Jump to content

Доисторическая Иберия

(Перенаправлено из «Предыстории Португалии »)

Предыстория на Пиренейском полуострове начинается с прибытия первых Homo представителей рода из Африки , которые могут варьироваться от ок. 1,5 миллиона лет ( млн лет назад) до ок. 1,25 млн лет назад, в зависимости от использованного метода датирования , поэтому оно установлено на уровне ок. 1,3 млн лет назад для удобства. [1] Конец иберийской предыстории совпадает с первым входом римской армии на полуостров в 218 году до Рождества Христова (до н.э.) , что привело к постепенному растворению доримских народов в римской культуре. Эта конечная дата также условна, поскольку доримские системы письменности можно проследить еще в V веке до нашей эры. [2]

Предыстория Иберии охватывает около 60% четвертичного периода , а письменная история занимает всего 0,08%. Остальные 40% были необитаемы людьми. [1] Плейстоцен , первая эпоха четвертичного периода, характеризовался колебаниями климата между ледниковыми периодами и межледниковьями Иберии , которые привели к значительным изменениям в орографии . Первый и самый большой период в предыстории Иберии — палеолит , который начинается ок. 1,3 млн лет назад и окончание почти совпадает с окончанием плейстоцена, ок. 11.500 лет или 11,5 тыс. лет назад. важные свидетельства длительного заселения Иберии в этот период Homo neanderthalensis Были обнаружены . Первые останки Homo sapiens датируются концом палеолита. В течение короткого времени, около 5 тыс. лет назад, оба вида сосуществовали, пока первый не был окончательно вымер. [3]

Голоцен последовал за плейстоценом с более однородным и влажным климатом и исключительным присутствием Homo sapiens . Он включает мезолит ( ок. 11,5 тыс. лет назад — 5,6 тыс. лет до н. э.), неолит ( ок. 5,6 — 3,2 тыс. до н. э.) и металлический век : энеолит или медный век ( ок. 3,2 — 1,9 тыс. до н. э.), бронзовый век ( ок. 1,9 тыс . до н. э.). ка – 750 г. до н. э.) и железного века ( ок. 750 – 218 г. до н. э.). Мезолит и энеолит являются переходными периодами, в которых можно обнаружить характеристики как предшествующего, так и последующего возраста. В голоцене произошло несколько прогрессивных преобразований: территориальная и культурная дифференциация групп Homo sapiens , рождение новых социальных организаций и экономик , переход от охоты-собирательства к сельскому хозяйству и животноводству , а также прибытие новых народов из Средиземного моря и Центральной Европы с основанием колонии . [1]

По всему полуострову разбросаны доисторические останки. Особое значение имеют археологические раскопки Атапуэрки на севере объектом Всемирного наследия в году 2000 Испании, отражающие миллион лет человеческой эволюции и объявленные ЮНЕСКО . [4] [5]

Палеолит

[ редактировать ]

Нижний палеолит

[ редактировать ]

Нижний палеолит начинается в Иберии с появлением первого человеческого жилья ок. 1,3 млн лет назад и заканчивается условно 128 тыс. лет назад. [1] что делает его самым продолжительным периодом палеолита Иберии. Его в основном изучают по окаменелостям человека и каменным орудиям, найденным на археологических памятниках, среди которых большое значение имеет Атапуэрка. Он содержит множество окаменелостей животных и предшественников Homo, демонстрирующих следы манипуляций с каменными орудиями для достижения спинного мозга , что представляет собой первое свидетельство каннибализма среди Homo . [5]

В Сима-де-лос-Уэсос археологи нашли окаменелости Homo heidelbergensis , датированные ок. 430 тыс. лет назад, что соответствует примерно 30 особям и не имеет ни свидетельств проживания, ни катастрофических событий, поэтому предполагается, что это первое свидетельство захоронения Homo . [5] Анализ ДНК этих окаменелостей также предполагает процесс непрерывной гибридизации среди Homo видов на протяжении всего этого периода, вплоть до окончательного появления Homo neanderthalensis . [5]

Средний палеолит

[ редактировать ]

В среднем палеолите ( около 128–40 тыс. лет назад) преобладает обширное заселение Иберии Homo neanderthalensis или, что более популярно, неандертальцами , которые имели более тяжелое тело, больший объем легких и больший мозг , чем Homo sapiens . Пещера Горэма ( Гибралтар ) содержит неандертальцев наскальные рисунки , что позволяет предположить, что они обладали более высокими способностями к символическому мышлению, чем предполагалось ранее. Этот период, как и предыдущий, в основном изучается по окаменелостям и каменным орудиям, которые эволюционируют в моду 3 или мустьерский период . не широко используются Кости или рога для изготовления инструментов, а древесины свидетельств использования осталось очень мало из-за разложения .

В отличие от нижнего палеолита, когда жилье обычно находилось под открытым небом, а пещеры использовались эпизодически (погребения, изготовление инструментов, разделка мяса ), в этот период пещеры все чаще используются для проживания, с остатками архаического домашнего хозяйства. [6] Шательперронская , возникла в культура, в основном встречающаяся на юге Франции то время, когда в Европе сосуществовали Homo neanderthalensis и Homo sapiens , и поэтому сначала ее приписывали последнему, но открытие полного скелета первого изменило ситуацию. его приписывание Homo neanderthalensis . [7] Некоторые ученые предпочитают называть ее поздним мустьером, и ведутся споры о том, считать ли ее собственно или переходной индустрией, поскольку хронологически она относится к среднему палеолиту, но демонстрирует характеристики индустрий верхнего палеолита. [7]

Верхний палеолит

[ редактировать ]
Палеолитическое наскальное искусство
Палеолитическое наскальное искусство

Верхний палеолит ( ок. 40 — 11,5 тыс. лет назад) начинается с ориньякской культуры, которая в основном встречается в северной Иберии (нынешние Астурия , Кантабрия , Страна Басков и Каталония ) вначале и является произведением Homo sapiens . Позже он распространяется по всему Пиренейскому полуострову, а за ним следует граветтский период . В Кантабрии большая часть граветтских останков встречается в смеси с ориньякской технологией, поэтому она считается «интрузивной», в отличие от Средиземноморья, где она, вероятно, означает настоящую колонизацию. [8] Первые признаки современной человеческой колонизации внутренних районов и запада полуострова обнаруживаются только на этом культурном этапе.

