хна
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Хна — красноватый краситель , приготовленный из высушенных и измельченных листьев дерева хны . [ 1 ] Он использовался, по крайней мере, с древнеегипетского периода в качестве краски для волос и тела, особенно во временном боди-арте менди (или «татуировке хной»), возникающем в результате окрашивания кожи красителями из растения хны. После того, как пятна хны достигают своего максимального цвета, они держатся несколько дней, затем постепенно стираются путем отшелушивания , обычно в течение одной-трех недель.
Хна использовалась в Древнем Египте, на древнем Ближнем Востоке , а затем на Индийском субконтиненте для окрашивания кожи, волос и ногтей, а также тканей, включая шелк , шерсть и кожу . Исторически хна использовалась в Западной Азии, включая Аравийский полуостров и в Карфагене , других частях Северной Африки , Западной Африки , Центральной Африки , Африканского Рога и Индийского субконтинента .
Название «хна» используется в других красках для кожи и волос, таких как черная хна и нейтральная хна , ни одна из которых не получена из растения хны. [ 2 ] [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Слово хна происходит от арабского حِنَّاء ( ALA-LC : ḥinnāʾ ; произносится [ħɪnˈnæːʔ] ). [ 4 ]
История
[ редактировать ]Истоки первоначального использования хны человеком неясны; однако есть записи, что растение продавалось в Вавилонии . [ 5 ] и использовался в Древнем Египте на некоторых мумиях для окраски волос, кожи, ногтей или погребальных оберток. [ 6 ] Он прибыл в Северную Африку во времена пунической цивилизации через финикийскую диаспору, где использовался в качестве инструмента украшения. [ 7 ] Плиний Старший писал об использовании его в Римской империи в качестве лекарства, парфюмерии и красителя. [ 8 ]
Подготовка и применение
[ редактировать ]
Боди-арт
[ редактировать ]Целые, нетронутые листья хны не оставляют пятен на коже, поскольку активный химический агент, лавсон , связан внутри растения. Однако высушенные листья хны испачкают кожу, если их растолочь в пасту. Лавсон постепенно мигрирует из пасты хны во внешний слой кожи и связывается с белками в нем, создавая пятно.
Поскольку из крупно измельченных листьев сложно сформировать замысловатые узоры, хну обычно продают в виде порошка. [ 9 ] производится путем сушки, измельчения и просеивания листьев. Сухой порошок смешивают с одной из жидкостей, включая воду, лимонный сок, крепкий чай и другие ингредиенты, в зависимости от традиции. Многие художники используют в пасте сахар или патоку, чтобы улучшить ее консистенцию и лучше приклеить к коже. Смесь хны должна постоять от одного до 48 часов перед использованием, чтобы высвободить лавсон из листьев. Время зависит от урожая используемой хны. Эфирные масла с высоким содержанием монотерпеновых спиртов, такие как чайное дерево , каюпут или лаванда , улучшат характеристики пятен на коже. Другие эфирные масла, например эвкалиптовое и гвоздичное, не используются, поскольку они слишком раздражают кожу.
Пасту можно наносить с помощью многих традиционных и инновационных инструментов, начиная с простой палки или веточки. В Марокко широко распространен шприц. В Индии используется пластиковый конус, похожий на те, которые используются для подачи глазури на торты. Легкое пятно можно получить в течение нескольких минут, но чем дольше паста остается на коже, тем темнее и дольше будет оставаться пятно, поэтому его необходимо оставлять как можно дольше. Чтобы предотвратить высыхание или падение пасты с кожи, пасту часто герметизируют, нанося на высушенную пасту смесь сахара и лимона или добавляя в пасту немного сахара. Через некоторое время сухую пасту просто смахивают или соскребают. Пасту следует держать на коже не менее четырех-шести часов, но обычной практикой является более длительное время и даже ношение пасты на ночь. Удаление не следует производить водой, так как вода препятствует процессу окисления и образованию пятен. Для разрыхления сухой пасты можно использовать растительное масло.
Пятна хны имеют оранжевый цвет при первом удалении пасты, но в течение следующих трех дней темнеют до темно-красновато-коричневого цвета из-за окисления. Подошвы и ладони имеют самый толстый слой кожи и поэтому впитывают больше всего законона и проникают на большую глубину, так что на руках и ногах остаются самые темные и стойкие пятна. Некоторые также считают, что пропаривание или нагревание рисунка хной сделает пятно темнее либо пока паста еще находится на коже, либо после того, как паста будет удалена. Спорно, влияет ли это на цвет результата. После того, как пятно достигает своего максимального цвета, оно держится в течение нескольких дней, затем постепенно смывается путем отшелушивания , обычно в течение одной-трех недель.
Натуральные пасты из хны, содержащие только порошок хны, жидкость (воду, лимонный сок и т. д.) и эфирное масло (лаванды, каюпута, чайного дерева и т. д.), не являются «стабильными при хранении», то есть они быстро истекают, и их нельзя оставлять без внимания. на полке более недели, не теряя способности оставлять пятна на коже.

Лист растения хны содержит ограниченное количество лавсона. В результате после того, как порошок был смешан в пасту, выщелачивание молекул красителя в смесь будет происходить в среднем только в течение двух-шести дней. Если паста не будет использоваться в течение первых нескольких дней после смешивания, ее можно заморозить на срок до четырех месяцев, чтобы остановить высвобождение красителя, для размораживания и использования позже. Коммерчески упакованные пасты, которые могут оставлять пятна на коже более семи дней без охлаждения или замораживания, помимо хны содержат и другие химические вещества, которые могут быть опасны для кожи. После первоначального семидневного высвобождения красителя лавсона лист хны расходуется, поэтому любой краситель, образующийся на коже этими коммерческими конусами по истечении этого периода времени, на самом деле является результатом действия других соединений в продукте. Эти химические вещества часто не указаны на упаковке и имеют широкий спектр цветов, включая кажущиеся естественными цветные пятна, создаваемые такими красителями, как пикрамат натрия . Эти продукты часто не содержат хны. Сегодня в продаже имеется множество фальсифицированных паст из хны, таких как эта и другие, которые ошибочно продаются как «натуральные», «чистые» или «органические», и все они содержат потенциально опасные нераскрытые добавки. Продолжительность времени, которое требуется предварительно изготовленной пасте, чтобы попасть в руки потребителей, обычно превышает семидневный период высвобождения красителя хны, поэтому можно разумно ожидать, что любой готовый конус массового производства, который не поставляется замороженным, представляет собой потенциально вредную фальсифицированную химическую разновидность. [ несбалансированное мнение? ] ·
Хна окрашивает кожу только в один цвет, вариацию красновато-коричневого цвета, при полной зрелости через три дня после нанесения.
