Тай-дай

Тай-дай — это термин, используемый для описания ряда методов резистного окрашивания и получаемых в результате окрашенных продуктов этих процессов. Процесс тай-дай обычно состоит из складывания, скручивания, складок или смятия ткани или одежды перед связыванием веревкой или резиновыми лентами с последующим нанесением красителя или красителей. [1] Манипуляции с тканью перед нанесением красителя называются резистами , так как они частично или полностью предотвращают («сопротивляются») нанесенному красителю окрашивание ткани. Более сложное окрашивание тай-дай может включать дополнительные этапы, включая первоначальное нанесение красителя перед резистом, несколько последовательных этапов окрашивания и резиста, а также использование других типов резистов (сшивание, трафареты) и выпуск .
В отличие от обычных техник резиста, современный тай-дай характеризуется использованием ярких, насыщенных основных цветов и смелых узоров. Эти узоры, в том числе спираль , мандала и знак мира , а также использование нескольких ярких цветов, стали клише и стали символами контркультурного движения 1960-х годов. Однако тай-дай не был так выражен в моде даже среди контркультуры, как в последующие годы и в наши дни. Подавляющее большинство одежды и предметов тай-дай, производимых для оптовой продажи, используют этот дизайн, причем многие из них производятся серийно.
В 21 веке в индустрии моды и хобби возродился интерес к более «сложным» техникам окрашивания тай-дай, характеризующимся простыми мотивами, монохромными цветовыми схемами, акцентом на модную одежду и ткани, отличные от хлопка . [2] и стремление к тай-дай как к виду искусства, а не к товару.
Красители, ткани и разрыхлители
[ редактировать ]При крашении галстуков используются различные красители, в том числе бытовые, реактивные для волокон , кислотные и кубовые красители. Большинство ранних (1960-е годы) красителей для тай-дай изготавливались с использованием бытовых красителей, особенно производства Rit. [ нужна ссылка ] . Эти красители были разработаны для использования на различных типах волокон и состояли из нескольких разных красителей, что делало их менее эффективными. [ как? ] и менее стойкие к цвету, чем красители, реагирующие только на волокна.
Большинство красителей в настоящее время окрашиваются красителями, реагирующими с волокнами, — классом красителей, эффективным для целлюлозных волокон, таких как хлопок , конопля , вискоза и лен . Этот класс красителей вступает в реакцию с волокнами при щелочном (высоком) pH , образуя устойчивую к стирке и прочную связь. Кальцинированная сода ( карбонат натрия ) является наиболее распространенным агентом, используемым для повышения pH и инициирования реакции. Ее добавляют либо непосредственно в краситель, либо в водный раствор, в котором одежду замачивают перед окрашиванием. Красители, реагирующие на волокна, относительно безопасны и просты в использовании. [3] и представляют собой те же красители, которые коммерчески используются для окраски целлюлозных тканей.
Волокна на основе белка, такие как шелк , шерсть и перья , а также синтетические полиамидные волокна нейлон могут быть окрашены кислотными красителями . Кислотные красители эффективны при кислом (низком) pH , где они образуют ионные связи с волокном. Кислотные красители также относительно безопасны (некоторые из них используются в качестве пищевых красителей) и просты в использовании. [4] Човые красители , в том числе индиго , представляют собой третий класс красителей, эффективных для целлюлозных волокон и шелка. Красители для ванн нерастворимы в воде в невосстановленной форме, и их необходимо химически восстановить, прежде чем их можно будет использовать для окраски ткани. Это достигается путем нагревания красителя в сильноосновном растворе гидроксида натрия ( щелока ) или карбоната натрия ( едкого поташа ), содержащем восстановитель, такой как гидросульфит натрия или диоксид тиомочевины . Ткань погружается в ванну с красителем, и после удаления краситель окисляется до нерастворимой формы, связываясь с волокном с высокой устойчивостью к стирке. Однако кубовые красители, особенно индиго, после окрашивания необходимо обрабатывать «мылом», чтобы предотвратить стирание (смывание) красителя. [5] Красители для ванны можно использовать для одновременного окрашивания ткани и для удаления нижележащего красителя, реагирующего с волокном (т. е. можно окрасить черную хлопчатобумажную ткань в желтый цвет) благодаря отбеливающему действию восстановительной ванны. Повышенная сложность и проблемы безопасности (особенно при использовании сильных основ, таких как щелочь) ограничивают использование кубовых красителей в красителях для экспертов только экспертами. [ нужна ссылка ]
