Гендерное неравенство в Непале
Гендерное неравенство в Непале означает неравенство между мужчинами и женщинами в Непале , стране в Южной Азии, не имеющей выхода к морю. Гендерное неравенство определяется как неравное обращение и возможности из-за предполагаемых различий, основанных исключительно на гендерных вопросах . [1] Гендерное неравенство является основным барьером для человеческого развития во всем мире, поскольку пол является определяющим фактором дискриминации в различных сферах, таких как здравоохранение, образование, политическое представительство и рынки труда. [2] Хотя Непал модернизируется и гендерные роли меняются, традиционно патриархальное общество создает систематические барьеры на пути к гендерному равенству . [3]
Часть серии о |
Женщины в обществе |
---|
![]() |
Глобальные рейтинги
[ редактировать ]По данным Всемирного экономического форума , Глобальный гендерный индекс 2016 года показывает, что Непал занимает 110-е место из 144 стран по гендерному паритету . [4] Оценка Непала по этому индексу составляет 0,661, где 1 соответствует гендерному паритету. [4] Индекс гендерного неравенства Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) дал Непалу оценку 0,497 в 2015 году, где 0 соответствует равенству. [5] В этом индексе, который измеряет репродуктивное здоровье , расширение прав и возможностей и экономический статус, Непал занимает 115-е место из 188 стран по гендерному равенству. [5] Кроме того, Организация Объединенных Наций по делам женщин обнаружила, что Непал занимает 110-е место из 145 стран в Глобальном индексе гендерного разрыва. [6]
Новейшая история
[ редактировать ]Народная война
[ редактировать ]Недавний политический конфликт в Непале, известный как Народная война с 1996 по 2006 год, был инициирован Маоистской коммунистической партией КПН -М , выступающей против монархии. [7] Дополнительными факторами, способствовавшими политическому конфликту в это время, были экономический застой, высокий уровень безработицы, плохое образование, обнищание, продолжающаяся дискриминация и растущий разрыв между элитой и остальной частью страны. [7] Политическая борьба, коррупция и медленный прогресс получили поддержку со стороны бесправных групп, включая женщин, поскольку КПН-М пообещала положить конец феодальной монархии , национализировать ресурсы государства и перераспределить богатство . [7] В 1996 году КПН -М представила правительству набор требований из 40 пунктов, одно из которых конкретно призывало к равенству женщин: « Необходимо остановить патриархальную эксплуатацию и дискриминацию женщин. Дочерям должен быть предоставлен доступ к отцовской собственности». [8]
Оппозиция превратилась в повстанческое движение, вызвавшее вооруженный конфликт . [8] Всенепальская женская ассоциация (Революционная) была сформирована на базе КПН-М для организации массовых кампаний против кастовой и гендерной дискриминации на протяжении всей войны, поощряя женщин к активным действиям и участию в повстанческом движении . [8] Многие женщины считали, что борьба за демократические права должна также быть борьбой за права женщин , требуя юридического равенства , политического участия и расширения социально-экономических прав. [3] На протяжении Народной войны женщины были политическими активистами и партизанами, составляя 40 процентов ополчения, а также жертвами сексуального насилия . [8] После десятилетия конфликта более 13 000 человек погибли и более 200 000 были вынуждены покинуть свои дома . [8] [9]
Повстанческое движение закончилось подписанием в ноябре 2006 года Всеобъемлющего мирного соглашения между правительством Непала и КПН-М. [10] В конце концов было создано временное правительство , в которое вошли маоисты . [10] В декабре 2007 года Непал отменил традиционную монархию и был провозглашен республикой. [11] Выборы состоялись в апреле 2008 года, это было первое голосование в Непале за более чем девять лет. [12] Представители КПН-М получили большинство мест, что квалифицировало их как крупнейшую партию в конституционном собрании того времени. [13] Новое конституционное собрание, состоявшееся в мае 2008 года, официально положило конец 240-летнему правлению монархии в Непале. [3] Беспрецедентное количество женщин и людей из маргинализированных сообществ получили места в этом новом конституционном собрании . [10]
Конституция 2015 года
[ редактировать ]Конституция Непала 2015 года была принята в ответ на десятилетний конфликт Народной войны , утверждая, что Непал примет федерализм . [14] Ратификация конституции была ускорена, чтобы выполнить десятилетние мирные обязательства и сосредоточиться на восстановлении в ответ на землетрясение в Непале 2015 года . [15] Новый документ установил границы семи штатов, но споры вокруг того, следует ли разграничивать Непал по этническому признаку, являются спорными. [14] Дипендра Джа, юрист Верховного суда из Катманду, утверждает, что существует неравное представительство этнических групп, заявляя, что «избирательная система нуждается в реформировании. Штат № 2 с населением 5,4 миллиона человек и штат № 6, с населением в 1,5 миллиона человек, каждый будет иметь равное представительство по восемь мест. Политический класс, в котором доминируют холмы, махинировал по пограничным вопросам, чтобы гарантировать, что Хас Арья, представители горной касты , останутся большинством в шести из семи федеральных штатов». [16] Кроме того, парламент теперь избирается меньшим , чем раньше, пропорциональным представительством : 45 процентов по сравнению с 58 процентами после Народной войны . Однако система пропорционального представительства способствовала равному представительству коренных народов и групп низших каст на выборах, а новая конституция угрожает равному представительству. [14]
Что касается женщин, конституция отрицает возможность женщин передавать гражданство своим детям, но у мужчин практически нет препятствий для передачи гражданства своим детям. [17] Иностранная супруга непальского мужчины может получить непальское гражданство вскоре после свадьбы; однако такого положения не существует для иностранных супругов непальских женщин. [18] Таким образом, одинокие непальские женщины или те, кто состоит в браке с супругом-иностранцем, не могут передать гражданство своим детям, что создает растущую группу детей без гражданства , не имеющих гарантированного доступа к правам и привилегиям, таким как образование и здравоохранение. [19] Таким образом, 2,1 миллиона человек останутся лицами без гражданства в Непале, и благодаря новой конституции ожидается, что это число вырастет. [20]
