Древнеегипетский календарь – гражданский календарь – представлял собой солнечный календарь с 365-дневным годом. Год состоял из трех сезонов по 120 дней каждый, плюс вставной месяц из пяти эпагоменальных дней, рассматриваемый как вне собственно года. Каждый сезон был разделен на четыре месяца по 30 дней. Первоначально эти двенадцать месяцев были пронумерованы внутри каждого сезона, но стали также известны по названиям основных фестивалей. Каждый месяц был разделен на три 10-дневных периода, известных как деканы или декады. Было высказано предположение, что во времена Девятнадцатой и Двадцатой династий последние два дня каждого декана обычно рассматривались как своего рода выходные для королевских мастеров, когда королевские ремесленники были свободны от работы. [2]
Поскольку этот календарный год был почти на четверть дня короче солнечного года, египетский календарь терял примерно один день каждые четыре года по сравнению с григорианским календарем . Поэтому его иногда называют блуждающим годом ( лат . annus vagus ), поскольку месяцы в нем сменяются примерно на один день в солнечном году каждые четыре года. Птолемея III о Указ Канопусе попытался исправить это путем введения шестого эпигоменального дня каждые четыре года, но это предложение встретило сопротивление египетских жрецов и народа и было оставлено до тех пор, пока установил александрийский или коптский календарь не Август . Введение високосного дня в египетский календарь сделало его эквивалентом реформированного юлианского календаря , хотя в более широком смысле он продолжает отклоняться от григорианского календаря на рубеже большинства столетий.
Этот гражданский календарь действовал одновременно с египетским лунным календарем , который использовался для некоторых религиозных ритуалов и фестивалей. Некоторые египтологи описывают его как лунно-солнечный , с вставочным месяцем, предположительно добавляемым каждые два или три года, чтобы поддерживать его соответствие с солнечным годом, но никаких свидетельств такого вставочного месяца до 4 века до нашей эры еще не обнаружено.
Современное понимание самого раннего развития египетского календаря остается спекулятивным. что табличка времен правления Первой династии фараона Джера ( ок. 3000 г. до н.э.) указывает на то, что египтяне уже установили связь между гелиакическим восходом Сириуса Когда-то считалось , ( древнеегипетский : Spdt или Sopdet , «Треугольник»; греческий : Σῶθις , Сотис ) и начале их года, но более поздний анализ поставил под сомнение, относится ли изображение на табличке вообще к Сириусу. [4] Точно так же, основываясь на Палермском камне , Александр Шарфф предположил, что в Древнем Королевстве год составлял 320 дней, но его теория не получила широкого признания. [5] Некоторые данные свидетельствуют о том, что в раннем гражданском календаре было 360 дней. [6] хотя это могло просто отражать необычный статус пяти эпагоменальных дней как дней, «добавленных» к соответствующему году.
Появление или зима ( Prt , иногда англоязычное Peret ): примерно с января по май.
Маловодье , или Урожай, или Лето ( Šmw , иногда англоязычное название Shemu ): примерно с мая по сентябрь. [9]
Еще во времена правления Джера ( ок. 3000 г. до н. э., I династия ) ежегодно велись записи о максимальной отметке наводнения. [12] Отто Э. Нойгебауэр отметил, что 365-дневный год можно установить, усреднив несколько десятилетий точных наблюдений за разливом Нила без какой-либо необходимости в астрономических наблюдениях . [13] хотя большая неравномерность паводка из года в год [а] а сложность поддержания достаточно точного нилометра и записей в доисторическом Египте заставила других ученых усомниться в том, что он лег в основу египетского календаря. [3] [6] [15] Обратите внимание, что названия трех естественных сезонов были включены в Гражданский календарный год (см. ниже), но поскольку этот календарный год является блуждающим годом , времена года в этом календаре медленно чередуются в пределах естественного солнечного года, а это означает, что Гражданский сезон Ахет/ Наводнение лишь изредка совпадало с разливом Нила.
