SS Admiral Nakhimov
![]() | |
История | |
---|---|
![]() ![]() | |
Имя | СС Берлин |
Тезка | Город Берлин , Германия |
Владелец | Северо-Германский Ллойд |
Строитель | Бременский вулкан |
Запущен | 24 марта 1925 г. |
реклассифицирован |
|
Порт приписки | Бремен , Веймарская республика |
Идентификация | |
Судьба | Потоплен на мине недалеко от Свинемюнде , спасён Советским Союзом в 1949 году. |
![]() | |
Имя | SS Admiral Nakhimov |
Тезка | Admiral Pavel Nakhimov |
Владелец | Черноморское пароходство |
Порт приписки | 1949–1986: Одесса , ![]() |
Не работает | 1986 |
реклассифицирован | пассажирский лайнер (1957–1986) |
Идентификация | |
Судьба | 31 августа 1986 г.: затонул при столкновении с сухогрузом «Петр Васев». |
Общие характеристики | |
Тип | Пассажирский лайнер |
Тоннаж | |
Длина | 572 футов (174 м) |
Луч | 21,02 м (69,0 футов) |
Скорость | 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час) |
Емкость | 1101 + 24 дополнительных пассажира: 323 первого класса ; 290-второй класс; 488 третьего класса; |
Экипаж | 313 + 41 дополнительный экипаж |
СС «Адмирал Нахимов» (русский: Адмирал Нахимов ), спущенный на воду в марте 1925 года и первоначально называвшийся SS «Берлин» , был пассажирским лайнером немецкой Веймарской республики , позже преобразованным в госпитальное судно , а затем в советское пассажирское судно. 31 августа 1986 года «Адмирал Нахимов» столкнулся с большим сухогрузом «Пётр Васев» в Цемесской бухте , недалеко от порта Новороссийск , РСФСР , и быстро затонул. Всего погибло 423 из 1234 человек, находившихся на борту.
История
[ редактировать ]Берлин
[ редактировать ]Довоенная служба
[ редактировать ]
«Берлин» был построен Бремером Вулканом на верфи Вегезак, Германия (верфь 614), и был завершен в марте 1925 года. Он был спущен на воду 25 марта 1925 года и введен в эксплуатацию 17 сентября 1925 года. Корабль имел длину 572 фута (174 м), имел четыре палубы. и объемом 15 286 брт . Первоначально она управляла линией Бремен – Саутгемптон – Шербур – Нью-Йорк на линии North German Lloyd Line .
Основной маршрут корабля пролегал между Бремерхафеном, Саутгемптоном и Нью-Йорком, который он начал 26 сентября 1925 года и действовал до мая 1939 года, когда он был поставлен на прикол в Бремерхафене для переоборудования. 12 ноября 1928 года Берлин спас пассажиров и команду лайнера «Вестрис» . [ 1 ] затонул у берегов Вирджинии по пути из Нью-Йорка на Барбадос . По оценкам, в результате затопления погибло 113 человек.
Берлин был зафрахтован нацистами в 1939 году как корабль для отдыха рабочих «Сила через радость » ( Kraft durch Freude , KdF), а позже использовался в качестве госпитального корабля во время Второй мировой войны .
Вторая мировая война
[ редактировать ]
«Берлин» был одним из восьми немецких кораблей, введенных в эксплуатацию в качестве госпитальных судов ( Lazarettschiffe ) во время Второй мировой войны. Большинство, если не все, этих кораблей также служили в других целях во время войны после вывода из эксплуатации в качестве госпитальных судов, в основном в качестве судов для размещения или транспортировки военнослужащих. Всем немецким госпитальным судам были присвоены буквенные обозначения, в том числе «Берлин » — «А». 16 июля 1939 года «Берлин» начал переоборудование в госпитальный корабль и 23 августа 1939 года поступил на вооружение Кригсмарине под названием Lazarettschiff A, Sanitätsamt Ost. Корабль имел причал для 400 пациентов и экипаж из 165 человек. Первоначально он служил в норвежских водах. был идентифицирован как «Полевой пост № 07520». К январю 1945 года Берлину была поручена операция «Ганнибал» — переброска беженцев и солдат из Восточной Балтики. 31 января 1945 года, формируя конвой, направлявшийся на восток, Берлин подорвался на мине у Свинемюнде и был отправлен на буксир в Киль . [ 2 ] Затем она наткнулась на другую мину и была выброшена на берег (23:53, точка 54°03 с.ш./14°19 в.д., на мелководье). Был один летальный исход. К 5 февраля 1945 года все исправное оборудование было спасено, а корабль заброшен.
