До свидания, Ленин!
До свидания, Ленин! | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Вольфганг Беккер |
Написал |
|
Продюсер: | Стефан Арндт |
В главных ролях | |
Кинематография | Мартин Кукула |
Под редакцией | Питер Р. Адам |
Музыка |
|
Производство компания | Творческий пул X-Filme |
Распространено | X Verleih AG (через Warner Bros. [ 1 ] [ 2 ] ) |
Дата выпуска |
|
Время работы | 121 минута |
Страна | Германия |
Язык | немецкий |
Бюджет | 9,6 млн немецких марок ( 4,8 млн евро ) (ок. долларов США ) 6,5 млн |
Театральная касса | 79 миллионов долларов |
До свидания, Ленин! — немецкий трагикомедия 2003 года режиссёра Вольфганга Беккера . В актерский состав вошли Даниэль Брюль , Катрин Сасс , Чулпан Хаматова и Мария Симон . История рассказывает о семье из Восточной Германии (ГДР); мать (Сасс) предана делу социализма и впадает в кому в октябре 1989 года, незадолго до мирной революции в ноябре. Когда она просыпается восемь месяцев спустя, в июне 1990 года, ее сын (Брюль) пытается защитить ее от фатального потрясения, скрывая падение Берлинской стены и крах коммунизма в Восточной Германии. [ 3 ]
Большинство сцен было снято на аллее Карла Маркса в Берлине и в районе Платтенбаутен возле Александерплац . Прощай, Ленин! 2003 года получил множество наград, в том числе Европейскую кинопремию за лучший фильм и премию немецкого кино за лучший игровой фильм . [ 4 ] [ 5 ]
Сюжет
[ редактировать ]Действие фильма происходит в Восточном Берлине в период с октября 1989 года до нескольких дней после воссоединения Германии в октябре 1990 года.
Алекс Кернер живет со своей матерью Кристианой, сестрой Арианой и маленькой дочерью Арианы Паулой. Отец Алекса якобы бросил семью ради любовницы на Западе в 1978 году. Его мать вступила в Социалистическую единую партию и посвящает свое время защите интересов граждан. Алексу противно празднование 40-летия Восточной Германии , и он участвует в антиправительственной демонстрации . их разлучает, Там он встречает девушку, но народная полиция прежде чем они успевают представиться.
Кристиана, видя, как арестовывают и избивают Алекса, страдает сердечным приступом и впадает в кому, потому что поначалу никто не приходит ей на помощь. Посещая свою мать в больнице, Алекс обнаруживает, что ее медсестра Лара - это девушка с демонстрации. она (студентка по обмену из Советского Союза Вскоре после этого ) и Алекс начинают встречаться.
Эрих Хонеккер уходит в отставку, к власти приходит Эгон Кренц , границы открываются, Берлинская стена падает , Восточная Германия проводит свободные выборы , и капитализм приходит в Восточный Берлин. Алекс начинает работать в западногерманской фирме по продаже и установке спутниковых антенн . Он дружит с западным коллегой, начинающим режиссером Денисом Домашке. Университет Арианы закрывается, и вместо изучения экономической теории она теперь работает в Burger King и встречается с его менеджером (Райнером, который переезжает в их квартиру).
Через восемь месяцев Кристиана выходит из комы. Ее врач предупреждает ее семью, что она все еще слаба и любое потрясение может вызвать новый, возможно, смертельный сердечный приступ. Алекс решает скрыть от нее глубокие социальные изменения и поддерживать иллюзию, что Германская Демократическая Республика такая же, какой была до ее комы. Он, Ариана и Лара забирают свою старую восточногерманскую мебель со склада, одеваются в старую одежду и переупаковывают новую западную еду в старые восточногерманские банки. Обман становится все более сложным, поскольку Кристиана становится свидетельницей странных явлений, таких как гигантский баннер Coca-Cola на соседнем здании. Денис и Алекс создают фальшивые новостные передачи из старых новостных лент Восточной Германии, чтобы объяснить эти странные события. Алексу и Ариане не удается вовремя найти, где Кристиана хранит свои сбережения (в восточногерманских марках ), чтобы обменять их на западногерманские марки до истечения установленного срока.
