Колоб
Часть серии о |
Драгоценная жемчужина |
---|
![]() |

Колоб - звезда или планета, описанная в Книге Авраама , священном тексте движения Святых последних дней . Некоторые деноминации Святых последних дней считают, что Книга Авраама была переведена со свитка египетского папируса (который на самом деле был копией египетских погребальных текстов ) Джозефом Смитом , основателем движения. Согласно этому произведению, Колоб — небесное тело, ближайшее к престолу Божию . Хотя Книга Авраама называет Колоба «звездой», [ 1 ] он также называет планеты «звездами», [ 2 ] и поэтому некоторые комментаторы Святых последних дней считают Колоб планетой. [ 3 ] Тело также появляется в культуре Святых последних дней , включая ссылку на Колоба в гимне СПД . [ 4 ]
Доктрина и экзегеза
[ редактировать ]Описание в Книге Авраама
[ редактировать ]
Первое опубликованное упоминание о Колобе содержится в « Книге Авраама» , впервые опубликованной в 1842 году в журнале «Times and Seasons» и теперь включенной в « Драгоценную Жемчужину» как часть канона мормонизма. Книга Авраама 1:1–2:18 была продиктована Смитом в 1835 году, а оставшаяся часть - в 1842 году после того, как он купил набор египетских свитков, которые сопровождали выставку мумий. По словам Смита, в свитках описано видение Авраама, в котором Авраам:
увидел звезды, что они были очень велики, и что одна из них была ближе всего к престолу Божьему; ... и имя великого — Колоб, потому что оно близко ко Мне, ибо Я Господь, Бог твой: Я поставил этого, чтобы управлять всеми теми, кто принадлежит к тому же порядку, что и тот, на котором ты стоишь. [ 1 ]
В объяснении египетского гипоцефала , который был частью папирусов Джозефа Смита , Смит интерпретировал один набор иероглифов как представляющий:
Колоб, обозначающий первое творение, ближайшее к небесному или жилищу Бога. Первый в правительстве, последний в измерении времени. Измерение по небесному времени, которое означает один день до локтя. Один день в Колобе равен тысяче лет по измерению Земли, которое египтяне называют Джа-о-э. [ 5 ]
Книга Авраама описывает иерархию небесных тел, [ 6 ] включая Землю, Луну и Солнце, каждое из которых имеет разные движения и измерения времени, где на вершине самым медленно вращающимся телом является Колоб, где один Колоб-день соответствует 1000 земным годам. [ 7 ] Время касается и других небесных тел в окрестностях Колоба, таких как Олилиш , и других соседних объектов. [ 8 ] Это похоже на Псалом 90:4 , в котором говорится: «Ибо тысяча лет в глазах [Божьих] как вчерашний день, когда он прошел» и 2 Петра 3:8 , где говорится: «Один день у Господа, как день тысячу лет». Дополнительные аналогичные сведения о Колобе встречаются в Киртландских египетских записках , представляющих собой рукописи, написанные рукой Смита и его писцов.
