Jump to content

Тай-дай

(Перенаправлено с «Тай-дайинг » )
Пример футболки, окрашенной в технике тай-дай
Продолжительность: 1 минута 5 секунд.
Видео о том, как красить тай-дай

Тай-дай — это термин, используемый для описания ряда методов резистного окрашивания и получаемых в результате окрашенных продуктов этих процессов. Процесс тай-дай обычно состоит из складывания, скручивания, складок или смятия ткани или одежды перед связыванием веревкой или резиновыми лентами с последующим нанесением красителя или красителей. [1] Манипуляции с тканью перед нанесением красителя называются резистами , так как они частично или полностью предотвращают («сопротивляются») нанесенному красителю окрашивание ткани. Более сложное окрашивание тай-дай может включать дополнительные этапы, включая первоначальное нанесение красителя перед резистом, несколько последовательных этапов окрашивания и резиста, а также использование других типов резистов (сшивание, трафареты) и выпуск .

В отличие от обычных техник резиста, современный тай-дай характеризуется использованием ярких, насыщенных основных цветов и смелых узоров. Эти узоры, в том числе спираль , мандала и знак мира , а также использование нескольких ярких цветов, стали клише и стали символами контркультурного движения 1960-х годов. Однако тай-дай не был так выражен в моде даже среди контркультуры, как в последующие годы и в наши дни. Подавляющее большинство одежды и предметов тай-дай, производимых для оптовой продажи, используют этот дизайн, причем многие из них производятся серийно.

В 21 веке в индустрии моды и хобби возродился интерес к более «сложным» техникам окрашивания тай-дай, характеризующимся простыми мотивами, монохромными цветовыми схемами, акцентом на модную одежду и ткани, отличные от хлопка . [2] и стремление к тай-дай как к виду искусства, а не к товару.

Красители, ткани и разрыхлители

[ редактировать ]

При крашении галстуков используются различные красители, в том числе бытовые, реактивные для волокон , кислотные и кубовые красители. Большинство ранних (1960-е годы) красителей для тай-дай изготавливались с использованием бытовых красителей, особенно производства Rit. [ нужна ссылка ] . Эти красители были разработаны для использования на различных типах волокон и состояли из нескольких разных красителей, что делало их менее эффективными. [ как? ] и менее стойкие к цвету, чем красители, реагирующие только на волокна.

Большинство красителей в настоящее время окрашиваются красителями, реагирующими с волокнами, — классом красителей, эффективным для целлюлозных волокон, таких как хлопок , конопля , вискоза и лен . Этот класс красителей вступает в реакцию с волокнами при щелочном (высоком) pH , образуя устойчивую к стирке и прочную связь. Кальцинированная сода ( карбонат натрия ) является наиболее распространенным агентом, используемым для повышения pH и инициирования реакции. Ее добавляют либо непосредственно в краситель, либо в водный раствор, в котором одежду замачивают перед окрашиванием. Красители, реагирующие на волокна, относительно безопасны и просты в использовании. [3] и представляют собой те же красители, которые коммерчески используются для окраски целлюлозных тканей.

Волокна на основе белка, такие как шелк , шерсть и перья , а также синтетические полиамидные волокна нейлон могут быть окрашены кислотными красителями . Кислотные красители эффективны при кислом (низком) pH , где они образуют ионные связи с волокном. Кислотные красители также относительно безопасны (некоторые из них используются в качестве пищевых красителей) и просты в использовании. [4] Човые красители , в том числе индиго , представляют собой третий класс красителей, эффективных для целлюлозных волокон и шелка. Красители для ванн нерастворимы в воде в невосстановленной форме, и их необходимо химически восстановить, прежде чем их можно будет использовать для окраски ткани. Это достигается путем нагревания красителя в сильноосновном растворе гидроксида натрия ( щелока ) или карбоната натрия ( едкого поташа ), содержащем восстановитель, такой как гидросульфит натрия или диоксид тиомочевины . Ткань погружается в ванну с красителем, и после удаления краситель окисляется до нерастворимой формы, связываясь с волокном с высокой устойчивостью к стирке. Однако кубовые красители, особенно индиго, после окрашивания необходимо обрабатывать «мылом», чтобы предотвратить стирание (смывание) красителя. [5] Красители для ванны можно использовать для одновременного окрашивания ткани и для удаления нижележащего красителя, реагирующего с волокном (т. е. можно окрасить черную хлопчатобумажную ткань в желтый цвет) благодаря отбеливающему действию восстановительной ванны. Повышенная сложность и проблемы безопасности (особенно при использовании сильных основ, таких как щелочь) ограничивают использование кубовых красителей в красителях для экспертов только экспертами. [ нужна ссылка ]

