Jump to content

Панавиа Торнадо АДВ

(Перенаправлено с Торнадо АДВ )

Торнадо АДВ
RAF Tornado F3 из 111-й (истребительной) эскадрильи
Роль Перехватчик
Производитель Панавиа Эйркрафт ГмбХ
Первый полет 27 октября 1979 г.
Введение 1 мая 1985 г.
Статус Ушедший на пенсию
Основные пользователи Королевские ВВС (исторический)
Королевские ВВС Саудовской Аравии (исторический)
Итальянские ВВС (исторический)
Количество построенных 194 [ 1 ]
Разработано на основе Панавиа Торнадо IDS

Panavia Tornado Air Defense Variant ( ADV ) — дальний двухмоторный с поворотным крылом, самолет- перехватчик разработанный европейским консорциумом Panavia Aircraft GmbH . Это была специализированная модификация многоцелевого Panavia Tornado .

Разработка Tornado ADV официально началась в 1976 году. В первую очередь он предназначался для перехвата советских бомбардировщиков , пересекающих Северное море , с целью предотвращения успешной ядерной атаки воздушного базирования на Соединенное Королевство. В этом качестве он был оснащен мощной радиолокационной станцией и ракетами дальнего действия . Поскольку он был основан на международной системе Tornado IDS, разработка прошла относительно быстро. Первоначально программу реализовывало исключительно Соединенное Королевство. Первый прототип совершил свой первый полет 27 октября 1979 года; Год спустя последовали еще два прототипа. Первая серийная модель Tornado F2 поступила на вооружение Королевских ВВС (RAF) в 1986 году.

Tornado F2, который производился лишь в небольшом количестве, из-за проблем с разработкой не имел таких ключевых функций, как радар . Соответственно, за ним быстро последовал Tornado F3, который был представлен в 1989 году. Благодаря оптимизированным двигателям RB.199 Mk 104, увеличенной ракетной мощности и автоматической системе управления стреловидностью крыла, среди других улучшений, Tornado F-3 стал окончательным вариантом. эксплуатируется ВВС Великобритании. Он также эксплуатировался ВВС Италии (AMI) и Королевскими ВВС Саудовской Аравии (RSAF). AMI арендовала этот тип в 2000-х годах в качестве временного самолета в ожидании поставки многоцелевых истребителей Eurofighter Typhoon . За время эксплуатации Tornado ADV получил несколько модернизаций, которые расширили его воздушные возможности и позволили ему выполнять задачи по подавлению противовоздушной обороны противника (SEAD) в дополнение к функциям перехватчика. В конечном итоге и RAF, и RSAF сняли с вооружения свои парки Tornado ADV в начале 2010-х годов; в обоих войсках этот тип заменен на Eurofighter Typhoon. .

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Истоки Tornado ADV можно проследить до издания требования 395 к авиационному персоналу Королевских ВВС (ASR.395), в котором содержался призыв к перехватчику дальнего действия для замены как английского Electric Lightning F6 , так и McDonnell Douglas Phantom FGR2, находившихся тогда на вооружении. Королевские ВВС (RAF). [ 2 ] Необходимость закупить современный перехватчик была в первую очередь вызвана угрозой, исходящей от значительного парка стратегических бомбардировщиков , которые тогда эксплуатировались Советским Союзом , в частности Ту-22М , недавно представленного сверхзвукового бомбардировщика. [ 3 ] Даже в начале разработки того, что впоследствии стало Tornado IDS ( заградитель / удар ) в 1968 году, спокойно рассматривалась возможность создания варианта, предназначенного для противовоздушной обороны. Хотя несколько американских самолетов были оценены на предмет соответствия этому требованию, все они были признаны непригодными. [ 4 ]

Несмотря на сильный интерес Великобритании к концепции противовоздушной обороны, она оказалась непривлекательной для других европейских партнеров по проекту «Торнадо», в результате чего его разработкой занималась исключительно Великобритания. 4 марта 1976 года разработка Tornado ADV была одобрена и было объявлено, что 165 из 385 Tornado, заказанных для ВВС Великобритании, будут вариантами ПВО. [ 5 ] [ 6 ] В 1976 году с Британской авиастроительной корпорацией был заключен контракт на поставку трех прототипов самолетов. [ 6 ] [ 7 ]

Групповой взлет самолета RAF Tornado GR.1 и прототипа Tornado F.2, сентябрь 1982 г.