Кристиана становится сильнее и однажды выходит на улицу, пока Алекс спит. Она видит сложенную на улице старую восточногерманскую мебель своих соседей, выставленные на продажу новые западногерманские автомобили, рекламу западных корпораций и статую Ленина , улетающую на вертолете. Алекс и Ариана забирают ее домой и показывают фальшивый выпуск новостей, в котором объясняется, что Восточная Германия теперь принимает беженцев с Запада после экономического кризиса там.
На семейной даче Кристиана раскрывает собственную тайну: ее муж сбежал не из-за любовницы, а из-за трудностей, с которыми он столкнулся из-за отказа вступить в правящую партию. Планировалось, что к нему присоединятся остальные члены семьи. Кристиана, опасаясь, что правительство заберет ее детей, если что-то пойдет не так, решила остаться. Вопреки тому, что она рассказывала своим детям, их отец написал много писем, которые она спрятала. Когда она заявляет о своем желании увидеться с мужем в последний раз, чтобы загладить свою вину, у нее случается рецидив, и ее снова отправляют в больницу.
Алекс знакомится со своим отцом Робертом, который снова женился, имеет двоих детей и живет в Западном Берлине . Он убеждает его увидеть Кристиану в последний раз. Под давлением необходимости раскрыть правду о падении Востока Алекс создает последний сегмент фейковых новостей, убеждая таксиста (который либо является, либо сильно напоминает космонавта Зигмунда Йена , первого немца в космосе и героя детства Алекса) действовать в ложные новости сообщают о новом лидере Восточной Германии и произносят речь об открытии границ с Западом. Однако, без ведома Алекса, Лара уже рассказала Кристиане об истинных политических событиях ранее в тот же день.
Кристиана умирает через два дня, пережив Германскую Демократическую Республику на три дня после воссоединения Германии. Семья и друзья развеивают ее прах по ветру, используя игрушечную ракету, которую Алекс сделал вместе со своим отцом в детстве.
Бросать
[ редактировать ]- Даниэль Брюль в роли Александра «Алекса» Кернера
- Нико Ледермюллер в роли 11-летнего Алекса
- Катрин Сасс в роли Кристианы Кернер
- Чулпан Хаматова в роли Лары
- Мария Саймон в роли Арианы Кернер
- Флориан Лукас в роли Дениса Домашке
- Александр Бейер, как Райнер
- Бургхарт Клауснер в роли Роберта Кернера
- Майкл Гвисдек, как Клапрат
- Кристина Шорн, как миссис Шефер
- Юрген Хольц, как герр Квайт
- Йохен Штерн, как мистер Мелерт
- Стефан Вальц в роли Зигмунда Яна таксиста, похожего на
- Эберхард Кирхберг, как доктор Вагнер
- Ханс-Уве Бауэр, как доктор. Мьюз
Разработка
[ редактировать ]Режиссеру Вольфгангу Беккеру — работа над «Прощай, Ленин!». началось летом 1999 года. [ 6 ] но для сценариста Бернда Лихтенберга работа началась почти десять лет назад. Опыт Лихтенберга периода воссоединения как жителя Нового Западного Берлина в том же возрасте, что и его главный герой Алекс, сформировался в историю, которая уже включала многие аспекты более позднего фильма, но сначала оказалась «в ящике стола» на несколько лет. Он заявил: «У меня было ощущение, что просто еще не пришло подходящее время». Ситуация изменилась только тогда, когда он увидел книгу Беккера «Жизнь — это все, что ты получишь» (нем. Das Leben ist eine Baustelle ). Особенно интересуясь сочетанием грусти и комедии, которое он сам также задумал для своего фильма, он считал, что нашел подходящего человека, который воплотит свою идею в жизнь. Он не ошибся. [ 7 ] «Внезапно появилась эта энергия», - вспоминает продюсер Стефан Арндт ; когда он и Беккер прочитали 5-страничный синопсис , «тогда мы точно знали, что можем рассказать все, что так сильно хотели рассказать». [ 8 ]
