Jump to content

Вандалы

Страница полузащищенная
(Перенаправлено с Вандали )

Вандалические украшения из золотой фольги III или IV века.
Восприятие вандалов XVI века, проиллюстрированное в рукописи «Théâtre de tous les peuples et Nations de la terre avec leurs привычки и орнаменты дайверов, tant anciens que Modernes, diligemment depeints au naturall», что означает «Театр всех народов и наций». земли с ее разнообразными одеждами и украшениями, как древними, так и современными, старательно изображенными в природе». Написана Лукасом де Хере во второй половине XVI века и хранится в библиотеке Гентского университета . [1]

Вандалы , были германским народом который первым заселил территорию нынешней южной Польши . они основали королевства вандалов на Пиренейском полуострове , средиземноморских островах и в Северной Африке . В пятом веке [2]

Вандалы мигрировали в район между нижним Одером и Вислой во втором веке до нашей эры и поселились в Силезии примерно с 120 года до нашей эры. [3] [4] [5] Они связаны с пшеворской культурой и, возможно, были тем же народом, что и лугии . Расширяясь в Дакию во время Маркоманских войн и в Паннонию во время кризиса третьего века , вандалы были ограничены готами в Паннонии около 330 года нашей эры, где они получили разрешение поселиться от Константина Великого . Около 400 г. набеги гуннов с востока вынудили многие германские племена мигрировать на запад, на территорию Римской империи , и, опасаясь, что они могут стать следующей мишенью, вандалы также были вытеснены на запад, переправившись через в Рейн Галлию вместе с другими племенами. в 406. [6] В 409 году вандалы пересекли Пиренеи и проникли на Пиренейский полуостров , где хасдинги и силинги поселились в Галлеции (северо-запад Иберии) и Бетике (юго-центральная Иберия).

По приказу римлян вестготы вторглись в Иберию в 418 году. Они практически истребили аланов и силингов-вандалов, добровольно подчинившихся власти хасдингского вождя Гундериха . Затем Гундерих был вытеснен из Галлеции в Бетику римско- свевской коалицией в 419 году. В 429 году при короле Гензерихе (годы правления 428–477) вандалы вошли в Северную Африку . К 439 году они основали королевство , которое включало римскую провинцию Африки, а также Сицилию , Корсику , Сардинию , Мальту и Балеарские острова . Они отразили несколько попыток римлян вернуть себе африканскую провинцию и разграбили город Рим в 455 году. Их королевство рухнуло в Вандальской войне 533–534 годов, в которой силы императора Юстиниана I отвоевали провинцию для Восточной Римской империи .

Когда вандалы четырнадцать дней грабили Рим, [7] Писатели эпохи Возрождения и раннего Нового времени характеризовали вандалов как прототипов варваров . Это привело к использованию термина « вандализм » для описания любого бессмысленного разрушения, особенно «варварского» порчи произведений искусства. Однако некоторые современные историки подчеркивают роль вандалов как продолжателей некоторых аспектов римской культуры в переходный период от поздней античности к раннему средневековью . [8]

Имя

Шейное кольцо с застежкой из вандалического сокровища Остропатаки, выставленного в Музее истории искусств в Вене , Австрия.

Этноним Wandali засвидетельствован как протогерманской и Wendilenses Саксоном реконструированной , как Vendill на древнескандинавском языке и как Wend(e)las на древнеанглийском языке , все они восходят к форме, как * Wanđilaz . [9] [10] Этимология названия остается неясной. По мнению лингвиста Владимира Орла , оно может происходить от протогерманского прилагательного * wanđaz («повернутый, скрученный»), которое в свою очередь происходит от глагола * wenđanan (или *winđanan ), означающего «мотать». [10] Альтернативно, оно произошло от корня * wanđ- , что означает «вода», исходя из идеи, что племя изначально располагалось недалеко от Лимфьорда ( морского залива в Дании). [9] Основу также можно найти в древневерхненемецком «wenilsēo» и древнеанглийском «wendels» , которые буквально означают «Вандал-море» и обозначают Средиземное море . [9] [11]

германскую мифологическую фигуру Аурвандилля интерпретировал Рудольф Мач как «Сияющий вандал». Многие выдвинули теорию о том, что племенное имя Вандал отражает поклонение Аурвандилу или Божественным Близнецам , возможно, связанное с мифом о происхождении , согласно которому короли вандалов произошли от Аурвандила (сравнимо со случаем со многими другими германскими племенными именами ). [12]

Некоторые средневековые авторы приравнивали два классических этнонима, «вандалы» и венеты , и применяли оба к западным славянам , что привело к термину «венеды », который использовался для различных славяноязычных групп и до сих пор используется для лужиц . Однако современные ученые выводят слово «Венд» от «Венети» и не приравнивают венетов и вандалов. [13] [14] [15] [16]

Имя вандалов было связано с Венделем , названием провинции в Уппланде , Швеция, которая также является эпонимом вендельского периода шведской предыстории, соответствующего позднему германскому железному веку , ведущему к эпохе викингов . Связь в лучшем случае считается незначительной и, скорее, результатом случайности, хотя Скандинавия считается вероятной родиной племени до периода миграции . [17]

Классификация

Поскольку вандалы в конечном итоге поселились за пределами Германии не считали их германцами авторы , древнеримские . Ни другая на восточногерманском языке группа, говорящая , готы , ни скандинавы (ранние скандинавы) не были причислены римлянами к германцам . [18]

Поскольку вандалы говорили на германском языке (в основном: вандалическом ) и принадлежали к ранней германской культуре классифицируют их как германский народ . , современные учёные [19]

История

Происхождение

Германские и протославянские племена Центральной Европы около III века до нашей эры.
Племена Центральной Европы в середине I века нашей эры. Вандалы/ Лугии изображены зеленым цветом на территории современной Польши.