был представлен первый прототип 9 августа 1979 года в Уортоне ; Свой первый полет он совершил 27 октября 1979 года под управлением Дэвида Иглза . [ 6 ] Второй и третий опытные самолеты совершили свои первые полеты 18 июля и 18 ноября 1980 года соответственно. [ 5 ] [ 3 ] Третий прототип в основном использовался при испытаниях нового Marconi/Ferranti AI.24 Foxhunter радара перехвата самолетов . [ 5 ] [ 8 ] В ходе летных испытаний Tornado ADV продемонстрировал заметно превосходящее по сверхзвуковому ускорению Tornado IDS даже при полной боевой готовности. [ 9 ] Программе испытаний во многом способствовало использование в реальном времени телеметрии , которая транслировала в реальном времени данные с находящегося в полете самолета техническим специалистам на земле. [ 10 ]

Отличия Tornado ADV от Tornado IDS включают больший угол стреловидности перчаток крыла, удаление закрылка Крюгера , удаление левой пушки , более длинный обтекатель радара Foxhunter, немного более длинные воздушные тормоза и удлиненный фюзеляж. на 1,36 м; последнее изменение позволило нести четыре Skyflash ракеты полуактивного радиолокационного самонаведения . [ 2 ] [ 11 ] Такое удлинение было достигнуто за счет изменения передней части фюзеляжа Tornado, построенной в Великобритании, путем добавления заглушки сразу за кабиной, что дало неожиданный эффект в виде уменьшения лобового сопротивления и освобождения места для дополнительного топливного бака (бак «0»). ), перевозящий 200 британских галлонов (909 л; 240 галлонов США) топлива. [ 12 ] Искусственное ощущение от управления полетом на Tornado ADV было легче, чем на IDS. [ 13 ] Среди авионики, дисплеев, систем наведения и пакетов программного обеспечения самолета присутствовали и другие различия. [ 14 ]

Tornado F2 был начальной версией Tornado ADV на вооружении RAF, всего было построено 18 самолетов. Совершив свой первый полет 5 марта 1984 года, он был оснащен теми же двигателями RB.199 Mk 103, которые использовались на IDS Tornado, имел четыре варианта стреловидности крыла и был приспособлен для перевозки только двух подкрыльевых ракет Sidewinder . [ 15 ] Серьезные проблемы были обнаружены с радаром Foxhunter, а это означало, что самолет был поставлен с бетонным и свинцовым балластом, установленным в носовой части в качестве временной меры, пока на них не будут установлены радары. Балласт получил прозвище Blue Circle , что было игрой на основе номенклатуры Rainbow Codes , и британской марки цемента под названием Blue Circle . [ 2 ] [ 16 ]

«Торнадо Ф.2» ОКУ № 229 летит под большим углом набора высоты с разворотом влево; Ракеты класса «воздух-воздух» находятся в нижней части фюзеляжа, а две ракетные направляющие — под крыльями.

Серийное производство Tornado ADV началось в 1980 году и продолжалось до 1993 года. [ 5 ] 20 ноября 1985 года Tornado F3 совершил свой первый полет. [ 6 ] Усовершенствования по сравнению с Tornado F2 включали двигатели RB.199 Mk 104, которые были оптимизированы для использования на больших высотах с более длинными соплами форсажной камеры, возможностью нести четыре ракеты Sidewinder под крылом вместо двух и автоматическое управление стреловидностью крыла. [ 16 ] При поступлении на вооружение основным вооружением Tornado F3 были ракеты малой дальности Sidewinder и ракеты средней дальности Skyflash , причем последняя была британской разработкой на основе американской AIM-7 Sparrow . [ 17 ]

Пожалуй, самой заметной из инноваций, внедренных в Tornado F3, была система автоматического устройства маневрирования, которая позволяла компьютеру управления полетом автоматически регулировать уровень стреловидности крыла для поддержания оптимальных летных характеристик. По своей концепции эта функция была аналогична функции автоматического стреловидного крыла (ASW) американского Grumman F-14 Tomcat , возможности, которая значительно улучшала маневренность, но отсутствовала ни на одной из предыдущих моделей Tornado IDS и ADV. В 1989 году Tornado F.3 (первоначально F.Mk3) был принят на вооружение.

Программа поддержания потенциала

[ редактировать ]

Чтобы сохранить Tornado F3 в качестве эффективной платформы до запланированной даты вывода из эксплуатации в 2010 году, Министерство обороны инициировало Программу поддержки возможностей (CSP). Этот проект стоимостью 125 миллионов фунтов стерлингов, о котором было объявлено 5 марта 1996 года, включал в себя множество элементов, включая интеграцию ASRAAM и AIM-120 AMRAAM ракет класса «воздух-воздух» , а также модернизацию радаров для улучшения поражения нескольких целей. Кроме того, это повлекло за собой улучшение дисплеев пилота и штурмана, а также замену некоторых бортовых компьютерных систем. [ 18 ] [ 19 ] В рамках CSP было устранено нестандартное состояние самолета; различные модернизации, в частности радара Foxhunter, привели к ситуации, описываемой как «флоты внутри флотов». [ 18 ] Радар Foxhunter вызвал трудности в программе модернизации, в частности, с интеграцией новой ракеты AMRAAM. [ 20 ]

