История католической церкви в Белизе
Эта история католической церкви в Белизе состоит из трех частей: исторические периоды католического присутствия в Белизе , религиозные общины , работающие в Белизе, и предпринятая апостольская деятельность.
Исторические периоды
[ редактировать ]Историки выделяют как минимум три периода в истории католической церкви Белиза. В первый период миссионеры сопровождали испанских конкистадоров среди майя в западном Белизе, с 1524 по 1707 год, когда такая деятельность подошла к концу. Столетие спустя отдельные вторжения в центральную, южную и северную части территории привели к появлению первой постоянной резиденции иезуитов в Белизе в 1851 году. Это знаменует начало второго периода , когда миссионерские церкви стали быстро распространяться по всему Белизу. . Третий период начался с назначения первого местного епископа , передав таким образом местному епархиальному духовенству управление Римско-католической епархией Белиз-Сити-Бельмопан .
Миссионерские предприятия: 1524–1851 гг.
[ редактировать ]1524–1707 гг . — Монахи сопровождали первые испанские экспедиции в Центральную Америку в соответствии с системой Патронато и ее смешением политики и религии. Пока испанцы преследовали ложную надежду найти золото в Петене , Гватемала, миссионеры сопровождали их на юг от Юкатана , Мексика, и на север от Кобана , Гватемала. Разрозненные физические и документальные свидетельства существования монахов майя в Западном Белизе существуют за период с 1524 по 1707 год. [1] [2] Рядом с стоянкой майя в Шунантуниче на западе центральной части Белиза находится Типу с остатками примитивного церковного здания, упомянутого в испанских записях, и большим количеством скелетов майя вокруг его границ. [3] Типу прекратил свое существование как поселение майя/христиан в 1707 году, когда испанцы переселили его жителей на берега озера Петен-Ица . [4] В шестидесяти милях к северу от Типу находится Ламанаи (Индийская церковь) с сохранившимися каменными стенами миссионерской церкви и руинами второй церкви. [5] : 41 Восстания майя были частыми, поскольку система редукционе — сбор рассеянных майя в деревнях, контролируемых Испанией, — означала уплату налогов и потерю свободы. [6] Юг стал свидетелем единственного зарегистрированного мученичества миссионеров в Белизе: в 1684 году в Палиаке (Рио-Гранде, Толедо) были замучены трое францисканцев и несколько испанцев, предположительно в результате жертвенного приношения по методу майя вырывания сердца. [2] Но обычно сопротивление майя вызывали политические, а не христианские усилия. Миссионеры, которые возобновили усилия по евангелизации более 100 лет спустя, подтвердят наличие остатков христианской веры.
1830–1851 гг . — Около 1830 г. католические священники снова появляются в исторических записях Белиза. [7] Метисы прибыли в качестве беженцев из Гондураса в реку Маллинс к югу от города Белиз . Фрай Антонио работал среди них с 1832 по 1836 год, когда его сменил Фрай Рубио из Бакалара на Юкатане . Рубио построил на реке Маллинз в 1837 году первую католическую церковь в современном Белизе. [8] Затем в 1840 г. о. Сандовал и Ривас из Юкатана построили часовню в городе Белиз. С конца 18 века это был прибрежный центр британской лесозаготовительной промышленности в центральной части колонии. Город обслуживали англиканские , баптистские и методистские священники, но испанские купцы из Юкатана, а также метисы и гарифуна с юга расширили католическую общину в середине 19 века.
В 1832 году большая миграция гарифуна пришла из Гондураса на побережье в районы, ставшие Пунта-Горда и Дангрига , на юге Белиза. Их родословная, смесь африканцев и карибских индейцев , восходит к Сент-Винсенту . Там они восстали против британцев в 1797 году и были изгнаны на Роатан , откуда распространились по побережью Гондураса. К 19 веку они расселились вдоль южного побережья Белиза. На острове Сент-Винсент их катехизировали испанские священники, о чем свидетельствуют «самодельные четки и кресты для защиты от зла и опасности». [9] Британцы будут искать в них сильных воинов и выносливых рабочих. [10] Но именно как хорошие студенты и преподаватели они повлияли на католицизм в Белизе: из их числа вышли несколько священников и первый местный епископ. Сестры Святого Семейства приехали в 1898 году специально, чтобы служить общинам гарифуна, и в течение столетия к этим сестрам присоединились 45 белизцев . [11]
Третья и самая крупная миграция в Белиз последовала за Кастовой войной на Юкатане, когда майя Санта-Крус изгнали метисов с побережья. Между 1847 и 1855 годами тысячи метисов бежали из Бакалара в Белиз, расширяя Коросаль и Ориндж-Уок города . К 1850 году на территории проживало 7000 католиков, в основном испанцы и метисы, беженцы во время кастовой войны на Юкатане. [1] : 18 Эти метисы также поселились рядом с майя икаиче в северных лесах, постепенно продвигаясь вниз по западной возвышенности, над прибрежными болотами. На западе за городком Бенке-Вьехо-дель-Кармен через несколько лет последовал Эль-Кайо , население которого выросло за счет лесной промышленности, которая переместилась на запад вдоль реки Белиз . Миссионерские контакты с Санта-Крус, Икаиш и метисами упоминаются в нескольких «Письмах и уведомлениях» иезуитов английской провинции, прибывших в 1851 году. [12]
Иезуитская миссия: 1851–1983 гг.
