Дхьяна в индуизме
Часть серии о |
индуизм |
---|
Дхьяна ( санскрит : ध्यान) в индуизме означает созерцание и медитацию . [1] Дхьяна используется в практиках йоги и является средством достижения самадхи и самопознания. [2]
Различные концепции дхьяны и ее практики зародились в шраманском движении древней Индии. [3] [4] который начался до VI века до нашей эры (до Будды , до Махавиры ), [5] [6] и эта практика оказала влияние на различные традиции индуизма. [7] [8] В индуизме это часть самонаправленного осознания и объединяющего процесса йоги, посредством которого йог осознает Себя (Атман, душу), свои отношения с другими живыми существами и Высшую Реальность. [7] [9] [10] Дхьяна также встречается в других индийских религиях, таких как буддизм и джайнизм . [1] и все традиции привносили в Дхьяну уникальные аспекты и контекст и взаимно влияли друг на друга. [8]
В то же время подобные традиции развивались в зороастризме в Персии под названием даэна .
Термин Дхьяна появляется в и Брахман , слоях Вед Араньяка но с неясным значением, тогда как в ранних Упанишадах он появляется в смысле «созерцания, медитации» и важной части процесса самопознания. [7] [11] Оно описано во многих Упанишадах индуизма. [12] Патанджали и в «Йогасутрах» — ключевом тексте школы йоги индуистской философии. [13] [14]
Этимология и значение
[ редактировать ]Дхьяна ( санскрит : ध्यान, пали : झान) означает «созерцание, размышление» и «глубокая абстрактная медитация». [15]
Корень слова — дхи , который в самом раннем слое ведических текстов относится к «образному видению» и связан с богиней Сарасвати , обладающей силой знания, мудрости и поэтического красноречия. [7] [16] Этот термин развился в вариант дхья- и дхьяна , или «медитация». [7]
Томас Берри утверждает, что дхьяна — это «устойчивое внимание» и «приложение ума к выбранной точке концентрации». [17] Дхьяна – это созерцание, размышление о том, дхарана . на чем сосредоточилась [18] Если в шестой ступени йоги человек концентрируется на личном божестве, то дхьяна его созерцанием является . Если концентрация была на одном объекте, Дхьяна – это непредвзятое и несамонамеренное наблюдение за этим объектом. [19] Если внимание сосредоточено на концепции или идее, дхьяна – это созерцание ее во всех ее аспектах, формах и последствиях. Дхьяна – это непрерывный ход мыслей, поток познания , поток осознания. [20] [21] [22]
Родственный термин — нидидхьясана , размышление над утверждениями Упанишад. Оно состоит из трех терминов, а именно: дхьяи , упасана («пребывание») и бхавана («возделывание»). [Интернет 1]
Происхождение
[ редактировать ]Термин дхьяна используется в джайнизме , буддизме и индуизме в несколько разных значениях. [2]
Ведические учения утверждают, что, поскольку универсальное божественное «Я» обитает в сердце, способ ощутить и распознать божественность — это обратить свое внимание внутрь себя в процессе созерцательной медитации.
— Уильям Махони, «Искусная Вселенная: введение в ведическое религиозное воображение». [23]
Истоки практики дхьяны , достигающей высшей точки в самадхи , являются предметом споров. [24] [25] По словам Бронкхорста, основная концепция отражена в джайнских, буддийских и ранних индуистских писаниях. [3] [примечание 1] Дхьяна, как утверждает Сагармал Джайн, была важна для религиозных практик джайнов, но происхождение Дхьяны и йоги в доканоническую эпоху (до 6-го века до нашей эры) неясно, и, вероятно, они развились в шраманской культуре древней Индии. [4] Известно, что несколько движений шрамана существовали в Индии до VI века до нашей эры (до Будды, до Махавиры), и они повлияли как на традиции астики, так и настики индийской философии. [5] [6]
В самых ранних джайнских текстах о Дхьяне, таких как Сутракранга , Антакрта-Дасанга и Ришибхашита , упоминается Уддака Рамапутта. [примечание 2] Говорят, что он является учителем некоторых методов медитации Будды, а также создателем техник медитации Випассана и Прекша . [4] Джайнская традиция считает, что Ришабханатха , первый Тиртханкара , основал медитацию, но исторических подтверждающих доказательств нет. Самое раннее упоминание о Дхьяне в канонических джайнских текстах просто упоминает Дхьяну как средство освобождения, но в них аскетические практики не подчеркиваются, и обсуждение не является таким систематическим, как в более поздних джайнских текстах или индуистских текстах, таких как Йогасутры Патанджали. [30] Сагармал Джайн утверждает, что нет никаких археологических или литературных свидетельств о происхождении систем дхьяны и йоги, и существует большое сходство между джайнскими, буддийскими, адживикскими, санкхьями, йогой и другими древнеиндийскими традициями. [4] Самые ранние тексты, такие как «Таттвартхасутра», предполагают, что эти идеи развивались параллельно, иногда с разными терминами для обозначения сходных идей в различных индийских традициях, влияя друг на друга. [30]
По словам Бронкхорста, буддизм представил свои собственные идеи, такие как четыре дхьяны , которые долгое время не влияли на основные традиции медитации в джайне и индуистские традиции. [31] [примечание 3] Все традиции, джайнизм, буддизм и индуизм, привнесли в Дхьяну уникальные аспекты и контекст и взаимно влияли друг на друга. [8] По словам Бронкхорста, хотя джайнские и индуистские традиции медитации предшествуют буддизму, буддийская терминология, такая как самадхи, возможно, повлияла на формулировки, встречающиеся в одном из нескольких типов дхьяны, встречающихся в Махабхарате, а также в некоторых частях «Йогасутр» Патанджали. [8]
Александр Винн интерпретирует Бронкхорста как утверждение, что дхьяна была джайнской традицией, из которой и индуизм, и буддизм заимствовали идеи медитации. [33] Винн добавляет, что мнение Бронкхорста «недооценивает роль медитации» в ранней брахманической традиции. [33] Дхьяна была включена в буддизм из брахманических практик, предполагает Винн, в Никаях, приписываемых Аларе Каламе и Уддаке Рамапутте. [34] В ранней брахамической йоге целью медитации считалось недвойственное состояние, идентичное непроявленному состоянию Брахмана , в котором двойственность субъекта-объекта растворена. [10] Ранние буддийские практики адаптировали эти старые методы йоги, соединив их с осознанностью и достижением прозрения. [10] Калупахана утверждает, что Будда «вернулся к медитативным практикам», которым он научился у Алары Каламы и Уддаки Рамапутты. [35]
В индуизме, утверждают Джонс и Райан, этот термин впервые появляется в Упанишадах . [2] Техники концентрации или медитации являются ведической традицией, утверждает Фриц Стаал, потому что эти идеи встречаются в ранних Упанишадах как дхьяна или абхидхьяна . [11] В большинстве более поздних традиций индуистской йоги, восходящих к Раджа-йоге Патанджали , дхьяна представляет собой «утонченную медитативную практику». [2] «более глубокая концентрация ума», [2] который проводится после предшествующих практик, таких как освоение пранаямы (контроля дыхания) и дхараны (мысленного сосредоточения). [2]
Обсуждение в индуистских текстах
[ редактировать ]Веды и Упанишады
[ редактировать ]Термин дхьянам появляется в ведической литературе, например, в гимне 4.36.2 Ригведы и стихе 10.11.1 Тайттирия Араньяки. [36] [37] Этот термин в значении медитации появляется в Упанишадах . [1] [37] [38] Каушитаки Упанишада использует его в контексте ума и медитации в стихах с 3.2 по 3.6, например, следующим образом: [39]
ума Медитация — это единство жизненной силы.
