руль направления


Руль направления — это основная поверхность управления, используемая для управления кораблем , лодкой , подводной лодкой , судном на воздушной подушке , дирижаблем или другим транспортным средством, которое движется в жидкой среде (обычно в воздухе или воде ). На самолете руль направления используется в первую очередь для противодействия неблагоприятному рысканию и p-фактору и не является основным органом управления, используемым для разворота самолета. Руль направления работает, перенаправляя жидкость мимо корпуса или фюзеляжа поворот или рыскание , тем самым придавая кораблю . В базовой форме руль направления представляет собой плоскую плоскость или лист материала, прикрепленный шарнирами корабля к корме , хвосту или кормовой части . Часто рули направления имеют такую форму, чтобы минимизировать гидродинамическое или аэродинамическое сопротивление . На простых гидроциклах — к верхней части руля может быть прикреплен румпель по сути, палка или шест, действующий как рычаг, — чтобы рулевой мог поворачивать его . На более крупных судах тросы, толкатели для соединения рулей с рулевыми колесами можно использовать или гидравлику. В типичных самолетах руль направления управляется педалями через механические рычаги или гидравлику.
История руля направления
[ редактировать ]Как правило, руль — это «часть рулевого аппарата лодки или корабля, закрепленная снаружи корпуса», то есть обозначающие все различные типы весел, лопастей и рулей. [ 1 ] В частности, рулевые устройства древних судов можно разделить на боковые и кормовые рули в зависимости от их расположения на корабле. Третий термин, рулевое весло , может обозначать оба типа. В контексте Средиземноморья боковые рули более конкретно называются четвертными рулями, поскольку более поздний термин более точно обозначает место, где руль направления был установлен. Кормовые рули равномерно подвешены в кормовой части корабля в центральном положении. [ 2 ] [ 3 ]
Хотя некоторые [ а ] относят рулевое весло к рулю, другие [ б ] утверждают, что рулевое весло, использовавшееся в Древнем Египте и Риме, не было настоящим рулем направления, и определяют только установленный на корме руль направления, использовавшийся в древнем Китае при династии Хань, как настоящий руль направления. Рулевое весло может мешать управлению парусами (ограничивая любую возможность длительных океанских путешествий), хотя оно больше подходит для небольших судов на узком, быстроходном водном транспорте; руль не мешал управлению парусами, требовал меньше энергии для управления рулевым , лучше подходил для более крупных судов, путешествующих по океану, и впервые появился в древнем Китае в I веке нашей эры. [ 7 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Что касается использования древними финикийцами (1550–300 гг. до н.э.) рулевого весла без руля в Средиземноморье , Лео Блок (2003) пишет:
Одиночный парус имеет тенденцию разворачивать судно против ветра или против ветра, и для управления прямым курсом требуется управление рулем. В это время использовалось рулевое весло, поскольку руль направления еще не был изобретен. При одном парусе требовалось частое движение рулевого весла, чтобы держать прямой курс; это замедляло судно, потому что корректировка курса рулевого весла (или руля) действует как тормоз. Второй парус, расположенный вперед, можно было отрегулировать, чтобы компенсировать тенденцию к повороту грота и свести к минимуму необходимость корректировки курса рулевым веслом, что существенно улучшило бы характеристики паруса. [ 13 ]
Рулевое весло или рулевая доска — это большое весло или доска, предназначенные для управления направлением корабля или другого плавсредства до изобретения руля направления. Обычно на больших судах он прикрепляется к правому борту, хотя на меньших судах он прикрепляется редко, если вообще когда-либо.
Рулевое весло/шестерня
[ редактировать ]Древний Египет
[ редактировать ]
Гребные весла, отведенные для рулевого управления, появились на крупных египетских судах задолго до времен Менеса (3100 г. до н. э.). [ 14 ] В Древнем царстве (2686 г. до н. э. – 2134 г. до н. э.) на каждом борту пассажирских лодок встречается до пяти рулевых весел. [ 14 ] Румпель , сначала представляющий собой небольшой штифт, проходящий через ложе рулевого весла, восходит к пятой династии (2504–2347 гг. До н.э.). [ 15 ] И румпель, и установка вертикальной рулевой стойки на корме сократили обычное количество необходимых рулевых весел до одного с каждой стороны. [ 16 ] Одиночные рулевые весла, установленные на корме, можно встретить в ряде моделей гробниц того времени. [ 17 ] особенно во времена Среднего царства , когда рельефы гробниц позволяют предположить, что они широко использовались в судоходстве по Нилу . [ 18 ] Первое литературное упоминание появляется в трудах греческого историка Геродота (484-424 гг. до н.э.), проведшего несколько месяцев в Египте : «Они делают один руль, и его протыкают через киль », имея в виду, вероятно, промежность на конце. киля (как изображено в «Гробнице Менны»). [ 19 ] [ 20 ]
В Иране весла, установленные на бортах кораблей для управления, задокументированы с 3-го тысячелетия до нашей эры в произведениях искусства, деревянных моделях и даже остатках настоящих лодок.
