арамейцы
Арамейцы , арамейцы ( древнеарамейский : 𐤀𐤓𐤌𐤉𐤀 , арамейский ; иврит : אֲרַמִּים ; древнегреческий : Ἀραμαῖοyye , ocracy или классический [ 1 ] Сирийское произношение : [ʔɑːrɑːˈmɑːje] ), были племенем [ 2 ] семитские люди [ 3 ] [ 4 ] на древнем Ближнем Востоке , впервые документировано в исторических источниках конца 12 века до н.э. Их родина, часто называемая землей Арама , изначально охватывала центральные районы современной Сирии . [ 5 ]
Арамейцы никогда не были единой нацией или группой; скорее, Арам был регионом с местными центрами власти, разбросанными по всему Леванту . Это делает практически невозможным создание целостной этнической категории «арамейцев», основанной на экстралингвистических маркерах идентичности, таких как материальная культура, образ жизни или религия. [ 6 ] [ 7 ] народ Арама назывался «арамейцами». В ассирийских текстах [ 8 ] и в еврейской Библии [ 9 ] , но термины «арамейский» и «арам» никогда не использовались более поздними арамейскими династами для обозначения себя или своей страны, за исключением царя Арама-Дамаска, поскольку его царство также называлось Арам. [ 10 ] «Арамейцы» — это всего лишь название географического термина «арам», данного жителям Сирии в первом тысячелетии до нашей эры. [ 11 ] [ 12 ] Арамейские племенные группы идентифицировались по фамилиям, которые часто начинались с семитского префикса Бит , означающего «дом», например «Бит Адини». На это соглашение об именах повлияла система письма, используемая прибрежными финикийцами . Имя каждого племени обозначало дом или родовую линию, к которой оно принадлежало. [ 13 ] [ 14 ] Термин «Арам» иногда относился только к части, а иногда и ко всему сирийскому региону в период железного века . Понятие «Все Арамы» ( ʿАрам Куллох ) и коллективная арамейская идентичность возникли в середине VIII века до нашей эры. В этот период различные арамейские вождества и государства, особенно в регионах, называемых «Верхний и Нижний Арам», сформировали союзы, которые укрепили их общую идентичность. Эта коллективная идентичность, известная как «Все арамейцы», упоминается в исторических источниках, таких как Сефирские договоры , что предполагает определенную степень политического и культурного единства между этими арамейскими государствами. Эта коалиция сыграла роль в их противостоянии расширяющейся Ассирийской империи . [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
В начале 1-го тысячелетия до нашей эры ряд городов-государств возник на древнем Ближнем Востоке под управлением арамеев . Самым известным был Арам-Дамаск , расположенный на территории современной Сирии, который достиг своего расцвета во второй половине 9-го века до нашей эры во время правления царя Азаила . В восьмом веке до нашей эры местные арамейские города-государства были постепенно завоеваны Неоассирийской империей . Политика перемещения и переселения населения, которая применялась во всех ассирийских владениях, также затронула арамейцев, многие из которых были переселены ассирийскими властями. Это привело к более широкому расселению арамейских общин по различным регионам Ближнего Востока, а также расширился ареал арамейского языка . Он приобрел значение и в конечном итоге стал общим языком общественной жизни и управления, особенно в периоды Нововавилонской империи (612–539 гг. До н.э.) и более поздней империи Ахеменидов (539–330 гг. до н.э.).
был разработан особый арамейский алфавит Для написания древнеарамейского языка . [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] В результате языковой арамизации во всех центральных районах Ближнего Востока образовался более широкий арамейскоязычный ареал, выходящий за пределы арамейских этнических общин. В течение более позднего эллинистического и римского периодов возникли небольшие государства, говорящие на арамейском языке, наиболее известным из которых был Осроен с центром в Эдессе , родине эдесского арамейского языка, который позже стал известен как классический сирийский язык . [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]
До принятия христианства арамейскоязычные общины подверглись значительной эллинизации и романизации на Ближнем Востоке . [ 24 ] Таким образом, их интеграция в грекоязычный мир началась задолго до утверждения христианства. [ 25 ] называли сирийцами Некоторые ученые предполагают, что арамеев, принявших христианство, греки . [ 26 ] За ранними мусульманскими завоеваниями в VII веке последовала исламизация и постепенная арабизация арамейскоязычных общин по всему Ближнему Востоку. В конечном итоге это привело к их фрагментации и аккультурации . [ 27 ] Сегодня их культурное и языковое наследие продолжает признаваться некоторыми сирийско-христианскими или неоарамейскими говорящими группами, такими как марониты и арамейские жители Маалюлы и Джуббадина недалеко от Дамаска в Сирии. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
История
Происхождение
Топоним восточно А-ра-му появляется в надписи -семитского царства Эбла, в которой перечислены географические названия, а термин Арми , эблаитский термин для обозначения близлежащего Идлиба , часто встречается в табличках Эбла (ок. 2300 г. до н.э.). В одной из анналов Нарам-Сина из Аккада (ок. 2250 г. до н. э.) упоминается, что он захватил «Дубула, энси - А раме » ( Араме, по-видимому, является формой родительного падежа ), в ходе кампании против Симуррума в северные горы. [ 32 ] Другие ранние упоминания о месте или людях «Арама» появились в архивах Мари (ок. 1900 г. до н. э.) и Угарита (ок. 1300 г. до н. э.). Нет единого мнения о происхождении и значении слова «Арам», одно из наиболее распространенных предположений состоит в том, что оно происходит от семитского корня rwm , «быть высоким». В более новых предложениях это слово интерпретируется как ломаное множественное число, означающее «белые антилопы» или «белые быки». [ 33 ] Однако нет никаких исторических, археологических или лингвистических свидетельств того, что раннее использование терминов Араму , Арми или Араме на самом деле относилось к арамейцам; таким образом, считается, что изначально это был топоним без какой-либо этнической коннотации. [ 11 ] Самое раннее бесспорное историческое свидетельство об арамейцах как о народе появляется намного позже, в надписях Тиглатпаласара I (ок. 1100 г. до н. э.). [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]
Кочевые скотоводы уже давно играют заметную роль в истории и экономике Ближнего Востока , но их численность, похоже, варьируется в зависимости от климатических условий и силы соседних государств, стимулирующих постоянное заселение. Период позднего бронзового века , по-видимому, совпал с усилением засушливости, которая ослабила соседние государства и побудила скотоводов, занимающихся отгонным животноводством, проводить все больше и больше времени со своими стадами. Городские поселения (до сих пор в основном населенные амореями , ханааитами , хеттами и угаритами ) в Леванте уменьшались в размерах, пока в конечном итоге полностью кочевой скотоводческий образ жизни не стал доминировать на большей части региона. Высокомобильные, конкурентоспособные соплеменники своими внезапными набегами постоянно угрожали торговле на дальние расстояния и мешали сбору налогов и дани.
Народом, который долгое время был выдающимся населением на территории нынешней Сирии (называемой Землей Амурру во время их правления), были аморреи , народ, говорящий на северо-западном семитском языке, который появился в 25 веке до нашей эры и уничтожил до сих пор доминирующую восточно-семитскую систему. -говорящее государство Эбла основало могущественное государство Мари в Леванте, а в 19 веке до нашей эры также Вавилонию в южной Месопотамии. Однако они, похоже, были вытеснены или полностью поглощены появлением народа Ахламу в 13 веке до нашей эры и исчезли из истории. Ахламу, по-видимому, является общим термином для семитских странников и кочевников различного происхождения , которые появились в 13 веке до нашей эры на древнем Ближнем Востоке , на Аравийском полуострове , в Малой Азии и Египте .
Арамейцы, по-видимому, являются частью более крупной родовой группы Ахламу, а не синонимом Ахламу. [ 37 ] Присутствие Ахламу засвидетельствовано во времена Среднеассирийской империи (1365–1020 гг. до н.э.), которая уже управляла многими землями, на которых возникли Ахламу, в вавилонском городе Ниппур и даже в Дилмуне (ныне Бахрейн ). Салманасар I (1274–1245 гг. до н. э.) записан как победитель Шаттуары , царя Митанни , и его наемников -хеттов и ахламу. В следующем столетии Ахламу перерезали дорогу из Вавилона в Хаттусас . Кроме того, Тукульти-Нинурта I (1244–1208 гг. до н.э.) завоевал Мари , Ханигальбат и Рапикум на Евфрате и «гору Ахламу», очевидно, регион Джебель-Бишри на севере Сирии.