Мормонская экзегеза и предположения
[ редактировать ]Согласно традиционной, буквальной мормонской интерпретации Книги Авраама, Колоб — это настоящая звезда в этой вселенной, которая находится или находится рядом с физическим престолом Бога. По мнению Смита, эту звезду открыли Мафусаил и Авраам. [ 9 ] глядя на Урим и Туммим , набор провидческих камней, прикрепленных к очкам. [ 10 ] Церкви СПД Руководитель и историк Б. Х. Робертс (1857–1933) истолковал утверждения Смита как означающие, что Солнечная система и ее управляющая «планета» (Солнце) вращаются вокруг звезды, известной как Каэ-э-Ванраш, которая сама вращается вместе со своей собственной солнечной системой. вокруг звезды под названием Кли-флос-ис-эс или Хах-ко-кау-луч, которые сами вращаются вокруг Колоба, который он охарактеризовал как «великий центр этой части». Вселенной, к которой принадлежит наша планетная система». [ 11 ] Робертс был уверен, что астрономы подтвердят эту иерархию звезд, вращающихся вокруг других звезд. [ 12 ]
Буквальное толкование Колоба как звезды или планеты оказало значительное формирующее влияние на веру и критику мормонов, что привело к появлению таких концепций, как то, что библейское творение является творением локальной Земли, Солнечной системы или галактики, а не всей известной физической вселенной. . [ нужна ссылка ]
Звезда против планеты
[ редактировать ]В Книге Авраама неясно, является ли Колоб звездой или планетой. [ 2 ] и мормонские писания занимают обе позиции. В одной части Книги Авраама говорится, что Авраам «видел звезды… и что одна из них была ближе всего к престолу Божьему… и имя великого — Колоб». [ 1 ] Но в книге слово Кокаубим (транслитерация еврейского «כּוֹכָבִים» [ср., Быт. 15:5]) определяется как означающее «все великие светила, которые были на тверди небесной». [ 13 ] По-видимому, сюда входят и планеты, входящие в число «звезд». [ 14 ] а Книга Авраама называет Землю звездой. [ 15 ] Кроме того, похоже, Колоб отнесен к иерархии «планет». [ 16 ] С другой стороны, в документе «Египетский алфавит и грамматика » Колоб классифицируется как одна из 12 «неподвижных звезд», в отличие от 15 «движущихся планет». [ 17 ] Термин « неподвижные звезды » обычно относится к фону небесных объектов , которые не кажутся движущимися относительно друг друга в ночном небе , включая все звезды, кроме Солнца , туманности и другие звездообразные объекты. 1718 году доказал, что такие объекты обладают собственным движением. в Хотя такие объекты «неподвижны», Эдмунд Галлей Очевидно, имея в виду собственное движение, Смит сказал, что Колоб движется «быстрее, чем остальные двенадцать неподвижных звезд». [ 18 ] Кроме того, в Книге Авраама говорится о «неподвижных планетах». [ 19 ] тем самым включая планеты в набор небесных объектов, которые могут быть «зафиксированы». Он также называет Солнце «управляющей планетой». [ 20 ] еще больше усложняет терминологию. Поэтому неясно, понимал ли Смит Колоб как планету или звезду.
Писатели движения Святых последних дней заняли обе позиции по этому вопросу. Бригам Янг , второй президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД), говорил о Колобе как о планете: [ 21 ] Церкви СПД как и апостолы Джон Тейлор , [ 22 ] Орсон Пратт (математик, интересующийся астрономией), [ 23 ] Орсон Ф. Уитни , [ 24 ] и Элвин Р. Дайер . [ 25 ] Другие мормонские богословы также рассматривали Колоб как планету. [ 26 ] но несколько мормонских писателей назвали Колоба звездой, в том числе Б. Х. Робертс. [ 27 ] и президент Церкви СПД Дэвид О. Маккей . [ 28 ]
Место рождения Земли
[ редактировать ]По мнению нескольких мормонских писателей (например, У. Клеона Скоузена в его книге «Первые 2000 лет »), Земля была создана недалеко от Колоба в течение 6000 лет, а затем переместилась в свое нынешнее положение в Солнечной системе. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] Эта гипотеза основана на устных комментариях, приписываемых Смиту. [ 26 ] Гипотеза также основана на отрывке из Книги Авраама, в котором говорится, что в Эдемском саду время измерялось «после времени Господа, которое было после времени Колоба; ибо еще Боги не назначили Адаму его отсчета». ". [ 32 ] Согласно гипотезе, причина того, что земное время измерялось во времени Колоба, заключалась в том, что Земля находилась недалеко от Колоба. В результате некоторые мормонские писатели утверждают, что в конце времен Земля будет вырвана из Солнечной системы и возвращена на свою первоначальную орбиту около Колоба. [ 33 ]