Ранние классические источники

Самое раннее упоминание о вандалах принадлежит Плинию Старшему , который использовал термин вандили в широком смысле для определения одной из основных групп всех германских народов . Племена в этой категории, которые он упоминает, — это бургундионы , варини , карини (иным образом неизвестные) и гутоны . [20]

Тацит упомянул вандилиев , но лишь в отрывке, объясняющем легенды о происхождении германских народов. Он называет их одной из групп, которую иногда считают одним из старейших подразделений этих народов, наряду с марси , гамбривами и свевами , но не говорит, где они живут или какие народы входят в эту категорию. С другой стороны, Тацит и Птолемей дают сведения о положении варини, бургундов и гутонов в этот период, и эти указания позволяют предположить, что вандалы в этот период жили между реками Одер и Висла. [21]

Кроме того, Птолемей упомянул силингов , которых позже считали вандалами, живших к югу от семнонов , которые были свебами, жившими на Эльбе и простиравшимися до Одера. [22]

Хасдинги, которые позже возглавили вторжение в Карфаген, не упоминаются в письменных источниках до II века и времени Маркоманских войн. [23] Лакринги упоминаются в записях III века. [24]

Лугий

Лугии, которые также упоминались в ранних классических источниках того же региона, вероятно, были тем же народом, что и вандалы. [5] [25] [26] [27] Лугии упоминаются Страбоном , Тацитом и Птолемеем как большая группа племен между Вислой и Одером. Страбон и Птолемей вообще не упоминают вандалов, только Лугиев, Тацит упоминает их в отрывке о происхождении германских народов, не говоря, где они жили, а Плиний Старший, напротив, упоминает вандалов, но не Лугиев. [21] Вальтер Поль и Вальтер Гоффарт отметили, что Птолемей, кажется, отличает силингов от лугиев, а во II веке гасдинги, когда они появляются в римских записях, также отличаются от лугиев. [28] Хервиг Вольфрам отмечает, что «по всей вероятности, лугийцы и вандалы были одной культовой общиной, жившей в одном и том же районе Одера в Силезии, где она находилась сначала под кельтским , а затем под германским господством». [26] Этим можно объяснить различие между кельтскими лугиями и их более германскими преемниками, вандалами.

Пшеворская культура

В археологии вандалы связаны с пшеворской культурой, но эта культура, вероятно, распространялась на несколько народов Центральной и Восточной Европы. Их происхождение, этническая принадлежность и языковая принадлежность активно обсуждаются. [5] [29] [30] [31] Носители пшеворской культуры практиковали преимущественно кремацию , а иногда и погребение. [31]

Язык

известно очень мало О самом вандальском языке , но считается, что он принадлежит к вымершей восточногерманской лингвистической ветви, подобно готскому. Готы оставили после себя единственный текстовый корпус восточногерманского языкового типа, особенно перевод Евангелия IV века. [32]

Введение в Римскую империю

Римская империя при Адриане (годы правления 117–1138 гг.), Показывающее местонахождение восточногерманских племен вандилиев, населявших тогда регион верхней Вислы (Польша).

Во II веке внимание римских авторов привлекли два или три отдельных народа вандалов: силинги , хасдинги и, возможно, лакринги , которые появляются вместе с хасдингами. Только силинги упоминались в ранних римских произведениях и связаны с Силезией .

Эти народы появились во время Маркоманских войн , которые привели к повсеместным разрушениям и первому вторжению в Италию в период Римской империи. [33] Во время Маркоманских войн (166–180) хасдинги (или астинги) под предводительством королей Рауса и Рапта (или Рауса и Рапта) двинулись на юг, войдя в Дакию в качестве союзников Рима. [34] Однако в конечном итоге они вызвали проблемы в Дакии и двинулись дальше на юг, в район нижнего Дуная . Вместе с хасдингами были и лакринги, которые, возможно, также были вандалами. [35] [36]

Примерно в 271 году нашей эры римский император Аврелиан был вынужден защищать среднее течение Дуная от вандалов. Они заключили мир и остались на восточном берегу Дуная. [34]

В 278 году Зосим сообщил, что император Проб разбил вандалов и бургундцев у реки (иногда предполагалось, что это Лех) , и отправил многих из них в Британию. В этот же период в 11-м панегирике Максимиану , произнесенном в 291 году, сообщается о двух разных конфликты за пределами империи, в которых бургундцы были связаны с аламаннами , а другие вандалы, вероятно, хасдинги в Карпатском регионе, были связаны с гепидами .

Реконструкция одежды воина железного века, изображающая вандала с волосами, заплетенными в « свевский узел » (160 г. н.э.), Археологический музей Кракова , Польша.

Согласно Иордана » « Гетике , хасдинги вступили в конфликт с готами примерно во времена Константина Великого . В то время эти вандалы жили на землях, позднее заселенных гепидами , где они были окружены «с востока [] готами, с запада [] маркоманами , с севера [] германдурами и со стороны к югу [у] Хистера ( Дуная )». На вандалов напал готский король Геберих , и их король Визимар был убит. [37] Затем вандалы переселились в соседнюю Паннонию , где после того, как Константин Великий (около 330 г.) пожаловал им земли на правом берегу Дуная, они прожили следующие шестьдесят лет. [37] [38]

В конце 4-го и начале 5-го века знаменитый magister militum Стилихон (умер в 408 г.), главный министр императора Гонория , описывался как человек вандальского происхождения. вандалы совершили набег на римскую провинцию Реция Зимой 401/402 года . Из этого историк Питер Хизер делает вывод, что в это время вандалы располагались в районе Среднего и Верхнего Дуная. [39] Вполне возможно, что такие среднедунайские вандалы были частью вторжения готского короля Радагайса в Италию в 405–406 годах нашей эры. [40]

Хотя хасдингские вандалы уже веками обосновались на Среднем Дунае, менее ясно, где жили силингские вандалы. [41] хотя это могло быть и в Силезии . [42] [43] [44]

В Британии

В 278 году нашей эры император Проб, победив вандалов и бургундцев, переправил многих из них в Британию. Неизвестно, где они поселились, хотя Силчестер кажется вероятным кандидатом. Город носит имя Силинги, является лишь одним из шести существовавших в Римской Британии и не переживших субримскую эпоху. [45] и, судя по всему, был ритуально проклят (вероятно, англосаксами) перед тем, как его покинули. [46] [47]

В Галлии

В 405 году нашей эры вандалы без особых затруднений продвинулись из Паннонии, продвигаясь на запад вдоль Дуная, но когда они достигли Рейна, они встретили сопротивление франков , населявших и контролировавших романизированные регионы в северной Галлии . Согласно фрагменту Фригерида, цитируемому Григорием Турским погибло около 20 000 вандалов, в том числе и сам Годигизель, , в этой вандало-франкской войне но затем с помощью алан им удалось разгромить франков, и 31 декабря 405 г. [48] вандалы пересекли Рейн , вероятно, когда он был замерз, чтобы вторгнуться в Галлию, которую они ужасно опустошили. Под руководством сына Годигизеля Гундериха вандалы грабили свой путь на запад и юг через Аквитанию . [49]

В Испании

Миграции вандалов из Скандинавии через Дакию, Галлию, Иберию и в Северную Африку. Серый: Римская империя.

