Вандалы
Вандалы , были германским народом который первым заселил территорию нынешней южной Польши . они основали королевства вандалов на Пиренейском полуострове , средиземноморских островах и в Северной Африке . В пятом веке [2]
Вандалы мигрировали в район между нижним Одером и Вислой во втором веке до нашей эры и поселились в Силезии примерно с 120 года до нашей эры. [3] [4] [5] Они связаны с пшеворской культурой и, возможно, были тем же народом, что и лугии . Расширяясь в Дакию во время Маркоманских войн и в Паннонию во время кризиса третьего века , вандалы были ограничены готами в Паннонии около 330 года нашей эры, где они получили разрешение поселиться от Константина Великого . Около 400 г. набеги гуннов с востока вынудили многие германские племена мигрировать на запад, на территорию Римской империи , и, опасаясь, что они могут стать следующей мишенью, вандалы также были вытеснены на запад, переправившись через в Рейн Галлию вместе с другими племенами. в 406. [6] В 409 году вандалы пересекли Пиренеи и проникли на Пиренейский полуостров , где хасдинги и силинги поселились в Галлеции (северо-запад Иберии) и Бетике (юго-центральная Иберия).
По приказу римлян вестготы вторглись в Иберию в 418 году. Они практически истребили аланов и силингов-вандалов, добровольно подчинившихся власти хасдингского вождя Гундериха . Затем Гундерих был вытеснен из Галлеции в Бетику римско- свевской коалицией в 419 году. В 429 году при короле Гензерихе (годы правления 428–477) вандалы вошли в Северную Африку . К 439 году они основали королевство , которое включало римскую провинцию Африки, а также Сицилию , Корсику , Сардинию , Мальту и Балеарские острова . Они отразили несколько попыток римлян вернуть себе африканскую провинцию и разграбили город Рим в 455 году. Их королевство рухнуло в Вандальской войне 533–534 годов, в которой силы императора Юстиниана I отвоевали провинцию для Восточной Римской империи .
Когда вандалы четырнадцать дней грабили Рим, [7] Писатели эпохи Возрождения и раннего Нового времени характеризовали вандалов как прототипов варваров . Это привело к использованию термина « вандализм » для описания любого бессмысленного разрушения, особенно «варварского» порчи произведений искусства. Однако некоторые современные историки подчеркивают роль вандалов как продолжателей некоторых аспектов римской культуры в переходный период от поздней античности к раннему средневековью . [8]
Имя
Этноним Wandali засвидетельствован как протогерманской и Wendilenses Саксоном реконструированной , как Vendill на древнескандинавском языке и как Wend(e)las на древнеанглийском языке , все они восходят к форме, как * Wanđilaz . [9] [10] Этимология названия остается неясной. По мнению лингвиста Владимира Орла , оно может происходить от протогерманского прилагательного * wanđaz («повернутый, скрученный»), которое в свою очередь происходит от глагола * wenđanan (или *winđanan ), означающего «мотать». [10] Альтернативно, оно произошло от корня * wanđ- , что означает «вода», исходя из идеи, что племя изначально располагалось недалеко от Лимфьорда ( морского залива в Дании). [9] Основу также можно найти в древневерхненемецком «wenilsēo» и древнеанглийском «wendels» , которые буквально означают «Вандал-море» и обозначают Средиземное море . [9] [11]
германскую мифологическую фигуру Аурвандилля интерпретировал Рудольф Мач как «Сияющий вандал». Многие выдвинули теорию о том, что племенное имя Вандал отражает поклонение Аурвандилу или Божественным Близнецам , возможно, связанное с мифом о происхождении , согласно которому короли вандалов произошли от Аурвандила (сравнимо со случаем со многими другими германскими племенными именами ). [12]
Некоторые средневековые авторы приравнивали два классических этнонима, «вандалы» и венеты , и применяли оба к западным славянам , что привело к термину «венеды », который использовался для различных славяноязычных групп и до сих пор используется для лужиц . Однако современные ученые выводят слово «Венд» от «Венети» и не приравнивают венетов и вандалов. [13] [14] [15] [16]
Имя вандалов было связано с Венделем , названием провинции в Уппланде , Швеция, которая также является эпонимом вендельского периода шведской предыстории, соответствующего позднему германскому железному веку , ведущему к эпохе викингов . Связь в лучшем случае считается незначительной и, скорее, результатом случайности, хотя Скандинавия считается вероятной родиной племени до периода миграции . [17]
Классификация
Поскольку вандалы в конечном итоге поселились за пределами Германии не считали их германцами авторы , древнеримские . Ни другая на восточногерманском языке группа, говорящая , готы , ни скандинавы (ранние скандинавы) не были причислены римлянами к германцам . [18]
Поскольку вандалы говорили на германском языке (в основном: вандалическом ) и принадлежали к ранней германской культуре классифицируют их как германский народ . , современные учёные [19]
История
Происхождение
Ранние классические источники
Самое раннее упоминание о вандалах принадлежит Плинию Старшему , который использовал термин вандили в широком смысле для определения одной из основных групп всех германских народов . Племена в этой категории, которые он упоминает, — это бургундионы , варини , карини (иным образом неизвестные) и гутоны . [20]
Тацит упомянул вандилиев , но лишь в отрывке, объясняющем легенды о происхождении германских народов. Он называет их одной из групп, которую иногда считают одним из старейших подразделений этих народов, наряду с марси , гамбривами и свевами , но не говорит, где они живут или какие народы входят в эту категорию. С другой стороны, Тацит и Птолемей дают сведения о положении варини, бургундов и гутонов в этот период, и эти указания позволяют предположить, что вандалы в этот период жили между реками Одер и Висла. [21]
Кроме того, Птолемей упомянул силингов , которых позже считали вандалами, живших к югу от семнонов , которые были свебами, жившими на Эльбе и простиравшимися до Одера. [22]
Хасдинги, которые позже возглавили вторжение в Карфаген, не упоминаются в письменных источниках до II века и времени Маркоманских войн. [23] Лакринги упоминаются в записях III века. [24]
Лугий
Лугии, которые также упоминались в ранних классических источниках того же региона, вероятно, были тем же народом, что и вандалы. [5] [25] [26] [27] Лугии упоминаются Страбоном , Тацитом и Птолемеем как большая группа племен между Вислой и Одером. Страбон и Птолемей вообще не упоминают вандалов, только Лугиев, Тацит упоминает их в отрывке о происхождении германских народов, не говоря, где они жили, а Плиний Старший, напротив, упоминает вандалов, но не Лугиев. [21] Вальтер Поль и Вальтер Гоффарт отметили, что Птолемей, кажется, отличает силингов от лугиев, а во II веке гасдинги, когда они появляются в римских записях, также отличаются от лугиев. [28] Хервиг Вольфрам отмечает, что «по всей вероятности, лугийцы и вандалы были одной культовой общиной, жившей в одном и том же районе Одера в Силезии, где она находилась сначала под кельтским , а затем под германским господством». [26] Этим можно объяснить различие между кельтскими лугиями и их более германскими преемниками, вандалами.
