Храм Аруначалешвары
Храм Аруначалешвары | |
---|---|
![]() Вид на башни храма Аруначалешвары с холма Аруначала. | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Тируваннамалайский район |
Божество | Шива |
Фестивали | Картикай Дипам |
Функции |
|
Расположение | |
Расположение | Тируваннамалай |
Состояние | Тамил Наду |
Страна | Индия |
Географические координаты | 12 ° 13'53,76 дюйма с.ш. 79 ° 4'1,92 дюйма в.д. / 12,2316000 ° с.ш. 79,0672000 ° в.д. |
Архитектура | |
Тип | Дравидийская архитектура [ 1 ] |
Создатель | Чолас |
Завершенный | 9 век |
Веб-сайт | |
https://annamalaiyar.hrce.tn.gov.in/ |
Храм Аруначалешвара (также называемый храмом Аннамалайяр ) — индуистский храм, посвященный божеству Шиве , расположенный у подножия холма Аруначала в городе Тируваннамалай в штате Тамил Наду , Индия . Он важен для индуистской секты шиваизма как один из храмов, связанных с пятью элементами, Панча Бхута Сталамами , и, в частности, с элементом огня, или Агни .
Шиве поклоняются как Аруначалешваре или Аннамалайяру, и он представлен лингамом , а его идолом называют Агни лингам . Его супруга Парвати изображается как Уннамалай Амман или Апитхакуча Амбал. [ 2 ] [ 3 ] Верховное божество почитается в тамильском шиваистском каноническом произведении VII века « Теварам» , написанном тамильскими святыми поэтами, известными как наянары и классифицированным как Паадал Петра Сталам . Святой шиваитский поэт 9-го века Маниккавасагар написал здесь Тирувемпавай .
Храмовый комплекс занимает площадь 10 гектаров и является одним из крупнейших в Индии. [ 4 ] В нем находятся четыре надвратные башни, известные как гопурамы . Самой высокой является восточная башня, 11 этажей и высотой 66 метров (217 футов), что делает ее одной из самых высоких храмовых башен в Индии, построенной Севаппой Наяккаром (династия Наякар). [ 4 ] В храме есть множество святынь, наиболее известными из которых являются святыни Аруначалешвары и Уннамалаи Аммана. В храмовом комплексе много залов; Самым примечательным является тысячеколонный зал, построенный в период Виджаянагара .
Нынешняя каменная конструкция была построена во времена династии Чола в 9 веке, а более поздние расширения приписываются правителям Виджаянагара из династии Сангама (1336–1485 гг. Н. Э.), династии Салува и династии Тулува (1491–1570 гг. Н. Э.). Храм поддерживается и управляется Департаментом индуистских религиозных и благотворительных пожертвований правительства Тамил Наду .
В храме проводятся шесть ежедневных ритуалов в разное время с 5:30 до 22:00, а также двенадцать ежегодных фестивалей в календаре. Фестиваль Картикай Дипам отмечается в день полнолуния с ноября по декабрь, и на вершине холма зажигается огромный маяк. Его видно на многие мили вокруг, и он символизирует огненный лингам Шивы , соединяющийся с небом. [ 5 ] Свидетелями этого события стали три миллиона паломников. В день, предшествующий каждому полнолунию, паломники обходят основание храма и холмы Аруначалы, участвуя в поклонении под названием Гиривалам — практике, которую ежегодно совершает один миллион паломников. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Легенда
[ редактировать ]
В индуистской мифологии Парвати , жена Шивы, однажды игриво закрыла глаза своему мужу в цветочном саду их обители на вершине горы Кайлас . Хотя для богов это было лишь мгновение, весь свет был забран из вселенной, а земля, в свою очередь, на годы погрузилась во тьму. Парвати совершила аскезу вместе с другими преданными Шивы. [ 7 ] Затем ее муж появился в виде огромного огненного столба на вершине холмов Аннамалая , возвращая миру свет. [ 8 ] Затем он слился с Парвати, образовав Ардханаришвару , полуженскую, полумужскую форму Шивы. [ 9 ] Аруначала, или красная гора, находится за храмом Аруначалешвары и связана с храмом своего тезки. [ 3 ] Сам холм является священным и считается лингамом или культовым изображением Шивы. [ 10 ]
