Апетешие
![]() Акпетешие, настоянные на травах | |
Тип | Ликер |
---|---|
Страна происхождения | Гана |
Алкоголь по объему | 30–60% |
Доказательство (США) | 60°–120° |
Цвет | прозрачный |
Ингредиенты | Пальмовое вино |
Сопутствующие товары | Огогоро |
Акпетешие — ликер, производимый путем перегонки пальмового вина или сахарного тростника , преимущественно в регионе Западной Африки . Это национальный дух Ганы . В Нигерии он известен как Ògógóró (Ogog'), слово на языке йоруба, обычно перегоняемое на месте из ферментированного сока пальмы рафия страны , где оно известно как домашнее пиво . [1] Сегодня существует заблуждение, что Огогоро может быть чистым этанолом, но традиционно его нужно было получать из пальмы, а затем перегонять из этого источника.
Он популярен во всей Западной Африке и имеет множество названий, включая apio , ogoglo , огогоро ( Ogog' ), VC10, Kill Me Quick , Efie Nipa, Kele, Kumepreko, Anferewoase, Apiatiti, Home Boy, Nana Drobo, One Touch и другие. . [2] Он также известен как вода сапеле , кпарага, кай-кай, Сан гбаладжа, эгун ину иго, что означает «Маскарад в бутылке» , «толкни меня-толкни-ты» и/или крим-кена, сонсе («ты делаешь это? «на языке йоруба ). На языке игбо оно известно как Акпуру ачиа . Другие нигерийские эпитеты включают: Уди Огаган , Агбагба Урхобо , а также OHMS (Наши домашние вещи), Ледяная вода , Толкни меня, Я толкаю тебя и Безумный мужчина в бутылке . [3] Ганский самогон называется акпетешие.
История и происхождение
[ редактировать ]До начала европейской колонизации территории, которая сегодня является Ганой, в Анло варили местный спиртной напиток, также известный как «kpótomenui», что означает «нечто, спрятанное в заборе из кокосовых матов». [4]
После британской колонизации территории, которая стала известна как Золотой Берег , такое местное пивоварение было объявлено вне закона в начале 1930-х годов. Согласно интервью SS Dotse в 1996 году о его жизни под британским колониальным правлением: «Наше утверждение заключалось в том, что напиток, который принес белый человек, такой же, как и наш. пришли, мы использовали акпетешие. Но когда они пришли, они запретили это, вероятно, потому, что они хотели продавать собственный спиртной напиток. И поэтому мы называли это kpótomenui. Когда у вас был посетитель, которого вы очень хорошо знали, вы заказывали это kpótomenui. быть принесенным. Это акпетешие, но по имени оно никогда не упоминалось». [4]
Название «акпетешие» было дано напитку в связи с его запретом: слово происходит из языка га ( ape te shie , акт сокрытия), на котором говорят в Большой Аккре , и означает «прячутся », имея в виду скрытный способ, с помощью которого не Жителей Европы заставляли употреблять этот напиток. [5] Несмотря на то, что запрещенные спиртные напитки были объявлены вне закона, запрещенные спиртные напитки оставались обычным явлением: сообщалось, что даже школьники могли легко приобрести акпетеши в 1930-е годы. Спрос на акпетеши и прибыль, которую можно было получить от его продажи, были достаточными, чтобы стимулировать распространение выращивания сахарного тростника в регионе Анло в Гане. [6]
Дистилляция была легализована с деколонизацией и обретением Ганой независимости. Первый завод был основан в регионе Вольта с использованием местных плантаций сахарного тростника. [6]
Подготовка
[ редактировать ]Огогоро перегоняют из сока Рафия пальмы . В стволе делают надрез и снаружи помещают тыкву для сбора, которую собирают через день или два. После экстракции сок кипятят с образованием пара, который впоследствии конденсируется и собирается для употребления в пищу. Огогоро не является синтетическим этанолом, его получают из природного источника, а затем перегоняют.
Пивоварение
[ редактировать ]
Акпетешье перегоняют из пальмового вина или сока сахарного тростника . [7] Эту подслащенную жидкость или вино сначала ферментируют в больших бочках, иногда с помощью дрожжей. [8] После этой первой стадии ферментации под бочками разводят огонь, чтобы довести жидкость до кипения и пропустить образовавшийся пар через медную трубку внутри охлаждающих бочек, где он конденсируется и капает в просеянные банки. Затем кипяченый сок подвергается дистилляции. [9] Полученный спирт содержит от 40 до 50% алкоголя по объему . [10]
Упаковка и потребление
[ редактировать ]Акпетешие не разливается и не запечатывается профессионально, а разливается в использованные бутылки без маркировки. Спирт можно купить оптом у пивовара или по бокалам в бутиках и барах. Хотя напиток не рекламируется профессионально, он очень популярен. Частично это связано с его ценой, которая ниже, чем у других профессионально разлитых в бутылки или импортных напитков. Благодаря относительной дешевизне этот напиток больше ассоциируется с бедняками, но говорят, что даже те, кто может позволить себе более высокое качество, потребляют этот спиртной напиток тайно. [9]
Сила спиртного сильно влияет на телесные ощущения, вызывая ощущение, подобное нокаутирующему удару. Можно увидеть, как опытные пьющие подтверждают получение, выдувая воздух или ударяя себя в грудь. [9]
Забота о здоровье
[ редактировать ]Практикующие врачи критически относятся к высокой концентрации алкоголя в напитке, особенно к повреждению печени и риску алкоголизма . [10]
Социальная значимость
[ редактировать ]Как напиток и товар соответственно, огогоро имеет важное культурное и экономическое значение в Нигерии . Это неотъемлемая часть многочисленных религиозных и социальных церемоний; Священники буруту ( иджау ) выливают его на землю в качестве подношения, чтобы связаться со своими богами, а отцы нигерийских невест используют его как возлияние , которым они официально благословляют свадьбу.