Умом медитируйте на меня как на прану.
Этот термин появляется в контексте «созерцать, размышлять, медитировать» в стихах глав 1.3, 2.22, 5.1, 7.6, 7.7 и 7.26 Чандогья -упанишады , главах 3.5, 4.5 и 4.6 Брихадараньяка -упанишады и стихах с 6.9 по 6.24 Майтри Упанишада . [38] [41] Слово Дхьяна относится к медитации в Чандогья-упанишаде , тогда как Прашна-упанишада утверждает, что медитация на АУМ ( ॐ ) ведет в мир Брахмана (Высшей Реальности). [11]
Агнихотра
[ редактировать ]Развитие медитации в ведическую эпоху шло параллельно идеям «интериоризации», когда социальные, внешние яджны огненные ритуалы ( Агнихотра ) были заменены медитативными, внутренними ритуалами ( Прана-агнихотра ). [11] [42] [43] Эта интериоризация ведического огненного ритуала в идеи йогической медитации из индуизма, которые упоминаются в слоях Самхита и Араньяка Вед и более четко в главе 5 Чандогья Упанишады (~ 800–600 гг. до н.э.), [примечание 4] также встречаются в более поздних буддийских текстах и эзотерических вариациях, таких как Дигханикайя , Махавайрочана-сутра и Джйотирмняри , где буддийские тексты описывают медитацию как «внутренние формы огненного жертвоприношения/жертвоприношения». [45] [46] Такая интериоризация огненных ритуалов, где жизнь концептуализируется как непрестанное жертвоприношение и упор делается на медитацию, встречается в классическом ведическом мире, в ранних Упанишадах и других текстах, таких как Шраута-сутры и стих 2.18 ведической Вайкханаса-Смарта-сутры . [47]
Помимо ранних Упанишад, написанных до V века до нашей эры, термин Дхьяна и связанные с ним термины, такие как Дхьяи (санскрит: ध्यै, глубоко медитировать) [48] появляется в многочисленных Упанишадах, составленных после V века до нашей эры, таких как: глава 1 Шветашватара-упанишады , главы 2 и 3 Мундака-упанишады , глава 3 Айтарейя-упанишады , глава 11 Маханараяны-упанишады, а также в различных стихах Кайвалья-упанишады, Чулика. Упанишад Атхарваси Упанишад и Висудева Упанишад. [12]
Медитация как Дхарма
Практикуйте праведность ( дхарму ), а не неправедность. Говорите правду, а не неправду. Смотрите на то, что далеко, а не на то, что близко. Смотрите на самое высокое, а не на то, что ниже высшего. (...) Огонь — медитация (дхьяна), дрова — правдивость ( сатья ), подношение — терпение ( кшанта ), ложка Шрува — скромность ( хри ), жертвенный пирог — не причинение вреда живым существам ( ахимса ), а плата за священнодействие — это трудный дар безопасности всем существам.
Брахма Сутры
[ редактировать ]Брахма -сутры , в которых излагаются учения Упанишад и являются одним из трех основополагающих текстов школы Веданты в индуизме, утверждают, что Дхьяна не является Пративедамом (или по одному для каждой Веды), а медитация принадлежит всем ведическим школам. [11]
Ади Шанкара в своем комментарии к Брахма-сутрам посвящает обширную главу медитации, посвященной садхане как важному элементу духовной практики. [51] Его обсуждение там похоже на его обширный комментарий к Дхьяне в его «Бхасье» к «Бхагавад-гите» и ранним Упанишадам. [51]
Дхарма Сутры
[ редактировать ]Стих 30.8 древней Васиштха Дхарма-сутры объявляет медитацию добродетелью и внутренним эквивалентом огненного жертвоприношения. [52]
Бхагавад Гита
[ редактировать ]Термин Дхьяна и родственные ему слова, имеющие значение медитации, встречаются во многих главах Бхагавад -гиты , например, в главах 2, 12, 13 и 18. [12] Глава 6 Гиты называется «Йога медитации». [53]
В «Бхагавад-гите», одной из трех ключевых книг индуистской школы Веданты , излагаются четыре марги (пути) для очищения ума и достижения вершин духовности – путь бескорыстной работы, путь знания, путь преданности и путь Медитации ( Дхьяны ). [54] Хьюстон Смит резюмирует необходимость и ценность медитации в Гите следующим образом (в сокращении):
Если изменить аналогию, разум подобен озеру, и камни, брошенные в него (или ветер), поднимают волны. Эти волны не позволяют нам увидеть, кто мы есть. (...) Воды должны успокоиться. Если человек сохраняет спокойствие, в конце концов ветры, волнующие воду, утихнут, и тогда он узнает, кто он. Бог постоянно находится внутри нас, но разум затмевает этот факт взбудораженными волнами мирских желаний. Медитация успокаивает эти волны (Бхагавад Гита, V.28).