Другая легенда гласит, что однажды, когда Вишну и Брахма боролись за превосходство, Шива появился в виде пламени и предложил им найти свой источник. [ 11 ] [ 12 ] Брахма принял облик лебедя и полетел в небо, чтобы увидеть верхушку пламени, а Вишну стал вепрем Варахой и искал его основу. [ 11 ] Сцена называется Лингодбхава и изображена на западной стене святилища большинства храмов Шивы. [ 11 ] Ни Брахма, ни Вишну не смогли найти даже источник. [ 11 ]
История
[ редактировать ]
Древние тамильские ученые, такие как Наккирар (I век до н.э. – I век н.э.), Капилар и Паранар (125–225 гг. н.э.), упоминали святыню в Аннамалае и правящее божество. [ 13 ] VII века Наянара Святые Самбандар и Аппар описали храм в своем поэтическом произведении «Теварам» . Секкижар , автор « Перияпуранам» , писал, что и Аппар, и Самбандар поклонялись Аруначалешваре в храме. [ 14 ] Короли Чола правили регионом более четырех столетий, с 850 по 1280 год нашей эры, и были покровителями храмов. В надписях короля Чола записаны различные дары храму, такие как земля, овцы, коровы и масло, в память о различных победах династии. [ 15 ] Короли Хойсала использовали Тируваннамалай в качестве своей столицы, начиная с 1328 года нашей эры. [ 12 ] [ 16 ] Есть 48 надписей из династии Сангама (1336–1485 гг. Н. Э.), 2 надписи из династии Салува и 55 надписей из династии Тулува (1491–1570 гг. Н. Э.) Империи Виджаянагара , отражающие дары храму от их правителей. [ 17 ] Есть также надписи времен правления Кришнадевы Рая (1509–1529 гг. Н. Э.), самого могущественного царя Виджаянагара, указывающие на дальнейшее покровительство. [ 18 ] Большинство надписей Виджаянагара были написаны на тамильском языке , некоторые — на каннада и санскрите . [ 19 ] Надписи в храме царей Виджаянагара указывают на акцент на административных вопросах и местных проблемах, что контрастирует с надписями тех же правителей в других храмах, таких как Тирупати . Большинство надписей, связанных с подарками, относятся к земельному наделу, за которым следуют товары, денежные пожертвования, коровы и масло для освещения ламп. [ 18 ] Город Тируваннамалай находился на стратегическом перекрестке во времена империи Виджаянагара, соединяя священные центры паломничества и военные маршруты. [ 20 ] Есть надписи, которые показывают, что этот район был городским центром до доколониального периода, причем город развивался вокруг храма. [ 20 ] [ 21 ]
В 17 веке нашей эры храм вместе с городом Тируваннамалай перешел под власть наваба Карнатика . Когда империя Великих Моголов подошла к концу, навабы потеряли контроль над городом, и после 1753 года наступила неразбериха и хаос. [ 8 ] Впоследствии были периоды управления храмом как индуистами, так и мусульманами: Мурару Рай, Кришна Рай, Мритис Али Хан и Буркат Уллахан последовательно осаждали храм. По мере продвижения европейских вторжений Тируваннамалай подвергся нападению французских Супри, Самбрине и английского капитана Стивена Смита. Некоторые были отброшены, другие одержали победу. Французы оккупировали город в 1757 году, а в 1760 году храм вместе с городом перешел под контроль британцев. [ 15 ] В 1790 году город Тируваннамалай был захвачен Типпу Султаном , который правил с 1782 по 1799 год нашей эры. [ 8 ] В первой половине 19 века город вместе с храмом перешел под власть Великобритании . [ 15 ] С 1951 года, в соответствии с положениями Закона об индуистских религиозных и благотворительных пожертвованиях, храм находится в ведении Департамента индуистских религиозных и благотворительных пожертвований ( HR & CE ) правительства Тамил Наду . [ 14 ] В 2002 году Археологическая служба Индии объявила храм памятником национального наследия и взяла на себя его управление. Однако массовые протесты и судебные разбирательства с Верховным судом Индии привели к тому, что Археологическая служба вернула храм Индуистскому совету по делам религий и пожертвований. [ 22 ] [ 23 ]
