Гор
Гор | |||
---|---|---|---|
Имя иероглифами |
| ||
Главный культовый центр | Нехен , Эдфу [1] | ||
Символ | Глаз Гора | ||
Генеалогия | |||
Родители | Осирис и Исида , Осирис и Нефтида , [2] Хатор [3] | ||
Братья и сестры | Анубис , [а] ставки [б] | ||
Супруга | Хатор , Исида , Серкет [4] Нефтида [2] | ||
Потомство | Ихи , Четыре Сына Гора (Гор Старший) | ||
Эквиваленты | |||
Греческий эквивалент | Аполлон | ||
Нубийский эквивалент | Миндаль |
Гор ( / h ɔː r ə s / ), [с] также известный как Хор ( / h ɔː r / ), [д] [5] в Древнем Египте — одно из самых значительных древнеегипетских божеств , выполнявшее множество функций, в первую очередь как бог царской власти, исцеления, защиты, солнца и неба. Ему поклонялись, по крайней мере, в позднем доисторическом Египте до царства Птолемеев и римского Египта . В истории зафиксированы различные формы Гора, и египтологи рассматривают их как отдельных богов . [6] Эти различные формы могут быть разными проявлениями одного и того же многослойного божества, в котором подчеркиваются определенные атрибуты или синкретические отношения, не обязательно противостоящие, но дополняющие друг друга, что соответствует тому, как древние египтяне рассматривали многочисленные аспекты реальности. [7] Его чаще всего изображали в виде сокола , скорее всего, ланнера или сапсана , либо в виде человека с соколиной головой. [8]
Самая ранняя зарегистрированная форма Гора — это покровитель Нехен божество - в Верхнем Египте , который является первым известным национальным богом, непосредственно связанным с правящим фараоном , который со временем стал рассматриваться как проявление Гора при жизни и Осириса в смерти. [6] Наиболее часто встречающиеся семейные отношения описывают Гора как сына Исиды и Осириса, и он играет ключевую роль в мифе об Осирисе как наследник Осириса и соперник Сета , убийцы и брата Осириса. В другой традиции Хатор считается его матерью, а иногда и женой. [6]
Клавдий Элиан называли бога Аполлона писал, что египтяне на своем языке «Гором» . [9] Однако Плутарх , развивая дальше ту же традицию, сообщенную греками ; уточнил, что тот «Гор», которого египтяне приравнивали к греческому Аполлону, на самом деле был «Гором Старшим», который отличается от Гора, сына Осириса и Исиды (что делало его «Младшим»). [10]
Этимология
Гор записан египетскими иероглифами как ḥr.w «Сокол», 𓅃; исходное произношение было реконструировано как /ˈħaːɾuw/ в древнеегипетском и раннем среднеегипетском , /ˈħaːɾəʔ/ в более позднем среднеегипетском и /ˈħoːɾ(ə)/ в позднеегипетском . Считается, что дополнительными значениями были «дальний» или «тот, кто выше, над». [11] Поскольку язык со временем менялся, в коптских вариантах он появлялся по-разному как /hɔr/ или /ħoːɾ/ (Ϩⲱⲣ) и был принят в древнегреческий как Ὧρος Hō̂ros (в то время произносившийся как /hɔ̂ːros/ ). Оно также сохранилось в позднеегипетских и коптских теофорных формах имени , таких как Siese. «сын Исиды» и Харсизе «Гор, сын Исиды».
Гор и фараон
Фараон . ассоциировался со многими конкретными божествами Его напрямую отождествляли с Гором, который представлял саму королевскую власть и считался защитником фараона. [12] и его считали сыном Ра, который правил и регулировал природу, как фараон правил и регулировал общество.
