Может 35 Draken
Может 35 Draken | |
---|---|
![]() Шведские воздушные силы Saab 35f Draken | |
Общая информация | |
Тип | Истребитель |
Национальное происхождение | Швеция |
Производитель | Svenska Aeroplan AB ( Saab ) |
Статус | Вышел на пенсию с военной службы |
Основные пользователи | Шведские ВВС |
Номер построен | 651 [ 1 ] |
История | |
Производится | 1955–1974 |
Дата введения | 8 марта 1960 года [ 2 ] (Frontline Service) |
Первый полет | 25 октября 1955 года |
Ушедший на пенсию | 2005 (Австрия) |
Разработан из | Может получить 210 |


Saab 35 Dragons ( IPA: [²drːkɛn] ; Воздушный змей неоднозначный с драконом ) , [ NB 1 ] [ 3 ] Шведский для истребитель-истребитель, разработанный и изготовленный Svenska Aeroplan Aktiebolaget ( SAAB ) в период с 1955 по 1974 год. Развитие Saab 35 Draken началось в 1948 году как замена шведских ВВС будущего для тогдашнего также в разработке 29 Dayfighter и Saab 32b. Lansen Night Fighter . В нем было инновационное, но недоказанное двойное дельта- крыло, которое привело к созданию суб-испытательного самолета, SAAB 210 , который был произведен и пролетел для проверки этой ранее Unexploed Aerodynamic. Полномасштабная производственная версия вступила в эксплуатацию с фронтальными эскадрильами шведских ВВС 8 марта 1960 года. [ 2 ] Он был произведен в нескольких вариантах и типах, чаще всего как истребитель - перехватчик .
Saab 35 Draken известен, среди прочего, его многочисленными «первыми» в авиации. Это был первый в западно -европейском боевом самолете с настоящей сверхзвуковой способностью войти в обслуживание и первые полностью сверхзвуковые самолеты, которые будут развернуты в Западной Европе . [ Примечание 1 ] [ 6 ] Designwise Это был один из, если не первый боевой самолет , разработанный с двойными Delta Wings, который был составлен к началу 1950 года. [ 7 ] Нетрадиционная конструкция крыла также имела побочный эффект от того, чтобы сделать его первым известным самолетом, который способен и выполнить маневр кобры . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Это был также один из первых западно -европейских самолетов, превышающих Mach 2 в уровне рейса, [ 11 ] достиг его 14 января 1960 года. [ 12 ]
Draken функционировал как эффективные сверхзвуковые истребительные самолеты периода холодной войны , хотя он никогда не использовался в конфликте. Несмотря на то, что тип был спроектирован и предназначен как перехватчик , он считался очень способным для собачьего коелета для эпохи. В шведской службе он претерпел несколько обновлений, что и была модель J 35J. К середине 1980-х годов Drakens SAF в значительной степени заменил более продвинутый истребитель JA 37 Viggen , в то время как введение более способного истребителя Saab Jas 39 Gripen ожидалось в службе в течение десятилетия, хотя и задержано. Как следствие сокращений и высоких затрат на техническое обслуживание, SAF решила уйти в отставку Draken в течение декабря 1999 года. Этот тип также был экспортирован в воздушные силы Австрии , Дании и Финляндии . Датские самолеты были экспортированы пост-сервисом в Соединенные Штаты , где они рассматривали использование в качестве учебных самолетов для пилотов-испытаний.
Нами
[ редактировать ]Шведское слово «draken» имеет двойное значение, переводя либо как «дракон» или «воздушный змей». [ 13 ] [ 14 ] Говорят, что название было получено из появления прототипа, как бумажный воздушный змей, когда они видели сверху. [ 15 ]
Число «35» поступает из шведского воздушного силового назначения: «Flygplan 35» (FPL 35), [ 16 ] Значение «самолет 35». В зависимости от данной роли, самолет получил префикс , чтобы указать его тип, наиболее распространенным является «J 35», чтобы указать «Jaktflygplan» (Pursuit-Aircraft), шведский термин для истребительных самолетов.
Разработка
[ редактировать ]

По мере того, как Get Fighter Technology разработала после Второй мировой войны, Швеция предвидит необходимость в сверхзвуковом борде, который мог бы перехватывать бомбардировщиков на большой высоте, а также привлекать других бойцов. В течение сентября 1949 года шведские ВВС через администрацию защиты шведской обороны выпустили свое недавно сформулированное требование для передового самолета перехватчиков , который предполагался, что он способен атаковать самолеты враждебного бомбардировщика в диапазоне транснов. [ 17 ] [ 18 ] Оригинальное требование указано максимальная скорость от 1,4 до 1,5, но это было пересмотрено вверх в 1956 году до 1,7 до 1,8 [ 17 ] а затем снова в 1959 году до Маха 2.0. [ 11 ]
Он должен был быть доставлен одним пилотом, но способен провести боевые операции при любых погодных условиях, ночи или ночи, в то время как они работают из относительно строгие воздушные полоки, несущие все оборудование, необходимое для нейтрализации современных реактивных бомбардировщиков. [ 17 ] Хотя другие перехватчики, такие как США, были F-104-starfighter задуманы в то время, этот боец должен был бы сыграть роль, уникальную для Швеции; Способность работать с усиленных общественных дорог , которые должны были использоваться в рамках военных авиабаз . Самолет также должен был быть заправлен и восстановлен не более чем на десять минут призывками с минимальными тренировками. [ 18 ]
Сааб начал работу по производству самолета для удовлетворения этих требований. [ 17 ] Предварительные исследования показали, что большинство критических проблем, связанных с этими требованиями, могут быть удовлетворены конфигурацией дельта -крыла . Однако для получения аэродинамически желаемого местоположения необходимо было расширить передний фюзеляж, что делает самолет слишком тяжелым. [ 17 ] Считалось, что оптимальным решением является двойное дельта -крыло. Тем не менее, эта конфигурация крыла была новой и непроверенной, поэтому персонал Saab's Design, возглавляемый инженером самолета Эриком Браттом , и команда из более чем 500 техников, построила небольшой испытательный самолет для изучения поведения нового крыла. [ 17 ]
Подобочный испытательный самолет, построенный в Швеции, Saab 210 (формально Flygplan 210 , «Aircraft 210»), неофициально по прозвищу «Lilldraken» (The Little Dragon), включал тест двойного дельта-крыла и выполнил свой первый рейс. 21 января 1952 года. [ 19 ] Результаты, полученные этими испытательными рейсами, привели к заказу на три полноразмерных прототипа Draken. [ 20 ] 25 октября 1955 года первый из этих прототипов, не оснащенный послепончиком , провел свой первый полет . [ 21 ] [ 17 ] По данным авиационной публикации Flight International , была проведена нетипично интенсивная программа летных испытаний для определения и проверки исключительной скорости, диапазона и сложных систем типа. [ 17 ] Второй прототип, оснащенный послепончиком, непреднамеренно преодолел звуковой барьер во время первого полета во время подъема. [ 1 ] [ страница необходима ]
В течение 1956 года первая оперативная версия Draken, обозначенную как J 35A, была заказана в объеме производства [ 17 ] и первый производственный самолет впервые пролетел 15 февраля 1958 года. [ 22 ] [ 23 ] Mach 2 был достигнут 14 января 1960 года [ 12 ] с пилотом -тестированием Эриком Далстрёмом в контроле прототипа J 35B. [ 11 ] Используемый двигатель был слегка модифицированный [ 11 ] Британские маркировки Rolls-Royce Avon Mk.48a (шведское обозначение RM6BE), [ 24 ] Двигатель номер 3459. [ 22 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Saab 35 Draken - это истребительный самолет, оснащенный отличительным двойным дельта -крылом. Согласно Flight International, трудно различить фюзеляж и крыло. [ 17 ] Дизайн предвидит, что позже будет известно как «смешанное тело». Фузеляж имеет круглую секцию, а внутренняя часть крыла представляет собой крупную поверхность , которая распространялась почти до потребления двигателя. Было возможно обойтись с хвостовым планом, что привело к чистому, простому общему дизайну. Передний край внутреннего крыла был охвачен на 80 ° для высокоскоростной производительности, а внешнее крыло 60 ° для хорошей производительности на низких скоростях. [ 19 ]
В кабине Draken была в основном инструменты для шведских источников. [ 25 ] Последовательные модели ввели различные улучшения в фитингах кабины, такие как пересмотренный навес и новая авионика. Для клиентов экспорта, Draken был оснащен радаром Ferranti , построенного Airpass II , который был эффективным для получения различных целей с воздухом-воздух или воздухом или поверхностью, а также режим картирования заземления, работающий совместно с Навигационные системы самолета. [ 25 ] Как правило, будут установлены два отдельных радиосвязи , а также высокоскоростная ссылка данных и две навигационные системы. [ 25 ] Поскольку на палочке нет естественной обратной связи, система Q-ощущения генерировалась искусственными силами. Draken также был оснащен трехосным автопилотом . [ 17 ] Фузеляж Draken состоял из двух секций, спереди и сзади, соединенных болтами. [ 17 ] В прямом участке, которая была неотъемлемой частью впускных каналов и соседней структуры крыла, вмещает радар для контроля огня , кабину, носовой шайб , интегральные топливные баки и различные системы. Задняя часть, которая была изготовлена в виде единой части рядом с остальной частью внутреннего крыла, содержала двигатель и послепонку, топливные баки типа мешка, вооружение, основные шасси и другие системы. [ 17 ] Поверхности управления полетом состояли из руля , а также внутренних и подвесных эленов , а внешние секции были оснащены весами массового баланса. [ 17 ] Каждая поверхность эксплуатировалась с помощью тандемного гидравлического разъема, который был подключен к отдельным цепям. В качестве меры по снижению веса гидравлические системы будут работать при линии давления 210 кп /см. 2 (20,6 МПа ), [ 26 ] что будет больше, чем вдвое больше давления, используемого в более раннем туннане Saab 29 . [ 17 ]
Движение было обеспечено одним Svenska Flygmotor RM6B/C турбоджером , моделью двигателя Rolls-Royce Avon 200/300 (также известной как Avon Mk.48a и Mk.60). [ 27 ] Турбина RAM , расположенная под носом самолета, обеспечивала аварийную мощность, в то время как двигатель также имел встроенный экстренный стартер. Чтобы уменьшить дистанцию приземления при необходимости, Draken был оснащен парашютом дроги . [ 28 ] Основное вооружение было перенесено извне, до четырех ракет AIM-9 Sidewinder Air-Air были перенесены на твердые точки под крыльями и фюзеляжем; Альтернативные полезные нагрузки включают в себя различные бомбы и ракет, а также положения для установки пары 30 мм пушек, расположенных в каждой из внутренних панелей крыла. Вместо пушек в одном и том же пространстве могут быть установлены дополнительные топливные баки. [ 27 ] Для миссий с аэрофотоснибаниями можно переносить различные камеры камеры. [ 25 ]
Нестабильность
[ редактировать ]
Из -за отсутствия знаний о тогдашней исторически недоказанной конструкции конфигурации дельты двойного J 35 , самолет столкнулся с проблемами в начале своего срока службы. Нестабильный дизайн двойного дельта -крыла затруднял приземление ранних версий J 35, так как они должны были быть вручную стабилизированы во время посадки. [ 29 ] Дизайн также позволил самолету войти в « супер -киоск »; который может быть описан как неконтролируемый стойл, затрагивающий самолеты с определенными конфигурациями крыла при получении высоких альфа -чисел. [ 29 ] Благодаря этому пилоты J 35 были обучены для предотвращения супер -киосков, и это обучение привело к развитию маневра Cobra . Кобра выполняется путем входа в контролируемое состояние супер -киоска, набрав высокую альфа, а затем быстро отрицает угол атаки, чтобы противостоять киоску. [ 8 ] Это заставляет планер действовать в качестве воздушного тормоза в течение нескольких секунд, что быстро снижает скорость.