Архитектура
[ редактировать ]
Комплекс и башни
[ редактировать ]
Храм расположен у подножия холмов Аруначала и обращен на восток, занимая площадь более 10 гектаров (25 акров). Стены на востоке и западе имеют длину 210 метров (700 футов), южную - 451 метр (1479 футов) и северную - 480 метров (1590 футов). Нынешняя каменная кладка и башни датируются 9 веком нашей эры, как видно из надписи на строении, сделанной королями Чола , правившими в то время. [ 12 ] [ 24 ] Дальнейшие надписи указывают на то, что до IX века Тируваннамалай находился под властью королей Паллавов , которые правили из Канчипурама . [ 18 ] Он имеет четыре надвратные башни, гопурам , с четырех сторон. Восточная башня Раджагопурам — самая высокая в храме. Основание Раджагопурама сделано из гранита и имеет размеры 41 метр (135 футов) на 30 метров (98 футов). [ 14 ] Его начал царь Кришнадеварайя (1509–29 гг. Н. Э.) из династии Виджаянагара и завершил Севаппа Наяка (1532–80 гг. Н. Э.). [ 12 ] [ 15 ] [ 25 ] Надписи указывают на то, что башня была построена по приказу Сиванесы и его брата Локанатхи в 1572 году нашей эры. [ 26 ] Южная башня называется Тируманджангопурам, а западная башня — Пе Гопурам. Аммани Амманский гурами на севере. Рагхунатхабхьюдаям и Сангита Судха , оба писания Наяка, также описывают башни. [ 26 ] Танджавури Андхра Раджа Чаритаму упоминает, что Кришнадеварайя построил башню и внешние территории храма. [ 26 ] Всего храм состоит из пяти частей. [ 27 ] каждый из которых держит огромного Нанди , священного быка Шивы. Среди башен - Валлала Махараджа Гопурам и Кили Гопурам, или Башня попугаев.
Святыни
[ редактировать ]Главный храм Аруначалешвары обращен на восток и содержит изображения Нанди и Сурьи и является старейшим сооружением храма. [ 27 ] За стенами святилища находится изображение Венугопаласвами ( Кришны ), воплощения Вишну . Вокруг святилища расположены изображения Сомасканды , Дурги , Чандешвары , Гаджалакшми , Арумугасвами ( Картикеи ), Дакшинамурти , Сварнабайравара , Натараджи и Лингодбхавы — последнее изображение Шивы, исходящее из лингама . Паллиярай . , божественная комната для отдыха божеств, расположена на первой территории вокруг святилища Храм его супруги, Аннамалая Аммана , находится во втором участке, где Амман изображен в стоячей позе. Самбанта Винаягар ( Ганеша ) расположен к северу от флагштока и Балийской Питы , или платформы для жертвоприношений. [ 28 ] К югу от тысячеколонного зала находится небольшой храм Субраманьи (Картикеи) и большой резервуар. [ 5 ] Патхала-лингам, подземный лингам , — это место, где, как полагают, Рамана Махарши (1879–1950 гг. н.э.) совершал свое покаяние. [ 29 ] [ 30 ] Храм Шивагангаи Винаягара (Ганеши) находится на северном берегу резервуара Шиванганга. [ 28 ]
Залы
[ редактировать ]
На третьем участке находится шестнадцатиколонный Дипа Даршана Мандапам, или зал света. Храмовое дерево Магижа считается священным и целебным, и бездетные пары в знак почтения привязывают к его ветвям маленькие колыбели. Веды пишут, что мачта храма разделяла землю и небо при сотворении Вселенной. [ 31 ] Каляна Мандапам, зал бракосочетаний, находится на юго-западе участка и построен в стиле Виджаянагара. Каменный трезубец находится во внешней святыне храма под открытым небом и имеет защитные перила, подобные священному дереву. [ 32 ] Васантха Мандапам, что означает «Зал весны», является третьим участком и содержит храм и святилище Калахатисварар. [ 33 ] На четвертом участке есть изображение Нанди, Брахмы Тиртама, храмовый резервуар, храм Янаи Тирай Конда Винаяга и зал со статуей Нанди высотой 1,8 метра (6 футов), воздвигнутой Валлалой Махараджем. [ 28 ]