Египтяне, по-видимому, использовали чисто лунный календарь до создания солнечного гражданского календаря. [16] [17] в котором каждый месяц начинался утром, когда убывающую луну уже нельзя было увидеть. [15] До закрытия политеистических храмов Египта при византийцах лунный календарь продолжал использоваться в качестве литургического года различных культов. [17] Лунный календарь делил месяц на четыре недели, отражая каждую четверть лунных фаз . [18] Потому что точное время утра, которое считается началом египетского дня, остается неопределенным. [19] и нет никаких свидетельств того, что какой-либо метод, кроме наблюдения, использовался для определения начала лунных месяцев до 4 века до нашей эры, [20] не существует надежного способа восстановить точные даты лунного календаря на основе известных дат. [19] Разница между началом дня с первыми лучами рассвета или на восходе солнца объясняет сдвиг датированных наблюдений лунного цикла на 11–14 лет. [21] Остается неизвестным, как египтяне справлялись с затемнениями облаков, когда они возникали, и было показано, что лучшие современные алгоритмы отличаются от реальных наблюдений убывающей луны примерно в одном из пяти случаев. [19]
Наличие второго лунного календаря подтверждается демотическим астрономическим папирусом. [25] датируемый где-то после 144 года нашей эры, в котором описывается лунно-солнечный календарь, действующий в соответствии с египетским гражданским календарем в соответствии с 25-летним циклом. [26] Календарь, кажется, показывает месяц, начинающийся с первого появления растущего серпа Луны, но Паркер показал ошибку в цикле примерно на один день за 500 лет. [27] используя его, чтобы показать, что цикл был разработан так, чтобы соответствовать новолунию около 357 г. до н.э. [28] Эта дата указывает на то, что он предшествует периоду Птолемеев и принадлежит XXX египетской династии . Египта . первая персидская оккупация Однако, похоже, вдохновением послужила [29] Расчеты этого лунно-солнечного календаря, по-видимому, продолжали использоваться без корректировок в римский период , даже когда они уже не соответствовали точно наблюдаемым лунным фазам. [30]
Дни лунного месяца, известного египтянам как «храмовый месяц». [24] - были индивидуально названы и прославлены как этапы жизни бога луны, по-разному Тота в Среднем царстве или Хонсу в эпоху Птолемеев : «Он... зачат... на Пснтуве ; он рождается на Ꜣbd ; он растет старый после Смдта ». [31]
Гражданский год состоял ровно из 365 дней. [д] разделен на 12 месяцев по 30 дней каждый и вставной месяц из пяти дней, [59] которые отмечались как дни рождения богов Осириса , Гора , Сета , Исиды и Нефтиды . [60] Обычные месяцы в Египте были сгруппированы в три сезона: [59] что дало им их первоначальные имена, [61] и разделен на три 10-дневных периода, известных как деканы или декады. В более поздних источниках они были выделены как «первые», «средние» и «последние». [62] Было высказано предположение, что во времена Девятнадцатой и Двадцатой династий последние два дня каждого декана обычно рассматривались как своего рода выходные для королевских мастеров, когда королевские ремесленники были свободны от работы. [63] Даты обычно выражались в формате YMD , где следовал фараона за годом правления месяц, за которым следовал день месяца. [64] Например, Новый год наступил 1 Ахета .
Важность календаря для египетской религии отражена в использовании титула «Повелитель лет» ( Nb Rnpt ). [65] для различных богов-творцов. [66] Время также считалось неотъемлемым аспектом Маат . [66] космический порядок, который противостоял хаосу, лжи и насилию .
По следам Цензорина [68] и Мейер , [69] стандартное понимание заключалось в том, что через четыре года после создания календаря Сириус больше не появится в египетский Новый год, а на следующий день ( I Ахет 2) ; четыре года спустя оно появилось бы снова на следующий день; и так далее по всему календарю, пока его восход наконец не вернулся к I Ахету 1 через 1460 лет после создания календаря. [68] [р] событие, известное как « апокатастасис ». [70] Из-за чрезвычайной регулярности этого события египетские записи календарной даты восхода Сириуса использовались египтологами для фиксации его календаря и других событий, датированных им, по крайней мере, на уровне четырехегипетских лет, которые разделяют та же дата возвращения Сириуса, известная как «тетратериды» или «квадрении». [70] Например, сообщение о том, что Сотис поднялся в III Перет 1 — 181-й день года — должно показывать, что со времени последнего апокатастасиса прошло где-то 720, 721, 722 или 723 года. [68] Следуя такой схеме, запись о восходе Сириуса на II Шему 1 в 239 г. до н.э. предполагает апокатастазы в 1319 и 2779 гг. до н.э. ±3 года. [21] [с] Установка Цензорином апокатастаза 21 июля 139 г. н.э. [т] разрешил расчет своих предшественников на 1322, 2782 и 4242 годы до н.э. [72] [ не удалось пройти проверку ] Последний иногда называют «первым точно датированным годом в истории». [73] но, поскольку календарь засвидетельствован до XVIII династии , и теперь известно, что последняя дата намного предшествует ранней египетской цивилизации , ее обычно относят к II династии примерно к средней дате. [74] [в]
