Tupolev Tu-22M
TU-22M | |
---|---|
![]() Русские аэрокосмические силы TU-22M3 | |
Общая информация | |
Тип | Стратегический бомбардировщик /морской удар |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Туполев |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Российские аэрокосмические силы
|
Номер построен | 497 |
История | |
Производится | 1967–1993 |
Дата введения | 1972 |
Первый полет | 30 августа 1969 г |
Разработан из | Tupolev Tu-22 |
Tupolev TU-22M ( русский : TUPOLEV-TTU-22M ; NATO Reporting Name : Backfire )-это сверхзвуковое , с переменным варистом морское бомбардировщик , развивающийся стратегическое и в 1960-х годах. Бомбардировщик, как сообщалось, был обозначен TU-26 в одновременном разведке. [ 1 ] Во время холодной войны TU-22M управляли советскими воздушными силами ракетного носителя (VVS) в роли стратегической бомбардировки и советской военно-морской авиации ( Aviatsiya voyenno-Morskogo Flota , AVMF) в долгосрочных морских анти-анти Роль доставки. [ 2 ]
В 2024 году российские ВВС имели 57 самолетов, согласно отчету о военном балансе за 2024 год Международным институтом стратегических студий. [ 3 ] Украины В 2023 году главное управление разведки подсчиталось, что Россия имела 27 самолетов в рабочем состоянии. [ 4 ]
Разработка
[ редактировать ]
В 1962 году, после введения Tupolev TU-22 , становилось все более ясным, что самолет был неадекватным в роли бомбардировщика. В дополнение к широко распространенным проблемам с несчастным и техническим обслуживанием характеристики обработки TU-22 оказались опасными. Его скорость посадки была на 100 км/ч (60 миль в час) больше, чем предыдущие бомбардировщики, и имела тенденцию подниматься и ударить его хвост при посадке. Было трудно летать, и у него была плохая всесторонняя видимость. [ 5 ] В 1962 году Туполев начал работу по крупному обновлению TU-22. Первоначально Бюро планировало добавить крыло с переменной подставкой и всплывшие двигатели в обновленный дизайн. Конструкция была протестирована в Цаги ветряных туннелях в Жуковском . [ 5 ]
В течение этого времени Sukhoi разработал T-4 , четырехмоторный титановый самолет с Канардом. Ответ на XB-70 , он должен был иметь круизную скорость 3200 км/ч (2000 миль в час), что потребовало крупных исследовательских усилий для разработки необходимых технологий. Туполев, чья экспертиза была с бомбардировщиками, предложил советские воздушные силы ( Voyenno-Vozdushnye Sily , VVS) массово обновленная версия TU-22. [ 6 ]



По сравнению с T-4 это был эволюционный дизайн, и, таким образом, его привлекательность заключалась в своей простоте и низкой стоимости. Советское правительство скептически относилось к необходимости одобрения развития заменяющего самолета так скоро после того, как TU-22 вступил в службу. [ 8 ] ВВС и Туполев, чтобы сохранить лицо в отношении операционных недостатков ТУ-22 и предотвратить критику от лобби МБР, согласились передать дизайн в качестве обновления TU-22 в своих дискуссиях с правительством. Самолет был обозначен TU-22M, учитывая код OKB «Самолет 45» и внутреннее обозначение «AM». Их усилия были успешными, поскольку правительство утвердило проект 28 ноября 1967 года и постановило разработку главного оружия самолета, ракету KH-22 . [ 9 ] Сам Т-4 совершил свой первый полет в 1972 году, но позже был отменен. [ 6 ]
Американская разведка знала о существовании самолета с 1969 года, и первая спутниковая фотография бомбардировщика была сделана в 1970 году. Существование самолета было шоком для разведки США, как Никита Хрущев , которая стала советской премьерой до 1964, был непреклонен, что МБМС сделает бомбардировщик устаревшим. [ 10 ]
Как и в случае с его современниками, проекты MIG-23 и SU-17 , преимущества крыла с переменной подставкой (или «свинг») казались привлекательными, что позволило сочетать комбинацию производительности короткого взлета, эффективного круиза и хорошего Высокоскоростный, низкоуровневый полет. Результатом стал новый самолет свинг-крыла под названием Samolyot 145 ( самолет 145 ), полученный из Tupolev TU-22, с некоторыми функциями, заимствованными в результате заброшенного проекта TU-98 . TU-22M был основан на системе оружия TU-22 и использовала свою ракету KH-22. Обозначение TU-22M использовалось, чтобы помочь получить одобрение бомбардировщика в советской военной и правительственной системе. [ 11 ]
Обозначение TU-22M использовалось Советским Союзом во время переговоров по контролю вооружений Salt II , создавая впечатление, что это было модификацией TU-22. Некоторые предположили, что обозначение было намеренно обманчивым, и намеревалось скрыть производительность TU-22M. Другие источники предполагают, что «обман» был внутренним, чтобы облегчить утверждение бюджетов. Согласно некоторым источникам, с считается, что варианты производства B/ C . Государственные и оборонительные департаменты США использовали обозначение TU-22M для неприятных последствий. [ 12 ]
Производство всех вариантов TU-22M составило 497, в том числе самолеты допроизводства. [ 2 ]
Модернизация
[ редактировать ]Первоначальная попытка модернизировать TU-22M, адаптация-45.03M , основанная на модернизации радара самолета, началась в 1990 году, но была заброшена до достижения производства. [ 13 ] В 2007 году началась работа над новым радаром для TU-22M, NV-45, который был впервые пролетал на TU-22M в 2008 году, с еще четырьмя отремонтированными TU-22 мс, переоборудованными в радары NV-45 в 2014–2015 годах. [ 14 ]
Контракт на полное обновление в середине жизни, TU-22M3M, был подписан в сентябре 2014 года. Затем самолет должен был получить еще один модифицированный радар NV-45M вместе с новым навигационным оборудованием и модифицированной системой управления полетом. Новый электронный радиолокационный набор самообороны должна была быть установлена, заменив хвостовой пистолет существующего TU-22M3. Большая часть новой авионики планировалась поделиться с модернизированным TU-160M2 . [ 15 ] [ 16 ] По состоянию на 2018 год [update]Планируется, что вооружение будет усилено, добавив новую ракету KH-32 , сильно модифицированную версию нынешнего KH-22, дозвукового KH-SD, гиперзвукового KH-MT или KH-47M2 Kinzhal ракет. [ 14 ] [ 17 ] В 2018 году ожидалось, что поставки TU-22M3M начнутся в 2021 году. [ 13 ] [ нуждается в обновлении ]
11 мая 2020 года сообщил Tass , ссылаясь на анонимные источники в военно-промышленном комплексе, что тестовый запуск новой гиперзвуковой ракеты, не принадлежащей семье KH-32, проводился с TU-22M3M. Как сообщается, работа над ракетой была инициирована несколькими годами ранее, и ожидалось, что ее тесты будут завершены «одновременно с работой над повышенным бомбардировщиком TU-22M3M». [ 18 ]
Отдельная, более простая программа обновления (SVP-24-22) была осуществлена в 2008 году компанией Gefest & T, основанной на авионике, разработанной для самолета атаки Sukhoi Su-24 , включая новый компьютер, новую навигационную систему и Цифровая обработка для радара самолета. Утверждается, что обновление значительно повышает точность навигации и доставку бомб. TU-22M, оснащенный SVP-24-22, прошел испытания в 2009 году, и программа была перенесена в производство с поставками после 2012 года. [ 14 ]
В сентябре 2023 года сообщалось, что TU-22M3 были модифицированы для перевозки ракету с пропускной способностью 1700 кг (3700 фунтов). [ 19 ]
Оперативная история
[ редактировать ]Советский Союз
[ редактировать ]Два прототипа TU-22M (0) были доставлены в Long Drange Aviation 42-й боевой учебный центр на воздушной базе Dyagilevo , недалеко от Рязана , в феврале 1973 года. Самолет начал тренировочные вылеты в марте. В течение 20 дней после доставки самолета воздушная и наземная экипаж на авиабазе получила свои типовые рейтинги; Это помогло их более ранней подготовке в Туполеве, Институте исследований полетов Громова и казанском заводе. [ 20 ] В июне того же года самолеты были продемонстрированы советским правительственным чиновникам, уничтожению танков и бронированных сотрудников . [ 20 ]
TU-22M был впервые представлен в 1980 году во время участия самолета в крупном упражнении по договору Варшавы . Во время упражнения военно-морские TU-22M2S проводили анти-коорные операции с помощью горных частей Балтийского моря , чтобы имитировать амфибийную посадку . Упражнение было широко освещено прессой и телевизионными средствами массовой информации. [ 21 ] [ 22 ] В июне 1981 года четыре туф-22 мс были перехвачены и сфотографированы норвежскими самолетами, летящими над Норвежским морем . [ 23 ]
Первая смоделированная атака TU-22M против группы перевозчиков НАТО произошла в период с 30 сентября по 1 октября 1982 года. Восемь самолетов заперты в целевых группах США Enterprise , и USS Midway которые работали в северной части Тихого океана. Они достигли 120 миль (200 км) от целевых групп. Считалось, что реакция военно-морского флота США была ограничена во время этого события, чтобы позволить наблюдение за тактикой TU-22M. [ 24 ] Бомбардировщик также предпринимал попытки проверить границу ПВО Японии несколько раз. [ Цитация необходима ]

