Свобода религии в Марокко
Свобода религии |
---|
Религиозный портал |
Свобода религии в Марокко относится к степени, в которой люди в Марокко могут свободно практиковать свои религиозные убеждения, принимая во внимание как правительственную политику, так и социальное отношение к религиозным группам. Конституция заявляет, что ислам является религией государства, когда государство гарантирует свободу мысли, выражение и собрание. [ 1 ] Государственная религия Марокко - ислам . Правительство играет активную роль в определении и охране религиозной практики для мусульман, и неуважение ислама на публике может нести наказания в формах штрафов и тюремного заключения.
Суннитский ислам и иудаизм - единственные религии, признанные марокканской конституцией [ 1 ] как уроженец страны, со всеми другими религиями считаются «иностранными». В то время как иностранцы могут, как правило, практиковать свою религию в мире, граждане, которые практикуют «иностранные религии», сталкиваются с препятствиями от правительства и социального давления. В частности, шиитские мусульмане и члены веры Бахажи , а также представители Бога в одиночку или члены международной представители Объединенных представителей сталкиваются со дискриминацией со стороны правительства, как и некоторые христианские группы. В 2022 году в стране не было мечетей шиитов или каких -либо мечетей представителей, посвященных только Богу. [ 1 ]
Исторически, Марокко колебалось между периодами религиозной терпимости и нетерпимости. Из мусульманского завоевания Магриба в 698 году через правящую династию Альморавид в 11 -м и 12 -м веках, регион пережил период значительной религиозной терпимости; Евреи и христиане должны были платить специальные налоги, но в остальном было разрешено практиковать свои религии в мире, что позволило процветать еврейского золотого века . Следующий Альмохад Халифат установил суровое религиозное правление и заставила всех немусульман преобразовать боль смерти. Более поздние династии восстановили политику религиозной терпимости, позволяя евреям и христианам вернуться в страну, хотя эти более поздние династии также иногда отмечались преследованием религиозных меньшинств, либо правительством, либо насильственными толпами. Во время Второй мировой войны Марокко попало под поддерживаемый нацистским режимом Виши, который попытался депортировать еврейское население в концентрационные лагеря. Эта попытка была заблокирована Мухаммед V из Марокко, хотя другие антиянские законы были успешно приняты. После независимости в 1956 году Марокко установил конституцию, которая восстановила ислам как государственную религию, и номинально предусматривает свободу религии, хотя, как упоминалось выше, дискриминация в отношении определенных меньшинств продолжается до сегодняшнего дня.
Демография
[ редактировать ]Согласно оценкам правительства США в 2022 году, более 99 процентов населения были суннитскими мусульманами. Другие группы, составляющие оставшиеся 1 процент населения, включают христиан , евреи , шиитские мусульмане и баха . [ 1 ]
По словам лидеров еврейской общины в 2019 году, около 3000-3500 евреев, примерно 2500 из которых проживают в Касабланке . [ 2 ] и Каждый из еврейских общин Рабата Марракеха имеет примерно 75 членов.
