Свобода религии в Марокко
Свобода религии |
---|
Религиозный портал |
Свобода религии в Марокко означает, в какой степени люди в Марокко могут свободно исповедовать свои религиозные убеждения, принимая во внимание как политику правительства, так и отношение общества к религиозным группам. Конституция заявляет, что ислам является государственной религией, при этом государство гарантирует свободу мысли, выражения мнений и собраний. [1] Государственная религия Марокко — ислам . Правительство играет активную роль в определении и контроле над религиозной практикой мусульман, а публичное неуважение к исламу может повлечь за собой наказание в виде штрафов и тюремного заключения.
Суннитский ислам и иудаизм - единственные религии, признанные конституцией Марокко. [1] как родной для страны, а все остальные религии считаются «иностранными». В то время как иностранцы, как правило, могут спокойно исповедовать свою религию, граждане, исповедующие «иностранные религии», сталкиваются с препятствиями со стороны правительства и социального давления. В частности, мусульмане- шииты и члены Веры Бахаи , а также «Покорные одному Богу» или члены United Submitters International сталкиваются с дискриминацией со стороны правительства, как и некоторые христианские группы. В 2022 году в стране не было ни шиитских мечетей, ни мечетей Покорных, посвященных Единому Богу. [1]
Исторически сложилось так, что Марокко колебалось между периодами религиозной терпимости и нетерпимости. Начиная с мусульманского завоевания Магриба в 698 году и до правления династии Альморавидов в 11 и 12 веках, регион пережил период значительной религиозной терпимости; Евреи и христиане были обязаны платить специальные налоги, но в остальном им было разрешено мирно исповедовать свою религию, что способствовало расцвету Золотого века евреев . Следующий халифат Альмохадов установил жесткое религиозное правление и заставил всех немусульман принять христианство под страхом смерти. Более поздние династии восстановили политику религиозной терпимости, позволив евреям и христианам вернуться в страну, хотя эти более поздние династии также иногда были отмечены преследованиями религиозных меньшинств со стороны правительства или агрессивной толпы. Во время Второй мировой войны Марокко попало под режим Виши, поддерживаемый нацистами, который пытался депортировать еврейское население в концентрационные лагеря. Эта попытка была заблокирована Мухаммеда V из Марокко, хотя были успешно приняты и другие антиеврейские законы. После обретения независимости в 1956 году Марокко приняло конституцию, которая восстановила ислам в качестве государственной религии и номинально обеспечивает свободу религии, хотя, как упоминалось выше, дискриминация некоторых групп меньшинств продолжается и по сей день.
Демография
[ редактировать ]По оценкам правительства США , в 2022 году более 99 процентов населения составляли мусульмане -сунниты . Другие группы, составляющие оставшийся 1 процент населения, включают христиан , евреев , мусульман-шиитов и бахаи . [1]
По данным лидеров еврейской общины в 2019 году, здесь проживает от 3000 до 3500 евреев, примерно 2500 из которых проживают в Касабланке . [2] Еврейские общины Рабата насчитывают примерно по и Марракеша 75 членов каждая.
По оценкам мусульманских лидеров-шиитов, здесь проживают десятки тысяч граждан-шиитов, большая часть которых проживает на севере. Кроме того, по оценкам, в стране проживают от 1000 до 2000 иностранных шиитов из Ливана , Сирии и Ирака . Лидеры мусульманской общины Ахмади оценивают их численность в 700 человек, а лидеры общины бахаи оценивают их в 350–400 членов по всей стране. [1]
По оценкам христианских лидеров, по всей стране проживает от 2000 до 6000 граждан-христиан, хотя некоторые лидеры утверждают, что их может достигать 38 000. [3] По оценкам христианских лидеров, проживающих за рубежом, численность христианского населения, проживающего за рубежом, насчитывает не менее 30 000 католиков и 10 000 протестантов , многие из которых являются пожизненными жителями страны, чьи семьи проживали и работали там в течение нескольких поколений, но не имеют марокканского гражданства. община иностранцев Существует небольшая русская православная община иностранцев в Рабате и небольшая греческая православная в Касабланке. Большинство христиан-иностранцев живут в городских районах Касабланки, Танжера и Рабата, но небольшое количество иностранных христиан присутствует по всей стране. Многие из них являются мигрантами из стран Африки к югу от Сахары . [4]
По данным арабской службы BBC, по состоянию на 2019 год 15% населения считают себя нерелигиозными, что на 10% больше, чем в 2013 году. По данным Arab Barometer , 38% граждан идентифицируют себя как «религиозные», 44% - как «в некоторой степени религиозные». и 13% - как «нерелигиозные», при этом более молодые возрастные когорты демонстрируют значительно более низкий уровень религиозности. [2]
История
[ редактировать ]Раннее исламское Марокко (698–1060 гг.)
