Сапотекская цивилизация
Сапотекская цивилизация Беенаа ( сапотек ) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 700 г. до н.э. – 1521 г. н.э. | |||||||
![]() Сапотекская цивилизация в наибольшей степени | |||||||
Статус | Альянс сапотеков и микстеков | ||||||
Капитал |
| ||||||
Общие языки | Сапотекские языки | ||||||
Религия | Политеистический | ||||||
Правительство | Наследственная монархия | ||||||
Монарх | |||||||
• 1328–1361 | Подробности | ||||||
• 1361–1386 | Мошенник | ||||||
• 1386–1415 | Заахила I | ||||||
• 1415–1454 | Зачилла II | ||||||
• 1454–1487 | Заахила III | ||||||
• 1487–1521 | Косихоэса | ||||||
• 1518–1563 | Коциопиум | ||||||
Историческая эпоха | Доклассика – Поздняя постклассика | ||||||
• Падение Сан-Хосе Моготе | в. 700 г. до н.э. | ||||||
• Конфликт между сапотеками и микстеками в империи | 1519–1521 | ||||||
• Испанское завоевание | 1521 г. н. э. | ||||||
• Последнее сопротивление сапотеков | 1521–1563 | ||||||
| |||||||
Сегодня часть | Мексика • Оахака |
Цивилизация сапотеков ( Be'ena'a ( Zapotec ) «Народ»; ок. 700 г. до н. э. – 1521 г. н. э.) — коренная доколумбовая цивилизация, процветавшая в долине Оахака в Мезоамерике . Археологические данные показывают, что их культура зародилась как минимум 2500 лет назад. Сапотекский археологический памятник в древнем городе Монте-Альбан имеет монументальные здания, площадки для игры в мяч , великолепные гробницы и погребальный инвентарь, в том числе тонко обработанные золотые украшения. Монте-Альбан был одним из первых крупных городов Мезоамерики. Это был центр государства сапотеков, которое доминировало на большей части территории, которая сегодня известна как мексиканский штат Оахака .
История
[ редактировать ]Цивилизация сапотеков зародилась в Y-образных центральных долинах Оахаки в конце VI века до нашей эры. Три долины были разделены между тремя обществами разного размера, разделенными «ничейной землей» площадью 80 квадратных километров (31 квадратную милю) посередине. город Оахака Гораздо позже в этом районе развился . Археологические данные, такие как сожженные храмы и принесенные в жертву военные пленники, позволяют предположить, что три общества соревновались друг с другом. В конце фазы Росарио (700–500 гг. до н. э.) крупнейшее поселение долины Сан-Хосе Моготе и близлежащее поселение в долине Этла потеряли большую часть своего населения.
В тот же период на «ничейной земле» на вершине горы с видом на три долины возникло новое крупное поселение; позже он был назван Монте-Альбан . Ранняя керамика Монте-Альбана похожа на керамику из Сан-Хосе-Моготе, что позволяет предположить, что новый город был населен людьми, покинувшими Сан-Хосе-Моготе. [ 1 ] Хотя прямых доказательств существования ранних этапов истории Монте-Альбана нет, стены и укрепления вокруг этого места во время археологической фазы Монте-Альбан 2 (около 100 г. до н.э. – 200 г. н.э.) предполагают, что город был построен в ответ на военную угрозу. Американские археологи Джойс Маркус и Кент В. Фланнери сравнивают этот процесс с тем, что произошло в Древней Греции — синоикизмом : централизацией более мелких рассредоточенных популяций, собравшихся в центральном городе для противостояния внешней угрозе. [ 2 ]
Государство сапотеков, сформированное в Монте-Альбане, начало расширяться во время поздней фазы Монте-Альбана 1 (400–100 гг. До н.э.) и на протяжении всей фазы Монте-Альбана 2 (100 г. до н.э. – 200 г. н.э.). В период от Монте-Альбана 1c (примерно 200 г. до н.э.) до Монте-Альбана 2 (200 г. до н.э. – 100 г. н.э.) правители сапотеков захватили контроль над провинциями за пределами долины Оахаки, потому что ни одна из окружающих провинций не могла конкурировать с ними в политическом и военном отношении. [ 3 ] К 200 году нашей эры сапотеки расширили свое влияние от Киотепека на севере до Оцелотепека и Чилтепека на юге. Монте-Альбан стал крупнейшим городом на территории современного южного мексиканского нагорья и сохранял этот статус примерно до 700 года нашей эры. [ 4 ]

Расширение империи сапотеков достигло пика во время второй фазы Монте-Альбана. Сапотеки завоевали или колонизировали поселения далеко за пределами долины Оахаки. В частности, их влияние заметно во внезапном изменении стиля керамики, изготовленной в регионах за пределами долины. Уникальные стили этих регионов внезапно были заменены керамикой в сапотекском стиле, что указывает на их интеграцию в сапотекскую империю.