Решения по экономии средств означали, что CSP не полностью использовал возможности ракет AMRAAM или ASRAAM. AMRAAM обычно использует два промежуточных обновления после запуска, чтобы обновить информацию о цели до того, как на смену придет собственная ГСН; однако CSP не включил необходимый канал передачи данных для обеспечения этой возможности. ASRAAM не был полностью интегрирован, что не позволяло использовать полную возможность использования ракеты за пределами прицеливания. [ 21 ] Однако в июне 2001 года министерство обороны подписало контракт на дальнейшую модернизацию, позволяющую проводить эти промежуточные обновления. [ 22 ] Это обновление вместе с обновленным IFF было известно как Программа оптимизации AMRAAM (AOP) и было включено в оставшийся парк F3 в период с декабря 2003 года по сентябрь 2006 года. [ 22 ]

Дальнейшей модернизацией, о которой стало известно в начале 2003 года, стала интеграция ALARM противорадиационной ракеты , которая позволила нескольким Tornado ADV выполнять задачи по подавлению противовоздушной обороны противника (SEAD). [ 23 ] Существующие приемники радиолокационных предупреждений F3 легли в основу системы определения местоположения излучения (ELS), которую можно использовать для обнаружения и определения местоположения действующих радиолокационных систем вблизи самолета, а две ракеты ALARM можно было нести на пилонах под фюзеляжем. Двенадцать самолетов, иногда известных под неофициальным обозначением Tornado EF3, были переоборудованы в соответствии с срочными эксплуатационными требованиями (UOR) в рамках подготовки к операции Telic , вторжению в Ирак в 2003 году, и эксплуатировались 11-й эскадрильей RAF . [ 24 ]

Производительность

[ редактировать ]
Пара № 229 OCU Tornado F.2 ( ZD934 и ZD906 ) вылетает из RAF Fairford в 1985 году.

По словам историка авиации Майкла Лика, с самого начала разработки этого типа Tornado ADV столкнулся с «...спорами и множеством вопросов по поводу характеристик и пригодности ADV - противоречий, которые сохранялись с самолетом на протяжении большей части его срока службы». [ 5 ]

Tornado ADV был разработан для выполнения роли перехватчика против угрозы советских бомбардировщиков, а не истребителя завоевания превосходства в воздухе для ведения длительного воздушного боя, маневрирования с различными типами истребителей противника. [ 11 ] Для выполнения своей основной противобомбардировочной задачи он был оснащен ракетами большой дальности за пределами видимости, такими как Skyflash , а позже AMRAAM ; самолет также имел возможность оставаться в воздухе в течение длительного времени и оставаться над Северным морем и Северной Атлантикой, чтобы поддерживать воздушное патрулирование . [ 25 ]

Возможности его систем вооружения были значительным улучшением по сравнению с его предшественниками. [ 26 ] По сравнению с «Фантомом», «Торнадо» имел большее ускорение, вдвое большую дальность полета и время ожидания, а также был более способен действовать с коротких «аскетичных» взлетно-посадочных полос. [ 27 ] Старые самолеты полагались на сеть наземных радиолокационных станций, но радар Foxhunter F3 был способен выполнять гораздо более длительное и широкое сканирование окружающего воздушного пространства; «Торнадо» мог отслеживать и поражать цели на гораздо больших расстояниях. [ 11 ] «Торнадо» также имел возможность обмениваться радаром и информацией о наведении с другими самолетами через JTIDS/Link 16 и был одним из первых самолетов, имевших цифровую шину данных , используемую для передачи данных между бортовыми компьютерами. [ 28 ] [ 29 ]

Операционная история

[ редактировать ]

Королевские ВВС

[ редактировать ]
Tornado F2 в полете, сентябрь 1980 года. Ракеты Skyflash полуутоплены под фюзеляжем.

5 ноября 1984 года первый временный Tornado F2 был впервые доставлен в ВВС Великобритании. Эти самолеты предназначались в основном для обучения 229-го подразделения оперативной переоборудования Королевских ВВС . [ 30 ] В июле 1986 года короткая карьера F2 подошла к концу, поскольку их заменили, когда на вооружение поступил улучшенный Tornado F3; промежуточные самолеты были немедленно помещены на хранение. [ 31 ] Первоначально Tornado F2 планировалось обновить до стандарта Tornado F2A (аналогично F3, но без модернизации двигателя), однако только один F2A, Tornado Integrated Avionics Research Aircraft (TIARA), был когда-либо преобразован, будучи модифицированным QinetiQ для испытаний беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в Министерстве обороны Боскомб Даун . [ 32 ]

В ноябре 1987 года 29-я (истребительная) эскадрилья стала первой эскадрильей Королевских ВВС, которая поступила на вооружение Tornado ADV. [ 5 ] Боевой дебют Tornado F3 состоялся в войне в Персидском заливе 1991 года ; Всего 18 самолетов были переброшены в Дахран , Саудовская Аравия, для поддержки коалиционных сил. Чтобы наилучшим образом подготовить эти самолеты к активным боевым действиям, они постепенно модернизировались в рамках аварийной программы с улучшенными радарами, усовершенствованными двигателями, превосходными средствами защитного противодействия и многочисленными адаптациями к системам вооружения, которые улучшили боевые характеристики на иракском театре военных действий. [ 33 ]