Шведские ВВС являются первыми ВВС, которые обнаружили и разработали маневр Cobra. Шведский назвал его Корт Парад (короткий париль) после того же маневра с одинаковым именем, на английском, известном как « Бит Парри ». Первоначально он использовался во время обучения, чтобы научить пилотов, как противостоять супер -киоскам, однако он также рассматривал вторичное использование в качестве боевого маневрирования, что привело бы к тому, что преследование вражеского истребителя позволило ? пилоту [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Оперативная история
[ редактировать ]
В конце 1959 года поставки J 35A Draken начались в SAF, первое подразделение, получившее тип, являющегося истребителем F13, размещенным в Norrköping . [ 27 ] В течение марта 1960 года Дрейкенс подразделения F13 участвовал в трехдневных упражнениях, летающих днем и ночью, работая под состоянием «высшей готовности» повсюду. Согласно Flight International, введение в службу J 35A было «очень плавным», и что схватки и развороты были обнаружены «наиболее удовлетворительными». [ 27 ] К концу 1960 года несколько крыльев были оснащены Draken и достигли работы. [ 27 ]
Хотя J 35 Draken был спроектирован как перехватчик высокой высоты, а не как собачий боец, он оказался хорошей способностью к быстрому повороту и высокой скорости на всех высотах, что делает его очень способным истребителем . Ранние модели были предназначены исключительно для выполнения миссии противовоздушной обороны . Однако для того, чтобы помочь пилотам в преобразовании в тип, SAAB произвел небольшое количество самолетов двойного дневного дженая j 35C, первое из которых было завершено в течение декабря 1959 года. [ 27 ] В течение 1959 года была разработана улучшенная модель истребителя противовоздушной обороны, обозначенную как J 35B, которая была разработана улучшенная производительность и оборудование по сравнению с J 35A. Помимо прочего, он был оснащен улучшенным двигателем, оснащенным увеличенным послесадником, модернизированным задним фюзеляжем, новым Saab, построенным в SAAB S-7 Gunsight Collision-Course и радаром контроля огня, и интеграция с Швецией Stril 60 Network Control Shueth Полем [ 30 ]
В общей сложности 651 Drakens был изготовлен Saab. Флот Drakens в Швеции составлял в общей сложности шесть различных версий, в то время как две дополнительные модели Draken были предложены потенциальным экспортным клиентам. Окончательной моделью созданного Draken была J 35F, которая также была окончательной версией, которая осталась в шведской службе, а затем модифицирован на стандарт J 35J. Его экспортные клиенты включали Данию [ 31 ] и Финляндия. [ 31 ] В мае 1985 года австрийские ВВС приобрели 24 J 35D, которые были отремонтированы Saab. [ 31 ]
Дизайн J 35 Draken прошел несколько обновлений. Последним из них была версия J 35J, которая была произведена в конце 1980 -х годов; К этому моменту Draken был почти полностью заменен Saab 37 Viggen в SAF. Draken J 35J был фактически программой расширения срока службы, которая была инициирована в результате надвигающейся доставки нового GRIPEN Saab JAS 39, понесли несколько задержек. Программа расширения была предназначена для того, чтобы поддерживать летающего Дресена в 2000 -е годы, но, как следствие того, что бюджетные сокращения и высокие затраты на техническое обслуживание были понесены с типом, Draken был вытекал из шведской службы в декабре 1999 года, хотя с тех пор самолет остался В ограниченном количестве как военных, так и гражданских ролей. [ 32 ]
Все дракины функционировали как перехватчики с ограниченными возможностями воздуха-земля; Единственным исключением из этого правила стал датские Дракенс, которая функционировала как удары самолета и способствовал переносить смесь ракет AGM-12 BullPup воздух-земля , электронных противодействий и увеличить внутреннее и внешнее хранилище топлива. Датские Дракенс были самыми тяжелыми из серии, чтобы пролететь. [ 33 ] В течение 1993 года последний из датских флотов J 35 был на пенсии. [ 34 ]
В течение 1990 -х годов Финляндия обновила свой флот в 35xs новой авионикой, дисплеями кабины, навигационными/атачными системами и электронными контрмерами ; В 2000 году они были заменены на F/A-18 Hornets . [ 35 ]
Австрия была последней страной, которая имела Draken на активной военной службе. Первый отремонтированный Draken J-35ö был передан австрийским ВВС к 1987 году. [ 31 ] Эти дракины были изначально вооружены исключительно двумя 30-мм пушками с воздухом-воздухом , которые оказались неадекватными. Это было связано с «ракетным запретом», который был связан с австрийским государственным договором 1955 года . К 1991 году, с началом югославской гражданской войны с соседом на юге. Вдоль южной границы были многочисленные нарушения воздушного места, вызванные югославской федеральной армией . После падения железного занавеса Австрия объявила соответствующую статью устаревшей. контракт на покупку -9 Sidewinder Таким образом, в 1993 году был подписан AIM . За ними последовали ряд улучшенных AIM-9P5 от Loral Corporation [ 36 ] В 2005 году эти Drakens были на пенсии, когда его заменили бывшие швейцарские воздушные силы F-5 Tiger IIS , ожидая, когда новые еврофейские тайфуны зайдут в долгосрочную перспективу. [ 37 ]
В Соединенных Штатах Национальная пилотная школа тестирования (NTPS) управляла шестью Drakens, которые раньше находились на датской службе. Они были на пенсии в 2009 году. [ 38 ]
Список прототипов и испытательных самолетов
[ редактировать ]Несколько прототипов и испытательных самолетов Saab 35 существовали за эти годы. Некоторые из них были прототипами для новых вариантов, в то время как другие были испытательными платформами для других самолетов.
|
|
FPL 210A FPL 210B ![]() FPL 35-1 и 35-2 ![]()
|
Шведские варианты ВВС
[ редактировать ]Saab 35a (Адам)
[ редактировать ]Истребительская версия обозначена J 35A ( Адам ). 90 самолетов (35001–35090), [ 39 ] в том числе испытательный самолет, [ 22 ] [ 21 ] доставляется в период с марта 1960 года по декабрь 1961 года. [ 40 ] 29 J 35A были заказаны 24 августа 1956 года, а еще 60 J 35A было заказано 7 февраля 1958 года. [ 40 ] Первоначальные 40 самолетов, доставленных в 1960 году, были доставлены без радара и Gunsight. Это было исправлено в 1961 году [ 41 ] и 65 Адам были оснащены радаром и Gunsight в конце. [ 42 ] 25 Адам был преобразован в Saab 35C Unared Trainers в период с апреля 1961 года по август 1962 года.