13 октября 409 года они пересекли Пиренеи и вышли на Пиренейский полуостров . Там хасдинги получили земли от римлян, как федераты , в Астурии (Северо-Запад) и Силинги в Испании Бетика (Юг), а аланы получили земли в Лузитании (Запад) и области вокруг Карфагена-Нова . [50] Свевы часть также контролировали Галлеции . Вестготы Септимании , вторгшиеся в Иберию по приказу римлян до получения земель в ( Южная Франция), разгромили вандалов силингов в 417 году и аланов в 418 году, убив западного аланского короля Аттаса . [51] Остатки его народа и остатки силингов, которые были почти истреблены, впоследствии обратились к королю вандалов Гундериху с просьбой принять аланскую корону. Позже короли вандалов в Северной Африке называли себя Rex Wandalorum et Alanorum («Король вандалов и аланов»). В 419 году нашей эры вандалы Хасдинги потерпели поражение от совместной римско-свевской коалиции. Гундерих бежал в Бетику , где он также был провозглашен королем вандалов Силинги. [5] В 422 году Гундерих решительно разгромил римско-свевско-готскую коалицию во главе с римским патрицием Кастином в битве при Тарраконе . [52] [53] Вполне вероятно, что после битвы многие римские и готские войска перешли на сторону Гундериха. [53] , в течение следующих пяти лет По словам Гидация Гундерих создавал масштабные разрушения в западном Средиземноморье . [53] В 425 году вандалы разграбили Балеарские острова , Испанию и Мавританию , а в 425 году разграбили Картахену и Севилью . [53] Захват морского города Картахены позволил вандалам развернуть широкомасштабную военно-морскую деятельность. [53] В 428 году Гундерих во второй раз захватил Севилью, но погиб при осаде городской церкви. [53] Ему наследовал его сводный брат Гензерих , который, хотя и был незаконнорожденным (его мать была рабыней), занимал видное положение при дворе вандалов, беспрепятственно взойдя на трон. [54] В 429 году вандалы покинули Испанию, которая почти полностью оставалась в руках римлян до 439 года, когда свевы, ограниченные Галлецией, двинулись на юг и захватили Эмериту-Августу (Мериду), главный город римской администрации на всем полуострове. [55]

Историки часто считают Гензериха самым способным варварским лидером периода миграции. [56] Майкл Фрассетто пишет, что он, вероятно, способствовал разрушению Рима больше, чем кто-либо из его современников. [56] Хотя варвары контролировали Испанию, они по-прежнему составляли крошечное меньшинство среди гораздо более крупного испано-римского населения, примерно 200 000 из 6 000 000. [50] Вскоре после захвата трона Гензерих был атакован с тыла крупными силами свевов под командованием Херемигария, сумевшего взять Лузитанию . [57] Эта свевская армия потерпела поражение под Меридой , а ее лидер Гермигарий утонул в реке Гвадиана при попытке бежать. [57]

Вполне возможно, что название Аль-Андалус (и его производное Андалусия ) произошло от арабского заимствования имени вандалов. [58] [59]

Королевство в Северной Африке

Учреждение

Королевство вандалов в наибольшем расцвете в 470-х годах.
Монета Бонифация Comes Africae (422–431 гг. н. э.), потерпевшего поражение от вандалов. [60] Легенды: НАШ ГОСПОДЬ / КАРТАГИНА.

Вандалы под предводительством Гензериха (также известного как Гейзерих) переправились в Африку в 429 году . [61] Хотя цифры неизвестны, и некоторые историки оспаривают достоверность оценок, основанных на утверждении Прокопия о том, что вандалы и аланы насчитывали 80 000 человек, когда они переселились в Северную Африку. [62] По оценкам Питера Хизера, они могли выставить армию численностью около 15 000–20 000 человек. [63]

По мнению Прокопия, вандалы пришли в Африку по просьбе Бонифация , военного правителя региона. [64] Стремясь утвердиться в качестве независимого правителя в Африке или даже стать римским императором, Бонифаций отразил несколько попыток римлян подчинить его, пока им не овладел недавно назначенный готский граф Африки Сигисвульт , который захватил и Гиппона Регия , и Карфаген . [56] Вполне возможно, что Бонифаций искал Генсериха в качестве союзника против Сигисвульта, обещая ему взамен часть Африки. [56]

Продвигаясь на восток вдоль побережья, вандалы столкнулись на нумидийской границе в мае – июне 430 г. с Бонифацией. Переговоры сорвались, и Бонифаций потерпел полное поражение. [65] [66] Впоследствии Бонифаций забаррикадировался внутри Гиппона Регия, когда вандалы осаждали город. [61] Внутри святой Августин и его священники молились об избавлении от захватчиков, прекрасно зная, что падение города будет означать обращение или смерть для многих римских христиан. [ нужна ссылка ]

28 августа 430 г., через три месяца после начала осады, умер святой Августин (ему было 75 лет). [67] возможно, от голода или стресса, поскольку пшеничные поля за городом дремали и не были собраны. Смерть Августина потрясла регента Западной Римской империи Галлу Плацидию , которая опасалась последствий, если ее царство потеряет самый важный источник зерна. [66] Она собрала новую армию в Италии и убедила своего племянника в Константинополе , восточно-римского императора Феодосия II , послать армию в Северную Африку во главе с Аспаром . [66]

Примерно в июле – августе 431 года Гензерих снял осаду Гиппона Регия. [65] что позволило Бонифацию отступить из Гиппона Регия в Карфаген , где к нему присоединилась армия Аспара. Летом 432 года Генсерих нанес сокрушительное поражение объединенным силам Бонифация и Аспара, что позволило ему беспрепятственно захватить Гиппона Регия. [66] Впоследствии Гензерих и Аспар заключили своего рода мирный договор. [65] Захватив Гиппо-Региус, Гензерих сделал его первой столицей королевства вандалов. [68]

