Jump to content

Аэрокосмическая Газель

(Перенаправлено с вертолетов Газели )

SA 341/SA 342 Газель
Газель Королевских ВВС над РИАТ 2014 г.
Роль Универсальный вертолет / Вооруженный вертолет
Национальное происхождение  Франция
Производитель Sud Aviation , позже Aerospace
Построено АБХКО
РЫНОК
Вестленд Эйркрафт
Первый полет 7 апреля 1967 г. (SA.340)
Введение 1973
Статус В эксплуатации
Основные пользователи Французская армия
Британская армия (в отставке)
Египетские ВВС
Ливанские ВВС
Произведено 1967–1996 [ нужна ссылка ]
Количество построенных 1,775 [ нужна ссылка ]
Разработано на основе Аэрокосмический Алуэтт III

Aérospatiale Gazelle (фирменные обозначения SA 340 , SA 341 и SA 342 ) — пятиместный вертолет, разработанный и первоначально производившийся французской авиастроительной компанией Sud Aviation , а позднее — Aérospatiale . Это первый вертолет, оснащенный хвостовым оперением фенестрона вместо обычного рулевого винта , а также первый вертолет, адаптированный для выполнения полетов одним пилотом в соответствии с правилами полетов по приборам .

Gazelle был разработан в 1960-х годах как преемник Alouette II, а также для удовлетворения потребностей французской армии в новом легком вертолете наблюдения. И Франция, и Великобритания работали над проектом в рамках соглашения о совместном производстве и разработке с Westland Aircraft . «Газель» значительно крупнее предыдущей серии Alouette, но по-прежнему оснащена одним Turbomeca Astazou газотурбинным двигателем . Инновации в конструкции «Газели», помимо фенестрона, включали упор на минимальные требования к техническому обслуживанию с самого начала разработки и использование полужесткой композитной несущей системы, причем последняя потребовала значительного времени на разработку. 7 апреля 1967 года «Газель» совершила свой первый полет .

Первые действующие «Газели» были представлены в 1971 году. Первоначально производственные линии этого типа были созданы как во Франции, так и в Великобритании. Позже он также производился по лицензии компаниями SOKO в Югославии и Arab British Helicopter Company (ABHCO) в Египте. Несколько вариантов вооружения, ориентированных на такие роли, как противотанковый вертолет ( SA 342M ), легкая поддержка ( SA 341F ) и зенитные варианты, были оперативно произведены для различных служб французских вооруженных сил. На «Газелях» летали все виды британских вооруженных сил — Королевские ВВС , Королевский флот (в том числе для поддержки Королевской морской пехоты ) и британская армия, выполняя различные функции. «Газель» закупалась и эксплуатировалась широким кругом экспортных заказчиков. Хотя обычно она использовалась в военных целях для выполнения легких транспортных, разведывательных и легких штурмовых задач, «Газель» также использовалась и гражданскими операторами.

За свой длительный срок службы «Газель» участвовала в многочисленных конфликтах по всему миру, в том числе в Сирии во время Ливанской войны 1982 года , в Руанде во время гражданской войны в Руанде 1991 года в 1990-х годах, а также в многочисленных конфликтах с обеих сторон в войне в Персидском заливе . К XXI веку многие эксплуатанты находились в процессе замены «Газели» на более новые винтокрылые машины; На вооружении Франции Gazelle был заменен в качестве ударного вертолета более крупным и современным Eurocopter Tiger , но некоторое время оставался активным в роли вертолета-разведчика. Многие эксплуатанты решили модернизировать свои винтокрылые машины для продолжения эксплуатации, и по состоянию на 2024 год этот тип все еще используется во многих странах. Производство закончилось в 1996 году.

Разработка

[ редактировать ]
Прототип SA 340 Gazelle 1967 года с оригинальным рулевым винтом обычного типа.

В 1966 году компания Sud Aviation начала работу над легким наблюдательным вертолетом, который заменит его Alouette II , рассчитанный на пять человек. [ 1 ] «Газель» возникла в результате потребности французской армии в легком вертолете наблюдения, предназначенном для замены Aérospatiale Alouette III ; На ранних этапах разработки самолета было принято решение увеличить вертолет, чтобы обеспечить большую универсальность и сделать его более привлекательным для экспортного рынка. [ 2 ]

Вначале Gazelle привлекла внимание Великобритании, что привело к заключению крупного соглашения о совместной разработке и производстве между Sud Aviation и Westland. Соглашение, подписанное в феврале 1967 года, разрешало производство в Великобритании 292 «Газелей» и 48 средних транспортных вертолетов Sud Aviation SA 330 Puma по заказу британских вооруженных сил; взамен Sud Aviation получила долю в программе производства 40 военно-морских вертолетов Westland Lynx для ВМС Франции . [ 3 ] [ 4 ]

Кроме того, Westland будет иметь 65% доли в производстве и станет совместным партнером Sud Aviation в дальнейших доработках и модернизациях Gazelle. Всего Westland выпустит 262 «Газели» различных моделей, в основном для различных родов британских вооруженных сил. Выпускались также «Газели» для гражданского рынка. [ 3 ] [ 4 ]

Первый прототип SA 340 впервые поднялся в воздух 7 апреля 1967 года. Первоначально он летал с обычным рулевым винтом, взятым от Alouette II. В начале 1968 года хвостовое оперение было заменено на характерное хвостовое оперение фенестрона на втором прототипе. [ 1 ] [ 5 ] Совершили полеты четыре прототипа SA 341, в том числе один для британской фирмы Westland Helicopters . 6 августа 1971 года первая серийная «Газель» совершила свой первый полет. [ 5 ] 13 мая 1967 года «Газель» продемонстрировала свои скоростные возможности, побив два отдельных мировых рекорда скорости на замкнутой трассе, достигнув скорости 307 км/ч на дистанции 3 км и 292 км/ч на дистанции 100 км. [ 6 ]

Газель французской армии в полете, 2004 г.

На вооружении легкой авиации французской армии (ALAT) «Газель» использовалась в основном как боевой противотанковый корабль ( SA 342M ), вооруженный ракетами Euromissile HOT . Применяется легкая версия поддержки ( SA 341F ), оснащенная 20-мм пушкой, а также зенитные варианты, несущие ракету класса «воздух-воздух» Mistral ( «Газель Селтик» на базе SA 341F , «Газель Мистраль» на базе SA 342M ). Последние противотанковые и разведывательные системой Viviane версии оснащены тепловизионной и поэтому называются Gazelle Viviane . [ 7 ] На передовой «Газель» заменяется Eurocopter Tiger , но он по-прежнему будет использоваться в качестве легкого транспорта и связующего звена.

Британские войска использовали четыре версии «Газели». SA 341D получил обозначение «Газель HT.3» на вооружении британских ВВС и был оборудован как тренажер для пилотов вертолетов (отсюда и HT). SA 341E использовался ВВС Великобритании для связи и перевозки VIP- персон как «Газель HCC.4». SA 341C был приобретен как учебно-тренировочный самолет Gazelle HT.2 для Королевского флота; учебные варианты были заменены на Eurocopter Squirrel HT1 . [ 8 ] SA 341B был оборудован в соответствии со спецификацией армейской авиации как «Газель AH.1» (от «Армейского вертолета Mark 1»).

«Газель» имела коммерческий успех, что побудило Aérospatiale, как и Sud Aviation, быстро разработать и представить серию SA 342 Gazelle, оснащенную модернизированными силовыми установками. Лицензионное производство этого типа осуществлялось не только в Великобритании, отечественное производство также осуществлялось египетской фирмой ABHCO . Сообщается, что югославская компания SOKO произвела в общей сложности 132 «Газели». [ 3 ] По мере того как «Газель» становилась старше, на вооружение использовались новые боевые вертолеты для противотанковых задач; таким образом, те самолеты, которые ранее были сконфигурированы как ударные вертолеты, часто перепрофилировались для других, второстепенных вспомогательных задач, таких как пункт воздушного наблюдения (AOP) для управления артиллерийским огнем, передовой авиадиспетчер (ABFAC) для управления штурмовиками , эвакуация раненых, связь. и по ретрансляции связи . миссии [ 9 ] По словам Дэвида Оливера, на момент окончания производства во Франции и Великобритании было произведено 1560 «Газелей». [ 10 ]

Вестленд SA-341D Газель, 1975 г.
SA341G Gazelle в 2015 году в Великобритании.

