Операция Воздушная
Операция Воздушная | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы за Францию | |||||||
Порты, используемые во время эвакуации союзных войск | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Германия | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Алан Брук |
Герд фон Рундштедт Хельмут Фёрстер |
Операция «Воздушная» заключалась в эвакуации вооруженных сил и гражданского населения союзников из портов на западе Франции . Операция проходила с 15 по 25 июня 1940 года во время Второй мировой войны . Посадка последовала за военным крахом союзников в битве за Францию против нацистской Германии . Операция «Динамо» , эвакуация из Дюнкерка и операция «Цикл» из Гавра завершились 13 июня. Британские и союзные корабли прикрывались от французских баз пятью истребительными эскадрильями Королевских ВВС (RAF) и помогали самолетам, базирующимся в Англии, в переброске британских, польских и чешских войск, гражданского населения и оборудования из портов Атлантического океана, особенно из Сен-Назера и Нанта .
17 июня Люфтваффе уклонились от патрулей истребителей Королевских ВВС и атаковали эвакуационные корабли в устье Луары , потопив «Кунард» лайнер и военный корабль HMT Lancastria, на борту которого находились тысячи солдат, военнослужащих Королевских ВВС и гражданских лиц. Корабль быстро затонул, но близлежащие суда пришли на помощь и спасли около 2477 пассажиров и членов экипажа во время воздушной атаки. Число погибших неизвестно, поскольку количество пассажиров прервалось из-за спешки погрузить на борт как можно больше людей. По оценкам, погибло не менее 3500 человек, что делает затопление самой большой потерей людей на британском корабле. Британское правительство пыталось сохранить в тайне затопление Ланкастрии по приказу премьер-министра Уинстона Черчилля .
Некоторое оборудование было погружено на эвакуационные корабли, но паникёрские сообщения о продвижении немецкой армии к побережью привели к тому, что некоторые операции были досрочно прекращены, а большая часть оборудования была уничтожена или оставлена позади. Официальная эвакуация закончилась 25 июня в соответствии с условиями перемирия от 22 июня 1940 года, согласованными французскими и немецкими властями, но неофициальные выезды из французских портов Средиземноморья продолжались до 14 августа. С момента окончания операции «Динамо» в Дюнкерке, цикла операции из Гавра и других мест вдоль побережья Ла-Манша и завершения операции «Аэриал» было спасено еще 191 870 военнослужащих , в результате чего общее количество военного и гражданского персонала, вернувшегося в Великобританию во время битвы за Францию, составило 558 032 человека, в том числе 368 491 британский военнослужащий.
Фон
[ редактировать ]Королевский флот
[ редактировать ]Эвакуация Британского экспедиционного корпуса (BEF) из Дюнкерка привела к избытку людей на линиях связи, базовых складах и других объектах среди 140 000 солдат, все еще находящихся во Франции. Достаточный персонал линий связи для бронетанковой дивизии, четырех пехотных дивизий и Передовых авиационных ударных сил (AASF) должен был быть сохранен, а остальная часть должна была быть возвращена в Великобританию. Военно-морские операции в Норвежской кампании и эвакуация Дюнкерка понесли потери, что временно ослабило Флот Метрополии , особенно небольших судов, необходимых для сопровождения эвакуационных кораблей с французского атлантического побережья. Потери, нанесенные надводным кораблям Кригсмарине , лишили немцев возможности бросить вызов британскому военно-морскому превосходству в Ла-Манше и Бискайском заливе . Семь немецких подводных лодок, патрулировавших у западного побережья Франции, не предприняли попыток вмешаться, и только Люфтваффе . против эвакуации были задействованы [ 1 ] Операцией «Воздушная» командовал адмирал Уильям Милборн Джеймс , главнокомандующий Портсмутом . Джеймсу не хватало судов, необходимых для конвоев, и он организовал поток военных кораблей , грузовых кораблей и моторных судов из Саутгемптона , каботажных судов , курсирующих из Пула , и голландских шуйтов на работу из Уэймута , в то время как те военные корабли, которые были в наличии, патрулировали маршруты судоходства. На кораблях отплыли группы подрывников, но была надежда, что можно будет погрузить припасы и оборудование, а также войска. [ 2 ]
РАФ
[ редактировать ]После Дюнкерка эскадрильи AASF во Франции были переброшены в район между Орлеаном и Ле-Маном во время затишья перед Fall Rot ( Case Red ), немецким наступлением над реками Сомма и Эна . С новых баз AASF могла действовать в любой точке фронта, но после прорыва Германии 11 июня британские ВВС во Франции ( вице-маршал авиации Артур Барратт ) были предупреждены Министерством авиации , чтобы они были готовы к быстрому бегству. из Франции. Британские эскадрильи были переброшены на запад, на базы вокруг Анже , Сомюра , Ренна и Нанта , которые уже были заполнены французскими самолетами и сильно перегружены. 15 июня Барратт отправил эскадрильи легких бомбардировщиков обратно в Англию и оставил пять эскадрилий истребителей для прикрытия эвакуации наземного штаба Королевских ВВС и трех британских дивизий под командованием Брука. [ 3 ]
После того, как маршал Филипп Петен 17 июня потребовал перемирия , Баррату пришлось защищать семь портов на атлантическом побережье и отправить зенитные батареи AASF в Ла-Паллис и Ла-Рошель , наименее важные порты посадки. [ 3 ] Нант и Сен-Назер , важнейшие порты, прикрывали 1-я , 73-я и 242-я эскадрильи , а также небольшой отряд, прикрывавший Брест . Сен-Мало и Шербур защищали 17-я и 501-я эскадрильи с аэродрома в Динаре через залив от Сен-Мало, а затем и от Нормандских островов . истребительного командования Эскадрильи Королевских ВВС Тангмер также были доступны для Шербура и Берегового командования, готовые сопровождать возвращающиеся корабли. старший офицер штаба авиации (SASO), вице-маршал авиации Дуглас Эвилл . После того, как все приготовления были приняты, Барратт уехал в Англию, и его место занял [ 4 ]
Операции «Динамо» и «Цикл»