SAAB 35A был оснащен лицензией, произведенной Rolls-Royce Avon Mk.48a (Avon 200 Series) Двигатель (шведская обозначение RM6BS [ ABBR 2 ] ) [ 24 ] от SFA (сегодня Volvo Aero ), оснащенного шведским развитием Afterburner. Два типа Afterburners стали использоваться на J 35A, что привело к двум основным вариантам:
- J 35A1 ( J 35 A: 1 ) / J 35A KORT (Short) - начальная версия с коротким явлением (EBK65) [ ABBR 3 ] и короткий хвост. [ 43 ] Прозвище Адам Корт (Адам Шорт). 65 построено. [ 21 ] [ 39 ] [ 44 ]
- J 35A2 ( J 35 A: 2 ) / J 35A LONG (LONG) - более поздняя версия с удлиненной хвостовой секцией, чтобы разместить новый Afterburner (EBK66) для дополнительной тяги. [ 43 ] Прозвище Адам Лонг (Адам Лонг). Более длинное хвостовое конус неожиданно уменьшал сопротивление, но заставило установить выдвижной хвостовой колесо. [ 21 ] 25 построено. [ 39 ]
Радар на J 35AS был французским Cyrano RA 423 [ Примечание 2 ] [ 42 ] Радар от Томпсона-CSF [ 46 ] [ 47 ] (Шведское обозначение PS-02/A) [ 48 ] Поскольку первоначально запланированный шведский радар (PS-03) из LME не был разработан во времени. Gunsight был продвинутым гироскопом Gunsight, разработанным Saab как для Saab 32B, так и для Saab 35A под названием S-6 [ ABBR 4 ] (Позже назван S-6B). [ Примечание 3 ] [ 42 ] Он использовал данные с оси и оси самолета, а также другие источники, чтобы придать точную цель вооружению. Данные диапазона могут быть взяты с радара или установить вручную пилотом. [ 47 ]
Оружие на J 35A состояло из двух фиксированных 30 мм пушек Адена (шведское обозначение 30 мм Akan M/55 [ ABBR 5 ] ) в крыльях с 90 раундами на пистолет. Для внешнего боеприпаса у J 35A было девять жестких точек , восемь под крыльями и одна на животе. Шесть из жестких точек крыла были для монтажа 13,5 см SRAK M/56 [ ABBR 6 ] Высокоэкспозиционные ракеты воздуха-земля . [ 49 ] Две другие жесткие точки крыла были для монтажа AIM-9B Sidewinder Air-Air Ракет (Шведское обозначение RB 24 [ ABBR 7 ] ). [ 49 ] Ракеты и ракеты не могут быть установлены одновременно на крыльях. Жесткая точка живота может установить либо два RB 24 боковых связующих, либо 530 -литровый бак. [ 49 ]
CAN 35B (Bertil)
[ редактировать ]
Истребительская версия обозначена J 35B ( Bertil ). 73 самолета (35201–35273), [ 39 ] в том числе испытательный самолет, [ 22 ] были построены и доставлены в период с февраля 1962 года по март 1963 года. [ 51 ] [ 48 ] Первоначально J 35B был назначен J 35B1 , а затем был переименован только в J 35B в январе 1960 года. [ 42 ] 72 J 35B1 были заказаны 28 февраля 1958 года. 25 из них должны были получить 25 фронтальных секций SAAB 35A, оставшихся от преобразования SAAB 35C, но изменились по стандарту SAAB 35B. [ 40 ]
Из -за проблем с производством задержки доставки произошли для некоторых подсистем J 35B, что привело к тому, что J 35B первоначально поставляется только с частями установленной авионики. [ 52 ] Это привело к тому, что исторически было два основных будущих холмы: J 35B:
- J 35B ′ - Первоначальная истребительская версия J 35B. [ 52 ] У него не было радара, и он показал старые Ferranti, гиросковые Gransights взятые из сбраженных Saab J 29 A и B Fighters [ 52 ] называется ReflexSikte 4e/35. [ 42 ] [ 53 ] Эти самолеты были обозначены J 35B ' (то есть Prime , Swedish : Prim ), чтобы указать, что они не были завершенными транспортными средствами. [ 52 ] Однако некоторые источники называют эти самолеты J 35B1 вместо J 35B ′ . [ 51 ] [ 42 ] Несмотря на то, что ему не хватало радара, он был полностью вооружен с пушками, ракеты и ракет. Это также было совместимо с Stril 60. [ 52 ] 72 построено в период с февраля 1962 года по март 1963 года. [ 51 ]
- J 35B -позже всепогодная истребительская версия J 35B. [ 42 ] [ 52 ] Послал радар PS-03/A RADAR и S-7A-2 RADAR GUNSIGHT , а также остальную часть первоначально запланированного оборудования и авионики . 69 самолетов, конвертированных из оставшихся J 35B '(PRIM) в период с 1964 по 1966 год. Самолеты были отправлены в Сааб для преобразования между 1964 и 1965 годами [ 51 ] и переоборудован в период с января 1965 года по июнь 1966 года. [ 42 ]
Базовый самолет Saab 35B был идентичен J 35A2 и имел тот же двигатель и Afterburner, [ 52 ] RM6BS и EBK66. [ 24 ] Однако отличительным от J 35A было то, что J 35B был полностью интегрирован в шведскую систему Stril 60; Система боевого руководства и воздушного наблюдения. В рамках Stril 60 это был также первый шведский самолет, оснащенный «системой управления данных» ( Swedish : StyrdatasyStem ), который позволил контролировать землю отправлять цифровые заказы на самолет. Эти заказы затем хранились на компьютерах самолета, чтобы пилот мог прочитать заказ несколько раз и не пришлось запоминать контент. [ 54 ]
Радар на J 35B был шведским разработанным радаром от LME, назначенного PS-03/A. [ 53 ] Он был превосходным и более продвинутым по сравнению с французским PS-02, используемым на J 35A. [ 55 ] Gunsight был продвинутым радарным Gunsight, разработанным Saab как для J 35B, так и для J 35D под названием S-7A-2. [ 53 ] Он использовал данные, среди прочего, оси и оси самолета, а также радар PS-03/A. [ 55 ] Он был специально разработан для лобовых атак с ракетами с воздухом-воздухом , [ 55 ] То, что J 35A тоже не имел доступа. [ 42 ] Оружие на J 35B было по большей части, эквивалентно J 35A, но фиксированные 30 мм Akan M/55 Aden Cannons в крыльях имели 100 раундов на пистолет, и самолет получил возможность использовать 75 мм Srak M/57 [ 56 ] Воздушные ракеты . Ракеты были уволены из Раккапса M/57 [ ABBR 8 ] [ 56 ] Ракетные капсулы , установленные парами на пилоне Bidwinder, каждый из которых держит 19 ракет. [ 52 ] [ 42 ]
CAN 35C (CESAR)
[ редактировать ]
Версия тренера с двумя сиденьями обозначена SK 35C ( CESAR ). [ ABBR 9 ] [ 21 ] 25 самолетов (35801–35825), [ 39 ] преобразовано из J 35A1S (Адам Корт) в период с апреля 1961 года по август 1962 года, восстановив переднюю часть самолета, [ 42 ] Не в том числе прототип (35800), который пролетел 30 декабря 1959 года и был в частном порядке. [ 22 ] [ 57 ] Первоначально SK 35C должен был быть назначен J 35C , а затем был переименован в «SK 35C» в январе 1960 года. [ 42 ] Передние участки двадцать пять SK 35C (J 35C) были заказаны 24 августа 1956 года. [ 40 ]
Весарной версии не хватало вооружения, но незначительная модификация означала, что самолет может быть легко преобразован в стандарт J 35A, если это необходимо. Интересно, однако, что SAAB использовал прототип (35800) для испытания ракеты RB 05 воздуха-земля . [ 58 ]
CAN 35D (Дэвид)
[ редактировать ]
Истребительская версия обозначена J 35D ( Дэвид ). 120 самолетов (35274–35393) [ 39 ] доставлен в период с мая 1963 года по апрель 1965 года [ 42 ] В 3 серии. Первоначально был назначен J 35D, который будет назначен J 35B2 , а затем был переименован в J 35D в январе 1960 года. [ 42 ] 62 J 35B2 были заказаны 15 ноября 1958 года с еще 60 самолетами, предназначенными для преобразования в разведывательные самолеты S 35B2 (S 35E), запланированные в ноябре 1960 года. [ 40 ] В конце концов, только 30 Дэвидс (все серии 1) были преобразованы в стандарт S 35E, впервые служивший истребителем в период с мая 1963 года по январь 1964 года. [ 59 ]
Из -за проблем с производством задержки доставки произошли для некоторых подсистем J 35D, что привело к тому, что две начальные серии J 35D, поставляемые только с установленными частями запланированной авионики. [ 59 ] Серия 3, однако, была доставлена с полной авионикой, в результате чего было два основных подвариана J 35D изначально: [ 59 ]