[ редактировать ]В 1837 году католическая миссия в Риме назначила Ямайку наместником , ответственным за всю территорию Карибского бассейна . [13] Поскольку в этом обширном регионе было мало ресурсов, территории Белиза уделялось мало внимания, пока католики испанского происхождения не были изгнаны с Юкатана в северный Белиз во время их борьбы с майя (1847-1901). После этого притока католиков в 1851 году Белиз стал иезуитской миссией под опекой английской провинции иезуитов, за одиннадцать лет до того, как он стал коронной колонией Британского Гондураса . В декабре 1851 г. апостольский викарий с Ямайки вместе со своим преемником в 1855 г. иезуитом о. Джеймс Юстас Дю Пейрон отправился в Белиз, чтобы оценить ситуацию. Дю Пейрон будет курировать строительство первой католической церкви в городе Белиз для нынешнего прихода Святого Искупителя . [14] Великий пожар 17 июля 1856 года уничтожил северную часть города, включая здание церкви. К апрелю 1858 года нынешнее здание Свято-Искупительного собора было завершено. Вдоль береговой линии последовали и другие приходы: Коросаль (1859 г.) с большим населением католиков- метисов ; Пунта-Горда (1862 г.) с Гарифуной на побережье и майя внутри страны; и Стэнн-Крик (1867 г.), в основном Гарифуна. В период с 1852 по 1893 год для основания этих церквей прибыли 58 иезуитов из 10 стран: из Италии (18), Англии (14), Испании (11), Бельгии (5), Франции (3), Ирландии (3), Германии (1). ), Греция (1), Гватемала (1), Колумбия (1). [5] : 79
В 1888 году Британский Гондурас стал префектурой , а в 1893 году — викариатом с Сальваторе ди Пьетро , SJ, в качестве апостольского префекта, а затем апостольского викария с титулом епископа . Присутствие трех американских епископов на его хиротонии свидетельствовало о растущем значении Соединенных Штатов для миссии. [15] В 1894 году иезуиты передали ответственность за Британский Гондурас из английской провинции в провинцию Миссури в центральной части Соединенных Штатов. [14] Епископ ди Пьетро умер в 1898 году, и ему наследовал епископ Фредерик К. Хопкинс , SJ, последний из английских иезуитов в Белизе.
Постоянные приходы среди майя на западе и центральной части Белиза были открыты в Бенке-Вьехо (1905 г.) и Сан-Игнасио (1909 г.). [14] Колледж Св. Иоанна , основанный при соборе в 1887 году, был перенесен в парк Лойола в 1917 году. В 1923 году епископ Хопкинс вместе с двумя Паллоттин сестрами утонул, когда лодка, на которой они плыли в Коросаль, затонула. [16]
Епископ Джозеф Энтони Мерфи , SJ, сменил Хопкинса. Его пребывание в должности ознаменовалось усилиями по восстановлению после урагана 1931 года , который разрушил колледж Св. Иоанна в парке Лойола и унес около 2500 жизней, включая одиннадцать иезуитов. Он также построил Зал Святого Искупителя, который стал главным закрытым помещением для проведения крупных мероприятий в Белизе до тех пор, пока в 1954 году не был построен Институт Блаженства . В 1938 году в возрасте 80 лет епископ Мерфи вышел на пенсию, и его сменил епископ Уильям А. Райс , SJ. Райс умерла от сердечного приступа в 1946 году. Следующим был последний апостольский викарий Белиза, Дэвид Фрэнсис Хики , SJ, который стал первым епископом Белизской епархии , когда она была поднята со статуса викариата в 1956 году. В 1957 году он ушел в отставку и стал епископом. Его заменил Роберт Луис Ходапп , SJ. Ходапп оставался на своем посту в течение 25 лет, посещая все пять сессий Второго Ватиканского Собора и работая над его проведением в епархии. Он ушел в отставку в 1983 году.
Родное духовенство и миряне: с 1983 г.
