Curtiss SOC Чайка
СОК Чайка | |
---|---|
Конфигурация гидросамолета «Чайка» в полете | |
Роль | Скаут |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Кертисс-Райт |
Дизайнер | Александр Солла |
Первый полет | апрель 1934 г. |
Введение | 12 ноября 1935 г. |
Ушедший на пенсию | 1949 |
Основные пользователи | ВМС США Береговая охрана США Корпус морской пехоты США |
Произведено | 1935-1940 |
Количество построенных | 322 (258 по Curtiss, 64 по NAF ) |
Curtiss SOC Seagull — американский одномоторный гидросамолет-разведчик-разведчик , разработанный Александром Соллой из корпорации Curtiss-Wright для ВМС США . Самолет , служил на линкорах и крейсерах в конфигурации гидросамолета запускался с катапульты и поднимался после морского десанта. Крылья складывались к фюзеляжу для хранения на борту корабля. При базировании на берегу или на авианосцах одиночный поплавок заменялся неподвижным колесным шасси .
компания Curtiss поставила 258 самолетов SOC в версиях от SOC-1 до SOC-4 Начиная с 1935 года . Конструкция SOC-3 легла в основу варианта Военно-морского авиазавода СОН-1 , которого с 1940 года ВВС поставило 64 самолета .
Этот самолет служил важным наблюдательным судном во время Второй мировой войны для ВМС США, хотя Vought OS2U Kingfisher служил в большем количестве.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]SOC был заказан для производства ВМС США в 1933 году и впервые поступил на вооружение в 1935 году. Первый заказ был на 135 моделей SOC-1, за ним последовали 40 моделей SOC-2 для десантных операций и 83 SOC-3. Вариант SOC-3 был построен Заводом военно-морских самолетов и получил название СОН-1. [ 1 ]
Операционная история
[ редактировать ]Первым кораблем, которому был назначен SOC, стал легкий крейсер USS Marblehead в ноябре 1935 года ; к концу десятилетия SOC заменил своего предшественника во всем флоте. Производство закончилось в 1938 году. К 1941 году большинство линкоров перешли на Vought OS2U Kingfisher , и ожидалось, что крейсеры заменят свои устаревшие SOC на SO3C Seamew третьего поколения . Однако SO3C имел слабый двигатель, и планы по его использованию в качестве замены были отменены. SOC, несмотря на принадлежность к более раннему поколению, продолжал выполнять свои задачи по наблюдению за стрельбой и разведывательным операциям на ограниченной дальности.
В течение первых шести месяцев военно-морской службы SOC был известен как XO3C-1 . [ 2 ] Обозначение было изменено на SOC , когда было решено объединить его функции разведки и наблюдения. SOC не назывался « Чайка» до 1941 года, когда ВМС США начали массовое принятие популярных названий самолетов в дополнение к их буквенно-цифровым обозначениям. Название «Чайка» ранее было присвоено двум гражданским самолетам Curtiss: Curtiss Model 18 и Model 25, которые оба были переоборудованы в летающие лодки Curtiss MF. [ 3 ]
При работе в качестве гидросамолета возвращающиеся SOC приземлялись на относительно гладкую поверхность океана, образовавшуюся на защищенной стороне судна, когда оно делало широкий поворот, после чего самолет поднимался обратно на палубу лебедкой. [ 4 ]
Когда SOC был заменен OS2U Kingfisher, большая часть оставшихся планеров была переоборудована в учебно-тренировочные; они использовались до 1945 года. [ 5 ] После выхода из строя Curtiss SO3C Seamew многие SOC, находящиеся на службе второй линии, были возвращены в передовые части, начиная с конца 1943 года. Они служили на борту военных кораблей в зоне боевых действий до конца Второй мировой войны. Это один из немногих случаев в истории авиации, когда более старый тип самолета, выведенный из эксплуатации или отправленный на службу второй линии, заменил новый тип самолета, предназначенный для его замены. [ 6 ]
В некоторых функциях, таких как самолет наблюдения для линкоров, они служили до 1949 года и в конечном итоге были заменены радарами большей дальности и вертолетами. [ 7 ]
Варианты
[ редактировать ]- XO3C-1 (Кертисс Модель 71)
- Прототип самолета с двигателем Pratt & Whitney R-1340-12 мощностью 550 л.с. (410 кВт) . Один построен и переименован в XSOC-1 23 марта 1935 года. [ 8 ]
- SOC-1 (Кертисс Модель 71А)
- Первоначальная серийная версия с двигателем Pratt & Whitney R-1340-18 мощностью 550 л.с. (410 кВт), закрытым капотом NACA . Сменная поплавковая и колесная ходовая часть. 135 построено. [ 9 ] [ 10 ]
- SOC-2 (Кертисс Модель 71B)
- Небольшие изменения, с двигателем Р-1340-22. построено 40. Только колесная ходовая часть. [ сомнительно – обсудить ] [ 10 ] [ 11 ]
- XSO2C-1 (Кертисс, модель 71C)
- Улучшенная версия. Только один прототип, производства нет. [ 11 ]
- SOC-3 (Кертисс Модель 71E)
- Аналог СОК-2, но со сменной ходовой частью. [ 10 ] 83 построены компанией Curtiss как SOC-3, а еще 64 построены на заводе военно-морских самолетов как SON-1 . [ 12 ]
- СОК-3А
- Все SOC-4 были переданы ВМС США в 1942 году (BuNo 48243, 48244, 48245 соответственно), что изменило их стандарт SOC-3A, подразумевающий установку палубного аэрофинишера. [ 13 ]
- SOC-4 (Кертисс Модель 71F)
- Береговая охрана США приобрела последние три самолета SOC-3 Seagull, произведенные Curtiss в 1938 году, и они получили обозначение SOC-4. Им были присвоены номера вызова USCG V171, V172 и V173. [ 13 ]
- SO2C
- Один построен для оценки на базе SOC-3, но с удлиненным фюзеляжем длиной 5 футов и двигателем Р-1340-35.