Некоторые недостатки Tornado F3 все еще присутствовали во время войны в Персидском заливе, такие как отсутствие современного оборудования IFF и оборудования защищенной связи. Частично из-за этого они в основном осуществляли патрулирование дальше от воздушного пространства Ирака, где встречи с самолетами противника были менее вероятны; ни один Tornado F3 не вступал в бой с самолетами противника. [ 34 ] С августа 1990 года по март 1991 года отряд F3 ВВС Великобритании совершил более 2000 боевых вылетов по воздушному патрулированию . [ 35 ] После войны в Персидском заливе ВВС Великобритании сохранили небольшую эскадрилью F3 в Саудовской Аравии для продолжения обычного патрулирования иракских бесполетных зон . [ 36 ]

Пара Tornado F3 заправляется топливом от танкера RAF Vickers VC10 , март 2003 г.

В 1990-е годы Tornado F3 неоднократно участвовали в активных боях. В период с 1993 по 1995 год некоторые из них использовались для сопровождения самолетов НАТО, участвовавших в операции «Запретить полеты» над Боснией ; в 1999 году этот тип осуществлял боевое воздушное патрулирование во время операции Allied Force в Югославии. [ 36 ] Сообщается, что во время этих расширенных зарубежных развертываний Tornado F3 было сложно поддерживать в оперативной готовности, пока он базируется за пределами Великобритании. [ 37 ] После длительных задержек в программе Eurofighter по разработке преемника перехватчика F3, в конце 1990-х годов ВВС Великобритании инициировали масштабную программу модернизации, направленную на расширение возможностей самолета, в первую очередь за счет интеграции нескольких новых ракет класса «воздух-воздух». [ 38 ]

В 2003 году Tornado F3 был одним из средств, использованных в операции «Телик» — вкладе Великобритании в войну в Ираке . Экспедиционный корпус, состоящий из № 43 (F) и эскадрилий № 111 (F) (известных как истребительное крыло Leuchars), а также 11-й эскадрильи RAF и № 25-й эскадрильи RAF (известной как истребительное крыло Leeming), был развернут в регионе для проведения наступательных противовоздушных операций. Самолеты Tornado F3 истребительного авиаполка Leuchars действовали по всему Ираку, включая миссии над Багдадом и вокруг него, в ходе операции «Телик». Из-за отсутствия угроз с воздуха на театре военных действий F3 были отозваны и возвращены на европейские базы в том же году. [ нужна ссылка ]

В рамках Белой книги «Обеспечение безопасности в меняющемся мире» от 21 июля 2004 года министр обороны Джефф Хун подробно описал планы по сокращению количества эскадрилий Tornado F3 на одну-три. [ 39 ] Это представляло собой 16 самолетов и было первым этапом перехода к замене F3, Eurofighter Typhoon , который поступил на вооружение ВВС Великобритании в 2005 году. В апреле 2009 года было объявлено, что силы Tornado F3 будут сокращены до одной эскадрильи. 12 самолетов в сентябре 2009 г. [ 40 ] Последние действующие Tornado F3 на вооружении британских ВВС были выведены из эксплуатации, когда 22 марта 2011 года была расформирована 111-я (F) эскадрилья, дислоцированная на авиабазе Королевских ВВС Лейчарс . [ 41 ]

Формирование девяти Tornado F3, июль 2008 г.

Помимо Tornado F3 ВВС Великобритании, в 2007 году QinetiQ арендовала у Министерства обороны четыре Tornado F3 для проведения испытаний оружия. [ 42 ] Четыре F3 компании QinetiQ продолжали летать после вывода этого типа из эксплуатации в ВВС Великобритании. В последней службе они использовались для воздушных испытаний новой MBDA Meteor ракеты класса «воздух-воздух» и, таким образом, были единственными летающими экземплярами в Великобритании для время. Их последний полет был выполнен 20 июня 2012 года, а последние три отправлены в ВВС Лиминг на слом 9 июля 2012 года. [ 5 ] [ 43 ]

Итальянские ВВС

[ редактировать ]
Tornado ADV MM7234 итальянских ВВС 36º Stormo на авиабазе Джоя-дель-Колле , Италия

В начале 1990-х годов итальянские ВВС ( Aeronautica Militare Italiana или AMI) определили потребность в истребителе для повышения своих возможностей противовоздушной обороны в ожидании появления на вооружении Eurofighter Typhoon , ожидаемого примерно в 2000 году. [ 44 ] Эти истребители должны были действовать вместе с устаревшими истребителями F-104ASA Starfighter . Tornado ADV был выбран, среди прочего, среди F-16. 17 ноября 1993 года Италия подписала соглашение с ВВС Великобритании об аренде 24 самолетов Tornado F3 у ВВС сроком на десять лет. Аренда включала 96 ракет Sky Flash TEMP (более низкий стандарт, чем версия, находящаяся на вооружении RAF), обучение, материально-техническое обеспечение специального оборудования ADV и доступ к базе RAF в Сент-Атане. [ 45 ]

