрипки, а также записи и рекордные игроки. [ G ] В 1930 -х годах в Судане открылись ряд музыкальных компаний, среди которых музыкальная компания Мемориального колледжа Гордона . Один из его членов, называемый Мохамед Адам Адхэм, сочинил произведение Adhamiya, одну из самых ранних формальных суданских композиций, в которой все еще часто играют. [ 31 ]
Пионерами этой эпохи часто были певцами-песенками, включая плодовитую Абдалла Абдель Карим, называемый Карума, [ 32 ] Инновационный Ибрагим аль-Абади и Халил Фара, [ 33 ] Поэт и певец, который написал текст и музыку для патриотической песни Azza Fi Hawak и активно участвовал в суданском национальном движении. [ 34 ] [ 35 ] Аль-Абади был известен неортодоксальным стилем слияния традиционной свадебной поэзии с музыкой. Кроме того, конкретный стиль ритмического хорового пения суданских женщин развивался из -за похвалы в течение 1930 -х годов, называемого Тумом Тумом . Происходившая от Кости на Белом Ниле , текст Тума Тума были романтичными, но иногда также говорили о трудностях женской жизни . Музыка была танцевальной и быстро стала популярной в городских центрах. [ 36 ]
В 1940 -х годах был приток новых имен из -за роста музыкальных программ в Radio Omdurman. [ 37 ] Примечательными исполнителями были Исмаил Абдул Му'ин, Хасан Аттиа и Ахмед Аль Мустафа. Другим певцом-авторским автором был Ибрагим Аль Кашиф , которого называли отцом современного пения . Аль Кашиф пел в стиле Мохамеда Ахмеда Сарура, пионера Hageeba , и полагался на то, что начала Абдель Карим Карума, обновляя популярные стили пения. Для живых выступлений были также два танцевальных зала в Хартуме , Сент -Джеймс 'и Гордон Мюзик -Холл. [ 38 ]
Впоследствии суданская популярная музыка превратилась в то, что обычно называют «пост-хагеба» , стиль, доминирующий в 1940-х, 1950-х и 1960-х годах. Этот период был отмечен введением инструментов как с Восточного, так и Запада, таких как барабаны на скрипке, аккордеоне , OUD, Table или Bongo . Кроме того, стиль биг -бэнд с струнной секцией и медными инструментами появился. Музыка после Hageeba , смешанную с египетскими и западными элементами, также называлась аль-Агхани аль-Хадитом (современные песни). [ 39 ]
1960 -е - 1980 -е: Золотой век популярной музыки в Судане
[ редактировать ]
В 1960 -х годах американские поп -звезды стали хорошо известны, что оказало глубокое влияние на суданских музыкантов, таких как Осман Аламу и Ибрагим Авад, последний стал первым суданским музыкантом, который танцевал на сцене. [ 40 ] Под этими влияниями суданская популярная музыка увидела еще одну вестерн и введение электрогитаров и медных инструментов. Гитарная музыка также пришла с юга страны, и ее играли как конголезские стили гитары. Конголезская музыка, такая как Soukous , а также кубинская румба , оказала глубокое влияние на популярную музыку судана. [ 41 ]
Судана Начиная свою карьеру в конце 1950 -х годов, певец, автор песен и инструменталист Nubian, Мохаммед Уорди, стал одним из первых суперзвезд . Несмотря на его изгнание после военного переворота в 1989 году , его популярность в Судане и за его пределами продолжала расти до его возвращения в 2002 году и до его смерти в 2012 году. [ 42 ]
Певец-автор песен Сайед Халифа был одним из первых суданских музыкантов, обученных формальной теории музыки, которую он приобрел в Институте арабской музыки в Каире в начале 1950-х годов. Как и другие суданские певцы, он выступал как на стандартном арабском языке , так и в суданской форме арабского языка, привлекая, таким образом, как образованную элиту, так и для простых людей. Халифа известен своими песнями Я Ватани (моя родина) и Изайакум Кейфиннакум (как ты?) . [ 43 ]
Выступая с конца 1970 -х годов, новым популярным певцом был Мостафа Сид Ахмед . Учитель в молодости, он поступил в Колледж изящных искусств и музыки в Хартуме и сочинил свою музыку с текстами многих известных суданских поэтов, таких как Ажари Мохамед Али и Махжуб Шариф , часто выражая тоску по свободе и борьбе Суданский народ против диктатуры. [ 44 ]
Важное развитие в современной суданской музыке была представлена группа Шархабил и его группу - сформированная группа друзей из Омдурмана, а именно Шарабил Ахмед [ 41 ] и его коллеги -музыканты Али Нур Элгалиль , Фаргали Рахман, Камал Хуссейн, Махадди Али, Хасан Сируги и Ахмед Давуд. Жена и член группы Шарабила, Закия Абдул Гассим Абу Бакр , была первой женщиной -гитаристом в Судане. [ 45 ] Они представили современные ритмы, относящиеся к западной поп-музыке и соул-музыке, используя электрогитары, двойной бас и джазоподобные медные инструменты, с акцентом на ритм-секцию. Их тексты также были поэтическими и стали очень популярными. До конца 2010 -х годов группа Шарбила была одним из ведущих имен в суданской музыке, выступав как дома, так и на международном уровне. Другая популярная группа конца 1970 -х годов называлась Scorpions и Saif Abu Bakr . [ 46 ]

С 1940-х годов женщины постепенно стали социально приемлемыми на музыкальной сцене: известными певцами были эль-хасан-эль-Шайгия и, самое главное, Айша аль-Фалатия , которая уже в 1943 году была первой женщиной, которая пела по суданскому радио. Еще одна выдающаяся певица и политический активист за годы до и после независимости Судана в 1956 году- Хава аль-Тагтага , который оставил долгосрочное влияние на «моральную и культурную легитимность, которую она даровала на молодые поколения суданских певцов, которые следуют за ее традицией» , как выразился критик Мэдди Эль Гизули. [ 47 ]