TU-22M впервые использовался в бою в Афганистане . Он был развернут с декабря 1987 года по январь 1988 года, во время которого самолеты выполняли забастовки в поддержку попытки советской армии освободить Моджахейдов осадку Хоста . Две эскадрильи самолетов с 185-го GVBAP, базирующейся в Полтаве, были развернуты на авиабазе Mary-2 в Туркменистане . Способный сбросить большие тоннажи обычных боеприпасов, самолет бомбил вражеские форты, базы и материалы. [ 25 ] В октябре 1988 года самолет снова был развернут против моджахедов. Шестнадцать TU-22M3 были использованы для обеспечения прикрытия советских сил, которые вытащили из страны. Ту-22 мс было поручено разрушать пути доступа к советским силам, атаковать вражеские силы ночью, чтобы предотвратить перегрупку и напасть на поступающие запасы из Ирана и Пакистана. Работая вместе с 30 недавно прибывшими MIG-27 , самолеты также выполняли миссии, направленные на освобождение осажденного города Кандагар . [ 26 ] [ 27 ] Самолет провел свою последнюю афганскую операцию в январе 1989 года на Саланг -Перевал. [ 28 ]
TU-22M страдал от широко распространенных проблем с техническим обслуживанием из-за плохого качества производства во время его обслуживания с советскими силами. В частности, двигатели и планеры имели короткие сроки обслуживания. [ 29 ] Военно-воздушные силы в какой-то момент стремились привлечь к ответственности Туполева за то, что он якобы бросил неадекватные конструкции Ту-22 м и Ту-160 на службу. [ 30 ] Это было усугублено правительственной бюрократией, которая препятствовала предоставлению запасных частей, чтобы разрешить обслуживание туа-22 млн. С некоторыми самолетами, обоснованным до шести месяцев, уровень способности самолета в августе 1991 года в августе 1991 года составил около 30–40%. [ 29 ] [ 31 ]
Россия
[ редактировать ]
Во время роспуска Советского Союза 370 оставался в Содружестве независимых штатов . Производство закончилось в 1993 году.
Российская федерация использовала TU-22M3 в бою в Чечне в течение 1995 года, совершая удары возле Грозни . [ 2 ]
В августе 2007 года TU-22M и TU-95 начали проводить патрулирование на большие расстояния, впервые с 1992 года. [ 32 ] [ 33 ]
9 августа 2008 года российский разведывательный самолет Ту-22 МР был сбит в Южной Осетии в южной части Осетии грузинской авостовой обороной BUK-M1 Surface-Eair System во время 5-дневной русской войны . [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] Один из его членов экипажа был захвачен (майор Вьячеслав Малкова), двое других были убиты, и командир экипажа, подполковник Александр Ковентова, пропал без вести в бою . [ 37 ]
29 марта 2013 года два бомбардировщика TU-22M3, летающие в международном воздушном пространстве, совершили имитационную атаку на Швецию. Шведская противовоздушная оборона не ответила. [ 38 ] [ 39 ] два ту TU-22 мс пролетели сверхзвуковые над Балтийским морем . 2 марта 2015 года [ 40 ] два ту TU-22 мс. подошли 21 мая 2015 года в Международном воздушном пространстве ВВС Шведы отправили двух бойцов Gripen Saab 39, чтобы отметить их присутствие. [ 41 ] 4 июля 2015 года два ту TU-22 мс подошли к шведскому острову Готленда , не нарушая его воздушное пространство, а затем шведские и другие истребительные самолеты. [ 42 ]
В 2014 году российский эксперт по аэрокосмической аэрокосмической промышленности Петр Бутоуски подсчитал, что в эксплуатации было семь эскадрильев туа-22 мс, каждый из которых с приблизительно 10 самолетами, расположенных на трех авиабазах; 40 в авиабазе Белайя в юго -восточной Сибири , 28, в авиабазе Шейковки к юго -западу от Москвы и 10 в воздушной базе Диагилево в Рьязане к юго -востоку от Москвы, которая служит тренировочным подразделением для бомбардировщика. С удалением возможностей заправки самолета из-за договора начала I , внутренняя мощность топлива TU-22M ограничивает его эксплуатационный диапазон ( Радиус боевого радиуса без применения: 4000–5000 км (DIA), 3360–3960 км (CIA). ) [ 43 ] От его домашних баз до только вокруг непосредственной сферы влияния России. [ 44 ] [ объяснить ]

Сирийская гражданская война
[ редактировать ]С конца января 2017 года шесть TU-22M3 возобновили авиаудары в районе Дейр Эз-Зор, чтобы предотвратить захват города джихадистами и снова в конце 2017 года, чтобы поддержать государственное наступление. [ 45 ] 22–31 января 2016 года, по сообщениям, TU-22M3S провели 42 вылета, выполняя авиаудары по окрестностям Дейр Эз-Зор . [ Цитация необходима ] Утром 12 июля 2016 года шесть бомбардировщиков TU-22M3 совершили концентрированную атаку вокруг Пальмиры , Аль-Сухны и Арака . [ Цитация необходима ] 14 июля шесть бомбардировщиков TU-22M3, работающих с аэродромов в России. провинция Хомс . [ 46 ] Новые рейды были проведены 21 июля, [ Цитация необходима ] 8 августа, [ 47 ] 11 августа, [ 48 ] и 14 августа [ 49 ] 2016.
16 августа 2016 года бомбардировщики начали выполнять миссии в Сирии, используя Иранскую авиабазу Хамедана . [ 50 ]
В ноябре 2017 года шесть TU-22M3 возобновили авиаудары в районе Дейр Эз-Зора, чтобы поддержать государственное наступление. [ 51 ] В мае 2021 года три туа-22 мс были временно развернуты на авиабазу Khmeymim в Сирии. [ 52 ] Ту-22 мс были снова развернуты в восточном Средиземноморье в июне того же года для крупных РЧ-военно-воздушных и ВВС. [ 53 ]
Вторжение в Украину
[ редактировать ]15 апреля 2022 года Министерство обороны украинского языка заявило, что Россия впервые использовала бомбардировщики TU-22M3 с момента его вторжения в Украину , чтобы забить цели в Мариуполе . [ 54 ] Ранее сообщалось, что тупые бомбы FAB-3000M-46 были реактивированы в России для использования с бомбардировщиками TU-22M3 для удара целей на заводе Azovstal Iron and Steel Works , который стал последним бастионом для украинских войск в осажденном городе Марипол. Полем [ 55 ] [ 56 ]
11 мая 2022 года появилось видео в социальных сетях, показывающих российские аэрокосмические силы TU-22M3, запустив две ракеты KH-22 в целях где-то в Украине. [ 57 ]
5 декабря 2022 года российский аэрокосмический бомбардировщик TU-22M3, идентифицированный как RF-34110 , был показан поврежден в результате атаки беспилотников на большие расстояния вооруженными силами Украины против авиабазы Диагилево. Изображения в социальных сетях показали, по крайней мере, выходы двигателя и зацепленный край стабилизаторов повреждены. [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ]
20 августа 2023 года российское правительство подтвердило атаку беспилотника на авиабазу в Новгороде, а впоследствии BBC News опубликовали проверенные изображения TU-22M3, охваченных пламенем на авиабазе Соли , Россия, которые подвергались нападению беспилотников на предднее время. [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ]
Согласно Украине, один TU-22M3 был уничтожен, а двое были инвалидом, в операции украинского разведывательного подразделения во главе с Олехом Бабий в августе 2023 года. [ 66 ]
В течение 29 декабря 2023 года российские удары по Украине и другим нападениям в Украине было запущено около 300 ракет KH-22 в Украине, все бомбардировщиками TU-22M. Украинские войска не были сбиты, хотя предполагается, что Россия нацелена на районы, где нет патриота MIM-104 или ракетных батарей SAMP/T . [ 67 ] [ 68 ]
19 апреля 2024 года российский Ту-22M3 потерпел крушение возле Ставрополи , что на расстоянии более 450 км от ближайшей украинской контролируемой территории с момента мероприятия. Украина утверждала, что сбила стратегический бомбардировщик на дальние расстояния примерно в 300 км от Украины, поскольку, как сообщается, она пыталась вернуться на базу после боевого вылета. Российские власти утверждали, что самолет потерпел крушение в районе Красногвардиски из -за технической неисправности, убив одного члена экипажа, а другой пропал без вести. Украины Источник утверждал, что главное управление разведки запланировало и выполнило Даунинг с ракетой S-200 , тот же тип ракета, которую Украина утверждала, что сбила Beriev A-50 в феврале 2024 года. Если подтвердится, это будет сначала Украина. Понижение туа-22 м в воздухе. Украина, «вероятно, уничтожила» один TU-22M на авиабазе в Новгороде в августе 2023 года, используя беспилотники. [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ]
Дроны ударили по авиабазе Олени в Мурманске , примерно в 1800 километрах от украинской границы, что повредило два ТУ-22M3. Украинский представитель сказал: «Мы можем подтвердить ущерб двум самолетам TU-22M3. Мы говорим о самолете № 33 и № 31. № 33 имеют отверстия в верхней части фюзеляжа, а также самолеты № 31. имеет некоторое повреждение тела ". [ 73 ]
15 августа 2024 года российский Ту-22M3 потерпел крах и сгорел в Иркутске . [ 74 ] [ 75 ] [ 76 ] [ 77 ]
Экспорт
[ редактировать ]
Компания Tupolev искала экспортных клиентов для TU-22M с 1992 года, с возможными клиентами, включая Иран, Индию и Китайскую Народную Республику, но продажи, очевидно, не были сделаны. В отличие от бомбардировщика TU-22, TU-22 мс не были экспортированы в страны Ближнего Востока. [ 78 ] [ нуждается в обновлении ]
В течение 1999 года Индия, как сообщается, подписала контракт на аренду на покупку на четыре самолета TU-22M для морских разведывательных целей и забастовок, которые должны были вступить в службу в МАФ в 2001 году. В то время самолеты должны были быть доставлены с круизом KH-22 ракеты. [ 79 ] [ 80 ] По состоянию на 2023 год нет никаких доказательств работы или приобретения ВВС Индии.