Тем не менее, завершить сценарий было непросто. Предположительно, для завершения сценария им потребовалось шесть черновиков плюс несколько промежуточных версий. Лихтенберг сам написал первые черновики. Он поддерживал тесный контакт с Беккером, который высказывал свою критику, особенно в отношении персонажей. Это был важный момент для них обоих, поэтому они спорили, поскольку оба хотели рассказать историю «через персонажей». Наиболее радикальному изменению подвергся Денис, поскольку из главного героя он превратился в второстепенного. Роль Дениса, который ранее задумывался как молодой толстый мальчик из Турции, которого должны были выдать замуж против его воли, достался режиссеру-любителю, столь же смело-творческому, сколь и практичному. После завершения сценария, над которым сценарист и продюсер работали вместе под конец, их сотрудничество не закончилось. Во время самих съемок Лихтенберг участвовал всякий раз, когда Беккер хотел новых изменений. [ 7 ] [ 9 ]
Саундтрек
[ редактировать ]Музыку к фильму написал Ян Тирсен , за исключением версии «Лето 78» в исполнении Клэр Пише . Стилистически музыка очень похожа на более раннюю работу Тирсена над саундтреком к «Амели» . В обоих фильмах используется одна фортепианная композиция «Comptine d'un autre été: L'après-midi».
Включены несколько известных восточногерманских песен. Двое детей, члены пионерской организации Эрнста Тельмана , поют « Unsere Heimat » («Наша Родина»). Друзья Кристианы (живущие в том же здании) сопровождают « Bau Auf! Bau Auf! » («Строй! Строй!»), еще один гимн Свободной немецкой молодежи . Последний фейковый выпуск новостей с участием Зигмунда Йена представляет собой воодушевляющее исполнение государственного гимна Восточной Германии « Auferstanden aus Ruinen ».
Остальжи
[ редактировать ]Алекс создает вымышленные выпуски новостей, чтобы обмануть свою мать их прежним восточногерманским образом жизни и коммунистической средой. Он изо всех сил использует продукты Восточной Германии, такие как корнишоны Шпревальд , чтобы обмануть свою мать и создать фантазию. Его старшая сестра Ариана быстро перенимает новые западные идеалы и образ жизни, но Алексу это не так-то просто. Остальжи — это немецкий неологизм, обозначающий ностальгию по некоторым аспектам жизни в бывшей Восточной Германии, которая является общей темой в « Прощай, Ленин!» Алекс проявляет признаки остальгии , когда начинает все чаще критиковать западные изменения сами по себе. [ 10 ]
Недавно немецко-американский историк Андреас Даум предложил новую интерпретацию, выходящую за рамки парадигмы остальгии . Он утверждает, что попытки Алекса представить своей матери альтернативный рассказ о том, что произошло во время ее комы, не направлены на сохранение прошлого состояния или фальсификацию истории. Вместо этого они используют контрфактическую историю, чтобы справиться с тревожным опытом драматических перемен. Шарады Алекса — это каналы, которые позволяют всем персонажам, включая его самого, двигаться от того, с чем они были знакомы, к новому будущему. С этой точки зрения « Прощай, Ленин!» не отражает ни ностальгической привязанности к прошлому, ни его ретроспективной идеализации, но фильм демонстрирует творческий подход к социальным трансформациям, даже за пределами специфической восточногерманской обстановки. [ 11 ]
