Сверхлегкий вертолет Fairey
Сверхлегкий вертолет | |
---|---|
![]() | |
Сверхлегкий вертолет в полете | |
Роль | Вертолет лёгкой армии |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Авиационная компания Фейри |
Первый полет | 14 августа 1955 г. |
Ушедший на пенсию | 1959 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Производитель |
Количество построенных | 6 |
— Сверхлегкий вертолет Fairey небольшой британский военный вертолет, предназначенный для разведки и эвакуации раненых , разработанный компанией Fairey Aviation Company .
Сверхлегкий был задуман как простой, недорогой и легко транспортируемый вертолет. Хвостовой винт отсутствовал из-за решения приводить винтокрылый аппарат в движение с помощью нетрадиционных реактивных струй, расположенных на концах лопастей несущего винта . Он был выбран среди различных конкурирующих проектов, чтобы удовлетворить требования Министерства снабжения к легкому вертолету, который будет использоваться британской армией для целей воздушного наблюдения. Первые испытания прототипов оказались многообещающими, однако политические факторы в конечном итоге подорвали проект.
Ultra-light оказался жертвой британской оборонной экономики конца 1950-х годов, а также острой конкуренции со стороны конкурирующих фирм, у которых были свои собственные проекты легких винтокрылых машин, в частности Saunders-Roe Skeeter . Хотя Фейри пытался продолжить разработку Ultra-light самостоятельно, продвигая этот тип на гражданский рынок и добиваясь соответствующей сертификации типа для такого использования, никаких заказов в конечном итоге получено не было. Фирма отложила проект, решив вместо этого сосредоточиться на более крупном Fairey Rotodyne , который имел некоторые общие конструктивные особенности.
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]В начале 1950-х годов британская армия была сильно заинтересована в потенциальном использовании компактных вертолетов для наблюдения и воздушного наблюдения. [ 1 ] потребовало В 1953 году британское министерство снабжения недорогой двухместный вертолет, который подходил бы для разведки, эвакуации раненых и обучения . [ 2 ] Эта спецификация считалась весьма требовательной и требовала, чтобы она могла развивать высокие скорости и скороподъемность даже в тропических условиях. Винтокрылую машину также необходимо было перевозить в кузове стандартного армейского трехтонного грузовика, что значительно ограничивало габариты перспективной машины. [ 2 ]
Дополнительные требования к перспективному легкому вертолету включали продолжительность полета в один час, а также возможность перевозки легких грузов, таких как топливо и инструменты, а также раненых солдат на носилках. [ 1 ] Первоначальный запрос на сиденье наблюдателя, обращенного назад, присутствовал на раннем этапе, но был отброшен в более поздних версиях. В это время недавно разработанные газовые турбины начали привлекать как конструкторов вертолетов, так и потенциальных эксплуатантов, британская армия сделала использование такого двигателя одним из своих требований. [ 1 ]
Также существовал интерес к производству винтокрылых летательных аппаратов с использованием несущих винтов с законцовым приводом , преимущество которых заключалось в том, что можно было избежать крутящего момента , который создавался бы винтами, приводимыми в движение обычной трансмиссией , а также вытекающих из этого требований по включению сложного и уязвимого крутящего момента. компенсирующий рулевой винт . [ 2 ] Некоторые современные конструкции, такие как Sud-Ouest Djinn , отводили воздух под высоким давлением из двигателя непосредственно к наконечникам; Фейри работал над схемой, в которой этот воздух смешивался с топливом на концах и сжигался. Такие методы уже были испытаны в полете на Fairey Jet Gyrodyne , и Фейри решил, что этот метод подойдет для компактного винтокрылого аппарата. [ 2 ] [ 3 ]
Конкурс и отбор
[ редактировать ]В ответ на выставление требования был представлен широкий спектр заявок; Среди них были Fairey Aviation с ее сверхлегким вертолетом, использующим реактивную двигательную установку Tip , Saunders-Roe с уменьшенной версией Saunders-Roe Skeeter , Bristol Airplane Company предложенный 190 , с ротором с воздуховодом предложение от Percival Aircraft , Short Brothers предложили более крупный Short SB.8 и с таранным реактивным проект австрийского пионера вертолетов Рауля Хафнера двигателем . [ 4 ]
Подходящая силовая установка для компактного винтокрылого самолета была определена в виде двигателя Turbomeca Palouste турбореактивного которого уже независимо были достигнуты договоренности с британской фирмой Blackburn о производстве двигателя по лицензии Turbomeca , в отношении . [ 5 ] Фейри использовал двигатель Палуста, который подавал сжатый воздух через полые лопасти несущего винта к наконечникам жиклеров. По словам авиационного автора Дерека Вуда: «Fairy Ultra Light был шедевром простоты. В нем не требовался рулевой винт, поскольку несущий винт с приводом от законцовки не имел крутящего момента, а также были исключены валы, шестерни и муфты, связанные с конструкциями с поршневыми двигателями». . [ 6 ]