Aérospatiale Gazelle изначально разрабатывался как замена популярной Alouette серии вертолетов ; различные аспекты «Газели» используются совместно с «Алуэтт», включая типы задач, свободные размеры и оперативное оборудование. «Газель» отличалась несколькими ключевыми инновациями: она была первым вертолетом с фенестроном или хвостовым оперением; это кожуховое многолопастное рулевое устройство, размещенное на вертикальной поверхности хвостового оперения вместо обычного рулевого винта. [ 5 ] Фенестрон, хотя и требует небольшого увеличения мощности на малых скоростях, имеет такие преимущества, как значительно меньшая уязвимость к повреждениям, более безопасен для людей, находящихся в непосредственной близости от вертолета, а также низкое энергопотребление на крейсерских скоростях. больше подходит для скоростного полета». [ 11 ] [ 12 ] Считается, что фенестрон помог «Газели» стать самым быстрым вертолетом в мире в своем классе. [ 13 ]

Первоначальная система несущего винта «Газели» была основана на системе жесткого несущего винта, разработанной компанией Messerschmitt-Bölkow-Blohm для MBB Bo 105 ; жесткий винт был заменен полужестким однако из-за проблем с управлением, возникших на высоких скоростях на прототипе винтокрылого аппарата, на серийных самолетах аналогом. Трудности, возникшие при ранней разработке несущего винта, были одним из факторов, способствовавших длительному времени разработки «Газели». [ 14 ] Отдельные лопасти несущего винта были изготовлены из композитных материалов , в основном из стекловолокна, и были рассчитаны на чрезвычайно длительный срок службы; Композитные лопасти несущего винта станут обычным явлением на более поздних вертолетах. [ 11 ] [ 15 ] Несущий винт описывается как имеющий «широкий диапазон допусков» для авторотации . [ 16 ]

«Газель» способна перевозить до пяти пассажиров и до 1320 фунтов груза на нижнем грузовом крюке или, альтернативно, до 1100 фунтов груза в 80 кубических футах внутреннего пространства в задней части кабины. Варианты вооружения будут нести до четырех HOT (Haut subsonique Optiquement Téléguidé Tire d'un Tube) с проводным наведением или 20-мм пушку, стреляющую вперед, установленную по бокам фюзеляжа, с боезапасом, размещенным в кабине. противотанковых ракет [ 17 ] На «Газель» может быть установлено различное дополнительное оборудование, такое как арматура для шумоподавления двигателя, паромные цистерны емкостью 53 галлона, спасательная лебедка, способная поднимать до 390 фунтов, аварийное плавсредство, сажевый фильтр, высокие посадочные полозья, обогреватель кабины, регулируемая посадка. фары и противообледенительные системы двигателя. [ 18 ] Хотя «Газель» разрабатывалась в рамках программы проектирования, ориентированной на военные нужды, после ввода этого типа в эксплуатацию все большее внимание уделялось и коммерческому рынку. [ 19 ] Этот тип продавался гражданским потребителям; Примечательно, что гражданский оператор Vought Helicopters когда-то имел парк не менее 70 «Газелей». [ 3 ] [ 20 ] Гражданские «Газели» часто имели внешнюю дверь доступа к багажу, установленную под основной кабиной. [ 21 ]

Гражданская SA 341G Газель

Послушные летные способности «Газели» таковы, что, как сообщается, она способна комфортно летать без работы основной гидравлической системы на скорости до 100 узлов. [ 22 ] Органы управления полетом очень отзывчивы; необычно, что у «Газели» нет ни дроссельной заслонки , ни системы триммирования . Гидравлические сервоусилители присутствуют на всех контурах управления полетом, чтобы смягчить трудности управления в случае отказа оборудования. [ 20 ] [ 22 ] «Газель» стала первым вертолетом, адаптированным для выполнения полетов одним пилотом по правилам полетов по приборам . Усовершенствованная дуплексная система автопилота была разработана Honeywell, чтобы позволить пилоту не переутомляться во время одиночных полетов; «Газель» была выбрана в качестве платформы для развития этих возможностей, поскольку это был один из самых быстрых и стабильных вертолетов, находящихся на вооружении на тот момент, и он имел репутацию легкого в управлении вертолета. [ 23 ]

«Газель» была спроектирована так, чтобы ее было легко обслуживать, все подшипники имели рассчитанный срок службы и не нуждались в постоянной смазке, а большинство резервуаров с жидкостью можно было быстро осмотреть. [ 22 ] Акцент на стадии проектирования на достижении минимальных требований к техническому обслуживанию способствовал снижению эксплуатационных расходов вертолета; многие компоненты были рассчитаны на срок службы более 700 летных часов, а в некоторых случаях 1200 летных часов, прежде чем потребуется замена. [ 24 ] Благодаря характеристикам многих подсистем «Газели», функции, впервые появившиеся в «Газели», такие как фенестрон, появятся в более поздних конструкциях Aerospatiale. [ 14 ] [ 25 ]

Поскольку «Газель» продолжала служить в 21 веке, было предпринято несколько крупных программ модернизации и модернизации, обычно с добавлением новой авионики для увеличения ее возможностей. Группа Aerotec предложила существующим операторам пакет капитального ремонта, который включал модернизированную баллистическую защиту, очки ночного видения , новые боеприпасы, включая ракеты и пулеметы, а также 3D- навигационные дисплеи; Сообщается, что даже в 2010-е годы такие операторы, как Египет, были заинтересованы в модернизации своих «Газелей». [ 26 ] QinetiQ разработала систему прямого голосового ввода (DVI) для «Газели». Система DVI обеспечивает голосовое управление многими аспектами работы самолета, снижая требования, предъявляемые к экипажу. [ 27 ] В сентябре 2011 года QinetiQ и Northrop Grumman предложили оснастить бывшие британские «Газели» автономными системами управления полетом, заимствованными из Northrop Grumman MQ-8 Fire Scout , превратив их в беспилотные летательные аппараты (БПЛА) для удовлетворения требований Королевского флота к беспилотным морским летательным аппаратам. платформа. [ 28 ]

Операционная история

[ редактировать ]
Карта военных операторов

В 1980-е годы Китай приобрел восемь боевых вертолетов SA 342L; это были первые специализированные ударные вертолеты, которые эксплуатировались Народно-освободительной армией . Рассматривалась возможность приобретения дополнительных самолетов, включая лицензионное производство самолетов в Китае, но после окончания холодной войны от этой инициативы, по-видимому, отказались . Небольшой флот использовался для разработки тактики противотанковой борьбы. «Газели» также часто использовались для имитации вражеских сил во время военных учений . [ 29 ]

Французская газель SA341F2 в пустыне во время операции «Щит пустыни».

Французская армия использовала «Газель» за границей во многих крупномасштабных операциях, часто в поддержку международных военных интервенций; в том числе в Чаде (в 1980-е годы), [ 30 ] бывшая Югославия (1990-е годы), Джибути (1991–1992 годы), [ 31 ] Сомали (1993 г.), Кот-д'Ивуар (2002 г. – настоящее время) и Афганистан (2002–2021 гг.). В 1990–1991 годах более 50 французских «Газелей» были задействованы в составе вклада Франции в коалиционные силы во время Первой войны в Персидском заливе . [ 32 ]

Во время последующих военных действий, известных как операция «Буря в пустыне» , «Газели» с HOT использовались силами нескольких стран, включая Кувейта ВВС , против иракских вооруженных сил, оккупировавших соседний Кувейт. [ 33 ] Во время наступления коалиции на Кувейт французские «Газели» применили тактику обстрела вражеских танков, транспортных средств и бункеров непрерывными волнами на высокой скорости. [ 34 ]

Газели часто отправлялись для поддержки и защиты международных миссий ООН, таких как интервенция в Боснийскую войну в 1992 году . [ 35 ] Помимо выполнения наземных операций, французские «Газели» также часто перебрасывались с французских военно-морских кораблей. В апреле 2008 года свидетели сообщили, что до шести французских «Газелей» обстреливали ракетами сомалийских пиратов во время крупной операции по борьбе с пиратством . [ 36 ] Во время военной интервенции в Ливию в 2011 году несколько «Газелей» эксплуатировались с десантного корабля ВМС Франции « Тоннер »; были нанесены удары В Ливии по вооруженным силам, поддерживающим Каддафи. [ 37 ]

Военные интервенции в африканские страны, особенно в бывшие французские колонии, часто поддерживались Газелями как в разведывательных, так и в атакующих целях; В число стран, участвовавших в предыдущих взаимодействиях, входят Чад , Джибути , Сомали и Кот-д'Ивуар . В апреле 2011 года в рамках санкционированной ООН кампании в Кот-д'Ивуаре четыре ударных вертолета «Газель» в сопровождении двух боевых вертолетов Ми-24 открыли огонь по резиденции мятежного президента Гбагбо, чтобы нейтрализовать тяжелое вооружение, что привело к его сдаваться. [ 38 ] В январе 2013 года «Газели» использовались в качестве боевых кораблей в операции «Сервал» в Мали , совершая рейды на повстанческие силы, сражающиеся с правительственными силами на севере страны. [ 39 ] [ 40 ]

