Махапраджня
Ачарья Махапраджня | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | Тамкор , Индия | 14 июня 1920 г.
Умер | 9 мая 2010 г. Сардаршахар , Индия | (89 лет)
Религия | Джайнизм |
Родители) | Тола Рам Чорария (отец), Балуджи (мать) |
Секта | Шветамбара Терапантх |
Религиозная карьера | |
Предшественник | Ачарья Тулси |
Преемник | Махашраман |
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Ачарья Шри Махапрагья ( хинди : अचार्य महाप्रग्य Ачарья Махапрагья ) (14 июня 1920 — 9 мая 2010) был десятым главой Шветамбара Терапантх ордена джайнистского . [1] Махапрагья был святым, йогином , духовным лидером, философом, писателем, оратором и поэтом. [2]
Свою жизнь, наполненную религиозными размышлениями и развитием, он начал как джайнский монах в возрасте десяти лет. [3] Махапрагья сыграл важную роль в движении Анурат, основанном его Гуру Ачарьей Тулси в 1949 году, и стал признанным лидером движения в 1995 году. [4] Ачарья Махапрагья сформулировал хорошо организованную систему медитации Прекша в 1970-х годах. [5] и разработал систему образования «Наука жизни», которая представляет собой практический подход к сбалансированному развитию ученика и формированию его характера. [6]
Он преодолел более 100 000 км пешком, охватив более 10 000 деревень, обращаясь к массам, распространяя послание гармонии и мира. Он прошел вдоль и поперек Индии , от района Катч в Гуджарате до Калькутты и от Пенджаба до Каньякумари . Махапрагья предпринял это путешествие под руководством Ачарьи Тулси, а позже и сам стал лидером. [7] Во время этих путешествий он выступил на тысячах общественных собраний. Махапрагья, апостол ненасилия , основал движение Ахимса Ятра в 2001 году, которое продолжалось до 2009 года, пропагандируя ненасилие и гармонию. [8] [9]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Махапрагья родился в семье Тола Рама Чорарии и Балуджи в маленькой деревне Тамкор в Раджастхане. [10] Это была семья Джайн Шветамбар Терапанти Освал. [11] В семье его звали Натмал. Он потерял отца, когда ему было всего два с половиной месяца. [12] Это была большая семья, и он заручился поддержкой всех членов семьи. Мать Натмала очень любила ребенка и заботилась о его воспитании. [13] не было формальной школы В то время в селе Тамкор , и он не получил формального образования. Тем не менее, он брал уроки письма и математических таблиц у местных учителей. [14] Мать Махапрагьи была религиозной женщиной, посвящавшей свое свободное время духовным вопросам. Она также читала религиозные песни, которые произвели впечатление на маленького ребенка. Ее духовность вдохновила его. [15] Махапрагья получил уроки философии от джайнских монахов, посетивших деревню. В конце концов он сообщил матери о своем желании принять монашество. [16] 29 января 1931 года он стал монахом в возрасте десяти лет. Ачарья Калугани , восьмой ачарья джайна Светамбара Терапантха, посвятил его в монашество в городе Сардарсахар (Раджастан). Благодаря этому Натмал стал Муни Натмалом. [17] Ачарья Калугани организовал обучение Муни Натмала под руководством Муни Тулси, который позже стал Девятым Ачарьей . Натмал начал получать в монастыре уроки по различным предметам джайнской философии. [18]
С Муни Тулси интеллектуальное развитие ребенка ускорилось, и он выучил наизусть тысячи проповедей и стихов на хинди , санскрите , пракрите и раджастхани . Его образование в монастыре включало историю, философию, логику и грамматику. [19] Он глубоко изучил джайнские писания, стал исследователем джайнских агам и критиком индийской и западной философии. К 22 годам он владел языками и литературой на хинди , санскрите , пракрите и раджастхани . [ нужна ссылка ] Он также был знатоком санскрита и импровизированным поэтом и демонстрировал это мастерство на многих собраниях интеллектуалов. [20] Он также изучал физику, биологию, аюрведу , политику, экономику и социологию. [21]
Духовные усилия (1945–1978)
[ редактировать ]Движение Ануврат
[ редактировать ]Махапрагья сыграл важную роль в движении Анурат, начатом 2 марта 1949 года его гуру и главой джайнского Шветамбра Терапантха Ачарьей Тулси . Конечной целью движения было и остается создание ненасильственного социально-политического мирового порядка с помощью всемирной сети самотрансформирующихся людей. [22] С момента своего создания оно вдохновило миллионы людей практиковать чистоту и самодисциплину при личной подготовке содержания Ануврата и работало в качестве основного члена движения, много раз представляя Ачарью Тулси, объясняя принципы Ануврата. [23]
Ачарья Шри Тулси назначил Муни Натмала секретарем ( Никая Сачив ) Терапантха в 1965 году в Хисаре , Харьяна , после того, как он был лидером группы ( Аграганья ) в течение почти 21 года. [24]
Исследование и редактирование Agam
