Jump to content

Тифон

(Перенаправлено с Тифоноса )
Тифон
Аттический краснофигурный килик с Эосом и Тифоном, V век до нашей эры ( Музей изящных искусств, Бостон )
Генеалогия
Родители Лаомедон Троянский и Стримо
Братья и сестры Приам , Лампус , Гикетаон , Клитий , Гесиона , Цилла , Астиохе , Проклия , Этилла , Клитодора
Супруга Эос
Дети Мемнон , Эматион

В мифологии греческой Тифон ( / tɪˈθ Эос oʊnəs Τιθωνός зари Tithonos , / / или ; t aɪ- / богини древнегреческий : ) романизированный : , любовником был . [ я ] Он был князем Трои , сыном царя Лаомедонта от наяды Стримо (Στρυμώ). [ ii ] Мифология, отраженная афинскими художниками-вазописцами пятого века, представляла Тифона как рапсода , о чем свидетельствует лира в его руке, на ойнохоэ (кувшине для вина) художника Ахилла , около 470–460 гг. до н.э.

астероид (6998) В честь Тифона назван .

Этимология

[ редактировать ]

Аллегорист понял, что Тифон означает «предоставление продления» (от teinō и ōnė ), указание на продление его жизни по просьбе Эос; но, скорее всего, это была мужская форма имени Эос, Титонэ – от titō , «день». [ 2 ] и one, «королева» – и означало «партнер Дневной Королевы». [ 3 ]

Мифология

[ редактировать ]
Эос преследует сопротивляющегося Тифона, держащего лиру , на аттическом ойнохе художника Ахилла , ок. 470–460 до н.э. ( Лувр ).

Говорят, что Эос взяла Тифона из царского дома Трои в любовники. [ iii ] [ 4 ] Миф о любви Эос и Тифона был известен Гомеру , который писал, что утром Эос поднялась с постели, которую делила с Тифоном, чтобы дать свой свет человечеству. [ 5 ]

Мифтема смертного возлюбленного богини архаична; когда была вставлена ​​роль Зевса, появился горький поворот: согласно гомеровскому гимну Афродите, когда Эос просила Зевса сделать Тифона бессмертным , она забыла попросить даровать ему вечную молодость . [ iv ] [ v ] [ 6 ] Тифон действительно жил вечно,

но когда отвратительная старость настигла его, и он не мог ни пошевелиться, ни поднять свои члены, это казалось ей в сердце лучшим советом: она положила его в комнату и приставила к сияющим дверям. Там он без конца лепечет, и у него уже совсем нет сил, таких, какие когда-то были у него в его гибких конечностях. [ 4 ]

В более поздних рассказах он со временем стал цикадой ( теттикс ), [ 7 ] [ 8 ] вечно живущий, но молящий смерть одолеть его. [ мы ] В олимпийской системе «царственная» и «золототронная» Эос больше не может даровать бессмертие своему возлюбленному, как Селена это сделала , а должна просить об этом у Зевса как о благе. В рассказе Иеронима Родосского из третьего века до нашей эры вина перекладывается с Эоса на Тифона, который просил бессмертия, а не нестарения у своего возлюбленного, который тогда не смог ему помочь иначе и превратил его в цикаду. [ 9 ] Проперций писал, что Эос не оставила Тифона, каким бы старым и престарелым он ни был, и все равно обняла бы его и держала на руках, вместо того, чтобы оставить его брошенным в его холодной комнате, проклиная богов за его жестокую судьбу. [ 10 ]

Этот миф мог быть использован для объяснения того, почему цикады особенно шумели ранним утром, когда на небе появляется рассвет. [ 11 ] Сэр Джеймс Джордж Фрейзер отмечает, что среди древних греков и ряда других народов было широко распространено убеждение, что существа, способные сбрасывать кожу, продлевают молодость и живут вечно. [ 12 ] Это также может быть отсылкой к тому факту, что пронзительный разговор стариков сравнивался с пением цикад, как видно из отрывка из « Илиады» . [ 7 ] На самом деле древние греки использовали цикаду, сидящую на арфе, как эмблему музыки. [ 13 ]

Эос родила Тифону двух сыновей, Мемнона и Эматиона . По словам Квинта Смирнея, Мемнон был воспитан Гесперидами на берегу Океана. [ 14 ] По словам историка Диодора Сицилийского , Тифон, который отправился на восток от Трои в Ассирию и основал Сузы , был подкуплен золотой виноградной лозой, чтобы послать своего сына Мемнона сражаться в Трое против греков. [ 15 ]

Поэма «Тифон» — одно из немногих почти законченных произведений греческой лирической поэтессы Сапфо , составленное из фрагментов, обнаруженных в течение более чем ста лет. [ VII ]

Эос (как Тесан ) и Титон (как Тинту или Тинтун) представляли собой живописный мотив, начертанный или отлитый в барельефе на оборотных сторонах этрусских бронзовых ручных зеркал. [ VIII ] [ 16 ]

