Jump to content

Получите 35 Дракенов.

(Перенаправлено с Saab 35B )
Получите 35 Дракенов.
ВВС Швеции Saab 35F Draken
Общая информация
Тип Истребитель-перехватчик
Национальное происхождение Швеция
Производитель Шведский Aeroplan AB ( SAAB )
Статус Уволен с военной службы
Основные пользователи Шведские ВВС
Количество построенных 651 [ 1 ]
История
Изготовлено 1955–1974
Дата введения 8 марта 1960 г. [ 2 ] (первая служба)
Первый полет 25 октября 1955 г.
Ушедший на пенсию 2005 (Австрия)
Разработано на основе Можно получить 210
будет 35Дж
Доходит до 35С

Сааб 35 Дракен ( IPA: [²drɑːkɛn] ; Воздушный змей неоднозначно с Драконом ) , [ Кол-во 1 ] [ 3 ] шведский истребитель-перехватчик, разработанный и производившийся компанией Svenska Aeroplan Aktiebolaget ( SAAB ) в период с 1955 по 1974 год. Разработка Saab 35 Draken началась в 1948 году как будущая замена для ВВС Швеции находившихся тогда в разработке Saab 29 Tunnan Dayfighter и Saab 32B. Лансен Ночной истребитель . Он отличался инновационным, но непроверенным двойным треугольным крылом, что привело к созданию маломасштабного испытательного самолета Saab 210 , который был произведен и летал для проверки этой ранее неисследованной аэродинамической особенности. Полносерийная версия поступила на вооружение передовых эскадрилий ВВС Швеции 8 марта 1960 года. [ 2 ] Выпускался в нескольких вариантах и ​​типах, чаще всего как истребитель - перехватчик .

Saab 35 Draken известен, среди прочего, своими многочисленными «новинками» в авиации. Это был первый западноевропейской постройки боевой самолет с настоящей сверхзвуковой способностью, поступивший на вооружение, и первый полностью сверхзвуковой самолет, развернутый в Западной Европе . [ Примечание 1 ] [ 6 ] По конструкции это был один из, если не первый, боевой самолет с двойным треугольным крылом, созданный к началу 1950 года. [ 7 ] Нетрадиционная конструкция крыла также имела побочный эффект: он стал первым известным самолетом, способным выполнять маневр «Кобра» . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Это был также один из первых самолетов западноевропейской постройки , скорость горизонтального полета которого превысила 2 Маха. [ 11 ] достигнув его 14 января 1960 года. [ 12 ]

«Дракен» функционировал как эффективный сверхзвуковой истребитель периода холодной войны , хотя никогда не использовался в конфликтах. Несмотря на то, что этот тип был спроектирован и предназначался как перехватчик он считался очень способным истребителем , для того времени . На вооружении Швеции он претерпел несколько модернизаций, последней из которых стала модель J 35J. К середине 1980-х годов Drakens ВВС в значительной степени были заменены более совершенными истребителями JA 37 Viggen , в то время как введение в эксплуатацию более мощного истребителя Saab JAS 39 Gripen ожидалось в течение десятилетия, хотя и с задержкой. В результате сокращений и высоких затрат на техническое обслуживание ВВС решили снять с вооружения Draken в декабре 1999 года. Этот тип также экспортировался в ВВС Австрии , Дании и Финляндии . Датские самолеты после службы были экспортированы в Соединенные Штаты , где их использовали в качестве учебных самолетов для летчиков-испытателей.

Шведское слово «Дракен» имеет двойное значение и переводится как «Дракон» или «Воздушный змей». [ 13 ] [ 14 ] Говорят, что название произошло от внешнего вида прототипа, похожего на бумажного змея, если смотреть сверху. [ 15 ]

Число «35» происходит от обозначения самолета ВВС Швеции: «flygplan 35» (fpl 35). [ 16 ] что означает «самолет 35». В зависимости от выполняемой роли самолет получал префикс для обозначения его типа, наиболее распространенным из которых был «J 35», обозначающий «jaktflygplan» (самолет преследования), шведский термин, обозначающий истребитель.

Разработка

[ редактировать ]
Прототип Saab 35 (Fpl 35-1) в полете. Знак «U», обычно называемый Urban Röd (Городской красный), означает «utveckling» (развитие).
Прототип Saab 35B приземлился после первого достижения скорости 2 Маха 14 января 1960 года. [ 12 ]

По мере развития технологии реактивных истребителей после Второй мировой войны Швеция предвидела потребность в сверхзвуковом истребителе, который мог бы перехватывать бомбардировщики на большой высоте, а также поражать другие истребители. В сентябре 1949 года ВВС Швеции через Шведское управление оборонной техники опубликовали недавно сформулированное требование к новейшему самолету-перехватчику , который должен был быть способен атаковать вражеские бомбардировщики в околозвуковом диапазоне скоростей. [ 17 ] [ 18 ] Первоначальное требование предусматривало максимальную скорость от 1,4 до 1,5 Маха , но в 1956 году она была пересмотрена в сторону увеличения до 1,7–1,8 Маха. [ 17 ] а затем еще раз в 1959 году до скорости 2,0 Маха. [ 11 ]

Он должен был управляться одним пилотом, но при этом быть способным вести боевые действия при любых погодных условиях, днем ​​и ночью, действовать с относительно суровых взлетно-посадочных полос, имея на борту все оборудование, необходимое для нейтрализации современных реактивных бомбардировщиков. [ 17 ] другие перехватчики, такие как ВВС США истребитель F-104 Starfighter Хотя в то время разрабатывались и , этот истребитель должен был взять на себя роль, уникальную для Швеции; возможность действовать с усиленных дорог общего пользования , которые предполагалось использовать в составе авиабаз военного времени . Самолет также необходимо было заправить и перевооружить не более чем за десять минут призывникам с минимальной подготовкой. [ 18 ]

SAAB начала работу над производством самолета, отвечающего этим требованиям. [ 17 ] Предварительные исследования показали, что большинство критических проблем, возникающих в связи с этими требованиями, можно решить с помощью треугольной конфигурации крыла . Однако, чтобы получить аэродинамически желательное расположение, пришлось удлинить носовую часть фюзеляжа, что сделало самолет слишком тяжелым. [ 17 ] Оптимальным решением считалось двойное треугольное крыло. Однако эта конфигурация крыла была новой и непроверенной, поэтому конструкторский состав SAAB во главе с авиаинженером Эриком Брэттом и командой из более чем 500 технических специалистов построили небольшой испытательный самолет для изучения поведения нового крыла. [ 17 ]

Маломасштабный испытательный самолет, построенный в Швеции, Saab 210 (формально Flygplan 210 , «самолет 210»), неофициально названный «Lilldraken» (маленький дракон), включал в себя испытание двойного треугольного крыла и выполнил свой первый полет на 21 января 1952 года. [ 19 ] Результаты этих испытательных полетов привели к заказу на три полноразмерных прототипа Draken. [ 20 ] 25 октября 1955 года первый из этих прототипов, не оснащенный форсажной камерой , совершил свой первый полет . [ 21 ] [ 17 ] По данным авиационного издания Flight International , была проведена нетипично интенсивная программа летных испытаний, чтобы определить и проверить исключительную скорость, дальность полета и сложные системы этого типа. [ 17 ] Второй прототип, оснащенный форсажной камерой, непреднамеренно преодолел звуковой барьер во время первого полета при наборе высоты. [ 1 ] [ нужна страница ]

В 1956 году первая боевая версия Draken, получившая обозначение J 35A, была запущена в серийное производство. [ 17 ] а первый серийный самолет впервые поднялся в воздух 15 февраля 1958 года. [ 22 ] [ 23 ] 2 Маха была достигнута 14 января 1960 года. [ 12 ] с летчиком-испытателем Эриком Дальстремом за штурвалом прототипа J 35B. [ 11 ] Используемый двигатель был немного модифицирован. [ 11 ] Mk.48A британского производства Rolls-Royce Avon (шведское обозначение RM6BE), [ 24 ] номер двигателя 3459. [ 22 ]

Saab 35 Draken — истребитель, оснащенный характерным двойным треугольным крылом. сложно . По данным Flight International, отличить фюзеляж от крыла [ 17 ] Конструкция предвосхищает то, что позже будет известно как «смешанное тело крыла». Фюзеляж имел круглое сечение, а внутренняя часть крыла представляла собой поверхность с большой хордой , доходившую почти до воздухозаборников двигателей. Удалось отказаться от хвостового оперения, в результате чего общая конструкция получилась чистой и простой. Передняя кромка внутреннего крыла была отклонена назад на 80° для обеспечения высоких скоростей, а внешнего крыла на 60° для обеспечения хороших характеристик на низких скоростях. [ 19 ]

