Эротическое искусство
Эротическое искусство — это широкая область изобразительного искусства , включающая любые художественные произведения, призванные вызвать возбуждение . Обычно он изображает наготу человека или сексуальную активность и включает работы в различных визуальных средах, включая рисунки, гравюры, фильмы, картины, фотографии и скульптуры. Некоторые из самых ранних известных произведений искусства включают эротические темы, которые с разной степенью значимости повторялись в разных обществах на протяжении всей истории. Однако это также широко считалось табу, поскольку социальные нормы или законы ограничивали его создание, распространение и владение. Это особенно актуально, когда это считается порнографическим , аморальным или непристойным .
Определение
[ редактировать ]Определение эротического искусства может быть субъективным, поскольку оно зависит от контекста, поскольку представления о том, что такое эротика и что такое искусство, различаются. Скульптура фаллоса в некоторых культурах может считаться традиционным символом потенции, а не откровенно эротичным. Материалы, созданные для иллюстрации полового воспитания, могут быть восприняты другими как неуместно эротические. Стэнфордская энциклопедия философии определяет эротическое искусство как «искусство, созданное с намерением сексуально стимулировать свою целевую аудиторию и которому в некоторой степени это удается». [ 1 ]
Часто проводят различие между эротическим искусством и порнографией , которая также изображает сцены сексуальной активности и призвана вызвать эротическое возбуждение. Порнографию обычно не считают изобразительным искусством . Люди могут проводить различие в зависимости от цели и послания произведения: эротическое искусство — это произведения, предназначенные не только для возбуждения, но и которые могут быть оценены как искусство теми, кто не заинтересован в их эротическом содержании. Верховного суда США Судья Поттер Стюарт писал в 1964 году, что это различие интуитивно понятно, говоря о жесткой порнографии, которая не будет охраняться законом как эротическое искусство: «Я узнаю это, когда увижу это». [ 2 ]
Другие, в том числе философы Мэтью Киран [ 3 ] и Ханс Маес, [ 4 ] [ 5 ] утверждают, что нельзя провести строгое различие между эротическим искусством и порнографией.
Исторический
[ редактировать ]Среди старейших сохранившихся примеров эротических изображений — наскальные рисунки и резьба палеолита , но многие культуры создали эротическое искусство. В древней Месопотамии были обнаружены артефакты, изображающие откровенный гетеросексуальный секс. [ 6 ] [ 7 ] Глиптика шумерского раннединастического периода часто изображает сцены фронтального секса в миссионерской позе . [ 6 ] На месопотамских вотивных табличках начала второго тысячелетия до нашей эры мужчина обычно изображается входящим в женщину сзади, когда она наклоняется и пьет пиво через соломинку. [ 6 ] Среднеассирийские свинцовые статуэтки часто изображают мужчину, стоящего и проникающего в женщину, лежащую на вершине алтаря. [ 6 ]
Ученые традиционно интерпретировали все эти изображения как сцены ритуального секса . [ 6 ] но они скорее связаны с культом Инанны , богини секса и проституции. [ 6 ] Множество изображений откровенно сексуального характера было найдено в храме Инанны в Ассуре . [ 6 ] который также содержал модели мужских и женских половых органов, [ 6 ] в том числе каменные фаллосы , которые, возможно, носили на шее как амулет или использовали для украшения культовых статуй , [ 6 ] и глиняные модели женской вульвы . [ 6 ]
Изображения полового акта не входили в общий репертуар древнеегипетского формального искусства. [ 9 ] но рудиментарные зарисовки гетеросексуального полового акта были обнаружены на фрагментах керамики и граффити. [ 9 ] Туринский эротический папирус (Папирус 55001) представляет собой свиток египетского папируса размером 8,5 футов (2,6 м) на 10 дюймов (25 см), обнаруженный в Дейр-эль-Медине . [ 9 ] [ 10 ] последние две трети из которых состоят из серии из двенадцати виньеток, изображающих мужчин и женщин в различных сексуальных позах . [ 10 ] Мужчины на иллюстрациях «неряшливые, лысеющие, невысокие и пузатые» с преувеличенно большими гениталиями. [ 11 ] и не соответствуют египетским стандартам физической привлекательности . [ 9 ] [ 11 ] Женщины брачные , [ 9 ] [ 11 ] и они показаны с предметами традиционной эротической иконографии , такими как листья вьюнка . В некоторых сценах они держат предметы, традиционно связанные с Хатхор , богиней любви, такие как цветы лотоса , обезьяны и священные инструменты, называемые систра . [ 9 ] [ 11 ] Свиток, вероятно, был написан в период Рамессидов (1292–1075 гг. До н.э.). [ 10 ] а его высокое художественное качество указывает на то, что оно было создано для богатой публики. [ 10 ] Других подобных свитков обнаружено не было. [ 9 ]
