Эннеада
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2016 г. ) |
Эннеада | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Имя иероглифами |
PSt | ||||||
Эквиваленты | |||||||
Ханаанский эквивалент | Божественный Совет |
Эннеада которым или Великая Эннеада — группа из девяти божеств в египетской мифологии, поклонялись в Гелиополе : бог солнца Атум ; его дети Шу и Тефнут ; их дети Геб и Нут ; и их дети Осирис , Исида , Сет и Нефтида . [2] Эннеада иногда включает Гора Старшего , древнюю форму бога-сокола, а не сына Осириса и Исиды.
Статус в Древнем Египте
[ редактировать ]Великая Эннеада была лишь одной из нескольких подобных групп девяти божеств в Древнем Египте. Притязания гелиопольских жрецов на превосходство не пользовались уважением во всем Египте, поскольку у каждого нома обычно были свои местные божества, жрецы которых, как настаивали, стояли выше всех остальных; [3] даже в соседнем городе Мемфисе вместе с Гелиополем находится в пределах современного , жрецы Птаха прославляли его как необыкновенно превосходящего Девяти. , который Каира другая история творения, Огдоада , объясняющая физическое создание вселенной восемью (разными) первичными богами. [3]
Имя на египетском, греческом и латинском языках.
[ редактировать ]Английское имя «эннеада» является заимствованием через латынь греческого « имени эннеас» ( ἐννεάς ), что означает «девять». [4] Этот термин представлял собой кальку египетского имени, написанного psḏt и также означающего «Девять». Его первоначальное произношение неизвестно, поскольку иероглифы не записывают гласные, но, возможно, это было /piˈsiːcʼat/ в древнеегипетском , /piˈsiːtʼaʔ/ в среднеегипетском и /pəˈsiːtʼə/ в позднеегипетском . Египтологи условно расшифровывают его как Песеджет .
История
[ редактировать ]Древние египтяне создали несколько эннеад, поскольку их объединение при I династии привело к контакту друг с другом многочисленных местных культов. Древнеегипетская мифология часто имела множество различных объяснений одного и того же явления. Эта концепция особенно уникальна, потому что ни одна история не была более точной, чем другая, а, скорее, истина представляла собой смесь их всех. [2] В Текстах пирамид династий V и VI упоминаются «Великая Эннеада», «Малая Эннеада», «Двойная Эннеада» и «Семь Эннеад». Некоторые фараоны основали эннеады, которые считали себя богами . Наиболее примечательным примером является Сети I из XIX династии , чей погребальный храм в Редесии прославлял эннеаду шести главных богов и трех обожествленных форм самого себя. Эннеада , упомянутая в египетском календаре счастливых и неудачных дней , [5] [ нужна полная цитата ] может относиться к Плеядам . [6]
Самой важной была «Великая» или «Гелиопольская Эннеада» Авану ( древнеегипетский : I͗wnw ), известная у греков и римлян как Гелиополис . Он прославлял семью бога Солнца Атума (иногда называемого Атум-ре). [3] ) и процветал от Старого царства до периода Птолемеев .
Его развитие остается неопределенным, хотя, по-видимому, оно впервые появилось, когда V культ Ра, высший при династии , потерял свое значение при VI династии . Египтологи традиционно предполагают, что гелиопольское жречество учредило его, чтобы установить превосходство Атума над другими, включив некоторых главных богов на меньшие позиции и полностью исключив других. Самым выдающимся из таких божеств был Осирис , бог растительности и загробной жизни , который был включен в эннеаду как правнук Атума. Однако в XX веке некоторые египтологи [ ВОЗ? ] подвергнуть сомнению весь сценарий. После того, как Великая Эннеада утвердилась, культ Ра, отождествляемый с Атумом, восстановил большую часть своего значения, пока не был заменен культом Гора . Затем эти двое были объединены как Ра-Гор Горизонтов .