Экономическое неравенство
[ редактировать ]Профессиональное распределение
[ редактировать ]Хотя численность женщин трудоспособного возраста в стране выше, чем численность мужчин, женщины по-прежнему сильно отстают в плане трудоустройства, а разрыв в оплате труда между полами также огромен. Из общего числа наемных работников в Непале только 22 процента составляют женщины. [21] Только 8,3 процента работающих женщин получают зарплату. [21] Женщины непропорционально представлены в низкоквалифицированных профессиях, таких как ремесло и работа в сфере обслуживания, из-за высокого уровня неграмотности и небольшого количества лет обучения. [21] [22] Семейные гендерные стереотипы и культурные нормы также повлияли на участие женщин на рынках труда. [21] Мужчины преобладают в профессиях, требующих более высокого образования после начальной школы, таких как техники и инженеры. [23] Женщины составляют около 12 процентов населения, трудящихся- мигрантов в таких местах, как Персидский залив и Малайзия. [23] Их ограниченная мобильность для работы за границей является продуктом исторических и патриархальных представлений о том, что женщины должны оставаться в домашнем хозяйстве. Разрыв в заработной плате в Непале огромен: женщины зарабатывают 60 процентов того, что мужчины зарабатывают в формальных секторах экономики. [23]
Непала Основным видом экономической деятельности является сельское хозяйство, обеспечивающее средства к существованию более 75 процентов всего населения. [22] Если женщины не работают в сельском хозяйстве, перспективы трудоустройства женщин в других секторах ограничены. [24] Более того, в последние годы в Непале наблюдается феминизация сельского хозяйства . [24] В то время как мужчины все чаще переходят на несельскохозяйственную работу или мигрируют в городские районы или за пределы Непала в поисках работы, женщины берут на себя сельскохозяйственную деятельность, традиционно разделяемую между мужчинами и женщинами. [24] Женщины составляют около 52 процентов от общей численности населения Непала, и от 75 до 80 процентов женщин занимаются сельским хозяйством в качестве своего основного занятия. [25] Тем не менее, лишь часть этих женщин получает зарплату, а остальные работают не по найму, работая на натуральных фермах своих семей . [23]
Хотя участие женщин в рабочей силе является низким из-за религиозных и традиционных ценностей, все больше женщин выходят на рынок труда из-за улучшения образования, более поздних браков, снижения уровня рождаемости , изменений в культурном отношении к женщинам и экономических потребностей. [23]
Неоплачиваемая работа
[ редактировать ]Неоплачиваемый труд означает производство товаров или услуг в домашнем хозяйстве или сообществе, которые не продаются на рынке, например, уход за детьми, уход за пожилыми людьми и работа по дому. [26] Женщины превосходят мужчин в неоплачиваемой работе и во всех формах труда в Непале. [26] В среднем женщины тратят на неоплачиваемую работу четыре часа в день , а мужчины – менее часа. [26] При рассмотрении всех форм труда, оплачиваемого и неоплачиваемого, организация ActionAid обнаружила, что непальские женщины работают 1,4 часа на каждый час, отработанный непальскими мужчинами. [27] Поскольку неоплачиваемый труд не является денежным и требует приватизации труда в домашнем хозяйстве, трудно количественно оценить экономический вклад такого труда; таким образом, неоплачиваемый труд обычно считается менее ценным, чем оплачиваемый труд. [27]
Замужние женщины обычно несут большую ответственность за заботу о родителях своего мужа, чем о своих собственных. [21] Многие непальские женщины после замужества переезжают к родителям мужа и обычно не имеют права голоса в этом вопросе. [21] Таким образом, сыновья рассматриваются как гарантия для своих родителей в старости, а их жены рассматриваются как неоплачиваемые сиделки. [21] [28] Чтобы подготовиться к своим обязанностям после свадьбы, сыновей чаще отправляют в школу, чтобы заработать деньги на будущее, а дочери остаются дома, чтобы выполнять работу по дому. [26] Такие патриархальные нормы приводят к меньшему участию женщин в процессах принятия решений в семье . [26]
Неравенство в образовании
[ редактировать ]Зачисление в школу
[ редактировать ]
Пол является самым сильным фактором, определяющим посещаемость школы среди сельской молодежи в Непале. [29] Более того, неравенство в образовании гендерное отражает социальное неравенство в Непале. [30] Молодые девушки с большей вероятностью пройдут меньшее количество лет обучения, чем мальчики, потому что их родители по-разному рассматривают подготовку своих детей к взрослой супружеской роли в зависимости от пола. [29] [30] Ожидается, что после замужества женщины оставят семью ради мужа. [30] Кроме того, несельскохозяйственная занятость чаще встречается у мужчин, чем у женщин, и культурные традиции предполагают, что женщины выполняют больше домашней работы, чем мужчины. [30] Высокий приоритет образования мальчиков также объясняется тем фактом, что у девочек остается меньше времени на школьную работу и выполнение домашних дел. [29] Девочки с большей вероятностью провалят национальные экзамены, чем мальчики, из-за разницы во времени, доступном для обучения вне класса, и, в конечном итоге, с меньшей вероятностью пойдут на учебу после начальной школы. [29] Поэтому у молодых девушек меньше шансов получить формальное образование . [29] Семьи также чаще отдают сыновей в частные школы, а дочерей — в государственные школы . [29] Неудивительно, что мужчин, никогда не посещавших школу, меньше (23 процента) по сравнению с женщинами, которые никогда не посещали школу (44 процента). [31] ЮНЕСКО также обнаружила, что 50 процентов учащихся начальной школы бросают учебу в средней школе. [32] Высокий процент отсева среди женщин обусловлен главным образом детскими браками . [21] Слишком большое количество школьного образования для женщин также может привести к уменьшению возможностей для вступления в брак. [21]
Помимо гендерных различий, существуют также кастовые и этнические различия в посещаемости школы и отсеве из начальной школы. [30] Как и в других крупных регионах Южной Азии, кастовая и этническая принадлежность тесно связаны с социально-экономическим статусом . [30] Исследования показывают, что кастовое расслоение отражает уровень образования. Таким образом, существует большее неравенство в охвате школьным обучением детей из беднейших семей, чем из самых богатых семей. [29] [30] Уровень грамотности в семьях низших каст намного ниже, чем в семьях высших каст. [30] Кроме того, дети из низших каст чаще бросают школу, чем дети из высших каст. [32]