Арамейские государства

Появление арамейцев произошло во время распада бронзового века (1200–900 гг. до н. э.), который стал свидетелем великих потрясений и массовых перемещений народов по Ближнему Востоку , Малой Азии , Кавказу , Восточному Средиземноморью , Северной Африке , Древнему Ирану , Древней Греции. и на Балканах и привели к возникновению новых народов и государств в этих регионах.
Среднеассирийская империя (1365–1050 гг. до н. э.), которая доминировала на Ближнем Востоке и в Малой Азии с первой половины 14 века до н. э., начала быстро сокращаться после смерти Ашур-бел-кала , ее последнего великого правителя в 1056 году. до нашей эры. Уход ассирийцев позволил арамейцам и другим народам обрести независимость и взять под твердый контроль территорию, которая тогда называлась Эбер-Нари (ныне Сирия) в конце 11 века до нашей эры.
В число крупных городов-государств, говорящих на арамейском языке, входили Арам-Дамаск , [ 38 ] [ 39 ] Хамат , [ 40 ] [ 41 ] Бет-Адини , [ 42 ] [ 43 ] Бет-Багян , [ 44 ] Бит-Хадипе , Арам-Бет Рехоб , [ 45 ] Арам-Зоба , Бет-Замани , [ 46 ] Бет Халуп , [ 47 ] и Арам-Маака , а также арамейские племенные государства Гамбулу , Литау и Пукуду . [ 48 ] Аккерманс и Шварц отмечали, что при оценке лувийских и арамейских государств в древней Сирии имеющиеся сведения об этническом составе региональных государств в древней Сирии касаются прежде всего правителей, поэтому этнолингвистическая ситуация большинства населения государств неясна. Более того, они означают, что в материальной культуре нет различий между государствами, в которых доминируют лувийцы или арамейцы. [ 49 ]
Более поздние библейские источники сообщают, что Саул , Давид и Соломон (конец 11-10 веков) воевали против небольших арамейских государств, расположенных вдоль северной границы Израиля: Арам-Сова в Бекаа , Арам-Бет-Рехов ( Рехов ) и Арам-Ма. аках вокруг горы Хермон , Гешура в Хауране и Арама-Дамаска. , датируемая по меньшей мере двумя столетиями позже, Стела Тель-Дан была обнаружена на севере Израиля и известна тем, что, возможно, является самым ранним неизраильским внебиблейским историческим упоминанием израильской царской династии, Дома Давида . Согласно Библейской Книге Судей , в начале 11 века до нашей эры большая часть Израиля находилась под иностранным правлением в течение восьми лет, пока Отниил не победил силы, возглавляемые Кушан-Ришафаимом , который в Библии назван правителем Арам-Нахараима . [ 50 ]
Дальше на север арамейцы овладели постхеттским Хаматом на реке Оронт и вскоре стали достаточно сильными, чтобы отделиться от индоевропейскоязычных постхеттских государств .
Арамеи вместе с идумеянами и аммонитянами напали на Израиль в начале 11 века до нашей эры, но потерпели поражение. Тем временем арамейцы двинулись на восток от Евфрата и в Вавилонию, где арамейский узурпатор был коронован царем Вавилона под именем Адад-апал-иддин. [ 51 ]
В течение 11-го и 10-го веков до нашей эры арамейцы завоевали Самаль (современный Зенджирли), также известный как Яуди , регион от Арпада до Алеппо , и переименовали его в Бит-Агуши . [ 52 ] Они также завоевали Тил Барсип , который стал главным городом Бит-Адини , также известного как Бет Эдем. К северу от Самаля находилось арамейское государство Бит-Габбари , которое было зажато между постхеттскими государствами Каркемиш , Гургум , Хаттина , Унки и грузинским государством. [ нужна ссылка ] штат Табал .
Одним из первых полунезависимых царств в северной Месопотамии было Бит-Бахиани ( Телль-Халаф ).
Под неоассирийским правлением


Первое определенное упоминание об арамейцах появляется в ассирийской надписи Тиглатпаласара I (1115–1077 гг. До н.э.), в которой говорится о подчинении «ахламу-арамейцев» ( Ахламе Армайя ). Вскоре после этого ахламу исчезают из ассирийских летописей и заменяются арамейцами ( Араму, Арими ). Это указывает на то, что арамейцы стали доминировать среди кочевников. Среди ученых отношения между ахламе и арамейцами остаются предметом предположений. [ 53 ] К концу XII века до нашей эры арамейцы прочно обосновались в Сирии ; однако они были завоеваны Среднеассирийской империей , как и до них амореи и Ахламу .
Ассирийские анналы конца Среднеассирийской империи ок. 1050 г. до н. э. и возникновение Неоассирийской империи в 911 г. до н. э. содержат многочисленные описания битв между арамейцами и ассирийской армией. [ 48 ] Ассирийцы неоднократно совершали набеги на арамейские земли, в Вавилонию, Древний Иран, Элам, Малую Азию и даже в Средиземное море , чтобы сохранить открытыми торговые пути. Арамейские города-государства, как и большая часть Ближнего Востока и Малой Азии, были порабощены Неоассирийской империей (911–605 гг. до н.э.) во время правления Адад-нирари II в 911 г. до н.э., который очистил арамейцев и другие племенные народы от границы Ассирии и стали расширяться во всех направлениях (см. Ассирийское завоевание Арама ). Процесс продолжили Ашурнасирпал II и его сын Салманасар III , уничтожившие многие мелкие арамейские племена и отвоевавшие арамейские земли для ассирийцев. В 732 году до нашей эры Арам-Дамаск пал и был завоеван ассирийским царем Тиглатпаласаром III . Ассирийцы назвали свои арамейские колонии Эбер-Нари, но по-прежнему использовали термин «арамейцы» для описания многих своих народов. Ассирийцы провели насильственную депортацию сотен тысяч арамеев как в Ассирию, так и в Вавилонию, где уже существовало переселенческое население. [ 54 ] И наоборот, арамейский язык был принят в качестве лингва-франка Неоассирийской империи в 8 веке до нашей эры, и коренные ассирийцы и вавилоняне начали постепенно переходить к арамейскому языку как наиболее распространенному языку общественной жизни и управления.
Неоассирийская империя погрузилась в серию жестоких внутренних войн с 626 г. до н.э., которые значительно ее ослабили. Это позволило коалиции многих бывших подвластных ей народов ( вавилонян , халдеев , мидян , персов , парфян , скифов , сагартов и киммерийцев ) напасть на Ассирию в 616 г. до н. э., разграбить Ниневию в 612 г. до н. э. и, наконец, победить ее между 605 и 599 гг. до н. э. [ 55 ] Во время войны против Ассирии орды конных скифов и киммерийских грабителей опустошали Левант и вплоть до Египта.
В результате миграционных процессов различные арамейские группы расселились по всему Древнему Ближнему Востоку , и их присутствие зафиксировано в регионах Ассирии , [ 56 ] Вавилония , [ 57 ] Анатолия , [ 58 ] Финикия , [ 59 ] Палестина , [ 60 ] Египет [ 61 ] и Северная Аравия . [ 62 ]
Переселения населения , проводившиеся во времена Неоассирийской империи и сопровождавшиеся постепенной лингвистической арамизацией неарамейского населения, создали специфическую ситуацию в регионах собственно Ассирии среди древних ассирийцев , которые первоначально говорили на древнем ассирийском языке , диалекте аккадского, но позже принял арамейский язык. [ 63 ]
Нововавилонская империя
Эбер-Нари тогда управлялась последующей Нововавилонской империей (612–539 гг. До н. э.), которую первоначально возглавляла недолговечная халдейская династия. Арамейские регионы стали полем битвы между вавилонянами и 26-й династией Египта , , которую ассирийцы сделали вассалами после того, как они победили и изгнали предыдущую нубийцами управляемую 25-ю династию . Египтяне, вошедшие в этот регион в запоздалой попытке помочь своим бывшим ассирийским хозяевам, воевали в этом регионе с вавилонянами, первоначально с помощью остатков ассирийской армии, в течение десятилетий, прежде чем были окончательно побеждены.
Вавилоняне оставались хозяевами арамейских земель только до 539 г. до н.э., когда персидская империя Ахеменидов свергла Набонида , последнего царя Вавилона ассирийского происхождения, который сам сверг халдейскую династию в 556 г. до н.э.