Разрядные агенты используются для отбеливания цвета ранее окрашенных тканей и могут использоваться в качестве обратного красителя, когда применение агента приводит к потере цвета, а не к его нанесению. Бытовой отбеливатель (гипохлорит натрия) можно использовать для удаления красителей, реагирующих с волокнами, с устойчивых к отбеливанию волокон, таких как хлопок или конопля, но не с шерсти или шелка, хотя результаты могут быть разными, поскольку некоторые красители, реагирующие с волокнами, более устойчивы к отбеливанию. чем другие. Важно отбеливать столько времени, сколько необходимо для получения желаемого оттенка (который будет светлее, чем на влажной, нестиранной ткани), а также нейтрализовать отбеливатель такими веществами, как бисульфит натрия , чтобы предотвратить повреждение волокон. Диоксид тиомочевины — еще одно широко используемое разрыхляющее средство, которое можно использовать для очистки хлопка, шерсти или шелка. Сливная ванна диоксида тиомочевины состоит из горячей воды, слегка щелочной с карбонатом натрия. Результаты сброса диоксида тиомочевины существенно отличаются от сброса хлорной извести из-за характера реакции. Поскольку диоксид тиомочевины отбеливает только в отсутствие кислорода, а отбеливаемая ткань сохраняет кислород, будет наблюдаться фрактальная картина отбеливания. Это резко контрастирует с бытовыми отбеливателями, где отбеливатель легко проникает в ткань (особенно в составах отбеливателей, содержащих моющее средство). Например, если несколько раз сложить ткань и закрепить резист, после обрисовки резиста бытовым отбеливателем получится четкий дизайн, но разряд восстановителей лишь частично проникнет в сопротивляемую область.
В целом, методы выписки, особенно с использованием бытового отбеливателя, представляют собой легкодоступный способ окрашивания без использования часто грязных и относительно дорогих красителей. Особенно легко нанести рисунок на ткань с помощью трафаретов и распыляемых растворов бытового отбеливателя, но сложные и непредвиденные результаты разряда с использованием восстановителей часто превосходят результаты окислительных методов разряда.
Дизайны и узоры
[ редактировать ]
Тай-дай можно использовать для создания самых разнообразных рисунков на ткани: от стандартных узоров, таких как спираль, знак мира, ромб и эффект мрамора, до прекрасных произведений искусства. Используя такие методы, как трафареты (например, трафаретная печать с использованием красителей или разрядных паст), прикрепляемые фигурные блоки и тритик (сшивание и сборка), тай-дай может создать практически любой желаемый дизайн. Если использовать современный набор, то проще выполнить спираль или круг.
История
[ редактировать ]Самые ранние примеры
[ редактировать ]Самые ранние образцы тай-дай на Дальнем Востоке относятся к династии Суй (5 век нашей эры) в Китае . [6]
Самые ранние сохранившиеся образцы доколумбовой тай-дай в Перу датируются периодом с 500 по 810 год нашей эры. Их дизайн включает в себя маленькие круги и линии ярких цветов, включая красный, желтый, синий и зеленый. [7]
Азия
[ редактировать ]
Сибори — это разновидность тай-дай, которая возникла в Японии и практикуется там с 8-го века. Сибори включает в себя несколько трудоемких техник резиста, которые включают вышивание сложных узоров и плотное сборку стежков перед окрашиванием, формирование замысловатых узоров для кимоно , оби и других аксессуаров и одежды . Другой метод шибори — обернуть ткань вокруг стержня из веревки, дерева или другого материала и плотно связать ее веревкой или ниткой. Участки ткани, примыкающие к основе или под переплетом, останутся неокрашенными.
В Индонезии , особенно на Яве , тай-дай известен как джампутан . [8] Другие термины, включая планги и тритик, являются индонезийскими терминами, происходящими от яванских слов, обозначающих методы, связанные с окрашиванием тай-дай. В Индонезии тай-дай можно комбинировать с другими техниками окрашивания, такими как батик-джампутан , в котором тай-дай сочетается с батиковым воскостойким окрашиванием. [9] Икат — это метод окрашивания основы или утка перед тем, как ткань будет соткана.
Бандхани — это индийская форма тай-дай, зародившаяся в западной Индии.
