тюрко-персидская традиция
Сложный тюрко-персидский , тюрко-персидский , [ 1 ] или тюрко-иранская ( персидский : فرهنگ ایرانی-ترکی ) — самобытная культура, возникшая в 9-м и 10-м веках нашей эры в Хорасане и Трансоксиане (современный Афганистан , Иран , Узбекистан , Туркменистан , Таджикистан и небольшие части Киргизии и Казахстана ). . [ 2 ] По мнению современного историка Роберта Л. Кэнфилда, тюрко-персидская традиция была персидской, поскольку в ее основе лежала письменная традиция иранского происхождения; оно было тюркским, поскольку на протяжении многих поколений ему покровительствовали правители тюркского происхождения; и это был «исламизм» в том смысле, что исламские представления о добродетели, постоянстве и совершенстве пронизывали дискуссии об общественных проблемах, а также о религиозных делах мусульман, которые были правящей элитой». [ 3 ]
В последующие столетия тюрко-персидская культура получила дальнейшее развитие за счет завоевания народов соседних регионов, став в конечном итоге преобладающей культурой правящих и элитных классов Южной Азии (где она развилась в индо-персидскую традицию ), Центральной Азии и Тарима. Бассейн , а также значительная часть Западной Азии . [ 4 ]
Происхождение
[ редактировать ]Тюркско-персидская традиция была вариантом исламской культуры . [ 5 ] Исламские представления о добродетели, постоянстве и совершенстве пронизывали дискуссии по общественным вопросам и религиозным делам правящей мусульманской элиты. [ 1 ]
После мусульманского завоевания Персии среднеперсидский землях язык Сасанидов продолжал широко использоваться вплоть до второго исламского века (восьмого века) в качестве средства управления в восточных Халифата . [ 1 ]
В политическом отношении Аббасиды вскоре начали терять свой контроль, что привело к двум серьезным долгосрочным последствиям. Во-первых, аббасидский халиф аль-Мутасим (833-842) значительно увеличил присутствие тюркских наемников и рабов- мамлюков в Халифате, и в конечном итоге они вытеснили арабов и персов из военной, а, следовательно, и из политической гегемонии, начав эпоху Тюрко. -Персидский симбиоз. [ 6 ]
Во-вторых, правители Хорасана , Тахириды , были фактически независимыми; затем Саффариды из Систана освободили восточные земли, но были заменены независимыми Саманидами , хотя и выказывали формальное почтение халифу. [ 1 ]
Язык
[ редактировать ]
Среднеперсидский язык был лингва-франка региона до исламского вторжения, но впоследствии арабский язык стал предпочтительным средством литературного выражения.
В девятом веке появился новый персидский язык, ставший языком управления и литературы. Тахириды и Саффариды продолжали использовать персидский язык в качестве неофициального языка, хотя для них арабский был «единственным подходящим языком для записи всего стоящего, от поэзии до науки». [ 8 ] но Саманиды сделали персидский языком обучения и формального общения. Язык, появившийся в девятом и десятом веках, представлял собой новую форму персидского языка, основанную на среднеперсидском языке доисламских времен. [ 9 ]
Саманиды начали записывать свои придворные дела на персидском языке и использовали его как основной общественный язык. Самые ранние великие стихи на новоперсидском языке были написаны для двора Саманидов. Саманиды поощряли перевод религиозных произведений с персидского на арабский язык. Даже ученые авторитеты ислама, улемы , начали публично использовать персидский лингва-франка, хотя они все еще использовали арабский язык в качестве средства обучения. Высшее литературное достижение на раннем новоперсидском языке — « Книга царей Фирдоуси » , представленная двору Махмуда Газни (998–1030 гг.), — было больше, чем просто литературным достижением; Это были своего рода иранские националистические мемуары. Фирдоуси активизировал персидские националистические настроения, ссылаясь на доисламские персидские героические образы. Фирдоуси закрепил в литературной форме самые ценные истории народной народной памяти. [ 1 ]

До того, как Газневиды отделились, власть Саманидов внутри страны перешла в руки ее тюркских слуг. У Саманидов была своя гвардия из тюркских наемников -мамлюков ( гильман ), которую возглавлял камергер, и персо- и арабоязычная бюрократия во главе с персидским визирем . Армия в основном состояла из тюркских мамлюков. Во второй половине десятого века правители Саманидов передали командование своей армией тюркским генералам. [ нужна ссылка ]
Эти генералы в конечном итоге получили эффективный контроль над всеми делами Саманидов. Возвышение турок во времена Саманидов привело к потере южных территорий Саманидов одному из их мамлюков, которые правили от их имени. Махмуд Газни правил юго-восточными оконечностями территорий Саманидов из города Газни . Тюркское политическое господство в период Саманидов в десятом и одиннадцатом веках привело к падению правящего института Саманидов в пользу его тюркских генералов; и в росте тюркских скотоводов в сельской местности. [ нужна ссылка ]