Варианты
[ редактировать ]



- TU-22M (0)
- Самый ранний предварительный вариант, 9 были произведены.
- TU-22M1
- Пилот-производительность самолетов, 9, были произведены в 1971 и 1972 годах. Его отчетное название НАТО было обратно-последствием .
- TU-22M2
- Первой крупной производственной версией, входящей в производство в 1972 году, была TU-22M2 (НАТО: Бэкфф-Бар ), с более длинными крыльями и широко переработанным, областью, управляемой фюзеляжем (поднятие дополнения экипажа до четырех), двигателей Twin NK-22 (двигатели Twin NK-22 (двигатели Twin NK-22 (двигатели Twin NK-22 (двигатели Twin NK-22 ( 215 кН, толкающая каждый) с отличительными рампами для впускного законопроекта и новым шариком с основным шасси в перчатке крыла, а не в больших стручках. 211 TU-22M2 были построены с 1972 по 1983 год. [ 81 ] TU-22M2 имел максимальную скорость MACH 1,65 и чаще всего вооружено с помощью круизных ракет на дальние расстояния / анти-корабли , как правило, одна или две противокорабельные ракеты Raduga KH-22. [ 81 ] Некоторые TU-22M2 были позже переосмыслены с более мощными двигателями NK-23 и переименованными TU-22M2YE .
- TU-22M3
- Более поздний TU-22M3 (НАТО: Бэкфэр-C ), который впервые пролетел в 1977 году, был введен в эксплуатацию в 1983 году. [ 81 ] и официально вступил в службу в 1989 году, [ Цитация необходима ] У меня были новые двигатели NK-25 с значительно большей мощностью, клинообразными входными рампами, похожими на MIG-25 , крыльями с большим максимальным развертыванием и восстановленным носом, в котором новая атака Almaz PNA (Planeta Nositel, Izdeliye 030a) навигация (НАТО ' Down Beat ') [ 82 ] Радар и NK-45 Nav/System, которая обеспечивает очень впечатленный полете с низкой высокой. Аэродинамические изменения увеличили максимальную скорость до Mach 2.05, а его диапазон на треть по сравнению с TU-22M2. [ 81 ] Он имеет пересмотренную хвостовую башню с одной пушкой и предоставление внутренней роторной пусковой установки для ракеты Raduga KH-15 , аналогично американскому AGM-69 SRAM . Это было прозвище Тройка («Трио» или третье место) на русской службе. 268 были построены до 1993 года. [ 83 ] [ 84 ] [ 81 ]
- Как построено, TU-22M включал в себя положение для выдвижного зонда в верхней части носа для воздушной заправки . По сообщениям, этот зонд был удален в результате переговоров о соли , потому что при заправке он считался стратегическим бомбардировщиком межконтинентального диапазона. [ 85 ] Зонд может быть переустановлен при необходимости. [ 2 ] [ Самостоятельно опубликованный источник? ] [ 86 ]
- TU-22M3, используемые для атаки целей в Сирии, подвергались модернизации, в течение которой на них были установлены специализированные вычислительные подсистемы SVP-24-22, что значительно повысило точность бомбардировки. [ 87 ]
- TU-22M4
- Разработка «Изделие 4510» началась в 1983 году. Это была модернизация с установкой новых двигателей NK-32 (от TU-160) и с изменением воздухозаборника двигателя. Авионика была модернизирована путем установки нового PNK, радара Obzor («Обзор») из систем [TU-160 и электронных войн. Диапазон оружия был расширен: 3 KH-32 или 10 KH-15 (с размещением на 6 внутренних и 4 внешних точках подвески) или UPAB-1500 с телевизионной системой руководства. В 1990 году на Казанском авиационном заводе был построен прототип. Работы в этом направлении были прекращены в ноябре 1991 года. Прототип самолета № 4504 находится на музейной экспозиции авиабазы Dyagilevo. [ 88 ]
- TU-22MR
- Несколько TU-22M3, возможно, 12, были преобразованы в стандарт TU-22M3 (R) или TU-22MR , а сторона Шомполя выглядела воздушным радаром и другим Elint . оборудованием [ 2 ]
- Tu-22DP
- TU-22DP (Dal'nego Perekhvata, дальний перехват)/ DP-1 был проектом по перехватчику на дальнем диапазоне, основанном на TU-22M2 (позже на основе TU-22M3). R & D проводили Бюро дизайна Tupolev вместе с Gosniias. Предполагалось, что DP также может нести забастовное оружие. [ 88 ]
- TU-344
- Отмененный гражданский сверхзвуковой самолет, основанный на TU-22M3, предназначенном для перевозки 10–12 пассажиров . Разработано Бюро дизайна Tupolev (ANTK, названное в честь A. tupolev) в рамках программы конверсии во второй половине 1990 -х годов. [ 89 ] Развитие самолета началось в 1990 -х годах с появления интереса и спроса на сверхзвуковые деловые самолеты (SBJ). Поскольку создание самолета с нуля требует больших инвестиций, Design Bureau Tupolev решило создать самолет класса SBJ на основе TU-22M3. Тем не менее, в то время проект оказался беспрепятственным, так как самолет должен был использоваться на международном уровне, но не соответствовал международным экологическим стандартам дня. [ 90 ] [ 91 ]
- TU-22M3 с SVP-24-22
- Модернизированные TU-22M3 российских аэрокосмических сил, оснащенные новой системой наблюдения и вычислительной и вычислительной системой SVP-24-22 Gefest, вместо комплекса Vakhta-2 NK-45 . SVP-24-22 включает в себя новый и более мощный SV-24 встроенный компьютер, устройство UVV-MP-22, устройство для получения информации о полете-BFI, индикатор авиационного коллиматора KAI-24, радиовигационная система SRNS-24 с A737 Спутниковый приемник и твердотельное устройство хранения информации TBN-K-2 для сохранения данных комплекса навигационного нацеливания SVP-24-22 и рекордера полета. 5 модернизированных самолетов вступил в эксплуатацию в 2015 году, [ 92 ] [ 93 ] [ 94 ] 2 в 2017 году, [ 95 ] [ 96 ] 1 в 2018 году, [ 97 ] 2 в 2019 году и 2 в 2022 году. [ 98 ] [ 99 ] [ 100 ] [ 101 ]
- TU-22M3M