Пшеворская культура
В археологии вандалы связаны с пшеворской культурой, но эта культура, вероятно, распространялась на несколько народов Центральной и Восточной Европы. Их происхождение, этническая принадлежность и языковая принадлежность активно обсуждаются. [5] [29] [30] [31] Носители пшеворской культуры практиковали преимущественно кремацию , а иногда и погребение. [31]
Язык
известно очень мало О самом вандальском языке , но считается, что он принадлежит к вымершей восточногерманской лингвистической ветви, подобно готскому. Готы оставили после себя единственный текстовый корпус восточногерманского языкового типа, особенно перевод Евангелия IV века. [32]
Введение в Римскую империю
Во II веке внимание римских авторов привлекли два или три отдельных народа вандалов: силинги , хасдинги и, возможно, лакринги , которые появляются вместе с хасдингами. Только силинги упоминались в ранних римских произведениях и связаны с Силезией .
Эти народы появились во время Маркоманских войн , которые привели к повсеместным разрушениям и первому вторжению в Италию в период Римской империи. [33] Во время Маркоманских войн (166–180) хасдинги (или астинги) под предводительством королей Рауса и Рапта (или Рауса и Рапта) двинулись на юг, войдя в Дакию в качестве союзников Рима. [34] Однако в конечном итоге они вызвали проблемы в Дакии и двинулись дальше на юг, в район нижнего Дуная . Вместе с хасдингами были и лакринги, которые, возможно, также были вандалами. [35] [36]
Примерно в 271 году нашей эры римский император Аврелиан был вынужден защищать среднее течение Дуная от вандалов. Они заключили мир и остались на восточном берегу Дуная. [34]
В 278 году Зосим сообщил, что император Проб разбил вандалов и бургундцев у реки (иногда предполагалось, что это Лех) , и отправил многих из них в Британию. В этот же период в 11-м панегирике Максимиану , произнесенном в 291 году, сообщается о двух разных конфликты за пределами империи, в которых бургундцы были связаны с аламаннами , а другие вандалы, вероятно, хасдинги в Карпатском регионе, были связаны с гепидами .
Согласно Иордана » « Гетике , хасдинги вступили в конфликт с готами примерно во времена Константина Великого . В то время эти вандалы жили на землях, позднее заселенных гепидами , где они были окружены «с востока [] готами, с запада [] маркоманами , с севера [] германдурами и со стороны к югу [у] Хистера ( Дуная )». На вандалов напал готский король Геберих , и их король Визимар был убит. [37] Затем вандалы переселились в соседнюю Паннонию , где после того, как Константин Великий (около 330 г.) пожаловал им земли на правом берегу Дуная, они прожили следующие шестьдесят лет. [37] [38]
В конце 4-го и начале 5-го века знаменитый magister militum Стилихон (умер в 408 г.), главный министр императора Гонория , описывался как человек вандальского происхождения. вандалы совершили набег на римскую провинцию Реция Зимой 401/402 года . Из этого историк Питер Хизер делает вывод, что в это время вандалы располагались в районе Среднего и Верхнего Дуная. [39] Вполне возможно, что такие среднедунайские вандалы были частью вторжения готского короля Радагайса в Италию в 405–406 годах нашей эры. [40]
Хотя хасдингские вандалы уже веками обосновались на Среднем Дунае, менее ясно, где жили силингские вандалы. [41] хотя это могло быть и в Силезии . [42] [43] [44]
В Британии
В 278 году нашей эры император Проб, победив вандалов и бургундцев, переправил многих из них в Британию. Неизвестно, где они поселились, хотя Силчестер кажется вероятным кандидатом. Город носит имя Силинги, является лишь одним из шести существовавших в Римской Британии и не переживших субримскую эпоху. [45] и, судя по всему, был ритуально проклят (вероятно, англосаксами) перед тем, как его покинули. [46] [47]
В Галлии
В 405 году нашей эры вандалы без особых затруднений продвинулись из Паннонии, продвигаясь на запад вдоль Дуная, но когда они достигли Рейна, они встретили сопротивление франков , населявших и контролировавших романизированные регионы в северной Галлии . Согласно фрагменту Фригерида, цитируемому Григорием Турским погибло около 20 000 вандалов, в том числе и сам Годигизель, , в этой вандало-франкской войне но затем с помощью алан им удалось разгромить франков, и 31 декабря 405 г. [48] вандалы пересекли Рейн , вероятно, когда он был замерз, чтобы вторгнуться в Галлию, которую они ужасно опустошили. Под руководством сына Годигизеля Гундериха вандалы грабили свой путь на запад и юг через Аквитанию . [49]
В Испании
13 октября 409 года они пересекли Пиренеи и вышли на Пиренейский полуостров . Там хасдинги получили земли от римлян, как федераты , в Астурии (Северо-Запад) и Силинги в Испании Бетика (Юг), а аланы получили земли в Лузитании (Запад) и области вокруг Карфагена-Нова . [50] Свевы часть также контролировали Галлеции . Вестготы Септимании , вторгшиеся в Иберию по приказу римлян до получения земель в ( Южная Франция), разгромили вандалов силингов в 417 году и аланов в 418 году, убив западного аланского короля Аттаса . [51] Остатки его народа и остатки силингов, которые были почти истреблены, впоследствии обратились к королю вандалов Гундериху с просьбой принять аланскую корону. Позже короли вандалов в Северной Африке называли себя Rex Wandalorum et Alanorum («Король вандалов и аланов»). В 419 году нашей эры вандалы Хасдинги потерпели поражение от совместной римско-свевской коалиции. Гундерих бежал в Бетику , где он также был провозглашен королем вандалов Силинги. [5] В 422 году Гундерих решительно разгромил римско-свевско-готскую коалицию во главе с римским патрицием Кастином в битве при Тарраконе . [52] [53] Вполне вероятно, что после битвы многие римские и готские войска перешли на сторону Гундериха. [53] , в течение следующих пяти лет По словам Гидация Гундерих создавал масштабные разрушения в западном Средиземноморье . [53] В 425 году вандалы разграбили Балеарские острова , Испанию и Мавританию , а в 425 году разграбили Картахену и Севилью . [53] Захват морского города Картахены позволил вандалам развернуть широкомасштабную военно-морскую деятельность. [53] В 428 году Гундерих во второй раз захватил Севилью, но погиб при осаде городской церкви. [53] Ему наследовал его сводный брат Гензерих , который, хотя и был незаконнорожденным (его мать была рабыней), занимал видное положение при дворе вандалов, беспрепятственно взойдя на трон. [54] В 429 году вандалы покинули Испанию, которая почти полностью оставалась в руках римлян до 439 года, когда свевы, ограниченные Галлецией, двинулись на юг и захватили Эмериту-Августу (Мериду), главный город римской администрации на всем полуострове. [55]