Газневиды (989–1149) основали империю, которая стала самой могущественной на востоке со времен расцвета Аббасидских халифов, а их столица в Газни стала второй после Багдада по культурной элегантности. Оно привлекло многих ученых и художников исламского мира. Приход тюрков к власти при дворе Саманидов сделал турок главными покровителями персидской культуры, и, покорив Западную и Южную Азию, они принесли с собой эту культуру. [ нужна ссылка ]
Кара -Ханидское ханство (999–1140) в это время приобретало превосходство над деревней. Кара-Ханиды были скотоводами знатного тюркского происхождения и дорожили своим тюркским обычаем. Набирая силу, они способствовали развитию новой тюркской литературы, целиком основанной на возникшей ранее персидской литературе. [ нужна ссылка ]
Исторический очерк
[ редактировать ]Ранние тюрко-иранские взаимодействия
[ редактировать ]Питер Б. Голден датирует первое тюрко-иранское взаимодействие серединой IV века, самым ранним известным периодом тюркской истории . Истоки Первого Тюркского каганата связаны с иранскими элементами. Влияние Согда на государство было значительным. Согдийцы, давние международные купцы с многочисленными торговыми колониями вдоль Шелкового пути , нуждались в военной мощи турок. Согдийцы служили посредниками в отношениях с Ираном, Византией и Китаем. Согдийский язык функционировал как лингва франка на центральноазиатском шелковом пути. Уйгурский каганат , пришедший на смену Тюркской империи, был еще более тесно связан с согдийскими элементами. После падения уйгурского кочевого государства многие тюркские народы переселились в Туркестан , тогда преимущественно иранский и тохарский регион, который становился все более тюркизированным . [ 10 ]
Начало тюрко-персидского симбиоза
[ редактировать ]
Во времена Саманидов начался рост общественного влияния улемов , ученых знатоков ислама. Улама приобрела известность, поскольку Саманиды оказывали особую поддержку суннизму , в отличие от своих шиитских соседей, буидов . Они пользовались сильными позициями в городе Бухаре , который вырос при преемниках Саманидов Кара-Ханидском ханстве. Кара-Ханиды установили в городах доминирование улемов , а сеть признанных исламских властей стала альтернативным социальным инструментом поддержания общественного порядка. В Кара-Ханидском ханстве сформировалось этнически и догматически разнообразное общество. Восточные земли Халифата были весьма разнообразны в этническом и религиозном отношении. Христиане , евреи и зороастрийцы были многочисленными, а также несколько исламских сект меньшинства имели значительное количество последователей. Эти разнообразные народы нашли прибежище в городах. Бухара и Самарканд разрослись и образовали этнические и сектантские кварталы, большинство из которых были окружены стенами, каждый со своим собственным рынком. караван-сараи и общественные площади. Религиозные власти этих немусульманских общин стали их выразителями, так же как улемы были для мусульманской общины, они также начали курировать внутренние общинные дела. Таким образом, наряду с возвышением улемов , произошел соответствующий рост политического значения религиозных лидеров других доктринальных сообществ. [ 1 ]
В правящем институте доминировали турки из различных племен, некоторые из которых были высокоурбанизированными и персидскими, в то время как другие оставались сельскими и явно тюркскими. Им управляли бюрократы и улемы, которые говорили как на персидском, так и на арабском языке. Его литераторы участвовали в высоких культурных традициях как арабского, так и персидского мира в более широком исламском обществе. Эта сложная культура положила начало тюрко-персидскому варианту исламской культуры. Будучи « персидским », он был основан на письменной традиции персидского происхождения, он был тюркским, потому что на протяжении многих поколений ему покровительствовали правители тюркского происхождения, и «исламским», потому что исламские представления о добродетели, постоянстве и совершенстве направляли рассуждения об общественных проблемах и религиозных делах мусульман, которые составляли правящую элиту. [ 5 ] Сочетание этих элементов в исламском обществе оказало сильное влияние на религию, поскольку ислам отделился от своего арабского происхождения и бедуинских традиций и стал гораздо более богатой, более адаптируемой и универсальной культурой. [ 12 ] Появление Нового Перса, приход к власти турок вместо персидских Саманидов, появление неарабских улемов в городах, развитие этнически и конфессионально сложного городского общества ознаменовали возникновение новой тюрко-персидской исламской культуры. По мере того как тюрко-персидская исламская культура экспортировалась в более широкий регион Западной и Южной Азии, трансформация становилась все более очевидной. [ нужна ссылка ]
Ранние этапы тюрко-персидского культурного синтеза в исламском мире отмечены культурной, социальной и политической напряженностью и конкуренцией между турками, персами и арабами, несмотря на эгалитаризм исламской доктрины. Сложные идеи вокруг неарабов в мусульманском мире [ 13 ] [ 14 ] приводят к дебатам и изменению взглядов, которые можно увидеть в многочисленных арабских, персидских и тюркских писаниях до монгольской экспансии. [ 15 ]