Мифология
[ редактировать ]Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
Портал Древнего Египта |
Согласно истории творения гелиопольских жрецов, мир изначально состоял из первичных вод предтворения, олицетворяемых Нун . [2] Из него возник холмик в первый раз. [2] На кургане восседал самородный бог Атум , которого приравнивали к богу Солнца Ра . Атум развился из Нун посредством самотворения. [2] Атум либо плевался, либо мастурбировал, производя воздух, олицетворяемый Шу , и влагу, олицетворяемую Тефнут . Братья и сестры Шу и Тефнут соединились, чтобы создать землю, олицетворяемую Гебом , и ночное небо, олицетворяемое Нут .
Геб и Нут были родителями Осириса и Исиды , а также Сета и Нефтиды , которые по очереди стали соответствующими парами. Осирис и Исида символизируют плодородие и порядок, а Сет и Нефтида представляют хаос, призванный уравновешивать Осириса и Исиду. [3] Гор , сын Осириса и Исиды, часто включается в эту традицию творения. [2] Из-за двойственности древнеегипетских мифов это лишь одна из многих историй творения . [3] Египтяне считали, что ни один конкретный миф не был более правильным, чем другой, а вернее была некоторая комбинация этих мифов. [2] Эта история творения, гелиопольская традиция, представляет собой историю физиологического творения. [3] Другими основными традициями сотворения являются Мемфисская теология и миф о сотворении Гермополитической Огдоады . [3]
Галерея
[ редактировать ]Варианты иероглифов Эннеады
[ редактировать ]
[1] (стр. 1229)
[1] (стр. 1233)
[ нужна ссылка ]
(правильно
) [1] (стр. 1232)Z16H
(правильно
, вариант с ровной линией под углом 45°) [1] (стр. 518)F37J
двойная Эннеада ( Пшты Была написана ).
|
[1] (стр. 1702)
В популярной культуре
[ редактировать ]Большая часть Эннеады изображена в «Богах Египта» (фильм 2016 года); Основное внимание в фильме уделяется конфликту между главным богом Гором и богом-антагонистом Сетом.
В первом эпизоде «Кинематографическая вселенная Marvel» телевизионного мини-сериала 2022 года «Лунный рыцарь » Стивен Грант указывает на проблему с некоторыми маркетинговыми материалами музея, в которых, похоже, Эннеада упоминается как пантеон, состоящий из семи, а не девяти богов.
В BL манхве ENNEAD , написанной и проиллюстрированной Мохито, Сет (используя имя Сет) является главным героем. Он во многом основан на классической египетской мифологии и сосредоточен на конфликте между Гором и Сетом.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Выгус, Марк (апрель 2015 г.). «Среднеегипетский словарь» (PDF) . Тексты пирамид онлайн .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дюнан, Франсуаза ; Зиви-Кош, Кристиана (2004). Боги и люди в Египте: 3000 г. до н.э. – 395 г. н.э. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 0801488532 . OCLC 937102309 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Клиффорд, Ричард (1994). Сообщения о сотворении мира на Древнем Ближнем Востоке и в Библии . Вашингтон, округ Колумбия: Католическая библейская ассоциация. стр. 99–116. ISBN 9780915170258 . LCCN 94026565 – через archive.org.
- ^ «Эннеада, н. » . Оксфордский словарь английского языка . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Папирус Каир 86637.
- ^ Джетсу, Л.; Порседду, С. (2015). «Смещение вех естественных наук: подтверждено древнеегипетское открытие периода Алголя» . ПЛОС ОДИН . 10 (12): e0144140. arXiv : 1601.06990 . Бибкод : 2015PLoSO..1044140J . дои : 10.1371/journal.pone.0144140 . ПМК 4683080 . ПМИД 26679699 .
Библиография
[ редактировать ]- Выгус, Марк (апрель 2015 г.). «Среднеегипетский словарь» (PDF) . Тексты пирамид онлайн .