Разрядные агенты используются для отбеливания цвета ранее окрашенных тканей и могут использоваться в качестве обратного красителя, когда применение агента приводит к потере цвета, а не к его нанесению. Бытовой отбеливатель (гипохлорит натрия) можно использовать для удаления красителей, реагирующих с волокнами, с устойчивых к отбеливанию волокон, таких как хлопок или конопля, но не с шерсти или шелка, хотя результаты могут быть разными, поскольку некоторые красители, реагирующие с волокнами, более устойчивы к отбеливанию. чем другие. Важно отбеливать столько времени, сколько необходимо для получения желаемого оттенка (который будет светлее, чем на влажной, нестиранной ткани), а также нейтрализовать отбеливатель такими веществами, как бисульфит натрия , чтобы предотвратить повреждение волокон. Диоксид тиомочевины — еще одно широко используемое разрыхляющее средство, которое можно использовать для очистки хлопка, шерсти или шелка. Сливная ванна диоксида тиомочевины состоит из горячей воды, слегка щелочной с карбонатом натрия. Результаты сброса диоксида тиомочевины существенно отличаются от сброса хлорной извести из-за характера реакции. Поскольку диоксид тиомочевины отбеливает только в отсутствие кислорода, а отбеливаемая ткань сохраняет кислород, будет наблюдаться фрактальная картина отбеливания. Это резко контрастирует с бытовыми отбеливателями, где отбеливатель легко проникает в ткань (особенно в составах отбеливателей, содержащих моющее средство). Например, если несколько раз сложить ткань и закрепить резист, после обрисовки резиста бытовым отбеливателем получится четкий дизайн, но разряд восстановителей лишь частично проникнет в сопротивляемую область.

В целом, методы выписки, особенно с использованием бытового отбеливателя, представляют собой легкодоступный способ окрашивания без использования часто грязных и относительно дорогих красителей. Особенно легко нанести рисунок на ткань с помощью трафаретов и распыляемых растворов бытового отбеливателя, но сложные и непредвиденные результаты разряда с использованием восстановителей часто превосходят результаты окислительных методов разряда.

Дизайны и узоры

[ редактировать ]
Окрашенный спиральный узор

Тай-дай можно использовать для создания самых разнообразных рисунков на ткани: от стандартных узоров, таких как спираль, знак мира, ромб и эффект мрамора, до прекрасных произведений искусства. Используя такие методы, как трафареты (например, трафаретная печать с использованием красителей или разрядных паст), прикрепляемые фигурные блоки и тритик (сшивание и сборка), тай-дай может создать практически любой желаемый дизайн. Если использовать современный набор, то проще выполнить спираль или круг.

Самые ранние примеры

[ редактировать ]

Самые ранние образцы тай-дай на Дальнем Востоке относятся к династии Суй (5 век нашей эры) в Китае . [6]

Самые ранние сохранившиеся образцы доколумбовой тай-дай в Перу датируются периодом с 500 по 810 год нашей эры. Их дизайн включает в себя маленькие круги и линии ярких цветов, включая красный, желтый, синий и зеленый. [7]

Пример тай-дай Mudmee, вида искусства, зародившегося в Таиланде.

Сибори — это разновидность тай-дай, которая возникла в Японии и практикуется там с 8-го века. Сибори включает в себя несколько трудоемких техник резиста, которые включают вышивание сложных узоров и плотное сборку стежков перед окрашиванием, формирование замысловатых узоров для кимоно , оби и других аксессуаров и одежды . Другой метод шибори — обернуть ткань вокруг стержня из веревки, дерева или другого материала и плотно связать ее веревкой или ниткой. Участки ткани, примыкающие к основе или под переплетом, останутся неокрашенными.