Персидско-исламская традиция была традицией, в которой тюркские группы играли важную роль в ее военном и политическом успехе, в то время как культура, созданная как мусульманами, так и под их влиянием, использовала персидский язык в качестве своего культурного носителя. [ 16 ] Короче говоря, тюрко-персидская традиция представляет собой персидскую культуру , которой покровительствовали тюркоязычные правители . [ 17 ]
Распространение тюрко-персидской традиции
[ редактировать ]Тюркско-персидская исламская культура, возникшая при персидских Саманидах, Газневидах и Кара-Ханидах, была перенесена последующими династиями в Западную и Южную Азию, в частности, Сельджуками ( 1040-1118) и их государствами-преемниками, возглавлявшими Персией , Сирией и Анатолией до тринадцатого века, а также Газневидами , которые в тот же период доминировали в Большом Хорасан и большая часть современного Пакистана . Эти две династии вместе переместили центр исламского мира на восток. Эти институты стабилизировали исламское общество до такой формы, которая сохранялась, по крайней мере, в Западной Азии , до двадцатого века. [ 1 ]
Турко-персидская самобытная исламская культура процветала на протяжении сотен лет, а затем исчезла под навязанным современным европейским влиянием. [ нужна ссылка ] Турко-персидская исламская культура представляет собой смесь арабских , персидских и тюркских элементов, смешанных в девятом и десятом веках и в конечном итоге ставших преобладающей культурой правящих и элитных классов Западной , Центральной и Южной Азии . [ 1 ]
Газневиды перенесли свою столицу из Газни в Лахор , превратив его в еще один центр исламской культуры . При Газневидах поэты и ученые из Кашгара , Бухары , Самарканда , Багдада , Нишапура и Газни собирались в Лахоре. Таким образом, тюрко-персидская культура была занесена вглубь Индии. [ 18 ] и получила дальнейшее развитие в тринадцатом веке. [ нужна ссылка ]
Сельджукские преемники Кара-Ханидского ханства в Трансоксиане принесли эту культуру на запад, в Персию, Ирак и Сирию. Сельджуки выиграли решающую битву с Газневидами, а затем ворвались в Хорасан . Они принесли тюрко-персидскую исламскую культуру на запад, в западную Персию и Ирак. Персия и Центральная Азия стали центром персидского языка и культуры. Когда сельджуки стали доминировать в Ираке, Сирии и Анатолии, они вынесли эту тюрко-персидскую культуру за пределы и сделали ее культурой своих дворов в регионе вплоть до запада, вплоть до Средиземного моря . Сельджуки впоследствии дали начало Султанату Рума в Анатолии, прихватив с собой свою полностью персидскую идентичность, придав ей там еще более глубокую и выдающуюся историю. [ 20 ] [ 21 ] При Сельджуках и Газневидах исламские религиозные институты стали более организованными, а суннитская ортодоксия стала более систематизированной. Великий юрист и теолог аль-Газали предложил синтез суфизма и шариата , который стал основой более богатой исламской теологии. Сформулировав суннитскую концепцию разделения между светской и религиозной властью, он обеспечил теологическую основу существования Султаната , светской власти наряду с Халифатом, который к тому времени был просто религиозной властью. Основным институциональным средством достижения консенсуса улемов по этим догматическим вопросам были медресе , формальные исламские школы, которые давали лицензию на преподавание. Эти школы, впервые созданные при Сельджуках, стали средством объединения суннитских улемов , что узаконило правление султанов. Бюрократический аппарат был укомплектован выпускниками медресе, поэтому и улемы , и бюрократический аппарат находились под влиянием уважаемых профессоров медресе. [ 1 ] [ 22 ]
Период с одиннадцатого по тринадцатый век был временем культурного расцвета в Западной и Южной Азии. Общая культура распространилась от Средиземноморья до устья Ганга , несмотря на политическую раздробленность и этническое разнообразие. [ 1 ]
Сквозь века
[ редактировать ]Культура тюрко-персидского мира в тринадцатом, четырнадцатом и пятнадцатом веках подверглась испытанию вторжением армий из внутренней Азии. Монголы при Чингисхане ( ) 1220–1258 гг . многим людям пришлось искать убежища в нескольких безопасных убежищах, в первую очередь в Индии, где ученые, поэты, музыканты и изящные ремесленники смешивались и взаимообогащались, и потому что широкий мир, обеспеченный огромными имперскими системами, установленными Иль-Ханами (в тринадцатом веке) и Тимуридами (в пятнадцатом веке), когда путешествия были безопасными, и распространялись ученые и художники, идеи и навыки, а также прекрасные книги и артефакты. свободно на большой территории. Иль-Ханы и Тимуриды сознательно покровительствовали высокой культуре Персии. Под их правлением развивались новые стили архитектуры, поощрялась персидская литература, процветала миниатюрная живопись и книжное производство, а при Тимуридах процветала тюркская поэзия, основанная на народном языке, известном как Чагатай (сегодня называемый Узбеком ; турецкого карлукского происхождения).