[ редактировать ]Посоветовавшись с Махапрагьей, Ачарья Тулси решил начать исследование, перевод и аннотирование джайнских агам . [25] Работа началась в 1955 году в Удджайне под руководством Ачарьи Тулси, а Махапрагья был редакционным директором. [26] Совместная деятельность Ачарьи Тулси , Махапрагьи и других интеллектуальных монахов и монахинь стала способствовать постоянному сохранению многотысячелетних канонических писаний. Эта старая литература написана на языке пракрит , и ее комментарии доступны либо на пракрите, либо на пракрите, смешанном с санскритом . [27] Был определен оригинальный текст тридцати двух писаний Агама, а также завершен их перевод на хинди . [28] Подробные комментарии к ним сделали их более интересными и понятными. Эта задача, выполненная в соответствии со словесными интерпретациями Ачарьи Тулси, руководствовалась совершенно несектантским и открытым разумом и поэтому рассматривается с уважением главами других сект, а также интеллектуалами и учеными-востоковедами Востока и Запада. Ачаранг Бхасьам — это комментарий Махапрагьи к Ачарангу на санскрите . В этом комментарии он раскрыл множество тайн Агам и представил основные философии, а также . философию и видение Махавиры [29]
Формулировка системы медитации Прекша
[ редактировать ]Когда Махапрагье было под тридцать, он начал осознавать чудеса медитации. [30] Он был открыт для экспериментов с духовными техниками. Он обсудил свои открытия с Ачарьей Тулси , и после этого Махапрагья начал уделять больше времени медитативным практикам. Он практиковал глубокую практику медитации и экспериментировал с различными техниками. Он провел глубокое исследование джайнских агам , древних писаний, йоги науки , биологии , современной физики, натуропатии , аюрведы и т. д. После глубокой практики в течение более 20 лет он сформулировал систему медитации Прекша в 1975 году. [31] Он сформулировал систему медитации очень хорошо организованным и научным способом. Основные четыре направления системы медитации можно резюмировать следующим образом: медитация, йогасана и пранаяма , мантра и терапия. [32]
Прежде чем представить прекша-медитацию в официальных тренировочных лагерях, Махапрагья в течение девяти месяцев выполнял специальную практику медитации и духовных усилий, которая началась 3 марта 1977 года. [33] Первый официальный медитационный лагерь Прекша был организован позже, в 1977 году. [34]
С тех пор Ачарья Махапрагья провел сотни лагерей по обучению прекша-медитации. [35] Многие центры Прекша-медитации действуют по всему миру . Исследования, детальное обучение и изучение Прекша-медитации — важная деятельность в Университете Джайн Вишва Бхарати . [36]
Система образования «Наука о жизни»
[ редактировать ]Система образования «Наука жизни» - это попытка реализовать ценностное и моральное воспитание. Его целью и подходом является общее развитие ученика, а не просто интеллектуальное развитие. Простое интеллектуальное развитие не может помочь в формировании реального опыта и характера ученика. [37] Он направлен на сбалансированное эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие. Он уделяет больше внимания практическому обучению, чем простой философии. [38] Модель включает в себя йогу , пранаяму, позы, медитацию, техники созерцания и т. д. Научные методы Науки Жизни помогают сбалансировать эмоции ученика. Помогает в сбалансированном функционировании нейроэндокринной системы организма . [39] Он работает на трансформацию эмоций, привитие позитивного настроя и комплексное развитие личности. [37]
Ачарья Махапрагья задумал идею «Науки жизни» 28 декабря 1979 года в Джайн Вишва Бхарати , Ладнун , Раджастхан. Махапрагья разработал модель системы образования «Наука жизни». [37] Много лагерей было проведено для учителей района Нагор , Раджастхан . «Наука жизни» начала получать положительный отклик со стороны министерства образования и различных образовательных обществ. Министерство образования Раджастана способствовало подготовке учителей, и были начаты лагеря. [37] Некоторые люди начали исследования в этой области. Лишь немногие школы были выбраны для начала внедрения «Науки жизни». После года внедрения в школах результаты оказались неожиданными и очень позитивными для учащихся. Он начал получать более широкое признание в министерстве образования правительства Индии и правительствах штатов. Многие школы начали включать его в свою учебную программу. [40]
«Наука жизни» получила очень положительные отзывы от учителей, учащихся и родителей об эмоциональном и общем развитии учащихся как таковом. Некоторые отзывы можно резюмировать как снижение стресса, повышение эффективности учебы, улучшение концентрации и памяти, улучшение управления гневом и т. д. [37]
Преемник Ачарьи Тулси
[ редактировать ]Впечатленный Муни Натмалом (позже Махапрагьей), Ачарья Тулси 12 ноября 1978 года удостоил его качественного эпитета Махапрагья (высокознающий). [41]
4 февраля 1979 года его имя «Махапрагья» было преобразовано в его новое имя Ачарьей Тулси, и он также был назначен «Ювачарья», назначенным преемником нынешнего Ачарьи. [42] второе по величине положение после самого Ачарьи. После этого возвышения его теперь стали называть Ювачарья Махапрагья . Будучи Ювачарьей , Махапрагья стал близким соратником Ачарьи Тулси в важных решениях и действиях, связанных с сектой.