Древний Рим
[ редактировать ]В римском судоходстве использовались четвертные рулевые весла sexillie, которые прошли в Средиземноморье долгий период постоянных усовершенствований и улучшений, так что ко временам Римской империи древние суда достигли необычайных размеров. [ 21 ] Сила рулевого весла заключалась в сочетании эффективности, адаптируемости и простоты. [ 21 ] Римские системы крепления рулевых весел сохранились практически нетронутыми на протяжении всего средневекового периода. [ 21 ]
Рулевые устройства, установленные на корме, к первой половине I века нашей эры были также довольно распространены на римских речных и портовых судах, о чем свидетельствуют рельефы и археологические находки ( Цваммердам , Вурден 7). На могильной доске времен Адриана изображен портовый буксир в Остии с длинным веслом на корме для лучшего управления. [ 22 ] Лодка уже имела парусник , что добавляло мобильности портовому судну. [ 23 ] Дальнейшее засвидетельствованное использование римлянами кормовых рулевых весел включает буксируемые баржи, транспортные суда для винных бочек и различные другие типы кораблей. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Большая речная баржа, найденная в устье Рейна недалеко от Цваммердама, имела большой рулевой механизм, установленный на корме. [ 27 ] [ 28 ] Согласно новым исследованиям, передовые корабли Неми , дворцовые баржи императора Калигулы (37-41 гг. н. э.), могли иметь рули длиной 14 м. [ 29 ]
Руль направления, установленный на ахтерштевне
[ редактировать ]Древний Китай
[ редактировать ]
Самое старое известное в мире изображение руля направления, установленного на ахтерштевне, можно увидеть на керамической модели китайской джонки , датируемой I веком нашей эры во времена династии Хань , на тысячу лет раньше их появления на Западе. [ 7 ] [ 10 ] [ 30 ] В Китае миниатюрные модели кораблей с рулевыми веслами датируются периодом Воюющих царств (ок. 475–221 до н.э.). [ 7 ] Рули направления, установленные на кормовой стойке, начали появляться на моделях китайских кораблей начиная с I века нашей эры. [ 7 ] Однако китайцы продолжали использовать рулевое весло еще долго после того, как изобрели руль, поскольку рулевое весло все еще имело практическое применение для путешествий по быстрым рекам внутри страны. [ 10 ] Одно из старейших известных изображений китайского руля направления на корме ( дуо 舵 ) можно увидеть на керамической модели джонки высотой 2 фута (61 см), датируемой I веком нашей эры, во времена династии Хань (202 г. до н.э. - 220 г. н.э.). ). [ 8 ] [ 31 ] Он был обнаружен в Гуанчжоу проведенных Музеем провинции Гуандун и Китайской академией Тайваня в ходе археологических раскопок , в 1958 году. [ 8 ] [ 31 ] В течение десятилетий при археологических раскопках было найдено несколько других моделей кораблей династии Хань с рулями. [ 32 ] Первое достоверное письменное упоминание об использовании руля без рулевого весла относится к V веку. [ 30 ]
Китайские рули крепятся к корпусу посредством деревянных губок или гнезд, [ 33 ] в то время как обычно более крупные подвешивались сверху с помощью веревочной системы , чтобы их можно было поднимать или опускать в воду. [ 33 ] Кроме того, многие джонки имели «оконные рули направления» (рули направления с отверстиями, предположительно позволяющие лучше управлять). Подробные описания китайских джонок в средние века известны от различных путешественников по Китаю, таких как Ибн Баттута из Танжера , Марокко , и Марко Поло из Венеции , Италия . Более поздний китайский энциклопедист Сун Инсин (1587–1666) и европейский путешественник 17-го века Луи Леконт писали о конструкции хлама и использовании руля направления с энтузиазмом и восхищением. [ 34 ]

Пол Джонстон и Шон МакГрэйл заявляют, что китайцы изобрели «срединный, вертикальный и осевой» руль направления, установленный на ахтерштевне, и что такой тип руля направления предшествовал шкворневому рулю направления, обнаруженному на Западе, примерно на тысячелетие. [ 30 ]