Апостол Церкви СПД Брюс Р. Макконки пришел к другому выводу, утверждая, что в течение первого «дня» творения (не обязательно 1000-летнего «дня» во времени Колоба, «дня», означающего фазу творения), Земля была сформировался и был выведен на орбиту вокруг Солнца. [ 34 ]
Идея о том, что Земля образовалась в другом месте, а затем мигрировала на орбиту вокруг Солнца, не согласуется с научным пониманием формирования Земли, которое заключается в том, что Земля образовалась на орбите вокруг Солнца около 4,5 миллиардов лет назад путем аккреции из протопланетного диска . и до сих пор остается вблизи своей первоначальной орбиты. [ 35 ]
Спекулятивная астрономия
[ редактировать ]Несколько мормонских авторов пытались поместить Колоба в рамки современной астрономии . Скоусен предположил, что Колоб — это звезда в центре Галактическом Стрельца А* нашей собственной галактики . [ 36 ] Эту точку зрения также поддержали несколько бывших высших руководителей Церкви СПД, в том числе Дж. Рубен Кларк. [ 37 ] и Джордж Рейнольдс (с Янне М. Сьёдалом ). [ 38 ] В середине 19 века первые попытки найти единое «центральное солнце» в галактике потерпели неудачу. [ 39 ]
Другой мормонский автор выдвинул гипотезу, что Колоб существует за пределами Млечного Пути в месте, называемом «метагалактическим центром», и что эта галактика и другие галактики вращаются вокруг него. [ 40 ] В рамках господствующей астрономии когда-то предполагалась идея метагалактического центра. [ 41 ] но от него отказались, потому что в больших масштабах расширяющаяся Вселенная не имеет гравитационного центра.
Другой мормонский автор предположил, что Колоб — это Полярная звезда . [ 42 ]
Метафорическая экзегеза
[ редактировать ]В дополнение к буквальному толкованию Колоба как настоящего небесного тела, Церковь СПД предположила, что Колоб также является «символом Иисуса Христа», поскольку, как и Колоб, Иисус «управляет» всеми звездами и планетами, подобными Земле. [ 43 ]
Метафорическая интерпретация предполагает, что Колоб можно истолковать как метафору Иисуса. [ нужна ссылка ]
Анализ и критика
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Некоторые учёные-мормоны пытались связать доктрину Колоба с древней астрономией. Джи, Хэмблин и Петерсон (2006) стремились показать, что эта астрономия больше соответствует древнему геоцентризму , чем коперниканской и ньютоновской астрономии XIX века, и, таким образом, несет в себе неправильные представления древней астрономии. [ 44 ] Например, в их интерпретации Колоб — это самая высокая и самая медленная движущаяся из серии концентрических небесных сфер, центр которых находится на Земле. [ 44 ] Эти авторы полагают, что Смит в XIX веке не допустил бы этой геоцентрической ошибки в отношении Колоба, и поэтому они утверждают, что Книга Авраама имеет древнее происхождение. [ 44 ] Джон Тведтнес предположил, что «Другая возможная еврейская этимология — это еврейское слово KLB, «собака», первоначально произносимое как калб, как и в арабском языке. Оно используется для обозначения звезды Регул на арабском языке, в то время как сирийское слово, которое также является калб, обозначает звезду Сириус, самая яркая звезда на небе». Он также предположил, что еврейское использование слова «KLB» как слова « собака» и астрономического термина относится к универсальности Сириуса как «Собачьей звезды». [ 45 ]
По словам Фаун Броди , идея Смита о Колобе, возможно, произошла от идеи «престола Божьего», найденной в » Томаса Дика «Философии государства будущего . [ 46 ] Броди сказал, что Смит «недавно читал» перед тем, как продиктовать Книгу Авраама, и которая «произвела на него неизгладимое впечатление». [ 47 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]«Если бы ты мог попасть к Колобу»
[ редактировать ]«Если бы ты мог попасть к Колобу» [ 48 ] ( хи , торопись ) — это гимн Святых последних дней , написанный ранним мормоном У. В. Фелпсом . Музыка взята из известной народной мелодии « Погружение и Лазарь ». Первоначально он был опубликован в 1842 году в журнале Times and Seasons Церкви СПД и является гимном под номером 284 в нынешнем сборнике гимнов . [ 4 ] В гимне есть только одна ссылка на Колоба, в первой строке (откуда и произошло название гимна). Это единственный гимн в нынешнем сборнике гимнов, в котором упоминается Колоб.