В течение 1970 -х годов волна новых женских групп стала заметной на сцене и радио. Наиболее известным среди них была группа, состоящая из трех сестер под названием «Аль -Балабиль» (перевод: Соловцы). Они сформировались как группа в 1971 году, появились во многих живых и телешоу и стали очень популярными по всей Восточной Африке. [ 48 ] [ 42 ] В 1980 -х годах появился рост Ханана Булу Булу , певца, чьи выступления считались чувственными и провокационными. Ее неоднократно задержали власти и даже избивали хардлинами. [ 49 ]
Международные популярные жанры, такие как Western Dance Music, Rock или поп-музыка и афроамериканская музыка , оказали глубокое влияние на современную суданскую музыку. Как и в других африканских странах, одним из этих влияний были военные духовые группы . Игра в таких группах привлекла много молодых военных новобранцев , которые впоследствии принесли свой недавно изученный музыкальный стиль и инструменты в популярную музыку. Результатом стала своего рода танцевальная музыка, называемая (суданской) джаз , который не был связан с американским стилем джаза, а похож на другие стили современной танцевальной музыки по всей Восточной Африке. Видимые лидеры группы в эту эпоху включают Абдель Гадир Салим и Абдель Азиз Эль Мубарак , оба из которых достигли международной славы и распространения своих альбомов. [ 39 ]
Оглядываясь назад, 1960 -е годы до 80 -х годов назывались «Золотой век суданской популярной музыки». [ 50 ] Этот период был задокументирован с помощью альбомов «Переиздание » в 2018 году, когда исследователи из США и Германии искали все еще существующие записи в ту эпоху. Из этого исследования несколько оцифрованных альбомов популярной музыки из Судана были в цифровой реконструкции . [ 51 ] Эти наклонные звезды, такие как Абдель Азиз Эль Мубарак, Камал Тарбас , Ходжали Осман , Абу Обейда Хасан, [ 52 ] Камал Кейла, Шарабил Ахмед, Ханан Булу, Самира Мир и, что наиболее известно, Мохаммед Варди и стали доступны на международном рынке. [ 53 ]
Особое место среди музыкантов из Судана может быть предоставлено композитору, музыканту и музыкальному директору Али Осману , который поселился в Каире в 1978 году и стал одной из важных фигур в Египте для классической и современной музыки в европейской традиции. После его начала в Судане в качестве самоучки рок-музыканта он позже обратился к классической музыке и сочинил симфонические произведения суданского или египетского вдохновения, которые были выполнены на международном уровне. [ 54 ]
1990 -е - 2000 -е годы: ограничения через законы шариата и снижение популярной музыки
[ редактировать ]После военного переворота в 1989 году навязывание шариата закона исламистским правительством привело к закрытию музыкальных залов и концертов на открытом воздухе, а также многих других ограничений для музыкантов и их аудитории. Многие из самых выдающихся музыкантов или писателей страны были запрещены общественной жизни, а в некоторых случаях даже заключались в тюрьму. Другие, такие как Мохаммед Аль Амин, личный стиль игры в OUD повлиял на других музыкантов, [ 55 ] и Мохаммед Варди, взял изгнание в Каире или в других местах. [ 56 ] Традиционная музыка тоже пострадала, с восточноафриканскими церемониями Зар , где женщины вызывают и изгнали злые духи через музыку и танцы, прерванные и считаются «язычником». [ 57 ] В этом контексте церемоний для женщин певица Сетона, родившаяся в Кордофане и выросла в Хартуме, до того, как она эмигрировала в Каир в 1989 году, опубликовала два альбома под названием Тарик Судан и королева Хена , а некоторые из ее песен были связаны с церемониями хны . [ 58 ] Другим певцом и композитором популярных песен, который появился на музыкальной сцене Судана в 1990-х годах, является Нада аль-Калаа. Благодаря своим песням, видеоклипам и интервью со СМИ, Аль-Калаа представил консервативные взгляды на социальную жизнь и гендерные роли. Эта и поддержка со стороны богатых покровителей в Судане и Нигерии вызвала критику, обвинив ее в том, что она близко к военному правительству. С другой стороны, ее музыка и публичная внешность принесли ей широкие последователи более двадцати лет. [ 59 ]
Популярному певцу Абу Араки аль-Бахейту было запрещено исполнять свои политические песни, но в конечном итоге сумел продолжать выступать в неповиновении властей [ 60 ] и вернулся в 2019 году во время суданской революции . [ 61 ] Другие, такие как южный суданский певец Юсиф Фатаки, все свои кассеты стерли радио Omdurman. Другие исполнители, которые продолжали быть популярными в течение этого времени, включают Абдель Карим аль -Кабли или Махмуд Абдулазиз , как с особенно долгой, так и разнообразной историей производительности и записей, а также Мохаммед Аль Амин и Мохаммед Варди. [ 62 ] Время от времени, сопровождающих концерты Варди и поэзии, слепой игрок Уд Авад Ахмуди был известен своим отчетливым стилем игры в Оуд в своем типичном стиле и пентатонических масштабах. [ 63 ]