Из-за последнего ледникового максимума Западная Европа была изолирована и развила солютрейскую культуру, самые ранние проявления которой наблюдаются в Лес Маллаетес ( Валенсия ) с радиоуглеродной датой 20 890 лет назад. [8] В северной Иберии наблюдаются две заметно разные тенденции: Астурия и Васко-Кантабрийский регион. Важными местами являются Альтамира и Сантимаминье . Следующая фаза — мадленская , хотя в Средиземноморье влияние Граветта все еще сохраняется. [8] В Португалии были обнаружены некоторые находки к северу от Лиссабона (Каса-да-Моура, Лапа-ду-Суан). [8]

Искусство

[ редактировать ]
пещеры Альтамира Потолок

Иберия является местом впечатляющих палеолитических пещер и наскальных рисунков . Пещера Альтамира является наиболее известным примером первой и является объектом всемирного наследия с 1985 года. [9] Долина Коа в Португалии и Сьега-Верде в Испании, образовавшиеся вокруг притоков Дору , содержат наиболее хорошо сохранившиеся наскальные рисунки, образуя вместе еще один объект всемирного наследия с 1998 года. [10] Художественные проявления наиболее распространены в северной части Кантабрии , где самые ранние проявления, например, пещеры Монте-Кастильо, датируются ориньякскими временами. Практика этого настенного искусства становится все более распространенной в солютрейский период, когда были нарисованы первые животные, но только в мадленскую культурную фазу оно становится по-настоящему широко распространенным и встречается почти в каждой пещере. Большинство изображений животных (бизон, лошадь, олень, бык, северный олень, коза, медведь, мамонт, лось) окрашены в цвета охры и черного цвета, но есть исключения и встречаются человекоподобные формы, а также абстрактные рисунки. на некоторых сайтах. В Средиземноморье и во внутренних районах фреска не так многочисленна, но существует еще со времен Солютрея. В монументальной долине Коа есть петроглифы, датируемые 22 000 лет назад. Они документально подтверждают непрерывную человеческую деятельность с конца эпохи палеолита. Другие примеры включают Чимачиас , Лос-Касарес или Ла Пасьега , или вообще пещеры преимущественно в Кантабрии (в Испании).

Эпипалеолит и мезолит

[ редактировать ]
Наскальная живопись Чимиачас

Около 10 000 г. до н.э. произошла межстадиальная дегляциация , названная Аллерёдским колебанием , ослабившая суровые условия последнего ледникового периода . Это климатическое изменение также представляет собой конец периода верхнего палеолита и начало эпипалеолита . В зависимости от терминологии, которую предпочитает тот или иной источник, мезолит начинается после эпипалеолита или включает его. Если в него не включить эпипалеолит, то мезолит — относительно короткий период в Иберии.

По мере того как климат становился теплее, поздние мадленские народы Иберии изменили свои технологии и культуру. Основным технокультурным изменением является процесс микролитизации : уменьшение размеров каменных и костяных орудий, встречающихся также в других частях света. Кроме того, пещерные святилища кажутся заброшенными, а произведения искусства становятся все более редкими и в основном создаются на переносных предметах, таких как галька или инструменты.

Это также подразумевает изменение рациона питания, поскольку мегафауна практически исчезает, когда степь превращается в лес. В этот период охотятся на животных меньшего размера, обычно это олени или дикие козы, а морепродукты становятся важной частью рациона там, где они доступны.

Азильский и Астурийский

[ редактировать ]

Первая эпипалеолитическая культура — азилийская , также известная как микроламинарный микролитизм в Средиземноморье . Эта культура представляет собой местную эволюцию мадленской культуры, параллельную другим региональным производным, обнаруженным в Центральной и Северной Европе. Первоначально обнаруженная на старой мадленской территории Васко-Кантабрии и более широком франко-кантабрийском регионе , культура азилийского стиля в конечном итоге распространилась и на некоторые части Средиземноморской Иберии. Это отражало гораздо более теплый климат, который привел к появлению густых лесов и замене крупных стадных животных более мелкими и неуловимыми лесными обитателями.

Архетипическим азилийским памятником на Пиренейском полуострове является Затоя ( Наварра ), где трудно отличить раннеазилийские элементы от элементов позднего Магдалины (этот переход датируется 11 760 BP). [8] Полный азилиан на том же месте датируется 8150 г. до н.э., после чего позднее появляются геометрические элементы, которые продолжаются до появления керамики ( субнеолита этап ).

В Средиземноморье практически эту же материальную культуру часто называют микроламинарным микролитизмом, поскольку в ней отсутствует костная индустрия, типичная для франко-кантабрийского азилия. Он встречается в некоторых частях Каталонии, Валенсийского сообщества, Мурсии и Средиземноморской Андалусии. Он был датирован в Ле Маллаетесе 10 370 годом до нашей эры. [8]

Астурийская культура была преемницей азилийской, немного сместившейся на запад, отличительным инструментом которой была кирка для сбора блюд со скал.

Геометрический микролитизм

[ редактировать ]
«Танец Когула» , эскиз Анри Брейля

На поздних этапах эпипалеолита с севера приходит новое направление: геометрический микролитизм, напрямую связанный с советерийской и тарденуазской культурами Рейнско - Дунайского региона .