На публичном собрании 18 февраля 1994 года Ачарья Тулси заявил, что Махапрагья теперь также будет носить титул «Ачарья» и что первый немедленно отказывается от этой должности. Впоследствии, 5 февраля 1995 года, Махапрагья был официально посвящен в сан 10-го Ачарьи – верховного главы – религиозного ордена Терапантх на публичном собрании в Дели . [43] Поднявшись в Терапантхе, Махапрагья получил множество обязанностей. Его главной заботой теперь стало дальнейшее усиление движений Ануврата , Прекша дхьяна и Дживана Вигьяна . Викаш Паришад – совет развития – был учрежден Махапрагьей, чтобы дать дальнейшую поддержку всем этим движениям и подчеркнуть их важность. [44]
Университет Джайн Вишва Бхарати
[ редактировать ]Ачарья Махапрагья сыграл ключевую роль в зарождении и создании Университета Джайн Вишва Бхарати в Ладнуне , Раджастхан. [45] Он был основан под духовным покровительством Ачарьи Тулси в 1991 году. [46] Ачарья Махапрагья возглавлял этот университет с 1995 года. Целью университета является возрождение истин и ценностей, скрытых в древних индийских традициях в целом и в джайнских традициях в частности. Он предоставляет платформы и инфраструктуру для проведения исследований по различным предметам и получения докторских степеней. Одной из главных целей этого университета является распространение грамотности в таких предметах, как ненасилие и мир, джайнология, санскрит , пракрит , йога , медитация и литература. [47] В настоящее время проводятся регулярные курсы, ведущие к получению степеней бакалавра и магистра. [48]
Ахимса ятра (2001–2009)
[ редактировать ]Мировые проблемы глубоко затронули Ачарью Махапрагью. [49] В ответ он предложил решение Ахимса Ятры , пешего путешествия для продвижения дела ненасилия, которое было начато Махапрагьей 5 декабря 2001 года в Суджангархе в Раджастхане. [50] Миссия Ахимса-ятры Ачарьяджи состоит в том, чтобы обучать и распространять среди людей ненасилие и его широкую перспективу. Это попытка пробудить новую веру в бесконечную силу ненасилия. Его цель – привлечь внимание к проблемам всех форм насилия. [51] Его миссия состоит в том, чтобы обеспечить обучение трансформации негативных мыслей/эмоций в позитивное русло. Духовный аспект обучения ненасилию заключается в том, чтобы зажечь сознание ненасилия и культивировать ценности ненасилия. А его практический аспект – это обучение трудоустройству для получения средств к существованию. [52]
Воздерживаясь от насилия и пообещав воздерживаться от убийства невинных существ; политические лидеры, социальные работники и духовные лидеры приходили к нему за советом. [53] Он пронес свою ятру из Раджастана в Гуджарат, Махараштру , Даман , Мадхья-Прадеш, Харьяну , Дели , некоторые части Уттар-Прадеша , Пенджаба и Чандигарха . [54] Он прошёл через 87 районов Индии и охватил более 2400 деревень, поселков и поселков, где провел встречи со многими духовными и политическими лидерами и призвал к межобщинной гармонии. Около 40 000 добровольцев были поручены различные обязанности в своих регионах. [ нужна ссылка ]
Эта ятра позволила ему вступить в прямой контакт с фермерами, простыми и бедными людьми деревень, которые он посетил. Он останавливался во всех небольших деревнях на своем пути и проводил открытые массовые митинги. Посредством этого публичного выступления Ачарьяджи привлек внимание к широким перспективам ненасилия, искоренения безработицы, ведения жизни, свободной от наркозависимости и вредных привычек, общественной гармонии, здорового образа жизни, а также гармоничной социальной и личной жизни. [55] Бок о бок волонтеры разошлись в разные стороны, чтобы установить личный контакт с семьями, страдающими от наркозависимости, безработицы и стресса. Затем эти добровольцы должны были остаться, чтобы помочь решить проблемы пострадавших. Воистину, деревни и города, посещаемые Ачарьей, становятся центрами обучения ахимсе . [56]
Ятра завершилась 4 января 2009 года в Суджангархе , том же месте, где она началась. [57]
ФЮРЕК