Древняя Индия
[ редактировать ]На печати Чандракетугарха (Западная Бенгалия) , датируемой I-III веками нашей эры, изображен рулевой механизм корабля под названием «Индра океана» (Джаладхисакра), что указывает на то, что это было морское судно. [ 35 ] [ 36 ]
Средневековый Ближний Восток
[ редактировать ]Арабские корабли также использовали руль направления, установленный на ахтерштевне. [ 37 ] На их кораблях «руль направления управляется двумя стропами, каждая из которых прикреплена к крестовине, установленной на головке руля перпендикулярно плоскости пера руля». [ 37 ] Самые ранние свидетельства взяты из « Ахсан ат-Такасим» и «Марифат аль-Акалим» («Лучшие подразделения для классификации регионов»), написанных аль-Мукаддаси в 985 году:
- Капитан из «Вороньего гнезда» внимательно наблюдает за морем. Когда замечается камень, он кричит: «Правый борт!» или «Порт!» Двое юношей, стоящих там, повторяют крик. Рулевой с двумя веревками в руке, услышав крики, тянет то одного, то другого вправо или влево. Если не проявить особой осторожности, корабль ударяется о камни и разбивается. [ 38 ]
Средневековая Европа
[ редактировать ]
Весла, установленные на борту кораблей, превратились в четвертные рулевые весла, которые использовались с древности до конца Средневековья в Европе . По мере увеличения размеров кораблей и высоты надводных бортов четвертные рулевые весла становились громоздкими и были заменены более прочными рулями со шкворнем и пескарем . Хотя рулевые весла встречались в Европе на самых разных судах со времен Римской империи, включая легкие военные галеры в Средиземноморье, [ 9 ] [ 30 ] Самое старое известное изображение руля направления с цапфой и пескарем можно найти на церковных резных изображениях Зедельгема и Винчестера, датируемых примерно 1180 годом. [ 9 ] [ 30 ]

Если раньше рули устанавливались на корме в виде рудерпостов или талей, то железные шарниры позволяли прикрепить руль направления по всей длине ахтерштевня неразъемным образом. [ 39 ] Однако его полный потенциал смог быть реализован только после появления вертикальной ахтерштевня и корабля с полным вооружением в 14 веке. [ 40 ] Начиная с эпохи Великих географических открытий , европейские корабли с швертовыми рулями успешно плавали по всем семи морям. [ 40 ]
Историк Джозеф Нидэм считает, что установленный на корме руль направления был перенесен из Китая в Европу и исламский мир в средние века. [ 7 ] [ 8 ] [ 30 ]
Современные рули направления
[ редактировать ]Обычные рули направления практически не изменились с тех пор, как Изамбард Кингдом Брюнель представил сбалансированный руль направления на СС « Великобритания» в 1843 году. [ 41 ] и рулевой двигатель на SS Great Eastern в 1866 году. [ 42 ] Если судну требуется дополнительная маневренность на малых скоростях, руль направления может быть дополнен маневровым подруливающим устройством в носовой части. [ 43 ] или быть полностью заменены азимутальными двигателями .
Детали рулей лодки
[ редактировать ]Рули лодки могут быть как подвесными, так и внутренними. Подвесные рули подвешиваются на корме или транце. Внутренние рули подвешиваются к килю или скегу и, таким образом, полностью погружаются под корпус и соединяются с рулевым механизмом рулевой стойкой, которая проходит через корпус на уровень палубы, часто в кабину. Внутренние килевые рули (которые являются продолжением задней задней кромки полного киля) традиционно считаются наиболее устойчивыми к повреждениям рулями для плавания в открытом море. Лучшие характеристики и более высокие характеристики управляемости могут быть обеспечены с помощью скеговых рулей на лодках с меньшими плавниками.
Расположение рудера и мачты определяет разницу между кечем и ялом, поскольку эти двухмачтовые суда похожи. Ялы определяются как имеющие бизань-мачту позади (т.е. «за») рудерпоста; Кетчи определяются как имеющие бизань-мачту впереди рудерпоста.
