Джайнская медитация
В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( май 2019 г. ) |
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Джайнская медитация ( санскрит : ध्यान , дхьяна ) была центральной практикой духовности в джайнизме наряду с Тремя Драгоценностями . [ 1 ] Джайнизм считает, что освобождение может быть достигнуто только посредством медитации или шукла дхьяны. [ 2 ] По словам Сагармала Джайна, его цель – достичь и оставаться в состоянии «чистого самоосознания или знания». [ 3 ] Медитация также рассматривается как реализация себя, ведущая душу к полной свободе, за пределами любого желания, отвращения и/или привязанности. [ 4 ] В 20 веке появились и распространились новые модернистские формы джайнской дхьяны, в основном монахами и мирянами шветамбарского джайнизма.
Джайнскую медитацию также называют самайкой, которая проводится в течение 48 минут в тишине и покое. [ 5 ] Форма этого, включающая сильный компонент изучения Священных Писаний ( Свадхьяя ), в основном пропагандируется традицией дигамбара в джайнизме. [ 6 ] Этот акт осознания постоянного обновления вселенной в целом и собственного обновления отдельного живого существа ( дживы ) в частности является важным первым шагом на пути к отождествлению со своей истинной природой, называемой Атманом . Это также метод, с помощью которого можно развить отношение гармонии и уважения к другим людям, животным и природе.
медитация была основной духовной практикой со времен учения Тиртханкары Ришабхи Джайны верят, что . [ 7 ] Все двадцать четыре Тиртханкары практиковали глубокую медитацию и достигли просветления. [ 8 ] Все они изображены в медитативных позах на изображениях и идолах. Махавира практиковал глубокую медитацию двенадцать лет и достиг просветления . [ 9 ] Акаранга -сутра, датируемая 500 г. до н.э., подробно рассматривает систему медитации джайнизма. [ 10 ] Ачарья Бхадрабаху , живший в IV веке до нашей эры, практиковал глубокую медитацию Махапраны в течение двенадцати лет. [ 11 ] Кундакунда I века до нашей эры открыл новые измерения медитации в джайнской традиции через свои книги, такие как «Самаясара» и «Правачансар» . [ 12 ] Джайнский философ VIII века Харибхадра также внес свой вклад в развитие джайнской йоги посредством своей книги «Йогадриштисамуччая» , в которой сравниваются и анализируются различные системы йоги, включая индуистские, буддийские и джайнские системы. [ 13 ]
Существуют различные распространенные позы для джайнской медитации, включая Падмасану , Ардх-Падмасану , Ваджрасану , Сукхасану , положение стоя и лежа. [ 14 ] 24 Тиртханкары всегда можно увидеть в одной из этих двух поз в Кайотсарге (стоя) или Падмасане / Парьянкасане (Лотос). [ 15 ]
Древняя история
[ редактировать ]Сагармал Джайн делит историю джайнской йоги и медитации на пять этапов: 1. доканонический (до шестого века до н.э.), 2. канонический период (с пятого века до н.э. по пятый век нашей эры), 3. постканонический (с шестого века до н.э. до н.э.). двенадцатый век нашей эры), 4. эпоха тантры и ритуалов (с тринадцатого по девятнадцатый век нашей эры) и 5. современная эпоха (начиная с 20-го века). [ 3 ] Основное изменение канонической эпохи заключалось в том, что джайнская медитация оказалась под влиянием традиций индуистской йоги. [ 16 ] Медитация в ранней джайнской литературе представляет собой форму аскезы и аскетической практики, тогда как в эпоху позднего средневековья эта практика переняла идеи из других индийских традиций. По мнению Пола Дандаса , отсутствие медитативных практик в ранних джайнских текстах может быть связано с тем, что значительная часть древних джайнских текстов была утеряна. [ 17 ]
Доканонический
[ редактировать ]Джайны верят, что все двадцать четыре Тиртханкара (например, Ришабханатха ) практиковали глубокую медитацию, кто-то годами, а кто-то месяцами, и достигли просветления. Все статуи и изображения Тиртханкара изображены преимущественно в медитативных позах. [ 18 ] [ 19 ] [ нужен лучший источник ] Джайнская традиция считает, что медитация происходит от Ришабханатхи , первого тиртханкары . [ 3 ] Некоторые ученые указывают на свидетельства из Мохенджо-Даро и Хараппы (например, печать пашупати ) как на доказательство того, что доведическая традиция шраманской медитации очень стара в древней Индии. [ 3 ] Однако Сагармал Джайн утверждает, что очень трудно извлечь доканонический метод джайнской медитации из самых ранних источников. [ 3 ]
Самые ранние упоминания о йогических практиках появляются в ранних джайнских канонических текстах, таких как Ачаранга Сутра , Сутракританга и Рибхасита. Например, в Ачаранге упоминаются медитация Тратака (фиксированный взгляд), Прекша-медитация (самосознание) и Кайотсарга ( «каям восаджамангаре» , отказ от тела). [ 3 ] [ 20 ] В Ачаранге также упоминается практика тапаса – стояние под палящим солнцем (атапана). [ 21 ]
Ачаранга -сутра , один из старейших джайнских текстов, описывает одиночную аскетическую медитацию Махавиры перед достижением Кевала-джняны следующим образом: [ 22 ]
Оставив общество всех домохозяев, он медитировал. Когда его спросили, он не дал ответа; он пошел, и не преступил прямого пути. (AS 312) В этих местах тринадцать долгих лет находился мудрый Шрамана; он медитировал день и ночь, напрягаясь, спокойно и напряженно. (AS 333) И Махавира медитировал (настойчиво) в какой-то позе, без малейшего движения; он медитировал в мысленной концентрации на (вещах) вверху, внизу, рядом, свободный от желаний. Он медитировал свободным от греха и желаний, не привязываясь к звукам и цветам; хотя он все еще был заблудшим смертным (кхадмастха), он скитался и никогда не действовал небрежно (AS 374-375).
А.С. утверждает, что после более чем двенадцати лет аскезы и медитации Махавира вошел в состояние Кевала Джнаны , выполняя шукла дхайяну, высшую форму медитации: [ 23 ]
Преподобный подвижник Махавира провел в такой жизни двенадцать лет; в течение тринадцатого года, во втором месяце лета, в четвертых двух неделях, свет (две недели) Вайшакхи, в его десятый день, называемый Суврата, в Мухурте, называемой Вигайя, в то время как Луна находилась в соединении с астеризмом Уттара-Пхалгуни, когда тень повернулась на восток, и первый след закончился за пределами города Гримбхикаграма, на северном берегу реки Ригупалика, в поле домовладелец Самага, в северо-восточном направлении от старого храма, недалеко от дерева Сал, в положении сидя на корточках со сросшимися пятками, подставляя себя солнечному теплу, с высоко поднятыми коленями и низко опущенной головой, в глубокой медитации, посреди абстрактной медитации он достиг Нирваны, полного и полного, беспрепятственного, беспрепятственного, бесконечного и высшего лучшего знания и интуиции, называемого Кевала.