В 435 году римляне и вандалы заключили договор, дающий вандалам контроль над Мавретанией и западной половиной Нумидии. Генсерих решил разорвать договор в 439 году, когда он вторгся в провинцию Африки Проконсуляр и захватил Карфаген. 19 октября [69] Город был взят без боя; Вандалы вошли в город, когда большинство жителей присутствовало на скачках на ипподроме. Генсерих сделал его своей столицей и назвал себя королем вандалов и аланов , чтобы обозначить включение аланов Северной Африки в свой союз. [ нужна ссылка ] Его войска также оккупировали Сардинию , Корсику и Балеарские острова . Его осада Палермо в 440 г. закончилась неудачей, как и вторая попытка вторжения на Сицилию возле Агридженто в 442 г. (вандалы оккупировали остров с 468 по 476 г., когда он был передан Одоакру). [70] Историк Кэмерон предполагает, что новое правление вандалов, возможно, не было нежелательным для населения Северной Африки, поскольку крупные землевладельцы в целом были непопулярны. [71]

Впечатление, созданное древними источниками, такими как Виктор Вита , Кводвультдеус и Фульгенций из Руспе, заключалось в том, что захват вандалами Карфагена и Северной Африки привел к широкомасштабным разрушениям. Однако недавние археологические исследования поставили под сомнение это утверждение. Хотя Одеон Карфагена был разрушен, рисунок улиц остался прежним, а некоторые общественные здания были отремонтированы. Политическим центром Карфагена был холм Бирса. В этот период в городах возникли новые промышленные центры. [72] Историк Энди Меррилс использует большое количество африканской посуды Red Slip, обнаруженной по всему Средиземноморью и датируемой вандальским периодом в Северной Африке, чтобы бросить вызов предположению о том, что правление вандалов в Северной Африке было временем экономической нестабильности. [73] Когда вандалы совершили набег на Сицилию в 440 году, Западная Римская империя была слишком занята войной с Галлией, чтобы отреагировать. Феодосий II, император Восточной Римской империи, в 441 году отправил экспедицию для борьбы с вандалами; однако дело дошло только до Сицилии. Западная империя при Валентиниане III заключила мир с вандалами в 442 году. [74] По договору вандалы получили Бизацену , Триполитанию и восточную половину Нумидии и получили подтверждение контроля над Проконсульской Африкой. [75] а также Королевство вандалов как первое варварское королевство было официально признано независимым королевством на бывшей римской территории вместо федератов . [76] Империя сохраняла за собой западную Нумидию и две мавританские провинции до 455 года.

Разграбление Рима

Разграбление Рима , Карл Брюллов , 1833–1836.

В течение следующих тридцати пяти лет Гензерих с большим флотом грабил побережья Восточной и Западной империй. Активность вандалов в Средиземноморье была настолько значительной, что это море на древнеанглийском языке было Wendelsæ (т. е. Море Вандалов). [77] Однако после смерти Аттилы Гунна римляне могли позволить себе снова обратить свое внимание на вандалов, которые контролировали некоторые из самых богатых земель своей бывшей империи.

Стремясь привлечь вандалов в лоно Империи, Валентиниан III предложил руку своей дочери замуж за сына Гензериха. Однако прежде чем этот договор удалось реализовать, политика снова сыграла решающую роль в ошибках Рима. Петроний Максим убил Валентиниана III и претендовал на западный трон. Затем Петроний заставил вдову Валентиниана III, императрицу Лицинию Евдоксию , выйти за него замуж. [78] Дипломатия между двумя фракциями рухнула, и в 455 году с письмом Лицинии Евдоксии, умолявшей сына Гензериха спасти ее, вандалы захватили Рим вместе с императрицей и ее дочерьми Евдокией и Плацидией .

Летописец Проспер Аквитанский. [79] предлагает единственное сообщение пятого века о том, что 2 июня 455 года папа Лев Великий принял Генсериха и умолял его воздерживаться от убийств и разрушений огнем и довольствоваться грабежами. Однако остается под вопросом, спасло ли влияние Папы Рим. Вандалы ушли с бесчисленными ценностями. Евдокию и ее дочь Евдокию увезли в Северную Африку. [75]

Консолидация

Варварские королевства и племена после распада Западной Римской империи в 476 г.

В 456 году флот вандалов из 60 кораблей, угрожавший как Галлии, так и Италии, попал в засаду и был разбит в Агригенте и Корсике западноримским генералом Рицимером . [80] В 457 году смешанная вандало-берберская армия, вернувшаяся с добычей из рейда в Кампанию, потерпела сокрушительное поражение в результате внезапного нападения западного императора Майориана в устье реки Гарильяно . [81]

В результате разграбления Рима вандалами и пиратства в Средиземном море для Римской империи стало важно уничтожить королевство вандалов. В 460 году Майориан предпринял поход против вандалов, но потерпел поражение в битве при Картахене . В 468 году Западная и Восточная Римские империи начали огромную экспедицию против вандалов под командованием Василиска , которая, как сообщается, состояла из 100 000 солдат и 1000 кораблей. Вандалы разгромили захватчиков в битве при Кап-Боне , захватив Западный флот и уничтожив Восточный с помощью брандеров . [74] После атаки вандалы попытались вторгнуться на Пелопоннес , но были отброшены маниотами в Кениполисе с тяжелыми потерями. [82] В отместку вандалы взяли 500 заложников на Закинфе , разрубили их на куски и выбросили за борт по пути в Карфаген. [82] В 469 году вандалы получили контроль над Сицилией, но Одоакр вынудил их отказаться от нее в 477 году, за исключением западного порта Лилибей (потерянного в 491 году после неудачной попытки с их стороны вернуть остров). [83]

В 470-х годах римляне отказались от политики войны против вандалов. Западный генерал Рицимер заключил с ними договор. [74] а в 476 г. Генсерих смог заключить «вечный мир» с Константинополем. Отношения между двумя государствами приобрели видимость нормальности. [84] Начиная с 477 года, вандалы начали чеканить собственные монеты, ограничиваясь бронзовыми и серебряными монетами малого достоинства. Имперские деньги высокого номинала были сохранены, что, по словам Меррилла, продемонстрировало «нежелание узурпировать имперскую прерогативу». [85]

Хотя вандалы отразили нападения римлян и установили гегемонию над островами западного Средиземноморья, в конфликте с берберами они были менее успешны . Расположенные к югу от королевства вандалов берберы нанесли вандалам два крупных поражения в период 496–530 гг. [74]

Внутренняя религиозная напряженность

Денарий времен правления Хильдерика . Легенды: Д[ОМИНУС] Н[ОСТРИС] ХИЛДИРИКС РЕКС / КАРТ[А]Г[ИНЕ] ФЕЛИКС.