( Тексты пирамид ок . 2400–2300 гг. до н. э. ) описывают природу фараона в разных образах: Гора и Осириса. Фараон как Гор при жизни стал фараоном как Осирис после смерти, где он соединился с другими богами. Новые воплощения Гора сменили умершего фараона на земле в виде новых фараонов. [13]
Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
Портал Древнего Египта |
Родословная Гора, в конечном итоге результат союза детей Атума , возможно, была средством объяснения и оправдания власти фараонов. Все боги, созданные Атумом, были представителями космических и земных сил в египетской жизни. Отождествив Гора как порождение этих сил, затем отождествив его с самим Атумом и, наконец, отождествив фараона с Гором, фараон теологически получил власть над всем миром.
Мифология происхождения
В одном сказании Гор рождается у богини Исиды после того, как она нашла все расчлененные части тела своего убитого мужа Осириса, кроме его пениса , который был брошен в Нил и съеден сомом / Меджедом . [14] [15] или иногда вместо этого изображается крабом и , согласно рассказу Плутарха , использовала свои магические силы, чтобы воскресить Осириса и создать фаллос. [16] зачать сына (в более старых египетских источниках упоминается пенис Осириса).
Забеременев от Гора, Исида сбежала в дельты Нила болота , чтобы спрятаться от своего брата Сета , который из ревности убил Осириса и который, как она знала, хотел убить их сына. [17] Там Исида родила божественного сына Гора. Поскольку рождение, смерть и возрождение являются повторяющимися темами в египетских знаниях и космологии, не особенно странно, что Гор также является братом Осириса и Исиды от Нут и Геба , а также Нефтиды и Сета . [ тон ] Этот старший Гор называется Hrw-wr — Hourou'Ur — в противоположность Hrw-P-Khrd — младшему Гору, в какой-то момент принятому греками как Гарпократ . [ нужна ссылка ]
Генеалогия
Солнце Бог солнца | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тефнут | Вот и все | ||||||||||||||||||||||||||||||
Рожденный | Орех | ||||||||||||||||||||||||||||||
Исида | Осирис | Нефтида | Набор | ||||||||||||||||||||||||||||
Гор | Хатор | ||||||||||||||||||||||||||||||
Мифологические роли
| |||
rˁ-ḥr-3ḫty "Ra-Horakhty" в иероглифах | |||
---|---|---|---|
Небесный бог
Поскольку считалось, что Гор — это небо, считалось, что он также содержит Солнце и Луну. [18] Египтяне верили, что Солнце было его правым глазом, а Луна — левым и что они пересекали небо, когда он, сокол, пролетал по нему. [19] Позже причина того, что Луна была не такой яркой, как Солнце, была объяснена в сказке, известной как « Спор Гора и Сета» . В этой сказке говорилось, что Сет, покровитель Верхнего Египта , и Гор, покровитель Нижнего Египта , жестоко сражались за Египет, и ни одна из сторон не одержала победу, пока, в конце концов, боги не встали на сторону Гора.
Поскольку Хорус стал окончательным победителем, он стал известен как ḥr.w или «Гор Великий», но чаще переводится как «Гор Старший». В борьбе Сет потерял яичко , а Гору выкололи глаз.
Гора иногда изображали в искусстве обнаженным мальчиком с пальцем во рту, сидящим на лотосе со своей матерью. В образе юноши Гора называли nfr ḥr.w «Добрый Гор», транслитерированное Неферхор, Нефорос или Ноферос (реконструированное как naːfiru ħaːruw ).
Глаз Гора — древнеегипетский символ защиты и царской власти от божеств, в данном случае от Гора или Ра . Этот символ можно увидеть на изображениях матери Гора, Исиды, и других божеств, связанных с ней. На египетском языке этот символ обозначался словом «веджат» ( wɟt ). [20] [21] Это был глаз одного из самых ранних египетских божеств, Ваджета , который позже стал ассоциироваться с Бастет , Мут также и Хатхор. Ваджет была солнечным божеством , и этот символ начинался как ее всевидящее око. На ранних произведениях искусства Хатор также изображена с этим глазом. [22] Погребальные амулеты часто изготавливались в форме Ока Гора. Веджат или Глаз Гора является «центральным элементом» семи браслетов из « золота , фаянса , сердолика и лазурита », найденных на мумии Шошенка II . [23] Веджат «предназначался для защиты короля [здесь] в загробной жизни». [23] и чтобы отразить зло. Моряки Египта и Ближнего Востока часто рисовали этот символ на носу своего судна, чтобы обеспечить безопасное морское путешествие. [24]
Считалось также, что Гор защищает небо. [12]
Конфликт между Гором и Сетом
Его мать Исида сказала Гору защитить народ Египта от Сета , бога пустыни, который убил отца Гора, Осириса. [26] [27] У Гора было много сражений с Сетом, не только для того, чтобы отомстить за своего отца, но и для того, чтобы выбрать законного правителя Египта. В этих битвах Гор стал ассоциироваться с Нижним Египтом и стал его покровителем.