Историки часто считают Гензериха самым способным варварским лидером периода миграции. [56] Майкл Фрассетто пишет, что он, вероятно, способствовал разрушению Рима больше, чем кто-либо из его современников. [56] Хотя варвары контролировали Испанию, они по-прежнему составляли крошечное меньшинство среди гораздо более крупного испано-римского населения, примерно 200 000 из 6 000 000. [50] Вскоре после захвата трона Гензерих был атакован с тыла крупными силами свевов под командованием Херемигария, сумевшего взять Лузитанию . [57] Эта свевская армия потерпела поражение под Меридой , а ее лидер Гермигарий утонул в реке Гвадиана при попытке бежать. [57]
Вполне возможно, что название Аль-Андалус (и его производное Андалусия ) произошло от арабского заимствования имени вандалов. [58] [59]
Королевство в Северной Африке
Учреждение
Вандалы под предводительством Гензериха (также известного как Гейзерих) переправились в Африку в 429 году . [61] Хотя цифры неизвестны, и некоторые историки оспаривают достоверность оценок, основанных на утверждении Прокопия о том, что вандалы и аланы насчитывали 80 000 человек, когда они переселились в Северную Африку. [62] По оценкам Питера Хизера, они могли выставить армию численностью около 15 000–20 000 человек. [63]
По мнению Прокопия, вандалы пришли в Африку по просьбе Бонифация , военного правителя региона. [64] Стремясь утвердиться в качестве независимого правителя в Африке или даже стать римским императором, Бонифаций отразил несколько попыток римлян подчинить его, пока им не овладел недавно назначенный готский граф Африки Сигисвульт , который захватил и Гиппона Регия , и Карфаген . [56] Вполне возможно, что Бонифаций искал Генсериха в качестве союзника против Сигисвульта, обещая ему взамен часть Африки. [56]
Продвигаясь на восток вдоль побережья, вандалы столкнулись на нумидийской границе в мае – июне 430 г. с Бонифацией. Переговоры сорвались, и Бонифаций потерпел полное поражение. [65] [66] Впоследствии Бонифаций забаррикадировался внутри Гиппона Регия, когда вандалы осаждали город. [61] Внутри святой Августин и его священники молились об избавлении от захватчиков, прекрасно зная, что падение города будет означать обращение или смерть для многих римских христиан. [ нужна ссылка ]
28 августа 430 г., через три месяца после начала осады, умер святой Августин (ему было 75 лет). [67] возможно, от голода или стресса, поскольку пшеничные поля за городом дремали и не были собраны. Смерть Августина потрясла регента Западной Римской империи Галлу Плацидию , которая опасалась последствий, если ее царство потеряет самый важный источник зерна. [66] Она собрала новую армию в Италии и убедила своего племянника в Константинополе , восточно-римского императора Феодосия II , послать армию в Северную Африку во главе с Аспаром . [66]
Примерно в июле – августе 431 года Гензерих снял осаду Гиппона Регия. [65] что позволило Бонифацию отступить из Гиппона Регия в Карфаген , где к нему присоединилась армия Аспара. Летом 432 года Генсерих нанес сокрушительное поражение объединенным силам Бонифация и Аспара, что позволило ему беспрепятственно захватить Гиппона Регия. [66] Впоследствии Гензерих и Аспар заключили своего рода мирный договор. [65] Захватив Гиппо-Региус, Гензерих сделал его первой столицей королевства вандалов. [68]
В 435 году римляне и вандалы заключили договор, дающий вандалам контроль над Мавретанией и западной половиной Нумидии. Генсерих решил разорвать договор в 439 году, когда он вторгся в провинцию Африки Проконсуляр и захватил Карфаген. 19 октября [69] Город был взят без боя; Вандалы вошли в город, когда большинство жителей присутствовало на скачках на ипподроме. Генсерих сделал его своей столицей и назвал себя королем вандалов и аланов , чтобы обозначить включение аланов Северной Африки в свой союз. [ нужна ссылка ] Его войска также оккупировали Сардинию , Корсику и Балеарские острова . Его осада Палермо в 440 г. закончилась неудачей, как и вторая попытка вторжения на Сицилию возле Агридженто в 442 г. (вандалы оккупировали остров с 468 по 476 г., когда он был передан Одоакру). [70] Историк Кэмерон предполагает, что новое правление вандалов, возможно, не было нежелательным для населения Северной Африки, поскольку крупные землевладельцы в целом были непопулярны. [71]
Впечатление, созданное древними источниками, такими как Виктор Вита , Кводвультдеус и Фульгенций из Руспе, заключалось в том, что захват вандалами Карфагена и Северной Африки привел к широкомасштабным разрушениям. Однако недавние археологические исследования поставили под сомнение это утверждение. Хотя Одеон Карфагена был разрушен, рисунок улиц остался прежним, а некоторые общественные здания были отремонтированы. Политическим центром Карфагена был холм Бирса. В этот период в городах возникли новые промышленные центры. [72] Историк Энди Меррилс использует большое количество африканской посуды Red Slip, обнаруженной по всему Средиземноморью и датируемой вандальским периодом в Северной Африке, чтобы бросить вызов предположению о том, что правление вандалов в Северной Африке было временем экономической нестабильности. [73] Когда вандалы совершили набег на Сицилию в 440 году, Западная Римская империя была слишком занята войной с Галлией, чтобы отреагировать. Феодосий II, император Восточной Римской империи, в 441 году отправил экспедицию для борьбы с вандалами; однако дело дошло только до Сицилии. Западная империя при Валентиниане III заключила мир с вандалами в 442 году. [74] По договору вандалы получили Бизацену , Триполитанию и восточную половину Нумидии и получили подтверждение контроля над Проконсульской Африкой. [75] а также Королевство вандалов как первое варварское королевство было официально признано независимым королевством на бывшей римской территории вместо федератов . [76] Империя сохраняла за собой западную Нумидию и две мавританские провинции до 455 года.
Разграбление Рима
В течение следующих тридцати пяти лет Гензерих с большим флотом грабил побережья Восточной и Западной империй. Активность вандалов в Средиземноморье была настолько значительной, что это море на древнеанглийском языке было Wendelsæ (т. е. Море Вандалов). [77] Однако после смерти Аттилы Гунна римляне могли позволить себе снова обратить свое внимание на вандалов, которые контролировали некоторые из самых богатых земель своей бывшей империи.