Разногласия между арианскими вандалами и их тринитарными подданными (включая как католиков, так и донатистов ) были постоянным источником напряженности в их африканском государстве. Католические епископы были сосланы или убиты Гензерихом, а миряне были отстранены от должности и часто подвергались конфискации своего имущества. [86] Он защищал своих католических подданных, когда его отношения с Римом и Константинополем были дружескими, как, например, в 454–57 годах, когда католическая община в Карфагене, будучи без главы, избрала епископом Деогратия. То же самое было и в 476–477 годах, когда епископ Картеннский Виктор в мирный период послал ему резкое опровержение арианства и не понес никакого наказания. [87] Хунерих, преемник Гензериха, издал указы против католиков в 483 и 484 годах, стремясь маргинализировать их и сделать арианство основной религией в Северной Африке. [88] Как правило, большинство королей вандалов, за исключением Хильдерика , в большей или меньшей степени преследовали христиан-тринитариев, запрещая вандалам обращение в христианство, изгоняя епископов и вообще усложняя жизнь тринитаристам. [ нужна ссылка ]

Отклонить

Согласно Католической энциклопедии 1913 года : «Гензерих, одна из самых влиятельных личностей «эпохи миграций», умер 25 января 477 года в преклонном возрасте около 88 лет. Согласно обнародованному им закону о наследовании Таким образом, ему наследовал его сын Гунерих (477–484), который сначала терпел католиков из-за своего страха перед Константинополем, но после 482 г. начал преследовать манихеев и католиков. " [87]

Гунтамунд (484–496), его двоюродный брат и преемник, искал внутреннего мира с католиками и снова прекратил преследования. Внешне власть вандалов приходила в упадок после смерти Гензериха, и Гунтамунд в начале своего правления потерял все, кроме небольшого участка западной Сицилии, захваченного остготами , который был потерян в 491 году и должен был противостоять растущему давлению со стороны автохтонных мавров .

Согласно Католической энциклопедии 1913 года : «Хотя Трасамунд (496–523) из-за своего религиозного фанатизма был враждебен католикам, он довольствовался бескровными гонениями». [87]

Бурный конец

Велисарий может быть этой бородатой фигурой справа от императора Юстиниана I на мозаике в церкви Сан-Витале , в Равенне посвященной завоеванию Италии византийской армией под умелым руководством Велизария.

Хильдерих (523–530) был королем вандалов, наиболее терпимым по отношению к католической церкви . Он предоставил ему религиозную свободу; следовательно, католические синоды снова проводились в Северной Африке. Однако он мало интересовался войной и оставил это члену семьи Хоамеру . Когда Хоамер потерпел поражение от мавров , арианская фракция внутри королевской семьи возглавила восстание, подняв знамя национального арианства, и его двоюродный брат Гелимер (530–534) стал королем. Хильдерик, Хоамер и их родственники были брошены в тюрьму. [89]

Византийский император Юстиниан I объявил войну с намерением вернуть Хильдериха на вандальский трон. Свергнутый Хильдерих был убит в 533 году по приказу Гелимера. [89] возглавил Пока экспедиция была в пути, большую часть вандальской армии и флота Цазо , брат Гелимера, на Сардинию для подавления восстания. В результате армии Византийской империи под командованием Велизария смогли беспрепятственно высадиться в 10 милях (16 км) от Карфагена. Гелимер быстро собрал армию, [90] и встретил Велизария в битве при Ad Decimum ; Вандалы выигрывали битву, пока брат Гелимера Амматас и племянник Гибамунд не пали в бою. Тогда Гелимер упал духом и убежал. Велисарий быстро взял Карфаген, а выжившие вандалы продолжали сражаться. [91]

15 декабря 533 года Гелимер и Велизарий снова столкнулись в битве при Трикамаруме , примерно в 20 милях (32 км) от Карфагена. брат Гелимера Цазо И снова вандалы сражались хорошо, но потерпели поражение, на этот раз, когда в бою пал . Велизарий быстро продвинулся к Гиппо , второму городу Королевства вандалов, и в 534 году Гелимер сдался византийскому завоевателю, положив конец Королевству вандалов.

Вандал-кавалерист, ок. 500 г. н. э., с мозаичного тротуара в Бордж-Джедиде недалеко от Карфагена.

Северная Африка, включавшая северный Тунис и восточный Алжир в период вандализма, снова стала римской провинцией, из которой вандалы были изгнаны . Многие вандалы отправились в Салды (сегодня это Беджая на севере Алжира), где они объединились с берберами. Многие другие были отправлены на императорскую службу или бежали в два готских королевства ( Остготское королевство и Вестготское королевство ). Некоторые женщины-вандалы вышли замуж за византийских солдат и поселились на севере Алжира и Туниса. Отборные воины-вандалы были сформированы в пять кавалерийских полков, известных как Вандалы Юстиниани , дислоцированных на персидской границе. Некоторые поступили на частную службу Велизарию. [92] 1913 года В Католической энциклопедии говорится, что «с Гелимером обращались с почетом и получили большие поместья в Галатии . Ему также предлагали сан патриция, но он был вынужден отказаться от него, потому что он не желал изменить свою арианскую веру ». [87] По словам историка Роджера Коллинза: «Оставшихся вандалов затем отправили обратно в Константинополь для включения в состав имперской армии. Как отдельная этническая единица они исчезли». [90] Некоторые из немногих вандалов остались в Северной Африке, а остальные мигрировали обратно в Испанию. [6] В 546 году вандалический герцог Нумидии мавров Гунтарит . дезертировал от византийцев и поднял восстание при поддержке Ему удалось захватить Карфаген, но вскоре после этого он был убит византийцами. [ нужна ссылка ]

Список королей

Известные короли вандалов: [ нужна ссылка ]

Генеалогическое древо королей вандалов

Визимар
король вандалов Хасдинги
Годигизель
король вандалов
Валентиниан III
Западно-римский император
Гундерич
король вандалов, аланы
Гейзерих
король вандалов, аланы
Евдокия из
Валентинианская династия
Хунерик
король вандалов, аланы
Гент
принц
Хильдерик
король вандалов, аланы
Гунтамунд
король вандалов, аланы
Гелариус
принц
Трасамунд
король вандалов, аланы
Амалафрида из
Династия Амаль
Теодорих Великий
король остготов
Гелимер
король вандалов, аланы
Возлюбленный
общий

