Бахрам Бейзай
Бахрам Бейзай | |
---|---|
Бахрам Байзай | |
Рожденный | |
Род занятий | Драматург, режиссер, сценарист, редактор |
Годы активности | 1962 – настоящее время |
Супруги | |
Дети | 3, включая Нилуфар |
Родители) | Ne'matallah Beyzai (father) Найере Мовафег (мать) [ 1 ] |
Подпись | |
Часть серии о |
Бахрам Бейзай |
---|
Списки работ |
Фильмография • Список поставленных пьес • Библиография • Список выступлений |
Связанные темы |
|
Бахрам Бейзаи (также пишется Бейзай , Beyzāêi , персидский : بهرام بیضائی ; родился 26 декабря 1938 года) — иранский драматург, театральный режиссёр, сценарист, монтажёр фильмов и остад («мастер») персидской литературы, искусства и иранистики .
Бейзаи - сын поэта Нематаллаха Бейзая (наиболее известного под литературным псевдонимом «Зокаи»). [ 2 ] Знаменитый поэт Адиб Бейзай, один из самых глубоких поэтов Ирана ХХ века, приходится Бахраму дядей по отцовской линии. [ 3 ] Дед Бахрама Бейзаи по отцовской линии, Мирза Мохаммад-Реза Арани («Эбн Рух»), и прадед по отцовской линии, мулла Мохаммад-Факих Арани («Рухол-Амин»), также были известными поэтами. [ 4 ]
Несмотря на запоздалый старт в кино, Бейзая часто считают пионером поколения кинематографистов, чьи работы иногда называют « иранской новой волной» . Его «Башу, маленький незнакомец » (1986) был признан «Лучшим иранским фильмом всех времен» в ноябре 1999 года по результатам опроса персидского киножурнала Picture World, в котором приняли участие 150 иранских критиков и профессионалов. [ 5 ] Тем не менее, еще до начала своей кинематографической карьеры в 1970 году он был ведущим драматургом (а также историком театра), настолько, что его часто считают величайшим драматургом персидского языка и имеют репутацию « Шекспира ». Персии». [ 6 ] [ 7 ]
С 2010 года Бейзай живет и преподает в Стэнфордском университете , США .
Ранние годы
[ редактировать ]Бейзай родился в Тегеране в семье поэта, антолога и биографа и матери-домохозяйки. Его отец зарабатывал на жизнь юридической деятельностью и мог разумно заниматься своими литературными интересами.
Бахрам Бейзай начал пропускать школу примерно с 17 лет, чтобы ходить на фильмы, которые быстро становились популярными в Иране. Это только утолило его желание узнать больше о кино и изобразительном искусстве . [ 8 ]
Молодой Бахрам, похоже, не очень интересовался наследием своей семьи, поэзией, которой занимались его отец, дяди и двоюродные братья. В старшей школе Дар'ол-Фонун , [ 9 ] он написал две исторические пьесы, которые впоследствии стали его любимым методом письма.
В возрасте 21 года он провел обширное исследование традиционных персидских пьес, особенно «Тазие» , а к 1961 году он уже посвятил много времени изучению и изучению других древних персидских и доисламских культур и литературы. Это, в свою очередь, побудило его изучить восточный театр и традиционный иранский театр и искусство, что помогло ему сформулировать новую незападную идентичность иранского театра. Он также познакомился с персидской живописью.
Карьера
[ редактировать ]Драматургия 1960-х годов.
[ редактировать ]В 1968 году Бейзай был одним из девяти основателей Гильдии иранских писателей, весьма спорной организации перед лицом цензуры . В 1969 году его пригласили преподавать на театральном факультете Колледжа изящных искусств Тегеранского университета. Он возглавлял эту кафедру с 1972 по 1979 год. Благодаря его читательской деятельности на кафедре начали преподавать многие видные писатели и художники, что создало самый плодотворный период в истории этой кафедры.
Бейзаи Новаторское «Исследование иранского театра» (Намайеш дар Иран), опубликованное в середине 1960-х годов, до сих пор считается самым важным текстом по истории иранского театра. Бейзае также является первым ученым в Иране, опубликовавшим книги о театре Японии и театре Китая .