- TU-22M3 для российских аэрокосмических сил с двигателями из TU-160M2 (NK-32-02), 80 процентов авионики заменяются или модернизируются, [ 102 ] Включая бомбардировщики SVP-24-22, радар NV-45 с фазированным массивом, навигационная система Glonass, современная цифровая стеклянная кабина и управление двигателями, электронные противодействия войны, [ 102 ] [ 103 ] и возможность использовать точное оружие с воздухом-поверхностью. Модернизация также учитывается при установке оборудования для заправки в воздухе , удаленной из существующих самолетов в 1979 году в соответствии с соглашением Salt II , которое значительно увеличит радиус борьбы бомбардировщика. [ 104 ] Российское министерство обороны намеревается обновить до 30 самолетов из приблизительно 60 TU-22M3, которые в настоящее время находятся в эксплуатационном варианте TU-22M3M. [ 105 ] [ 106 ] Может нести 3 KH-32 [ 107 ] or 4 Kh-47M2 Kinzhal missiles. [ 17 ] Срок службы будет продлен до 40–45 лет. [ 108 ] 16 августа 2018 года первый модернизированный самолет был представлен во время церемонии развертывания на казанском авиационном заводе . [ 109 ] Он выполнил свой девичий рейс 28 декабря 2018 года. [ 110 ] 20 марта 2020 года у второго модернизированного самолета TU-22M3M был свой первый полет. [ 111 ] [ 112 ] 27 мая 2020 года сообщалось, что модернизированный стратегический бомбардировщик TU-22M3M прошел испытания на сверхзвуковой скорости во время четвертого испытательного полета из пяти уже проведенных. [ 113 ]
Операторы
[ редактировать ]

- Российские аэрокосмические силы - 57 были на службе с 2024 года. [ 3 ]
- Olenya (air base)
- 40 -й смешанный авиационный полк [ 114 ]
- 6952nd Air Base – Belaya (air base) , Irkutsk Oblast [ 114 ]
- Элементы 326 -й авиационной дивизии с тяжелым бомбардировщиком (штаб -квартира: Украинка )
- 43 -й Центр боевого применения и подготовки экипажа для дальнейшей авиации - Dyagilevo (авиабаза) , Рьязанская область [ 115 ]
- 1 -й инструктор тяжелый бомбардировщик Авиационный полк
- Shaykovka (air base) , Kaluga Oblast
- 52 -й тяжелый бомбардировщик 22 -й гвардейской авиационной авиационной дивизии
- Olenya (air base)
Бывшие операторы
[ редактировать ]
- Российская военно-морская авиация -TU-22M3 северного флота и тихоокеанского флота были переданы в российские ВВС в 2011 году.
- Северный флот
- 924th Maritime Reconnaissance Aviation Regiment – Olenya (air base) , Murmansk Oblast [ 116 ] (Сейчас 40 -й смешанный авиационный полк российской авиации на дальние расстояния
- Тихоокеанский флот
- 568th Composite Aviation Regiment – Kamenny Ruchey , Khabarovsk Krai
- Северный флот
- Советские воздушные силы - самолеты были переведены в российские и украинские воздушные силы после роспуска Советского Союза .
- 22 -й охранник тяжелой авиационной дивизии бомбардировщи
- 200 -й авиационный полк тяжелого бомбардировщика - Бабруйск , Регион -магилев , Byelorussian SSR
- 260th Heavy Bomber Aviation Legce - Air Base Stryi , LVIV Ollast , Украинский ССР
- 326 -я авиационное подразделение тяжелого бомбардировщика
- 132 -й Авиационный полк с тяжелым бомбардировщиком - аэродром Ради , Эстонский ССР
- 402 -й Авиационный полк с тяжелым бомбардировщиком - воздушная база Balbasovo , регион Vitebsk , Byelorussian SSR
- 840th Heavy Bomber Aviation полк- Seltsy-2 (авиабаза) , новгродский вскрытия , российский SFSR
- 13 -й охранник тяжелый бомбардировочный авиационный дивизион [ 117 ]
- 22 -й охранник тяжелой авиационной дивизии бомбардировщи
- Советская военно -морская авиация
- 5 -я морское ракетное авиационное подразделение [ 119 ]
- 574th Maritime ракетный авиационный полк - авиабаза Lakhta , Архангельск , Русский SFSR
- 924th Guards Maritime Missile Aviation Regiment – Olenya (air base), Murmansk Oblast, Russian SFSR
- 2 -й гвардейские морские ракетные авиационные дивизии [ 120 ]
- 5th Guards Maritime Missile Aviation Regiment – Veseloye, Crimean Oblast , Ukrainian SSR
- 943rd Maritime Missile Aviation Regiment – Oktiabrske , Crimean Oblast, Ukrainian SSR
- 33 -й Центр боевой занятости и переподготовки кадровой авиации VMF - Air Base Kulbakino, Mykolaiv , Украинский ССР [ 121 ]
- 540-й инструктор-рескататорский ракетный авиационный полк
- 5 -я морское ракетное авиационное подразделение [ 119 ]

- Украинские ВВС и военно-морской флот унаследовали большое количество бомбардировщиков TU-22M2/M3. 60 TU-22 мс (17 TU-22M2 и 43 TU-22M3) и 423 Круизных ракет KH-22 были отменены в соответствии с Соглашением о сокращении кооперативной угрозы Nunn-Lugar, возглавляемом США. [ 122 ] [ 123 ] Последние бомбардировщики были отменены в январе 2006 года. [ 124 ]
- 13 -й гвардейский авиационный дивизион - авиабаза Poltava , Полтава -вскрытие [ 117 ]
- 185 -й гвардейский авиационный бомбардировщик
- 22 -й охранник Авиационной дивизии тяжелого бомбардировщика - авиабаза Стрий, LVIV Ollast [ 125 ]
- 260 -й Авиационный полк с тяжелым бомбардировщиком
- 13 -й гвардейский авиационный дивизион - авиабаза Poltava , Полтава -вскрытие [ 117 ]
- Украинская военно -морская авиация
- 2 -й гвардейские морские ракетные авиационные дивизии [ 120 ]
- 5th Guards Maritime Missile Aviation Regiment – Veseloye, Crimea
- 943rd Maritime Missile Aviation Regiment – Oktiabrske , Crimea
- 33 -й Центр боевой занятости и переподготовки кадровой авиации VMF - авиабаза Кулбакино, Mykolaiv [ 121 ]
- 540-й инструктор-рескататорский ракетный авиационный полк
- 2 -й гвардейские морские ракетные авиационные дивизии [ 120 ]
- 1 TU-22M3 в музее Полтавы долгосрочной и стратегической авиации [ 126 ]
- 1 TU-22M0, 1 TU-22M2 и 1 TU-22M3 в Украинском государственном авиационном музее .
Примечательные несчастные случаи и потери
[ редактировать ]- 16 сентября 2017 года TU-22M3 унесла взлетно-посадочную полосу на авиабазе Шейковка из-за прерванного взлета. Самолет был списан. Все четыре члена экипажа выжили без травм. [ 127 ]
- 22 января 2019 года авария TU-22M3 была сделана после учебного полета, пытаясь совершить посадку на авиабазе Олени недалеко от города Оленгорск в Российском регионе Мурманск. Три из четырех членов экипажа погибли в аварии. [ 128 ] Видео показывает самолеты, занимающегося жесткой посадкой, которая мгновенно разорвала планер и отделил переднюю зону кабины. [ 129 ]
- 23 марта 2021 года система выброса TU-22M3 неисправна, [ 130 ] Внезапно активируясь, пока все еще на земле. Инцидент привел к гибели трех членов экипажа и госпитализации четвертого. [ 131 ] Чиновник из Министерства обороны России сказал, что «из -за недостаточной высоты для открытия парашюта три члена экипажа получили смертельные травмы при посадке». [ 128 ] Самолет находился на авиабазе Shaykovka, проходящей процедуры запуска двигателя.