По словам Самани Пратибхи Прагьи, ранние джайнские тексты, такие как Уттарадхьяяна-сутра и Авашьяка-сутра, также являются важными источниками ранней джайнской медитации. Уттарадхьяяна - сутра «предлагает систематическое изложение четырех типов медитативных практик, таких как: медитация (дхьяна) , оставление тела (кайотсарга), созерцание (анупрекша) и размышление (бхавана)». [ 16 ] Прагья утверждает, что «мы можем заключить, что метод медитации Махавиры состоял из восприятия и концентрации в изолированных местах, концентрации, которая стремилась не зависеть от физического окружения, а также от эмоций». [ 24 ] Прагья также отмечает, что пост был важной практикой наряду с медитацией. [ 25 ] Интенсивная медитация, описанная в этих текстах, «представляет собой деятельность, приводящую к состоянию неподвижности, которое представляет собой состояние бездеятельности тела, речи и ума, необходимое для устранения кармы». [ 24 ] Уттарадхьяяна -сутра также описывает практику созерцания ( анупрекша ).
Другая медитация, описанная в Авашьяка-сутре, — это медитация на тиртханкарах . [ 26 ]
Канонический
[ редактировать ]В эту эпоху был записан джайнский канон и джайнская философия систематизирована . Очевидно, что джайнская медитация и самадхи продолжали развиваться и практиковаться после смерти Махавиры такими фигурами, как Ачарья Бхадрабаху и Чандрагупта Маурья , основатель Империи Маурьев , который в старости стал джайнским монахом и учеником Бхадрабаху. [ 27 ] [ 28 ] [ нужен лучший источник ] Он описывает Махавиру как практикующего интенсивные аскезы, посты (чаще всего трехдневные, вплоть до шестимесячного поста) и медитации. В одном случае он практиковал стоячую медитацию шестнадцать дней и ночей. Он делал это, поворачиваясь лицом к каждому из четырех направлений в течение определенного периода времени, а затем поворачиваясь лицом к промежуточным направлениям, а также к верху и низу. [ 29 ]
В этот период также происходит разъяснение практики созерцания ( анупрекша ) в Кундакунды, « Варасса-анувеккха» или «Двенадцати созерцаниях» (ок. 1 века до н.э. - 1 век н.э.). [ 30 ] Эти двенадцать форм размышления ( бхавана ) помогают остановить приток кармы , расширяющей переселение. Эти двенадцать размышлений таковы: [ 31 ]
- анитья бхавана – бренность мира; [ 32 ]
- ашарана бхавана – беспомощность души. [ 32 ] [ 33 ]
- самсара – боль и страдания, связанные с переселением людей; [ 32 ]
- аикатва бхавана – неспособность другого разделить свои страдания и горе; [ 32 ]
- анйатва бхавана – различие между телом и душой; [ 32 ]
- ашучи бхавана – грязь тела; [ 32 ]
- ашрава бхавана – приток кармической материи; [ 32 ]
- самвара бхавана – остановка кармической материи; [ 32 ]
- нирджара бхавана – постепенное избавление от кармической материи; [ 32 ]
- лока бхавана – форма и деление вселенной, а также природа условий, преобладающих в различных регионах – небесах, аде и т.п.; [ 32 ]
- бодхидурлабха бхавана – крайняя трудность обретения человеческого рождения и, как следствие, обретения истинной веры; [ 32 ] и
- дхарма бхавана – истина, провозглашенная Господом Джиной. [ 32 ]
В своей «Ниямасаре » Ачарья Кундакунда также описывает йога- бхакти — преданность пути к освобождению — как высшую форму преданности. [ 34 ]
Стхананга -сутра (ок. 2 века до н.э.) дает краткое описание четырех основных типов медитации (дхьяны) или сосредоточенной мысли. Первые два — это психические или психологические состояния, в которые человек может полностью погрузиться и которые являются причинами рабства. Два других — это чистые состояния медитации и поведения, которые являются причинами освобождения. Они есть: [ 35 ]
- Арта-Дхьяна , «психическое состояние страдания, агонии и тоски». Обычно вызывается мыслями об объекте желания или болезненном недуге.
- Раудра-Дхьяна связана с жестокостью, агрессивностью и собственническими побуждениями.
- Дхарма-Дхьяна , «добродетельная» или «обычная», относится к знанию души, не-души и вселенной. Со временем это стало ассоциироваться с распознаванием знания ( бхеда-виджняна ) таттв ( истин или фундаментальных принципов).