- J 35D1 - Первоначальная истребительская версия J 35D. [ 53 ] У него не было радара, и он показал старые гироневые Gyro -Ferranti Gunsights, взятые из сбраженных бойцов Saab J 29 A и B, называемых ReflexSikte 4E/35. [ 53 ] Несмотря на то, что ему не хватало радара, он был полностью вооружен с пушками, ракеты и ракет. Он также был совместим с Stril 60. 30 самолетов, доставленных в качестве серии 1 в период с мая 1963 года по январь 1964 года, но быстро отложил в сторону для преобразования S 35E и 24 самолета, доставленных в качестве серии 2 в период с января 1964 года по май 1964 года. [ 59 ]
- J 35D2 -позже всепогодная истребительская версия J 35D. [ 59 ] [ 53 ] Послал радар PS-03/A RADAR и S-7A-2 RADAR GUNSIGHT , а также остальную часть первоначально запланированного оборудования и авионики . 66 самолетов, доставленных в качестве серии 3 в период с июня 1964 года по май 1965 года. [ 59 ] Оставшиеся J 35D1 из серии 2 были изменены по стандарту J 35D2 в течение 1967 по 1968 год CVV Hässlö (Centrala Flygverkstaden Västerås) и соответствующие воздушные подразделения, после чего суффиксы D1 и D2 были отброшены в пользу только D. D. [ 60 ]
Базовый самолет SAAB 35D отличался довольно сильно по сравнению с предыдущими вариантами. С одной стороны, он был оснащен гораздо более сильным Rolls-Royce Avon Mk.60 [ 24 ] (Серия Avon 300) [ 48 ] двигатель (шведское обозначение RM6CS), [ 24 ] который был лицензией, произведенной SFA (Today Volvo Aero ) и оснащенным шведским разработчиком Afterwurner (EBK67), [ 24 ] который может принести 77,3 кН тяги при использовании его послепончика. Во -вторых, Дэвид показал увеличенную внутреннюю мощность топлива для большего диапазона. На животе также были два жестких точках, чтобы установить два 500 -литровых внешних резервуара для даже более длинных миссий (по сравнению с одним 530 -литровым резервуаром для 35A, B и C). [ 61 ] Несмотря на больше топлива, чем его предшественники, Дэвид был самой быстрой версией Draken, способной ускоряться до тех пор, пока не выходит из топлива. [ 48 ]
С точки зрения вооружения и авионики, J 35D был почти идентичен J 35B. Он был полностью интегрирован в шведскую систему Stril 60, а также был оснащен «системой управления данных», позволяя самолету получать цифровые заказы от управления наземным управлением. В нем также был радар PS-03/A RADAR и S-7A-2 RADAR GUNSIGHT, что и J 35B. [ 53 ] Оружие на J 35D было, по крайней мере, изначально эквивалентным J 35B. У него было две 30 мм акан М/55 Адена в крыльях с 100 раундами на пистолет, 4 внутренних жестких точек, 1 под каждым крылом и 2 на животе, для внешних боеприпасов воздуха-воздуха, а также 6 внешних жестких точек для Ракеты с воздухом к земле. В 1977 году, однако, новый тип ракеты с воздухом-земли стал доступным для J 35D, 14,5 см PSRAK M49/56 [ ABBR 10 ] Высокоэксплуативная противотанковая ракета [ Примечание 4 ] [ 56 ] и в 1978 году, новый тип ракеты воздуха-воздух, AIM-9J Sidewinder (Шведское обозначение RB 24J ), [ 62 ] Позже изменен с помощью Laser Laser Laser Laser Fuxity, что делает его равносильностью AIM-9P-3. [ 63 ] Что -то примечательное, что J 35D был последним шведским вариантом Draken, оснащенным 2 оружием.
Can 35e (erik)
[ редактировать ]
Разведка версия Saab 35D обозначенной S 35E ( ERIK ). [ ABBR 11 ] 60 самолетов (35901–35960), [ 39 ] в том числе испытательный самолет, построенный между 1963 и 1968 годами в 2 серии. [ 64 ] Первоначально S 35E планировалось быть назначенным S 35B2 , а затем переименован в S 35E в январе 1960 года. [ 42 ] В 1958 году в ноябре 1960 года SAF запланировал приказ о боевиках 60 J 35B2 (J 35D), которые были предназначены для преобразования в разведывательные самолеты S 35B2 (S 35E) на более позднее срок. [ 40 ] В конце концов, 30 с 35E были произведены в виде новых самолетов (35902–35931) и доставлены в период с июля 1965 года по май 1966 года в качестве серии 1, в то время как 28 с 35E были преобразованы из J 35D (35932–35959) и доставлены в период с октября 1966 года по январь (35932–35959 1968 как серия 2. [ 64 ] Еще два самолета, S 35E (35901) и S 35E (35960) также были преобразованы из Дэвидс, но никогда не доставлялись в SAF. [ 65 ] [ 66 ]
Базовый самолет Saab 35e был почти идентичен J 35D и имел тот же двигатель и Afterburner, [ 64 ] RM6CS и EBK67. [ 24 ] Однако это отличалось тем, что у него не было вооружения [ 67 ] или радар, чтобы запустить место для 9 камер Винтена , пять в носу и четыре в фюзеляже, некоторые установлены в вертикальном положении, другие монтированы. [ 67 ] Однако самолет был оснащен радарным предупреждением и мог установить контрмерусную стручку под названием Kapsel KB с диспенсерными и вспышками под крыльями, чтобы повысить его выживаемость. [ 68 ] Самолет имел 4 первичные жесткие точки для внешнего боеприпаса, 1 под каждым крылом и 2 на животе. Для миссий на дальние расстояния можно было установить до 4 резервуаров на этих жестких точках. Для ночных миссий он мог бы нести активную инфракрасную разведывательную систему EG & G Design в стручке, установленной на жесткой точке живота. [ 67 ] [ 64 ]
Получает 35F (филип)
[ редактировать ]
Истребительская версия j 35F ( FILIP ). Доставлено между 1965 и 1972 годами, общее производство: 230. [ 69 ] Этот вариант имел улучшенную электронику и авионику, например, интегрированный радар, AIM и ракетные системы, внедряя возможности использования полуактивного радиолокационного господства (SARH) и инфракрасных версий (IR) ракету Hughes Falcon , RB 27 и RB 28 соответственно,,,,, Первоначально предназначен для J 35d. Чтобы освободить место для большей авионики, левая пушка была удалена, с боеприпасами увеличились до 120 раундов для правой пушки в качестве компенсации. [ 33 ]
J 35F существовал в двух основных вариантах:
- J 35F1 - Первоначальная версия без инфракрасного поиска и датчика отслеживания под носом.
- J 35F2 -более поздняя версия с Hughes N71 инфракрасным поиском и датчиком под носом ( IR-Spanare 71N ). Это было изменение в производственной линии от NO. 35501 планер. Моды Hawé I & II были проведены на радарных наборах P/S-01/011 в начале 1980-х годов, чтобы улучшить сопротивление ECM. [ 70 ]
Получает 35 г (Густав)
[ редактировать ]Версия злоумышленника обозначена J 35G ( Gustav ). 70 самолетов предполагалось, что они преобразованы из J 35D, но проект был отменен на раннем этапе. [ 42 ]
Версия Gustaf специально сможет нести ракету Saab RB 05 Air-Thround . [ 42 ]
Saab 35J (Йохан)
[ редактировать ]
Истребительская версия обозначена J 35J ( Йохан ). В 1985 году шведское правительство решило изменить 67 J 35F2s в соответствии с стандартом J 35J. [ 71 ] [ 72 ] Самолет получил более длительный срок службы, модернизированную электронику, модернизированную пушку, две дополнительные жесткие точки под приемами для дополнительных AIM-9 Sidewinder пилонов ( Balk G , «Pylon G») и повышенную внешнюю способность топлива. Модификация состоялась между 1987 и 1991 годами. [ 71 ] Окончательный операционный J 35J вылетел в последний раз в 1999 году. [ 73 ]
-
J 35J с G-финиками под приемами.
-
Pylon G ( Balk G ) с инертным RB 24J (AIM-9J/P-3).
Предлагаемые модификации
[ редактировать ]До того, как в 1970 -х годах было решено разработать GRIPEN JAS 39 , были проведены исследования по модификации для планеров J 35F Low Flight J 35F.
- 35 MOD Уровень 1B - по сути самолет, который стал J 35J.
- 35 MOD Уровень 4 - самая амбициозная модификация в программе. Предлагаемыми модификациями были новое внешнее крыло, дополнительные военно-морские станции, возможность RBS 15 , добавление канардов с помощью воздухозаборника для повышения маневренности и максимального веса взлета увеличился до 15 000 кг.