Латинская грамотность

Все вандалы, о которых знают современные историки, могли говорить на латыни , которая также оставалась официальным языком вандальской администрации (большая часть персонала, судя по всему, была коренным бербером/римлянином). [93] Уровень грамотности в древнем мире неизвестен, но письмо было неотъемлемой частью управления и бизнеса. Исследования грамотности в Северной Африке, как правило, концентрировались вокруг администрации, которая ограничивалась социальной элитой. Однако большая часть населения Северной Африки не проживала в городских центрах. [94]

Джудит Джордж объясняет, что «Анализ стихов [вандалов] в их контексте представляет собой зеркало путей и ценностей того времени». [95] Сохранилось очень мало произведений поэтов вандалов Северной Африки, но то, что сохранилось, можно найти в Латинской антологии ; кроме имен, о самих поэтах мало что известно, даже когда они писали. Их работа основывалась на более ранних римских традициях. Современные ученые обычно придерживаются мнения, что вандалы позволили римлянам в Северной Африке вести свой образ жизни, лишь изредка вмешиваясь. [96]

Наследие

Традиционная репутация вандалов: цветная гравюра на стали с изображением разграбления Рима (455 г.) работы Генриха Лейтемана (1824–1904), ок. 1860–80

Со времен Средневековья королей Дании называли « королями Дании , готов и вендов », причем венды представляли собой группу западных славян, ранее живших в Мекленбурге и восточной Гольштейне на территории современной Германии. Титул «Король вендов» переводится с латыни как vandalorum rex . В 1972 году титул был сокращен до «Король Дании». [97] Начиная с 1540 года шведские короли (вслед за Данией) носили титулы Suecorum, Gothorum et Vandalorum Rex («король шведов , геатов и вендов » ). [98] Карл XVI Густав отказался от этого титула в 1973 году и теперь называет себя просто « королем Швеции ».

Современный термин «вандализм » происходит от репутации вандалов как варваров, которые разграбили и разграбили Рим в 455 году нашей эры. Вандалы, вероятно, не были более разрушительными, чем другие захватчики древних времен, но писатели, идеализировавшие Рим, часто обвиняли их в его разрушении. Например, английский эпохи Реставрации поэт Джон Драйден писал: « Пока готы и вандалы, грубая северная раса, / Все бесподобные памятники испортили . [99] Термин «вандализм» был придуман в 1794 году Анри Грегуаром , епископом Блуа , для описания разрушения произведений искусства после Французской революции . Этот термин быстро распространился по всей Европе. Это новое использование термина сыграло важную роль в окраске восприятия вандалов поздней античности, популяризируя существовавшую ранее идею о том, что они были варварской группой со склонностью к разрушению. долгое время обвиняли вандалов и другие « варварские » группы в падении Римской империи . Писатели и историки [100]

Робин Хемли написал рассказ «Освобождение Рима», в котором профессор древней истории (в основном римской) сталкивается со студентом, утверждающим, что он этнический вандал. [101]