[ редактировать ]В 1982 году о. Осмонд Питер Мартин из народа Гарифуна стал первым уроженцем Белиза, получившим сан епископа. Он стал помощником Ходаппа, а затем в 1983 году епископом епархии. Мартин созвал первый епархиальный синод в 1989 году, сосредоточив внимание на том, чтобы побудить мирян взять на себя ответственность за свою церковь. В апреле 2001 года он открыл в соборе Епархиальный центр монсеньора Факундо Кастильо, где расположены епархиальные радио-, теле- и газетные служения. Дорик М. Райт стал помощником в 2002 году и сменил Мартина в 2007 году. Из-за ухудшения зрения Райта в 2012 году Кристофер Глэнси был назначен помощником и взял на себя многие обязанности епархии. Число католиков в Белизе выросло на 16 414 человек, или 15%, с 1991 года, а общая численность населения за тот же период выросла на 131 723 человека, или 70%. [17] [18] Число белизцев, входящих в епархиальное священство, составляло шесть человек в период с 1930-х по 1950-е годы, затем достигло пика - одиннадцати в период с 1960-х по 1980-е годы, но с тех пор и до 2014 года упало до трех. В 2013 году епископ Райт открыл малую семинарию, Епархиальную семинарию Св. Бенедикта, в здании, построенном бенедиктинцами недалеко от Санта-Елены . Четверо молодых людей составляли его первый класс. [19] Епископ Лоуренс Сидней Никасио вступил в должность 13 мая 2017 года. [20] Почетный епископ Дорик Макгоуэн Райт скончался 15 апреля 2020 года. [21]
Религиозные общины
[ редактировать ]Иезуиты
[ редактировать ]Иезуиты ( SJ ) отвечали за установление постоянного католического присутствия в Белизе, начиная с 1851 года, как подробно описано выше. С тех пор и до 2015 года в Белизе работали 374 иезуита, основавшие большинство приходов и миссий. Они также основали ретритный центр на ферме Тринидад недалеко от Белиза. [5] : 357, 272 В 2015 году они остались пасторами в приходе Св. Мартина де Порреса в Белизе и в приходе Св. Петра Клавера, в основном Гарифуна, в Пунта-Горде. [22] с 30 миссионерскими станциями и школами майя. [23] В июне 1885 года иезуит Генри Джиллетт начал публикацию « Ангелуса» , «католического ежемесячного периодического издания… написанного частично на английском и частично на испанском языке… [предназначенного] для опровержения ошибок и предоставления людям правильной информации о католических делах». [24] Он включал обширную документацию, как, например, в книге о. «Исторический очерк католической миссии в Белизе» Хопкинса за 1851–1893 годы был опубликован в 1897 году. «Ангелус» прекратил публикацию в 1905 году. Нынешний католический ежемесячный журнал «Христианский вестник» начал выходить в сентябре 1979 года под руководством иезуита о. Махера, который также положил начало епархиальному апостольству на радио и телевидении. [25] Колледж Св. Иоанна (SJC), который «станет одним из крупнейших и престижнейших учебных заведений в стране», был основан о. Кассиан Джиллетт, SJ, в 1887 году. [14] в помещениях на территории собора. В 1917 году он переехал в просторный кампус Лойола-Парк к югу от города, где служил школой-интернатом для многих, кто впоследствии стал лидерами в Белизе и по всей Центральной Америке. Ураган 1931 года разрушил кампус Лойола-Парк (см. выше), унеся жизни 6 священников, 1 брата и 4 преподавателей . Затем SJC возвращался на территорию собора до 1952 года, когда он переехал в просторный кампус к северо-западу от города. Сейчас у него есть 20 зданий для размещения подразделений среднего и младшего колледжа. [26] и дополнительное подразделение расширения в городе. В конце 1890-х годов знаменитый натуралист-иезуит Уильям А. Стэнтон преподавал в колледже Св. Иоанна. Влияние Апостольские иезуитского образования на политику Белиза описано ниже в разделе « дела », а также их роль в создании кредитных союзов и кооперативов в Белизе. Движение бойскаутов в Белизе было основано братом «Джейком» Джейкоби в приходе Святого Искупителя во время его длительного пребывания в Белизе с 1928 по 1957 год. [14]