Шиа -мусульманские лидеры, по оценкам, есть десятки тысяч граждан шиитов, причем наибольшая доля на севере. насчитывается от 1000 до 2000 шиитов с иностранным резидентом Кроме того, в Ливане , Сирии и Ираке . Лидеры мусульманской общины ахмади оценивают их число в 700, в то время как лидеры общинного общины Бахажи оценивают, что по всей стране насчитывается 350–400 членов. [ 1 ]
Христианские лидеры считают, что по всей стране распределены от 2000 до 6000 христианских граждан, хотя некоторые лидеры утверждают, что может быть до 38 000. [ 3 ] Христианские лидеры иностранных резидентов оценивают христианское население иностранного резидента, по меньшей мере, 30 000 римских католиков и 10 000 протестантов , многие из которых являются жителями страны на протяжении всей жизни, чьи семьи проживали и работали там в течение нескольких поколений, но не имеют марокканского гражданства. В Рабате существует небольшая русская ортодоксальная община иностранного резидента и небольшая греческая ортодоксальная община иностранного резидента в Касабланке. Большинство христиан иностранных резидентов живут в городских районах Касабланки, Танжера и Рабата, но небольшое количество иностранных христиан присутствует по всей стране. Многие из них являются мигрантами из Африки к югу от Сахары . [ 4 ]
По данным BBC Arabic, по состоянию на 2019 год 15% населения идентифицирует себя как нерелигиозное, увеличение на 10% за 2013 год. Согласно арабскому барометру , 38% граждан, самоидентифицированных как «религиозные», на 44% как «несколько религиозные», «несколько религиозных», 38% граждан «религиозные», на 44% как «несколько религиозны и 13% как «не религиозные», с более молодыми возрастными когортами, демонстрирующими значительно более низкие уровни религиозности. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Раннее Исламское Марокко (698–1060)
[ редактировать ]После вторжения в Магриб в 698 г. н.э. мусульманские государства, контролирующие территории, которые примерно соответствуют нынешнему Марокко, имели относительно терпимое отношение к своим христианским и еврейским подданным, которые считались « людьми книги », хотя они должны были заплатить Специальный религиозный налог, известный как Джизья . [ 5 ] Однако берберы , которые не исповедовали Авраамические религии, были вынуждены обратиться в ислам. После берберского восстания , марокканский регион был разделен на несколько берберских государств, некоторые из которых сохраняли ислам как государственную религию, в то время как другие основали синкретические религии , которые смешали элементы исламской, многотеистической и еврейской религиозной практики. [ 6 ]
В то время как христианство в значительной степени исчезнет из региона в течение следующего столетия, это было связано с сочетанием социального и экономического давления, а также престижного престижа и влияния христианской церкви в регионе, а не преследования. [ 5 ] [ 7 ] Между тем, еврейская община расширилась, особенно в тогдашнем новом городе Фес (основанный в 789 году), и испытала золотой век, который длится примерно до 11-го века. В 1033 году в рамках более широкого военного конфликта в Фесе была убита евреев, которые были захватчиками племени Бану Ифран, когда тысячи убили и многие проданы в рабство. [ 8 ] Правило ранних мусульманских династий в Аль-Андалусе и Магрибе составляло то, что называется золотым веком еврейской культуры , который будет продолжаться до роста Альмохад Халифат . [ 9 ]
Берберские династии (1060–1549)
[ редактировать ]Династия Альморавида (1060–1147)
[ редактировать ]Династия Альморавидов, которая пришла к власти в 11 -м веке, наложила более строгие интерпретации исламского права на его территории, включающие западные части современного Марокко, а также южную половину Иберии. В то время как их правление было в основном свободным от крупных злоупотреблений против религиозных меньшинств, социальная враждебность против них возросла. [ 10 ] Кроме того, были приняты некоторые явные антиврейские законы, такие как запрет, не позволяющий евреям жить в новой столице Альморавида Марракеша . [ 11 ]
Альмохад Халифат (1147–1248)