Древние греки рисовали сексуальные сцены на своей керамике, многие из которых известны как одни из самых ранних изображений однополых отношений и педерастии , а на стенах разрушенных римских зданий в Помпеях можно увидеть множество откровенно сексуальных картин . Моче в Перу — еще один древний народ, который вырезал на своей глиняной посуде откровенные сцены секса. [ 12 ] есть целая галерея, посвященная доколумбовой эротической керамике ( культура Моче ) В Лиме в музее Ларко . Эдвард Перри Уоррен привил любовь к греческому искусству во время учебы в колледже и собирал произведения греческого эротического искусства, которые часто изображали сексуальные отношения геев, такие как Кубок Уоррена, греко-римский кубок для питья, в котором изображены сцены анального секса между мужчинами. Многие из эклектичных произведений Уоррена, собранных на протяжении многих лет, находятся в Бостонском музее изящных искусств. [ 13 ]
Халиф Аль-Валид II , правивший халифатом Омейядов в VIII веке, был великим покровителем эротического искусства. Среди изображений Кусайра Амры , построенных им, выделяется обилие обнаженных женщин и любовных сцен. [ 14 ] [ 15 ]
В восточных культурах существует давняя традиция эротического искусства. В Японии, например, сюнга появилась в 13 веке и продолжала набирать популярность до конца 19 века, когда была изобретена фотография. [ 16 ] В Японии в период Эдо (1600–1869) «Сюнга», что в переводе означает «весенние картинки», представляла собой серию откровенно сексуальных картин, созданных тушью или гравюрами на дереве, которые печатались на бумажных свитках в качестве введения в половое воспитание. Сюнга, которую люди воспринимают как часть синтоистской религии, фокусируется на освобождении врожденных сексуальных качеств, присущих всем людям, включая женщин и гомосексуальную сексуальность. Было показано, как пары, вступающие в половой акт, смеются и наслаждаются сексуальным контактом со своим партнером; это было сосредоточено на позитивности секса.
Около 1700 года сюнга встретила сопротивление и была запрещена в Японии, но распространение этого выдающегося эротического искусства продолжалось. Сюнгу можно найти в местных библиотеках и домах многих граждан Японии. [ 17 ] Точно так же эротическое искусство Китая (известное как Чунгунту ) достигло своего пика популярности во второй половине правления династии Мин . [ 18 ] В Индии знаменитая «Камасутра» — древнее руководство по сексу, которое до сих пор популярно читают во всем мире. [ 19 ]
В Европе, начиная с эпохи Возрождения , существовала традиция производства эротики для развлечения аристократии. «И Моди» с гравюрами сексуальных сцен — эротическая книга Маркантонио Раймонди , созданными по эскизам Джулио Романо . Считалось, что И Моди был создан примерно в 1524–1527 годах.
В 1601 году Караваджо написал картину «Amor Vincit Omnia» для коллекции маркиза Винченцо Джустиниани.
Эротический кабинет, заказанный Екатериной Великой , кажется, примыкал к ее анфиладе комнат в Гатчинском дворце . Мебель была эксцентричной: столы с большими пенисами вместо ног. На мебели были вырезаны пенисы и вагины, а стены были покрыты эротическим искусством. Комнаты и мебель видели в 1941 году два офицера Вермахта, но с тех пор они, похоже, исчезли. [ 20 ] [ 21 ] Документальный фильм Петера Водича предполагает, что кабинет находился в Петергофском дворце , а не в Гатчине. [ 22 ]
Традицию продолжили другие, более современные художники, такие как Фрагонар , Курбе , Милле , Бальтюс , Пикассо , Эдгар Дега , Тулуз-Лотрек и Эгон Шиле . Шиле отбывал срок в тюрьме, и власти уничтожили несколько работ за оскорбление современных нравов изображениями обнаженных девушек.
