Атенизм
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2007 г. ) |
Атенизм , также известный как религия Атона , [1] религия Амарны , [2] и ересь Амарны была религией в древнем Египте . Он был основан Эхнатоном , фараоном , который правил Новым Королевством при Восемнадцатой династии . [3] Религия описывается как монотеистическая или монолатристическая , хотя некоторые египтологи утверждают, что на самом деле она была генотеистической . [4] Атенизм был сосредоточен на культе Атона , бога, изображаемого в виде диска Солнца . Первоначально Атон был аспектом Ра Египта , традиционного солнечного божества , хотя позже Эхнатон утверждал, что он является высшим из всех божеств. [5] В 14 веке до нашей эры атенизм был государственной религией Египта около 20 лет, и Эхнатон встретил поклонение другим богам преследованием; он закрыл многие традиционные храмы, вместо этого заказав строительство атенистских храмов, а также подавил религиозных традиционалистов. Однако последующие фараоны свергли это движение после смерти Эхнатона, тем самым восстановив традиционную политеистическую религию египетской цивилизации . Затем были предприняты широкомасштабные усилия по удалению из Египта и египетских записей любого присутствия или упоминания об Эхнатоне, атенистских храмах и утверждениях об уникальном верховном боге.
История Атона до Эхнатона
[ редактировать ]Слово Атон ( древнеегипетское : jtn ), означающее «круг», «диск», а позднее «солнечный диск», впервые встречается в 24 века до нашей эры папирусах Абусира , обнаруженных в погребальном храме Пятой династии фараона Нефериркаре Какаи . [6] Атон , бог атенизма, впервые появляется как бог в текстах, относящихся к Двенадцатой династии , в «Истории Синухе» . [7] Во времена Среднего царства Атон «как солнечный диск… был всего лишь одним из аспектов бога Солнца Ре ». [5] Это был относительно малоизвестный бог солнца ; без атенистского периода он вряд ли бы фигурировал в истории Египта. Хотя есть признаки того, что во время восемнадцатой династии она стала немного более важной, в частности, когда Аменхотеп III назвал свою царскую баржу « Духом Атона» , именно Аменхотеп IV начал атенистскую революцию в виде ряда шагов, кульминацией которых стало официальное принятие Аменхотепа IV. утверждение Атона единственным богом Египта. Хотя каждая линия царей до правления Эхнатона [5] раньше принимали одно божество в качестве королевского покровителя и верховного государственного бога, никогда не было попыток исключить другие божества, а множеству богов всегда терпели и поклонялись. Во время правления Тутмоса IV он был идентифицирован как отдельный солнечный бог, а его сын Аменхотеп III основал и пропагандировал отдельный культ Атона. Однако нет никаких свидетельств того, что Аменхотеп III пренебрегал другими богами или пытался продвигать Атона как исключительное божество. [ нужна ссылка ]
Атенист Египет
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2020 г. ) |
Аменхотеп IV первоначально ввел атенизм на пятом году своего правления (1348/1346 до н.э.), подняв Атона до статуса верховного бога, первоначально разрешив продолжение поклонения традиционным богам. [8] Позже, во время правления Эхнатона, он запретил поклонение другим богам, что стало радикальным отходом от многовековой египетской религиозной практики. [9] [10] Чтобы подчеркнуть это изменение, имя Атона было написано в форме картуша, обычно предназначенного для фараонов, что является нововведением атенизма. Религиозная реформация, похоже, совпала с провозглашением праздника Сед , своего рода королевского юбилея, призванного укрепить божественную власть фараона. Традиционно проводимый на тридцатом году правления фараона, возможно, это был праздник в честь Аменхотепа III. Некоторые египтологи полагают, что у него было совместное правление с Аменхотепом IV в течение 2–12 лет.