Хотя девочки, поступающие в школу, успевают в начальных классах с такой же скоростью, как и мальчики, в начальную школу зачисляется меньше девочек, чем мальчиков. [30] Независимо от успеваемости, девочки часто подвергаются притеснениям со стороны учителей и сверстников-мужчин, особенно на уроках математики . [21] Исследования также показывают, что учителя предъявляют более низкие ожидания к ученицам женского пола, чем к ученикам мужского пола. [21]
Грамотность
[ редактировать ]Как видно из таблицы ниже, уровень грамотности среди городских женщин намного выше, чем среди сельских женщин. [29] [31] [33] Уровень грамотности снижается по мере увеличения возраста для обоих полов, поскольку сегодня школу посещает больше непальской молодежи, чем десятилетием ранее. [31] [33] Однако независимо от географического положения и возрастной группы мужчины имеют более высокий уровень грамотности, чем женщины. [31] [33] Хотя уровень грамотности растет, уровень грамотности среди мужчин по-прежнему выше, чем среди женщин из-за неравного доступа к формальному образованию и зачислению в школу. [33]
Расположение | Городской | Деревенский | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Возрастная группа | Женщины | Мужчины | Общий | Женщины | Мужчины | Общий |
15 лет и старше | 65.8% | 87% | 75.6% | 39.1% | 67.2% | 51.3% |
6 лет и старше | 75.3% | 89.4% | 82.5% | 53.9% | 73% | 61.3% |
Неравенство в отношении здоровья
[ редактировать ]Здравоохранение
[ редактировать ]Препятствия к использованию здравоохранения и услуг в Непале связаны с географической доступностью, ограниченной инфраструктурой здравоохранения, политической нестабильностью, нехваткой ресурсов, низким статусом женщин в обществе, плохой системой связи в сельских районах и нехваткой подготовленных медицинских работников . [34] Плохая дорожная инфраструктура и отсутствие общественного транспорта создают дополнительные препятствия для предоставления медицинских услуг, особенно в сельской местности, поскольку медицинские учреждения сконцентрированы в основном в городских районах. [34] [35] Расходы на здравоохранение часто ложатся на плечи мужчин или пожилых женщин, что может помешать молодым женщинам обращаться за помощью по поводу своих проблем со здоровьем. [35] При наличии медицинских специалистов непальские мужья могут не захотеть отправлять своих жен за медицинскими услугами, если доступен только врач-мужчина. [36] В конечном счете, участие женщин в принятии решений по домашнему хозяйству, трудоустройстве, влияние на их заработок во многом определяет состояние здоровья женщин. [34]
Традиционно свекрови осуществляют основной уход за беременными женщинами. [37] Однако женщины говорят, что чувствуют себя более комфортно при обсуждении своего эмоционального и физического здоровья с мужьями, а не со свекровью . [37] Исследования показывают, что когда мужчины участвуют в медицинских мероприятиях, здоровье женщин улучшается. [38] Кроме того, исследования показывают, что женщины изучают и переучивают большую часть информации, связанной со здоровьем, например, о планировании семьи , когда они получают образование вместе со своими партнерами. [39]
Материнское и репродуктивное здоровье
[ редактировать ]
Сильное предпочтение сыновей в Непале влияет на использование противозачаточных средств , размер семьи, уровень беременности , распределение детей по полу и интервалы между родами. [21] [40] Такая гендерная предвзятость приводит к абортам по признаку пола , вызывая гендерное неравенство и дискриминацию до рождения. [41] Хотя правительство действительно предоставляет первичную медицинскую помощь материнству через медицинские пункты, доступ и качество ограничены, поскольку учреждения плохо оснащены персоналом, не имеющим надлежащей подготовки. [35] Доступ к охране материнского здоровья также во многом определяется экономическим статусом домохозяйства не только потому, что доход отражает способность платить за медицинские услуги, но также доступ к транспорту и географическую доступность. [34] Поэтому большинство родов происходит дома. [36] Кроме того, рождение ребенка считается естественным процессом, и многие женщины не проходят регулярные осмотры. [42] Таким образом, высокие показатели материнской смертности объясняются нехваткой квалифицированных акушерок, небезопасной и антисанитарной практикой родов, а также отсутствием служб неотложной помощи или безопасных домашних родов в сельских общинах. [36] [42] Материнская смертность также объясняется отсутствием полномочий по принятию решений, отсутствием образования, чрезмерным физическим трудом и плохим питанием. [42] В Непале один из самых высоких показателей материнской смертности в мире; однако за последнее десятилетие этот показатель снизился на 50 процентов. [42] [43] В 2014 году материнская смертность составила 258 на каждые 100 000 рождений, что является самым низким показателем, когда-либо наблюдавшимся в Непале. [43]
В Непале высока заболеваемость подростковой беременностью : 40 процентов замужних девушек в возрасте 15–19 лет уже родили хотя бы одного ребенка. [44] Всемирный банк обнаружил, что половина женщин в возрасте 15–49 лет используют противозачаточные средства . [43] Многим молодым женщинам в Непале не хватает полномочий для принятия решений относительно своей сексуальной ориентации , использования противозачаточных средств и размера семьи. [45] Большинство женщин не могут воспользоваться услугами планирования семьи без разрешения своих мужей и семей. [46] Половое воспитание по-прежнему табуировано и не предлагается в большинстве школ. [47] Небезопасные аборты также способствуют высокому уровню материнской смертности в Непале, поскольку аборты были незаконными до 2004 года. [46] Хотя аборты теперь легальны, социальная стигма женщин и ограниченный доступ к безопасным услугам по прерыванию беременности препятствуют материнскому и репродуктивному здоровью . [46]
Семейное неравенство
[ редактировать ]Принятие решений в домашнем хозяйстве
[ редактировать ]