Историк Питер Джексон объясняет в «Новой кембриджской истории ислама» : «Элита раннего Делийского султаната состояла в подавляющем большинстве из иммигрантов первого поколения из Персии и Центральной Азии : персов («таджиков») , турок , гуров, а также халаджей из жарких регионов ( гармсир ) современного Афганистана . [ 23 ] В эпоху Алая произошло свержение старой знати раннего правления мамлюков. Хребет тюркской элиты был сломан, когда ее богатство в Дели было конфисковано Нусрат-ханом Джалесари . [ 24 ] новая разнородная индо-мусульманская знать. после чего в Делийском султанате возникла [ 25 ] [ 26 ] После разграбления Багдада монголами в 1258 году Дели стал важнейшим культурным центром мусульманского Востока. [ 18 ] Делийские султаны строили свой образ жизни по образцу тюркских и персидских высших классов, которые теперь преобладали в большей части Западной и Центральной Азии. Они покровительствовали литературе и музыке, но стали особенно известны своей архитектурой, поскольку их строители использовали архитектуру мусульманского мира, чтобы создать изобилие мечетей , дворцов и гробниц, не имеющее аналогов ни в одной другой исламской стране. [ 18 ] Многие династии Делийских султанатов имели тюрко-афганское происхождение. [ 27 ] [ 28 ]
В монгольское и тимуридское время преобладающее влияние на тюрко-персидскую культуру было наложено из Средней Азии, и в этот период тюрко-персидская культура стала резко отличаться от арабского исламского мира на западе, разделительная зона приходилась по Евфрату . В социальном отношении тюрко-персидский мир отличался системой этнологически определенных элитных статусов: правителями и их солдатами были тюрки или тюркоязычные монголы; административные кадры и литераторы были персидскими. В делах культуры отмечалась характерная модель использования языка: новоперсидский язык был языком государственных дел и литературы; Новый персидский и арабский языки науки; арабский язык судебного разбирательства; и тюркский язык военных. [ 18 ]
В XVI веке возникло несколько тюрко-персидских империй: Османская в Малой Азии и Юго-Восточной Европе, Сефевидская в Персии и Великая Моголы в Индии. Таким образом, с XVI по XVIII вв. на территориях от Юго-Восточной Европы, Кавказа, Малой Азии до Восточной Бенгалии господствовали тюрко-персидские династии.
В начале четырнадцатого века османы стали доминировать в Малой Азии и создали империю, которая подчинила себе большую часть арабского исламского мира, а также юго-восточную Европу. Османы покровительствовали персидской литературе на протяжении пяти с половиной веков и, поскольку Малая Азия была более стабильной, чем восточные территории, они привлекали большое количество писателей и художников, особенно в шестнадцатом веке. [ 29 ] Османы разработали особые стили искусства и письма. В отличие от Персии, они постепенно утрачивают некоторые свои персидские качества. Они отказались от персидского языка как придворного и вместо него использовали турецкий; решение, которое шокировало сильно персидских Великих Моголов в Индии. [ 30 ]
Сефевиды пятнадцатого века были лидерами суфийского ордена, почитаемого туркменскими племенами в восточной Анатолии . Они покровительствовали персидской культуре, как и их предшественники. Сефевиды возводили величественные мечети и разбивали элегантные сады, собирали книги (у одного правителя Сефевидов была библиотека из 3000 томов) и покровительствовали целым академиям. [ 31 ] Сефевиды привнесли шиизм в Персию, чтобы отличить персидское общество от османского общества, их суннитских соперников на западе. [ 5 ]


Моголы, персидские тюрки, вторгшиеся в Индию из Центральной Азии и заявлявшие о своем происхождении как от Тимура, так и от Чингисхана, укрепили персидскую культуру мусульманской Индии. [ 32 ] Они культивировали искусство, привлекая к своим дворам художников и архитекторов из Бухары , Тебриза , Шираза и других городов исламского мира. Тадж -Махал был построен по заказу императора Великих Моголов Шах-Джахана . Моголы доминировали в Индии с 1526 года до восемнадцатого века, когда их заменили мусульманские государства-преемники и немусульманские державы сикхов , маратхов и британцев .
Империи Османской империи, Сефевидов и Великих Моголов разработали варианты во многом схожей тюрко-персидской традиции. Замечательное сходство в культуре, особенно среди элитных классов, распространилось на территории Западной, Центральной и Южной Азии. Хотя население в этом обширном регионе имело противоречивые пристрастия (конфессиональная, местная, племенная и этническая принадлежность) и говорило на многих разных языках (в основном индоиранских языках, таких как персидский , урду , хинди , пенджаби , пушту , белуджи , курдские или тюркские языки) . как турецкий , азербайджанский , туркменский , узбекский или кыргызский ), люди имели ряд общих институтов, искусств, знаний, обычаи и ритуалы. Эти культурные сходства были увековечены поэтами, художниками, архитекторами, ремесленниками, юристами и учеными, которые поддерживали отношения между своими сверстниками в отдаленных городах тюрко-персидского мира, от Стамбула до Дели. [ 5 ]
Поскольку широкий культурный регион оставался политически разделенным, острые антагонизмы между империями стимулировали появление вариаций тюрко-персидской культуры. Основной причиной этого было внедрение Сефевидами шиизма в Персию, чтобы отличиться от своих соседей-суннитов, особенно от османов. После 1500 года персидская культура приобрела свои собственные особенности, а присутствие сильной шиитской культуры препятствовало обменам с суннитскими народами на западных и восточных границах Персии. Суннитские народы восточного Средиземноморья в Малой Азии, Сирии, Ираке, Египте, а также сунниты Средней Азии и Индии развивались несколько независимо. Османская Турция стала больше походить на своих арабских мусульманских соседей в Западной Азии; Индия разработала южноазиатский стиль индо-персидского языка. [ 33 ] [ 34 ] культура; и Центральная Азия, которая постепенно становилась все более изолированной, изменилась относительно мало.