- 19 августа 2023 года TU-22M3 был уничтожен ударом беспилотника с украинской контрнаргии 2023 года , находясь на земле в Seltsy-2 в новгроде . Спутниковые снимки воздушной базы показали, что другие размещенные там бомбардировщики были эвакуированы, в то время как фотографии, сделанные на земле, показали самолет, который был поражен беспилотником и был полностью уничтожен результирующим огнем. [ 132 ]
- 19 апреля 2024 года TU-22M3 потерпел крушение в регионе Ставрополиса России. Видео показывает самолет в плоском спине с видимым пламенем на задней части самолета. Украинские источники утверждали, что бомбардировщик был сбит с использованием ракету поверхности до воздуха , [ 133 ] Потеря потери TU-22M3, второй подтвержденной убийством стратегического бомбардировщика во время конфликта. [ 134 ]
- 15 августа 2024 года TU-22M3 потерпел крушение в Иркутске , когда он выполнил «обычный рейс». Предварительная причина аварии, как говорят, является технической неисправностью. По данным Министерства обороны, экипаж выбросил до того, как их самолет потерпел крушение. [ 135 ] Первоначально все экипажа были заживают живым губернатором Иркутска Игором Кобчевом , однако позже он пояснил, что пилот умер. Другие члены экипажа находились в больнице с «травмами различной тяжести». [ 136 ]
Спецификации (TU-22M3)
[ редактировать ]



Данные от Фроули, [ 137 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 4 (пилот, со-пилот, навигатор, офицер систем оружия)
- Длина: 42,46 м (139 футов 4 дюйма) [ Цитация необходима ]
- Размах крыльев: 34,28 м (112 футов 6 дюймов) Распространение (20 °)
- 23,3 м (76 футов) подметано (развертка 65 °)
- Высота: 11,05 м (36 футов 3 дюйма)
- Область крыла: 183,6 м 2 (1 976 кв.
- 175,8 м 2 (1892 кв.
- Пустой вес: 58 000 кг (127 868 фунтов)
- Валовой вес: 112 000 кг (246 918 фунтов)
- Максимальный вес взлета: 126 000 кг (277 782 фунта) [ Цитация необходима ]
- Максимальный вес взлета, ракетная помощь: 126 400 кг (278 664 фунта)
- Топливная емкость: 54 000 кг (119 050 фунтов) внутренняя
- Силовая установка: 2 × Kuznetsov NK-25 Afterbling TurbOwn Engines, 247,9 кН (55 700 фунтов) с Afterburner
Производительность
- Максимальная скорость: 1 997 км/ч (1241 миль в час, 1078 кН) [ Цитация необходима ] на 9 140 м (30 000 футов)
- Максимальная скорость: Маха 1,88
- Диапазон: 6800 км (4,200 миль, 3,700 нми)
- Боевой диапазон: 2500 км (1600 миль, 1300 нм) с типичной нагрузкой на 10 000 кг оружия [ 138 ]
- Диапазон паром: 7000 км (4,300 миль, 3,800 нми) [ Цитация необходима ]
- Потолок обслуживания: 13 300 м (43 600 футов)
- Уровень подъема: 15 м/с (3000 футов/мин)
- Загрузка крыла: 688 кг/м 2 (141 фунт/кв.
- Тяга/вес : 0,45
Вооружение
- Оружие: 1 × 23-мм GSH-23 пушка в дистанционно управляемой башни
- Жесткие точки: пилоны крыла и фюзеляжа и залив внутреннего оружия с мощностью 24 000 кг (53 000 фунтов)
- До 18 × FAB-500 общего назначения бомба в бухте вооружения и на рамках крыла или
- До 3 × KH-22 / KH-32 ракеты в бухте оружия и на рамках крыла или
- До 6 × KH-15 ракет на роторной пусковой установке MKU-6-1 в его бомбном заливе, плюс 4 × ракеты Raduga KH-15 на двух пилонах под ручком в общей сложности 10 ракет на самолет.
- Up to 4 × Kh-47M2 Kinzhal [ 139 ]
- Различные морские шахты [ 140 ] и бомбы свободного падения-69 × FAB-250 или 8 × FAB-1500 могут быть типичными.
на TU - 22M Круизная ракета KH-55 (AS-15 Kent) была протестирована [ 141 ] но, видимо, не используется в эксплуатации.
Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Air International октябрь 1980 , с. 188
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Гебель, Грег. "Tupolev TU-22" Blinder "& TU-22M 'Backfire " . Vectorsite.net . Архивировано из оригинала 5 марта 2012 года.
- ^ Jump up to: а беременный «Какой самолет российского бомбардировщика, который, по словам Украины, сбила?» Полем Рейтер . 19 апреля 2024 года.
- ^ «Руководитель разведки: Россия имеет 27 действующих бомбардировщиков TU-22M3 после недавних ударов» . Kyiv Independent . 2023-08-23 . Получено 2024-08-15 .
- ^ Jump up to: а беременный Kadalov & Duffy 1996, p. 124
- ^ Jump up to: а беременный Gordon, Rigmant & Komissarov 1999, p. 51
- ^ Kopp, Carlo (5 July 2007). "Туполев Ту-22M3 Бомбардировщик-ракетоносец" [Tupolev Tu-22M3 Backfire C Bomber - Missile Carrier]. Air Power Australia . Ausairpower.net: 1. Archived from the original on 2019-01-26 . Retrieved 2019-02-02 .
- ^ Gordon, Rigmant & Komissarov 1999, pp. 51–5
- ^ Гордон, Rigmant & Komissarov 1999, p. 52
- ^ Kadalov & Dufffy 1996, p. 158
- ^ Иден, Пол, изд. Tupolev TU-22/22M ". Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Amber Books, 2004. ISBN 1-904687-84-9 .
- ^ «TU-22M BACKFIRE (Tupolev)» . Fas.org . Архивировано с оригинала 7 декабря 2015 года . Получено 24 ноября 2015 года .
- ^ Jump up to: а беременный Бутоуски 2019 , с
- ^ Jump up to: а беременный в Бутоуски 2019 , с
- ^ Бутоуски 2019 , стр. 46-47
- ^ "Источник: проектирование новой версии Ту-22М3 завершено" [Source: the design of the new version of the Tu-22M3 completed]. TASS . 17 November 2017. Archived from the original on 23 January 2019 . Retrieved 22 January 2019 .
- ^ Jump up to: а беременный "Бомбардировщики Ту-22М3 вооружат гиперзвуковыми ракетами "Кинжал" " . Ria.ru . 2 July 2018. Archived from the original on 17 August 2018 . Retrieved 16 August 2018 .
- ^ «Россия проверяет новую гиперзвуковую ракету, предназначенную для стратегического бомбардировщика TU -22M3M - источник» . Тасс 11 мая 2020 года. Архивировано из оригинала 13 мая 2020 года . Получено 11 мая 2020 года .
- ^ «Ракеты TU-22M3, чтобы получить новую полезную нагрузку-российский командир авиационного авиации» . 16 сентября 2023 года. Архивировано с оригинала 2023-09-20 . Получено 2023-09-22 .
- ^ Jump up to: а беременный Gordon, Rigmant & Komissarov 1999, p. 81.
- ^ Гордон, Rigmant & Komissarov 1999, p. 82
- ^ «Военные упражнения на советском телевидении». Нью -Йорк Таймс . 14 сентября 1980 г. с. A5.
- ^ «Советские самолеты сфотографированы». Глобус и почта . 15 июня 1981 г. с. 14
- ^ «Обратные последствия атакуют нам носителей» . Flight International . 122 (3837). Суррей, Великобритания: IPC Transport Press: 1480. 14–20 ноября 1982 года. ISSN 0015-3710 . Архивировано с оригинала 3 августа 2016 года . Получено 28 мая 2016 года .
- ^ Gordon, Rigmant & Komissarov 1999, pp. 83–8
- ^ «СССР использует обратные последствия, MIG-27, чтобы атаковать афганского моджахедена». Авиационная неделя и космическая технология . 129 (19). Нью-Йорк: Penton Media: 21. 7 ноября 1988 года. ISSN 0005-2175 .
- ^ Мозли, Рэй (2 ноября 1988 г.). «Советы добавляют ракеты в афганской войне». Чикаго Трибьюн . п. 16
- ^ Гордон, Rigmant & Komissarov 1999, p. 84
- ^ Jump up to: а беременный Велович, Александр (7–13 августа 1991 г.). «Основа дефицитов запчастей TU-22s» (PDF) . Flight International . 140 (4279). Лондон, Великобритания: Reed Business Information: 17. ISSN 0015-3710 . Архивировано (PDF) из оригинала 3 августа 2016 года . Получено 31 мая 2016 года .
- ^ Велович, Александр (6–12 ноября 1991 г.). «Советский AF хотел, чтобы Туполев преследовал по суду над Блэкджеком» . Flight International . 140 (4292). Лондон, Великобритания: Reed Business Information: 21. ISSN 0015-3710 . Архивировано с оригинала 3 августа 2016 года . Получено 31 мая 2016 года .
- ^ «Бомбардировщики в Китае» (PDF) . Dtic.mil . Архивировано (PDF) из оригинала 11 октября 2017 года . Получено 16 августа 2018 года .