[ редактировать ]Операция «Динамо» — эвакуация Дюнкерка с 26 мая по 3 июня — спасла большую часть боевых частей BEF. Некоторые части 1-й танковой дивизии , дивизии Бомана и более 150 000 солдат поддержки и линий связи были отрезаны на юге немецким броском к морю. [ 5 ] К концу мая из Дьеппа были вывезены медицинские склады и высадилась группа подрывников, готовая взорвать портовую инфраструктуру. Большой склад в Гавре был разрушен из-за того, что с него снабжались войска, находившиеся в этом районе, и вывозились военные запасы, которые не потребовались немедленно. Запас автотранспорта, собранный в Руане, использовался в качестве транспорта для импровизированных подразделений, а специальные боеприпасы были перевезены из резерва вокруг Бюши, но вывезти оттуда огромное количество обычных боеприпасов было невозможно. [ 6 ]
9 июня французский командующий в Гавре связался с 10-й армией и 51-й (Хайлендской) дивизией и сообщил, что немцы захватили Руан и направляются к побережью. Ихлер, командующий 9-м корпусом , и генерал-майор Виктор Форчун , командующий 51-й (Хайлендской) дивизией, решили, что единственная надежда на спасение — через Гавр, и отказались от плана отхода через Руан. Адмирал порта запросил у Адмиралтейства достаточно кораблей для вывода 85 000 солдат , но это противоречило планам французского верховного главнокомандующего Максима Вейгана . Генерал Джон Дилл ( начальник Имперского генерального штаба ) колебался, не зная, что задержка Вейгана с отдачей приказа сделала это невозможным. Карслейк также несколько раз призывал ускорить выход на пенсию, но не имел полномочий отдавать приказы. Только получив ночью сообщение от Fortune о том, что 51-я (Хайлендская) дивизия участвует в отступлении 9-го корпуса в сторону Гавра, Дилл узнал об истинной ситуации. [ 7 ]
Форчун выделила для охраны Гавра отряд в составе 154-й пехотной бригады, бригады дивизии Бомана, двух артиллерийских полков и инженеров. Аркфорс (бригадный генерал Стэнли-Кларк) двинулся в ночь с 9 на 10 июня в сторону Фекана, через который прошла большая часть войск до прибытия 7-й танковой дивизии . Бригада прорвалась, но потеряла грузовик с беспроводной связью, предназначенный для поддержания связи с 51-й (Хайлендской) дивизией. Возможность удержания линии от Фекана до Лиллебонна была учтена, и Стэнли-Кларк приказал Arkforce отправиться в Гавр. [ 7 ] Группа подрывников Королевского флота находилась в Гавре с конца мая, а порт подвергся сильной бомбардировке Люфтваффе 7 июня ; два дня спустя Адмиралтейство прислало приказ об эвакуации. Джеймс отправил через Ла-Манш лидера флотилии Codrington HMS . в сопровождении шести британских и двух канадских эсминцев, кораблей меньшего размера и множества шуйтов голландских [ 8 ]
Был спешно составлен план блокирования гавани Дьеппа, и 10 июня HMS Vega (капитан Г. А. Гарнон-Уильямс) сопроводил три блок-корабля в порт . Два корабля были потоплены в подходном канале, но третий корабль подорвался на мине снаружи, из-за чего его не удалось потопить у входа во внутреннюю гавань. [ 8 ] Пляжные группы высадились в Гавре, чтобы взять под свой контроль эвакуацию 10 июня, и после 24-часовой отсрочки эвакуация началась 11 июня. Посадке несколько препятствовал ущерб, нанесенный порту бомбардировкой Люфтваффе ; военный корабль СС « Брюгге » был поврежден, и его пришлось выбросить на берег. В доках было отключено электроснабжение, в результате чего краны в доках стали бесполезными; Была попытка загрузки транспортных средств через пандусы, но она была слишком медленной. 12 июня истребители британских ВВС начали патрулировать порт, сдерживая новые рейды, и была предпринята попытка спасти транспорт и оборудование, направив его через Сену через паромные переправы в Кодебеке или корабли в Кийбефе в устье реки. Интенданту 14-го королевского стрелкового полка удалось увести транспорт. [ 9 ] Наибольшее количество войск было выведено в ночь с 12 на 13 июня , и эвакуация завершилась к рассвету; из британских 11 059 эвакуированных солдат 9 000 человек бригады «А» были доставлены в Шербур, а 154-я пехотная бригада отправилась через Шербур в Англию. [ 10 ]
Сен-Валери-ан-Ко
[ редактировать ]10 июня британские эсминцы провели рекогносцировку небольших портов к востоку от Гавра. HMS Ambuscade был поврежден артиллерийским огнем со скал возле Сен-Валери-ан-Ко вечером. Войска, которым не требовалось удерживать периметр Сен-Валери, двинулись к пляжам и гавани, но корабли не прибыли; густой туман не позволил им продвинуться к берегу. армада из 67 торговых судов и 140 малых Была собрана судов, но немногие из них имели радиосвязь, а туман затруднял визуальную сигнализацию. Только в Вёль-ле-Розе многие солдаты были спасены под огнем немецкой артиллерии, которая повредила эсминцы HMS Bulldog , HMS Boadicea и Ambuscade . Ближе к рассвету войскам в гавани было приказано вернуться в город, но они обнаружили, что местный французский командующий уже договорился о капитуляции. [ 11 ] Всего 2137 британских и 1184 французских было спасено солдата, но 12 июня более 6000 человек из 51-й (Хайлендской) дивизии попали в плен. [ 12 ]
Прелюдия
[ редактировать ]2-й БЭФ
[ редактировать ]2 июня Брук посетил военное министерство , вернувшись из Дюнкерка 30 мая, и Дилл посоветовал ему вернуться во Францию, чтобы собрать еще один BEF. В чрезвычайной ситуации в состав сил войдут 51-я (Хайлендская) пехотная дивизия и 1-я бронетанковая дивизия, уже находящиеся во Франции, а также 52-я (Номинная) пехотная дивизия и 1-я канадская пехотная дивизия из Великобритании, за которыми последует 3-я пехотная дивизия . как только его переоборудовали. Штаб 2-го корпуса был рассредоточен по Великобритании после ее возвращения из Дюнкерка, и его первый избранный начальник штаба был занят написанием донесений генералом лордом Гортом , бывшим командующим BEF. Брук предупредил Дилла и государственного секретаря по вопросам войны Энтони Идена , что это предприятие бесполезно, если только оно не станет политическим жестом. Ему сказали, что по возвращении во Францию он перейдет под власть Вейгана. Во Франции Фонбланк все еще командовал войсками линий связи первоначального BEF и генерал-лейтенантов Генри Карслейка и Джеймса Маршалла-Корнуолла. помогали с командованием. Бригадная группа ( 157-я (Хайлендская легкая пехотная) бригада ) 52-й (Номинной) дивизии отправилась во Францию 7 июня, а Брук вернулся через пять дней. [ 13 ]