В то время как во Франко-Кантабрийском регионе он оказал незначительное влияние, существенно не изменив азильскую культуру, в Средиземноморской Иберии и Португалии его появление более заметно. Средиземноморский геометрический микролитизм имеет две фации:

  • Фация Филадор напрямую связана с французским Советеррианом и встречается в Каталонии, к северу от реки Эбро.
  • Фация Кочина более широко распространена и во многих местах ( Малага , Испания) демонстрирует сильную зависимость от рыболовства и сбора морепродуктов. Португальские памятники (к югу от Тежу, группа Муге ) дали даты около 7350 года . [8]

Искусство

[ редактировать ]

Наскальные рисунки, найденные в более чем 700 памятниках восточной части Иберии, являются наиболее передовыми и широко распространенными из сохранившихся с того периода, особенно в Европе и, возможно, в мире. Оно разительно отличается от искусства верхнего палеолита, найденного вдоль северного побережья, с повествовательными сценами с большим количеством маленьких эскизно нарисованных человеческих фигурок, а не с великолепно наблюдаемыми отдельными фигурами животных, которые характеризуют более ранний период. Когда он появляется в одной сцене с животными, к ним бежит человеческая фигура. Самыми распространенными сценами, безусловно, являются сцены охоты, а также сцены сражений и танцев, а также, возможно, сельскохозяйственные работы и управление домашними животными. В некоторых сценах показан сбор меда, наиболее известный из которых — в Куэвас-де-ла-Аранья-ан-Бикорп (на фото ниже). Люди обнажены до пояса, но у женщин есть юбки, а у мужчин иногда юбки, гетры или какие-то брюки, а иногда можно увидеть головные уборы и маски, которые могут указывать на ранг или статус.

Дольмен Менга , дольмены Антекера , ок. 3700 г. до н.э.

В VI тысячелетии до нашей эры в Андалусию приходят первые земледельцы. Их происхождение неясно (хотя средиземноморская Африка является серьезным кандидатом), но они прибывают с уже развитыми культурами ( зерновые и бобовые ). Присутствие домашних животных маловероятно, поскольку свиней и кроликов были обнаружены только останки , которые могли принадлежать диким животным. Они также потребляли большое количество оливок , но также неясно, выращивалось ли это дерево или его просто собирали в диком виде. Их типичным артефактом является весьма разнообразная керамика в стиле Ла-Альмагра . [8]

Андалузский неолит также оказал влияние на другие регионы, особенно на Южную Португалию, где вскоре после появления сельского хозяйства дольмены начали строиться первые гробницы- ок. 4800 г. до н. э., возможно, самый старый из представителей своего рода. [8]

Около 5700 г. до н.э. Кардиевая керамика Неолитической культуры (также известной как средиземноморский неолит ) приходит в Восточную Иберию. Хотя некоторые остатки этой культуры были найдены на западе, вплоть до Португалии, ее распространение в основном средиземноморское (Каталония, Валенсия, долина Эбро, Балеарские острова).

Внутренние и северные прибрежные районы остаются в значительной степени маргинальными в этом процессе распространения сельского хозяйства . В большинстве случаев он появился только на очень поздней стадии или даже уже в эпоху энеолита, вместе с мегалитизмом .

Интерпретация развития европейской мегалитической культуры

Считается, что расположение Пердигоэнса в Регенгос-де-Монсарас было важным местом. С 2011 года здесь были обнаружены двадцать небольших статуй из слоновой кости, датируемых 4500 лет назад. Здесь есть конструкции, возраст которых составляет около 5500 лет назад. Здесь есть некрополь . За пределами локации находится кромлех . [11] На стоянке Альмендрес Кромлех в Эворе есть мегалиты конца 6-го - начала 3-го тысячелетия до нашей эры. [12] Анта -Гранде-ду-Замбужейру , также в Эворе, датируется периодом между 4000 и 3000 годами до нашей эры. [13] [14] датируются Дольмены Антекера после ок. 3700 г. до н.э. Дольмен Кунья-Байша в муниципалитете Мангуальде датируется периодом между 3000 и 2500 годами до нашей эры. [15] Пещера Салема использовалась как могильник во времена неолита. [16]

Модель доисторического города Лос-Мильярес с его стенами. (Андалусия, Испания)

Эпохальный или медный век — самая ранняя фаза металлургии . медь , серебро и золото Тогда начали обрабатывать , хотя эти мягкие металлы вряд ли могли заменить каменные орудия для большинства целей. Эпоха энеолита — это также период повышенной социальной сложности и расслоения, а в случае Иберии — периода возникновения первых цивилизаций и обширных сетей обмена, которые простирались до Балтики и Африки .Условная дата начала энеолита в Иберии — ок. 3200 г. до н.э. В последующие столетия, особенно на юге полуострова, все большее распространение приобретают металлические изделия, зачастую декоративные или ритуальные. Кроме того, появляется все больше свидетельств обмена с далекими регионами: янтарем из Прибалтики, изделиями из слоновой кости и страусиных яиц из Северной Африки . [8] Ярким примером в этом отношении является « Дама из слоновой кости» из Толос-де-Монтелирио .

Дольмен Пасторы , ок. 3-е тысячелетие до нашей эры. [17]

Культура колокольных кубков присутствовала в Иберии во времена энеолита. [18] Гордон Чайлд интерпретировал присутствие характерного артефакта как вторжение «миссионеров», распространившихся из Иберии вдоль атлантического побережья, распространяющих знания о средиземноморской металлургии меди. Стивен Шеннан интерпретировал их артефакты как принадлежащие мобильной культурной элите, навязывающей себя коренному субстратному населению. Точно так же Сангмейстер (1972) интерпретировал «народ кубков» (Glockenbecherleute) как небольшие группы очень мобильных торговцев и ремесленников. Кристиан Страм (1995) использовал термин «феномен колокольного стакана» (Glockenbecher-Phänomen) как компромисс, чтобы избежать термина «культура».