Под властью Ахеменидов и эллинизма
Позже арамейцы были завоеваны империей Ахеменидов (539–332 гг. До н.э.). Однако мало что изменилось по сравнению с неоассирийскими и нововавилонскими временами, поскольку персы, считая себя преемниками предыдущих империй, сохраняли имперский арамейский язык в качестве основного языка общественной жизни и управления. [ 64 ] [ 65 ] название Эбер Нари Административные структуры провинций также остались прежними, и к региону по-прежнему относилось .
Завоевания Александра Македонского (336–323 гг. до н. э.) ознаменовали начало новой эры в истории всего Ближнего Востока, включая регионы, населенные арамейцами. К концу 4 века до н.э. два недавно созданных эллинистических государства стали основными претендентами на региональное господство: Империя Селевкидов (305–64 гг. До н.э.) и Империя Птолемеев (305–30 гг. до н.э.). С более ранних времен древние греки обычно использовали «сирийские» ярлыки для обозначения арамеев и земель-наследников, но именно в эллинистический (Селевкид-Птолемеевский) период термин «Сирия» был окончательно определен для обозначения регионов к западу от Евфрата . в отличие от термина « Ассирия », которым обозначались регионы дальше на восток. [ 66 ] [ 67 ]
В III веке до нашей эры различные повествования, связанные с историей более ранних арамейских государств, стали доступны более широкой аудитории после перевода еврейской Библии на греческий язык . известный как Септуагинта Перевод, , был создан в Александрии , столице птолемеевского Египта , которая была важнейшим городом эллинистического мира и была одним из главных центров эллинизации . Под влиянием греческой терминологии, [ 68 ] переводчики решили перенять древнегреческий обычай использовать «сирийские» ярлыки для обозначения арамейцев и их земель и тем самым отказаться от эндонимических (родных) терминов, которые использовались в еврейской Библии. В греческом переводе ( Септуагинта ) регион Арама обычно назывался «Сирией», а арамейцы назывались «сирийцами». [ 69 ] Размышляя о традиционном влиянии греческой терминологии на английские переводы Септуагинты , американский востоковед Роберт В. Роджерс отметил в 1921 году, что, к сожалению, это изменение коснулось и более поздних английских версий. [ 70 ] В греческих источниках два писателя особенно ясно высказались об арамейцах. Посидоний , родившийся в Апамее , по словам Страбона , писал: «Те люди, которых мы, греки, называем сириоями, называют себя арамаеями». [ 71 ] Далее Иосиф Флавий , родившийся в Иерусалиме , определил области «сыновей Арама» как Транхонит, Дамаск «на полпути между Палестиной и Келосирией», Армению, Бактрию и Месену вокруг Спасини Харакса. [ 71 ]
Наследие раннехристианского периода и арабского завоевания
Древние арамейцы жили в тесных отношениях с другими различными обществами региона. На протяжении большей части своей истории они находились под сильным влиянием клинописной культуры Месопотамии и прилегающих территорий. Двуязычные тексты на арамейском языке и ассирийском диалекте аккадского языка являются одними из самых ранних примеров арамейского письма. В западных регионах арамейские государства имели тесные контакты с Израилем, Финикией и северной Аравией . Финикийский бог Баалшамем даже был включен в арамейскую традицию. Выявление отдельных элементов арамейского наследия в более поздние времена является сложной задачей из-за разнообразия влияний на их культуру. Например, самые ранние сирийские юридические документы содержат юридические формулы, которые можно считать арамейскими, но их также можно интерпретировать как неоассирийские или нововавилонские . [ 72 ]
После установления римского правления в районе собственно Сирии (к западу от Евфрата ) в I веке до нашей эры арамейские земли стали пограничным регионом между двумя империями, Римской и Парфянской , а затем между их государствами-преемниками, Византийской и Сасанидской империями. В приграничных регионах также существовало несколько мелких государств, в первую очередь Осроенское королевство с центром в городе Эдесса , известном на арамейском языке как Урхай. [ 73 ] Однако ни в дохристианский, ни в христианский период нелегко проследить чисто арамейские элементы в эдесской культуре. [ 74 ]
В эпоху поздней античности и раннего средневековья древнегреческий обычай использовать сирийские ярлыки для арамейцев и их языка начал получать признание среди арамейскоязычной литературной и церковной элиты. Практика использования сирийских ярлыков для обозначения говорящих на арамейском языке и их языка была очень распространена среди древних греков, а под их влиянием эта практика стала распространена также среди римлян и византийцев. [ 75 ]
Процесс арабизации начался после арабского завоевания в VII веке. В религиозной сфере жизни христиане, говорящие на арамейском языке (например, мелькиты в Палестине), подверглись исламизации , что создало основу для постепенного принятия арабского языка не только как доминирующего языка исламской молитвы и богослужения, но и как общий язык. язык общественной и бытовой жизни. Принятие арабского языка стало основным сосудом постепенной арабизации арамейских общин на всем Ближнем Востоке и в конечном итоге привело к их фрагментации и аккультурации . Эти процессы затронули не только исламизированных арамейцев, говорящих на арамейском языке, но и некоторых из тех, кто остался христианами, что привело к созданию местных общин арабоязычных христиан сирийского христианского происхождения, которые говорили по-арабски в своей общественной и бытовой жизни, но продолжали принадлежать к церквям, которые использовали литургический Арамейский/сирийский язык. [ 76 ] [ 77 ]
В 10 веке Византийская империя постепенно отвоевала большую часть северной Сирии и верхней Месопотамии, включая города Мелитину (934 г.) и Антиохию (969 г.), и таким образом освободила местные арамейскоязычные христианские общины от мусульманского владычества. Византийцы отдавали предпочтение восточному православию, но руководству Антиохийского Восточно-православного патриархата удалось достичь соглашения с византийскими властями и таким образом обеспечить религиозную толерантность. [ 78 ] Византийцы распространили свое правление до Эдессы (1031 г.), но были вынуждены отступить из Сирии в течение 11 века и были оттеснены вновь прибывшими турками-сельджуками , захватившими Антиохию (1084 г.). Более позднее создание государств крестоносцев (1098 г.), Антиохийского княжества и графства Эдесса , создало новые проблемы для местных христиан, говорящих на арамейском языке, как восточно-православных, так и восточно-православных. [ 79 ]
Культура
Культура Сирии железного века представляет интерес для ученых, но ее никогда не называют просто «арамейской». Ученым трудно идентифицировать и выделить характерные арамейские элементы в культуре. Даже в Северной Сирии, где имеются более существенные доказательства, ученым по-прежнему трудно отличить подлинно арамейское от того, что заимствовано из других культур. несколько этнических групп, таких как лувийцы Широко распространенное мнение ученых до сих пор утверждает, что, поскольку в регионе взаимодействовало и арамейцы, возникла одна материальная культура со «смешанными» элементами. Материальная культура кажется настолько однородной, что «не обнаруживает четких различий между государствами, в которых доминируют лувийцы или арамейцы». [ 80 ]
Язык


Арамейцев в основном определяли по использованию ими западносемитского древнеарамейского языка (1100 г. до н.э. – 200 г. н.э.), который сначала был написан с использованием финикийского алфавита , но со временем модифицирован до специфически арамейского алфавита . Арамейский язык впервые появился в истории в первые века железного века , когда несколько недавно возникших вождеств решили использовать его в качестве письменного языка . Этот процесс совпал с переходом от слоговой клинописи к алфавитной культуре писцов и появлением нового стиля публичной эпиграфики , который ранее не встречался в Сирии и Палестине. Этот язык считается родственной ветвью идиомы, использовавшейся в бронзового века городе-государстве Угарите , с одной стороны, и ханаанском , который включает в себя языки, расположенные южнее по речевому ареалу, такие как иврит , финикийский и моавитянский , с другой стороны. другая рука. Все три ветви можно отнести к более общей рубрике северо-западных семитов и, таким образом, иметь общее происхождение. [ 81 ] Самые ранние прямые свидетельства арамейского языка, составленные между 10 и 8 веками до нашей эры, единогласно отнесены к термину « древнеарамейский ». Ранние сочинения демонстрируют разнообразие и предвосхищают огромное лингвистическое разнообразие внутри арамейской языковой группы. Несмотря на вариативность, их связывают общие литературные формы и шаблонные выражения. [ 82 ]
Еще в VIII веке до нашей эры арамейский язык конкурировал с восточно-семитским аккадским языком и письменностью в Ассирии и Вавилонии , а затем распространился по всему Ближнему Востоку в различных диалектах. Примерно к 800 году до нашей эры арамейский язык стал лингва-франка Неоассирийской империи , которая в период Ахеменидов продолжала существовать как имперский арамейский язык . он был маргинализирован греческим языком Хотя в эллинистический период , арамейский язык в его различных диалектах оставался неоспоримым в качестве общего языка всех семитских народов региона до завоевания арабами исламского Месопотамии в 7 веке нашей эры, когда этот язык постепенно вытеснялся арабский .