- Хьюстон Смит, Предисловие, Бхагавад-гита: издание к двадцать пятой годовщине. [54]
Медитация в Бхагавад-Гите — это средство духовного путешествия, требующее трех моральных ценностей — Сатья (правдивость), Ахимса (ненасилие) и Апариграха (неалчность). [55] Дхьяна в этом древнем индуистском тексте, как утверждает Хьюстон Смит, может касаться всего, чего человек хочет или считает духовным, начиная от «проявления божественности в религиозном символе в человеческой форме» или вдохновения в природе, такого как «снежный покров». покрытая гора, безмятежное озеро в лунном свете или красочный горизонт на восходе или закате», или мелодичные звуки или слоги, такие как те, которые «произносятся как мантры и ритмично повторяются», как Ом , который созерцается вслух или молча. [55] Направление глубокой медитации в тексте заключается в том, чтобы отделить ум от сенсорных отвлечений и беспокойств вне себя, погрузив его вместо этого в обитающий в нем дух и свою душу в направлении состояния самадхи , состояния блаженства (Бхагавад-гита, глава 6). : Йога медитации). [53] [55]
Гита представляет собой синтез [56] [57] брахманической концепции Дхармы [56] [57] [58] с бхакти , [59] [58] йогические идеалы [57] освобождения [57] через джняну , [59] и санкхьи . философия [Интернет 2] [примечание 5] Это «классический локус». [60] « индуистского синтеза» [60] возникший примерно в начале нашей эры, [60] объединение брахманических и шраманических идей с теистической преданностью. [60] [57] [58] [Интернет 2]
Бхагавад -гита говорит о четырех ветвях йоги: [54]
- Карма-йога : йога работы в мире.
- Джнана-йога : йога знания и интеллектуальных усилий.
- Бхакти-йога : йога преданности.
- Дхьяна-йога : йога медитации (иногда называемая раджа-йогой или аштанга-йогой).
Система Дхьяна-йоги подробно описана Кришной в шестой главе « Бхагавад-гиты Арджуне » . [54]
Йога -сутры Патанджали.
[ редактировать ]В «Йога-сутрах» Патанджали (датированных примерно 400 г. н. э.) [61] ключевой текст школы йоги индуистской философии, Дхьяна является седьмой частью этого пути , следующей за Дхараной и предшествующей Самадхи. [62] Дхьяна неразрывно связана с Дхараной, одно ведет к другому. Дхарана – это состояние ума, Дхьяна – процесс ума. Дхьяна отличается от Дхараны тем, что медитирующий активно фокусируется на ней.
Патанджали определяет созерцание ( дхьяну ) как процесс ума, при котором ум фиксируется на чем-то, а затем происходит «курс равномерного изменения знания». [63] Бронкхорст утверждает, что буддийское влияние заметно в первой главе «Йогасутр», и это подтверждается сутрой 1.20, поскольку там упоминается, что асампраджнята самадхи предшествует «доверию ( шраддха ), энергии (вирья), внимательности ( смрити ), концентрации (самадхи) и прозрение (праджня)». [64] По словам Бронкхорста, «определение йоги, данное в первой главе « Йога-сутры», не соответствует описаниям, содержащимся в той же главе». [65] и это может указывать на то, что сутра включает в себя буддийские элементы, описанные в четырех джханах . [66] Винн, в отличие от теории Бронкхорста, утверждает, что свидетельства в ранних буддийских текстах, например, в Суттапитаке , предполагают, что эти основополагающие идеи о бесформенной медитации и медитации на элементах были заимствованы из добуддийских брахманических источников, засвидетельствованных в ранних Упанишадах и, в конечном счете, в космологическая теория, найденная в Насадия-сукте Ригведы . [33]
Ади Шанкара в своем комментарии к «Йога-сутрам » отличает Дхьяну от Дхараны, объясняя Дхьяну как состояние йоги, когда существует только «поток непрерывной мысли об объекте, не прерываемый другими мыслями разного рода об одном и том же объекте»; Дхарана, утверждает Шанкара, сосредоточена на одном объекте, но осознает множество его аспектов и идей об одном и том же объекте. Шанкара приводит пример йогина, находящегося в состоянии дхараны на утреннем солнце, который может осознавать его блеск, цвет и орбиту; Йогин в состоянии дхьяны созерцает, например, только орбиту Солнца, не отвлекаясь на его цвет, блеск или другие связанные с этим идеи. [67]
В «Раджа-йоге» Патанджали, также называемой «медитативной йогой», [68] дхьяна — это «утонченная медитативная практика», «более глубокая концентрация ума», которая осуществляется после предшествующих практик. В индуизме дхьяна считается инструментом самопознания. Это часть самонаправленного осознания и объединяющего процесса йоги , посредством которого мир, который по умолчанию воспринимается как разобщенный, начинает восприниматься как «Я» и интегрированное единство с Брахманом . [7] В индуизме Брахман определялся по-разному: от нетеистической недуалистической Абсолютной Реальности или высшей души до теистического дуалистического Бога. [69] [70] [71]
Дхаран
[ редактировать ]Стадия медитации, предшествующая дхьяне, называется дхараной . [72] [73] Дхарана, что означает «удержание», — это сосредоточение и удержание внимания на одном объекте в течение длительного периода времени. В Йогасутрах этот термин подразумевает фиксацию ума на объекте медитации, которым может быть дыхание, кончик носа, образ личного божества или что-либо по выбору йога. [74]
в технике Джангама Дхьяна Например, медитирующий концентрирует ум на точке между бровями. По мнению Патанджали, это один из методов достижения начальной концентрации ( дхарана : Йога-сутры , III:1), необходимой для того, чтобы ум стал интровертным в медитации ( дхьяна : Йога-сутры , III:2). При более глубокой практике техники ум, сосредоточенный между бровями, начинает автоматически терять всякую локацию и сосредотачиваться на самом наблюдении. Этот шаг подготавливает человека к началу практики Дхьяны.