Внутри дверного проема первой башни и пятого участка находится тысячеколонный зал, построенный в конце периода Виджаянагара . [ 5 ] Кришнадеварайя построил зал и выкопал резервуар напротив него. [ 5 ] [ 34 ] На колоннах зала вырезаны изображения яли , мифологического зверя с телом льва и головой слона, символа силы наяков. [ 35 ] Арунагиринатхар Мандапам расположен справа от Калаяна Линга Сундара Ишвара Мандапама, а храм Гопуратхилаянара - слева от широкой каменной лестницы, ведущей к Валлала Гопурам. [ 33 ]
Богослужение и фестивали
[ редактировать ]Священники храма совершают пуджу (ритуалы) во время фестивалей и ежедневно. Как и в других храмах Шивы Тамил Наду, священники принадлежат к касте шиваитских брахманов. Храмовые ритуалы пандит совершает шесть раз в день; Ушаткалам в 5:30, Калашанти в 8:00, Учикалам в 10:00, Саяракшай в 18:00, Ирандамкалам в 20:00 и Арддха Джамам в 22:00. [ 36 ] Каждый ритуал состоит из четырех этапов: абхишекам (священное омовение), аланкарам (украшение), наиведьям (подношение еды) и дипа арадханай (размахивание лампами) как для Аруначалешвары, так и для Уннамулая Аммана. Поклонение проводится под музыку с нагасварамом (дудочным инструментом) и тавилом (ударным инструментом), религиозными наставлениями в Ведах , читаемыми священниками, и простираниями поклоняющихся перед мачтой храма. Существуют еженедельные ритуалы, такие как сомаварам и шукраварам , двухнедельные ритуалы, такие как прадошам , и ежемесячные фестивали, такие как амавасай (день новолуния), круттика , пурнима (день полнолуния) и чатуртхи . [ 36 ]
В течение года храм отмечает десятки фестивалей. [ 37 ] четыре главных праздника — Брахмотсавам Ежегодно отмечаются . Самый важный из них длится десять дней месяца Картикай тамильского , с ноября по декабрь, и завершается празднованием Картикай Дипам. Огромная лампа зажигается в котле , содержащем три тонны топленого масла , на вершине холмов Аруначалы во время Дипама. [ 5 ] [ 38 ] Чтобы отметить это событие, праздничное изображение Аруначалешвары размещается вокруг деревянной колесницы вокруг горы. [ 13 ] Надписи указывают на то, что фестиваль отмечался еще в период Чола (с 850 г. по 1280 г. н.э.) и был расширен до десяти дней в двадцатом веке. [ 27 ]

Каждое полнолуние десятки тысяч паломников поклоняются Аруначалешваре, обходя босиком холм Аруначала. [ 5 ] Обход покрывает расстояние 14 километров (8,7 миль) и называется Гиривалам . [ 6 ] [ 39 ] Согласно индуистской легенде, прогулка удаляет грехи, исполняет желания и помогает достичь свободы от цикла рождений и перерождений. [ 14 ] Подношения совершаются в череде резервуаров , святынь, залов для медитации с колоннами, источников и пещер вокруг холма. [ 3 ] Обход продолжается до конца месяца. В день ежегодного Читра Пурнами , полнолуния по тамильскому календарю, сотни тысяч паломников приезжают со всего мира, чтобы поклониться Аруначалешваре. пять храмовых машин, называемых там , с деревянной резьбой. Для процессии используются [ 14 ]
Тирувудал — еще один фестиваль, который отмечается в первую неделю тамильского месяца тай в середине января каждого года. Утром Маату Понгал , с 15 по 16 января, Нанди украшают гирляндами из фруктов, овощей и сладостей. Праздничные божества Аруначалешвары и Уннамамулая Аммана выносятся из храма на улицу Тируодал, чтобы разыграть одал (или любовную размолвку) между ними. вечером [ 14 ] [ 40 ]