Распад
[ редактировать ]В XVII и XVIII веках турко-персидские империи ослабли из-за открытия европейцами морского пути в Индию и появления ручного оружия, что дало всадникам скотоводческих обществ большую боеспособность. В Индии Империя Великих Моголов распалась на враждующие государства. Европейские державы вторглись в турецко-персидский регион, способствуя политической фрагментации региона. К девятнадцатому веку европейские светские концепции социальных обязательств и власти, наряду с передовыми технологиями, потрясли многие устоявшиеся институты Турко-Персии. [ 1 ] [ нужны разъяснения ]
Определив культурные регионы Азии как Ближний Восток , Южную Азию , Русскую Азию и Восточную Азию , европейцы фактически расчленили тюрко-персидский исламский мир, который культурно объединял обширные пространства Азии на протяжении почти тысячи лет. [ 35 ] Наложение европейского влияния на Азию сильно повлияло на политические и экономические дела во всем регионе, где персидская культура когда-то находилась под покровительством тюркских правителей. Однако в неформальных отношениях общественная жизнь его жителей осталась неизменной. Популярные обычаи и идеология добродетели, величия и постоянства, идеи, заложенные в исламском религиозном учении, сохранились относительно неизменными.
Подарок
[ редактировать ]В двадцатом веке произошло множество изменений во внутренней Азии, которые еще больше обнажили противоречивые культурные тенденции в регионе. Исламские идеалы стали преобладающей моделью дискуссий по общественным делам. Новая риторика общественных идеалов привлекла интерес народов всего исламского мира, включая те регионы, где в общественных делах когда-то была заметна тюрко-персидская культура. Исламские моральные образы, сохранившиеся в неформальных отношениях, стали моделью идеологии, выраженной в наиболее политической форме в исламской революции в Иране и в исламском идеализме движения сопротивления афганских моджахедов . [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]
Исламское возрождение было не столько обновлением веры и преданности делу, сколько публичным возрождением взглядов и идеалов, которые ранее были отнесены к менее публичным , неформальным отношениям под воздействием европейского светского влияния. Это не средневековые исламские идеалы, а важные идеологические традиции, пережившие эпоху великих перемен и теперь используемые для интерпретации проблем современности. [ 39 ] [ 40 ] Турецко-персидская исламская традиция предоставила элементы, которые они использовали, чтобы выразить свои общие опасения.
Влияние
[ редактировать ]«Работу иранцев можно увидеть во всех областях культурной деятельности, включая арабскую поэзию, в которую поэты иранского происхождения, сочиняющие свои стихи на арабском языке, внесли очень значительный вклад. В некотором смысле иранский ислам является вторым пришествием самого ислама. новый ислам, иногда называемый Ислам-и Аджам. Именно этот персидский ислам, а не первоначальный арабский ислам, был принесен в новые области и новым народам: туркам, сначала в Центральной Азии, а затем на Ближнем Востоке. страна, которую стали называть Турки-османы принесли форму иранской цивилизации в стены Вены [...] Ко времени великих монгольских вторжений тринадцатого века иранский ислам стал не только важным компонентом. он стал доминирующим элементом в самом исламе, и в течение нескольких столетий основные центры исламской власти и цивилизации находились в странах, которые были если не иранскими, то, по крайней мере, отмеченными иранской цивилизацией [...] Центром. Исламский мир находился под властью турецкого и персидского государств, оба сформированы иранской культурой. [...] Основные центры ислама в периоды позднего средневековья и раннего Нового времени, центры как политической, так и культурной власти, такие как Индия, Центральная Азия, Иран, Турция, все были частью этой иранской цивилизации. Хотя большая часть населения говорила на различных формах турецкого, а также на других местных языках, их классическим и культурным языком был персидский. Конечно, арабский язык был языком Священного Писания и закона, но персидский был языком поэзии и литературы».
