Чувствительные данные
Теория чувственных данных – это взгляд на философию восприятия , которого широко придерживались в начале 20-го века такие философы, как Бертран Рассел , К.Д. Броуд , Х.Х. Прайс , А.Дж. Айер и Дж.Э. Мур . Чувственные данные считаются объектами, зависящими от разума, существование и свойства которых известны нам непосредственно в восприятии. Эти объекты представляют собой неанализируемые переживания внутри разума, которые кажутся последующим более продвинутым умственным операциям такими, какие они есть.
Чувствительные данные часто помещаются во временной и/или причинно-следственный ряд, так что они появляются после потенциальной ненадежности наших систем восприятия, но еще до возможности ошибки во время концептуального анализа более высокого уровня, и поэтому являются неисправимыми. Таким образом, они отличаются от «реальных» объектов в мире вне разума, относительно существования и свойств которых мы часто можем ошибаться.
Разговоры о чувственных данных с тех пор в значительной степени были заменены разговорами о тесно связанных с ними квалиа . формулировка данная С данной формулировкой также тесно связана . Ни один из этих терминов не имеет единого последовательного и общепринятого определения, поэтому их точные взаимоотношения неясны. Одним из самых тревожных аспектов теорий чувственных данных 20-го века является их неясная рубрикационная природа.
Примеры
[ редактировать ]Бертран Рассел услышал стук своих костяшек пальцев по письменному столу, почувствовал твердость стола и увидел, как его видимый цвет (который, как он знал, «на самом деле» был коричневым цветом дерева) значительно менялся при изменении условий освещения.
Х. Х. Прайс обнаружил, что, хотя он и был способен сомневаться в присутствии перед собой помидора, он не мог сомневаться в существовании своего красного, круглого и «несколько пухлого» чувственного данного и своего сознания этого чувственного данного.
Когда мы крутим монету, она «кажется» нам эллиптической. Эта эллиптическая «видимость» не может быть идентична монете (поскольку монета совершенно круглая) и, следовательно, является чувственным данным, которое каким-то образом представляет для нас круглую монету.
Рассмотрим отражение, которое кажется нам в зеркале. Нет ничего соответствующего отражению во внешнем для сознания мире (ибо наше отражение предстает нам как образ человеческого существа, по-видимому находящегося внутри стены или шкафа). Таким образом, видимость — это ментальный объект, чувственное данное.
Природа чувственных данных
[ редактировать ]Идея о том, что наше восприятие основано на данных органов чувств, поддерживается рядом аргументов. Первый широко известен как аргумент от иллюзий . [1] Из субъективного опыта восприятия чего-либо теоретически невозможно отличить восприятие чего-либо, существующего независимо от человека, от галлюцинации или миража. Таким образом, у нас нет никакого прямого доступа к внешнему миру, который позволил бы нам достоверно отличить его от иллюзии, вызывающей идентичные переживания. Поскольку (утверждается аргумент) мы должны иметь прямой доступ к некоторой конкретной эмпирической сущности, чтобы иметь те восприятия, которые мы имеем, и поскольку эта сущность не идентична самому реальному объекту, должна существовать какая-то внутренняя ментальная сущность, каким-то образом коррелированная к реальному миру, о котором мы впоследствии воспринимаем, делаем суждения и т. д. Эта сущность является чувственным данным.
Абстрактные чувственные данные
[ редактировать ]Абстрактные чувственные данные — это чувственные данные без человеческого суждения, чувственные данные без человеческого представления, но очевидные для чувств, обнаруженные в чувственном опыте. В отличие от; воображаемые чувственные данные, которые больше похожи на квазисубстанцию и на самом деле не существуют; от эстетизированных чувств Воображаемые чувственные данные — это абстрактные чувственные данные, представленные сознанию ; т.е. воображение, сила разума и внутренние субъективные состояния самосознания , включая эмоции, саморефлексию, эго и теорию. [2] Теория абстрактных и воображаемых чувственных данных оперирует негласным определением воображения как «силы, посредничающей между чувствами и разумом посредством представления воспринимаемых объектов без их присутствия». [3] Данные воображаемых чувств являются «воображаемыми» согласно анализу Иммануила Канта , согласно которому воображение — это основная способность разума, способная синтезировать входную информацию от чувств в мир объектов. [4] [5] : 169 [6] [7] Абстрактные и воображаемые чувственные данные являются ключом к пониманию отношений абстрактного искусства с сознательным и бессознательным разумом.