Admiral Nakhimov
[ редактировать ]По репарациям Берлин достался Советскому Союзу . В 1946 году начались работы по его подъему Аварийно-спасательной службой Балтийского флота. В короткие сроки все отсеки были герметизированы под водой и начата откачка воды. Однако лайнер был заминирован немцами, и когда во время подъема в канун Нового 1947 года его носовая часть оказалась над поверхностью воды, произошел сильный взрыв. [ 3 ] [ 4 ]
Корабль затонул во второй раз, придавив водолаза Тимофея Старченко, который спустился под его днище, чтобы заткнуть течь в одном из кормовых отсеков. Водолаз был вдавлен в грязь, но его спас твердый медный шлем. Благодаря быстро проведенной уникальной спасательной операции водолазу удалось выбраться живым через специально проложенный под днищем парохода тоннель. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Со второй попытки корабль подняли и отправили на капитальный ремонт. Корабль был переименован в «Адмирал Нахимов» в честь адмирала Павла Нахимова , русского флотоводца XIX века, сыгравшего выдающуюся роль в Крымской войне . После ее переоборудования ее размер был увеличен до 17 053 GRT . В пассажирское обслуживание Черноморского пароходства он поступил в 1957 году. В 1962 году, во время кубинского ракетного кризиса , корабль использовался для перевозки солдат на Кубу .
В разгар летнего туристического сезона «Адмирал Нахимов» круизы по Черному морю между Одессой и Батуми совершал шестидневные туда и обратно. За рейс она перевозила в среднем 1000 человек. Он был флагманом Черноморского пассажирского флота несколько лет, пока в строй не поступили более современные лайнеры.
Тонущий
[ редактировать ]
в 22:00 по московскому времени 31 августа 1986 года «Адмирал Нахимов» отплыл из Новороссийска по пути в Сочи , свою следующую остановку. На борту находились 888 пассажиров и 346 членов экипажа. Большинство пассажиров были украинцами , остальные - из России , Молдовы и других частей тогдашнего Советского Союза . Капитаном корабля был Вадим Марков.

Всего через несколько минут после начала плавания пилот корабля заметил, что большой сухогруз «Петр Васев» идет на встречу с «Адмиралом Нахимовым» . «Петр Васев» был построенным в Японии грузовым судном водоизмещением 18 604 тонны , недавно приобретенным Советским Союзом, и перевозил груз овса и ячменя из Канады. Пилот передал по радио предупреждение Петру Васеву , и грузовое судно ответило: «Не волнуйтесь. Мы пройдем подальше друг от друга. Мы обо всем позаботимся».
Несмотря на сообщение, капитан Виктор Ткаченко с корабля «Петр Васев» не предпринял никаких действий, чтобы замедлить движение корабля или изменить курс. Убежденный, что грузовое судно пройдет без происшествий, капитан «Адмирала Нахимова» Марков удалился в свою каюту, оставив во главе своего второго помощника Александра Чудновского. С 23:00 Чудновская несколько раз звонила по рации Петру Васеву , спрашивая о ее курсе и дальнейших действиях. Чудновский изменил курс корабля на 10 градусов по левому борту. В 23.10 Чудновский крикнул грузовому судну по УКВ: «Немедленно дать задний ход!» Когда стало ясно, что грузовое судно направляется прямо на корабль, двигатели Петра Васёва включили задний ход. Адмирал Нахимов резко повернул влево, но было уже поздно.
В 23:12 адмирал Нахимов был сбит Петром Васевым в 8 морских милях (15 км; 9,2 мили) от порта Новороссийска и в 2 морских милях (3,7 км; 2,3 мили) от берега, в 44 ° 36'15 "N 37 ° 52'35" E / 44,60417 ° N 37,87639 ° E [ нужна ссылка ] Хотя многие пассажиры к этому времени уже легли спать, некоторые находились на палубе, слушая музыку и танцуя. Они могли только беспомощно наблюдать, как грузовое судно врезалось в правый борт корабля на скорости около 5 узлов (9,3 км/ч; 5,8 миль в час). «Адмирал Нахимов» грузового судна продолжил движение вперед с носом в боку, разорвав корабль площадью 900 квадратных футов (84 м2). 2 ) дыра в корпусе между машинным и котельным отделениями.