Порошкообразную свежую хну, в отличие от заранее приготовленной пасты, можно легко транспортировать по всему миру и хранить в течение многих лет в хорошо закрытой упаковке.
Хну для боди-арта часто просеивают более мелко, чем порошки хны для волос.
Краска для волос/бровей
[ редактировать ]История
[ редактировать ]
В Древнем Египте Яхмос-Хенуттамеху (17-я династия, 1574 г. до н.э.), вероятно, была дочерью Секененре Тао и Яхмоса Инхапи . Смит сообщает, что волосы мумии Хенуттамеху были покрашены по бокам в ярко-красный цвет, вероятно, хной. [ 10 ]
В Европе хна была популярна среди женщин, связанных с эстетическим движением , и среди -прерафаэлитов английских художников Данте Габриэля Россетти 1800-х годов. Жена и муза , Элизабет Сиддал , от природы имела ярко-рыжие волосы. Вопреки культурной традиции Британии, которая считала рыжие волосы непривлекательными, прерафаэлиты фетишизировали рыжие волосы. Россетти изображала Сиддал на многих картинах, подчеркивающих ее распущенные рыжие волосы. [ 11 ] Другие прерафаэлиты, в том числе Эвелин Де Морган и Фредерик Сэндис , академические классики, такие как Фредерик Лейтон , и французские художники, такие как Гастон Бюссьер и импрессионисты , еще больше популяризировали ассоциацию окрашенных хной волос и молодых богемных женщин.
Оперной певице Аделине Патти иногда приписывают популяризацию использования хны в Европе в конце девятнадцатого века. Парижскую куртизанку Кору Перл часто называли La Lune Rousse (рыжеволосая луна) за то, что она покрасила волосы в красный цвет. В своих мемуарах она рассказывает об инциденте, когда она покрасила шерсть своей любимой собаки в тон своей собственной. [ 12 ] К 1950-м годам Люсиль Болл популяризировала «полоскание хной», как назвала его ее героиня Люси Рикардо в телешоу « Я люблю Люси» . Он приобрел популярность среди молодежи в 1960-х годах благодаря растущему интересу к восточным культурам. [ 13 ]
Сегодня
[ редактировать ]Коммерчески упакованная хна, предназначенная для использования в качестве косметической краски для волос, возникла в Древнем Египте и на древнем Ближнем Востоке и сейчас популярна во многих странах Южной Азии, Европы, Австралии и Северной Америки. Цвет, получаемый в результате окрашивания хной, зависит от исходного цвета волос, а также от качества хны и может варьироваться от оранжевого до каштанового и бордового. Хну можно смешивать с другими натуральными красками для волос, в том числе с Cassia obovata для более светлых оттенков красного или даже с блондинкой и индиго для получения коричневых и черных оттенков. Некоторые продукты, продаваемые под названием «хна», содержат другие натуральные красители . Другие могут включать соли металлов, которые могут взаимодействовать с другими химическими обработками, или масла и воски, которые могут ингибировать краску, или красители, которые могут быть аллергенами.
Помимо использования в качестве краски для волос, хна в последнее время используется в качестве временной замены карандаша для бровей или даже в качестве вышивки бровей. [ 14 ]
Традиции использования хны как боди-арта
[ редактировать ]
Разные слова, обозначающие хну на древних языках, подразумевают, что у нее было несколько точек открытия и происхождения, а также разные способы повседневного и церемониального использования. [ нужна ссылка ] [ оригинальное исследование? ]
Хна использовалась для украшения тел молодых женщин в рамках социальных и праздничных торжеств со времен позднего бронзового века в Восточном Средиземноморье . [ нужна ссылка ] Самый ранний текст, в котором упоминается хна в контексте празднования брака и плодородия, взят из угаритской легенды о Ваале и Анат . [ 15 ] в котором есть упоминания о женщинах, красящих себя хной, готовясь к встрече со своими мужьями, и об Анат, украшающей себя хной, чтобы отпраздновать победу над врагами Ваала. Настенные росписи, раскопанные в Акротири (датированные до извержения Теры в 1680 году до н.э.), изображают женщин с отметинами, соответствующими хне, на ногтях, ладонях и подошвах, что соответствует описанию свадьбы хной из Угарита. [ 16 ] На многих статуэтках молодых женщин, датируемых 1500–500 гг. до н. э., расположенных на побережье Средиземного моря, изображены поднятые руки с отметками, напоминающими хну. Эта ранняя связь между молодыми, плодовитыми женщинами и хной, по-видимому, и послужила причиной Ночи хны, которая сейчас празднуется на всем Ближнем Востоке.
Ночь хны праздновали большинство групп в районах, где хна росла естественным путем: евреи, [ 17 ] мусульмане, [ 18 ] Сикхи и индуисты, в частности, праздновали браки и свадьбы, украшая невесту, а часто и жениха, хной.
Через регион выращивания хны, Пурим , [ 17 ] Ид , [ 19 ] Дивали , [ 20 ] Карва Чаут , Песах , Мавлид и дни большинства святых отмечались хной. Копыта, лапы и хвосты любимых лошадей, ослов и салюки были выкрашены хной. Боевые победы, роды, обрезание, дни рождения, Зар , а также свадьбы обычно включали в себя немного хны как часть празднования. Свадебные вечера хны остаются важным обычаем во многих из этих регионов, особенно среди традиционных семей.
Считалось, что хна приносит барака («благословение»). [ где? ] [ когда? ] и применялся для удачи, а также радости и красоты. [ 21 ] У невест обычно было больше всего хны и самые сложные узоры, чтобы подчеркнуть их величайшую радость и пожелания удачи. Некоторые свадебные традиции были очень сложными, например, в Йемене, где процесс еврейской свадебной хны занимал четыре или пять дней, требовал многократного нанесения и сопротивления работе. Конкретные рисунки хной также могут различаться в зависимости от региона. Например, геометрические формы, такие как треугольники и ромбы, характерные для традиционного марокканского бисероплетения, представлены в марокканских рисунках хной.