Автономия женщин в принятии решений по домашнему хозяйству меньше, чем у мужчин. [48] Такая способность принимать решения связана с этнической принадлежностью женщин , уровнем депривации, классификацией города/села, образованием и количеством живых детей. [48] Патриархальная структура семьи и религиозные ценности объясняют неравные права мужчин и женщин в принятии решений в семье. [49] Многие женщины в Непале придерживаются мнения, что их дхарма , их религия, моральный долг и универсальный закон — быть послушными, уважительными и доставлять удовольствие своим мужьям. [49] Женщины из среднего и богатого класса, а также женщины из ортодоксальных индуистских общин, как правило, заняты домашним трудом и, таким образом, имеют наименьшие полномочия по принятию решений. [50] Отдаленные, бедные и сельские женщины обладают большей автономией в принятии решений по домашнему хозяйству благодаря их участию в деятельности, приносящей доход, что вносит значительный вклад в семейный доход. [51] Таким образом, вклад в семейный доход создает большее ощущение равенства между женщинами и мужчинами как равными партнерами. [50]
Детские браки
[ редактировать ]Ранние браки являются социальной нормой в Непале и отражают патриархальные ценности. [52] Непал занимает третье место по уровню детских браков в Азии. [53] Непропорционально сильно страдают женщины: 40 процентов браков заключаются с девочками в возрасте 15 лет. [52] Многие женщины начинают рожать детей в возрасте до 20 лет, особенно в сельской местности и регионе Терай . [54] Многие молодые девушки в сельской местности выходят замуж сразу после полового созревания , а иногда и раньше, после чего вскоре следует сексуальная активность. [55] Родители в значительной степени контролируют детские браки своих дочерей, а бедные семьи не хотят тратить ограниченные ресурсы на дочерей, если их дочери не могут обеспечить доход семьи. [56] Таким образом, молодые девушки воспринимаются как обуза для своих родителей, а сыновья должны заботиться о своих родителях в старости. [28] Существует также культурная ценность девственности ; таким образом, ранний брак увеличивает вероятность того, что женщина останется « чистой » до замужества. [56] Кроме того, ранний брак желателен для покорных жен, поскольку молодые женщины с большей вероятностью будут зависеть от своих семей. [56] Женщины в большинстве случаев не имеют права голоса при заключении брака их родителями. [45] Однако формы брака постепенно смещаются от брака по расчету к браку по «любви» с одобрения родителей. [45]
Ранние браки по расчету и раннее рождение детей связаны с более низким уровнем женской автономии , доступа к образованию и возможностям трудоустройства для женщин по сравнению с мужчинами. [54] [57] Серьезные последствия для здоровья детских браков включают раннюю беременность и ее осложнения. [58] Молодые девушки, которых принуждают к вступлению в детские браки, также подвергаются большему риску жестокого обращения, домашнего насилия и оставления. [28]
Хотя Конституция Непала 2015 года объявляет детские браки вне закона как наказуемое правонарушение, брак без согласия явно не запрещен, и многие семьи находят лазейки в законе. Ожидалось, что землетрясение 2015 года увеличит число детских браков , поскольку молодых девушек насиловали во временных убежищах, а семьи выдавали своих дочерей замуж за мужчин старшего возраста в качестве формы защиты от сексуального насилия . [44] [59]
Изнасилование
[ редактировать ]В Непале изнасилование в браке объявлено вне закона в 2006 году. [60]
приданое
[ редактировать ]Приданое — это культурная традиция, согласно которой семья невесты дарит деньги и подарки семье жениха с целью поддержки новой пары. Однако приданое способствовало финансовой зависимости женщин от мужчин и тесно связано с детскими браками . [44] [61] Возраст и уровень образования увеличивают приданое ; таким образом, выдача замуж дочерей младшего возраста обходится дешевле и является единственным вариантом для многих семей, живущих в бедности. [59] Насилие может произойти, если предложено недостаточно приданого, например, избиение, запрет на посещение дома и сожжение невесты . [62] Система приданого является незаконной в Непале, но правительство до сих пор не приняло систематических мер против детей-невест, страдающих от притеснений, связанных с приданым. [63]
Юридическое неравенство
[ редактировать ]Гражданство
[ редактировать ]4,3 миллиона человек в Непале считаются лицами без гражданства . [64] Чтобы ребенок, родившийся в Непале, стал гражданином, оба родителя должны быть гражданами. [17] В отличие от детей, рожденных от отцов-непальцев и матерей-иностранок, детям, рожденным от непальской матери, состоящей в браке с супругом-иностранцем, гражданство не предоставляется. [65] Гражданство определяется по крови; однако эта политика не обеспечивает равный доступ к гражданству для женщин, которые являются трудовыми мигрантами или жертвами торговли людьми . [66] Эти законы непропорционально затрагивают женщин, поскольку в Непале 900 000 детей матерей-одиночек без гражданства по сравнению с 71 000 детей отцов-одиночек. [64]
Права собственности
[ редактировать ]Права на землю и наследование женщин обычно определяются с точки зрения их отношений с мужчинами. [24] различается Хотя распределение земли между кастами и этническими группами , общая социальная норма заключается в том, что женщины не должны владеть землей. [24] Менее 10 процентов женщин владеют около 5 процентами земли по всему Непалу. [25] Кроме того, только 11 процентов женщин имеют эффективный контроль над своей собственностью. [25]
Насилие в отношении женщин
[ редактировать ]Сексуальное насилие
[ редактировать ]Сексуальное насилие в браке или вне брака считается серьезной проблемой общественного здравоохранения и нарушением прав человека в Непале . [21] [47] Уровень сексуального насилия варьируется в зависимости от касты и этнической группы . Например, 55 процентов женщин из группы тхару , принадлежащей к низшей касте, сообщили о том, что подвергались сексуальному насилию в браке, по сравнению с 42 процентами женщин -брахманов и чхетри , принадлежащих к группе более высокой касты. [47] Эти различия могут быть связаны с более низким уровнем образования и более высоким уровнем потребления алкоголя среди тхару, чем среди мужчин и женщин-брахманов/чхетри. [47]