См. также

Примечания

Ссылки

  1. ^ «Театр всех народов и наций земли с их разнообразными одеждами и украшениями, как древними, так и современными, старательно изображенный в натуре художником и скульптором Люком Деере из Ганта [рукопись]» . lib.ugent.be . Проверено 25 августа 2020 г.
  2. ^ «Вандал» . Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Проверено 8 марта 2014 г.
  3. ^ «Германские народы» . Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Проверено 6 января 2024 г.
  4. ^ «История Европы: варварские миграции и вторжения: германцы и гунны» . Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 г. Проверено 8 марта 2014 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д Уолдман и Мейсон, 2006 , стр. 821–825.
  6. ^ Jump up to: а б Брайан, Адам. «История вандалов» . Римская империя. Архивировано из оригинала 23 июня 2017 года . Проверено 21 мая 2017 г.
  7. ^ Хизер 2005 , стр. 379.
  8. ^ Противоречивые статьи в книге Фрэнка М. Кловера и Р.С. Хамфриса, редакторы, « Традиции и инновации в поздней античности» (University of Wisconsin Press), 1989, подчеркивают роль вандалов как продолжателей: Фрэнк Кловер подчеркивает преемственность североафриканских римских мозаик, чеканки и литературы, тогда как Аверил Кэмерон, опираясь на археологические данные, документирует, насколько быстрыми были социальные, религиозные и языковые изменения после того, как эта территория была завоевана Византией, а затем исламом.
  9. ^ Jump up to: а б с де Врис 1962 , стр. 653–654.
  10. ^ Jump up to: а б Orel 2003 , p. 446.
  11. ^ Корацца, Виттория Дольчетти (1986). Море немцев . Национальная академия Линчеи. п. 487.
  12. ^ Р. Мач, Wandalische Götter , Mitteilungen der Schlesischen Gesellschaft für Volkskunde 27, 1926, 20–41. «Р. Мач выдвинул относительно убедительный аргумент, показывающий, что само имя Вандал отражает поклонение Божественным Близнецам». Дональд Уорд, Божественные близнецы: индоевропейский миф в германской традиции , Публикации Калифорнийского университета: Фольклорные исследования, №. 19, 1968, с. 53.
  13. ^ Аламаннские Анналы , 795 г. н.э.
  14. ^ Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum Адама Бременсиса , 1075 г. н.э.
  15. ^ Роланд Штайнахер « Исследования по истории вандалов. Уравнение этнонимов вендов, славян и вандалов от средневековья до 18 века. Архивировано 19 января 2007 г. в Wayback Machine », 2002 г.
  16. ^ Ленчек, Радо Л. (1990). «Термины Wende-Winde, Wendisch-Windisch в историографической традиции словенских земель» . Словенские исследования . 12 (2). дои : 10.7152/ssj.v12i1.3797 . ISSN   0193-1075 .
  17. ^ «Вандалы (вандалы) (немцы): объединение асдинга и силинги» . Королевства германских племен . Английское общество топонимов. 31 декабря 1999 года . Проверено 10 июня 2022 г.
  18. ^ Вольфрам 1997 , с. 4 «От германцев отличались готы, вандалы и другие восточногерманские племена... В соответствии с этой классификацией посттацитские скандинавы также уже не причислялись к германцам...»
  19. ^
  20. ^ «Естественная история 4.28» . Архивировано из оригинала 30 мая 2013 г. Проверено 14 января 2014 г.
  21. ^ Jump up to: а б Берндт 2010 , с. 549.
  22. ^ «География Клавдия Птолемея», Книга II, Глава 10: «Великая Германия». Стенограмма. Архивировано 2 ноября 2022 г. в Wayback Machine.
  23. ^ Уолтер Гоффарт, Варварские приливы , стр.85.
  24. ^ Уолтер Пол, Тевтоны , стр.23
  25. ^ Андерсон 1938 , с. 198
  26. ^ Jump up to: а б Вольфрам 1997 , с. 42
  27. ^ Уолдман и Мейсон 2006 , с. 498
  28. ^ Поль, Тевтонцы , стр.23; Гоффарт, «Варварские приливы» , стр. 298, сноска 47.
  29. ^ «Земля и люди, стр.25» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 сентября 2007 г. Проверено 30 июля 2005 г.
  30. ^ Меррилс 2004 , стр. 32–33.
  31. ^ Jump up to: а б Тодд 2009 , с. 25
  32. ^ Мэллори и Адамс 1997 , стр. 217, 301.
  33. ^ «Германия: Древняя история» . Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Архивировано из оригинала 28 августа 2013 г. Проверено 16 января 2015 г.
  34. ^ Jump up to: а б Мерриллс и Майлз 2010 , с. 30
  35. Дион Кассий, 72.12. Архивировано 21 февраля 2021 г. в Wayback Machine.
  36. ^ Merrills & Miles 2010 , с. 27
  37. ^ Jump up to: а б Шютте 2013 , стр. 50–54.
  38. ^ Джордана, глава 22. Архивировано 5 ноября 2013 г. в Wayback Machine.
  39. ^ Хизер 2005 , с. 195
  40. ^ Merrills & Miles 2010 , с. 34
  41. ^ Гоффарт, Варварские приливы , глава 5.
  42. ^ Варвары: Воины и войны темных веков, Тим Ньюарк (Blandford Press, 1985).
  43. ^ Эндрю Х. Меррилс, «Вандалы, римляне и берберы: новые перспективы позднеантичной Северной Африки», 2004, Ashgate Publishing , ISBN   0-7546-4145-7 стр.34, ( Google Книги )
  44. ^ Ежи Стжельчик , «Вандалы и их африканское государство», стр. 59, Варшава, 1992.
  45. ^ Бюллетень археологических полевых работ и возможностей. Археологический институт Америки. 2002. с. 63.
  46. ^ Фулфорд, Майкл (2000). «Человеческие останки из Северных ворот, Сильчестер: «ранняя» и «поздняя» радиоуглеродная дата из города». Британия . 31 : 356–358. дои : 10.2307/526928 . JSTOR   526928 . ПМИД   16432945 . S2CID   33704958 .
  47. ^ Кларк, С. 1997: «Заброшка, вывоз мусора и «специальные» отложения», в Медоуз, К., Лемке, К. и Херон, Дж. (редакторы), TRAC 96. Материалы шестой ежегодной конференции по теоретической римской археологии. Шеффилд, 1996, Оксфорд, 73–81.
  48. ^ Гоффарт, Уолтер (2006). Варварские волны: эпоха миграции и поздняя Римская империя . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. стр. 94–95. ISBN  978-0-8122-3939-3 .
  49. ^  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Вандалы ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  50. ^ Jump up to: а б «Испания: Вестготская Испания до 500 г.» . Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Проверено 8 марта 2014 г.
  51. ^ Васконселлос 1913, с. 551
  52. ^ Жак 2007c , с. 999
  53. ^ Jump up to: а б с д и ж Мерриллс и Майлз 2010 , с. 50
  54. ^ Merrills & Miles 2010 , стр. 49–50.
  55. ^ Позднеримская Испания и ее города, Майкл Куликовси, 2004, стр. 173-180. ISBN   0-8018-7978-7
  56. ^ Jump up to: а б с д Фрассетто 2003 , с. 173
  57. ^ Jump up to: а б Коссуэ (28 ноября 2005 г.). «Breve historia del reino suevo de Gallaecia (1)» (на испанском языке). Celtiberia.net. Архивировано из оригинала 7 января 2012 г. Проверено 11 августа 2010 г.
  58. ^ Мохтар 1981 , с. 281 (Том 2)
  59. ^ Берк 1900 , с. 410 (Том 1)
  60. ^ «Монеты КПГ» . Архивировано из оригинала 10 августа 2017 г. Проверено 10 августа 2017 г.
  61. ^ Jump up to: а б Коллинз 2000 , с. 124
  62. ^ Procopius Wars 3.5.18–19 в Хизер, 2005 г. , с. 512
  63. ^ Хизер 2005 , стр. 197–198.
  64. ^ Procopius Wars 3.5.23–24 в Collins 2000 , p. 124
  65. ^ Jump up to: а б с Merrills & Miles 2010 , стр. 53–55.
  66. ^ Jump up to: а б с д Рейнольдс 2011 , стр. 130–131.
  67. ^ «Ньюадвент.орг» . Архивировано из оригинала 20 октября 2017 г. Проверено 18 мая 2009 г.
  68. ^ Merrills & Miles 2010 , с. 60
  69. ^ Коллинз 2000 , стр. 124–125.
  70. ^ Дж. Б. Бери, История Поздней Римской империи, Dover Vol. I. стр. 254, 258, 410 Каталожный номер Библиотеки Конгресса −58-11273
  71. ^ Кэмерон 2000 , стр. 553–554.
  72. ^ Меррилс 2004 , с. 10
  73. ^ Меррилс 2004 , с. 11
  74. ^ Jump up to: а б с д Коллинз 2000 , с. 125
  75. ^ Jump up to: а б Кэмерон 2000 , с. 553
  76. ^ Патаут Бернс, Дж.; Дженсен, Робин М. (30 ноября 2014 г.). Христианство в римской Африке: развитие его обычаев и верований – Google Knihy . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN  978-0-8028-6931-9 . Архивировано из оригинала 26 декабря 2016 г. Проверено 25 декабря 2016 г.
  77. ^ «Средиземноморье» . Интернет-словарь этимологии . Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 г. Проверено 12 апреля 2014 г.
  78. ^ Ральф В. Матисен, Петроний Максим (17 марта 455 г. - 22 мая 455 г.)
  79. За рассказом Проспера об этом событии последовал его продолжатель в VI веке Виктор Таннуна , большой поклонник Льва, вполне готовый скорректировать дату или изменить точку зрения (Стивен Мюльбергер, « Epitoma Chronicon Проспера : существовало ли издание 443 г. ?» Классическая филология 81.3 (июль 1986 г.), стр. 240–244).
  80. ^ Жак 2007a , с. 264
  81. ^ Жак 2007b , с. 383
  82. ^ Jump up to: а б Гринхал и Элиопулос 1985 , с. 21
  83. ^ Дж. Б. Бери, История Поздней Римской империи, издание 1958 г., стр. 254, 327, 410.
  84. ^ Бери 1923 , с. 125
  85. ^ Merrills 2004 , стр. 11–12.
  86. ^ Коллинз 2000 , стр. 125–126.
  87. ^ Jump up to: а б с д Леффлер 1912 г.
  88. ^ Кэмерон 2000 , с. 555
  89. ^ Jump up to: а б Бери 1923 , с. 131
  90. ^ Jump up to: а б Коллинз 2000 , с. 126
  91. ^ Бери 1923 , стр. 133–135.
  92. ^ Бери 1923 , стр. 124–150.
  93. ^ Уикхэм 2009 , с. 77
  94. ^ Конант 2004 , стр. 199–200.
  95. ^ Джордж 2004 , с. 138
  96. ^ Джордж 2004 , стр. 138–139.
  97. ^ Норман Бердичевский (21 сентября 2011 г.). Введение в датскую культуру . МакФарланд. п. 163. ИСБН  978-0-7864-6401-2 . Проверено 3 октября 2012 г.
  98. ^ Дж. Гинчард (1914). Швеция: Историко-статистический справочник . Стокгольм: PA Norstedt & Söner. п. 188. Архивировано из оригинала 26 мая 2013 г. Проверено 3 октября 2012 г.
  99. ^ Драйден, Джон, «Сэру Годфри Неллеру», 1694. Драйден также писал об Италии эпохи Возрождения, возрождающейся от транса / О вандальском, готском и монашеском невежестве. («Графу Роскоммону», 1680 г.).
  100. ^ Merrills & Miles 2010 , стр. 9–10.
  101. ^ Брайер, Дэвид; Леббин, Викери Кэй (3 октября 2016 г.). Обучение информационной грамотности через рассказы . Роуман и Литтлфилд. ISBN  978-1-4422-5546-3 .