Согласно «Состязаниям Гора и Сета» , Сет изображен пытающимся доказать свое господство, соблазняя Гора, а затем вступая в половой акт с ним . Однако Гор кладет руку между бедрами и ловит семя Сета , а затем бросает его в реку, чтобы нельзя было сказать, что Сет оплодотворил его. Гор (или сама Исида в некоторых версиях) затем намеренно намазывает свое семя салатом , который был любимой едой Сета. После того, как Сет съел салат, они отправились к богам, чтобы попытаться уладить спор о правлении Египтом. Боги сначала выслушали заявление Сета о господстве над Гором и призвали его семя, но оно ответило из реки, лишив законной силы его притязания. Затем боги выслушали заявление Гора о том, что он доминировал над Сетом, и призвали его семя, и оно ответило изнутри Сета. [28] [29]
Однако Сет по-прежнему отказывался сдаваться, а другие боги устали от более чем восьмидесяти лет борьбы и испытаний. Хорус и Сет вызвали друг друга на гонку на лодках, где каждый из них участвовал в гонке на каменной лодке. Хорус и Сет согласились, и гонка началась. Но у Гора было преимущество: его лодка была сделана из дерева, окрашенного под камень, а не под настоящий камень. Лодка Сета, сделанная из тяжелого камня, затонула, а Гора — нет. Затем Хорус выиграл гонку, а Сет ушел в отставку и официально передал Гору трон Египта. [31] Став королем после поражения Сета, Гор приносит подношения своему умершему отцу Осирису, тем самым оживляя и поддерживая его в загробной жизни. После Нового царства Сет по-прежнему считался повелителем пустыни и ее оазисов. [32]
Во многих версиях истории Хорус и Сет делят царство между собой. Это разделение можно приравнять к любой из нескольких фундаментальных двойственностей, которые египтяне видели в своем мире. Гор может получить плодородные земли вокруг Нила, ядра египетской цивилизации, и в этом случае Сет заберет бесплодную пустыню или связанные с ней чужие земли; Гор может править землей, пока Сет обитает на небе; и каждый бог может занимать одну из двух традиционных половин страны, Верхнего и Нижнего Египта, и в этом случае любой бог может быть связан с любым регионом. Однако в «Мемфисской теологии » Геб как судья сначала распределяет царство между претендентами, а затем меняет свою позицию, предоставляя единоличное управление Гору. В этом мирном союзе Гор и Сет примиряются, а двойственность, которую они представляют, превращается в единое целое. Благодаря этой резолюции порядок восстанавливается после бурного конфликта. [33]
Египтологи часто пытались связать конфликт между двумя богами с политическими событиями раннего или доисторического периода Египта. Случаи, когда воюющие стороны делят царство, и частая ассоциация пары Гора и Сета с союзом Верхнего и Нижнего Египта позволяют предположить, что два божества представляют собой своего рода разделение внутри страны. Египетские традиции и археологические данные указывают на то, что Египет был объединен в начале своей истории, когда Верхнеегипетское царство на юге завоевало Нижний Египет на севере. Правители Верхнего Египта называли себя «последователями Гора», и Гор стал божеством-покровителем единого государства и его царей. И все же Гора и Сета нельзя легко отождествить с двумя половинами страны. Оба божества имели несколько культовых центров в каждом регионе, причем Гор часто ассоциируется с Нижним Египтом, а Сет — с Верхним Египтом. Возможно, на миф повлияли и другие события. Еще