- Шукла-Дхьяна (чистая или белая), разделенная на (1) множественное созерцание ( притхактва-витарка-савичара ); (2) Единое созерцание ( аикатва-витарка-нирвичара ); (3) Тонкая безупречная физическая активность ( сукшма-крийа-пратипати ); и (4) Необратимое спокойствие души ( вьюпарата-крия-аниварти ). Говорят, что первые два требуют знания утерянных джайнских писаний, известных как пурвас , и поэтому некоторые джайны считают, что чистая медитация больше невозможна. В «Таттвартха-сутре» говорится, что две другие формы доступны только кевалинам (просветленным). [ 36 ]
Это широкое определение термина «дхьяна» означает, что он означает любое состояние глубокой концентрации с хорошими или плохими результатами. [ 37 ] Более поздние тексты, такие как Умасвати » « Таттвартхасутра и Джинабхадры » «Дхьяна-Сатака (шестой век), также обсуждают эти четыре дхьяны. Эта система кажется уникальной джайнской. [ 3 ]
В ту эпоху ключевым текстом была « Таттвартхасутра» Ачарьи Умасвати, которая систематизировала джайнскую доктрину. [ 1 ] Согласно « Таттвартхасутре» , йога — это сумма всей деятельности ума, речи и тела. Умасвати (где-то между 2-м и 5-м веками н.э.) называет йогу причиной «ашравы» или кармического притока. [ 38 ] а также одно из важнейших условий — самьяк чаритра — на пути к освобождению. [ 38 ] Умасвати предписал тройной путь йоги: правильное поведение/аскеза, правильное знание, правильная вера. [ 3 ] Умасвати также определил серию из четырнадцати стадий духовного развития ( гунастхана ), в которую он включил четырехчастное описание дхьяны. [ 39 ] Кульминацией этих стадий являются чистая деятельность тела, речи и ума ( сайоги-кевала ) и «прекращение всякой деятельности» ( айоги-кевала ). [ 40 ] Умасвати также по-новому определил медитацию (как «экагра-чинта» ):
«Сосредоточение мысли на одном объекте у человека с хорошими костно-суставными системами – это медитация, продолжающаяся внутричаса ( а-мухурта )» [ 41 ]
Другими важными фигурами являются Джинабхадра и Пуджьяпада Девананди (написавший комментарий Сарвартхасиддхи ). Сагармал Джайн отмечает, что в каноническую эпоху джайнской медитации можно найти сильные аналоги восьми ступеням йоги Патанджали , включая яму и нияму , часто под разными названиями. Сагармал также отмечает, что в этот период системы йоги джайнизма, буддизма и йоги Патанджали имели много общего. [ 3 ]
Несмотря на эту литературу, Дандас утверждает, что джайнизм так и не «полностью развил культуру настоящего медитативного созерцания», а также утверждает, что более поздние джайнские авторы обсуждали медитацию больше из «теоретического интереса». [ 42 ]
Постканонический
[ редактировать ]В этот период появились новые тексты, посвященные джайнской медитации и дальнейшему влиянию индуизма на джайнскую йогу. Ачарья Харибхадра в VIII веке написал сборник медитаций под названием «Йогадриштисамуччья» , в котором обсуждаются системы джайнской йоги, йоги Патанджали и буддийской йоги , а также разрабатывается его собственная уникальная система, в чем-то схожая с ними. Патанджали Ачарья Харибхадра ассимилировал многие элементы из «Йога-сутры» в свою новую джайнскую йогу (которая также состоит из восьми частей) и составил четыре текста на эту тему: «Йога-бинду» , «Йогадриштисамуччая», «Йога-шатака» и «Йога-виншика» . [ 43 ] Йоханнес Бронкхорст считает вклад Харибхадры «гораздо более радикальным отходом от Священных Писаний». [ 44 ] Он работал с другим определением йоги, чем предыдущие джайны, определяя йогу как «то, что связано с освобождением», и его работы позволили джайнизму конкурировать с другими религиозными системами йоги. [ 43 ]
Первые пять стадий системы йоги Харибхадры являются подготовительными и включают в себя позы и так далее. Шестая стадия — канта [приятие] и подобна « Дхаране » Патанджали. Оно определяется как «высшая концентрация ради сострадания к другим. Удовольствие никогда не находится во внешнем, и возникает благотворное размышление. В этом состоянии, благодаря эффективности дхармы, поведение человека очищается. Человек любим среди существ и беззаветно преданный дхарме (YSD, 163). С умом, всегда сосредоточенным на библейской дхарме». [ 45 ] Седьмая стадия — это сияние (прабха), состояние спокойствия, очищения и счастья, а также «дисциплина победы над любовной страстью, возникновение сильного различения и силы постоянного безмятежности». [ 46 ] Заключительной стадией медитации в этой системе является «высшая» (пара), «состояние самадхи , в котором человек становится свободным от всех привязанностей и достигает освобождения». Харибхадра считает, что это относится к «категории «айоги» (неподвижности), состояния, которое мы можем сравнить с состоянием непосредственно перед освобождением». [ 46 ]
Ачарья Харибхадра (а также более поздний мыслитель Хемачандра ) также упоминает пять главных обетов аскетов и 12 второстепенных обетов мирян в рамках йоги. Это побудило некоторых индологов, таких как профессор Роберт Дж. Зиденбос, назвать джайнизмом, по сути, систему йогического мышления, которая превратилась в полноценную религию. [ 47 ] Пять ям или ограничений Йога-сутр Патанджали имеют сходство с пятью основными обетами джайнизма , что указывает на историю сильного взаимообогащения этих традиций. [ 48 ] [ а ]
Более поздние работы также дают свои собственные определения медитации. Сарвартхасиддхи (9 век н. э.) утверждает , Акаланки что «только знание, которое сияет, как немерцающее пламя, является медитацией». [ 50 ] Согласно Самани Пратибхе Прагье, Таттванушасана Рамасены (10 век н.э.) утверждает, что это знание представляет собой «многоточечную концентрацию ( вьягра ), а медитация - это одноточечную концентрацию ( экагра )». [ 51 ]
Тантрический
[ редактировать ]Джнянарнавы» Шубхачандры (11 в. н. э.) и Йогашастры Хемачандры В этот период наблюдается тантрическое влияние на джайнскую медитацию, которое можно почерпнуть из « (12 в. н. э.). [ 52 ] Шубхачандра предложил новую модель четырех медитаций: [ 53 ]
- Медитация на телесное тело (пиндстха), которая также включает в себя пять концентраций (дхарана): на элементе земли (партхиви), элементе огня (агнейи), элементе воздуха (швасана/марути), элементе воды (варуни) и пятая связана с нематериальным «я» (таттврупавати).
- Медитация на мантрические слоги (падастха);
- Медитация на формы архата (рупастха);
- Медитация на чистое бесформенное «я» (рупатита).
