Поза лотоса
Поза лотоса или Падмасана ( санскрит : पद्मासन , латинизировано : падмасана ) [1] со скрещенными ногами — это сидячая поза для медитации из древней Индии , в которой каждая ступня кладется на противоположное бедро. Это древняя асана в йоге , предшествовавшая хатха-йоге , и широко используемая для медитации в индуистских , тантрических , джайнских и буддийских традициях.
Вариации включают легкую позу ( Сукхасана ), полулотос, связанный лотос и позу психического союза. В продвинутых вариантах некоторых других асан, включая стойку на голове в йоге, ноги расположены в форме лотоса или полулотоса. Поза может быть неудобной для людей, не привыкших сидеть на полу, а попытки заставить ноги занять нужное положение могут привести к травме коленей. [2]
Шива , медитирующий аскетический Бог индуизма , Гаутама Будда , основатель буддизма , и Тиртханкары в джайнизме изображались в позе лотоса, особенно в статуях. Эта поза символизирует как буддийскую медитацию, так и йогу, и поэтому нашла свое место в западной культуре как символ здорового образа жизни и благополучия.
Этимология и история
[ редактировать ]Название Падмасана происходит от санскритского पद्म Padma , «лотос» и आसन, Асана, «поза» или «сидение». [4] [5] В азиатских культурах [6] священный лотос используется как символ роста к совершенству и просветлению, поскольку он укоренен в иле на дне пруда, но поднимается и цветет над водой. [7] В китайском и тибетском буддизме поза также называется « ваджрной позицией» (санскр. vajrāsana , гл. 金剛座 jīngāngzuò ). [8] [9]
Поза древняя и описана наряду с другими асанами (позами сидения) в книге VIII века «Патанджалайогашастравиварана» . [10] Фигура, сидящая в позе лотоса на цветке лотоса, изображена на динарских монетах Чандрагупты II , правившего ок. 380–ок. 415 год нашей эры. [11] Первый тантрический VI-X веков текст, в котором обсуждается поза (асана), «Нишвасаттвасамхита Наясутра» (4.11-17, 4.104-106), предписывает медитирующему и «пользователю мантр» сидеть в лотосе или подобной позе. [12] XV века В «Хатха-йога-прадипике» говорится, что поза уничтожает все болезни и что йогин в позе, удерживающий воздух, вдыхаемый через каналы нади , достигает освобождения . [13]
Сукхасана происходит от санскрита सुख sukha , что означает «удовольствие» или «легкость». [14] XIX века Шритаттванидхи описывает и иллюстрирует эту позу. [15] Это название и более общее название Йогасана («поза йоги»), которое может обозначать различные сидячие позы, встречается в гораздо более старых документах как место для медитации , например, в Даршана Упанишадах 4-го века . [16]
Позиция
[ редактировать ]Сидя на полу со скрещенными ногами (Сукхасана), одна ступня кладется на противоположное бедро, подошва смотрит вверх, а пятка приближается к животу . Затем другую ногу кладут на противоположное бедро как можно симметричнее. [4] Поза требует «очень открытых бедер». [17] Его можно модифицировать, используя опору, например, подушку или одеяло; сидя на переднем крае, таз наклоняется вперед. [18] [19]
Вариации
[ редактировать ]Сукхасана ( санскрит : सुखासन , латинизированное : Сукхасана ), легкая поза, в которой ноги просто скрещены перед телом. [20] [21]
В полулотосе, अर्ध पद्मासन (Ардха Падмасана), одна нога согнута и опирается на землю, другая нога согнута, ступня находится в позе лотоса. Это более легкая поза для медитации, чем полный лотос. [22]
В связанном лотосе, बद्ध पद्मासन (Баддха Падмасана), практикующий сидит в полном лотосе, и каждая рука тянется за спину, чтобы обхватить противоположную ногу. [23]
В позе психического союза, यओगमुद्रासन (Йогамудрасана), практикующий наклоняется вперед в полном лотосе, приближая лоб как можно ближе к полу. [24] Поза одновременно является асаной и мудрой ; более простые варианты начинаются с Ардха Падмасаны. [25]
Вариации некоторых других асан, таких как Ширшасана (стойка на голове в йоге), Сарвангасана (стойка на плечах), Симхасана (поза льва), Матсьясана (поза рыбы) и Горакшасана (поза пастуха), имеют ноги в положении лотоса. [26] Такие асаны, как Ватаянасана (поза лошади) и продвинутые формы Ардха Матсиендрасаны (поза полугосподин рыбы), имеют одну ногу, как в полулотосе. [27]
- Сукхасана, легкая поза.