Экспортные варианты
[ редактировать ]Попытки экспорта Saab 35 начались еще до того, как самолет закончил разработку в Швеции. В конце 1950 -х годов Сааб предложил самолеты, среди прочего, ВВС Западной Германии , ВВС Королевских Австралии и швейцарских ВВС . [ 74 ]
CAN 35H (Helvetia)
[ редактировать ]Saab 35H ( Helge ) был предложенной экспортной версией J 35D для швейцарских ВВС в 1958 году. H обозначает Helvetia , Швейцария на латыни. Один демонстратор, построенный из прототипа FPL 35-5. Соревновался и проиграл против Dassault Mirage III S. Нет продан или доставлен. Испытание и закупки Mirage III были ошибочными, что привело к скандалу после тяжелых перерасходов бюджета. Швейцарский командир ВВС, начальник Генерального штаба и министр обороны были вынуждены уйти в отставку. Во время испытаний SAAB 35H продемонстрировал скорость подъема на 20-40%, превосходящее Mirage III и имел на 35% более короткий пробег взлета. [ 75 ]
Saab 35x (экспорт)
[ редактировать ]Saab 35x ( Xerxes ) был серией экспортных вариантов J 35D и J 35F, которые Saab предлагал на протяжении 1960 -х, 1970 -х и 1980 -х годов. X означает экспорт. SAAB 35X были предложены в Бельгии в 1967 году, Аргентина в 1968 году, Венесуэла в 1969 году, Чили в 1971 году, в Сингапуре , в 1975 году, Тунис в 1976 году и Малайзии в 1980 году. Однако ни одна из вышеупомянутых стран не приобрела Saab 35 в конце. [ 74 ]
Saab 35xd (экспорт Дания)
[ редактировать ]

Saab 35xd ( Ксеркс Дэвид ) был версией бомбардировщика экспорта Saab 35F для Королевских Датских ВВС . X означает экспорт и D для Дании . Он соревновался и выиграл против Mirage III и Northrop F-5 в 1968 году. [ 76 ]
Были произведены три варианта SAAB 35XD, все с аналогичными возможностями боеприпасов:
- F-35 с одним сиденьем - версия атаки . 20 построено
- RF-35 с одним сиденьем - версия разведывания с носом камеры, похожей на SAAB 35E. Не мог оборудовать AGM-12B Bullup. [ 77 ] 20 построено
- TF-35 -двухместный самолет с одной пушкой. 11 построено (6 изначально, 5 позже)
-
F-35 Draken (Pre-Wdns)
-
RF-35 Dragons (Pre-WDNS)
-
TF-35 Draken (Pre-Wdns)
-
F-35 Dragons (Post-Wdns)
-
RF-35 Dragons (Post-Wdns)
-
TF-35 Draken (Post-Wdns)
Дания хотела приобрести третью и четвертую эскадрилью SAAB 35XD (23-46 самолетов) после первоначальной покупки, и цены были переданы в течение 14 августа 1970 года. Переговоры продолжались весной 1971 года, и предложение было сделано 1 мая 1971 года. Датский интерес был сосредоточен на радаре LME под названием Sax 500, новой навигационной системой и эффективной системой аминообразования боеприпасов, такой как Saab BT-9. Однако из -за сокращений датских ВВС, сделанных во время его зимы 1970/1971 гг. (От 7 эскадрилий до 4), не было возможности приобрести эти самолеты. [ 78 ]
После отмены более датских самолетов в 35XD Saab предложил датские варианты атаки в датских авиациях 2, основанные на наземных атаках, основанных на SAAB 35F в 1971 году:
- SAAB 35FD с одним сиденьем - версия для атаки для Дании на основе SAAB 35F. Суффикс . FD означает F версию, Дания Неизвестные различия в варианте Hög ниже. [ 78 ]
- SAAB 35FD Hög -одноместная версия атаки для Дании на основе SAAB 35F. Суффикс Hög - шведский для высоких. Эта версия была запланирована, чтобы быть оснащенной системой доставки и навигации с оружием (WDN). [ 78 ]
Проект SAAB 35FD был отменен в октябре 1971 года, и самолеты не были приобретены. [ 78 ]
SAAB 35XD был сильно модифицирован, чтобы превратить его в самолет -бомбардировщики истребителя; По сравнению со шведскими версиями, внешние крылья, где полностью переработано, и в общей сложности в самолете было 9 жестких точек . Он может нести широкий спектр боеприпасов НАТО , таких как 10 000 фунтов (4535,92 кг) бомб НАТО, а также могущественные ракеты мыши и ракеты AGM-12B BullPup. [ 79 ] Для противовоздушной обороны в ней были две 30-мм пушки Аден , а также могли установить две AIM-9B боковой Widewinders [ 79 ] (позже AIM-9N2S) на самых жестких точках. [ 80 ] У него не было радара , и вместо этого был противовес в носу. Однако SAAB 35XD был оснащен баллистическим компьютером от SAAB под названием BT-9R. [ 76 ] Это работало как с бомбами, так и с ракетами и даже позволило взрываться .
В течение 1970-х годов датские Дракенс получили новые альтиметры, американские радарные приемники ALR-45 (впоследствии модернизированы до ALR-65) и на диспенсеры хвостовых конусах. В течение 1980 -х годов датские Дрейкенс получили обновление под названием WDNS (система доставки оружия и навигация). Это обновление, в частности, включало HUD серии Marconi 900 и Ferranti LRMTS (лазерный дальномер и маркированный ищущий целевого лица), которые требовали установления нового носа на F-35 и TF-35. Этот нос был таким же, как и тот, который использовался на RF-35, но у него не было окон камеры сбоку. Электронные возможности войны также были улучшены, так как датские дракенс были оснащены приемниками радаров ALR-69 (с шестью антеннами на вертикальном плавнике, по двум на каждом поединке крыла и двух под носом) и способностью нести стручки Jammer ALQ-162 под крыла. Последнее обновление было завершено в 1986 году и обновило системы для прицеливания оружия и точности навигации, аналогичной моментам общей динамики датских военно-воздушных сил F-16 Fighting Falcons . [ 76 ] Где-то в течение своей службы датские Дракенс также потеряли свою способность установить AGM-12B BullPups. [ 80 ]
Saab 35xs (экспорт английского языка)
[ редактировать ]

SAAB 35XS ( Xerxes Sigurd ) был экспортным вариантом перехватчика SAAB 35F для финских ВВС . X обозначает экспорт, а S обозначает Суоми ( Финляндия в Финниш ). SAAB 35XS был продан в рамках более крупной финско-шведйской программы сотрудничества для предоставления финским воздушным силам SAAB 35 самолетов, начиная с 1970 года. Швеция предоставит финским ВВС со второстепенными J 35F1S, J 35B и SK 35CS, с с помощью Saab 35xs производится Saab в Швеции в качестве комплектов , которые будут собраны по лицензии Valmet в Финляндии. Валмет также получил лицензию на производство запасных частей.
Финские воздушные силы дали Saab 35 тип обозначения DK (от D ra k en), [ 81 ] Хотя для практического использования они повторно использовали шведские обозначения, но с префиксами опущены и с добавлением S в конце ( 35B , 35CS , 35FS ), за исключением SAAB 35XS, который был просто назван 35S . [ 82 ] В редких случаях обозначение DK получало третью букву для указания модели ( DKS для «35S» и т. Д.). [ 83 ] В рамках Saab 35-Adoption Финляндия также купила шведские ракеты Falcon, RB 27 (Hughes HM-55) и RB 28 (Hughes HM-58). [ 84 ] Они были обозначены 7S OCH 8S соответственно. [ 82 ]
Финские ВВС получили следующие варианты SAAB 35:
- DKB / 35BS -бывшие шведские j 35b перехватыватели проданы в Финляндию. 8 Продано и используется в качестве продвинутых тренеров, за исключением того, что использовалось для школьной механики. Летел без ракет.
- DKC / 35CS -бывший шведский SK 35C Двухместные тренеры, проданные в Финляндию. 5 Продано и используется в качестве тренеров.
- DKF / 35FS -Ex-Swedish J 35F1 Interceptors проданы в Финляндию. 24 Продано и используется в качестве бойцов.
- DKS / 35S - выделенная экспортная версия SAAB 35F для Финляндии. 12 экземпляров, построенных Саабом и собраны по лицензии Valmet в Финляндии. [ 85 ]
Первоначальный поставленный подержанный Saab 35S получил обслуживание с финскими ВВС в 1972 году, [ 86 ] с первым SAAB 35XS, собранным Valmet-DK-2011-завершен 12 марта 1974 года. Первоначальные летные испытания Saab 35xs были доставлены шведским пилотом Saab KG Liljeqvist. [ 83 ]
Уникальные среди Saab 35, финские DKS и DKF иногда были оснащены советскими ракетами R-13M . К середине 1980 -х годов DKF и DK были обновлены с помощью тех же дополнительных пилонов, что и шведский J 35J. К 1993 году DKS также получила контрмеры путем установки двух диспенсеров Saab Boy 402, способных запустить вспышки, соломанные и расходуемые активные приманки (EAD). [ 87 ]
-
Советский R-13M на финских DKS.
-
Saab Boy 402 Contrmeasure Dispenser на финских DKS.