Археолог Альфонсо Касо , один из первых, кто провел раскопки в Монте-Альбане в 1930-х годах, утверждал, что здание на главной площади Монте-Альбана является еще одним свидетельством резкого расширения государства сапотеков: То, что сегодня называют зданием J, имеет форму наконечник стрелы, в отличие от других монументальных построек. На нем представлено более 40 резных камней с иероглифическим письмом . Археологи интерпретировали глифы как обозначения провинций, контролируемых сапотеками. Каждая группа символов также изображает голову с замысловатым головным убором, вырезанную на плитах. Предполагается, что они представляют правителей провинций. Считается, что перевернутые головы символизируют убитых правителей и чьи провинции были захвачены силой, а вертикальные головы могут символизировать тех, кто не сопротивлялся аннексии и сохранил свою жизнь. По этой причине здание J археологи также называют «Плитой завоевания». [ 5 ]
Маркус и Фланнери пишут о последующем резком расширении государства Монте-Альбан, отмечая, когда
«большое неравенство в населении между ядром государства и его периферией, первому может быть необходимо только отправить колонистов во второе. Небольшие государства, видя, что сопротивление бесполезно, могут принять предложение, спасающее лицо. Большие государствам, не желающим терять свою автономию, возможно, придется подчиняться военным путем. Во время расширения штата Монте-Альбан 2 мы думаем, что наблюдаем как колонизацию, так и завоевания». [ 6 ]
Война и сопротивление
[ редактировать ]Последняя битва между ацтеками и сапотеками произошла между 1497–1502 годами при ацтекском правителе Ауисотле . Во время испанского завоевания Империи ацтеков , когда пришло известие о том, что ацтеки потерпели поражение от испанцев, король Косихоэса приказал своему народу не противостоять испанцам, чтобы избежать той же участи. Они потерпели поражение от испанцев лишь после нескольких кампаний 1522–1527 годов. Однако восстания против колониальных властей произошли в 1550, 1560 и 1715 годах. [ нужна ссылка ]
Этимология
[ редактировать ]Имя Сапотек является экзонимом ; называли их языка науатль Носители цапотеках (единственное число цапотекатль ), что означает «жители места сапоте ». Сапотекцы называли себя каким-то вариантом термина Беенаа. [ произношение? ] , что означает «Облачные люди». [ нужна ссылка ]
Язык
[ редактировать ]Фаза | Период |
---|---|
Гора Альбан 1 | ок. 400–100 гг. до н.э. |
Монте-Альбан 2 | ок. 100 г. до н. э. – 100 г. н. э. |
Гора Альбан 3 | как 200-900 гг. н.э. |
Монте-Альбан 4 | как 900–1350 |
Монте-Альбан 5 | ок. 1350–1521 гг. |

Сапотекские языки принадлежат к языковой семье , Отомангеан древней семье мезоамериканских языков . Подсчитано, что современные отомангские языки отделились от общего корня примерно в 1500 году до нашей эры. Мангейские языки, вероятно, отделились первыми, за ними последовала ото-памейская ветвь , а расхождение микстекских и сапотеканских языков произошло еще позже. [ 8 ] В группу сапотеканских языков входят сапотекские языки и близкородственный им чатино . На сапотекских языках говорят в некоторых частях Северной Сьерры, Центральных долинах, а также в некоторых частях Южной Сьерры, на перешейке Теуантепек и в некоторых частях Тихоокеанского побережья. [ 9 ] Из-за десятилетий эмиграции на сапотеке также говорят в некоторых частях Мехико и Лос-Анджелеса, Калифорния. Существует 7 различных сапотекских языков и более 100 диалектов.