Стремясь привлечь вандалов в лоно Империи, Валентиниан III предложил руку своей дочери замуж за сына Гензериха. Однако прежде чем этот договор удалось реализовать, политика снова сыграла решающую роль в ошибках Рима. Петроний Максим убил Валентиниана III и претендовал на западный трон. Затем Петроний заставил вдову Валентиниана III, императрицу Лицинию Евдоксию , выйти за него замуж. [78] Дипломатия между двумя фракциями рухнула, и в 455 году с письмом Лицинии Евдоксии, умолявшей сына Гензериха спасти ее, вандалы захватили Рим вместе с императрицей и ее дочерьми Евдокией и Плацидией .
Летописец Проспер Аквитанский. [79] предлагает единственное сообщение пятого века о том, что 2 июня 455 года папа Лев Великий принял Генсериха и умолял его воздерживаться от убийств и разрушений огнем и довольствоваться грабежами. Однако остается под вопросом, спасло ли влияние Папы Рим. Вандалы ушли с бесчисленными ценностями. Евдокию и ее дочь Евдокию увезли в Северную Африку. [75]
Консолидация
В 456 году флот вандалов из 60 кораблей, угрожавший как Галлии, так и Италии, попал в засаду и был разбит в Агригенте и Корсике западноримским генералом Рицимером . [80] В 457 году смешанная вандало-берберская армия, вернувшаяся с добычей из рейда в Кампанию, потерпела сокрушительное поражение в результате внезапного нападения западного императора Майориана в устье реки Гарильяно . [81]
В результате разграбления Рима вандалами и пиратства в Средиземном море для Римской империи стало важно уничтожить королевство вандалов. В 460 году Майориан предпринял поход против вандалов, но потерпел поражение в битве при Картахене . В 468 году Западная и Восточная Римские империи начали огромную экспедицию против вандалов под командованием Василиска , которая, как сообщается, состояла из 100 000 солдат и 1000 кораблей. Вандалы разгромили захватчиков в битве при Кап-Боне , захватив Западный флот и уничтожив Восточный с помощью брандеров . [74] После атаки вандалы попытались вторгнуться на Пелопоннес , но были отброшены маниотами в Кениполисе с тяжелыми потерями. [82] В отместку вандалы взяли 500 заложников на Закинфе , разрубили их на куски и выбросили за борт по пути в Карфаген. [82] В 469 году вандалы получили контроль над Сицилией, но Одоакр вынудил их отказаться от нее в 477 году, за исключением западного порта Лилибей (потерянного в 491 году после неудачной попытки с их стороны вернуть остров). [83]
В 470-х годах римляне отказались от политики войны против вандалов. Западный генерал Рицимер заключил с ними договор. [74] а в 476 г. Генсерих смог заключить «вечный мир» с Константинополем. Отношения между двумя государствами приобрели видимость нормальности. [84] Начиная с 477 года, вандалы начали чеканить собственные монеты, ограничиваясь бронзовыми и серебряными монетами малого достоинства. Имперские деньги высокого номинала были сохранены, что, по словам Меррилла, продемонстрировало «нежелание узурпировать имперскую прерогативу». [85]
Хотя вандалы отразили нападения римлян и установили гегемонию над островами западного Средиземноморья, в конфликте с берберами они были менее успешны . Расположенные к югу от королевства вандалов берберы нанесли вандалам два крупных поражения в период 496–530 гг. [74]
Внутренняя религиозная напряженность
Разногласия между арианскими вандалами и их тринитарными подданными (включая как католиков, так и донатистов ) были постоянным источником напряженности в их африканском государстве. Католические епископы были сосланы или убиты Гензерихом, а миряне были отстранены от должности и часто подвергались конфискации своего имущества. [86] Он защищал своих католических подданных, когда его отношения с Римом и Константинополем были дружескими, как, например, в 454–57 годах, когда католическая община в Карфагене, будучи без главы, избрала епископом Деогратия. То же самое было и в 476–477 годах, когда епископ Картеннский Виктор в мирный период послал ему резкое опровержение арианства и не понес никакого наказания. [87] Хунерих, преемник Гензериха, издал указы против католиков в 483 и 484 годах, стремясь маргинализировать их и сделать арианство основной религией в Северной Африке. [88] Как правило, большинство королей вандалов, за исключением Хильдерика , в большей или меньшей степени преследовали христиан-тринитариев, запрещая вандалам обращение в христианство, изгоняя епископов и вообще усложняя жизнь тринитаристам. [ нужна ссылка ]
Отклонить
Согласно Католической энциклопедии 1913 года : «Гензерих, одна из самых влиятельных личностей «эпохи миграций», умер 25 января 477 года в преклонном возрасте около 88 лет. Согласно обнародованному им закону о наследовании Таким образом, ему наследовал его сын Гунерих (477–484), который сначала терпел католиков из-за своего страха перед Константинополем, но после 482 г. начал преследовать манихеев и католиков. " [87]
Гунтамунд (484–496), его двоюродный брат и преемник, искал внутреннего мира с католиками и снова прекратил преследования. Внешне власть вандалов приходила в упадок после смерти Гензериха, и Гунтамунд в начале своего правления потерял все, кроме небольшого участка западной Сицилии, захваченного остготами , который был потерян в 491 году и должен был противостоять растущему давлению со стороны автохтонных мавров .
Согласно Католической энциклопедии 1913 года : «Хотя Трасамунд (496–523) из-за своего религиозного фанатизма был враждебен католикам, он довольствовался бескровными гонениями». [87]
Бурный конец
Хильдерих (523–530) был королем вандалов, наиболее терпимым по отношению к католической церкви . Он предоставил ему религиозную свободу; следовательно, католические синоды снова проводились в Северной Африке. Однако он мало интересовался войной и оставил это члену семьи Хоамеру . Когда Хоамер потерпел поражение от мавров , арианская фракция внутри королевской семьи возглавила восстание, подняв знамя национального арианства, и его двоюродный брат Гелимер (530–534) стал королем. Хильдерик, Хоамер и их родственники были брошены в тюрьму. [89]
Византийский император Юстиниан I объявил войну с намерением вернуть Хильдериха на вандальский трон. Свергнутый Хильдерих был убит в 533 году по приказу Гелимера. [89] возглавил Пока экспедиция была в пути, большую часть вандальской армии и флота Цазо , брат Гелимера, на Сардинию для подавления восстания. В результате армии Византийской империи под командованием Велизария смогли беспрепятственно высадиться в 10 милях (16 км) от Карфагена. Гелимер быстро собрал армию, [90] и встретил Велизария в битве при Ad Decimum ; Вандалы выигрывали битву, пока брат Гелимера Амматас и племянник Гибамунд не пали в бою. Тогда Гелимер упал духом и убежал. Велисарий быстро взял Карфаген, а выжившие вандалы продолжали сражаться. [91]
15 декабря 533 года Гелимер и Велизарий снова столкнулись в битве при Трикамаруме , примерно в 20 милях (32 км) от Карфагена. брат Гелимера Цазо И снова вандалы сражались хорошо, но потерпели поражение, на этот раз, когда в бою пал . Велизарий быстро продвинулся к Гиппо , второму городу Королевства вандалов, и в 534 году Гелимер сдался византийскому завоевателю, положив конец Королевству вандалов.