Критика
[ редактировать ]Теории чувственных данных подвергались критике со стороны таких философов, как Дж. Л. Остин и Уилфрид Селларс (последний особенно заметен в формулировке своего знаменитого аргумента « Миф о данном »), а в последнее время – Кевин О'Риган , Альва Ноэ и Дэниел Деннетт . Большая часть ранней критики могла возникнуть из-за утверждений о чувственных данных, которых придерживались такие философы, как А. Дж. Айер. Дело в том, что чувственные данные действительно обладают теми свойствами, которыми они обладают. Таким образом, в этом описании чувственных данных чувственные данные, ответственные за восприятие красного помидора, действительно «красные».
Это может показаться неправдоподобным, поскольку в мозгу нет ничего красного, что могло бы служить чувственным данным. Тем не менее, он совершенно последователен — в том смысле, что данные «красные», когда их воспринимают непосредственно, даже несмотря на то, что физические процессы восприятия могут не казаться красными, если они переживались надуманным и неуместным косвенным способом, например, при исследовании мозга. испытателя с научными инструментами.
Согласно некоторым теориям, помидор сам по себе не красный, кроме как в глазах существа, видящего красное. Таким образом, когда кто-то говорит, что состояние нейронов является или не является «красным», не отсылая суждение о красноте к владельцу соответствующих нейронов, существует предположение, что вещи могут иметь врожденные проявления безотносительно к воспринимающим, что неявно отрицается теория смысловых данных. Таким образом, критика того, что чувственные данные на самом деле не могут быть красными, исходит из позиции предпосылки, несовместимой с теорией чувственных данных, — поэтому неизбежно создается впечатление, что эта теория кажется ошибочной. Более поздние возражения против существования чувственных данных кажутся просто регрессом к наивному реализму .
Объективируя и частично экстернализуя основные переживания мира субъекта как «чувственные данные», постулируя их необходимость для восприятия и мышления более высокого порядка и постоянно устанавливая их между воспринимающим субъектом и «реальным миром», теории чувственных данных склоняются к солипсизму. . Попытки исправить это должны избегать как мракобесия, так и чрезмерной зависимости от психологии (и, следовательно, эмпиризма и, возможно, цикличности).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чувственные данные (Стэнфордская энциклопедия философии)
- ^ «Кубистические картины 1910-1912 годов и теория Пиаже о развитии постоянства объекта: о существовании абстрактных и воображаемых чувственных данных» Джексона, Скотта
- ^ Бранн, Ева Т.Х. Мир воображения: сумма и субстанция . Сэвидж, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд, 1991.
- ^ Кант, Иммануил. Иммануил Кант: Критика чистого разума . Лондон: Macmillan and Co. Limited, 1933. с. 112.
- ^ Кирни, Ричард . Пробуждение воображения: идеи творчества в западной культуре . Лондон: Хатчинсон, 1988. с. 169 .
- ^ Макгинн, Коллин. Mindsight.: Образ, Мечта, Значение . Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 2004. с. 170 .
- ^ Кодекс, Мюррей. Мифы о разуме: неопределенность, рациональность и притягательность логики . Атлантик-Хайлендс, Нью-Джерси: Humanities Press, 1995. с. 94.
- ^ Для логических позитивистов существовало только два основных вида значимых утверждений: логические суждения и сообщения о простых чувственных данных; см.: Джеффри Сэмпсон, Школы лингвистики , издательство Стэнфордского университета, 1980, с. 63.