В 2016 году Главное управление вооружений французской армейской авиации объявило, что вертолеты «Газель» 4-го вертолетного полка специального назначения (4ème RHFS) могут быть оснащены пулеметом M134 Minigun . [ 41 ]

Во время ирано-иракской войны, которая велась на протяжении большей части 1980-х годов, Ирак закупил значительное количество военной техники французского производства, в том числе парк из 40 «Газелей» с вооружением HOT . [ 42 ] Сообщается, что Ирак получил около 100 вертолетов «Газель». [ 43 ] «Газель» обычно использовалась вместе с боевыми вертолетами Ми-24 советской постройки и часто использовалась в контратаках против иранских войск. [ 44 ] К 2000 году, после значительных потерь техники в результате войны в Персидском заливе 1991 года , в Ираке, как сообщается, осталось всего 20 «Газелей». [ 45 ]

В 2003 году представители американской разведки заявили, что французская фирма продолжала продавать Ираку запасные части для «Газели» и других самолетов французского производства через стороннюю торговую компанию, несмотря на эмбарго . действующее [ 46 ] Eurocopter , компания-преемник Aerospatiale, отрицала свою причастность к этому делу, заявив в 2008 году, что «никакие детали в Ирак не поставлялись». [ 47 ] В апреле 2009 года Ирак в рамках более крупной инициативы по военным закупкам купил у Франции шесть «Газелей» для учебных целей. [ 48 ]

Газель сирийских ВВС , захваченная Израилем в Ливане в 1982 году.

Сирийские Газели широко использовались во время Ливанской войны 1982 года . Перед лицом крупного наземного наступления Израиля «Газели» предпринимали повторяющиеся нападения, которые смогли замедлить их продвижение. [ 49 ] По словам автора Роджера Спиллера, паника и чувство уязвимости быстро распространились среди израильских танкистов после первого из этих ударов «Газелей» 8 июня 1982 года; дальность действия ракет HOT «Газели» является ключевым фактором ее эффективности. [ 50 ] Эффективность налетов сирийских вертолетов снизилась в течение июня, поскольку сирийская противовоздушная оборона постепенно ослабевала, а израильские ВВС установили господство в воздухе над восточным Ливаном, что сделало операции ударных вертолетов все более уязвимыми. Однако удары «Газелей» продолжали успешно наноситься вплоть до объявления прекращения огня. [ 51 ]

Война 1982 года подчеркнула важность и роль ударных вертолетов в будущих конфликтах благодаря их эффективности по обе стороны конфликта. [ 52 ] После окончания войны сирийская армия заявила, что израильским силам был нанесен значительный ущерб, например уничтожение 30 танков и 50 других транспортных средств, а также потеря пяти вертолетов. [ 53 ] Израиль будет заявлять о потере семи танков в результате ударов «Газелей» и сбитии 12 сирийских «Газелей». [ 51 ] Автор Кеннет Майкл Поллак описал роль сирийских вертолетов «Газель» как «психологически эффективную против израильтян, но причинившую небольшой фактический ущерб. броня убивает во время войны». [ 54 ]

После окончания войны Сирия увеличила размер своего парка ударных вертолетов с 16 до 50 «Газелей», дополненных еще 50 более тяжелыми боевыми вертолетами Ми-24 . [ 52 ] «Газели» также несколько раз использовались в Сирии во время гражданской войны, последний раз они использовались для поддержки войск в наступлении на Пальмиру с использованием неуправляемых ракет и HOT-ПТУР. [ 55 ]

Во время войны в Персидском заливе 1991 года примерно 15 «Газелей» смогли отступить в соседнюю Саудовскую Аравию вместе с другими частями вооруженных сил Кувейта во время вторжения Ирака в страну. [ 56 ] Во время последующего наступления коалиции с целью вытеснения иракских войск из Кувейта несколько сбежавших кувейтских газелей предприняли атакующие миссии в оккупированный Кувейт, чтобы уничтожить иракские танки и другие военные цели. [ 57 ]

«Газель» использовалась эквадорской армией во время войны Сенепа между Эквадором и соседним Перу в 1995 году , выполняя такие задачи, как непосредственная поддержка с воздуха и сопровождение других вертолетов. [ 58 ] и Эквадором вспыхнула небольшая дипломатическая ссора В 2008 году между Колумбией после, как сообщается, случайного вторжения в воздушное пространство Колумбии эквадорской газели. [ 59 ]

Великобритания

[ редактировать ]
Газель 1 Reg AAC, Хильдесхайм, Германия, с подвесной грузовой сеткой, 1980 год.
Royal Marines AH1 Gazelle взлетает из Масиры, Оман, 2002 год.

В 1973 году Великобритания заказала 142 самолета из запланированного на тот момент парка в 250 самолетов. [ 60 ] 660-я эскадрилья AAC , базировавшаяся в казармах Саламанки , Германия, была первым подразделением британской армии, оснащенным «Газелями», поступившими на оперативную службу 6 июля 1974 года. «Газелям», заменившим сиу , были поручены функции разведки и развертывания войск. , руководство артиллерийским огнем, эвакуация раненых и противотанковые действия. [ 61 ] [ 62 ] В августе 1974 года 30 человек базировались в Королевских ВВС Тернхилл для обучения вертолетам Королевских ВВС. [ 63 ]

«Газели» Королевского флота поступили на вооружение в декабре 1974 года в составе 705-й военно-морской авиационной эскадрильи « Калдроуз » для обеспечения всесторонней летной подготовки в рамках подготовки к Westland Lynx поступлению на службу . Всего для Калдроуза было заказано 23 «Газели». [ 64 ] Принадлежащие армии AH.1 также поступили на вооружение 3-й авиационной эскадрильи бригады коммандос (3 CBAS) Королевской морской пехоты, а затем и Вертолетных сил коммандос (CHF) ВВС флота , где они действовали в качестве вспомогательных и разведывательных вертолетов для поддержки Королевская морская пехота . [ 65 ] 12 «Газелей» для 3 CBAS поступили на вооружение в 1975 году. [ 66 ] к тому времени для британской армии было заказано 310 «Газелей». [ 67 ]

«Газели», пришедшие на смену Сиу в ВВС Великобритании в Секконге в конце 1974(?), были признаны непригодными для Гонконга и к концу 1978 года были возвращены в Великобританию и заменены на Scout AH1. [ 68 ] За период времен холодной войны армейские «Газели» налетали более 660 000 часов и в самолет было внесено более 1000 модификаций. С начала 1980-х годов армейские «Газели» оснащались устройством наблюдения «Газель» - гиростабилизированным прицелом, обеспечивающим соответствие их возможностей обнаружения целей с возможностями «Рыси». [ 68 ] [ 69 ] Этот тип также имел ограниченную роль в авиации специальных операций в составе 8-го лётного армейского авиационного корпуса.

Этот тип также часто использовался для воздушного патрулирования в Северной Ирландии . 17 февраля 1978 года «Газель» британской армии разбилась недалеко от Джонсборо , графство Арма , после того, как попала под обстрел Временной ИРА во время наземной перестрелки. [ 70 ]

Во время Фолклендской войны «Газель» сыграла ценную роль, действуя с палуб кораблей Королевского флота . В рамках быстро реализуемой аварийной программы, специально предназначенной для Фолклендского конфликта, «Газели» были оснащены 68-мм ракетными блоками СНЭБ и различным другим дополнительным оборудованием, таким как броня, плавучее снаряжение и механизмы складывания лопастей. [ 71 ] Две Газели Королевской морской пехоты были сбиты в первый день высадки в Сан-Карлос-Уотер . [ 72 ] В ходе громкого инцидента 6 июня 1982 года « Газель» армейской авиации была принята за низколетящий аргентинский Lockheed C-130 Hercules и была сбита HMS Cardiff британским эсминцем . [ 73 ] [ 74 ]

RAF Gazelle на учениях в Норвегии, 2006 г.
Газель британской армии на выставке RIAT в 2014 году.