Сестры милосердия
[ редактировать ]В 1883 году «Сестры милосердия» (РСМ) приехали в Белиз и установили здесь прочное присутствие. С тех пор 156 из них работали в Белизе. Епископы ди Пьетро и Хопкинс много сделали для того, чтобы обеспечить свое служение, а затем организовать свой отдельный фонд в Белизе, независимый от головного дома в Новом Орлеане. [27] Приехав в Белиз, сестры взяли на себя задачу руководить начальной школой Holy Redeemer , в которой к началу 1900-х годов обучалось около 400 учеников. Их трехэтажное кирпичное здание монастыря и школы, построенное в 1885 году, было разрушено ураганом 1931 года. Он был перестроен в 1935 году вместе с начальной школой и Академией Святой Екатерины, которая продолжает обучать девочек в районе Белиза. [28] В том же кампусе находится Центр милосердия Богоматери Гваделупской, который в 2014 году принял 1600 человек для проведения ретритов и других программ. [29] С 1967 года Мерси управляют колледжем Маффлс в Ориндж-Уок-Тауне . [30] В 1970 году они также открыли общеобразовательную школу Бельмопан. [31] Клиника Милосердия в 1981 году и Кухня Милосердия в 1986 году. Вместе с сестрой милосердия из Назарета они основали клинику для женщин майя в сельской местности Толедо в 1964 году. В 2012 году сэр М. Каритас Лоуренс, RSM , педагог, литургический переводчик с языка майя. английскому языку и старший офицер Министерства образования, была награждена Орденом Британской Империи Королевой Елизаветой за труд всей своей жизни. [5] : 165, 169
Сестры Святого Семейства
[ редактировать ]Сестры Святого Семейства (SSF), афроамериканская община из Нового Орлеана, прибыла в 1898 году, чтобы управлять небольшой приходской школой в Дангриге. [11] К 2000 году в Белизе служили 95 человек, из которых 19 были коренными белизцами. Они основали среднюю школу для девочек Остина (с момента ее объединения) и Академию Делиль в Дангриге, а также руководят двумя начальными школами. 27 белизцев присоединились к общине и служили только за границей.
Паллоттины
[ редактировать ]Прибыв в 1913 году, Паллоттины (SAC) основали монастыри в Бенке-Вьехо и Коросале, а затем и по всему Белизу. [16] К 2001 году в Белизе служили 162 человека, из которых 69 были коренными белизцами. В 1931 году они построили большой послушник недалеко от Пунта-Горды, из которого они служат в 30 деревнях майя, где есть католические часовни и школы. В 1957 году они открыли среднюю школу Паллотти для девочек в Белиз-Сити (справа). В 1968 году Белиз стал независимой провинцией их общины. В 2013 году их столетие службы было отмечено маркой Белиза. [32]
Сестры милосердия из Назарета
[ редактировать ]В 1975 году Сестры милосердия Назарета (SCN) были призваны помогать приходу Святого Сердца в Дангриге, а затем способствовать мирскому служению в духе обновления католической церкви. [33] С 1975 по 2014 год в Белизе работали 22 человека, из них четверо были белизцами. В 2014 году г-жа Барбара Флорес, SCN, была президентом/генеральным директором католических государственных школ .
Мадрецитас (Богоматерь Света)
[ редактировать ]В 1975 году эти религиозные сестры начали приезжать по четыре одновременно из Мексики и реализовывать свою харизму евангелизации в отдаленных деревнях, сначала в округе Ориндж-Уок , а затем и в округе Коросаль . В 1979 году они открыли женский монастырь в деревне Сан-Хуан, Коросаль. К 2000 году в Белизе работало 22 человека, из них 11 были белизцами.
Гваделупанас и сестры-доминиканки
[ редактировать ]Гваделупана Сестры из Мериды, Юкатан, работали в мирском служении в приходе Святого Франциска Ксаверия в Коросале в 1970-х и начале 1980-х годов. С 1985 по 1994 год шесть сестер Доминиканского ордена из Спрингфилда, штат Кентукки, также служили в Белизе.