- Мудрец Бхарадваджа медитирует в полулотосе. 19 век
- Баддха Падмасана
- Йогамудрасана
- Падма Ширшасана , стойка на голове в форме лотоса.
Эффекты
[ редактировать ]Лотос — одна из поз йоги, которая чаще всего приводит к травмам. [2] [28] Попытки заставить ноги принять позу лотоса могут привести к травме коленей из-за сдавливания и повреждения мениска медиального хряща ; это болезненно и требует много времени, чтобы зажить. Тазобедренные суставы должны повернуться наружу примерно на 115 градусов, чтобы обеспечить полный лотос. Студенты, которые не могут добиться такого сильного вращения бедра, могут попытаться компенсировать это, сгибая коленный сустав в сторону, рискуя получить травму. Вместо того, чтобы сгибать колено, бедра можно повернуть наружу (с помощью давления рукой или ремня). [29]
Гуру йоги Б. К. С. Айенгар отмечает, что люди, не привыкшие сидеть на полу, сначала будут чувствовать «мучительную» боль в коленях, но она утихает с практикой, пока поза не станет одновременно расслабляющей, успокаивающей и бдительной и, следовательно, идеальной для пранаямы . [30]
Сторонники некоторых школ йоги двадцатого века, таких как Айенгар, заявляли о влиянии йоги на определенные органы, не приводя никаких доказательств. [31] [32] Айенгар утверждал, что Падмасана стимулирует кровообращение в области живота и поясницы, тонизируя позвоночник и органы брюшной полости. [33]
В искусстве и культуре
[ редактировать ]Азиатское искусство
[ редактировать ]В буддизме статуи основателя Гаутамы Будды иногда изображают его сидящим в позе лотоса и восседающим на троне на цветке лотоса. [34] [35] [36] В индуизме статуи часто изображают богов, особенно Шиву , медитирующих в Падмасане. [37] На Бали Падмасана также является разновидностью индуистского святилища , названного в честь этой позы. [38] [39] В джайнизме сидящие Тиртханкары изображаются в позе лотоса. [40]
- Храм Падмасаны в Пура Джагатнатхе в Денпасаре, Бали.
Западная культура
[ редактировать ]Религиовед Томас Твид писал в 2008 году, что «преобладающим образом буддийской практики является одинокий медитирующий с полузакрытыми глазами, сидящий в позе лотоса». [41] В романе Яна Флеминга 1964 года « Живешь только дважды» герой боевиков Джеймс Бонд посетил Японию, где «усердно тренировался сидеть в позе лотоса». [42] Критик Лиза М. Дреснер отмечает, что Бонд отражает собственные трудности Флеминга с позой. [43] Журналист BBC Меган Лейн отметила в 2003 году, что с тех пор, как йога как упражнение стала мейнстримом, поза лотоса (как и поза дерева ) использовалась рекламодателями для продажи «всевозможных товаров и услуг». [44] Она отметила, что и «здоровый образ жизни» [44] товары, такие как витамины, фитнес-клубы, фильтры для воды и пробиотический йогурт, а также несвязанные товары, такие как автомобили, авиакомпании, финансовые услуги «и даже пиво». [44] использовали изображения йоги, чтобы передать послание о благополучии. [44] Польская компания Obory Dairy поставила перед своим рекламным агентством задачу повысить узнаваемость своего йогурта «Йоги» как эксклюзивного и имеющего положительный имидж. Агентство ответило фотографией двух молодых женщин, медитирующих в позе лотоса на рассвете, под заголовком «Начни свой день с Йоги», название бренда также означает «йога» на польском языке. [45]
См. также
[ редактировать ]- Куккутасана , поза петушка, балансирующая асана с руками, продетыми через согнутые ноги Падмасаны.
- Список асан
- Маравиджая
- Падмасана (святыня)
- Дзадзэн
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Будиловский, Жанна; Адамсон, Ева (2000). Полное руководство по йоге для идиотов (2-е изд.). Пингвин. п. 204. ИСБН 978-0-02-863970-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Акотт, Тед С.; Крамер, Хольгер; Крукофф, Кэрол; Добос, Густав (2013). «Неблагоприятные явления, связанные с йогой: систематический обзор опубликованных отчетов о клинических случаях и серий случаев» . ПЛОС ОДИН . 8 (10): е75515. Бибкод : 2013PLoSO...875515C . дои : 10.1371/journal.pone.0075515 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 3797727 . ПМИД 24146758 .