Мода на « Свадебное Менди » в Северной Индии, Бангладеш, Северной Ливии и Пакистане в настоящее время становится все более сложной и изысканной, с появлением новых инноваций в блестках, позолоте и тонкой работе. Недавние технологические инновации в измельчении, просеивании, контроле температуры и упаковке хны, а также государственная поддержка выращивания хны улучшили содержание красителя и художественный потенциал хны.
Хотя традиционные мастера хны были выходцами из касты Най в Индии и каст парикмахеров в других странах (низшие социальные классы), талантливые современные мастера хны могут получать высокие гонорары за свою работу. [ нужна ссылка ] Женщины в странах, где женщинам не рекомендуется работать вне дома, могут найти социально приемлемую и прибыльную работу по нанесению хны. [ 22 ] Марокко , Мавритания , [ 23 ] Йемен , Ливия , Сомали , Кения , Судан , Объединенные Арабские Эмираты , Индия и многие другие страны имеют процветающий бизнес по производству хны для женщин. Эти предприятия часто открыты всю ночь на праздники Ид , Дивали и Карва Чаут . Многие женщины могут работать вместе во время большой свадьбы, когда сотни гостей наносят хну на части тела. Это конкретное событие на свадьбе известно как Праздник Менди, Ночь Менди или Лейлат аль Хна. [ где? ] [ кем? ] и в основном проводится для жениха и невесты.
Регионы
[ редактировать ]![]() |
Алжир
[ редактировать ]В Алжире невесты получают в подарок украшения и красят руки хной перед свадьбой. [ 24 ] Жених и невеста скрепляют свои клятвы перед гостями, нанося на ладони хну в форме круга. Обычно этой хной наносят бабушки или мамы жениха и невесты, а на руки прикрепляют на несколько часов небольшую декоративную подушечку с атласной лентой.
Афганистан
[ редактировать ]В Афганистане хна также известна как «хина». Афганская традиция гласит, что хна приносит удачу и счастье. [ 25 ] Его используют как мужчины, так и женщины во многих случаях, таких как брачные ночи, Навруз , Эйдул-фитр , Эйдул-Адха , Шабе-е Барат и празднования обрезания .
Армения
[ редактировать ]Традиции хны были широко распространены как в восточной , так и в западной Армении , однако обычаи различаются в зависимости от региона. [ 26 ] Ночь хны, называемая хина гишер или хеннагедже по- армянски , всегда считалась неотъемлемой частью армянских брачных традиций. [ 27 ] В Кесарии вечеринки с хной устраивали подруги и родственники невесты в пятницу перед ее свадьбой. Традиционную армянскую хну обычно наносили на кончики пальцев, однако и молодые женщины получали рисунки на руках. В Нирзе пожилые женщины наносили хну на молодых девушек и мальчиков. [ 26 ] Кроме того, в армянских общинах Сиса и жених, и невеста устраивали вечера хны, во время которых жених стригся, а его друзья боролись за честь нарисовать крест хной на руках жениха и крестного отца. [ 28 ] Традиция хинадрек , раскрашивания ладоней будущей невесты, до сих пор практикуется в некоторых частях Армении как знак плодородия и счастья в супружеской жизни. [ 29 ]
Бангладеш
[ редактировать ]
В Бангладеш женщины используют менди на руках в таких случаях, как свадьбы и помолвки, а также во время Ид аль-Фитр , Ид аль-Адха и других событий. [ 30 ] В свадебных церемониях церемония Менди традиционно разделяется на два мероприятия ==== одно организуется семьей невесты, а другое - семьей жениха. Эти два мероприятия посвящены исключительно украшению жениха и невесты в стиле Менди и известны как «Мехенди Шондха», что означает Вечер Менди . ====
Некоторые невесты склонны выбирать Альту . Иногда индуистские женщины также наносят мехенди вместо (или вместе с) Альта на ноги во время церемонии Бодху Борон .
Болгария
[ редактировать ]Пытаясь ритуально очистить невесту перед свадьбой, болгарские цыгане украшают невесту пятном хны. [ 25 ] Это пятно символизирует каплю крови на простынях пары после заключения брака и разрыва девственной плевы у женщины. [ 25 ] Традиция также гласит, что чем дольше держится хна, тем дольше муж будет любить свою новую невесту. [ 25 ]
Египет
[ редактировать ]В Египте невеста собирается со своими подругами накануне свадьбы, чтобы отпраздновать ночь хны. [ 25 ]
Индия
[ редактировать ]В Индии индуистские женщины наносят татуировки на руки и ноги в таких случаях, как свадьбы и помолвки. В Керале руки женщин и девушек, особенно невест, украшают майланчи. На свадебных церемониях Северной Индии один вечер посвящен исключительно украшению жениха и невесты в Менди , также известном как «Мехенди ки раат».