[ редактировать ]Индии Видение Президента д-ра APJ Абдула Калама полностью развитой красивой Индии с процветающей и гармоничной жизнью для ее граждан, особенно молодежи, вдохновило просвещенных духовных и религиозных лидеров, которые организовали Конклав под эгидой Ачарьи Махапрагьи в Сурате. 15 октября 2003 г., также день рождения доктора APJ Абдула Калама. [58] План действий, обсуждавшийся во время Конклава, был задокументирован и известен как «Духовная декларация Сурата» (ДДС). [59]
План действий SSD предусматривает «Пять проектов гирлянд». Акцент в четырех проектах был сделан на праздновании межрелигиозных фестивалей, мультирелигиозных проектах, здравоохранении и трудоустройстве, внедрении ценностного образования в школах и поощрении межконфессионального диалога между религиозными/духовными главами. [60] Чтобы последовательно осуществлять эти задачи и координировать всю деятельность, была создана независимая и автономная организация национального уровня, управляемая религиозными/духовными лидерами, а также учеными и просвещенными гражданами. Эта организация получила название «Фонд единства религиозного и просвещенного гражданства» (FUREC). FUREC был основан президентом доктором APJ Абдул Каламом в день рождения Ачарьи Махапрагии, 15 июня 2004 года в Раштрапати Бхаване , Нью-Дели. [61]
FUREC объединяет цели Суратской духовной декларации и «Видения президента APJ Абдула Калама на 2020 год» и является некоммерческой организацией, основанной 15 духовными лидерами. [62]
Духовные практики
[ редактировать ]Медитация
[ редактировать ]Сам Махапрагья является великим практиком медитации . Он также много писал на эти темы. Он начал практиковать мантру и медитацию сразу после посвящения в монашество. [63] Когда ему было двадцать с небольшим, он начал глубже погружаться в медитацию и осознал свой глубокий интерес к ней. Он практиковал это часами. [64] Его опыт медитации привел к формулировке системы медитации Прекша .
Он также ежедневно практиковал пение мантр и стал экспертом по мантрам с богатым опытом. Он сказал, что, исходя из своего опыта, практика мантры может помочь людям пробудить их скрытые силы. Махапрагья практиковал Йогасану и Пранаяму, чтобы поддерживать себя в форме. [64] Махапрагья соблюдал молчание ( Мауна ) более трёх часов в вечерние часы. Махапрагья очень внимательно относился к своей повседневной деятельности и медитировал во время всех своих занятий, таких как ходьба, еда и т. д. [65]
Дисциплины монашества
[ редактировать ]Махапрагья принял пять основных обетов в рамках посвящения в монашество в возрасте десяти лет. [66] Этими Махавратами являются ненасилие ( Ахимса ), истина ( Сатья ), отказ от воровства ( Астея ), целомудрие/целибат ( Брахмачарья ) и необладание/непривязанность ( Апариграха ). [67] Будучи джайном Муни (монахом), он путешествовал только пешком и не мог пользоваться транспортным средством до тех пор, пока не утратил способность ходить. Он не ел и не пил после захода солнца и до восхода солнца. Он не готовил еду, но ему приходилось ходить за милостыней . Он принимал только вегетарианскую пищу. У него не было собственного дома. Он не мог долго оставаться на одном месте. Ему постоянно приходилось менять места и вселяться в дом он мог только с разрешения хозяина. У него не было ничего, кроме нескольких предметов первой необходимости, таких как одежда и чаша для подаяния. [68]
Письмо
[ редактировать ]Махапрагья начал писать, когда ему было 22 года, и не прекращал до самой смерти. Он является автором более 300 книг. [69] Эти работы посвящены медитации и духовности, уму, человеческой психике и ее особенностям, корням эмоций и их проявлению через поведение, мантра- садхане, йоге , анекантаваде , ненасилию, а также джайнской философии и истории. [ нужна ссылка ] . Его главным достижением было объединение джайнских концепций кармы и человеческого поведения с открытиями современной биологии в таких областях, как генетика, ДНК, гормоны и эндокринная система.