Экономические аспекты огогоро были одинаково заметны на протяжении всей недавней истории Нигерии. Многие бедные нигерийские семьи варят этот напиток в домашних условиях как средство существования, многие из которых продают его на углах городских улиц. Криминализация огогоро, произошедшая при колониальном режиме, также считается в значительной степени экономической; хотя публичные оправдания закона касались общественного здравоохранения и христианских убеждений в отношении алкоголя, утверждалось, что колониальные власти также стремились подавить местную экономическую деятельность, которая могла отвлекать деньги или рабочую силу от колониальной системы. [11] [12]
Инцидент с отравлением метанолом
[ редактировать ]66 человек в штате Риверс умерли за несколько недель, начиная с апреля 2015 года, из-за загрязненного метанолом огогоро. [13] [14] [15]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Саймон Хип (2008) «Те, кто готовит джины»: бизнес Огогоро в Нигерии», «Современные проблемы с наркотиками » , 35 (4): 573-610.
- ^ « Акпетешие»: местный джин, служивший президентам, вождям и простым людям» . Голдстрит Бизнес . 18 июня 2019 г. Проверено 07.11.2019 .
- ^ этотонто Heap (2008) уфофоп Калабар , робироби Абеокута , баба эрин Илеша , eyinbo go (белый человек не умнее), majidun, пиджин -инглиш , вуру Иджау , а также Агбакара Бини и Ака просто , «Те, кто готовит джины», 599-600.
- ^ Перейти обратно: а б Акьемпонг, Эммануэль Кваку (2001). Между морем и лагуной: эколого-социальная история Анло Юго-Восточной Ганы: с 1850 года до новейших времен . Издательство Джеймса Карри. п. 154.
- ^ Пил, Стэнтон ; Грант, Маркус (2013). Алкоголь и удовольствие: взгляд на здоровье . Рутледж . п. 123. ИСБН 9781134941506 .
- ^ Перейти обратно: а б Акьемпонг, Эммануэль Кваку (2001). Между морем и лагуной: эколого-социальная история Анло Юго-Восточной Ганы: с 1850 года до новейших времен . Издательство Джеймса Карри. п. 155.
- ^ Пил, Стэнтон (1999). Алкоголь и удовольствие: взгляд на здоровье . Психология Пресс. п. 123. ИСБН 9781583910153 .
- ^ Чернофф, Джон М. (2005). Обмен – это не ограбление: еще истории африканской девушки из бара . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 194 .
- ^ Перейти обратно: а б с Новости Джи-Би-Си. «Эксперт предостерегает от «акпетешего потребления» . Архивировано из оригинала 13 декабря 2013 года . Проверено 8 февраля 2013 года .
- ^ Перейти обратно: а б Лугинаха, Исаак; Кресентия Дакубоб (2003). «Потребление и воздействие местного сваренного алкоголя (акпетеши) в Верхнем Западном регионе Ганы: трагедия общественного здравоохранения». Социальные науки и медицина . 57 (9): 1747–1760. дои : 10.1016/s0277-9536(03)00014-5 . ПМИД 12948582 .
- ^ Сольери, Лиза; Джудичи, Паоло (2009), Уксусы мира , Springer Milan, стр. 1–16, номер домена : 10.1007/978-88-470-0866-3_1 , ISBN. 978-88-470-0865-6
- ^ Олупаймо, Долапо (июнь 2017 г.). «Незаконное производство огогоро в прибрежном Йорубаленде и дельте Нигера». Обзор португальских исследований . 2 (№ 1, осень 2017 г.): 195–208 – через ResearchGate.
- ^ «66 смертей от Огогоро в штате Риверс» .
- ^ Винзор, Морган (21 апреля 2015 г.). «Таинственная эпидемия в Нигерии связана с загрязненным алкоголем и отравлением метанолом, а не с Эболой» . Интернэшнл Бизнес Таймс .
- ^ «Нигерия: NAFDAC — метанол ответственен за гибель огогоро в реках» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Огогоро Педро. Архивировано 6 августа 2020 г. в Wayback Machine.