— Бернард Льюис [ 41 ]
Список тюрко-персидских государств и династий
[ редактировать ]Большой Иран
[ редактировать ]Имя | Годы | Карта | Примечания |
---|---|---|---|
Газневиды | 977–1186 | ![]() |
|
Сельджукская империя | 1037–1194 | ![]() |
|
Хорезмийская империя | 1077–1231 | ![]() |
|
Империя Тимуридов | 1370–1507 | ![]() |
|
Черная овца | 1374–1468 | ![]() |
|
Белая овца | 1378–1503 [ а ] | ![]() |
|
Азия
[ редактировать ]Имя | Годы | Карта | Примечания |
---|---|---|---|
Династия Кутб Шахи | 1518–1687 | ![]() |
|
Империя Великих Моголов | 1526–1857 | ![]() |
Анатолия и Балканы
[ редактировать ]Имя | Годы | Карта | Примечания |
---|---|---|---|
Султанат Ром | 1077–1308 | ![]() |
|
См. также
[ редактировать ]- хазарейцы
- Персидское общество
- Культура Османской империи
- Персианизация
- Тюркификация
- Ислам в Иране
- Турецко-монгольская традиция
- Индо-персидская культура
- Тюркская культура
- Теории о курдах, имеющих тюркское происхождение
- Большой Иран
- Организация экономического сотрудничества
Примечания
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Субтельный, Мария Евгеньевна (2007). Тимуриды в переходный период: тюрко-персидская политика и аккультурация в средневековом Иране . Брилл.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Роберт Л. Кэнфилд , Турко-Персия в исторической перспективе , издательство Кембриджского университета, 1991 г.
- ^ Кэнфилд, Роберт Л. (1991). Тюркско-Персия в исторической перспективе . Кембридж , Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 1 («Происхождение»). ISBN 0-521-52291-9 .
- ^ Кэнфилд, Роберт Л. (1991). Тюркско-Персия в исторической перспективе . Кембридж , Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 12. ISBN 0-521-52291-9 .
- ^ Кэнфилд, Роберт Л. (1991). Тюркско-Персия в исторической перспективе . Кембридж , Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 1 («Происхождение»). ISBN 0-521-52291-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Ходжсон, Маршалл Г.С. 1974. Исламское предприятие. 3 тома. Чикаго: Издательство Чикагского университета
- ^ Бернард Льюис , «Ближний Восток», 1995, с. 87
- ^ Шлюмберже, Дэниел (1952). «Во дворце находится Лашкари-базар». Сирия . 29 (3/4): 263 и 267. doi : 10.3406/syria.1952.4789 . ISSN 0039-7946 . JSTOR 4390312 .
- ^ Фрай, Р.Н. 1975. Золотой век Персии: арабы на Востоке . Лондон: Вайденфельд и Николсон и Нью-Йорк: Барнс и Ноубл, 1921 г.
- ^ Персидский мир: границы евразийского лингва-франка , изд. Найл Грин, (Калифорнийский университет Press, 2019), 10.
- ^ Ларс Йохансон; Кристиан Булут; Издательство Отто Харрасовица (2006). Тюркско-иранские контакты: исторические и лингвистические аспекты . п. 1.
- ^ Франц, Грене (2022). Великолепие оазисов Узбекистана . Париж: Издания Лувра. п. 232. ИСБН 978-84-125278-5-8 .
Инжир. 181- Принц на троне в окружении двух придворных -Иран- около 1170-1220 Самарканд, Национальный исторический музей (...) В Афрасиабе обнаружена посуда иранской типологии (...). Там же были обнаружены блестящие чашки и фрагменты с полихромным декором (...) (рис. 181).
- ^ Фрай, Р.Н. 1965. Бухара, достижения средневековья. Норман: Университет Оклахомы Пресс, vii.
- ^ Рой П. Моттахеде. Споры о Шуубии и социальная история раннего исламского Ирана. Международный журнал ближневосточных исследований, Vol. 7, № 2. (апрель 1976 г.), стр. 161-182.
- ^ Наджва Аль-Каттан. Зимми в мусульманском суде: правовая автономия и религиозная дискриминация. Международный журнал ближневосточных исследований Vol. 31, нет. 3. (август 1999 г.), стр. 10-11. 429-4
- ^ Натан Лайт, « Тюркская литература и политика культуры в исламском мире », глава 3 в «Скользких путях : исполнение и канонизация тюркской литературы и уйгурской песни мукам в исламе и современности», диссертация (доктор философии), Университет Индианы , 1998.
- ^ Фрэнсис Робинсон, « Персо-исламская культура в Индии », в Р.Л. Кэнфилде, « Тюрко-Персия в исторической перспективе », Cambridge University Press, 1991. Цитата: « ... При описании второй великой культуры исламского мира как персо - Исламские мы не хотим преуменьшать значительный вклад турецкого народа в его военные и политические успехи, а также не хотим предполагать, что это заслуга великих городов иранского нагорья. Мы принимаем это. термин, потому что он кажется лучшим для описания той культуры, которая возникла как под влиянием мусульман, которые использовали персидский язык в качестве основного культурного средства » .
- ^ Дэниел Пайпс: «Событие нашей эпохи: бывшие советские мусульманские республики меняют Ближний Восток» в книге Майкла Мандельбаума, «Центральная Азия и мир: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан и мир», Совет по международным отношениям, стр. 79. Цитата: «... Короче, тюрко-персидская традиция представляла собой персидскую культуру, которой покровительствовали тюркоязычные правители. ...»
