Jump to content

Бахрам Бейзай

(Перенаправлено из труппы Лисар )

Бахрам Бейзай
Бахрам Байзай
Бейзае в 2002 году
Рожденный ( 1938-12-26 ) 26 декабря 1938 г. (85 лет)
Род занятий Драматург, режиссер, сценарист, редактор
Годы активности 1962 – настоящее время
Супруги
Монир-Азам Раминфар
( м. 1965; дивизия 1991)
Дети 3, включая Нилуфар
Родители) Ne'matallah Beyzai (father)
Найере Мовафег (мать) [ 1 ]
Подпись

Бахрам Бейзаи (также пишется Бейзай , Beyzāêi , персидский : بهرام بیضائی ; родился 26 декабря 1938 года) — иранский драматург, театральный режиссёр, сценарист, монтажёр фильмов и остад («мастер») персидской литературы, искусства и иранистики .

Бейзаи - сын поэта Нематаллаха Бейзая (наиболее известного под литературным псевдонимом «Зокаи»). [ 2 ] Знаменитый поэт Адиб Бейзай, один из самых глубоких поэтов Ирана ХХ века, приходится Бахраму дядей по отцовской линии. [ 3 ] Дед Бахрама Бейзаи по отцовской линии, Мирза Мохаммад-Реза Арани («Эбн Рух»), и прадед по отцовской линии, мулла Мохаммад-Факих Арани («Рухол-Амин»), также были известными поэтами. [ 4 ]

Несмотря на запоздалый старт в кино, Бейзая часто считают пионером поколения кинематографистов, чьи работы иногда называют « иранской новой волной» . Его «Башу, маленький незнакомец » (1986) был признан «Лучшим иранским фильмом всех времен» в ноябре 1999 года по результатам опроса персидского киножурнала Picture World, в котором приняли участие 150 иранских критиков и профессионалов. [ 5 ] Тем не менее, еще до начала своей кинематографической карьеры в 1970 году он был ведущим драматургом (а также историком театра), настолько, что его часто считают величайшим драматургом персидского языка и имеют репутацию « Шекспира ». Персии». [ 6 ] [ 7 ]

С 2010 года Бейзай живет и преподает в Стэнфордском университете , США .

Ранние годы

[ редактировать ]

Бейзай родился в Тегеране в семье поэта, антолога и биографа и матери-домохозяйки. Его отец зарабатывал на жизнь юридической деятельностью и мог разумно заниматься своими литературными интересами.

Бахрам Бейзай начал пропускать школу примерно с 17 лет, чтобы ходить на фильмы, которые быстро становились популярными в Иране. Это только утолило его желание узнать больше о кино и изобразительном искусстве . [ 8 ]

Подростком Бейзай посещал среднюю школу Дарол-Фонун , где он плохо ладил, прогуливал уроки и ходил в кино, а в позднем подростковом возрасте сочинил свои первые драматические пьесы.

Молодой Бахрам, похоже, не очень интересовался наследием своей семьи, поэзией, которой занимались его отец, дяди и двоюродные братья. В старшей школе Дар'ол-Фонун , [ 9 ] он написал две исторические пьесы, которые впоследствии стали его любимым методом письма.

В возрасте 21 года он провел обширное исследование традиционных персидских пьес, особенно «Тазие» , а к 1961 году он уже посвятил много времени изучению и изучению других древних персидских и доисламских культур и литературы. Это, в свою очередь, побудило его изучить восточный театр и традиционный иранский театр и искусство, что помогло ему сформулировать новую незападную идентичность иранского театра. Он также познакомился с персидской живописью.

Драматургия 1960-х годов.

[ редактировать ]

В 1968 году Бейзай был одним из девяти основателей Гильдии иранских писателей, весьма спорной организации перед лицом цензуры . В 1969 году его пригласили преподавать на театральном факультете Колледжа изящных искусств Тегеранского университета. Он возглавлял эту кафедру с 1972 по 1979 год. Благодаря его читательской деятельности на кафедре начали преподавать многие видные писатели и художники, что создало самый плодотворный период в истории этой кафедры.