К 20 веку фотография стала наиболее распространенным средством эротического искусства. Такие издатели, как Taschen, массово выпускают эротические иллюстрации и эротические фотографии .
20 век и далее
[ редактировать ]Многие эротические художники работали в 2010-х годах. Большая часть этого жанра до сих пор не так хорошо принята, как более стандартные жанры искусства, такие как портрет и пейзаж. Эротические изображения в искусстве претерпели фундаментальное изменение на протяжении ХХ века. Движения начала 20-го века в искусстве, такие как кубизм , футуризм и немецкий экспрессионизм, исследовали эротику посредством манипулирования обнаженной натурой для изучения нескольких точек зрения, экспериментов с цветом и упрощения фигуры до геометрических компонентов. [ 23 ]
В середине 20 века реализм и сюрреализм предложили новые способы изображения обнаженной натуры. Для художников-сюрреалистов эротика стала способом исследования идей фантазии, бессознательного и состояния сна. [ 24 ] Такие художники, как Поль Дельво , Джорджо де Кирико и Макс Эрнст, являются известными художниками-сюрреалистами, которые непосредственно занимались эротикой. После Первой мировой войны произошел переход от абстрактных человеческих фигур 1920-х и 1930-х годов к реализму. Такие художники, как британский художник Стэнли Спенсер, возглавили этот переосмысленный подход к человеческой фигуре в Британии, создав обнаженные автопортреты себя и своей второй жены в эротической обстановке. Это отчетливо видно в его работе «Двойной обнаженный портрет» ( 1937). [ 24 ]
Портрет обнаженной натуры, возможно, становился категорией эротического искусства, доминировавшей в 20 веке, точно так же, как академическая обнаженная натура доминировала в 19 веке. [ 25 ] Критические статьи о «обнаженной натуре» и, в частности, о женской «обнаженной натуре» означали фундаментальные сдвиги в подходах к изображению обнаженной натуры и изображению сексуальности. Такие плодотворные тексты, как книга британского искусствоведа Кеннета Кларка « Обнаженная натура: исследование идеального искусства» в 1956 году и искусствоведа Джона Бергера книга в 1972 году «Способы видения», пересматривали понятия обнаженной натуры и обнаженной натуры в искусстве. Этот период в искусстве ознаменовался острым взаимодействием с политикой. Это ознаменовало исторический момент, который подчеркнул важность сексуальной революции для искусства. [ 26 ]
1960-е и 1970-е годы были временем социальных и политических перемен в США и Европе. Движения включали борьбу за равенство женщин с упором на сексуальность, репродуктивные права, семью и рабочее место. Художники и историки начали исследовать, как изображения в западном искусстве и средствах массовой информации часто создаются в рамках мужского повествования и, в частности, как они увековечивают идеализацию женского субъекта. [ 27 ] Опрос и допрос всеобъемлющего мужского взгляда в историческом художественном повествовании, проявленный как в критическом письме, так и в художественной практике, стал определять большую часть искусства и эротического искусства середины и конца 20-го века. [ 28 ] Американский историк искусства Кэрол Дункан резюмирует мужской взгляд и его связь с эротическим искусством, написав: «Обнаженная натура, больше чем любая другая тема, может продемонстрировать, что искусство зарождается и поддерживается мужской эротической энергией. Вот почему многие «плодотворные» работы период — обнаженные». [ 29 ] Такие художницы, как Сильвия Сани, являются примером этого изменения мужского взгляда, поскольку в ее работах изображены натурщики-мужчины, представленные в традиционных эротических полулежащих позах, которые обычно предназначались для обнаженных женщин как часть традиции « одалиски ». [ 24 ]
Подъем феминизма , сексуальная революция и концептуальное искусство в середине 20-го века означали, что взаимодействие между изображением и аудиторией, а также между художником и аудиторией начало подвергаться сомнению и переопределяться, открывая новые возможные области практики. Художники начали использовать собственные обнаженные тела и начали изображать альтернативное эротическое повествование через новые линзы. [ 30 ] Новые средства массовой информации начали использоваться для изображения обнаженной натуры и эротики, перформансы и фотографии использовались женщинами-художницами, чтобы привлечь внимание к проблемам соотношения полов и размытости границ между порнографией и искусством. [ 31 ] Такие художницы, как Кэроли Шнеманн и Ханна Уилк, использовали эти новые средства для исследования конструкций гендерных ролей и сексуальности. Фотографии Уилке, например, высмеивали массовую объективацию женского тела в порнографии и рекламе. [ 24 ]