Mudmee Тай-дай родом из Таиланда и соседней части Лаоса . В нем используются формы и цвета, отличные от других типов тай-дай, и цвета, как правило, более приглушенные. Еще одно отличие состоит в том, что базовый цвет — черный.
В книге 1941 года «Тихоокеанские сироты» о Филиппинах было отмечено: «Есть несколько тысяч багобо , которые носят богато украшенную одежду из конопляного волокна, всю связанную и окрашенную в причудливый узор, и которые далее украшать себя большими металлическими дисками».
В Китае , особенно в Дали , провинция Юньнань практикует традиционную форму тай-дай , народ Дали Бай . [10]

Африка
[ редактировать ]тай-дай Техника также использовалась на протяжении веков. [11] [12] [13] в регионе Хауса в Западной Африке , со знаменитыми ямами для окрашивания индиго, расположенными в Кано и его окрестностях , Нигерия . Окрашенная в галстуки одежда затем богато расшивается традиционными узорами. Было высказано предположение, что эти африканские техники послужили источником вдохновения для создания одежды, окрашенной в галстук, которая ассоциировалась с модой хиппи . [14]
На юго-западе Нигерии производят технику, известную как адире , с использованием различных техник резистивного окрашивания.
Тай-дай в западном мире
[ редактировать ]

Окрашивание галстуком стало известно в США к 1909 году, когда профессор Чарльз Э. Пеллоу из Колумбийского университета приобрел несколько образцов окрашенного муслина и впоследствии прочитал лекцию и живую демонстрацию этой техники. [15]
Хотя техники шибори и батика время от времени использовались в западной моде до 1960-х годов, современное психоделическое окрашивание галстуков не стало причудой до конца 1960-х годов, после примера, поданного такими рок-звездами, как Дженис Джоплин и Джон Себастьян (который красил самостоятельно). . [16] Документальный фильм 2011 года « Волшебное путешествие» , в котором показаны любительские кадры, снятые во время автобусного путешествия Кена по стране в 1964 году иконы контркультуры Кизи и его «Веселых шутников» , показывает, как путешественники разрабатывают форму тай-дай, принимая ЛСД возле пруда и заливая эмаль. Нанесите на него краску на основе модели самолета, прежде чем положить белую футболку на поверхность воды. Хотя этот процесс ближе к мраморированию бумаги , в сопроводительном повествовании путешественники заявляют, что изобрели тай-крашение. [17]
Окрашивание в галстуке, особенно после появления доступных красителей, стало популярным как дешевый и доступный способ превратить недорогие футболки, майки, платья, джинсы, армейскую одежду и другие предметы одежды в психоделические творения. [14] [16] Одними из ведущих имен в области тай-дай в то время были Water Baby Dye Works (под руководством Энн Томас и Морин Мубим), Bert Bliss и Up Tied , последний получил премию Coty Award за «выдающийся творческий подход к тканям» в 1970 году. [16] [18] [19] Компания Up Tied создала бархат и шелковый шифон, окрашенный в технике тай-дай, которые использовались для создания эксклюзивных, уникальных в своем роде предметов одежды Холстона , Дональда Брукса и Гейл Киркпатрик. [16] в то время как другой красильщик, Smooth Tooth Inc., красил одежду для Dior и Джонатана Логана. [14] В конце 1960-х годов в Лондоне Гордон Дейтон создал рубашки и брюки тай-дай для молодых модников, которые он продавал через Simpsons of Piccadilly в Лондоне. универмаг [20]
Галерея
[ редактировать ]-
Ассортимент футболок тай-дай
-
Футболку красят в галстуке
-
Фиолетовый тай-дай
-
Ребенок красит футболку
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Текстильные термины» . Университет Джорджа Вашингтона . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Эберт, Эрин. «Чувство моды: тай-дай становится современным» . Саванна сейчас . Morris Publishing, Inc. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 16 ноября 2013 г.
- ^ Берч, Паула. «О красителях, реагирующих на волокна» . Все о ручном окрашивании . Проверено 16 ноября 2013 г.
- ^ Берч, Паула. «Кислотные красители» . Все о ручном окрашивании . Проверено 16 ноября 2013 г.
- ^ «Чановые красители» (PDF) . Иммерсионное крашение с использованием красителей PRO . PRO Химия и красители. Архивировано из оригинала (PDF) 29 апреля 2015 года . Проверено 16 ноября 2013 г.
