Alexander Glazunov
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Alexander Glazunov | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 21 марта 1936 г. | (70 лет)
Занятия |
|
Организации | Санкт-Петербургская консерватория |
Работает | Список композиций |
Alexander Konstantinovich Glazunov [ а ] (10 августа [ OS 29 июля] 1865 - 21 марта 1936) был русским композитором, учителем музыки и дирижером периода позднего русского романтизма . Он был директором Санкт-Петербургской консерватории с 1905 по 1928 год и сыграл важную роль в реорганизации института в Петроградскую консерваторию, а затем в Ленинградскую консерваторию после большевистской революции . Он продолжал возглавлять консерваторию до 1930 года, хотя уехал из Советского Союза в 1928 году и не вернулся. [ 1 ] Самым известным студентом под его руководством в первые советские годы был Дмитрий Шостакович . [ 2 ]
Глазунов успешно примирил национализм и космополитизм в русской музыке. Хотя он был прямым преемником национализма Балакирева , он больше склонялся к эпическому величию Бородина , впитав при этом ряд других влияний. К ним относятся Римского-Корсакова оркестровая виртуозность и , лиризм Чайковского Танеева мастерство контрапунктическое . Более молодые композиторы, такие как Прокофьев и Шостакович, в конечном итоге сочли его музыку старомодной, но при этом признали, что он оставался композитором с внушительной репутацией и стабилизирующим влиянием в переходные и смутные времена. [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Вундеркинд
[ редактировать ]Глазунов родился в Санкт-Петербурге в семье богатого издателя. Его отец Константин получил статус потомственного дворянина позже, в 1882 году. Он начал заниматься игрой на фортепиано в девять лет, а сочинять начал в 11. Милий Балакирев , бывший лидер националистической группы « Пятерка », распознал талант Глазунова и принес ему Работа представлена вниманию Николая Римского-Корсакова . «Однажды Балакирев случайно принес мне сочинение четырнадцати-пятнадцатилетнего гимназиста Александра Глазунова», — вспоминал Римский-Корсаков. «Это была оркестровая партитура, написанная в детской манере. Талант мальчика был несомненно очевиден». [ 4 ] Балакирев познакомил его с Римским-Корсаковым вскоре после этого, в декабре 1879 года. Премьера этого произведения состоялась в 1882 году, когда Глазунову было 16 лет. Римский-Корсаков , среди прочих , щедро хвалил и произведение, и его композитора. [ нужна ссылка ]
Rimsky-Korsakov taught Glazunov as a private student. [ 5 ] «Музыкальное развитие его шло не по дням, а буквально по часам», — писал Римский-Корсаков. [ 5 ] Изменился и характер их отношений. К весне 1881 года Римский-Корсаков считал Глазунова скорее младшим коллегой, чем учеником. [ 6 ] Хотя отчасти это развитие могло быть связано с необходимостью Римского-Корсакова найти духовную замену Модесту Мусоргскому , умершему в марте того же года, это также могло быть связано с наблюдением за его успехами в написании первой из восьми завершенных симфоний Глазунова. [ 6 ] (на момент смерти он оставил девятую незаконченной). [ нужна ссылка ]
Mentored by Belyayev
[ редактировать ]Важнее этой похвалы было то, что среди поклонников произведения был богатый лесопромышленник и музыкант-любитель Митрофан Беляев . С музыкой Глазунова Беляева познакомил Анатолий Лядов. [ 7 ] и будет проявлять живой интерес к музыкальному будущему подростка, [ 8 ] затем распространите этот интерес на целую группу композиторов-националистов. [ 7 ] Беляев взял Глазунова в путешествие по Западной Европе в 1884 году. Глазунов познакомился с Листом в Веймаре , где была исполнена Первая симфония Глазунова. [ 1 ]
Также в 1884 году Беляев арендовал зал и нанял оркестр, чтобы сыграть Первую симфонию Глазунова плюс оркестровую сюиту, которую Глазунов только что сочинил. [ 9 ] Окрыленный успехом репетиции, Беляев решил в следующем сезоне дать публичный концерт произведений Глазунова и других композиторов. [ 10 ] Этот проект перерос в Русские симфонические концерты , которые открылись в сезоне 1886–1887 годов. [ 11 ]
В 1885 году Беляев открыл собственное издательство в Лейпциге публиковал музыку Глазунова, Лядова, Римского-Корсакова и Бородина , Германия, первоначально за свой счет . К нему стали обращаться молодые композиторы. Чтобы помочь с выбором из их предложений, Беляев попросил Глазунова войти вместе с Римским-Корсаковым и Лядовым в консультативный совет. [ 12 ] Сформировавшаяся группа композиторов со временем стала известна в Беляевском кружке. [ 7 ]