Религиозное значение
[ редактировать ]Храм Аруначалешвары — один из Панча Бхута Сталамов , или пяти храмов Шивы, каждый из которых представляет собой проявление природного элемента : земли, воды, воздуха, неба и огня. [ 41 ] Говорят, что в храме Аруначалешвары Шива проявил себя в виде массивного огненного столба, чью макушку и стопы не смогли найти индуистские боги Брахма и Вишну. Главный лингам в храме называется Агни Лингам и символизирует долг, добродетель, самопожертвование и освобождение посредством аскетической жизни в конце Агни кальпы . [ 42 ]
Аатхара Стала — это храмы Шивы, которые считаются олицетворением тантрических чакр анатомии человека. Храм Аруначалешвары называется сталам Манипураги . [ 33 ] и связан с чакрой Манипурага ( Манипура ) . Манипурага — чакра, связанная с солнечным сплетением. [ 43 ]
Святые и литературные упоминания
[ редактировать ]Тируньяна Самбандар поэт VII века , тамильский шиваитский , почитал Аруначалешвару и Уннамулая Аммана в десяти стихах в Тевараме , составленных как Первый Тирумурай . [ 44 ] Аппар , современник Самбандара, также почитал Аруначалешвару в 10 стихах в Тевараме , составленном как Пятый Тирумурай . [ 45 ] Поскольку храм почитается в Тевараме , он классифицируется как Паадал Петра Сталам , один из 276 храмов, которые упоминаются в Шайвском каноне. [ 46 ]
Маникавасагар , тамильский святой и поэт 9-го века, почитал Аруначалешвару в своих произведениях, описывая божество как «АннАмалай». [ 47 ] Он сочинил Тирувемпавай в тамильском месяце Маргажи в храме. [ 48 ] Арунагиринатар был тамильским поэтом XV века, родившимся в Тируваннамалае. Он провел свои ранние годы бунтовщиком и соблазнителем женщин. Погубив свое здоровье, он попытался покончить жизнь самоубийством, бросившись с северной башни, но был спасен милостью бога Муругана (Картикеи). [ 49 ] Он стал стойким приверженцем и сочинил тамильские гимны, прославляющие Муругана, наиболее известным из которых является Тирупугаж . [ 15 ] [ 50 ]
Пещера, где медитировал Рамана, находится на нижних склонах холмов Аруначалы, а ашрам — еще ниже, у подножия холмов. [ 30 ] [ 51 ] В подвале приподнятого зала внутри храма находится Патала Лингам , где Рамана достиг высшего осознания, в то время как муравьи пожирали его плоть. [ 51 ] Это место также называют Мукти Сталам , что означает место спасения, и такие святые, как Сешадри Свамигал , Гугай Намачиваяр и Йоги Рамсураткумар . с храмом были связаны [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Мелтон, Дж. Гордон (2014). Веры во времени: 5000 лет истории религии [4 тома]: 5000 лет истории религии . АВС-КЛИО. п. 610. ИСБН 9781610690263 . Проверено 26 февраля 2019 г.
- ^ Сингх и др. 2009 , с. 418
- ^ Jump up to: а б с Абрам и др. 2011 , с. 456.
- ^ Jump up to: а б с Баджва и Каур 2008 , с. 1069.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Брэднок и Брэднок 2009 , стр. 827–828.
- ^ Jump up to: а б Тируваннамалай - Достопримечательности 2011 .
- ^ V. 1974 , p. 42.
- ^ Jump up to: а б с Хантер 1908 , стр. 129–130.
- ^ Кингсбери и Филлипс 1921 , с. 13.
- ^ Гудман 2002 , стр. 38–39.
- ^ Jump up to: а б с д Айяр 1982 , стр. 190–191.
- ^ Jump up to: а б с д История Тируваннамалаи 2011 .
- ^ Jump up to: а б «Аруначала, Краткая история холма и храма» . Архивировано из оригинала 23 января 2022 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Аруначалешварар Тирукойл 2012 .
- ^ Jump up to: а б с д и Айяр 1982 , стр. 191–203.
- ^ Айянгар 1991 , с. 174.
- ^ Мак 2002 , с. 82.
- ^ Jump up to: а б с Мак 2002 , стр. 88–90.
- ^ Мак 2002 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б Мак 2002 , стр. 71–72.
