Jump to content

Раввин

Гуру Нанак (справа) и Бхаи Мардана (слева) с рабабом, картина около 1740 года.

Рабаби (Гурмухи: ربابی) — это термин, используемый для обозначения игрока на инструменте рабаб .

В сикхской литургической традиции существует три типа музыкантов — рабаби, раги и дхадхи , каждый из которых процветал в период гуру . Потомки остались рабаби для всех 10 гуру, сохраняя музыку рабаб.

Индийское храмовое искусство первого века нашей эры изображало гандхарскую лютню, хотя предком рабаба в Индии, вероятно, является одноименный персидский инструмент. [ 1 ] Рабаб в его различных формах распространился по всей Западной, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии . [ 1 ] Те рабабы, которые используются в классической музыке хиндустани северной Индии, щипаются. [ 1 ]

Гуру Нанак положил начало сикхской традиции рабаби, наняв Бхая Мардану в качестве своего аккомпаниатора. [ 2 ] Мусульманские певцы, которых раньше называли мираси , были переименованы Нанаком в рабаби , потому что они играли на рабабе . [ 3 ]

Музыкальное выражение занимало очень важное место в сикхской традиции с момента ее зарождения, с Гуру Нанака и его верного спутника Бхаи Марданы . [ 4 ] Текстовые традиции, связывающие Гуру Нанака и Мардану с музыкой, включают Джанамсакхи и Варан Бхаи Гурдаса . [ 4 ] Существуют также художественные изображения Гуру Нанака и Марданы как музыкантов на различных картинах 18 и 19 веков, где Гуру Нанак изображен поющим, в то время как Мардана играет на своем инструменте. [ 4 ]

Ссылки на музыку времен Гуру Нанака, найденные в Варане Бхаи Гурдаса, включают: [ 4 ]

Что касается Картарпурской главы жизни Гуру Нанака, Бхаи Гурдас утверждает: [ 4 ]

в стиле Фирандия Рабаб

Мардана играл на рабабе ( щипковой лютне), путешествовал вместе с Нанаком и играл на этом инструменте, когда Нанак проповедовал свои учения. [ 5 ] [ 4 ] В результате Мардана считается основателем традиции рабаби в сикхизме. Когда Гуру Нанак получал откровение, он восклицал: «Марданея! Рабаб чхед, бани аайи хай» («Мардана, сыграй на рабабе, бани (священное сочинение/стих) пришло мне в голову»). [ 6 ] [ 4 ]

После того, как Гуру Нанак поселился в основанной им местности, известной как Картарпур , сопровождающие его и Мардана сочиненные песни сочинения стихов были записаны в различных поти , из которых, как утверждает Гуру Харсахай Потхи, является дошедшим до нас текстом такого рода. [ 4 ]

Во времена Гуру Нанака преобладающей музыкальной традицией той эпохи были дхрупад и дхамар , которые в конечном итоге повлияли на это раннее сикхское музыкальное выражение. [ 6 ] Позже другие музыкальные традиции, такие как хаял , таппа и каввали . на сикхов стали влиять и [ 6 ]

Музыкальная линия Бхаи Марданы продолжилась после смерти Марданы, и его потомки продолжили служить сикхским гуру в качестве музыкальных исполнителей. [ 7 ] Некоторые примеры потомков Бхаи Марданы, которые работали музыкантами в дурбаре (дворе) сикхских гуру, включают: [ 7 ]

Фотография под названием «Игры на лютне [rabab/rebec] [rababis] возле Золотого храма», сделанная 28 января 1903 года. Хранится в коллекции Гертруды Белл Университета Ньюкасла.

Традиция рабаби сформировалась из линии мусульманских музыкантов и инструменталистов, исполнявших киртан для сикхских гуру и сикхской общины. [ 7 ] называли Бабе ке , что означало «те, что принадлежали Бабе Нанаку». Этих мусульманских рабаби киртана сикхи [ 7 ] Более поздним мусульманским рабаби, который исполнял киртан в сикхских святынях, в том числе в Хармандир-Сахибе, был Бхаи Сайн Дитта, который процветал в начале XIX века. [ 7 ] В это время институт мусульманского рабаби получил покровительство со стороны различных сикхских государств, таких как штаты Набха , Патиала и Капуртала . [ 7 ] В начале 20 века мусульманскими рабаби, которые регулярно выступали в Золотом храме, были Бхаи Чанд, Бхаи Таба и Бхаи Лал. [ 7 ] К 20 веку многие рабабы заменили свой традиционный рабаб, заменив его фисгармонией. [ 7 ]