Гимн отражает уникальные для мормонизма доктрины, такие как вечная природа духа (включая дух человека) и материи. Святых последних дней В нем также излагаются доктрины, разработанные Смитом, первым пророком , о множественности богов и вечном развитии .
Мелодия была аранжирована Ральфом Воаном Уильямсом (1906) для английского гимна , и ее можно найти в сегодняшних гимнах под названием «Кингсфолд». Эта мелодия также используется в других гимнах: «О, пойте песнь Вифлеема», «Я слышал голос Иисуса» и «Мы поем могучую силу Бога».
Мелодия также была аранжирована для использования в фильме «План 10 из космоса» .
Колоб как источник вдохновения для Кобола в Battlestar Galactica
[ редактировать ]Некоторые элементы двух научно-фантастических телевизионных шоу «Звездный крейсер «Галактика», похоже, заимствованы из мормонских верований его создателя и главного продюсера Глена А. Ларсона . Как в оригинальном сериале 1978 года, так и в новом сериале 2003 года планета Кобол является древним и далеким материнским миром всей человеческой расы и планетой, где зародилась жизнь, а «Повелители Кобола» являются священными фигурами для человечества. . В старом сериале они рассматриваются как старейшины или патриархи, а как версии Двенадцати олимпийцев в новом — . По словам академика Яны Рисс , это один из многих сюжетных моментов, которые Ларсон позаимствовал у мормонизма. [ 49 ] [ 50 ]
Другие случаи
[ редактировать ]- В национальном парке Зайон есть регион, известный как Каньоны Колоб .
- В песне «Я верю» из мюзикла «Книга Мормона» есть строчка «Я верю, что Бог живет на планете по имени Колоб». [ 51 ]
- В сериале 1984 года « Дети собачьей звезды» рассказывается об инопланетном космическом зонде по имени Колоб, а «Колоб» - это название пятой серии.
- Осмонды использовали название Kolob на многих своих альбомах для своего лейбла и студии звукозаписи.
См. также
[ редактировать ]- Археология и Книга Мормона
- Критика Книги Авраама
- Киртланд Египетские документы
- Мормонская космология
- Божество
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Авраам 3:2–3
- ^ Jump up to: а б Джи, Хэмблин и Петерсон (2006) (отмечая «путаницу между использованием терминов звезды и планеты»).
- ^ См., например, Элвин Р. Дайер , «BYU Speeches», 7 апреля 1964 г., стр. 14–15.
- ^ Jump up to: а б «284. Если бы вы могли попасть в Колоб» , Гимны Церкви Иисуса Христа Святых последних дней , Церковь СПД, 1985 г.
- ↑ Книга Авраама, факсимиле № 2, пояснения к рис. 1.
- ^ Авраам 3:4 .
- ^ Авраам 3:4 ; см. также Книгу Авраама, Факсимиле № 2, пояснения к рис. 1 и 2.
- ^ Пратт 1866 .
- ^ Смит (1835 , стр. 34) («Колоб… означает первую великую управляющую неподвижную звезду, которая является самой дальней [ sic ] из когда-либо открытых отцами, которая была открыта Мафусаилом, а также Авраамом».)
- ^ Смит (1835 , стр. 24)
- ^ Робертс (1898 , стр. 448).
- ^ Робертс (1898 , стр. 448–49).
- ^ Авраам 3:13 .
- ^ Ну и дела, Хэмблин и Петерсон (2006) (предполагая, что планеты считались «блуждающими звездами» в их древнем смысле).
- ^ Авраам 3: 2–3 (ссылаясь на Землю как на одну из «звезд»).
- ^ Авраам 3:9 (имеется в виду иерархия «планет», каждая из которых имеет более длинный день, чем та, которая находится под ней, «пока ты не приблизишься к Колобу, которым является Колоб по исчислению времени Господа»).
