Jump to content

Гор

Страница полузащищена
(Перенаправлено с Гора (бога) )

Гор
Гор часто был национальным божеством-покровителем древних египтян . Обычно его изображали в виде человека с головой сокола, носящего пшент , или красно-белую корону, как символ царской власти над всем египетским царством .
Имя иероглифами
G5
Главный культовый центр Нехен , Эдфу [1]
Символ Глаз Гора
Генеалогия
Родители Осирис и Исида , Осирис и Нефтида , [2] Хатор [3]
Братья и сестры Анубис , [а] ставки [б]
Супруга Хатор , Исида , Серкет [4] Нефтида [2]
Потомство Ихи , Четыре Сына Гора (Гор Старший)
Эквиваленты
Греческий эквивалент Аполлон
Нубийский эквивалент Миндаль

Гор ( / h ɔː r ə s / ), [с] также известный как Хор ( / h ɔː r / ), [д] [5] в Древнем Египте — одно из самых значительных древнеегипетских божеств , выполнявшее множество функций, в первую очередь как бог царской власти, исцеления, защиты, солнца и неба. Ему поклонялись, по крайней мере, в позднем доисторическом Египте до царства Птолемеев и римского Египта . В истории зафиксированы различные формы Гора, и египтологи рассматривают их как отдельных богов . [6] Эти различные формы могут быть разными проявлениями одного и того же многослойного божества, в котором подчеркиваются определенные атрибуты или синкретические отношения, не обязательно противостоящие, но дополняющие друг друга, что соответствует тому, как древние египтяне рассматривали многочисленные аспекты реальности. [7] Его чаще всего изображали в виде сокола , скорее всего, ланнера или сапсана , либо в виде человека с соколиной головой. [8]

Самая ранняя зарегистрированная форма Гора — это покровитель Нехен божество - в Верхнем Египте , который является первым известным национальным богом, непосредственно связанным с правящим фараоном , который со временем стал рассматриваться как проявление Гора при жизни и Осириса в смерти. [6] Наиболее часто встречающиеся семейные отношения описывают Гора как сына Исиды и Осириса, и он играет ключевую роль в мифе об Осирисе как наследник Осириса и соперник Сета , убийцы и брата Осириса. В другой традиции Хатор считается его матерью, а иногда и женой. [6]

Клавдий Элиан называли бога Аполлона писал, что египтяне на своем языке «Гором» . [9] Однако Плутарх , развивая дальше ту же традицию, сообщенную греками ; уточнил, что тот «Гор», которого египтяне приравнивали к греческому Аполлону, на самом деле был «Гором Старшим», который отличается от Гора, сына Осириса и Исиды (что делало его «Младшим»). [10]

Этимология

Гор записан египетскими иероглифами как ḥr.w «Сокол», 𓅃; исходное произношение было реконструировано как /ˈħaːɾuw/ в древнеегипетском и раннем среднеегипетском , /ˈħaːɾəʔ/ в более позднем среднеегипетском и /ˈħoːɾ(ə)/ в позднеегипетском . Считается, что дополнительными значениями были «дальний» или «тот, кто выше, над». [11] Поскольку язык со временем менялся, в коптских вариантах он появлялся по-разному как /hɔr/ или /ħoːɾ/ (Ϩⲱⲣ) и был принят в древнегреческий как Ὧρος Hō̂ros (в то время произносившийся как /hɔ̂ːros/ ). Оно также сохранилось в позднеегипетских и коптских теофорных формах имени , таких как Siese. «сын Исиды» и Харсизе «Гор, сын Исиды».

Гор и фараон

Гор предлагает жизнь фараону Рамсесу II . Крашеный известняк. в. 1275 г. до н. э. , XIX династия. Из небольшого храма, построенного Рамзесом II в Абидосе , Лувр , Париж, Франция.

Фараон . ассоциировался со многими конкретными божествами Его напрямую отождествляли с Гором, который представлял саму королевскую власть и считался защитником фараона. [12] и его считали сыном Ра, который правил и регулировал природу, как фараон правил и регулировал общество.