[ редактировать ]После вторжения в Магриб в 698 году н. э. мусульманские государства, контролирующие территории, которые примерно соответствуют современному Марокко, имели относительно терпимое отношение к своим христианским и еврейским подданным, которые считались « людьми книги », хотя от них требовалось платить специальный религиозный налог, известный как джизья . [5] Однако берберы , не исповедовавшие авраамические религии, были вынуждены принять ислам. После берберского восстания марокканский регион был разделен на несколько берберских государств, некоторые из которых сохранили ислам в качестве государственной религии, в то время как другие основали синкретические религии, в которых смешались элементы исламской, политеистической и еврейской религиозной практики. [6]
Хотя христианство в значительной степени исчезнет из региона в течение следующего столетия, это объясняется сочетанием социального и экономического давления, а также снижением престижа и влияния христианской церкви в регионе, а не гонениями. [5] [7] Тем временем еврейская община расширялась, особенно в тогда еще новом городе Фес (основанном в 789 году), и пережила золотой век, который продлился примерно до 11 века. В 1033 году в рамках более широкого военного конфликта в Фесе произошла резня евреев захватчиками из племени Бану Ифран, в результате чего тысячи людей были убиты, а многие проданы в рабство. [8] Правление первых мусульманских династий в Аль-Андалусе и Магрибе составило так называемый золотой век еврейской культуры , который продолжался до возвышения Халифата Альмохадов . [9]
Берберские династии (1060–1549)
[ редактировать ]Династия Альморавидов (1060–1147)
[ редактировать ]Династия Альморавидов, пришедшая к власти в 11 веке, ввела более строгие толкования исламского права на своих территориях, включая западные части современного Марокко, а также южную половину Иберии. Хотя их правление в основном было свободно от серьезных злоупотреблений в отношении религиозных меньшинств, социальная враждебность по отношению к ним возросла. [10] Кроме того, были приняты некоторые явно антиеврейские законы, такие как запрет, запрещающий евреям жить в новой столице Альморавидов Марракеше . [11]
Подушкообразный халифат (1147–1248 гг.)
[ редактировать ]Халифат Альмохадов представлял собой значительный отход от прежней религиозной политики, как с точки зрения исламского права, так и с точки зрения обращения с религиозными меньшинствами. В вопросах права предпочтение отдавалось школам Захири и Ашари , а халифы халифата Альмохадов были враждебно настроены по отношению к школе Малики , которой отдавали предпочтение Альморавиды. [12] В XII веке были приняты законы, запрещающие все религиозные тексты, не относящиеся к Захириту; [13] к концу века такие книги было приказано сжечь. [14]
Альмохады отменили практику преференциального обращения с «людьми книги», положив конец практике джизьи , которая была заменена политикой принудительного обращения. По истечении седьмого месяца льготного периода [15] большинство евреев и христиан в Марокко были вынуждены принять ислам под страхом смерти, [16] или сбежал из страны. [17] Было зафиксировано множество случаев, когда евреи и христиане решали умереть мученической смертью. [15] К новообращенным относились с подозрением, и их заставляли носить опознавательную одежду. [16]
Династии Маринидов и Ваттасидов (1248–1549)
[ редактировать ]Династия Маринидов, последовавшая за халифатом Альмохадов, представляла собой возврат к прежней политике религиозной терпимости . [18] В этот период на высокопоставленные официальные посты в Марокко были назначены представители религиозных меньшинств, особенно евреи. Конец правления династии, однако, был отмечен марокканским восстанием 1465 года , в ходе которого была убита почти вся еврейская община Феса. [19] Во время последовавшего за этим правления династии Ваттасидов еврейское население значительно восстановилось, поскольку беженцы, бежавшие от испанской и португальской инквизиции, поселились в Марокко. [20]
Арабские династии (1549–1830)
[ редактировать ]Династия Саади (1549–1659)
[ редактировать ]Династия Саади вновь ввела высокие налоги против немусульман, но также продолжала назначать немусульман на руководящие должности в Марокко. Местные правители, как и арабское общество в целом, не всегда были столь терпимы, порой подвергая немусульман жестоким унижениям. [21]
Независимый алауитский Марокко (1666–1880)
