Jump to content

AIM-4 Сокол

(Перенаправлено с Хьюза Фалькона )
AIM-4 Сокол
АИМ-4Д Сокол
Тип Ракета «воздух-воздух»
Место происхождения Соединенные Штаты
История обслуживания
В эксплуатации 1956–88 (AIM-4F/AIM-4G)
История производства
Производитель Хьюз Эйркрафт
Технические характеристики
Длина 1,98 м (6 футов 6 дюймов)
Диаметр 163 мм (6,4 дюйма)
Размах крыльев 508 мм (20,0 дюйма)
Боеголовка 3,4 кг (7,5 фунта )

Порох твердотопливная ракета
Оперативный
диапазон
9,7 км (6,0 миль)
Максимальная скорость 3 Маха
Руководство
система
полуактивное радиолокационное самонаведение и с преследованием хвоста инфракрасное самонаведение
ракетного полигона Уайт-Сэндс. Экспозиция GAR-1 Falcon. Музей

Hughes AIM-4 Falcon была первой боевой управляемой ракетой класса «воздух-воздух» ВВС США . Разработка началась в 1946 году; Впервые оружие было испытано в 1949 году. Ракета поступила на вооружение ВВС США в 1956 году.

Ракета, выпускавшаяся как с тепловым, так и с радиолокационным наведением, служила во время войны во Вьетнаме в подразделениях ВВС США McDonnell Douglas F-4 Phantom II . Созданный для сбивания медленных бомбардировщиков с ограниченной маневренностью, он был неэффективен против маневренных истребителей над Вьетнамом . Из-за отсутствия бесконтактного взрывателя ракета взорвалась бы только в случае прямого попадания. Зафиксировано всего пять убийств.

Из-за того, что из-за плохой результативности AIM-4 F-4D был неэффективен в бою воздух-воздух, истребители были модифицированы для установки на них ракеты AIM-9 Sidewinder , которая уже стояла на F-4C ВВС США , USN и USMC F. -4 реактивных истребителя Phantom II и F-8 Crusader . Sidewinder был более эффективен в роли истребителя против истребителя на платформе F-4, а улучшенные версии продолжают служить вооруженным силам Соединенных Штатов и многих стран-союзников по сей день.

Разработка

[ редактировать ]

Оборонительная концепция

[ редактировать ]

Разработка управляемой ракеты класса «воздух-воздух» началась в 1946 году. Компания Hughes Aircraft получила контракт на дозвуковую ракету под проектным обозначением MX-798 , которая вскоре уступила место сверхзвуковой MX-904 в 1947 году.

Первоначальная цель этого оружия заключалась в том, чтобы использовать его в качестве оружия самообороны для самолетов-бомбардировщиков , которые должны были нести магазин из трех ракет в задней части фюзеляжа и стрелять ими через длинную трубу, проходящую через область, где обычно располагалась хвостовая башня. В случае с B-52 ракета содержала тюнер для радара заднего обзора бомбардировщика A-3 и должна была следовать за сигналом, отражаемым от самолета-мишени, с использованием полуактивной радиолокационной системы самонаведения (SARH).

Противобомбардировочная разработка

[ редактировать ]

спецификация ракеты для истребителей, В то же время, когда был выпущен оригинальный MX-798, была выпущена стреляющей вперед, как MX-799. Дело дошло до испытаний прототипа снаряда, такого как AAM-A-1 Firebird , когда его дозвуковая скорость и ручное наведение оказались серьезными проблемами.

Проект был отменен, а недавно выпущенный MX-904 был перенаправлен на замену Firebird в роли противобомбардировщика. На этом этапе оружие по-прежнему проектировалось для стрельбы из трубы, которая теперь выходила из оружейного отсека за носовым радаром, а пусковая труба выходила под антенной радара. Вместо магазина с несколькими ракетами в трубе по длине размещались три ракеты.

Размещение в трубе создавало несколько проблем, но главная из них заключалась в том, что у ГСН ракеты не было возможности захватить ее перед запуском. Первоначальная концепция заключалась в стрельбе по самолетам-перехватчикам , которые медленно приближались к B-52 и находились где-то довольно близко, прямо за самолетом. В случае с истребителем цель могла быть расположена не так удобно, и отсутствие возможности узнать, сможет ли он увидеть цель, находясь внутри трубы, означало, что она никогда не сможет правильно зафиксироваться.