( Тексты пирамид ок . 2400–2300 гг. до н. э. ) описывают природу фараона в разных образах: Гора и Осириса. Фараон как Гор при жизни стал фараоном как Осирис после смерти, где он соединился с другими богами. Новые воплощения Гора сменили умершего фараона на земле в виде новых фараонов. [13]

Родословная Гора, в конечном итоге результат союза детей Атума , возможно, была средством объяснения и оправдания власти фараонов. Все боги, созданные Атумом, были представителями космических и земных сил в египетской жизни. Отождествив Гора как порождение этих сил, затем отождествив его с самим Атумом и, наконец, отождествив фараона с Гором, фараон теологически получил власть над всем миром.

Мифология происхождения

В одном сказании Гор рождается у богини Исиды после того, как она нашла все расчлененные части тела своего убитого мужа Осириса, кроме его пениса , который был брошен в Нил и съеден сомом / Меджедом . [14] [15] или иногда вместо этого изображается крабом и , согласно рассказу Плутарха , использовала свои магические силы, чтобы воскресить Осириса и создать фаллос. [16] зачать сына (в более старых египетских источниках упоминается пенис Осириса).

Забеременев от Гора, Исида сбежала в дельты Нила болота , чтобы спрятаться от своего брата Сета , который из ревности убил Осириса и который, как она знала, хотел убить их сына. [17] Там Исида родила божественного сына Гора. Поскольку рождение, смерть и возрождение являются повторяющимися темами в египетских знаниях и космологии, не особенно странно, что Гор также является братом Осириса и Исиды от Нут и Геба , а также Нефтиды и Сета . [ тон ] Этот старший Гор называется Hrw-wr — Hourou'Ur — в противоположность Hrw-P-Khrd — младшему Гору, в какой-то момент принятому греками как Гарпократ . [ нужна ссылка ]

Золотая статуэтка трех человеческих фигур. Справа — женщина в рогатом головном уборе, в центре — сидящий на корточках мужчина с высокой короной на постаменте, слева — мужчина с головой сокола.
Осирис изображен на колонне из лазурита в центре, в окружении Гора слева и Исиды справа. Двадцать второй династии На этой статуэтке

Генеалогия

Солнце
Бог солнца
Тефнут Вот и все
Рожденный Орех
Исида Осирис Нефтида Набор
Гор Хатор

Мифологические роли

G9N27
N27
rˁ-ḥr-3ḫty "Ra-Horakhty"
в иероглифах

Небесный бог

Хорус, Лувр , Шен звенит в его объятиях.
Деталь лица Гора со статуи Гора и Сета, возлагающего корону Верхнего Египта на голову Рамсеса III. Двадцатая династия, начало XII века до нашей эры.

Поскольку считалось, что Гор — это небо, считалось, что он также содержит Солнце и Луну. [18] Египтяне верили, что Солнце было его правым глазом, а Луна — левым и что они пересекали небо, когда он, сокол, пролетал по нему. [19] Позже причина того, что Луна была не такой яркой, как Солнце, была объяснена в сказке, известной как « Спор Гора и Сета» . В этой сказке говорилось, что Сет, покровитель Верхнего Египта , и Гор, покровитель Нижнего Египта , жестоко сражались за Египет, и ни одна из сторон не одержала победу, пока, в конце концов, боги не встали на сторону Гора.

Поскольку Хорус стал окончательным победителем, он стал известен как ḥr.w или «Гор Великий», но чаще переводится как «Гор Старший». В борьбе Сет потерял яичко , а Гору выкололи глаз.

Гора иногда изображали в искусстве обнаженным мальчиком с пальцем во рту, сидящим на лотосе со своей матерью. В образе юноши Гора называли nfr ḥr.w «Добрый Гор», транслитерированное Неферхор, Нефорос или Ноферос (реконструированное как naːfiru ħaːruw ).