Слава
[ редактировать ]Глазунов вскоре добился международного признания. Из творческого кризиса 1890–1891 годов он вышел с новой зрелостью. В 1890-е годы он написал три симфонии, два струнных квартета и балет. Когда в 1905 году его избрали директором Санкт-Петербургской консерватории, он находился в расцвете своих творческих сил. Его лучшими произведениями этого периода считаются Восьмая симфония и Концерт для скрипки с оркестром . Это было также время его величайшего международного признания. Он дирижировал последним русским историческим концертом в Париже 17 мая 1907 года и получил степень почетного доктора музыки университетов Оксфорда и Кембриджа. Были также циклы общеглазуновских концертов в Санкт-Петербурге и Москве, посвященные его 25-летию как композитора. [ 13 ]
Дирижер
[ редактировать ]Глазунов дебютировал как дирижер в 1888 году. В следующем году он дирижировал своей Второй симфонией в Париже на Всемирной выставке. [ 1 ] В 1896 году он был назначен дирижером Русских симфонических концертов. В марте того же года он дирижировал посмертной премьерой студенческой увертюры Чайковского «Гроза» . [ 14 ] В 1897 году он руководил провальной премьерой Рахманинова симфонии Первой . Это послужило катализатором трехлетней депрессии Рахманинова. Жена композитора позже утверждала, что Глазунов в тот момент выглядел пьяным. Хотя это утверждение не может быть подтверждено, оно вполне правдоподобно для человека, который, по словам Шостаковича, прятал за столом бутылку алкоголя и во время уроков пил его через трубку. [ 15 ]
Пьяный или нет, у Глазунова не было достаточно времени для репетиций симфонии, и, хотя он любил искусство дирижирования, он так и не овладел им полностью. [ 1 ] Время от времени он дирижировал своими собственными произведениями, особенно балетом «Раймонда» , хотя, возможно, знал, что у него нет к этому таланта. Иногда он шутил: «Вы можете критиковать мои сочинения, но вы не можете отрицать, что я хороший дирижер и замечательный директор консерватории». [ 16 ]
Несмотря на трудности, которые он перенес во время Первой мировой войны и последовавшей за ней Гражданской войны в России , Глазунов оставался активным дирижером. Он дирижировал концертами на заводах, в клубах и на постах Красной Армии . Он сыграл заметную роль в праздновании столетия со дня смерти Бетховена в России в 1927 году как оратор и дирижер. Покинув Россию, он провел вечер своих произведений в Париже в 1928 году. За этим последовали выступления в Португалии, Испании, Франции, Англии, Чехословакии, Польше, Нидерландах и США. [ 17 ]
Консерватория
[ редактировать ]В 1899 году Глазунов стал профессором Санкт-Петербургской консерватории . После русской революции 1905 года и увольнения, а затем повторного приема на работу Римского-Корсакова в том же году Глазунов стал его директором. Он оставался таковым до революционных событий 1917 года , кульминацией которых стало 7 ноября. Его Фортепианный концерт № 2 си мажор, соч. Премьера «100», которой он дирижировал, состоялась на первом после этого концерте в Петрограде. [ 18 ] После окончания Первой мировой войны он сыграл важную роль в реорганизации консерватории — возможно, это и было главной причиной, по которой он так долго ждал отправки в ссылку. [ 16 ] За время своего пребывания в должности он неустанно работал над улучшением учебной программы, повышением стандартов для студентов и сотрудников, а также защитой достоинства и автономии института. Среди его достижений — оперная студия и студенческий филармонический оркестр. [ 1 ]
Глазунов проявлял отеческую заботу о благополучии нуждающихся студентов, таких как Дмитрий Шостакович и Натан Мильштейн . Он также лично осматривал сотни студентов в конце каждого учебного года, написав краткие комментарии по каждому. [ 1 ]
Хотя трезвость Глазунова можно было подвергнуть сомнению, его престиж — нет. Благодаря его репутации консерватория получила особый статус среди высших учебных заведений после Октябрьской революции . Глазунов установил прочные рабочие отношения с большевистским режимом, особенно с Анатолием Луначарским министром образования . Тем не менее консерватизм Глазунова подвергся нападкам в Консерватории. Профессора все чаще требовали более прогрессивных методов, а студенты — больших прав. Глазунов считал эти требования разрушительными и несправедливыми. Устав от консерватории, он воспользовался возможностью поехать за границу в 1928 году на празднование столетия Шуберта в Вене. Он не вернулся. Максимилиан Штейнберг руководил Консерваторией в его отсутствие, пока Глазунов окончательно не ушел в отставку в 1930 году. [ 13 ]