Искусство перформанса с 1960-х годов процветало и считается прямым ответом и вызовом традиционным видам медиа и было связано с дематериализацией произведения искусства или объекта. По мере процветания перформанса, посвященного эротике, в 1980-х и 1990-х годах как мужчины, так и женщины-художники исследовали новые стратегии представления эротики. [ 27 ]
Марта Эдельхейт была художницей, известной своим вкладом в эротическое искусство как бунтарскую позицию против типичных гендерных ролей, которая исключала женщин-художников из участия в свободном сексуальном самовыражении. Из-за этого женщины часто становились объектами многих известных произведений эротического искусства, предназначенных для мужчин. Эдельхейт критиковали за то, что она была художницей, создававшей эротические произведения искусства в то время, когда мужчины вносили основной вклад в это искусство. Эдельхейт была пионером феминистского художественного движения, потому что она была женщиной, создавшей эротическое искусство, а также изображавшей себя во многих своих работах, которые проложили путь к равенству женщин в сексуальном самовыражении.
Эдельхейт бросил вызов распространенному стереотипу о том, что это искусство является порнографическим, предложив альтернативный взгляд на себя. Ее работы открыли женщинам путь к открытому выражению сексуальных желаний. В 1970-е годы рисовать обнаженных мужчин было редкостью; ее искусство перевернуло ситуацию и позволило женщинам оказаться в авангарде революции в женском самовыражении, произошедшей в 70-х годах. [ 32 ]
Принятие и популярность эротического искусства продвинули этот жанр в мейнстрим поп-культуры и создали множество известных икон. Фрэнк Фразетта , Луис Ройо , Борис Вальехо , Крис Ахиллеос и Клайд Колдуэлл входят в число художников, чьи работы получили широкое распространение. Гильдия художников-эротиков была основана в 2002 году для объединения единомышленников, единственной целью которых было самовыражение и продвижение чувственного искусства эротики в современную эпоху. [ 33 ]
В период с 2010 по 2015 год сексолог и галерист Лаура Хенкель, куратор Музея эротического наследия и галереи Города грехов, организовала выставку «12 дюймов греха», посвященную искусству, которое выражает разнообразный взгляд на сексуальность и сложные идеи высокого и низкого искусства. [ 34 ] Эротика продолжает исследоваться и использоваться в новых видах искусства сегодня, а глубокие события 20-го века по-прежнему лежат в основе большей части преобладающего эротического искусства и художественных замыслов. [ 35 ]
Правовые стандарты
[ редактировать ]Является ли тот или иной образец эротического искусства непристойным, зависит от стандартов юрисдикции и сообщества, в котором оно демонстрируется.
В Соединенных Штатах постановление Верховного суда США 1973 года по делу Миллер против Калифорнии установило трехуровневый тест для определения того, что является непристойным и, следовательно, не защищено, в сравнении с тем, что было просто эротичным и, таким образом, защищалось Первой поправкой. .
Высказывая мнение суда, председатель Верховного суда Уоррен Бургер написал:
Основными руководящими принципами для испытателя фактов должны быть следующие: (а) обнаружит ли «средний человек, применяющий современные общественные стандарты», что произведение, взятое в целом, апеллирует к похотливому интересу, (б) изображает ли произведение или описывает в явно оскорбительной форме сексуальное поведение, конкретно определенное действующим законодательством штата; и (c) имеет ли произведение в целом серьезную литературную, художественную, политическую или научную ценность. [ 36 ]
Поскольку это все еще гораздо более расплывчато, чем другие судебные тесты в судебной практике США, это не уменьшило количество конфликтов, которые часто возникают, особенно из-за неясностей относительно того, что представляют собой «современные общественные стандарты». Аналогичные трудности с разграничением эротики и непристойности были обнаружены и в других правовых системах.