В марте 1995 года обучение первых пилотов AMI началось в Королевских ВВС Конингсби , а технические специалисты набирались опыта в Королевских ВВС Коттесмор и Конингсби. 5 июля 1995 года первый самолет был принят AMI и в тот же день доставлен на свою итальянскую базу. Поставка первой партии завершилась к концу года; эти самолеты дислоцировались в Джоя-дель-Колле на юге Италии. [ 46 ] Вторая партия была поставлена ​​в феврале-июле 1997 года. Эти самолеты имели несколько более высокие характеристики. [ 45 ] В начале 1997 года AMI объявила, что отменяет серию запланированных обновлений своего парка Tornado, заявив, что вместо этого она отдает приоритет финансированию находящегося в разработке Eurofighter. [ 47 ]

«Торнадо» оказался довольно ненадежным в эксплуатации в Италии: по сообщениям, уровень исправности достиг 50% или меньше. В журнале Air Forces Monthly плохие результаты объясняются тем, что AMI недооценила различные требования к поддержке самолета по сравнению с Tornado IDS, отсутствием запасных двигателей (которые не были включены в договор аренды) и нехваткой оборудования. [ 45 ]

В 2000 году, на фоне значительных задержек в программе Eurofighter, AMI начала поиск еще одного временного истребителя. Хотя Tornado ADV снова был кандидатом, любое долгосрочное продление соглашения об аренде потребовало бы модернизации соответствующего самолета до стандарта RAF CSP, а также структурных модификаций для продления срока службы планеров, официальные лица посчитали такие обязательства нецелесообразными. экономически эффективен. [ 45 ] В феврале 2001 года Италия объявила, что собирается арендовать у США 35 F-16 в качестве своего нового временного истребителя. [ 48 ] Соответственно, AMI вернула свои «Торнадо» ВВС Великобритании; Последний самолет прибыл в ВВС Великобритании в Сент-Атане 7 декабря 2004 года. Один самолет был оставлен ВВС Италии для статической демонстрации. [ 49 ]

Королевские ВВС Саудовской Аравии

[ редактировать ]
Торнадо F3 2911 Королевских ВВС Саудовской Аравии сидит на траектории полета во время операции «Щит пустыни».

26 сентября 1985 года Саудовская Аравия и Великобритания подписали меморандум о взаимопонимании в отношении того, что впоследствии стало широко известно как сделка по оружию Аль-Ямама , о поставках различного военного оборудования и услуг. [ 50 ] Сделка, заключенная в сентябре 1985 года, предусматривала покупку большого количества самолетов «Торнадо»; включая вариант Tornado ADV, а также вооружение, радиолокационное оборудование, запасные части и программу подготовки пилотов для прибывающего флота в обмен на поставку 600 000 баррелей нефти в день в течение нескольких лет. [ 51 ] По первому соглашению Аль-Ямама было заказано 24 Tornado ADV и 48 Tornado IDS. [ 51 ] RSAF получил свой первый ADV 9 февраля 1989 года. [ 6 ]

Американский аналитик Энтони Кордесман прокомментировал, что «Tornado ADV не оказался успешным истребителем ПВО… Опыт RSAF с первыми восемью Tornado ADV был отрицательным». [ 52 ] В 1990 году ВВС США подписали несколько соглашений с США, чтобы позже получить поставки McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle , и, таким образом, имели меньшую потребность в Tornado ADV; [ 53 ] Вместо этого Саудовская Аравия решила преобразовать дальнейшие заказы на до 60 Tornado ADV в ударный вариант IDS. [ 54 ]

В 1991 году во время операции «Буря в пустыне» над соседним Ираком самолеты RSAF Tornado ADV совершили 451 самолето-вылет противовоздушной обороны, действуя совместно с самолетами RSAF F-15. [ 55 ] В 2006 году было объявлено, что в дополнение к контракту Саудовской Аравии на закупку Eurofighter Typhoon парки Tornado IDS и ADV пройдут программу модернизации стоимостью 2,5 миллиарда фунтов стерлингов, что позволит им оставаться в эксплуатации как минимум до 2020 года. [ 56 ] Несмотря на это, к 2011 году Eurofighter заменил Tornado ADV в роли противовоздушной обороны. [ 41 ]

Варианты

[ редактировать ]
Tornado F3 ZH552 of No. V (AC) Squadron at Bratislava , Slovakia , June 1999
Торнадо F2
Двухместный всепогодный истребитель-перехватчик с двумя турбовентиляторными двигателями Turbo-Union RB.199-34R Mk 103. Первоначальная серийная версия, построено 18 штук.
Торнадо F2A
Обновление F2 до стандарта F3, но с сохранением двигателей F2, один из которых переоборудован.
Tornado F3
Усовершенствованная версия, оснащенная двумя двигателями Turbo-Union RB.199-34R Mk 104, с автоматическим управлением стреловидностью крыла, увеличенным лафетом AIM-9 и модернизацией авионики. [ 16 ] 171 построен для Королевских ВВС (RAF) и Королевских ВВС Саудовской Аравии (RSAF).
Торнадо EF3
Неофициальное обозначение самолета F3, модифицированного с возможностью запуска ракет ALARM. [ 23 ]