Дхьяна
[ редактировать ]Йогасутры в стихе 3.2 и других местах, как утверждает Эдвин Брайант, определяют Дхьяну как «непрерывный поток одной и той же мысли или образа объекта медитации, не отвлекаясь ни на какую другую мысль». [75] Вивекананда объясняет Дхьяну в «Йогасутрах» Патанджали так: «Когда ум приучается оставаться фиксированным на определенном внутреннем или внешнем месте, к нему приходит сила течь непрерывным потоком, так сказать, к этой точке. Это состояние называется Дхьяна». [76]
В то время как Дхарана была стадией йоги, на которой йог удерживал свое внимание на одном объекте в течение длительного периода времени, Дхьяна - это концентрированная медитация, когда он или она без перерыва созерцает объект медитации, за пределами каких-либо воспоминаний об эго или чем-либо еще. [74]
В Дхьяне медитирующий не осознает акт медитации (т.е. не осознает, что он/она медитирует), а лишь осознает, что он/она существует (сознание бытия ) , свой ум и объект медитации. Дхьяна отличается от Дхараны тем, что во время Дхьяны йогин созерцает только объект медитации и аспекты объекта, не отвлекаясь, своим умом. С помощью практики процесс Дхьяны пробуждает самосознание (душу, Пурушу или Атман ), фундаментальный уровень существования и Высшую Реальность в индуизме, неомраченное, бесконфликтное и блаженное состояние свободы и освобождения ( мокша ). [77] [78]
Самадхи
[ редактировать ]Шаг Дхьяны готовит йога к переходу к практике Самадхи . Свами Вивекананда описывает учение Йогасутры следующим образом:
Когда человек настолько усилил силу дхьяны , что может отвергнуть внешнюю часть восприятия и продолжать медитировать только на внутреннюю часть, смысл, то это состояние называется Самадхи . [примечание 6]
Майкл Уошберн утверждает, что текст Йогасутры определяет поэтапные стадии прогресса в медитативной практике и что «Патанджали различает Дхарану, которая представляет собой сосредоточение внимания с усилием, Дхьяну, которая представляет собой легкую непрерывную однонаправленность, и Самадхи, которое представляет собой поглощенность, экстаз, созерцание». [79] Человек, начинающий практику медитации, обычно практикует Дхарану . [79] С практикой он может обрести легкость, с которой он учится созерцать остро сосредоточенным образом, а затем «ему становится все легче и легче уделять непрерывное внимание объекту медитации; иными словами, он достигает Дхьяны». [79] При дальнейшей практике йог «перестает быть отстраненно бдительным» и входит в «состояние слияния с объектом медитации», которым является самадхи. [80]
Самадхи – это единство с объектом медитации. Нет различия между актом медитации и объектом медитации. Самадхи бывает двух видов: [81] [Интернет 3] с поддержкой и без нее или объекта медитации: [82]
- Сампраджнята самадхи , также называемый савикальпа самадхи и Сабиджа самадхи , ориентирован на объект и связан с размышлением, размышлением, блаженным экстазом, которому помогает объект или точка привязки. [83] [82] Первые два, размышление и размышление, составляют основу различных типов самапатти : [83] [84]
- Савитарка , «совещательная»: [83] Читта (चित्त) концентрируется на грубом объекте медитации, и йогин размышляет и сливается с ним, не осознавая всего остального. [85] [примечание 7] Концептуализация ( викальпа ) здесь осуществляется в форме восприятия и познания объекта медитации. [83] Когда размышление заканчивается, это называется нирвитака самадхи . [86] [примечание 8]
- Савичара , «отражающий»: [85] читта (चित्त) концентрируется на абстрактном объекте медитации, который не воспринимается органами чувств, но достигается посредством умозаключения. [85] Объект медитации можно вывести из чувств, процесса познания, ума, Я-естьности или буддхи (интеллекта). [85] [примечание 9] Успокоение размышлений называется нирвичара самапатти . [85] [примечание 10]
- Асампраджнята самадхи , также называемое нирвикальпа самадхи. [Интернет 3] и Нирбиджа Самадхи : [Интернет 3] состояние, достигаемое при медитации без помощи опоры или объекта. [85]
Как объектно-центрированная, так и бесобъектно-центрированная медитативная практика в индуистских текстах ведет к все более яркому, прозрачному и уравновешенному состоянию «мощного, чистого, саттвического » состояния блаженного «Я», что в конечном итоге ведет к познанию пуруши или Атмана-Брахмана ( душа), — утверждает Майкл Уошберн. [82] [87] В индуистской традиции это состояние, в котором, как утверждает Грегор Мэле, йог или йогиня осознает, что «Атман в вас есть Атман в каждом», и ведет к реализации Самости. [88]
Он не встает
[ редактировать ]Совместная практика Дхараны , Дхьяны и Самадхи обозначается как Самьяма (санскрит: संयम, держаться вместе) в Йога-сутрах Патанджали. [89] Самьяма, утверждает текст, является мощным медитативным инструментом и может быть применена к определенному объекту или целому классу объектов. [89] Йог, совершающий Самьяму на Пратьяе (представлениях, обычаях) людей, утверждает сутра 3.19 текста, знает ряд «психо-психических состояний других людей». [89] Йог после успешного завершения Самьямы на «различение объекта и идеи» осознает «крики всех существ», утверждает сутра 3.17. [89] Самьяма на дружелюбие, сострадание и радость приводит к появлению этих сил в йоге, говорится в сутре 3.23. [90] Таким образом, утверждает Мирча Элиаде, техника медитации, обсуждаемая в «Йога-сутрах» Патанджали, является средством достижения знания и сиддхи (йогической силы). [89] [91]
Вачаспати Мишра , ученый индуистской школы Веданты , в своей бхасье к Йогасутре 3.30 написал: «Что бы йогин ни хотел знать, он должен выполнять самьяму в отношении этого объекта». [92] Мокша (свобода, освобождение) — одна из таких практик, где объектом самьямы являются Саттва (чистое существование), Атман (душа) и Пуруша (Вселенский принцип) или Бхагаван (Бог). [93] Ади Шанкара , другой ученый индуистской школы Веданта, подробно комментировал самьяму как средство джняна-йоги (пути знания) для достижения состояния дживанмукты (живого освобождения). [94] [95]
Самапатти
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( январь 2016 г. ) |
Ко времени составления «Йогасутр» в индуистской традиции существовало две широкие формы медитации, а именно экстатическая и энстатическая. [96] [97]
Сравнение Дхьяны в индуизме, буддизме и джайнизме
[ редактировать ]- буддизм
По мнению Цзяньсиня Ли Сампраджняты, самадхи индуизма можно сравнить с рупа-джханами буддизма. [98] Эта интерпретация может противоречить мнению Гомбриха и Винна, согласно которым первая и вторая джханы представляют собой концентрацию, тогда как третья и четвертая джханы сочетают концентрацию с осознанностью. [99] По словам Эдди Крэнгла, первая джхана Самадхи Патанджали напоминает Сампраджнята , в которых используются и витарка , и вичара . [100]
Асампраджнята-самадхи , утверждает Цзяньсинь Ли, можно сравнить с арупа-джханами буддизма и Ниродха-Самапатти . [98] Крэнгл и другие ученые утверждают, что сабиджа-асампраджнята самадхи напоминает четыре бесформенные джханы , причем четвертая арупа-джхана буддизма аналогична «беспредметной дхьяне и самадхи» Патанджали. [101] [102]
Пути, по которым следует идти, чтобы достичь просветления, удивительно одинаковы во всех индийских системах: каждая требует основы нравственного очищения, ведущей в конечном итоге к схожим практикам медитации.