- ^ Вада, Ёсико Ивамото; Райс, Мэри Келлогг; Бартон, Джейн (2011). Сибори: изобретательное искусство японского фигурного крашения (3-е изд.). Нью-Йорк: Коданша США. стр. 11–13. ISBN 978-1-56836-396-7 .
- ^ «Исследование репликации Амарраса» . Всемирная сеть шибори. 8 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 29 декабря 2012 г. Проверено 15 декабря 2012 г.
- ^ «Представляя радугу культуры» . Джакарта Пост . Проверено 10 марта 2021 г.
- ^ «Джумпутанский батик, традиционная ткань для окрашивания галстуков, оригинал из Индонезии» . катушка (на индонезийском языке) . Проверено 10.03.2021 .
- ^ « Дорога «Нематериального культурного наследия + туризма» «Дали Бай крашения галстуков» - Синьхуанет» .
- ^ «Сейчас тай-дай снова набирает популярность — и вот почему» . СЕГОДНЯ.com . 20 апреля 2020 г. Проверено 21 апреля 2020 г.
- ^ Ходжкин, Томас (1975). Нигерийские перспективы: историческая антология . Оксфордские книги в мягкой обложке. п. 119. ИСБН 978-0-19-285055-3 .
- ^ Генри, Барт (2017). Путешествия и открытия в Северной и Центральной Африке, Том. 1 из 5: Журнал экспедиции, предпринятой под эгидой правительства HBM в 1849–1855 годах (классическое переиздание) . Забытые книги. ISBN 978-1-332-52142-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хоффманн, Фрэнк В.; Уильям Дж. Бэйли (1994). Мода и мерчандайзинг . Нью-Йорк: Хаворт Пресс. стр. 257 . ISBN 1-56024-376-7 .
- ^ Пелью, Чарльз Э. (1909). «Связанная и окрашенная работа: восточный процесс с американскими вариациями» . Ремесленник . 16 : 695–701 . Проверено 15 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Психоделический взгляд на тай-дай» . Журнал ТАЙМ . 26 января 1970 года. Архивировано из оригинала 12 июля 2007 года . Проверено 14 декабря 2012 г. (требуется подписка)
- ^ Алекс Гибни и Элисон Эллвуд (2011) [с кадрами 1964 года]. Волшебное путешествие: Кен Кизи в поисках крутого места (документальный фильм). США: A&E IndieFilms, Phoenix Wiley.
- ^ «Завязывание и окрашивание (8 различных типов и простые техники окрашивания)» . Швейный гид .
- ^ Макдауэлл, Колин (1984). Справочник Макдауэлла по моде двадцатого века . Фредерик Мюллер. стр. 299–301. ISBN 0-584-11070-7 .
- ^ «Брюки Гордона Дейтона из окрашенного в узел шелка» . Виктория и Альберта. 1968 год . Проверено 15 декабря 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Вайнгер, Эрин (29 мая 2003 г.). «Психоделическое начало» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 15 декабря 2012 г.
- Мейлах, Дона (1973). Современный батик и тай-дай . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: ISBN Crown Publishers, Inc. 0-517-50088-4 .
- Белфер, Нэнси (1992). Техники батика и тай-дай . Дуврские публикации. ISBN 0-486-27131-5 .
- Мэйл, Энн (1971). Свяжите и покрасьте как современное ремесло . Taplinger Publishing Co. ISBN издательства 0-8008-7700-4 .
- Саймон-Александр, Шабд (2013). Тай-дай: покрась, носи, поделись . Поттер Ремесло. ISBN 978-0-307-96573-8 .
- Бланкен, Рейн. «Инструкции по окрашиванию галстуков» . О сайте.com. Архивировано из оригинала 27 марта 2014 года . Проверено 15 декабря 2012 г.
- «Тай-Дай Вики» . Архивировано из оригинала 5 июля 2008 г. Проверено 15 декабря 2012 г.
- «Как завязать краску» . Проверено 14 апреля 2014 г.
- «Изучение красителя для галстука Мадми» . Проверено 22 мая 2013 г.
- «Мадми Тай Дай» . Проверено 22 мая 2013 г.
- «Химические красители для галстуков». http://diarylove.com/forum_posts.asp?TID=5070. Архивировано 28 октября 2016 г. в Wayback Machine.
- «Краситель галстука в Таиланде». http://www.kiriwonggroup.com/dye.html. Архивировано 28 октября 2016 г. в Wayback Machine.