до того, как в Верхнем Египте появился единый правитель, два его крупных города были Некхен на крайнем юге и Нагада во многих милях к северу. Обычно считается, что правители Нехена, где Гор был божеством-покровителем, объединили под своей властью Верхний Египет, включая Нагаду. Сет ассоциировался с Нагадой, поэтому возможно, что божественный конфликт смутно отражает вражду между городами в далеком прошлом. Намного позже, в конце Второй династии ( ок. 2890–2686 гг. до н. э. ), фараон Сет-Перибсен использовал животное Сет , чтобы написать свое имя серех вместо иероглифа сокола, обозначающего Гора. Его преемник Хасехемви использовал и Гора, и Сета при написании своего сереха. Эти данные позволили предположить, что Вторая династия стала свидетелем столкновения между последователями царя Гора и поклонниками Сета во главе с Сетом-Перибсеном. Использование Хасехемви двух символов животных тогда представляло бы примирение двух фракций, как и разрешение мифа. [34]
Золотой Гор Осирис
Гор постепенно принял природу как сына Осириса, так и самого Осириса. Его называли Золотым Гором Осирисом. [35] [36] [37] [38] В храме Дендеры ему дается полный царский титул Гора и Осириса. Иногда считалось, что он был одновременно отцом самого себя и своего собственного сына, а в некоторых более поздних сообщениях говорится, что Осирис был возвращен к жизни Исидой. [39]
Другие формы Гора
- Гор в виде коронованного сокола
- Хар-эм-ахет, форма Гора, в которой он имел тело льва, основанная на античных изображениях.
- Хор-ими-шенут, форма Гора, в которой он имел тело крокодила.
Херу-ур | |
---|---|
Главный культовый центр | Гелиополис , Гиза |
Символ | человек с головой ястреба |
Генеалогия | |
Родители | Геб и Нут |
Братья и сестры | Осирис , Исида , Сет и Нефтида |
Супруга | Украденный , Хатор , Та-Битджет |
Потомство | Имсет , Хапи , Дуамутеф , Кебехсенуф |
Херу-ур (Гор Старший)
Херу-ур (или Хервер и Хароэрис у греков-птолемеев), также известный как Гор Старший , был формой Гора, где он был сыном Геба и Нут . Он был одним из старейших богов Древнего Египта, которому поклонялись во влиятельном додинастическом городе Нехен (Иераконполис). [40] В Древнем царстве он стал первым национальным богом и покровителем фараона. [41]
Его называли сыном истины, [42] что означает его роль важного сторонника Маат . Его правый глаз был Солнцем, а левый глаз — Луной. Геру-ура иногда изображали целиком в виде сокола; иногда ему давали титул Кемвер , что означает «() великий чёрный (один)».
Другие варианты включают Хор Мерти «Гор двух глаз» и Хорхенти Ирти . [43]
Херу-па-херед (Гор Младший)
Херу-па-херед ( Гарпократ у греков-Птолемеев), также известный как Гор Младший , представлен в виде юноши, носящего прядь волос (знак молодости) на правой голове и сосущего палец. Кроме того, он обычно носит объединенные короны Египта, корону Верхнего Египта и корону Нижнего Египта. Он — форма восходящего солнца, олицетворяющая его самый ранний свет. [41]
- Гор представлен ребенком с единой египетской короной и систрумом.
Херу-Бехдети (Гор Бехдета )
Крылатое солнце Гора из Эдфу — символ, связанный с божественностью , королевской властью и властью в Древнем Египте. [44] Крылатое солнце также является символом вечной души. Размещенный над дверями храма, он служил напоминанием людям об их вечной природе. [45] [46] Крылатое солнце изображалось на вершинах пилонов древних храмов по всему Египту.