Северная Африка, включавшая северный Тунис и восточный Алжир в период вандализма, снова стала римской провинцией, из которой вандалы были изгнаны . Многие вандалы отправились в Салды (сегодня это Беджая на севере Алжира), где они объединились с берберами. Многие другие были отправлены на императорскую службу или бежали в два готских королевства ( Остготское королевство и Вестготское королевство ). Некоторые женщины-вандалы вышли замуж за византийских солдат и поселились на севере Алжира и Туниса. Отборные воины-вандалы были сформированы в пять кавалерийских полков, известных как Вандалы Юстиниани , дислоцированных на персидской границе. Некоторые поступили на частную службу Велизарию. [92] 1913 года В Католической энциклопедии говорится, что «с Гелимером обращались с почетом и получили большие поместья в Галатии . Ему также предлагали сан патриция, но он был вынужден отказаться от него, потому что он не желал изменить свою арианскую веру ». [87] По словам историка Роджера Коллинза: «Оставшихся вандалов затем отправили обратно в Константинополь для включения в состав имперской армии. Как отдельная этническая единица они исчезли». [90] Некоторые из немногих вандалов остались в Северной Африке, а остальные мигрировали обратно в Испанию. [6] В 546 году вандалический герцог Нумидии мавров Гунтарит . дезертировал от византийцев и поднял восстание при поддержке Ему удалось захватить Карфаген, но вскоре после этого он был убит византийцами. [ нужна ссылка ]
Список королей
Известные короли вандалов: [ нужна ссылка ]
- Висимар (ум. 335)
- Годигизель (359–406)
- Гундерич (407–428)
- Гейзерих (428–477)
- Гунерих (477–484)
- Гунтамунд (484–496)
- Трасамунд (496–523)
- Хильдерик (523–530)
- Гелимер (530–534)
Генеалогическое древо королей вандалов
Визимар король вандалов Хасдинги | Годигизель король вандалов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Валентиниан III Западно-римский император | Гундерич король вандалов, аланы | Гейзерих король вандалов, аланы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Евдокия из Валентинианская династия | Хунерик король вандалов, аланы | Гент принц | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хильдерик король вандалов, аланы | Гунтамунд король вандалов, аланы | Гелариус принц | Трасамунд король вандалов, аланы | Амалафрида из Династия Амаль | Теодорих Великий король остготов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гелимер король вандалов, аланы | Возлюбленный общий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Латинская грамотность
Все вандалы, о которых знают современные историки, могли говорить на латыни , которая также оставалась официальным языком вандальской администрации (большая часть персонала, судя по всему, была коренным бербером/римлянином). [93] Уровень грамотности в древнем мире неизвестен, но письмо было неотъемлемой частью управления и бизнеса. Исследования грамотности в Северной Африке, как правило, концентрировались вокруг администрации, которая ограничивалась социальной элитой. Однако большая часть населения Северной Африки не проживала в городских центрах. [94]
Джудит Джордж объясняет, что «Анализ стихов [вандалов] в их контексте представляет собой зеркало путей и ценностей того времени». [95] Сохранилось очень мало произведений поэтов вандалов Северной Африки, но то, что сохранилось, можно найти в Латинской антологии ; кроме имен, о самих поэтах мало что известно, даже когда они писали. Их работа основывалась на более ранних римских традициях. Современные ученые обычно придерживаются мнения, что вандалы позволили римлянам в Северной Африке вести свой образ жизни, лишь изредка вмешиваясь. [96]
Наследие
Со времен Средневековья королей Дании называли « королями Дании , готов и вендов », причем венды представляли собой группу западных славян, ранее живших в Мекленбурге и восточной Гольштейне на территории современной Германии. Титул «Король вендов» переводится с латыни как vandalorum rex . В 1972 году титул был сокращен до «Король Дании». [97] Начиная с 1540 года шведские короли (вслед за Данией) носили титулы Suecorum, Gothorum et Vandalorum Rex («король шведов , геатов и вендов » ). [98] Карл XVI Густав отказался от этого титула в 1973 году и теперь называет себя просто « королем Швеции ».
Современный термин «вандализм » происходит от репутации вандалов как варваров, которые разграбили и разграбили Рим в 455 году нашей эры. Вандалы, вероятно, не были более разрушительными, чем другие захватчики древних времен, но писатели, идеализировавшие Рим, часто обвиняли их в его разрушении. Например, английский эпохи Реставрации поэт Джон Драйден писал: « Пока готы и вандалы, грубая северная раса, / Все бесподобные памятники испортили . [99] Термин «вандализм» был придуман в 1794 году Анри Грегуаром , епископом Блуа , для описания разрушения произведений искусства после Французской революции . Этот термин быстро распространился по всей Европе. Это новое использование термина сыграло важную роль в окраске восприятия вандалов поздней античности, популяризируя существовавшую ранее идею о том, что они были варварской группой со склонностью к разрушению. долгое время обвиняли вандалов и другие « варварские » группы в падении Римской империи . Писатели и историки [100]
Робин Хемли написал рассказ «Освобождение Рима», в котором профессор древней истории (в основном римской) сталкивается со студентом, утверждающим, что он этнический вандал. [101]
См. также
- Период миграции
- Хронология германских королевств на Пиренейском полуострове
- Вандальская война (439-442)
Примечания
Ссылки
- ^ «Театр всех народов и наций земли с их разнообразными одеждами и украшениями, как древними, так и современными, старательно изображенный в натуре художником и скульптором Люком Деере из Ганта [рукопись]» . lib.ugent.be . Проверено 25 августа 2020 г.
- ^ «Вандал» . Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Проверено 8 марта 2014 г.
- ^ «Германские народы» . Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Проверено 6 января 2024 г.
- ^ «История Европы: варварские миграции и вторжения: германцы и гунны» . Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 г. Проверено 8 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Уолдман и Мейсон, 2006 , стр. 821–825.
- ^ Jump up to: а б Брайан, Адам. «История вандалов» . Римская империя. Архивировано из оригинала 23 июня 2017 года . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ Хизер 2005 , стр. 379.
- ^ Противоречивые статьи в книге Фрэнка М. Кловера и Р.С. Хамфриса, редакторы, « Традиции и инновации в поздней античности» (University of Wisconsin Press), 1989, подчеркивают роль вандалов как продолжателей: Фрэнк Кловер подчеркивает преемственность североафриканских римских мозаик, чеканки и литературы, тогда как Аверил Кэмерон, опираясь на археологические данные, документирует, насколько быстрыми были социальные, религиозные и языковые изменения после того, как эта территория была завоевана Византией, а затем исламом.
- ^ Jump up to: а б с де Врис 1962 , стр. 653–654.