[ редактировать ]Многие султаны династии Алауитов назначали немусульман на руководящие посты, хотя в результате различной борьбы за власть и кризисов преемственности немусульмане, получившие высокие должности от одного султана, иногда позже подвергались наказанию со стороны его преемник. До 1875 года должность городского консула в Марокко занимали почти исключительно еврейские купцы. К концу этой эпохи европейские державы расширили «защиту» еврейских общин в Марокко, а затем использовали это как предлог для вмешательства в марокканскую политику. Во время испано-марокканской войны 1859 года еврейские общины Марокко подверглись погромам . [22] [ нужен лучший источник ]
В 1864 году Мухаммед IV издал королевский указ, предоставляющий евреям равные права. Однако этот указ был по большей части проигнорирован местными властями. Следующий султан, Хасан I , продолжил политику толерантности своих предшественников. [22] [ нужен лучший источник ]
Европейское владычество (1912–1956)
[ редактировать ]К концу XIX века Марокко все больше попало под контроль европейских держав, особенно Франции и Испании. После Агадирского кризиса Марокко было разделено на французский и испанский протектораты, которые официально признали католицизм, иудаизм и ислам тремя религиями Марокко. В этот период интеллектуалы зарождающегося марокканского националистического движения были склонны выступать за светское государство, выступая за отделение церкви от государства и выступая против влияния религиозных властей. [23] Популярность этих тенденций можно объяснить сначала французскими республиканскими идеалами, такими как laïcité , а затем влиянием марксизма в марокканской националистической политике. [23]
Во время Второй мировой войны Марокко контролировалось вишистской Францией , которая пыталась депортировать евреев в концентрационные лагеря в рамках Холокоста . Этот приказ был заблокирован Мухаммедом V , формально остававшимся султаном Марокко под французским протекторатом. Однако некоторые нацистские расовые законы все же действовали, несмотря на протесты Мухаммеда, и он был вынужден подписать определенные законы, запрещающие евреям занимать определенные школы и государственные должности. [24]
Независимость (1956 – настоящее время)
[ редактировать ]Мохаммед V (1956–1961)
[ редактировать ]Мохаммед V станет первым королем независимого Марокко после переговоров с Францией, установивших в стране конституционную монархию. Во время его правления была разработана конституция, но она не была ратифицирована до 1962 года, после его смерти. Эта конституция восстановила ислам в качестве государственной религии Марокко, а также предоставила иудаизму привилегированный статус как неотъемлемой части марокканского общества и номинально предоставила свободу религии людям в Марокко. [25]
Хасан II (1961–1999)
[ редактировать ]После создания своим отцом независимого марокканского государства Хасан II возглавил репрессивный режим, известный как « Годы лидерства». Хотя эти десятилетия были в первую очередь известны своими политическими репрессиями, в 1960-е годы община веры бахаи в Марокко столкнулась с резкими преследованиями: несколько бахаи были приговорены к тюремному заключению или казнены за свою веру. [26]
Мохаммед VI (1999 – настоящее время)
[ редактировать ]Мохаммеда VI обычно называют более либеральным, чем его предшественник, и он провел реформы, направленные на улучшение ситуации с правами человека в стране. [27] Среди них — введение гражданского закона о разводе (в отличие от религиозного закона). [28] После взрывов в Касабланке в 2003 году Марокко начало репрессии против исламских экстремистов, арестовав тысячи людей, преследуя 1200 человек и вынеся приговоры около 900. [27] Религиозные меньшинства, специально не признанные правительством, такие как христиане и бахаи, продолжают сталкиваться с препятствиями в религиозной практике. [4] В 2016 году был принят новый Кодекс прессы, отменяющий тюремное заключение в качестве потенциального наказания за оскорбление ислама (наряду с некоторыми другими видами высказываний, не связанными с религией), хотя эти действия по-прежнему наказываются штрафами. Это изменение представляет собой реформу закона о прессе, реализованную в 2002 году, также во время правления Мухаммеда VI. [29] Однако этот кодекс прессы был подорван дальнейшими изменениями в Уголовном кодексе, которые фактически восстановили тюремное заключение по этим обвинениям. [30]
Правовая база
[ редактировать ]Конституция Марокко устанавливает, что ислам является государственной религией Марокко , а также предоставляет свободу мысли, выражения мнений, собраний и право каждого «заниматься своими религиозными делами». [1] Конституция также прямо признает еврейскую общину Марокко как неотъемлемую часть марокканского общества. [4] Протестантская и католическая церкви, существование которых как иностранных церквей существовало еще до обретения страной независимости в 1956 году, сохраняют особый статус, признанный правительством с момента обретения независимости. [4]