Другим музыкантом, который начал свою карьеру в конце 1980 -х годов, а также подвергся преследованию со стороны военного правительства, является Омер Ихсас . Уроженец южного Дарфура, он и его группа играли и распространили свое послание мира и примирения как в лагерях для внутренне перемещенных людей в Дарфуре, а также в Хартуме и на международных этапах. [ 64 ]
Иностранные музыканты, которые стали популярными в Судане, включали регги суперзвезду Боб Марли и американский поп -певец Майкл Джексон , в то время как фанк Джеймса Брауна вдохновил суданских исполнителей, таких как Камал Кейла. [ 65 ] Распространение международной поп -музыки по радио, телевидению, кассеты и цифровым записям также побудило растущее число суданских музыкантов петь на английском языке, соединяя свою музыку с внешним миром. - Несмотря на то, что правительство того времени обескуражило музыку, танцы и театр, Колледж музыки и драмы Суданского университета науки и технологий в Хартуме, существующих с 1969 года, продолжал предлагать курсы и степени, что дает молодым людям шанс на возможность изучать музыку или театр. [ 66 ]
2000 -е годы - настоящий
[ редактировать ]Протестные песни, регги, хип -хоп и рэп
[ редактировать ]Песни с политическими сообщениями были популярны в Судане, по крайней мере, с 1960 -х годов. Политическая лирика поэтов и музыкантов, таких как « Зеленый октябрь » Мохаммеда Варди или песня Мохаммеда Аль-Амина «21 октября», стали известны в контексте революции в октябре 1964 года . [ 67 ] С тех пор, как третья суданская революция началась в декабре 2018 года, музыканты, поэты и визуальные артисты играют важную роль в главном молодежном движении. [ 68 ] [ 69 ] Ссылаясь на его влияние на сидячую за пределами штаб-квартиры суданской армии 25 апреля 2019 года, «Dum» (Trans. Blood), песня суданского американского рэп-музыканта Аймана Мао, называлась «гимн революции Судана». [ 70 ] [ 71 ] По словам суданского блоггера Олы Диаб, «молодые городские музыканты использовали свои музыкальные таланты и творчество, чтобы выразить восстание протестующих против президента Аль Башира и его режима». [ 72 ] [ 73 ]
Как и в других странах, регги, рэп или хип -хоп музыка сочетает в себе местные таланты и международную, молодую аудиторию, как в живых выступлениях, так и в Интернете. В 2018 году суданский журналист Ола Диаб опубликовал список современных музыкальных клипов предстоящими артистами, как из Судана, так и из Суданской диаспоры в США, Европе или на Ближнем Востоке. [ 74 ] Одним из них является суданский рэпер Рами Давауд , а другой - суданский - итальянский певец и автор песен Амира Хейр. [ 75 ]
Международные артисты, такие как популярный австралийский хип -хоп музыкант Бэнгс , который родился в Джубе , Южный Судан, рассматривают эти жанры как авеню для мира, терпимости и общины для миллионов африканской молодежи, которые являются мощными по количеству, но политически маргинализированными. В качестве примера шоу певца Южной Судана Эммануэля Джала показывают, что тексты способны охватить даже детей -солдат представить другой образ жизни. [ 76 ] Джимми Бриггс, автор книги «Невиновность», потерянная: когда детские солдаты отправляются в войну (2005), согласился: «Музыкальная группа не армия, но она может получить мощные социальные сообщения до того, как начинаются проблемы». [ 77 ] Суданский рэпер в США Надин Эль Руби приобрел популярность в Интернете, а также собрал средства для Судана во время гражданской войны в Судане (2023 г.-предложение) . [ 78 ]
Городская современная музыка 21 -го века
[ редактировать ]С момента создания музыки в студиях звукозаписи, использование современных инструментов и цифровых медиа, стало доступным в Судане, растущее число людей слушает частные (онлайн) радиостанции, такие как Capital Radio 91.6 FM или смотрят музыкальные клипы. [ 79 ] Как и в других странах с ограничениями свободы выражения мнений, использование смартфонов предлагает особенно молодых, городских и образованных людей, и, что наиболее важно, суданские женщины, относительно безопасное пространство для обмена со своими друзьями или отдаленными родственниками, а также доступ ко многим Источники развлечений, обучения или общей информации. [ 80 ]
До суданской революции 2018/19 года разрешение на публичные концерты должны были быть получены Министерством культуры, а также полицией, а после 11 часов вечера все публичные мероприятия должны были закончиться. Поскольку в основном молодая аудитория не было достаточно денег, чтобы оплатить билеты, большинство концертов, например, в Национальном театре в Омдурмане, саду Национального музея Судана или спортивной арены Грин -Ярд в Хартуме, были предложены бесплатно. Музыкальные выступления также были организованы в помещениях французских, немецких или британских культурных центров, что дало молодым художникам возможность выступить в защищенной среде. Семинары с приглашенными артистами и фестивалями, такими как Международный фестиваль Кармакола или музыкальный фестиваль Сама, дали возможность молодым суданским музыкантам улучшить свои навыки и опыт. [ 81 ] [ 82 ] [ 83 ]