Считается, что пятый год ознаменовал начало строительства Аменхотепом IV новой столицы, Ахетатона ( Горизонт Атона ), на месте, известном сегодня как Амарна . Доказательства появляются на трех пограничных стелах, которые обозначали границы этой новой столицы. Затем Аменхотеп IV официально изменил свое имя на Эхнатон ( Дух Атона ) в свидетельство своего нового поклонения. Предполагается, что дата проведения мероприятия выпадет примерно на 2 января того же года. На седьмом году его правления (1346/1344 гг. до н.э.) столица была перенесена из Фив в Ахетатон, но строительство города, судя по всему, продолжалось еще два года. Перенеся свой двор из традиционных церемониальных центров, он сигнализировал о резкой трансформации центра религиозной и политической власти.
Этот шаг отделил фараона и его двор от влияния жречества и традиционных центров поклонения, но его указ имел и более глубокое религиозное значение. В связи со сменой имени Эхнатона вполне возможно, что переезд в Амарну также был задуман как сигнал о символической смерти и возрождении Эхнатона. Возможно, это также совпало со смертью его отца и окончанием правления. Помимо строительства новой столицы в честь Атона, Эхнатон также руководил строительством некоторых из самых массивных храмовых комплексов Древнего Египта, в том числе одного в Карнаке и одного в Фивах, недалеко от старого храма Амона .
На девятом году своего правления (1344/1342 до н.э.) Эхнатон провозгласил более радикальную версию своей новой религии, объявив Атона не просто верховным богом египетского пантеона, но единственным богом Египта, сделав себя единственным посредником между Атон и египетский народ. Ключевые особенности атенизма включали запрет на идолов и другие изображения Атона, за исключением солнечного диска с лучами, на котором лучи (обычно изображаемые оканчивающимися в руках) представляют собой невидимый дух Атона. Эхнатон обращался к Атону в молитвах, таких как Великий Гимн Атону : «О единственный Бог, кроме которого нет никого». Имя Атона также пишется по-другому после девятого года правления фараона, чтобы подчеркнуть радикализм нового режима. Атон вместо того, чтобы писаться с помощью символа лучистого солнечного диска, теперь стал писаться фонетически.
Детали атенистской теологии до сих пор неясны. Исключение всех богов, кроме одного, и запрет идолов было радикальным отходом от египетской традиции, но некоторые ученые считают Эхнатона скорее сторонником монолатрии или генотеизма , чем монотеизма, поскольку он не отрицал активно существование других богов. Он просто воздерживался от поклонения кому-либо, кроме Атона. Эти реформы позже были отменены его преемником фараоном Тутанхамоном . [9] [11]
Некоторые историки утверждают, что непосредственно поклоняться Атону могли только Эхнатон и Нефертити. [10]
Контраст с традиционной египетской религией
[ редактировать ]Эхнатон осуществил радикальную программу религиозной реформы. В течение примерно двадцати лет он в значительной степени вытеснил вековые верования и обычаи египетской государственной религии и сверг ее религиозную иерархию, возглавляемую могущественным жречеством Амона в Фивах. На протяжении пятнадцати веков египтяне поклонялись обширной семье богов и богинь, каждая из которых имела свою собственную сложную систему жрецов, храмов, святилищ и ритуалов. Ключевой особенностью культов было почитание изображений и статуй богов, которым поклонялись в темных стенах храмов.
Вершиной религиозной иерархии был фараон, одновременно царь и живой бог. Таким образом, управление Египетским царством было неразрывно связано и в значительной степени контролировалось властью и влиянием жрецов и книжников. Реформы Эхнатона подрезали как философские, так и экономические основы жреческой власти, отменив культы всех других божеств, а вместе с ними и обширную и прибыльную индустрию жертвоприношений и дани, которую контролировали жрецы.
В то же время он усилил роль фараона. Доминик Монтсеррат , анализируя различные версии гимнов Атону, утверждает, что все версии гимнов сосредоточены на короле; он предполагает, что настоящее нововведение состоит в том, чтобы переопределить отношения бога и царя таким образом, чтобы это принесло пользу Эхнатону, цитируя заявление египтолога Джона Бейнса : «Религия Амарны была религией бога и царя или даже сначала царя, а затем бога». . [12] [13]
Первоначально Эхнатон представил египетскому народу Атона как вариант знакомого верховного божества Амона-Ра (что само по себе является результатом более раннего подъема культа Амона , в результате которого Амон слился с богом Солнца Ра ), в попытайтесь поместить свои идеи в знакомый религиозный контекст. «Атон» — это имя, данное солнечному диску, а полный титул бога на пограничных стелах новой столицы был « Ра -Гор , который радуется на горизонте во имя своего света, который находится в солнечном диске ».