Эмиграция
[ редактировать ]Глазунов гастролировал по Европе и США в 1928 году. [ 19 ] и к 1929 году поселился в Париже. Он всегда утверждал, что причиной его длительного отсутствия в России было «плохое здоровье»; это позволило ему остаться уважаемым композитором в Советском Союзе, в отличие от Стравинского и Рахманинова , уехавших по другим причинам. В 1929 году он дирижировал оркестром парижских музыкантов во время первой полной электрической записи « Времен года» . В 1934 году он написал свой «Концерт для саксофона» — виртуозное и лирическое произведение для альт-саксофона. [ 20 ]
Супружеская жизнь
[ редактировать ]In 1929, at age 64, Glazunov married the 54-year-old Olga Nikolayevna Gavrilova (1875–1968). [ 14 ] Годом ранее дочь Ольги Елена Гаврилова была солисткой в первом парижском исполнении его Фортепианного концерта № 2 си мажор, соч. 100. [ 21 ] Впоследствии он усыновил Елену (ее иногда называют его падчерицей), и она тогда использовала имя Елена Глазунова. В 1928 году Елена вышла замуж за пианиста Сергея Тарновского , который руководил профессиональными и деловыми делами Глазунова в Париже, в том числе вел переговоры о его выступлениях в США с Солом Юроком . (Тарновский также был известным преподавателем игры на фортепиано, среди учеников которого был Владимир Горовиц .) [ 22 ] Позже Елена появилась как Елена Гюнтер-Глазунова после ее второго брака с Гербертом Гюнтером (1906–1978). [ 18 ]
Смерть
[ редактировать ]Глазунов умер в Нейи-сюр-Сен (под Парижем) в возрасте 70 лет в 1936 году. В 1972 году его останки были перезахоронены в Александро-Невской лавре в Ленинграде . [ нужна ссылка ]
Работы и влияние
[ редактировать ]Самыми популярными произведениями Глазунова в настоящее время являются его балеты «Времена года» и «Раймонда» , некоторые из его поздних симфоний, особенно Четвертая , Пятая и Шестая, Полонез из «Сильфид » и два его концертных вальса. Его Скрипичный концерт , который был любимым инструментом Яши Хейфеца , до сих пор иногда исполняется и записывается. Его последняя работа, Концерт для саксофона (1934), показала его способность адаптироваться к западной моде в музыке того времени. [ нужна ссылка ]
Музыкальное развитие Глазунова было парадоксальным. Его приняли в качестве кумира композиторы-националисты, которые в основном были самоучками и, за исключением Римского-Корсакова, глубоко не доверяли академической технике. Первые две симфонии Глазунова можно рассматривать как антологию националистических приемов, практиковавшихся Балакиревым и Бородиным; то же самое можно сказать и о его симфонической поэме «Стенька Разин» с использованием народной песни « Песня о волжских бурлаках » и ориенталистских практик, очень похожих на те, что применялись в «Пятерке» . К двадцати годам он понял, что полемические битвы между академизмом и национализмом больше не актуальны. Хотя в основу своих сочинений он положил русскую популярную музыку, техническое мастерство Глазунова позволяло ему писать сложным, культурным языком. В своей Третьей симфонии он сознательно попытался интернационализировать свою музыку, подобно Чайковскому, которому посвящено это произведение. [ 23 ]
Третья симфония была переходным произведением. Глазунов признал, что его состав доставил ему немало хлопот. С Четвертой симфонией он пришел в свой зрелый стиль. Посвященная Антону Рубинштейну , Четвертая была написана как намеренно космополитическая работа россиянина, обращенного к Западу, но по тону она оставалась безошибочно русской. [ 24 ] Он продолжал синтезировать националистическую традицию и западную технику в Пятой симфонии. [ 25 ] К тому времени, когда Глазунов написал Седьмую симфонию, его обязанности в консерватории замедлили темп его сочинения. [ 26 ] После Восьмой симфонии пьянство, возможно, также начало сказываться на его творческих способностях. Он набросал одну часть Девятой симфонии , но оставил работу незавершенной. [ 27 ]
Глазунов написал три балета; восемь симфоний и множество других оркестровых произведений; пять концертов (2 для фортепиано; 1 для скрипки; 1 для виолончели; 1 для саксофона); семь струнных квартетов; две фортепианные сонаты и другие фортепианные пьесы; разные инструментальные пьесы; и несколько песен. Он также сотрудничал с хореографом Мишелем Фокиным при создании балета «Сильфиды» — сюиты на музыку Фредерика Шопена в оркестровке Глазунова.