— Дэвид Лой, Национальный университет Сингапура [103]
По мнению Сарбакера и других ученых, хотя существуют параллели между Дхьяной в индуизме и буддизме, феноменологические состояния и опыт освобождения описываются по-разному. [102] [104] Дхьяна в буддизме направлена на прекращение и реализацию шуньи (состояния нуля), тогда как индуизм Дхьяны направлен на реализацию Атмана (души) и последующего союза с Брахманом. [102] Нирвана (или Ниббана), желаемый результат через Дхьяну в буддизме, — это осознание того, что не существует ни постоянного «я», ни постоянного сознания; в то время как Мокша , желаемая цель посредством Дхьяны в индуизме, — это принятие Самости, реализация освобождающего знания, осознание Единства со всем существованием и понимание всей вселенной как Самости. [103] [примечание 11] [примечание 12] Нирвана в буддизме начинается с предпосылки о том, что «Я» — это просто иллюзия, никакого «Я» не существует, а мокша в индуизме, с другой стороны, начинается с предпосылки, что все есть «Я», — утверждает Дэвид Лой. [103] Поэтому сотериологический акцент в Дхьяне различен в буддизме и индуизме. [105]
- Джайнизм
Древние учёные-джайны разработали свои собственные теории о Дхьяне, как и о других индийских религиях. [2] но в джайнских текстах упоминается мало подробностей, [106] и практики Дхьяны различались в зависимости от секты джайнской традиции. [107] В широком смысле тексты джайнизма выделяют четыре типа медитации в зависимости от природы объекта. [106] [108] Арта-дхьяна , как утверждает джайнская литература по медитации, возникает, когда человек сосредотачивается на страданиях и неприятных вещах. [2] Раудра-дхьяна возникает, когда внимание сосредоточено на гневе или извращенных идеях или объектах. [108] Дхармья-дхьяна фокусируется на религиозных идеях или добродетельных объектах, а Шукла-дхьяна — на чистых идеях или ярких объектах. [2] [108] , эта классификация четырех типов дхьяны может иметь корни По мнению Пола Дандаса в более ранних индуистских текстах, связанных с кашмирским шиваизмом. [108]
Дандас утверждает, что джайнская традиция делала упор на Дхьяну, но ее литература, связанная с медитацией, вероятно, прошла два этапа формулирования: ранний этап, независимый от других индийских традиций, один, который касался «прекращения ума и физической активности», а не их трансформации, как в другие индийские традиции; за которым последовал более поздний этап, вероятно, после Йогасутры, когда джайнские ученые разных сект реструктурировали созерцательную модель, чтобы ассимилировать элементы индуистских и буддийских техник Дхьяны. [108] Однако терминология, используемая в некоторых джайнских текстах, утверждает Джон Корт, различна. [109]
Посылка Атмана (души) существует, она встречается в индуизме, также присутствует в джайнизме. Сотериологические цели джайнской духовной медитации аналогичны индуистской духовной медитации, направленной на эмпирический контакт с «высшим Я», в котором йог осознает блаженную, ничем не связанную, бесформенную душу и состояние сиддха – полностью освобожденное состояние бытия. [106]
Связанное понятие: Упасана.
[ редактировать ]Две концепции, связанные с Дхьяной, найденные в древних и средневековых индуистских текстах, — это Упасана и Видья . [38] Упасана означает «приблизиться к чему-то, какой-то идее» и обозначает действие и состояние медитации, тогда как Видья означает знание и является следствием Дхьяны . [110] Термин Упасана обычно появляется в контексте ритуальных медитативных практик, например, перед религиозным символом, таким как божество, или во время практики типа яджны или пения поклонения бхакти, ориентированного на сообщество, и является подтипом Дхьяны . [110] [111]
XI века Ученый Вишиштадвайта Веданты Рамануджа отметил, что упасана и дхьяна приравниваются в Упанишадах к другим терминам, таким как ведана (знание) и смрити (память). Рамануджа считает, что все это стадии медитации, добавляя, что их нужно выполнять с любовью или бхакти. В стихе 13.24 Бхагвад-гиты Рамануджа интерпретирует дхьяну как бхакти-йогу, поскольку она используется наряду с санкхья-йогой и карма-йогой, таким образом, предпочитая термин «бхакти-йога» бхакти. [112]
Брахма Сутра Бхашья Шанкары (4.1.7) определяет упасану как «удлиненное продолжение идентичного хода мыслей». Эта практика включает в себя созерцание разделов священных текстов, обычно Упанишад, но также Брахманов и Араньяков. По мнению Шанкары, эти тексты обсуждают личное божество и относятся к ритуалам, а упасана означает благоговейное созерцание обусловленного Брахмана. [113]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Бхагавад Гита [26] (2 век до н.э.); Катха Упанишад [27] (до или после Будды, ок. V века до н.э.); Майтраяния Упанишад [28] (ок. III в. до н. э.).
- ^ Такие ученые, как Ганс Вольфганг Шуман, утверждают, что Уддака Рамапутта был учителем идей Упанишад ведической эпохи. [29]
- ^ По словам Бронкхорста, буддизм, вероятно, имел незначительное влияние до Ашоки, в то время как это основное течение действительно влияло на буддизм; но особая буддийская форма медитации с четырьмя дхьянами считается подлинным развитием буддизма. [32]
- ^ См. 6.1.4 «Тайттирия-самхиты», 3.2 «Айтарейя-араньяки», 8.11 «Сатапатха-араньяки», разделы с 5.18 по 5.24 «Чандогья-упанишады». Также см. обсуждение Стаала эволюции от Агнихотры к Пранагнихотре. [44]
- ^ Бхагавад-гита также объединяет теизм и трансцендентализм. [Интернет 2] или духовный монизм, [58] и отождествляет Бога с личными характеристиками с Брахманом ведической традиции. [Интернет 2]
- ^ См. Свами Вивекенанду о дхьяне и самадхи в раджа-йоге .
- ^ Йога-сутра 1.42: «Совещательное ( савитарка ) самапатти - это самадхи , в котором слова, объекты и знания смешиваются посредством концептуализации». [83]
- ^ Йога Сутра 1.43: «Когда память очищается, ум кажется опустошенным от своей собственной природы, и сияет только объект. Это сверхсознательное ( нирвитака ) самапатти ». [86]
- ^ Следуя Йога-сутре 1.17, медитация на чувстве «Я есть» также сгруппирована в других описаниях.
- ^ Йога Сутра 1.44: «Таким образом объясняются также отражающие ( савичара ) и сверхотражающие ( нирвичара ) самапатти , которые основаны на тонких объектах». [85]
- ^ Обсуждение Лоя охватывает школы индуистской философии санкхья-йога, ньяя-вайшешика и адвайта-веданта.