Saab 35xv (экспорт Венесуэла)
[ редактировать ]SAAB 35XV ( Xerxes Viktor ) был экспортным вариантом J 35D, который Saab предложил Венесуэле в 1971 году. X обозначает экспорт и V для Венесуэлы . Венесуэла проявила интерес к SAAB 35 с 1966 года, и в 1971 году Дракен был пролетел Венесуэлой против французского Dassault Mirage III и британской английской электрической молнии . [ 88 ]
23 апреля 1971 года ВВС венесуэльцев сделали предложение для 3 вариантов Saab 35: [ 88 ]
- SAAB 35G1 -одноэтажная истребительская версия , равная SAAB 35F; 6 самолетов в предложении
- SAAB 35G2 -одноместная версия злоумышленника на основе SAAB 35XD, но без дополнительного внутреннего топлива; 12 самолетов в предложении
- SAAB 35GT -двухместный тренерский самолет ; 2 самолета в предложении
В это предложение также был включен вариант SAAB 105 XT, обозначенного SAAB 105G. 24 Saab 105G предложено. Предложение также включало в себя предварительный пакет оружия с ракетами Falcon , бомбами, ракеты и боеприпасами пушек, а также «поддержка продукта» и дополнительное оборудование, такое как пилоны оружия и капельные баки . [ 88 ]
Из -за сокращения бюджета венесуэльское предложение позже изменилось и включает только 15 Saab 35 и 15 Saab 105, но в итоге весь проект развалился из -за давления и вмешательства США. [ 88 ]
Saab 35ö (Австрия)
[ редактировать ]Saab 35ö ( östen ) или Saab 35oe (международное название) была экспортной версией Saab 35D для австрийских ВВС . [ 89 ] Суффикс обозначает Австрию : ( шведский : österrike , немецкий . Австрия ) [ 89 ] Поскольку австрийским военно -воздушным силам не хватает надлежащей системы назначения [ 90 ] Saab 35ö получил название J 35ö в Австрии. J Prefix является остатком Saab J 29 FS, которым Австрия работала в 1960 -х годах . Австрийцы назвали свои Saab 105 ös, например, J 105ö . [ 91 ] Сааб повторно купил 24-й самолеты 35D из шведских ВВС в середине 1980-х годов и преобразовал их в версию Saab 35ö для экспорта в Австрию.
Saab 35ö был более или менее равным Saab 35D, но имел обновленную птичье кабину из Saab 35F. [ 89 ] Австрии было предложено SAAB 35F в качестве варианта, но, поскольку Австрии было запрещено использовать ракеты после Второй мировой войны, не было никакого смысла в выборе модели F с одной пушкой над моделью D с двумя пушками. Однако быстро стало очевидным, что австрийским дракенсу нужны ракеты для защиты своего воздушного пространства, и после падения СССР и вспышки югославских войн Австрии было разрешено использовать ракеты. За этим последовала Австрия, принявшая несколько типов AIM-9 Sidewinder , таких как AIM-9P3. [ 89 ]
В 1992 году [ 92 ] Австрийский Drakens получил обновление, предоставив им приемник радарного предупреждения (RWR), контрмеры сбол и вспышки и AIM-9 P5 все аспекты ракеты. [ 89 ] Система RWR и контрмеры была разработана в сотрудничестве с Королевским датским Air Materiel Command FMK (Flyvematerielkommandoen) и выглядела очень похожей на системы, используемые на датских Wdns Drakens. [ 89 ] Обновление было выполнено Valmet в Финляндии. [ 92 ] Эта версия обычно называется « J 35ö Mark 2 » под различными написаниями: J 35ö Draken Mk2 , [ 89 ] J-35 OE Draken Mk.ii. [ 92 ]
Технологическое дерево
[ редактировать ]- Saab 35 Draken Technology Tree [ 93 ]
F-35 | RF-35 | TF-35 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Получает 35J | Может быть 35xs | Может 35fd | Может быть 35xd | Может быть 35G2 | Может быть 35G1 | Может 35GT | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Может быть 35fs | Может быть 35f | Может быть 35e | Получает 35 г | Может быть 35 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Может быть 35 часов | Может быть 35d | Может быть 35x | Может 35xv | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Может быть 35cs | Может быть 35c | Может быть 35b | Может быть 35BS | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
CAN 35A1 | Saab 35A2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Может получить 35 прототипы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
FPL 210A | FPL 210B | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Данные
[ редактировать ]Первичный источник: Widfeldt (1995). [ 94 ]
J 35A1 | J 35A2 | J 35b | SK 35C | J 35d | S 35E | J 35f | J 35J | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Места в кабине | Один | Два | Один | |||||
Длина | 15,207 м (49,89 футов) | 15,34 м (50,33 фута) | 15,207 м (49,89 футов) | 15,34 м (50,33 фута) | ||||
Размах крыльев | 9,42 м (30,9 фута) | |||||||
Область крыла | 49,22 м 2 (529,8 кв. Фута) | |||||||
Высота хвоста | 3,869 м (12,69 футов) | 3,89 м (12,76 фута) | ||||||
Радар тип | PS-02/A. | PS-03/A. | – | PS-03/A. | – | PS-011/A. | ||
Оружие зрелище | 6B | 7A | – | 7A | – | 7b | ||
Пустой вес | 6 590 кг (14 500 фунтов) | 6 792 кг (15 000 фунтов) | 7 265 кг (16 000 фунтов) | 7 311 кг (16 100 фунтов) | 7 425 кг (16 400 фунтов) | 7 422 кг (16 400 фунтов) | ||
Mtow | 10 089 кг (22 200 фунтов) | 10 189 кг (22 500 фунтов) | 10 508 кг (23 200 фунтов) | 10 089 кг (22 200 фунтов) | 11 864 кг (26 200 фунтов) | 11 973 кг (26 400 фунтов) | 11 914 кг (26 300 фунтов) | 12 430 кг (27 400 фунтов) |
Максимальная скорость | 1900 км/ч (1200 миль в час) | 2150 км/ч (1340 миль в час) | Маха 2.0 | |||||
Длина взлетно -посадочной полосы Требование (сухое) |
810 м (2660 футов) | 920 м (3020 футов) | 921 м (3022 фута) | 1220 м (4000 футов) | ||||
-"- ( Перетащите желоб ) |
510 м (1670 футов) | 680 м (2230 футов) | 678 м (2224 футов) | 880 м (2890 футов) | ||||
Внутреннее топливо | 2240 л (590 американских девушек) | 2820 л (740 американская девушка) | ||||||
Капельные баки 525 л (139 американская девушка) |
1 | 2 | 4 | 2 | 4 | |||
Внутренние пушки 30 мм Аден |
2 | – | 2 | – | 1 | |||
Ракеты воздуха-воздух Сторона |
4 | – | 4 | – | 4 Сокол способен |
6 Сокол способен | ||
Воздушные ракеты 75 мм |
– | 2×19 | – | 2×19 | – | 2×19 | 4×19 | |
Двигатель | RM6B | RM6C | ||||||
Afterburner | ЕС 65 | ЕС 66 | ЕС 65 | ЕС 67 |
Операторы
[ редактировать ]



Saab 35 Draken был снят из военного использования в 2005 году. Несколько самолетов летают на гражданской службе, главным образом Национальной пилотной школой .
- Австрийские ВВС , 24 самолета:
- Авиационный полк 2
- 1 сезон
- Сезон 2
- Авиационный полк 2
- Королевские Датские ВВС , 51 самолет: [ 95 ]
- № 725 Эскадрилья
- № 729 эскадрилья
J 35A | J 35b | SK 35C | J 35d | S 35E | J 35f | J 35J | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
F 1 Hässlö |
– | – | – | – | – | 1966–1983 | – |
F 3 Malmslättt |
– | – | – | 1965–1970 | – | 1970–1973 | – |
F 4 Frösön |
– | – | – | 1969–1984 | – | – | – |
F 10 Ангелхольм |
– | 1966–1976 | 1986–1999 | 1964–1971 | – | 1969–1991 | 1987–1999 |
Е 11 Никопинг |
– | – | – | – | 1965–1979 | – | – |
F 12 Срок |
– | – | – | – | – | 1968–1979 | – |
F 13 Norrköping |
1960–1964 | – | – | 1963–1966 | – | 1965–1978 | – |
F 16 Упсала |
1961–1976 | 1962–1965 | 1962–1985 | – | – | 1976–1985 | – |
F 17 Каллинг |
– | – | – | – | – | 1972–1982 | – |
F 18 Туллинг |
– | 1962–1973 | – | – | – | – | – |
F 21 Каллакс |
– | – | – | 1969–1984 | 1966–1979 | – | – |
Выживший самолет
[ редактировать ]
Небольшое количество Drakens по-прежнему содержит гражданские владельцы, в основном в Соединенных Штатах, многие бывшие самолеты были сохранены в действующих странах.
Технические характеристики (J 35F Draken)
[ редактировать ]
Данные из Великой Книги бойцов , [ 96 ] [ страница необходима ] Боевые самолеты с 1945 года , [ 97 ] Saab 35 Dragons в финских ВВС , [ 98 ] Самолеты Saab с 1937 года [ 99 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 15,35 м (50 футов 4 дюйма)
- Размах крыльев: 9,42 м (30 футов 11 дюймов)
- Высота: 3,89 м (12 футов 9 дюймов)
- Область крыла: 49,2 м 2 (530 кв. Футов)
- Аэродинамическая профиль : 5%
- Пустой вес: 7 865 кг (17 339 фунтов)
- Валовой вес: 11 000 кг (24 251 фунт)
- Максимальный вес взлета: 11 914 кг (26 266 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Svenska Flygmotor RM6C Afterburing Turbojet Engine, 56,5 кН (12 700 фунтов).