Современные стихи

[ редактировать ]
  • Тифон как престарелый бессмертный упоминается в Книге I, Песне II, Станце VII « Королевы фей» Эдмунда Спенсера .
  • « Тифон » Альфреда Теннисона первоначально был написан как «Титон» в 1833 году и завершен в 1859 году. [ 17 ] Поэма представляет собой драматический монолог белым стихом с точки зрения Тифона. В отличие от оригинального мифа, именно Тифон просит бессмертия, и именно Аврора , а не Зевс, дарует этот несовершенный дар. Как рассказчик, Тифон оплакивает свое неестественное долголетие, которое отделяет его от мира смертных, а также от бессмертной, но прекрасной Авроры.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Дочь титанов Гипериона и Тейи , Эос ( Аврора на латыни ) была сестрой Гелиоса и Селены . Как одно из главных потомков Титанов, ее иногда называют одной из Титанид (Титанесса; редко используется английское множественное число «Титанки»), но, как и олимпийцев , ее обычно описывают более общим термином «богиня». ".
  2. В альтернативной версии мифа, упомянутой Псевдо-Аполлодором , Тифон был сыном Цефала , ещё одного любовника Эос, и отцом Фаэтона . [ 1 ]
  3. В гомеровском «Гимне Афродите » Тифон приводится в пример Анхису , другому троянскому принцу, позже похищенному Афродитой .
  4. ^ Сравните мифему в ее первоначальной, блаженной форме, в паре Селены и Эндимиона , мифа, также связанного с Малой Азией. Питер Уолкот считает Титона «корректирующим» примером мифа о Ганимеде: «пример Ганимеда обещает слишком много и может обмануть Анхиса, заставив его ожидать слишком многого, даже вечного бессмертия». («Гомеровский «Гимн» Афродите: литературная оценка» в Греции и Риме , 2-я серия, том 38, часть 2 (октябрь 1991 г.), стр. 137–155, стр. 149.)
  5. По одной из версий, Зевс решил, что хочет себе прекрасного юношу Ганимеда; чтобы отплатить Эос, он пообещал исполнить одно желание.
  6. В некоторых вариантах Эос намеренно превращает Тифона в сверчка или цикаду.
  7. ^ Первое современное издание полного стихотворения было опубликовано в двух разделах Майклом Гроневальдом и Робертом В. Дэниелом в Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik vol. 147, стр. 1–8 и том. 149, стр. 1–4 (2004); английский перевод Мартина Уэста напечатан в Times Literary Supplement от 21 или 24 июня 2005 г. Правая половина этого стихотворения ранее была найдена во фрагменте 58 LP. Полностью отреставрированную версию можно найти в ML West, «The New Sappho», в Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik , vol. 151, стр. 1–9 (2005).
  8. ^ Как на одном из музеев Ватикана , Museo Gregoriano Etrusco, акк. нет. 12241
  1. ^ Псевдо-Аполлодор, Библиотека , 3.14.3.
  2. ^ Цец на Ликофроне , Александра 941
  3. ^ Грейвс, Роберт (2017). Греческие мифы - Полное и окончательное издание . Пингвин Букс Лимитед. п. 150. ИСБН  9780241983386 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Гомеровский гимн Афродите , 218 и сл .
  5. Гомер , Одиссея 5.1 : «И теперь, когда Заря поднялась со своего ложа рядом с Титоносом — предвестником света как для смертных, так и для бессмертных». Пер. Сэмюэл Батлер .
  6. ^ Гомеровский гимн Афродите , 218–238.
  7. ^ Перейти обратно: а б Хард, Робин, Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004, ISBN   9780415186360 , с. 47 .
  8. ^ Кейтли, с. 63 ; Суда , св «Старик Тифон» .
  9. ^ Цагалис и Маркантонатос, с. 297
  10. ^ Проперций , Элегии 2.18б.
  11. ^ Классическая библиотека Леба , Гомеровские гимны, гомеровские апокрифы, Жизнеописания Гомера , 2003, с. 177, примечание 48
  12. ^ См. примечание Фрейзера об Аполлодоре 3.12.4.
  13. ^ «Цикада» . Сидней Морнинг Геральд . Национальная библиотека Австралии. 21 января 1928 г. с. 21 . Проверено 7 июня 2013 г.
  14. ^ Квинт Смирней, Падение Трои , ii. 495.
  15. ^ Диодор Сицилийский, книга 4.75, книга 2.22.
  16. ^ Мэрилин Ю. Голдберг, «Эос и Кефал из Цере: предмет и дата», в American Journal of Archeology, том. 91, ч. 4, стр. 605–614, рис. 2 (октябрь 1987 г.).
  17. ^ «Викторианская паутина: «Тифон» Альфреда Теннисона » . Проверено 2 сентября 2006 г.
  18. ^ Столлингс, А.Е. (1 ноября 1999 г.). Архаичная улыбка: Стихи . Университет Эвансвилля Pr. ISBN  0930982525 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d434aa1813e3582e5dcc8b637532f22__1724282820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/22/9d434aa1813e3582e5dcc8b637532f22.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tithonus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)