Операторы

[ редактировать ]
Пара самолетов Tornado F3 ( ZE982 из № XXV(F) Sqn и ZE763 из № XI(F) Sqn ) в строю, март 2005 г.
№ 43 (F) эскадрильи Tornado F3 ZE887 взлетает на Дне Кембл Эйр Дэй , июнь 2008 г.
 Италия
 Саудовская Аравия
 Великобритания

Технические характеристики (Торнадо F3)

[ редактировать ]
Чертеж Tornado ADV, 3 вида
Вид реактивного истребителя снизу с наложенными на самолет красочными линиями, показывающими узлы подвески под крылом и под фюзеляжем.
Выделены узлы подвески и расположение вооружения под крылом Tornado ADV.

Данные Jane's All The World's Aircraft, 1993–94 гг. , [ 70 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 18,68 м (61 фут 3 дюйма)
  • Размах крыла: 13,91 м (45 футов 8 дюймов) при стреловидности 25°.
8,6 м (28 футов) при стреловидности 67°
  • Высота: 5,95 м (19 футов 6 дюймов)
  • Площадь крыла: 26,6 м 2 (286 кв. футов)
  • Пустой вес: 14 500 кг (31 967 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 27 986 кг (61 699 фунтов)
  • Силовая установка: 2 Turbo-Union RB199-34R трехкатушечных турбовентиляторных двигателя с форсажной камерой , тяга 40,5 кН (9100 фунтов силы) каждый всухую, 73,5 кН (16500 фунтов силы) с форсажной камерой.

Производительность

  • Максимальная скорость: 2400 км/ч (1500 миль в час, 1300 узлов) / M2.2 на высоте 9000 м (30 000 футов)
1482 км / ч (921 миль в час; 800 узлов) вблизи уровня моря
  • Боевая дальность: 1853 км (1151 миль, 1001 миль) на дозвуковой скорости.
>556 км (345 миль) на сверхзвуке
  • Перегоночная дальность: 4265 км (2650 миль, 2303 морских миль) с четырьмя внешними баками. [ 71 ]
  • Выносливость: двухчасовое боевое воздушное патрулирование на расстоянии 560–740 км (348–460 миль) от базы.
  • Практический потолок: 15 240 м (50 000 футов) [ 72 ]

Вооружение

Авионика

См. также

[ редактировать ]
Внешние видео
значок видео Документальный фильм о Panavia Tornado ADV
значок видео Tornado F3 выполняет показатель высшего пилотажа в Сассексе, 2005 г.
значок видео Кадры действий эскадрильи Tornado F3