Народные диалекты восточно-старого арамейского языка, на которых говорили во времена неоассирийской , нововавилонской и персидской империй Ахеменидов, превратились в различные восточно-среднеарамейские диалекты. Среди них были арамейские диалекты древнего региона Осроэн , один из которых позже стал литургическим языком сирийского христианства . В первые века нашей эры христианская Библия была переведена на арамейский язык, а к IV веку местный арамейский диалект Эдессы ( сирийский : Urhay ) превратился в литературный язык, известный как эдесский арамейский (сирийский: Urhaya ). [ 83 ] [ 84 ] Поскольку эдесский арамейский ( урхайя ) был основным литургическим языком арамейского христианства, [ 85 ] [ 86 ] [ 87 ] он также стал известен как эдесский сирийский язык , а позже был определен западными учеными как классический сирийский язык . Это заложило основу для термина сирийское христианство . [ 88 ] [ 89 ] [ 90 ] В восточно-православных патриархатах доминировали греческий епископат и греческие языковые и культурные традиции. Использование арамейского языка в литургической и литературной жизни среди мелькитов еврейского . происхождения сохранялось на протяжении всего Средневековья [ 27 ] до 14 века, [ 91 ] примером этого является использование особого регионального диалекта, известного как христианский палестинский арамейский или палестинский сирийский в палестинском регионе , Трансиордании и на Синае . [ 92 ]
Потомки неоарамейских языков восточно -арамейской ветви продолжают служить разговорными и письменными языками ассирийцев , мандеев и евреев -мизрахи . Эти языки в основном встречаются в Ираке , северо-западном Иране , юго-восточной Турции и северо-восточной Сирии и, в меньшей степени, в общинах мигрантов в Армении , Грузии, России , Ливане , Израиле , Иордании и Азербайджане , а также в общинах ассирийской диаспоры в Запад, особенно в США , Канаде , Великобритании , Швеции , Австралии и Германии .
На западном неоарамейском языке , единственной сохранившейся современной разновидности западной ветви, сейчас говорят мусульмане и христиане исключительно в Маалуле и Джуббадине в горах Каламун на юго-западе Сирии.
В период раннего Нового времени среди западных ученых началось изучение арамейского языка, как древнего, так и современного. Это привело к формированию арамейских исследований как более широкой междисциплинарной области, охватывающей изучение культурного и исторического наследия арамейского языка. Лингвистические и исторические аспекты изучения арамейского языка получили дальнейшее развитие с 19 века благодаря археологическим раскопкам древних памятников на Ближнем Востоке . [ 93 ] [ 94 ] [ 95 ]
Религия
Все, что известно о религии арамейских групп, получено из раскопанных предметов и храмов, а также из арамейских литературных источников, а также из названий, которые они имели. В их религии не было какого-либо конкретного божества, которое можно было бы назвать арамейским богом или богиней. [ 96 ] Из их надписей и названий следует, что арамеи поклонялись ханаанским и месопотамским богам, таким как Хадад , Син , Иштар (которую они называли Астартой ), Шамаш , Таммуз , Бел и Нергал , а также ханааитско - финекийским божествам, таким как бог бури, Эль , верховное божество Ханаана, помимо Анат (Атта) и других. [ нужна ссылка ]
Арамейцы, жившие за пределами своей родины, очевидно, следовали традициям стран, в которых они поселились. царь Дамаска Например, нанимал финикийских скульпторов и резчиков по слоновой кости. В Телль-Халаф-Гузане, дворце Капары , арамейского правителя (9 век до н.э.), был украшен ортостатами и статуями, отражающими смесь месопотамских , хеттских и хурритских влияний.
Наследие

Наследие древних арамейцев вызвало особый интерес для ученых в период раннего Нового времени и привело к возникновению арамейских исследований как особой области, посвященной изучению арамейского языка. [ 93 ] К XIX веку был сформулирован арамейский вопрос и предложено несколько научных тезисов, касающихся развития языка и истории арамеев. [ 97 ]
В наше время арамейскую идентичность поддерживают в основном ряд сирийских христиан из юго-восточной Турции и некоторых частей Сирии , в диаспоре , особенно в Германии и Швеции . [ 98 ] [ 99 ] В 2014 году Израиль официально признал арамейцев особым меньшинством. [ 100 ] Вопросы, связанные с меньшинств в некоторых других странах, также были привлечены к международному вниманию. правами арамейских [ 101 ] [ 102 ]
См. также
- Арамейские цари
- Арамеи в Израиле
- Израильско-арамейская война
- Луви-арамейские государства
- марониты
- Маллами
- Паддан Арам
Ссылки
- ^ Оксфордский словарь поздней античности . п. 234. ИСБН 9780192562463 .
- ^ Саргон II, царь Ассирии . п. 179. ИСБН 9780884142232 .
Происхождение арамейских племенных групп в этой области до сих пор остается неясным, несмотря на несколько выдвинутых гипотез. Арамейские племенные группы засвидетельствованы, по крайней мере, с одиннадцатого века как новые захватчики стратегических территорий в Джезире, северной Месопотамии и сирийской степи.
- ^ Древние ассирийцы . п. 13. ISBN 9781472848079 .
- ^ Древний Египет и Ближний Восток . п. 140. ИСБН 9780761499572 .
- ^ Исследования арамейских юридических папирусов из Элефантины . ISBN 9789004294233 .
Распространение арамейского языка с его родины, Сирии, во многом произошло в результате миграции и экспансии арамейцев, чему способствовала неоассирийская политика депортации, действовавшая в период с 9 по 7 века. Эти факторы привели к так называемой арамаизации Ассирии и Вавилонии — процессу, который набрал силу в последние дни существования Ассирийской империи.
- ^ Доак 2020 , с. 51:Однако с самого начала мы должны прояснить: арамейцы фактически никогда не были единой нацией или группой; скорее, Арам представлял собой регион с местными центрами власти, разбросанными по всей современной Сирии, Иордании и Ливану, в крупных городах, таких как Дамаск и Хамат.
- ^ Гзелла 2017 , с. 23: Тем не менее, сложно, если не невозможно, установить целостную этническую категорию «арамейцы» на основе экстралингвистических маркеров идентичности, таких как материальная культура, образ жизни (включая кухню) или религия и другие основные культурные традиции.
- ^ Ян Душек; Яна Минарова. Арамейские границы . Брилл. п. 82. ИСБН 9789004398535 .
Тиглатпаласар III заявил: 13 [Из] тех [Ара]значений, которых я депортировал, [я раздал] (и) поселил [...тысячу в провинцию] Туртану, 10 000 (в) провинцию дворца глашатай, [...] тысяча (в) провинцию главного виночерпия, ... тысяча (в) провинцию земли] Барха(л)зи, (и) 5000 (в) провинцию земли Мазамуа .
- ^ Томас V Бриско. Библейский атлас Холмана . ISBN 9781433670312 .
Культурная самобытность Сирии исторически менялась; но, по крайней мере, с начала железного века (около 1200 г. до н.э.) арамейцы все больше доминировали в регионе. Арамейские царства, такие как Арам-Дамаск, Арам-Цоба и Емаф, неоднократно упоминаются в библейских записях.
- ^ Герберт Ньер. Арамейцы в Древней Сирии . Брилл. п. 15. ISBN 9789004229433 .
В этом контексте интересно отметить, что более поздние арамейские династии никогда не называли себя арамейцами или свою страну Арамом, за исключением царя Арама-Дамаска, поскольку его царство также называлось Арамом.
- ^ Jump up to: а б Берледжунг 2014 , стр. 339.
- ^ Герберт Ньер. Арамейцы в Древней Сирии . Брилл. п. 16. ISBN 9789004229433 .
Итак, Арам - это географический термин, который относится то к части, то ко всей сирийской территории в железном веке, отсюда и название «арамейцы», данное жителям Сирии в 1-м тысячелетии до нашей эры.
- ^ Соседи Древнего Израиля . стр. 54–55. ISBN 9780190690618 .