Шубхачандра также обсуждает контроль дыхания и отстранение ума. Современные ученые, такие как Махапраджня, отмечают, что эта система йоги уже существовала в Шайва-тантре и что Шубхачандара разработал свою систему, основанную на Навачакрешвара-тантре , и что эта система также присутствует в Абхинавагупты Тантралоке . [ 53 ]
Йогашастра Хемачандры ( . XII в. н.э.) близко следует модели Шубхачандры Эта тенденция заимствования идей брахманической и тантрической шиваитской традиций продолжается в работах более позднего Шветамбара упадхьяи Яшовиджаи (1624–1688), написавшего множество работ по йоге. [ 54 ]
В 17 веке Ачарья Винаявиджая составил « Шанта-судхарасабхавану» на санскрите, которая учит шестнадцати анупрекшам, или созерцаниям. [ 55 ]
Современная история
[ редактировать ]Рост и популярность основных практик йоги и индуистской медитации повлияли на возрождение в различных джайнских общинах, особенно в ордене Шветамбара Терапантх. Эти системы стремились «способствовать здоровью, благополучию и пацифизму с помощью медитативных практик как «светских» нерелигиозных инструментов». [ 56 ] Системы джайнской медитации 20-го века пропагандировались как универсальные системы, доступные для всех, основанные на современных элементах и использующие новую лексику, предназначенную для обращения к мирскому сообществу, будь то джайны или неджайны. [ 57 ] Важно отметить, что эти изменения произошли в основном среди шветамбаров сект , в то время как группы дигамбаров в целом не разрабатывали новых модернистских систем медитации. [ 58 ] Вместо этого секты дигамбара продвигают практику самообучения ( свадхьяя ) как форму медитации, находящуюся под влиянием работы Кундакунды . Эта практика самообучения (чтение писаний и размышление над их смыслом) включена в практику невозмутимости ( самайика ), которая является духовной практикой, которой особое значение придавали секты дигамбаров 20-го века. [ 6 ]
Ученый-дигамбара-джайн Кундакунда в своей «Правачанасаре» утверждает, что нищий-джайн должен медитировать на «Я, чистое я». Тот, кто считает свое тело или имущество так: «Я есть это, это мое», находится на неправильном пути, тогда как тот, кто медитирует, думая противоположное: «Я не другие, они не мои, я одно знание», находится на неправильном пути. правильный путь к медитации на «душу, чистое я». [ 59 ] [ примечание 1 ]
Архам Медитация Йога
[ редактировать ]Это формализованная версия джайнской медитации, основанная на древних практиках джайнизма, которые упоминаются во всех джайнских текстах. Практику Архам Дхьяна начал Муни Шри Пранамья Сагар, известный монах-дигамбер, известный своими научными работами над несколькими текстами и своим вкладом в глобальную Мирную Инициативу. Он известен своими долгими часами медитаций как сидя, так и стоя, практикой полного воздержания от всех вкусов в еде. Архам Дхьян Йог является дополнением к великой линии йоги и дхьяна, присутствующей в секте Дигамбара.
«Архам» — универсальный звук, олицетворяющий чистоту, спокойствие, мир, полноту, вечность и бесконечный потенциал. Архам используется не только джайнами, но и другими религиями и имеет одно и то же значение. Его резонанс используется в качестве терапии для самоисцеления и широко используется в Архам Дхьян Йоге. Архам Дхиан Йог – это создание и поддержание баланса между Разумом, Телом и Душой, чтобы принести себе покой. Изменение мира по одной душе за раз для достижения цели установления глобального мира путем принятия образа жизни Arham; тем самым реализуя безграничный человеческий потенциал для создания лучшего будущего для себя и для будущих поколений. Его принцип гласит, что йога – это не только асаны или физическая активность, это получение доступа к внутреннему «я»; достичь спокойствия и умиротворения, сосредоточить внимание мозга и, таким образом, обрести физическое здоровье. Он повышает концентрацию, уверенность, эффективность и способность справляться со стрессом, проблемами эго и гнева, разочарованием, депрессией, неуверенностью в себе, нерешительностью и т. д., через которые каждому приходится пройти в какой-то момент своей жизни. При правильной регулярной практике Архам Дхиан Йоги значительно улучшаются различные физические состояния и устраняются такие проблемы со здоровьем, как нерегулярное кровяное давление, нерегулярный уровень сахара, мигрень, ожирение, боли в теле, тяжесть, вялость и т. д.; У большинства людей со временем снижается уровень активности и чувство радости.
Путешествие Архама начинается изнутри, его процессы - Панч Мудра (5 поз), Кайотсарга (Отказ от тела на ограниченный период времени), Архам Наад/Джап (Пение Архама), Дхиан (Медитация) и Прартна (Позитивные аффирмации/Молитва); проводятся с целью активации 5 основных энергетических центров в организме человека, наряду с цветотерапией, методами звуковых вибраций и т. д.; укрепить веру в себя и дать возможность соединиться с самим собой; развивать позитивное мышление. [ 62 ] Его цель – дать человеку возможность определить связь и осознать три основных уровня своего существования: Разум – Тело и Душа.
Все техники являются новыми и уникальными для Архам Дхиан Йога. Эта форма медитации также включает в себя определенные йогические асаны и позы, которые помогают в процессе медитации. Основу этой практики составляют различные джайнские тексты, такие как «Джнянарнава» Шубхачандры, «Самаясара» Кундакунды, «Самаадхитантра» Пуджьяпады и т. д. [ 63 ] Архам Дхьян Йог прост, не имеет побочных эффектов и доступен тысячам людей из разных слоев общества; Студенты, работающие специалисты, домохозяйки, общественные помощники, бизнесмены, дети, молодые и пожилые люди преодолели с помощью него свои физические, психические проблемы и проблемы, связанные с образом жизни. Он работает как усилитель энергии, очищает прану и помогает освободиться от старых кармических связей.
Терапантх прекша-дхьяна
[ редактировать ]В современную эпоху возникла новая секта Шветамбара , Шветамбара Терапантх, основанная Ачарьей Бхикшу , который, как говорили, мог практиковать задержку дыхания (задерживать дыхание) на два часа. [ 64 ] Он также практиковал атапану, часами сидя под палящим солнцем, воспевая и визуализируя янтры . [ 65 ] Дальнейшие ученые Терапанта, такие как Джаячарья, писали о различных практиках медитации, включая преданную визуализацию тиртханкар в различных цветах и «осознание дыхания» (саса-сурат), это повлияло на более позднее «восприятие дыхания» (шваса-прекша) и медитацию. об аурах (лешья-дхьяна) Ачарьи Махапраджни . [ 66 ]
Туласи (1913–1997) и Ачарья Махапраджня (1920–2010) разработали систему, называемую прекша-дхьяна , которая представляет собой сочетание древней мудрости и современной науки. он основан на джайнских канонах. Оно включало в себя «медитативные техники восприятия, Кайотсаргу, Анупрекшу, мантру, позы (асаны), контроль дыхания (пранаяма), жесты рук и тела (мудра), различные телесные замки (бандхи), медитацию (дхьяну) и размышление (бхавану). " [ 67 ] Религиовед Андреа Джайн заявляет, что она была убеждена, что Махапраджня и другие люди по всему миру пытались «привлечь людей к прекша дхьяне, заставляя ее пересекаться с мировым рынком йоги». [ 68 ]
Ключевыми текстами этой системы медитации являются Прекша-Дхьяна: Адхара аура Сварупа (Прекша-Медитация: Основа и Форма, 1980), Прекша-Дхьяна: Прайога аура Паддхатти (Прекша-Медитация: Теория и Практика, 2010) и Прекша-Дхьяна: Даршана. аура Прайога (Прекша-медитация: философия и практика, 2011). Несмотря на нововведения, система медитации , как говорят, прочно основана на классическом джайнском метафизическом дуализме разума и тела , в котором «я» ( джива , характеризующаяся сознанием, четана , состоящая из знания, гьяны и интуиции, даршана ) покрыто тонкими и грубые тела. [ 69 ]
Прекша означает «воспринимать внимательно и глубоко». В прекше восприятие всегда означает беспристрастный опыт, лишенный двойственности симпатии и антипатии, удовольствия и боли, привязанности и отвращения. [ 70 ] Медитативный прогресс происходит через различные грубые и тонкие тела, различая их и чистое сознание дживы. Махапраджня интерпретирует цель этого как «воспринимать и осознавать самые тонкие аспекты сознания своим сознательным умом ( маной )». [ 71 ] Важными дисциплинами в системе являются - Синхронность умственных и физических действий или просто присутствующая осознанность или полная осознанность своих действий, дисциплинирование реактивной позиции, дружелюбие, соблюдение режима питания, тишина, духовная бдительность. [ 72 ]
Зрелая система прекши преподается с использованием иерархической схемы из восьми частей, каждая из которых необходима для практики следующей: [ 73 ]
- Расслабление ( кайотсарга ) , отказ от тела, а также «расслабление ( шитхиликарана ) с самоосознанием» позволяет течь жизненной силе (пране).