Сергей Дягилев ненадолго подумывал о том, чтобы Глазунов написал музыку для своего балета «Жар-птица» после того, как не смог заинтересовать своего первого избранника Анатолия Лядова , прежде чем вместо этого он в конце концов поручил Игорю Стравинскому . [ 28 ]
Глазунов и Стравинский
[ редактировать ]В своей автобиографии 1935 года Игорь Стравинский признавался, что в молодости он очень восхищался совершенством музыкальной формы Глазунова, чистотой контрапункта, легкостью и уверенностью его письма. В 15 лет Стравинский переписал один из струнных квартетов Глазунова для фортепиано соло. [ 29 ] Он также намеренно смоделировал свою Симфонию ми мажор ♭ , соч. 1, о симфониях Глазунова, бывших тогда в моде. [ 30 ] Он использовал Восьмую симфонию Глазунова, соч. 83, написанный в той же тональности, что и его, как образец для исправлений его симфонии. [ 31 ]
Это отношение со временем изменилось. В своих мемуарах Стравинский называл Глазунова одним из самых неприятных людей, которых он когда-либо встречал, добавляя, что единственным дурным предзнаменованием, которое он испытал при первом (частном) исполнении своей симфонии, было то, что Глазунов пришел к нему впоследствии и сказал: «Очень приятно, очень хорошо." Позже Стравинский исправил свое воспоминание об этом инциденте, добавив, что, когда Глазунов проходил мимо него в проходе после выступления, он сказал Стравинскому: «Достаточно тяжелые инструменты для такой музыки». [ б ] [ 34 ]
Со своей стороны, Глазунов не поддерживал современное направление музыки Стравинского. Он был не одинок в этом предубеждении: их общий учитель Римский-Корсаков к концу своей жизни был таким же глубоким консерватором, преданным академическому процессу, который он помогал внедрять в консерватории. В отличие от Римского-Корсакова, Глазунов не беспокоился о потенциальном тупике, в который может зайти русская музыка, строго следуя академическим кругам, и не разделял сдержанного уважения Римского-Корсакова к новым идеям и методам. [ 35 ]
Скорее всего, Глазунов относился к Стравинскому сдержанно, а не с открытой грубостью. [ 35 ] Другое дело — его мнение о музыке Стравинского в присутствии других. Сообщается, что во время выступления Feu d'artifice ( « Фейерверк ») он сделал комментарий: «Kein Talent, nur Dissonanz» («Нет таланта, просто диссонанс»). (Также в зале был Сергей Дягилев , который на основании этой музыки разыскивал молодого композитора для « Русского балета» .) [ 36 ] В конце концов Глазунов стал считать Стравинского просто опытным оркестратором. В 1912 году он сказал Владимиру Теляковскому: « Петрушка — это не музыка, но превосходно и умело оркестрован». [ 37 ]
Глазунов и Шостакович.