Глаз Гора или Веджат

Глаз Гора — древнеегипетский символ защиты и царской власти от божеств, в данном случае от Гора или Ра . Этот символ можно увидеть на изображениях матери Гора, Исиды, и других божеств, связанных с ней. На египетском языке этот символ обозначался словом «веджат» ( wɟt ). [20] [21] Это был глаз одного из самых ранних египетских божеств, Ваджета , который позже стал ассоциироваться с Бастет , Мут также и Хатхор. Ваджет была солнечным божеством , и этот символ начинался как ее всевидящее око. На ранних произведениях искусства Хатор также изображена с этим глазом. [22] Погребальные амулеты часто изготавливались в форме Ока Гора. Веджат или Глаз Гора является «центральным элементом» семи браслетов из « золота , фаянса , сердолика и лазурита », найденных на мумии Шошенка II . [23] Веджат «предназначался для защиты короля [здесь] в загробной жизни». [23] и чтобы отразить зло. Моряки Египта и Ближнего Востока часто рисовали этот символ на носу своего судна, чтобы обеспечить безопасное морское путешествие. [24]

Считалось также, что Гор защищает небо. [12]

Конфликт между Гором и Сетом

Рельеф мужчины в высокой короне, лежащего на носилках, а птица парит над его фаллосом. У подножия носилок стоит мужчина с головой сокола, а у изголовья стоит женщина в головном уборе, напоминающем высокий стул.
Исида в образе птицы совокупляется с умершим Осирисом. По обе стороны находятся Гор, хотя он еще не родился, и Исида в человеческом облике. [25]

Его мать Исида сказала Гору защитить народ Египта от Сета , бога пустыни, который убил отца Гора, Осириса. [26] [27] У Гора было много сражений с Сетом, не только для того, чтобы отомстить за своего отца, но и для того, чтобы выбрать законного правителя Египта. В этих битвах Гор стал ассоциироваться с Нижним Египтом и стал его покровителем.

Гор копит Сета, который появляется в форме бегемота, пока Исида смотрит на него.

Согласно «Состязаниям Гора и Сета» , Сет изображен пытающимся доказать свое господство, соблазняя Гора, а затем вступая в половой акт с ним . Однако Гор кладет руку между бедрами и ловит семя Сета , а затем бросает его в реку, чтобы нельзя было сказать, что Сет оплодотворил его. Гор (или сама Исида в некоторых версиях) затем намеренно намазывает свое семя салатом , который был любимой едой Сета. После того, как Сет съел салат, они отправились к богам, чтобы попытаться уладить спор о правлении Египтом. Боги сначала выслушали заявление Сета о господстве над Гором и призвали его семя, но оно ответило из реки, лишив законной силы его притязания. Затем боги выслушали заявление Гора о том, что он доминировал над Сетом, и призвали его семя, и оно ответило изнутри Сета. [28] [29]

Персонифицированный Глаз Гора предлагает благовония восседающему на троне богу Осирису на картине из гробницы Пашеду , тринадцатый век до нашей эры. [30]

Однако Сет по-прежнему отказывался сдаваться, а другие боги устали от более чем восьмидесяти лет борьбы и испытаний. Хорус и Сет вызвали друг друга на гонку на лодках, где каждый из них участвовал в гонке на каменной лодке. Хорус и Сет согласились, и гонка началась. Но у Гора было преимущество: его лодка была сделана из дерева, окрашенного под камень, а не под настоящий камень. Лодка Сета, сделанная из тяжелого камня, затонула, а Гора — нет. Затем Хорус выиграл гонку, а Сет ушел в отставку и официально передал Гору трон Египта. [31] Став королем после поражения Сета, Гор приносит подношения своему умершему отцу Осирису, тем самым оживляя и поддерживая его в загробной жизни. После Нового царства Сет по-прежнему считался повелителем пустыни и ее оазисов. [32]

Во многих версиях истории Хорус и Сет делят царство между собой. Это разделение можно приравнять к любой из нескольких фундаментальных двойственностей, которые египтяне видели в своем мире. Гор может получить плодородные земли вокруг Нила, ядра египетской цивилизации, и в этом случае Сет заберет бесплодную пустыню или связанные с ней чужие земли; Гор может править землей, пока Сет обитает на небе; и каждый бог может занимать одну из двух традиционных половин страны, Верхнего и Нижнего Египта, и в этом случае любой бог может быть связан с любым регионом. Однако в «Мемфисской теологии » Геб как судья сначала распределяет царство между претендентами, а затем меняет свою позицию, предоставляя единоличное управление Гору. В этом мирном союзе Гор и Сет примиряются, а двойственность, которую они представляют, превращается в единое целое. Благодаря этой резолюции порядок восстанавливается после бурного конфликта. [33]

Гор и Сет связывают вместе верхний и нижний Египет.