- Внутреннее путешествие ( антарьятра ) основано на практике направления потока жизненной энергии ( прана-шакти ) вверх, что интерпретируется как связанное с нервной системой.
- Восприятие дыхания ( швасапрекон ) бывает двух типов: (1) восприятие длительного или глубокого дыхания ( диргха-шваса-прекша ) и (2) восприятие дыхания через попеременные ноздри ( самавритти-шваса-прекша ).
- Восприятие тела ( шарирапрекша ) , человек осознает грубое физическое тело ( аударика-шарира ), огненное тело ( тайджаса-шарира ) и кармическое тело ( кармана-шарира ), эта практика позволяет человеку воспринимать себя через тело.
- Восприятие психических центров ( чаитаньякендра-прекша ) , определяемых как места в тонком теле, содержащие «плотное сознание» (сагхана-четана), которое Махапраджня отображает в эндокринной системе.
- Восприятие психических цветов ( лешья-дхьяна ) — это тонкие излучения сознания души, которые могут быть злонамеренными или доброжелательными и могут трансформироваться.
- Самовнушение ( бхавана ) , Махапраджня определяет бхавану как «повторяющееся словесное размышление», наполняющее душу ( читту ) идеями посредством сильной решимости и генерирующее «противовибрации», которые устраняют злые импульсы.
- Созерцание ( анупрекша ) , созерцание по-разному сочетается с предыдущими ступенями дхьяны. Созерцания часто могут носить светский характер.
Несколько важных тем для размышления: непостоянство, одиночество и уязвимость. Считается, что регулярная практика укрепляет иммунную систему и повышает выносливость, чтобы противостоять старению, загрязнению окружающей среды, вирусам и болезням. Практика медитации является важной частью повседневной жизни монахов этой религии. [ 74 ] [ нужен лучший источник ]
Махапраджня также обучал вспомогательным звеньям прекша-дхьяны , которые помогут поддерживать медитацию целостным образом: это Прекша-йога ( контроль позы и дыхания ) и Прекша-чикитса (терапия). [ 75 ] такие мантры, как Архам . В этой системе также используются [ 76 ]
Другие традиции
[ редактировать ]Читрабхану (р. 1922) был джайнским монахом, который переехал на Запад в 1971 году и основал первый в мире центр джайнской медитации - Международный центр джайнской медитации в Нью-Йорке. В конце концов он женился и стал мирским учителем новой системы под названием «Джайнская медитация» (ДжМ), по которой написал различные книги. [ 77 ] Ядро его системы состоит из трех шагов (трипади): 1. кто я? (кохум), 2. Я не то (нахум) (не безличное), 3. Я то (сохум) (я есть я). Он также использует классические джайнские медитации, такие как двенадцать размышлений (преподаваемые в более оптимистичном, современном виде), джайнские мантры, медитация на семь чакр , а также техники хатха-йоги. [ 78 ]
Ачарья Сушилакумара (1926–1994) из традиции Стханакаваси основал «Архум-йогу» (Йогу всеведения) и основал джайнскую общину под названием «Архат Сангха» в Нью-Джерси в 1974 году. [ 79 ] Его система медитации строго тантрическая и использует мантры (в основном намаскар ), ньясу , визуализацию и чакры. [ 80 ]
Стханакаваси Ачарья Наналала (1920–1999) в 1981 году разработал джайнскую медитацию под названием Самикшана-дхьяна (тщательное и внимательное исследование). [ 81 ] Основная цель самикшана-дхьяны – это опыт высшего сознания внутри себя и освобождения в этой жизни. [ 82 ] Самикшана-дхьяна подразделяется на две категории: самоанализ страстей (кашая самикшана) и самата-самикшана, включающий самоанализ чувств (индрия самикшана), самоанализ обета (врата самикшана) самоанализ кармы (карма самикшана), самоанализ Себя (атма самикшана) и другие. [ 83 ]
Бхадранкаравиджая (1903–1975) из секты Тапагачча основал «Саламбана Дхьяну» (Поддерживающую медитацию). По словам Самани Пратибхи Прагьи, большинство этих практик «кажется деритуализацией пуджи в медитативной форме, то есть он рекомендовал мысленное выполнение пуджи». Эти практики (всего 34 различных медитации) сосредоточены на медитации на арихантах и могут использовать мантры, гимны (стотра), статуи (мурти) и диаграммы (янтра). [ 84 ]
Ачарья Шивамуни (р. 1942) из Шрамана Сангхи известен своим вкладом в «Атма Дхьяну» (Самомедитацию). Основное внимание в этой системе уделяется непосредственно медитации на природе себя, использованию мантры со'хам и использованию Ачаранга-сутры в качестве основного доктринального источника. [ 85 ]
Муни Чандрапрабхасагара (р. 1962) представил «Самбодхи Дхьяну» (медитацию просветления) в 1997 году. В ней в основном используются мантра Ом , дыхательная медитация, чакры и другие йогические практики. [ 86 ]
Самайика
[ редактировать ]Название Самайка , термин, обозначающий джайнскую медитацию, происходит от термина самайа «время» в Пракрите . Джайны также используют самайику для обозначения практики медитации. Цель Самайики — выйти за пределы нашего повседневного опыта «постоянно меняющихся» человеческих существ, называемых Дживой , и позволить практикующему отождествиться с «неизменной» реальностью, называемой Атманом . Одна из главных целей Самайки — привить невозмутимость, невозмутимость видеть все происходящее. Это побуждает быть постоянно духовно бдительным. Самайка практикуется во всех джайнских сектах и общинах. [ нужна ссылка ] Самайика — важная практика во время Парьюшаны , особого восьми- или десятидневного периода. [ нужна ссылка ]
Для домовладельцев
[ редактировать ](домохозяина) предписаны шесть основных обязанностей В джайнизме для шравака , одна из которых — самайика . Они помогают мирянам достичь принципа ахимсы , необходимого для их духовного подъема. [ 87 ] Самайика врата (обет медитировать) следует соблюдать три раза в день, если это возможно; в противном случае по крайней мере один раз в день. Его цель — дать возможность шраваку воздерживаться от всех видов грехов в течение периода времени, установленного для его соблюдения. Обычная продолжительность обета самайки составляет антара мухарта (период времени, не превышающий 48 минут). [ 88 ] В течение этого периода, который мирянин проводит в учебе и медитации, он дает обет воздерживаться от совершения пяти видов греха — оскорбления, лжи, кражи, распутства и любви к материальным благам любым из трех способов. [ 89 ] Эти три способа: [ 90 ] -
- действием ума, речи или тела ( крита ),
- подстрекательство других к совершению такого действия ( карита ),
- одобрение совершения такого действия другими ( анумодана ).