- ^ Перейти обратно: а б с д Икрам , С.М. 1964. Мусульманская цивилизация в Индии. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- ^ Руджади, Мартина. «Керамическая технология в период сельджуков: каменная паста в Сирии и Иране в двенадцатом и начале тринадцатого веков» . www.metmuseum.org . Метрополитен-музей (2021) . Проверено 1 февраля 2023 г.
- ^ Зигфрид Ж. де Лаэт. История человечества: с седьмого по шестнадцатый век ЮНЕСКО, 1994. ISBN 9231028138 стр. 734
- ^ Габор Агостон, Брюс Алан Мастерс. Издательство «Энциклопедия информационной базы Османской империи» , 1 янв. 2009 год ISBN 1438110251 стр. 322
- ^ Фрай, Р.Н. 1975. Золотой век Персии: арабы на Востоке. Лондон: Вайденфельд и Николсон и Нью-Йорк: Барнс и Ноубл, 224–30.
- ^ Джексон, Питер (2010). «Мусульманская Индия: Делийский султанат». В Моргане, Дэвид О .; Рид, Энтони (ред.). Новая Кембриджская история ислама, Том 3: Восточный исламский мир, с одиннадцатого по восемнадцатый века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 101. ИСБН 978-0-521-85031-5 .
- ^ Рекха Панде (1990). Наследование в Делийском султанате . Мичиганский университет. п. 100. ИСБН 9788171690695 .
- ^ Мохаммад Азиз Ахмад (1939). «Основание мусульманского правления в Индии. (1206–1290 гг. Н.э.)». Труды Индийского исторического конгресса . 3 . Конгресс истории Индии: 832–841. JSTOR 44252438 .
- ^ Сатиш Чандра (2004). Средневековая Индия: От султаната до Великих Моголов-Делийского султаната (1206-1526) - Часть первая . Публикации Хар-Ананда. ISBN 978-81-241-1064-5 .
- ^ Джалали, Али Ахмад (15 декабря 2021 г.). Афганистан: военная история от древних империй до «Большой игры» . Университетское издательство Канзаса. п. 238. ИСБН 978-0-7006-3263-3 .
- ^ Микаберидзе, Александр (22 июля 2011 г.). Конфликт и завоевания в исламском мире [2 тома] [2 тома]: 2 тома [2 тома] . Издательство Блумсбери США. п. 269. ИСБН 978-1-59884-337-8 .
- ^ Яршатер, Эхсан . 1988. Развитие иранской литературы. В персидской литературе, изд. Эхсан Яршатер, стр. 3–37. (Колумбийские лекции по иранским исследованиям, № 3.) Олбани: Bibliotheca Persica и Государственный университет Нью-Йорка, 15.
- ^ Титли, Нора М. 1983. Персидская миниатюрная живопись и ее влияние на искусство Турции и Индии. Остин: Техасский университет, 159.
- ^ Титли, Нора М. 1983. Персидская миниатюрная живопись и ее влияние на искусство Турции и Индии. Остин: Техасский университет, 105.
- ^ Роберт Л. Кэнфилд, Тюрко-Персия в исторической перспективе, Cambridge University Press, 1991. стр. 20. Отрывок: Муги, персидские турки, вторгшиеся из Центральной Азии и заявившие о своем происхождении как от Тимура, так и от Чингиса, укрепили персидскую культуру мусульманской Индии.
- ^ С. Шамиль, «Город красавиц в индо-персидском поэтическом ландшафте» - Сравнительные исследования Южной Азии, Африки и Ближнего Востока , Том. 24 октября 2004 г., издательство Университета Дьюка
- ^ Ф. Дельвуа, « Музыка в индо-персидских дворах Индии (14-18 века)» , Исследования в области художественного покровительства, Международный институт азиатских исследований (IIAS), 1995-1996.
- ^ Моттахеде , Рой., 1985. Мантия Пророка. Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 161–2.
- ^ Роджер М. Сэвори, Энциклопедия ислама , «Сефевиды», онлайн-издание, 2005 г.
- ^ Роджер М. Сэвори, «Консолидация власти Сефевидов в Персии», на острове, 1965 г.
- ^ Лексикон бесед Мейерса , Том XII, стр.873 , оригинальное немецкое издание, «Персия (История Новой Персидской империи)» .
- ^ Рой, Оливье., 1986. Ислам и сопротивление в Афганистане. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета
- ^ Ахмед, Иштиак 1987. Концепция исламского государства: анализ идеологических противоречий в Пакистане. Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина.
- ^ Иран в истории, Б. Льюис. Архивировано 29 апреля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Зиад, Хомайра (2006). «Газнавиды». В Мери, Дж. (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Рутледж. п. 294: «Газнавиды унаследовали административные, политические и культурные традиции Саманидов и заложили основы персидского государства в северной Индии».
- ^ Мейсами, Джули Скотт (1999). Персидская историография до конца XII века . Издательство Эдинбургского университета. п. 143: «Низам аль-Мульк также пытался организовать администрацию Салджуков по персидской модели Газневидов».