Группы членов семьи жили рядом друг с другом, и социальная структура, вероятно, была ориентирована на идентичность первичной мужской фигуры в семье («патриархальная») и, возможно, даже восходила к какому-то местному племенному предку, в честь которого группа была названа ( например, Бит Адини, Бит-Агуси, Бит-Габбари, Бит-Хазаили, семитское слово «Бит» означает «Дом», за которым следует имя основателя). Большинство ученых, изучающих арамейцев, говорят об их происхождении как о «племенах» и племенных вождях, которые воспользовались политической нестабильностью в регионе в определенные периоды времени для расширения своей территории.
- ^ История Сирии в ста местах . п. 5. ISBN 9781784913823 .
Каждая арамейская племенная группа называлась фамилией «Бит» (дом) в соответствии с прибрежной финикийской системой письма. Наиболее важные арамейские королевства были основаны в Халафе (Королевство Гузана - Королевство Бит-Бахиани), Ахмаре (Королевство Бит-Адини), Дамаске (Королевство Арама Дамаска) и к северу от Алеппо (Королевство Бит-Адини). Агуши).
- ^ Стивен Гросби . Библейские идеи национальности . стр. 150–151. ISBN 9781575060651 .
Определитель «все» в слове «все арамы» явно имеет определенное социологическое значение; это подразумевает определенный вид коллективного единства. Сразу вспоминается девтерономическое использование слова «все» во «всем Израиле (коль Исраэль) от Дана до Беэр-Шевы».
- ^ Дж. Брайан Пекхэм . Финикия . ISBN 9781646021222 .
К середине века сирийские вождества посредством системы союзов подтвердили свою арамейскую идентичность как «Всеарамейский», состоящий из государств «Верхнего и Нижнего Арама», и вместе бросили вызов Ассирийской империи70.
- ^ Нация и империя как две тенденции политической организации в Леванте железного века . Брилл. п. 117. ИСБН 9789004685581 .
Несомненно то, что никакого единого панарамейского национального государства никогда не существовало, однако очевидно, что «Арам» служил общим маркером идентичности и (само)наименованием, хотя, возможно, и с разными значениями (например, как регион, как собирательное существительное для народ или другое название государства, сосредоточенного в Дамаске). Кроме того, краткий анализ списков партнеров по договору, а также географическое описание в Сефирских договорах, по-видимому, позволяет предположить, что «все арамы» могут указывать на самый высокий уровень идентичности среди различных арамейских политий, над племенем, городом-государством. и отдельные правящие семьи, даже если не все арамейские носители, все арамейские племена или государства были включены в этот «всеарамейский». 119 Эта фраза, скорее всего, относится к группе государств, которые имели общие арамейские культурные и социальные черты, возможно, все они имели арамейские племенные структуры внутри страны в дополнение к использованию разновидностей арамейского языка, которые решили выбрать арамейский язык в качестве общего знаменателя в этом контекст. 120 Насколько всеобъемлющей или исключительной является эта фраза на самом деле, судить невозможно. Наконец, хотя природа арамейской идентичности во многом является культурной и, возможно, этнической, присутствие политических элементов также вероятно. Хотя единое арамейское государство, предложенное Б. Мазаром (1962), может быть не вполне жизнеспособным, тот факт, что «весь арам», с Арпадом в качестве его представителя, может выступать в качестве стороны в международных договорах, указывает на то, что арамейцы поскольку культурное сообщество могло участвовать в совместных политических действиях, по крайней мере, концептуально.
- ^ Липинский 2000 , стр. 25–54, 347–407.
- ^ Гзелла 2015 , с. 16–45, 53–103.
- ^ Младший 2016 , с. 109–220, 549–654.
- ^ Липинский 2000 , стр. 409-489.
- ^ Гзелла 2015 , с. 104-211.
- ^ Младший 2016 , с. 655-740.
- ^ Хили 2019 , с. 443.
- ^ Хили 2019 , с. 444.
- ^ Витаковски 1987 , с. 76: Со времени христианизации арамейцев, принявших новую религию, называли сирийцами — именем греческого происхождения, которое они в конечном итоге приняли сами.
- ^ Jump up to: а б Гриффит 1997 , с. 11–31.
- ^ Сирийская идентичность в греко-римском мире . п. 17. ISBN 9781107244566 .
По мере того как греческое политическое движение стало подкатегорией для более широкой группы сирийцев, сеть греческих равных государств Сирии и, в более широком смысле, римско-имперский сирийский этнос сохраняли когнитивную и перформативную общность, даже если они не всегда пользовались политической солидарностью или участвовали в единая массовая акция. Внутри него как этнические греки, так и этнические сирийцы, говорящие по-гречески или по-арамейски, считали древних (ас)сирийцев/арамейцев одними из основателей своего этноса (если не этнических предков), но их исторические повествования часто основывались на греческих влияниях и категориях. В этом смысле сирийцы эпохи римской империи и даже ассирийцы или арамейцы за пределами границы постулировали связи с различными древнегреческими или сирийскими «основателями», независимо от этнического происхождения или без него.
- ^ Марониты в истории . п. 177.
Ламменс утверждает, что аль-Баладури назвал этих маронитов аль-Анбат, чтобы указать на их арамейское (сирийское) происхождение.
- ^ Журнал трудов Института Виктории или Философского общества Великобритании . Институт Виктории. п. 51.
Единственными оставшимися людьми, которых можно считать прямыми потомками арамейской расы, являются друзы и марониты .
- ^ Ашер Кауфман. Возрождение Финикии .
Сегодня сирийцы, продолжил Зайдан, делятся по своему происхождению на две группы: мусульман и христиан. Большинство мусульман – арабы. Что касается христиан, то большинство из них являются потомками арамеев, арабов и греков. Арамеи были коренными жителями этой земли, затем пришли греки с запада, а затем арабы, гасани, пришедшие из Хаурана во внутренних районах. Короче говоря, сирийцы-христиане не являются арабами по генеалогии, даже если в их жилах течет немного арабской крови. Однако их считают арабами, потому что они говорят по-арабски, производят потомство на арабской земле и живут в соответствии с арабской моралью. Таким образом, Сирия стала арабской страной после исламской оккупации.
- ^ Липинский 2000 , стр. 26-40.
- ^ Садер 2010 , с. 277.
- ^ Липинский 2000 , стр. 25–27.
- ^ Гзелла 2015 , с. 56.
- ^ Младший 2016 , с. 35-108.
- ^ Марк Ван Де Миеруп (2009). Восточное Средиземноморье в эпоху Рамсеса II . Джон Уайли и сыновья. п. 63. ИСБН 9781444332209 .
- ^ Липинский 2000 , стр. 347.
- ^ Младший 2016 , с. 549-654.
- ^ Липинский 2000 , стр. 249.
- ^ Младший 2016 , с. 425-500.
- ^ Липинский 2000 , стр. 163.
- ^ Младший 2016 , с. 307-372.
- ^ Липинский 2000 , стр. 119.
- ^ Липинский 2000 , стр. 319.
- ^ Липинский 2000 , стр. 135.
- ^ Липинский 2000 , стр. 78.
- ^ Jump up to: а б Младший 2016 года .
- ^ Аккерман и Шварц 2003 , с. 367.
- ^ Биллингтон 2005 , с. 117–132.
- ^ «Арамейцы (народ)» . Британская энциклопедия.
- ^ Младший 2016 , с. 501-548.
- ^ «Ахламе» . Британская энциклопедия .
- ^ Желание 2013 , с. 247-260.
- ^ Саггс 1984 , с. 290: «Разрушение Ассирийской империи не уничтожило ее население. Они были преимущественно крестьянами-земледельцами, и поскольку Ассирия содержит одни из лучших пшеничных земель на Ближнем Востоке, потомки ассирийских крестьян, если позволяла возможность, строили новые деревни над старыми городами и продолжают земледельческую жизнь, помня традиции прежних городов. Через семь или восемь столетий и различные перипетии эти люди стали христианами».
- ^ Ниссинен 2014 , стр. 273-296.
- ^ Трек 2014 , с. 297-318.
- ^ Лемэр 2014 , с. 319-328.
- ^ Ниер 2014b , с. 329-338.
- ^ Берледжунг 2014 , стр. 339-365.
- ^ Ботта 2014 , с. 366-377.
- ^ Ниер 2014c , с. 378-390.
- ^ Миллард 1983 , с. 106-107.
- ^ Липинский 2000 .
- ^ Гзелла 2015 .
- ^ Фрай 1992 , с. 281–285.
- ^ Генрихс 1993 , с. 106-107.
- ^ Йоостен 2010 , с. 53–72.
- ^ Веверс 2001 , с. 237-251.