- ^ Jump up to: а б Orel 2003 , p. 446.
- ^ Корацца, Виттория Дольчетти (1986). Море немцев . Национальная академия Линчеи. п. 487.
- ^ Р. Мач, Wandalische Götter , Mitteilungen der Schlesischen Gesellschaft für Volkskunde 27, 1926, 20–41. «Р. Мач выдвинул относительно убедительный аргумент, показывающий, что само имя Вандал отражает поклонение Божественным Близнецам». Дональд Уорд, Божественные близнецы: индоевропейский миф в германской традиции , Публикации Калифорнийского университета: Фольклорные исследования, №. 19, 1968, с. 53.
- ^ Аламаннские Анналы , 795 г. н.э.
- ^ Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum Адама Бременсиса , 1075 г. н.э.
- ^ Роланд Штайнахер « Исследования по истории вандалов. Уравнение этнонимов вендов, славян и вандалов от средневековья до 18 века. Архивировано 19 января 2007 г. в Wayback Machine », 2002 г.
- ^ Ленчек, Радо Л. (1990). «Термины Wende-Winde, Wendisch-Windisch в историографической традиции словенских земель» . Словенские исследования . 12 (2). дои : 10.7152/ssj.v12i1.3797 . ISSN 0193-1075 .
- ^ «Вандалы (вандалы) (немцы): объединение асдинга и силинги» . Королевства германских племен . Английское общество топонимов. 31 декабря 1999 года . Проверено 10 июня 2022 г.
- ^ Вольфрам 1997 , с. 4 «От германцев отличались готы, вандалы и другие восточногерманские племена... В соответствии с этой классификацией посттацитские скандинавы также уже не причислялись к германцам...»
- ^
- Хизер, Питер Джон (2012). «Вандалы» . В Хорнблауэре, Саймоне ; Спофорт, Энтони; Эйдинов, Эстер (ред.). Оксфордский классический словарь (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780191735257 . Проверено 25 января 2020 г.
Вандалы, германский народ...
- Хитчнер, Р. Брюс (2005). «Вандалы» . В Каждане Александр П. (ред.). Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780195187922 . Проверено 25 января 2020 г.
Вандалы... германский народ.
- Дарвилл, Тимоти , изд. (2009). «Вандалы» . Краткий Оксфордский словарь археологии (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780191727139 . Проверено 25 января 2020 г.
Вандалы. Германцы, возможно, родом из Балтийского региона, вторглись в Галлию в 406 году нашей эры и основали королевство в Испании.
- Беннетт, Мэтью (2004). «Вандалы» . В Холмсе, Ричард ; Синглтон, Чарльз; Джонс, Спенсер (ред.). Оксфордский справочник военной истории . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780191727467 . Проверено 25 января 2020 г.
Вандалы были германским народом.
- Хизер, Питер Джон (2012). «Вандалы» . В Хорнблауэре, Саймоне ; Спофорт, Энтони; Эйдинов, Эстер (ред.). Оксфордский классический словарь (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780191735257 . Проверено 25 января 2020 г.
- ^ «Естественная история 4.28» . Архивировано из оригинала 30 мая 2013 г. Проверено 14 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Берндт 2010 , с. 549.
- ^ «География Клавдия Птолемея», Книга II, Глава 10: «Великая Германия». Стенограмма. Архивировано 2 ноября 2022 г. в Wayback Machine.
- ^ Уолтер Гоффарт, Варварские приливы , стр.85.
- ^ Уолтер Пол, Тевтоны , стр.23
- ^ Андерсон 1938 , с. 198
- ^ Jump up to: а б Вольфрам 1997 , с. 42
- ^ Уолдман и Мейсон 2006 , с. 498
- ^ Поль, Тевтонцы , стр.23; Гоффарт, «Варварские приливы» , стр. 298, сноска 47.
- ^ «Земля и люди, стр.25» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 сентября 2007 г. Проверено 30 июля 2005 г.
- ^ Меррилс 2004 , стр. 32–33.
- ^ Jump up to: а б Тодд 2009 , с. 25
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , стр. 217, 301.
- ^ «Германия: Древняя история» . Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Архивировано из оригинала 28 августа 2013 г. Проверено 16 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Мерриллс и Майлз 2010 , с. 30
- ↑ Дион Кассий, 72.12. Архивировано 21 февраля 2021 г. в Wayback Machine.
- ^ Merrills & Miles 2010 , с. 27
- ^ Jump up to: а б Шютте 2013 , стр. 50–54.
- ^ Джордана, глава 22. Архивировано 5 ноября 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Хизер 2005 , с. 195
- ^ Merrills & Miles 2010 , с. 34
- ^ Гоффарт, Варварские приливы , глава 5.
- ^ Варвары: Воины и войны темных веков, Тим Ньюарк (Blandford Press, 1985).
- ^ Эндрю Х. Меррилс, «Вандалы, римляне и берберы: новые перспективы позднеантичной Северной Африки», 2004, Ashgate Publishing , ISBN 0-7546-4145-7 стр.34, ( Google Книги )
- ^ Ежи Стжельчик , «Вандалы и их африканское государство», стр. 59, Варшава, 1992.
- ^ Бюллетень археологических полевых работ и возможностей. Археологический институт Америки. 2002. с. 63.
- ^ Фулфорд, Майкл (2000). «Человеческие останки из Северных ворот, Сильчестер: «ранняя» и «поздняя» радиоуглеродная дата из города». Британия . 31 : 356–358. дои : 10.2307/526928 . JSTOR 526928 . ПМИД 16432945 . S2CID 33704958 .
- ^ Кларк, С. 1997: «Заброшка, вывоз мусора и «специальные» отложения», в Медоуз, К., Лемке, К. и Херон, Дж. (редакторы), TRAC 96. Материалы шестой ежегодной конференции по теоретической римской археологии. Шеффилд, 1996, Оксфорд, 73–81.
- ^ Гоффарт, Уолтер (2006). Варварские волны: эпоха миграции и поздняя Римская империя . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. стр. 94–95. ISBN 978-0-8122-3939-3 .
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Вандалы ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Jump up to: а б «Испания: Вестготская Испания до 500 г.» . Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Проверено 8 марта 2014 г.
- ^ Васконселлос 1913, с. 551
- ^ Жак 2007c , с. 999
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мерриллс и Майлз 2010 , с. 50
- ^ Merrills & Miles 2010 , стр. 49–50.
- ^ Позднеримская Испания и ее города, Майкл Куликовси, 2004, стр. 173-180. ISBN 0-8018-7978-7
- ^ Jump up to: а б с д Фрассетто 2003 , с. 173
- ^ Jump up to: а б Коссуэ (28 ноября 2005 г.). «Breve historia del reino suevo de Gallaecia (1)» (на испанском языке). Celtiberia.net. Архивировано из оригинала 7 января 2012 г. Проверено 11 августа 2010 г.