Однако на девятом году своего правления Эхнатон провозгласил более радикальную версию своей новой религии, объявив Атона не просто верховным богом, но и единственным богом, а Эхнатон как сын Атона был единственным посредником между Атоном и его народом. . [14] Он приказал осквернить храмы Амона по всему Египту. Ключевые особенности атенизма включали запрет на идолов и другие изображения Атона, за исключением солнечного диска с лучами, на котором лучи, обычно изображаемые заканчивающимися в руках, кажутся символизирующими невидимый дух Атона. Позже даже от этого отказались. [15] [16]
Амарна искусство
[ редактировать ]Стили искусства, процветавшие в течение короткого периода, заметно отличаются от другого египетского искусства. Они имеют самые разные черты лица: от удлиненных голов до выдающихся животов, преувеличенного уродства и красоты Нефертити. Примечательно, что впервые в истории египетского царского искусства семья Эхнатона была изображена в явно натуралистической манере. Это ясно показано, проявляя привязанность.
Изображения Эхнатона и Нефертити обычно изображают Атона заметно над этой парой, причем руки Атона расположены ближе всего к каждому, предлагая Анкх. Что необычно для искусства Нового царства, фараон и его жена изображены примерно одинакового размера, а изображение Нефертити использовалось для украшения меньшего храма Атона в Амарне. Это может свидетельствовать о том, что она также играла видную официальную роль в поклонении Атону.
Художественные изображения Эхнатона обычно придают ему необычную внешность: стройные конечности, выступающий живот и широкие бедра. Другие ведущие деятели периода Амарны, как королевские, так и другие, также изображены с некоторыми из этих черт, что предполагает возможный религиозный подтекст, тем более что некоторые источники предполагают, что частные изображения Эхнатона, в отличие от официального искусства, показывают его вполне нормальным. . Это также предлагает Брайер. [17] что семья страдала от синдрома Марфана , который, как известно, вызывает удлиненные черты лица, что может объяснить внешность Эхнатона.
Отклонить
[ редактировать ]Крах атенизма начался во время позднего правления Эхнатона, когда по древнему Ближнему Востоку распространилась крупная чума . Эта пандемия, похоже, унесла жизни многих членов королевской семьи и высокопоставленных чиновников, что, возможно, способствовало упадку правительства Эхнатона. События этого периода малоизвестны из-за скудности и фрагментарности сохранившихся источников. Согласно наиболее вероятному сценарию, массовая смертность от чумы заставила Эхнатона быстро один за другим назначить двух соправителей: Сменхкаре и Нефернеферуатона . Происхождение обоих не засвидетельствовано, хотя предполагалось, что Сменхкаре был младшим братом Эхнатона, тогда как Нефернеферуатон на самом деле была царицей Нефертити. Сменхкаре умер после непродолжительного правления, в конечном итоге оставив Нефернеферуатона исполняющим обязанности регента Египта. [18]
Хотя в последние годы правления Эхнатона, возможно, наблюдались самые агрессивные репрессии в отношении Амона и, что менее вероятно, других богов, его смерть быстро привела к возрождению старых культов. Нефернеферуатон, по-видимому, пыталась достичь некоторого соглашения со жречеством Амона, сохраняя при этом менее исключительную форму атенизма. [19] Однако через несколько лет Нефернеферуатон исчезла, а ее преемник Тутанхатен (со старым визирем Эхнатона Айем в качестве регента) сменил имя на Тутанхамон на третьем году своего правления (ок. 1330 г. до н. э.), восстановил власть жречества Амона. и перенес столицу из Ахетатона, возможно, в Мемфис или, что менее вероятно, в Фивы. [19]