- ^ Роджерс 1921 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б Френшковский 2019 , с. 468.
- ^ Хили 2014 , с. 391-392.
- ^ Черви 1992 , с. 209–214.
- ^ Хили 2014 , с. 395.
- ^ Минов 2020 , с. 256-257.
- ^ Рубин 1998 , с. 149-162.
- ^ Bcheiry 2010 , с. 455-475.
- ^ Деби 2009 , с. 110-111.
- ^ Weltecke 2006 , с. 95-124.
- ^ Садер 2010 , с. 286-288.
- ^ Гзелла 2014 , с. 71.
- ^ Гзелла 2014 , с. 72.
- ^ Брок 1992a , с. 16.
- ^ Брок 1992b , с. 226.
- ^ Вертикальный 2001 , с. 149.
- ^ Квиспель 2008 , с. 80.
- ^ Хили 2019 , с. 433–446.
- ^ Гриффит 2002 , с. 5–20.
- ^ Хили 2007 , с. 115–127.
- ^ Хили 2014 , с. 391–402.
- ^ Брок 2011 , с. 96–97.
- ^ Гзелла 2015 , с. 317-326.
- ^ Jump up to: а б Бернетт 2005 , с. 421-436.
- ^ Ниер 2014 , с. 1-9.
- ^ Гзелла 2015 , с. 3-16.
- ^ Доак 2020 , с. 57.
- ^ Нёльдеке 1871 , с. 113-131.
- ^ Возняк 2012 , стр. 73–83.
- ^ Возняк 2015 , стр. 483–496.
- ^ Эти Вайсблей (2017). «Арамейцы на Ближнем Востоке и в Израиле: историческая справка, современная национальная идентичность и государственная политика» (PDF) . Кнессет .
- ^ Выберите 2012 год , с. 47-56.
- ^ Лето 2012 г. , стр. 157-170.
Источники
- Аккерман и Шварц (2003). Археология Сирии: от сложных охотников-собирателей до ранних городских обществ (ок. 16 000–300 до н. э.) (Кембриджская мировая археология) . Издательство Кембриджского университета; Иллюстрированное издание (9 февраля 2004 г.). ISBN 9780521796668 .
- Акопян, Арман (2017). Введение в арамейские и сирийские исследования: Учебное пособие . Пискатауэй, Нью-Джерси: Справочники Горгия. ISBN 9781463238933 .
- Арав, Рами (2013). «Гешур: самое юго-западное арамейское царство» . Арамейцы, халдеи и арабы в Вавилонии и Палестине в первом тысячелетии до нашей эры . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 1–29. ISBN 9783447065443 .
- Арнольд, Билл Т. (2011). «Арамейское происхождение: свидетельства из Вавилонии» . Архив для ориентирования . 52 : 179–185.
- Ауфрехт, Уолтер Э. (2001). «Наследие Сирии: арамейский язык» . Бюллетень Канадского общества исследований Месопотамии . 36 : 145–155.
- Бчейри, Искандар (2010). «Процесс арабизации в Верхней Месопотамии в восьмом веке нашей эры: случай мосули в хрониках Зукнина» . Пароль де л'Ориент . 35 : 455–475.
- Болье, Поль-Ален (2013). «Арамейцы, халдеи и арабы в клинописных источниках поздневавилонского периода» . Арамейцы, халдеи и арабы в Вавилонии и Палестине в первом тысячелетии до нашей эры . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 31–55.
- Берледжунг, Анжелика (2014). «Палестина» . Арамейцы в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 339–365. ISBN 9789004229433 .
- Беттани, Джордж Т. (1888). Обитатели мира . Лондон-Нью-Йорк: Ward, Lock & Co.
- Бейер, Клаус (1986). Арамейский язык: его распространение и подразделения . Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. ISBN 9783525535738 .
- Биллингтон, Клайд Э. (2005). «Гофониил, Кушан-Ришафаим и дата исхода» . За Иорданом: исследования в честь В. Гарольда Маре . Евгений: Wipf и Stock Publishers. стр. 117–132. ISBN 9781597520690 .
- Бонац, Доминик (2014). "Искусство" . Арамейцы в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 205–253. ISBN 9789004229433 .
- Ботта, Алехандро Ф. (2014). «Египет» . Арамейцы в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 366–377. ISBN 9789004229433 .
- Боуман, Раймонд А. (1948). «Арамейцы, арамейский язык и Библия» . Журнал ближневосточных исследований . 7 (2): 65–90. дои : 10.1086/370861 . JSTOR 542672 . S2CID 162226854 .
- Бринкман, Джон А. (1968). Политическая история посткасситской Вавилонии, 1158–722 гг. До н.э. Рим: Pontificium Institutum Biblicum. ISBN 978-88-7653-243-6 .
- Бринкман, Джон А. (1977). «Заметки об арамейцах и халдеях в Южной Вавилонии в начале седьмого века до нашей эры» Orientalia . 46 (2): 304–325. JSTOR 43074768 .
- Брок, Себастьян П. (1989). «Три тысячи лет арамейской литературы» . Периодическое издание АРАМ . 1 (1): 11–23.
- Брок, Себастьян П. (1992a) [1985]. Светоносное око: Духовное мировоззрение святого Ефрема (2-е исправленное изд.). Каламазу: цистерцианские публикации. ISBN 9780879075248 .
- Брок, Себастьян П. (1992b). «Евсевий и сирийское христианство» . Евсевий, христианство и иудаизм . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. стр. 212–234. ISBN 0814323618 .
- Брок, Себастьян П. (1999). «Святой Ефрем глазами позднейшей сирийской литургической традиции» (PDF) . Хьюгойе: Журнал сирийских исследований . 2 (1): 5–25. дои : 10.31826/hug-2010-020103 . S2CID 212688898 .
- Брок, Себастьян П. (2011). «Христианский палестинский арамейский» . Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. стр. 96–97.
- Бернетт, Стивен Г. (2005). «Христианский арамейизм: рождение и рост арамейской науки в шестнадцатом веке» (PDF) . В поисках мудрости древних . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. стр. 421–436. Архивировано из оригинала (PDF) 27 августа 2021 г. Проверено 23 мая 2021 г.
- Койн, Джон Дж. А. (1914). «Эллинизм и арамейский народ» . Исследования: Ежеквартальный обзор Ирландии . 3 (10): 64–91. JSTOR 30092466 .
- Куртуа, Себастьян де (2004). Забытый геноцид: восточные христиане, последние арамейцы . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN 9781593330774 .
- Д'Агостино, Анаклето (2009). «Ассирийско-арамейское взаимодействие в верхнем Хабуре: археологические свидетельства из слоев железного века Телль-Барри» . Сирия . 86 (86): 17–41. дои : 10.4000/syria.507 . JSTOR 20723917 .
- Доук, Брайан Р. (2020). «Арамейцы». Соседи Древнего Израиля . Издательство Оксфордского университета. стр. 51–73. ISBN 9780190690632 .
- Деби, Мюриэль (2009). «Сирийская историография и формирование идентичности» . Церковная история и религиозная культура . 89 (1–3): 93–114. дои : 10.1163/187124109X408014 .
- Дрейверс, Хендрик Дж.В. (1980). Культы и верования в Эдессе . Лейден: Брилл. ISBN 9004060502 .
- Фалес, Фредерик М. (2011). «Перемещение по Вавилону: об арамейском и халдейском присутствии в Южной Месопотамии» . Вавилон: Wissenskultur in Orient und Okzident . Берлин-Бостон: Вальтер де Грюйтер. стр. 91–112.
- Фалес, Фредерик М. (2017). «Этническая принадлежность в Ассирийской империи: взгляд из Нисбе (III): арамейцы и родственные им племена» . На заре истории: древние исследования Ближнего Востока в честь Дж. Н. Постгейта . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. стр. 133–178. ISBN 9781575064710 .
- Фрейм, Грант (2013). «Политическая история и историческая география арамейских, халдейских и арабских племен в Вавилонии в неоассирийский период» . Арамейцы, халдеи и арабы в Вавилонии и Палестине в первом тысячелетии до нашей эры . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 87–121.
- Френчковски, Марко (2019). «Являются ли сирийцы арамейцами? Некоторые предварительные замечания о сирийской этнической идентичности в поздней античности» . Исследование Израиля и Арама: автономия, независимость и связанные с этим проблемы . Тюбинген: Мор Зибек. стр. 457–484. ISBN 9783161577192 .