Известные местные артисты этой эпохи-музыканты IGD аль-Джалада , группу, известную своей критическим выражением в течение многих лет, [ 49 ] [ 84 ] Популярная певица Нэнси Аджадж и поп -группа Aswat Almadina , [ 85 ] Все они поют более или менее очевидные тексты о своей любви к стране, которую они считают своим наследием и будущим, несмотря на правящее правительство того времени. Другой популярный музыкант - Мазин Хамид , который стал известен как продюсер музыкальных клипов и благодаря своим живым выступлениям в качестве певца, гитариста и композитора. [ 86 ] Ислам Эльбейти - молодая суданская женщина -басист, радиопередача и активист по социальным изменениям. [ 87 ] В качестве членов важной группы суданской диаспоры , Альсара и Нубатонов, Синьейн или рэппер Oddisee являются примерами для музыкантов с суданским происхождением, живущим в США. [ 88 ]
После их музыкальных исследований в Университете женщин Ахфада для женщин в Омдурмане, а также участия в семинарах и концертах в немецком культурном институте в Хартуме, группа молодых женщин по имени Салют Ял Баннот ( уважение к девочкам ) стала хорошо известной в 2017 году. [ 89 ] Их песня африканская девушка [ 90 ] На YouTube забил более 130 000 просмотров на YouTube и принесли им приглашение на популярное музыкальное шоу, арабы получили талант в Бейруте . Покинув эту группу, один из их вокалистов, композитор и клавишник Хиба Эльгизули продолжает свою карьеру в качестве певицы и автора песен и создала свои собственные музыкальные клипы. [ 91 ]
Новая тенденция в суданской городской музыке с 2010 -х годов называется Zanig и стала популярной как форма подземной музыки , распространяющуюся через записи бутлега , живые выступления и звуковые системы на общественном транспорте. Он был описан следующим образом культурным журналистом и членом Института Рифт -Вэлли , Магди Эль -Гизули:
Этот музыкальный жанр бутлега, впервые заправленный королем Айманом аль -Рубо , представляет собой слияние западноафриканских ритмов и египетского стиля Махраджаната , с частыми ускорением и замедлением и повторением техно -стиля. Zanig Queens поют о « антибаби -таблетках » и агентстве « малфов » и представьте себя с максимами, такими как: «Если вы следите за мумиями сахар Деньги в ресторанах ». [ 92 ]
В 2020 году в Хартуме была открыта местная филиал арабского дома в Уэде ( Бэйт аль-Уд аль-Араби ), посвященный обучению арабскому музыкальным инструментам Уд и Кануне, а также классической арабской музыке и в качестве центра для событий и обмен. [ 93 ] Arabic House - это сеть музыкальных центров, созданная известным Иракским Игроком Уэдом и композитором Насиром Шаммой со штаб -квартирой в Каире и филиалами в Александрии, Египте, а также в Константине, Алжире и Абу -Даби, ОАЭ. [ 94 ]
В 2022 году новая группа из Port Sudan под названием Noori & его Dorpa Band опубликовала музыкальные клипы и альбом для Ostinato Records. [ 95 ] Их музыка вдохновлена традиционной и современной музыкой народа Беха , используя традиционную танбуру (Lyre) в сочетании с электрогитарой, а также саксофоном, электрогитарами и ритм -секцией. [ 96 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Археологи Британского музея обнаружили так называемые рок-гонги из доисторических времен, которые, как считается, использовались в качестве инструментов в социальной деятельности цивилизациями, которые жили недалеко от Нила. Смотрите видео Британского музея в следующей ссылке. [ 4 ]
- ^ Институт африканских и азиатских исследований Университета Хартума имеет отдел музыкологии с большой коллекцией визуальных, звуковых и письменных материалов. [ 5 ]
- ^ Через его концерты и записи для западных музыкальных лейблов покойный композитор и игрок Оуд Хамза эль Дин стали на международном уровне. Он был из южного египетского нубийского происхождения и пел как на своем родном диалекте суданского арабского, так и на нубийском языке . [ 11 ]
- ^ Еще в 1874 году немецкий путешественник Густав Нахтигал сообщил, что армейская группа Генерал-губернатора Турции играла европейские гимны, марши и танцы в его честь. Источник: Густав Нахтигал Сахара и Судан . Перевод с оригинального немецкого языка с введением и примечаниями Аллана GB Fisher и HJ Fisher. Том IV: Вадай и Дарфур , с. 394. Лондон-Нью-Йорк-Беркли. 1971-1987
- ^ Для краткого и хорошо изученного обзора происхождения и более поздних событий Haqeeba Music, а также некоторые ссылки на современные, электронные версии, см. Веб-страницу суданской культурной платформы «Локаль» и музыкант Саммани Хаджо. [ 27 ]
- ^ "Мадих означает хвалу, похвалу по стихотворению, прославлению и, в этом контексте, хвала за гимн в честь Аллаха и пророка Мухаммеда. Одна из самых известных традиций Мадих в северном Судане можно проследить до его основателя Хадж Эль-Махи, который можно проследить до его основателя Хадж Эль-Махи, который Жил в Кассинге недалеко от Каримы с 1870 года. Их выступление является частью частных праздников или публичных праздников, а также можно услышать на улицах рынков ». [ 28 ]
- ^ «Записи, рекордные игроки и новые инструменты были проданы в Хартуме с 1925 года. В 1931 году в Каире были проведены записи в 1931 году для Серрора и Халила Фара, последняя в сопровождении любы Хартум. Они сопровождались люте, аккордеоном, фортепиано, скрипкой, флейтой, RIQQ , ṭabla и, потом, Bongos. Источник: Артур Саймон (2001) «Судан, Республика» в Grove Music Online, см. Под дальнейшим чтением.
