Цикл ажиотажа Gartner

Цикл хайпа Gartner — это графическая презентация, разработанная, используемая и брендированная американской исследовательской, консультационной и информационной фирмой Gartner для представления зрелости, внедрения и социального применения конкретных технологий . Цикл хайпа претендует на графическое и концептуальное представление зрелости новых технологий, состоящее из пяти этапов. [ 1 ]
Пять этапов
[ редактировать ]
Каждый цикл ажиотажа подразделяется на пять ключевых этапов жизненного цикла технологии.
- 1. Технологический триггер
- Потенциальный технологический прорыв дает начало всему. Ранние истории, подтверждающие концепцию, и интерес средств массовой информации вызывают широкую огласку. Зачастую полезных продуктов не существует, а коммерческая жизнеспособность не доказана.
- 2. Пик завышенных ожиданий
- Ранняя реклама приводит к ряду историй успеха, часто сопровождающихся множеством неудач. Некоторые компании принимают меры; большинство этого не делает.
- 3. Корыто разочарования
- Интерес ослабевает, поскольку эксперименты и реализации не приносят результатов. Производители технологии терпят крах или терпят неудачу. Инвестиции продолжатся только в том случае, если выжившие поставщики улучшат свои продукты к удовлетворению первых пользователей.
- 4. Склон просветления
- Все больше примеров преимуществ технологии начинают кристаллизоваться и становятся более широко понятыми. Продукты второго и третьего поколения появляются у поставщиков технологий. Все больше предприятий финансируют пилотные проекты; консервативные компании остаются осторожными.
- 5. Плато продуктивности
- Массовое внедрение начинает набирать обороты. Критерии оценки жизнеспособности поставщика услуг определены более четко. Широкая рыночная применимость и актуальность технологии явно приносят свои плоды. Если у технологии есть более чем узкоспециализированный рынок, она будет продолжать расти. [ 2 ]
Термин «цикл хайпа» и каждая из связанных с ним фаз теперь используются более широко в маркетинге новых технологий.
Хайп в новых медиа
[ редактировать ]Хайп (в более общем медиа-смысле термина «хайп»). [ 3 ] ) сыграл большую роль в принятии новых медиа . Анализы Интернета в 1990-х годах сопровождались большой шумихой. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] и это вызвало «разоблачительные» отклики. [ 3 ] Долгосрочную историческую перспективу таких циклов можно найти в исследовании экономиста Карлоты Перес . [ 7 ] Десмонд Роджер Лоуренс, специалист в области клинической фармакологии , описал аналогичный процесс при разработке лекарств в семидесятых годах. [ нужна ссылка ]
Критика
[ редактировать ]Было много критики [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Цикл ажиотажа, среди которых выделяется то, что это не цикл, что результат не зависит от природы самой технологии, что он не носит научного характера и что он не отражает изменения с течением времени в скорости в котором развиваются технологии. Другая причина заключается в том, что его применение ограничено, поскольку в процессах принятия решений приоритет отдается экономическим соображениям. Кажется, предполагается, что эффективность бизнеса связана с циклом ажиотажа, тогда как на самом деле это может быть больше связано с тем, как компания разрабатывает свою стратегию брендинга. [ нужна ссылка ] Связанная с этим критика заключается в том, что «цикл» не приносит реальной пользы для разработки или маркетинга новых технологий, а просто комментирует уже существующие тенденции. Конкретными недостатками по сравнению, например, с уровнем технологической готовности являются:
- Цикл не является научным по своей природе, и не существует данных или анализа, оправдывающих его существование.
- С помощью (субъективных) терминов «разочарование» , «просветление» и «ожидание» невозможно объективно или ясно описать, где на самом деле находится технология.
- Эти термины вводят в заблуждение в том смысле, что у человека возникает неправильное представление о том, для чего можно использовать технологию. Пользователь не хочет разочаровываться, так должен ли он держаться подальше от технологий во время «Корыта разочарования»?
- Никаких действий по переходу технологии на следующий этап не предлагается.
- Похоже, что это очень упрощенная импульсная характеристика упругой системы, которую можно представить дифференциальным уравнением. Возможно, более целесообразным было бы сформулировать модель системы с решениями, соответствующими наблюдаемому поведению.
Анализ циклов хайпа Gartner с 2000 года. [ 11 ] показывает, что немногие технологии на самом деле проходят через идентифицируемый цикл ажиотажа и что на практике большинство важных технологий, принятых после 2000 года, не были идентифицированы на ранних этапах цикла их внедрения.
См. также
[ редактировать ]- AI зима , имея в виду периоды разочарования в искусственном интеллекте.
- Жизненный цикл продукта
- Кондратьевская волна
- Рой Амара
- Переходный процесс
- Эффект Даннинга-Крюгера
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Линден, Александр; Фенн, Джеки (30 мая 2003 г.). «Понимание циклов хайпа Gartner» . Гартнер . Архивировано из оригинала 27 июня 2023 г. Проверено 27 июня 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Чаффи, Дэйв (2016). Цифровой маркетинг . Эллис-Чедвик, Фиона (Шестое изд.). Харлоу: Пирсон. стр. 140–141. ISBN 9781292077611 . OCLC 942844494 .
- ^ Jump up to: а б Полетел, Терри (2008). Новые медиа: Введение (3-е изд.). Южный Мельбурн: OUP Австралии и Новой Зеландии. ISBN 978-0-19-555149-5 .
- ^ Негропонте, Николас (3 января 1996 г.). Быть цифровым (1-е изд.). Винтаж. ISBN 978-0-679-76290-4 .
- ^ Келли, Кевин (1 сентября 1997 г.). «Новые правила новой экономики» . Проводной . Том. 5, нет. 9 . Проверено 30 декабря 2011 г.
- ^ Дайсон, Эстер (1997). Выпуск 2.0: Дизайн для жизни в эпоху цифровых технологий (1-е изд.). Нью-Йорк: Бродвейские книги.
- ^ Хентон, Дуг; Хелд, Ким (2013). «Динамика Кремниевой долины: творческое разрушение и эволюция среды инноваций». Информация по общественным наукам . 52 (4): 539–557. дои : 10.1177/0539018413497542 . ISSN 0539-0184 . S2CID 145780832 .
- ^ Штайнерт, Мартин. «Тщательное изучение подхода Gartner к циклу хайпа» . Исследовательские ворота . IEEE Эксплор . Проверено 29 сентября 2021 г.
- ^ Впервые опубликовано в блоге 2005 г.:
Верьярд, Ричард (16 сентября 2005 г.). «Кривая технологического хайпа» . Проверено 10 марта 2016 г. - ^ Аранда, Хорхе (22 октября 2006 г.). «Дешевые удары по кривой хайпа Gartner» . Проверено 10 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «8 уроков из 20 лет хайп-циклов» . LinkedIn Пульс . 07.12.2016 . Проверено 4 января 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джеки Фенн и Марк Раскино (2008). Как справиться с циклом хайпа: как выбрать правильную инновацию в нужное время . Гарвардская деловая пресса . ISBN 978-1-4221-2110-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Методика исследования хайп-цикла , официальные материалы.