13 июня Королевские ВВС приложили максимум усилий, чтобы помочь французским армиям, прорвавшимся на Марне. Немцы пересекли Сену на западе, а французские армии под Парижем отступили, изолировав 10-ю армию на побережье Ла-Манша. Немецкое наступление угрожало аэродромам AASF, которым было приказано отступить в сторону Нанта или Бордо, одновременно поддерживая французские армии до тех пор, пока они продолжали сражаться. AASF совершили вооруженные разведывательные вылеты над Сеной с рассвета, и немецкие колонны были атакованы отрядом из 10 «Фейри Баттлов» , затем вторым формированием из 15 «Баттл», за которым последовали 15 «Бристоль Бленхеймов» . На Марне 12 «Битв» атаковали скопление немецких войск и танков, за ними последовала атака « 26 «Бэттл», потерявшая шесть самолетов, а затем третья атака 15 «Бленхеймов» из бомбардировочного командования , потерявшая еще четыре. Атаки Королевских ВВС продолжались всю ночь: 44 вылета над Сеной, 20 к северу от Парижа, 41 к Марне и 59 против автомобильных и железнодорожных коммуникаций и лесов, которые, по сообщениям французов, были полны немецких войск. Вылеты истребителей были затруднены из-за плохой погоды и ограничивались прибрежным патрулированием. [ 14 ]
На следующий день возобновились атаки на немецкие части к югу от Сены, но погода ухудшилась, и самолето-вылетов было совершено меньше. был совершен налет 24 «Бленхеймов» в сопровождении истребителей, На аэродром Мервилл в результате чего было потеряно 7 самолетов ; десять эскадрилий истребительного командования дважды патрулировали численностью эскадрильи или обеспечивали сопровождение бомбардировщиков, что стало самым большим усилием со времен Дюнкерка, когда истребители AASF патрулировали к югу от Сены. Ночью 72 бомбардировщика атаковали немецкие сортировочные станции и леса, а также сбросили мины на реку Рейн, в результате чего было потеряно два самолета. Остатки 1-й танковой дивизии и двух бригад дивизии Бомана находились к югу от реки вместе с тысячами войск на линиях связи; но в боевых действиях участвовала только 157-я пехотная бригада 52-й (Номинной) дивизии, начавшая высадку 7 июня. Бригада занимала последовательные оборонительные позиции под командованием 10-й армии. Французские армии были вынуждены отступить в разные стороны без очевидной линии фронта; 12 июня Вейган рекомендовал французскому правительству добиться перемирия, что привело к неудачному плану по созданию оборонительной зоны в Бретани. [ 5 ]
14 июня Брук смог предотвратить отправку остальной части 52-й (Лоулендской) дивизии в группу 157-й пехотной бригады. Ночью Бруку сообщили, что он больше не находится под французским командованием и должен подготовиться к выводу британских войск из Франции. Маршаллу-Корнуоллу было приказано принять на себя командование всеми британскими войсками в составе 10-й армии в качестве нормандских войск и, продолжая сотрудничать, отойти в сторону Шербура. Остальной части 52-й (низменной) дивизии было приказано вернуться на линию обороны возле Шербура для прикрытия эвакуации 15 июня. AASF также было приказано отправить последние эскадрильи бомбардировщиков обратно в Великобританию и использовать эскадрильи истребителей для прикрытия эвакуации. Наступление немцев через Сену было приостановлено, пока были построены мосты, но в течение дня наступление началось снова, когда группа 157-й пехотной бригады вступила в бой к востоку от Конш-ан-Уш с 10-й армией. Армии было приказано отступить к линии от Вернея до Аржантана и реки Див, где британцы заняли фронт длиной 8 миль (13 км) по обе стороны от реки Див. Дорога Мортань-о-Перш – Верней-сюр-Авр . Немецкие войска быстро отреагировали, и 16 июня командующий 10-й армией генерал Роберт Альтмайер приказал армии отступить на полуостров Бретань. [ 15 ]
Бретонский редут
[ редактировать ]29 мая Франции премьер- министр Поль Рейно ответил Вейгану, отклонив его рекомендацию рассмотреть вопрос о перемирии, и попросил его изучить возможность национального редута создания вокруг военно-морского порта на полуострове Бретань, чтобы сохранить свободу моря и контакты с французскими союзниками. Идея обсуждалась правительствами Франции и Великобритании 31 мая, а 5 июня была составлена оперативная инструкция, в которой Брук был назначен командующим новым BEF («2-й BEF»), готовившимся для Франции. План W, первоначальный план высадки BEF в 1939 году, использовался, когда 52-я (равнинная) пехотная дивизия направлялась в Шербур и собиралась в Эвре , готовая поддержать 51-ю (высокую) пехотную дивизию к северу от Сены. 6 июня Вейган отдал приказ начать работы на редуте под командованием генерала Рене Альтмайера . [ 16 ] [ а ]
Немецкие войска пересекли Сену 9 июня, отрезав 51-ю (Хайлендскую) дивизию к северу от реки, через два дня после того, как 52-я (Низменная) дивизия начала высадку и пункт сбора дивизии был перенесен в Ренн в Бретани; 157-я пехотная бригада, прибывшая первой, была направлена в Бомон возле Ле-Мана; остальная часть дивизии должна следовать за ним. 1- я канадская пехотная бригада 1-й канадской пехотной дивизии начала прибытие в Брест 11 июня и была отправлена в Сабле-сюр-Сарт , исходя из предположения, что двух свежих дивизий будет достаточно, чтобы дать возможность 10-й армии отступить через них и захватить позиции, подготовленные вокруг Брестского полуострова. В тот день англо-французский Верховный военный совет собрался в Бриаре , и генерал Шарль де Голль (военный министр) был отправлен в Ренн для наблюдения за ходом строительства редута; 12 июня де Голль сообщил, что Кемпер будет подходящим местом для отступления правительства, поскольку будет легко сесть на корабль в Англию или Африку; Перспективы сохранения редута в Бретани не существовало. [ 17 ]