В конце концов было решено отказаться от концепции запуска через трубу и установить ракету на крыльях или в отсеках вооружения, которые бы наводили ракету на цель перед запуском. Это изменение также позволило ГСН использовать инфракрасное самонаведение , а также SARH. Были разработаны сменные ГСН, позволяющие самолету нести любой тип или оба типа. Кроме того, после освобождения от трубы крылья ракеты стали больше и приняли длинную треугольную форму, которую она и ее различные потомки будут иметь в 2000-х годах.

Тестирование и обслуживание

[ редактировать ]

Первые испытательные стрельбы состоялись в 1949 году, тогда он получил обозначение AAM-A-2 и популярное название Falcon . Краткая политика присвоения ракетам обозначений истребителей и бомбардировщиков привела к тому, что в 1951 году они были переименованы в F-98. В 1955 году политика снова изменилась, и ракета снова получила новое обозначение GAR-1 .

Первые модели ГАР-1 и ГАР-2 поступили на вооружение в 1956 году. [ 1 ] Он вооружил Northrop F-89 «Scorpion» , «McDonnell F-101B Voodoo» и «Convair» F-102 Delta Dagger и F-106 Delta Dart перехватчики . Единственными другими пользователями были Канада, Финляндия, Швеция и Швейцария, чьи CF-101 Voodoo , Saab 35 Draken и Dassault Mirage III S несли Falcon. Канада также надеялась использовать их на перехватчике Avro Canada CF-105 Arrow ; однако это так и не было реализовано из-за отмены Arrow.

Истребители, несущие «Сокол», часто проектировались с внутренними отсеками вооружения для перевозки этой ракеты. У «Скорпиона» они размещались на гондолах на законцовках крыла, а у «Дельта Даггер» и «Дельта Дарт» были нижние отсеки с трапециевидным механизмом, позволяющим перемещать их в воздушный поток для запуска. У F-101B было необычное расположение отсеков: две ракеты хранились снаружи, а затем дверь отсека поворачивалась, открывая еще две ракеты. Вполне вероятно, что внутренний отсек General Dynamics F-111 также мог бы вместить ракету, но к моменту ввода в эксплуатацию ВВС уже отказались от Falcon для использования против истребителей, а также от идеи использования F-111. 111 как истребитель воздушного боя.

GAR-1 имел полуактивное радиолокационное самонаведение (SARH), обеспечивающее дальность действия около 5 миль (8,0 км). Было выпущено около 4000 ракет. В производстве его заменил ГАР-1Д (позже АИМ-4А ) с более крупными рулевыми поверхностями. Было произведено около 12 000 экземпляров этого варианта, основной серийной версии SARH Falcon.

GAR -2 (позже AIM-4B ) представлял собой систему наведения по теплу, обычно ограничивавшуюся боем с задней стороны , но с тем преимуществом, что она была оружием « выстрелил и забыл ». Как и в советской практике, для увеличения шансов на попадание было принято стрелять залпами обоих типов (сначала стреляла ракета с тепловым наведением, а несколько мгновений спустя — ракета с радиолокационным наведением). GAR-2 был примерно на 1,5 дюйма (40 мм) длиннее и на 16 фунтов (7 кг) тяжелее, чем его аналог SARH. Его диапазон был аналогичным. В производстве она была заменена на GAR-2A (позже AIM-4C ), с более чувствительной инфракрасной ГСН . Всего было построено около 26 000 самолетов «Фалькон» с инфракрасным самонаведением.

Операторы вооружения 119-го истребительного авиаполка с AIM-4C, 1972 год.
AIM-9B и J рядом с HM-55 и HM-58.
Все используются ВВС Швеции.

Все первые «Соколы» имели небольшую боеголовку массой 7,6 фунта (3,4 кг), что ограничивало их смертельный радиус. С тактической точки зрения их ограничивало также отсутствие у Falcon неконтактного взрывателя : взрыватель ракеты находился в передних кромках крыльев, и для взрыва требовалось прямое попадание.