Прием
[ редактировать ]Фильм получил в целом положительные отзывы. Он имеет рейтинг 90% на Rotten Tomatoes и оценку 68 из 100 на Metacritic по мнению 32 критиков. [ 12 ] Журнал Empire дал фильму четыре звезды из пяти, заявив: «Гениальная идея, которая забавна, трогательна и — ох! — даже заставляет задуматься». [ 13 ] Журнал также поставил его на 91-е место в «100 лучших фильмах мирового кино» в 2010 году. [ 14 ]
Прощай, Ленин! его часто противопоставляют «Жизньм других» , вышедшему на экраны три года спустя, в 2006 году. Оба фильма изображают наследие Восточной Германии, но в совершенно разных тонах. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Похвалы
[ редактировать ]Прощай, Ленин! был представлен на рассмотрение премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке , но не номинирован. [ 18 ]
Приспособление
[ редактировать ]Неофициальный духовный индийский ремейк « Прощай, Ленин!» был выпущен 17 лет спустя в виде хинди комедии-драмы на языке «Дурдаршан» , также называемой измененным названием « Дор Ке Даршан» ; сценарий и режиссер Гаган Пури, он исследует попытки семьи воссоздать ушедшую эпоху, чтобы не допустить шока для матроны семьи, когда она выздоравливает через 30 лет после впадения в кому.
См. также
[ редактировать ]- Шпревальдские корнишоны — одно из блюд, которое хочет Кристиана.
- Остальгия , ностальгия по Восточной Германии.
- Дукуду , индийско-телугуский фильм с похожим сюжетом.
- La Dolce Vita , происхождение последовательности статуй вертолета
- Список заявок на 76-ю церемонию вручения премии Оскар за лучший фильм на иностранном языке
- Список немецких заявок на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кей, Джереми (25 февраля 2003 г.). «Прощай, Ленин парит в Германии для Warner Bros» . Экран Интернешнл . Проверено 20 апреля 2022 г.
- ^ Блейни, Мартин (19 февраля 2003 г.). «Прощай, Ленин! – успехов в стране и за рубежом» . Экран Интернешнл . Проверено 20 апреля 2022 г.
- ^ «ДО СВИДАНИЯ, ЛЕНИН! (2003)» . БФИ . Архивировано из оригинала 11 августа 2016 года . Проверено 3 октября 2019 г.
- ^ «10 великих немецких фильмов 21 века» . Британский институт кино . Проверено 3 октября 2019 г.
- ^ Прощай, Ленин! - IMDb , дата обращения 3 октября 2019 г.
- ^ «Аудиокомментарий Вольфганга Беккера». До свидания, Ленин! . X-издание. 2003.
- ^ Перейти обратно: а б « Бернд Лихтенберг: Семейная история ». До свидания, Ленин! . X издание. 2003.
- ^ Стефан Арндт: Забытый год. В: Михаэль Тётеберг (ред.): Прощай, Ленин! Шварцкопф и Шварцкопф, Берлин, 2003 г.
- ^ «Боль уходит, фильм остается — создание» « . , Ленин!» Прощай
- ^ «Прощай, Ленин, здравствуй, «Остальжи» » . Зеленый левый еженедельник . 6 сентября 2016 г. Проверено 15 декабря 2017 г.
- ^ Даум, Андреас В. , « Прощай, Ленин! (2003): Борьба с переменами - и будущее в контрфактическом контексте». Немецкие киноистории: исторические портреты , изд. Николая Ханнига и др. ал. Геттинген: Вальштайн, 2023, 222, 225–6.
- ^ «Прощай, Ленин! Отзывы критиков» . www.metacritic.com . Проверено 25 июля 2024 г.
- ^ «Империя, прощай, Ленин! Рецензия на фильм Empireonline.com . Архивировано из оригинала 21 октября 2013 года . Проверено 15 октября 2015 г.
- ^ «100 лучших фильмов мирового кино» . Империя .