Иран
[ редактировать ]В Иране хна наиболее распространена среди длительных свадебных ритуалов, практикуемых в Иране. Ритуал хны, который называется хана-бандан, проводится как для невесты, так и для жениха в течение свадебной недели. [ 31 ] Церемония проводится накануне свадьбы и является традиционным ритуалом прощания молодоженов перед тем, как они официально начнут совместную жизнь в новом доме. [ 31 ] Церемонии проходят в присутствии членов семьи, друзей, родственников, соседей и гостей. [ 31 ]
В Иране Мазар ( персидский : مازار ) указывает на должность человека, чья работа связана с измельчением или измельчением хны листьев и продажей их в виде порошка. Этот вид бизнеса - старая работа, все еще живая в некоторых частях Ирана , особенно в признанной в мире археологически древней Йезд . провинции [ 32 ] Самым известным из них является семейный бизнес семей «Мазар Атабаки», проживавших на этой земле сотни лет назад. Мазари ( персидский : مازاری ) — это место для измельчения хны, смешанной с другими травами. [ нужна ссылка ]
Израиль и Палестина
[ редактировать ]В Палестине (регионе) , ныне находящейся в Израиле и на территориях Палестинской национальной администрации , некоторые еврейские общины и семьи Ближнего Востока и Северной Африки, а также друзские, христианские и мусульманские, устраивают вечеринки с хной в ночь или за неделю до свадьбы, по словам семейных родственников. таможня. [ 33 ] Использование хны в этом регионе восходит к « Песне Песней» , в которой автор писал: «Мой возлюбленный для меня — пучок цветов хны в виноградниках Энгеди». [ 34 ] Евреи-сефарды и евреи-мизрахи , такие как марокканские евреи и йеменские евреи , иммигрировавшие в Израиль, продолжают эти семейные обычаи. [ 35 ]
Малайзия
[ редактировать ]В Малайзии хна ( малайский : inai ) используется для украшения рук жениха и невесты перед свадьбой на церемонии беринай . [ 36 ] [ ненадежный источник? ]
Марокко
[ редактировать ]Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( июль 2024 г. ) |

В Марокко хна наносится символически, когда люди проходят через жизненный цикл. [ 37 ] Марокканцы называют пасту хной, а рисунки — накш, что означает «рисование» или «надпись». [ 37 ] В Марокко есть два типа мастеров хны: неспециалисты, которые традиционно участвуют в свадебных ритуалах, и специалисты, которые занимаются туризмом и декоративной хной. [ 37 ] Нкааша, недорогие специалисты по хне, известны тем, что привлекают туристов, которых на ремесленном сленге они называют газелями или международными туристами. [ 37 ]
Для марокканцев свадебный фестиваль может длиться до 5 дней, из которых 2 дня связаны с искусством хны. [ 37 ] Один из этих дней называется азмомег (что означает «неизвестно») и является четвергом перед свадьбой, когда гостям предлагается нанести хну на невесту. [ 37 ] Другая церемония хны проводится после свадебной церемонии и называется Днем хны. [ 37 ] В этот день обычно пожилая женщина наносит невесту хной после того, как она окунается в микву, чтобы отогнать злых духов, которые могут завидовать молодоженам. [ 37 ] Жениха тоже красят хной после свадьбы. [ 37 ] Во время рисования хной жених обычно носит черную одежду. Эта традиция возникла из Пакта Умара , поскольку евреям не разрешалось одеваться так же, как красочная мусульманская одежда в Марокко. [ 37 ]
Пакистан
[ редактировать ]В Пакистане хну часто используют на свадьбах , праздниках Курбан-байрам , Курбан-байрам , милад и других мероприятиях. [ 38 ] Церемония хны известна как Расм-е-Хина и часто является одной из самых важных предсвадебных церемоний, отмечаемых семьями жениха и невесты. Ночь Менди , как собрания, на котором проводится нанесение хны, обычно приходится на второй день торжества и за день до самой свадьбы. В этом процессе обычно участвуют только жених и невеста, но также могут участвовать близкие друзья или другие члены семьи. В эту ночь руки молодоженов элегантно разрисовываются в знак их союза.
Сомали
[ редактировать ]В Сомали хна используется на протяжении веков, ее выращивают из листьев дерева Эллан, произрастающего в диком виде в горных районах Сомали. Его используют в практических целях, таких как окрашивание волос, а также в более экстравагантных целях: окрашивание пальцев рук и ног замужних женщин и создание замысловатых узоров. [ 39 ] Его также наносят на руки и ноги молодых сомалийских женщин при подготовке к свадьбам и всем исламским праздникам. Иногда это также делают школьницы несколько раз. [ 39 ]
Испания
[ редактировать ]Хну выращивали в королевстве Насридов в Гранаде и наносили на лицо и волосы представители обоих полов. После кастильского завоевания Гранады (1492 г.) это было запрещено для мориско , поскольку это было знаком, отличающим их от старых христиан . После изгнания мориско (1609–1614 гг.) культивирование прекратилось. [ 40 ]
Судан
[ редактировать ]
В Судане краски хны почитаются с особой святостью, и по этой причине они всегда присутствуют во время счастливых событий: в частности, на свадьбах и детском обрезании.
Хна была частью социального и культурного наследия Судана еще со времен древних суданских цивилизаций, когда обе будущие пары красили руки и ноги этим натуральным красителем.
Во время праздника обрезания детям также красят руки и ноги хной.
Тунис
[ редактировать ]В Тунисе традиционный свадебный процесс начинается за 8 дней до свадебной церемонии, когда невесте доставляют корзину с хной. [ 41 ] Мать жениха контролирует процесс, чтобы убедиться, что все сделано правильно. [ 42 ] Сегодня жених сопровождает невесту в ритуале вечеринки хной, но большая часть росписи хной делается на теле невесты. [ 41 ]
Турция
[ редактировать ]
В викторианскую эпоху Турция была крупным экспортером хны для окрашивания волос. [ 43 ] Вечеринки с хной обычно практиковались в Турции, как и в арабских странах. [ 44 ]
Йемен
[ редактировать ]Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( июль 2024 г. ) |
Для йеменских евреев , большинство из которых живут в Израиле, цель вечеринки с хной — отвести зло от пары перед свадьбой. [ 45 ] В некоторых регионах вечеринка превратилась из традиции в возможность для семьи продемонстрировать свое богатство, нарядив невесту. [ 45 ] В других общинах это практикуется как ритуал, передаваемый из поколения в поколение. [ 45 ] Одевание невесты обычно производится женщиной в постменопаузе из семьи невесты. [ 45 ] Часто костюмер невесты поет невесте, когда она одета в изысканные наряды. [ 45 ] В этих песнях рассказывается о браке, о том, что такое супружеская жизнь, и о чувствах, которые может испытывать невеста перед свадьбой. [ 45 ] Костюмы, которые йеменские невесты носят на вечеринках с хной, считаются одними из самых изысканных нарядов йеменской общины. [ 45 ] Эти наряды включают мантии, головные уборы и часто несколько фунтов серебряных украшений. [ 45 ] В этих украшениях часто содержатся свежие зеленые травы, отпугивающие джиннов, что соответствует ритуальному элементу вечеринки. [ 45 ]
Завфа – это шествие невесты из дома ее матери на вечеринку хны. [ 45 ] Во время завфы гости поют невесте традиционные песни и стучат в жестяные тарелки и барабаны, чтобы отогнать зло. [ 45 ] Сегодня жених обычно участвует в этом аспекте ритуала, хотя традиционно это касалось только невесты. [ 45 ] Во время вечеринки гости едят, поют и танцуют. [ 45 ] Первоначально пение и танцы должны были отпугивать джиннов громкими звуками, но сегодня эти элементы связаны с заповедью развлекать жениха и невесту в день их свадьбы. [ 45 ]
В середине вечеринки невеста возвращается к себе домой, чтобы покраситься хной, приготовленной ее матерью. [ 45 ] Смесь состоит из розовой воды, яиц, коньяка, соли и шадаба, который считается волшебной травой, отталкивающей зло. [ 45 ] Невеста переодевается в менее изысканный наряд, сжигается благовония и красится хной. [ 45 ] Затем происходит еще одна завфа (шествие), когда невеста возвращается на свою вечеринку. [ 45 ]