Факторы, которые приводят к сексуальному насилию в браке, включают гендерные ожидания, экономическую зависимость женщин, бедность, употребление алкоголя мужем, недостаток знаний, социальную стигму и отсутствие благоприятной семейной и социальной среды. [67] Многие женщины утверждают, что они не могут защитить себя от сексуального насилия в браке и страдают от психологических проблем со здоровьем после такого опыта. [47] Исследования показывают, что молодые женщины, подвергающиеся сексуальному насилию, изолированы и не имеют возможности получить поддержку. [47] Хотя сексуальное насилие в браке является незаконным, местная полиция и правоохранительные органы до сих пор не знают о существовании таких законов. [45] Многие женщины пострадали от физического , словесного и сексуального насилия в течение 10-летнего периода конфликта, названного Народной войной . [68] Кроме того, многие женщины боятся выступать против нападавшего, опасаясь возмездия или социальной стигмы, окружающей жертв сексуального насилия. [68] Ограничения на сообщение о случаях изнасилования были недавно продлены в 2015 году с 35 до 180 дней; однако многие правозащитники утверждают, что не должно быть никаких ограничений по времени для сообщения об изнасиловании. [69]
В Непале изнасилование в браке объявлено вне закона в 2006 году. [60]
Торговля людьми
[ редактировать ]
Торговля людьми – это эксплуатация людей для принудительного труда или сексуальной эксплуатации и грубейшее нарушение прав человека. [70] [71] В Непале жертв торговли людьми обычно переправляют из сельских районов в городские центры . [70] Торговля людьми в целях сексуальной эксплуатации – это высокодоходный бизнес, ориентированный на уязвимые группы населения. [71] Землетрясение 2015 года увеличило риск торговли людьми из-за повышенной уязвимости и отсутствия безопасности. [72] Многие дети были разлучены со своими семьями во время землетрясения и подвергались большему риску стать жертвами торговли людьми. [72] Мужчины, женщины и дети становятся жертвами торговли людьми, и, согласно оценкам УНП ООН в Глобальном докладе о торговле людьми за 2012 год, дети-жертвы в возрасте до 16 лет составляют 36 процентов всех жертв торговли людьми в Непале. [70] Люди, которых продают для выполнения принудительного труда, обычно становятся домашней прислугой , попрошайками , фабричными рабочими, шахтерами и часто вынуждены работать в индустрии развлечений, в том числе в цирках и порнографии. [73] Кроме того, многих детей из отдаленных бедных районов продают в детские дома, чтобы выманить деньги у богатых иностранцев, которые намерены жертвовать деньги и работать волонтерами вместе с детьми. [74] 80 процентов этих приютов расположены в Катманду , Покхаре и Читване , самых популярных туристических местах страны. [74] Однако у 85 процентов детей в этих детских домах есть хотя бы один живой родитель. [74]
Многие непальцы, которых продают через границу, происходят из отдаленных горных деревень или бедных приграничных общин. [71] Большинство жертв торговли людьми отправляются в Индию и на Ближний Восток. [70] Непал и Бангладеш являются крупнейшими поставщиками человеческого капитала на рынок сексуальной эксплуатации Индии, в основном в публичных домах . [70] По оценкам, ежегодно из Непала вывозят от 12 000 до 15 000 непальских девочек. [72] Большинство девочек, примерно от 5 000 до 10 000 из них ежегодно, продаются в Индию. [75] В целом, по оценкам, от 100 000 до 200 000 непальцев сегодня становятся жертвами торговли людьми в Индии. [71]
Последствия торговли людьми влияют на физическое, эмоциональное и психическое здоровье жертв . Женщины, ставшие жертвами торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации, имеют высокий уровень распространенности ВИЧ-инфекции. [76] Почти все женщины -работницы секс-бизнеса испытывают депрессию, тревогу и/или посттравматическое стрессовое расстройство значительно чаще, чем работники, не занимающиеся секс-бизнесом. [77] Помимо последствий торговли людьми для здоровья, одним из крупнейших факторов риска торговли людьми, особенно для женщин, является бедность. [78]
Охота на ведьм
[ редактировать ]Охота на ведьм в Непале является обычным явлением и направлена особенно против женщин из низших каст. [79] [80] Основные причины насилия, связанного с колдовством, включают широко распространенную веру в суеверия, недостаток образования, недостаточную осведомленность общественности, неграмотность, кастовую систему, доминирование мужчин и экономическую зависимость женщин от мужчин. Жертв этой формы насилия часто избивают, пытают, публично унижают и убивают. Иногда нападениям подвергаются и члены семей обвиняемых. [80] В 2010 году Сарва Дев Прасад Оджа, министр по делам женщин и социального обеспечения, заявил: «Суеверия глубоко укоренились в нашем обществе, и вера в колдовство — одна из худших форм этого». [81]
Третий пол
[ редактировать ]Третий пол — это концепция, согласно которой люди сами по себе или обществом не классифицируются ни как мужчины, ни как женщины. Недавно трансгендеры теперь юридически признаны в Непале в официальных документах как отдельная категория « третий пол ». [82] Этот законодательный процесс был также распространен на другие страны, такие как Индия и Пакистан , и воспринимается как крупная политическая победа. [83] Несмотря на победу, трансгендеры испытывают высокий уровень дискриминации , насилия, притеснений и экономической уязвимости по сравнению с мужчинами из-за культурных табу , связанных с небинарной гендерной идентификацией. [82]
См. также
[ редактировать ]- Права человека в Непале
- Права ЛГБТ в Непале
- Женщины в Непале
- Торговля людьми в Непале
- Образование в Непале
- Здоровье в Непале
- Чаупади
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Парциале, Эми (2008). «Гендерное неравенство и дискриминация» . Энциклопедия деловой этики и общества . SAGE Publications, Inc., стр. 978–981. дои : 10.4135/9781412956260.n365 . ISBN 9781412916523 .
- ^ Наций, ООН. «Индекс гендерного неравенства (ИГН) | Отчеты о человеческом развитии» . hdr.undp.org . Проверено 23 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Агирре, Д.; Пьетропаоли, И. (1 декабря 2008 г.). «Гендерное равенство, развитие и правосудие переходного периода: пример Непала». Международный журнал правосудия переходного периода . 2 (3): 356–377. дои : 10.1093/ijtj/ijn027 . ISSN 1752-7716 .
- ^ Jump up to: а б «Экономика» . Отчет о глобальном гендерном разрыве, 2016 год . Архивировано из оригинала 7 сентября 2017 года . Проверено 23 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Наций, ООН. «|Отчеты о человеческом развитии» . hdr.undp.org . Проверено 23 марта 2017 г.