- ^ Кляйн, Эзра (5 июня 2007 г.). «Критика жизни других» . Американский проспект . Проверено 6 июня 2019 г.
- ^ Крич, Дженнифер (2009). «Несколько хороших людей: гендер, идеология и нарративная политика в жизни других и прощай, Ленин! ». Женщины в немецком ежегоднике . 25 : 100–126. JSTOR 20688315 .
- ^ Брэдшоу, Питер (13 апреля 2007 г.). «Жизнь других» . Хранитель . Проверено 6 июня 2019 г.
- ^ Меза, Эд (17 сентября 2003 г.). « Ленин» — номинант премии «Оскар» от Германии» . Разнообразие . Проверено 23 июня 2018 г.
- ^ «Фильм 2004 года» . Британская академия кино и телевизионных искусств . Проверено 27 августа 2016 г.
- ^ Фуше, Гвледис (24 февраля 2004 г.). «Нашествие варваров сокрушает Сезара» . Хранитель . Проверено 27 августа 2016 г.
- ^ « Прощай, Ленин!» Лидирует в номинациях на Европейскую кинопремию» . ИндиВайр . 10 ноября 2003 года . Проверено 23 июня 2018 г.
- ^ «Немецкий фильм «Ленин» получил высшие награды Европейской кинопремии» . ИндиВайр . 8 декабря 2003 года . Проверено 23 июня 2018 г.
- ^ «Ленинская комедия получает немецкие награды» . Новости Би-би-си . 8 июня 2003 г. Проверено 23 июня 2018 г.
- ^ Золотой Орел 2003 [Золотой орел 2003] (на русском языке). Рускино.ру . Проверено 6 марта 2017 г.
- ^ «До свидания, Ленин!» . Голливудская ассоциация иностранной прессы . Проверено 23 июня 2018 г.
- ^ Шварц, Рональд (2008). Великие испанские фильмы с 1950 года . Пугало Пресс. п. 348. ИСБН 978-1461696612 .
- ^ Уайтмен, Бобби (11 февраля 2004 г.). « Мастер лорд Лондона» . Разнообразие . Проверено 23 июня 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Даум, Андреас В. (2023). « Прощай, Ленин! (2003): Борьба с переменами ‒ и будущее в контрфактическом». Немецкие киноистории: исторические портреты , изд. Николая Ханнига и др. ал. Геттинген: Вальштайн, 2023, 221–227.
- Капчински, Дженнифер М. (2007). «Переговоры о ностальгии: прошлое ГДР в Берлине находится в Германии , и прощай, Ленин! ». Германское обозрение . 82 (1): 78–100. дои : 10.3200/GERR.82.1.78-100 . S2CID 144623662 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- фильмы 2003 года
- независимые фильмы 2003 года
- Лауреаты премии «Сезар»
- Остальжи
- Мирная революция
- Лауреаты Европейской кинопремии (фильмы)
- Фильмы о коммунизме
- Фильмы о Берлинской стене
- Фильмы Вольфганга Беккера (режиссер, 1954 г.р.)
- Фильмы, написанные Яном Тирсеном
- Фильмы, действие которых происходит в 1978 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1989 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1990 году.
- Фильмы, действие которых происходит в Берлине
- Фильмы, снятые в Берлине
- Немецкие комедийно-драматические фильмы о взрослении
- Немецкое независимое кино
- воссоединение Германии
- Немецкоязычные фильмы 2000-х годов
- Классические фильмы Sony Pictures
- Трагикомедийные фильмы
- Политические комедийно-драматические фильмы 2000-х годов
- Комедийно-драматические фильмы 2000-х годов о взрослении
- Истории в стиле Рипа Ван Винкля
- комедийно-драматические фильмы 2003 года
- Фильмы, действие которых происходит в Западной Германии
- Фильмы, действие которых происходит в Восточной Германии.
- Фильмы об отношениях матери и сына
- Немецкие фильмы 2000-х годов
- Работы о капитализме