Его поэтическая жилка безошибочна. Он пишет так, будто у него грустный взгляд, отстраненное и философское понимание в тоне. Смутное ощущение судьбы преследует его пьесы. [ 10 ]
Некоторые из его пьес, такие как его шедевр «Смерть Йездгерда» , были переведены на многие языки и поставлены по всему миру. «Смерть Йездгерда» была показана в Иране, Франции, Англии, Индии и США, а также в других странах, а снял по ней одноимённый фильм Бейзай в 1981 году. «Смерть Йездгерда» и «Калат Заявляемый» были переведены на английский язык Манучехром. Анвар .
1970-е годы и начало кинематографической карьеры
[ редактировать ]В 1969 году он начал свою карьеру в кино, сняв короткометражный фильм «Аму Сибилу» ( «Дядя Усы» ), за которым последовал «Сафар» в 1970 году. Благодаря этим фильмам Бейзай часто считается пионером иранской « Новой волны » , движения персидского кино , которое было начато в конце 1960-х годов.
Сразу после этого, в 1971 году, он снял свой первый полнометражный фильм «Рагбар» ( «Ливень» ), который критики по сей день считают одним из самых успешных иранских фильмов, когда-либо созданных. В успешном фильме покойный Парвиз Фаннизаде является центральным персонажем и главным героем.
С тех пор он продюсировал и снял 8 фильмов, в том числе «Карибе ва Мех» («Незнакомец и туман») (1974), «Черике-йе Тара» («Баллада о Таре») (1979), «Башу, маленький незнакомец» (1986, выпущен в 1989 году), «Шаяд». Вагти дигар («Может быть, в другой раз») (1988) и Мосаферан («Путешественники») (1992).
Кинопроизводство 1980-х годов
[ редактировать ]В 1981 году революционные лидеры начали иранскую культурную революцию , в результате которой Бейзае, в числе многих других, был исключен из университета. Однако он продолжал писать и снимать фильмы. Его сценарий «Руз-э Ваке » ( «Роковой день ») был адаптирован для фильма в 1995 году, а другой сценарий был адаптирован для фильма «Фасл-е Панджом» («Пятый сезон») в 1996 году, а также он снял четыре своих лучших фильма. . Он также редактировал Эбрагима Хатамикии « Бордж-е Мину» (Башня Мину) .
1990 – настоящее время
[ редактировать ]В 1992 году он женился на актрисе и гримере Можде Шамсай. После «Мосаферана» ему не удалось получить разрешение на создание нескольких сценариев. В 1995 году уехал из Ирана в Страсбург по приглашению Международного парламента писателей . Однако вскоре он вернулся и поставил «Леди Аой» в Тегеране.
В 2001 году он снял свой бестселлер « Убивая бешеных собак» , после чего успел поставить три пьесы, прежде чем уехал из Ирана в США.
Он покинул Иран в 2010 году по приглашению Стэнфордского университета и с тех пор является приглашенным профессором иранистики Дарьябари, читая курсы по персидскому театру, кино и мифологии. Он проводил семинары по «Шахнаме» , истории иранского исполнительского искусства, иранским и семитским мифам и т. д. Он также поставил несколько пьес, в том числе девятичасовую «Тарабнаме» .
Кинематографический стиль
[ редактировать ]... вы можете почувствовать опыт Байзаи в персидской литературе, театре и поэзии. Байзаи так и не получил заслуженной поддержки от правительства своей родной страны... [ 11 ]
Некоторые люди в нашей старой и устойчивой культуре приобретают знаковое значение по причинам, выходящим далеко за рамки наших кривых мер. Бэйзай — один из них. Когда будут написаны анналы нашей современной истории, Бейзай будет иметь такое же значение, как и Хафез . [ 12 ]
Он известен как самый интеллектуальный и заметный «автор» иранского кино и театра. Основная тема его работ — история и «кризис идентичности», связанный с иранскими культурными и мифическими символами и парадигмами. Его считают самым выдающимся сценаристом Ирана с точки зрения драматической целостности его произведений, многие из которых были экранизированы.