Египтологи часто пытались связать конфликт между двумя богами с политическими событиями раннего или доисторического периода Египта. Случаи, когда воюющие стороны делят царство, и частая ассоциация пары Гора и Сета с союзом Верхнего и Нижнего Египта позволяют предположить, что два божества представляют собой своего рода разделение внутри страны. Египетские традиции и археологические данные указывают на то, что Египет был объединен в начале своей истории, когда Верхнеегипетское царство на юге завоевало Нижний Египет на севере. Правители Верхнего Египта называли себя «последователями Гора», и Гор стал божеством-покровителем единого государства и его царей. И все же Гора и Сета нельзя легко отождествить с двумя половинами страны. Оба божества имели несколько культовых центров в каждом регионе, причем Гор часто ассоциируется с Нижним Египтом, а Сет — с Верхним Египтом. Возможно, на миф повлияли и другие события. Еще до того, как в Верхнем Египте появился единый правитель, два его крупных города были Некхен на крайнем юге и Нагада во многих милях к северу. Обычно считается, что правители Нехена, где Гор был божеством-покровителем, объединили под своей властью Верхний Египет, включая Нагаду. Сет ассоциировался с Нагадой, поэтому возможно, что божественный конфликт смутно отражает вражду между городами в далеком прошлом. Намного позже, в конце Второй династии ( ок. 2890–2686 гг. до н. э. ), фараон Сет-Перибсен использовал животное Сет , чтобы написать свое имя серех вместо иероглифа сокола, обозначающего Гора. Его преемник Хасехемви использовал и Гора, и Сета при написании своего сереха. Эти данные позволили предположить, что Вторая династия стала свидетелем столкновения между последователями царя Гора и поклонниками Сета во главе с Сетом-Перибсеном. Использование Хасехемви двух символов животных тогда представляло бы примирение двух фракций, как и разрешение мифа. [34]

Золотой Гор Осирис

Гор постепенно принял природу как сына Осириса, так и самого Осириса. Его называли Золотым Гором Осирисом. [35] [36] [37] [38] В храме Дендеры ему дается полный царский титул Гора и Осириса. Иногда считалось, что он был одновременно отцом самого себя и своего собственного сына, а в некоторых более поздних сообщениях говорится, что Осирис был возвращен к жизни Исидой. [39]

Другие формы Гора

Херу-ур
Главный культовый центр Гелиополис , Гиза
Символ человек с головой ястреба
Генеалогия
Родители Геб и Нут
Братья и сестры Осирис , Исида , Сет и Нефтида
Супруга Украденный , Хатор , Та-Битджет
Потомство Имсет , Хапи , Дуамутеф , Кебехсенуф

Херу-ур (Гор Старший)

Херу-ур (или Хервер и Хароэрис у греков-птолемеев), также известный как Гор Старший , был формой Гора, где он был сыном Геба и Нут . Он был одним из старейших богов Древнего Египта, которому поклонялись во влиятельном додинастическом городе Нехен (Иераконполис). [40] В Древнем царстве он стал первым национальным богом и покровителем фараона. [41]

Его называли сыном истины, [42] что означает его роль важного сторонника Маат . Его правый глаз был Солнцем, а левый глаз — Луной. Геру-ура иногда изображали целиком в виде сокола; иногда ему давали титул Кемвер , что означает «() великий чёрный (один)».

Другие варианты включают Хор Мерти «Гор двух глаз» и Хорхенти Ирти . [43]

Херу-па-херед (Гор Младший)

Херу-па-херед ( Гарпократ у греков-Птолемеев), также известный как Гор Младший , представлен в виде юноши, носящего прядь волос (знак молодости) на правой голове и сосущего палец. Кроме того, он обычно носит объединенные короны Египта, корону Верхнего Египта и корону Нижнего Египта. Он — форма восходящего солнца, олицетворяющая его самый ранний свет. [41]

Херу-Бехдети (Гор Бехдета )

Крылатое солнце Гора из Эдфу — символ, связанный с божественностью , королевской властью и властью в Древнем Египте. [44] Крылатое солнце также является символом вечной души. Размещенный над дверями храма, он служил напоминанием людям об их вечной природе. [45] [46] Крылатое солнце изображалось на вершинах пилонов древних храмов по всему Египту.