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ «Варианты» . www.panavia.de .
  2. ^ Перейти обратно: а б с Ламинг 1996, с. 97.
  3. ^ Перейти обратно: а б Иден 2004 , с. 370
  4. ^ Аэрогид 21 1988, с. 3.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Лук-порей 2015, с. 23.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Тейлор 2001 , стр. 189–190.
  7. ^ Аэрогид 21 1988, с. 1.
  8. ^ Иглз 1991, с. 92.
  9. ^ Иглз 1991, с. 91.
  10. ^ Иглз 1991, стр. 90–91.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Иглз 1991, с. 88.
  12. ^ Эванс 1999, с. 121.
  13. ^ Иглз 1991, с. 89.
  14. ^ Аэрогид 21 1988, стр. 6–7.
  15. ^ Аэрогид 21 1988, с. 7.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Эванс 1999, с. 126.
  17. ^ Батлер 2001, с. 101.
  18. ^ Перейти обратно: а б Николай 2000, стр. 29–30.
  19. ^ Николас, Джек С. (июль 2000 г.). «Поддержание F.3». Эйр Интернешнл . Ключевое издательство.
  20. ^ Холл, Мейсер (23 января 2002 г.). «Королевские ВВС отказываются от ракетной системы после почти промаха» . Телеграф .
  21. ^ Николас 2000, с. 30.
  22. ^ Перейти обратно: а б Уиллис, Дэвид (декабрь 2007 г.). «Торнадо F.3 – на пике популярности». Эйр Интернешнл . Том. 73, нет. 6. Стэмфорд, Линкс, Англия: Key Publishing. стр. 22–26. ISSN   0306-5634 .
  23. ^ Перейти обратно: а б «Торнадо Ф3» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 14 марта 2008 года . Проверено 26 марта 2008 г.
  24. ^ Хантер 2004, с. 60.
  25. ^ Батлер 2001, [ нужна страница ]
  26. ^ Смит 1980, с. 134.
  27. ^ Аэрогид 21 1988, с. 2.
  28. ^ Мойр и Сибридж, 2011, стр. 447–448.
  29. ^ Аэрогид 21 1988, с. 6.
  30. ^ Джексон 1985, с. 206.
  31. ^ Джексон 1988, с. 84.
  32. ^ «Беспилотный пассажирский самолет, дистанционно управляемый ВВС Великобритании» . Королевские ВВС. 3 апреля 2007 г. Архивировано из оригинала 29 июля 2013 г.
  33. ^ Шейнманн 2010, стр. 214–15.
  34. ^ Озеро 1997, с. 126.
  35. ^ Шейнманн 2010, стр. 216.
  36. ^ Перейти обратно: а б МакГрат, Марк. «Торнадо F3 уходит». Проверка забора , дата обращения: 11 июля 2012 г.
  37. ^ Шейнманн 2010, стр. 221–222.
  38. ^ Шейнманн 2010, стр. 222.
  39. ^ «Хун объявляет о масштабных сокращениях вооруженных сил» . Шотландец . 21 июля 2004 г.
  40. ^ Уркарт, Франк (17 апреля 2009 г.). «Историческая эскадрилья расформирована – но «Боевые петухи» могут снова летать» . Шотландец . Проверено 13 мая 2009 г.
  41. ^ Перейти обратно: а б Хойл, Крейг (22 марта 2011 г.). «Великобритания снимает с вооружения последние истребители Tornado F3» . Полет глобальный . Рейс Интернешнл.
  42. ^ «QinetiQ выигрывает контракт на использование Tornado F3 для испытаний BVRAAM» . QinetiQ. 16 мая 2007 г. Архивировано из оригинала 9 марта 2012 г.
  43. ^ Лейк, Джон (август 2012 г.). «Разработка Метеора завершена». Эйр Интернешнл . 83 (2): 8.
  44. ^ Бевинс, Энтони; Годсмарк, Крис (3 сентября 1996 г.). «Разрешение на строительство Eurofighter стоимостью 15 миллиардов фунтов стерлингов» . Независимый .
  45. ^ Перейти обратно: а б с д Саккетти, Ренцо (октябрь 2003 г.). «Итальянские британские торнадо». Ежемесячник ВВС . Ключевое издательство. стр. 50–54.
  46. ^ «Итальянским ВВС грозят тяжелые 12 месяцев из-за резкого сокращения денежных средств» . Рейс Интернешнл. 11 января 1995 г.
  47. ^ «Италия сокращает проекты, чтобы защитить интересы EF2000». Рейс Интернешнл. 12 марта 1997 г.
  48. ^ «Италия арендует 35 самолетов F-16 у США до тех пор, пока Eurofighter не будет введен в эксплуатацию» . Информационное агентство АНСА . 1 февраля 2001 г.
  49. ^ «Последние AMI Tornados F3 вернулись». Ежемесячник ВВС . Ключевое издательство. Февраль 2005. с. 9.
  50. ^ «Брифинг к встрече премьер-министра с принцем Султаном» (PDF) . Министерство обороны. 26 сентября 1985 г. - через The Guardian.
  51. ^ Перейти обратно: а б Кордесман 2003, стр. 217–218.
  52. ^ Кордесман 2003, стр. 218–219.
  53. ^ «Официальный представитель BAE опровергает сообщения об отмене продажи Tornado» . Оборонная газета. 5 октября 1990 года. Архивировано из оригинала 10 июня 2014 года.
  54. ^ Кордесман 2003, стр. 219.
  55. ^ Аль Сауд, Турки К. (6 мая 2002 г.). «Королевские военно-воздушные силы Саудовской Аравии и долгосрочная национальная оборона Саудовской Аравии: стратегическое видение» (PDF) . Командно-штабной колледж корпуса морской пехоты США. Архивировано из оригинала (PDF) 3 мая 2019 года.
  56. ^ «Шоппинг в Саудовской Аравии в 2006 году: BAE выигрывает контракт на модернизацию флота Tornado» . Ежедневник оборонной промышленности. 12 сентября 2006 г.
  57. ^ Перейти обратно: а б с «Операции – Италия» . Панавиа Эйркрафт ГмбХ . Проверено 22 марта 2019 г.
  58. ^ Перейти обратно: а б «Операции – Саудовская Аравия» . Панавиа Эйркрафт ГмбХ . Проверено 22 марта 2019 г.
  59. ^ «5-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 22 марта 2019 г.