Альтмайер сообщил, что работы по обороне начались, была нанята гражданская рабочая сила и 3000 польских солдат прибыли, чтобы начать работы, несмотря на нехватку строительной техники. Черчилль в последний раз посетил Францию 13 июня, встретился с Рейно и одобрил проект. Брук посетил 1-ю канадскую дивизию в Англии, чтобы изложить суть плана, и встретился с Вейганом и Жоржем в Бриаре 14 июня, где все согласились, что план бесполезен, но волю гражданского руководства следует уважать, и генералы подписали совместное соглашение. Брук позвонил Диллу в Лондон и узнал, что никакого соглашения с французами заключено не было, и после проверки позвонил и сообщил, что «г-н Черчилль ничего не знает о проекте Бретани». Черчилль придерживался мнения, что новый корпус, формирующийся во Франции, должен остаться, по крайней мере, до окончательного краха Франции, а затем вернуться через ближайший порт. Без поддержки 52-й (низменной) дивизии на левом фланге 10-я армия была отрезана от Бретани, когда две немецкие дивизии первыми достигли полуострова и форсировали линию отхода французов на юг, к Луаре. Французские войска, уже находившиеся в этом районе, смогли присоединиться к основным французским силам после того, как канадцы ушли в Англию. [ 18 ]
Эвакуация
[ редактировать ]Шербур и Сен-Мало
[ редактировать ]Первоначально штаб в Англии не хотел признавать необходимость эвакуации, и 15 июня Дилл сообщил Алану Бруку , что «по политическим причинам» две бригады 52-й дивизии под командованием Дрю в настоящее время не могут быть отправлены на борт из Шербура. После дальнейших телефонных переговоров в тот день с Диллом и Иденом, когда он сказал, что доставка и «ценные часы» были потрачены впустую, он получил разрешение погрузить на борт артиллеристов, но не пехоту. [ 19 ] Большая часть 52-й равнинной дивизии и остатки 1-й танковой дивизии погрузились на воду с 15 по 17 июня. Дивизия Бомана и Нормандские силы, импровизированные формирования, ушли вечером 17 июня. [ 2 ]
Арьергардный батальон был эвакуирован во второй половине дня 18 июня. Всего 30 630 человек были спасены из Шербура и доставлены в Портсмут. В Сен-Мало было эвакуировано 21 474 человека, в основном из 1-й канадской дивизии с 17 по 18 июня ; все пассажиры, кроме 789, были британцами; никто не погиб и ни один корабль не пострадал. [ 2 ] Люфтваффе попыталось вмешаться , но британские ВВС помешали; 1-я канадская дивизия понесла всего шесть потерь во время своего краткого похода на континент; пять мужчин пропали без вести и один мужчина был убит; четверо из пропавших без вести были интернированы, а затем вернулись в Англию. [ 20 ]
Брест
[ редактировать ]Эвакуацией из южных портов Бискайского залива руководил адмирал сэр Мартин Данбар-Нэсмит , главнокомандующий командованием западных подходов, базирующимся в Девонпорте . Эвакуация осложнялась отсутствием информации из Бреста, Сен-Назера и Нанта. Брест — портовый город в департаменте Финистер в Бретани на северо-западе Франции , где Кабинет министров в Лондоне сообщил о необходимости срочной эвакуации, и эвакуация была проведена быстро, хотя и с некоторой путаницей; орудия и транспортные средства, которые можно было убрать, были уничтожены без необходимости. Было известно, что немцы находятся в Париже и продвигаются на юг, но информация о прогрессе Германии была неточной и в основном представляла собой слухи. Корабли, в том числе Arandora Star , Strathaird и Otranto, спасли 28 145 британцев и 4 439 военнослужащих союзников , в основном наземный персонал Королевских ВВС, в период с 16 по 17 июня а корабли, у которых было свободное место, были отправлены на юг, в Сен-Назер, и французы с помощью разрушили портовые сооружения. от британской партии подрывников. Французские корабли отплыли, и 19 июня группа подрывников была переброшена на борт эсминца. HMS сломался . [ 21 ] [ 22 ]
Сен-Назер и Нант
[ редактировать ]Сен-Назер в Бретани — коммуна в Атлантическая Луара департаменте , а Нант — столица региона Земли Луары в том же департаменте и крупнейший город Бретани. операции в Сен-Назере, в устье Луары Одновременно проводились , где были сильные приливы и другие опасности для судоходства, и в Нанте, расположенном в 50 милях (80 км) вверх по реке. Расплывчатая и противоречивая информация заставила военно-морской флот полагать, что 40 000–60 000 человек направлялись в Нант, но не тогда, когда они прибудут. Чтобы поднять такое количество людей, Данбар-Нэсмит собрал эсминцы HMS Havelock , HMS Wolverine и HMS Beagle , а также лайнеры Georgic , Duchess of York , Franconia , RMS Lancastria , польские корабли Batory и Sobieski и несколько коммерческих грузовых судов. [ 22 ]
Кораблям пришлось стать на якорь в заливе Киберон, в 20 милях (32 км) к северо-западу от устья Луары, несмотря на отсутствие противолодочной защиты. Эвакуация началась 16 июня, когда 16 000 солдат отправились домой на корабле «Георгич» , «Герцогиня Йоркская» и двух польских кораблях. Немецкие бомбардировщики атаковали залив, но смогли нанести только ущерб Франконии . Погрузка оборудования продолжалась всю ночь, и прибыли еще корабли из Англии и Бреста, а также еще два эсминца, HMS Highlander и HMS Vanoc . Большие военные корабли были бы чрезвычайно уязвимы, если бы немецкие бомбардировщики могли атаковать в дневное время. Прикрытие британских истребителей ограничивало Люфтваффе установкой мин, что лишь задерживало движение до тех пор, пока каналы не были прочищены. [ 22 ] Истребители Королевских ВВС совершали до шести боевых вылетов в день, а последнее патрулирование над Нантом совершила 73-я эскадрилья, затем последний годный к полетам Хокер Харрикейн перелетел в Королевские ВВС Тангмер. [ 4 ]