- Фрай, Ричард Н. (1992). «Ассирия и Сирия: Синонимы» . Журнал ближневосточных исследований . 51 (4): 281–285. дои : 10.1086/373570 . JSTOR 545826 . S2CID 161323237 .
- Гринфилд, Джонас К. (1976). «Арамейский бог Рамман/Риммон» . Израильский журнал исследований . 26 (4): 195–198. JSTOR 27925588 .
- Гриффит, Сидни Х. (1997). «От арамейского к арабскому: языки монастырей Палестины в византийский и раннеисламский периоды» . Документы Думбартон-Окса . 51 : 11–31. дои : 10.2307/1291760 . JSTOR 1291760 .
- Гриффит, Сидни Х. (2002). «Христианство в Эдессе и сирийскоязычном мире: Мани, Бар Дайсан и Ефрем, борьба за верность на арамейской границе» . Журнал Канадского общества сирийских исследований . 2 :5–20. doi : 10.31826/jcsss-2009-020104 . S2CID 212688584 . Архивировано из оригинала 11 декабря 2018 г.
- Гриффит, Сидни Х. (2006). «Св. Ефрем, Бар-Дайсан и битва при Мадраше в Араме: Чтения в гимнах св. Ефрема против Хаереса» . Арфа: обзор сирийских и востоковедных исследований . 21 : 447–472. дои : 10.31826/9781463233105-026 .
- Гриффит, Сидни Х. (2007). «Христианские знания и арабский Коран: спутники пещеры в Сурат аль-Кахф и в сирийской христианской традиции» . Коран в его историческом контексте . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж. стр. 109–137. ISBN 9781134109456 .
- Гзелла, Хольгер (2014). «Язык и письменность» . Арамейцы в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 71–107. ISBN 9789004229433 .
- Гзелла, Хольгер (2015). Культурная история арамейского языка: от истоков до появления ислама . Лейден-Бостон: Брилл. ISBN 9789004285101 .
- Гзелла, Хольгер (2017). «Новый взгляд на языковое разнообразие в доахеменидском арамейском языке: странствующие арамейцы или распространение языка?» . Странствующие арамейцы: арамеи за пределами Сирии: текстовые и археологические перспективы . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 19–38.
- Харрак, Амир (1992). «Древнее название Эдессы» (PDF) . Журнал ближневосточных исследований . 51 (3): 209–214. дои : 10.1086/373553 . S2CID 162190342 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2014 г.
- Харрак, Амир (1998). «Арабизмы в части IV сирийской хроники Зукнина» . Сирийский симпозиум VII . Рим: Папский Istituto Orientale. стр. 469–498. ISBN 9788872103197 .
- Харрак, Амир, изд. (1999). Хроники Зукнина, части III и IV: 488-7 гг. н.э. Торонто: Папский институт средневековых исследований. ISBN 9780888442864 .
- Хасэгава, Шуичи (2012). Арам и Израиль во времена династии Иеуитов . Берлин-Бостон: Вальтер де Грюйтер. ISBN 9783110283488 .
- Хаузер, Стефан Р. (2019). «Церковь Востока до восьмого века» . Оксфордский справочник по раннехристианской археологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 431–450. ISBN 978-0-19-936904-1 .
- Хаусляйтер, Арнульф (2016). «Средний Евфрат, Ирак: ассирийско-вавилонские взаимодействия на арамейской территории в начале I тысячелетия до нашей эры» . Parcours d'Orient: Сбор текстов от Кристины Кепински . Оксфорд: Издательство Archaeopress. стр. 107–120.
- Хили, Джон Ф. (2007). «Эдесская среда и рождение сирийского языка» (PDF) . Хьюгойе: Журнал сирийских исследований . 10 (2): 115–127.
- Хили, Джон Ф. (2014). «Арамейское наследие» . Арамейцы в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 391–402. ISBN 9789004229433 .
- Хили, Джон Ф. (2019). «Арамейцы и арамейский язык в переходный период – западное влияние и корни арамейского христианства» . Исследование Израиля и Арама: автономия, независимость и связанные с этим проблемы . Тюбинген: Мор Зибек. стр. 433–446. ISBN 9783161577192 .
- Генрихс, Вольфхарт (1993). «Современные ассирийцы – имя и нация» . Семитика: Serta philologica Константино Церетели dicata . Турин: Саморани. стр. 99–114. ISBN 9788871580241 .
- Жарджур, Тала (2016). «Пение как выражение христианской арамейской духовности» . Оксфордский справочник по музыке и мировым христианствам . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 187–207. ISBN 9780199859993 .
- Йоостен, Ян (2010). «Арамейское происхождение семидесяти: язык, культура и история» . Бюллетень Международной организации по изучению Септуагинты и родственных слов . 43 : 53–72.
- Джозеф, Джон Б. (1997). «Ассирия и Сирия: синонимы?» (PDF) . Журнал ассирийских академических исследований . 11 (2): 37–43. Архивировано из оригинала (PDF) 15 июля 2020 г.
- Кюн, Дагмар (2014). «Общество, институты, право и экономика» . Арамейцы в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 37–70. ISBN 9789004229433 .
- Левин, Игаль (2017). «Мой отец был странствующим арамейцем: библейские взгляды на родственные связи между Израилем и Арамом» . Странствующие арамейцы: арамеи за пределами Сирии: текстовые и археологические перспективы . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 39–52.
- Лемэр, Андре (2014). «Анатолия» . Арамейцы в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 319–328. ISBN 9789004229433 .
- Липинский, Эдвард (2000). Арамейцы: их древняя история, культура, религия . Левен: Издательство Peeters. ISBN 9789042908598 .
- Липинский, Эдвард (2013). «Арамейцы на Западе (XIII–VIII вв.)» . Арамейцы, халдеи и арабы в Вавилонии и Палестине в первом тысячелетии до нашей эры . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 123–147. ISBN 9783447065443 .
- Мазар, Бенджамин (1962). «Арамейская империя и ее отношения с Израилем» . Библейский археолог . 25 (4): 97–120. дои : 10.2307/3210938 . JSTOR 3210938 . S2CID 165844359 .
- Мерло, Паоло (2014). «Литература» . Арамейцы в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 109–125. ISBN 9789004229433 .
- Миллард, Алан Р. (1980). «Странствующий арамеец» . Журнал ближневосточных исследований . 39 (2): 153–155. дои : 10.1086/372792 . JSTOR 545123 . S2CID 161083532 .
- Миллард, Алан Р. (1983). «Ассирийцы и арамейцы» . Ирак: Британский институт изучения Ирака . 45 (1): 101–108. дои : 10.2307/4200184 . JSTOR 4200184 . S2CID 192959948 .
- Минов, Сергей (2020). Память и идентичность в сирийской пещере сокровищ: переписывание Библии в Сасанидском Иране . Лейден-Бостон: Брилл. ISBN 9789004445512 .
- Мутлу-Нумансен, София; Оссеварде, Маринус (2019). «Борьба за признание Геноцида: как арамейская, ассирийская и халдейская диаспоры связывают прошлое и настоящее» (PDF) . Исследования Холокоста и геноцида . 33 (3): 412–428. дои : 10.1093/hgs/dcz045 .
- Нир, Герберт (2014). "Введение" . Арамейцы в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 1–9. ISBN 9789004229433 .
- Ниер, Герберт (2014a). «Религия» . Арамейцы в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 127–203. ISBN 9789004229433 .
- Ниер, Герберт (2014b). «Финикия» . Арамейцы в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 329–338. ISBN 9789004229433 .
- Нир, Герберт (2014c). «Северная Аравия» . Арамейцы в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 378–390. ISBN 9789004229433 .
- Ниссинен, Мартти (2014). «Ассирия» . Арамейцы в Древней Сирии . Лейден: Брилл. п.п. 273–296. ISBN 9789004229433 .
- Нёльдеке, Теодор (1871). «Названия арамейского народа и языка» . Журнал Немецкого восточного общества . 25 (1–2): 113–131. JSTOR 43366019 .
- Новак, Мирко (2014). «Архитектура» . Арамейцы в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 255–271. ISBN 9789004229433 .
- Озтемиз ден Баттер, Мутай (2017). «Культурные границы и родина у арамеев (сирийцев)». Пароль де л'Ориент . 43 : 303–314.
- Палмер, Эндрю Н. (2003). «Возвращенный рай» . Ориенс Христианус . 87 : 1–46.
- Киспель, Жиль (2008). Гностика, иудаика, католика: Сборник сочинений Жиля Киспеля . Лейден-Бостон: Брилл. ISBN 9789047441823 .