«Газель» также выполняла функции разведки и связи во время войны в Афганистане . В 2007 году сообщалось, что, хотя многие британские вертолеты испытывали трудности с условиями на театрах военных действий в Афганистане и Ираке, «Газель» была «наиболее эффективной моделью», примерно 80% которой было доступно для плановых операций. [ 75 ]

Различные подразделения британских вооруженных сил использовали «Газели» на других театрах военных действий, например, во время войны в Персидском заливе в 1991 году против Ирака и во время интервенции в Косово в 1999 году . [ 76 ] В 2009 году армейский авиационный корпус был единственным эксплуатантом «Газелей», на вооружении находилось около 40 самолетов, срок вывода из эксплуатации которых планировался в 2012 году. [ 77 ] В октябре 2009 года было объявлено, что срок прекращения эксплуатации был продлен для поддержки внутренних обязательств, в том числе перед Полицейской службой Северной Ирландии (PSNI), до 2018 года, после чего PSNI должна была иметь свои собственные активы. [ 78 ] [ 79 ]

В июле 2016 года Министерство обороны объявило, что «Газель» останется на вооружении до 2025 года, поскольку «Газель» отмечает свое 50-летие на военной службе в Великобритании и делает ее самым старым вертолетом на вооружении Великобритании. [ 80 ] «Газель» эксплуатируется 29-м (BATUS) рейсом AAC в Канаде, поддерживающим учебный полигон в Саффилде, 665-й эскадрильей AAC в Северной Ирландии с задачами воздушного наблюдения, а в Центре армейской авиации - 7- м (учебным) полком конверсии AAC и 667-м (разработка и испытания). ) Эскадрилья ААС. [ 81 ] [ 82 ] В 2018 и 2019 годах Минобороны заключило контракты на содержание флота до 2022 года с возможностью продления в 2025 году. [ 83 ] [ 84 ] В 2019 году армейский авиакорпус имел парк из 32 «Газелей», из которых 19 находились на вооружении. [ 85 ]

В январе 2022 года было объявлено, что к марту 2024 года остальные «Газели» британской армии будут сняты с производства и заменены вертолетами Airbus H135. [ 86 ]

Далее было объявлено, что «Газель» будет выведена из эксплуатации 31 октября 2023 года. Армейский авиационный корпус совершил прощальный пролет от летной станции Олдергроув в Северной Ирландии до компании Vector Aerospace International Ltd в Госпорте, пролетев над различными базами британской армии и британских ВВС. 23 октября. [ 87 ]

Югославия

[ редактировать ]

27 июня 1991 года во время Десятидневной войны в Словении вертолет «Газель» югославских ВВС был сбит переносной 9К32 «Стрела-2» ракетой класса «земля-воздух» над Любляной . Это был первый самолет, потерянный во время распада Словении. Югославия . [ 88 ] «Газели» будут участвовать в дальнейших действиях в последующих югославских войнах , особенно в Боснии, где ВВС Республики Сербской провели множество операций, потеряв всего пять «Газелей», а также в войне в Косово ; После распада Югославии различные государства-преемники унаследовали построенные SOKO «Газели» и продолжили их эксплуатировать, например, Вооруженные силы Боснии и Герцеговины , ВВС Сербии и ВВС Черногории. [ 89 ]

В период с 1980 по 1981 год ВВС Ливана получили из Франции десять самолетов SA 342K/L и SA 341H Gazelle, оснащенных для противотанковых и вспомогательных задач соответственно, для оснащения своей недавно сформированной 8-й ударной эскадрильи на авиабазе в Бейруте . Первоначально базировавшаяся в последнем месте, в 1983 году эскадрилья была передислоцирована к северу от ливанской столицы, при этом «Газели» были рассредоточены на небольших импровизированных вертолетных площадках вокруг Джунии и Адмы по соображениям безопасности, где один из вертолетов мог быть поврежден в результате неудачного взлета.

В 1988 году пилот ВВС Ливана , друз-лейтенант Маджед Караме , дезертировал с аэродрома Адма и направил боевой вертолет SA 342K в контролируемый друзами район Шуф друзов , где он был конфискован ополченцами Народно-освободительной армии (НОАК) при приземлении. НОАК и доставлен танковым транспортером МАЗ-537Г в Саид. Казармы Эль-Хатиб в Хаммане в районе Баабда . Этот конкретный вертолет, судя по всему, никогда не использовался в боевых действиях НОАК (поскольку у них не было авиационного компонента и, следовательно, не было технически подготовленного персонала, который мог бы помогать в полетах и ​​обслуживать захваченный планер), который в конечном итоге был просто помещен на хранение в Хаммана под содержание 11-й пехотной бригады друзов до конца гражданской войны. [ 90 ] [ 91 ]

Широко использовавшийся в качестве боевого вертолета для обеспечения непосредственной авиационной поддержки войск генерала Мишеля Ауна на заключительном этапе гражданской войны в Ливане , боевые потери и проблемы с обслуживанием сократили к 1990 году парк «Газелей» до четырех действующих вертолетов. [ 92 ] Сообщается, что три машины были задержаны ополченцами Ливанских вооруженных сил , которые незаконно продали их Сербии в 1991 году. [ 93 ]

После конфликта командование ВВС Ливана предприняло последовательные усилия по восстановлению своей эскадрильи ударных вертолетов с помощью Объединенных Арабских Эмиратов , и в 2007 году были поставлены девять самолетов SA 342L Gazel, ранее находившихся на вооружении ВВС Объединенных Арабских Эмиратов . [ 94 ] Из-за бюджетных ограничений большинство «Газелей», находящихся на вооружении ВВС Ливана, часто хранились на хранении вне периода конфликта. [ 94 ]

«Газели» участвовали в боях против «Аль-Каидой» вдохновленных «Фатх аль-Ислам» боевиков во время ливанского конфликта 2007 года . [ 95 ] Во время короткого конфликта «Газели» с ракетным вооружением использовались для нанесения ударов по бункерам повстанцев. [ 94 ] В 2010 году представитель французского правительства заявил, что Франция предложила предоставить Ливану до 100 ракет HOT для вертолетов «Газель». [ 96 ] По имеющимся данным, Франция также может поставить дополнительные «Газели» в Ливан. [ 94 ]

В январе 1981 года Франция и Марокко заключили сделку по военным закупкам на сумму 4 миллиарда долларов, в рамках которой, помимо других транспортных средств и оборудования, в Марокко должны были быть поставлены 24 вертолета «Газель». [ 97 ] Королевские военно-воздушные силы Марокко эксплуатировали эти «Газели», которые были оснащены противотанковыми ракетами и другими штурмовыми боеприпасами, и часто использовали эти самолеты во время боев с повстанцами ПОЛИСАРИО в регионе Западной Сахары . [ 98 ] Разведывательные возможности «Газели» сыграли важную роль в обнаружении и нанесении атак на лагеря повстанцев благодаря их мобильности. [ 99 ]

В 1990 году, после призыва президента Руанды Жювеналя Хабиариманы к Франции оказать поддержку в межэтническом конфликте против тутси Руандийского патриотического фронта (ПФР), девять вооруженных «Газелей» были экспортированы в Руанду в 1992 году. «Газели» нашли широкое применение в конфликте, который стал известен как «Газель». Гражданская война в Руанде , способный обстреливать позиции противника, а также осуществлять разведывательное патрулирование Северной Руанды; в октябре 1992 года одиночная «Газель» уничтожила колонну из десяти подразделений ПФР. [ 100 ] По словам автора Эндрю Уоллиса, боевые корабли «Газель» помогли остановить значительное наступление РПФ и привели к серьезному изменению тактики РПФ в сторону партизанской войны. [ 101 ] В 1994 году французские войска, отправленные в рамках операции «Бирюза» вмешательства в конфликт по мандату ООН , — также эксплуатировали несколько «Газелей» на театре военных действий. [ 102 ]

В рамках крупной международной инициативы, официально оформленной в 1975 году, по созданию арабской военной промышленности, Египет начал широкомасштабные усилия по замене импорта оружия внутренним производством для обеспечения военной техникой остальной части Ближнего Востока . Другие арабские страны-партнеры включали Саудовскую Аравию , США Арабские Эмираты и Катар . [ 103 ] И Франция, и Великобритания заключат крупные соглашения с Египтом; В марте 1978 года была официально создана Arab British Helicopter Company в результате сделки на сумму 595 миллионов долларов с Westland Helicopters (ABHCO) , первоначально с целью внутренней сборки британских вертолетов Westland Lynx . [ 104 ] Первоначальный заказ на 42 «Газели» был размещен в середине 1975 года. [ 105 ] В 1980-х годах компания ABHCO выполнила сборку 100 «Газелей»; [ 10 ] British Arab Engine Company также производила двигатели для «Газелей» египетской постройки. [ 106 ]

Мозамбик

[ редактировать ]

В 2021 году три вертолета «Газель» сыграли значительную роль в битве при Пальме , обеспечивая воздушную поддержку по приказу сил безопасности Мозамбика, сражающихся с повстанцами и эвакуирующих мирных жителей и подрядчиков из осажденного города.