В Индонезии , особенно на Яве , тай-дай известен как джампутан . [8] Другие термины, включая планги и тритик, являются индонезийскими терминами, происходящими от яванских слов, обозначающих методы, связанные с окрашиванием тай-дай. В Индонезии тай-дай можно комбинировать с другими техниками окрашивания, такими как батик-джампутан , в котором тай-дай сочетается с батиковым воскостойким окрашиванием. [9] Икат — это метод окрашивания основы или утка перед тем, как ткань будет соткана.

Бандхани — это индийская форма тай-дай, зародившаяся в западной Индии.

Mudmee Тай-дай родом из Таиланда и соседней части Лаоса . В нем используются формы и цвета, отличные от других типов тай-дай, и цвета, как правило, более приглушенные. Еще одно отличие состоит в том, что базовый цвет — черный.

В книге 1941 года «Тихоокеанские сироты» о Филиппинах было отмечено: «Есть несколько тысяч багобо , которые носят богато украшенную одежду из конопляного волокна, всю связанную и окрашенную в причудливый узор, и которые далее украшать себя большими металлическими дисками».

В Китае , особенно в Дали , провинция Юньнань практикует традиционную форму тай-дай , народ Дали Бай . [10]

Традиционный тай-дай Дали Бай

тай-дай Техника также использовалась на протяжении веков. [11] [12] [13] в регионе Хауса в Западной Африке , со знаменитыми ямами для окрашивания индиго, расположенными в Кано и его окрестностях , Нигерия . Окрашенная в галстуки одежда затем богато расшивается традиционными узорами. Было высказано предположение, что эти африканские техники послужили источником вдохновения для создания одежды, окрашенной в галстук, которая ассоциировалась с модой хиппи . [14]

На юго-западе Нигерии производят технику, известную как адире , с использованием различных техник резистивного окрашивания.

Тай-дай в западном мире

[ редактировать ]
Продавец красителей для галстуков, июль 2013 г.
Окрашенный в галстук лабораторный халат

Окрашивание галстуком стало известно в США к 1909 году, когда профессор Чарльз Э. Пеллоу из Колумбийского университета приобрел несколько образцов окрашенного муслина и впоследствии прочитал лекцию и живую демонстрацию этой техники. [15]

Хотя техники шибори и батика время от времени использовались в западной моде до 1960-х годов, современное психоделическое окрашивание галстуков не стало причудой до конца 1960-х годов, после примера, поданного такими рок-звездами, как Дженис Джоплин и Джон Себастьян (который красил самостоятельно). . [16] Документальный фильм 2011 года « Волшебное путешествие» , в котором показаны любительские кадры, снятые во время автобусного путешествия Кена по стране в 1964 году иконы контркультуры Кизи и его «Веселых шутников» , показывает, как путешественники разрабатывают форму тай-дай, принимая ЛСД возле пруда и заливая эмаль. Нанесите на него краску на основе модели самолета, прежде чем положить белую футболку на поверхность воды. Хотя этот процесс ближе к мраморированию бумаги , в сопроводительном повествовании путешественники заявляют, что изобрели тай-крашение. [17]