Рули небольших лодок, которые можно направлять более или менее перпендикулярно продольной оси корпуса, обеспечивают эффективное торможение при «сильном» нажатии. Однако такие термины, как «жесткий поворот», «жесткий правый борт» и т. д., для более крупных судов означают разворот с максимальной скоростью. Подвешенные на транце рули направления или установленные далеко на корме рули направления создают больший момент и более быстрый поворот, чем более расположенные вперед килевые рули направления. Рулями на небольших судах можно управлять с помощью румпеля, который вставляется в баллер руля направления и одновременно образует крепления к фольге руля направления. Суда, на которых длина румпеля может препятствовать движению руля, можно разделить с помощью резинового универсального шарнира, а часть, примыкающую к румпелю, называется удлинителем румпеля. Культиваторы можно дополнительно выдвинуть с помощью регулируемого телескопического удлинителя с поворотным замком.
Существует также руль бочкообразного типа , в который заключен корабельный винт, который можно поворачивать для управления судном. Конструкторы утверждают, что такой тип руля на судне меньшего размера будет быстрее реагировать на управление рулем. [ 44 ]
Типы рулей
[ редактировать ]В морской промышленности применяются различные типы рулей, в том числе лопастные, [ 45 ] полулопастные рули, рули высоты и сбалансированные рули направления.
Управление рулем направления
[ редактировать ]
В этом разделе отсутствует информация о других типах рулевых механизмов, например рулевых механизмах поворотного типа. ( июнь 2021 г. ) |
На крупных судах (валовой вместимостью более 10 000 тонн) предъявляются требования по времени поворота руля. Для этого используются рули направления с высоким крутящим моментом. [ 46 ] Одной из широко используемых систем является рулевой механизм плунжерного типа . Он использует четыре гидравлических цилиндра для вращения баллера руля направления (оси вращения), в свою очередь вращая руль направления. [ 47 ]
Рули направления самолета
[ редактировать ]


На самолете руль направления направлением представляет собой поверхность управления вместе с рулем высоты (обычно прикрепленным к горизонтальной конструкции хвостового оперения, если не к пластинчатому рулю высоты) и элеронами (прикрепленными к крыльям), которые контролируют тангаж и крен соответственно. Руль направления обычно прикрепляется к килю (или вертикальному стабилизатору ), что позволяет пилоту контролировать рыскание вокруг вертикальной оси, т. е. изменять горизонтальное направление, в котором направлен нос.
В отличие от корабля, органы управления элеронами и рулями направления используются вместе для поворота самолета: элероны придают крен, а руль направления — рыскание, а также компенсирует явление, называемое неблагоприятным рысканием . Один только руль направления будет поворачивать обычный самолет с неподвижным крылом, но гораздо медленнее, чем если бы вместе использовались еще и элероны. Иногда пилоты могут намеренно управлять рулем направления и элеронами в противоположных направлениях, выполняя маневр, называемый скольжением или боковым скольжением. Это может быть сделано для преодоления бокового ветра и удержания фюзеляжа на одной линии с взлетно-посадочной полосой или для снижения высоты за счет увеличения сопротивления, или для того и другого.
Другой метод управления рысканьем, используемый на некоторых бесхвостых самолетах и летающих крыльях , заключается в добавлении одной или нескольких поверхностей, создающих сопротивление, таких как разделенные элероны, на внешней секции крыла. Управление одной из этих поверхностей создает сопротивление крылу, заставляя самолет отклоняться в этом направлении. Эти поверхности часто называют рулями направления.
См. также
[ редактировать ]
- Корабельное колесо - механизм, используемый для управления кораблем или другим плавсредством.
- Азипод – Азимутальное подруливающее устройство с электроприводом
- Кухонный руль - Тип направленной движительной установки для судов.
- Руль Pleuger - корабельный руль с подруливающим устройством.
- Руль направления Шиллинга – руль направления с малым удлинением и концевыми пластинами.