В кабине «Дракена» использовались в основном шведские приборы. [ 25 ] В последующих моделях были внесены различные улучшения в оборудование кабины, такие как измененный фонарь и новая авионика. Для экспортных заказчиков Draken был оснащен Ferranti производства радаром управления огнем Airpass II , который был эффективен для обнаружения различных целей класса «воздух-воздух» или «воздух-поверхность», а также режимом картографии местности, работающим в сочетании с навигационные системы самолета. [ 25 ] Обычно устанавливались два отдельных радиоблока , высокоскоростной канал передачи данных и две навигационные системы. [ 25 ] Поскольку на палке нет естественной обратной связи, система q-feel создавала искусственные силы. «Дракен» также был оснащен трехосным автопилотом . [ 17 ] Фюзеляж «Дракена» состоял из двух секций, передней и задней, соединенных болтами. [ 17 ] В носовой части, составлявшей единое целое с воздухозаборниками и соседней конструкцией крыла, размещаются радиолокационная станция управления огнем , кабина пилота, носовое шасси , встроенные топливные баки и различные системы. Задняя часть, изготовленная как единое целое с остальной частью внутреннего крыла, содержала двигатель и форсажную камеру, мешочные топливные баки, вооружение, основные стойки шасси и другие системы. [ 17 ] Поверхности управления полетом состояли из руля направления , а также внутренних и подвесных элевонов , причем внешние секции были оснащены грузами-балансирами. [ 17 ] Каждая поверхность управлялась тандемным гидравлическим домкратом, подключенным к отдельным контурам. В целях снижения веса гидравлические системы будут работать при давлении в трубопроводе 210 кПа /см. 2 (20,6 МПа ), [ 26 ] что более чем в два раза превышает давление, использовавшееся в более раннем Saab 29 Tunnan . [ 17 ]

Движение обеспечивалось одним двигателем Svenska Flygmotor RM6B/C турбореактивным , лицензионной моделью двигателя Rolls-Royce Avon 200/300 (также известного как Avon Mk.48A и Mk.60). [ 27 ] Напорная турбина , расположенная под носом самолета, обеспечивала аварийную мощность, а двигатель также имел встроенный блок аварийного стартера. Чтобы при необходимости сократить посадочную дистанцию, «Дракен» был оборудован тормозным парашютом . [ 28 ] Основное вооружение размещалось снаружи, до четырех AIM-9 Sidewinder ракет класса «воздух-воздух» размещались на узлах крепления под крыльями и фюзеляжем; Альтернативная полезная нагрузка включает в себя различные бомбы и ракеты, а также средства для установки пары 30-мм пушек, расположенных внутри каждой из внутренних панелей крыла. Вместо пушек в том же пространстве могли быть установлены дополнительные топливные баки. [ 27 ] Для задач воздушной разведки под фюзеляжем можно было разместить различные блоки камер. [ 25 ]

нестабильность

[ редактировать ]
Дракон совершает короткий парад

Из-за отсутствия знаний об исторически непроверенной на тот момент конструкции бесхвостого двойного треугольного крыла J 35 , самолет столкнулся с проблемами в начале своего срока службы. Нестабильная конструкция двойного треугольного крыла затрудняла посадку ранних версий J 35, поскольку во время приземления их приходилось стабилизировать вручную. [ 29 ] Конструкция также позволяла самолету войти в « суперстойку »; которое можно охарактеризовать как неконтролируемое сваливание, затрагивающее самолеты с определенной конфигурацией крыла при высоких альфа- числах. [ 29 ] Благодаря этому пилоты J 35 были обучены предотвращению суперсваливания, и это обучение привело к разработке маневра «кобра» . Кобра выполняется путем входа в контролируемое состояние супер-сваливания, получения высокого уровня альфа, а затем быстрого изменения угла атаки, чтобы противостоять срыву. [ 8 ] Это заставляет планер на несколько секунд действовать как воздушный тормоз , что быстро снижает скорость.

Шведские ВВС — первые военно-воздушные силы, открывшие и разработавшие маневр «кобра». Шведы назвали его «корт-парад» (короткое парирование) в честь одноименного фехтовального маневра, известного на английском языке как « ударное парирование ». Первоначально он использовался во время тренировок, чтобы научить пилотов противодействовать супер-сваливанию, однако он также использовался вторично в качестве боевого маневра, который мог вызвать пролет преследующего вражеского истребителя, позволяя пилоту нанести ответный удар . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]

Операционная история

[ редактировать ]
Два J 35A2 Drakens пролетают над Швецией в начале 1960-х годов.

В конце 1959 года начались поставки J 35A Draken в СВС, причем первым подразделением, получившим этот тип, стало истребительное крыло F13, дислоцированное в Норчёпинге . [ 27 ] В марте 1960 года «Дракены» подразделения F13 участвовали в трехдневных учениях, летая днем ​​и ночью, действуя в состоянии «высочайшей готовности». По данным Flight International, ввод в эксплуатацию J 35A прошел «очень гладко», а время подъема и разворота было признано «наиболее удовлетворительным». [ 27 ] К концу 1960 года несколько крыльев были оснащены «Дракеном» и достигли боевого состояния. [ 27 ]

Хотя J 35 Draken был спроектирован как высотный перехватчик, а не как истребитель-собака, он показал хорошие возможности быстрого разворота и высокую скорость на всех высотах, что делало его очень боеспособным истребителем . Ранние модели предназначались исключительно для выполнения задач противовоздушной обороны . Однако, чтобы помочь пилотам переоборудоваться в этот тип, Saab произвела небольшое количество двухместных учебно-тренировочных самолетов J 35C, первый из которых был построен в декабре 1959 года. [ 27 ] В 1959 году была разработана улучшенная модель истребителя ПВО, получившая обозначение J 35B, которая отличалась улучшенными характеристиками и оборудованием по сравнению с J 35A. Среди прочего, он был оснащен улучшенным двигателем с увеличенной форсажной камерой, измененной задней частью фюзеляжа, новым прицелом и радаром управления огнем S-7 производства Saab, а также интеграцией со шведской STRIL сетью управления ПВО 60. . [ 30 ]

Всего Saab выпустил 651 экземпляр Drakens. Шведский парк Drakens насчитывал в общей сложности шесть различных версий, а потенциальным экспортным покупателям предлагались еще две модели Draken. Последней выпущенной моделью Draken была J 35F, которая также была последней версией, оставшейся на вооружении Швеции, а затем модифицированной до стандарта J 35J. В число его экспортных клиентов входила Дания. [ 31 ] и Финляндия. [ 31 ] В мае 1985 года австрийские ВВС закупили 24 самолета J 35D, отремонтированных компанией Saab. [ 31 ]

Конструкция J 35 Draken претерпела несколько модернизаций. Последней из них была версия J 35J, выпускавшаяся в конце 1980-х годов; к этому моменту Draken был почти полностью заменен Saab 37 Viggen на вооружении SAF. Draken J 35J фактически представлял собой программу продления срока службы, которая была начата в результате предстоящей поставки нового Saab JAS 39 Gripen, которая претерпела несколько задержек. Программа продления была предназначена для того, чтобы Draken продолжал летать до 2000-х годов, но из-за сокращения бюджета и высоких затрат на техническое обслуживание этого типа Draken был выведен из эксплуатации в Швеции в декабре 1999 года, хотя с тех пор самолет оставался в эксплуатации. в ограниченном количестве как на военных, так и на гражданских должностях. [ 32 ]

Saab 35F Draken (DK-241), ранее находившийся на вооружении Финляндии (35FS), в Музее авиации Центральной Финляндии. На заднем плане виден финский двухместный учебно-тренировочный Saab 35C (DK-270).

Все «Дракены» действовали как перехватчики с ограниченными возможностями полета по воздуху-земле; Единственным исключением из этого правила были датские Drakens, которые функционировали как ударные самолеты и были способны нести смесь AGM-12 Bullpup ракет класса «воздух-земля» , средства электронного противодействия и увеличенные внутренние и внешние запасы топлива. Датские Дракены были самыми тяжелыми из когда-либо летавших самолетов этой серии. [ 33 ] В 1993 году последние самолеты датского парка J 35 были выведены из эксплуатации. [ 34 ]

В 1990-е годы Финляндия обновила свой парк самолетов 35XS новой авионикой, дисплеями в кабине, системами навигации и нападения и средствами электронного противодействия ; В 2000 году они были окончательно сняты с вооружения и заменены F/A-18 Hornets . [ 35 ]

Австрия была последней страной, в которой «Дракен» находился на действительной военной службе. Первые отремонтированные Draken J-35Ö были переданы ВВС Австрии в 1987 году. [ 31 ] Первоначально эти «Дракены» были вооружены только двумя 30-мм пушками класса «воздух-воздух» , которых оказалось недостаточно. Это произошло из-за «запрета на ракеты», вытекающего из Австрийского государственного договора 1955 года . К 1991 году, с началом гражданской войны в Югославии с ее южным соседом. имели место многочисленные нарушения воздушного пространства Вдоль южной границы по вине югославской федеральной армии . После падения « железного занавеса » Австрия объявила соответствующую статью устаревшей. контракт на закупку AIM-9 Sidewinder был подписан Так, в 1993 году с ВВС Швеции . В 1998 году за ними последовал ряд улучшенных AIM-9P5 от Loral Corporation. [ 36 ] В 2005 году эти Drakens были сняты с вооружения, их заменили бывшие ВВС Швейцарии F-5 Tiger II , в ожидании новых Eurofighter Typhoon, которые в долгосрочной перспективе займут их место. [ 37 ]

В Соединенных Штатах Национальная школа летчиков-испытателей (NTPS) эксплуатировала шесть самолетов Drakens, ранее находившихся на вооружении Дании. Они были отправлены на пенсию в 2009 году. [ 38 ]

Список прототипов и испытательных самолетов

[ редактировать ]

За прошедшие годы существовало несколько прототипов и испытательных самолетов Saab 35. Некоторые из них были прототипами новых вариантов, а другие — испытательными платформами для других самолетов.