Однако классическое понимание сотического цикла опирается на несколько потенциально ошибочных предположений. Следуя Скалигеру , [80] Дату Цензорина обычно переносят на 20 июля. [В] но древние авторитеты дают множество «фиксированных» дат восхода Сириуса. [х] Использование им 139 года кажется сомнительным. [83] поскольку 136 год, по-видимому, был началом тетраэтериса. [84] и более поздняя дата выбрана, чтобы польстить дню рождения покровителя Цензорина. [85] Идеальное наблюдение за фактическим поведением Сириуса во время цикла, включая его незначительное смещение относительно солнечного года, позволило бы получить период в 1457 лет; трудности наблюдения приводят к дополнительной погрешности примерно в два десятилетия. [72] Хотя несомненно, что египетский день начинался утром, еще четыре года смещаются в зависимости от того, произошло ли точное начало с первыми лучами рассвета или с восходом солнца. [21] Было отмечено, что в сохранившихся записях не упоминается, что незначительные нарушения Сириуса иногда приводят к триэтерису или пентетерису (трех- или пятилетнему периоду согласования с египетской датой), а не к обычным четырехлетним периодам, и, учитывая, что ожидаемое расхождение составляет не более 8 лет в 1460 г., цикл можно применить схематически. [70] [86] согласно гражданским годам египтян и юлианскому году греков и римлян. [68] Возникновение апокатастасиса во 2-м тысячелетии до нашей эры так близко к великим политическим и основанным на солнце религиозным реформам Аменхотепа IV /Эхнатона также оставляет открытой возможность того, что строгое соблюдение цикла иногда подвергалось политическому вмешательству. [87] Запись и празднование восхода Сириуса также различались на несколько дней (что соответствует десятилетиям цикла) в эпохи, когда официальное место наблюдения было перенесено из-под Каира . [и] Возвращение Сириуса в ночное небо варьируется примерно на один день на градус широты , из-за чего его можно увидеть в Асуане на 8–10 дней раньше, чем в Александрии . [89] разница, которая заставляет Рольфа Краусса предлагать датировать большую часть истории Египта десятилетиями позже, чем нынешний консенсус.
Египетские учёные участвовали в разработке Юлия Цезаря , реформы римского календаря хотя римские жрецы первоначально неправильно применили его формулу и — при счёте включительно — добавляли високосные дни каждые три года вместо каждых четырёх. Ошибка была исправлена Августом, пропустив високосные годы в ряде циклов до 4 г. н. э. Как личный правитель Египта , он также провел реформу его календаря в 26 или 25 до н. г. цикл , причем первый високосный день приходится на 6 Epag. в 22 году до н. э. Этот «александрийский календарь» почти точно соответствует юлианскому , в результате чего 1 Тот остается на 29 августа, за исключением года, предшествующего юлианскому високосному году, когда вместо этого он приходится на 30 августа. Затем календари возобновляют свою переписку после 4 Фаменота / 29 февраля следующего года. [91]
На протяжении большей части египетской истории месяцы не назывались отдельными названиями, а нумеровались внутри трех времен года. [61] Однако еще в Поднебесной каждый месяц имел свое название. В конце концов они превратились в месяцы Нового Царства , что, в свою очередь, породило эллинизированные названия, которые использовались для хронологии Птолемеем « в его Альмагесте» и другими. Коперник построил свои таблицы движения планет на основе египетского года из-за его математической регулярности. Современные египтологи привыкли нумеровать месяцы последовательно римскими цифрами .
Постоянной проблемой египтологии было то, что фестивали, давшие названия месяцам, происходят в следующем месяце. Алан Гардинер предположил, что первоначальный календарь, которым управляли жрецы Ра, был заменен усовершенствованием, разработанным сторонниками Тота. Паркер связал это несоответствие со своими теориями о лунном календаре. Сете , Вейль и Кладжетт предположили, что названия выражают идею о том, что каждый месяц завершается фестивалем, начинающимся с следующего. [92]
Календари, сохранившиеся со времен Древнего Египта, часто характеризуют дни как удачные или неудачные. Из найденных календарей Каирский календарь является одним из лучших примеров. Обнаруженный в современных Фивах , он датируется периодом Рамессидов и служит указателем того, какие дни считались удачными или неудачными. Другие полные календари включают Папирус Сальер IV, [95] и Календарь счастливых и неудачных дней (на обороте Учения Аменемопа). [96] Самые ранние календари появились в Среднем царстве , но они не были систематизированы до Нового царства . Неизвестно, насколько строго придерживались этих календарей, поскольку нет никаких упоминаний о решениях, принимаемых на основе их гороскопов. Тем не менее, разные копии календарей удивительно согласуются друг с другом: только 9,2% определений невзгод или случайностей обусловлены определенной текстовой причиной. [97]
Календари счастливых и неудачных дней, похоже, основаны не только на мифах, но и на научных наблюдениях. Установлена периодичность между фазами Луны, а также прояснением и затемнением трехзвездной системы Алголь , видимой с Земли. [98]
Календари также можно использовать для предсказания чьего-либо будущего в зависимости от дня его рождения. Это также можно использовать, чтобы предсказать, когда и как они умрут. Например, людям, родившимся в десятый день четвертого месяца Ахет, предсказывали смерть от старости. [99]
Эпагоменальные дни были добавлены к исходному 360-дневному календарю, чтобы синхронизировать календарь с приблизительной продолжительностью солнечного года. Мифологически в эти дни произошло рождение пятерых детей Геба и Нут , и они считались особенно опасными. В частности, день, Сет , считался особенно злым. когда должен был родиться [100]
Реформированный египетский календарь продолжает использоваться в Египте как коптский календарь Египетской церкви и египетским населением в целом, особенно феллахами , для расчета сельскохозяйственных сезонов. Он отличается лишь своей эпохой, которая датируется вознесением на престол римского императора Диоклетиана . Современные египетские земледельцы, как и их древние предшественники, делят год на три сезона: зиму, лето и наводнение.