Последние 4000 британских солдат отправились в Плимут в 11:00 18 июня двумя конвоями, состоящими из 12 небольших торговых судов; большая часть оборудования была брошена после того, как паникёрские сообщения привели к тому, что конвои двинулись в спешке. [ 23 ] Днем Данбар-Нэсмит узнал, что 8000 польских к порту приближаются только 2000 человек солдат, и отправил в Сен-Назер шесть эсминцев и семь транспортов с войсками, которые прибыли 19 июня, но появилось ; никакие немецкие войска не преследовали по горячим следам. [ 24 ] Неисправные «Харрикейны» были сожжены наземными бригадами, штабная машина была передана дружелюбному владельцу местного кафе, а летчик пытался продать « Остин 7» . Затем тыловые группы улетели на транспортных самолетах, за несколько часов до прибытия немецких танков. [ 25 ] (На пути домой в ночь с 17 на 18 июня «Флористан» , торговое судно с 2000 человек на борту, из 27 000 военнослужащих и гражданских лиц в конвое, был атакован Ju 88, но , находясь в пути, увернулся от бомб, когда солдаты открыл ответный огонь из пушек «Брен» и прострелил кабину. Бомбардировщик унес верхушки мачт и антенну, а затем рухнул в море под аплодисменты остального конвоя.) [ 26 ]
Ланкастрия
[ редактировать ]17 июня на берегу все еще оставалось около 67 000 солдат , многие из которых находились в Сен-Назере; переброска людей на большие корабли в море возобновилась рано утром, вскоре к ним присоединились лихтеры, тендеры и эсминцы. Перевозившиеся люди были подкреплениями и войсками линий связи, торговцами, рабочими, механиками и инженерами Королевского армейского корпуса (RASC), пионерами и торговцами из подразделений технического обслуживания Королевских ВВС с аэродрома Нант. Несколько торговых судов и железнодорожных паромов по маршруту Дувр-Кале входили в состав армады у Сен-Назера, но самым большим кораблем был 16 243 GRT Lancastria компании Cunard Line . Обычно «Ланкастрии» разрешалось перевозить 1700 пассажиров и 375 членов экипажа , но в чрезвычайной ситуации капитану Р. Шарпу было приказано взять на борт столько солдат, сколько можно было разместить. Среди военнослужащих было около 40 гражданских лиц, в том числе сотрудники посольства, сотрудники Avions Fairey в Бельгии и члены их семей. [ 27 ]
В ходе посадки солдат услышал, как Шарп и его старший офицер Х. Граттидж сказали, что на корабле находится 6700 человек , когда к нему подошел лихтер, и Шарп решил, что он будет последним, кто доставит пассажиров. Шарп и Грэттидж наблюдали в небе, как самолеты сражались над устьем Луары, а немецкие бомбардировщики пытались поразить Оронсе на расстоянии примерно 0,5 мили (0,80 км); в 13:50 Оронсай подвергся бомбардировке и часть моста была разрушена. Капитан « Хэйвлока» посоветовал Шарпу немедленно уйти, но, опасаясь подводных лодок, Шарп хотел, чтобы его сопровождал эсминец. Никакого эсминца не последовало, и Шарп решил уйти с Оронсеем ; Ланкастрия осталась на якоре, а не стала движущейся целью. В 15:45 появились новые немецкие бомбардировщики, в то время как британские ВВС Харрикейны находились в дальнем конце своей 30-мильной (48-километровой) линии патрулирования, и бомбардировщик поразил Ланкастрию тремя или четырьмя бомбами. Корабль накренился на правый борт, команда мостика кричала, чтобы все переходили на левый борт, и «Ланкастрия» снова выровнялась, а затем перевернулась в левый борт. [ 28 ]
Граттидж крикнул: «Пожалуйста, обратите внимание. Уберите лодки»; их было слишком мало для такого количества людей, находившихся на борту, а некоторые лодки были разбиты в результате бомбардировки. После того, как оставшиеся спасательные шлюпки были спущены на воду, некоторые из них затонули после падения в море или затопления, был отдан приказ «каждый сам за себя». Некоторые люди в спасательных жилетах прыгнули за борт с правого борта и сломали себе шеи, другие спустились по борту корпуса, где через иллюминаторы могли видеть людей, оказавшихся внутри, и ступили в воду, когда корабль опустился. Оказавшись в воде, они были обстреляны немецкими бомбардировщиками, которые также сбросили осветительные ракеты на пятна нефти и заживо сожгли некоторых людей, потерпевших кораблекрушение. Пока «Ланкастрия» была на его стороне, корпус был покрыт людьми, которые не умели плавать и пели «Roll Out the Barrel» , пока не затонули вместе с кораблем, примерно через пятнадцать минут после бомбардировки. Со временем изнеможение и отчаяние заставили людей в море сдаться и ускользнуть под воду. О Было спасено 2477 человек более 3500 мужчин, женщин и детей. , но погибло [ 29 ] [ б ]
В Паллисе
[ редактировать ]Ла-Паллис, большой морской порт Ла-Рошели, является коммерческим глубоководным портом Ла-Рошели. Старший британский военно-морской офицер прибыл на эсминце 16 июня, и на следующий день началась эвакуация. Морской офицер обнаружил в порту 10 000 человек и отсутствие транспорта, поэтому реквизировал корабли в порту, погрузил войска за вычетом транспорта и отбыл 18 июня. В число кораблей входил MV Thistleglen под британским флагом (капитан Г.Ф. Добсон), на борту которого находились 2500 человек и контингент британских медсестер. [ 33 ] [ с ] собрали 4000 польских Данбар-Нэсмит дважды отправлял корабли, которые 19 июня солдат. 20 июня было обнаружено несколько человек, а излишки кораблей были отправлены на юг, в порты Жиронды . Большая часть британских войск во Франции ушла, но осталось больше польских и чешских войск, сотрудников посольств и консульств, британцев и других гражданских лиц. [ 34 ]
Другие порты Атлантического океана
[ редактировать ]Бордо и Ле-Вердон-сюр-Мер — порты на реке Гаронна в департаменте Жиронда в Аквитании . Байонна в месте слияния рек Нив и Адур и Сен-Жан-де-Люз — это порты и коммуны в Пиренеи-Атлантические департаменте , причем все четыре порта находятся на юго-западном побережье Франции. HMS Arethusa был размещен у берегов Бордо 16 июня в качестве средства беспроводной связи, а 17 июня британским и некоторым кораблям союзников было разрешено следовать в Англию, и началась посадка польских и чешских войск и гражданского населения. Эсминец класса «Хант» HMS Berkeley ( лейтенант-коммандер Герберт Уолтерс) был предоставлен Рейно и французскому правительству, а также в качестве места для переговоров с Черчиллем, а 19 июня корабль эвакуировал оставшийся персонал британского консульства из Бордо. Британскому дипломатическому персоналу, президенту Польши и его кабинету были предоставлены преференции. [ 35 ]