Производительность
- Максимальная скорость: 2450 км/ч (1520 миль в час, 1320 кН) на уровне 11 000 м (36 000 футов)
- Максимальная скорость: Маха 2.3
- Диапазон паром: 2750 км (1710 миль, 1480 нм) с внешними капельными резервуарами
- Потолок обслуживания: 20 000 м (66 000 футов)
- Уровень подъема: 199 м/с (39 200 футов/мин)
- Загрузка крыла: 231,6 кг/м 2 (47,4 фунта/кв. Фут)
- Тяга/вес : 0,7
- Рулон взлета: 800 м (2600 футов)
Вооружение
- Оружие: 1 × или 2 × 30 мм Akan M/55 Aden Cannon с 100 раундами на пистолет (в Saab 35F одна пушка была опущена (с 120 раундами), чтобы соответствовать авионике, необходимой для интеграции ракет Falcon, [ 33 ] более ранние варианты и варианты экспорта сохранили двойные орудия.)
- Жесткие точки: шесть для боеприпасов, или капля на двух нижних жестких точках, с мощностью 2900 кг (6 393 фунта), с положениями для нести комбинации:
- Ракеты: 2 × 75 мм воздушные ракетные капсулы вентрально или 12 × 135 мм ракеты на шести подливных пилонах [ 100 ]
- Ракеты: RB 24 , RB 27 и RB 28 ракет с воздухом-воздухом [ 33 ]
- Бомбы: датская экспортная версия (F-35) была модифицирована в соответствии со стандартами НАТО и была оснащена с жесткой точками бомбы в 1000 фунтов [ 31 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Avro Canada CF-105 Стрелка- ( Канада )
- Convair F-102 Delta Dagger- ( Соединенные Штаты )
- Convair F-106 Delta Dart- ( Соединенные Штаты )
- Dassault Mirage III - ( Франция )
- Английская электрическая молния - ( Великобритания )
- Lockheed F-104 Starfighter- ( Соединенные Штаты )
- Mikoyan-Gurevich MiG-21 – ( Советский Союз )
Связанные списки
Шведские сокращения
[ редактировать ]- ^ 'Fpl' - это аббревиатура для «самолета» (самолет).
- ^ 'Rm' - это аббревиатура для «Reaktionsmotor» ( реактивный двигатель ).
- ^ 'Ebk' - это аббревиатура для «Afterburing Camber» ( Awherburner ).
- ^ 'S' - это аббревиатура для «sikte» ( зрелище ).
- ^ 'Akan' - это аббревиатура для «Automatkanon» ( AutoCannon ).
- ^ 'Srak'-это аббревиатура для «взрывной» ( высокоэкспозийная ракета).
- ^ 'Rb' - это аббревиатура для «робота» ( ракета ).
- ^ 'Rakkaps' is the abbreviation for 'raketkapsel' ( rocket pod ).
- ^ 'SK'- это самолет- префикс для «Skolflygplan» ( Trainer Maircraft ).
- ^ 'Psrak'-это аббревиатура для «Pansarsprängraket» ( высокоэксплуативная противотанковая ракета).
- ^ 'S'- это префикс самолета для «Spaningsflygplan» ( разведывательный самолет ).
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Американский североамериканский Super Sabre был первым сверхзвуковым самолетом, который будет развернут в Западной Европе , поставляемый во ВВС Франции в 1958 году. [ 4 ] и датским воздушным силам в 1959 году. [ 5 ] Однако F-100 обладал ограниченными сверхзвуковыми возможностями и, как правило, летал дозвукону, особенно в Европе, поскольку Франция и Дания управляли вариантом F-100D-бомбардировщиков и двухместного варианта F-100F. [ 4 ] [ 5 ]
- ^ RA 423 также был приспособлен к аналогичному французскому Dassault Mirage III . [ 45 ]
- ^ Sikte 6, как использовано на Saab 32B, был назван Sikte 6a.
- ^ 13,5 см м/56 ракета, модифицированная 14,5 см м/49 боеголовок. [ 56 ]
- ^ Названия шведских боевых самолетов, такие как Viggen или Draken, находятся в определенной форме, в то время как самолеты, не относящиеся к борьбе, такие как Saab Safir и Scandia, находятся в неопределенной форме.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Erichs et al. 1988
- ^ Jump up to: а беременный Boström, Valter (1993). Bråvalvings. История F13 - авиационный парк в течение 50 лет . Швеция. П. 9163013606 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ «Angelholms Flygmuseum, Saab J35 Draken History на английском языке» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 2017-02-24 . Получено 2021-07-01 .
- ^ Jump up to: а беременный «Североамериканская F-100 Super Sabre, онлайн-библиотека фотографий, Armee de L'IR (Французские ВВС)» . F-100.org . Архивировано из оригинала 2020-11-12 . Получено 2021-07-01 .
- ^ Jump up to: а беременный «Североамериканская F-100 Super Sabre, онлайн-библиотека фотографий, Kongelige Danske Flyvevaben (Королевские Датские ВВС)» . F-100.org . Архивировано с оригинала 2018-08-09 . Получено 2021-07-01 .
- ^ Джексон, Роберт, «Люди власти: жизнь глава Рулс-Ройса», тестовых пилотов Харви и Джима Хейворт , с. 159
- ^ Дракон 50 лет . Швеция: Шведская Ассоциация истории авиации. 2005. С. 27.
- ^ Jump up to: а беременный в "F10 Association" . www.f10kratforening.se .
- ^ Jump up to: а беременный "Я Canten AV evvelceen " 26 февраля,
- ^ Jump up to: а беременный ULF Edlund & Hans Kampf (2009). Система 37 Viggen, Обзор истории воздуха . Швеция: Шведская Ассоциация истории авиации. стр. 212, 213.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Дракон 50 лет . Швеция: Шведская Ассоциация истории авиации. 2005. стр. 33, 59.
- ^ Jump up to: а беременный в «Дорога к дракону» . Получено 2021-05-27 .
- ^ «Saab J 35d Draken - Start Engine и Taxiing» . kringla.nu . Riksantikvarieämbetet (Шведский национальный совет по наследию) . Получено 2024-03-08 .
- ^ «Angelholms Flygmuseum, Saab J35 Draken History на английском языке» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 2017-02-24 . Получено 2021-07-01 .
- ^ Saab Hjarta Flight Weamon , силовая сила . «Осенью 1955 года первый прототип Saab 35" The Dragon "(он выглядел как бумажный дракон сверху» (осенью 1955 года, первый прототип дракона Saab 35 (он выглядел как бумажный воздушный зверей сверху).
- ^ SKI FPL 35: Специальная инструкция по разъяснению FPL 35 . Администрация обороны (Шведская администрация оборонных материалов). 1988.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а Flight International 30 декабря 1960 г., с. 1017.
- ^ Jump up to: а беременный Андерссон 1989 , с.
- ^ Jump up to: а беременный Андерссон 1989 , с.
- ^ Андерссон 1989 , с.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Андерссон 1989 , с.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий "FPL 35 - Provflygplanen" . svfplhist.home.blog . 26 декабря 2018 года . Получено 2021-08-08 .
- ^ Flight International 30 декабря 1960 года, с. 1017–1018.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Контакт 86, летные двигатели . Швеция: контактная группа для исследования истории полета. 1988.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Flight International 30 декабря 1960 г., с. 1020.
- ^ Андерссон, Ганс Г. (1962). "J 35 Dragon" . Технический журнал (31): 786 . Получено 30 апреля 2018 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Flight International 30 декабря 1960 г., с. 1018.
- ^ "FPL 35 - Техническое описание (J 35d)" . 26 декабря 2018 года.
- ^ Jump up to: а беременный Дракон 50 лет . Шведская Ассоциация истории авиации. 2005.
- ^ Flight International 30 декабря 1960 года, с. 1018, 1020.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Андерссон 1989 , с.
- ^ «Saab RF-35 Drarken, музей Estrella Warbird» . www.ewarbirds.org . Получено 17 июня 2024 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Андерссон 1989 , с.
- ^ «Saab 35xd Draken. RDAF использовал Draken с 1970 по 1993 год» . Flyvere.dk (на датском). 12 января 2022 года . Получено 17 июня 2024 года .
- ^ «Международный масштаб модиллера» . intscalemodeller.com . 27 июня 2015 года . Получено 17 июня 2024 года .
- ^ Джеральд, Симпер (3 февраля 2006 г.). «Flug Revue, ноябрь 2005: Последний Сааб Дрейкс в Австрии» . web.archive.org . Посмотрел 17 июня 2024 года .
- ^ "Сааб 35 Драенк." Глобальные самолеты. Получено 4 июня 2012 года.
- ^ «Дрокен Джетс удалился в хорошие дома». NTPS. Получено 2 февраля 2017 года.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин "FPL 35 - производство компиляции" . svfplhist.home.blog . 26 декабря 2018 года . Получено 2021-08-12 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Андерссон, Леннарт (2012). Fienden I öster, Svenskt Jaktflyg под каллой Кригет . Швеция (Print, Bookwell Oy, Финляндия): Svenskt Militaristoriskt Biliotektekt. P. 978-91-86837-17-4 .
- ^ "Avioniksystem J35a notis 2" . aef.se. Получено 2021-08-20 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. Андерссон, Леннарт (2012). Fienden I öster, Svenskt Jaktflyg под каллой Кригет . Швеция (Print, Bookwell Oy, Финляндия): Svenskt Militaristoriskt Biliotektekt. стр. 255, 257. ISBN 978-91-86837-17-4 .
- ^ Jump up to: а беременный Widfeldt 1995, p.
- ^ "Застекленная фотография на двух Flying J 35 A: 1" . DigitalMuseum.se . Получено 2024-03-11 .