Варианты ВВС Швеции

[ редактировать ]

Сааб 35А (Адам)

[ редактировать ]
Сааб 35А ( Дж 35А1 )
Сааб 35А ( Дж 35А2 )

Версия истребителя получила обозначение J 35A ( «Адам» ). 90 самолетов (35001–35090), [ 39 ] включая испытательные самолеты, [ 22 ] [ 21 ] поставлен в период с марта 1960 по декабрь 1961 года. [ 40 ] 29 J 35A были заказаны 24 августа 1956 года, а еще 60 J 35A — 7 февраля 1958 года. [ 40 ] Первые 40 самолетов, поставленных в 1960 году, были поставлены без радара и прицела. Это было исправлено в 1961 году. [ 41 ] и 65 «Адам» в конце концов были оснащены радаром и прицелом. [ 42 ] В период с апреля 1961 по август 1962 года 25 Adam были переоборудованы в невооруженные двухместные учебно-тренировочные самолеты Saab 35C.

Saab 35A был оснащен лицензионным двигателем Rolls-Royce Avon Mk.48A (серия Avon 200) (шведское обозначение RM6BS). [ Сокращение 2 ] ) [ 24 ] от SFA (сегодня Volvo Aero ), оснащенный шведской форсажной камерой. На J 35A стали использоваться два типа форсажных камер, в результате чего появилось два основных варианта:

  • J 35A1 ( J 35 A:1 ) / J 35A kort (короткий) - начальный вариант с короткой форсажной камерой (EBK65) [ Сокращение 3 ] и короткий хвост. [ 43 ] По прозвищу Адам Корт (сокращенно Адам). построено 65. [ 21 ] [ 39 ] [ 44 ]
  • J 35A2 ( J 35 A:2 ) / J 35A long (длинный) — более поздняя версия с удлиненной хвостовой частью для размещения новой форсажной камеры (EBK66) для дополнительной тяги. [ 43 ] По прозвищу Адам Лонг (Адам Лонг). Более длинный хвостовой конус неожиданно снизил сопротивление, но потребовал установки убирающегося хвостового колеса. [ 21 ] 25 построено. [ 39 ]

Радар на J 35A был французским Cyrano RA 423. [ Примечание 2 ] [ 42 ] радар от Thompson-CSF [ 46 ] [ 47 ] (шведское обозначение PS-02/A) [ 48 ] поскольку первоначально запланированный шведский радар (PS-03) от LME не был разработан вовремя. Прицел представлял собой усовершенствованный гироскопический прицел, разработанный Saab для Saab 32B и Saab 35A под названием S-6. [ Сокращение 4 ] (позже названный С-6Б). [ Примечание 3 ] [ 42 ] Он использовал данные по осям рыскания и тангажа самолета, а также другие источники для точного прицеливания вооружения. Данные о дальности могли быть получены с радара или установлены пилотом вручную. [ 47 ]

Вооружение J 35A состояло из двух стационарных 30-мм пушек ADEN (шведское обозначение 30 мм akan m/55). [ Сокращение 5 ] ) в крыльях по 90 патронов на ствол. Для внешнего вооружения J 35A имел девять точек подвески : восемь под крыльями и одну на брюхе. Шесть точек подвески крыла предназначались для установки 13,5 cm srak m/56. [ Сокращение 6 ] фугасные класса «воздух-земля» . ракеты [ 49 ] Две другие точки подвески крыла предназначались для установки AIM-9B Sidewinder ракет класса «воздух-воздух» (шведское обозначение rb 24). [ Сокращение 7 ] ). [ 49 ] Ракеты и ракеты не могли быть установлены одновременно на крыльях. На нижней точке подвески можно было установить либо два RB 24 Sidewinder, либо подвесной бак емкостью 530 литров. [ 49 ]

Сааб 35Б (Бертиль)

[ редактировать ]
Saab 35B ( J 35B´(prim) ) в пилотажной группе Acro Deltas (1963–1966), [ 50 ] 1964.

Версия истребителя получила обозначение J 35B ( Бертиль ). 73 самолета (35201–35273), [ 39 ] включая испытательные самолеты, [ 22 ] были построены и поставлены в период с февраля 1962 по март 1963 года. [ 51 ] [ 48 ] Первоначально планировалось, что J 35B будет иметь обозначение J 35B1 , но в январе 1960 года его переименовали просто в J 35B. [ 42 ] 72 J 35B1 были заказаны 28 февраля 1958 года. 25 из них должны были получить 25 передних секций Saab 35A, оставшихся от модификации Saab 35C, но модифицированных до стандарта Saab 35B. [ 40 ]

Из-за производственных проблем произошли задержки в доставке некоторых подсистем J 35B, в результате чего J 35B первоначально поставлялся только с установленными частями запланированной авионики. [ 52 ] В результате исторически существовало два основных подварианта J 35B:

  • J 35B′ - первая дневная версия истребителя J 35B. [ 52 ] У него не было радара, и были установлены старые Ferranti, гироскопические прицелы взятые со списанных истребителей Saab J 29 A и B. [ 52 ] под названием Reflexsikte 4E/35. [ 42 ] [ 53 ] Эти самолеты получили обозначение J 35B' (то есть Prime , по-шведски prim ) , чтобы указать, что они не были завершенными машинами. [ 52 ] Однако в некоторых источниках эти самолеты называются J 35B1 вместо J 35B′ . [ 51 ] [ 42 ] Несмотря на отсутствие радара, он был полностью вооружен пушками, ракетами и ракетами. Он также был совместим со STRIL 60. [ 52 ] 72 построено с февраля 1962 по март 1963 года. [ 51 ]
  • J 35B — более поздняя версия всепогодного истребителя J 35B. [ 42 ] [ 52 ] Представлены РЛС ПС-03/А и радиолокационный прицел С-7А-2 , а также остальное первоначально запланированное оборудование и авионика . 69 самолетов переоборудованы из оставшихся J 35B´(prim) в период с 1964 по 1966 год. Самолеты были отправлены Saab для переоборудования в период с 1964 по 1965 год. [ 51 ] и повторно доставлен в период с января 1965 года по июнь 1966 года. [ 42 ]

Базовый самолет Saab 35B был идентичен J 35A2 и имел тот же двигатель и форсажную камеру. [ 52 ] RM6BS и EBK66. [ 24 ] Однако отличием от J 35A было то, что J 35B был полностью интегрирован в шведскую систему STRIL 60; система боевого наведения и воздушного наблюдения. В составе STRIL 60 это был также первый шведский самолет, оснащенный «системой управляющих данных» ( по-шведски : styrdatasystem ), которая позволяла наземному управлению отправлять самолету цифровые приказы. Эти приказы затем сохранялись в компьютерах самолета, поэтому пилот мог прочитать приказ несколько раз и ему не приходилось запоминать его содержание. [ 54 ]

Радар на J 35B представлял собой радар шведской разработки LME , получивший обозначение PS-03/A. [ 53 ] Он превосходил и совершенствовался по сравнению с французским PS-02, использовавшимся на J 35A. [ 55 ] Прицел представлял собой усовершенствованный радиолокационный прицел, разработанный Saab для J 35B и J 35D, под названием S-7A-2. [ 53 ] Он использовал, среди прочего, данные о оси рыскания и тангажа самолета, а также радар PS-03/A. [ 55 ] Он был специально разработан для лобовых атак ракетами класса «воздух-воздух» . [ 55 ] что-то у J 35A тоже не было доступа. [ 42 ] Вооружение J 35B по большей части было эквивалентно J 35A, но фиксированные 30-мм пушки Akan M/55 ADEN в крыльях имели боезапас по 100 снарядов на орудие, и самолет получил возможность использовать 75-мм srak m/57. [ 56 ] ракеты воздух-воздух . Ракеты были выпущены из ракеты Rakkaps m/57. [ Сокращение 8 ] [ 56 ] ракетные блоки , установленные попарно на нижнем пилоне Sidewinder, каждая вмещает 19 ракет. [ 52 ] [ 42 ]

Сааб 35С (Цезарь)

[ редактировать ]
Доходит до 35С

Двухместная учебно-тренировочная версия получила обозначение SK 35C ( Цезарь ). [ Сокращение 9 ] [ 21 ] 25 самолетов (35801–35825), [ 39 ] переоборудован из J 35A1 (Адам Корт) в период с апреля 1961 по август 1962 года путем реконструкции передней части самолета, [ 42 ] не считая прототипа (35800), который совершил полет 30 декабря 1959 года и принадлежал частной компании Saab. [ 22 ] [ 57 ] Первоначально планировалось, что SK 35C будет иметь обозначение J 35C , но в январе 1960 года он был переименован в SK 35C. [ 42 ] Двадцать пять лобовых секций SK 35C (J 35C) были заказаны 24 августа 1956 года. [ 40 ]

Версия Cesar не имела вооружения, но небольшая модификация означала, что при необходимости самолет можно было легко переоборудовать обратно в стандарт J 35A. Однако интересно, что прототип (35800) использовался компанией Saab для испытаний RB 05 ракеты «воздух-земля» . [ 58 ]

Сааб 35D (Дэвид)