- ^ Крэнгл заявляет: «Буддисты отрицали подлинность каких-либо заявлений небуддистов о достижении девятого состояния, которое представляет собой освобождение Нирваны: разрушение сознания и ощущений, что было конкретно открытием Будды». [104]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Джонс и Райан 2006 , стр. 283–284.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Джонс и Райан 2006 , с. 283.
- ^ Jump up to: а б Бронхорст 1993 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б с д Сагармал Джайн (2015), Йога в джайнизме (редактор: Кристофер Ки Чаппл ), Routledge, ISBN 978-1138829077 . страницы 14-15
- ^ Jump up to: а б Реджинальд Рэй (1999), буддийские святые в Индии, Oxford University Press, ISBN 978-0195134834 , стр. 237–240, 247–249
- ^ Jump up to: а б Эндрю Дж. Николсон (2013), Объединение индуизма: философия и идентичность в интеллектуальной истории Индии , издательство Колумбийского университета, ISBN 978-0231149877 , Глава 9
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уильям Махони (1997), Искусная Вселенная: Введение в ведическое религиозное воображение, State University of New York Press, ISBN 978-0791435809 , страницы 171-177, 222.
- ^ Jump up to: а б с д Бронхорст 1993 , стр. 65–83.
- ^ Эдвин Брайант (2009), Йога-сутры Патанджали: новое издание, перевод и комментарии с идеями традиционных комментаторов, North Point Press, ISBN 978-0865477360 , страницы xxii, xxix-xxx.
- ^ Jump up to: а б с Винн 2007 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б с д и Фриц Стаал (2009), Открытие Вед: происхождение, мантры, ритуалы, идеи, Пингвин, ISBN 978-0143099864 , страницы 182-184.
- ^ Jump up to: а б с Г. А. Джейкоб (1963), Согласие Основных Упанишад и Бхагавад-гиты, Мотилал Банарсидасс, OCLC 1827024 , стр. 472-474.
- ^ Уичер 1998 , с. 49.
- ^ Стюарт Сарбакер (2011), Yoga Powers (редактор: Кнут А. Якобсен), Брилл, ISBN 978-9004212145 , стр. 195.
- ^ dhyAna , Санскритско-английский словарь Монье Уильямса (редакция 2008 г.), Cologne Digital Sanskrit Lexicon, Германия
- ^ Ян Гонда (1963), Видение ведических поэтов, Вальтер де Грюйтер, ISBN 978-3110153156 , страницы 289-301.
- ^ Томас Берри (1992), Религии Индии: индуизм, йога, буддизм, издательство Колумбийского университета, ISBN 978-0231107815 , стр. 101.
- ^ Ян Гонда (1963), Видение ведических поэтов, Вальтер де Грюйтер, ISBN 978-3110153156 , страницы 289-290.
- ^ Шарлотта Белл (2007), Осознанная йога, Осознанная жизнь: Руководство для повседневной практики, Rodmell Press , ISBN 978-1930485204 , страницы 151-159.
- ^ Г. Н. Джа (переводчик) (1907), Йога-даршана: сутры Патанджали с Бхасьей Вьясы - Книга 3 ; Архив Гарвардского университета, страницы 94–95.
- ^ К. Рамакришна Рао (2005), Исследования сознания: межкультурные перспективы, МакФарланд, ISBN 978-0786422784 , стр. 315
- ^ TR Anantharaman (1996), Древняя йога и современная наука, монография PHISPC, том 14, выпуск 7, ISBN 978-8121507523 , страницы 44–45.
- ^ Уильям Махони (1997), Искусная Вселенная: Введение в ведическое религиозное воображение, State University of New York Press, ISBN 978-0791435809 , стр. 170.
- ^ Бронхорст 1993 .
- ^ Винн 2007 .
- ^ Бронкхорст 1993 , с. 45.
- ^ Бронкхорст 1993 , с. 46.
- ^ Бронкхорст 1993 , с. 47.
- ^ Ганс Вольфганг Шуман (2004), Исторический Будда: времена, жизнь и учения основателя буддизма Мотилала Банарсидасса, ISBN 978-8120818170 , стр. 49.
- ^ Jump up to: а б Сагармал Джайн (2015), Йога в джайнизме (редактор: Кристофер Ки Чаппл), Routledge, ISBN 978-1138829077 , страницы 14–28.
- ^ Бронкхорст 1993 , с. 68-77.
- ^ Бронкхорст 1993 , с. 95; 122-123.
- ^ Jump up to: а б с Винн 2007 , стр. 96–97.
- ^ Винн 2007 , стр. 11–15, 94.
- ^ Земля 1994 , с. 24.
- ^ Морис Блумфилд, Ведическая симфония , издательство Гарвардского университета , стр. 523
- ^ Jump up to: а б Ян Гонда (1963), Видение ведических поэтов, Вальтер де Грюйтер, ISBN 978-3110153156 , страницы 292-293.
- ^ Jump up to: а б с Уильям Ценкнер (1995), Традиция учителей, Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-8120809321 , страницы 23–25.
- ^ Jump up to: а б Поль Деуссен , Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120814684 , страницы 25–58;
- ^ Макс Мюллер (переводчик), Каушитаки Упанишад , Oxford University Press, стр. 294
- ^ Пол Деуссен (1997). Шестьдесят Упанишад Вед, Мотилал Банаршидасс , ISBN 978-8120814677 , страницы 174, 180-181, 351-364.
- ^ Хенк Бодевиц (1997), Джайминия Брахмана I, 1–65: Перевод и комментарии, Brill Academic, ISBN 978-9004036048 , стр. 23, 230–233 со сноской 6, 328–329.
- ^ Пол Деуссен (1997). Шестьдесят Упанишад Вед, Мотилал Банаршидасс, ISBN 978-8120814677 , страницы 645-646.
- ^ Дж. Ф. Стаал (перепечатка 2008 г., оригинал: 1961 г.), Адвайта и неоплатонизм, DBNL, OCLC 2026357 , стр. 72-73
- ^ Цунехико Сугики (2015), Вариации хомы: исследование ритуальных изменений в Longue Duree (редакторы: Ричард Пейн и Майкл Витцель), Oxford University Press , ISBN 978-0199351589 , страницы 167-169, 176-177, 186, 193-194.