Хер-эм-ахет (Гор на горизонте)

Хер-эм-ахет (или Хоремахет) ( по-гречески Хармахис ) олицетворял рассвет и раннее утреннее солнце. Его часто изображали в виде сфинкса с головой человека (как Большой Сфинкс в Гизе ), или в виде иеракосфинкса , существа с телом льва и головой и крыльями сокола, иногда с головой льва или барана ( последний обеспечивает связь с богом Хепри , восходящим солнцем). Считалось, что он послужил вдохновением для Великого Сфинкса Гизы , построенного по приказу Хафра , голова которого на нем изображена.

Другие формы Гора включают:

  • Хор Мерти («Гор двух глаз»);
  • Хорхенти Ирти ; [43]
  • Хер-сема-тави («Гор, объединивший две земли»), греческий Харсомпт , изображаемый в виде двукоронованного Гора.
  • Хер-юнмутеф или Юнмутеф , изображаемый в виде жреца с леопардовой шкурой на туловище;
  • Херуи («двойной сокол или Гор»), пятый -ном бог Верхнего Египта в Коптосе.
  • Херу-па-херед («Гор младший», известный грекам как Гарпократ) в образе ребенка, носящего пщент и пейс молодости.
    Херу-па-херед («Гор младший», известный грекам как Гарпократ) в образе ребенка, носящего пщент и пейс молодости.
  • Херу-Бехдети («Гор Бехедет») в виде крылатого солнечного диска на потолке у входа в храм Рамзеса III.
    Херу-Бехдети («Гор Бехедет») в виде крылатого солнечного диска на потолке у входа в храм Рамзеса III.
  • Хер-эм-ахет (греч. Хармахис), настенный рельеф с изображением иеракосфинкса, изображенный в храме Гора в Эдфу.
    Хер-эм-ахет (греч. Хармахис), настенный рельеф с изображением иеракосфинкса, изображенный в храме Гора в Эдфу.
  • Хер-сема-тауи («Гор, объединитель двух земель»), связывающий папирус и тростниковые растения в сема-тауи, символ объединения Верхнего и Нижнего Египта, противоположный Сету (Сутеху).
    Хер-сема-тауи («Гор, объединитель двух земель»), связывающий папирус и тростниковые растения в сема-тауи, символ объединения Верхнего и Нижнего Египта, противоположный Сету (Сутеху).
  • Хер-юнмутеф (Иунмутеф) («Гор, Столп Его Матери»), изображенный в виде священника в леопардовой шкуре поверх туловища в Гробнице Нефертари, Долина цариц.
    Хер-юнмутеф ( Иунмутеф ), («Гор, Столп Его Матери»), изображенный в виде священника, носящего леопардовую шкуру поверх туловища в Гробнице Нефертари , Долина цариц.
  • Херуи, пятый бог-ном Верхнего Египта в Коптосе после фараона Сахуре.

Празднование Гора

Фестиваль Победы (египетский: Хеб Нехтет) — ежегодный египетский фестиваль, посвященный богу Гору. Праздник Победы отмечался в Храме Гора в Эдфу и проходил во втором месяце Сезона Появления (или шестом месяце египетского календаря ).

Церемонии, проходившие во время Праздника Победы, включали в себя представление священной драмы, посвященной победе Гора над Сетом. Главным действующим лицом в этой драме стал сам царь Египта, сыгравший роль Гора. Его противником стал бегемот, сыгравший роль Сета. В ходе ритуала король ударил бегемота гарпуном. Уничтожение гиппопотама царем ознаменовало поражение Сета от Гора, что также узаконило царя.