[ редактировать ]
Можно получить 35D

Версия истребителя получила обозначение J 35D ( David ). 120 самолетов (35274–35393) [ 39 ] доставлено с мая 1963 г. по апрель 1965 г. [ 42 ] в 3 серии. Первоначально планировалось, что J 35D будет иметь обозначение J 35B2 , а затем в январе 1960 года будет переименован в J 35D. [ 42 ] 62 J 35B2 были заказаны 15 ноября 1958 года, а еще 60 самолетов, предназначенных для переоборудования в разведывательные самолеты S 35B2 (S 35E), планировалось заказать в ноябре 1960 года. [ 40 ] В конце концов, только 30 «Давидов» (все серии 1) были переоборудованы под стандарт S 35E, сначала служившие истребителями в период с мая 1963 года по январь 1964 года. [ 59 ]

Из-за производственных проблем произошли задержки в поставке некоторых подсистем J 35D, в результате чего две первоначальные серии J 35D были поставлены только с частями запланированной авионики. [ 59 ] Однако серия 3 поставлялась с полной авионикой, в результате чего изначально существовало два основных подварианта J 35D: [ 59 ]

  • J 35D1 - первая дневная версия истребителя J 35D. [ 53 ] У него не было радара, и на нем были установлены старые Ferranti гироскопические прицелы , взятые из списанных истребителей Saab J 29 A и B под названием Reflexsikte 4E/35. [ 53 ] Несмотря на отсутствие радара, он был полностью вооружен пушками, ракетами и ракетами. Он также был совместим со STRIL 60. 30 самолетов были поставлены серией 1 в период с мая 1963 по январь 1964 года, но быстро отложены для переоборудования S 35E, а 24 самолета были поставлены серией 2 в период с января 1964 по май 1964 года. [ 59 ]
  • J 35D2 — более поздняя версия всепогодного истребителя J 35D. [ 59 ] [ 53 ] Представлены РЛС ПС-03/А и радиолокационный прицел С-7А-2 , а также остальное первоначально запланированное оборудование и авионика . С июня 1964 по май 1965 года поставлено 66 самолетов третьей серии. [ 59 ] Остальные J 35D1 из серии 2 были модифицированы до стандарта J 35D2 в течение 1967–1968 годов CVV Hässlö (Centrala Flygverkstaden Västerås) и соответствующими авиационными подразделениями, после чего суффиксы D1 и D2 были заменены только D. [ 60 ]

Базовый самолет Saab 35D довольно сильно отличался от предыдущих вариантов. Во-первых, он был оснащен гораздо более мощным Rolls-Royce Avon Mk.60. [ 24 ] (Эйвон 300 серия) [ 48 ] двигатель (шведское обозначение RM6CS), [ 24 ] который производился по лицензии SFA (сегодня Volvo Aero ) и был оснащен шведской форсажной камерой (EBK67), [ 24 ] который мог развивать тягу 77,3 кН при использовании форсажной камеры. Во-вторых, Дэвид отличался увеличенным внутренним запасом топлива для большей дальности полета. Он также имел две точки подвески на днище, что позволяло установить два внешних подвесных бака емкостью 500 литров для еще более дальних полетов (по сравнению с одним подвесным баком емкостью 530 литров для 35A, B и C). [ 61 ] Несмотря на то, что у него было больше топлива, чем у его предшественников, Дэвид был самой быстрой версией Дракена, способной ускоряться до тех пор, пока не закончится топливо. [ 48 ]

По вооружению и авионике J 35D был практически идентичен J 35B. Он был полностью интегрирован в шведскую систему STRIL 60, а также был оснащен «системой управляющих данных», позволяющей самолету получать цифровые команды от наземного управления. Он также имел тот же радар PS-03/A и радиолокационный прицел S-7A-2 , что и J 35B. [ 53 ] Вооружение J 35D, по крайней мере, изначально было эквивалентно J 35B. Akan M/55 Он имел две 30-мм пушки ADEN в крыльях с боезапасом по 100 снарядов на ствол, 4 внутренние точки подвески, по 1 под каждым крылом и 2 на брюхе для внешней артиллерийской артиллерии класса "воздух-воздух", а также 6 внешних точек подвески для ракеты класса «воздух-земля». Однако в 1977 году для J 35D стал доступен новый тип ракеты «воздух-земля» — 14,5-см псрак М49/56. [ Сокращение 10 ] фугасная противотанковая ракета [ Примечание 4 ] [ 56 ] а в 1978 году появился новый тип ракеты «воздух-воздух» AIM-9J Sidewinder (шведское обозначение rb 24J ), [ 62 ] позже модифицирован лазерным неконтактным взрывателем Ericsson, что сделало его эквивалентом AIM-9P-3. [ 63 ] Примечательно то, что J 35D был последним шведским вариантом Draken, оснащенным двумя пушками.

Сааб 35E (Эрик)

[ редактировать ]
получу 35Е

Разведывательная версия Saab 35D получила обозначение S 35E ( Эрик ). [ Сокращение 11 ] 60 самолетов (35901–35960), [ 39 ] в том числе испытательные самолеты, построенные в 1963–1968 гг. в 2 сериях. [ 64 ] Первоначально планировалось, что S 35E будет иметь обозначение S 35B2 , а затем в январе 1960 года будет переименован в S 35E. [ 42 ] В 1958 году СВС планировали заказать в ноябре 1960 года 60 истребителей J 35B2 (J 35D), которые позднее планировалось переоборудовать в самолеты-разведчики S 35B2 (S 35E). [ 40 ] В конце концов, 30 S 35E были произведены как новые самолеты (35902–35931) и поставлены с июля 1965 по май 1966 года как серия 1, а 28 S 35E были переоборудованы из J 35D (35932–35959) и поставлены с октября 1966 по январь. 1968 год, 2 серия. [ 64 ] Еще два самолета, S 35E (35901) и S 35E (35960), также были переоборудованы из «Давидса», но так и не поступили в СВС. [ 65 ] [ 66 ]

Базовый самолет Saab 35E был почти идентичен J 35D и имел тот же двигатель и форсажную камеру. [ 64 ] RM6CS и EBK67. [ 24 ] Однако он отличался тем, что не имел вооружения. [ 67 ] или радар, чтобы освободить место для девяти камер Винтена : пяти в носовой части и четырех в фюзеляже, некоторые из которых установлены вертикально, другие - наклонно. [ 67 ] Однако самолет был оснащен радиолокационным приемником предупреждений и мог установить блок противодействия под названием «Капсель КБ» с разбрасывателями соломы и сигнальных ракет под крыльями для повышения его живучести. [ 68 ] Всего самолет имел 4 основные точки подвески внешнего вооружения: по 1 под каждым крылом и 2 на брюхе. Для дальних миссий на этих узлах подвески можно было установить до четырех десантных баков. Для ночных миссий он может нести систему активной инфракрасной разведки конструкции EG&G в капсуле, прикрепленной к нижней точке подвески. [ 67 ] [ 64 ]

Сааб 35F (Филип)

[ редактировать ]
Сааб 35Ф (J 35F2)

Версия истребителя получила обозначение J 35F ( Filip ). Поставлено в период с 1965 по 1972 год, всего выпущено 230 экземпляров. [ 69 ] Этот вариант имел улучшенную электронику и авионику, например, интегрированные радиолокационные, прицельные и ракетные системы, что давало возможность использовать с полуактивным радиолокационным самонаведением (SARH) и инфракрасным самонаведением версии ракет Hughes Falcon (IR) , rb 27 и rb 28 соответственно. изначально предназначался для J 35D. Чтобы освободить место для большего количества авионики, левую пушку убрали, а боекомплект правой пушки увеличили до 120 снарядов в качестве компенсации. [ 33 ]

J 35F существовал в двух основных вариантах:

Сааб 35G (Густав)

[ редактировать ]

Атакующая версия получила обозначение J 35G ( «Густав» ). 70 самолетов предлагалось переоборудовать из J 35D, но проект был отменен на раннем этапе. [ 42 ]

Версия Gustaf специально должна была иметь возможность нести Saab RB 05 ракету «воздух-земля» . [ 42 ]

Сааб 35J (Иоганн)

[ редактировать ]
Saab 35J (без G-пилонов)

Версия истребителя получила обозначение J 35J ( Johan ). В 1985 году правительство Швеции решило модифицировать 67 самолетов J 35F2 до стандарта J 35J. [ 71 ] [ 72 ] Самолет получил увеличенный срок службы, модернизированную электронику, модернизированную пушку, две дополнительные точки подвески под воздухозаборниками для дополнительных AIM-9 Sidewinder пилонов ( балк G , «пилон G») и увеличенный внешний запас топлива. Модификация происходила в период с 1987 по 1991 год. [ 71 ] Последний боевой J 35J последний раз летал в 1999 году. [ 73 ]

Предлагаемые модификации

[ редактировать ]

Прежде чем в 1970-х годах было принято решение о разработке JAS 39 Gripen , были проведены исследования по модификации планеров J 35F для малочасовых полетов.

  • 35 MOD Level 1b – По сути, это самолет, который стал J 35J.
  • 35 MOD Level 4 – Самая масштабная модификация в программе. Предлагаемые модификации включали новое внешнее крыло, дополнительные боевые модули, возможность RBS 15 , добавление передних носков к воздухозаборникам для повышения маневренности и увеличение максимальной взлетной массы до 15 000 кг.