- ^ «Непал» . evaw-global-database.unwomen.org . Проверено 7 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Правосудие переходного периода в Непале: взгляд на международный опыт комиссий по установлению истины» . Институт мира США . Проверено 3 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Лохани-Чейз, Рама С. (1 сентября 2014 г.). «Протестующие женщины в движении народной войны в Непале». Знаки: Журнал женщин в культуре и обществе . 40 (1): 29–36. дои : 10.1086/676891 . ISSN 0097-9740 . S2CID 143691564 .
- ^ Сингх, Сонал (7 декабря 2004 г.). «Влияние долгосрочного политического конфликта на здоровье населения Непала» . CMAJ: Журнал Канадской медицинской ассоциации . 171 (12): 1499–1501. дои : 10.1503/cmaj.1040777 . ISSN 0820-3946 . ПМК 534599 . ПМИД 15583204 .
- ^ Jump up to: а б с Таманг, Сейра (6 марта 2009 г.). «Политика конфликта и различий или разница конфликта в политике: женское движение в Непале». Феминистский обзор . 91 (1): 61–80. дои : 10.1057/фр.2008.50 . ISSN 0141-7789 . S2CID 56325908 .
- ^ Адхикари, Индра (12 июня 2015 г.). Военные и демократия в Непале . Рутледж. ISBN 9781317589068 .
- ^ «BBC NEWS | Южная Азия | Непал назначает новую дату выборов» . news.bbc.co.uk. 11 января 2008 года . Проверено 3 марта 2017 г.
- ^ «Непал: острая необходимость восстановления верховенства закона» . Хьюман Райтс Вотч . 23 мая 2008 года . Проверено 3 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Хэвиленд, Чарльз (19 сентября 2015 г.). «Почему новая конституция Непала вызывает споры?» . Новости Би-би-си . Проверено 3 марта 2017 г.
- ^ «Новая конституция Непала, вызывающая разногласия: экзистенциальный кризис» . Кризисная группа . 4 апреля 2016 года . Проверено 3 марта 2017 г.
- ^ «Этнические мадхеси Непала борются за достоинство и равенство» . www.aljazeera.com . Проверено 3 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «27 стран ограничивают возможность женщины передать гражданство своему ребенку или супругу» . Исследовательский центр Пью . 5 августа 2014 года . Проверено 3 марта 2017 г.
- ^ «CA отвергает предложение о гендерно-дружественных положениях о гражданстве» . Проверено 3 марта 2017 г.
- ^ «Непальские женщины и безгражданство | Международная идея» . www.idea.int . Проверено 3 марта 2017 г.
- ^ Тинтин, Чен; Пу, Льв (23 мая 2012 г.). «Без гражданства в Новом Непале: инклюзия без гражданства невозможна» . Фонд Азии . Проверено 3 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Ачарья, Сушан (2014). «Гендер, рабочие места и образование, перспективы и реалии в Непале» (PDF) . ЮНЕСКО .
- ^ Jump up to: а б Али, Хасан Ю.; Шилдс, Майкл П. (11 июля 2009 г.). «Гендер и производительность сельского хозяйства в условиях избыточной рабочей силы, традиционная экономика: эмпирические данные из Непала» . Журнал развивающихся регионов . 43 (2): 111–124. дои : 10.1353/jda.0.0069 . ISSN 1548-2278 .
- ^ Jump up to: а б с д и Сиджапати, Бандита; Бхаттараи, Ашим; Патхак, Динеш (2015). «Анализ рынка труда и миграционных тенденций в Непале» (PDF) . Международная организация труда . Архивировано из оригинала (PDF) 8 апреля 2017 года . Проверено 7 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Аллендорф, Кира (7 апреля 2017 г.). «Содействуют ли права женщин на землю расширению прав и возможностей и здоровью детей в Непале?» . Мировое развитие . 35 (11): 1975–1988. дои : 10.1016/j.worlddev.2006.12.005 . ISSN 0305-750X . ПМЦ 3657746 . ПМИД 23700354 .
- ^ Jump up to: а б с «Защита прав женщин на землю и собственность в Непале» . Международная организация по миграции . 28 июня 2016 г. Проверено 7 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Неоплачиваемый труд, бедность и права женщин» (PDF) . УВКПЧ .
- ^ Jump up to: а б «Делаем заботу видимой» (PDF) . Помощь в действиях . 2013. Архивировано из оригинала (PDF) 15 ноября 2017 года . Проверено 7 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «В Непале молодых девушек выдают замуж просто для того, чтобы они могли поесть» . Женщины в мире совместно с The New York Times – WITW . 8 сентября 2016 года . Проверено 7 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ачарья, Сушан (2014). Гендер, рабочие места и образование: перспективы и реалии Непала . Офис ЮНЕСКО в Катманду. ISBN 9789937893220 . OCLC 942883698 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сташ, Шэрон; Ханнум, Эмили (1 января 2001 г.). «Кто ходит в школу? Образовательная стратификация по полу, касте и этнической принадлежности в Непале». Сравнительный обзор образования . 45 (3): 354–378. дои : 10.1086/447676 . JSTOR 10.1086/447676 . S2CID 56241732 .
- ^ Jump up to: а б с д и ЦБС. 2012 г., Национальная перепись населения и жилищного фонда. Катманду, Национальная комиссия по планированию. [1]
- ^ Jump up to: а б «Образование и школьная инфраструктура | Примеры землетрясения в Непале» . сайты.dartmouth.edu . Проверено 7 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Кришна Г.Ч., Радха; Лал Шреста, Небин (2014). «Грамотность и образовательный статус населения Непала». В монографии о народонаселении Непала-2014, том II: социальная демография . 2 : 115–126.
- ^ Jump up to: а б с д Фурута, Мари; Салуэй, Сара (1 марта 2006 г.). «Положение женщины в семье как определяющий фактор использования охраны материнского здоровья в Непале» . Международные перспективы планирования семьи . 32 (1): 17–27. дои : 10.1363/ifpp.32.017.06 . ISSN 0190-3187 . ПМИД 16723298 .