Справочные примечания
[ редактировать ]- ^ «Традиционная музыка в Африке» . Музыка в Африке . 1 июня 2018 года . Получено 15 ноября 2019 года .
- ^ Sikainga, Ahmad (2012), «Короткая история популярной музыки судана», в Райле, Джон; Уиллис, Джастин; Балдо, Сулиман; Madut Jok, Jok (Eds.), Справочник Sudan (Digital Ed.), Лондон: Институт Рифт -Вэлли, с. 243–253, ISBN 9781847010308
- ^ Verney, Jerome and Yassin, 2006, с. 397-407
- ^ Заархивировано в Ghostarchive и на машине Wayback : Британский музей (15 января 2016 года). «Как играть в древний рок -гонг» . YouTube . Получено 2 мая 2020 года .
- ^ Университет Хартума. «Институт африканских и азиатских исследований» .
- ^ Ахмед, Алрумайса (1 мая 2017 г.). «Доктор Али Аль Доу: музыка как наследие» . Andariya.com . Получено 21 ноября 2019 года .
- ^ В своем отчете о нубийском музыканте Дахаб с 1973 года этномузиколог Артур Саймон дает подробное описание социальных и художественных аспектов традиционной нубийской музыки и изменений, которые он претерпел через современное общество. Видеть Саймон, Артур (2012). Кисир и Танбура: Дахаб Халил, нубийский музыкант из Саи, разговаривает с Артуром Саймоном из Берлина (на английском и немецком языке). Саймон Библиотексвиссен. ISBN 978-3-940862-34-1 .
- ^ Сэди, Стэнли , изд. (1995). "Судан". Гроув Словарь музыки и музыкантов . Macmillan Publishers Ltd. с. 327–331.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Гадур, Эль Сирр А. (26 апреля 2006 г.). «Суданское пение 1908–1958» . Университетское сообщество Дарема . Архивировано из оригинала 26 апреля 2006 года . Получено 8 мая 2020 года .
- ^ Plumley, Gwendolen Alice (1976). Эль Танбур: Суданская Лира или Нубиан Киссар . Городская и платье Пресса. ISBN 9780905107028 .
- ^ «Hamza El Din, 76; музыкант популяризировал древние традиционные песни Северной Африки» . Los Angeles Times . 30 мая 2006 г. ISSN 0458-3035 . Получено 22 марта 2021 года .
- ^ «Аль-ваза: музыкальный инструмент, отражающий суданское наследие» . Хартум звезда . 5 сентября 2019 года. Архивировано с оригинала 6 сентября 2019 года . Получено 14 ноября 2019 года .
- ^ Заархивировано в Ghostarchive и на машине Wayback : CGTN Africa (16 января 2016 г.), возвращается в качестве жителей в регионе Голубого Нила в . Судане ваза
- ^ «Би -би -си - история мира - объект: суданский щель барабана» . www.bbc.co.uk. Получено 21 февраля 2022 года .
- ^ «Барабан чайника» . Минимальный . Получено 30 марта 2022 года .
- ^ Карлайл, Роксан Конник (1975). «Женские певцы в Дарфуре, Суданская Республика». Черная перспектива в музыке . 3 (3): 253–268. doi : 10.2307/1214011 . ISSN 0090-7790 . JSTOR 1214011 .
- ^ Эванс-Причард, Блейк (4 января 2012 г.). «Певицы перемешивают кровь в Дарфуре» . Институт войны и мирных отчетов . Получено 2 июля 2020 года .
- ^ Ли, Эми (25 февраля 2021 г.). «Женщины Дарфура« Хамакат »старейшины пересматривают песни для мира» . Права на мир . Получено 27 марта 2021 года .
- ^ Малик, Саадия И. (2003). Изучение Агани аль-Банат: постколониальный этнографический подход к суданским женским песням, культуре и исполнению (кандидатская диссертация). Университет Огайо.
- ^ Аль Сафи, Ахмад. «Культы владения» . Получено 29 мая 2020 года .
- ^ "Египетский" Zar "ритуал" . Qantara.de - Диалог с исламским миром . Получено 22 марта 2021 года .
- ^ Тума, Хабиб Хасан ; Schwartz, Laurie (Trans.) (1996). Музыка арабов . Портленд, Орегон: Амадес Пресс. п. 162. ISBN 0-931340-88-8 .
- ^ Бре, Филипп. «Суфии Хартума» . Qantara.de - Диалог с исламским миром . Получено 10 ноября 2019 года .
- ^ Хейр, Ала; Бернс, Джон; Algrefwi, Ибрагим (5 февраля 2016 года). «Психоделический мир суданских суфиев - на картинках» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Получено 10 ноября 2019 года .
- ^ Эйр, запрет (20 сентября 2018 г.). «Ахмад Сикаинга на двух суданах» . Афропоп по всему миру . Получено 7 мая 2020 года .
- ^ Другие, 2012, с. 247
- ^ Locale & Sammany. «Краткое введение в Хакиба» . socalesd.com . Получено 30 июля 2020 года .