Варианты

[ редактировать ]
Хвостовой винт фенестрон Газели
АТ 340
Первый прототип, первый полет которого состоялся 7 апреля 1967 года с обычным рулевым винтом типа Alouette.
В 341
Четыре предсерийных машины. Первый полет состоялся 2 августа 1968 года. Третий был оборудован в соответствии с требованиями британской армии и собран во Франции как прототип Gazelle AH.1. Первый полет совершил 28 апреля 1970 года.
ИН 341.1001
Первая машина французского производства. Первый испытательный полет 6 августа 1971 года. Отличался более длинной кабиной, увеличенным хвостовым оперением и модернизированным двигателем Turbomeca Astazou IIIA.
SA 341B (Вестленд Газель AH.1)
Версия, построенная для британской армии; Оснащен двигателем Astazou IIIN2, способным работать с прожектором ночного солнца, позже оснащенным радиолокационной системой ARC 340 и модифицированным для стрельбы 68-мм ракетами SNEB. Первая версия, собранная компанией Westland, совершила полет 31 января 1972 года, этот вариант поступил на вооружение 6 июля 1974 года. Всего было произведено 158 самолетов. Небольшое количество также эксплуатировалось авиацией флота для поддержки Королевской морской пехоты.
SA 341C (Вестленд Газель HT.2)
Версия учебного вертолета, построенная для авиации британского флота; Особенности включали двигатель Astazou IIIN2, систему повышения устойчивости и подъемник. Первый полет состоялся 6 июля 1972 года, этот вариант поступил на вооружение 10 декабря 1974 года. Всего было произведено 30 самолетов.
SA 341D (Вестленд Газель HT.3)
Версия учебного вертолета, построенная для британских Королевских ВВС; Эта версия, оснащенная тем же двигателем и системой стабилизации, что и 341C, была впервые поставлена ​​16 июля 1973 года. Всего было произведено 14 экземпляров. Уволен из Королевских ВВС 31 августа 1997 года. [ 107 ]
SA 341E (Вестленд Газель HCC.4)
Версия вертолета связи, построенная для британских Королевских ВВС; Был произведен только один экземпляр этого варианта.
АТ 341Ф
Версия, построенная для французской армии; Всего было выпущено 166 таких машин с двигателем Astazou IIIC. Некоторые из них были оснащены 20-мм пушкой М621 .
В 341Г
Гражданский вариант с двигателем Astazou IIIA. Официально сертифицирован 7 июня 1972 г.; впоследствии стал первым вертолетом, получившим одобрение IFR Cat 1 для одного пилота в США. Также был преобразован в «Растянутую Газель» с измененной кабиной, обеспечивающей дополнительное пространство для ног задних пассажиров на 8 дюймов (20 см). [ 108 ]
СА 341H
Военный экспортный вариант с двигателем Astazou IIIB. Построен в соответствии с лицензионным соглашением, подписанным 1 октября 1971 года компанией SOKO в Югославии.
Панель управления Газель СА 342М
СОКО ХО-42
Югославская версия SA 341H.
СОКО HI-42 Гера
Югославская разведывательная версия SA 341H.
СОКО ХС-42
Медицинская версия SA 341H югославского производства.
УДАРНЫЙ ХН-42М Гамма.
Ударная версия SA 341H югославского производства. Название происходит от аббревиатуры «Газель» и «Малютка» , варианта ракеты советской разработки, но местного производства. противотанковой ракеты
СОКО HN-45M Gen 2
Боевой вариант SA 342L югославского производства.
В 342J
Гражданская версия SA 342L. Он был оснащен более мощным двигателем Astazou XIV мощностью 649 кВт (870 л.с.) и улучшенным Fenestron рулевым винтом . Этот вариант с увеличенной взлетной массой был одобрен 24 апреля 1976 года и принят на вооружение в 1977 году.
СА 342К
Военная экспортная версия для «жарких и засушливых регионов». Оснащен более мощным двигателем Astazou XIV мощностью 649 кВт (870 л.с.) и кожухами над воздухозаборниками. Первый полет 11 мая 1973 года; первоначально продан Кувейту.
АТ 342Л
Военный товарищ SA 342J. оснащен двигателем Astazou XIV. Адаптируется для многих видов вооружения и техники, включая шесть противотанковых ракет Euromissile HOT.
СА 342М
Противотанковая версия французской армии с двигателем Astazou XIV. Вооружен четырьмя ракетами Euromissile HOT и стабилизированным прицелом SFIM APX M397.
СА 342М1
SA 342M оснащен тремя основными ножами Ecureuil для повышения производительности.
В 349
Экспериментальный самолет с укороченным крылом . [ 6 ]

Операторы

[ редактировать ]
Газель французской армии во время встречи тигров НАТО в 2016 году в Испании.

Ушедший на пенсию

[ редактировать ]

Работал с 1971 по 2023 год. [ 119 ]

Технические характеристики (SA 341G)

[ редактировать ]
Внешние видео
значок видео Видео из кабины полета Газели
значок видео Blue Eagles показывает группу армейской авиации, выполняющую фигуры высшего пилотажа

Данные Jane's All the World's Aircraft, 1978–79 гг. [ 124 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1 или 2
  • Вместимость: до 3 или 4 пассажиров
  • Длина: 11,97 м (39 футов 3 дюйма), включая ротор
  • Высота: общая 3,15 м (10 футов 4 дюйма); 2,72 м (8 футов 11 дюймов) до верха втулки несущего винта
  • Вес пустого: 917 кг (2022 фунта)
  • Максимальный взлетный вес: 1800 кг (3968 фунтов)
  • Запас топлива: 735 л (194 галлона США; 162 имп галлона)
  • Масло : 13 л (3,4 галлона США; 2,9 имп галлона) для двигателя: 3,5 л (0,92 галлона США; 0,77 имп галлона) для коробки передач
  • Силовая установка: 1 Turbomeca Astazou IIIA турбовальный , 440 кВт (590 л.с.)
  • Диаметр несущего винта: 10,5 м (34 фута 5 дюймов)
  • Площадь несущего винта: 86,5 м 2 (931 кв. фут), NACA 0012 секция

Производительность

  • Максимальная скорость: 310 км/ч (190 миль в час, 170 узлов) на уровне моря.
  • Крейсерская скорость: 264 км/ч (164 миль в час, 143 узла), максимальная крейсерская скорость на уровне моря.
  • экономичная крейсерская скорость: 233 км/ч (145 миль в час; 126 узлов)
  • Дальность: 361 км (224 мили, 195 миль) на уровне моря с максимальным запасом топлива.
  • Дальность полета с пилотом и 500 кг (1100 фунтов): 233 км (145 миль; 126 миль)
  • Практический потолок: 5000 м (16000 футов)
  • Потолок зависания IGE: 2850 м (9350 футов)
  • Потолок висения ОГЭ: 2000 м (6600 футов)
  • Скорость набора высоты: максимум 9 м/с (1800 футов/мин) на уровне моря.
  • Нагрузка на диск: 19,5 кг/м 2 (4,0 фунта/кв. фута)

Вооружение

  • Орудия: 2 пулемета калибра 7,62 мм (0,300 дюйма), стреляющие вперед (опция).
  • Ракеты: ракетные блоки Matra или Brandt диаметром 2,75 дюйма (70 мм) или 68 мм (2,7 дюйма) (опционально).
  • Ракеты: 4 ракеты AS.11 или 2 ракеты AS.12 с проводным наведением; 4 или 6 евроракет HOT (опционально)

Авионика

  • радиостанции УВЧ, УКВ и КВ; навигационное оборудование, такое как VOR и TACAN ; Стандартные слепые летательные аппараты

Заметные выступления в СМИ

[ редактировать ]

Самолет на выставке

[ редактировать ]

Сохранилось большое количество газелей. В Великобритании следующие газели находятся на консервации либо в музеях, либо в качестве «охранников ворот» на различных объектах. [ 125 ]