Следующие два десятилетия стали свидетелями окончательного упадка атенизма. Большинство храмов, построенных Эхнатоном из блоков талатата , включая храм в Фивах, были разобраны, повторно использованы в качестве источника строительных материалов и украшений для других храмов, а надписи Атону были испорчены. Хотя Ахетатон не был полностью заброшен, а местный храм Атона продолжал функционировать, большинство жителей со временем покинули его. После недолгого правления Ай в качестве самостоятельного фараона после смерти Тутанхамона к власти пришел его генерал Хоремхеб , некоролевский человек. Он приказал провести чистку правителей периода Амарны, удалив Эхнатона, Сменхкара, Нефернеферуатона, Тутанхамона и Ай из официальных списков фараонов и разрушив их памятники, включая большинство сохранившихся храмов Атона. [20] Тем не менее, храм Атона в Ахетатоне все еще использовался в первые годы правления Хоремхеба, что позволяет предположить, что чистка не была всеобщей и, возможно, оставила некоторые небольшие очаги атенизма в Египте. [21]
Хотя это ознаменовало фактический конец атенизма, революционный культ оказал длительное влияние на древнеегипетскую религию. Например, некоторые изменения в погребальных обрядах в период Амарны остались в силе при Хоремхебе и его преемниках. [22]
Ссылка на авраамический монотеизм
[ редактировать ]Из-за монолатристического или монотеистического характера атенизма связь с иудаизмом различные авторы предлагали его (или другими монотеистическими религиями). Например, психоаналитик Зигмунд Фрейд предположил, что Эхнатон был пионером монотеистической религии, а Моисей — последователем Эхнатона в своей книге «Моисей и монотеизм» .
Современные друзы считают свою религию произошедшей от старых монотеистических и мистических движений, включая атенизм, и находящихся под их влиянием. [23] В частности, они приписывают . Эхнатону первое публичное заявление Таухида [24]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Британская писательница Агата Кристи написала пьесу «Эхнатон» в 1937 году. В этой истории участвуют фараон Эхнатон, его жена Нефертити и его преемник Тутанхнатон (позже получивший имя Тутанхамон). В исследованиях Кристи помогал египтолог Стивен Глэнвилл. [25]
- Американский композитор Филип Гласс сочинил грандиозную оперу об Эхнатоне , в которую вошли тексты из писем Амарны и Гимна Атону .
- Финский писатель Мика Валтари использовал идею Атона и атенизма в своем историческом романе «Египтянин» . «Египтянин» (фильм) - это фильм 1954 года, основанный на романе Валтари, в котором изображен художественный рассказ об атенизме и Эхнатоне.
- В видеоигре «Тайный мир » Атон — злобная сверхъестественная сила, желающая уничтожить Египет, а Эхнатон — жертва ее контроля над разумом .
- Американский писатель Измаил Рид » развивает смесь реальной и воображаемой истории, включающей древний монотеистический орден «Атонистов» в своем романе 1972 года «Мумбо Джамбо .
- В видеоигре Assassin's Creed Origins ; В «Проклятии фараонов» изображено царство Атона с солнечным диском, стилизованным под традиционное изображение.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Додсон (2016) , с. 204.
- ^ Ассманн (2004) , с. 180.
- ^ Ридли 2019 .
- ^ Дарнелл, Дж. К., и Манасса, К. (2007). Армии Тутанхамона: битвы и завоевания во времена конца восемнадцатой династии Древнего Египта. Джон Уайли и сыновья.
- ^ Jump up to: а б с Дэвид (1998) , с. 124.
- ^ Редфорд (1976) , с. 47.
- ^ Петри, Уильям Мэтью Флиндерс (2013), «Приключения Санехата» , «Египетские сказки » , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 97–142, doi : 10.1017/cbo9781107325203.005 , ISBN 978-1-107-32520-3 , получено 9 марта 2021 г.
- ^ Дэвид (1998) , с. 125.
- ^ Jump up to: а б Брюэр, Дуглас Дж.; Эмили Титер (22 февраля 2007 г.). Египет и египтяне (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 105. ИСБН 978-0-521-85150-3 .