- ^ Саймон, Артур (2001). Исламская религиозная песня и музыка . Grove Music Online. doi : 10.1093/GMO/9781561592630.Article.27077 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Другие, 2012, с. 249
- ^ Илли, Энрико (2019). «Судан: современная и современная практика исполнения». В Стурмане, Джанет Линн (ред.). Международная энциклопедия музыки и культуры . Sage Publications, включенные. ISBN 978-1-4833-1773-1 Полем OCLC 1090239829 .
- ^ «Суданское пение 1908–1958» . Автор: Эль Сирр А. Гадур . 15 декабря 2005 года. Архивировано с оригинала 26 апреля 2006 года.
- ^ "Абдель Карим Карума" . Дискогии . Получено 12 ноября 2019 года .
- ^ "Халил Фара" . Дискогии . Получено 28 марта 2021 года .
- ^ Хасан, Соха (15 июля 2019 г.). «Суданская женщина и песня протеста» . Международная поддержка СМИ . Получено 28 марта 2021 года .
- ^ Верни, 2006, с. 398
- ^ Другие, 2012, с. 249-250
- ^ Лавуа, Мэтью. «Золотая эра песен Омдурмана» . VOA News . Получено 12 ноября 2019 года .
- ^ Идрис Салим. "Карту : Academia.ede Университет Харттума.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Verney, 2006, p. 399
- ^ Верни, 2006, с. 400
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Нкрума, Гамал (18 августа 2004 г.). «Шарабил Ахмед: Король Джаза Судана» . Al-Ahram Weekly . Архивировано из оригинала 20 сентября 2005 года . Получено 27 сентября 2005 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Пять песен, которые определили золотую эру Судана» . Ближний Восток глаз . 15 октября 2020 года . Получено 13 декабря 2020 года .
- ^ Аль Мубарак, Халид (17 июля 2001 г.). "Некролог: Сайед Халифа" . Хранитель . Получено 10 апреля 2021 года .
- ^ Vezzadini, Елена (май 2019). «Левые наклонности и оживление революционной памяти: интервью с Еленой Визадини» . НОРИЯ исследования . Получено 7 января 2021 года .
- ^ «Интервью с первой профессиональной женщиной -гитаристом Судана:« Министерство культуры пренебрегает суданским искусством » . Радио Дабанга . 22 июня 2021 года . Получено 18 августа 2021 года .
- ^ Эйр, запрет (20 сентября 2018 г.). «Новые выпуски суданской музыки» . Афропоп по всему миру . Получено 12 мая 2020 года .
- ^ Магдди (20 декабря 2012 года). Полем CustomBune.com 30 2020декабря
- ^ Для интервью на английском языке с двумя певцами, см. Видео на Aljazeera : «Суданские супреми » . Аль -Джазира английский поток . 21 июня 2016 года . Получено 12 ноября 2019 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Verney, 2006, p. 401
- ^ Сохони, Вик (23 сентября 2018 г.). «На каждом уголке каждой улицы в Хартуме была музыка» . www.aljazeera.com . Получено 12 ноября 2019 года .
- ^ Хирд, Элисон (13 сентября 2018 г.). «Мировая музыка имеет значение - забытое музыкальное наследие Судана, возрожденное с скрипкой и синтезаторами» . Rfi . Получено 23 декабря 2019 года .
- ^ Майклсон, Рут (18 февраля 2020 года). «Случайный мегастар Судана, который вернулся из мертвых» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Получено 10 мая 2020 года .
- ^ «Два найла, чтобы петь мелодию: скрипки и синтезаторы Судана» . Остинато записи . 14 сентября 2018 года . Получено 23 декабря 2019 года .
- ^ Metwali, ATI (25 февраля 2017 г.). «Вспоминая Али Османа: композитор, академик и дирижер египта« Аль -нрал -амальский оркестр » . Ахрам онлайн . Получено 10 июня 2020 года .
- ^ «Мухаммед Эль Амин» . Sudanupdate.org . Получено 14 ноября 2019 года .
- ^ Мухаммед Аль Амин вернулся в Судан в 1994 году, и Мохаммед Варди вернулся в 2003 году. См. Verney, 2006, p. 400
- ^ Верни, 2006, с. 403
- ^ См . Статью на Setona на английском языке в нижней части веб -страницы немецкого культурного центра Iwalewa Haus : Salah M. Hassan, Setona: The Native Henna Artist in Global , Prince Claus Fund et al. (Ред.) Искусство африканской моды. Africa World Press 1998. ISBN 0865437262
- ^ «Продолжающиеся дебаты о биографии, карьере и женственности певца Нада аль-Калаа» . Fanack.com . 22 ноября 2020 года . Получено 11 мая 2021 года .
- ^ Ромеро, Ангел (16 апреля 2018 г.). «Профили художника: Абу Араки аль-Бахейт» . World Music Central . Получено 12 ноября 2019 года .
- ^ «Судан: Абу-араки аль-Бакит празднует с сидячими» . allafrica.com . 22 апреля 2019 года . Получено 17 ноября 2021 года .
- ^ Verney, 2006, с.400
- ^ ШАММАТ, ЛЕМИА (29 декабря 2020 г.). «Авад Ахмуди, oud virtuoso» . Arablit & Arablit Quarterly . Получено 19 октября 2021 года .