В ответ на подробный проект, который Фейри подготовил для своего предложения, министерство решило заключить с фирмой контракт на производство в общей сложности четырех опытных самолетов для целей демонстрации и летных испытаний; Позже компания решила построить еще два винтокрылых самолета в рамках частного предприятия. [ 2 ]
Дизайн
[ редактировать ]Сверхлегкий вертолет Fairey возник как компактный двухместный двухместный самолет, оснащенный одним двигателем Turbomeca Palouste турбореактивным , который производился по лицензии компанией Blackburn . [ 2 ] Он был установлен полунаружно на уровне пола, за сиденьями. Двигатель был оснащен компрессором увеличенного размера для подачи воздуха к наконечникам горелок под давлением 40 фунтов на квадратный дюйм (275 кПа ); Такая компоновка устранила необходимость в рулевом винте для противодействия крутящему моменту, который не был фактором при принятой конфигурации законцовочной струи. [ 2 ] Двигатель Palouste был, безусловно, самым дорогостоящим элементом сверхлегкого самолета: по сообщениям, он составлял более 50 процентов стоимости приобретения корабля. [ 6 ]
Ultra-light был построен на основе корпуса из легкого сплава размещался закрепленный на резине , в котором в центре верхней поверхности пилон несущего винта; На пилоне несущего винта устанавливался двухлопастной балансирующий винт с законцовым приводом. [ 2 ] Диаметр ротора составлял 28 футов 3,5 дюйма (8,623 м), а общий вес Ultra-light составлял всего 1800 фунтов (820 кг). Топливо размещалось в одном ударопрочном топливном баке, установленном внутри короба. [ 6 ]
Кессонная конструкция из сплава крепилась к коробчатой балке хвостовой балки двигатель, горизонтальное оперение , вертикальный стабилизатор и рули направления. , на которой устанавливались [ 2 ] Руль направления выступал под стрелой в сторону истечения реактивной струи и обеспечивал эффективное управление рысканьем, даже когда самолет находился в неподвижном состоянии. Ходовая часть представляла собой простую пару стальных трубчатых полозьев, непосредственно прикрепленных к коробчатой конструкции, к полозьям можно было прикрепить переносные балки, чтобы винтокрылую машину можно было переносить вручную. [ 2 ] [ 6 ]
Операционная история
[ редактировать ]
14 августа 1955 года первый прототип сверхлегкого вертолета совершил свой первый полет . В том же году он был публично представлен на сентябрьской выставке Общества британских авиаконструкторов (SBAC) в Фарнборо . [ 2 ] Во время демонстрации в Фарнборо Ultra-light продемонстрировал свою способность управляться из кузова трехтонного грузовика, что является одним из громких требований, выдвинутых британской армией. [ 6 ]
После его завершения в первый прототип было внесено несколько модификаций. Первоначально эта машина имела только руль направления на конце стрелы, но горизонтальное оперение с концевым килем позже было добавлено . Менее очевидным изменением стало добавление системы с гидравлическим управлением циклического регулирования шага . Второй прототип имел модифицированную кабину, позволяющую перевозить раненых на носилках. Пара Ultra-light была оснащена ротором немного большего диаметра (32 фута/9,75 м вместо 28 футов/8,6 м) с целью повышения производительности в ситуациях, когда компактность не имела большого значения. [ 2 ] Было признано, что существует необходимость в увеличении срока службы лопастей несущего винта. [ 6 ]
Было проведено множество демонстраций возможностей «Сверхлегких» самолетов на авиашоу, во время военных учений и на море, включая развертывание на борту эсминца U-класса HMS Grenville . [ 2 ] Однако британская армия стала больше внимания уделять Saunders-Roe Skeeter и устранению недостатков этой винтокрылой машины, таких как резонанс на земле и проблемы с двигателем. [ 7 ] По словам Вуда, его соперник «Скитер» произвел хорошее впечатление на первых порах в Германии и получил предложение о военном заказе на этот тип от правительства Германии, но это было при условии, что «Скитер», в свою очередь, будет принят на вооружение британских вооруженных сил. силы тоже. было принято решение Таким образом, в Уайтхолле сконцентрироваться на «Скитере», фактически отказавшись от требования министерства о том, что сверхлёгкий вариант разрабатывается для удовлетворения требований. [ 7 ]