- ^ Бэйли, Аллан; Остро, Сюзанна (1999). «Лотос» . Трехколесный велосипед, Буддийское обозрение . 8 (3, весна 1999 г.) . Проверено 11 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Айенгар 1991 , стр. 129–133.
- ^ Циммер, Генрих Роберт (2015). Мифы и символы в индийском искусстве и цивилизации . Издательство Принстонского университета. стр. 100, 220. ISBN. 978-1-4008-6684-7 . Архивировано из оригинала 6 сентября 2017 года.
- ^ Девендра, Д.Т. (1969). «Лотос без символизма». Журнал Цейлонского отделения Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 13 : 83–92. JSTOR 43483467 .
- ^ Храм 2007 , с. Глава 1. Символика цветка лотоса.
- ^ Хуа, Сюань (2004). Справочник Чана: рассказывает о медитации (PDF) . Буддийское общество переводчиков текстов. п. 36. ISBN 0-88139-951-5 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 марта 2012 года . Проверено 17 декабря 2018 г.
- ^ Ринпоче, Патрул; Группа переводов Падмакара (пер.) (1998). Слова моего идеального учителя: полный перевод классического введения в тибетский буддизм (пересмотренное издание). АльтаМира Пресс. п. 440.
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , с. 97.
- ^ Музей искусств округа Лос-Анджелес; Пал, Пратападитья (1986). Индийская скульптура: около 500 г. до н.э. – 700 г. н.э. Издательство Калифорнийского университета. п. 110 . ISBN 978-0-520-05991-7 .
Реверс: Богиня, нимбате, сидящая лицом на лотосе, со скрещенными ногами в позе лотоса. Диадема или петля в правой руке, в левой к ней повернут цветок лотоса. .. Легенда: Шри-викрамах (смелый).
- ^ Мэллинсон и Синглтон, 2017 , стр. 99–100.
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , с. 111.
- ^ Джоши, Канзас (1991). Йогическая Пранаяма: Дыхание для долголетия и хорошего здоровья . Восточные книги в мягкой обложке. п. 45. ИСБН 978-81-222-0089-8 .
- ^ Сьоман, Норман Э. (1999) [1996]. Традиция йоги Майсурского дворца (2-е изд.). Публикации Абхинава. стр. 80, 89, 96. ISBN. 81-7017-389-2 .
- ^ Ларсон, Джеральд Джеймс; Бхаттачарья, Рам Шанкар (2008). Йога: индийская философия медитации . Мотилал Банарсидасс. стр. 479, 599 . 978-81-208-3349-4 .
- ^ Пауэрс, Сара (2008). Инсайт-йога . Шамбала. п. 181. ИСБН 978-1-59030-598-0 . OCLC 216937520 .
- ^ Мехта, Сильва; Мехта, Мира; Мехта, Шьям (1990). Йога: Путь Айенгара . Дорлинг Киндерсли. п. 54. ИСБН 978-0863184208 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Пинт, Дженни; Хиггс, Джой (2010). История сидения, 3000 г. до н.э. - 2000 г. н.э.: функция против эстетики . Камбрия Пресс. п. 101, примечание 18. ISBN 978-1-60497-718-9 .
- ^ Костелло, Никки (25 марта 2013 г.). «Сукхасана – это не так просто» . Журнал йоги . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ Махарши, Рамана (1962). Учение Бхагавана Шри Раманы Махарши своими словами . Райдер. п. 134.
- ^ Свами Сатьянанда Сарасвати (1996). Асана Пранаяма Мудра Бандха (PDF) . Мангер, Бихар, Индия: Фонд публикаций йоги. п. 97. ИСБН 978-81-86336-14-4 . Архивировано из оригинала (PDF) 7 августа 2015 года . Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^ Сьоман, Норман Э. (1999) [1996]. Традиция йоги Майсурского дворца (2-е изд.). Публикации Абхинава. п. Табличка 6. ISBN 81-7017-389-2 .
- ^ Сарасвати 2004 , стр. 182–183.
- ^ Вишнудевананда (1988). Полная иллюстрированная книга йоги . Нью-Йорк: Книги Crown Trade в мягкой обложке. стр. пластины 128–129. ISBN 978-0-517-88431-7 . OCLC 32442598 .
- ^ Айенгар 1991 , стр. 137–139, 142–143, 204–206, 230–237.
- ^ Айенгар 1991 , стр. 98–99, 270–276.