- ^ Смит (1835 , стр. 24).
- ^ Смит (1835 , стр. 25).
- ^ Книга Авраама, факсимиле № 2, пояснение к рис. 5.
- ↑ Книга Авраама , факсимиле № 2, пояснение к рисунку 5 (утверждается, что Эниш-гоон-дош «также является одной из управляющих планет, и египтяне называют ее Солнцем»).
- ^ Янг (1851) (описывающий Колоб как «планету, ближайшую к жилищу Вечного Отца »); Янг (1853 , с. 652) («Почему мы не можем увидеть жителей Колоба или жителей любой из тех далеких планет?»).
- ^ Тейлор (1857 , стр. 1001–02) («Ты жаждал, ты вздыхал и молился Отцу твоему Небесному о наступлении времени, когда ты сможешь прийти на эту землю, которая сбежала и упала с того места, где она была впервые организована». , недалеко от планеты Колоб»).
- ^ Пратт (1866 , стр. 561) (имеется в виду «некий мир, называемый Колоб, чье суточное вращение вокруг своей оси равно одной тысяче наших лет»); Пратт (1873 , стр. 317) (имеется в виду «некий великий мир, называемый Колоб, расположенный вблизи одного из небесных царств, суточное вращение которого происходит раз в тысячу наших лет»).
- ^ Уитни (1907 , стр. 48) («Но есть великая планета по имени Колоб, ближайшая к престолу Бога»); Уитни (1920 , стр. 83) («Джозеф Смит учил, что есть великая планета по имени Колоб, ближайшая к Небесному Трону, и что она вращается один раз в тысячу лет»); Уитни (1930 , стр. 392) (называя Колоба «могущественной управляющей планетой, ближайшей к Небесному Трону, планетой, вращающейся раз в тысячу лет»).
- ↑ Элвин Р. Дайер, «BYU Speeches», 7 апреля 1964 г., стр. 14–15 («Пока мы не знаем, где находится планета Колоб, но она, как и престол Божий, должна быть на огромном расстоянии от земли. Любому человеку, пришедшему из присутствия Бога, придется преодолеть огромное расстояние, чтобы достичь земли».
- ^ Jump up to: а б Андрус (1968) .
- ^ Робертс (1923 , стр. 434) (называя Колоба «каким-то очень далеким, далеким центральным солнцем»).
- ^ Дэвид О. Маккей, «Отчет о конференции», октябрь 1969 г., «Эра улучшений» (назвав Колоба великой звездой «где-то в огромных просторах космоса»).
- ^ Тейлор (1857 , стр. 1001–02) («Ты жаждал, ты вздыхал и молился Отцу твоему Небесному о наступлении времени, когда ты сможешь прийти на эту землю, которая сбежала и упала с того места, где она была впервые организована». , недалеко от планеты Колоб.")
- ^ Эванс (1894 , стр. 779) («Земля, несомненно, упала также на неизмеримом расстоянии от присутствия ее Создателя, от особняка или жилища Колоба».)
- ^ Тимминс (1995) (утверждая, что Земля изначально находилась на орбите Колоба, была сбита со своей орбиты гравитацией, а затем захвачена нынешней Солнечной системой).
- ^ Авраам 5:13 .
- ^ Тимминс (1995) .
- ^ МакКонки (1982) .
- ^ Дуглас Н.К. Лин (май 2008 г.), «Происхождение планет» (требуется оплата) , Scientific American , 298 (5): 50–59, Бибкод : 2008SciAm.298e..50C , doi : 10.1038/scientificamerican0508-50 (неактивен, март). 23, 2024), ПМИД 18444325
{{citation}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на март 2024 г. ( ссылка ) - ^ Скоусен (1996 , стр. 230–34).
- ^ Кларк (1951) .
- ^ Рейнольдс и Шёдал (1965 , стр. 309).
- ^ Джонс и Бойд (1971 , стр. 61).
- ^ Кук (1981 , сн. 107).
- ^ Джонс и Бойд (1971 , стр. 62).
- ^ Грир (1913) .