В 1958 году Хьюз представил слегка увеличенную версию «Сокола», первоначально получившую название « Супер Сокол» , с более мощным ракетным двигателем с более продолжительным горением, увеличивающим скорость и дальность полета. Он имел боеголовку большего размера (28,7 фунта/13 кг) и лучшие системы наведения. Версиями SARH были GAR-3 ( AIM-4E ) и улучшенная GAR-3A ( AIM-4F ). Инфракрасной версией была GAR-4A ( AIM-4G ). Было произведено около 2700 ракет SARH и 3400 IR Super Falcon, заменив большинство более ранних версий находившегося на вооружении оружия.

В сентябре 1962 года Falcon был переименован в AIM-4 .

Последней версией оригинального Falcon был GAR-2B (позже AIM-4D ), который поступил на вооружение в 1963 году. Он был задуман как боевое оружие истребителя, сочетающее в себе более легкий и меньший планер более раннего GAR-1/GAR-2. оружие с усовершенствованной ИК ГСН ГАР-4А/АИМ-4Г.

Попытка устранить ограничения AIM-4D привела к разработке в 1970 году XAIM-4H , который имел лазерный неконтактный взрыватель , новую боеголовку и лучшую маневренность. В следующем году он был отменен без ввода в эксплуатацию.

Более крупная версия Falcon, несущая ядерную боеголовку мощностью 0,25 килотонны, была разработана как GAR-11 (позже получившая обозначение AIM-26 Falcon ), а версия дальнего действия была разработана для North American XF-108 Rapier и Lockheed YF- 12 перехватчиков типа GAR-9 (позже AIM-47 Falcon ).

Операционная история

[ редактировать ]

ВВС развернули AIM-4 в мае 1967 года во время войны во Вьетнаме на новом F-4D Phantom II , который нес его на внутренних пилонах крыла и не был предназначен для установки AIM-9 Sidewinder . Боевые характеристики ракеты были очень плохими. «Сокол», уже эксплуатируемый на самолетах Командования ПВО , был разработан для использования против бомбардировщиков, и его медленное время охлаждения ГСН (около шести или семи секунд для захвата цели) делало его практически неэффективным против маневрирующих истребителей. Причем охладить его можно было только один раз. Ограниченный запас охлаждающей жидкости означал, что после охлаждения ракета израсходует запас жидкого азота за две минуты, что сделает ее бесполезной на пути к цели. Ракета также имела небольшую боеголовку и не имела неконтактного взрывателя. В результате было совершено всего пять убийств, причем все с помощью версии AIM-4D. [ 2 ] (Сокол также был экспериментально обстрелян F-102 Delta Dagger по наземным целям в ночное время с использованием инфракрасной ГСН.)

Пара AIM-4D Falcons в оружейном отсеке F-102 Delta Dagger.
ANG F-106A из Нью-Джерси запускает AIM-4, 1984 год.

Оружие с самого начала было непопулярно среди пилотов и было дополнено или частично снято с вооружения в 1969 году, а в F-4D заменено на Sidewinder после модернизации соответствующей проводки. Полковник ВВС США Робин Олдс , оснащенным F-4D , командующий 8-м тактическим истребительным авиаполком , был откровенным критиком ракеты и сказал о ней:

К началу июня мы все возненавидели новые ракеты AIM-4 Falcon. Я ненавидел чертовски бесполезные вещи. Я хотел вернуть свои Сайдвиндеры. За две миссии я выпустил семь или восемь кровавых штуковин и ни одной не навел. Они оказались хуже, чем я ожидал. Иногда они отказывались запускаться; иногда они просто улетали в голубое небо, не направляясь. В разгар боя, вертя и вертя головой, пытаясь уследить за другом и врагом, я забывал, кого из четырех я (уже) выбрал, и не мог понять, кто из оставшихся оживляется, а какая голова. уже истекал срок действия стартовой направляющей. Дважды по возвращении на базу я поручил техническому представителю изучить переключение и последовательность стрельбы. Мы так и не обнаружили, что я делаю что-то неправильно. [ 3 ]

Полковника Олдса разозлили плохие боевые характеристики «Сокола». Он приказал всему своему истребительному звену перемонтировать F-4D на более надежные AIM-9 Sidewinders. Хотя это была несанкционированная полевая модификация, в конечном итоге его примеру последовали все ВВС.