Экспортные варианты

[ редактировать ]

Попытки экспорта Saab 35 начались еще до того, как самолет завершил разработку в Швеции. В конце 1950-х годов Saab предлагала этот самолет, в частности, ВВС Западной Германии , Королевским ВВС Австралии и ВВС Швейцарии . [ 74 ]

Сааб 35H (Гельвеция)

[ редактировать ]

Saab 35H ( Helge ) — предложенная экспортная версия J 35D для ВВС Швейцарии в 1958 году. H на латыни означает Helvetia , Швейцария . Один демонстратор построен на основе прототипа Fpl 35-5. Соревнулся и проиграл Dassault Mirage III S. Ничего не продано и не доставлено. Однако испытания и закупка Mirage III прошли неудачно, что привело к скандалу после серьезного перерасхода бюджета. В результате командующий ВВС Швейцарии, начальник генерального штаба и министр обороны были вынуждены уйти в отставку. В ходе испытаний Saab 35H продемонстрировал скороподъемность на 20–40% выше, чем у Mirage III, и имел на 35% более короткий разбег. [ 75 ]

Сааб 35X (Экспорт)

[ редактировать ]

Saab 35X ( Ксеркс ) представлял собой серию экспортных вариантов J 35D и J 35F, которые Saab предлагала на протяжении 1960-х, 1970-х и 1980-х годов. X означает экспорт. Saab 35X предлагался Бельгии в 1967 году, Аргентине в 1968 году, Венесуэле в 1969 году, Чили в 1971 году, Сингапуру в 1975 году, Тунису в 1976 году и Малайзии в 1980 году. Однако ни одна из вышеупомянутых стран в конечном итоге не приобрела Saab 35. [ 74 ]

Saab 35XD (Экспорт из Дании)

[ редактировать ]
Saab 35XD ( F-35 Draken ), оснащенный 4 бомбами по 1000 фунтов (453,59 кг).
Прототип Saab 35XD оснащен одной AGM-12 B Bullpup ракетой класса «воздух-земля» и AIM-9 B Sidewinder ракетой класса «воздух-воздух» под каждым крылом.

Saab 35XD ( Ксеркс Давид ) был экспортной версией истребителя-бомбардировщика Saab 35F для Королевских ВВС Дании . X означает экспорт, а D – Данию . Он соревновался и победил Mirage III и Northrop F-5 в 1968 году. [ 76 ]

Было произведено три варианта Saab 35XD, все со схожими боекомплектами:

Дания хотела приобрести третью и четвертую эскадрильи Saab 35XD (23–46 самолетов) после первоначальной покупки, и цены были переданы 14 августа 1970 года. Переговоры продолжались весной 1971 года, и 1 мая 1971 года было сделано предложение. Интерес Дании сосредоточен на радаре SAX 500 от LME , новой навигационной системе и эффективной системе разминирования боеприпасов, такой как Saab. БТ-9. Однако из-за сокращения ВВС Дании зимой 1970/1971 г. (с 7 эскадрилий до 4) приобрести эти самолеты не удалось. [ 78 ]

После отмены большего количества датских самолетов 35XD компания Saab в 1971 году предложила датским ВВС 2 недорогие варианты штурмовиков Draken на базе Saab 35F:

  • Saab 35FD - одноместная штурмовая версия для Дании на базе Saab 35F. Суффикс . FD означает версию F, Дания Неизвестные отличия от варианта HÖG ниже. [ 78 ]
  • Saab 35FD HÖG — одноместная штурмовая версия для Дании на базе Saab 35F. Суффикс HÖG по-шведски означает «высокий». Эту версию планировалось оснастить системой доставки вооружения и навигации (WDNS). [ 78 ]

Проект Saab 35FD был отменен в октябре 1971 года, и самолеты приобретены не были. [ 78 ]

Saab 35XD был сильно модифицирован, чтобы превратить его в истребитель-бомбардировщик; По сравнению со шведскими версиями конструкция внешних крыльев была полностью изменена, а самолет имел 9 узлов подвески всего . Он мог нести широкий спектр боеприпасов НАТО , например, 10 000 фунтов (4535,92 кг) бомб НАТО, а также ракеты Mighty Mouse и ракеты AGM-12B Bullpup. [ 79 ] Для противовоздушной обороны он имел две 30-мм пушки ADEN , а также мог устанавливать два AIM-9B Sidewinders. [ 79 ] (позже AIM-9N2) на крайних узлах подвески. [ 80 ] У него не было радара имелся противовес , вместо него в носовой части . Однако Saab 35XD был оснащен баллистическим вычислителем Saab под названием BT-9R. [ 76 ] Он работал как с бомбами, так и с ракетами и даже допускал бомбардировку .

В 1970-х годах датские Drakens получили новые высотомеры, американские приемники радиолокационных предупреждений ALR-45 (позже модернизированные до ALR-65), а также дозаторы соломы и сигнальных ракет в хвостовых обтекателях. В 1980-х годах датские драконы получили модернизацию под названием WDNS (система доставки оружия и навигации). Это обновление, в частности, включало HUD Marconi серии 900 и Ferranti LRMTS (лазерный дальномер и маркированную самонаводящуюся головку), что потребовало установки новой носовой части на F-35 и TF-35. Этот нос был таким же, как тот, что использовался на RF-35, но не имел боковых окон для камеры. Возможности радиоэлектронной борьбы также были улучшены, поскольку датские Drakens были оснащены приемниками радиолокационных предупреждений ALR-69 (с шестью антеннами на вертикальном киле, по две на каждой законцовке крыла и двумя под носом) и возможностью нести блоки помех ALQ-162 под крылом. законцовки крыльев. ВВС Дании. Последняя модернизация была завершена в 1986 году и обновила системы прицеливания оружия и точности навигации до уровня, аналогичного системам самолетов General Dynamics F-16 Fighting Falcon . [ 76 ] Где-то в процессе эксплуатации датские «Дракены» также утратили возможность установки буллпапов AGM-12B. [ 80 ]

Saab 35XS (Экспорт в Финляндию)

[ редактировать ]
Финский 35С ( ДК-203 )
Финский 35ФС ( ДК-241 )
Финский 35CS ( ДК-262 )

Saab 35XS ( Xerxes Sigurd ) — экспортный вариант перехватчика Saab 35F для ВВС Финляндии . X означает экспорт, а S означает Suomi ( Финляндия по -фински ). Saab 35XS продавался в рамках более крупной программы финско-шведского сотрудничества по обеспечению ВВС Финляндии самолетами Saab 35, начиная с 1970 года. Швеция поставляла ВВС Финляндии подержанные самолеты J 35F1, J 35B и SK 35C с Saab 35XS производится компанией Saab в Швеции в виде комплектов , которые будут собираться по лицензии компанией Valmet в Финляндии. Valmet также получила лицензию на производство запасных частей.

ВВС Финляндии присвоили Saab 35 обозначение типа DK (от D ra ken ), [ 81 ] хотя для практического использования они повторно использовали шведские обозначения, но с опущенными префиксами и добавленной буквой S в конце ( 35BS , 35CS , 35FS ), за исключением Saab 35XS, который назывался просто 35S . [ 82 ] В редких случаях обозначение DK получало третью букву для обозначения модели ( DKS для «35S» и т. д.). [ 83 ] В рамках принятия на вооружение Saab 35 Финляндия также закупила шведские ракеты Falcon RB 27 (Hughes HM-55) и RB 28 (Hughes HM-58). [ 84 ] Они получили обозначения 7S и 8S соответственно. [ 82 ]

ВВС Финляндии получили следующие варианты Saab 35:

  • DKB / 35BS — бывшие шведские перехватчики J 35B, проданные в Финляндию. 8 были проданы и использовались в качестве тренажеров повышенной сложности, за исключением одного, который использовался для обучения механиков. Летал без ракет.
  • DKC / 35CS — бывшие шведские двухместные учебно-тренировочные самолеты SK 35C, проданные в Финляндию. 5 проданы и использованы в качестве трейнеров.
  • DKF / 35FS — бывшие шведские перехватчики J 35F1, проданные в Финляндию. 24 проданы и использованы как истребители.
  • DKS / 35S – специализированная экспортная версия Saab 35F для Финляндии. 12 экземпляров построены компанией Saab и собраны по лицензии компанией Valmet в Финляндии. [ 85 ]

Первые подержанные Saab 35 поступили на вооружение ВВС Финляндии в 1972 году. [ 86 ] Первый Saab 35XS, собранный Valmet, - DK-201 - был завершен 12 марта 1974 года. Первые летные испытания Saab 35XS провел шведский летчик-испытатель Saab К. Г. Лильеквист. [ 83 ]

Уникальные среди Saab 35, финские DKS и DKF иногда оснащались советскими ракетами Р-13М . К середине 1980-х годов DKF и DKS были модернизированы теми же дополнительными пилонами, что и шведский J 35J. К 1993 году ДКС также получила меры противодействия путем установки двух дозаторов Saab BOY 402, способных запускать сигнальные ракеты, солому и одноразовые активные ложные цели (EAD). [ 87 ]

Saab 35XV (Экспорт из Венесуэлы)

[ редактировать ]

Saab 35XV ( Ксеркс Виктор ) был экспортным вариантом J 35D, который Saab предложил Венесуэле в 1971 году. X означает экспорт, а V — Венесуэла . Венесуэла проявляла интерес к Saab 35 с 1966 года, а в 1971 году Венесуэла провела испытания Draken против французского Dassault Mirage III и британского английского Electric Lightning . [ 88 ]

23 апреля 1971 года ВВС Венесуэлы предложили три варианта Saab 35: [ 88 ]

В это предложение также был включен вариант Saab 105 XT, получивший обозначение Saab 105G. Предлагается 24 Saab 105G. Предложение также включало предварительный пакет вооружения, включающий ракеты Falcon , бомбы, ракеты и боеприпасы для пушек, а также «поддержку продукта» и дополнительное оборудование, такое как опоры для вооружения и десантные баки . [ 88 ]

Из-за сокращения бюджета предложение Венесуэлы позже было изменено и теперь включает только 15 Saab 35 и 15 Saab 105, но в конце концов весь проект развалился из-за давления и вмешательства США. [ 88 ]

Saab 35Ö (Австрия)

[ редактировать ]
J 35Ö Mk.I
J 35Ö Mk.II

Saab 35Ö ( Östen ) или Saab 35OE (международное название) — экспортная версия Saab 35D для ВВС Австрии . [ 89 ] Ö Суффикс обозначает Австрию ( шведский : Österrike , немецкий : Österreich ). [ 89 ] Поскольку в австрийских ВВС отсутствует должной системы обозначений [ 90 ] Saab 35Ö получил в Австрии имя J 35Ö . J Префикс является остатком Saab J 29 F, который эксплуатировался в Австрии в 1960-е годы . австрийцы называли свои Saab 105 Ö как J 105Ö . Например, [ 91 ] Saab выкупила 24 самолета J 35D у ВВС Швеции в середине 1980-х годов и переоборудовала их в версию Saab 35Ö для экспорта в Австрию.