- СОН-1
- Самолеты СОК-3 производства Завода военно-морских самолетов, построено 64 штуки.
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (гидросамолет СОК-1)
[ редактировать ]Данные боевых самолетов Второй мировой войны, Том шестой: Гидросамолеты [ 16 ]
Общие характеристики
- Экипаж: двое, пилот и наблюдатель.
- Длина: 31 фут 5 дюймов (9,58 м)
- Размах крыльев: 36 футов 0 дюймов (10,97 м)
- Высота: 14 футов 9 дюймов (4,50 м)
- Площадь крыла: 342 кв. футов (31,8 м 2 )
- Профиль крыла : верхний: NACA 0010 ; нижний: NACA 2212 [ 17 ]
- Пустой вес: 3788 фунтов (1718 кг)
- Полная масса: 5437 фунтов (2466 кг)
- Силовая установка: 1 × Pratt & Whitney R-1340-18 однорядный девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения мощностью 600 л.с. (450 кВт)
Производительность
- Максимальная скорость: 143 узла (165 миль в час, 266 км/ч) на высоте 5000 футов (1500 м)
- Крейсерская скорость: 116 узлов (133 миль в час, 214 км/ч)
- Скорость сваливания: 48,6 узлов (55,9 миль в час, 90,0 км/ч) [ 14 ]
- Диапазон: 587 миль (675 миль, 1086 км) на высоте 5000 футов (1500 м)
- Практический потолок: 14 900 футов (4500 м)
- Скорость набора высоты: 915 футов/мин (4,65 м/с). [ 13 ]
Вооружение
- Орудия: 1 фиксированный пулемет Browning M2 AN , стреляющий вперед, 0,30 дюйма (7,62 мм) и 1 гибко установленный пулемет Browning M2 AN, стреляющий назад, 0,30 дюйма (7,62 мм).
- Бомбы: 2 бомбы по 100 фунтов (45 кг) или глубинные бомбы по 325 фунтов (147 кг) под крылом.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ «Сайт истории ВМС США» . Архивировано из оригинала 16 декабря 2014 г. Проверено 7 июля 2006 г.
- ^ Бауэрс 1979, стр. 339-340.
- ^ Бауэрс 1979, стр. 178, 183, 627.
- ^ База данных Второй мировой войны / SOC Seagull. Архивировано 29 июня 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Мансон 1985, с. 79.
- ^ Дональд 1997, с. ?.
- ^ «Кертисс СОК Чайка» . www.historyofwar.org . Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ Бауэрс 1979, стр. 341, 345.
- ^ Бауэрс 1979, с. 342.
- ^ Jump up to: а б Бауэрс 1979, с. 343.
- ^ «Самолеты ВМС США - самолеты-разведчики Curtiss SOC-наблюдения» . Архивировано из оригинала 21 июня 2001 г.
- ^ Jump up to: а б с Бауэрс 1979, с. 345.
- ^ Jump up to: а б Ларкинс, Уильям Т. (1967). Curtiss SOC Seagull (Самолет в профиле № 194) (1-е изд.). Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., стр. 9–11.
- ^ История авиации береговой охраны Роберта Шейны
- ^ Грин 1962, с. 160.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- Библиография
- Бауэрс, Питер М. Кёртисс Самолет, 1907–1947 гг . Лондон: Putnam & Company Ltd., 1979. ISBN 0-370-10029-8 .
- Дональд, Дэвид. Полная энциклопедия мировой авиации . Орбис Паблишинг Лимитед, 1997. ISBN 0-7607-0592-5 .
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том шестой: Гидросамолеты . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers) Ltd., 1962.
- Ларкинс, Уильям Т. Чайка Curtiss SOC (Самолет в профиле № 194) . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1967. OCLC 43484775 .
- Ларкинс, Уильям Т. Линкор и крейсерский самолет ВМС США . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Books, Inc., 1996. ISBN 0-7643-0088-1 . ОСЛК 35720248 .
- Монди, Дэвид. Краткий справочник Хэмлина по американским самолетам времен Второй мировой войны . Лондон: Канцлер Пресс, 1996. ISBN 1-85152-706-0 .
- Мансон, Кеннет. Боевые птицы США, от Первой мировой войны до Вьетнама . Нью-Йорк: Нью-Орчард, 1985. ISBN 978-1-85079-029-7 .
- Суонборо, Гордон и Питер М. Бауэрс. Самолеты ВМС США с 1911 года . Лондон: Putnam & Company Ltd., второе издание, 1976 г. ISBN 0-370-10054-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт SOC, созданный командиром Ральфом «Кайзером» Вильгельмом, ВМС США (в отставке)
- Официальный сайт Исторического центра ВМС США на SOC с изображениями. Архивировано 16 декабря 2014 г. в Wayback Machine.
- Сайт о SOC с использованием материалов Уильяма Ларкинса
- Cruiser Scout , автор Пол А. МакКинли. Отчет члена экипажа SOC-2 на авианосце США Сан-Франциско.