[ редактировать ]Альмохад Халифат представлял собой значительный отход от предыдущей религиозной политики, как с точки зрения исламского права, так и обращения с религиозными меньшинствами. В вопросах закона, школам Захири и Ашари получили предпочтения, а халифы Альмохад Халифат были враждебными по отношению к школе Малики , которая была предпочтительнее Альморавидов. [ 12 ] В 12 веке были приняты законы, запрещающие все незахиритские религиозные тексты; [ 13 ] К концу столетия такие книги было приказано сгореть. [ 14 ]
Альмохады отменили практику преференциального обращения с «людьми книги», положив конец практике Джизья , которая была заменена политикой принудительного обращения. После седьмого месяца льготного периода, [ 15 ] Большинство евреев и христиан в Марокко были вынуждены обратиться в ислам по боли смерти, [ 16 ] или сбежал из страны. [ 17 ] Многие случаи, когда евреи и христиане решили умереть в качестве мучеников. [ 15 ] Конверты были дополнительно обработаны с подозрением и были вынуждены носить идентификацию одежды. [ 16 ]
Маринидные и ватт -династии (1248–1549)
[ редактировать ]Маринидская династия, последовавшая за Альмохад Халифат, представляла собой возвращение к предыдущей политике религиозной терпимости . [ 18 ] Члены религий меньшинств, особенно евреи, были назначены на высокопоставленные официальные должности в Марокко в течение этого периода. Конец правления династии, однако, был акцентирован марокканским восстанием 1465 года , во время которого была убита почти вся еврейская община Фес. [ 19 ] Во время правления династии Ваттасидов еврейское население значительно восстановилось, поскольку беженцы бежали из испанской и португальской инквизиции, обоснованной в Марокко. [ 20 ]
Арабские династии (1549–1830)
[ редактировать ]Династия Саади (1549-1659)
[ редактировать ]Династия Саади восстановила тяжелые налоги против немусульман, но также продолжала назначать немусульман на должности власти в Марокко. Местные правители, а также общее арабское общество, не всегда были столь же терпимыми, порой подвергали немусульман суровые унижения. [ 21 ]
Независимый алауйтный Марокко (1666–1880)
[ редактировать ]Многие из султанов династии Алауита назначали немусульман на должности власти, хотя как следствие различной борьбы за власть и кризисов преемственности, немусульмане, которые были награждены высокими назначениями одним султаном, иногда выделили наказание его преемник. Позиция городского консула в Марокко проводилась почти исключительно еврейскими купцами до 1875 года. В конце этой эпохи европейские державы распространяли «защиту» для еврейских общин в Марокко, а затем использовали это в качестве предложения для вмешательства в марокканскую политику. Во время испанской морокканской войны 1859 года еврейские общины в Марокко подвергались погромам . [ 22 ] [ Лучший источник необходим ]
В 1864 году Мухаммед IV принял королевский указ, предоставляющий равные права евреям. Этот указ, однако, был в значительной степени проигнорирован местными властями. Следующий султан, Хасан I , продолжил политику терпимости своих предшественников. [ 22 ] [ Лучший источник необходим ]
Европейский доминион (1912–1956)
[ редактировать ]Когда 19 -й век подходил к концу, Марокко оказалось под контролем европейских держав, особенно Франции и Испании. После кризиса Агадира Марокко было разделено на французские и испанские протектораты, которые официально признали римско -католицизм, иудаизм и ислам как три религии Марокко. В течение этого периода интеллектуалы в зарождающемся марокканском националистическом движении имели тенденцию выступать за светское государство, в пользу разделения церкви и государства и выступая против влияния религиозных властей. [ 23 ] Популярность этих тенденций может быть отнесена в первую очередь французским республиканским идеалам, таким как Лайците , а затем влиянию марксизма в марокканской националистической политике. [ 23 ]
Во время Второй мировой войны Марокко контролировалось Виши Францией , которая пыталась депортировать евреев в концентрационные лагеря в рамках Холокоста . Этот приказ был заблокирован Мухаммедом V , технически все еще султаном Марокко при французском протекторате. Тем не менее, некоторые нацистские законы о расе все еще были реализованы, несмотря на протесты Мохаммеда, и он был вынужден подписать определенные законы, запрещающие евреям с определенных школ и государственных должностей. [ 24 ]