- ^ Jump up to: а б Харт, Джордж (2005). Словарь египетских богов и богинь Рутледжа (2-е изд.). Рутледж. п. 39 . ISBN 978-0-415-34495-1 .
- ^ Симсон Найовиц, Египет, Ствол дерева. Современный обзор древней земли Нью-Йорк, 2004 г., стр. 132–136 , , II .
- ^ Монтсеррат, Доминик (2002). Эхнатон: История, фэнтези и Древний Египет . Рутледж. п. 40. ИСБН 978-0415301862 .
- ^ Бейнс, Джон (1998). «На заре эпохи Амарны». В О'Конноре, Дэвид; Клайн, Эрик (ред.). Аменхотеп III: Перспективы его правления . Издательство Мичиганского университета. п. 281.
- ^ Ривз, Николас (2005). Эхнатон: лжепророк Египта . Темза и Гудзон. п. 146. ИСБН 0-500-28552-7 .
- ^ Брюэр, Дуглас Дж.; Титер, Эмили (22 февраля 2007 г.). Египет и египтяне (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 105. ИСБН 978-0-521-85150-3 .
- ^ Найовиц, Симсон (2004). Египет, ствол дерева. Современный обзор древней земли . Том. II. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. стр. 132 - 136 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Брайер, Боб. Убийство Тутанхамона . [ нужна полная цитата ]
- ^ Додсон (2016) , стр. 143–146.
- ^ Jump up to: а б Додсон (2016) , стр. 144–146.
- ^ Додсон (2016) , стр. 146–150.
- ^ Додсон (2016) , с. 150.
- ^ Додсон (2016) , с. 151.
- ^ Обейд и Убайд (2006) , с. 96.
- ^ Обейд и Убайд (2006) , стр. 96, 139.
- ^ «Эхнатон — пьеса Агаты Кристи» . www.agathachristie.com . Проверено 13 октября 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Ассманн, Ян (2004). «Богословские ответы Амарне». В Кнопперсе, Джеральд Нил ; Хирш, Антуан (ред.). Египет, Израиль и древний средиземноморский мир. Этюды в честь Дональда Б. Редфорда (PDF) . Проблема Египта. Том. 20. Лейден; Бостон: Брилл. стр. 179–191. doi : 10.11588/пропилаумдок.00002354 . ISBN 978-90-04-13844-5 . S2CID 192690633 . Архивировано (PDF) из оригинала 18 мая 2020 г. Проверено 25 мая 2020 г.
- Дэвид, Розали (1998). Руководство к жизни в Древнем Египте . Факты в файле. ISBN 9780816033126 .
- Додсон, Эйдан (2016) [2014]. Амарна Санрайз. Египет от золотого века до века ереси . Каир; Нью-Йорк: Американский университет в Каире Press . ISBN 9781617975608 .
- Редфорд, Дональд Б. (1976). «Солнечный диск в программе Эхнатона: его поклонение и предшественники, I». Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 13 . Александрия, Вирджиния; Каир: Американский исследовательский центр в Египте : 47–61. дои : 10.2307/40001118 . ISSN 0065-9991 . JSTOR 40001118 .
- Ридли, Рональд Томас (2019). Эхнатон: взгляд историка . AUC История Древнего Египта. Каир; Нью-Йорк: Американский университет в Каире Press. ISBN 9789774167935 .
- Обейд, Анис; Убайд, Анис (2006). Друзы и их вера в Таухид . Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета. ISBN 9780815630975 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Олдред, Сирил, Эхнатон, король Египта (1988) Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-05048-4
- Ассманн, Ян (1995). Египетская солнечная религия: Ре, Амон и кризис политеизма . Рутледж. ISBN 978-0-7103-0465-0
- Хорнунг, Эрик (1999). Эхнатон и религия света . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-8725-5
- Редфорд, Дональд Б. (1984). Эхнатон: Царь-еретик . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-00217-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы, связанные с Великим гимном Атону, в Wikisource