- ^ Ромеро, Ангел (17 октября 2017 г.). «Профили художника: Omer Ihsas» . Worldmusiccentral.org . Получено 11 апреля 2021 года .
- ^ «Habibi Funk 008: мусульмане и христиане, Камал Кейла» . Habibi Funk Records . Получено 23 декабря 2019 года .
- ^ Суданский университет науки и техники. «Колледж музыки и драмы» . Drama.sustech.edu . Получено 23 декабря 2019 года .
- ^ Эльзахра Авад, Фатима (3 апреля 2019 г.). «Суданская музыка свидетельствует о долгой революционной истории» . Андария . Получено 27 февраля 2023 года .
- ^ Эльбагар, Юсра (22 марта 2017 г.). «Письмо из Африки: как поэзия принимает государственную цензуру в Судане» . BBC News . Получено 28 марта 2021 года .
- ^ «Лирическая революция - память Судана» . www.sudanmemory.org . Получено 25 февраля 2023 года .
- ^ Кушкуш, Исмаил (4 июня 2019 г.). « Кровь», гимн революции Судана, приобретает новое значение на фоне насильственных репрессий » . Нация . ISSN 0027-8378 . Получено 25 апреля 2021 года .
- ^ «Лирическая революция - память Судана» . www.sudanmemory.org . Получено 27 февраля 2023 года .
- ^ Диаб, Ола (30 декабря 2018 г.). «Новые треки Sudan восстания», которые вы должны слушать » . 500 слов журнал . Получено 1 апреля 2021 года .
- ^ Адель, Фади (18 мая 2019 г.). «10 хип -хоп треков от суданской революции» . www.scenenoise.com . Архивировано из оригинала 25 мая 2019 года . Получено 12 ноября 2019 года .
- ^ Диаб, Ола (15 октября 2018 г.). «10 городских современных песен суданских артистов, которые вы должны слушать» . 500 слов журнал . Получено 1 апреля 2021 года .
- ^ «Амира Хейр откуда откуда выпускает вид» . World Music Central . 28 июля 2011 года . Получено 28 марта 2021 года .
- ^ Ирландия, Коридон (20 марта 2008 г.). «Конференция раскрывает тихоокеанский потенциал африканского хип-хопа» . Гарвардская газета . Получено 23 марта 2021 года .
- ^ Бриггс, Джимми (2005). Невиновники проиграли: когда детские солдаты идут на войну . Интернет -архив. Нью -Йорк: Основные книги. ISBN 978-0-465-00798-1 .
- ^ Чокран, Бутайна (12 июля 2023 г.). «Надин эль-Руби бросает вызов афро-арабским табу, по одному фристайлу за раз» . Катящий камень . Получено 17 сентября 2024 года .
- ^ Omnia Shawkat (8 ноября 2016 г.). «Афродизи и интервью с Ахмадом Хикматом» . Andariya Magazine . Получено 15 ноября 2019 года .
- ^ Gaafar, Reem (13 февраля 2019 г.). «Суданские женщины в центре революции» . Andariya Magazine . Получено 15 ноября 2019 года .
- ^ «Фестиваль Кармакола возвращается в декабре 2021 года» . 500 слов журнал . Получено 25 февраля 2023 года .
- ^ «Сама музыкальный кампус Судан 2018 - 2020» . Global Music International . Получено 7 апреля 2021 года .
- ^ «Усиление женских голосов в суданском хип -хопе» . Наджа . 10 мая 2022 года . Получено 22 марта 2023 года .
- ^ «The Beatles of Sudan: 200 песен, изгнанные от Хартума в Норвегию · Искусство» . Искусство везде . 21 сентября 2017 года . Получено 5 мая 2020 года .
- ^ Асват Альмадина. "Дом" . aswatalmadina.com . Архивировано с оригинала 12 ноября 2019 года . Получено 12 ноября 2019 года .
- ^ Салих, Атиф Али (15 сентября 2016 года). «Кафе Шоу - Мазен Хамид: новая музыкальная история» [Кафе шоу - Мазин Хамид: новая музыкальная история]. Мон -Карло International / MCD (на арабском языке) . Получено 3 июня 2023 года .
- ^ Британский совет Судан. «Художник месяца: Ислам Эльбейти» . Sudan.britishcouncil.org . Получено 15 апреля 2021 года .
- ^ Saed, Omnia (26 сентября 2016 г.). «4 артиста из новой школы суданской музыки говорят о своих поисках дома и личности» . Хорошо . Получено 5 апреля 2021 года .
- ^ Вагенкнехт, Лора (8 сентября 2016 г.). « Уважение к девочкам- познакомиться с группой в Судане, состоящей из всех женщин» . DW.com . Получено 12 ноября 2019 года .
- ^ Музыкальное видео от архивирования в Ghostarchive и The Wayback Machine : Гете-Институт, Салют Ял Баннот "Африканская девушка" , полученная 12 ноября 2019 года
- ^ "Хиба Эльгизули" . Музыка в Африке . 23 июня 2018 года . Получено 12 ноября 2019 года .
- ^ Эль Гизули, Магди (январь 2020 г.). «Мобилизация и сопротивление в восстании Судана - от комитетов по соседству до Занига Квинса» (PDF) . Институт Рифт -Вэлли (RVI) . п. 4. Архивировано из оригинала (PDF) 7 апреля 2020 года . Получено 9 сентября 2020 года .