Галерея
[ редактировать ]-
Секс между женщиной и мужчиной. Терракотовая табличка. Древневавилонский период. Музей Древнего Востока, Стамбул, около 2000–1500 гг. до н.э.
-
Анальный секс между двумя мужчинами. Питьевая чашка. греческий; архаический период. 550-500 гг. до н. э.
-
Секс между женщиной и мужчиной. Гравированный скарабоид (самоцвет), Белый халцедон. Греко-персидская. 4 век до нашей эры
-
Ойночоэ работы художника Шувалова , около 430–420 гг. до н.э.
-
Белл Кратер. Древнегреческий. Конец 5-4 веков до н.э.
-
Внутренний корпус футляра-зеркала с гравировкой на посеребренной поверхности. Древнегреческий. Музей изящных искусств, Бостон. Около 340–320 гг. до н. э.
-
Внешняя оболочка коробчатого зеркального контейнера с бронзовым рельефом. Древнегреческий. Музей изящных искусств, Бостон. Около 340–320 гг. до н. э.
-
Гравюра сексуальной сцены на древнегреческом камне. Конец V - начало IV века до н.э.
-
Рассматривается спящий гермафродит. Кратер. Мрамор. Древнегреческий. 110–90 гг. до н.э.
-
Дно глиняной чаши. Древний римлянин? Древнегреческий? Эрмитаж, Санкт-Петербург
-
Керамический сосуд. Моче, Перу. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. 300–600 гг. н.э.
-
Керамический сосуд. Доколумбовая эпоха. Музей Ларко, Лима.
-
Керамический сосуд. Доколумбовая эпоха. Музей Ларко, Лима.
-
Керамические сосуды. Доколумбовая эпоха. Музей Ларко, Лима.
-
Керамический сосуд. Доколумбовая эпоха. Музей Ларко, Лима.
-
Керамический сосуд. Доколумбовая эпоха. Музей Ларко, Лима.
-
Тантрическая резьба из храма Лакшмана, Кхаджурахо , Индия.
-
Свежие. Пещеры Аджанты, VI–VII века н.э.
-
Свежий. Пещеры Аджанты. VI – VII века н.э.
-
Шила-на-Гиг в Килпеке, Англия, 12 век.
-
Ратуша Сен-Кантена. Сен-Кантен, Франция. Между 1331 и 1509 годами
-
Мастурбация. Ратуша Сен-Кантена. Сен-Кантен, Франция. Между 1331 и 1509 гг.
-
Аллегория апреля . Франческо дель Косса. Фреска в Палаццо Скифанойя, Феррара. Около 1470 г.
-
Картины секса рассматриваются в эротическом альбоме, середина-конец 18 века.
-
Эротическая рукопись Тухфета Уль-Мулька, 1773 г.
-
Юпитер и Юнона. Жак Жозеф Койни. 1798.
-
Иллюстрация Весеннего дворца (также известного как Чунгонгту , Япония). Династия Цин. 1636–1912.
-
Китайское эротическое искусство. Картина гуашью. Дата создания неизвестна: 1800–1899 гг.
-
Хокусай , Растение Адонис (Фукудзюсо) , 1815 г.
-
Хокусай, «Сон жены рыбака» , ок. 1820 г.
-
Эротическая сцена. Акварель. Петер Иоганн Непомук Гейгер . 1840.
-
Гюстав Курбе , «Происхождение мира» , 1866 г.
-
Картина эротической сцены за картиной инжира и помидора. Суммонте. С 1800 по 1899 год?
-
Эротическая сцена на обратной стороне картины Суммонте «Инжир и помидор». С 1800 по 1899 год?
-
Анальный секс между двумя мужчинами. Бумага, акварель. Около 1880 - 1926 гг.
-
Пол Аврил , иллюстрация к «Фанни Хилл» , 1907 год.
-
Эгон Шиле , обнаженная без названия , 1914 год.