- Гребной винт Voith Schneider – морская двигательная установка с перпендикулярной осью
Примечания
[ редактировать ]- ^ Лоуренс Мотт в его всестороннем рассмотрении истории руля направления, [ 4 ] Тимоти Рунян, [ 5 ] энциклопедия Британская , [ 1 ] и Краткий Оксфордский словарь английской этимологии. [ 6 ]
- ^ Джозеф Нидхэм , Лефевр де Ноэтт , К.С. Том, Чанг Чи Кит, СЭМ Адсхед, Джон К. Фэрбенк, Мерл Голдман, Фрэнк Росс и Лео Блок. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б руль направления. Британская энциклопедия. Получено 8 августа 2008 г. из DVD-диска Ultimate Reference Suite Британской энциклопедии 2006 г.
- ^ Уильям Ф. Эдгертон: «Древнеегипетский рулевой механизм», Американский журнал семитских языков и литературы , Том. 43, № 4. (1927), стр. 255-265.
- ^ Р.О. Фолкнер: Египетские морские корабли , Журнал египетской археологии , Том. 26. (1941), стр. 3-9.
- ^ Лоуренс В. Мотт, Развитие руля направления, 100-1600 гг. н. э.: технологическая сказка , диссертация, май 1991 г., Техасский университет A&M, стр. 2f., 92
- ^ Тимоти Дж. Рунян: «Обзор разработки руля направления: технологическая сказка», Speculum , Vol. 74, № 4, (1999), стр. 1096-1098 (1098)
- ^ Краткий Оксфордский словарь английской этимологии
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Том, Канзас (1989). Отголоски Старого Китая: жизнь, легенды и предания Поднебесной . Гонолулу: Гавайский центр китайской истории Гавайского университета Press. ISBN 0-8248-1285-9 . Страницы 103–104.
- ^ Перейти обратно: а б с д Нидэм, Том 4, Часть 3, 649–650.
- ^ Перейти обратно: а б с д Адсхед, Сэмюэл Адриан Майлз. (2000). Китай в мировой истории . Лондон: MacMillan Press Ltd. Нью-Йорк: St. Martin's Press. ISBN 0-312-22565-2 . Страница 156.
- ^ Перейти обратно: а б с Нидэм, Джозеф. (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 3, Гражданское строительство и мореплавание . Тайбэй: Caves Books Ltd., страницы 627–628.
- ^ Фэрбанк, Джон К. и Мерл Голдман. (1998). Китай: Новая история, расширенное издание . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-11673-9 . Страница 93.
- ^ Блок, Лео. (2003). Обуздать ветер: краткая история развития парусов . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-209-9 . Страница 123.
- ^ Блок, Лео. (2003). Обуздать ветер: краткая история развития парусов . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-209-9 . 8–9.
- ^ Перейти обратно: а б Уильям Ф. Эдгертон: «Древнеегипетский рулевой механизм», Американский журнал семитских языков и литературы , Vol. 43, № 4. (1927), стр. 255.
- ^ Уильям Ф. Эдгертон: «Древнеегипетский рулевой механизм», Американский журнал семитских языков и литературы , Vol. 43, № 4. (1927), стр. 257.
- ^ Уильям Ф. Эдгертон: «Древнеегипетский рулевой механизм», Американский журнал семитских языков и литературы , Vol. 43, № 4. (1927), стр. 260.
- ^ Франческо Тирадритти (редактор): «Сокровища египетского музея», Американский университет в Каире, Каир, 1999, ISBN 978-977-424-504-6 , стр.92f.
- ^ Мохамед Ата: «Египет от прошлого к настоящему. Глазами египтянина», Каир, 2007 г., стр.68.
- ^ Геродот : Истории , 2.96
- ^ Уильям Ф. Эдгертон: «Древнеегипетский рулевой механизм», Американский журнал семитских языков и литературы , Vol. 43, № 4. (1927), стр. 263.
- ^ Перейти обратно: а б с Лоуренс В. Мотт, Развитие руля направления, 100-1600 гг. н. э.: технологическая сказка, диссертация, май 1991 г., Техасский университет A&M, стр. 1.
- ^ Лайонел Кассон: Гавань и речные суда Древнего Рима , Журнал римских исследований , Том. 55, № 1/2, части 1 и 2 (1965), стр. 31-39 (табл. 1)
- ^ Лайонел Кассон, Гавань и речные суда Древнего Рима, Журнал римских исследований , Том. 55, № ½, части 1 и 2. (1965), стр. 35 (табл. I); 36, Фн.43 (табл. II, 1)
- ^ Лоуренс В. Мотт, Развитие руля направления, 100-1600 гг. н. э.: технологическая сказка, диссертация, май 1991 г., Техасский университет A&M, стр. 84, 95f.