Сапотек — это тональный язык , а это означает, что значение слова часто определяется высотой голоса (тонемами), необходимыми для понимания значения различных слов. В языках сапотеков имеется до четырех различных тонем: высокий, низкий, восходящий и нисходящий. [ 10 ]
Общество
[ редактировать ]
Между этапами 1 и 2 Монте-Альбана произошло значительное увеличение населения долины Оахаки. По мере роста населения росла и степень социальной дифференциации, централизации политической власти и церемониальной деятельности. Во время Монте-Альбана 1-2 долина, похоже, была разделена на несколько независимых государств, что проявилось в региональных центрах власти. [ 11 ] К третьему этапу Монте-Альбана фрагментация города и долин привела к росту населения и городского развития самого Монте-Альбана. [ 12 ]
География
[ редактировать ]Центральные долины Оахаки , колыбели сапотекской цивилизации, представляют собой три широкие долины — Этла на западе, Окотлан на юге и Митла на востоке, которые соединяются на высоте около 4500 футов над уровнем моря в центре того, что сегодня Это штат Оахака . Они расположены примерно в 200 км к югу от Мехико. Горы окружают долину: Сьерра-Норте на севере и горы Тлаколула на юго-востоке. Окружающая среда хорошо подходит для сельского хозяйства и считается одной из колыбелей выращивания кукурузы . Подсчитано, что во время зарождения сапотекской цивилизации почва долины не подверглась эрозии, наблюдаемой сегодня, поскольку дубовые и сосновые леса, покрывающие окружающие горы, еще не были уничтожены вырубками. С ноября по май здесь сухой сезон, но вдоль рек можно дважды сажать и собирать урожай. Горы пересекает с северо-запада на юг река Атояк, которая обеспечивает водой небольшую полосу земли, граничащую с рекой, когда она периодически разливается. Чтобы обеспечить водой посевы в других частях долины, вдали от реки, сапотеки использовали орошение каналов. Используя воду из небольших ручьев, сапотеки смогли доставить воду в Монте-Альбан, расположенный на высоте 400 метров над дном долины. Археологи нашли остатки небольшой ирригационной системы, состоящей из плотины и канала, на юго-восточном склоне горы. Поскольку этого было бы недостаточно для пропитания всего населения Монте-Альбана, предполагается, что существовало множество других ирригационных систем. [ 13 ] Точно так же урожаев, выращенных в долине, было недостаточно для поддержания быстрого роста населения на I этапе Монте-Альбана. Поэтому посевы выращивали в предгорьях, где почва менее плодородна и требовалось искусственное орошение. [ 13 ]
Инновации в сельском хозяйстве позволили сапотекам отдать дань уважения испанским завоевателям и создать достаточно продовольствия, чтобы прокормить себя, несмотря на стихийные бедствия и болезни. [ 14 ]
Технология
[ редактировать ]
Сапотеки разработали календарь и логослоговую систему письма, в которой отдельный глиф для обозначения каждого слога языка использовался . Эта система письма считается одной из первых систем письма Мезоамерики и предшественницей систем письма, разработанных цивилизациями майя , микстеков и ацтеков . Ведутся споры о том, являются ли ольмекские символы, датированные 650 г. до н. э., на самом деле формой письма, предшествующей самому старому сапотекскому письму, датируемому примерно 500 г. до н. э. [ 15 ]
В столице ацтеков Теночтитлане жили сапотеки и микстеки-ремесленники, которые изготавливали украшения для ацтекских правителей ( тлатоанисов ), в том числе Моктесумы II . Однако отношения с центральной Мексикой уходят корнями гораздо дальше, о чем свидетельствуют археологические находки сапотекского района в Теотиуакане и «гостевой дом» в стиле Теотиуакана в Монте-Альбане. Другие важные памятники сапотеков доколумбовой эпохи включают Ламбитиеко , Даинсу , Митлу , Ягул , Сан-Хосе Моготе , Эль-Пальмилло и Саачилу .
Сапотеки были оседлой культурой, жившей в деревнях и городах, в домах, построенных из камня и раствора. Основные события своей истории они записывали с помощью иероглифов , а на войне использовали хлопчатобумажные доспехи . знаменитые руины Митлы Им приписывают .