Артефакты колокольных стаканов, по крайней мере на ранней стадии своего развития, не распределены по прилегающей территории, как обычно для археологических культур, а встречаются в островных скоплениях, разбросанных по Европе. Их присутствие не связано с характерным типом архитектуры или погребальными обычаями. Однако на более позднем этапе культура колокольных кубков, похоже, действительно слилась в целостную археологическую культуру.

В более поздних анализах «феномена мензурки», опубликованных с 2000-х годов, происхождение «феномена мензурки» по-прежнему описывается как результат синтеза элементов, представляющих «идею и стиль, объединяющий разные регионы с разными культурными традициями и происхождением». .

«Археогенетические исследования 2010-х годов смогли в некоторой степени решить вопрос «миграционистов против диффузионистов». Исследование Олальде и др. (2017) обнаружило лишь «ограниченное генетическое родство» между людьми, связанными с комплексом Кубков в Иберии и в Центральной Европе, что позволяет предположить, что миграция сыграла ограниченную роль в его раннем распространении из Иберии. Однако то же исследование показало, что дальнейшее распространение зрелого комплекса кубков было очень тесно связано с миграцией. Между Рейном и источником его происхождения на полуострове, возможно, возник высокий уровень степного происхождения , что привело к почти полной трансформации местного генофонда в течение нескольких столетий, вплоть до замены около 90% местные отцовские линии мезолита-неолита.

колокольчика Захоронение
Кастро из Замбуджала

Происхождение самого артефакта «Колокольчик» относится к началу III тысячелетия. Самые ранние образцы «морской» конструкции колокольного стакана были найдены в устье реки Тежу в Португалии; радиоуглеродный анализ датирован ок. 28 век до нашей эры. Утверждается, что источником вдохновения для создания морского колокольного стакана послужили небольшие и более ранние кубки Копоза, которые отличаются впечатляющим декором и широко распространены в устье реки Тежу в Португалии. Турек зафиксировал предшественников позднего неолита в Северной Африке, утверждая, что морской стиль возник в результате морских контактов между Иберией и Марокко в первой половине третьего тысячелетия до нашей эры. Всего за несколько столетий их морского распространения, к 2600 г. до н.э. они достигли богатого устья нижнего Рейна и далее вверх по течению в Богемию и за Эльбу , где они слились с культурой шнуровой керамики , а также на французском побережье Прованса и вверх по течению Роны в Альпы и Дунай .

Важным археологическим памятником эпохи энеолита в Португалии является Кастро Вила-Нова-де-Сан-Педро . Другие поселения этого периода включают Педра-ду-Ору и Кастро Замбуджала . [18] Мегалиты были созданы в этот период, начавшийся раньше, в конце V века , и продолжавшийся до начала II тысячелетия до нашей эры . [18] Замок Велью-де-Фрейшу-де-Нуман в муниципалитете Вила-Нова-де-Фос-Коа был заселен примерно с 3000 по 1300 год до нашей эры. [19] Серро-ду-Каштелу-де-Санта-Хуста в Алькутиме датируется 3-м тысячелетием до нашей эры. [20] между 2400 и 1900 годами до н.э. [18]

Распространенность культуры стаканов
Хрустальный клинок кинжала из Толоса Монтелирио в Валенсина-де-ла-Консепсьон , 3000-2500 гг. до н.э.

Это также период широкого распространения мегалитизма и связанных с ним практик коллективного захоронения. В период раннего энеолита этот культурный феномен, возможно, имеющий религиозный подтекст, распространяется по атлантическим регионам, а также по югу полуострова (кроме того, он также встречается практически во всех европейских атлантических регионах). Напротив, большая часть внутренних и средиземноморских регионов по-прежнему невосприимчива к этому явлению.

Другое явление, обнаруженное в раннем энеолите, — это развитие новых типов погребальных памятников: толоев и искусственных пещер . Они встречаются только в более развитых регионах: на юге Иберии, от устья Тежу до Альмерии , и на юго-востоке Франции.

В конце концов, c. В 2600 г. до н. э. начали появляться городские поселения, опять же, особенно на юге. Наиболее важными из них являются Лос-Миларес на юго-востоке Испании и Замбуджал (принадлежащий к Вила-Нова-де-Сан-Педро культуре ) в португальской Эстремадуре , которые вполне можно назвать цивилизациями , даже если в них отсутствует литературный компонент.

Совершенно неясно, могло ли какое-либо культурное влияние, зародившееся в Восточном Средиземноморье ( Кипр ?), вызвать возникновение этих цивилизаций. С одной стороны, толос действительно имеет прецедент в этой области (даже если он еще не использовался в качестве гробницы), но с другой стороны, нет никаких материальных свидетельств какого-либо обмена между Восточным и Западным Средиземноморьем, в отличие от изобилия товаров, импортированных из Северного Средиземноморья. Европа и Африка. [8]

Поскольку ок. 2150 г. до н. э. культура колокольных кубков вторгается в энеолитическую Иберию. После появления ранних стаканов в шнуровом стиле, вполне очевидного центральноевропейского происхождения, на полуострове начали производить свои собственные типы керамических колокольчиков. Наиболее важным является морской или международный стиль, который, особенно связанный с мегалитизмом, в течение нескольких столетий распространен на всем полуострове и в южной Франции.

Поскольку ок. В 1900 г. до н. э. феномен колокольных стаканов в Иберии демонстрирует регионализацию: в разных регионах производятся разные стили: тип Палмела в Португалии, континентальный тип на плато и альмерский тип в Лос-Милларесе и другие. [8]

Как и в других частях Европы, феномен колокольного стакана (предположительно, носит торговый или, возможно, религиозный характер) не оказывает существенного влияния на культуры, в которые он внедряется. Вместо этого существовавшие ранее культурные контексты остаются практически неизменными благодаря его присутствию. [ нужна ссылка ]

Бронзовый век

[ редактировать ]
Карта: Иберия среднего бронзового века ок. 1500 г. до н.э. Показаны основные культуры, два главных города и расположение стратегических оловянных рудников.
Карта иберийского века поздней бронзы с ок. 1300 г. до н.э., с изображением основных культурных направлений. Точками показаны изолированные остатки этих культур за пределами их основного ареала.