Ответная реакция на использование инструмента рабаб в сикхских кругах произошла после раздела Пенджаба в 1947 году, из-за того, что многие семьи мусульманских рабабов мигрировали в свои новые дома в Пакистане или были вытеснены на обочину общества из-за изменений в социокультурной сфере. нормы. [ 8 ] [ 7 ] В сикхских музыкальных кругах рабаб постепенно был заменен сародом , другим струнным инструментом. [ 8 ] [ 7 ] Были попытки возродить традицию рабаби, поскольку до сих пор живут потомки традиционных семей рабаби. [ 7 ]

Фотография рабаба из штата Набха, держащего рабаба.

Последним из линии рабаби был Бхаи Чанд. В 20 веке н.э. использование этого инструмента в сикхском киртане было заменено фисгармонией, но оно было возрождено. [ 9 ] Сикхские рабаби регулярно проводили киртан в Амритсаре до раздела Индии в 1947 году, после чего многие из рабаби мигрировали на территорию, которая стала Пакистаном. [ 10 ] был местным пенджабским вариантом, известным как Сикхский рабаб традиционно Фирандия рабаб . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] однако Балдип Сингх, знаток сикхской музыкальной традиции, бросает вызов этому повествованию. [ 15 ] [ 16 ]

Известные рабаби

[ редактировать ]

Среди заслуживающих внимания сикхских рабаби:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Майнер, Аллин (2004). Ситар и Сарод в XVIII и XIX веках . Публикации Мотилала Банарсидасса. п. 61 . ISBN  9788120814936 .
  2. ^ «Интервью: Дело дочери» . «Санди Трибьюн» . 17 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 26 сентября 2020 г.
  3. ^ Капур, Джаскиран (10 февраля 2012 г.). «Струны перемен» . Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Каур, Индерджит Н. (2011). «Сикх Шабад Киртан и Гурмат Сангит: что в названии?» (PDF) . Журнал исследований Пенджаба . 18 (1–2). Калифорнийский университет, Санта-Крус: 251–278 – через ebscohost.
  5. ^ «Гуру Нанак Сахиб Джи и Бхаи Мардана Джи - ворота в сикхизм» . 26 февраля 2014 г. Проверено 30 августа 2022 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Наир, Малини (2 июня 2022 г.). «Почему попытки возродить традиционные сикхские инструменты в гурдварах терпели неудачу на протяжении 90 лет» . Прокрутка.в . Проверено 12 августа 2023 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Каур, Индерджит Н. (2011). «Сикх Шабад Киртан и Гурмат Сангит: что в названии?» (PDF) . Журнал исследований Пенджаба . 18 (1–2). Калифорнийский университет, Санта-Крус: 251–278 – через ebscohost.
  8. ^ Jump up to: а б Наир, Малини (2 июня 2022 г.). «Почему попытки возродить традиционные сикхские инструменты в гурдварах терпели неудачу на протяжении 90 лет» . Прокрутка.в . Проверено 12 августа 2023 г.
  9. ^ «SGPC возродит «гурбани-киртан» со струнными инструментами в Золотом храме» . Печать . 25 мая 2022 г. Проверено 29 августа 2022 г.
  10. ^ Халид, Харун (20 апреля 2018 г.). «Затерянная в разделении связь сикхов и мусульман оживает в рассказе о Гуру Нанаке и Бхаи Мардане» . Рассвет . Архивировано из оригинала 21 апреля 2018 года.
  11. ^ «Рабаб» . Сикхское музыкальное наследие – нерассказанная история . Проверено 18 августа 2022 г.
  12. ^ «Академия Радж | Рабаб» . Радж Академия . Проверено 18 августа 2022 г.
  13. ^ «Рабаб» . СИКХ СААДЖ . Проверено 18 августа 2022 г.
  14. ^ «Сикхские инструменты-Рабаб» . Оксфордские сикхи . Проверено 18 августа 2022 г.
  15. ^ Ханна, Индия (1 ноября 2019 г.). «Накладка Firandia пенджабского университета помогает возрождению струнного инструмента | Ludhiana News - Times of India» . Таймс оф Индия Получено 1 августа 2022 г.
  16. ^ Сингх, Балдип (27 июня 2012 г.). «Рабаб идет за покупками…» . Фонд Анад . Проверено 18 августа 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 76eee239f066afb38588f8da10a9149b__1703268960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/9b/76eee239f066afb38588f8da10a9149b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rababi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)