Независимость (1956 г. - предложение)
[ редактировать ]Mohammed V (1956–1961)
[ редактировать ]Мухаммед V станет первым королем независимого Марокко после переговоров с Францией, создав страну как конституционную монархию. Конституция была составлена во время его правления, хотя она не будет ратифицирована до 1962 года после его смерти. Эта Конституция восстановила ислам как государственную религию Марокко, а также в соответствии с иудаизмом привилегированный статус как неотъемлемая часть марокканского общества и номинально предоставление свободы религии людям в Марокко. [ 25 ]
Хасан II (1961-1999)
[ редактировать ]После установления независимого марокканского государства его отцом Хасан II председательствовал на репрессивном режиме, известном как годы свинца. В то время как эти десятилетия были в основном известны своими политическими репрессиями, в течение 1960 -х годов верительное сообщество Бахаʼ в Марокко столкнулось с острым преследованием, причем несколько бахаин были приговорены к тюремному заключению или казнены за их веру. [ 26 ]
Мухаммед VI (1999 - присутствует)
[ редактировать ]Мухаммед VI, как правило, был описан как более либеральный, чем его предшественник, и принял реформы для улучшения права человека в стране. [ 27 ] Среди них введение гражданского права , касающегося развода (в отличие от религиозного права). [ 28 ] После взрывов Касабланки в 2003 году Марокко участвовал в подавлении против исламских экстремистов, арестовав тысячи, преследование 1200 и вынесение приговора около 900. [ 27 ] Религиозные меньшинства, не особо признанные правительством, такие как христиане и бахаи, продолжают сталкиваться с препятствиями для религиозной практики. [ 4 ] В 2016 году был реализован новый пресс -код, устранение тюремного заключения в качестве потенциального наказания за оскорбление ислама (наряду с несколькими другими типами речи, не связанными с религией), хотя эти действия остаются наказывающими штрафами. Это изменение является реформой закона о прессе, принятом в 2002 году, также во время правления Мухаммеда VI. [ 29 ] Этот кодекс пресс, однако, был подорван дальнейшими изменениями в Уголовном кодексе, который эффективно восстановил тюремные приговоры за обвинения. [ 30 ]
Правовая база
[ редактировать ]Конституция Марокко устанавливает, что ислам является государственной религией Марокко , а также дает свободу мысли, выражение, собрание и право для всех «практиковать свои религиозные дела». [ 1 ] Конституция также специально признает еврейскую общину в Марокко как неотъемлемый компонент марокканского общества. [ 4 ] Протестантские и католические церкви, существование которых в качестве иностранных церквей предшествует независимости страны в 1956 году, поддерживают особый статус, признанный правительством с момента независимости. [ 4 ]
Согласно Конституции, только Верховный Совет Улема , группа, возглавляемая и назначенная королем с представителями всех регионов страны, уполномочен выпускать фатву , которые становятся юридически обязательными только через одобрение королем в королевском указе и Последующее подтверждение парламентским законодательством. Если король или парламент отказываются ратифицировать решение Улема, решение остается не связывающим и не связанным. [ 1 ]
Министерство пожертвований и исламских отношений
[ редактировать ]Марокко Министерство пожертвований и исламские дела контролирует содержание проповедей в мечетях, исламском религиозном образовании и распространении исламских религиозных материалов вещательными средствами массовой информации, действия, которые, по словам, предназначены для борьбы с насильственным экстремизмом. Правительство ограничивает распределение неисламских религиозных материалов, а также исламские материалы, которые оно считается несовместимым в Малики - Ашари . школе суннитского ислама [ 1 ]
Религиозные организации для вероисповеданий, отличных от суннитского ислама и иудаизма, должны регистрироваться в правительстве в качестве ассоциаций для работы и собственной земли. Шиа -мусульманские группы предотвращают регистрацию, [ 1 ] и Баха -вера и христианские группы продемонстрировали регистрацию из -за убеждения, что они не будут одобрены. [ 4 ]