Ранняя бронза

[ редактировать ]

Центр технологий бронзового века находится на юго-востоке, начиная с ок. 1800 г. до н.э. [8] Там за цивилизацией Лос-Мильярес последовала цивилизация Эль-Аргара , первоначально без каких-либо других разрывов, кроме смещения главного городского центра на несколько километров к северу, постепенного появления настоящих бронзовых и мышьяковистых бронзовых инструментов и некоторого большего географического расширения. Аргарский народ жил в довольно крупных укреплённых городах.

Из этого центра технология бронзы распространилась на другие области. Наиболее примечательными являются:

  • Юго-западная иберийская бронза : на юге Португалии и юго-западе Испании. Эти плохо определенные археологические горизонты демонстрируют бронзовые кинжалы и экспансивное направление на север.
  • Культура Коготас I (Коготас II — кельтский период железного века): скотоводческие народы плато впервые становятся культурно едиными. Их типичный артефакт — грубая тронкоконическая керамика.

Некоторые области, такие как цивилизация Вила-Нова, похоже, остались в стороне от распространения бронзовой металлургии, оставаясь технически в период энеолита на протяжении веков.

Средняя бронза

[ редактировать ]

По сути продолжение предыдущего периода. Наиболее заметные изменения происходят в цивилизации Эль-Аргар, которая переняла эгейский обычай захоронения в пифах . [8] Эта фаза известна как Эль-Аргар B, начиная с ок. 1500 г. до н.э.

Северо-Запад ( Галисия и северная Португалия), регион, располагавший одними из крупнейших запасов олова (необходимого для производства настоящей бронзы) в Западной Евразии, стал центром добычи полезных ископаемых с применением технологии бронзы. Типичными артефактами являются бронзовые топоры (группа Монтелавар).

Полупустынный регион Ла-Манча демонстрирует первые признаки колонизации с помощью укрепленной схемы Мотильяс ( городищ). Эта группа явно связана с бронзой Леванте , демонстрируя ту же материальную культуру. [8]

Поздняя бронза

[ редактировать ]

Около 1300 г. до н. э. в Иберии происходит несколько крупных изменений, среди них:

  • Энеолитическая культура Вила-Нова исчезает, возможно, в прямой связи с заиливанием канала, соединяющего главный город Замбуджал с морем. [23] На смену ей приходит негородская культура, главным артефактом которой является полированная снаружи керамика.
  • Эль-Аргар также исчезает как таковой: то, что было очень однородной культурой, для некоторых централизованным государством, становится массивом многих постаргарских городов-крепостей.
  • Мотильяс заброшены.
  • Бронза Леванте развивается в Валенсийском сообществе .
  • Протокельтская . культура Урнфилда появляется на Северо-Востоке, завоевывая всю Каталонию и некоторые соседние территории
  • Долина Нижнего Гвадалквивира демонстрирует свою первую четко дифференцированную культуру, характеризующуюся полированной изнутри керамикой. Эта группа могла иметь какое-то отношение к Тартессу .
  • Западно-иберийские бронзовые культуры демонстрируют некоторую степень взаимодействия не только между собой, но и с другими атлантическими культурами в Великобритании, Франции и других странах. Это назвали комплексом Атлантической Бронзы . [8]

Железный век

[ редактировать ]

Иберия железного века имеет два фокуса: связанные с Гальштатом Поля урн на северо-востоке и финикийские колонии на юге.

В течение железного века, который считается протоисторией территории, кельты приходили несколькими волнами, возможно, начиная с 600 г. до н.э. [18]

Юго-западное палеоиспанское письмо , или тартесское письмо, встречавшееся в Алгарве и Нижнем Алентежу примерно с конца 8-го по 5-й век до нашей эры, возможно, является самым старым письмом в Западной Европе . Оно могло прийти из Восточного Средиземноморья , возможно, из Анатолии или Греции . [18]

Культуры раннего железного века

[ редактировать ]
культуры Кастро Золотой торк
Кастро Санта-Трега , Галисия
Верракос

.

Инструменты из закаленной стали уже использовались на Пиренейском полуострове в конце 8 века до нашей эры. [24]

С конца 8 века до нашей эры в культуре урнфилдов Северо-Восточной Иберии начала развиваться металлургия железа и, в конечном итоге, элементы гальштатской культуры . Самые ранние элементы этой культуры были обнаружены вдоль нижнего течения реки Эбро, затем постепенно распространились вверх по течению до Ла-Риохи и в гибридной местной форме до Алавы . Также наблюдалась экспансия на юг, в Кастельо , с менее заметным влиянием, достигающим дальше на юг. Некоторые ответвления были обнаружены вдоль Пиренейских гор , что, возможно, является прелюдией к образованию кельтиберов . [8]

В этот период социальная дифференциация стала более заметной благодаря появлению местных вождеств и элиты верховой езды. Эти трансформации могут представлять собой приход новой волны культур из Центральной Европы.

Из этих аванпостов в Верхнем Эбро и Пиренейских горах кельтская культура распространилась на плато и Атлантическое побережье. Можно выделить несколько групп: [8]

  • Группа Бернорио-Миравече (северные провинции Бургос и Паленсия ), которая окажет влияние на народы северной окраины.
  • Северо-западная культура Кастро , в Галисии и северной Португалии , кельтская культура с особенностями, обусловленными сохранением аспектов более ранней атлантической культуры бронзового века.
  • Группа Дуэро, возможно, предшественница кельтской Вакчеи .
  • Культура Коготас II, вероятно, предшественница кельтских или кельтиберийских веттонов (или докельтской культуры со значительным кельтским влиянием), явно скотоводческой культуры, которая постепенно распространилась на юг, в Эстремадуру.
  • Лузитанская культура, предшественница племени Лузитани , в центральной Португалии и Эстремадуре на западе Испании. Обычно не считается кельтским, поскольку лузитанский язык не соответствует некоторым общепринятым определениям кельтского языка. [25] Его связь с окружающей кельтской культурой неясна. Некоторые полагают, что это была, по сути, докельтская иберийская культура со значительным кельтским влиянием, в то время как другие утверждают, что это была по существу кельтская культура с сильными местными докельтскими влияниями. Были аргументы в пользу классификации его языка как курсива, формы архаичного кельтского языка, или протокельтского языка.