Общество Богоматери Пресвятой Троицы
[ редактировать ]В Общество Богоматери Пресвятой Троицы (СОЛТ) входят как миряне, так и монашествующие, мужчины и женщины. Его миссия в Белизе началась в конце 1960-х годов в Бенке-Вьехо в области здравоохранения и пастырства. Это расширилось до управления школами и преподавания на уровне средней школы. Затем в 1976 году дьякон Кэл Кэтерс из SOLT основал BRC Printing Limited, чтобы печатать в основном учебники по чтению и математике для школ. В 1990 году SOLT основала среднюю школу Маунт-Кармель в Бенке, в которой в основном работают иностранные волонтеры, а также открыла Церковь Божественного Милосердия в Белиз-Сити. В 1998 году Джон Маревка из SOLT основал католический книжный магазин и радиостанцию в Бенке. В 2005 году он построил медиацентр и радиостанцию в Белизе, а в 2010 году начало вещание католическое молодежное радио Power FM, к которому в 2013 году добавилась католическая радиостанция Radio Guadalupe. К 2014 году 20 членов служили в Белизе в течение длительных периодов времени. время. [5] : 264 и далее
Бенедиктинцы
[ редактировать ]В 1971 году монахи-бенедиктинцы (OSB) из аббатства Субиако (Арканзас) основали монастырь недалеко от Санта-Елены, Белиз. К 1999 году в Белизе служили 23 бенедиктинца, но затем монастырь был закрыт из-за нехватки людей. Прекрасные здания и имущество были завещаны епархии и в 2013 году вновь открылись как епархиальная семинария Св. Бенедикта. [19]
Виаторианцы
[ редактировать ]Виаторианцы . (CSV) приехали в приход Ксавье в Коросале в 1998 году. Они организовали семинары по подготовке учителей, особенно для катехизаторов Они взяли на себя ответственность и расширили среднюю школу в Чуноксе, округ Коросаль, расширив ее отделения по сельскому хозяйству, естественным наукам, компьютерам и домоводству. После долгих консультаций они реализовали пастырский план, который объединил бы приход с его многочисленными миссиями. [34] В мае 2012 года о. Кристофер Глэнси , CSV, который руководил приходом Ксавьера в Коросале на протяжении большей части его обновления, был призван в епископство, чтобы помочь епископу Дорику М. Райту , у которого ухудшалось зрение. [35] В 2014 году, после предоставления 11 членов для работы в Белизе и рукоположения одного члена из Белиза, они больше не могли поставлять людей и покинули Белиз.
Колумбийцы и кларетийцы
[ редактировать ]Приехав в 1986 году, 15 коламбанцев служили в Св. Игнатии, Св. Вианнее и Ледивилле вокруг Белиз-Сити, а также в Дангриге, уехав в 1999 году. Четыре кларетийца также служили в Дангриге в период с 2002 по 2014 год.
Апостольские дела
[ редактировать ]Движение за независимость
[ редактировать ]Эдвард Дж. О'Доннелл , SJ, прежде чем стать президентом Университета Маркетта , с 1945 по 1948 год вел дискуссионные классы в вечерней школе колледжа Сент-Джонс. [36] на основе Папы Пия XI социальной энциклики «Великий пост » (1931 г.). [37] В число членов класса входили будущие политические лидеры и Народной объединенной партии лидеры Джордж Кэдл Прайс , Филип Голдсон , Герман Джекс, Джон Альберт Смит, Ли Ричардсон и Ник Поллард-старший. Прайс, широко известный как « Отец нации », привел Белиз к обретению независимости. движение , занимая высший пост в стране в общей сложности 27 лет. Уполномоченный биограф Прайса отмечает, что Прайс очень уважал иезуитов, и его политика, основанная на социальной справедливости, легко восходит к Quadragesimo anno . [37] Редактор «Амандала газеты » Эван Икс Хайд заявил, что «Католическая церковь в Британском Гондурасе… достигла политической власти, когда Джордж Прайс стал лидером ПНП». [37] Здесь он изображен с волонтерами Корпуса мира.
Кредитные союзы и кооперативы
[ редактировать ]Марион М. Гейни , SJ, была в значительной степени ответственна за введение кооперативов и кредитных союзов в Белизе, начиная с 1943 года , в ответ на Пия XI социальную энциклику Quadragesimo anno . [14] В течение 10 лет после создания первого кредитного союза в колонии было 22 кредитных союза, и «различные кооперативы включали потребительские, маркетинговые, жилищные, свиноводческие, чикловые и фермерские кооперативы». [38] Религиозные сестры внесли свой вклад: паллоттинцы в Пунта-Горде в 1940-х годах обучали девочек консервированию продуктов. В 1951 году иезуит о. Уильям Ульрих подарил майя из деревни Сан-Антонио весы для взвешивания свиней, защитив их от акул, которые сильно недооценивали вес. Благодаря возросшим доходам жители деревни купили грузовик, чтобы возить свиней и другую продукцию на рынок, и был основан свиноводческий кооператив. Действия Ульриха также повлияли на деревенскую политику. Поощряя «избрание более молодых и прогрессивных людей в Совет Алькальда, созданный о. Кнопп», это «безвозвратно изменило традиционные отношения между старыми и молодыми». [39] В движение кредитных союзов входил иезуит Генри Сутти, первый священник, вышедший из Бойс-Тауна , штат Небраска, и в 1943 году основатель Кредитного союза Святого Искупителя, капитализация которого в 2009 году составила 322,7 миллиона бензских долларов и насчитывала 42 262 члена. [40] С 1956 года директором Кредитного союза была Джейн Эллен Ашер . [41]
Школы