Согласно конституции, только Высший совет улемов , группа, возглавляемая и назначаемая королем с представителями всех регионов страны, уполномочен издавать фетвы , которые становятся юридически обязательными только после одобрения королем в королевском указе и последующее подтверждение парламентским законодательством. Если король или парламент отказываются ратифицировать решение улемов, это решение остается необязательным и не подлежит исполнению. [1]
Министерство пожертвований и исламских дел
[ редактировать ]Марокко Министерство пожертвований и исламских дел контролирует содержание проповедей в мечетях, исламское религиозное образование и распространение исламских религиозных материалов средствами массовой информации. По его словам, действия направлены на борьбу с насильственным экстремизмом. Правительство ограничивает распространение неисламских религиозных материалов, а также исламских материалов, которые оно считает несовместимыми со Малики - Ашари . школой суннитского ислама [1]
Религиозные организации других конфессий, кроме суннитского ислама и иудаизма, должны зарегистрироваться в правительстве как ассоциации, чтобы управлять землей и владеть ею. Мусульманским группам-шиитам запрещено регистрироваться. [1] а группы веры бахаи и христианские группы отказались от регистрации, поскольку считали, что они не будут одобрены. [4]
Суды личного статуса
[ редактировать ]Отдельный свод законов и специальные суды регулируют вопросы личного статуса евреев, включая такие функции, как брак, наследование и другие вопросы личного статуса. Раввинские власти управляют еврейскими семейными судами. Судьи-мусульмане, обученные суннитской интерпретации малики-ашари страны соответствующих аспектов шариата, управляют судами по вопросам личного статуса всех других религиозных групп. По закону мужчина-мусульманин может жениться на христианке или еврейке; Мусульманская женщина не может выйти замуж за мужчину другой религии, если он не примет ислам. Немусульмане должны официально принять ислам и стать постоянными жителями, прежде чем они смогут стать опекунами брошенных или осиротевших детей. По словам руководителей детских домов, опека предполагает уход за ребенком, который может продолжаться до достижения ребенком 18 лет, но не позволяет изменить имя ребенка или права наследования, а также требует сохранения религии рождения ребенка. [1]
Ограничения
[ редактировать ]Уголовный кодекс запрещает прозелитизм среди мусульман и наказывается штрафом от 200 до 500 марокканских дирхамов (от 21 до 53 долларов США) и тюремным заключением на срок от 6 месяцев до 3 лет. Вместо этого иностранцы могут быть высланы из страны. [4] Однако добровольное обращение мусульман не является противозаконным. [4] Критика ислама на общественных платформах является незаконной и карается штрафом в размере до 200 000 дирхамов (~ 21 000 долларов США) и тюремным заключением на срок до двух лет. [4] [30] Препятствование людям совершать богослужения также является незаконным и наказывается штрафами и тюремным заключением. Мусульмане, которые публично прерывают пост без религиозных исключений во время Рамадана, также могут быть оштрафованы и заключены в тюрьму. [4]
Ограниченное количество арабских переводов Библии было доступно для продажи в нескольких книжных магазинах для использования на университетских курсах религии. Власти конфисковали Библии, которые, по их мнению, предназначались для обращения в свою веру. [4]
В январе 2017 года Министерство внутренних дел запретило продажу, производство и импорт паранджи , но не объявило ее ношение незаконным (исключение требуется для офицеров полиции и армии, а также некоторых читателей новостей). [1]
Отношение правительства к «иностранным» религиозным группам
[ редактировать ]По данным правозащитных организаций и местных христианских лидеров, правительство задержало и допросило некоторых граждан-христиан об их убеждениях и контактах с другими христианами. Граждане-мусульмане -христиане и шииты заявили, что опасения преследования со стороны правительства привели к их решению проводить религиозные собрания в домах членов. [4] Гражданам-христианам не разрешается основывать церкви. [1] В отчете Open Doors UK за 2023 год Марокко вошло в число 30 стран мира, где быть христианином наиболее опасно. [31] [ нужен лучший источник ]
Иностранное духовенство заявило, что отговаривает христианских граждан страны посещать свои церкви из-за страха, что им могут быть предъявлены уголовные обвинения в прозелитизме. Некоторые граждане-христиане сообщили, что власти оказывали давление на новообращенных христиан, чтобы те отреклись от своей веры. В нескольких случаях правительство высылало иностранных граждан, обвиненных в прозелитизме, как «угрозу общественному порядку», вместо того, чтобы преследовать их в соответствии с положениями закона, которые запрещают «подрыв веры». [4] [1]