- ^ Пенман, Стивен; Стивенс, Филип; Коэн, Марк; Джексон, Сью (2012). «Йога в Австралии: результаты национального опроса» . Международный журнал йоги . 5 (2): 92–101. дои : 10.4103/0973-6131.98217 . ISSN 0973-6131 . ПМК 3410203 . ПМИД 22869991 .
- ^ Коул, Роджер (5 февраля 2019 г.) [2007]. «Как защитить колени в лотосе и связанных с ним позах» . Журнал йоги .
- ^ Айенгар 1991 , с. 131.
- ^ Newcombe 2019 , стр. 203–227, Глава «Йога как терапия».
- ^ Джайн 2015 , стр. 82–83.
- ^ Айенгар 1991 , стр. 131–132.
- ^ «Поза Будды со скрещенными ногами – Поза лотоса» . Азиатское искусство . Проверено 11 апреля 2020 г.
Одна из самых популярных поз Будды – это поза со скрещенными ногами. В различных традициях буддизма, таких как буддизм Махаяны и Тхеравады, Господь Будда часто изображается с подогнутыми лодыжками и другим положением рук и пальцев. Поза сидя со скрещенными ногами известна как поза лотоса.
- ^ «Будда на троне лотоса Акшобхья, Трансцендентный Будда, 8 – начало 9 века» . Метрополитен-музей . Проверено 2 августа 2019 г.
- ^ «Олицетворение: Будды (Шакьямуни/Готамы/Шаки)» . Британский музей . Проверено 2 августа 2019 г.
- ^ Дехеджия, Видья (февраль 2007 г.). «Узнавание богов» . Метрополитен-музей .
- ^ Оже, Тимоти (2001). Бали и Ломбок . Путеводители для очевидцев. Лондон: Дорлинг Киндерсли . стр. 26, 46–47. ISBN 0751368709 .
- ^ Эйсман, Фред Б. младший (2011). Бали – Секала и Нискала: Очерки религии, ритуалов и искусства . Издательство Таттл . п. 266. ИСБН 978-1462900923 .
- ^ Уайли, Кристи Л. (2004). Исторический словарь джайнизма . Пугало Пресс. п. 98. ИСБН 978-0-8108-6558-7 .
Тиртханкары изображаются только в двух позах: сидящих в классической позе лотоса (падмасана), которая символизирует проповедь Тиртханкары в зале собраний (самавасарана), и стоящих в позе кайотсарга, которая символизирует оставление тела.
- ^ Твид, Томас А. (2008). «Почему буддисты такие хорошие? Репрезентации буддизма и ислама в СМИ в Соединенных Штатах с 1945 года». Материальная религия . 4 (1): 91–93. дои : 10.2752/175183408X288168 . S2CID 192174202 .
- ^ Флеминг, Ян (2012) [1964]. Живешь только дважды . Случайный дом. п. 10. ISBN 9781448139361 .
- ^ Дреснер, Лиза М. (2016). « «Барбарские обезьяны, разрушающие будуар»: подтверждения и вызовы западной мужественности в японских повествованиях Яна Флеминга». Журнал популярной культуры . 49 (3): 627–645. дои : 10.1111/jpcu.12422 . ISSN 0022-3840 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Лейн, Мега (9 октября 2003 г.). «Тирания йоги» . Би-би-си .
- ^ Ли, Монле; Джонсон, Карла (2005). Принципы рекламы: глобальная перспектива . Психология Пресс. стр. 213–215. ISBN 978-0-7890-2300-1 .
Источники
[ редактировать ]- Айенгар, БКС (1991) [1966]. Свет на йоге . Анвин в мягкой обложке. ISBN 978-1855381667 .
- Джайн, Андреа (2015). Продающая йога : от контркультуры к поп-культуре . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-939024-3 . OCLC 878953765 .
- Мэллинсон, Джеймс ; Синглтон, Марк (2017). Корни йоги . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-241-25304-5 . OCLC 928480104 .
- Ньюкомб, Сюзанна (2019). Йога в Великобритании: развитие духовности и обучение йогов . Бристоль, Англия: Издательство Equinox. ISBN 978-1-78179-661-0 .
- Сарасвати, Сатьянанда (январь 2004 г.). Систематический курс древних тантрических техник йоги и крии . Nesma Books Индия. ISBN 978-81-85787-08-4 .
- Темпл, Антон (2007). Становление лотоса: систематический курс растяжки и позы, ведущий к безопасному и комфортному принятию позы лотоса, включая руководство по символике и духовному значению цветка лотоса . Меркур. ISBN 978-1-885928-18-4 .