В своей книге «Искусство мыслить позитивно». ', он исследовал коренные причины негативных мыслей и предложил методологию их трансформации. [70] Некоторые другие названия книг включают «К внутренней гармонии» , «Я и мое» , «Разум за пределами разума» , «Тайны разума» , «Новый человек, новый мир» , «Зеркало себя» .
Махапрагья сформулировал прекша-медитацию и много писал на эту тему. В этих книгах он описал различные техники медитаций и их влияние на психику, физиологию, гормональные влияния, эндокринную и нервную системы. [71]
Он провёл обширную работу по Анекантаваде , философии неабсолютизма и относительности. Он был практиком философии, предложенной Лордом Махавиром , которая утверждает, что нет проблемы, которую нельзя было бы решить с помощью Анекантавады . Он показал, как с помощью Анекаанта можно улучшить свой мыслительный процесс и использовать его для мирной жизни и сосуществования. [72] В его книге Анеканта «Третий глаз» обсуждаются детали философии. [ нужна ссылка ]
Он написал множество книг по джайнской философии, в которых содержится серьезный материал о джайнских верованиях и взглядах. Джайн даршан: манан и миманша - одно из этих творений и исследовательская работа, в которой Ачарья Махапрагья разработал многочисленные глубокие аспекты джайнской системы верований посредством подробной интерпретации. Еще одна точная работа — «Философские основы джайнизма». Шраман Махавир — биографический труд о Махавире . Махапрагья пытался изобразить Махавира через его опыт и достижения в медитации. Самбодхи — это рифмованное сохранение между лордом Махавиром и принцем-монахом Мегхой Кумаром , в котором Махавир просвещает последних. Махапрагья много писал о жизни и философии Ачарьи Бхикшу и Ачарьи Тулси . [73]
Махапрагья внес большой вклад в санскрит своей поэзией. Он также писал стихи и бхаджаны на хинди. Ашрувина, Мукулам на санскрите и Ришабхайана на хинди — вот некоторые из его поэтических творений. [20]
Ачарья Махапрагья писал с большой ясностью. Его предложения короткие, а стиль прямой. Он только предлагал, но никогда не навязывал свою точку зрения. Возможно, он отстаивал свою веру, но его язык осознает относительность даже в выражениях. Он часто прибегал к пассивному залогу. Как однажды сказал один из его переводчиков: «Между одной точкой и следующим предложением можно построить королевство». [74]
Просмотры
[ редактировать ]Стойте на религии
[ редактировать ]Ачарья Махапрагья говорит:
«Религия, которая не приводит к изменению жизни человека, которая не дает ему покоя, заслуживает того, чтобы ее бросили в реку Ганг, а не возложили на плечи как бремя. Ритуалов или идолопоклонства одних недостаточно, если только поведение человека также меняется. Религия не ограничивается только храмами, мечетями или церквями, но распространяется и на повседневную жизнь человека». [75]
«Я верю в ту религию, в основе которой лежат моральные ценности, а на пике духовность. Я не верю в ту религию, в которой нет моральных ценностей и духовности. Я принял ту религию, которая сделала меня физически, умственно, эмоционально здоровым. Религия выходит за рамки ритуалов. Религия способна решить наши проблемы, если вы верите в чистую религию». [76]
Влияние
[ редактировать ]Премьер-министр Моди сказал:
«Ачарья Махапрагья Джи дал мантру здорового человека, здорового общества, здоровой экономики: премьер-министр Моди»«Ачарья Махапрагья Джи говорил, что если ты оставишь «я» и «моё», то всё будет твоим. Его мантра, его философия также были ясно видны в его жизни: ПМ»
«Столько же, сколько Ачарья Махапрагья Джи писал о духовности, с столь же широким видением он писал о таких предметах, как философия, политика, психология и экономика: ПМ Моди». [77]
Раштракави (Национальный поэт) Рам Дхари Сингх Динкар сказал
«Махапрагья — это Современный Вивекананда. Мы не видели Вивекананду, только слышали и читали о нем. Но теперь мы можем увидеть Вивекананду через его Видение». [78]
Индии Премьер-министр Атал Бихари Ваджпаи часто заявлял:
«Я любитель литературы Махапрагьи». Выдающийся ученый-философ, доктор Дайя Кришна признал Ачарью Шри Махапрагью самым знающим человеком в области джайнской логики. [73]
Знаменитый бенгальский писатель Шри Бимал Митра сказал:
«Я нахожу новую истину в творчестве Махапрагьи. Когда я читаю его книги, у меня такое ощущение, будто я пишу для масс, а он пишет для меня. Если бы я только мог встретиться с ним на начальных этапах своей карьеры, моя литература имела бы успех. новый путь, которому нужно следовать». [73]
Доктор А.Л. Бэшам сказал:
«Встречая Ачарью Махапрагью, человек испытывает острые ощущения от встречи с «Духовным идеалом» или «Чудом, которым была Индия»». [73]
Награды и почести [79]
[ редактировать ]- Национальная премия мира Матери Терезы от фонда Межконфессиональной гармонии Индии в 2005 году.