- ^ Тируваннамалай - О городе 2011 .
- ^ Гаур 2006 , с. 126.
- ^ Веб-сайт HR&CE .
- ^ Южный круг 1903 , с. 5.
- ^ V. 1995 , p. ii.
- ^ Jump up to: а б с V. 1995 , p. 31.
- ^ Jump up to: а б с Мак 2002 , стр. 72–74.
- ^ Jump up to: а б с Нараянасвами 1992 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б Разное 2006 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б Эберт 2006 , стр. 35–46.
- ^ Элгуд 1999 , с. 23.
- ^ Элгуд 1999 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б с Камалабаскаран 1994 год .
- ^ Айяр 1982 , с. 546.
- ^ Let's Go, Inc. 2004 , с. 615.
- ^ Jump up to: а б Ритуалы храма Аруначалешвары .
- ^ Мак 2002 , стр. 72–73.
- ↑ The Hindu и 14 декабря 2005 г.
- ^ Храм Тируваннамалай - Гиривалам, 2011 г ..
- ^ Анантараман 2006 , с. 28.
- ^ Рамасвами 2007 , стр. 301–302.
- ^ Блаватская 1892 , с. 189.
- ^ Копье 2011 .
- ^ Тируньянасамбадар 2004 , стр. 27–28.
- ^ Аппар 2004 , стр. 8–11.
- ^ Перевод Муталама Тирумурая, 2012 г.
- ^ Папа 2004 , с. 150.
- ↑ The Hindu и 21 июня 2002 г.
- ^ V.K. 2007 , p. 109.
- ^ Увеличено 1975 , с. 217.
- ^ Jump up to: а б Абрам и др. 2011 , с. 972.
Ссылки
[ редактировать ]- «Совет по индуистской религии и пожертвованиям» . Совет индуистских религий и пожертвований. 2011 . Проверено 27 декабря 2012 г.
- «Ритуалы храма Аруначалешвары» . Храм Аруначалешвары. 2011. Архивировано из оригинала 12 декабря 2011 года . Проверено 27 декабря 2012 г.
- «Тируваннамалай - О городе» . Муниципалитет Тируваннамалай. 2011. Архивировано из оригинала 25 января 2013 года . Проверено 6 сентября 2012 г.
- «Тируваннамалай - Достопримечательности» . Муниципалитет Тируваннамалай. 2011. Архивировано из оригинала 24 августа 2013 года . Проверено 6 сентября 2012 г.
- «Исторические моменты Тируваннамали» . Муниципалитет Тируваннамалай. 2011. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 6 сентября 2012 г.
- «Храм Тируваннамалай - подробности Гиривалама» . Администрация храма Тируваннамалай. 2011. Архивировано из оригинала 29 августа 2012 года . Проверено 6 сентября 2012 г.
- «Перевод Муталама Тирумурая» . Thevaaram.org. 2012 . Проверено 6 сентября 2012 г.
- «Аруначалешварар Тирукойл» . Правительство Тамилнада. 2012. Архивировано из оригинала 24 сентября 2011 года . Проверено 6 сентября 2012 г.
- «10 тысяч преданных стали свидетелями Тируваннамалаи Дипама» . Индус . 2005. Архивировано из оригинала 19 февраля 2006 года . Проверено 6 сентября 2012 г.
- «Огонь, разжигающий веру» . Индус . 2002. Архивировано из оригинала 27 июня 2003 года . Проверено 6 сентября 2012 г.
- Айяр, П.В.Джагадиса (1982), Южноиндийские святыни: иллюстрированные , Нью-Дели: Азиатские образовательные службы, ISBN 81-206-0151-3 .
- Аврам, Дэвид; Эдвардс, Ник; Форд, Майк; Джейкобс, Дэниел; Мегджи, Шафик; Сен, Девдан; Томас, Гэвин (2011), The Rough Guide to India , Rough Guides, ISBN 978-1-84836-563-6 .
- Аппар (2004), Айнтам Тирумурай (PDF) , Интернет: проект Мадурай .
- Айянгар, Кришнасвами С. (1991), Южная Индия и ее мусульманские захватчики , Нью-Дели: Азиатские образовательные службы, ISBN 81-206-0536-5 .