Хер-эм-ахет (Гор на горизонте)
Хер-эм-ахет (или Хоремахет) ( по-гречески Хармахис ) олицетворял рассвет и раннее утреннее солнце. Его часто изображали в виде сфинкса с головой человека (как Большой Сфинкс в Гизе ), или в виде иеракосфинкса , существа с телом льва и головой и крыльями сокола, иногда с головой льва или барана ( последний обеспечивает связь с богом Хепри , восходящим солнцем). Считалось, что он послужил вдохновением для Великого Сфинкса Гизы , построенного по приказу Хафра , голова которого на нем изображена.
Другие формы Гора включают:
- Хор Мерти («Гор двух глаз»);
- Хорхенти Ирти ; [43]
- Хер-сема-тави («Гор, объединивший две земли»), греческий Харсомпт , изображаемый в виде двукоронованного Гора.
- Хер-юнмутеф или Юнмутеф , изображаемый в виде жреца с леопардовой шкурой на туловище;
- Херуи («двойной сокол или Гор»), пятый -ном бог Верхнего Египта в Коптосе.
- Херу-па-херед («Гор младший», известный грекам как Гарпократ) в образе ребенка, носящего пщент и пейс молодости.
- Херу-Бехдети («Гор Бехедет») в виде крылатого солнечного диска на потолке у входа в храм Рамзеса III.
- Хер-эм-ахет (греч. Хармахис), настенный рельеф с изображением иеракосфинкса, изображенный в храме Гора в Эдфу.
- Хер-сема-тауи («Гор, объединитель двух земель»), связывающий папирус и тростниковые растения в сема-тауи, символ объединения Верхнего и Нижнего Египта, противоположный Сету (Сутеху).
- Хер-юнмутеф ( Иунмутеф ), («Гор, Столп Его Матери»), изображенный в виде священника, носящего леопардовую шкуру поверх туловища в Гробнице Нефертари , Долина цариц.
Празднование Гора
Фестиваль Победы (египетский: Хеб Нехтет) — ежегодный египетский фестиваль, посвященный богу Гору. Праздник Победы отмечался в Храме Гора в Эдфу и проходил во втором месяце Сезона Появления (или шестом месяце египетского календаря ).
Церемонии, проходившие во время Праздника Победы, включали в себя представление священной драмы, посвященной победе Гора над Сетом. Главным действующим лицом в этой драме стал сам царь Египта, сыгравший роль Гора. Его противником стал бегемот, сыгравший роль Сета. В ходе ритуала король ударил бегемота гарпуном. Уничтожение гиппопотама царем ознаменовало поражение Сета от Гора, что также узаконило царя.
Вряд ли король ежегодно посещал Праздник Победы; во многих случаях его, вероятно, представлял священник. Маловероятно также, что на фестивале каждый год использовался настоящий бегемот; во многих случаях это, вероятно, было представлено моделью. [47]
Римский автор IV века Макробий еще один ежегодный египетский праздник, посвященный Гору упоминает в своем «Хрониконе» . Макробий указывает, что этот праздник приходится на день зимнего солнцестояния . Христианский епископ IV века Епифаний Саламинский также упоминает праздник зимнего солнцестояния Гора в своем Панарионе . [48] Однако об этом фестивале не упоминается ни в одном египетском источнике.
Предполагаемое влияние на христианство
Книга Уильяма Р. Купера 1877 года и самостоятельно опубликованная книга Ачарьи С. 2008 года, среди прочего, предполагают, что существует много общего между историей Гора и гораздо более поздней историей Иисуса. [49] [50] Эта точка зрения остается весьма спорной и спорной. [51] [52] [53]
В популярной культуре
Деклан Ханниган изображает Гора в телесериале Кинематографической вселенной Marvel (MCU) «Лунный рыцарь» (2022). [54]
В сериале « Ночь в музее » группа божеств-воинов подземного мира появляется в фильме «Ночь в музее: Битва при Смитсоновском институте» , когда Камунра использует комбинацию, чтобы открыть врата в подземный мир и вызвать армию воинов Хоруса. Воины появляются из подземного мира с копьями, готовые атаковать, и присоединяются к битве Кахмунры за захват мира.