Суды личного статуса
[ редактировать ]Отдельный набор законов и специальных судов регулирует личный статус для евреев, включая такие функции, как брак, наследство и другие вопросы личного статуса. Раввинские власти управляют еврейскими семейными судами. Мусульманские судьи, обученные в суннитском толковании суннита в стране в стране соответствующих аспектов шариата, управляют судами по вопросам личного статуса для всех других религиозных групп. Согласно закону, мусульманский мужчина может жениться на христианской или еврейской женщине; Мусульманская женщина не может жениться на мужчине другой религии, если он не обратится к исламу. Немусульмане должны официально обратиться в ислам и стать постоянными жителями, прежде чем они смогут стать опекунами заброшенных или осиротевших детей. Опекунство влечет за собой заботу ребенка, которое может длиться до тех пор, пока ребенок не достигнет 18, но не позволяет изменять имя или права на наследство ребенка, и требует поддержания религии при рождении ребенка, по словам директоров детского дома. [ 1 ]
Ограничения
[ редактировать ]Уголовный кодекс запрещает прозелитизацию мусульманам, наказуемым штрафами от 200 до 500 марокканских дирхамов (от 21 до 53 долларов США) и от 6 месяцев до 3 лет тюрьмы. Вместо этого иностранцы могут быть исключены из страны. [ 4 ] Однако для мусульман не незаконно конвертировать добровольно. [ 4 ] Незаконно критиковать ислам на публичных платформах, наказывающих штрафы до 200 000 дирхамов (~ 21 000 долларов США) и до двух лет тюрьмы. [ 4 ] [ 30 ] Запрещение людей от поклонения также является незаконным, наказуемым штрафами и тюремным заключением. Мусульмане, которые нарушают свой пост на публике без религиозного исключения во время Рамадана, также могут быть оштрафованы и заключены в тюрьму. [ 4 ]
Ограниченное количество арабских переводов Библии было доступно для продажи в нескольких книжных магазинах для использования на курсах университетских религии. Власти конфисковали Библии, которые, по их мнению, были предназначены для использования в прозелитизме. [ 4 ]
В январе 2017 года Министерство внутренних дел запретило продажу, производство и импорт бурдков , но не сделало их незаконным носить их (исключение требуется для полиции и армии и некоторых читателей новостей). [ 1 ]
Обращение с «иностранными» религиозными группами правительством
[ редактировать ]По словам правозащитных организаций и местных христианских лидеров, правительство задержало и расспросило некоторых христианских граждан об их убеждениях и контактах с другими христианами. Христианские и шиитские мусульманские граждане заявили, что опасаются домогательства правительства, привели к их решению провести религиозные встречи в домах членов. [ 4 ] Христианским гражданам не разрешается создавать церкви. [ 1 ] В отчете « Открытые двери Великобритании» в 2023 году Марокко считалось одной из 30 стран мира, где наиболее опасно быть христианином. [ 31 ] [ Лучший источник необходим ]
Иностранное духовенство заявило, что они отговаривали христианских граждан страны от посещения своих церквей из -за страха, что они могут быть обвинены в прозелитизме. Некоторые христианские граждане сообщили, что власти оказали давление на христианских обращенных, чтобы отказаться от своей веры. Несколько раз правительство изгнало иностранных лиц, обвиняемых в прозелитизме как «угрозу для общественного порядка», а не преследовать их в соответствии с положениями закона, которые запрещают «подрывать веру». [ 4 ] [ 1 ]
Некоторые христианские граждане сообщили, что власти дали на христианских обращенных, чтобы отказаться от своей веры, информируя об обращенных друзьях, родственниках и работодателях обращения отдельных лиц, [ 4 ] Хотя в 2019 году не было никаких случаев этой практики. Христианским гражданам не разрешается создавать церкви. [ 1 ] Христианские граждане заявили, что власти совершали телефон или домашние звонки несколько раз в год, чтобы продемонстрировать, что у них есть списки членов христианских сетей и контролируют христианскую деятельность. Иностранцы посещали религиозные службы без ограничений в местах поклонения, принадлежащих официально признанным церквям. [ 1 ]