- ^ Система церковного образования (2000 , стр. 37, 39).
- ^ Jump up to: а б с Ну и дела, Хэмблин и Петерсон (2006) .
- ^ Тведтнес, Джон. «Аутентичные древние имена и слова в Книге Авраама и связанных с ними египетских документах Киртланда» , конференция FAIR 2005 г.
- ^ Дик (1829 , стр. 241–247).
- ^ Броди (1971 , стр. 171–72).
- ^ Фелпс (1985) .
- ^ Левентри, Эллен (май 2005 г.). «Рожденный заново «Звездный крейсер» » . Белифнет . п. 2.
- ↑ В 1979 году Ларсон получил награду от Ассоциации художников последних дней. «Сцена СПД», Прапорщик , август 1979 г., стр. 80.
- ^ Смит, Роберт (24 марта 2011 г.). «На Бродвее «мормонский» удар по… всему» . Национальное общественное радио . Проверено 24 марта 2011 г.
Есть строчка, где говорится: «Я верю, что Бог живет на планете под названием Колоб», — говорит Бейкер. «Это настоящая мормонская вера. Мы верим в это. Но вырванное из контекста (или в контексте) вы не хотите, чтобы кто-нибудь знал, что вы действительно в это верите.
Ссылки
[ редактировать ]- Андрус, Хайрам Лесли (1968), Бог, Человек и Вселенная (Том I из серии «Основы Тысячелетнего Царства Христа») , Солт-Лейк-Сити, Юта: Bookcraft .
- Баер, Клаус (ноябрь 1968 г.), «Разрешение Хору дышать: перевод очевидного источника Книги Авраама» , Диалог: Журнал мормонской мысли , 3 (3), doi : 10.2307/45224026 , JSTOR 45224026 , получено 30 мая 2007 г.
- Броди, Фаун М. (1971) [1945], Никто не знает мою историю: жизнь Джозефа Смита (2-е изд.), Нью-Йорк: Кнопф , ISBN 0-394-46967-4 .
- Система церковного образования (2000 г.), Руководство для студентов «Драгоценная жемчужина» (PDF) , Солт-Лейк-Сити, Юта: Церковь Иисуса Христа Святых последних дней .
- Кларк, Дж. Рубен (1951), «Что это был за Иисус», Избранные речи BYU , Прово, Юта: Расширенные публикации BYU .
- Кук, М. Гарфилд (1981), Вечное горение , Солт-Лейк-Сити, Юта: Phoenix Publishing Inc.
- Дик, Томас (1829), Философия государства будущего (1-е американское изд.), Нью-Йорк: G. & C. & H. Карвилл .
- Эванс, Чарльз Д. (1894), «Материя и дух» , Millennial Star , 56 (49): 778 .
- Феррелл, Джеймс Л. (2009), Скрытый Христос: под поверхностью Ветхого Завета (1-е изд.), Deseret Book, ISBN 978-1-59038-477-0 .
- Ну и дела, Джон; Хэмблин, Уильям Дж.; Петерсон, Дэниел К. (2006), «И я увидел звезды - Книга Авраама и древняя геоцентрическая астрономия», в книге «Джи, Джон»; Хауглид, Брайан М. (ред.), Астрономия, Папирус и Завет (1-е изд.), Прово, Юта: Университет Бригама Янга, стр. 161, ИСБН 0-934893-76-4 , заархивировано из оригинала 30 декабря 2008 года , получено 8 апреля 2009 года .
- Грир, Томас Р. (8 июля 1913 г.), «Небеса» , Лиахона: Журнал старейшин , 11 (2): 17 [ постоянная мертвая ссылка ] .
- Джонс, Бесси Забан; Бойд, Лайл Гиффорд (1971), Обсерватория Гарвардского колледжа: первые четыре директора, 1839–1919 , издательство Гарвардского университета, ISBN 0-674-37460-6 .
- Ларсон, Чарльз М., Его собственной рукой на папирусе: новый взгляд на папирусы Джозефа Смита .