Вряд ли король ежегодно посещал Праздник Победы; во многих случаях его, вероятно, представлял священник. Маловероятно также, что на фестивале каждый год использовался настоящий бегемот; во многих случаях это, вероятно, было представлено моделью. [47]

Римский автор IV века Макробий еще один ежегодный египетский праздник, посвященный Гору упоминает в своем «Хрониконе» . Макробий указывает, что этот праздник приходится на день зимнего солнцестояния . Христианский епископ IV века Епифаний Саламинский также упоминает праздник зимнего солнцестояния Гора в своем Панарионе . [48] Однако об этом фестивале не упоминается ни в одном египетском источнике.

Предполагаемое влияние на христианство

Книга Уильяма Р. Купера 1877 года и самостоятельно опубликованная книга Ачарьи С. 2008 года, среди прочего, предполагают, что существует много общего между историей Гора и гораздо более поздней историей Иисуса. [49] [50] Эта точка зрения остается весьма спорной и спорной. [51] [52] [53]

Деклан Ханниган изображает Гора в телесериале Кинематографической вселенной Marvel (MCU) «Лунный рыцарь» (2022). [54]

В сериале « Ночь в музее » группа божеств-воинов подземного мира появляется в фильме «Ночь в музее: Битва при Смитсоновском институте» , когда Камунра использует комбинацию, чтобы открыть врата в подземный мир и вызвать армию воинов Хоруса. Воины появляются из подземного мира с копьями, готовые атаковать, и присоединяются к битве Кахмунры за захват мира.

Хорус - Бог класса Воин в на боевой арене многопользовательской онлайн -игре Smite под титулом «Законный наследник». [55]

В книжной трилогии Хроники Кейна « Рика Риордана » главный герой Картер Кейн принимает дух Гора, когда его выпускают в Британском музее вместе с четырьмя другими египетскими божествами. Хорус разговаривает с Картером на протяжении всей трилогии, предлагая ему свои советы и мудрость.

В фантастическом боевике «Боги Египта» Гора сыграл Николай Костер-Вальдау . В фильме он помогает смертному по имени Бек остановить его дядю Сета, а также пытается вернуть себе трон и принести мир в Египет.

Хорус появляется в научно-фантастическом графическом романе 1980 года « La Foire aux immortels» , написанном и проиллюстрированном французским карикатуристом и рассказчиком Энки Билалом .

См. также

Примечания

  1. ^ В некоторых аккаунтах.
  2. ^ Редко засвидетельствовано.
  3. ^ Древнегреческий : Ὧρος , латинизированный : Hō̂ros , Греческое произношение: [hɔ̂ː.ros] ; Латинское : Hōrus , Латинское произношение: [hoː.rus]
  4. ^ Древнеегипетский : ḥr ; Коптский : Ϩⲱⲣ , латинизированный: Hōr , Коптское произношение: [hɔr]