Saab 35Ö был более или менее похож на Saab 35D, но имел обновленную защищенную от птиц кабину от Saab 35F. [ 89 ] Австрии предлагали Saab 35F в качестве опции, но, поскольку после Второй мировой войны Австрии было запрещено использовать ракеты, не было смысла выбирать модель F с одной пушкой вместо модели D с двумя пушками. Однако быстро стало очевидно, что австрийским драконам нужны ракеты для защиты своего воздушного пространства, и после распада СССР и начала югославских войн Австрии было разрешено использовать ракеты. За этим последовала Австрия, принявшая на вооружение несколько типов AIM-9 Sidewinder , таких как AIM-9P3. [ 89 ]

В 1992 году [ 92 ] Австрийские Drakens получили модернизацию, получив приемник радиолокационного предупреждения (RWR), средства противодействия отражению и вспышкам, а также AIM-9 P5. всеракурсную ракету [ 89 ] Система RWR и противодействия была разработана в сотрудничестве с Датским королевским авиационным командованием FMK (Flyvematerielkommandoen) и выглядела очень похожей на системы, используемые на датских WDNS Drakens. [ 89 ] Модернизацию выполнила компания Valmet в Финляндии. [ 92 ] Эту версию обычно называют « J 35Ö mark 2 » в различных вариантах написания: J 35Ö Draken MK2 , [ 89 ] J-35 Оэ Дракен Мк.II. [ 92 ]

Дерево технологий

[ редактировать ]
Дерево технологий Saab 35 Draken [ 93 ]
Ф-35 РФ-35 ТФ-35
будет 35Дж Подходит для 35XS получу 35FD. возьму 35XD Банка 35Г2 Банка 35Г1 возьму 35GT
Можно получить 35FS Доходит до 35F получу 35Е Можно получить 35G Получает 35 Ö
Может быть 35 часов Можно получить 35D Можно получить 35X Банка 35XV
Можно получить 35CS Доходит до 35С получу 35Б Можно получить 35BS
Сааб 35А1 Сааб 35А2
будет 35
прототипы
Фпл 210А Фпл 210Б

Первоисточник: Видфельдт (1995). [ 94 ]

Дж 35А1 Дж 35А2 Дж 35Б СК 35С Дж 35Д С 35Э Дж 35Ф Д 35Д
Сиденья в кокпите Один Два Один
Длина 15,207 м (49,89 футов) 15,34 м (50,33 фута) 15,207 м (49,89 футов) 15,34 м (50,33 фута)
Размах крыльев 9,42 м (30,9 футов)
Площадь крыла 49,22 м 2 (529,8 кв. футов)
Высота хвоста 3,869 м (12,69 футов) 3,89 м (12,76 футов)
Тип радара ПС-02/А ПС-03/А ПС-03/А ПС-011/А
Прицел оружия
Пустой вес 6590 кг (14500 фунтов) 6792 кг (15000 фунтов) 7265 кг (16000 фунтов) 7311 кг (16100 фунтов) 7425 кг (16400 фунтов) 7422 кг (16400 фунтов)
МВВ 10 089 кг (22 200 фунтов) 10 189 кг (22 500 фунтов) 10 508 кг (23 200 фунтов) 10 089 кг (22 200 фунтов) 11 864 кг (26 200 фунтов) 11 973 кг (26 400 фунтов) 11 914 кг (26 300 фунтов) 12 430 кг (27 400 фунтов)
Максимальная скорость 1900 км / ч (1200 миль в час) 2150 км / ч (1340 миль в час) Маха 2,0
Длина взлетно-посадочной полосы
требование (сухое)
810 м (2660 футов) 920 м (3020 футов) 921 м (3022 фута) 1220 м (4000 футов)
-"-
( парашют )
510 м (1670 футов) 680 м (2230 футов) 678 м (2224 фута) 880 м (2890 футов)
Внутреннее топливо 2240 л (590 галлонов США) 2820 л (740 галлонов США)
Падение танков
525 л (139 галлонов США)
1 2 4 2 4
Внутренние пушки
30-мм Аден
2 2 1
Ракеты «воздух-воздух»
Сайдвиндер
4 4 4
Способен к соколам
6
Способен к соколам
Ракеты воздух-воздух
75 мм
2×19 2×19 2×19 4×19
Двигатель RM6B RM6C
Форсаж Эбк 65 Эбк 66 Эбк 65 Эбк 67

Операторы

[ редактировать ]
бывшие операторы Saab 35 Draken в красном
Австрийские ВВС Дракен
Тренер ВВС Финляндии Дракен
Бывший RDAF RF-35XD N217FR, принадлежащий Национальной школе летчиков-испытателей, взлетает с космодрома Мохаве .

Saab 35 Draken был выведен из военного применения в 2005 году. Несколько самолетов летают на гражданской службе, в основном в Национальной школе летчиков-испытателей .

 Австрия
 Дания
 Финляндия
 Швеция
Дж 35А Дж 35Б СК 35С Дж 35Д С 35Э Дж 35Ф Д 35Д
Ф 1
Хесслё
1966–1983
Ф 3
Рудная равнина
1965–1970 1970–1973
Ф 4
Фрёсон
1969–1984
Ф 10
Энгельхольм
1966–1976 1986–1999 1964–1971 1969–1991 1987–1999
Ф 11
Нючёпинг
1965–1979
Ф 12
Слово
1968–1979
Ф 13
Норчёпинг
1960–1964 1963–1966 1965–1978
Ф 16
Уппсала
1961–1976 1962–1965 1962–1985 1976–1985
Ф 17
Вызов
1972–1982
Ф 18
Толлинге
1962–1973
Ф 21
Каллакс
1969–1984 1966–1979
 Соединенные Штаты

Выживший самолет

[ редактировать ]
Saab Draken на Векшё авиасалоне 2012

Небольшое количество Drakens до сих пор находится у гражданских владельцев, в основном в США, многие бывшие в эксплуатации самолеты сохранились в эксплуатирующих странах.

Технические характеристики (J 35F Дракен)

[ редактировать ]
Saab J 35 Draken чертеж в 3 видах
Ракеты, используемые на J 35F и J 35J (слева направо)

Данные из Великой Книги Бойцов , [ 96 ] [ нужна страница ] Боевые самолеты с 1945 года , [ 97 ] Saab 35 Draken в ВВС Финляндии , [ 98 ] SAAB Самолеты с 1937 года. [ 99 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 15,35 м (50 футов 4 дюйма)
  • Размах крыльев: 9,42 м (30 футов 11 дюймов)
  • Высота: 3,89 м (12 футов 9 дюймов)
  • Площадь крыла: 49,2 м 2 (530 кв. футов)
  • Профиль : 5%
  • Вес пустого: 7865 кг (17339 фунтов)
  • Полная масса: 11 000 кг (24 251 фунт)
  • Максимальный взлетный вес: 11 914 кг (26 266 фунтов)
  • Силовая установка: 1 двигатель Svenska Flygmotor RM6C турбореактивный с форсажной камерой , тяга 56,5 кН (12700 фунтов силы) всухую, 78,4 кН (17600 фунтов силы) с форсажной камерой

Производительность

  • Максимальная скорость: 2450 км/ч (1520 миль в час, 1320 узлов) на высоте 11 000 м (36 000 футов).
  • Максимальная скорость: 2,3 Маха
  • Перегоночная дальность: 2750 км (1710 миль, 1480 миль) с внешними сбрасываемыми баками.
  • Практический потолок: 20 000 м (66 000 футов)
  • Скорость набора высоты: 199 м/с (39 200 футов/мин)
  • Нагрузка на крыло: 231,6 кг/м 2 (47,4 фунта/кв. фута)
  • Тяга/вес : 0,7
  • Разбег: 800 м (2600 футов)