Узнав, что британская армия больше не будет заказывать Ultra-light, Фейри вместо этого продвигал этот тип для его потенциального использования в Королевском флоте. [ 7 ] Несмотря на то, что некоторые испытания были проведены, в том числе один прототип успешно прошел испытания на пригодность на борту авианосца , военно-морской флот, похоже, не проявил энтузиазма по поводу сверхлегкого самолета, и стало ясно, что министерство не будет предоставлять дальнейшее финансирование его разработки. Понимая, что перспективы военного заказа от британских служб стали очень ограниченными, компания решила вместо этого переориентировать Ultra-light на предпочтения и потребности гражданских операторов. [ 7 ]
Фейри приступил к разработке специальной модели Ultra-light для гражданского рынка, специально разработанной для выполнения таких функций, как связь и опрыскивание сельскохозяйственных культур . [ 7 ] Соответственно, гражданский зарегистрированный образец этого типа был выставлен на Парижском авиасалоне 1957 года в парижском аэропорту Ле Бурже . В 1958 году для Ultra-light был получен сертификат гражданской летной годности , что фактически разрешило использование этого типа гражданскими эксплуатантами. [ 2 ]
Несмотря на значительный интерес из-за границы, особенно со стороны клиентов в США и Канаде, заказов на этот тип получено не было, и было построено только шесть экспериментальных сверхлегких самолетов, прежде чем программа была окончательно прекращена в 1959 году. [ 2 ] Основным фактором, побудившим Фейри принять решение о прекращении работ по программе, помимо отсутствия заказов, были ограниченные ресурсы, доступные компании, и растущий объем работ над многообещающим на тот момент Fairey Rotodyne , гораздо более крупным составным гирокоптером , который также использовал наконечники форсунок и некоторые особенности Ultra-light. [ 7 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]


Второй прототип Ultra-light, который имел модифицированную носовую часть, позволяющую разместить носилки для использования по назначению в качестве вертолета для эвакуации раненых. В 1977 году он был обнаружен в заброшенном состоянии на ферме недалеко от Харлоу и был немедленно передан в Музей вертолетов , а в мае 1979 года перевезен в Уэстон-сьюпер-Мэр и помещен на хранение до реставрации. Был приобретен комплект оригинальных лопастей несущего винта, двигатель и оригинальное хвостовое оперение. Его отреставрировали и выставили на всеобщее обозрение в июле 2021 года. [ 8 ]
Шестой прототип, который должен быть завершен, G-APJJ , перед списанием прошел испытания в Королевском авиастроительном заводе в Терли, Бедфорд, а также в Королевском военно-морском флоте. После длительного хранения его выставили на выставку в Музее авиации Мидленда в аэропорту Ковентри, расположенном в Бэгинтоне, к югу от города. [ 9 ] [ 10 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные Fairey Aircraft с 1915 года , [ 11 ] Самолеты всего мира Джейн, 1958-59 гг. [ 12 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Грузоподъемность: полезная нагрузка 640 фунтов (290 кг)
- Длина: 14 футов 1 дюйм (4,29 м)
- Высота: 8 футов 2 дюйма (2,49 м)
- Полная масса: 1800 фунтов (816 кг)
- Силовая установка: 1 Blackburn-Turbomeca BnPe.2 Palouste 500. газотурбинный газогенератор
- Диаметр несущего винта: 28 футов 3,5 дюйма (8,623 м)
Производительность
- Крейсерская скорость: 98 миль в час (158 км/ч, 85 узлов)
- Диапазон: 180 миль (290 км, 160 миль) (в тропиках)
- Потолок зависания ОГЭ: 4800 футов (1500 м)
- Выносливость: 2 часа 30 минут (тропический)
- Скорость набора высоты: 950 футов/мин (4,8 м/с) вертикально на уровне моря.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Сондерс-Роу Скитер (прямой конкурент)
- Белл H-13 Сиу
- Белл 47
- Кавасаки Х-4
- SNCASO SO.1221 Джинн
- Хьюз TH-55 Осейдж
- Агуста А.105
- Kamov Ka-15
- ПЗЛ СМ-4 Лотка
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Вуд 1975 , с. 111
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Тейлор 1974 , стр. 398–404.
- ^ Вуд 1975 , стр. 111–112, 114.
- ^ Вуд 1975 , стр. 111–112.
- ^ Вуд 1975 , стр. 113–114.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вуд 1975 , с. 114
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вуд 1975 , с. 115
- ^ «Фейри Ультра-Лайт» . Музей вертолетов: Коллекция . Проверено 8 октября 2021 г.
- ^ Эллис 2012 , с. 257
- ^ "Список самолетов". Музей авиации Мидленда , дата обращения: 5 февраля 2017 г.
- ^ Тейлор 1974 , с. 404
- ^ Бриджмен 1958 , стр. 79–80.
Библиография
[ редактировать ]- Бриджмен, Леонард (1958). Самолеты всего мира Джейн, 1958–59 . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, Ltd.
- Эллис, Кен (2012). Затонувшие корабли и реликвии, 23-е издание . Манчестер: Издательство Crecy Publishing. ISBN 978-0-85979-172-4 .
- Тейлор, ХО (1974). Fairey Aircraft с 1915 года . Лондон: Издательство Патнэм. ISBN 0-370-00065-Х .
- Вуд, Дерек (1975). Проект отменен . Издательства Макдональда и Джейн. ISBN 0-356-08109-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]