Беркли был заменен крейсером HMS Galatea и отплыл в Англию с VIP-персонами . Эвакуация продолжалась в близлежащих портах Ле-Вердон в устье реки и в Байонне , где 19 июня польские корабли «Баторий» и «Собесский» взяли на борт около 9000 польских солдат, а британские СС « Эттрик» и СС «Арандора Стар» взяли на себя всех, кого смогли найти, и отплыл в Сен-Жан-де-Люз . 20 июня [ 35 ] Эвакуация в Сен-Жан-де-Люз официально завершилась в 14:00 25 июня, сразу после крайнего срока, установленного условиями перемирия , с отплытием грузовых кораблей SS Baron Kinnaird , SS Baron Nairn и SS Kelso , загруженных войска и гражданское население; около 19 000 человек были вывезены из Байонны и Сен-Жан-де-Люз, большинство из которых составляли польские войска . В последний день операции канадский эсминец HMCS Fraser был случайно протаранен и потоплен с многочисленными потерями зенитным крейсером HMS Calcutta в устье Жиронды. [ 36 ] Эвакуация неофициально продолжалась со средиземноморского побережья Франции до 14 августа. [ 37 ] 23 июня Адмиралтейство отдало приказ всем имеющимся кораблям доставить на борт всех, кого можно втиснуть, в Гибралтар, а оттуда в Великобританию. Небольшие грузовые корабли, организованные двумя эсминцами, с 24 по 26 июня вывезли около 10 000 военнослужащих и мирных жителей союзников в Великобританию. [ 38 ]
Последствия
[ редактировать ]Анализ
[ редактировать ]Национальность | Общий |
---|---|
Британский | 144,171 |
Польский | 24,352 |
Французский | 18,246 |
чешский | 4,938 |
бельгийский | 163 |
Общий | 191,870 |
Гражданские лица | 30 – 40,000 |
В 1953 году Лайонел Эллис , официальный британский историк, писал, что к концу неофициальной эвакуации 14 августа еще 191 870 человек были эвакуированы после спасения 366 162 человек в ходе операции «Динамо», всего 558 032 эвакуированных, из которых 368 491 были эвакуированы. Британские войска. [ 35 ] В 2001 году Бродхерст писал, что многие мирные жители бежали из французских портов в Атлантическом и Средиземноморье в Англию через Гибралтар и что еще 22 656 мирных жителей покинули Нормандские острова в период с 19 по 23 июня. Бродхерст привел цифры: эвакуировано 368 491 британец, 189 541 солдат союзников и 30 000–40 000 мирных жителей. [ 40 ] [ д ] Хотя было потеряно много техники, 322 орудия, 4739 транспортных средств, 533 мотоцикла , 32 303 длинных тонны (32 821 т) боеприпасов, 33 060 длинных тонн (33 590 т) припасов, 1071 длинная тонна (1088 т) бензина, 13 легких танков и 9 крейсерские танки были восстановлены во время операции «Воздушная» и предыдущих эвакуаций. [ 41 ] [ и ] Немецкие подводные лодки могли потопить британские корабли в Бискайском заливе, причем многие военные корабли находились без сопровождения и находились вне досягаемости английских истребителей, но семь кораблей в этом районе не вмешались. Люфтваффе но удалось потопить Ланкастрию, немецкие операции против Аэриала показали отсутствие координации между Люфтваффе и Кригсмарине . Бродхерст писал, что успех операции был обусловлен профессионализмом Королевского флота, решениями офицеров среднего звена, таких как Рамзи, и поведением военно-морских и гражданских экипажей, которые пошли на серьезный риск, чтобы спасти армию. [ 40 ]
В 1979 году Карслейк описал дело Бретонского редута и пришел к выводу, что все вовлеченные люди знали об этой схеме и все согласились, хотя и мало верили в ее успех, чтобы она была реализована. [ 42 ] Карслейк также просмотрел цифры, приведенные в официальной истории оборудования, обнаруженного во время операции «Воздушная». Эллис включил оборудование, загруженное на корабли в Англии, но не высадившееся во Франции, в свои данные о материалах, извлеченных во время операции. Эллис зафиксировал возвращение 322 орудий, 17 из 51-й (Хайлендской) дивизии из Гавра, 120 из 52-й (Номинной) дивизии из Шербура, 24 орудий 1-й канадской дивизии из Бреста и 32 орудий дивизии Бомана из Шербура, 194 орудия. орудий всего , еще 128 не учтены. Карслейк писал, что некоторые орудия могли находиться на кораблях, отправленных из Англии, но не разгруженных, и не могли принадлежать двум зенитным бригадам BEF к югу от Соммы; зенитная бригада, прикрывающая части линий связи, и бригада аэродромной обороны AASF имели всего 170 орудий . 53-й тяжелый зенитный полк со своими двумя тяжелыми и одной легкой батареями достиг Марселя, но из-за отсутствия кранов и отсутствия кранов смог загрузить только легкие зенитные орудия. гигантская вышка на эвакуационном корабле; оставшиеся тринадцать 3-дюймовых зенитных орудий пришлось уничтожить и оставить. [ 43 ] [ ж ]
Из 4739 машин, доставленных обратно в Великобританию, большая часть принадлежала 52-й и 1-й канадским дивизиям и не была разгружена; остальные были погружены на суда до того, как в порты были отданы «панические приказы». Из 32 303 длинных тонн (32 821 т) найденных боеприпасов Карслейку был предоставлен приоритетный список боеприпасов для стрелкового оружия, 25-фунтовых снарядов и оборудования для химического оружия, сброшенного в Фекане . Большая часть боевых отравляющих материалов была вывезена к началу июня, а большая часть остальных боеприпасов, доставленных обратно из Франции, могла приходиться на судно, не разгруженное в Шербуре 15 июня, и еще одно груженое судно в Сен-Назере. Из 33 060 длинных тонн (33 590 тонн) других спасенных запасов только материалы, возвращенные в Великобританию в мае, были выгружены с кораблей, а 1071 длинная тонна (1088 тонн) бензина находилась на частично загруженном корабле, вышедшем из Сен-Назера 16 мая. Июнь. 4 июня Карслейк обратился к CIGS с просьбой прекратить отправку припасов, но этот запрос был проигнорирован, и войска увидели, что припасов становится больше. разгружались, пока загружались корабли для эвакуации. члены 6-го батальона Королевского Сассексского полка складывали канистры с бензином в Форе-де-Саверне С 26 мая по 15 июня , а затем 16 июня подожгли их. [ 45 ]