Совершая самайику, должен шравака стоять лицом на север или восток и поклоняться Панча-Парамешхи . [ 91 ] Затем он садится и повторяет мантру Намокара определенное количество раз и, наконец, предается святой медитации. Это заключается в: [ 92 ]
- пратикрамана , перечисляющая совершенные грехи и раскаивающаяся в них,
- пратьяхьяна , решимость избегать определенных грехов в будущем,
- самайика карма , отказ от личных привязанностей и развитие чувства одинакового отношения ко всем телам и вещам,
- Стути , восхваляющий двадцать четыре Тиртханкары,
- вандана , преданность определенному Тиртханкару , и
- кайотсарга — отвлечение внимания от тела (физической личности) и погружение в созерцание духовного Я.
Самайку можно совершать где угодно – в храме, частном доме, лесу и т.п. Но это место не должно быть открытым для беспокойства. [ 92 ] Согласно джайнскому тексту « Ратнакаранда шравакачара» , совершая самайику , следует медитировать на:
«Я вовлечен в самсару (цикл переселения), в котором нет никакой защиты для душ, который является неблагоприятным, преходящим и полным боли, и имеет природу не-Я; мокша является противоположностью этого» — так следует человек медитирует, выполняя самайику .
- Ратнакаранда Шравакачара (104)
Для подвижников
[ редактировать ]Отшельник должен совершать самайку три раза в день. Чампат Рай Джайн в своей книге «Ключ знания» писал:
От аскета, успешно прошедшего предварительные стадии отречения, как от домохозяина, ожидается, что он станет воплощением самого отсутствия желаний, так что вся его жизнь представляет собой как бы непрерывную самайику от одного конца до другого. [ 93 ]
Техники
[ редактировать ]Согласно некоторым широко практикуемым системам йоги , высокая концентрация достигается путем медитации в легкой (предпочтительно лотосной) позе в уединении и пристального взгляда, не мигая, на восходящее солнце, точку на стене или кончик носа и так долго, поскольку можно удерживать ум вдали от внешнего мира, это усиливает концентрацию. Гаруда — это имя, которое джайнизм дает йоге самодисциплины и дисциплины ума, тела и речи, чтобы даже земля, вода, огонь и воздух могли оказаться под контролем. Шива в джайнизме – это контроль над страстями и приобретение такой самодисциплины, которая позволяет сохранять невозмутимость при любых обстоятельствах. [ нужна ссылка ]
Пранаяма – дыхательные упражнения – выполняются для усиления потоков жизненной энергии. Благодаря этому также усиливаются элементы конституции – земля, вода, огонь и воздух. При этом пять чакр контролируются . Пранаяма также помогает стабилизировать мышление и приводит к беспрепятственному непосредственному переживанию событий вокруг нас. [ 94 ]
Следующий практикует пратьяхару . Пратьяхара означает, что человек отвлекает свои чувства от наслаждения чувственными и умственными объектами. Чувства являются частью нервной системы, и их задача — отправлять данные в мозг, через которые информация поступает как в разум, так и в душу. Ум склонен наслаждаться этим за счет души и тела. Пратьяхара достигается путем сосредоточения ума в одной точке с целью получения импульсов: на глазах , ушах , кончике носа , бровях, пупке , голове , сердце или небе . [ 95 ]
Созерцание — важная часть джайнской медитации. Практикующий глубоко медитирует или размышляет над тонкими фактами или философскими аспектами. Первый тип — это Агья-вичайя , в котором человек глубоко медитирует на семь элементарных фактов — жизнь и не-жизнь, приток, рабство, остановку и удаление кармы и окончательное достижение освобождения. Вторая — апайя-вичайя , в которой отражаются неверные прозрения и поведение, которым предаются «спящие души». Третья – это Випакавичайя дхарма дхьяна , в которой человек размышляет о восьми причинах или основных типах кармы . Четвертый — Сансатан-вичайя-дхарма-дхьяна , когда человек думает о необъятности вселенной и одиночестве души, которой пришлось столкнуться с последствиями своих собственных причин в полном одиночестве. [ 95 ] Несколько важных тем для созерцания в прекша-медитации : непостоянство, одиночество, уязвимость. [ нужна ссылка ]
В пиндастха-дхьяне человек представляет себя сидящим в полном одиночестве посреди огромного океана молочного . на цветке лотоса и медитирующим о душе [ 96 ] Вокруг вообще нет живых существ. Лотос идентичен Джамбудвипе , его стеблем является гора Меру . Затем медитирующий представляет 16-лепестковый лотос на уровне своего пупка , на каждом лепестке которого напечатаны (санскритские) буквы «архам», а также перевернутый 8-лепестковый лотос в месте его сердца . Внезапно лотос, на котором сидят, вспыхивает в районе пупка, и пламя постепенно поднимается к перевернутому лотосу, сжигая его лепестки поднимающимся золотым пламенем , которое обжигает не только его или ее тело, но и перевернутый лотос в сердце. Пламя поднимается далее вверх к горлу, кружась в форме свастики, а затем достигает головы, сжигая ее целиком, принимая при этом форму трехгранной пирамиды золотого пламени над головой, пронзая череп острым концом прямо вверх. Все физическое тело обугливается, и все превращается в светящийся пепел. Таким образом, пинда , или тело, сгорает, а чистая душа выживает. И вдруг сильный ветер сдувает весь пепел; и можно представить, что сильный ливень смывает весь пепел, а чистая душа остается восседающей на лотосе. Эта чистая Душа обладает бесконечными добродетелями, это Я. Почему я вообще должен загрязняться? Человек старается оставаться в своей чистейшей природе. Это называется пиндастха-дхьяна , в которой человек размышляет о реальности чувств и переживаний. [ 95 ]