Некоторые религиозные группы меньшинства, такие как община Бахаʼí, практиковали свою религию без официальной регистрации. В октябре 2017 года СМИ сообщили, что власти помешали сообществу Бахажи публично праздновать двухсотлетие от рождения основателя веры. [ 4 ]
Образование
[ редактировать ]По закону все финансируемые государством образовательные учреждения должны преподавать суннитский ислам в соответствии с учениями и традициями Школы исламской юриспруденции Малики-Ашари. Школы, финансируемые иностранными и частными, имеют выбор обучения исламскому языку или не включать религиозные обучения в школьную программу. Частные еврейские школы могут преподавать иудаизм. [ 1 ]
Конституция также устанавливает, что общественные телевизионные станции должны посвятить пять процентов своих программ исламскому религиозному содержанию, и что они должны транслировать призывы к молитве пять раз в день. [ 1 ]
Мусульманские граждане часто учатся в частных христианских и частных еврейских школах, как сообщается, в первую очередь потому, что эти школы сохраняли репутацию для предложения превосходного образования. По словам школьных администраторов, мусульманские студенты представляют собой значительную часть учащихся еврейских школ в Касабланке. [ 1 ]
Общественные отношения
[ редактировать ]Некоторые христианские, бахаʼ и шиитские мусульмане сообщают о общественном, семейном и культурном давлении в отношении их веры. Граждане были арестованы во время Рамадана за то, что они питались публично во время поста. [ 1 ]
Члены веры Бахажи, как правило, открыты в отношении своей веры с семьей, друзьями и соседями, но боялись экстремистские элементы в обществе, пытаясь нанести им вред, что заставит их попросить местную полицию о защите на их собраниях. [ 4 ]
Шиа -мусульмане сообщают, что в некоторых областях, особенно в крупных городах на севере, они не скрывали свою веру от семьи, друзей или соседей, но многие избегали раскрытия своей религиозной принадлежности в районах, где их число было меньше. [ 1 ]
Еврейские граждане сообщают, что они живут и посещают службы в синагогах в безопасности. Они сказали, что смогли регулярно посещать религиозные сайты и проводить ежегодные праздники. [ 1 ]
В прошлом женщинам, которые носили хиджаб, испытывали трудности с поиском работы в частном секторе и в армии и полиции. Когда они получили работу, женщины сообщают, что работодатели либо поощряли, либо требовали, чтобы они удаляли свои платки в рабочее время. [ 4 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Религия в Марокко
- Ислам в Марокко
- Христианство в Марокко
- Католическая церковь в Марокко
- Протестантизм в Марокко
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий с Т в «Государственный департамент США 2022 г. Отчет о Марокко» .
- ^ Jump up to: а беременный « Международный доклад о свободе религиозов Марокко 2019 Государственный департамент Соединенных Штатов, Бюро демократии, прав человека и труда» . Государственный департамент США . Получено 2020-07-01 .
- ^ Онлайн -сайт Ближнего Востока
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Государственный департамент США 2017 г. Международный отчет о свободе религиозов Марокко Государственный департамент Соединенных Штатов, Бюро демократии, права человека и труда
Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе .
- ^ Jump up to: а беременный «Офис президента - Университет Вефиля» . Архивировано из оригинала 2007-02-02.
- ^ Абун-Наср, Джамиль М. История Магриба в исламский период , с. 33–34, 42; Издательство Кембриджского университета, 1987. ISBN 9780521337670
- ^ Исчезновение христианства из Северной Африки после роста ислама CJ Speel, II церковная история, вып. 29, № 4 (декабрь 1960 г.), с. 379–397
- ^ Beker, Avi (1998). Еврейские общины мира . Lerner Publications. п. 203 . ISBN 0-8225-1934-8 .
- ^ «Еврейская община Фес, Марокко» . Музей еврейского народа в Бейт Хэтфутсот . Архивировано с оригинала 12 июня 2018 года . Получено 23 июня 2016 года .
- ^ Норман Рот, евреи, визиготы и мусульмане в средневековой Испании: сотрудничество и конфликт , Brill, 1994, pp.113–116.
- ^ MJ Viguera. «Альморавиды». Энциклопедия евреев в исламском мире . Исполнительный редактор Норман А. Стиллман. Brill Online, 2014.