В различных регионах часто использовались разные методы охоты, наиболее примечательным из которых является «оленья катапульта», описанная Вескесом Девллой как молодое дерево, склоненное с помощью охотничьего отряда, удерживаемое виноградными лозами. Олень забредет в ловушку и активирует ее. в этот момент олень будет пойман в ловушку и брошен в полог, убитый ударом о деревья, или, в случае каньона, олень будет отброшен в сторону каньона.
Письмо
[ редактировать ]В Монте-Альбане археологи нашли расширенный текст, написанный глифами. Некоторые знаки можно распознать как календарную информацию, но сам текст остается нерасшифрованным. Если читать по колонкам сверху вниз, его исполнение несколько более грубое, чем у более позднего классического майя, и это заставило эпиграфистов полагать, что этот сценарий также был менее фонетическим, чем в основном слоговое письмо майя .
Самый ранний известный артефакт с сапотекской письменностью — это камень Данзанте («танцор»), официально известный как Памятник 3, найденный в Сан-Хосе Моготе , Оахака . На нем изображен рельеф мертвого и окровавленного пленника с двумя глифическими знаками между его ногами, возможно, его именем. Впервые датированный 500–600 гг. до н. э., первоначально он считался самым ранним письменным произведением в Мезоамерике. Однако относительно этой датировки были высказаны сомнения, поскольку памятник мог использоваться повторно. Сапотекское письмо , похоже, вышло из употребления в поздний классический период.
Религия и миф
[ редактировать ]
Как и большинство мезоамериканских религиозных систем, религия сапотеков была политеистической. Некоторыми известными божествами были Кочихо , бог дождя (похожий на ацтекского бога Тлалока ); Кокихани, бог света; и Питао Козоби, бог кукурузы. [ 16 ] Сапотекские божества преимущественно ассоциировались с плодородием или сельским хозяйством. Представлены как мужские, так и женские божества, различающиеся по костюмам. Мужчины изображены в набедренных повязках с накидками или без них, а женщины - в юбках. Есть некоторые свидетельства поклонения божествам, не связанным напрямую с сапотекской культурой, таким как Теотиуаканский пернатый змей , Бог-бабочка и бог дождя; и бог весны науатль Шипе Тотек. [ 17 ] Считается, что сапотеки использовали человеческие жертвоприношения в некоторых своих ритуалах. [ нужна ссылка ]
Существует несколько легенд о происхождении сапотеков. Одна из них заключается в том, что они были коренными жителями долины Оахаки и родились из скал или произошли от больших кошек, таких как пумы, ягуары и оцелоты. Другая версия заключается в том, что сапотеки поселились в долине Оахаки после основания империи тольтеков и были потомками жителей Чикомостока . Эти легенды не были записаны до испанского завоевания. [ 18 ]
Согласно историческим и современным сапотекским легендам, их предки вышли из земли, из пещер или превратились в людей из деревьев или ягуаров. Их правящая элита верила, что они произошли от сверхъестественных существ, живших среди облаков, и что после смерти они вернутся в облака. Название, под которым сапотеки известны сегодня, является результатом этого убеждения. Сапотеки Центральных долин называют себя «Беэна Заа» — «Облачный народ».
Ритуалы посвящения
[ редактировать ]Сапотеки использовали ритуалы посвящения для освящения своих жилых помещений и построек. При раскопках кургана III в пирамиде храма Куилапан в Оахаке был обнаружен тайник- посвящение , содержащий множество нефритовых бус, две нефритовые ушные раковины, три обсидиановых лезвия, ракушки, камни, жемчужину и кости мелких животных, вероятно, птиц, датированные 700 годом нашей эры. [ 19 ] Каждый из этих материалов символизировал разные религиозные концепции. Поскольку его было нелегко добыть, нефрит ценился, а обработка нефрита тем более ценилась, потому что элита была основными художниками. Обсидиановые клинки ассоциируются с жертвоприношением , поскольку они обычно использовались в кровопускания ритуалах . Ракушки и жемчуг символизируют подземный мир, происходящий из океана, а маленькие птичьи кости символизируют небо и его связь с сбалансированным космосом . Эти артефакты имеют большое значение из-за их размещения в структуре, используемой для ритуалов и связанной с властью. Этот тайник является формой ритуала посвящения, посвященного храмовой пирамиде Куилапана идеям силы, жертвоприношения и связи между подземным миром и космосом.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Маркус и Фланнери 1996 , с. 144.