- ^ Крамер, Эндрю Э. "Россия возобновляет патрулирование ядерными бомбардировщиками". Архивировано 2017-06-26 в The Wayback Machine The New York Times , 17 августа 2007 года. Получено: 17 июля 2010 года.
- ^ Sekretarev, Ivan (18 августа 2007 г.). «Россия начинает патрулирование бомбардировщиков в советском стиле» . Виннипег свободная пресса . Архивировано с оригинала 24 сентября 2015 года . Получено 24 июня 2015 года .
- ^ Грузия передала России тела штурманов сбитого Ту-22М3 Полем Lenta.ru (на русском языке). 16 сентября 2008 года. Архивировано с оригинала 11 октября 2017 года . Получено 2 октября 2017 года .
- ^ Генштаб признал потерю двух самолетов в Южной Осетии [Генеральный персонал признал потерю двух самолетов в Южной Осетии]. Lenta.ru (на русском языке). 9 августа 2008 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2008 года . Получено 9 августа 2008 года .
- ^ Чанг, Феликс К. (13 августа 2008 г.). «Россия возрождается: первоначальный взгляд на российские военные выступления в Грузии» . Архивировано из оригинала 14 октября 2008 года . Получено 7 октября 2008 года .
- ^ Маленькая бедоносная война [Маленькая Бедоносна война] (на русском языке). Московский Комсомолет. 7 августа 2009 г. Архивировано с оригинала 11 августа 2009 года . Получено 29 октября 2009 года .
- ^ «Датские F-16 столкнулись с российскими истребительными самолетами, приближающимися к Швеции» . Копенгагенский пост . 23 апреля 2013 года. Архивировано с оригинала 19 октября 2014 года.
- ^ Холмстрем, Микаэль (22 апреля 2013 г.). «Русский рейс практиковал атаки против Швеции» [Российские самолеты практиковали атаки на Швецию]. Свенска Дагбладет (на шведском языке). Архивировано из оригинала 23 марта 2015 года . Получено 24 ноября 2015 года .
- ^ Cenciotti, Дэвид (24 марта 2015 г.). «Российский бомбардировщик TU-22 пугает воздушную оборону НАТО, летающая на сверхзвуковой скорости над Балтийским морем впервые» . Авиационный . Архивировано с оригинала 20 ноября 2015 года . Получено 24 ноября 2015 года .
- ^ Cenciotti, Дэвид (21 мая 2015 г.). «Российские действия заставляют депутат на выбор» [Российские действия заставляют депутата к выбору]. Свенска Дагбладет (на шведском языке) . Получено 24 ноября 2015 года .
- ^ De la Reguera, Эрик (4 июля 2015 г.). «Российские бомбардировщики возле Готленда» [русские бомбардировщики возле Готленда]. Сегодняшние новости (на шведском языке). Архивировано с оригинала 24 сентября 2015 года . Получено 24 ноября 2015 года .
- ^ «TU-22M BACKFIRE (Tupolev)» . www.globalsecurity.org . Архивировано с оригинала 18 ноября 2018 года . Получено 29 декабря 2018 года .
- ^ Российский бомбардировщик обратно вернулся! Архивированный 2016-10-25 в The Wayback Machine-Warisboring.com , 13 июня 2014 г.
- ^ Cenciotti, Дэвид (17 ноября 2015 г.). «25 российских стратегических бомбардировщиков в действии над Сирией впервые» . Авиационный . Архивировано с оригинала 20 ноября 2015 года . Получено 24 ноября 2015 года .
- ^ «Российские бомбардировщики TU-22M3-это средства в Сирии» . Tass.ru. Архивировано с оригинала 29 сентября 2018 года . Получено 16 августа 2018 года .
- ^ "Шесть Ту-22М3, вылетевшие из России, нанесли удар по объектам ИГ в Сирии" . Ria.ru . 8 August 2016. Archived from the original on 17 August 2018 . Retrieved 16 August 2018 .
- ^ "Опубликовано видео ударов ВКС по позициям ИГ в Ракке" . Ria.ru . 11 August 2016. Archived from the original on 17 August 2018 . Retrieved 16 August 2018 .
- ^ «Шесть российских TU-22M3 BAGHTFIRE BOMBARS ДАВАРИТЕСЬ, ДЕЯТЕЛЬНЫЕ СТАВИТЕЛЬСТВА В СВЕТИИ В Сирии» . Tass.ru. Архивировано из оригинала 4 апреля 2022 года . Получено 16 августа 2018 года .
- ^ «Сирийский конфликт: российские бомбардировщики используют Иранную базу для воздушных ударов» . Би -би -си. 16 августа 2016 года. Архивировано с оригинала 16 августа 2016 года . Получено 16 августа 2016 года .
- ^ «Шесть российских бомбардировщиков TU-22M3 попали в учреждения Исламского государства возле Сирии Абу Камаль» . Tass.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2018 года . Получено 16 августа 2018 года .
- ^ «Присутствие бомбардировщиков TU-22M3 в Сирии стремится стабилизировать ситуацию, говорит российский законодатель» . Тасс 25 мая 2021 года. Архивировано из оригинала 26 мая 2021 года . Получено 26 мая 2021 года .
- ^ «Русские военно -морские корабли сорвали вражеские атаки в средиземноморских учениях» . Тасс Архивировано из оригинала 2021-07-02 . Получено 2021-06-30 .
- ^ «Русские бомбардировщики TU-22M3 ударяют в мариюполе» . ukrinform.net . 15 апреля 2022 года. Архивировано с оригинала 15 апреля 2022 года . Получено 15 апреля 2022 года .
- ^ «Тупые бомбы для тупых вещей: VKS реагирует 70-летние бомбы FAB-3000M-46, не подходящие для быстрых самолетов, чтобы вооружить суперзвуковые бомбардировщики Tupolev TU-22M3, чтобы нанести удар по Украине» . theaviationgeekclub.com . 8 апреля 2022 года. Архивировано с оригинала 10 апреля 2022 года . Получено 15 апреля 2022 года .
- ^ «Русский суперзвуковой бомбардировщик российский туа-22M3 наносит удар по фабрике азовстала в мариуполе» . YouTube . 15 апреля 2022 года. Архивировано с оригинала 23 февраля 2023 года . Получено 23 февраля 2023 года .
- ^ Ньюдик, Томас (11 мая 2022 года). «У нас может быть первый взгляд на российский бомбардировщик, запускающий ракеты в Украине» . thedrive.com . Архивировано из оригинала 20 мая 2022 года . Получено 20 мая 2022 года .
- ^ «Украинские беспилотники нападают на российскую базу бомбардировщиков Ту-22 м» . Defence-blog.com . 2022-12-05. Архивировано из оригинала 2022-12-06 . Получено 2022-12-06 .
- ^ «Удары глубоко внутри России выделяют тактическую изобретательность Украины» . Хранитель . 2022-12-05. Архивировано из оригинала 2022-12-05 . Получено 2022-12-06 .
- ^ Рикардо Мейер (2022-12-06). «Русские бомбардировщики TU-22M и TU-95, пораженные подозреваемыми украинскими ударами беспилотников» . Airdatanews.com . Архивировано из оригинала на 2022-12-15 . Получено 2022-12-06 .
- ^ «Украинский беспилотник разрушает российский суперзвучный бомбардировщик» . BBC News . 22 августа 2023 года. Архивировано с оригинала 21 августа 2023 года . Получено 22 августа 2023 года .
- ^ Коул, Брендан (19 августа 2023 г.). «Россия обвиняет Украину в атаке беспилотников на военный аэродром» . Newsweek . Архивировано из оригинала 2023-08-19 . Получено 2023-08-19 .
- ^ Раз, Москва (2023-08-19). «Дрон нападает на военный аэродром на северо -западе России» . Москва времена . Архивировано из оригинала 2023-08-19 . Получено 2023-08-19 .
- ^ «Атака на российский аэродром в Новгороде Сбалст: Дрон повреждает самолеты» . Yahoo News . 2023-08-19. Архивировано из оригинала 2023-08-19 . Получено 2023-08-19 .
- ^ «Все последствия атаки беспилотников на воздушную дорогу возле Новгорода устранены - власти» . Тасс Архивировано из оригинала 2023-08-19 . Получено 2023-08-19 .
- ^ «Защитная разведка Украина раскрывает детали операции по уничтожению стратегических бомбардировщиков TU-22 в России» . Архивировано из оригинала 2024-01-27 . Получено 2024-01-27 .
