Раввин

Часть серии о |
сикхизм |
---|
![]() |
Рабаби (Гурмухи: ربابی) — это термин, используемый для обозначения игрока на инструменте рабаб .
В сикхской литургической традиции существует три типа музыкантов — рабаби, раги и дхадхи , каждый из которых процветал в период гуру . Потомки остались рабаби для всех 10 гуру, сохраняя музыку рабаб.
История
[ редактировать ]Индийское храмовое искусство первого века нашей эры изображало гандхарскую лютню, хотя предком рабаба в Индии, вероятно, является одноименный персидский инструмент. [ 1 ] Рабаб в его различных формах распространился по всей Западной, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии . [ 1 ] Те рабабы, которые используются в классической музыке хиндустани северной Индии, щипаются. [ 1 ]
Гуру Нанак положил начало сикхской традиции рабаби, наняв Бхая Мардану в качестве своего аккомпаниатора. [ 2 ] Мусульманские певцы, которых раньше называли мираси , были переименованы Нанаком в рабаби , потому что они играли на рабабе . [ 3 ]
Музыкальное выражение занимало очень важное место в сикхской традиции с момента ее зарождения, с Гуру Нанака и его верного спутника Бхаи Марданы . [ 4 ] Текстовые традиции, связывающие Гуру Нанака и Мардану с музыкой, включают Джанамсакхи и Варан Бхаи Гурдаса . [ 4 ] Существуют также художественные изображения Гуру Нанака и Марданы как музыкантов на различных картинах 18 и 19 веков, где Гуру Нанак изображен поющим, в то время как Мардана играет на своем инструменте. [ 4 ]
Ссылки на музыку времен Гуру Нанака, найденные в Варане Бхаи Гурдаса, включают: [ 4 ]
Гар гхар хове дхарамсал, хове киртан сада вишоа |
Каждый дом был местом поклонения с постоянным киртаном, как в Байсахи. |
—Варан Бхаи Гурдас 1:27 |
Что касается Картарпурской главы жизни Гуру Нанака, Бхаи Гурдас утверждает: [ 4 ]
содар удобное мясо амрит веле джапу произношение |
Пели Содар и Арти, а ранним утром читали Джап. |
—Варан Бхаи Гурдас 1:38 |

Мардана играл на рабабе ( щипковой лютне), путешествовал вместе с Нанаком и играл на этом инструменте, когда Нанак проповедовал свои учения. [ 5 ] [ 4 ] В результате Мардана считается основателем традиции рабаби в сикхизме. Когда Гуру Нанак получал откровение, он восклицал: «Марданея! Рабаб чхед, бани аайи хай» («Мардана, сыграй на рабабе, бани (священное сочинение/стих) пришло мне в голову»). [ 6 ] [ 4 ]
После того, как Гуру Нанак поселился в основанной им местности, известной как Картарпур , сопровождающие его и Мардана сочиненные песни сочинения стихов были записаны в различных поти , из которых, как утверждает Гуру Харсахай Потхи, является дошедшим до нас текстом такого рода. [ 4 ]
Во времена Гуру Нанака преобладающей музыкальной традицией той эпохи были дхрупад и дхамар , которые в конечном итоге повлияли на это раннее сикхское музыкальное выражение. [ 6 ] Позже другие музыкальные традиции, такие как хаял , таппа и каввали . на сикхов стали влиять и [ 6 ]
Музыкальная линия Бхаи Марданы продолжилась после смерти Марданы, и его потомки продолжили служить сикхским гуру в качестве музыкальных исполнителей. [ 7 ] Некоторые примеры потомков Бхаи Марданы, которые работали музыкантами в дурбаре (дворе) сикхских гуру, включают: [ 7 ]
- Саджада, который служил Гуру Ангаду в Кхадуре. [ 7 ]
- Саду и Баду, оба служили Гуру Амар Дасу в Гоиндвале и Гуру Рам Дасу в Чак Рам Дас Пура. [ 7 ]
- Балванд и Сатта , оба служили Гуру Рам Дасу и Гуру Арджану. [ 7 ]
- Бабак , служивший Гуру Харгобинду [ 7 ]
- Чатра, служивший более поздним гуру [ 7 ]