- ^ Яэль Бентор (2000), Интериоризированные огненные ритуалы в Индии и Тибете, Журнал Американского восточного общества, Том. 120, № 4, стр. 594-613
- ^ Яэль Бентор (2000), Интериоризированные огненные ритуалы в Индии и Тибете, Журнал Американского восточного общества, Том. 120, № 4, стр. 596-597
- ^ Санскритский словарь английского языка Dhyai , Кельнский университет, Германия
- ^ Патрик Оливель (1999), Дхармасутры, Oxford World Classics, Oxford University Press, ISBN 0-192838822 , страницы 325-326; Оригинал санскритской рукописи: см. Архив.
- ^ Георг Бюлер, Священные книги Востока в Google Books , том XIV, часть II, редактор: Макс Мюллер , Oxford University Press , страницы 138-139
- ^ Jump up to: а б Уильям Ценкнер (1995), Традиция учителей, Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-8120809321 , страницы 71–82 со сносками.
- ^ Хенк Бодевиц (1999), Насилие отрицается (редакторы: Ян Э.М. Хубен и Карел Рийк ван Коой), BRILL, ISBN 978-9004113442 , стр. 28, сноска 19.
- ^ Jump up to: а б Экнатх Ишваран (2011), Сущность Бхагавад-гиты, Нилгири, ISBN 978-1586380687 , страницы 126-146, 280.
- ^ Jump up to: а б с д Уинтроп Сарджант (2009), Бхагавад-гита: издание к двадцатипятилетнему юбилею (редактор: Кристофер Чаппл ), State University of New York Press, ISBN 978-1438428420 , страница xv
- ^ Jump up to: а б с Уинтроп Сарджант (2009), Бхагавад-гита: издание к двадцатипятилетнему юбилею (редактор: Кристофер Чаппл), State University of New York Press, ISBN 978-1438428420 , страницы xvi, 272-321, 331
- ^ Jump up to: а б Дойч и Далви 2004 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б с д и Шиперс 2000 .
- ^ Jump up to: а б с д Раджу 1992 , стр. 211.
- ^ Jump up to: а б Дойч и Далви 2004 , с. 61-62.
- ^ Jump up to: а б с д Хилтебейтель 2002 .
- ^ Маас 2006 .
- ^ Лохтефельд 2002 , с. 196, 585.
- ^ Философия йоги Т.Р. Татья (переводчик) с комментарием Бходжараджи; Архив Гарвардского университета, стр. 94-95.
- ^ Бронкхорст 1993 , стр. 49, 71.
- ^ Бронкхорст 1993 , с. 73.
- ^ Бронкхорст 1993 , с. 74.
- ^ Тревор Леггетт (1983), Шанкара о йога-сутрах , том 2, Routledge, ISBN 978-0710095398 , страницы 283-284.
- ^ Вин Бейли (2009), Медитационная йога Патанджали, Simon & Schuster Australia, ISBN 978-0731806485
- ^ Стивен Филипс (1998), Энциклопедия философии Routledge: от Брахмана до Дерриды (редактор; Эдвард Крейг), Routledge, ISBN 978-0415187077 , страницы 1–4.
- ^ Клаус К. Клостермайер (2007), Обзор индуизма, третье издание, State University of New York Press, ISBN 978-0791470824 , Глава 12: Атман и Брахман - Я и все
- ^ Майкл Майерс (2000), Брахман: сравнительное богословие, Routledge, ISBN 978-0700712571 , страницы 124-127.
- ^ Андервуд 2005 .
- ^ Смит 2005 .
- ^ Jump up to: а б Новая Британская энциклопедия (издание 2003 г.), том 4, ISBN 978-0852299616 , стр. 56, Статья о йоге.
- ^ Эдвин Брайант (2009), Йога-сутры Патанджали: новое издание, перевод и комментарии с идеями традиционных комментаторов, North Point Press, ISBN 978-0865477360 , страницы 303-305.
- ^ Свами Вивекананда (1915), Полное собрание сочинений Свами Вивекананды в Google Книгах , Том 1, 2-е издание, Архив Гарвардского университета, стр. 206; Архив 2: Философия Веданты: Лекции , с. 82, в Google Книгах.
- ^ Басант Прадхан (2014), Когнитивная терапия, основанная на йоге и осознанности, Springer Academic, ISBN 978-3319091044 , страницы 49–50.
- ^ RS Bajpai (2002), Великолепие и размеры йоги, Atlantic Publishers, ISBN 978-8171569649 , страницы 189-196.
- ^ Jump up to: а б с Майкл Уошберн (1988), Эго и динамическая основа: трансперсональная теория человеческого развития, State University of New York Press, ISBN 978-0887066115 , стр. 219.
- ^ Майкл Уошберн (1988), Эго и динамическая основа: трансперсональная теория человеческого развития, State University of New York Press, ISBN 978-0887066115 , стр. 220.
- ^ Джонс и Райан 2006 , с. 377.
- ^ Jump up to: а б с Майкл Уошберн (1988), Эго и динамическая основа: трансперсональная теория человеческого развития, State University of New York Press, ISBN 978-0887066115 , страницы 220-221.
- ^ Jump up to: а б с д и Мэле 2007 , с. 177.
- ^ Уичер 1998 , с. 254.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мэле 2007 , с. 179.
- ^ Jump up to: а б Мэле 2007 , с. 178.
- ^ Мэле 2007 , стр. 179–180, 237–240.
- ^ Maehle 2007 , стр. 239-240 с обсуждением сутры 3.8.
- ^ Jump up to: а б с д и Мирча Элиаде, Уиллард Роупс Траск и Дэвид Гордон Уайт (2009), Йога: бессмертие и свобода, Princeton University Press, ISBN 978-0691142036 , страницы 85-87.
- ^ Мэле 2007 , стр. 251–252.
- ^ Стивен Филлипс (2009), Йога, карма и возрождение: краткая история и философия, Columbia University Press, ISBN 978-0231144858 , страницы 141-142.
- ^ Мирча Элиаде, Уиллард Роупс Траск и Дэвид Гордон Уайт (2009), Йога: бессмертие и свобода, Princeton University Press, ISBN 978-0691142036 , страница 88 со сноской 119.
- ^ Т. С. Рукмани (1993), Исследования в области индийской и буддийской философии (редактор: Рама Карана Шарма), Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120809949 , страницы 218-220, также 217-224.
- ^ Джинин Д. Фаулер (2012), Бхагавад-гита, издательство Sussex University Press, ISBN 978-1845193461 , страницы 53, 83-85, 148-149.
- ^ Джонатан Бадер (1990), Медитация в Веданте Шанкары, Адитья Пракашан, ISBN 978-8185179513 , страницы 42–46.