Вооружение

  • Орудия: 1 или 2 30-мм пушки Akan m/55 ADEN со 100 снарядами на ствол (в Saab 35F одна пушка была исключена (со 120 снарядами) для установки авионики, необходимой для интеграции ракет Falcon, [ 33 ] более ранние варианты и экспортные варианты сохранили спаренные пушки.)
  • Узлы подвески: шесть для боеприпасов или подвесных баков на двух нижних точках подвески, грузоподъемностью 2900 кг (6393 фунта), с приспособлениями для перевозки комбинаций:
    • Ракеты: 2 ракетные блоки класса «воздух-земля» калибра 75 мм подфюзеляжно или 12 ракет калибра 135 мм на шести подкрыльевых пилонах. [ 100 ]
    • Ракеты: РБ 24 , РБ 27 и РБ 28. ракеты класса «воздух-воздух» [ 33 ]
    • Бомбы: Датская экспортная версия (F-35) была модифицирована в соответствии со стандартами НАТО и оснащена точками подвески для бомб массой 1000 фунтов. [ 31 ]

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Шведские сокращения

[ редактировать ]
  1. ^ «Fpl» — это аббревиатура от «flygplan» (самолет).
  2. ^ «Rm» — это аббревиатура от «reaktionsmotor» ( реактивный двигатель ).
  3. ^ «Ebk» — это сокращение от «afterburner » .
  4. ^ «S» — это сокращение от «sikte» ( зрение ).
  5. ^ «Акан» — аббревиатура от «автоматканон» ( автопушка ).
  6. ^ «Срак» — это сокращение от «sprängraket» ( фугасная ракета).
  7. ^ «Rb» — это аббревиатура слова «робот» ( ракета ).
  8. ^ 'Rakkaps' is the abbreviation for 'raketkapsel' ( rocket pod ).
  9. ^ самолета «Sk» — префикс от «skolflygplan» ( учебно-тренировочный самолет ).
  10. ^ «Псрак» — это аббревиатура от «pansarsprängraket» ( осколочно-фугасная противотанковая ракета).
  11. ^ самолета «S» — префикс для «spaningsflygplan» ( самолет-разведчик ).
  1. Американский North American F-100 Super Sabre был первым сверхзвуковым самолетом , развернутым в Западной Европе и поставленным ВВС Франции в 1958 году. [ 4 ] и в ВВС Дании в 1959 году. [ 5 ] Однако F-100 имел ограниченные сверхзвуковые возможности и обычно летал на дозвуковой скорости, особенно в Европе, поскольку и Франция, и Дания эксплуатировали вариант истребителя-бомбардировщика F-100D и двухместный учебно-тренировочный вариант F-100F. [ 4 ] [ 5 ]
  2. ^ RA 423 также устанавливался на аналогичный французский Dassault Mirage III . [ 45 ]
  3. ^ Sikte 6, использовавшийся на Saab 32B, получил название Sikte 6A.
  4. ^ Ракета 13,5 cm m/56 с боеголовкой 14,5 cm m/49. [ 56 ]
  1. ^ Названия шведских боевых самолетов, таких как Viggen или Draken, имеют определенную форму, тогда как небоевые самолеты, такие как Saab Safir и Scandia, имеют неопределенную форму.
  1. ^ Jump up to: а б Эрих и др. 1988 год
  2. ^ Jump up to: а б Бострем, Вальтер (1993). Бровальвальгарс. История F13 — воздушного флота за 50 лет . Швеция. п. 19. ISBN  9163013606 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  3. ^ «Музей Ängelholms Flygmuseum, история Saab J35 Draken на английском языке» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 24 февраля 2017 г. Проверено 1 июля 2021 г.
  4. ^ Jump up to: а б «Североамериканский F-100 Super Sabre, Интернет-библиотека фотографий, Armee de l'Air (ВВС Франции)» . f-100.org . Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 г. Проверено 1 июля 2021 г.
  5. ^ Jump up to: а б «Североамериканский F-100 Super Sabre, Интернет-библиотека фотографий, Kongelige Danske Flyvevaben (Королевские ВВС Дании)» . f-100.org . Архивировано из оригинала 9 августа 2018 г. Проверено 1 июля 2021 г.
  6. ^ Джексон, Роберт, «Люди власти: жизнь главных летчиков-испытателей Rolls-Royce Харви и Джима Хейворта» , стр. 159
  7. ^ Дракону 50 лет . Швеция: Шведская ассоциация истории авиации. 2005. с. 27.
  8. ^ Jump up to: а б с «Ассоциация друзей F10» . www.f10kamratforening.se .
  9. ^ Jump up to: а б «В нем есть конверты» . 26 февраля 2011 г.
  10. ^ Jump up to: а б Ульф Эдлунд и Ганс Кампф (2009). Система 37 Вигген, обзор истории авиации . Швеция: Шведская ассоциация истории авиации. стр. 212, 213.
  11. ^ Jump up to: а б с д Дракону 50 лет . Швеция: Шведская ассоциация истории авиации. 2005. стр. 33, 59.
  12. ^ Jump up to: а б с «ПУТЬ К ДРАКОНУ» . Проверено 27 мая 2021 г.
  13. ^ «Saab J 35D Draken – запуск двигателя и руление» . kringla.nu . Riksantikvarieämbetet (Шведский совет национального наследия) . Проверено 8 марта 2024 г.
  14. ^ «Музей Ängelholms Flygmuseum, история Saab J35 Draken на английском языке» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 24 февраля 2017 г. Проверено 1 июля 2021 г.
  15. ^ Saab HjartaFlygvapnet , Вооруженные силы Швеции . "Осенью 1955 года взлетел первый прототип Saab 35 Draken (сверху он выглядел как бумажный змей)".
  16. ^ ЛЫЖ фпл 35: Специальная уточняющая инструкция фпл 35 . Шведское управление оборонной техники. 1988.
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Flight International , 30 декабря 1960 г., с. 1017.
  18. ^ Jump up to: а б Андерссон 1989 , с. 125.
  19. ^ Jump up to: а б Андерссон 1989 , с. 127.
  20. ^ Андерссон 1989 , с. 126.
  21. ^ Jump up to: а б с д и Андерссон 1989 , с. 128.
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р «Fpl 35 — Провфлюгпланен» . svfplhist.home.blog . 26 декабря 2018 года . Проверено 8 августа 2021 г.
  23. ^ Flight International , 30 декабря 1960 г., стр. 1017–1018.
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж г Контакт 86, Авиационные двигатели . Швеция: Контактная группа по историческим исследованиям авиации. 1988.
  25. ^ Jump up to: а б с д Flight International , 30 декабря 1960 г., с. 1020.
  26. ^ Андерссон, Ханс Г. (1962). «Дж 35 Дракон» . Технический журнал (31): 786 . Проверено 30 апреля 2018 г.
  27. ^ Jump up to: а б с д и ж Flight International , 30 декабря 1960 г., с. 1018.
  28. ^ «FPL 35 – Техническое описание (J 35D)» . 26 декабря 2018 г.
  29. ^ Jump up to: а б Дракону 50 лет . Шведская ассоциация истории авиации. 2005.
  30. Flight International , 30 декабря 1960 г., стр. 1018, 1020.
  31. ^ Jump up to: а б с д и Андерссон 1989 , с. 135.
  32. ^ «SAAB RF-35 Drarken, Музей боевых птиц Эстрелла» . www.ewarbirds.org . Проверено 17 июня 2024 г.
  33. ^ Jump up to: а б с д Андерссон 1989 , с. 133.
  34. ^ «Saab 35XD Draken. ВВС США использовали Draken с 1970 по 1993 год» . Flyvere.dk (на датском языке). 12 января 2022 г. Проверено 17 июня 2024 г.
  35. ^ «Международный масштабный моделист» . intscalemodeller.com . 27 июня 2015 г. Проверено 17 июня 2024 г.
  36. ^ Джеральд, Симперл (3 февраля 2006 г.). «FLUG REVUE, ноябрь 2005 г.: Последний Saab Draken уходит на пенсию в Австрии» . веб.архив.орг . Проверено 17 июня 2024 г.
  37. ^ "Сааб 35 Дракен". Глобальный самолет. Проверено 4 июня 2012 г.
  38. ^ «Draken Jets вернулись в хорошие дома». НТПС. Проверено 2 февраля 2017 г.
  39. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Fpl 35 – Производство сборников» . svfplhist.home.blog . 26 декабря 2018 года . Проверено 12 августа 2021 г.
  40. ^ Jump up to: а б с д и ж Андерссон, Леннарт (2012). Fienden i öster, Svenskt jaktflyg under kalla kriget . Швеция (печать, Bookwell Oy, Финляндия): Svenskt Militärhistoriskt Biliotek. п. 254. ИСБН  978-91-86837-17-4 .
  41. ^ «Авиониксистема J35A Нотис 2» . aef.se . Проверено 20 августа 2021 г.
  42. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Андерссон, Леннарт (2012). Fienden i öster, Svenskt jaktflyg under kalla kriget . Швеция (печать, Bookwell Oy, Финляндия): Svenskt Militärhistoriskt Biliotek. п.п. 255, 257. ISBN.  978-91-86837-17-4 .
  43. ^ Jump up to: а б Видфельдт 1995, с. 43.
  44. ^ "Застекленная фотография двух летящих J 35 A:1" . digitaltmuseum.se . Проверено 11 марта 2024 г.
  45. ^ Бонне, Жак (2007). COMAERO, КОМИТЕТ ПО ИСТОРИИ АВИАЦИОННОЙ АВИАЦИИ, ПОЛВЕКА АВИАЦИОННОЙ АВИАЦИИ ВО ФРАНЦИИ, ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ (PDF) . Франция. п. 265. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  46. ^ «Fpl 35 – J 35A Jaktversionen» . svfplhist.home.blog . 26 декабря 2018 года . Проверено 17 августа 2021 г.
  47. ^ Jump up to: а б Дракону 50 лет . Швеция: Шведская ассоциация истории авиации. 2005. стр. 44, 45.
  48. ^ Jump up to: а б с д Андерссон 1989 , с. 129.
  49. ^ Jump up to: а б с SFI J 35 A, Специальная инструкция пилота самолета J 35 A. Стокгольм, Швеция. 1959.стр. 91–97. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  50. ^ «Акро Дельты» . aerobaticteams.net . Проверено 12 августа 2021 г.
  51. ^ Jump up to: а б с д «Fpl 35 – J 35B Jaktversionen» . svfplhist.home.blog . 26 декабря 2018 года . Проверено 17 августа 2021 г.
  52. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «J35B Дракен Нотис 2» . aef.se . Проверено 17 августа 2021 г.
  53. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Авиониксистемы J35B и J35D» . aef.se . Проверено 17 августа 2021 г.
  54. ^ Андерссон, Леннарт (2012). Fienden i öster, Svenskt jaktflyg under kalla kriget . Швеция (печать, Bookwell Oy, Финляндия): Svenskt Militärhistoriskt Biliotek. п. 98. ИСБН  978-91-86837-17-4 .
  55. ^ Jump up to: а б с Дракону 50 лет . Швеция: Шведская ассоциация истории авиации. 2005. стр. 46, 46.
  56. ^ Jump up to: а б с д Ракеты ВВС . Швеция: Försvarets materielverk (FMV). 1987. стр. 3 (табл. 2), 3 (табл. 4).
  57. ^ «Fpl 35 - Школьная версия Sk 35C» . svfplhist.home.blog . 26 декабря 2018 года . Проверено 20 августа 2021 г.
  58. ^ «Регистрация экипировки оружия AJ37» . aef.se. Проверено 20 августа 2021 г.
  59. ^ Jump up to: а б с д и ж «J35D Дракен Нотис 2» . aef.se . Проверено 20 августа 2021 г.
  60. ^ «Fpl 35 – J 35D Jaktversionen» . svfplhist.home.blog . 26 декабря 2018 года . Проверено 20 августа 2021 г.
  61. ^ Андерссон, Леннарт (2012). Fienden i öster, Svenskt jaktflyg under kalla kriget . Швеция (печать, Bookwell Oy, Финляндия): Svenskt Militärhistoriskt Biliotek. п.п. 105, 124. ISBN  978-91-86837-17-4 .
  62. ^ «Музей роботов Арбоги, RB24, RB24J и RB74» (PDF) . robotmuseum.se . Проверено 20 августа 2021 г.
  63. ^ Нордстрем, Рольф. «Новая должность в FF/EL». Мои 40 лет работы с роботами: опыт и опыт на низовом уровне : 12.
  64. ^ Jump up to: а б с д «S35E Дракен Нотис 2» . aef.se . Проверено 20 августа 2021 г.
  65. ^ «35901 С 35Э» . forum.flyghistoria.org . Проверено 20 августа 2021 г.
  66. ^ «35960 С 35Э» . forum.flyghistoria.org . Проверено 20 августа 2021 г.
  67. ^ Jump up to: а б с Андерссон 1989 , с. 130.
  68. ^ "Anders_J_1div_F_21_del4.pdf" (PDF) . Flygmuseetf21.se . Проверено 20 августа 2021 г.
  69. ^ Андерссон 1989 , стр. 13.
  70. ^ J 35F , SE: AEF .
  71. ^ Jump up to: а б "J 35J ДРАКЕН 35630" . engelholmsflygmuseum.se . Проверено 8 августа 2021 г.
  72. ^ Андерссон 1989 , с. 136.
  73. ^ J 35J , ЮВ: АЭФ .
  74. ^ Jump up to: а б Видфельдт 1995, с. 134.
  75. ^ Дракону 50 лет . Швеция: Шведская ассоциация истории авиации. 2005. стр. 132–134.
  76. ^ Jump up to: а б с Дракону 50 лет . Швеция: Шведская ассоциация истории авиации. 2005. стр. 135–145.
  77. ^ ОБОРОННАЯ АВИАЦИЯ ПОСЛЕ 1945 ГОДА . Дания: Специальная школа ВВС. 1995. с. 30.
  78. ^ Jump up to: а б с д Видфельдт 1995, с. 135, 136.
  79. ^ Jump up to: а б Видфельдт 1995, с. 149.
  80. ^ Jump up to: а б Руководство по летной эксплуатации, F/RF/TF-35, Vol. Я, SAAB 35XD, 1971, 1992 гг . Сааб-Скания.
  81. ^ «Руководство капрала Фриска по правильному написанию самолетов [ sic . corporalfrisk.com . 22 мая 2015 года . Проверено 8 августа 2021 г.
  82. ^ Jump up to: а б «Fpl 35 – 35XS Экспортная Финляндия» . svfplhist.home.blog . 20 ноября 2021 г. Проверено 5 января 2023 г.
  83. ^ Jump up to: а б «Пилвен Вейкко Юссила Пилот на службе авиационной промышленности Пааво Янхунена» (PDF) . customer.kotisivukone.com/files/ketteratkirjat.kotisivukone.com . Проверено 5 января 2023 г.
  84. ^ «Роботы-истребители Falcon для J35F Draken, примечание 2» . aef.se. Ассоциация истории электроники Арбога . Проверено 5 января 2023 г.
  85. ^ Андерссон 1989 , с. 134, 135.
  86. ^ «От наблюдательных вылетов к многоцелевым истребителям» . ilmavoimat.fi . Финские ВВС . Проверено 5 января 2023 г.
  87. ^ «SAAB Draken в ВВС Финляндии и еще несколько интересных материалов о Draken и его вооружении» . tiikki.blogspot.com . Проверено 8 августа 2021 г.
  88. ^ Jump up to: а б с д Видфельдт 1995, с. 138, 139.
  89. ^ Jump up to: а б с д и ж г Дракону 50 лет . Швеция: Шведская ассоциация истории авиации. 2005. стр. 157–161.
  90. ^ «Австрийские ВВС» . aeroflight.co.uk . Проверено 8 августа 2021 г.
  91. ^ SAAB 105, Обзор истории полетов . Швеция. п. 148.
  92. ^ Jump up to: а б с «Сааб J-35 Oe Draken Mk.II» . doppeladler.com . Архивировано из оригинала 18 мая 2008 г. Проверено 8 августа 2021 г.
  93. ^ Видфельдт 1995, с. 134-139, 155.
  94. ^ Видфельдт 1995, с. 156.
  95. ^ Шредер, Ганс (1991). «Королевские ВВС Дании». Клятва. Кей С. Нильсен. Тойхусмузеет, 1991, стр. 1–64. ISBN   87-89022-24-6 .
  96. ^ Грин, Суонборо, 2001.
  97. ^ Уилсон 2000, с. 123.
  98. ^ Лаукканен 2009, с. 101.
  99. ^ Андерссон 1989 .
  100. ^ Андерссон 1989 , с. 134.