  • XW276 Aerospatiale SA.341 Gazelle, хранится в Музее авиации Ньюарка - этот самолет представляет собой прототип Gazelle, доставленный в Великобританию для оценки и испытаний компанией Westland Helicopters Ltd и Армейским авиационным корпусом.
  • XW844 Westland WA.341 Gazelle AH.1, хранится на складе Vector Aerospace Fleetlands.
  • XW855 Westland WA.341 Gazelle HCC.4, хранится в музее Королевских ВВС в Хендоне.
  • XW863 Westland WA.341 Gazelle HT.2, хранится в Фонде воздушных наук Фарнборо.
  • XW890 Westland WA.341 Gazelle HT.2, хранится в RNAS Yeovilton
  • XX380 Westland WA.341 Gazelle AH.1, сохранившаяся в качестве охранника ворот на аэродроме Уоттишем.
  • XX381 Westland WA.341 Gazelle AH.1, хранится в оборонном колледже шестого класса Уэлбека.
  • XX392 Westland WA.341 Gazelle AH.1, хранится в AAC Middle Wallop
  • XX411 Westland WA.341 Gazelle AH.1, хранится в Музее самолетов Южного Йоркшира.
  • XX444 Westland WA.341 Gazelle AH.1, хранится в музее аэродрома Уоттишем.
  • XX457 Westland WA.341 Gazelle AH.1, сохранившаяся в аэропарке Ист-Мидлендс.
  • XZ337 Westland WA.341 Gazelle AH.1, хранится в штаб-квартире Министерства обороны и поддержки в Эбби-Вуд.
  • XZ346 Westland WA.341 Gazelle AH.1, хранится в AAC Middle Wallop
  • ZA737 Westland WA.341 Gazelle AH.1, хранится в Музее армейской авиации , AAC Middle Wallop
  • ZB670 Westland WA.341 Gazelle AH.1, хранится в Центре армейского резерва Тонтона, где базируется 675-я стрелковая эскадрилья AAC.
  • ZB672 Westland WA.341 Gazelle AH.1, хранится в Армейском техническом фонде, Винчестер.
  • G-SFTA Westland WA.341G Gazelle Srs.1, хранится в Северо-восточном музее авиации.

Еще одна британская Газель сохранилась в Канаде :

Образец бывшей югославской армии сохранился в Словении.