Поскольку присутствие Королевских ВВС во Франции сократилось, потребности в авиационном топливе упали, и к 5 июня большая часть самолетов Королевских ВВС вернулась в Англию, однако поставки продолжались. Британские бронетанковые части также были менее требовательны к топливу, поскольку количество машин сокращалось до тех пор, пока основными потребителями не стали транспортные эшелоны фронтовых частей и войска путей сообщения, которые могли снабжаться горючим, доставленным до конца. мая. Карслейк писал, что небольшое количество вывезенной из Франции бронетехники было загадкой и что поезд с последними танками 2-й бронетанковой бригады и некоторыми танками 3-й бронетанковой бригады отправился из Ле-Мана в Сен-Мало и исчез. Ходили слухи, что поезд был остановлен французами, а локомотив снят с другого поезда, но участники дорожного движения за пределами Бреста не предприняли никаких усилий, чтобы найти свои машины. Ни одна группа не сопровождала машины и не требовалась авиационная разведка, хотя немцы находились далеко от Бретани. [ 46 ]
из CIGS Карслейк писал, что в 1939 году генерал Эдмунд Айронсайд предупредил Горта и Дилла, вице-CIGS, перед отплытием BEF во Францию, чтобы они подготовили планы обороны тыловых районов, которые должны были быть быстро реализованы в центрах связи и географических узких местах, для чего даже самые небоевые войска должны быть обучены и экипированы, но во время Странной войны ничего не было сделано. К счастью, бригадный генерал Арчибальд Боман , вышедший в отставку, был готов организовать войска на линиях связи к югу от Соммы, насколько это было возможно в чрезвычайной ситуации. Карслейк (младший) писал, что если бы генерал Карслейк был снабжен штабом и властью командования всеми британскими войсками, а не был бы наделен громоздкой и дезорганизованной французской системой командования, то те недостатки, в которых оказались бы войска на линиях связи, обременение можно было облегчить. Когда Брук прибыл 12 июня, чтобы командовать британскими войсками во Франции, он не верил в военные операции, оставил свой штаб в Сен-Мало и сосредоточился на том, чтобы как можно быстрее положить конец британскому присутствию во Франции. [ 47 ]
Потери
[ редактировать ]С мая по июнь, включая период операции «Аэриал», Люфтваффе потеряли 1284 самолета , а ВВС Великобритании потеряли 1526 человек убитыми, ранеными, умершими от ран или ранений, ранеными, потерянными в море или взятыми в плен, а также 959 самолетов, в том числе 477 истребителей, расстрелянными. сбиты, уничтожены на земле или списаны. AASF потеряли 229 самолетов, авиационный компонент - 279, истребительное командование - 219, бомбардировочное командование - 166 самолетов и береговое командование - 66 самолетов. [ 48 ] В ходе операций с 5 по 18 июня AASF потеряли еще 13 «Бэттлов», два «Бленхейма» и 15 «Харрикейнов»; Истребительное командование потеряло «Спитфайр» , 26 «Харрикейнов» и три «Бленхейма». [ 49 ] Во время битвы за Францию британская армия потеряла 68 111 человек, убитых, умерших от ран, раненых, пропавших без вести или взятых в плен, а 599 человек умерли от ран или болезней; потери военно-морского флота нельзя было отделить от операций в других частях мира. [ 50 ] Потери немцев в бою (лишь небольшая часть потерь Люфтваффе , произошедших во время операции «Воздушная») составили 27 074 человека убитыми, 111 034 ранеными и 18 384 человека пропавшими без вести. [ 51 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Брат Роберта , командующего Десятой армией. [ 16 ]
- ↑ В 2005 году Фенби написал, что число погибших варьируется от менее 3000 до 5800 человек, что является самой крупной потерей жизней в британской морской истории. [ 30 ] Британское правительство скрыло новости о катастрофе по Уинстона Черчилля приказу с помощью системы цензуры D-Notice, эта история была раскрыта Ассоциацией прессы . но 25 июля [ 31 ] В публикации 2022 года Дэвид Уорсфолд опроверг историю об уведомлении D и попытке заговора молчания Уинстона Черчилля. [ 32 ]
- ↑ Тисттлеглен затонул в бою за Атлантикой во время конвоя SC42. [ 33 ]
- ^ Бродхерст не писал, что это было для воздушной эвакуации или для всех эвакуаций из Франции, но это число такое же, как и указанное официальным историком общего количества британских войск, эвакуированных из Франции. [ 40 ]
- ^ Материальные затраты кампании составили орудия 2472 уничтоженных или оставленных , 63 879 транспортных средств, 20 548 мотоциклов , 76 697 длинных тонн (77 928 т) боеприпасов, 415 940 длинных тонн (422 610 т) припасов и оборудования и 164 929 длинных тонн (167 576 т). ) бензина также были уничтожены или оставлены. [ 41 ]
- ↑ Карслейк сообщил, что он был сыном генерал-лейтенанта Генри Карслейка, командующего британскими войсками линий связи в 1940 году, и что он напечатал отчет своего отца для военного министерства вскоре после операции «Аэриал». [ 44 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Эллис 2004 , стр. 263–265.
- ^ Jump up to: а б с Эллис 2004 , с. 302.
- ^ Jump up to: а б Ричардс 1974 , стр. 147–148.
- ^ Jump up to: а б Ричардс 1974 , стр. 147–149.
- ^ Jump up to: а б Эллис 2004 , с. 296.
- ^ Эллис 2004 , с. 264.
- ^ Jump up to: а б Карслейк 1979 , стр. 180–181.
- ^ Jump up to: а б Роскилл 1957 , стр. 231, 230.
- ^ Карслейк 1979 , стр. 181–182.
- ^ Карслейк 1979 , с. 182; Роскилл 1957 , стр. 230–231.
- ^ Роскилл 1957 , стр. 230–232.
- ^ Эллис 2004 , стр. 286–293.
- ^ Аланбрук 2002 , стр. 74–75.
- ^ Эллис 2004 , с. 295.
- ^ Эллис 2004 , стр. 300–302.
- ^ Jump up to: а б Карслейк 1979 , стр. 264.
- ^ Карслейк 1979 , стр. 265.
- ^ Карслейк 1979 , стр. 265–267.
- ^ Аланбрук 2002 , стр. 82, 83.
- ^ Стейси 1956 , с. 284.
- ^ Роскилл 1957 , стр. 232–234.
- ^ Jump up to: а б с Эллис 2004 , стр. 302–303.
- ^ Эллис 2004 , с. 304
- ^ Бродхерст 2001 , стр. 136–137.
- ^ Ричардс 1974 , с. 149.
- ^ Себаг-Монтефиоре 2006 , с. 496.
- ^ Себаг-Монтефиоре 2006 , стр. 486–487.
- ^ Себаг-Монтефиоре 2006 , стр. 488–491.
- ^ Себаг-Монтефиоре 2006 , стр. 491–495.
- ^ Фенби 2005 , с. 247.
- ^ ХДМ 1940 .
- ^ Уорсфолд, 2022 , с. 272.
- ^ Jump up to: а б Милнер 1985 , с. 71.
- ^ Эллис 2004 , стр. 304–305.
- ^ Jump up to: а б с д Эллис 2004 , с. 305
- ^ Английский 1993 , стр. 47–48.
- ^ Уорнер 2002 , стр. 222.
- ^ Роскилл 1957 , с. 238.