-
Гиперреалистичная скульптура похотливой принцессы Европы немецкого скульптора Георга Виктора , 2014 г.
См. также
[ редактировать ]- Художественная свобода
- Синий фильм Энди Уорхола
- Дионисическое искусство
- Эротическое искусство в Помпеях и Геркулануме
- Эротические комиксы
- Эротическая фотография
- Фантастическое искусство
- Фетиш-арт
- Золотой век порно
- хентай
- История эротических изображений
- Пути
- Лесбийская эротика
- Обнаженная (искусство)
- Модель пин-ап
- Порнография
- Беременность в искусстве
- Секс в рекламе
- Секс в кино
- Сексуальное возбуждение
- йифф
- Зазель
- Группа памятников Кхаджурахо
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маес, Ганс (1 декабря 2018 г.). «Эротическое искусство». В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет – через Стэнфордскую энциклопедию философии.
- ^ Якобеллис против Огайо , 378 US 184, 197 (1964).
- ^ Киран, Мэтью (2001). «Порнографическое искусство». Философия и литература . 25 (1): 31–45. дои : 10.1353/phl.2001.0012 . S2CID 201770457 .
- ^ Маес, Ганс (2011). «Искусство или порно: четкое разделение или ложная дилемма?» (PDF) . Философия и литература . 35 (1): 51–64. дои : 10.1353/phl.2011.0003 . S2CID 170101830 .
- ^ Маес, Ганс. Эд. Порнографическое искусство и эстетика порнографии, Пэлгрейв Макмиллан, 2013. [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992). Боги, демоны и символы Древней Месопотамии: Иллюстрированный словарь . Издательство Британского музея. стр. 150–152. ISBN 978-0-7141-1705-8 .
- ^ Немет-Нежат, Карен Рея (1998). Повседневная жизнь в Древней Месопотамии . Санта-Барбара, Калифорния: Гринвуд. п. 137 . ISBN 978-0313294976 .
- ^ Jump up to: а б Джаред Алан Джонсон (2015). «Греческая молодость: оценка иконографических изменений в процессе ухаживания в период поздней архаики». (Магистерская диссертация). Университет Теннесси . Проверено 5 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Робинс, Гей (1993). Женщины в Древнем Египте . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 189–190 . ISBN 978-0-674-95469-4 .
Туринский эротический папирус.
- ^ Jump up to: а б с д О'Коннор, Дэвид (сентябрь – октябрь 2001 г.). «Эрос в Египте» . Археологическая Одиссея . Архивировано из оригинала 30 января 2019 года . Проверено 5 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Шмидт, Роберт А.; Восс, Барбара Л. (2000). Археология сексуальности . Абингдон-он-Темз, Англия: Psychology Press. п. 254. ИСБН 978-0-415-22366-9 .
- ^ Чемберс, М., Лесли, Дж. и Баттс, С. (2005) Порнография: Тайная история цивилизации [DVD], Koch Vision.
- ^ Потвин, Джон (март 2011 г.). «Аскесис как эстетический дом: Эдвард Перри Уоррен, Дом Льюиса и идеал греческой любви». Домашние культуры . 8 (1): 71–89. дои : 10.2752/175174211X12863597046695 . S2CID 162204319 .
- ^ «Археология византийского города - Ссылка IV: Кусайр Амра» . www.bijleveldbooks.nl . Проверено 4 апреля 2023 г.
- ^ Фауден, Гарт (20 сентября 2004 г.). Кусайр АмраАрт и элита Омейядов в позднеантичной Сирии . Издательство Калифорнийского университета. дои : 10.1525/Калифорния/9780520236653.003.0002 . ISBN 978-0-520-23665-3 .
- ^ «Сюнга» . Система пользователей японской сети искусства и архитектуры. 2001 . Проверено 23 августа 2006 г.
- ^ «Что такое Сюнга?» . Артистичный . 24 сентября 2013 г.
- ^ Бертолет, LCP (1997) «Мечты о весне: эротическое искусство в Китае», в: Bertholet Collection , Pepin Press (октябрь 1997 г.) ISBN 90-5496-039-6 .