Все эти индоевропейские группы имеют некоторые общие элементы, такие как гребённая керамика VI века и единообразное вооружение.

После ц. В 600 г. до н.э. поля урн на северо-востоке были заменены иберийской культурой, и этот процесс не завершился до 4 века до н.э. [8] Это физическое отделение от своих континентальных родственников означало бы, что кельты Пиренейского полуострова никогда не получали культурного влияния культуры Ла Тена , включая друидизм .

Финикийские колонии и влияние

[ редактировать ]
найден финикийский саркофаг В Кадисе

Финикийцы торговлю Леванта Европы , греки карфагеняне Африки и . колонизировали части Иберии, чтобы облегчить В X веке до нашей эры были установлены первые контакты финикийцев с Иберией (по побережью Средиземного моря). В этом столетии также возникли города и поселки в южных прибрежных районах восточной Иберии.

Финикийцы основали колонию Гадир (ныне Кадис ) недалеко от Тартессоса. Основание Кадиса, старейшего постоянно населенного города в Западной Европе, традиционно датируется 1104 годом до нашей эры, хотя по состоянию на 2004 год ни одно археологическое открытие не датируется периодом дальше 9 века до нашей эры. Финикийцы продолжали использовать Кадис в качестве торгового поста в течение нескольких столетий, оставив после себя множество артефактов, в первую очередь пару саркофагов примерно 4 или 3 века до нашей эры. Вопреки мифу, нет никаких упоминаний о финикийских колониях к западу от Алгарве (а именно, о Тавире ), хотя, возможно, были и некоторые открытия. Финикийское влияние на территорию нынешней Португалии осуществлялось в основном через культурный и торговый обмен с Тартессом.

В 9 веке до нашей эры финикийцы из города-государства Тир основали колонию Малака (ныне Малага ). [26] и Карфаген Северной Африке ). В течение этого столетия финикийцы также оказали большое влияние на Иберию, внедрив использование железа , гончарного круга , производство оливкового масла и вина . Они также были ответственны за первые формы иберийской письменности, имели большое религиозное влияние и ускорили развитие городов. Однако нет никаких реальных доказательств, подтверждающих миф об основании финикийцами города Лиссабона еще в 1300 году до нашей эры под названием Алис Уббо существовали организованные поселения («Безопасная гавань»), даже если в этот период в Олиссипоне . (современный Лиссабон, по -португальски Эстремадура ) со средиземноморским влиянием.

существовало сильное финикийское влияние и поселение в городе Бальса (современная Тавира , Алгарве В 8 веке до н.э. ). Тавира, находящаяся под финикийским влиянием, была разрушена насилием в VI веке до нашей эры. С упадком финикийской колонизации средиземноморского побережья Иберии в VI веке до нашей эры многие колонии опустели. В VI веке до нашей эры также наблюдался рост колониальной мощи Карфагена , который постепенно вытеснил финикийцев на их прежних территориях владычества.

Греческие колонии

[ редактировать ]

Греческая колония на территории нынешнего Марселя начала торговлю с иберийцами на восточном побережье примерно в 8 веке до нашей эры. Греки, наконец, основали свою собственную колонию в Ампуриасе , на восточном берегу Средиземного моря (современная Каталония ), в 6 веке до нашей эры, начав свое поселение на Пиренейском полуострове. нет греческих колоний К западу от Гибралтарского пролива , есть только открытия. Нет никаких доказательств, подтверждающих миф об основании древнегреческого города Олиссипо (современный Лиссабон ) Одиссеем .

Тартессийская культура

[ редактировать ]
Клад Эль-Карамболо , VIII-VI века до н.э.
Крылатый лев, 500 г. до н.э.

Название Тартессиан , когда оно применяется в археологии и лингвистике , не обязательно соотносится с полумифическим городом Тартесс , а лишь примерно с областью, где, как обычно предполагается, он должен был находиться.

Тартессская культура южной Иберии на самом деле является местной культурой, модифицированной растущим влиянием восточно-средиземноморских элементов, особенно финикийских. Ее ядром является Западная Андалусия, но вскоре она простирается на Восточную Андалусию, Эстремадуру и земли Мурсии и Валенсии, где Тартессийский комплекс, уходящий корнями в местные бронзовые культуры, находится на последних стадиях бронзового века (9-8 вв. до н.э.). ) до того, как стало ясно видно финикийское влияние.

Полная тартессийская культура, начавшаяся около 720 г. до н. э., также распространяется на юг Португалии, где в конечном итоге сменяется лузитанской культурой. Одним из наиболее важных элементов этой культуры является появление гончарного круга , который, наряду с другими соответствующими техническими разработками, приводит к значительному улучшению качества гончарных изделий. Есть и другие важные достижения в области ремесла, затрагивающие ювелирное дело , ткачество и архитектуру . [8] Последний аспект особенно важен, поскольку традиционные круглые хижины постепенно были заменены хорошо отделанными прямоугольными зданиями. Это также позволило построить типичные для этой культуры башнеобразные погребальные памятники.