- Награда за общественную гармонию, то есть Сампрадайика Садбхавана Пураскар от правительства. Индии в 2004 году [80]
- Посол мира (Лондон) от Inter Religions и международной федерации в 2003 г.
- Локмахарши от муниципальной корпорации Нью-Мумбаи в 2003 году.
- Премия Индиры Ганди за национальную интеграцию в 2003 году
- Д.Литт. Нидерландским межкультурным открытым университетом в 1999 г.
- Накануне 88-летия со дня рождения Ачарьи Махапрагьи всем религиозным гуру дхармы штата КАРНАТАКА было присвоено звание «ДХАРМ ЧАКРАВАРТИ» В 2007 ГОДУ.
- В 2008 году «САРВА ДХАРМ САММЕЛАНА», проходившая в РАТУШЕ БАНГАЛОРА, в которой приняли участие Ачарья Махапрагья, поздравленный всеми религиозными гуру как «ВИШВА ШАНТИ ДОТ».
Смерть
[ редактировать ]Ачарья Махапрагья умер 9 мая 2010 года в 14:52 ( в возрасте 89 лет) в Сардаршахаре , в районе Чуру , месте, где он принял монашество. Впоследствии Ачарья Махашраман был выбран 11-м ачарьей джайна Терапантха, ранее Ачарья Махапрагья сделал Ачарью Шри Махашрамана Ювачарьей секты Терапантх в Гангашахаре ( Биканер ) в 1997 году. [81]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чаппл, Кристофер Ки (2007). «4 Джайнизм и буддизм» . В Дейле Джеймисоне (ред.). Компаньон экологической философии . Блэквеллские товарищи по философии. Издательство Блэквелл. п. 54. ИСБН 978-1-4051-0659-7 . Проверено 25 января 2009 г.
- ^ «Великий святой» . Терапантский секретариат. Архивировано из оригинала 24 августа 2010 года . Проверено 10 июля 2010 г.
- ^ «ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИЗ НАТМАЛА В АЧАРЬЮ МАХАПРАГЬЮ» . Терапантский секретариат. Архивировано из оригинала 24 августа 2010 года . Проверено 10 июля 2010 г.
- ^ «Анурат Глобальная перспектива» . Терапантский секретариат. Архивировано из оригинала 24 августа 2010 года . Проверено 10 июля 2010 г.
- ^ Махапрагья, Ачарья. «Примечание издателя Шанкара Мехты». Пракша Дхьян: теория и практика . Джайн Вишва Бхарати.
- ^ «Дживан Вигьян» . Терапантский секретариат. Архивировано из оригинала 24 августа 2010 года . Проверено 10 июля 2010 г.
- ^ Махашраман, Ачарья (2009). Махатма Махапрагья . Джайн Вишва Бхарати.
- ^ «Защитим культурное наследие страны: Шехават» . Таймс оф Индия . 21 октября 2003 г. Архивировано из оригинала 28 июня 2013 г. Проверено 25 января 2009 г.
- ^ Фишер, Мэри Пэт (1997). Живые религии: Энциклопедия мировых религий (переработанное, иллюстрированное издание). ИБТаурис. стр. 124–125. ISBN 978-1-86064-148-0 . Проверено 25 января 2009 г.
- ^ «Ачарья Махапрагья» . Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ Скончался джайнский святой Ачарья Махапрагья http://hindi.webdunia.com/news/news/national/1005/09/1100509097_1.htm
- ^ Дханнаджая, Муни (17 декабря 1994 г.). «Дживан ка кшитиз». Махапрагья: Дживан Даршан . Аадарш Сахитья Сангх.
- ^ Дханнаджая, Муни (17 декабря 1994 г.). «Дживан ка кшитиз: маа ка матрутва». Махапрагья: Дживан Даршан . Аадарш Сахитья Сангх.
- ^ Дханнаджая, Муни (17 декабря 1994 г.). «Дживан ка кшитиз: учится». Махапрагья: Дживан Даршан . Аадарш Сахитья Сангх.
- ^ Дханнаджая, Муни (17 декабря 1994 г.). «Дживан ка кшитиз: санскар». Махапрагья: Дживан Даршан . Аадарш Сахитья Сангх.