Ссылки

  1. ^ Симс, Лесли (2000). «Боги и богини». Путеводитель по Древнему Египту . Саффрон Хилл, Лондон: Usborne Publishing . п. 29 . ISBN  0-7460-30673 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Леваи, Джессика (2007). Аспекты богини Нефтиды, особенно в греко-римский период в Египте . УМИ. Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 г. Проверено 17 ноября 2021 г.
  3. ^ Найовиц, Симсон Р. (2003). Египет, Ствол дерева, Том. I: Современный обзор древней земли . Издательство Алгора. ISBN  978-0-87586-234-7 . Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 г. Проверено 17 ноября 2021 г.
  4. ^ Литтлсон, К. Скотт (2005). Боги, богини и мифология, Том 4 . Маршалл Кавендиш. ISBN  076147563X .
  5. ^ «Гор | История, внешний вид, символы и факты | Британника» . www.britanica.com . 05.07.2023 . Проверено 2 августа 2023 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с «Оксфордский путеводитель: основной справочник по египетской мифологии», под редакцией Дональда Б. Редфорда, «Гор: Эдмунда С. Мельцера», стр. 164–168, Беркли, 2003 г., ISBN   0-425-19096-X .
  7. ^ «Оксфордский путеводитель: основной справочник по египетской мифологии», под редакцией Дональда Б. Редфорда, стр. 106 и стр. 165, Беркли, 2003, ISBN   0-425-19096-X .
  8. ^ Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Темза и Гудзон. п. 202.
  9. ^ «Элиан, Характеристика животных, 10.14» . Архивировано из оригинала 06 августа 2020 г. Проверено 20 февраля 2021 г.
  10. ^ "- Моралия, De Iside et Osiride (Исида и Осирис), 12. (356А)" . Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 г. Проверено 16 августа 2022 г.
  11. ^ Мельцер, Эдмунд С. (2002). Гор. В Д. Б. Редфорде (ред.) «Древние боги говорят: Путеводитель по египетской религии» (стр. 164). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета , США.
  12. ^ Перейти обратно: а б Пирсон, Патрисия О'Коннелл; Холдрен, Джон (май 2021 г.). Всемирная история: наша человеческая история . Версаль, Кентукки: Шеридан Кентукки. п. 29. ISBN  978-1-60153-123-0 .
  13. ^ Аллен, Джеймс П. (2005). Тексты древнеегипетских пирамид . Общество библейской литературы. ISBN  978-1-58983-182-7 .
  14. ^ Нью-Йоркское фольклорное общество (1973). «Нью-йоркский фольклорный ежеквартальный журнал» . Том. 29. Издательство Корнелльского университета . п. 294. Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 г. Проверено 12 ноября 2020 г.
  15. ^ Ян Шоу (2003). Оксфордская история Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-815034-3 .
  16. ^ Петр О. Шольц (2001). Евнухи и кастраты: история культуры . Издательство Маркуса Винера. п. 32. ISBN  978-1-55876-201-5 . Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 г. Проверено 12 ноября 2020 г.
  17. ^ Рой Дж. Уиллис (1993). Мировая мифология . Макмиллан. п. 43. ИСБН  978-0-8050-2701-3 . Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 г. Проверено 12 ноября 2020 г.
  18. ^ «Гор» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 г. Проверено 22 февраля 2019 г.
  19. ^ Уилкинсон, Ричард Х. (1992). Чтение египетского искусства: иероглифический путеводитель по древнеегипетской живописи и скульптуре . Темза и Гудзон. п. 186.
  20. ^ Поммеренинг, Таня, Древнеегипетские пустые меры ( Исследования древнеегипетской культуры , Приложение 10), Гамбург, Helmut Buske Verlag, 2005
  21. ^ М. Стокстад, «История искусства»
  22. ^ «Леди Запада» . hethert.org . Архивировано из оригинала 27 января 2010 года . Проверено 18 января 2015 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б Сильверман, Дэвид П. (1997). «Египетское искусство». Древний Египет . Издательство Дункана Бэрда. п. 228.
  24. ^ Чарльз Фриман, Наследие Древнего Египта , Факты в файле, Inc., 1997. стр. 91
  25. ^ Микс, Дмитрий; Фавар-Микс, Кристина (1996) [французское издание, 1993 г.]. Повседневная жизнь египетских богов . Перевод Гошгаряна, издательство GM Cornell University Press. п. 37. ИСБН  978-0-8014-8248-9 .
  26. ^ «Богини и боги Древнего Египта» . Архивировано из оригинала 4 июня 2010 года.
  27. ^ «Древний Египет: Мифология – Гор» . egyptianmyths.net . Архивировано из оригинала 29 ноября 2019 г. Проверено 25 августа 2007 г.