Некоторые граждане-христиане сообщают, что власти оказывали давление на новообращенных христиан, чтобы они отреклись от своей веры, сообщая друзьям, родственникам и работодателям новообращенных об их обращении. [4] хотя в 2019 году о случаях такой практики не сообщалось. Гражданам-христианам не разрешается основывать церкви. [1] Граждане-христиане заявили, что власти несколько раз в год звонили по телефону или на дом, чтобы продемонстрировать, что у них есть списки членов христианских сетей и они отслеживают христианскую деятельность. Иностранцы без ограничений посещали религиозные службы в местах отправления культа, принадлежащих официально признанным церквям. [1]
Некоторые группы религиозных меньшинств, такие как община бахаи, исповедуют свою религию без официальной регистрации. В октябре 2017 года СМИ сообщили, что власти не позволили общине бахаи публично отпраздновать двухсотлетие со дня рождения основателя веры. [4]
Образование
[ редактировать ]По закону все финансируемые государством образовательные учреждения должны преподавать суннитский ислам в соответствии с учениями и традициями школы исламской юриспруденции Малики-Ашари. В школах, управляемых иностранцами и финансируемых из частных источников, есть выбор: преподавать ислам или не включать религиозное обучение в школьную программу. Частные еврейские школы могут преподавать иудаизм. [1]
Конституция также устанавливает, что общественные телевизионные станции должны посвящать пять процентов своих программ исламскому религиозному контенту и что они должны транслировать призывы к молитве пять раз в день. [1]
Граждане-мусульмане часто учатся в частных христианских и частных еврейских школах, как сообщается, в первую очередь потому, что эти школы сохранили репутацию предлагающих превосходное образование. По словам администрации школы, учащиеся-мусульмане составляют значительную часть учащихся еврейских школ Касабланки. [1]
Общественные отношения
[ редактировать ]Некоторые мусульмане-христиане, бахаи и шииты сообщают о социальном, семейном и культурном давлении из-за своей веры. Граждане были арестованы во время Рамадана за то, что они ели в общественных местах в часы поста. [1]
Члены Веры Бахаи, как правило, открыто заявляют о своей вере перед семьей, друзьями и соседями, но опасаются, что экстремистские элементы в обществе попытаются причинить им вред, что заставляет их обращаться за защитой к местной полиции на своих собраниях. [4]
Мусульмане-шииты сообщают, что в некоторых районах, особенно в крупных городах на севере, они не скрывали свою веру от семьи, друзей или соседей, но многие избегали раскрытия своей религиозной принадлежности в районах, где их численность была меньше. [1]
Граждане-евреи сообщают, что живут и посещают службы в синагогах в безопасности. Они заявили, что могут регулярно посещать религиозные места и проводить ежегодные поминки. [1]
В прошлом женщинам, носящим хиджабы, было трудно найти работу в частном секторе, а также в армии и полиции. Женщины сообщают, что когда им все-таки удалось трудоустроиться, работодатели либо поощряли, либо требовали от них снимать платки в рабочее время. [4]
См. также
[ редактировать ]- Религия в Марокко
- Ислам в Марокко
- Христианство в Марокко
- Католическая церковь в Марокко
- Протестантизм в Марокко
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в «Отчет Госдепартамента США по Марокко за 2022 год» .
- ^ Jump up to: а б « Отчет о свободе вероисповедания в мире, Марокко, 2019 год. Государственный департамент США, Бюро демократии, прав человека и труда» . Государственный департамент США . Проверено 01 июля 2020 г.
- ^ Веб-сайт Ближнего Востока в Интернете
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Отчет Госдепартамента США о свободе вероисповедания в мире за 2017 год Марокко Государственный департамент США, Бюро демократии, прав человека и труда В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: а б «Офис президента – Вефильский университет» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2007 г.
- ^ Абун-Наср, Джамиль М. История Магриба в исламский период , стр. 33–34, 42; Издательство Кембриджского университета, 1987. ISBN 9780521337670
- ^ Исчезновение христианства из Северной Африки в результате подъема ислама CJ Speel, II Church History, Vol. 29, № 4 (декабрь 1960 г.), стр. 379–397.
- ^ Бекер, Ави (1998). Еврейские общины мира . Публикации Лернера. п. 203 . ISBN 0-8225-1934-8 .