- Макконки, Брюс Р. (июнь 1982 г.), «Христос и творение» , Ensign : 9 .
- Нибли, Хью (1975), Послание папирусов Джозефа Смита: египетский дар , Книга Дезерета .
- Паркер, Ричард А. (август 1968 г.), «Папирусы Джозефа Смита: предварительный отчет» , «Диалог: журнал мормонской мысли» , получено 18 мая 2007 г.
- Фелпс, Уильям В. (1985), «Если бы вы могли жить с Колобом (Гимн № 284)» , Гимны Церкви Иисуса Христа Святых последних дней .
- Пратт, Орсон (1866), «Миллениум» , Millennial Star , 28 (36): 561, заархивировано из оригинала 12 декабря 2012 года .
- Пратт, Орсон (1873), «Сотворение мира — седьмая тысяча лет и события, которые последуют за периодом тысячелетия» , Millennial Star , 16 : 312 .
- Рейнольдс, Джордж ; Сьёдал, Янне М. (1965), Комментарий к Драгоценной Жемчужине , Солт-Лейк-Сити, Юта: Книга Дезерет .
- Робертс, Б.Х. (1898), «Новый свидетель Бога» , Солт-Лейк-Сити, Юта: Джордж К. Кэннон и сыновья .
- Робертс, Б.Х. (1923), «Современное откровение бросает вызов вековой мудрости, чтобы создать более всеобъемлющую концепцию философии жизни» , Лиахона: Журнал старейшин , 20 (23): 433 [ постоянная мертвая ссылка ] .
- Скоусен, Эрик Н. (1996), Земля в начале , Плезант-Гроув, Юта: Verity Publishing, ISBN 0934364966 .
- Смит, Джозеф младший (1835), Грамматика и алфавит египетского языка .
- Стенхаус, TBH (1878), Святые Скалистых гор: полная и полная история мормонов , Нью-Йорк: Д. Эпплтон и компания .
- Тейлор, Джон (1857 г.), «Происхождение и судьба женщины» , Лиахона: Журнал старейшин , 5 (38) (опубликовано 7 марта 1908 г.): 1001 [ постоянная мертвая ссылка ] .
- Тимминс, Дэвид Б. (1995), «Свобода действий, детерминизм и теория хаоса» , Диалог: Журнал мормонской мысли , 28 (3): 163–170, doi : 10.2307/45226120 , JSTOR 45226120 , заархивировано из оригинала 13 июня 2011 года .
- Уитни, Орсон Ф. (1907 г.), «Беседа в скинии, Солт-Лейк-Сити, воскресный полдень, 19 мая 1907 г.» , Лиахона: Журнал старейшин , 5 (2): 46 [ постоянная мертвая ссылка ] .
- Уитни, Орсон Ф. (1920), «Утраченное знание об истинном и живом Боге было восстановлено на Земле: проповедь, произнесенная на девяностой ежегодной конференции Церкви» , Лиахона: Журнал старейшин , 18 (5): 646 [ постоянная мертвая ссылка ] .
- Уитни, Орсон Ф. (1930), «Стоящие вещи: что Джон видел и слышал на Патмосе – Книга семи печатей» , Лиахона: Журнал старейшин , 27 (17): 390 [ постоянная мертвая ссылка ] .
- Янг, Бригам (1851 г.), «Воззвание: ко Дню хвалы и благодарения территории Юты» , Ensign (опубликовано в ноябре 1971 г.): 40 .
- Янг, Бригам (1853 г.), «Жизнь и смерть» , Лиахона: Журнал старейшин , 7 (41) (опубликовано 2 апреля 1910 г.): 650 [ постоянная мертвая ссылка ] .
- Книга Авраама , Солт-Лейк-Сити, Юта: Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, 1981 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пол, Эрих Роберт (1992), «Астрономия, библейские ссылки» , в Ладлоу, Дэниел Х (ред.), Энциклопедия мормонизма , Нью-Йорк: Macmillan Publishing , стр. 82, ISBN 0-02-879602-0 , OCLC 24502140
Внешние ссылки
[ редактировать ]