- ^ Аданг, «Распространение Захиризма в Аль-Андалусе в пост-калифальный период: доказательства биографических словарей», стр. 297–346. Взятые из идей, изображений и методов изображения: понимание классической арабской литературы и ислама . Редакция Себастьян Гюнтер, Лейден: 2005.
- ^ KEES VERSTEEGH , Арабская лингвистическая традиция , стр. 142. Часть достопримечательностей в лингвистической серии мыслей, вып. 3. Нью -Йорк : Routledge , 1997. ISBN 9780415157575
- ^ Shawqi Daif Ибн Мада , Введение в опровержение грамматов , стр. 6. Каир, 1947.
- ^ Jump up to: а беременный Amira K. Bennison and María Ángeles Gallego. "Полем Менсон К. Бенсон и Мариана Аннельго Галлего. Meah, Евреям 56 (2007), 33–5
- ^ Jump up to: а беременный MJ Viguera, "Almohads". В энциклопедии евреев в исламском мире исполнительный редактор Норман А. Стиллман. Впервые опубликовано в Интернете: первое печатное издание 2010 года: ISBN 978-90-04-17678-2 , 2114
- ^ Росс Бранн, «Сила в изображении: представления евреев и мусульман» в исламской Испании Евреев и мусульмане , издательство Принстонского университета, 2009, с. 121–122.
- ^ Миллер, Сьюзен Гилсон; Petruccioli, Attilio; Бертагнин, Мауро (2001). «Вписание места меньшинства в исламском городе: еврейский квартал Фес (1438–1912)». Журнал Общества архитектурных историков . 60 (3): 310–327. doi : 10.2307/991758 . ISSN 0037-9808 . JSTOR 991758 .
- ^ Хаддад, Хескель М. (1984). Евреи арабских и исламских стран: история, проблемы, решения . Shengold Publishers. п. 75. ISBN 978-0-88400-100-3 Полем Получено 23 апреля 2012 года .
- ^ Стиллман, Норман (1998). Евреи арабских земель: история и исходная книга . Еврейское публикационное общество. С. 79–80. ISBN 978-0827601987 .
- ^ "Са'Дис" . www.jewishvirtuallibrary.org . Получено 2 апреля 2018 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Марокко виртуальный еврейский турне» . www.jewishvirtuallibrary.org . Получено 2019-06-21 .
- ^ Jump up to: а беременный Бен-Лаяши, Самир (2007). «Секуляризм в марокканском амазовом дискурсе» . Журнал североафриканских исследований . 12 (2): 153–171. doi : 10.1080/13629380701201741 . ISSN 1362-9387 . S2CID 143728476 .
- ^ Сьюзен Гилсон Миллер, История современного Марокко ( издательство Кембриджского университета , 2013), с. 142–43.
- ^ Миллер, Сьюзен Гилсон (2013-04-15). История современного Марокко . Издательство Кембриджского университета. С. 164–165. ISBN 978-0-521-81070-8 .
- ^ «Члены школы богословия протестуют против приговора на бахаи (sic)» . Гарвардский малиновый . Harvard Crimson, Inc. 18 января 1963 года . Получено 2012-02-16 .
- ^ Jump up to: а беременный Текст, используемый в этом цитируемом разделе, первоначально поступил: Morocco Profile из «Библиотечная библиотека страновых исследований» . проекта
- ^ Опубликовано: 13 марта 2000 г. (2000-03-13). «Марокканцы и женщины: два митинга - New York Times» . New York Times . Получено 2013-11-22 .
{{cite web}}
: CS1 Maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Гольдштейн, Эрик | 350 пятый; Йорк, 34 -й этаж | Новый (2017-05-04). «Красные линии остаются красными | Реформы Марокко его речевых законов» . Хьюман Райтс Вотч . Получено 2019-06-22 .
{{cite web}}
: CS1 Maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а беременный «Марокко: срок тюрьмы для ненасильственной речи» . Хьюман Райтс Вотч . 2017-05-04 . Получено 2019-06-22 .
- ^ Open Doors 2023 WatchList, получен 2023-07-05