Вернувшись на вечеринку с хной, невеста сидит на сцене, а члены семьи и друзья подходят к ней, чтобы помазать свои ладони пятнами хны. [ 45 ] Эти знаки символизируют длительный брак, поскольку хна сохраняется в течение многих дней. [ 45 ] Он также представляет собой кровь от разрыва девственной плевы после заключения брака в брачную ночь. [ 45 ] Другие добавляют, что красное пятно на руках гостей призвано ввести в заблуждение злых духов джиннов, ищущих невесту. [ 45 ] После росписи вечеринка заканчивается примерно через 4 или 5 часов. [ 45 ]
Влияние на здоровье
[ редактировать ]
Известно, что хна опасна для людей с дефицитом глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы ( дефицит G6PD ), который чаще встречается у мужчин, чем у женщин. Особенно уязвимы младенцы и дети определенных этнических групп, главным образом выходцев с Ближнего Востока и Северной Африки. [ 46 ]
Хотя в отчетах пользователей упоминается о некоторых других отрицательных эффектах натуральной пасты из хны, за исключением редких случаев легких аллергических реакций (часто связанных с лимонным соком или эфирными маслами в пасте, а не с самой хной), предварительно смешанные коммерческие пасты для боди-арта из хны могут содержать неизвестные ингредиенты. добавляется для затемнения пятна или изменения его цвета. Риски для здоровья, связанные с использованием предварительно приготовленной пасты, могут быть значительными. США Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) считает, что эти риски являются примесями и, следовательно, незаконными для использования на коже. [ 47 ] Было отмечено, что некоторые коммерческие пасты включают: п-фенилендиамин , пикрамат натрия, амарант (красный краситель № 2, запрещенный в США в 1976 году), нитрат серебра , кармин , пирогаллол , дисперсный оранжевый краситель и хром. [ 48 ] Было обнаружено, что они вызывают аллергические реакции, хронические воспалительные реакции или аллергические реакции с поздним началом на парикмахерские продукты и текстильные красители. [ 49 ] [ 50 ]
FDA США не одобрило хну для непосредственного нанесения на кожу. Однако он используется как краска для волос и может быть импортирован только для этой цели. [ 47 ] [ 51 ] Хна, импортированная в США и предназначенная для боди-арта, подлежит конфискации. [ 52 ] но судебное преследование происходит редко. продукты из хны Коммерческие фальсифицированные часто заявляют на упаковке, что они на 100% натуральные, чтобы соответствовать правилам импорта в других странах. [ нужна ссылка ]
Черная хна
[ редактировать ]Натуральная хна дает насыщенное красно-коричневое пятно, которое может потемнеть через несколько дней после первого нанесения и сохраняться в течение нескольких недель. Иногда ее называют «красной хной», чтобы отличить ее от продуктов, продаваемых как «черная хна» или «нейтральная хна», которые на самом деле могут не содержать хну, а вместо этого изготавливаются из других растений или красителей. [ 46 ] [ 53 ]
Порошок черной хны может быть получен из индиго (растения Indigofera tinctoria ). Он также может содержать красители и химические вещества, не включенные в список. [ 54 ] такие как пара -фенилендиамин (PPD), который может быстро окрасить кожу в черный цвет, но может вызвать серьезные аллергические реакции и необратимые рубцы, если оставить его на себе более 2–3 дней. FDA специально запрещает использование PPD для этой цели и может привлечь к ответственности тех, кто производит черную хну. [ 55 ] Художникам, которые травмируют клиентов черной хной в США, могут предъявить иск о возмещении ущерба. [ 56 ] Название возникло в результате импорта красок для волос на растительной основе на Запад в конце 19 века. Частично ферментированный, высушенный индиго называли черной хной, потому что его можно было использовать в сочетании с хной для окрашивания волос в черный цвет. Это породило убеждение, что существует такая вещь, как черная хна, которая может окрасить кожу в черный цвет. Индиго не окрашивает кожу в черный цвет. Фотографии коренных жителей с черным боди-артом (либо щелочной хной, либо из какого-либо другого источника) также питали веру в существование такой вещи, как черная хна. [ нужна ссылка ]
Нейтральная хна не меняет цвет волос. Это не порошок хны; обычно это порошок растения Senna italica (часто называемого синонимом Cassia obovata ) или близкородственных Cassia и Senna . видов [ нужна ссылка ]
пара -фенилендиамин
[ редактировать ]![]() | Этот раздел может содержать чрезмерное количество сложных деталей, которые могут заинтересовать только определенную аудиторию . ( Июль 2024 г. ) |

В 1990-х годах мастера хны в Африке, Индии, Бали, на Аравийском полуострове и на Западе начали экспериментировать с черной краской для волос на основе PPD , нанося ее в виде густой пасты, как они наносят хну, в попытке найти что-то, что могло бы быстро сделайте угольно-черный временный боди-арт. PPD может вызывать серьезные аллергические реакции с образованием волдырей, сильным зудом, постоянными рубцами и постоянной чувствительностью к химическим веществам. [ 57 ] [ 58 ] Оценки аллергических реакций варьируются от 3% до 15%. Хна не вызывает таких травм. [ 59 ] Черная хна, изготовленная из PPD, может вызвать пожизненную чувствительность к производным каменноугольной смолы, в то время как черная хна, изготовленная из бензина, керосина, жидкости для зажигалок, растворителя для красок и бензола, связана с острым лейкозом у взрослых. [ 60 ]
Наиболее частым серьезным последствием для здоровья временной татуировки черной хной является чувствительность к краске для волос и связанным с ней химическим веществам. Если человек сделал татуировку черной хной, а затем покрасил волосы химической краской для волос, аллергическая реакция может быть опасной для жизни и потребовать госпитализации. [ 61 ] Из-за эпидемии аллергических реакций на PPD на этикетках химических красок для волос теперь размещаются предупреждения: «Временные татуировки черной хной могут увеличить риск аллергии. Не окрашивайте волосы, если: … – у вас возникла реакция на временная татуировка черной хной в прошлом». [ 62 ]
PPD является незаконным для использования на коже в западных странах, хотя обеспечить соблюдение закона сложно. Врачи призвали правительства принять законы, запрещающие использование черной хны, из-за частоты и серьезности травм, особенно у детей. [ 63 ] Чтобы помочь в судебном преследовании продавцов, правительственные учреждения поощряют граждан сообщать о травмах и незаконном использовании черной хны PPD. [ 64 ] [ 65 ] При использовании в краске для волос количество PPD должно быть ниже 6%, а инструкция по применению предупреждает, что краска не должна касаться кожи головы и ее необходимо быстро смыть. Паста из черной хны имеет процентное содержание PPD от 10% до 80% и остается на коже на полчаса. [ 48 ] [ 66 ]
Использование черной хны PPD широко распространено, особенно в туристических районах. [ 67 ] Поскольку реакция волдырей появляется через 3–12 дней после подачи заявления, большинство туристов уехали и не вернулись, чтобы показать, какой ущерб нанес художник. Это позволяет художникам продолжать причинять вред другим, даже не подозревая, что они наносят серьезные травмы. Высокая прибыль от черной хны и спрос на боди-арт, имитирующий «племенные татуировки», еще больше побуждают художников отрицать опасность. [ 68 ] [ 69 ]
Распознать черную хну PPD и избежать ее несложно: [ 70 ]
- Если паста окрашивает кожу туловища в черный цвет менее чем за полчаса, в ней есть PPD.