Хорус - Бог класса Воин в на боевой арене многопользовательской онлайн -игре Smite под титулом «Законный наследник». [55]
В книжной трилогии Хроники Кейна « Рика Риордана » главный герой Картер Кейн принимает дух Гора, когда его выпускают в Британском музее вместе с четырьмя другими египетскими божествами. Хорус разговаривает с Картером на протяжении всей трилогии, предлагая ему свои советы и мудрость.
В фантастическом боевике «Боги Египта» Гора сыграл Николай Костер-Вальдау . В фильме он помогает смертному по имени Бек остановить его дядю Сета, а также пытается вернуть себе трон и принести мир в Египет.
Хорус появляется в научно-фантастическом графическом романе 1980 года « La Foire aux immortels» , написанном и проиллюстрированном французским карикатуристом и рассказчиком Энки Билалом .
Галерея
- Гор, божество-покровитель Иераконполиса (около Эдфу ), додинастической столицы Верхнего Египта. Его голова была выполнена путем ковки золота и последующего соединения его с медным телом. К диадеме, поддерживающей два высоких ажурных пера, прикреплен урей. Глаза инкрустированы обсидианом. Шестая династия .
- Гор (справа) в гробнице Хоремхеба ( KV57 ) в Долине царей
- Рельеф Гора в храме Эдфу
- В Дуате Гор ведет Хунефера к святыне, в которой восседает на троне Осирис.
- Рельеф в храме Сети I: фараон Сети I преподносит подношение Гору.
- Статуя головы Гора, 664–30 гг. До н. Э., Поздний период – период Птолемеев.
- Медный сплав Гора (в центре) в образе римского офицера в стойке контрапоста ( Национальный археологический музей, Афины )
- Бог Гор в образе сокола с двойной короной Египта. 27-я династия. Государственный музей египетского искусства, Мюнхен
- Статуя Гора времен правления Аменхотепа II ( Восемнадцатая династия , ок. 1400 г. до н.э. ) в Королевском музее Маримонта , Бельгия.
- Голова Гора из Мемфиса, 1196 г. до н. э., Пенсильванский музей.
- Гор рельефно изображен с Ваджетом и носит двойную корону. Погребальный храм Хатшепсут
- Статуя Гора в храме Эдфу
- Сокол Гор, божество Иераконполя, на кувшине Накада II C, ок. 3500 г. до н.э. , Британский музей EA36328. [56] [57]
См. также
- Небесное божество
- Ястреб Курайшитов
- Хаурон , египетское божество
Примечания
- ^ В некоторых аккаунтах.
- ^ Редко засвидетельствовано.
- ^ Древнегреческий : Ὧρος , латинизированный : Hō̂ros , Греческое произношение: [hɔ̂ː.ros] ; Латинское : Hōrus , Латинское произношение: [hoː.rus]
- ^ Древнеегипетский : ḥr ; Коптский : Ϩⲱⲣ , латинизированный: Hōr , Коптское произношение: [hɔr]
Ссылки
- ^ Симс, Лесли (2000). «Боги и богини». Путеводитель по Древнему Египту . Саффрон Хилл, Лондон: Usborne Publishing . п. 29 . ISBN 0-7460-30673 .
- ^ Перейти обратно: а б Леваи, Джессика (2007). Аспекты богини Нефтиды, особенно в греко-римский период в Египте . УМИ. Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 г. Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ Найовиц, Симсон Р. (2003). Египет, Ствол дерева, Том. I: Современный обзор древней земли . Издательство Алгора. ISBN 978-0-87586-234-7 . Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 г. Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ Литтлсон, К. Скотт (2005). Боги, богини и мифология, Том 4 . Маршалл Кавендиш. ISBN 076147563X .
- ^ «Гор | История, внешний вид, символы и факты | Британника» . www.britanica.com . 05.07.2023 . Проверено 2 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Оксфордский путеводитель: основной справочник по египетской мифологии», под редакцией Дональда Б. Редфорда, «Гор: Эдмунда С. Мельцера», стр. 164–168, Беркли, 2003 г., ISBN 0-425-19096-X .