- ^ Даниэлу, А., пер. (1993) Полная Камасутра: первый полный современный перевод , Внутренние традиции. ISBN 0-89281-525-6 . [ нужна страница ]
- ↑ Игорь Семенович Кон и Джеймс Риордан, Секс и российское общество, стр. 18.
- ^ Питер Деккерс (6 декабря 2003 г.). «Тайна Екатерины Великой» [Тайна Екатерины Великой]. Трау (на голландском языке).
- ^ Водич, Питер. «Тайна Екатерины Великой» . Де Продукти . Архивировано из оригинала 13 сентября 2017 года . Проверено 8 июля 2014 г. Включает трейлер документального фильма Питера Водича.
- ^ Чемберс, Эмма (2016). Ню: искусство из коллекции Тейт . Патон, Джастин, Художественная галерея Нового Южного Уэльса. Сидней, Новый Южный Уэльс, с. 81. ИСБН 9781741741278 . OCLC 957155505 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Чемберс, Эмма (2016). Ню: искусство из коллекции Тейт . Патон, Джастин, Художественная галерея Нового Южного Уэльса. Сидней, Новый Южный Уэльс, с. 161. ИСБН 9781741741278 . OCLC 957155505 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Кахмен, Волкер, 1939- (1972). Эротическое искусство сегодня . Гринвич, Коннектикут: Нью-Йоркское графическое общество. п. 11. ISBN 978-0821204306 . OCLC 428072 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Чемберс, Эмма (2016). Ню: искусство из коллекции Тейт . Патон, Джастин, Художественная галерея Нового Южного Уэльса. Сидней, Новый Южный Уэльс, с. 15. ISBN 9781741741278 . OCLC 957155505 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «расследование личности» . Музей современного искусства .
- ^ Семмель, Джоан; Кингсли, апрель (1980 г.). «Сексуальные образы в женском искусстве». Женский художественный журнал . 1 (1): 1–6. дои : 10.2307/1358010 . JSTOR 1358010 .
- ^ Броуде, Норма ; Гаррард, Мэри Д. , ред. (1982). Феминизм и история искусства: подвергая сомнению литанию . Нью-Йорк. п. 306. ИСБН 9780429500534 . OCLC 1028731181 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Макдональд, Хелен, 1949- (2001). Эротическая двусмысленность: женская обнаженная фигура в искусстве . Лондон: Рутледж. п. 3. ISBN 978-0203448700 . OCLC 51161504 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Долан, Джилл (1987). «Динамика желания: сексуальность и гендер в порнографии и исполнении». Театральный журнал . 39 (2): 156–174. дои : 10.2307/3207686 . JSTOR 3207686 . S2CID 55834856 .
- ^ Миддлман, Рэйчел (3 апреля 2014 г.). «Феминистский авангард: «Эротическое искусство» Марты Эдельхейт в 1960-е годы». Konsthistorisk Tidskrift/Журнал истории искусств . 83 (2): 129–147. дои : 10.1080/00233609.2014.901413 . S2CID 191577484 .
- ^ Для обзора см. Эберхард и Филлис Кронхаузен: Эротическое искусство. Издательство Кэрролл и Граф, Нью-Йорк, 1993 г., ISBN 0-88184-970-7
- ^ Алисса Баффенштейн (25 марта 2016 г.). «Квест одного сексолога по стимулированию арт-сцены Лас-Вегаса» . Проект «Создатели» .
- ^ О'Рейли, Салли (2009). Тело в современном искусстве . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. п. 11. ISBN 9780500204009 . OCLC 317919538 .
- ^ Miller v. California , 413 U.S. 15, 24 (1973).
- ^ Jump up to: а б «Лизание задницы» . oberschloss-kranichfeld.de . Архивировано из оригинала 28 января 2022 года . Проверено 7 июня 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 10 лучших эротических произведений искусства, The Guardian
- Эротическое искусство, Стэнфордская энциклопедия философии
- Графическая история эротики , Обнаженная натура в истории искусства. (Испанский)
- Эротическое искусство – Галерея Сюнга – Художественные и интеллектуальные презентации .
- Honesterotica.com , Эротическая иллюстрация от поздней викторианской эпохи до наших дней.