  28. ^ Скотт Дэвид Фаутц. «Веб-сайт богословия: Индекс Etext: Египетский миф: 80 лет раздора между Гором и Сетом» . theologywebsite.com . Архивировано из оригинала 11 мая 2017 года . Проверено 18 января 2015 г.
  29. ^ Флеминг, Фергюс и Алан Лотиан. Путь в вечность: египетский миф . Duncan Baird Publishers, 1997. стр. 80–81.
  30. ^ Уилкинсон 1992 , стр. 42–43.
  31. ^ Мифология, опубликованная DBP, Глава: Божественное царствование Египта.
  32. ^ те Вельде, Герман (1967). Сет, бог смятения: исследование его роли в египетской мифологии и религии . Проблема египтологии 6. Перевод ван Баарен-Пап, GE (2-е изд.). Лейден: Э. Дж. Брилл . ISBN  978-90-04-05402-8 .
  33. ^ в Вельде 1967 , стр. 59–63.
  34. ^ Мельцер в Редфорде, стр. 165–166.
  35. ^ Йойотт, Жан, Биографический очерк царя Осириса, BIFAO 77 (1977), стр.145
  36. Гимн Осирису Ун-Неферу, перевод EAWallis Budge
  37. ^ Бадж, Э.А. Уоллис; 1901, Египетская магия, Кеган, Пол, Тренч и Трюбнер и компания, Лондон
  38. ^ Роксбург, Кевин. «Гор – египетский бог Гор – египетская мифология – Гор – Глаз Гора» . www.egyptiangods.co.uk . Архивировано из оригинала 01 марта 2016 г. Проверено 2 июня 2018 г.
  39. ^ EA Уоллис Бадж, Осирис и египетское воскресение, Том 2 (Лондон: PL Warner; Нью-Йорк: Сыновья Г.П. Патнэма, 1911), 31.
  40. ^ Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта. Темза и Гудзон. п. 200
  41. ^ Перейти обратно: а б Струдвик, Хелен (2006). Энциклопедия Древнего Египта . Нью-Йорк: Sterling Publishing Co., Inc., стр. 158–159. ISBN  978-1-4351-4654-9 .
  42. ^ Уилсон, Эразм (1 января 1877 г.). Игла Клеопатры: С краткими заметками о Египте и египетских обелисках . Лондон: Брэйн и компания. п. 208 . Проверено 6 декабря 2014 г.
  43. ^ Перейти обратно: а б Патрисия Тернер, Чарльз Рассел Коултер, Словарь древних божеств , 2001.
  44. ^ Рис, Дэни (22 ноября 2020 г.). «Что такое крылатое солнце в египетской мифологии?» . Символ Мудреца . Проверено 13 марта 2023 г.
  45. ^ Spydaman13 (12 ноября 2011 г.). «Символика Солнца Иллюминатов — Автомобильные Логотипы, Крылатый Солнечный Диск (Часть 3/3)» . 12160.info . Проверено 13 марта 2023 г.
  46. ^ «Смена адвентистского логотипа» . Прямое свидетельство . Архивировано из оригинала 21 марта 2024 года . Проверено 13 марта 2023 г.
  47. ^ HW Фэрман. Триумф Гора: древнеегипетская священная драма. Лондон, 1974 год.
  48. ^ «МАКРОБИУС, Сатурналии – Классическая библиотека Леба» . Классическая библиотека Леба . Архивировано из оригинала 9 июля 2015 г. Проверено 9 июля 2015 г.
  49. ^ Мердок, DM; С., Ачарья (декабрь 2008 г.). Христос в Египте: связь Гора и Иисуса . Издательство Звездный Дом. ISBN  978-0-9799631-1-7 . Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 г. Проверено 12 ноября 2020 г.
  50. ^ Купер, Уильям Рикеттс (1877). Миф о Горе в его отношении к христианству . Хардвик и Бог. п. 3 . Иисус Гор.
  51. ^ Эрман, Барт Д. (2012). Существовал ли Иисус?: Исторический аргумент в пользу Иисуса из Назарета . ХарперУан. ISBN  978-0062206442 .
  52. ^ С. Хендерсон, С. Хейс, Развенчание связи Гора и Иисуса, 2015, Миннеаполис: Fortress Press, 1996
  53. ^ Хоудманн, С. Майкл, Вопросы об Иисусе Христе, WestBow Press, 2013.
  54. ^ Сильверио, Бен Ф. (13 апреля 2022 г.). «Путеводитель по Совету богов на Лунном рыцаре: кто есть кто?» . /Фильм . Архивировано из оригинала 13 апреля 2022 года . Проверено 19 апреля 2022 г.
  55. ^ Smite — Horus and Set Reveal Trailer — IGN , 17 апреля 2019 г., заархивировано из оригинала 9 февраля 2023 г. , получено 9 февраля 2023 г.
  56. ^ «Объявление Британского музея» . 23 января 2020 года. Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 года . Проверено 16 октября 2020 г.
  57. ^ «Джар, Британский музей» . Британский музей . Архивировано из оригинала 17 октября 2020 г. Проверено 16 октября 2020 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b95324b5280656a8d3f46c2ccea0d5cc__1721901600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/cc/b95324b5280656a8d3f46c2ccea0d5cc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Horus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)