- ^ Мохтар 1981 , с. 281 (Том 2)
- ^ Берк 1900 , с. 410 (Том 1)
- ^ «Монеты КПГ» . Архивировано из оригинала 10 августа 2017 г. Проверено 10 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Коллинз 2000 , с. 124
- ^ Procopius Wars 3.5.18–19 в Хизер, 2005 г. , с. 512
- ^ Хизер 2005 , стр. 197–198.
- ^ Procopius Wars 3.5.23–24 в Collins 2000 , p. 124
- ^ Jump up to: а б с Merrills & Miles 2010 , стр. 53–55.
- ^ Jump up to: а б с д Рейнольдс 2011 , стр. 130–131.
- ^ «Ньюадвент.орг» . Архивировано из оригинала 20 октября 2017 г. Проверено 18 мая 2009 г.
- ^ Merrills & Miles 2010 , с. 60
- ^ Коллинз 2000 , стр. 124–125.
- ^ Дж. Б. Бери, История Поздней Римской империи, Dover Vol. I. стр. 254, 258, 410 Каталожный номер Библиотеки Конгресса −58-11273
- ^ Кэмерон 2000 , стр. 553–554.
- ^ Меррилс 2004 , с. 10
- ^ Меррилс 2004 , с. 11
- ^ Jump up to: а б с д Коллинз 2000 , с. 125
- ^ Jump up to: а б Кэмерон 2000 , с. 553
- ^ Патаут Бернс, Дж.; Дженсен, Робин М. (30 ноября 2014 г.). Христианство в римской Африке: развитие его обычаев и верований – Google Knihy . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6931-9 . Архивировано из оригинала 26 декабря 2016 г. Проверено 25 декабря 2016 г.
- ^ «Средиземноморье» . Интернет-словарь этимологии . Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 г. Проверено 12 апреля 2014 г.
- ^ Ральф В. Матисен, Петроний Максим (17 марта 455 г. - 22 мая 455 г.)
- ↑ За рассказом Проспера об этом событии последовал его продолжатель в VI веке Виктор Таннуна , большой поклонник Льва, вполне готовый скорректировать дату или изменить точку зрения (Стивен Мюльбергер, « Epitoma Chronicon Проспера : существовало ли издание 443 г. ?» Классическая филология 81.3 (июль 1986 г.), стр. 240–244).
- ^ Жак 2007a , с. 264
- ^ Жак 2007b , с. 383
- ^ Jump up to: а б Гринхал и Элиопулос 1985 , с. 21
- ^ Дж. Б. Бери, История Поздней Римской империи, издание 1958 г., стр. 254, 327, 410.
- ^ Бери 1923 , с. 125
- ^ Merrills 2004 , стр. 11–12.
- ^ Коллинз 2000 , стр. 125–126.
- ^ Jump up to: а б с д Леффлер 1912 г.
- ^ Кэмерон 2000 , с. 555
- ^ Jump up to: а б Бери 1923 , с. 131
- ^ Jump up to: а б Коллинз 2000 , с. 126
- ^ Бери 1923 , стр. 133–135.
- ^ Бери 1923 , стр. 124–150.
- ^ Уикхэм 2009 , с. 77
- ^ Конант 2004 , стр. 199–200.
- ^ Джордж 2004 , с. 138
- ^ Джордж 2004 , стр. 138–139.
- ^ Норман Бердичевский (21 сентября 2011 г.). Введение в датскую культуру . МакФарланд. п. 163. ИСБН 978-0-7864-6401-2 . Проверено 3 октября 2012 г.
- ^ Дж. Гинчард (1914). Швеция: Историко-статистический справочник . Стокгольм: PA Norstedt & Söner. п. 188. Архивировано из оригинала 26 мая 2013 г. Проверено 3 октября 2012 г.
- ^ Драйден, Джон, «Сэру Годфри Неллеру», 1694. Драйден также писал об Италии эпохи Возрождения, возрождающейся от транса / О вандальском, готском и монашеском невежестве. («Графу Роскоммону», 1680 г.).
- ^ Merrills & Miles 2010 , стр. 9–10.
- ^ Брайер, Дэвид; Леббин, Викери Кэй (3 октября 2016 г.). Обучение информационной грамотности через рассказы . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-4422-5546-3 .
Библиография
- Андерсон, Джон (1938). Германия . Бристоль Классик Пресс . ISBN 978-1-85399-503-3 . Проверено 9 марта 2014 г.
- Берндт, Гвидо М. (2010). «Скрытые следы: на путях вандала в африканское королевство» . В Курте, Флорин (ред.). Забытые варвары . Исследования в раннем средневековье. Том. 32. стр. 537–569. дои : 10.1484/M.SEM-EB.3.5097 . ISBN 978-2-503-53125-0 .
- Берк, Улик Ральф (1900). История Испании с древнейших времен до смерти Фердинанда Католика . Том. 1. Ежегодники. п. 410. ИСБН 978-1-4437-4054-8 . Архивировано из оригинала 21 августа 2014 г. Проверено 21 августа 2014 г.
- Бери, Джон Багнелл (1923). История Поздней Римской империи, от смерти Феодосия I до смерти Юстиниана (395–565 гг. н.э.) . Том. II. Макмиллан.
- Кэмерон, Аверил (2000). «Завоевание вандалов и правление вандалов (429–534 гг. Н.э.)». Кембриджская древняя история. Поздняя античность: Империя и ее преемники, 425–600 гг. н.э. Том. XIV. Издательство Кембриджского университета. стр. 553–559.
- Коллинз, Роджер (2000). «Вандальская Африка, 429–533». Кембриджская древняя история. Поздняя античность: Империя и ее преемники, 425–600 гг. н.э. Том. XIV. Издательство Кембриджского университета. стр. 124–126.
- Конант, Джонатан (2004). «Грамотность и частная документация в вандальской Северной Африке: случай с табличками Альбертини ». Вандалы, римляне и берберы: новые взгляды на позднеантичную Северную Африку . Издательство Эшгейт. стр. 199–224. ISBN 978-0-7546-4145-2 .
- де Врис, Ян (1962). Древнескандинавский этимологический словарь (изд. 1977 г.). Брилл. ISBN 978-90-04-05436-3 .
- Фрассетто, Майкл (2003). Энциклопедия варварской Европы: общество в трансформации . АВС-КЛИО . ISBN 978-1576072639 . Проверено 17 января 2015 г.
- Джордж, Джудит (2004). «Поэты-вандалы в их контексте». Вандалы, римляне и берберы: новые взгляды на позднеантичную Северную Африку . Издательство Эшгейт. стр. 133–144. ISBN 978-0-7546-4145-2 .
- Гринхал, PAL; Элиопулос, Эдвард (1985), Глубоко в Мани: Путешествие на южную оконечность Греции , Фабер и Фабер, ISBN 978-0-571-13523-3
- Жак, Тони (2007a). Словарь сражений и осад: A – E. Издательская группа Гринвуд . ISBN 978-0313335372 . Проверено 17 января 2015 г.