- ^ Стюарт Рэй Сарбакер (2006), Самадхи, State University of New York Press, ISBN 978-0791465547 , страницы 53–60.
- ^ Фриц Стаал (1975), Исследование мистицизма: методологическое эссе, University of California Press, ISBN 978-0520031197 , страницы 86-91.
- ^ Jump up to: а б Цзяньсинь Ли (н.д.) .
- ^ Винн 2007 , с. 106; 140, примечание 58.
- ^ Крэнгл 1984 , с. 191.
- ^ Крэнгл 1984 , стр. 191–194.
- ^ Jump up to: а б с Стюарт Рэй Сарбакер (2006), Самадхи, SUNY Press, ISBN 978-0791465547 , страницы 104–106.
- ^ Jump up to: а б с Дэвид Лой (1982), Просветление в буддизме и Адвайта Веданта: Нирвана и мокша — одно и то же?, International Philosophical Quarterly, 23 (1), стр. 65-74.
- ^ Jump up to: а б Крэнгл 1984 , с. 194.
- ^ Стюарт Рэй Сарбакер (2006), Самадхи, SUNY Press, ISBN 978-0791465547 , страницы 106-108.
- ^ Jump up to: а б с Падманабх С. Джайни (2014), Путь очищения джайнов, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120815780 , страницы 251-258.
- ^ Курт Титце (2001), Джайнизм, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120815346 , стр. 266.
- ^ Jump up to: а б с д и Пол Дандас (2002), Джайны, Рутледж, ISBN 978-0415266055 , страницы 166-169.
- ^ Джон Корт (1998), Открытые границы: джайнские сообщества и культуры в истории Индии, State University of New York Press, ISBN 978-0791437865 , страницы 17–20.
- ^ Jump up to: а б Уильям Ценкнер (1995), Традиция учителей, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120809321 , страницы 23–25, 74–75.
- ^ Джон С. Плотт (1974), Философия преданности, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-0842606196 , страницы 70-71.
- ^ Нисио, Хиденари (1979) «О бхакти в Бхагавадгите» . Журнал индийских и буддийских исследований (индогаку Буккёгаку Кенкю) ( 2 952–950 ) 27 : .
- ^ Андриянич, Иван (2022). «Дискуссия о шротавье, мантавье и нидидхьяситавье в ранней веданте» . Антропос . 54 (1–2): 13–29. дои : 10.26493/2630-4082.54.13-29 . ISSN 0587-5161 .
Источники
[ редактировать ]Опубликованные источники
[ редактировать ]- Бронкхорст, Йоханнес (1993), Две традиции медитации в Древней Индии , Мотилал Банарсидасс
- Крэнгл, Эдди (1984), «Сравнение индуистских и буддийских методов достижения самадхи» (PDF) , в Хатче, РА; Феннер, П.Г. (ред.), «Под тенью дерева кулиба: австралийские исследования сознания» , University Press of America, заархивировано из оригинала (PDF) 1 сентября 2021 г. , получено 28 ноября 2014 г.
- Дойч, Элиот; Далви, Рохит (2004), «Основная Веданта: новый источник Адвайта Веданты» , World Wisdom, Inc, ISBN 978-0-941532-52-5
- Хилтебейтель, Альф (2002), Индуизм. В: Джозеф Китагава, «Религиозные традиции Азии: религия, история и культура» , Routledge, ISBN. 9781136875977
- Цзяньсинь Ли (без даты), Сравнительное исследование йоги и индийского буддизма , asianscholarship.org, заархивировано из оригинала 4 марта 2016 г.
- Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2006), Энциклопедия индуизма , Издательство информационной базы, ISBN 9780816075645
- Калупахана, Дэвид Дж. (1994), История буддийской философии , Дели: Мотилал Банарсидасс.
- Лохтефельд, Джеймс Г. (2002), Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM и Новая Зеландия (том 1 и 2) , The Rosen Publishing Group, ISBN 0-823922871
- Маас, Филипп А. (2006), Самадхипада: первая глава Патанджалайогашастры, впервые подвергнутая критической редакции , Ахен: Шейкер, ISBN 3832249877
- Мэле, Грегор (2007), Аштанга-йога: практика и философия , Библиотека Нового Мира.
- Раджу, ПТ (1992), Философские традиции Индии , Дели: Мотилал Банарсидасс
- Шиперс, Альфред (2000), Корни индийской мысли , Olive Press
- Смит, Брайан (2005), Йога. В: «Новый словарь истории идей. Ред. Мэриэнн Клайн Горовиц. Том 6». , Сыновья Чарльза Скрибнера, 2005 г.
- Андервуд, Фредерик Б. (2005), Медитация. В: «Энциклопедия религии. Ред. Линдсей Джонс. 2-е изд. Том 9. , Macmillan Reference USA. 5816-822. Виртуальная справочная библиотека Гейла.
- Уичер, Ян (1998), Целостность йога-даршана: пересмотр классической йоги , SUNY Press, ISBN 978-0791438152
- Винн, Александр (2007), Происхождение буддийской медитации , Routledge
Веб-источники
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Команс, Майкл (1993), Вопрос о важности самадхи в современной и классической Адвайта Веданте. В: Философия Востока и Запада Vol. 43, № 1 (январь 1993 г.), стр. 19–38.
- Команс, Майкл (2000), Метод ранней Адвайта Веданты: исследование Гаудапады, Шанкары, Сурешвары и Падмапады , Дели: Мотилал Банарсидасс
- Дэвид, Джон (1914), Система йоги Патанджали с комментарием Йогабхашья, приписываемым Веде Вьясе и Таттве Вайчаради Вачаспати Мишрой , издательство Гарвардского университета, ISBN 9780524073827
- Плотный, Кристиан Д. Фон (1999), Философы и религиозные лидеры , Издательская группа Greenwood
- Фаркухар, Джон Никол (1920), Очерк религиозной литературы Индии , Oxford University Press
- Кинг, Ричард (1999), «Ориентализм и современный миф об «индуизме» », NUMEN , 46 (2), BRILL: 146–185, doi : 10.1163/1568527991517950
- Кинг, Ричард (2002), Ориентализм и религия: постколониальная теория, Индия и «Мистический Восток» , Электронная библиотека Тейлора и Фрэнсиса
- Мукерджи, Мадхава Битика (1983), Неоведанта и современность , Ашутош Пракашан Санстан
- Турман, Роберт (1984), Центральная философия Тибета , Princeton University Press
- Вернер, Карел (1994), Йог и мистик , Рутледж
- Уайт, Дэвид Гордон (2014), Йога-сутра Патанджали: биография , Princeton University Press