[ редактировать ]С 1850-х годов в Британском Гондурасе были приняты законы, так что к концу века церковно-государственная система образования была прочно установлена с оплатой по результатам и на благо каждой конфессии христиан. [42] Но проблема с поиском квалифицированных учителей сохранялась. С конца 1940-х годов потенциальных учителей из числа молодых католиков размещали в общежитии для учителей на Нью-Роуд в Белиз-Сити, чтобы они могли вернуться в свои деревни в качестве учителей. Так продолжалось до тех пор, пока здание не было разрушено ураганом Хэтти в 1961 году. К тому времени несколько будущих министров правительства и о. Калист Каэтано получил образование по этой программе. [5] : 148 В 1957 году о. Джон Стокл представил программу, эквивалентную средней школе, для взрослых в отделе повышения квалификации в центре города SJC. Первая государственная средняя школа, Техническая средняя школа, открылась только в 1952 году. В 1954 году епархия учредила Педагогический колледж Св. Иоанна в Святом Искупителе. В 1965 году он был объединен с государственным педагогическим колледжем Святого Георгия и стал педагогическим колледжем Белиза. В то время общий набор в пяти церковных школах Белиза составлял 815 учеников; из них 589 обучались в начальной школе и 226 - в средней школе. [43] В 1961 году были открыты еще две католические средние школы: Св. Франциска Ксаверия в Коросале и Св. Петра Клавера в Пунта-Горде.
В 1953 году в Стэнн-Крик на земле, предоставленной правительством, был открыт сельскохозяйственный филиал колледжа Св. Иоанна под названием Линам-колледж. Колледж действовал до 1971 года, когда отсутствие финансирования и критика за невыполнение своих функций сельскохозяйственной школы привели к его закрытию. [44] После урагана 1931 года Колледж Св. Иоанна вернулся на территорию собора до 1952 года, когда он переехал в просторный кампус к северо-западу от города. Сейчас у него есть 20 зданий для размещения подразделений среднего и младшего колледжа. Младший колледж Св. Иоанна вырос из шестого класса (1952 г.), который был соединен со средней школой (1887 г.). В 1966 году он начал предлагать степени младшего специалиста при Американской ассоциации общественных колледжей. [45] Еще два католических младших колледжа были основаны в 1990-х годах. Младший колледж Маффлс недалеко от Ориндж-Уок-Тауна был открыт в 1992 году. [30] Он вырос из средней школы Маффлс, основанной в 1953 году. А младший колледж Святого Сердца в городе Сан-Игнасио был открыт в 1999 году. Он вырос из средней школы Святого Сердца, которая была первой средней школой в округе Кайо , когда она открылась в 1960 году. Семинары из близлежащего колледжа Святого Бенедикта посещают младший колледж Святого Сердца. [19] К 2015 году католическая церковь имела 148 начальных школ, прикрепленных ко всем 18 приходам и почти ко всем миссионерским станциям, а также 11 средних школ и 3 младших колледжа. [46] Лишь в 1986 году правительство учредило университет , независимый от церковного контроля. Были попытки отделить образование от британской системы A-level и более тесно связать его с американской системой аккредитации, но Торговая палата и Ротари сопротивлялись. бизнесмены [44]
Сэр Алан Бернс , губернатор Британского Гондураса (1934-1939), использовал Бенке-Вьехо в качестве примера одной из проблем, с которыми сталкивается преподавание в школах Белиза: «Я слышал, как немецкие монахини пытались учить детей майя по английскому учебнику, который им приходилось читать. объясни по-испански». [47] Решением, по крайней мере в сфере высшего образования, стало требование английского языка в классе. Гарифуна привили культуру католической мессе и проводят ее на своем родном языке. [5] : 321 Что касается языка криол , на котором больше всего говорят в Белизе, здесь возникает больше споров. Несколько христианских церквей внедрили криол в свои богослужения, и был выпущен Криол Новый Завет. [48] Но католическая месса, требующая одобрения римских властей , не была переведена на криол. С другой стороны, католики активно участвуют в работе Совета криола, а Колледж Св. Иоанна через свой Белизский институт социальных исследований и действий (BISRA) публикует «Белизские исследования» , в которых публикуются статьи о роли криола и других культур в белизском обществе. [49]
В 1970 году г-жа Сигна Йорк была первым мирянином, назначенным деканом шестого класса иезуитского колледжа Св. Иоанна. Затем устав колледжа был переписан таким образом, что настоятель-иезуит Белиза больше не был автоматически президентом колледжа, а в попечительский совет были добавлены миряне. Г-н Стюарт Симмонс был назначен первым непрофессиональным директором средней школы. В 1994 году устав снова был изменен, и президентом колледжа мог быть мирянин, а в 1999 году г-н Карлос Пердомо стал первым президентом-мирянином. Председателем правления уже много лет был мирянин. За 25 лет был осуществлен переход к мирскому руководству, при этом были предприняты усилия для обеспечения дальнейшего присутствия иезуитской харизмы в колледже. В 1997 году г-жа Алиса Кастильо стала первым мирянином Академии Святой Екатерины. [5] : 335
Выдающиеся выпускники . Зи Эджелл учился в Академии Святой Екатерины и является автором отмеченного наградами романа «Бека Лэмб» . Среди тех, кто посещает какое-либо отделение колледжа Св. Иоанна и занимает видное место на государственной службе, - Эмиль Аргуэльес , Джонни Брисеньо , Хорхе Эспат , Мануэль Эскивель , Фрэнсис Фонсека , Ральф Фонсека , Каритас Лоуренс , Зенаида Мойя , Саид Муса , Джордж Кэдл Прайс . Среди выдающихся выпускников других католических школ Долорес Бальдерамос-Гарсия , Антонио Соберанис Гомес , Гаспар Вега .