- если паста смешана с перекисью или если перекисью протереть рисунок, чтобы подчеркнуть цвет, в нем есть PPD.
Любой, у кого возникает зуд и реакция на образование волдырей на черное пятно от тела, должен обратиться к врачу и сообщить, что на кожу был нанесен PPD. [ нужна ссылка ]
Чувствительность к PPD сохраняется на всю жизнь. У человека, который стал сенсибилизированным из-за татуировок черной хной, в будущем могут возникнуть аллергические реакции на духи, чернила для принтера, химические краски для волос, краску для текстиля, фотопроявитель, солнцезащитный крем и некоторые лекарства. Человек, сделавший татуировку черной хной, должен проконсультироваться со своим врачом о последствиях для здоровья сенсибилизации PPD. [ 71 ] [ 53 ]
См. также
[ редактировать ]- Ачиоте (урукум, аннато), еще одно растение, окрашивающее кожу в оранжево-красный цвет.
- Генипапо — растение, окрашивающее кожу в сине-черный цвет.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бейли, Л.Х.; Бейли, Э. З. (1976). Hortus Third: Краткий словарь растений, выращиваемых в США и Канаде . Нью-Йорк: Макмиллан. ISBN 978-0025054707 .
- ^ Картрайт-Джонс, Кэтрин (2004). «Кассия Обовата» . Хна для волос . Проверено 5 мая 2013 г.
- ^ Деннис, Брэди (26 марта 2013 г.). «FDA: Остерегайтесь татуировок «черной хной» . Вашингтон Пост . Проверено 5 мая 2013 г.
- ^ «Определение ХНЫ» . www.merriam-webster.com . 25 мая 2023 г. Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Р. Кэмпбелл Томпсон (27 сентября 2018 г.). Дьяволы и злые духи Вавилонии . Издательство Кембриджского университета. п. 65. ИСБН 978-1-108-08461-1 .
- ^ «Растение хна: преодолевая время, религию и культуру» . www.nhm.ac.uk. Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ «Хна в Северной Африке и на Ближнем Востоке | CSDT» . csdt.org . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ «Хна в древнем мире» . Хна от Sienna . «Естественная история» . loebclassics.com .
- ^ «Порошок хны Прем Дулхан» . Лия . Архивировано из оригинала 23 декабря 2015 года . Проверено 23 декабря 2015 г.
- ^ Г. Эллиот Смит, Королевские мумии, Duckworth Publishing; (сентябрь 2000 г.)
- ^ «Эстетика» . Проверено 15 августа 2011 г.
- ^ Кора Перл (1886). Мемуары Коры Перл . Ж. Леви.
- ^ Шерроу, Виктория (2006). Энциклопедия волос: история культуры . Гринвуд. стр. 206–207 . ISBN 978-0313331459 .
- ^ «Теперь вы можете красить брови хной» . InStyle.com . Архивировано из оригинала 17 декабря 2018 года . Проверено 17 декабря 2018 г.
- ^ Йоханнес К. де Мур (1971). Сезонная закономерность в угаритском мифе о Балу по версии Илимилку (Alter Orient und Altes Father) . Кевелаер: Бутзон и Беркер. ISBN 978-3-7887-0293-9 . OCLC 201316 . [ нужна страница ]
- ^ Христос Думас (1992). Настенные росписи Теры . Афины: Фонд Тера. ISBN 978-960-220-274-6 . ОСЛК 30069766 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б Эрих Брауэр; Рафаэль Патай (1993). Евреи Курдистана . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна . ISBN 978-0-8143-2392-2 . OCLC 27266639 . [ нужна страница ]
- ^ Эдвард Вестермарк (1972) [1914]. Церемония бракосочетания в Марокко . Лондон: Керзон Пресс. ISBN 978-0-87471-089-2 . OCLC 633323 . [ нужна страница ]
- ^ Абделла Хаммуди (1993). Жертва и ее маски: очерк о жертвоприношении и маскараде в Магрибе . Чикаго: Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0-226-31525-6 . OCLC 27265476 . [ нужна страница ]
- ^ Джогендра Саксена (1979). Искусство Раджастана: хна и украшения для пола . Дели: Сандип. OCLC 7219114 . [ нужна страница ]
- ^ Вестермарк, Э. (1926). Ритуалы и вера в Марокко, тома 1 и 2. Лондон, Великобритания: Macmillan and Company, Limited. [ нужна страница ]
- ^ «Легкий урок дизайна Менди» . 4 декабря 2014 г. Архивировано из оригинала 13 ноября 2021 г.
- ^ Алина Таузина (1998). Хна, искусство мавританских женщин [ Хна, искусство мавританских женщин ] (на французском языке). Париж: ЮНЕСКО . ISBN 978-92-3-203487-8 . [ нужна страница ]
- ^ «Свадебные обычаи – празднование радостного события» . Algeria.com – Канал Алжира . 2 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Монгер, Джордж. 2004. Брачные обычаи мира: от хны до медового месяца. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO.