Окрашивание в галстуке, особенно после появления доступных красителей, стало популярным как дешевый и доступный способ превратить недорогие футболки, майки, платья, джинсы, армейскую одежду и другие предметы одежды в психоделические творения. [14] [16] Одними из ведущих имен в области тай-дай в то время были Water Baby Dye Works (под руководством Энн Томас и Морин Мубим), Bert Bliss и Up Tied , последний получил премию Coty Award за «выдающийся творческий подход к тканям» в 1970 году. [16] [18] [19] Компания Up Tied создала бархат и шелковый шифон, окрашенный в технике тай-дай, которые использовались для создания эксклюзивных, уникальных в своем роде предметов одежды Холстона , Дональда Брукса и Гейл Киркпатрик. [16] в то время как другой красильщик, Smooth Tooth Inc., красил одежду для Dior и Джонатана Логана. [14] В конце 1960-х годов в Лондоне Гордон Дейтон создал рубашки и брюки тай-дай для молодых модников, которые он продавал через Simpsons of Piccadilly в Лондоне. универмаг [20]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Текстильные термины» . Университет Джорджа Вашингтона . Проверено 10 мая 2022 г.
  2. ^ Эберт, Эрин. «Чувство моды: тай-дай становится современным» . Саванна сейчас . Morris Publishing, Inc. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 16 ноября 2013 г.
  3. ^ Берч, Паула. «О красителях, реагирующих на волокна» . Все о ручном окрашивании . Проверено 16 ноября 2013 г.
  4. ^ Берч, Паула. «Кислотные красители» . Все о ручном окрашивании . Проверено 16 ноября 2013 г.
  5. ^ «Чановые красители» (PDF) . Иммерсионное крашение с использованием красителей PRO . PRO Химия и красители. Архивировано из оригинала (PDF) 29 апреля 2015 года . Проверено 16 ноября 2013 г.
  6. ^ Вада, Ёсико Ивамото; Райс, Мэри Келлогг; Бартон, Джейн (2011). Сибори: изобретательное искусство японского фигурного крашения (3-е изд.). Нью-Йорк: Коданша США. стр. 11–13. ISBN  978-1-56836-396-7 .
  7. ^ «Исследование репликации Амарраса» . Всемирная сеть шибори. 8 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 29 декабря 2012 г. Проверено 15 декабря 2012 г.
  8. ^ «Представляя радугу культуры» . Джакарта Пост . Проверено 10 марта 2021 г.
  9. ^ «Джумпутанский батик, традиционная ткань для окрашивания галстуков, оригинал из Индонезии» . катушка (на индонезийском языке) . Проверено 10.03.2021 .
  10. ^ « Дорога «Нематериального культурного наследия + туризма» «Дали Бай крашения галстуков» - Синьхуанет» .
  11. ^ «Сейчас тай-дай снова набирает популярность — и вот почему» . СЕГОДНЯ.com . 20 апреля 2020 г. Проверено 21 апреля 2020 г.
  12. ^ Ходжкин, Томас (1975). Нигерийские перспективы: историческая антология . Оксфордские книги в мягкой обложке. п. 119. ИСБН  978-0-19-285055-3 .
  13. ^ Генри, Барт (2017). Путешествия и открытия в Северной и Центральной Африке, Том. 1 из 5: Журнал экспедиции, предпринятой под эгидой правительства HBM в 1849–1855 годах (классическое переиздание) . Забытые книги. ISBN  978-1-332-52142-5 .
  14. ^ Перейти обратно: а б с Хоффманн, Фрэнк В.; Уильям Дж. Бэйли (1994). Мода и мерчандайзинг . Нью-Йорк: Хаворт Пресс. стр. 257 . ISBN  1-56024-376-7 .
  15. ^ Пелью, Чарльз Э. (1909). «Связанная и окрашенная работа: восточный процесс с американскими вариациями» . Ремесленник . 16 : 695–701 . Проверено 15 декабря 2012 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д «Психоделический взгляд на тай-дай» . Журнал ТАЙМ . 26 января 1970 года. Архивировано из оригинала 12 июля 2007 года . Проверено 14 декабря 2012 г. (требуется подписка)
  17. ^ Алекс Гибни и Элисон Эллвуд (2011) [с кадрами 1964 года]. Волшебное путешествие: Кен Кизи в поисках крутого места (документальный фильм). США: A&E IndieFilms, Phoenix Wiley.
  18. ^ «Завязывание и окрашивание (8 различных типов и простые техники окрашивания)» . Швейный гид .
  19. ^ Макдауэлл, Колин (1984). Справочник Макдауэлла по моде двадцатого века . Фредерик Мюллер. стр. 299–301. ISBN  0-584-11070-7 .
  20. ^ «Брюки Гордона Дейтона из окрашенного в узел шелка» . Виктория и Альберта. 1968 год . Проверено 15 декабря 2012 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7f7de4f37479e3fd23391c95b84d36f4__1719446460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/f4/7f7de4f37479e3fd23391c95b84d36f4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tie-dye - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)