Прием и критика
[ редактировать ]Критики часто хвалили Бейзая выше всех персидских режиссеров и драматургов. В 2002 году он был признан лучшим персидским режиссером, а его фильм «Башу, маленький незнакомец» был признан лучшим персидским фильмом всех времен. Тем не менее его формализм иногда вызывал критику, даже со стороны него самого. Эбрагим Голестан , который ранее возражал против стиля Бейзая, похвалил его в письме в 2017 году.
Работает
[ редактировать ]Фильмография (как режиссёр)
[ редактировать ]- Аму Сибилу (1969, короткометражка)
- Сафар (1970, короткометражка, он же «Путешествие» )
- Рагбар (1972 — он же Ливень )
- Карибе ва Ме (1974 - он же Незнакомец и туман )
- Калак (1976 - он же Ворона или Ворон )
- Чарике-йе Тара (1979 - она же Баллада о Таре )
- Марг-э Йездгерд (1982 — она же Смерть Йездгерд )
- Башу, Маленький незнакомец (1986 - он же Башу - выпущен в 1989 году)
- Шаяд Вагти Дигар (1988 - он же « Может быть, в другой раз »)
- Мосаферан (1992 - он же Путешественники )
- Гофт-о-гу ба Бад (1998 — короткометражка — он же «Разговор с ветром »)
- Сагкоши (2001 — он же « Убийство бешеных собак »)
- Кали-йе Сохангу (2006 — короткометражный — «Говорящий ковер »)
- Вакти Хаме Хаб-им (2009 — Когда мы все спим )
Пьесы
[ редактировать ]У Бейзаи более 50 опубликованных пьес, некоторые из них следующие. Эти работы время от времени появлялись на французском, английском, немецком и других языках.
- «Гороб дар Диари Гариб» ( «Вечер в чужой стране », перевод на английский Жизель Капусцински)
- «Чахар Сандух» ( «Четыре коробки » , перевод на английский г-на Ганунпарвара и Джона Грина)
- «Хаштомин Сафар э Сандбад» ( Восьмое путешествие Синдбада ; Le Huitième voyage de Sindbad , перевод на французский язык Ахмада Камьяби Маска ISBN 9782950480613 )
- Ziāfat va Miras (1967 - также известный как « Наследие и праздник »)
- Солтан-Мар (1969 - он же Король Змей )
- Марг-э Йездгерд (1979 — она же Смерть Йездгерд )
- Мемуары актера второго плана (1981) [ 13 ]
- Заявленная рыба (1982)
- Карнаме-йе Бандар Бидахш (1997 и 1998 годы)
- Бану Аой ( Леди Аой (постановка Бахрама Бейзая) (1997 и 1998) по мотивам Леди Аой « Юкио Мисимы »
- Шаб-э Хезар-о-йком (Тысяча и первая ночь) (2003)
- Афра йа Руз мигозарад (2007 — он же Афра, или День проходит )
- Перекресток (2009)
- Яна и Баладур (2012 — Игра теней )
- Араш (2013 — Чтение пьесы )
- Отчет Ардавирафа (2015 г.)
- Тарабнаме (2016 — Часть первая и Часть вторая )
Выступления и лекции
[ редактировать ]Частые сотрудники
[ редактировать ]Лизар отряд
[ редактировать ]Во время создания «Баллады о Таре» в 1978 году Бейзай и его команда в замке Лисар основали труппу, название которой использовалось до 2000-х годов: труппа Лисар.
Награды и почести
[ редактировать ]Призы, награды и награды, которые он завоевал, многочисленны.
- 2017, Д.Литт. Honoris Causa , Университет Сент-Эндрюс [ 14 ]
- 2014: Премия Бита в области персидского искусства]
- Премия Фонда Фарханг за наследие 2012 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Бахрам Байзай оплакивал свою мать
- ↑ Две тысячи стихов Зокаи Бейзаи из шести тысяч были опубликованы в 1978 году (1357 г. хиджры ) в книге под названием «Яд-е Байза» («Белая рука»); Байза по-персидски — это литературное слово, обозначающее Белый . См. Араш Фанаян, Гофтеман-е Иран , 20 января 2008 г. [1] [ постоянная мертвая ссылка ] .
- ^ Араш Фанаян, Гофтеман-е Иран , 20 января 2008 г. [2] [ постоянная мертвая ссылка ] . Примечательно, что сын Адиба Али Бейзаи, Хосейн Бейзаи, также является поэтом; его литературный псевдоним — Партов (Луч света).