- ^ Данило Крамаренко; Дарья Шекина (29 декабря 2023 г.). "Ядерный боевик: ключевые характеристики российского бомбардировщика TU-22M3 и H-22" слепых "ракет " MSN MSN Получено 2023-12-3
- ^ «Ядерный война: ключевые характеристики российского бомбардировщика TU-22M3 и H-22« слепых »ракет» . Пост Киев . Пост Киев. 2023-12-30. Архивировано из оригинала 2023-12-29 . Получено 2023-12-30 .
- ^ «По крайней мере, девять убитых в Украине удары, поскольку Киев говорит, что он сбил русский военный самолет» . Франция 24 . 19 апреля 2024 года.
- ^ Ходунова, Катерина (19 апреля 2024 г.). «ВВС: Украина Даунс Российский бомбардировщик ТУ-22M3 впервые» . Kyiv Independent .
- ^ Захархенко, Катерина (19 апреля 2024 г.). «KYIV достигает первого разрушения российского стратегического бомбардировщика с использованием системы S-200» . Пост Киев .
- ^ «Факт-ящик, что российский самолет бомбардировщика, который, по словам Украины, сбил?» Полем Рейтер. 19 апреля 2024 года - через USNews.com.
- ^ «Два бомбардировщика TU-22M3, поврежденные во время забастовки по аэродроме Олени» . RBC -Ukraine - защита Интеллекта Украины . 30 июля 2024 года . Получено 2024-07-31 .
- ^ Писатель, Мэтью Имерелли (2024-08-15). «Российский ядерный бомбардировщик в Сибири: сообщает» . Newsweek . Получено 2024-08-15 .
- ^ «Российский бомбардировщик TU-22M3 в регионе Иркутска, экипаж выживает-Top Brass» . Тасс Получено 2024-08-15 .
- ^ "Tu-22M3 strategic bomber crashes in Russia – video" . Ukrainska Pravda . Retrieved 2024-08-15 .
- ^ "В Иркутской области разбился бомбардировщик Ту-22М3" . Настоящее Время (in Russian). 2024-08-15 . Retrieved 2024-08-15 .
- ^ «Смоделированная атака TU-22M на авианосцы американских авианосцев во время холодной войны» . 21 сентября 2011 года. Архивировано с оригинала 2 октября 2011 года . Получено 21 сентября 2011 года .
- ^ Шерман, К. (1 апреля 2001 г.). «Индия арендованные бомбардировщики, покупает авианосца» . Журнал электронной обороны . Архивировано с оригинала 24 сентября 2015 года . Получено 12 июня 2015 года .
- ^ Вирц, Джеймс (2004). Баланс сил . Стэнфорд: издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-5017-2 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и "Tupolev Tu-22" Blinder "& TU-22M " . Airvectors.net . Архивировано с оригинала 2016-09-17 . Получено 2016-09-15 .
- ^ "TU -22M3 - Круизная ракета - ракета" . Спирбд . Архивировано с оригинала 2 апреля 2016 года . Получено 29 декабря 2018 года .
- ^ Carlo, Kopp (5 July 2007). "Tupolev Tu-22M3 Backfire C Bomber - Missile Carrier / Туполев Ту-22M3 Бомбардировщик-ракетоносец" . Ausairpower.net : 1. Archived from the original on 18 August 2018 . Retrieved 16 August 2018 .
- ^ Копп, Карло (1 августа 2009 г.). «Tupolev TU-22M3 Бэтаный бомбардировщик-ракетный перевозчик» . Ausairpower.net : 1. Архивировано из оригинала 17 августа 2016 года.
- ^ Тейлор 1980, с. 212.
- ^ «Туполев Ту-22M1» . Авиационный музей Риги . Архивировано с оригинала 3 марта 2016 года . Получено 24 ноября 2015 года .
- ^ "Новая система "Гефест" позволяет использовать некорректируемые боеприпасы как высокоточные" . Tass.ru . Archived from the original on 12 August 2018 . Retrieved 16 August 2018 .
- ^ Jump up to: а беременный "Ту-22М, сверхзвуковой бомбардировщик" . ИА «Оружие России» . Archived from the original on 2 January 2019 . Retrieved 22 January 2019 .
- ^ Под знаками «муравья» и «Ту» // авиация и космонаутики. - 2000. - # 11.
- ^ Турция за час? Только 6 мест! Архив 2010-09-11 в The Wayback Machine F5, 17 апреля 2009 г.-Интервью с Александром Леонидовичем Пуховом, главным дизайнером дизайнерского бюро Туполева.
- ^ "TU-344" . www.globalsecurity.org . Архивировано из оригинала 2 января 2019 года . Получено 22 января 2019 года .
- ^ «Россия вносит в службу модернизированное бомбардировщик на большие расстояния TU-22M3» . Тасс 4 июня 2014 года. Архивировано с оригинала 15 июля 2014 года . Получено 24 ноября 2015 года .
- ^ В Национальном центре управления обороной проведен Единый день приемки военной продукции [В Национальном центре управления обороной провел один день принятия военных продуктов]. Armstrade.org (на русском языке). 17 апреля 2015 года. Архивировано с оригинала 19 ноября 2015 года . Получено 24 ноября 2015 года .
- ^ «Качественное наращивание в российских вооруженных силах» . Eng.itogi2015.mil.ru . Архивировано с оригинала 2016-06-29 . Получено 2016-09-15 .
- ^ «Туполев передает обновленные стратегические бомбардировщики TU-160M, TU-95MSM» . AirRecognition.com . Архивировано с оригинала 2 апреля 2019 года . Получено 16 августа 2018 года .
- ^ "ЦАМТО / Новости / Очередной Ту-22М3 передан в эксплуатацию после завершения контрольно-восстановительных работ" . Armstrade.org . Archived from the original on 17 August 2018 . Retrieved 16 August 2018 .
- ^ "ЦАМТО / Новости / "Туполев" передал в эксплуатацию очередной Ту-22М3" . Armstrade.org . Archived from the original on 17 August 2018 . Retrieved 16 August 2018 .
- ^ "ЦАМТО / Новости / "Туполев" передал в эксплуатацию очередной Ту-22М3 после завершения работ по его доработке" . Archived from the original on 2019-04-02 . Retrieved 2019-04-02 .
- ^ «Министерство обороны России получает бомбардировщик TU-22M3 после капитального ремонта» . Тасс Архивировано из оригинала 2022-11-27 . Получено 2019-08-31 .
- ^ «Защитная фирма посылает первоклассного сверхзвукового бомбардировщика российским аэрокосмическим силам после ремонта» . Тасс Архивировано из оригинала 2022-11-30 . Получено 2022-11-30 .
- ^ «Авиация России на большие расстояния получает еще один ракетный самолет TU-22M3» . Архивировано из оригинала 2022-12-31 . Получено 2022-12-31 .
- ^ Jump up to: а беременный Роблин, Себастьен (13 октября 2018 года). «Бомбы прочь: российский« новый »бомбардировщик TU-22M3M может выглядеть знакомо (и все еще смертельно)» . Национальный интерес . Архивировано с оригинала 20 ноября 2018 года . Получено 29 декабря 2018 года .
- ^ Маджумдар, Дэйв (18 ноября 2017 г.). «Суперзвуковые бомбардировщики России: теперь заперты и загружены новыми сверхзвуковыми ракетами» . NationalInterest.org . Архивировано из оригинала 21 июля 2018 года . Получено 16 августа 2018 года .
- ^ «Tupolev TU-22M3 для заправки в воздухе работают на большем диапазоне» . Interfax . 3 октября 2018 года. Архивировано с оригинала 26 мая 2022 года . Получено 8 июля 2022 года .
- ^ Гади, Франц-Стефан (21 августа 2018 г.). «Россия выкатывает первый модернизированный бомбардировщик на большой дальности TU-22M3M» . Дипломат . Архивировано с оригинала 3 января 2019 года.
- ^ Ту-22М3 сделают убийцу ЕвроПРО Ради высокоточной ракеты бомбардировщику поменяют всю электронику [Самолет TU-22M3 будет способен преодолеть противовоздушную оборону НАТО, он превращает ее в систему с высокой точностью вооружения, все электроника самолета изменится]. VPK (на русском языке). 7 февраля 2012 года. Архивировано с оригинала 23 октября 2015 года . Получено 24 ноября 2015 года .
- ^ "Дальние ракетоносцы Ту-22М3 приземлятся в Крыму" . Rg.ru . 18 March 2015. Archived from the original on 2 July 2018 . Retrieved 16 August 2018 .
- ^ «Российский стратегический бомбардировщик для предложения Advanced Avionics Suite» . Тасс Архивировано с оригинала 27 декабря 2018 года . Получено 29 декабря 2018 года .