- ^ «Оксфордский путеводитель: основной справочник по египетской мифологии», под редакцией Дональда Б. Редфорда, стр. 106 и стр. 165, Беркли, 2003, ISBN 0-425-19096-X .
- ^ Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Темза и Гудзон. п. 202.
- ^ «Элиан, Характеристика животных, 10.14» . Архивировано из оригинала 06 августа 2020 г. Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ "- Моралия, De Iside et Osiride (Исида и Осирис), 12. (356А)" . Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 г. Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ Мельцер, Эдмунд С. (2002). Гор. В Д. Б. Редфорде (ред.) «Древние боги говорят: Путеводитель по египетской религии» (стр. 164). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета , США.
- ^ Перейти обратно: а б Пирсон, Патрисия О'Коннелл; Холдрен, Джон (май 2021 г.). Всемирная история: наша человеческая история . Версаль, Кентукки: Шеридан Кентукки. п. 29. ISBN 978-1-60153-123-0 .
- ^ Аллен, Джеймс П. (2005). Тексты древнеегипетских пирамид . Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-182-7 .
- ^ Нью-Йоркское фольклорное общество (1973). «Нью-йоркский фольклорный ежеквартальный журнал» . Том. 29. Издательство Корнелльского университета . п. 294. Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 г. Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ Ян Шоу (2003). Оксфордская история Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-815034-3 .
- ^ Петр О. Шольц (2001). Евнухи и кастраты: история культуры . Издательство Маркуса Винера. п. 32. ISBN 978-1-55876-201-5 . Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 г. Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ Рой Дж. Уиллис (1993). Мировая мифология . Макмиллан. п. 43. ИСБН 978-0-8050-2701-3 . Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 г. Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ «Гор» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 г. Проверено 22 февраля 2019 г.
- ^ Уилкинсон, Ричард Х. (1992). Чтение египетского искусства: иероглифический путеводитель по древнеегипетской живописи и скульптуре . Темза и Гудзон. п. 186.
- ^ Поммеренинг, Таня, Древнеегипетские пустые меры ( Исследования древнеегипетской культуры , Приложение 10), Гамбург, Helmut Buske Verlag, 2005
- ^ М. Стокстад, «История искусства»
- ^ «Леди Запада» . hethert.org . Архивировано из оригинала 27 января 2010 года . Проверено 18 января 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сильверман, Дэвид П. (1997). «Египетское искусство». Древний Египет . Издательство Дункана Бэрда. п. 228.
- ^ Чарльз Фриман, Наследие Древнего Египта , Факты в файле, Inc., 1997. стр. 91
- ^ Микс, Дмитрий; Фавар-Микс, Кристина (1996) [французское издание, 1993 г.]. Повседневная жизнь египетских богов . Перевод Гошгаряна, издательство GM Cornell University Press. п. 37. ИСБН 978-0-8014-8248-9 .
- ^ «Богини и боги Древнего Египта» . Архивировано из оригинала 4 июня 2010 года.
- ^ «Древний Египет: Мифология – Гор» . egyptianmyths.net . Архивировано из оригинала 29 ноября 2019 г. Проверено 25 августа 2007 г.
- ^ Скотт Дэвид Фаутц. «Веб-сайт богословия: Индекс Etext: Египетский миф: 80 лет раздора между Гором и Сетом» . theologywebsite.com . Архивировано из оригинала 11 мая 2017 года . Проверено 18 января 2015 г.
- ^ Флеминг, Фергюс и Алан Лотиан. Путь в вечность: египетский миф . Duncan Baird Publishers, 1997. стр. 80–81.
- ^ Уилкинсон 1992 , стр. 42–43.
- ^ Мифология, опубликованная DBP, Глава: Божественное царствование Египта.