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Jump up to: а б Апостол 1984 , с. 98.
  2. ^ Air International , декабрь 1977 г., стр. 277–278.
  3. ^ Jump up to: а б с д Макгоуэн 2005, с. 125.
  4. ^ Jump up to: а б Поле 1973, с. 585.
  5. ^ Jump up to: а б с Макгоуэн 2005, с. 124.
  6. ^ Jump up to: а б «1967: Газель SA340». Архивировано 19 февраля 2013 года на Wayback Machine Eurocopter, дата обращения: 25 июня 2013 года.
  7. ^ «Газель Вивиан Са 342 М1» . Defense.gouv.fr . Архивировано из оригинала 18 сентября 2013 года . Проверено 24 июня 2013 г.
  8. ^ «Белка ХТ1» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 17 июня 2013 года . Проверено 25 июня 2013 г.
  9. ^ Кроуфорд 2003, с. 35.
  10. ^ Jump up to: а б Оливер, Дэвид (2019). Газель . Эмберли Паблишинг Лимитед. ISBN  978-1-4456-8869-5 . [ нужна страница ]
  11. ^ Jump up to: а б Фрикер 1973, стр. 73.
  12. ^ Муй, Рене». «Фенестрон», закрытый хвостовой винт самолета SA.341 Gazelle». Архивировано 14 декабря 2013 года в журнале Wayback Machine Journal Американского вертолетного общества, Vol. 15, № 4. Октябрь 1970 г., стр. 31–37.
  13. ^ Фрикер 1973, стр. 72.
  14. ^ Jump up to: а б Поле 1973, с. 194.
  15. ^ Филд 1973, с. 587.
  16. ^ Фрикер 1973, стр. 76.
  17. ^ Такер 2010, с. 49.
  18. ^ Фрикер 1973, стр. 75–76.
  19. ^ Филд 1973, с. 193.
  20. ^ Jump up to: а б Поле 1973, с. 589.
  21. ^ Филд 1973, с. 588.
  22. ^ Jump up to: а б с Фрикер 1973, стр. 75.
  23. ^ Макклеллан 1989, стр. 30–31.
  24. ^ Филд 1973, стр. 193–194.
  25. ^ Вуйе, А. и Ф. Морелли. «Новый аэродинамический дизайн фенестрона для улучшения характеристик». Архивировано 3 марта 2016 года в Wayback Machine Aérospatiale , июнь 1987 года.
  26. ^ «Aerotec привлекает новых клиентов для модернизации Газели». Архивировано 15 сентября 2013 года на сайте Wayback Machine Flight International , 19 июня 2013 года.
  27. ^ «Технология распознавания речи QinetiQ позволяет управлять голосовыми системами самолета» . Архивировано 24 января 2008 г. в Wayback Machine QinetiQ , дата обращения: 14 июня 2013 г.
  28. ^ Хойл, Крейг. «DSEi: Qinetiq и Northrop предлагают Великобритании переоборудование беспилотной «Газели». Архивировано 19 апреля 2013 года в Wayback Machine Flight International , 15 сентября 2011 года.
  29. ^ Кроуфорд 2003, с. 13.
  30. ^ «Французские самолеты помогают на маршруте, говорит Уэст». Philadelphia Inquirer , 4 сентября 1983 г.
  31. ^ «Франция усиливает военное присутствие в Джибути». АФП , 22 января 1999 г.
  32. ^ Дональд и Чант 2001, стр. 37–38.
  33. ^ Дональд и Чант 2001, с. 43.
  34. ^ Лоури 2008, с. 104.
  35. ^ Розенталь, Эндрю. «Буш обещает помощь, а не войска, чтобы помочь боснийскому правительству». Архивировано 25 октября 2015 года в Wayback Machine Star News , 10 июля 1992 года.
  36. ^ «Французские вертолеты обстреливают сомалийских пиратов: свидетели». Рейтер , 11 апреля 2008 г.
  37. ^ « Ливия: начало французских воздушных операций » (на французском языке). Министерство обороны Франции. 19 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 22 марта 2011 г.
  38. ^ Лэнг, Эйслинн (10 апреля 2011 г.). «Берег Слоновой Кости: Боевые вертолеты ООН и Франции атаковали резиденцию Лорана Гбагбо» . Телеграф . Архивировано из оригинала 13 октября 2017 года . Проверено 3 апреля 2018 г.
  39. ^ «Мали: Олланд встречается со своим Советом обороны в Елисейском дворце» . Освобождение (на французском языке). 12 января 2013 года. Архивировано из оригинала 13 января 2013 года . Проверено 12 января 2013 г.
  40. ^ «Мали: французская военная операция «продлится столько, сколько необходимо» » . Мир . 12 января 2013 года. Архивировано из оригинала 13 января 2013 года . Проверено 12 января 2013 г.
  41. ^ «Миниган M134», квалифицируемый Sur les Gazelle du COS – Air&Cosmos» . Воздух и Космос . Архивировано из оригинала 27 декабря 2018 года . Проверено 27 декабря 2018 г.
  42. ^ Эштон и Гибсон, 2012, стр. 217–219.
  43. ^ Такер 2010, с. 582.
  44. ^ Такер 2010, с. 50.
  45. ^ «Справочник ВВС мира» , Flight International : 70, 28 ноября – 4 декабря 2000 г., заархивировано из оригинала 3 декабря 2013 г. , получено 26 июня 2013 г.
  46. ^ "Ирак пополняет свои ВВС французскими частями, заявляют официальные лица" . Deseret News , 7 марта 2003 г.
  47. ^ Аптер, Джефф. «Eurocopter отрицает незаконные продажи в Ирак». Архивировано 11 марта 2014 года в Wayback Machine Aviation News International , 23 января 2008 года.
  48. ^ «Ирак подписывает соглашение о поставках оружия с США и Европой». Архивировано 25 января 2013 года в Wayback Machine Arabian Aerospace , 6 апреля 2009 года.
  49. ^ Поллак 2002, стр. 530, 538.
  50. ^ Спиллер 1992, стр. 37–39.
  51. ^ Jump up to: а б Спиллер 1992, с. 39.
  52. ^ Jump up to: а б Спиллер 1992, с. 40.
  53. ^ Купер, Том и Ясер аль-Абед. «Сирийские охотники за танками в Ливане, 1982». Архивировано 21 марта 2008 года в Wayback Machine . ACIG, 26 сентября 2003 г.
  54. ^ Поллак 2002, с. 544.
  55. ^ «Ютуб» . Ютуб.com . Архивировано из оригинала 27 апреля 2016 года . Проверено 26 марта 2016 г.
  56. ^ "Кувейтские пилоты вылетели на родину". Союз демократов , 6 февраля 1991 г.
  57. ^ Лоури 2008, с. 65.
  58. ^ Газель в авиации эквадорской армии (на испанском языке). fuerzaaerea.net «Газель в авиации эквадорской армии» (перевод на английский). Архивировано 23 октября 2015 г. в Wayback Machine .
  59. ^ «'Эквадорское вторжение' в Колумбию». Архивировано 12 апреля 2008 г. в Wayback Machine BBC News , 1 апреля 2008 г.
  60. ^ «Вертолеты» . Рейс Интернешнл . 22 ноября 1973 г. с. 861. Архивировано из оригинала (pdf) 10 ноября 2014 года . Проверено 10 ноября 2014 г.
  61. ^ «Соглашение Aerospatiale/Kaman ASH» . Рейс Интернешнл . 1 августа 1974 года. Архивировано из оригинала 10 ноября 2014 года . Проверено 10 ноября 2014 г.
  62. ^ Журнал QRA (2013). «Армейская авиация в Германии» . qra-magazin.de . Архивировано из оригинала 12 июля 2014 года . Проверено 10 ноября 2014 г.
  63. ^ «ВВС мира: Великобритания» . Рейс Интернешнл . 15 августа 1974 г. с. 188. Архивировано из оригинала (pdf) 10 ноября 2014 года . Проверено 10 ноября 2014 г.
  64. ^ «Оборона» . Рейс Интернешнл . 16 января 1975 года. Архивировано из оригинала 10 ноября 2014 года . Проверено 10 ноября 2014 г.
  65. ^ 847-я эскадрилья , Сайт истории вертолетов, 2014 г., заархивировано из оригинала 6 октября 2014 г. , получено 11 ноября 2014 г.
  66. ^ Британский мод (2014). «847 филиалов НАН» . Министерство обороны Великобритании. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 10 ноября 2014 г.
  67. ^ Уилер, Барри (17 июля 1975 г.). «Военные вертолеты мира» . Рейс Интернешнл . п. 85. Архивировано из оригинала 10 ноября 2014 года . Проверено 10 ноября 2014 г.
  68. ^ Jump up to: а б Книн, Дж. М.; Саттон, диджей (1997). Армейские мастера: История королевских инженеров-электриков и механиков, том II, 1969–1992 гг . Перо и меч. ISBN  978-1-4738-1340-3 . Проверено 29 сентября 2014 г.
  69. ^ "Прицел Ферранти для Газели" (PDF) . Рейс Интернешнл . 9 мая 1981 г. с. 1297. Архивировано из оригинала (PDF) 11 ноября 2014 года . Проверено 11 ноября 2014 г.
  70. ^ «Британская армия опубликует результаты крушения «Газели»» . Рейс Интернешнл . 18 марта 1978 г. с. 756. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года.
  71. ^ Брейбрук, Рой (1982). Битва за Фолклендские острова (3): ВВС . Мужчины по оружию 135. Издательство Osprey. п. 14. ISBN  0-85045-493-Х .
  72. ^ Фридман, Лоуренс (2005). Официальная история Фолклендской кампании: война и дипломатия, Том 2 . Рутледж, Тейлор и Фрэнсис Груп. ISBN  978-0-203-50785-8 . Архивировано из оригинала 10 февраля 2017 года . Проверено 19 сентября 2016 г.
  73. ^ Масаковски, Ивонн; Кук, Малькольм; Нойес, Ян (2007). Принятие решений в сложных условиях . Издательство Эшгейт. п. 197. ИСБН  978-0-7546-4950-2 . Проверено 11 марта 2008 г.
  74. ^ Болиа, Роберт С. «Фолклендская война: катастрофа в бухте Блафф» (PDF) . Военное обозрение (ноябрь – декабрь 2004 г.): 66–72. Архивировано (PDF) из оригинала 26 марта 2009 г. Проверено 26 апреля 2008 г.
  75. ^ Уоттс, Роберт (11 ноября 2007 г.). «Половина боевых кораблей армии остановлена» . Телеграф . Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 года.
  76. ^ Рипли, Тим (2011). Британская армейская авиация в действии . Книги о ручке и мече. стр. 49, 69. ISBN.  978-1-84884-670-8 . Проверено 11 ноября 2014 г.
  77. ^ Jump up to: а б с Комитет защиты Палаты общин (16 июля 2009 г.). Вертолетные возможности: одиннадцатый отчет сессии 2008–09 гг. (PDF) . HC 434. Лондон: Канцелярский офис. OCLC   682913581 . Проверено 26 февраля 2020 г.
  78. ^ Государственный секретарь обороны Квентин Дэвис (12 октября 2009 г.). «Газель Вертолеты» . Дебаты в Палате общин – письменные ответы . Парламент Великобритании. Колонка 424W . Проверено 26 февраля 2020 г.
  79. ^ Дженнингс, Гарет (17 марта 2013 г.). «Газели британской армии приближаются к выходу на пенсию в Ольстере» . Еженедельник защиты Джейн . Архивировано из оригинала 11 марта 2014 года.
  80. ^ Рипли, Тим (25 июля 2016 г.). «Жизнь британских вертолетов Gazelle продлят до 2025 года» . Еженедельник защиты Джейн . Архивировано из оригинала 27 июля 2016 года.
  81. ^ Оливер, Дэвид (2019). Газель . Издательство Эмберли. ISBN  978-1-4456-8869-5 .
  82. ^ Министр оборонного оборудования и поддержки Питер Лафф (6 февраля 2012 г.). «Военный самолет» . Письменные ответы Палаты общин . Парламент Великобритании. Колонка 291W . Проверено 12 марта 2020 г.