«Адмирал Нахимов» сразу же накренился на правый борт, и при ударе у него погасли огни. Через несколько секунд включился аварийный дизель-генератор , но через две минуты свет снова погас, погрузив тонущий корабль во тьму. Люди под палубой потерялись в темных и быстро наклоняющихся коридорах. Без питания система дистанционного закрытия дверей водонепроницаемых переборок не работала (хотя из-за затопления двух отсеков корабль нынешней конструкции все равно не смог бы удержаться на плаву).
не было Времени спустить на воду спасательные шлюпки . Это усугублялось тем, что этому препятствовал быстро сформировавшийся сильный крен, быстро превысивший проектные допустимые 20 градусов; кроме того, по словам некоторых очевидцев, спасательные шлюпки и шлюпбалки были покрашены на месте (а старые шлюпбалки были разрушены коррозией), что делало спуск на воду хотя бы некоторых из них невозможным (аналогичные случаи отмечались ранее и при некоторых других кораблекрушениях, таких как как в случае с PS General Slocum или TSMS Lakonia .) С бака по левому борту можно было спустить одну спасательную шлюпку, но к тому времени уже не было мощности, необходимой для того, чтобы лебедки опустили ее в вода. Лишь позже, когда корабль затонул, спасательная шлюпка смогла отплыть. В результате с корабля в воду пришлось сбросить спасательные плоты, из 48 им удалось сбросить 32. Сотни людей нырнули в маслянистую воду, цепляясь за спасательные жилеты , бочки и куски мусора.
«Адмирал Нахимов» затонул всего за семь минут. Спасательные корабли начали прибывать всего через 10 минут после того, как корабль затонул. Петр Васев не сильно пострадал и участвовал в спасательных операциях. К месту происшествия срочно прибыли 64 спасательных судна и 20 вертолетов , из воды были спасены 836 человек. Некоторые люди были настолько скользкими от мазута, что не могли удержать руки своих спасателей. Морякам пришлось прыгать в воду, чтобы спасти людей.
На «Адмирале Нахимове» отсутствовала надлежащая вентиляция, из-за чего во время катастрофы все 90 окон в каютах были открыты. Несколько переборок , которые могли предотвратить затопление корабля, были удалены во время переоборудования. « Адмирал Нахимов» после этого мог плавать только с одним затопленным отсеком, тогда как большинство других кораблей могли плавать как минимум с двумя, заполненными водой. Обломки корабля "Адмирал Нахимов" лежат по правому борту на глубине 150 футов (46 м) в Цемесской бухте у Новороссийска.
«Петр Васев» был переименован и работал под другими флагами до 2012 года. [ нужна ссылка ]
Жертвы
[ редактировать ]У пассажиров и экипажа не было времени спастись, и 423 человека из 1234 находившихся на борту погибли. Шестьдесят четыре из погибших были членами экипажа и 359 пассажирами. Об этом событии не сообщалось в новостях в течение сорока восьми часов. Выжившим разрешили только отправлять телеграммы со словами: «Живы и здоровы в Новороссийске».
Поиск утонувших
В помощь водолазам Черноморского пароходства к месту трагедии «Адмирала Нахимова» через 10 часов прибыло большое специализированное спасательное судно «СС-21», которое после многомесячного похода только что вернулось в Севастополь из Средиземного моря. . водолазы-разведчики 17-й бригады специального назначения Черноморского флота . К спасательным работам также были срочно привлечены [ 3 ] [ 4 ] К работе по осмотру затонувшего лайнера немедленно подключились военные водолазы. На перевернутом судне вести поиск под водой было крайне сложно.