- ^ Jump up to: а б Линд-Синаниан, Сьюзен (2013). "Армения". В Джилл Кондра (ред.). Энциклопедия национальной одежды: традиционная одежда стран мира . Том. 1. АВС-КЛИО . стр. 40–43. ISBN 9780313376375 .
- ^ Макфарлейн, Чарльз (1830). Армяне . Том. 2. Лондон: Сондерс и Отли. п. 112. ИСБН 9783628480690 . OCLC 729857603 .
- ^ Келешян, Мисак (1949). Сис-Мадян (на армянском языке). Бейрут: Издательство Hay Djemaran. стр. 497–507. ОСЛК 40920945 .
- ^ Ананян, Рима (18 ноября 2017 г.). «Сохраняя свадебные традиции: проект «Тонир» в Армении превращает деревню в эксклюзивное свадебное место со всеми культурными атрибутами» . Армения. Хетк . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ «Свадебная церемония в Бангладеш» . Десиблиц . 11 июня 2018 года . Проверено 19 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с http://www.iranicaonline.org «Иранская энциклопедия». РСС. По состоянию на 24 марта 2021 г. http://www.iranicaonline.org/articles/henna .
- ^ «Восток встречается с Западом: появление хны» . Косметика ручной работы Lush Fresh, Великобритания. Архивировано из оригинала 29 октября 2018 года.
- ^ Розенхаус, Джудит (1 января 2000 г.). «Сравнительное исследование женских свадебных песен на разговорном арабском языке » EDNA, Исследования североафриканской и андалузской диалектологии . 5 : 29–47 . Получено 31 августа.
- ^ Песнь Соломона 1:14.
- ^ Шараби, Рэйчел (2006). «Ритуал невесты с хной: символы, значения и изменения». Нашим: Журнал еврейских женских исследований и гендерных проблем . 11 (1): 11–42. дои : 10.1353/нш.2006.0014 . JSTOR 40326803 . S2CID 163092214 . ПроКвест 197740785 .
- ^ Наша Малайзия: Мультикультурная тетрадь для молодых малазийцев: Креативно! Информативно! Веселье! Куала-Лумпур: Arpitha Associates, 2005. [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Сперлз, Келли; Л, Патрисия (2004). Хна для невест и газелей: ритуал, женский труд и туризм в Марокко (Диссертация). hdl : 1866/14244 . ISBN 978-0-612-97895-9 . ПроКвест 305053576 .
- ^ «Краткая история хны» . «Экспресс Трибьюн» . 4 августа 2014 года . Проверено 19 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Аку, Хизер Мари (2011). Политика одежды в сомалийской культуре . Издательство Университета Индианы. п. 108. ИСБН 978-0-253-22313-5 .
- ^ Каро Бароха, Хулио (2000) [1976]. Мавры Гранадского королевства. Очерк социальной истории (на европейском испанском языке) (5-е изд.). Мадрид: Перешеек. стр. 111–112. ISBN 84-7090-076-5 .
- ^ Jump up to: а б Шели-Ньюман, Эстер (2002). Наша жизнь — это всего лишь истории: рассказы тунисско-израильских женщин . Издательство Государственного университета Уэйна. п. 55. ИСБН 978-0-8143-2876-7 .
- ^ Шели-Ньюман, Эстер (2002). Наша жизнь — это всего лишь истории: рассказы тунисско-израильских женщин . Издательство Государственного университета Уэйна. п. 53. ИСБН 978-0-8143-2876-7 .
- ^ Шерроу, Виктория. Энциклопедия волос: история культуры . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 2006. 156.
- ^ Дессинг, Натал М. (2001). Ритуалы рождения, обрезания, брака и смерти среди мусульман в Нидерландах . Издательство Питерс. п. 117. ИСБН 978-90-429-1059-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Бус, Уильям (31 декабря 2015 г.). «Что больше всего идет невесте: йеменская еврейская хна». Визуальная этнография . 4 (2). дои : 10.12835/ve2015.2-0049 .
- ^ Jump up to: а б де Гроот, Антон К. (июль 2013 г.). «Побочные эффекты хны и полуперманентных татуировок черной хной: полный обзор» . Контактный дерматит . 69 (1): 1–25. дои : 10.1111/код.12074 . ПМИД 23782354 . S2CID 140100016 .
- ^ Jump up to: а б «Временные татуировки и хна/менди» . Управление по контролю за продуктами и лекарствами . 3 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Канг, Ик-Джун; Ли, Му Хён (июль 2006 г.). «Количественное определение парафенилендиамина и тяжелых металлов в краске хны». Контактный дерматит . 55 (1): 26–29. дои : 10.1111/j.0105-1873.2006.00845.x . ПМИД 16842550 . S2CID 22176978 .
- ^ Дрон, П; Лафуркад, член парламента; Лепренс, Ф; Нонотте-Варли, К; Ван дер Бремпт, X; Банун, Л; Суллерот, я; Это-Ваиссет, С; Паризо, Л; Монере-Вотрен, DA (июнь 2007 г.). «Аллергия, связанная с пирсингом и татуировками: отчет Сети по борьбе с аллергией». Европейские анналы аллергии и клинической иммунологии . 39 (6): 189–192. ПМИД 17713170 . S2CID 7903601 .
- ^ Раупп, П; Хасан, Дж.А.; Варугезе, М; Кристианссон, Б. (1 ноября 2001 г.). «Хна вызывает опасный для жизни гемолиз при дефиците глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы» . Архив болезней в детстве . 85 (5): 411–412. дои : 10.1136/adc.85.5.411 . ПМК 1718961 . ПМИД 11668106 .
- ^ «§ 73.2190 Хна» . Перечень цветных добавок, освобожденных от сертификации . Федеральный реестр . 30 июля 2009 г. Архивировано из оригинала 5 ноября 2009 г. Проверено 3 августа 2009 г.
- ^ «Accessdate.fda.gov» . Accessdata.fda.gov . Проверено 30 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Вред черной хны» . nhs.uk. 26 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 8 августа 2020 г. . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ Сингх, М.; Джиндал, СК; Кавиа, ЗД; Джангид, БЛ; Кхем Чанд (2005). «Традиционные методы выращивания и обработки хны. Хна, выращивание, улучшение и торговля». Хна: выращивание, улучшение и торговля . Джодхпур: Исследовательский институт Центральной засушливой зоны . стр. 21–24. OCLC 124036118 . [ нужна страница ]
- ^ «FDA.gov» . Управление по контролю за продуктами и лекарствами . Архивировано из оригинала 2 января 2011 года . Проверено 1 ноября 2010 г.