- Пауэр, Эдмонд (1919). «Национальная проблема Сирии и Месопотамии» . Исследования: Ежеквартальный обзор Ирландии . 8 (29): 77–94. JSTOR 30092955 .
- Роджерс, Роберт В. (1921). Книга уроков Ветхого Завета для публичного чтения в церквях . Нью-Йорк: Абингдон Пресс.
- Роллер, Дуэйн В. , изд. (2014). География Страбона: английский перевод с введением и примечаниями . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139952491 .
- Ромпей, Лукас ван (1999). «Иаков Эдесский и ранняя история Эдессы» . После Бардайсана: исследования преемственности и изменений в сирийском христианстве . Лувен: Издательство Peeters. стр. 269–285. ISBN 9789042907355 .
- Ромпей, Лукас ван (2000). «Прошлое и настоящее восприятие сирийской литературной традиции» (PDF) . Хьюгойе: Журнал сирийских исследований . 3 (1): 71–103. дои : 10.31826/hug-2010-030105 . S2CID 212688244 .
- Ромпей, Лукас ван (2004). «Мальпана дилан Сурьяя Ефрем в произведениях Филоксена из Маббога: уважение и дистанция» (PDF) . Хьюгойе: Журнал сирийских исследований . 7 (1): 83–105. дои : 10.31826/hug-2011-070107 . S2CID 212688667 .
- Рубин, Милка (1998). «Арабизация против исламизации в палестинской общине мелькитов в раннемусульманский период» . Разделение священного: религиозные контакты и конфликты на Святой Земле: первый-пятнадцатый века нашей эры . Иерусалим: Яд Ицхак Бен Цви. стр. 149–162.
- Садер, Элен (1992). «XII век до нашей эры в Сирии: проблема возвышения арамейцев» . Кризисные годы: XII век до нашей эры от Задуная до Тигра . Дубьюк: Кендалл-Хант. стр. 157–164.
- Садер, Элен (2000). «Арамейские царства Сирии: возникновение и процессы формирования» . Очерки Сирии в железном веке . Лувен: Питерс Пресс. стр. 61–76. ISBN 9789042908789 .
- Садер, Элен (2010). «Арамейцы Сирии: некоторые соображения об их происхождении и материальной культуре» . Книги королей: источники, состав, историография и рецепция . Лейден-Бостон: Брилл. стр. 273–300. ISBN 978-9004177291 .
- Садер, Элен (2014). «История» . Арамейцы в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 11–36. ISBN 9789004229433 .
- Садер, Элен (2016). «Формирование и упадок арамейских государств в Сирии железного века» . Формирование и упадок государств на Ближнем и Среднем Востоке . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 61–76. ISBN 9783447105651 .
- Саггс, Генри ВФ (1984). Могущество, которым была Ассирия . Лондон: Сиджвик и Джексон. ISBN 9780312035112 .
- Салвесен, Элисон (2009). «Хранить это в семье? Иаков и его арамейское наследие согласно еврейским и христианским источникам» . Экзегетическая встреча между евреями и христианами в поздней античности . Лейден-Бостон: Брилл. стр. 205–220. ISBN 978-9004177277 .
- Сато, Норико (2018). «Память о Сайфо и ее связь с идентичностью современных ассирийских/арамейских христиан в Сирии» . Сайфо 1915: Антология очерков о геноциде ассирийцев/арамейцев во время Первой мировой войны . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. стр. 305–326. ISBN 9781463207304 .
- Серджи, Омер (2017). «Битва при Рамоф-Галааадском и возвышение арамейской гегемонии в Южном Леванте во второй половине IX века до нашей эры» . Странствующие арамейцы: арамеи за пределами Сирии: текстовые и археологические перспективы . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 81–98.
- Соколофф, Михаил, изд. (1983). Арамейцы, арамейский язык и арамейская литературная традиция . Тель-Авив: Издательство Университета Бар-Илан.
- Сольди, Себастьяно (2009). «Арамейцы и ассирийцы на северо-западе Сирии: вещественные доказательства из Телль-Афиса» . Сирия: археология, искусство и история . 86 : 97–118.
- Соммер, Рената (2012). «Роль религиозной свободы в контексте переговоров о вступлении между Европейским Союзом и Турцией – пример арамеев» . Медленное исчезновение сирийцев из Турции и территории монастыря Мор Габриэль . Мюнстер: LIT Verlag. стр. 157–170. ISBN 9783643902689 .
- Шпикерманн, Герман (1999). «Арамейцы» . Энциклопедия христианства . Том. 1. Гранд-Рапидс: Эрдманс. стр. 114–115.
- Стрек, Майкл П. (2014). «Вавилония» . Арамейцы в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 297–318. ISBN 9789004229433 .
- Теуле, Герман ГБ (2012). «Кто такие сирийцы?» . Медленное исчезновение сирийцев из Турции и территории монастыря Мор Габриэль . Мюнстер: LIT Verlag. стр. 47–56. ISBN 9783643902689 .
- Ван-Леннеп, Генри Дж. (1875). Библейские страны: их современные обычаи и манеры, иллюстрирующие Священное Писание . Нью-Йорк: Харпер и братья.
- Виттманн, Гюнтер (2017). «Арамейцы в Египте» . Странствующие арамейцы: арамеи за пределами Сирии: текстовые и археологические перспективы . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 229–280.
- Уэллс, Герберт Г. (1920). Новый и пересмотренный очерк истории . Том. 1. Нью-Йорк: Макмиллан.
- Вельтеке, Доротея (2006). «О сирийских православных в Антиохийском княжестве в период крестоносцев» (PDF) . Восток и Запад в средневековом Восточном Средиземноморье I: Антиохия от византийского завоевания до конца княжества крестоносцев . Левен: Издательство Peeters. стр. 95–124.
- Вельтеке, Доротея (2009). «Михаил Сирийский и сирийская православная идентичность» (PDF) . Церковная история и религиозная культура . 89 (1–3): 115–125. дои : 10.1163/187124109X408023 .
- Веверс, Джон В. (2001). «Арам и арамей в Септуагинте» . Мир арамейцев . Том. 1. Шеффилд: Шеффилд Академик Пресс. стр. 237–251. ISBN 9781841271583 .
- Витаковский, Витольд, изд. (1987). Сирийская хроника Псевдо-Дионисия Тель-Магре: исследование по истории историографии . Уппсала-Стокгольм: Уппсальский университет. ISBN 9789155419677 .
- Возняк, Марта (2012). «Вдали от Арам-Нарина: опыт диаспоры Сурёе» . Приграничные территории: мировые диаспоры в 21 веке . Оксфорд: Междисциплинарная пресса Соединенного Королевства. стр. 73–83. ISBN 9781848881174 .
- Возняк, Марта (2015). «Современные арамейцы: в поисках национальной идентичности». Пароль де л'Ориент . 40 : 483–496.
- Вунш, Корнелия (2013). «Взгляд на жизнь депортированных в сельской Вавилонии». . Арамейцы, халдеи и арабы в Вавилонии и Палестине в первом тысячелетии до нашей эры . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 247–260.
- Младший, Кеннет Лоусон (2007). «Переход позднего бронзового века к железному веку и происхождение арамеев» . Угарит на Семьдесят Пятом . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. стр. 131–174. ISBN 9781575061436 .
- Младший, Кеннет Лоусон (2014). «Война и мир в истоках арамеев» . Война и мир на Древнем Ближнем Востоке . Мюнстер: Угарит Верлаг. стр. 861–874.
- Младший, Кеннет Лоусон (2016). Политическая история арамейцев: от их истоков до конца их политики . Атланта: SBL Press. ISBN 9781628370843 .
- Младший, Кеннет Лоусон (2017). «Тиглатпаласар I и начальные конфликты ассирийцев с арамейцами» . Странствующие арамейцы: арамеи за пределами Сирии: текстовые и археологические перспективы . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 195–228.
- Младший, Кеннет Лоусон (2020). «Размышления о империи Азаила в свете недавних исследований библейских и древних ближневосточных текстов» . Написание и переписывание истории в древнем Израиле и культурах Ближнего Востока . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 79–102. ISBN 9783447113632 .
- Садок, Ран (2013). «Ономастика халдейских, арамейских и арабских племен в Вавилонии в первом тысячелетии» . Арамейцы, халдеи и арабы в Вавилонии и Палестине в первом тысячелетии до нашей эры . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 261–336. ISBN 9783447065443 .
Внешние ссылки
СМИ, связанные с арамейцами, на Викискладе?