иезуитских миссий Галерея
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Римско-католическая епархия Белиз-Сити-Бельмопан
- Приход Святого Искупителя, Белиз Сити
- Приход Святого Мартина де Порреса, Белиз
- Приход Святого Петра Клавера, Пунта-Горда
- Приход Святого Сердца, Дангрига
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Уодделл, DAG Британский Гондурас: исторический и современный обзор (Лондон: Oxford University Press, 1961).
- ^ Перейти обратно: а б Томпсон, Дж. Э. Майя Белиза: исторические главы со времен Колумба . (Белиз: Benex Press, 1974). Д. Лопеса Коголлудо Цитируя «Историю Юкатана» , первое издание, опубликованное в Мадриде в 1688 году; Капитан Франсиско Перес, перепись 1655 г., Национальный архив Мексики; Франсиско Васкес 1937-44, Хроника Провинциала Святейшего Имени Иисуса Гватемальского Ордена нашего серафического отца Святого Франциска , Кн. 4, гл. 79, Гватемала, 1714–1716 гг.; Жозеф Дельгадо, ОП, меморандум 1677, Национальная библиотека, Париж; Ф. Хименес с 1721 г., История провинции Сан-Висенте-де-Чьяпа и Гватемалы Ордена проповедников , 1931 г., Гватемала.
- ^ Добсон, Н. История Белиза (Лондон: Longman Group, 1973), стр. 46.
- ^ Джонс, Дж.Д., Каутц, Р.Р. и Грэм, Э. (январь 1986 г.). «Типу: город майя на испанской колониальной границе» (PDF) . Археология . 39 (1): 40–47 . Проверено 8 мая 2015 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Вудс, Чарльз М. старший и др. Годы благодати: история римско-католической евангелизации в Белизе: 1524–2014 гг. (Белиз: Римско-католическая епархия Белиз-Сити-Бельмопан, 2015 г.).
- ^ Томпсон, Дж. Э. Взлет и падение цивилизации майя , 2-е изд. (Норман, Оклахома: Университет Оклахомы Пресс, 1966).
- ^ «Армстронг в WMMS» (19 ноября 1830 г.) в Джонсоне, WR. История христианства в Белизе: 1776-1838 гг . (Лэнхэм, доктор медицины: Университетское издательство Америки, 1985).
- ^ Ангелус . (сентябрь 1894 г.). Получено в архивах Римско-католической епархии Белиза.
- ^ Джонсон, WR История христианства в Белизе: 1776-1838 гг . (Лэнхэм, Мэриленд: Университетское издательство Америки, 1985), стр. 185.
- ^ Шоман, А. 13 глав истории Белиза (4-е изд.). (Белиз: The Angelus Press, 1994), с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б Беренс, С.Ф. (январь 2013 г.) «Сестры Святого Семейства Нового Орлеана». Эдвард Т. Бретт (обзор). Католический исторический обзор . 99 (1): стр. 185–187. дои: 10.1353/2913.0061.
- ^ «Письма и уведомления», Английская провинция иезуитов, том 7, письмо о. Бавастро в 1866 году, найдено в «Иезуитские архивы Центральных США, Сент-Луис, Миссури» . Проверено 11 мая 2015 г.
- ^ «Кингстонская архиепископия на Ямайке» . Проверено 11 мая 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Архивы иезуитов, коллекция Белиза
- ^ «Епископ ди Пьетро» . Проверено 9 мая 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сестры Паллоттин в Белизе» . Проверено 9 мая 2015 г.