Бейзай на своей первой свадьбе в компании других артистов, в частности Парвиза Фаннизаде и Парвиза Сайяда , 1965 год.

Бейзаи Новаторское «Исследование иранского театра» (Намайеш дар Иран), опубликованное в середине 1960-х годов, до сих пор считается самым важным текстом по истории иранского театра. Бейзае также является первым ученым в Иране, опубликовавшим книги о театре Японии и театре Китая .

простойЕго поэтическая жилка безошибочна. Он пишет так, будто у него грустный взгляд, отстраненное и философское понимание в тоне. Смутное ощущение судьбы преследует его пьесы. [ 10 ]

Эхсан Яршатер

Некоторые из его пьес, такие как его шедевр «Смерть Йездгерда» , были переведены на многие языки и поставлены по всему миру. «Смерть Йездгерда» была показана в Иране, Франции, Англии, Индии и США, а также в других странах, а снял по ней одноимённый фильм Бейзай в 1981 году. «Смерть Йездгерда» и «Калат Заявляемый» были переведены на английский язык Манучехром. Анвар .

1970-е годы и начало кинематографической карьеры

[ редактировать ]

В 1969 году он начал свою карьеру в кино, сняв короткометражный фильм «Аму Сибилу» ( «Дядя Усы» ), за которым последовал «Сафар» в 1970 году. Благодаря этим фильмам Бейзай часто считается пионером иранской « Новой волны » , движения персидского кино , которое было начато в конце 1960-х годов.

Сразу после этого, в 1971 году, он снял свой первый полнометражный фильм «Рагбар» ( «Ливень» ), который критики по сей день считают одним из самых успешных иранских фильмов, когда-либо созданных. В успешном фильме покойный Парвиз Фаннизаде является центральным персонажем и главным героем.

С тех пор он продюсировал и снял 8 фильмов, в том числе «Карибе ва Мех» («Незнакомец и туман») (1974), «Черике-йе Тара» («Баллада о Таре») (1979), «Башу, маленький незнакомец» (1986, выпущен в 1989 году), «Шаяд». Вагти дигар («Может быть, в другой раз») (1988) и Мосаферан («Путешественники») (1992).

Кинопроизводство 1980-х годов

[ редактировать ]

В 1981 году революционные лидеры начали иранскую культурную революцию , в результате которой Бейзае, в числе многих других, был исключен из университета. Однако он продолжал писать и снимать фильмы. Его сценарий «Руз-э Ваке » ( «Роковой день ») был адаптирован для фильма в 1995 году, а другой сценарий был адаптирован для фильма «Фасл-е Панджом» («Пятый сезон») в 1996 году, а также он снял четыре своих лучших фильма. . Он также редактировал Эбрагима Хатамикии « Бордж-е Мину» (Башня Мину) .

1990 – настоящее время

[ редактировать ]

В 1992 году он женился на актрисе и гримере Можде Шамсай. После «Мосаферана» ему не удалось получить разрешение на создание нескольких сценариев. В 1995 году уехал из Ирана в Страсбург по приглашению Международного парламента писателей . Однако вскоре он вернулся и поставил «Леди Аой» в Тегеране.

В 2001 году он снял свой бестселлер « Убивая бешеных собак» , после чего успел поставить три пьесы, прежде чем уехал из Ирана в США.

Он покинул Иран в 2010 году по приглашению Стэнфордского университета и с тех пор является приглашенным профессором иранистики Дарьябари, читая курсы по персидскому театру, кино и мифологии. Он проводил семинары по «Шахнаме» , истории иранского исполнительского искусства, иранским и семитским мифам и т. д. Он также поставил несколько пьес, в том числе девятичасовую «Тарабнаме» .