- ^ «Приманка вслух - Хартум» . www.schoolandcollegelistings.com (на арабском языке) . Получено 18 октября 2021 года .
- ^ "Абу -Даби Фест празднует Оуд!" Полем Аль Баваба . Получено 18 октября 2021 года .
- ^ Noori & его Dorpa Band - Saagama (Beja Power! Electric Soul & Brass с побережья Красного моря Судана) , извлеченная 6 августа 2022 г.
- ^ «Noori & его Dorpa Band's" Beja Power ": Defiant перед лицом репрессий - Qantara.de" . Qantara.de - Диалог с исламским миром . Получено 6 августа 2022 года .
Работы цитируются
[ редактировать ]- Sikainga, Ahmad (2012), «Короткая история популярной музыки судана», в Райле, Джон; Уиллис, Джастин; Балдо, Сулиман; Madut Jok, Jok (Eds.), Справочник Sudan (Digital Ed.), Лондон: Институт Рифт -Вэлли, с. 243–253, ISBN 9781847010308
- Верни, Питер; Джером, Хелен; Яссин, Моавия (2006). «Судан. Все еще жаждет танцевать». В Бротоне, Саймон; Эллингем, Марк; Лускет, Джон (ред.). Грубая гид по мировой музыке: Африка и Ближний Восток . Лондон, Нью -Йорк: грубые гиды. С. 397–407. ISBN 978-1-84353-551-5 Полем OCLC 76761811 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ахмед, Алрумаса. (2017) Доктор Али Аль Доу: Музыка как наследие. Андарья культурный журнал
- Аль-Доу, Али; Мухаммед, Абд-Алла (1985). Традиционные музыкальные инструменты в Судане (на арабском и английском языке). Хартум: инст. африканских и азиатских исследований. OCLC 631658755 .
- Аль-Фатих, Шахир. Ана Уммдурман: Тарк Аль-Мусика Фа Аль-Судан Al -fateh, Taher (1993). Я Омдурман: История музыки в Судане (я Омдурман: музыкальная история в Судане) (на арабском языке). Хартум. OCLC 38217171 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - Бадри, Лина. (2020) За звуками Судана: сохранение и празднование нашей музыкальной истории.
- Запрет, Эйр. (2018). Новые выпуски суданской музыки. Афропоп по всему миру
- Илэ Энрико (2019). Судан: современная и современная практика исполнения , в Стурмане, Джанет (ред.) Международная энциклопедия музыки и культуры Sage. п. 2094ff. ISBN 1483317749 , 9781483317748
- Locale.sd. Краткое введение в Hageeba , иллюстрированные документы и аудиофайлы на роли Hageeba Music в Судане
- Малик, Саадия И. (2003). Изучение Агани аль-Банат: постколониальный этнографический подход к суданским женским песням, культуре и исполнению (кандидатская диссертация). Университет Огайо.
- Эльбагар, Юсра. Письмо из Африки: как поэзия принимает государственную цензуру в Судане . Би -би -си Африка
- Саймон, Артур (2001). Судан, Республика . Grove Music Online. doi : 10.1093/GMO/9781561592630.Article.27077 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- Яс Конн, Мулика Шсан. 2005. Минк Аль-аль-Аль-Аль-Гинка аль-Муджан Аль-Аль-Аль . ОМЕДРМАН: Марказ Аааааааа-Кагананан Аль-Такафи9 Ал. ISBN 9994256750 OCLC 537408538 Три тома на арабском языке по истории пения и музыки в Судане.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Выбранная дискография
[ редактировать ]- Грубое руководство по музыке Судана (2005)
- 330 записей от суданских и южно -суданских музыкантов по дискогам
- Два нилса, чтобы петь мелодию: скрипки и синтезаторы Судана
- Звуки Судана - Абдель Гадир Салим, Абдель Азиз Эль Мубарак, Мохамед Губара
Для аудиофайлов или музыкальных клипов
[ редактировать ]
- Аудиофайлы 2022 Альбом Beja Power! Электрическая душа и латунь от побережья Красного моря Судана
- Избранные музыкальные клипы продюсера Суданского фестиваля Рэнда Хамид
- Zikr в мечети Хамида Эль-Нила в Омдурмене на YouTube
- Музыка и история в двух Суданах, подкаст от Afropop Worldwide
- Пять песен, которые определили золотую эру Судана , со ссылками на музыкальные клипы с английским переводом
- Аудиофайлы исторической песни Hageeba от Абделя Карима Карума, Французская национальная библиотека.
- Абу Обайда Хасан и его бульмбур: звук Шайгия из Судана
- Джаз, джаз, джаз, Scorpions & Saif Abu Bakr
- Мусульмане и христиане, Камал Кейла
- судански Оригинальные
- Sudan Tapes - Аль -Бальбил Соло Архивировал 23 декабря 2019 года на машине Wayback
- Грубая гид по музыке Северной Африки , CD 1997
- Суданский записывающий этикетка Munsphone на Discogs
- Аннотированная дискография sudanupdate.org
- Выбранные музыкальные клипы с английским переводом и заметки от звуков Судана на YouTube
- BBC Radio 4 о новейшем поколении музыкантов Судана (аудиопрограмма)
- Полевые записи 1980 года о традиционной музыке этнической группы Гумуз в Судане в государстве Блю Нила
- Полевые записи 1980 года о традиционной музыке народов Ingessana и Berta в Голубом Ниле в Судане