- ^ Араш Фанаян, Гофтеман-е Иран , 20 января 2008 г. [3] [ постоянная мертвая ссылка ] .
- ↑ Picture World ( Donyaye Tassvir ), № 74, ноябрь 1999 г., ISSN 1023-2613
- ^ Хасан 2018 .
- ↑ Речь Аббаса Милани, Торонто, 2017 г.
- ^ «Бахрам Бейзае - Биография» . IMDB . Проверено 15 июня 2024 г.
- ↑ Иллюстрированный отчет о Дар'ол-Фонун см.: Хамид-Реза Хоссейни, Дар'ол-Фонун в поисках любви («Дар'ол-Фонун дар хасрат-е эшк»), на персидском языке, Jadid Online, 22 сентября. 2008, [4] . Соответствующие фотографии (15) можно посмотреть здесь: [5] . Ниже приводится фотография того, что раньше было амфитеатром Дарол -Фонун: [6] .
- ^ Yar-Shater 1984 , p. 58-59.
- ^ «Мировой кинопроект» . www.film-foundation.org . Проверено 27 октября 2022 г.
- ^ Дабаши , с. 253.
- ^ «Воспоминания актера второго плана (издание 2010 г.) | Открытая библиотека» .
- ^ https://www.st-andrews.ac.uk/news/archive/2017/title,1283540,en.php . [ постоянная мертвая ссылка ]
Дополнительные источники
[ редактировать ]- Дабаши, Хамид (2007). Мастера и шедевры иранского кино . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Mage. ISBN 978-0-934211-85-7 .
- Хасани, Фарзад (май 2018 г.). « Шекспир Персии в Новом Свете». Таджробе (на персидском языке). Тегеран . Архивировано из оригинала 12 апреля 2020 года.
- Таладжой, Саид (2023). Иранская культура в кино и театре Бахрама Бейзае: парадигмы бытия и принадлежности (1959-1979) . Лондон и Нью-Йорк: Bloomsbury Publishing (IB Tauris). ISBN 9780755648665.
- Яр-Шатер, Эхсан (1984). «Современная литературная идиома». В Риксе, Томас М. (ред.). Критические взгляды на современную персидскую литературу . Пресса «Три континента». стр. 42–62. ISBN 0-914478-95-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Бахрам Бейзай на IMDb
- Биография Бахрама Байзая об Иранском камерном обществе (www.iranchamber.com)
- Разговор с Бахрамом Байзаем; [Афра], День проходит , на персидском языке, BBC Persian, воскресенье, 6 января 2008 г., [7] .
- Короткая беседа с Бахрамом Байзаем, знаменитым режиссером кино и театра , на персидском языке, Deutsche Welle, среда, 26 декабря 2007 г.: (Главная страница) , (Аудиозапись интервью — 4 мин 9 сек) .
- Наджме Халили Махани, Бахрам Байзай, Иранское кино, Феминизм, Арт-кино , За кадром, 31 января 2003 г., [8] .
- Ибрагим Барзегар, Сельджукская станция, автор Бахрам Бейзай
- Ибрагим Барзегар, «Сессия жертвоприношений в Сенмаре», Бахрам Бейзай
- Бахрам Бейзай
- 1938 рождений
- эссеисты 20 века
- Эссеисты XXI века
- Драматурги и драматурги XX века
- Драматурги и драматурги XXI века
- Историки театра
- Иранские детские писатели
- Иранские драматурги и драматурги
- Иранские кинорежиссеры
- Иранские киноредакторы
- Иранские кинопродюсеры
- Иранские эмигранты в США
- Иранские эссеисты
- Иранские ученые-экспатрианты
- Иранские эмигранты в США
- Иранские историки ХХ века
- Иранские сценаристы
- Иранские театральные режиссеры
- Иранские переводчики
- Живые люди
- Мужчины-эссеисты
- Мифографы
- Писатели из Тегерана
- Персоязычные кинорежиссеры
- Персидские писатели
- Постмодернистские писатели
- Преподаватели Стэнфордского университета
- Академический состав Тегеранского университета
- Иранские сценические дизайнеры
- Исследователи Шахнаме
- Поэты из Тегерана