  60. ^ «29-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 16 марта 2011 года . Проверено 22 марта 2019 г.
  61. ^ Перейти обратно: а б с «41-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 14 января 2011 года . Проверено 22 марта 2019 г.
  62. ^ «41-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 16 марта 2011 года . Проверено 22 марта 2019 г.
  63. ^ Перейти обратно: а б с д «Операции – Великобритания» . Панавиа Эйркрафт ГмбХ . Проверено 22 марта 2019 г.
  64. ^ Перейти обратно: а б «56 (резервная) эскадрилья» . РАФ Лейхарс . Архивировано из оригинала 30 апреля 2009 года . Проверено 22 марта 2019 г.
  65. ^ «11-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 30 апреля 2009 года . Проверено 22 марта 2019 г.
  66. ^ «23-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 5 ноября 2008 года . Проверено 22 марта 2019 г.
  67. ^ «25-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 16 февраля 2009 года . Проверено 22 марта 2019 г.
  68. ^ «43-я (истребительная) эскадрилья расформирована» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 10 декабря 2009 года . Проверено 22 марта 2019 г.
  69. ^ «Историческая эскадрилья Королевских ВВС расформирована в связи с уходом F3» . Министерство обороны. 5 апреля 2011 г. Архивировано из оригинала 22 марта 2019 г. . Проверено 22 марта 2019 г.
  70. ^ Ламберт 1993, стр. 173–175.
  71. ^ Мейсон 1992, с. 424.
  72. ^ «РАФ: Оборудование – Технические характеристики Торнадо F3» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 14 марта 2008 года . Проверено 1 июля 2010 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Аэрогид 21: Panavia Tornado F Mk 2/Mk 3 . Онгар, Великобритания: Linewrights Ltd., 1988. ISBN.  0-946958-26-2 .
  • Батлер, Тони (2001). Британские секретные проекты: реактивные истребители с 1950 года . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing. ISBN  1-85780-095-8 .
  • Кордесман, Энтони (2003). Саудовская Аравия вступает в XXI век: аспекты военной и международной безопасности . Издательство Гринвуд. ISBN  0-275-97997-0 .
  • Иден, Пол, изд. (2004). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Янтарные книги. ISBN  1-904687-84-9 .
  • Иглз, доктор юридических наук (1991). «Подготовка эсминца-бомбардировщика: Panavia Tornado ADV». Обзор аэронавигации Патнэма . 2 . Издательство Военно-морского института: 88–93. ISBN  978-1-55750676-4 .
  • Эванс, Энди (1999). Панавиа Торнадо . Уилтшир, Великобритания: Crowood Press. ISBN  1-86126201-9 .
  • Хантер, Джейми (2004). «Панавиа Торнадо: Возрождение MRCA». Международный обзор авиации . 13 . Норуолк, Коннектикут, США: Airtime Publishing: 46–79. ISBN  1-880588-84-6 . ISSN   1473-9917 .
  • Джексон, Пол (октябрь 1985 г.). «Торнадо выходит из боя». Эйр Интернешнл . 29 (4): 173–177, 206–207. ISSN   0306-5634 .
  • Джексон, Пол (февраль 1988 г.). «Набирая обороты — Торнадо ВВС Великобритании». Эйр Интернешнл . 34 (2): 84–87. ISSN   0306-5634 .
  • Джексон, Роберт (2000). Воздушная война ночью . Шарлоттсвилл, Вирджиния, США: Howell Press Inc., стр. 139–144. ISBN  1-57427-116-4 .
  • Лейк, Джон (зима 1997 г.). «Брифинг по варианту Панавиа Торнадо: Часть вторая». Мировой журнал авиации . 31 . Лондон, Великобритания: Aerospace Publishing: 114–131. ISBN  1-86184-006-3 . ISSN   0959-7050 .
  • Ламберт, Марк (1993). Самолеты всего мира Джейн, 1993–94 . Колсдон, Великобритания: Отдел данных Джейн. ISBN  0-7106-1066-1 .
  • Ламинг, Тим (1996). Борьба началась: В воздухе с агрессорами . Миннеаполис, Миннесота, США: Zenith Imprint. ISBN  0-7603-0260-Х .
  • Лик, Майкл (2015). Панавийский торнадо: фотографическая дань . Перо и меч. ISBN  978-1-4738-6914-1 .
  • Николас, Джек С. (июль 2000 г.). «Поддержание F.3». Эйр Интернешнл . 59 (1): 28–31. ISSN   0306-5634 .
  • Мейсон, Фрэнсис К. (1992). Британский истребитель с 1912 года . Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-082-7 .
  • Мойр, Ян; Сибридж, Аллан (2011). Авиационные системы: интеграция механических, электрических и авиационных подсистем . Нью-Йорк, США: Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-1-119-96520-6 .
  • Смит, Дэн (1980). Оборона королевства в 1980-е годы . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  0-85664-873-6 .
  • Зейнманн, Клаус-Кристиан В. (2010). Переосмысление истории, диктатуры и войны: новые подходы и интерпретации . Континуум Интернэшнл. ISBN  978-0-82644-323-6 .
  • Тейлор, Майкл Дж. Х. (2001). Всемирный справочник самолетов и систем Flight International (3-е изд.). Великобритания: Reed Business Information. ISBN  0-617-01289-Х .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ad3291e368eaf3dfeb91b19a15c54bff__1722365460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/ff/ad3291e368eaf3dfeb91b19a15c54bff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Panavia Tornado ADV - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)