- ^ Анатолий М. Хазанов и Андре Винк. 2001. Кочевники в оседлом мире. (Ричмонд, Вирджиния: Керзон), 12: «Персидские Газневиды и некоторые более поздние династии, как и их элитные войска типа мамлюков, имели тюркское происхождение»
- ^ Роберт Л. Кэнфилд, 1991. Турко-Персия в исторической перспективе. (Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета), 8: «Газнавиды (989–1149) были, по сути, персианизированными турками, которые, подобно доисламским персам, поощряли развитие высокой культуры».
- ^ Павлин, ACS (01 февраля 2013 г.). Ранняя история сельджуков: новая интерпретация . Рутледж. п. 33. ISBN 978-1-135-15369-4 .
Газневиды заявляли о своем происхождении от последнего сасанидского шаха Йездагирда III...
- ^ Субтельный 2007 , стр. 40–41. «Тем не менее, в сложном процессе перехода члены династии Тимуридов и их тюрко-монгольские сторонники стали культурными благодаря окружающей персидской среде, переняв персидские культурные модели и вкусы и выступив в качестве покровителей персидского языка, культуры, живописи, архитектуры и музыки. [...] Последние члены династии, особенно Султан-Абу Саид и Султан-Хусейн, фактически стали считаться идеальными персидско-исламскими людьми. правители, которые уделяли развитию сельского хозяйства столько же внимания, сколько и развитию персидской придворной культуры».
- ^ Роксбург, Дэвид Дж. (2005). Персидский альбом, 1400–1600: от рассеяния к собранию . Издательство Йельского университета. п. 130: «Персидская литература, особенно поэзия, играла центральную роль в процессе ассимиляции тимуридской элиты с персидско-исламской куртуазной культурой, и поэтому неудивительно, что Байсангур заказал новое издание «Шанаме» Фирдоуси».
- ^ Перейти обратно: а б Рой, Кошик (2014). Военный переход в Азии раннего Нового времени, 1400-1750 гг . Блумсбери. «Постмонгольская Персия и Ирак находились под властью двух племенных конфедераций: Аккоюнлу (Белая овца) (1378–1507) и Караоюнлу (Черная овца). Это были персидские туркменские конфедерации Анатолии (Малой Азии) и Азербайджана».
- ^ Перейти обратно: а б Арджоманд, Саид Амир (2016). «Единство персидского мира под тюрко-монгольским господством и разнонаправленное развитие имперских автократий в шестнадцатом веке». Журнал персидских исследований . 9 (1): 11. дои : 10.1163/18747167-12341292 .
Распад империи Тимура на растущее число княжеств Тимуридов, управляемых его сыновьями и внуками, позволил добиться замечательного восстановления османов и их завоевания Византии на запад, а также возникновения конкурирующих тюрко-монгольских кочевых империй Ак Коюнлу и Кара Коюнлу. в западном Иране, Ираке и восточной Анатолии. Однако во всех этих кочевых империях персидский язык оставался официальным придворным языком, и преобладал персидский идеал королевской власти.
- ^ Чарльз Мелвилл (2021). Сефевидская Персия в эпоху империй: идея Ирана . Том. 10. с. 33.
Лишь спустя еще пять лет Исмаилу и Кезельбашу наконец удалось победить остатки режима Ак Коюнлу. В Диярбакре моусиллу свергли Зейнала б. Ахмад, а затем позже присягнули Сефевидам, когда Сефевиды вторглись в 913/1507 году. В следующем году Сефевиды завоевали Ирак и изгнали Солтан-Морада, который бежал в Анатолию и больше никогда не мог заявить о своих правах на власть Ак-Коюнлу. Таким образом, только в 1508 году последние регионы власти Ак-Коюнлу наконец перешли к Исмаилу.
- ^ "AQ QOYUNLŪ" в Энциклопедии Ираника ; «Оседлые христиане не были полностью исключены из экономической, политической и социальной деятельности государства Ак Коюнлу, и что Кара Омман имел в своем распоряжении, по крайней мере, элементарный бюрократический аппарат ирано-исламского типа. [...] С После завоевания Ирана центр власти Ак Коюнлу не только сместился на восток, но и иранское влияние вскоре оказало влияние на их методы завоевания Ирана. правительство и их культура».
- ^ Кристоф Марцинковски, Шиитская идентичность: сообщество и культура в меняющихся социальных контекстах , 169-170; « Королевство Кутб-Шахи можно считать «высоко персидским» с большим количеством персоязычных купцов, ученых и ремесленников, присутствующих в королевской столице » .
- ^ Леманн, Ф (1998). БАБОР, АХИР-АЛЬ-ДИН МОХАММАД. Энциклопедия Ираника , Том. III, Фаск. 3, с. 320–323 .
- ^ Роберт Л. Кэнфилд, Турко-Персия в исторической перспективе , Cambridge University Press, 1991. стр. 20: «Моголы - персидские турки, вторгшиеся из Центральной Азии и заявлявшие о своем происхождении как от Тимура, так и от Чингисхана, - укрепили персидскую культуру мусульманской Индии»