В падастха-дхьяне человек сосредотачивается на некоторых мантрах , словах или темах. Несколько важных примеров мантр : ОМ - это означает памятование о пяти классах духовных существ (воплощенных и невоплощенных джинах, аскетах, монахах и монахинях), произнесение слова «Архам» заставляет человека почувствовать «Я сам». Я всеведущая душа», и человек пытается соответствующим образом улучшить свой характер. Можно также произнести святое имя архата и сконцентрироваться на вселенском богатстве души. [ 95 ]
В рупастха-дхьяне человек размышляет о воплощениях арихантов , сваямбхувах (самоосознавших), всеведущих и других просветленных людях и их атрибутах, таких как три зонтика и бакенбарды – как это видно на многих иконах – не заботясь о собственном теле, но всемогущий и доброжелательный ко всем живым существам, разрушитель привязанностей, вражды и т. д. Таким образом, медитирующий как человек существо концентрирует свое внимание на добродетелях всеведущих, чтобы приобрести такие же добродетели и для себя. [ 95 ]
Рупатита дхьяна — это медитация, в которой человек сосредотачивается на бестелесных объектах, таких как освобожденные души или сиддхи , которые индивидуально и коллективно символизируют бесконечные качества, которые заработали такие души. Эта всеведущая, могущественная, вездесущая, освобожденная и незапятнанная душа называется ниранджаной , и этой стадии можно достичь только правильным видением, правильным знанием и правильным поведением. Правильное видение, правильное знание и правильное поведение начинают четвёртый этап четырнадцатикратного пути. [ 95 ]
Конечная цель такой йоги и медитации — проложить путь к духовному возвышению и спасению души. Некоторые йоги разрабатывают свои собственные методы медитации.
См. также
[ редактировать ]- Буддийская медитация
- Индуистская медитация
- Еврейская медитация
- Христианская медитация
- Муракаба
- Даосская медитация
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Этот медитативный фокус контрастирует с фокусом анатты в буддизме и фокусом на атмане в различных школах веданты индуизма, таких как школы адвайты и вишистадвайты . [ 60 ] [ 61 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ачарья Махапрагья (2004). «Предисловие». Джайн-йога . Аадарш Сахитья Сангх.
- ^ Келли, Жасмин (29 октября 2020 г.). «JAINpedia > Темы > Принципы > Освобождение» . www.jainpedia.org . Проверено 8 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Джайн, Сагармал, Историческое развитие системы джайнской йоги и влияние других систем йоги на джайнскую йогу, в «Кристофере Ки Чаппле (редактор), Йога в джайнизме», глава 1.
- ^ Ачарья Тулси (2004). «Благословение». Самбодхи . Аадарш Сахитья Сангх.
- ^ «Практики/Ритуалы и праздники» . religioncomparisonprojectjainism.weebly.com . Проверено 8 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Прагья 2017 , стр. 256.
- ^ Ачарья Тулси Ки (1995). «01.01 Традиции шраманов» . Бхагван Махавира . JVB, Ладнун, Индия . Проверено 27 сентября 2009 г.
- ^ Садхви Вишрут Вибха Ки (2007). «1 История и традиции». Введение в джайнизм . JVB, Ладнун, Индия.
- ^ Ачарья Тулси Ки (1995). «04.04 выполнение садханы» . Бхагван Махавира . JVB, Ладнун, Индия . Проверено 27 сентября 2009 г.
- ^ Ахимса - Наука мира Сурендры Ботры, 1987 г.
- ^ «Ачрая Бхадрабаху Свами» . Проверено 20 июля 2010 г.
- ^ Джайнская йога Ачарьи Махапрагьи, 2004 г.
- ^ «Харибхадра | Индийский автор» . Британская энциклопедия . Проверено 8 января 2021 г.
- ^ Мевада, Бхотик. «Поза медитации» . Джайнский мир . Проверено 3 января 2021 г.
- ^ «Искусство Южной Азии и Гималаев | Джайнский храм Паршванатхи | F1993.11» . Asia.si.edu . Проверено 25 февраля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Прагья 2017 , стр. 42.
- ^ Дандас 2002 , стр. 166–169.
- ^ Рой Чоудхури, Пранаб Чандра (1956). Джайнизм в Бихаре . Патна: И. Р. Чоудхури. п. 7 .
- ^ История Гомматешвара Бахубали , архивировано из оригинала 31 октября 2010 года , получено 21 июля 2010 года.
- ^ Прагья 2017 , стр. 50, 58.
- ^ Прагья 2017 , стр. 93.
- ^ Якоби 1884 .
- ^ Якоби 1884 , стих 986.
- ^ Перейти обратно: а б Прагья 2017 , стр. 52.
- ^ Прагья 2017 , стр. 51.
- ^ Прагья 2017 , стр. 105.
- ^ Садхви Сангмитра. «Ачарья Бхадрабаху». Джайн дхарам ке прабхавак ачарья . Аадарш Сахитья Сангх.
- ^ Ачарья Бхадрабаху-1 , Digambaronline, 28 апреля 2023 г.
- ^ Прагья 2017 , стр. 53–55.
- ^ Прагья 2017 , стр. 66.
- ^ Джайн 2012 , стр. 149–150.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л «Литературный центр джайнизма – джайнское образование» . сайты.fas.harvard.edu . Проверено 8 января 2021 г.
- ↑ Согласно джайнскому тексту Сарвартхасиддхи : Детенышу оленя, на которого набросился голодный тигр, любящий мясо животных, нет спасения. Подобным же образом нет способа спастись для «я», пойманного в сети рождения, старости, смерти, болезней и печали. Даже полное тело полезно при наличии еды, но не при наличии страданий. И богатство, приобретенное огромными усилиями, не сопровождает человека до следующего рождения. Друзья, разделившие радости и горести человека, не могут спасти его после смерти. Его родственники, все вместе взятые, не могут принести ему облегчения, когда он страдает от недуга. Но если он накопит заслуги и добродетели, это поможет ему пересечь океан страданий. Даже повелитель дэвов не может помочь никому в момент смерти. Следовательно, добродетель — единственное средство помощи тому, кто находится в несчастье. Друзья, богатство и т. д. также преходящи. Итак, нет ничего другого, кроме добродетели, которая могла бы предложить помощь самому себе. Размышление таким образом — это размышление о беспомощности. Тот, кого сокрушает мысль о своей полной беспомощности, не отождествляет себя с мыслями о мирском существовании. И старается идти по пути, указанному Всеведущим Господом.