- Анантараман, Амбуджам (2006). Храмы Южной Индии . Книги Восток-Запад. ISBN 8188661422 .
- Баджва, Джагир Сингх; Каур, Равиндер (2008), Управление туризмом , Нью-Дели: SB Nangia, ISBN 978-81-313-0047-3 .
- Блаватская, Елена Петровна (1892), Теософский глоссарий , Лондон: Теософское издательское общество .
- Брэднок, Рома; Брэднок, Роберт (2009), Footprint India , США: Патрик Доусон, ISBN 978-1-904777-00-7 .
- Эберт, Габриэле (2006), Рамана Махарши: Его жизнь , Lulu.com, ISBN 1-4116-7350-6 [ самостоятельный источник ] .
- Элгуд, Хизер (1999), Индуизм и религиозное искусство , Нью-Йорк: Данные каталогизации публикаций Британской библиотеки, ISBN 0-304-70739-2 .
- Гудман, Мартин (2002), На священных горах , Великобритания: Heart of Albion Press, ISBN 1-872883-58-3 .
- Гаур, Махендра (2006), Ежегодник по делам Индии , Дели: Kalpaz Publications, ISBN 81-7835-529-9 .
- Хантер, сэр Уильям (1908), Императорский географический справочник Индии: Провинциальная серия, Том 18 , Калькутта: Суперинтендант государственной печати .
- Камалабаскаран, Исвари (1994), Свет Аруначалешварара , Affiliated East-West Press Pvt. ООО .
- Кингсбери, Фрэнсис; Филлипс, Годфри Эдвард (1921), Гимны тамильских шиваитских святых , Нью-Йорк: Епископ Дорнакала .
- Let's Go, Inc (2004), Let's Go: Индия и Непал, 2004 , Нью-Йорк: Martin's Press, ISBN 0-312-32006-Х .
- Мак, Александр (2002), Духовное путешествие, имперский город: паломничество к храмам Виджаянагара , Нью-Дели: электронные книги Vedam Pvt. ООО, ISBN 81-7936-004-0 .
- Мелтон, Дж. Гордон (2002), Энциклопедия религиозных явлений , Мичиган: Visible Ink Press, ISBN 1-57859-209-7 .
- Нараянасвами, Венкатарама (1992), Тируваннамалай , Мадрас: Манивасагар Ноолагам .
- Папа, преподобный Гу (2004), Тирувачагам или Священные высказывания тамильского поэта, святого и мудреца (PDF) , Онлайн: проект Мадурай .
- Рамасвами, Виджая (2007), Исторический словарь тамилов , США: Scarecrow Press, INC., ISBN 978-0-470-82958-5
- Сингх, Сарина; Браун, Линдси; Эллиотт, Марк; Хардинг, Пол; Хоул, Эбигейл; Хортон, Патрик (2009), Lonely Planet India , Австралия: Lonely Planet, ISBN 978-1-74179-151-8 .
- Южный круг (1903), Эпиграфия , Мадрас: Археологическая служба Индии .
- Спир, Хайди (2011), «Все руководство по исцелению чакр: используйте тонкие энергии вашего тела для укрепления здоровья, исцеления и счастья» , США: Adams Media, ISBN 978-1-4405-2649-7 .
- Тируганасамбадар (2004), Мутхал Тирумурай (PDF) , Онлайн: проект Мадурай .
- В. и Мина (1974). Храмы в Южной Индии (1-е изд.). Канниякумари: Харикумар Искусство.
- В., Вриддхагирисан (1995), Наяки Танджора , Нью-Дели: Азиатские образовательные службы, ISBN 81-206-0996-4 .
- ВК, Субраманиан (2007), 101 мистик Индии , Нью-Дели: Abhinav Publications, ISBN 978-81-7017-471-4 .
- Разное (2006), Туристический путеводитель по Южной Индии , Нью-Дели: Sura Books (pvt) Ltd., ISBN 81-7478-175-7 .
- Звелебил, Камил (1975), тамильская литература, Том 2, Часть 1 , Нидерланды: EJ Brill, Лейден, ISBN 90-04-04190-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт Храма. Архивировано 6 ноября 2021 года в Wayback Machine.