- ^ «Перепись 2000 года» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 25 января 2012 года . Проверено 1 сентября 2015 г.
- ^ «Перепись 2010 года» . Проверено 1 сентября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Епархиальная семинария» . Архивировано из оригинала 27 апреля 2015 года . Проверено 9 мая 2015 г.
- ^ «Избранный епископ, отец Лоуренс Сидней Никасио, рукоположен | Газета Амандала» . amandala.com.bz . 17 мая 2017 года . Проверено 1 сентября 2020 г.
- ^ Админ, Китай (16 апреля 2020 г.). «Скончался почетный епископ Белиза Дорик Макгоуэн Райт» . Католические новости . Проверено 1 сентября 2020 г.
- ^ «Белиз» (PDF) . п. 8 . Проверено 2 сентября 2015 г.
- ^ «Миссии Пунта-Горда (Толедо)» . Проверено 9 мая 2015 г.
- ^ «Британский Гондурас». (1898) Ангелус (Римско-католическая епархия Белиза - Архив Бельмопана: Белизское викариатство), стр. 379.
- ^ «Анжелюс Пресс» . Проверено 9 мая 2015 г.
- ^ «Кампус SJC» . Проверено 10 мая 2015 г.
- ^ «История милосердия Белиза» . Проверено 22 июня 2015 г.
- ^ «История Св. Екатерининской академии» . Проверено 10 мая 2015 г.
- ^ «Центр милосердия Богоматери Гваделупской» . Проверено 11 мая 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Маффлс Младший Колледж» . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 11 мая 2015 г.
- ^ «Бельмопанская общеобразовательная школа» . Проверено 11 мая 2015 г.
- ^ «Паллоттинская памятная марка» . 10 октября 2013 года . Проверено 8 мая 2015 г.
- ^ «Декрет II Ватиканского собора о мирянах» . Архивировано из оригинала 25 июня 2015 года . Проверено 10 мая 2015 г.
- ^ «Миссии Коросаля» . Проверено 10 мая 2015 г.
- ^ Родригес П., «Мы рукополагаем нового епископа», The Christian Herald , май 2012 г., стр. 2,4.
- ^ О'Доннелл, Э. (1986). Брошюра по случаю его смерти, абз. 4, доступно в Центральном архиве иезуитов США.
- ^ Перейти обратно: а б с Смит, врач общей практики (2011). Авторизованная биография Джорджа Прайса: A Life Revealed . Кингстон, Майами: Ян Рэндл, с. 191.
- ^ «Я пойду по большой дороге» . (апрель 1956 г.). Иезуитские миссии , стр. 6-7. «Иезуитские архивы Центральных США, Сент-Луис, Миссури» . Проверено 11 мая 2015 г.
- ^ Грегори, младший «Кооперативы: «неудачи» против «успеха». Белизские исследования , 1984, 12 (5), стр. 1–15.
- ^ «Кредитный союз Святого Искупителя» . Проверено 9 мая 2015 г.
- ^ Сьего, Альберт Дж. (30 августа 2013 г.). «Университет Галена чествует г-жу Джейн Ашер из HRCU» . Белиз-Сити, Белиз: Амандала . Проверено 8 сентября 2015 г.
- ^ Беннетт, Дж. А. История образования в Белизе . Ангелус Пресс, 2008, с. 21.
- ^ Янг, CN Язык и образование в Белизе , 3-е. изд., 2002. Белиз: The Angelus Press, с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б Интервью 2002 г.: Чарльз Вудс-старший с о. Лео Вебер, SJ, руководитель миссии в 1971 году.
- ^ «История колледжа Святого Иоанна» . Проверено 11 мая 2015 г.
- ^ «Католические образовательные учреждения в Белизе» . Проверено 11 мая 2015 г.
- ^ Руис, Дэвид Н., «Визит матери Холис и провинциалов Ордена Паллоттина», 6 марта 1999 г., стр. 3-10. Получено в Римско-католическом епархиальном архиве.
- ^ Послушайте Гаада . (на белизском креольском языке ) Книги и брошюры по изучению Библии. Свидетель Иеговы. 2013 . Проверено 8 мая 2015 г.
- ^ «Будущее белизского креола», Белизские исследования: журнал социальных исследований и мысли , 1974, Vol. 2, № 3.
Ресурсы
[ редактировать ]- Римский католицизм в Белизе
- Архивы иезуитов в центральной и южной части США, собрание миссии Белиза
- Вудс, Чарльз М. старший и др. Годы благодати: история римско-католической евангелизации в Белизе: 1524–2014 гг. (Белиз: Римско-католическая епархия Белиз-Сити-Бельмопан, 2015 г.).