В сельском хозяйстве, по-видимому, также произошли значительные успехи с появлением стальных инструментов и, предположительно, ярма и тяги животных для плуга . В этот период заметно увеличение поголовья крупного рогатого скота при некотором уменьшении поголовья овец и коз . [8]

Другим заметным элементом является значительное усиление экономической специализации и социального расслоения. Это очень заметно в погребениях; некоторые хвастаются огромным богатством (колесницы, золото, слоновая кость), тогда как подавляющее большинство ведет себя гораздо скромнее. В этот период существует большое разнообразие погребальных ритуалов, но элиты, кажется, сходятся в одном стиле: кургане с камерами. Некоторые из самых богатых захоронений обычно приписывают местным монархам.

Одним из достижений этого периода является письмо — навык, который, вероятно, был приобретен в результате контактов с финикийцами. Джон Т. Кох в книге «Кельтский с Запада», опубликованной в 2010 году, неоднозначно утверждал, что расшифровал сохранившиеся тартесские надписи и предварительно определил этот язык как более раннюю форму кельтских языков, на которых сейчас говорят на Британских островах и в Бретани. [27] [25] Однако лингвистический мейнстрим продолжает относиться к тартессийскому языку как к неклассифицированному, возможно, доиндоевропейскому языку, а расшифровка Кохом тартессийского письма и его теория эволюции кельтского языка подверглись резкой критике. [28]

Иберийская культура

[ редактировать ]
Леди Эльче , IV век до нашей эры.

В иберийской культуре люди были организованы в вождества и государства. Можно выделить три фазы: древний, средний и поздний иберийский период.

С приходом греческого влияния, не ограничивающегося их немногочисленными колониями, тартесская культура начинает трансформироваться, особенно на Юго-Востоке. Этот поздний период известен как иберийская культура, а в Западной Андалусии и некельтских районах Эстремадуры называется иберо-турдетанской из-за ее более сильных связей с тартессийским субстратом.

Греческое влияние заметно в постепенном изменении стиля их памятников , которые все больше приближаются к моделям, прибывшим из греческого мира. [8] Таким образом, погребальные памятники предыдущего периода, похожие на обелиски, теперь принимают форму колонны, что полностью соответствует греческой архитектуре.

К середине V века аристократическая власть возросла, что привело к отказу и трансформации ориентализирующей модели. Оппидум появился и стал социально - экономической моделью аристократического класса. Торговля также была одним из основных источников аристократического контроля и власти. На юго-востоке, между концом V и концом IV в. до н. э., возникло высокоиерархическое аристократическое общество. Существовали различные формы политического контроля. Власть и контроль, казалось, находились в руках королей или регулиров.

В иберийских погребальных обычаях преобладают кремационные некрополи, что отчасти связано с постоянным влиянием культуры поля урн , но они также включают погребальные обычаи, импортированные из греческой культурной области (прямоугольный курган из сырцового кирпича). [8]

Остатки стен Ульястрета , Каталония, ок. 250 г. до н.э.

Урбанизм играл важную роль в иберийской культурной области, особенно на юге, где в римских источниках упоминаются сотни оппид (укрепленных городов). В этих городах (некоторые довольно большие, некоторые просто укрепленные деревни) дома обычно располагались смежными кварталами, что, по-видимому, является еще одним культурным притоком Поля урн.

Иберийское письмо развилось из тартессийского с греческим влиянием, которое заметно в трансформации некоторых знаков. В некоторых случаях вариант греческого алфавита использовался для написания иберийского языка (иберо-ионическое письмо) также .

Переход от тартессийской культуры к иберийской был не внезапным, а постепенным и был более заметен на Востоке, где он начинается в VI веке до нашей эры, чем на юго-западе, где он заметен только с V века до нашей эры и гораздо более незначителен. . Особым случаем является северо-восток, где культура полей урн подверглась иберизации, но сохранила некоторые элементы индоевропейского субстрата. [8]

Пост-Тартессский железный век

[ редактировать ]
Основные языковые ареалы доримской Иберии по данным эпиграфики и топонимии.

Также в VI веке до нашей эры после падения Тартесса на юго-западе Иберии (южная Португалия и близлежащие части Андалусии) произошел культурный сдвиг; с сильным средиземноморским характером, который продлил и изменил тартессическую культуру. Это произошло в основном в Нижнем Алентежу и Алгарве , но имело прибрежные расширения вплоть до устья Саду (а именно, важного города Бевипо , современного Алькасер-ду-Сал ). Первая форма письменности в западной Иберии (к югу от Португалии ), юго-западное палеоиспанское письмо (еще не переведенное), датируемое VI веком до нашей эры, обозначает сильное тартессийское влияние в использовании модифицированного финикийского алфавита . В этих сочинениях часто встречается слово «конии» (похожее на кунетов или кинетов , жителей Алгарве ).

В 4 веке до нашей эры появляются кельты — поздняя экспансия кельтской культуры на юго-запад (южная Эстремадура , Алентежу и северный Алгарве ). Турдули , вероятно, потомки тартессийцев, хотя и и турдетани кельтизированные, обосновались в районе реки Гвадиана на юге Португалии. Ряд городов в Алгарве, таких как Бальса (Тавира), Бэсурис ( Кастро-Марим ), Оссоноба ( Фару ) и Сильпес ( Сильвеш ), стали заселены кинетами .