Кинематографический стиль

[ редактировать ]

простой... вы можете почувствовать опыт Байзаи в персидской литературе, театре и поэзии. Байзаи так и не получил заслуженной поддержки от правительства своей родной страны... [ 11 ]

Мартин Скорсезе

Некоторые люди в нашей старой и устойчивой культуре приобретают знаковое значение по причинам, выходящим далеко за рамки наших кривых мер. Бэйзай — один из них. Когда будут написаны анналы нашей современной истории, Бейзай будет иметь такое же значение, как и Хафез . [ 12 ]

Хамид Дабаши

Он известен как самый интеллектуальный и заметный «автор» иранского кино и театра. Основная тема его работ — история и «кризис идентичности», связанный с иранскими культурными и мифическими символами и парадигмами. Его считают самым выдающимся сценаристом Ирана с точки зрения драматической целостности его произведений, многие из которых были экранизированы.

Прием и критика

[ редактировать ]

Критики часто хвалили Бейзая выше всех персидских режиссеров и драматургов. В 2002 году он был признан лучшим персидским режиссером, а его фильм «Башу, маленький незнакомец» был признан лучшим персидским фильмом всех времен. Тем не менее его формализм иногда вызывал критику, даже со стороны него самого. Эбрагим Голестан , который ранее возражал против стиля Бейзая, похвалил его в письме в 2017 году.

Работает

[ редактировать ]

Фильмография (как режиссёр)

[ редактировать ]
  • Аму Сибилу (1969, короткометражка)
  • Сафар (1970, короткометражка, он же «Путешествие» )
  • Рагбар (1972 — он же Ливень )
  • Карибе ва Ме (1974 - он же Незнакомец и туман )
  • Калак (1976 - он же Ворона или Ворон )
  • Чарике-йе Тара (1979 - она ​​же Баллада о Таре )
  • Марг-э Йездгерд (1982 — она же Смерть Йездгерд )
  • Башу, Маленький незнакомец (1986 - он же Башу - выпущен в 1989 году)
  • Шаяд Вагти Дигар (1988 - он же « Может быть, в другой раз »)
  • Мосаферан (1992 - он же Путешественники )
  • Гофт-о-гу ба Бад (1998 — короткометражка — он же «Разговор с ветром »)
  • Сагкоши (2001 — он же « Убийство бешеных собак »)
  • Кали-йе Сохангу (2006 — короткометражный — «Говорящий ковер »)
  • Вакти Хаме Хаб-им (2009 — Когда мы все спим )
Бейзай, одетый в черную рясу Сент-Эндрюс с желтым капюшоном, только что получивший степень почетного доктора литературы , июнь 2017 г.

У Бейзаи более 50 опубликованных пьес, некоторые из них следующие. Эти работы время от времени появлялись на французском, английском, немецком и других языках.

  • «Гороб дар Диари Гариб» ( «Вечер в чужой стране », перевод на английский Жизель Капусцински)
  • «Чахар Сандух» ( «Четыре коробки » , перевод на английский г-на Ганунпарвара и Джона Грина)
  • «Хаштомин Сафар э Сандбад» ( Восьмое путешествие Синдбада ; Le Huitième voyage de Sindbad , перевод на французский язык Ахмада Камьяби Маска ISBN   9782950480613 )
  • Ziāfat va Miras (1967 - также известный как « Наследие и праздник »)
  • Солтан-Мар [ фа ] (1969 - он же Король Змей )
  • Марг-э Йездгерд (1979 — она же Смерть Йездгерд )
  • Мемуары актера второго плана (1981) [ 13 ]
  • Заявленная рыба (1982)
  • Карнаме-йе Бандар Бидахш (1997 и 1998 годы)
  • Бану Аой ( Леди Аой (постановка Бахрама Бейзая) (1997 и 1998) по мотивам Леди Аой « Юкио Мисимы »
  • Шаб-э Хезар-о-йком (Тысяча и первая ночь) (2003)
  • Афра йа Руз мигозарад (2007 — он же Афра, или День проходит )
  • Перекресток (2009)
  • Яна и Баладур (2012 — Игра теней )
  • Араш (2013 — Чтение пьесы )
  • Отчет Ардавирафа (2015 г.)
  • Тарабнаме (2016 — Часть первая и Часть вторая )