- ^ Боннет, Джеймс (2007). Защитник, Комитет по гибелю эпохи, доля аэронушного века на французском, Minale Avions (PDF ) Франция. п. 265
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ "FPL 35 - J 35A JaktVersionen" . svfplhist.home.blog . 26 декабря 2018 года . Получено 2021-08-17 .
- ^ Jump up to: а беременный Дракон 50 лет . Швеция: Шведская Ассоциация истории авиации. 2005. стр. 44, 45.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Андерссон 1989 , с.
- ^ Jump up to: а беременный в SFI J 35 A, Специальная инструкция водителя для самолета J 35 A. Стокгольм, Швеция. 1959. С. 91–97.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ "Акро Дельты" . aerobaticteams.net . Получено 2021-08-12 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый "FPL 35 - J 35B JaktVersionen" . svfplhist.home.blog . 26 декабря 2018 года . Получено 2021-08-17 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час "J35b Draken Notis 2" . aef.se. Получено 2021-08-17 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин "Avioniksystem J35B OCH J35D" . aef.se. Получено 2021-08-17 .
- ^ Андерссон, Леннарт (2012). Fienden I öster, Svenskt Jaktflyg под каллой Кригет . Швеция (Print, Bookwell Oy, Финляндия): Svenskt Militaristoriskt Biliotektekt. P. 978-91-86837-17-4 .
- ^ Jump up to: а беременный в Дракон 50 лет . Швеция: Шведская Ассоциация истории авиации. 2005. стр. 46, 46.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Ракетное оборудование ВВС . Швеция: администрация защиты (FMV). 1987. стр. 3 (вкладка 2), 3 (вкладка 4).
- ^ «FPL 35 - SK 35C Школьная версия» . svfplhist.home.blog . 26 декабря 2018 года . Получено 2021-08-20 .
- ^ «Регистрационное оборудование оружия AJ37» . Aef.se. Получено 2021-08-20 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон "J35d Draken Notis 2" . aef.se. Получено 2021-08-20 .
- ^ "FPL 35 - J 35D JaktVersionen" . svfplhist.home.blog . 26 декабря 2018 года . Получено 2021-08-20 .
- ^ Андерссон, Леннарт (2012). Fienden I öster, Svenskt Jaktflyg под каллой Кригет . Швеция (Print, Bookwell Oy, Финляндия): Svenskt Militaristoriskt Biliotektekt. стр. 105, 124. ISBN 978-91-86837-17-4 .
- ^ «Музей роботов Арбога, RB24, RB24J и RB74» (PDF) . Robotmuseum.se . Получено 2021-08-20 .
- ^ Нордстрем, Рольф. «Новая служба в FF/EL». Мои 40 лет с роботами: опыт и опыт на низовом уровне : 12.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый "S35E Draken Notis 2" . aef.se. Получено 2021-08-20 .
- ^ "35901 S 35E" . Forum.flyghistoria.org . Получено 2021-08-20 .
- ^ "35960 S 35E" . Forum.flyghistoria.org . Получено 2021-08-20 .
- ^ Jump up to: а беременный в Андерссон 1989 , с.
- ^ "Anders_J_1DIV_F_21_DEL4.pdf" (PDF) . Flygmuseetf21.se . Получено 2021-08-20 .
- ^ Андерссон 1989 , с.
- ^ J 35F , SE: AEF .
- ^ Jump up to: а беременный "J 35J Draken 35630" . Engelholmsflygmuseum.se . Получено 2021-08-08 .
- ^ Андерссон 1989 , с.
- ^ J 35J , SE: AEF .
- ^ Jump up to: а беременный Widfeldt 1995, p.
- ^ Дракон 50 лет . Швеция: Шведская Ассоциация истории авиации. 2005. стр. 132–134.
- ^ Jump up to: а беременный в Дракон 50 лет . Швеция: Шведская Ассоциация истории авиации. 2005. стр. 135–145.
- ^ Защитный самолет после 1945 года . Дания: Специальная школа ВВС. 1995. С. 30.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Widfeldt 1995, p.
- ^ Jump up to: а беременный Widfeldt 1995, p.
- ^ Jump up to: а беременный Руководство по полету, f/rf/tf-35, vol. I, Saab 35xd, 1971, 1992 Редактировать . Сааб-Скания.
- ^ «Руководство капрала Фриска о том, как правильно писать самолеты [ sic ]» . CorporalFrisk.com . 22 мая 2015 года . Получено 2021-08-08 .
- ^ Jump up to: а беременный «FPL 35 - 35XS Экспорт Финляндии» . svfplhist.home.blog . 20 ноября 2021 года . Получено 2023-01-05 .
- ^ Jump up to: а беременный «Пилот -пилот Pilven Veikko Jussila Paavo Janhunen в индустрии самолетов» (PDF) . Customer.kotisukone.com/files/ketterattkirjat.kotisukon.com . Получено 2023-01-05 .
- ^ «Охотничьи роботы Сокол для дракона J35F, примечание 2» . Aef.se. Ассоциация истории Электроники Арбога . Получено 2023-01-05 .
- ^ Андерссон 1989 , с.
- ^ «От наблюдений до борцов с мультипирными бойцами» . ilmavoimat.fi . Финские воздушные силы . Получено 2023-01-05 .
- ^ «Сааб Дрокен в Финских ВВС и какой -то другой интересный материал о Драенке и его вооружениях» . tiikki.blogspot.com . Получено 2021-08-08 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Widfeldt 1995, p.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Дракон 50 лет . Швеция: Шведская Ассоциация истории авиации. 2005. стр. 157–161.
- ^ «Австрийские ВВС» . aeroflight.co.uk . Получено 2021-08-08 .
- ^ Saab 105, Air History Review . Швеция. П.
- ^ Jump up to: а беременный в "Saab J-35 Oe Draken Mk.ii" . Doppeladler.com . Архивировано из оригинала 2008-05-18 . Получено 2021-08-08 .
- ^ Widfeldt 1995, p.
- ^ Widfeldt 1995, p.
- ^ Schrøder, Hans (1991). «Королевская датская воздушная сила». Клятва. Кей С. Нильсен. Музей одежды, 1991, с. 1–64. ISBN 87-89022-24-6 .
- ^ Зеленый, Суонборо 2001.
- ^ Уилсон 2000, с. 123.
- ^ Laukkanen 2009, тел.
- ^ Андерссон 1989 .
- ^ Андерссон 1989 , с.
Библиография
[ редактировать ]- Андерссон, Ганс Г. (1989). Самолет Сааб с 1937 года . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновская институциональная пресса. ISBN 0-87474-314-1 .
- Дорур, Роберт Ф., Рене Дж. Францилла и Джей Миллер. Saab J35 Draggate (Minagraph Aerfax после. 12) . Arelingon, TX : Ateefax, 1987. ISBN 0-942548-17-5 .
- Иден, Пол (ред.). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Amber Books, 2004. ISBN 1-904687-84-9 .
- Erichs, Rolph et al. Saab Scania Story . Стокгольм: Striffert & Co., 1988. ISBN 91-7886-014-8 .
- Грин, Уильям и Гордон Сванборо. Великая книга бойцов . Сент -Пол, MN : MBI Publishing, 2001. ISBN 0-7603-1194-3 .
- Джёргенсен, январь Сааб 35 Дрокен: Скандинавский воин "холодная война" . Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing, 1997. ISBN 1-85310-729-8 .
- Лаукканен, Джирки. «Saab 35 Draken в финских ВВС», Финские воздушные авиационныелет, часть 3 [Финские воздушные воздушные силы, часть 3] (на финском). Tampere, Fi : Apali Oy, 2009. ISBN 978-952-5026-55-9 .
- Павлин, Линдсей. «Сараб Дроукен Брифинг». World Air Power Journal , том 17, лето 1994, с. 116–35. Лондон: аэрокосмическая публикация. ISBN 1-874023-43-3 . ISSN 0959-7050.
- «Сааб: передовые боевые самолеты Швеции». Flight International , 30 декабря 1960 года. С. 1017–1020.
- Тейлор, Джон WR "Saab 35 Draken". Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью -Йорк: Сыновья GP Putnam's, 1969. ISBN 0-425-03633-2 .
- Это происходит в шведских ВВС (брошюра). Стокгольм: Flygstabens Informationsavdelning [Информационный отдел авиационного персонала], шведские авиации, 1983.
- Widfeldt, bo. Дракон . Хардквер, Швеция: воздушное историческое исследование AB UB, 1995. ISBN 91-971605-4-7 .
- Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Fyshwick, Au : Aerospace Publications, 2000. ISBN 1-875671-50-1 .
- Иден, Пол (ред.) Современная военная анатомия самолетов . Лондон, Великобритания : Amber Books Ltd, 2007. ISBN 978-1-905704-77-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Обширная информация о Saab 35 Draken Archived 2012-03-16 в The Wayback Machine
- Может J 35 Draken
- (Английский и немецкий) Saab J 35 Oe Draken Mk.ii
- Saab J 35 Draken - бесплатный летающий бумажный самолет
- Единственный летающий Saab J 35J Draken (Kite/Dragon) в шведских цветах управляется полет наследия Flygvapnet (шведские ВВС) - 2012.
- «Сааб Дрокен - в воздухе» , рейс 1965 года.