- ^ Jump up to: а б с Симхада, Б (2006). «Основные проблемы и ключевые вопросы материнского здоровья в Непале» (PDF) . Медицинский журнал Университета Катманду . 4 (2): 258–263. ПМИД 18603913 .
- ^ Jump up to: а б с Шакья, Кушум; МакМюррей, Кристина (1 января 2001 г.). «Неонатальная смертность и материнское здоровье в Непале: поиск закономерностей связи» . Журнал биосоциальных наук . 33 (1): 87–105. дои : 10.1017/S0021932001000876 . ISSN 1469-7599 . ПМИД 11316397 .
- ^ Jump up to: а б Маллани, Бритта К. (1 июня 2006 г.). «Барьеры и отношение к содействию участию мужей в охране материнского здоровья в Катманду, Непал». Социальные науки и медицина . Часть спецвыпуска: Подарочный конь или троянский конь? Перспективы социальных наук в доказательном здравоохранении. Часть Специальный выпуск: Подарочный конь или троянский конь? Перспективы социальных наук в области доказательного здравоохранения. 62 (11): 2798–2809. doi : 10.1016/j.socscimed.2005.11.013 . ПМИД 16376007 .
- ^ Маллани, Бритта С.; Беккер, С.; Хиндин, MJ (1 апреля 2007 г.). «Влияние включения мужей в службы дородового санитарного просвещения на практику охраны материнского здоровья в городах Непала: результаты рандомизированного контролируемого исследования» . Исследования в области санитарного просвещения . 22 (2): 166–176. дои : 10.1093/ее/cyl060 . ISSN 0268-1153 . ПМИД 16855015 .
- ^ Маллани, Британская Колумбия; Лаки, Б; Шреста, Д; Хиндин, MJ; Беккер, С. (1 января 2009 г.). «Влияние участия мужей в услугах дородового санитарного просвещения на знания о здоровье матери» . Журнал Непальской медицинской ассоциации . 48 (173): 28–34. дои : 10.31729/jnma.191 . ISSN 0028-2715 . ПМИД 19529055 .
- ^ Арнольд Ф. «Гендерные предпочтения детей» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Выбор пола приводит к опасному гендерному дисбалансу; новая программа по устранению коренных причин | ЮНФПА – Фонд ООН в области народонаселения» . www.unfpa.org . Проверено 23 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Роман, Шреста (1 января 2012 г.). «Материнская смертность в Непале: решение проблемы» . Журнал запросов . 4 (10).
- ^ Jump up to: а б с «Гендер | Данные» . data.worldbank.org . Проверено 23 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Положить конец безнаказанности детских браков в Непале» (PDF) . Объединенные Нации. 2016.
- ^ Jump up to: а б с д Пури, Махеш; Шах, Икбал; Таманг, Джьотсна (5 февраля 2010 г.). «Изучение природы и причин сексуального насилия в браке среди молодых женщин в Непале». Журнал межличностного насилия . 25 (10): 1873–1892. дои : 10.1177/0886260509354514 . ПМИД 20139347 . S2CID 38790097 .
- ^ Jump up to: а б с Шакья, Ганга; Кишор, Сабитри; Птица, Черри; Барак, Дженнифер (1 января 2004 г.). «Реформа закона об абортах в Непале: право женщин на жизнь и здоровье». Репродуктивное здоровье имеет значение . 12 (суп24): 75–84. дои : 10.1016/S0968-8080(04)24007-1 . ISSN 0968-8080 . ПМИД 15938160 . S2CID 32762426 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Пури, Махеш; Таманг, Джьотсна; Шах, Икбал (1 января 2011 г.). «Страдание в тишине: последствия сексуального насилия в браке среди молодых женщин Непала» . BMC Общественное здравоохранение . 11:29 . дои : 10.1186/1471-2458-11-29 . ISSN 1471-2458 . ПМК 3091539 . ПМИД 21223603 .
- ^ Jump up to: а б Кабир, Наиля (1 июля 1999 г.). «Ресурсы, агентство, достижения: размышления об измерении расширения прав и возможностей женщин» . Развитие и изменения . 30 (3): 435–464. дои : 10.1111/1467-7660.00125 . ISSN 1467-7660 . S2CID 145800315 .
- ^ Jump up to: а б Беннетт, Линн, Ф. (1 января 1989 г.). Опасные жены и священные сестры: социальные и символические роли женщин из высших каст в Непале . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231046657 . OCLC 475451313 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Ачарья, М; Беннетт, Л. «Женщины и натуральный сектор. Экономическое участие и принятие решений домохозяйствами в Непале» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Ачарья, Дев Р.; Белл, Жаклин С.; Симхада, Падам; ван Тейлинген, Эдвин Р.; Регми, Прамод Р. (1 января 2010 г.). «Женская автономия в принятии решений по дому: демографическое исследование в Непале» . Репродуктивное здоровье . 7:15 . дои : 10.1186/1742-4755-7-15 . ISSN 1742-4755 . ПМЦ 2914657 . ПМИД 20630107 .
- ^ Jump up to: а б Антай, Дидди; Намасиваям; Осуора; Сайед (27 июля 2012 г.). «Роль гендерного неравенства в доступе женщин к услугам по охране репродуктивного здоровья: исследование на уровне населения Намибии, Кении, Непала и Индии» . Международный журнал женского здоровья . 4 : 351–64. дои : 10.2147/ijwh.s32569 . ПМЦ 3422107 . ПМИД 22927766 .
- ^ «Познакомьтесь с непальскими невестами и женихами» . Девушки, а не невесты . Проверено 7 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Чхве, Минья Ким; Тапа, Шьям; Мишра, Винод (1 марта 2005 г.). «Ранние браки и раннее материнство в Непале» . Журнал биосоциальных наук . 37 (2): 143–162. дои : 10.1017/S0021932003006527 . ISSN 1469-7599 . PMID 15768770 . S2CID 30168778 .
- ^ Махеш, Пури (1 января 2009 г.). Непреднамеренная беременность среди молодых пар в Непале Факторы и последствия нежелательной беременности . ВДМ Верлаг Доктор Мюллер. ISBN 9783639149975 . OCLC 725039249 .