Выступления и лекции

[ редактировать ]

Частые сотрудники

[ редактировать ]

Лизар отряд

[ редактировать ]

Во время создания «Баллады о Таре» в 1978 году Бейзай и его команда в замке Лисар основали труппу, название которой использовалось до 2000-х годов: труппа Лисар.

Награды и почести

[ редактировать ]

Призы, награды и награды, которые он завоевал, многочисленны.

  1. Бахрам Байзай оплакивал свою мать
  2. Две тысячи стихов Зокаи Бейзаи из шести тысяч были опубликованы в 1978 году (1357 г. хиджры ) в книге под названием «Яд-е Байза» («Белая рука»); Байза по-персидски — это литературное слово, обозначающее Белый . См. Араш Фанаян, Гофтеман-е Иран , 20 января 2008 г. [1] [ постоянная мертвая ссылка ] .
  3. ^ Араш Фанаян, Гофтеман-е Иран , 20 января 2008 г. [2] [ постоянная мертвая ссылка ] . Примечательно, что сын Адиба Али Бейзаи, Хосейн Бейзаи, также является поэтом; его литературный псевдоним — Партов (Луч света).
  4. ^ Араш Фанаян, Гофтеман-е Иран , 20 января 2008 г. [3] [ постоянная мертвая ссылка ] .
  5. Picture World ( Donyaye Tassvir ), № 74, ноябрь 1999 г., ISSN   1023-2613
  6. ^ Хасан 2018 .
  7. Речь Аббаса Милани, Торонто, 2017 г.
  8. ^ «Бахрам Бейзае - Биография» . IMDB . Проверено 15 июня 2024 г.
  9. Иллюстрированный отчет о Дар'ол-Фонун см.: Хамид-Реза Хоссейни, Дар'ол-Фонун в поисках любви («Дар'ол-Фонун дар хасрат-е эшк»), на персидском языке, Jadid Online, 22 сентября. 2008, [4] . Соответствующие фотографии (15) можно посмотреть здесь: [5] . Ниже приводится фотография того, что раньше было амфитеатром Дарол -Фонун: [6] .
  10. ^ Yar-Shater 1984 , p. 58-59.
  11. ^ «Мировой кинопроект» . www.film-foundation.org . Проверено 27 октября 2022 г.
  12. ^ Дабаши , с. 253.
  13. ^ «Воспоминания актера второго плана (издание 2010 г.) | Открытая библиотека» .
  14. ^ https://www.st-andrews.ac.uk/news/archive/2017/title,1283540,en.php . [ постоянная мертвая ссылка ]

Дополнительные источники

[ редактировать ]
  • Дабаши, Хамид (2007). Мастера и шедевры иранского кино . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Mage. ISBN  978-0-934211-85-7 .
  • Хасани, Фарзад (май 2018 г.). « Шекспир Персии в Новом Свете». Таджробе (на персидском языке). Тегеран . Архивировано из оригинала 12 апреля 2020 года.
  • Таладжой, Саид (2023). Иранская культура в кино и театре Бахрама Бейзае: парадигмы бытия и принадлежности (1959-1979) . Лондон и Нью-Йорк: Bloomsbury Publishing (IB Tauris). ISBN 9780755648665.
  • Яр-Шатер, Эхсан (1984). «Современная литературная идиома». В Риксе, Томас М. (ред.). Критические взгляды на современную персидскую литературу . Пресса «Три континента». стр. 42–62. ISBN  0-914478-95-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d4b59c579bbff6216c5c8512858c8d7a__1723025640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/7a/d4b59c579bbff6216c5c8512858c8d7a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bahram Beyzai - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)