- ^ Лайонел Кассон: «Корабли и мореплавание в древнем мире», ISBN 0-8018-5130-0 , S.XXVIII, 336f.; Рис.193
- ^ Тильманн Бехерт: Римская Германия между Рейном и Маасом. Нижняя провинция Германия, Хирмер, Мюнхен, 1982 г., ISBN 3-7774-3440-X , стр.183, 203 (рис.266)
- ^ Доктор медицины де Верд: Корабли римского периода в Цваммердаме / Нигрум Пуллум, Нижняя Германия, в: Римское судоходство и торговля: Британия и Рейнские провинции. (Совет) британской археологии, отчет об исследовании 24, 1978 г., 15 и далее.
- ^ MD de Weerd: Римские транспортные корабли и долбленые каноэ из Нигрума Пуллума / Цваммердама, в: Исследования военных границ Рима II (1977), 187ff.
- ^ Deutschlandfunk: Римский научно-исследовательский институт кораблей в Альбанских горах.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джонстон, Пол и Шон МакГрэйл. (1988). Морской корабль доисторических времен . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-02635-0 . Страница 191.
- ^ Перейти обратно: а б Фэрбенк, 192.
- ^ Дэн, Банда. (1997). Морская деятельность Китая и социально-экономическое развитие, c. 2100 г. до н. э. — 1900 г. н. э . Вестпорт: Гринвуд Пресс. ISBN 0-313-29212-4 . Страница 42.
- ^ Перейти обратно: а б Нидэм, Том 4, Часть 3, 362.
- ^ Нидхэм, Том 4, Par634.
- ^ Барнс, Рут; Паркин, Дэвид (22 декабря 2015 г.). Корабли и развитие морской техники в Индийском океане . Рутледж. ISBN 978-1-317-79342-7 .
- ^ Гай, Джон (1999). «Модель лодки и государственный ритуал в Восточной Индии». Бюллетень Французской школы Крайнего Востока . 86 : 105–126. дои : 10.3406/befeo.1999.3407 . ISSN 0336-1519 . JSTOR 43732572 .
- ^ Перейти обратно: а б Лоуренс В. Мотт, стр.93
- ^ Лоуренс В. Мотт, стр.92f.
- ^ Лоуренс В. Мотт, Развитие руля направления, 100-1600 гг. н.э.: технологическая сказка , диссертация, май 1991 г., Техасский университет A&M, S.2, 92f.
- ^ Перейти обратно: а б Лоуренс В. Мотт, Развитие руля направления, 100–1600 гг. н. э.: технологическая сказка , диссертация, май 1991 г., Техасский университет A&M, S.118f.
- ^ Воган, Адриан (1991) [1991]. Исамбард Кингдом Брюнель (2-е изд.). Лондон: Джон Мюррей. п. 160. ИСБН 0-7195-4636-2 .
- ^ Беннетт, С. (1986). История техники управления, 1800-1930 гг . Перегринус. п. 98. ИСБН 9780863410475 . Проверено 10 января 2015 г.
- ^ Osmotech UK об использовании и преимуществах носовых подруливающих устройств. Архивировано 26 июля 2013 г., в Wayback Machine.
- ^ «Руль бочкообразного типа делает более быстрые повороты» Popular Mechanics , октябрь 1934 г., внизу справа, стр.495
- ^ Стол, NV Tech (22 июля 2024 г.). «Понимание морских рулей: типы, использование и особенности конструкции» . Морской голос . Проверено 22 июля 2024 г.
{{cite web}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Молланд, Энтони Ф. (13 октября 2011 г.). Справочник морской техники: Руководство по проектированию, постройке и эксплуатации судов . Эльзевир. ISBN 978-0-08-056009-0 .
- ^ «Понимание рулевого устройства на судах» . Морское понимание . 20 февраля 2019 г. Проверено 3 июня 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Лоуренс В. Мотт, Развитие руля направления, 100-1600 гг. н. э.: технологическая сказка , диссертация, май 1991 г., Техасский университет A&M.
- Фэрбанк, Джон Кинг и Мерл Голдман (1992). Китай: новая история; Второе расширенное издание (2006 г.). Кембридж: Массачусетс; Лондон: Издательство Belknap Press Гарвардского университета. ISBN 0-674-01828-1
- Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 3, Гражданское строительство и мореплавание . Тайбэй: Caves Books Ltd.