- ^ Роскилл 1998 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б с Бродхерст 2001 , с. 137.
- ^ Jump up to: а б Эллис 2004 , с. 327
- ^ Карслейк 1979 , стр. 264–267.
- ^ Карслейк 1979 , стр. 236–238.
- ^ Карслейк 1979 , с. xi.
- ^ Карслейк 1979 , стр. 238–239.
- ^ Карслейк 1979 , стр. 239–240.
- ^ Карслейк 1979 , стр. 240–241.
- ^ Ричардс 1974 , стр. 149–150.
- ^ Местность 1998 , с. 161.
- ^ Эллис 2004 , стр. 325–326.
- ^ Хорн 1982 , с. 649.
Ссылки
[ редактировать ]- Аланбрук, фельдмаршал лорд (2002) [2001]. Данчев, Алекс; Тодман, Дэниел (ред.). Военные дневники (pbk. Phoenix Press, лондонское изд.). Лондон: Вайденфельд и Николсон . ISBN 978-1-84212-526-7 .
- Бонд, Б .; Тейлор, доктор медицины, ред. (2001). Битва за Францию и Фландрию шестьдесят лет спустя . Барнсли, Великобритания: Лео Купер. ISBN 978-0-85052-811-4 .
- Бродхерст, Р. «Роль Королевского флота в кампании». В Бонд и Тейлор (2001) .
- Эллис, майор LF (2004) [1-й паб. ХМСО 1953]. Батлер, JRM (ред.). Война во Франции и Фландрии 1939–1940 гг . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны . Военно-морская и военная пресса. ISBN 978-1-84574-056-6 . Проверено 1 сентября 2015 г.
- Инглиш, Джон (1993). От Амазонки до Айвенго: британские стандартные эсминцы 1930-х годов . Кендал: Всемирное судоходное общество. ISBN 978-0-905617-64-0 .
- Фенби, Джонатан (2005). Гибель «Ланкастрии»: величайшая морская катастрофа Британии и сокрытие Черчилля . Лондон, Англия: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-7432-5930-9 .
- Хорн, А. (1982) [1969]. Проиграть битву: Франция, 1940 (ред. Penguin). Лондон: Макмиллан. ISBN 978-0-14-005042-4 .
- Карслейк, Б. (1979). 1940: Последний акт: история британских войск во Франции после Дюнкерка . Лондон: Лео Купер. ISBN 978-0-85052-240-2 .
- «Ланкастрия затонула, говорит США» . Халл Дейли Мейл . Кингстон-апон-Халл, Великобритания. 25 июля 1940 г. OCLC 787793762 - из архива британской газеты .
- Милнер, Марк (1985). Североатлантический забег . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-450-9 .
- Ричардс, Денис (1974) [1953]. Королевские ВВС 1939–1945: битва наперекор . Том. Я (пбк. ред.). Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-771592-9 . Проверено 16 сентября 2015 г.
- Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC 881709135 .
- Роскилл, SW (1998) [1960]. Военно-морской флот в войне 1939–1945 (Вордсворт, Лондонское изд.). Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 978-1-85326-697-3 .
- Себаг-Монтефиоре, Х. (2006). Дюнкерк: Бой до последнего человека . Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-14-102437-0 .
- Стейси, CP (1956) [1955]. Шесть лет войны: армия в Канаде, Великобритании и на Тихом океане (PDF) . Официальная история канадской армии во Второй мировой войне. Том. I (2-я редакция онлайн-сканирования, ред.). Оттава: Королевский принтер и контролер канцелярских товаров. OCLC 606401122 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 августа 2016 года . Проверено 1 сентября 2015 г.
- Террейн, Дж. (1998) [1985]. Справа от линии: Королевские военно-воздушные силы в европейской войне 1939–1945 (изд. Wordsworth Editions). Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN 978-1-85326-683-6 .
- Уорнер, П. (2002) [1990]. Битва за Францию, 1940: 10 мая - 22 июня (под изд. Cassell Military Paperbacks). Лондон: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-304-35644-7 .
- Уорсфолд, Дэвид (2022). Операция «Воздушная: второе чудо избавления Черчилля» . Девайс: Издательство Sabrestorm Publishing. ISBN 978-1-78122-022-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бонд, Брайан (1990). Великобритания, Франция и Бельгия 1939–1940 (2-е изд.). Лондон: Издательство Брасси. ISBN 978-0-08-037700-1 .
- Купер, М. (1978). Немецкая армия 1933–1945 гг., ее политический и военный провал . Поместье Брайарклифф, Нью-Йорк: Штейн и Дэй. ISBN 978-0-8128-2468-1 .
- Корум, Джеймс (1997). Люфтваффе: создание оперативной воздушной войны, 1918–1940 гг . Лоуренс: Университетское издательство Канзаса. ISBN 978-0-7006-0836-2 – через Archive Foundation.
- Фантом, Пол (2021). Забытая кампания: Британские вооруженные силы во Франции, 1940 год — от Дюнкерка до перемирия . Уорвик: Гелион. ISBN 978-1-914059-01-8 .
- Фризер, К.Х. (2005). Легенда о блицкриге (англ. пер.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-294-2 .
- Гудериан, Хайнц (27 декабря 2001 г.). Panzer Leader (изд. 2001 г.). Нью-Йорк: Да Капо Пресс. ISBN 978-0-306-81101-2 .
- Харман, Николас (1980). Дюнкерк; Необходимый миф . Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN 978-0-340-24299-5 – через Archive Foundation.
- Гастингс, Макс (2009). Лучшие годы: Черчилль в роли военачальника, 1940–45 . Харпер Пресс. ISBN 978-0-00-726368-4 .
- Марикс Эванс, Мартин (2000). Падение Франции: Действуйте смело . Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1-85532-969-0 .
- Мартин, Р.В. (2018). Приливы и отливы: эвакуация и высадка торговых судов во Второй мировой войне (2-е изд.). через Amazon: CreateSpace. ISBN 978-1-984082-92-3 .
- Уилан, П. (2018). Бесполезные рты: сражения британской армии во Франции после Дюнкерка . Уорвик: Гелион. ISBN 978-1-912390-90-8 .
- Уинзер, Джон де Д. (1999). BEF отправляет грузы до, в и после Дюнкерка . Грейвсенд: Всемирное судоходное общество. ISBN 978-0-905617-91-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Операция «Воздушная» - Военный дневник Адмиралтейства
- «Второй BEF снова дома» - новостей Pathé сюжет
- Военные корабли союзников времен Второй мировой войны, эсминец HMCS Fraser на uboat.net (22 октября 1940 г.)