Война во Вьетнаме: победы США в воздухе AIM-4 Falcon

[ редактировать ]

Использовавшиеся с 1965 по 1972 год во Вьетнаме, «Соколы» добились своих единственных побед во время операции «Раскаты грома» (1965–68), за это время было зафиксировано только 5 успешных попаданий из 54 пусков во время воздушного боя. [ 4 ] [ 5 ]

Дата Ракетный самолет Модель AIM-4 «Сокол» Сбитый самолет Операционный блок
26 октября 1967 г. F-4D Фантом II АИМ-4Д МиГ-17 ВВС США 555-я тактическая истребительная эскадрилья (TFS)
17 декабря 1967 г. Ф-4Д АИМ-4Д МиГ-17 13-й ТФС
03 января 1968 г. Ф-4Д АИМ-4Д МиГ-17 435-й ТФС
18 января 1968 г. Ф-4Д АИМ-4Д МиГ-17 435-й ТФС
05 февраля 1968 г. Ф-4Д АИМ-4Д МиГ-21 13-й ТФС

AIM-4 также производился как HM-55S (с радиолокационным наведением) для ВВС Швейцарии для использования на Dassault Mirage III S. [ 6 ] и произведен по лицензии в Швеции для ВВС Швеции (как Rb 28 ) для оснащения Saab 35 Draken и 37 Viggen . ГСН ракеты также была переработана.

AIM-4F/AIM-4G Super Falcon оставался на вооружении ВВС США и ANG , в основном с перехватчиками Convair F-102 Delta Dagger и F-106 Delta Dart , до окончательного вывода из эксплуатации F-106 в 1988 году. Эти самолеты были спроектированы для ношения этого оружия, и его нельзя было легко переоборудовать для ношения более крупного оружия, такого как AIM-9 Sidewinder или AIM-7 Sparrow , которые были намного длиннее.

Операторы

[ редактировать ]
Карта с бывшими операторами AIM-4 красным цветом

Бывшие операторы

[ редактировать ]
 Канада
 Финляндия
 Греция
 Швеция
  Швейцария
 Турция
 Соединенные Штаты

Технические характеристики (ГАР-1Д/-2Б/АИМ-4С/Д)

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки:

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Кипрские беспорядки, 1956/05/31 (1956) . Универсальная кинохроника . 1956 год . Проверено 22 февраля 2012 г.
  2. ^ Дэвис, Питер Э.: «ВВС США F-4 Phantom II MiG Killers 1965–68», стр. 86. Osprey Publishing, 2004 г.
  3. ^ Олдс, Робин. (2010) Пилот-истребитель: Мемуары легендарного аса Робина Олдса , St. Martin's Press, ISBN   978-0-312-56023-2 , с. 314.
  4. ^ Маккарти младший с. 152, 153
  5. ^ Мишель III с. 156
  6. ^ Jump up to: а б Шенель, Либер и Моро, 2014 , с. 89

Библиография

[ редактировать ]
  • Шенель, Бернар; Либер, Мишель; Моро, Эрик (2014). Мираж III/5/50 на вооружении за рубежом . Ле Вижен, Франция: Издания LELA Presse. ISBN  978-2-914017-76-3 .
  • История ракеты Falcon и ее различных конфигураций рассматривается в книге Гарт, Джейсон Х. «Электроника и аэрокосмическая промышленность в холодной войне в Аризоне, 1945–1968 годы: Motorola, Hughes Aircraft, Goodyear Aircraft». Докторская диссертация, Университет штата Аризона, 2006 г.
  • Лейтон, Дэвид, «История ракетного завода Хьюза в Тусоне, 1947–1960», частное издание, 2015 г.
  • Маккарти-младший. Дональд Дж. Убийцы МиГов, Хронология воздушных побед США во Вьетнаме 1965-1973 гг. 2009, Специализированная пресса. ISBN   978-1-58007-136-9 .
  • Мишель III, Маршалл Л. Столкновения, Воздушные бои над Северным Вьетнамом, 1965–1972 гг. 1997, Издательство Военно-морского института. ISBN   978-1-59114-519-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 66c1189e13c358554de2b62b1961b876__1723352460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/76/66c1189e13c358554de2b62b1961b876.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
AIM-4 Falcon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)