Приход римлян и Пунические войны

[ редактировать ]

В 4 веке до нашей эры Рим начал превращаться в средиземноморского соперника в Северной Африке , базирующегося Карфагена . Потерпев поражение от римлян в Первой Пунической войне (264–241 до н. э.), карфагеняне начали распространять свою власть во внутренние районы Иберии из своих юго-восточных прибрежных поселений, но эта империя просуществовала недолго. В 218 г. до н.э. началась Вторая Пуническая война , и карфагенский полководец Ганнибал провел свои армии, в том числе иберийцев, из Иберии через Пиренеи и Альпы и напал на римлян в Италии. Начав с северо-востока, Рим начал завоевание Пиренейского полуострова.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Менендес, Марио (2019). Предыстория Пиренейского полуострова: прогресс познания, смешанные браки и неравенство на протяжении более миллиона лет . Мадрид: Редакционный альянс. стр. 17–37. ISBN  978-84-9181-602-7 . OCLC   1120111673 .
  2. ^ Валерио, Мигель (2008). «Происхождение и развитие палеоиспанских письменностей: орфография и фонология юго-западного алфавита» . Португальская археологическая ревизия . 11 (2): 107–138. ISSN   0874-2782 .
  3. ^ Креспо Гарай, Кристина (27 ноября 2021 г.). «Какие гоминиды населяли Испанию на протяжении всей истории?» (на европейском испанском языке). Нэшнл Географик . Проверено 7 марта 2023 г.
  4. ^ «Археологический памятник Атапуэрка» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 8 марта 2023 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д «Атапуэрка» . Десперта Ферро Археология и история . 45 . 2022. ISSN   2387-1237 .
  6. ^ Менендес, Марио (2019). Предыстория Пиренейского полуострова: прогресс познания, смешанные браки и неравенство на протяжении более миллиона лет . Мадрид: Редакционный альянс. ISBN  978-84-9181-602-7 . OCLC   1120111673 .
  7. ^ Jump up to: а б Руссель, М.; Соресси, М.; Хаблин, Дж. -Дж. (01.06.2016). «Загадка Шательперрона: каменные технологии клинков и лезвий из Кенсе, Франция» . Журнал эволюции человека . 95 : 13–32. дои : 10.1016/j.jhevol.2016.02.003 . ISSN   0047-2484 .
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Ф. Хорда Серда и др., История Испании I: Предыстория , ISBN   84-249-1015-Х
  9. ^ «Пещера Альтамира и палеолитическое наскальное искусство Северной Испании» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 08 марта 2023 г.
  10. ^ «Доисторические наскальные рисунки в долине Коа и Сьега-Верде» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 8 марта 2023 г.
  11. ^ Люсинда Канелас и Марта Портокарреро (8 августа 2012 г.). «Статуэткам, обнаруженным в Алентежу, 4500 лет, и они умещаются на ладони» . Público (на португальском языке) . Проверено 10 августа 2012 г.
  12. ^ «Кромлех и менгир в Эрдаде-дос-Альмендрес» . igespar.pt (на португальском языке). Правительство Португалии . Проверено 14 августа 2012 г.
  13. ^ «Великий тапир Замбужейру де Вальверде» . igespar.pt (на португальском языке). Правительство Португалии . Проверено 14 августа 2012 г.
  14. ^ Мануэль Бранко (1993). «Анта-Гранде-ду-Замбужейру / Анта-Гранде-ду-Замбужейро-де-Вальверде» . Информационная система архитектурного наследия (SIPA) (на португальском языке). Институт жилищного строительства и городской реабилитации . Проверено 14 августа 2012 г.
  15. ^ Лина Маркес (1995). «Анта-да-Кунья-Байша / Casa da Orca» . Информационная система архитектурного наследия (SIPA) (на португальском языке). Институт жилищного строительства и городской реабилитации . Проверено 14 августа 2012 г.
  16. ^ «Пещера Салемас» . Портал археолога (на португальском языке). ИГЕСПАР . Проверено 14 августа 2012 г.
  17. ^ Гарсиа Санхуан, Леонардо (2018). «Собираем мертвых, собираем живых: радиоуглеродное датирование и байесовское моделирование медного века Валенсина-де-ла-Консепсьон (Севилья, Испания)» . Журнал мировой предыстории . 31 (2): 179–313. дои : 10.1007/s10963-018-9114-2 . ПМЦ   5984651 . ПМИД   29962659 .
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж Гарсия, Хосе Мануэль (1989). История Португалии: глобальный взгляд . Лиссабон: Редакционное присутствие. стр. 28–32. ISBN  978-9722309899 .
  19. ^ «Каштелу-Велью-де-Фрейшу-де-Нуман» . igespar.pt (на португальском языке). Правительство Португалии . Проверено 14 августа 2012 г.
  20. ^ «Холм замка Санта Хуста» . igespar.pt (на португальском языке). Правительство Португалии . Проверено 14 августа 2012 г.
  21. ^ «Совообразные бляшки медного века» . Nature.com .
  22. ^ Гарридо Пенья, Рафаэль (январь 2014 г.). «Колокола в Иберии». В Альмагро, М. (ред.). Иберия. Протоистория крайнего запада Европы: от неолита до римского завоевания . Университет Бургоса. Фонд Атапуэрка. стр. 113–124. ISBN  978-84-92681-91-4 .
  23. Немецкий археологический институт: Замбуджал, Торрес Ведрас. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine (на английском языке).
  24. ^
  25. ^ Jump up to: а б Кох, Джон Т. (2011). Тартессиан 2: Надпись Месас-ду-Кастелинью-ро и вербальный комплекс. Предварительные сведения к исторической фонологии . Oxbow Books, Оксфорд, Великобритания. стр. 1–198. ISBN  978-1-907029-07-3 . Архивировано из оригинала 23 июля 2011 г.
  26. ^ Обе, Мария Евгения (6 сентября 2001 г.). Финикийцы и Запад: политика, колонии и торговля . ISBN  9780521795432 . Проверено 26 января 2014 г.
  27. ^ Кох, Джон Т. (2010). Селтик с Запада Глава 9: Смена парадигмы? Интерпретация Тартессиана как кельтского . Oxbow Books, Оксфорд, Великобритания. стр. 187–295. ISBN  978-1-84217-410-4 .
  28. ^ Бродерик, Джордж (2010). «Доримские языки Пиренейского полуострова». В Хинриксе, Уве (ред.). Справочник по евролингвистике (на немецком языке) (1-е изд.). Висбаден, Германия: Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 304–305. ISBN  978-3-447-05928-2 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e5fc46b0a4463d1e997e8e8be21c1a30__1719539760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/30/e5fc46b0a4463d1e997e8e8be21c1a30.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Prehistoric Iberia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)