Для большей безопасности водолазы внутри корабля работали парами, а на верхних палубах использовались баллонные дыхательные аппараты с автономной подачей кислородно-азотной смеси. Дубовые двери салонов « Нахимова » сильно раздулись от воды, в результате чего их часто приходилось подрывать зарядами взрывчатки. Работая ночью на борту затонувшего лайнера, потратив много времени и сил на установку взрывчатки, а затем и на обратном пути по лабиринтам коридоров, водолазы капитан-лейтенант Игорь Ивлев и мичман Юрий Полищук израсходовали почти весь запас дыхания. смесь. Помогая другу, Полищук сам потерял сознание от нехватки воздуха, в результате чего при подъеме на поверхность снова выпал из ныряющей беседки на дно. С большим риском, работая практически без декомпрессии, другим водолазам удалось найти Полищука, быстро поднять его на корабль и поместить в барокамеру. Врачи долго боролись за жизнь отважного моряка, но спасти его не смогли. 10 сентября, В 1986 году , не приходя в сознание, скончался мичман Юрий Владимирович Полищук, командир взвода водолазов-разведчиков бригады специального назначения Черноморского флота. [ 3 ] [ 4 ]
После этого случая стало более распространено (особенно при работе на нижних палубах) использование водолазного снаряжения с традиционной подачей дыхательной смеси через шланг с корабля, обеспечивающего спуск. 19 сентября 1986 года мичман Сергей Александрович Шардаков получил задание проникнуть в 41-ю каюту, в которой, по словам очевидцев, оставались запертыми дети. Пытаясь открыть дверь ломом, он запутался в собственных кабелях и шлангах, не смог вовремя проветрить скафандр и потерял сознание... Напарнику удалось вытащить потерявшего сознание мичмана из коридора, но он умер до того, как прибытие помощи с поверхности. [ 3 ] [ 4 ] После гибели второго водолаза, а также в связи с завершением обследования большей части помещений производство подводных работ на затонувшем лайнере решением Правительственной комиссии было остановлено. В некоторые каюты дайверам не удалось попасть.
Расследование
[ редактировать ]Советское правительство сформировало комиссию по расследованию катастрофы. Было установлено, что и капитан Марков с корабля «Адмирал Нахимов» , и капитан Ткаченко с корабля «Петр Васев» нарушили правила безопасности мореплавания. Несмотря на неоднократные приказы пропустить «Адмирала Нахимова» , Ткаченко отказался сбавить скорость своего корабля и сообщил о происшествии только через 40 минут после того, как оно произошло. Капитана Маркова на мостике не было. Дознание состоялось в 1987 году в Одессе . В марте 1987 года капитаны обоих судов: Вадим Георгиевич Марков, капитан «Адмирала Нахимова» , и Виктор Иванович Ткаченко, капитан « Пётра Васева» , были признаны одинаково виновными в кораблекрушении, гибели людей и приговорены к 15 годам лишения свободы каждый. Оба капитана были освобождены в начале осени 1992 года. После освобождения В.Г. Марков работал капитаном-наставником в Черноморском пароходстве и жил в городе Одессе (где и умер в 2007 году). В.И. Ткаченко сразу после освобождения уехал за границу и при не до конца выясненных обстоятельствах погиб в сентябре 2003 года при крушении яхты у берегов Канада . [ 3 ] [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]- Список катастроф кораблей мирного времени по числу погибших
- Список кораблей с именем Адмирал Нахимов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Газетный отчет о катастрофе Вестриса.
- ^ Кобургер, Чарльз, Стальные корабли, железные кресты и беженцы , Praeger Publishing, Нью-Йорк, 1989, стр. 84.
- ^ Jump up to: а б с д и ж "Последний рейс Адмирала Нахимова (Сергей Буйло) / Проза.ру" . proza.ru . Retrieved 6 September 2022 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Буйло С.И. «Адмирал Нахимов» и «Саманта Смит». Два корабля за день до трагедии в Цемесской губе // Родина, 2016, № 9, с. 77–79. (на русском языке)
- ^ Чикер НП Служба специального назначения . Москва: Издательство ДОСААФ, 1975. с. 209. (на русском языке)
Библиография
[ редактировать ]- Маклафлин, Стивен (2007). «Вопрос 37/04: Советский ракетный крейсер «Адмирал Нахимов ». Военный корабль Интернешнл . XLIV (4): 334–338. ISSN 0043-0374 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на русском языке) Сайт, посвященный катастрофе.
- (in Russian) Столкновение в Цемесской бухте — Arc.Ask3.Ru (wikipedia.org)
- Океанские лайнеры
- Пароходы Германии
- Пароходы Советского Союза
- Суда Черноморского пароходства
- Кораблекрушения в Черном море
- Корабли Северо-Германского Ллойда
- Пассажирские корабли Германии времен Второй мировой войны
- Морские инциденты в 1986 году
- 1986 год в Советском Союзе
- корабли 1925 года
- Корабли затонули в результате столкновений
- Госпитальные корабли во Второй мировой войне
- Морские инциденты в Советском Союзе
- Морские происшествия в России
- Морские инциденты в январе 1945 г.
- Пассажирские суда Советского Союза