- ^ Дханнаджая, Муни (17 декабря 1994 г.). «Дживан ка кшитиз: вайрагья». Махапрагья: Дживан Даршан . Аадарш Сахитья Сангх.
- ^ «Ачарья Махапрагья» . Архивировано из оригинала 8 ноября 2009 года . Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ Дханнаджая, Муни (17 декабря 1994 г.). «История жизни: образование Гуру». Махапрагья: Дживан Даршан . Аадарш Сахитья Сангх.
- ^ Дханнаджая, Муни (17 декабря 1994 г.). «Дживан ка кшитиз: пратхам стхайи видьяартхи». Махапрагья: Дживан Даршан . Аадарш Сахитья Сангх.
- ^ Jump up to: а б Кумар, Муни Удит. Ачарья Махапрагья – Посол мира . Фонд Мотилал Ранка. п. 6.
- ^ «Ачарья Махапрагья» . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ Кумат, Муни Удит. Ачарья Махапрагья – Посол мира . Фонд Мотилал Ранка. п. 9.
- ^ Махапрагья, Ачарья. Управляя колесом Дхаммы . JVB.
- ^ «Ачарья Махапрагья» . Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ Дханнаджая, Муни (17 декабря 1994 г.). «Дживан ка кшитиз: дайитва-касаути». Махапрагья: Дживан Даршан . Аадарш Сахитья Сангх.
- ^ Дханнаджая, Муни (17 декабря 1994 г.). «Дживан ка кшитиз: агам сампадан». Махапрагья: Дживан Даршан . Аадарш Сахитья Сангх.
- ^ Дханнаджая, Муни (17 декабря 1994 г.). «Жизнь Дживана: проект Махатваканши». Махапрагья: Дживан Даршан . Аадарш Сахитья Сангх.
- ^ Дханнаджая, Муни (17 декабря 1994 г.). «Дживан ка кшитиз: агам вачана». Махапрагья: Дживан Даршан . Аадарш Сахитья Сангх.
- ^ Дханнаджая, Муни (17 декабря 1994 г.). «История жизни: ачаранг бхашья». Махапрагья: Дживан Даршан . Аадарш Сахитья Сангх.
- ^ Махашраман, Ювачарья (2009). «3». Махатма Махапрагья Джайн Вишва Бхарати.
- ^ «Фактор йоги: Прекша-медитация» . ИБНС . 4 июля 2000 года. Архивировано из оригинала 14 июня 2011 года . Проверено 26 октября 2009 г.
- ^ Доктор Сохан; Доктор Инду (2009). «Махапрагья крити: Прекша дхьян». Даршан социального обеспечения Кабира Махапрагьи . ХН4У.
- ^ Доктор Сохан; Доктор Инду (2010). «Махапрагья крити: Прекша дхьян». Даршан социального обеспечения Кабира Махапрагьи . ХН4У.
- ^ Кумар, Муни Дхананджай (2010). Махапрагья Дживан даршан . JVB.
- ^ Махапрагья, Ачарья. «Введение Джеталала Завери». Пракша Дхьян: Основной принцип . Джайн Вишва Бхарати.
- ^ «Джайн Вишва Бхарати, информационный буклет». Джайн Вишва Бхарати. 2009.
- ^ Jump up to: а б с д и Дхананджая, Муни (1994). «4». Махапрагья: Дживан даршан . Аадарш Сахитья Сангх.
- ^ «Наука жизни» . Архивировано из оригинала 13 июля 2010 года . Проверено 6 июля 2010 г.
- ^ «Дживан Вигьян» . Архивировано из оригинала 24 мая 2010 года . Проверено 6 июля 2010 г.
- ^ "измерение" . Проверено 6 июля 2010 г.
- ^ Доктор Сохан; Доктор Инду (2009). «Личность Махапрагьи». Даршан социального обеспечения Кабира Махапрагьи . ХН4У.
- ^ «Апостол мира и ненасилия» . Трибуна . 4 августа 2006 г. Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ «Введение Ачарьи Махапрагьи» . Проверено 27 октября 2009 г.
- ^ «Ачарья Махапрагья» . Проверено 26 октября 2009 г.
- ^ «Джайнский университет Вишвабхарати» . Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ «Об университете» . Проверено 26 октября 2009 г.
- ^ Вибха, Садхви Вишрут (2007). Введение в Терапант . ЙВБ Ладнун. п. 30.
- ^ «ПРИЕМ» . Архивировано из оригинала 28 марта 2009 года . Проверено 26 октября 2009 г.
- ^ «Анувибха Том 3». Ануврат Вишва Бхарати.
- ^ «Herenow4u, издание 2». ЗдесьСейчас4Вы.