  83. ^ «Vector Aerospace заключила контракт на техническое обслуживание вертолетов Gazelle с Министерством обороны Великобритании» . СтандартАэро (Пресс-релиз). 8 марта 2018 года . Проверено 26 февраля 2020 г.
  84. ^ «Уведомление о присуждении контракта на будущую поддержку платформы «Газель»» . TED (Электронный ежедневник тендеров) . Приложение к Официальному журналу ЕС. 20 мая 2019 г. 2019/S 096-232464 . Проверено 26 февраля 2020 г.
  85. ^ Министерство обороны (1 апреля 2019 г.). «Самолеты: винтокрылые платформы Вооруженных сил Великобритании». Техника и формирования Вооружённых Сил Великобритании 2019 . Таблица 8 . Проверено 24 февраля 2020 г. .
  86. ^ Перри, Доминик (26 января 2022 г.). «Великобритания выбирает H135 для замены устаревших вертолетов Gazelle британской армии» . Полет Глобал . Проверено 26 января 2022 г.
  87. ^ Кэндлин, Алекс (24 октября 2023 г.). «Газели британской армии совершают прощальный пролет перед выходом на пенсию» . Сеть Сил . Проверено 24 октября 2023 г.
  88. ^ Рипли 2001, с. 7.
  89. ^ Рипли 2001, с. 81.
  90. ^ Аби-Шахин, Народно-освободительная армия глазами объектива, 1975–1991 (2019), с. 118.
  91. ^ Секс и Аби-Шахин, Современные конфликты 2 - Гражданская война в Ливане, с 1975 по 1991 год и далее (2021), стр. 20-21; 52.
  92. ^ «ВВС мира 1983» . Flightglobal.com. п. 359. Архивировано из оригинала 21 мая 2013 года . Проверено 30 марта 2013 г.
  93. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 18 сентября 2008 года . Проверено 29 июня 2016 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  94. ^ Jump up to: а б с д Лейк, Джон. «Небольшая сила с богатой историей». Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine Arabian Aerospace , 31 октября 2010 г.
  95. ^ «Ливанцы нацелены на предполагаемых боевиков в лагере беженцев» . Архивировано 2 ноября 2012 года на Wayback Machine CNN , 16 июня 2007 года.
  96. ^ «Франция дает Ливану противотанковые ракеты» . Ассошиэйтед Пресс , 17 декабря 2010 г.
  97. ^ Кейчер 1989, с. 66.
  98. ^ Зубир 1999, стр. 212–213.
  99. ^ Зубир 1999, с. 214.
  100. ^ Уоллис 2006, стр. 30–31.
  101. ^ Уоллис 2006, стр. 28–29.
  102. ^ Уоллис 2006, стр. 129–131.
  103. ^ Фейлер 2003, стр. 57.
  104. ^ Фейлер 2003, с. 59.
  105. ^ Фейлер 2003, с. 20.
  106. ^ Фейлер 2003, с. 60.
  107. ^ Март 1998 г. , с. 87.
  108. ^ Тейлор 1982, с. 55.
  109. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т «ВВС мира 2020» . FlightGlobal.com . Flightglobal Insight. 2020 . Проверено 1 марта 2020 г.
  110. ^ «Боевой порядок ВВС Египта» . Scramble.nl . Проверено 28 апреля 2023 г.
  111. ^ «ВВС мира 2019» . FlightGlobal.com . Flightglobal Insight. 2019. Архивировано из оригинала 23 января 2019 года . Проверено 4 декабря 2018 г.
  112. ^ Делаланд, Арно (15 марта 2018 г.). «Воины пустыни Нигера» . Ключ.Аэро .
  113. ^ «Сербская полицейская авиация» . Aeroflight.co.uk . Архивировано из оригинала 11 июля 2009 года . Проверено 18 февраля 2010 г.
  114. ^ «Тунис, la descente aux enfers?» . Menadefense.net (на французском языке). 26 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 7 июля 2018 г. . Проверено 7 июля 2018 г.
  115. ^ «ВВС мира 1993» . FlightGlobal.com . Рейс Интернешнл. 1993. с. 48. Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Проверено 5 апреля 2013 г.
  116. ^ «ВВС мира 1993» . Flight International : 60. 24–30 ноября 1993 г. Архивировано из оригинала 16 мая 2013 г. Проверено 5 апреля 2013 г. - через FlightGlobal.com.
  117. ^ «Ирландский военный списанный самолет» . IrishMilitaryOnline.com . Архивировано из оригинала 27 октября 2006 года . Проверено 5 апреля 2013 г.
  118. ^ «ВВС мира 2004» . Flight International : 46. 2004. Архивировано из оригинала 14 января 2015 года . Проверено 5 апреля 2013 г. - через FlightGlobal.com.
  119. ^ Кэндлин, Алекс (24 октября 2023 г.). «Газели британской армии совершают прощальный пролет перед выходом на пенсию» . Сеть Сил . Проверено 29 апреля 2024 г.
  120. ^ «РАФ SA341D Газель ХТ.3» . Хелис.com . Сайт истории вертолетов. Архивировано из оригинала 23 марта 2013 года . Проверено 5 апреля 2013 г.
  121. ^ «Воздушный флот SA341C Газель HT.2» . Хелис.com . Сайт истории вертолетов. Архивировано из оригинала 13 апреля 2013 года . Проверено 5 апреля 2013 г.
  122. ^ Министерство обороны (1 апреля 2019 г.). «Самолеты: винтокрылые платформы Вооруженных сил Великобритании». Техника и формирования Вооружённых Сил Великобритании 2019 . Таблица 8 . Проверено 24 февраля 2020 г. .
  123. ^ «ВВС мира 1987» . Flight International : 67. 1987. Архивировано из оригинала 15 июля 2015 года . Проверено 3 октября 2013 г. - через FlightGlobal.com.
  124. ^ Тейлор, Джон В.Р.; Мансон, Кеннет, ред. (1978). Jane's All the World's Aircraft 1978–79 (69-е изд.). Лондон: Ежегодники Джейн. стр. 41–42. ISBN  978-0-531-03278-7 .
  125. ^ «Демобилизован – вышедший из строя британский военный самолет» . Demobbed.org.uk . Архивировано из оригинала 6 декабря 2017 года . Проверено 5 декабря 2017 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Аби-Шахин, Бассель (2019). Народно-освободительная армия глазами объектива, 1975–1991 гг . Дждейде (Бейрут): Éditions Dergham. ISBN  978-614-459-033-1 .
  • Апостоло, Джорджио (1984). «СА.341 Газель» . Иллюстрированная энциклопедия вертолетов . Нью-Йорк: Книги Бонанза. ISBN  978-0-517-43935-7 .
  • Эштон, Найджел; Гибсон, Брайан (2013). Ирано-иракская война: новые международные перспективы . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-135-11536-4 .
  • Чант, Крис (2013). Воздушная война на Фолклендских островах 1982 года . Издательство Оспри. ISBN  978-1-4728-0051-0 .
  • Коко, Джеральд (1990). Нападение на пустыню: Клемансо и ALAT в OPEX Salamandre [ французская армия (ALAT) в первой войне в Персидском заливе ] (на французском языке). Книги по запросу. ISBN  978-2-8106-2329-7 .
  • Кроуфорд, Стивен (2003). Военные вертолеты двадцать первого века: боевые корабли сегодня . Зенит Отпечаток. ISBN  0-7603-1504-3 .
  • Иден, Пол, изд. (2004). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон, Великобритания: Янтарные книги. ISBN  978-1-904687-84-9 .
  • Фейлер, Гил (2003). Экономические отношения между Египтом и нефтяными государствами Персидского залива, 1967–2000: нефтяное богатство и модели влияния . Сассекс Академик Пресс. ISBN  1-903900-40-9 .
  • Ганстон, Билл ; Лейк, Джон; Мейсон, Фрэнсис К. (1990). «АЗ самолетов: Аэроспасьяль Газель». Журнал «Самолет» . Том. 1, нет. 6. с. 165.
  • Филд, Хью (8 февраля 1973 г.). «Англо-французское ротационное сотрудничество становится гражданским» . Рейс Интернешнл . стр. 193–194.
  • Филд, Хью (12 апреля 1973 г.). «Проворная Газель» . Рейс Интернешнл . стр. 585–589.
  • «Франко-британская антилопа: первые десять лет жизни Aerospatiale / Westland Gazelle». Эйр Интернешнл . Том. 13, нет. 6. Декабрь 1977 г., стр. 277–283, 300.
  • Фрикер, Джон (февраль 1973 г.). «Газель: взгляд на американские пастбища» . Летающий . Том. 92, нет. 2. С. 72–76.
  • Хойл, Крейг (13–19 декабря 2011 г.). «Справочник ВВС мира». Рейс Интернешнл . Том. 180, нет. 5321. стр. 26–52. ISSN   0015-3710 .
  • Хантер, Джейн (1987). Внешняя политика Израиля: Южная Африка и Центральная Америка . Саут-Энд Пресс. ISBN  0-89608-285-7 .
  • Койчер, Эрнест Р. (1989). Военная помощь и внешняя политика . Технологический институт ВВС. ISBN  0-916171-01-9 .
  • Лоури, Ричард (2008). Хроники войны в Персидском заливе: военная история первой войны с Ираком . iUniverse. ISBN  978-0-595-60075-5 .
  • Макклеллан, Дж. Мак (декабрь 1989 г.). «Взбивание супа». Летающий . Том. 116, нет. 12. С. 30–31. ISSN   0015-4806 .
  • Макгоуэн, Стэнли С. (2005). Вертолеты: иллюстрированная история их влияния . АВС-КЛИО. ISBN  1-85109-468-7 .
  • Марш, Питер Р. (1998). Ежегодник Королевских ВВС, 1998 год . Фэрфорд , Великобритания: Благотворительный фонд Королевских ВВС.
  • «Сводка новостей середины 70-х» . Летающий . Том. 98, нет. 2. Февраль 1976 г. с. 94.
  • Поллак, Кеннет Майкл (2002). Арабы в войне: военная эффективность, 1948–1991 гг . Издательство Университета Небраски. ISBN  0-8032-0686-0 .
  • Рипли, Тим (2001). Конфликт на Балканах: 1991–2000 гг . Издательство Оспри. ISBN  1-84176-290-3 .
  • Секс, Закари; Аби-Шахин, Бассель (2021 г.). Современные конфликты 2 – Гражданская война в Ливане, с 1975 по 1991 год и далее . Руководство по профилям современных конфликтов. Том. II. АК Интерактив. ЕАН   8435568306073 .
  • Спиллер, Роджер Дж. (1992). Общевойсковой в бою с 1939 года . Издательство Колледжа командования и генерального штаба армии США. ISBN  1-4289-1537-0 .
  • Тейлор, Джон В.Р. (1982). Самолеты всего мира Джейн, 1982–83 . Лондон: Ежегодники Джейн. ISBN  978-0-7106-0748-5 .
  • Такер, Спенсер С. (2010). Энциклопедия войн на Ближнем Востоке: Соединенные Штаты в конфликтах в Персидском заливе, Афганистане и Ираке . АВС-КЛИО. ISBN  978-1-85109-948-1 .
  • Уоллис, Эндрю (2006). «Тихий сообщник: нерассказанная история роли Франции в геноциде в Руанде» . ИБТаурис. ISBN  1-84511-247-4 .
  • Зубир, Яхья Х. (1999). Северная Африка в переходный период: государство, общество и экономическая трансформация в 1990-е годы . Университетское издательство Флориды. ISBN  0-8130-1655-Х .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8f90d8b9eed8f33a945a101d7df4ff8c__1720101000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/8c/8f90d8b9eed8f33a945a101d7df4ff8c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aérospatiale Gazelle - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)