[ редактировать ]Дмитрий Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию в 13 лет, став там самым юным студентом. Он учился игре на фортепиано у Леонида Николаева и композиции у зятя Римского-Корсакова Максимилиана Штейнберга . Он показал себя дисциплинированным и трудолюбивым учеником. Глазунов, возможно, узнал в Шостаковиче отголосок самого себя в молодости. Он внимательно следил за его успехами в классе Штейнберга и, присуждая ему докторскую степень, рекомендовал Шостаковичу получить более высокую степень, которая обычно приводила бы к профессорской должности. Из-за финансовых трудностей семьи Шостакович не смог воспользоваться этой возможностью. [ 38 ] Глазунов также организовал премьеру Первой симфонии Шостаковича , которая состоялась 12 марта 1926 года в Ленинградской филармонии под управлением Николая Малько . [ 39 ] Это было через 44 года после того, как в этом же зале впервые была представлена Первая симфония Глазунова. Еще один пример дежавю в молодости Глазунова: симфония произвела почти такой же фурор, как появление на сцене 19-летнего Шостаковича, неловко смыкающегося. [ 39 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ UK : / ˈ ɡ l æ z u n ɒ f / GLAZ -oo-nof , US : / ˈ ɡ l æ z ə n ɒ f , ˈ ɡ l ɑː z -, - n oʊ f / GLA(H)Z -ə-no(h)f ; Russian : Алекса́ндр Константи́нович Глазуно́в , romanized : Aleksándr Konstantínovich Glazunóv , IPA: [ɐlʲɪkˈsandr kənstɐnʲˈtʲinəvʲɪdʑ ɡləzʊˈnof] ; Француз : Александр Константинович Глазунов , IPA: [aleksɑ̃dʁ kõstɑ̃tinović ɡlazunof] ; Немецкий : Александр Константинович Глазунов , IPA: [alɛkˈsandɐ kɔnstanˈtiːnovɪtʃ ɡlazuˈnɔf] .
- ↑ Глазунов был не единственным, кто прокомментировал тяжесть оркестровки. Римский-Корсаков, под руководством которого Стравинский написал симфонию, как сообщается, сказал своему молодому ученику: «Это слишком тяжело; будьте осторожнее, когда используете тромбоны в среднем регистре». [ 32 ] [ 33 ] [ нужна полная цитата ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шварц, Нью-Гроув , 938.
- ^ Яффе, Даниэль (15 февраля 2022 г.). Исторический словарь русской музыки . Роуман и Литтлфилд. п. 173. ИСБН 978-1-5381-3008-7 .
Глазунов стал преподавателем Петербургской консерватории (1900), а затем ее директором (1905)... ...Среди его многочисленных учеников одним из последних и наиболее известных был Дмитрий Шостакович, за которого Глазунов лично ходатайствовал во время трудные послереволюционные годы, чтобы обеспечить своего талантливого ученика достаточным количеством бумаги и еды.
- ^ Шварц, Нью-Гроув , 939–940.
- ^ Римский-Корсаков, 230–231.
- ^ Перейти обратно: а б Римского-Корсакова, 231.
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор, 4.
- ^ Перейти обратно: а б с Volkov, Saint Petersburg , 349.
- ^ Римский-Корсаков, 274.
- ^ Римский-Корсаков, 275.
- ^ Римский-Корсаков, 278.
- ^ Римский-Корсаков, 279, 281.
- ^ Филд, 173.
- ^ Перейти обратно: а б Шварц, Нью-Гроув , 938–939.
- ^ Перейти обратно: а б "Александр Глазунов - Исследования Чайковского" . ru.tchaikova-research.net . Архивировано из оригинала 21 июня 2015 года.
- ^ Норрис, Нью-Гроув , 709.
- ^ Перейти обратно: а б Volkov, Saint Petersburg , 351.
- ^ Шварц, Нью-Гроув , 939.
- ^ Перейти обратно: а б Примечания к записи Руджеро Риччи VOX Скрипичного концерта ля минор, соч. 82
- ^ http://www.bostonclassicalorchestra.org. Архивировано 4 марта 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Собченко, Андре (сентябрь 1997 г.). «Письма Глазунова «Годы саксофонного концерта» » (PDF) . Саксофонный журнал . dornpub.com. Архивировано из оригинала (PDF) 15 февраля 2020 года . Проверено 31 августа 2012 г.
- ^ «ГЛАЗУНОВ, А.К.: Оркестровые произведения, Том 14 - Фортепианные концерты №№ 1 и 2 (Яблонская, Московский симфонический оркестр, Яблонский)» . www.naxos.com . Архивировано из оригинала 10 мая 2018 года.
- ↑ Примечания к записи Сергеем Тарновским «Виньетки старой России» , Genesis Records.
- ^ Хут, 61434, 5–6.
- ^ Хут, Warner 63236, 4–5.
- ^ Хут, Warner 61434, 6.
- ^ Хут, Уорнер 63236, 5.
- ^ Хью, Уорнер 61939, 6.