Библиография

Атрибуция:

Дальнейшее чтение

  • Блюм, Мэри. «Выставка вандалов разрушает некоторые культурные мифы» , International Herald Tribune , 25 августа 2001 г.
  • Кристиан Куртуа: Вандалы и Африка. Париж 1955 г.
  • Клевер, Фрэнк М.: Позднеримский Запад и вандалы. Олдершот 1993 (Сборник исследований, серия 401), ISBN   0-86078-354-5
  • Вандалы: короли, элита, воины, мастера. Публикация о выставке «Вандалы»; выставка Люблинского университета имени Марии Кюри Склодовской и Замосцкого государственного музея... ; Выставка в Везерском ренессансном замке Беверн... Нордштеммен 2003. ISBN   3-9805898-6-2
  • Джон Юлиус Норвич , Византия: Ранние века
  • История правления вандалов в Африке Ф. Папенкорда
  • Гвидо М. Берндт, Конфликт и адаптация: исследования миграции и этногенеза вандалов (Исторические исследования 489, Husum 2007), ISBN   978-3-7868-1489-4 .
  • Ханс-Йоахим Диснер: Вандалы. В: Паулис Реальная энциклопедия класса. Altertumswissenschaft (RE Suppl. X, 1965), стр. 957–992.
  • Ганс-Йоахим Диснер: Империя вандалов. Взлет и падение. Штутгарт 1966. 5.
  • Гельмут Кастриций: Вандалы. Этапы поиска улик. Штутгарт и др. 2007.
  • Айвор Дж. Дэвидсон, Общественная вера , Глава 11, Христиане и варвары , Том 2 книги «Бейкерская история церкви», 2005 г., ISBN   0-8010-1275-9
  • Вандал и Византийская Африка. Часть 1. Тюрнхаут 2002 (Поздняя античность 10), ISBN   2-503-51275-5 .
  • Вандал и Византийская Африка. Часть 2, Тюрнхаут 2003 (Поздняя античность 11), ISBN   2-503-52262-9 .
  • Лорд Махон Филип Генри Стэнхоуп, пятый граф Стэнхоуп , Жизнь Велисария , 1848 г. Перепечатано в 2006 г. (полное издание с редакционными комментариями) Evolution Publishing, ISBN   1-889758-67-1 . Evolpub.com. Архивировано 7 июня 2015 г. на Wayback Machine.
  • Людвиг Шмидт: История вандалов. 2-е издание, Мюнхен, 1942 г.
  • Поли-Виссова
  • Пьер Курсель: Литературная история великих германских вторжений. 3-е издание, Париж, 1964 г. (Сборник исследований августинцев: серия «Античность», 19).
  • Роланд Штайнахер: Вандалы - рецепция и научная история. В: Хуберт Канчик (ред.): Der Neue Pauly, Штутгарт, 2003 г., том 15/3, стр. 942–946, ISBN   3-476-01489-4 .
  • Роланд Штайнахер: Венды, славяне, вандалы. Раннесредневековое псевдологическое уравнение и его загробная жизнь до XVIII века. В: В. Поль (ред.): В поисках истоков. О важности раннего средневековья (Исследование по истории средневековья 8), Вена, 2004 г., стр. 329–353. Uibk.ac.at
  • Стефан Донекер; Роланд Штайнахер, Rex Vandalorum - Дебаты о венедах и вандалах в шведском гуманизме как индикатор ранних современных моделей этнического восприятия, в: изд. Роберта Недома, Север за рубежом - зарубежье на Севере. Формирование и трансформация концепций и образов другого от средневековья до наших дней (Венские исследования скандинавских исследований 15, Вена, 2006) 242–252. Uibk.ac.at
  • Виктор Вита, История преследований вандалов ISBN   0-85323-127-3 . Написано 484.
  • Вальтер Пол: Миграция народов. Завоевание и интеграция. Штутгарт, 2002 г., стр. 70–86, ISBN   3-17-015566-0 .
  • Вестерманн, Большой атлас всемирной истории (на немецком языке)
  • Ив Модеран : Мавры и римская Африка. 4.-7. век. Rom 2003 ( Библиотека французских школ Афин и Рима , 314), ISBN   2-7283-0640-0 .
  • Роберт Касперский, Этническая принадлежность, этногенез и вандалы: некоторые замечания по теории возникновения варварского рода, «Acta Poloniae Historia» 112, 2015, стр. 201–242.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8df05ebc13985258eee2848f0e0c9242__1717351800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/42/8df05ebc13985258eee2848f0e0c9242.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vandals - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)