- ^ Jump up to: а б с Уорнер, Элизабет (2011). «За свадебной фатой: детские браки как форма торговли девочками» . Журнал гендера, социальной политики и права . 12 : 233–271.
- ^ Радж, Анита (1 ноября 2010 г.). «Когда мать — ребенок: влияние детских браков на здоровье и права девочек» . Архив болезней в детстве . 95 (11): 931–935. дои : 10.1136/adc.2009.178707 . ISSN 0003-9888 . ПМИД 20930011 . S2CID 41625496 .
- ^ «Я еще ребенок, но я беременна, поэтому чувствую себя странно» . Хьюман Райтс Вотч . 8 сентября 2016 года . Проверено 7 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «После землетрясения в Непале резко возрастет количество детских браков и торговли людьми – благотворительность» . news.trust.org . Фонд Томсон Рейтер . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Бхаттараи, Тара (18 января 2012 г.). «Табу подрывают закон Непала об изнасиловании в браке | Женские электронные новости» . Женские электронные новости . Проверено 31 января 2012 г.
- ^ Ученый совет системы ООН. «Фемицид» (PDF) . Женевская декларация .
- ^ Шакья, Аиша. « Мой муж и родственники мужа оставили меня умирать » . nepalitimes.com . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ «Непал запрещает приданое и дискриминацию по кастовому признаку» . ОВАСА . Архивировано из оригинала 23 марта 2017 года . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Когда непальские женщины становятся жертвами торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации, их дети тоже расплачиваются за это | В целом» . В широком смысле . Проверено 7 апреля 2017 г.
- ^ «Анализ непальских законов о гражданстве с гендерной точки зрения - Форум женщин, права и развития - FWLD» . Форум женщин, права и развития – FWLD . Проверено 7 апреля 2017 г.
- ^ «Вас перенаправляют…» thehimalayantimes.com . 21 сентября 2015 года . Проверено 7 апреля 2017 г.
- ^ Пури, Махеш; Шах, Икбал; Таманг, Джьотсна (1 октября 2010 г.). «Изучение природы и причин сексуального насилия в браке среди молодых женщин Непала». Журнал межличностного насилия . 25 (10): 1873–1892. дои : 10.1177/0886260509354514 . ISSN 1552-6518 . ПМИД 20139347 . S2CID 38790097 .
- ^ Jump up to: а б «Замолчать и забыть» . Хьюман Райтс Вотч . 23 сентября 2014 года . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ «Срок давности по изнасилованию продлен до 180 дней» . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Шреста, Роман; Карки, Прамила; Сувал, Аша; Копенхейвер, Майкл (15 июля 2015 г.). «Знания, осведомленность и отношение к сексуальной торговле среди студенток-подростков в Непале: перекрестное исследование» . ПЛОС ОДИН . 10 (7): e0133508. Бибкод : 2015PLoSO..1033508S . дои : 10.1371/journal.pone.0133508 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 4503642 . ПМИД 26177534 .
- ^ Jump up to: а б с д Жоффрес, Кристина; Миллс, Эдвард; Жоффрес, Мишель; Ханна, Тинку; Валия, Харлин; Грунд, Дэррин (1 января 2008 г.). «Сексуальное рабство без границ: торговля людьми с целью коммерческой сексуальной эксплуатации в Индии» . Международный журнал справедливости в здравоохранении . 7:22 . дои : 10.1186/1475-9276-7-22 . ISSN 1475-9276 . ПМК 2569945 . ПМИД 18817576 .
- ^ Jump up to: а б с Джонс, Сэм (25 октября 2015 г.). «Землетрясения в Непале оставляют горькое наследие, поскольку дети становятся добычей торговцев людьми» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 7 апреля 2017 г.
- ^ «Страновые рассказы: страны от N до Z» . Государственный департамент США . Проверено 7 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Паттиссон, Пит (26 мая 2014 г.). «Фальшивая торговля сиротами в Непале подогревается ростом «волонтуризма» » . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 7 апреля 2017 г.
- ^ Койрала А., Банскота Х.К., Хадка Б.Р.: Трансграничный перехват – стратегия предотвращения торговли женщинами из Непала. Международная конференция по СПИДу: 15. 2004, 11–16 июля
- ^ Сильверман, Джей Г.; Декер, Мишель Р.; Гупта, Джумка; Махешвари, Айония; Уиллис, Брайан М.; Радж, Анита (1 августа 2007 г.). «Распространенность ВИЧ и предикторы заражения среди непальских девушек и женщин, ставших жертвами сексуальной торговли» . ДЖАМА . 298 (5): 536–542. дои : 10.1001/jama.298.5.536 . ISSN 1538-3598 . ПМИД 17666674 .
- ^ Цуцуми, Ацуро; Изуцу, Такаши; Пудьял, Амод К.; Като, Сейка; Маруи, Эйдзи (1 апреля 2008 г.). «Психическое здоровье женщин, переживших торговлю людьми в Непале». Социальные науки и медицина . 66 (8): 1841–1847. doi : 10.1016/j.socscimed.2007.12.025 . ISSN 0277-9536 . ПМИД 18276050 . S2CID 624520 .
- ^ Ричардсон, Дайан; Пудель, Мина; Лори, Нина (1 июня 2009 г.). «Сексуальная торговля людьми в Непале: формирование гражданства и средств к существованию». Пол, место и культура . 16 (3): 259–278. дои : 10.1080/09663690902836300 . ISSN 0966-369X . S2CID 145200162 .
- ^ Шреста, Дипеш (15 февраля 2010 г.). «Охота на ведьм среди женщин из низших каст в Непале» . «Дейли телеграф» . ISSN 0307-1235 . Проверено 20 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Исследование насилия в связи с обвинениями в колдовстве и сексуальном насилии» (PDF) . Центр обслуживания неформального сектора. 2011 . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ «Жертва охоты на ведьм рассказывает о пытках» . Новости АВС . 7 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Янг, Холли (12 февраля 2016 г.). «Права трансгендеров: познакомьтесь с лицом прогрессивного движения «третьего пола» в Непале» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 7 апреля 2017 г.
- ^ Халили, Хома (16 апреля 2014 г.). «Хиджра: третий пол Индии претендует на свое место в законе» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 7 апреля 2017 г.