- ^ «Новый бомбардировщик Tupolev-22M3M представлен в Казани» . Тасс 16 августа 2018 года. Архивировано с оригинала 16 августа 2018 года . Получено 16 августа 2018 года .
- ^ «Российский стратегический бомбардировщик TU-22M3, несущий ракеты, выполняет дебютный полет» . Тасс Архивировано из оригинала 30 декабря 2018 года . Получено 30 декабря 2018 года .
- ^ "Второй модернизированный ракетоносец Ту-22М3М совершил первый полет" . EurAsia Daily . 20 March 2020. Archived from the original on 25 November 2022 . Retrieved 20 March 2020 .
- ^ «Последний модернизированный стратегический бомбардировщик TU-22 совершает полетет» . FlightGlobal.com . Архивировано из оригинала 21 марта 2020 года . Получено 20 марта 2020 года .
- ^ «Производитель самолетов Tupolev подтверждает тестирование модернизированного бомбардировщика TU-22M3M на сверхзвуковой скорости» . Тасс Архивировано из оригинала 2023-04-28 . Получено 2023-04-28 .
- ^ Jump up to: а беременный «Российские вооруженные силы: интерактивная карта» . Архивировано из оригинала 2021-01-27 . Получено 2021-01-21 .
- ^ «43 -й Центр боевой работы и переподготовки персонала DA» . WW2.DK. Архивировано из оригинала 5 июля 2018 года . Получено 27 января 2019 года .
- ^ «924 -й гвардии Киевский красный баннер Орден суворовского морского авиационного полка Суворов» . WW2.DK. Архивировано с оригинала 7 марта 2018 года . Получено 27 января 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный «13-й гвардии Dnepropetrovsko-Budapeshtskaya Order of Suvorov Heavy Bomber Aviation Division» . WW2.DK. Архивировано с оригинала 4 марта 2016 года . Получено 27 января 2019 года .
- ^ «184-й охранник Poltavsko-Berlinskiy Red Banner Heavy Bomber Aviation Aviation полк» . WW2.DK. Архивировано из оригинала 15 июня 2012 года . Получено 27 января 2019 года .
- ^ «5 -й Киркенеская Красная Баннер Морская ракетная авиационная дивизия» . WW2.DK. Архивировано с оригинала 7 марта 2018 года . Получено 27 января 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный «2 -й охранники Севастопольская Морской ракетной авиационной дивизии Имени на Токарев» . WW2.DK. Архивировано с оригинала 17 октября 2018 года . Получено 27 января 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный «33 -й Центр боевой занятости и переподготовки кадровой авиации VMF Imeni en preobrazhenskogo» . WW2.DK. Архивировано с оригинала 5 октября 2018 года . Получено 27 января 2019 года .
- ^ «Украина бомбардировщика из эксплуатации и хронологии передачи» (PDF) . Инициатива ядерной угрозы. Апрель 2005 г. Архивировал (PDF) из оригинала 13 августа 2018 года . Получено 21 января 2019 года .
- ^ "В ПОЛТАВЕ ГОТОВЯТСЯ К УТИЛИЗАЦИИ ПОСЛЕДНЕГО БОМБАРДИРОВЩИКА" . aviaport.ru . 26 January 2006. Archived from the original on 11 December 2018 . Retrieved 21 January 2019 .
- ^ Украина ликвидировала последний бомбардировщик [Украина исключила последний бомбардировщик]. Korrespondent.net (на русском языке). 27 января 2006 года. Архивировано с оригинала 20 февраля 2018 года . Получено 19 февраля 2018 года .
- ^ «22 -й охранники Донбаскайя Красное баннер тяжелый бомбардировочный авиационный дивизион» . WW2.DK. Архивировано с оригинала 9 октября 2018 года . Получено 27 января 2019 года .
- ^ Музей дальней авиации [Музей долгосрочной авиации]. Doroga.ua (на русском языке). Архивировано из оригинала 18 августа 2012 года . Получено 24 ноября 2015 года .
- ^ Самолет Ту-22 выкатился с полосы в Калужской области Полем iz.ru (на русском языке). 16 сентября 2017 года. Архивировано с оригинала 1 октября 2017 года . Получено 1 октября 2017 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Три военнослужащих умирают в случае бомбардировщика ТУ-22 на аэродроме возле Калуги» . Тасс Архивировано из оригинала 2021-03-23 . Получено 2021-03-23 .
- ^ Rogoway, Тайлер (26 января 2019 г.). «Драматическое видео российского туалета TU-22M3 приземляется в плохую погоду (обновлена)» . Драйв . Архивировано с оригинала 27 января 2019 года . Получено 27 января 2019 года .
- ^ «3 пилоты русского бомбардировщика, убитые сбокой системы выброса» . AP News . 23 марта 2021 года. Архивировано с оригинала 24 марта 2021 года . Получено 24 марта 2021 года .
- ^ «Один член экипажа пережил инцидент с бомбардировщиком TU-22M3 возле Калуги, говорит источник» . Тасс Архивировано из оригинала 2021-03-23 . Получено 2021-03-23 .
- ^ Альтман, Говард; Rogoway, Tyler (2023-08-22). «Уничтоженные Ту-22M, увиденные на пустой русской авиабазе» . Драйв . Архивировано из оригинала 2023-08-29 . Получено 2023-08-30 .
- ^ «Российский стратегический бомбардировщик, Украина, претендует на ответственность» . Москва времена . 2024-04-19 . Получено 2024-04-19 .
- ^ «ВВС: Украина Даунс Российский бомбардировщик ТУ-22M3 впервые» . Kyiv Independent . 2024-04-19 . Получено 2024-04-19 .
- ^ «Российский бомбардировщик TU-22M3 в регионе Иркутска, экипаж выживает-Top Brass» . Тасс 2024-04-19.
- ^ «Российский стратегический бомбардировщик в Сибири, убивая 1 члена экипажа» . Москва времена . 2024-08-16.
- ^ Frawley 2002, p. 163.
- ^ "На что способна одна эскадрилья Су-34? - Армейский вестник" . army-news.ru . Archived from the original on 20 March 2018 . Retrieved 21 March 2018 .
- ^ «Россия проверяет стратегический бомбардировщик с новой ракетой с воздухом и поверхностью» . Tass.com . Архивировано из оригинала 23 июля 2018 года . Получено 16 августа 2018 года .
- ^ «Российский туполев TU-22M3-бомбардировщики практиковали мины в морских зонах» . NavyreCognition.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2018 года . Получено 16 августа 2018 года .
- ^ «KH-55 (AS-15 Kent /KH-555/RKV-500/KH-65)» . Стратегические системы вооружения Джейн . 9 сентября 2008 года. Архивировано с оригинала 4 февраля 2009 года . Получено 6 февраля 2009 года .
Библиография
[ редактировать ]- «Обратные последствия размножаются». Air International . Тол. 19, нет. 4. Октябрь 1980 года. С. 186–188. ISSN 0306-5634 .
- Бутоуски, Петр (март 2019 г.). «Анти-бортовой нападающий». Air International . Тол. 96, нет. 3. С. 44–47. ISSN 0306-5634 .
- Дональд, Дэвид, изд. «Туполев Ту-22M». Полная энциклопедия мировых самолетов . Barnes & Noble Books, 1997. ISBN 0-7607-0592-5 .
- Фроули, Джеральд. «Туполев Ту-22M». Международный каталог военных самолетов, 2002/2003 . Аэрокосмические публикации, 2002. ISBN 1-875671-55-2 .
- Gordon, Yefim; Rigmant, Vladimir; Komissarov, Dmitri (1999). Tupolev Tu-22 Blinder Tu-22M Backfire: Russia's Long Range Supersonic Bombers . Hinckley, UK: Midland Publishing. ISBN 1857800656 .
- Хили, Джон К. (январь -февраль 2004 г.). «Воины в отставке:« Бомбардировщик холодной войны ». Энтузиаст воздуха . № 109. С. 75–79. ISSN 0143-5450 .
- Кандалов, Андрей; Даффи, Пол (1996). Туполев - Человек и его самолет: человек и его самолет . Общество автомобильных инженеров. ISBN 1560918993 .
- Тейлор, JWR (ред.) Jane's All World's Aircraft 1980–81 . Лондон: издательство Джейн, 1980. ISBN 0-7106-0705-9 .
- Уилсон, Стюарт (2000). Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, Австралия: аэрокосмические публикации. ISBN 1-875671-50-1 .
- Продукт «45-03». Техническое руководство.
Внешние ссылки
[ редактировать ]