- ^ «Розмариарнольд.com» . Архивировано из оригинала 15 июля 2011 года . Проверено 1 ноября 2010 г.
- ^ Ван ден Кейбус, К.; Моррен, Массачусетс; Гуссенс, А. (сентябрь 2005 г.). «Трудности при ходьбе из-за аллергической реакции на временную татуировку». Контактный дерматит . 53 (3): 180–181. дои : 10.1111/j.0105-1873.2005.0407m.x . ПМИД 16128770 . S2CID 28624688 .
- ^ Станте, М; Джорджини, С; Лотти, Т. (апрель 2006 г.). «Аллергический контактный дерматит от временной татуировки хной». Журнал Европейской академии дерматологии и венерологии . 20 (4): 484–486. дои : 10.1111/j.1468-3083.2006.01483.x . ПМИД 16643167 . S2CID 43067542 .
- ^ Юнг, Питер; Сештак-Грейнекер, Габриэле; Вантке, Феликс; Гоц, Манфред; Яриш, Рейнхарт; Хеммер, Вольфганг (апрель 2006 г.). «Болезненный опыт: татуировка черной хной, вызывающая тяжелый буллезный контактный дерматит». Контактный дерматит . 54 (4): 219–220. дои : 10.1111/j.0105-1873.2006.0775g.x . ПМИД 16650103 . S2CID 43613761 .
- ^ Хасан, Инаам Башир; Ислам, шериф IAM; Ализаде, Хусейн; Кристенсен, Йорген; Камбал, Амр; Воскресенье, Шанааз; Бернсин, Роос, доктор медицинских наук (21 июля 2009 г.). «Острый лейкоз среди взрослого населения Объединенных Арабских Эмиратов: эпидемиологическое исследование». Лейкемия и лимфома . 50 (7): 1138–1147. дои : 10.1080/10428190902919184 . ПМИД 19557635 . S2CID 205701235 .
- ^ Состед, Хайди; Йохансен, Жанна Дуус; Андерсен, Клаус Эйнер; Менне, Торкил (февраль 2006 г.). «Тяжелые аллергические реакции на краску для волос у 8 детей». Контактный дерматит . 54 (2): 87–91. дои : 10.1111/j.0105-1873.2006.00746.x . ПМИД 16487280 . S2CID 39281376 .
- ^ Директива Комиссии 2009/134/EC от 28 октября 2009 г., вносящая поправки в Директиву Совета 76/768/EEC о косметической продукции с целью адаптации Приложения III к ней с учетом технического прогресса.
- ^ Джейкоб, Шэрон Э.; Заполански, Тамар; Чаявичицилп, Памела; Коннелли, Элизабет Альварес; Эйченфилд, Лоуренс Ф. (1 августа 2008 г.). «П-фенилендиамин в татуировках черной хной». Архив педиатрии и подростковой медицины . 162 (8): 790–2. дои : 10.1001/archpedi.162.8.790 . ПМИД 18678815 .
- ^ «Черная хна» . Департамент здравоохранения Флориды . 20 декабря 2018 г. Архивировано из оригинала 29 марта 2021 г. Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ «Министерство здравоохранения Канады предупреждает канадцев не использовать чернила и пасту для временных татуировок «черной хной», содержащие PPD» (пресс-релиз). Здоровье Канады. 11 августа 2003 г. Архивировано из оригинала 10 июня 2008 г.
- ^ Авнсторп, Кристиан; Растоги, Суреш К.; Менне, Торкил (август 2002 г.). «Острый дерматит кончиков пальцев от временной татуировки и количественный химический анализ продукта». Контактный дерматит . 47 (2): 109–125. дои : 10.1034/j.1600-0536.2002.470210_11.x . ПМИД 12455547 . S2CID 34550567 .
- ^ Марку, Даниэль; Кутюр-Трудель, Пьер-Марк; Рибуле-Дельма, Жизель; Сассвиль, Денис (23 ноября 2002 г.). «Сенсибилизация к парафенилендиамину из-за временной уличной татуировки». Детская дерматология . 19 (6): 498–502. дои : 10.1046/j.1525-1470.2002.00218.x . ПМИД 12437549 . S2CID 23543707 .
- ^ Ондер, М. (июль 2003 г.). «Временные праздничные «татуировки» могут вызвать пожизненный аллергический контактный дерматит, если хну смешать с PPD». Журнал косметической дерматологии . 2 (3–4): 126–130. дои : 10.1111/j.1473-2130.2004.00083.x . ПМИД 17163917 . S2CID 38957088 .
- ^ Внизу Мельтем; Атахан, Джигдем Асена; Озтас, Пинар; Озтас, Мурат Орхан (сентябрь 2001 г.). «Реакция на временную татуировку хной у детей». Международный журнал дерматологии . 40 (9): 577–579. дои : 10.1046/j.1365-4362.2001.01248.x . ПМИД 11737452 . S2CID 221816034 .
- ^ «PPD во временных татуировках «черной хной» небезопасен» . Здоровье Канады. 16 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 24 апреля 2010 г. Проверено 1 ноября 2010 г.
- ^ Моро, Паола; Морина, Марко; Милани, Фабриция; Пандольфи, Марко; Геррьеро, Франческа; Бернардо, Лука (11 июля 2016 г.). «Сенсибилизация и клинически значимая аллергия на краску для волос и одежду из-за татуировок черной хной: знают ли люди о риске? Необычный серьезный случай и обзор литературы» . Косметика . 3 (3): 23. doi : 10.3390/cosmetics3030023 . hdl : 2434/932641 . ISSN 2079-9284 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бадони Семвал, Ручи; Семвал, Дипак Кумар; Комбринк, Сандра; Картрайт-Джонс, Кэтрин; Вильоэн, Альваро (август 2014 г.). «Lawsonia inermis L. (хна): этноботанические, фитохимические и фармакологические аспекты». Журнал этнофармакологии . 155 (1): 80–103. дои : 10.1016/j.jep.2014.05.042 . ПМИД 24886774 .