- Жак, Тони (2007b). Словарь сражений и осад: F – O. Издательская группа Гринвуд . ISBN 978-0313335389 . Проверено 17 января 2015 г.
- Жак, Тони (2007c). Словарь сражений и осад: P – Z. Издательская группа Гринвуд . ISBN 978-0313335396 . Проверено 15 мая 2015 г.
- Хизер, Питер (2005). Падение Римской империи: новая история . Макмиллан. ISBN 978-0-333-98914-2 .
- Мэллори, Джеймс П.; Адамс, Дуглас К., ред. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-884964-98-5 .
- Мерриллс, Энди (2004). «Вандалы, римляне и берберы: понимание позднеантичной Северной Африки». Вандалы, римляне и берберы: новые взгляды на позднеантичную Северную Африку . Издательство Эшгейт. ISBN 978-0-7546-4145-2 .
- Мерриллс, Энди; Майлз, Ричард (2010). Вандалы . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4051-6068-1 .
- Мохтар, Г (1981). Древние цивилизации Африки Том. 2. Издательство Калифорнийского университета. п. 281. ИСБН 978-0-520-06697-7 .
- Орел, Владимир Евгеньевич (2003). Справочник по германской этимологии . Брилл. ISBN 978-90-04-12875-0 .
- Рейнольдс, Джулиан (2011). Защищая Рим: Мастера солдат . Корпорация Xlibris . ISBN 978-1477164600 . Проверено 17 января 2015 г. [ самостоятельный источник ]
- Шютте, Гудмунд (2013). Наши предки, Том 2 . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-107-67723-4 . Проверено 9 марта 2014 г.
- Тодд, Малкольм (2009). Ранние немцы . Джон Уайли и сыновья . ISBN 978-1-4051-3756-0 . Проверено 9 марта 2014 г.
- Васконселлос, Хосе Лейте (1913). Религии Лузитании в той части, которая в основном относится к Португалии . Том 3. Национальная пресса.
- Уолдман, Карл; Мейсон, Кэтрин (2006). Энциклопедия европейских народов . Издание информационной базы . ISBN 978-1-4381-2918-1 . Проверено 5 мая 2013 г.
- Уикхэм, Крис (2009). Наследство Рима . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-670-02098-0 .
- Вольфрам, Хервиг (1997). Римская империя и ее германские народы . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0520085114 .
Атрибуция:
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Леффлер, Клеменс (1912). « Вандалы ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 15. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Дальнейшее чтение
- Блюм, Мэри. «Выставка вандалов разрушает некоторые культурные мифы» , International Herald Tribune , 25 августа 2001 г.
- Кристиан Куртуа: Вандалы и Африка. Париж 1955 г.
- Клевер, Фрэнк М.: Позднеримский Запад и вандалы. Олдершот 1993 (Сборник исследований, серия 401), ISBN 0-86078-354-5
- Вандалы: короли, элита, воины, мастера. Публикация о выставке «Вандалы»; выставка Люблинского университета имени Марии Кюри Склодовской и Замосцкого государственного музея... ; Выставка в Везерском ренессансном замке Беверн... Нордштеммен 2003. ISBN 3-9805898-6-2
- Джон Юлиус Норвич , Византия: Ранние века
- История правления вандалов в Африке Ф. Папенкорда
- Гвидо М. Берндт, Конфликт и адаптация: исследования миграции и этногенеза вандалов (Исторические исследования 489, Husum 2007), ISBN 978-3-7868-1489-4 .
- Ханс-Йоахим Диснер: Вандалы. В: Паулис Реальная энциклопедия класса. Altertumswissenschaft (RE Suppl. X, 1965), стр. 957–992.
- Ганс-Йоахим Диснер: Империя вандалов. Взлет и падение. Штутгарт 1966. 5.
- Гельмут Кастриций: Вандалы. Этапы поиска улик. Штутгарт и др. 2007.
- Айвор Дж. Дэвидсон, Общественная вера , Глава 11, Христиане и варвары , Том 2 книги «Бейкерская история церкви», 2005 г., ISBN 0-8010-1275-9
- Вандал и Византийская Африка. Часть 1. Тюрнхаут 2002 (Поздняя античность 10), ISBN 2-503-51275-5 .
- Вандал и Византийская Африка. Часть 2, Тюрнхаут 2003 (Поздняя античность 11), ISBN 2-503-52262-9 .
- Лорд Махон Филип Генри Стэнхоуп, пятый граф Стэнхоуп , Жизнь Велисария , 1848 г. Перепечатано в 2006 г. (полное издание с редакционными комментариями) Evolution Publishing, ISBN 1-889758-67-1 . Evolpub.com. Архивировано 7 июня 2015 г. на Wayback Machine.
- Людвиг Шмидт: История вандалов. 2-е издание, Мюнхен, 1942 г.
- Поли-Виссова
- Пьер Курсель: Литературная история великих германских вторжений. 3-е издание, Париж, 1964 г. (Сборник исследований августинцев: серия «Античность», 19).
- Роланд Штайнахер: Вандалы - рецепция и научная история. В: Хуберт Канчик (ред.): Der Neue Pauly, Штутгарт, 2003 г., том 15/3, стр. 942–946, ISBN 3-476-01489-4 .
- Роланд Штайнахер: Венды, славяне, вандалы. Раннесредневековое псевдологическое уравнение и его загробная жизнь до XVIII века. В: В. Поль (ред.): В поисках истоков. О важности раннего средневековья (Исследование по истории средневековья 8), Вена, 2004 г., стр. 329–353. Uibk.ac.at
- Стефан Донекер; Роланд Штайнахер, Rex Vandalorum - Дебаты о венедах и вандалах в шведском гуманизме как индикатор ранних современных моделей этнического восприятия, в: изд. Роберта Недома, Север за рубежом - зарубежье на Севере. Формирование и трансформация концепций и образов другого от средневековья до наших дней (Венские исследования скандинавских исследований 15, Вена, 2006) 242–252. Uibk.ac.at
- Виктор Вита, История преследований вандалов ISBN 0-85323-127-3 . Написано 484.
- Вальтер Пол: Миграция народов. Завоевание и интеграция. Штутгарт, 2002 г., стр. 70–86, ISBN 3-17-015566-0 .
- Вестерманн, Большой атлас всемирной истории (на немецком языке)
- Ив Модеран : Мавры и римская Африка. 4.-7. век. Rom 2003 ( Библиотека французских школ Афин и Рима , 314), ISBN 2-7283-0640-0 .
- Роберт Касперский, Этническая принадлежность, этногенез и вандалы: некоторые замечания по теории возникновения варварского рода, «Acta Poloniae Historia» 112, 2015, стр. 201–242.