- ^ те Вельде, Герман (1967). Сет, бог смятения: исследование его роли в египетской мифологии и религии . Проблема египтологии 6. Перевод ван Баарен-Пап, GE (2-е изд.). Лейден: Э. Дж. Брилл . ISBN 978-90-04-05402-8 .
- ^ в Вельде 1967 , стр. 59–63.
- ^ Мельцер в Редфорде, стр. 165–166.
- ^ Йойотт, Жан, Биографический очерк царя Осириса, BIFAO 77 (1977), стр.145
- ↑ Гимн Осирису Ун-Неферу, перевод EAWallis Budge
- ^ Бадж, Э.А. Уоллис; 1901, Египетская магия, Кеган, Пол, Тренч и Трюбнер и компания, Лондон
- ^ Роксбург, Кевин. «Гор – египетский бог Гор – египетская мифология – Гор – Глаз Гора» . www.egyptiangods.co.uk . Архивировано из оригинала 01 марта 2016 г. Проверено 2 июня 2018 г.
- ^ EA Уоллис Бадж, Осирис и египетское воскресение, Том 2 (Лондон: PL Warner; Нью-Йорк: Сыновья Г.П. Патнэма, 1911), 31.
- ^ Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта. Темза и Гудзон. п. 200
- ^ Перейти обратно: а б Струдвик, Хелен (2006). Энциклопедия Древнего Египта . Нью-Йорк: Sterling Publishing Co., Inc., стр. 158–159. ISBN 978-1-4351-4654-9 .
- ^ Уилсон, Эразм (1 января 1877 г.). Игла Клеопатры: С краткими заметками о Египте и египетских обелисках . Лондон: Брэйн и компания. п. 208 . Проверено 6 декабря 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Патрисия Тернер, Чарльз Рассел Коултер, Словарь древних божеств , 2001.
- ^ Рис, Дэни (22 ноября 2020 г.). «Что такое крылатое солнце в египетской мифологии?» . Символ Мудреца . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Spydaman13 (12 ноября 2011 г.). «Символика Солнца Иллюминатов — Автомобильные Логотипы, Крылатый Солнечный Диск (Часть 3/3)» . 12160.info . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ «Смена адвентистского логотипа» . Прямое свидетельство . Архивировано из оригинала 21 марта 2024 года . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ HW Фэрман. Триумф Гора: древнеегипетская священная драма. Лондон, 1974 год.
- ^ «МАКРОБИУС, Сатурналии – Классическая библиотека Леба» . Классическая библиотека Леба . Архивировано из оригинала 9 июля 2015 г. Проверено 9 июля 2015 г.
- ^ Мердок, DM; С., Ачарья (декабрь 2008 г.). Христос в Египте: связь Гора и Иисуса . Издательство Звездный Дом. ISBN 978-0-9799631-1-7 . Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 г. Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ Купер, Уильям Рикеттс (1877). Миф о Горе в его отношении к христианству . Хардвик и Бог. п. 3 .
Иисус Гор.
- ^ Эрман, Барт Д. (2012). Существовал ли Иисус?: Исторический аргумент в пользу Иисуса из Назарета . ХарперУан. ISBN 978-0062206442 .
- ^ С. Хендерсон, С. Хейс, Развенчание связи Гора и Иисуса, 2015, Миннеаполис: Fortress Press, 1996
- ^ Хоудманн, С. Майкл, Вопросы об Иисусе Христе, WestBow Press, 2013.
- ^ Сильверио, Бен Ф. (13 апреля 2022 г.). «Путеводитель по Совету богов на Лунном рыцаре: кто есть кто?» . /Фильм . Архивировано из оригинала 13 апреля 2022 года . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Smite — Horus and Set Reveal Trailer — IGN , 17 апреля 2019 г., заархивировано из оригинала 9 февраля 2023 г. , получено 9 февраля 2023 г.
- ^ «Объявление Британского музея» . 23 января 2020 года. Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 года . Проверено 16 октября 2020 г.
- ^ «Джар, Британский музей» . Британский музей . Архивировано из оригинала 17 октября 2020 г. Проверено 16 октября 2020 г.