Кертисс-Райт X-19
Х-19 | |
---|---|
![]() Х-19 в зависающем полете | |
Общая информация | |
Тип | Экспериментальный СВВП |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Кертисс-Райт |
Статус | Отменено |
Количество построенных | 2 |
История | |
Первый полет | ноябрь 1963 г. |
Curtiss -Wright X-19 , фирменное обозначение Model 200 , — американский экспериментальный конвертоплан начала 1960-х годов. Он был примечателен тем, что был последним самолетом, произведенным компанией Curtiss-Wright.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В марте 1960 года корпорация Curtiss-Wright разработала X-100, прототип нового транспортного самолета с вертикальным взлетом. У X-100 был один турбовальный двигатель , который приводил в движение два наклоняемых винта, а хвостовые поворотные сопла использовали выхлопные газы двигателя для дополнительного управления при зависании или медленном полете. Хотя его иногда классифицировали как конвертоплан, его конструкция отличалась от конструкции конвертоплана Bell VTOL XV. В X-19 использовались специально разработанные винты радиальной подъемной силы, а не винты вертолетного типа, для вертикального взлета и увеличения подъемной силы, обеспечиваемой конструкциями крыла. [ 1 ]
На основе X-100 компания Curtiss-Wright разработала более крупный X-200, для которого ВВС США заказали два прототипа, получивших обозначение X-19A.
Х-19 имел высокорасположенные тандемные крылья в носовой и кормовой части . длиной 13 футов (4,0 м) На каждом крыле были установлены два пропеллера , которые могли поворачиваться на 90 градусов, что позволяло самолету взлетать и приземляться как вертолет . Винты приводились в движение сдвоенными турбовальными двигателями Avco Lycoming T55-L-5, установленными в фюзеляже . [ 2 ]
Операционная история
[ редактировать ]Первый полет Х-19 состоялся в ноябре 1963 года (по другим данным 26 июня 1964 года). Предполагалось, что Х-19 будет преобразован в транспортный самолет вертикального взлета и посадки. Однако первый X-19 был уничтожен в результате крушения 25 августа 1965 года без человеческих жертв, и впоследствии программа была отменена; второй прототип так и не был завершен. [ 3 ] Второй прототип X-19 в настоящее время хранится в реставрационном фонде Национального музея ВВС США в Дейтоне, штат Огайо . [ 4 ]
Передача мощности, требования к соотношению мощности к весу , переход режимов полета и многоосное управление делают конструкцию самолета вертикального взлета и посадки гораздо более проблематичной, чем конструкция обычного неподвижного крыла и даже вертолета. Как и у большинства новаторских наклоняемых самолетов, аэродинамическая сложность связанных между собой тангажа, крена, рыскания и крутящего момента, особенно при переходе от вертикального взлета к горизонтальному полету, сделала проектирование X-19 чрезвычайно сложной задачей. В конечном итоге к поломке привели недостатки в коробках передач силовой передачи. Из-за сложности конструкции конвертопланы вертикального взлета и посадки не поступали на вооружение до появления Bell-Boeing V-22 Osprey в 2007 году.
Технические характеристики (Х-19)
[ редактировать ]
Данные Jane's All the World's Aircraft, 1965–66 гг. [ 5 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Вместимость: 4 человека / максимум 5000 фунтов (2300 кг).
- 3910 фунтов (1770 кг) вертикального взлета и посадки
- Длина: 44 фута 5 дюймов (13,54 м)
- Размах крыльев: заднее крыло 23 фута 6 дюймов (7,16 м).
- Переднее крыло 19,5 футов (5,9 м)
- Ширина: 34 фута 6 дюймов (10,52 м) от кончика гребного винта до кончика гребного винта на заднем крыле.
- Высота: 17 футов 0,25 дюйма (5,1880 м)
- Площадь крыла: 56,1 кв. футов (5,21 м 2 ) 2 ) переднее крыло
- 98,5 кв. футов (9,15 м 2 ) заднее крыло
- Пустой вес: 9750 фунтов (4423 кг)
- Максимальный взлетный вес: 14 750 фунтов (6690 кг) CTOL
- 13 600 фунтов (6 200 кг) вертикального взлета и посадки
- Запас топлива: максимальный запас топлива 4790 фунтов (2170 кг).
- Силовая установка: 2 турбовинтовых двигателя Lycoming T55-L-7 мощностью 2650 л.с. (1980 кВт) каждый.
- Гребные винты: из армированного стекловолокном пластика 3-лопастные гребные винты Curtiss-Wright с радиальной подъемной силой, диаметр 13 футов 0 дюймов (3,96 м).
- 1203 об/мин на взлете; 955 об/мин крейсерская
Производительность
- Максимальная скорость: 400 узлов (460 миль в час, 740 км/ч) на высоте 20 000 футов (6 100 м)
- Крейсерская скорость: 347,6 узлов (400,0 миль в час, 643,8 км/ч) на высоте 15 000 футов (4600 м)
- Дальность: 450 миль (520 миль, 830 км) с полезной нагрузкой вертикального взлета и посадки 1000 фунтов (450 кг).
- 638,7 миль (735,0 миль; 1182,9 км) с полезной нагрузкой CTOL 1000 фунтов (450 кг)
- Скороподъемность: 3930 футов/мин (20,0 м/с) на уровне моря и 13660 фунтов (6200 кг) AUW.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Флюк, Гарольд (Хэл). «Технология X-19 V/STOL: критический обзор» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 марта 2017 года . Проверено 16 марта 2017 г.
- ^ Апостоло, Джорджио (1984). Иллюстрированная энциклопедия вертолетов . Нью-Йорк: Книги Бонанза. п. 63 . ISBN 978-0517439357 .
- ^ Дженкинс, Деннис Р. (2004). Альбом фотографий X-Planes . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. п. 40. ИСБН 978-158007-076-8 .
- ^ «Список самолетов». Архивировано 3 декабря 2008 года в Wayback Machine Национальном музее ВВС США . Проверено: 17 июня 2012 г.
- ^ Тейлор, Джон В.Р., изд. (1965). Джейн «Все самолеты мира», 1965–66 . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, Ltd., стр. 211–212.
Внешние ссылки
[ редактировать ]