- ^ Маркус и Фланнери 1996 , с. 146.
- ^ Маркус и Фланнери 1996 , с. 206.
- ^ Маркус и Фланнери 1996 , с. 208.
- ^ Маркус и Фланнери 1996 , с. 196.
- ^ Маркус и Фланнери 1996 , с. 198.
- ^ Уайткоттон 1977 , с. 26 Лл.1-3.
- ^ Уайткоттон 1977 , стр. 12–13 Ll.2-16.
- ^ Уайткоттон 1977 , с. 12 Лл.35-37.
- ^ Уайткоттон 1977 , с. 13 Лл.20-27.
- ^ Уайткоттон 1977 , с. 33 Лл.16-18.
- ^ Эванс, Сьюзен Тоби (2013). Древняя Мексика и Центральная Америка: археология и история культуры . Лондон: Темза и Гудзон. п. 384. ИСБН 978-0-500-29066-8 .
- ^ Jump up to: а б Маркус и Фланнери 1996 , стр. 147–148.
- ^ Гонсалес, Роберто Дж. (2010). Сапотекская наука: сельское хозяйство и продукты питания в Северной Сьерре Оахаки . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-77897-9 . [ нужна страница ]
- ^ Бауэр, Брюс (4 декабря 2002 г.). «Поставка сценария: написание сценария Нового Света принимает спорный поворот» . Новости науки .
- ^ Уайткоттон 1977 , с. 52 Лл.23-33.
- ^ Уайткоттон 1977 , стр. 52–53 Ll.34-2.
- ^ Уайткоттон 1977 , с. 23 Лл.11-26.
- ^ Маркус, Джойс (октябрь 1978 г.). «Археология и религия: сравнение сапотеков и майя». Мировая археология . 10 (2): 172–191. дои : 10.1080/00438243.1978.9979729 .
Ссылки
[ редактировать ]- Маркус, Джойс ; Фланнери, Кент В. (1996). Цивилизация сапотеков: как развивалось городское общество в долине Оахака в Мексике . Новые аспекты античного сериала. Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-05078-1 . OCLC 34409496 .
- Маркус, Джойс ; Фланнери, Кент В. (2000). «Культурная эволюция в Оахаке: истоки цивилизаций сапотеков и микстеков». В Адамсе, Ричард Э.В.; Маклауд, Мердо Дж. (ред.). Кембриджская история коренных народов Америки . стр. 358–406. дои : 10.1017/CHOL9780521351652.009 . ISBN 978-1-139-05377-8 . OCLC 33359444 .
- Уайткоттон, Джозеф В. (1990). Этноистория сапотекской элиты: иллюстрированные генеалогии из Восточной Оахаки . Публикации Университета Вандербильта по антропологии, вып. 39. Нэшвилл, Теннесси: Университет Вандербильта . ISBN 978-0-935462-30-2 . ОСЛК 23095346 .
- Уайткоттон, Джозеф В. (1977). Сапотеки: князья, священники и крестьяне . Норман: Университет Оклахомы Пресс .
- Зейтлин, Роберт Н. (март 2000 г.). «Два взгляда на подъем цивилизации в долине Оахака в Мезоамерике - Древняя Оахака: штат Монте-Альбан. Ричард Э. Блэнтон, Гэри М. Фейнман, Стивен А. Ковалевски и Линда М. Николас. Тематические исследования в ранних обществах. Издательство Кембриджского университета , Нью-Йорк, 1999. х + 153 с., рисунки, библиография, указатель. 49,95 долларов (ткань), 14,95 долларов (бумага)». Латиноамериканская древность . 11 (1): 87–89. дои : 10.2307/1571672 . JSTOR 1571672 . S2CID 232398351 .
- Васкес Давила, Марко (1995). ТРАДИЦИОННОЕ ФАУНИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНОАКСАКИ: КОРЕННАЯ ОХОТА И РЫБАЛКА (на испанском языке). стр. 3–6.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Уайткоттон, Джозеф В. (1984). Сапотеки: князья, священники и крестьяне . Университет Оклахомы Пресс. hdl : 2027/heb03709.0001.001 . ISBN 978-0-8061-1374-6 . OCLC 317459075 .
СМИ, связанные с сапотеками, на Викискладе?