Библиография

[ редактировать ]
  • Андерссон, Ганс Г (1989). Saab Aircraft с 1937 года . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института. ISBN  0-87474-314-1 .
  • Дорр, Роберт Ф., Рене Дж. Франсильон и Джей Миллер. Saab J35 Draken (Аэрофакс Миниграф №12) . Арлингтон, Техас : Аэрофакс, 1987. ISBN   0-942548-17-5 .
  • Иден, Пол (ред.). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Янтарные книги, 2004. ISBN   1-904687-84-9 .
  • Эрихс, Рольф и др. История Saab-Scania . Стокгольм: Штрайферт и компания, 1988. ISBN   91-7886-014-8 .
  • Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Великая книга бойцов . Сент-Пол, Миннесота : MBI Publishing, 2001. ISBN   0-7603-1194-3 .
  • Йоргенсен, январь Saab 35 Draken: скандинавский воин «холодной войны» . Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing, 1997. ISBN   1-85310-729-8 .
  • Лаукканен, Юрки. «Saab 35 Draken в ВВС Финляндии», самолет ВВС Финляндии, часть 3] (на финском языке). Тампере, Финляндия : Apali Oy, 2009. ISBN   978-952-5026-55-9 .
  • Пикок, Линдси. «Брифинг по варианту Saab Draken». World Air Power Journal , том 17, лето 1994 г., стр. 116–35. Лондон: Аэрокосмическое издательство. ISBN   1-874023-43-3 . ISSN 0959-7050.
  • «Saab: усовершенствованный боевой самолет Швеции». Flight International , 30 декабря 1960 г., стр. 1017–1020.
  • Тейлор, Джон В.Р. «Saab 35 Draken». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN   0-425-03633-2 .
  • Это происходит в ВВС Швеции (брошюра). Стокгольм: Flygstabens informationsavdelning [Информационный отдел штаба авиации], ВВС Швеции, 1983.
  • Видфельдт, Бо. Дракон . Твердый переплет, Швеция: Air Historic Research AB UB, 1995. ISBN   91-971605-4-7 .
  • Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, Австралия : Aerospace Publications, 2000. ISBN   1-875671-50-1 .
  • Иден, Пол (ред.) Анатомия современных военных самолетов . Лондон, Великобритания : Amber Books Ltd, 2007. ISBN   978-1-905704-77-4
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5e68a052960c77102660e13c922d12c6__1725723780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/c6/5e68a052960c77102660e13c922d12c6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saab 35 Draken - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)