Традиция рабаби сформировалась из линии мусульманских музыкантов и инструменталистов, исполнявших киртан для сикхских гуру и сикхской общины. [ 7 ] называли Бабе ке , что означало «те, что принадлежали Бабе Нанаку». Этих мусульманских рабаби киртана сикхи [ 7 ] Более поздним мусульманским рабаби, который исполнял киртан в сикхских святынях, в том числе в Хармандир-Сахибе, был Бхаи Сайн Дитта, который процветал в начале XIX века. [ 7 ] В это время институт мусульманского рабаби получил покровительство со стороны различных сикхских государств, таких как штаты Набха , Патиала и Капуртала . [ 7 ] В начале 20 века мусульманскими рабаби, которые регулярно выступали в Золотом храме, были Бхаи Чанд, Бхаи Таба и Бхаи Лал. [ 7 ] К 20 веку многие рабабы заменили свой традиционный рабаб, заменив его фисгармонией. [ 7 ]
Ответная реакция на использование инструмента рабаб в сикхских кругах произошла после раздела Пенджаба в 1947 году, из-за того, что многие семьи мусульманских рабабов мигрировали в свои новые дома в Пакистане или были вытеснены на обочину общества из-за изменений в социокультурной сфере. нормы. [ 8 ] [ 7 ] В сикхских музыкальных кругах рабаб постепенно был заменен сародом , другим струнным инструментом. [ 8 ] [ 7 ] Были попытки возродить традицию рабаби, поскольку до сих пор живут потомки традиционных семей рабаби. [ 7 ]

Последним из линии рабаби был Бхаи Чанд. В 20 веке н.э. использование этого инструмента в сикхском киртане было заменено фисгармонией, но оно было возрождено. [ 9 ] Сикхские рабаби регулярно проводили киртан в Амритсаре до раздела Индии в 1947 году, после чего многие из рабаби мигрировали на территорию, которая стала Пакистаном. [ 10 ] был местным пенджабским вариантом, известным как Сикхский рабаб традиционно Фирандия рабаб . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] однако Балдип Сингх, знаток сикхской музыкальной традиции, бросает вызов этому повествованию. [ 15 ] [ 16 ]
Известные рабаби
[ редактировать ]сикхи
[ редактировать ]Среди заслуживающих внимания сикхских рабаби:
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Майнер, Аллин (2004). Ситар и Сарод в XVIII и XIX веках . Публикации Мотилала Банарсидасса. п. 61 . ISBN 9788120814936 .
- ^ «Интервью: Дело дочери» . «Санди Трибьюн» . 17 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 26 сентября 2020 г.
- ^ Капур, Джаскиран (10 февраля 2012 г.). «Струны перемен» . Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Каур, Индерджит Н. (2011). «Сикх Шабад Киртан и Гурмат Сангит: что в названии?» (PDF) . Журнал исследований Пенджаба . 18 (1–2). Калифорнийский университет, Санта-Крус: 251–278 – через ebscohost.
- ^ «Гуру Нанак Сахиб Джи и Бхаи Мардана Джи - ворота в сикхизм» . 26 февраля 2014 г. Проверено 30 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Наир, Малини (2 июня 2022 г.). «Почему попытки возродить традиционные сикхские инструменты в гурдварах терпели неудачу на протяжении 90 лет» . Прокрутка.в . Проверено 12 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Каур, Индерджит Н. (2011). «Сикх Шабад Киртан и Гурмат Сангит: что в названии?» (PDF) . Журнал исследований Пенджаба . 18 (1–2). Калифорнийский университет, Санта-Крус: 251–278 – через ebscohost.
- ^ Jump up to: а б Наир, Малини (2 июня 2022 г.). «Почему попытки возродить традиционные сикхские инструменты в гурдварах терпели неудачу на протяжении 90 лет» . Прокрутка.в . Проверено 12 августа 2023 г.
- ^ «SGPC возродит «гурбани-киртан» со струнными инструментами в Золотом храме» . Печать . 25 мая 2022 г. Проверено 29 августа 2022 г.
- ^ Халид, Харун (20 апреля 2018 г.). «Затерянная в разделении связь сикхов и мусульман оживает в рассказе о Гуру Нанаке и Бхаи Мардане» . Рассвет . Архивировано из оригинала 21 апреля 2018 года.
- ^ «Рабаб» . Сикхское музыкальное наследие – нерассказанная история . Проверено 18 августа 2022 г.
- ^ «Академия Радж | Рабаб» . Радж Академия . Проверено 18 августа 2022 г.
- ^ «Рабаб» . СИКХ СААДЖ . Проверено 18 августа 2022 г.
- ^ «Сикхские инструменты-Рабаб» . Оксфордские сикхи . Проверено 18 августа 2022 г.
- ^ Ханна, Индия (1 ноября 2019 г.). «Накладка Firandia пенджабского университета помогает возрождению струнного инструмента | Ludhiana News - Times of India» . Таймс оф Индия Получено 1 августа 2022 г.
- ^ Сингх, Балдип (27 июня 2012 г.). «Рабаб идет за покупками…» . Фонд Анад . Проверено 18 августа 2022 г.