- ^ Тарускин, Ричард (1996). Стравинский и русские традиции . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 577–579. ISBN 0-19-816250-2 .
- ^ Уайт, 138.
- ^ Уайт, 138, 364.
- ^ Уолш, 87.
- ^ Белый, 12
- ↑ Стравинский, Мемуары.
- ^ Уайт, 138–139.
- ^ Перейти обратно: а б Уолш, 103.
- ^ Уайт, 143.
- ^ Уолш, 103–104.
- ^ Макдональд, 22.
- ^ Перейти обратно: а б Макдональд, 28.
Источники
[ редактировать ]- Оссовский Александр , Александр Константинович Глазунов: Его жизнь и творчество ; Санкт-Петербург, Александра Силоти» , 1907. Издательство «Концерты
- Файджес, Орландо, Танец Наташи: Культурная история России (Нью-Йорк: Metropolitan Books, 2002). ISBN 978-0-8050-5783-6 (hc.).
- Хут, Эндрю, Примечания для Warner 61434, Глазунов: Симфония № 5; Времена года ; Королевский шотландский национальный оркестр под управлением Хосе Серебриера .
- Хут, Эндрю, Примечания для Warner 61939, Глазунов: Симфония № 8; Раймонда ; Королевский шотландский национальный оркестр под управлением Хосе Серебриера.
- Хут, Эндрю, Примечания для Warner 63236, Глазунов: Симфонии №№ 4 и 7 ; Королевский шотландский национальный оркестр под управлением Хосе Серебриера.
- Макдональд, Ян, Новый Шостакович (Бостон: издательство Северо-Восточного университета, 1990). ISBN 978-1-55553-089-1 .
- Rimsky-Korsakov, Nikolai, Letoppis Moyey Muzykalnoy Zhizni (Saint Petersburg, 1909), published in English as My Musical Life (New York: Knopf, 1925, 3rd ed. 1942). ISBN n/a.
- Norris, Geoffrey and Marina Frolova-Walker, "Glazunov, Aleksandr Konstantinovich" in New Grove
- Schwarz, Boris, "Glazunov, Aleksandr Konstantinovich" in New Grove
- Тейлор, Филип, Ноты для Чандоса 9751, Глазунов: Симфония № 1, «Славянская»; Концерт для скрипки с оркестром ; Джули Краско, скрипка; Российский государственный симфонический оркестр под управлением Валерия Полянского .
- Волков, Соломон , тр. Буи, Антонина В. , Свидетельства: Мемуары Дмитрия Шостаковича (Нью-Йорк: The Free Press, подразделение Simon & Schuster, Inc., 1995). ISBN 978-0-02-874052-2 .
- Волков, Соломон, тр. Буи, Антонина В., Санкт-Петербург: история культуры (Нью-Йорк: Harper & Row, 1979). ISBN 978-0-06-014476-0 .
- Уолш, Стивен, Стравинский, Творческая весна: Россия и Франция, 1882–1934 (Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1999). ISBN 978-0-679-41484-1 .
- Уайт, Эрик Уолтер, Стравинский: Человек и его произведения (Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, 1966). Каталожный номер карточки Библиотеки Конгресса 66-27667.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Более полный список работ
- Бесплатные партитуры Александра Глазунова в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры в проекте Mutopia
- Песня менестреля , соч. 71, запись из Мусопена.
- Alexander Konstantinovich Glazunov Naxos
- Квинтет АМИЗАДЕ — Глазунова первая запись оригинальной «Восточной мечтательности» .
- Письма Глазунова «Годы саксофонного концерта», опубликованные в Saxophone Journal [1]. Архивировано 25 апреля 2012 г. в Wayback Machine.
- 1865 рождений
- 1936 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Дирижеры XIX века (музыка)
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы из Санкт-Петербурга
- Композиторы для фортепиано
- People from Sankt-Peterburgsky Uyezd
- Дирижеры (музыка) из Российской Империи
- Советские дирижеры (музыка)
- Композиторы струнного квартета
- Композиторы балета Российской империи.
- Советские эмигранты во Франции
- Композиторы Российской Империи.
- Русские композиторы-романтики
- Ученики Николая Римского-Корсакова
- Похороны на Тихвинском кладбище.
- Академический состав Санкт-Петербургской консерватории
- Почетные члены Королевского филармонического общества.
- Народные артисты РСФСР.