- ^ «Адвани поздравляет джайнского святого с днем рождения» . Индус . 4 июля 2000 г. Архивировано из оригинала 6 октября 2008 г. Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ «ПРЕЗЕНТАЦИЯ ООН» (PDF) . Замечания ООН. 4 октября 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 20 апреля 2017 г. . Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ «Джайн Муни приказывает Моди остановить ятру» . Индийский экспресс . 26 августа 2002 года . Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ «Пенджаб» . Трибуна . 28 мая 2005 года . Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ Ятра, Ахимса. «Ахимса ятра Ачарьи Махапрагьи и ее влияние на общество» . Анувибха . Проверено 15 мая 2015 г.
- ^ Махапрагья, Ачарья. «ИКЕНС». ICENS, JVB Ladnun (Путешествие к ненасилию): 7.
- ^ «Ахимса ятра» . ХН4У . Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ «КАЛАМ ИЗДАЕТ «ДУХОВНУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ» В СУРАТЕ» . Ахимса Таймс . 1 ноября 2003 г. Архивировано из оригинала 5 сентября 2010 г. Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ «Фурек» . terapanthinfo.com . Проверено 15 мая 2015 г.
- ^ «ФУРЕК» . ЖСС . 22 января 2006 г. Архивировано из оригинала 26 июля 2011 г. Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ «ФУРЕК» . ХН4У . Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ «Фурек» . терапантининформация . Проверено 15 мая 2015 г.
- ^ Махашраман, Ювачарья. «Дусара Дасак». Махатма Махапрагья . Джайн Вишва Бхарати.
- ^ Jump up to: а б Махашраман, Ювачарья. «Тисара Дасак». Махатма Махапрагья . Джайн Вишва Бхарати.
- ^ Дханнаджая, Муни (17 декабря 1994 г.). «Дживан ка кшитиз». Махапрагья: Дживан Даршан . Аадарш Сахитья Сангх.
- ^ Кумар, Муни Удит. Ачарья Махапрагья – Посол мира . Фонд Мотилал Ранка. п. 2.
- ^ Вибха, Садхви Вишрут Вибха (2007). Введение в джайнизм . JVB Ladnun © 2007. с. 24.
- ^ Маретт, доктор Пол (1985). Объяснение джайнизма (изд. 1985 г.). Джайн Самадж Европа (Лестер).
- ^ Сохан Татер; Инду Тивари (11 октября 2009 г.). «сахитьик сваруп». Кабир Махапрагья Самадж Калян . JVB.
- ^ Доктор Сохан; Доктор Инду (2009). «Махапрагья Сахитья». Даршан социального обеспечения Кабира Махапрагьи . ХН4У.
- ^ Доктор Сохан; Доктор Инду (2009). «Махапрагья вьяктитва, прекша сахитья». Даршан социального обеспечения Кабира Махапрагьи . ХН4У.
- ^ Махапрагья (2002). "предисловие". Анеканта «Третий глаз» . JVB.
- ^ Jump up to: а б с д Кумар, Муни Удит. Ачарья Махапрагья – Посол мира . Фонд Мотилал Ранка. п. 7.
- ^ Регунатан, Судхамахи Ки (2002). «00.01 Примечание переводчика и предисловие» . Анеканта: Третий глаз . Институт Джайн Вишва Бхарати (считающийся университетом), Ладнун, Раджастхан, Индия . Проверено 11 сентября 2009 г.
- ^ «Интернет-журнал HERE-NOW4U: Ачарья Махапрагья – живая легенда» . Здесь-сейчас4u.de . Проверено 29 февраля 2012 г.
- ^ http://www.terapanthinfo.com , архив vigyapti.
- ^ «Нарендра Моди» . Проверено 19 июня 2020 г.
- ^ «Анувибха». Ануврат Вишва Бхарати .
- ^ Кумар, Муни Удит. Ачарья Махапрагья – Посол мира . Фонд Мотилал Ранка. п. 3.
- ^ «The Tribune, Чандигарх, Индия – Дели и окрестности» . Tribuneindia.com . Проверено 29 февраля 2012 г.
- ^ «Ушел из жизни Десятый Ачарья Джайн Светембар Терапантх» . Таймс оф Индия . 10 мая 2010 г. Архивировано из оригинала 11 августа 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1920 рождений
- 2010 смертей
- Индийские сторонники ненасилия
- Жители района Джунджхуну
- Индийские духовные писатели
- Индийские философы XX века
- Индийские монахи-джайны
- Индийские писатели-джайны XX века
- Джайнские монахи XX века
- Индийские монахи XX века
- Индийские джайны XXI века
- Джайнские монахи XXI века
- Индийские монахи XXI века
- Шветамбарский монах