- ^ «Еврейская община Феса, Марокко» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот . Архивировано из оригинала 12 июня 2018 года . Проверено 23 июня 2016 г.
- ^ Норман Рот, евреи, вестготы и мусульмане в средневековой Испании: сотрудничество и конфликт , Брилл, 1994, стр. 113–116.
- ^ MJ Вигера. «Альморавиды». Энциклопедия евреев в исламском мире . Исполнительный редактор Норман А. Стиллман. Брилл Онлайн, 2014.
- ^ Аданг, «Распространение захиризма в Аль-Андалусе в постхалифский период: данные из биографических словарей», стр. 297–346. Взято из «Идеи, образы и методы изображения: взгляд на классическую арабскую литературу и ислам» . Эд. Себастьян Гюнтер, Лейден: 2005 г.
- ^ Кес Верстиг , Арабская лингвистическая традиция , стр. 142. Часть серии «Вехи лингвистической мысли», т. 142. Часть серии «Вехи лингвистической мысли». 3. Нью-Йорк : Рутледж , 1997. ISBN 9780415157575
- ^ Шауки Даиф Ибн Мады , Введение в «Опровержение грамматиков» , стр. 6. Каир, 1947 год.
- ^ Jump up to: а б Амира К. Беннисон и Мария Анхелес Гальего. « Еврейская торговля в Фесе накануне завоевания Альмохадов ». МЕАХ, раздел на иврите 56 (2007), 33–51.
- ^ Jump up to: а б М. Дж. Вигера, «Альмохады». В Энциклопедии евреев в исламском мире , ответственный редактор Норман А. Стиллман. Впервые опубликовано в Интернете: 2010 г. Первое печатное издание: ISBN 978-90-04-17678-2 , 2114 г.
- ^ Росс Бранн, Сила в изображении: изображения евреев и мусульман в исламской Испании одиннадцатого и двенадцатого веков , Princeton University Press, 2009, стр. 121–122.
- ^ Миллер, Сьюзен Гилсон; Петруччиоли, Аттилио; Бертаньен, Мауро (2001). «Написание пространства меньшинств в исламском городе: еврейский квартал Феса (1438–1912)». Журнал Общества историков архитектуры . 60 (3): 310–327. дои : 10.2307/991758 . ISSN 0037-9808 . JSTOR 991758 .
- ^ Хаддад, Хескель М. (1984). Евреи арабских и исламских стран: история, проблемы, решения . Издательство Шенгольд. п. 75. ИСБН 978-0-88400-100-3 . Проверено 23 апреля 2012 г.
- ^ Стиллман, Норман (1998). Евреи арабских стран: история и справочник . Еврейское издательское общество. стр. 79–80. ISBN 978-0827601987 .
- ^ «Садис» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Виртуальный тур по еврейской истории Марокко» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 21 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Бен-Лаяши, Самир (2007). «Секуляризм в дискурсе марокканских амазигов» . Журнал исследований Северной Африки . 12 (2): 153–171. дои : 10.1080/13629380701201741 . ISSN 1362-9387 . S2CID 143728476 .
- ^ Сьюзен Гилсон Миллер, История современного Марокко ( Издательство Кембриджского университета , 2013), стр. 142–43.
- ^ Миллер, Сьюзан Гилсон (15 апреля 2013 г.). История современного Марокко . Издательство Кембриджского университета. стр. 164–165. ISBN 978-0-521-81070-8 .
- ^ «Члены Школы богословия протестуют против приговора бахаи (так в оригинале)» . Гарвардский малиновый . Harvard Crimson, Inc., 18 января 1963 года . Проверено 16 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Текст, используемый в этом цитируемом разделе, первоначально взят из: Профиль Марокко из страновых исследований Библиотеки Конгресса . проекта
- ^ Опубликовано: 13 марта 2000 г. (13 марта 2000 г.). «Марокканцы и женщины: два митинга – New York Times» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 ноября 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Гольдштейн, Эрик | 350 Пятый; Йорк, 34-й этаж | Новое (04.05.2017). «Красные линии остаются красными | Реформы законов о речи в Марокко» . Хьюман Райтс Вотч . Проверено 22 июня 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Марокко: отменить тюремные сроки за ненасильственные высказывания» . Хьюман Райтс Вотч . 04 мая 2017 г. Проверено 22 июня 2019 г.
- ↑ Список наблюдения «Открытые двери 2023», дата обращения 5 июля 2023 г.