^ За 30 лет до завершения строительства Асуанской низкой плотины в 1902 году период между «ежегодными» наводнениями в Египте варьировался от 335 до 415 дней. [3] причем первый подъем начнется уже 15 апреля и уже 23 июня. [14]
^ Другие возможности исходной основы календаря включают сравнение подробной записи лунных дат с восходом Сириуса за 40-летний период, что Нойгебауэр не учитывает , поскольку оно может создать календарь, более точный, чем фактический; [13] его собственная теория ( обсужденная выше ) о том, что время последовательных наводнений усреднялось за несколько десятилетий; [13] и теория о том, что положение восхода солнца записывалось на протяжении ряда лет, что позволяет сравнивать время солнцестояний по годам. петроглиф, Додинастический обнаруженный экспедицией Университета Южной Каролины в Нехене в 1986 году, может сохранить такую запись, если до открытия он был сдвинут примерно на 10° от своего первоначального положения. [55]
^ 1460 юлианских лет (точно) или григорианских лет (примерно) в современных расчетах, что эквивалентно 1461 египетскому гражданскому году, но, по-видимому, сами древние египтяне считали 1460 гражданских лет (1459 юлианских лет). [68]
^ По мнению О'Мара , на самом деле ± 16 лет, если учитывать другие факторы, влияющие на расчетный сотический год. [21]
^ В частности, расчеты выполнены для 30 ° с.ш. без поправки на облака и среднего количества аэрозолей для региона. На практике облака или другие затемнения и ошибки наблюдений могли сместить любое из этих расчетных значений на несколько дней. [72]
↑ Похоже, так обстоит дело, например, с астрономическими записями XVIII династии и ее преемников, включая папирус Эберса, который, по-видимому, был сделан в Фивах, а не в Гелиополе. [88]
^ Энглунд, Роберт К. (1988), «Административный хронометраж в Древней Месопотамии», Журнал экономической и социальной истории Востока, № 31 , стр. 121–185 .
Графтон, Энтони Томас ; и др. (1985), «Техническая хронология и астрологическая история Варрона, Цензорина и других», The Classical Quarterly, Vol. XXXV, № 2 , стр. 454–465 .
Краусс, Рольф; и др., ред. (2006), Древнеегипетская хронология , Справочник по востоковедению , разд. 1, Том. 83, Лейден: Брилл .
Люфт, Ульрих (2006), «Абсолютная хронология в Египте в первой четверти второго тысячелетия до нашей эры», Египет и Левант, Том. XVI , Издательство Австрийской академии наук, стр. 309–316 .
Нойгебауэр, Отто Эдуард (1939), «Незначительность« периода Сотиса »для древнейшей египетской хронологии», Acta Orientalia, No. 16 , стр. 169 и далее . (на немецком языке)
О'Мара, Патрик Ф. (январь 2003 г.), «Цензорин, сотический цикл и первый календарный год в Древнем Египте: эпистемологическая проблема», Журнал ближневосточных исследований, Vol. LXII, № 1 , Чикаго: Издательство Чикагского университета, стр. 17–26 .
Календрика Включает египетский гражданский календарь с годами Набонасарской эры Птолемея (1-й год = 747 г. до н. э.), а также коптский, эфиопский и французский календари.
Гражданский, вер. 4.0 — это программа DOS размером 25 КБ для преобразования дат египетского гражданского календаря в юлианский или григорианский календарь.
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 3c87278b97e962496a3770dfb752b89d__1713267900 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/9d/3c87278b97e962496a3770dfb752b89d.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Egyptian calendar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)