- ^ Ниямасара [134-40]
- ^ Прагья 2017 , стр. 66–75.
- ^ Прагья 2017 , стр. 73, 225.
- ^ Прагья 2017 , стр. 67.
- ^ Перейти обратно: а б Таттвартхасутра [6.2]
- ^ Прагья 2017 , стр. 68, 76.
- ^ Прагья 2017 , стр. 77.
- ^ Прагья 2017 , стр. 73–74.
- ^ Дандас, Пол (1992). Джайны. Первое издание. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж, 143–4.
- ^ Перейти обратно: а б Прагья 2017 , стр. 79.
- ^ Бронкхорст, Йоханнес (1993). Заметки по истории джайнской медитации. В книге Руди Смета и Кенджи Ватанабэ (ред.), Джайнские исследования в честь Йозефа Делеу (стр. 151–162). Токио: Хон-но-Томося.
- ^ Прагья 2017 , стр. 81.
- ^ Перейти обратно: а б Прагья 2017 , стр. 82.
- ^ Зиденбос, Роберт. «Джайнизм сегодня и его будущее». Мюнхен: Mania Verlag, 2006. стр.66.
- ^ Зиденбос (2006) стр.66
- ^ Уортингтон, с. 35.
- ^ Прагья 2017 , стр. 46.
- ^ Прагья 2017 , стр. 46–47.
- ^ Прагья 2017 , стр. 43, 82.
- ^ Перейти обратно: а б Прагья 2017 , стр. 83.
- ^ Прагья 2017 , стр. 86.
- ^ Прагья 2017 , стр. 86–87.
- ^ Прагья 2017 , стр. 249.
- ^ Прагья 2017 , стр. 251.
- ^ Прагья 2017 , стр. 254.
- ^ Джонсон 1995 , стр. 137–143.
- ^ Bronkhorst 1993 , стр. 74, 102, Часть I: 1–3, 10–11, 24, Часть II: 20–28.
- ^ Махони 1997 , стр. 171–177, 222.
- ^ Пранаяма Пранамья Сагара
- ^ Архам Дхьян Йога Пранамья Сагара
- ^ Прагья 2017 , стр. 92.
- ^ Прагья 2017 , стр. 95.
- ^ Прагья 2017 , стр. 102, 105.
- ^ Прагья 2017 , стр. 89–90.
- ^ Джайн 2015 , с. xi.
- ^ Прагья 2017 , стр. 180–181.
- ^ Ачарья Махапрагья Ачарья Махапрагья Ки (1995). «01.01 что такое прекша». Зеркало себя . JVB, Ладнун, Индия.
- ^ Прагья 2017 , стр. 182.
- ^ Ачарья Махапрагья Ачарья Махапрагья Ки (1995). «2 пути и цели». Зеркало себя . JVB, Ладнун, Индия.
- ^ Прагья 2017 , стр. 186–196.
- ^ Дж. Завери Что такое Прекша? Архивировано 25 января 2008 года в Wayback Machine . .jzaveri.com. Проверено: 25 августа 2007 г.
- ^ Прагья 2017 , стр. 199.
- ^ Прагья 2017 , стр. 205.
- ^ Прагья 2017 , стр. 260–261.
- ^ Прагья 2017 , стр. 262.
- ^ Прагья 2017 , стр. 267–268.
- ^ Прагья 2017 , стр. 270–271.
- ^ Прагья 2017 , стр. 274.
- ^ Прагья 2017 , стр. 277.
- ^ Прагья 2017 , стр. 278–279.
- ^ Прагья 2017 , стр. 284.
- ^ Прагья 2017 , стр. 295.
- ^ Прагья 2017 , стр. 297–300.
- ^ Jain 2012 , p. v.
- ^ Чампат Рай Джайн 1917 , с. 44.
- ^ «Джайнизм» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 9 января 2021 г.
- ^ Чампат Рай Джайн 1917 , стр. 27, 44.
- ^ Чампат Рай Джайн 1917 , стр. 44, 61.
- ^ Перейти обратно: а б Чампат Рай Джайн 1917 , с. 45.
- ^ Джайн, Чампат Рай (1975). Ключ знаний (Четвертое изд.). Нью-Дели: принтеры сегодня и завтра. п. 254 –255.
- ^ доктор Руди Янсма; Доктор Сне Рани Джайн Ки (2006). «07 Йога и медитация (2)». Введение в джайнизм . Академия Пракрита Бхарти, Джайпур, Индия.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж доктор Руди Янсма; Доктор Сне Рани Джайн Ки (2006). «07 Йога и медитация (1)». Введение в джайнизм . Академия Пракрита Бхарти, Джайпур, Индия.
- ^ Астро, Шикша. «Джайнская медитация» . Шикша Астро . Проверено 9 января 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Бронкхорст, Йоханнес (1993), Две традиции медитации в Древней Индии , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1114-0
- Дандас, Пол (2002) [1992], Джайны (второе изд.), Лондон и Нью-Йорк: Routledge, ISBN 978-0-415-26605-5
- Якоби, Герман (1884), Ф. Макс Мюллер (редактор), Ачаранга Сутра , Священные книги Востока, том 22, Часть 1 , Оксфорд: The Clarendon Press, ISBN 0-7007-1538-Х
- Джайн, Андреа (2015). Продающая йога: от контркультуры к поп-культуре . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-939024-3 . OCLC 878953765 .
- Джайн, Виджай К. (2012), Пурушартха Сиддхьюпая Ачарьи Амритчандры , Vikalp Printers, ISBN 9788190363945
- С.А. Джайн (1992), Реальность , Jwalamalini Trust,
не защищен авторскими правами
- Джайн, Чампат Рай (1917), Дхарма домохозяина: английский перевод Ратна Каранда Шравакачара , Издательство Central Jaina
- Джайн, Чампат Рай (1926), Саньяса Дхарма
- Джонсон, WJ (1995), Безобидные души: кармическое рабство и религиозные изменения в раннем джайнизме с особым упором на Умасвати и Кундакунду , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1309-0
- Махони, Уильям (1997), Искусная вселенная: введение в ведическое религиозное воображение , State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-3580-9
- Прагья, Самани Пратибха (2017), Прекша-медитация: история и методы. Кандидатская диссертация , SOAS, Лондонский университет
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с джайнской медитацией , на Викискладе?