Психологическая фантастика
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2008 г. ) |
Психологическая фантастика | |
---|---|
Поджанры | |
Психологический триллер, психологический ужас, психологическая драма, психологическая фантастика |
В литературе психологическая фантастика (также психологический реализм ) — повествовательный жанр, в котором особое внимание уделяется внутренней характеристике и мотивации к исследованию духовной, эмоциональной и психической жизни персонажей . Режим повествования исследует причины поведения персонажа, которые движут сюжет и объясняют историю . [1] Психологический реализм достигается за счет глубоких исследований и объяснений психических состояний внутренней личности персонажа, обычно с помощью повествовательных режимов, таких как поток сознания и воспоминания . [2]
Ранние примеры
[ редактировать ]и многих других в XVII и XVIII веках Психологический роман имеет богатое прошлое в произведениях мадам де Лафайет , аббата Прево , Сэмюэля Ричардсона , Жан-Жака Руссо , но его продолжают изобретать идеологи и заново изобретать их оппоненты, потому что тонкости психологии бросают вызов большинству идеологий. [3]
«Сказка о Гэндзи» госпожи Мурасаки , написанная в Японии XI века, Хорхе Луис Борхес считал психологическим романом. [4] Французские теоретики Жиль Делёз и Феликс Гваттари в книге «Тысяча плато XII века о короле Артуре » оценили произведения писателя Кретьена де Труа « Ланселот, Рыцарь телеги» и «Персеваль, История Грааля» как ранние примеры стиля психологического романа. [5]
Стендаля « Красное и черное» и мадам де Лафайет » « Принцесса Клевская считаются первыми предшественниками психологического романа. [6] Современный психологический роман зародился, согласно «Энциклопедии романа» , прежде всего в произведениях нобелевского лауреата Кнута Гамсуна — в частности, «Голод» (1890), «Тайны» (1892), «Пан» (1894) и «Виктория» (1898). [7]
Яркие примеры
[ редактировать ]Одним из крупнейших писателей этого жанра был Федор Достоевский . Его романы посвящены идеям и персонажам, воплощающим эти идеи, тому, как они проявляются в реальных обстоятельствах, и их ценности, особенно «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание» .
В литературе Соединенных Штатов Генри Джеймс , Патрик МакГрат , Артур Миллер и Эдит Уортон считаются «крупными вкладчиками в практику психологического реализма». [8]
Поджанры
[ редактировать ]Психологический триллер
[ редактировать ]Поджанр жанров триллера и психологического романа, подчеркивающий внутренний мир и мировосприятие персонажей в творчестве. Из-за своей сложности этот жанр часто пересекается и/или включает в себя элементы мистики, драмы, боевика, слэшера и ужасов — часто психологических ужасов. Он имеет сходство с жанрами готики и детективной фантастики . [9]
Психологический хоррор
[ редактировать ]Поджанр жанров ужасов и психологических романов, основанный на психологических, эмоциональных и психических состояниях персонажей для создания ужасов. Иногда он пересекается с поджанром психологического триллера, чтобы сделать историю более напряженной.
Психологическая драма
[ редактировать ]Поджанр жанров драмы и психологического романа фокусируется на эмоциональном, психическом и психологическом развитии персонажей драматического произведения. «Пролетая над гнездом кукушки» (1975) и «Реквием по мечте» (2000), основанные на романах, являются яркими примерами этого поджанра. [10]
Психологическая научная фантастика
[ редактировать ]Психологическая научная фантастика относится к произведениям, в которых основное внимание уделяется внутренней борьбе персонажа с политическими или технологическими силами. «Заводной апельсин» (1971) — яркий пример этого жанра. [11] [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Словарь литературных терминов и теории литературы Penguin, третье издание (1991) Дж. А. Каддон, Эд. п. 709.
- ^ Справочник по литературе, четвертое издание (1980), К. Хью Холман, редактор, стр. 357–358.
- ^ У. Дж. Лезербарроу (18 июля 2002 г.). Кембриджский компаньон Достоевского . Издательство Кембриджского университета. п. 134. ИСБН 978-0-521-65473-9 .
- ^ Хорхе Луис Борхес , Общая библиотека :
[ Повесть о Гэндзи в переводе Артура Уэйли ] написана с почти чудесной естественностью, и нас интересует не экзотика — ужасное слово, — а скорее человеческие страсти романа. Такой интерес вполне оправдан: произведение Мурасаки можно совершенно точно назвать психологическим романом. ... Осмелюсь порекомендовать эту книгу тем, кто меня читает. Английский перевод, вдохновивший на создание этой краткой и недостаточной заметки, называется «Сказание о Гэндзи» .
- ^ Делёз, Жиль; Гваттари, Феликс (1987). «Год нулевой: Лицо». Тысяча плато . Капитализм и шизофрения. Перевод Массуми, Брайан. Университет Миннесоты Пресс. п. 174. ИСБН 978-1-85168-637-7 .
Когда роман начался, например, с Кретьена де Труа, уже был там существенный персонаж, который будет сопровождать его на протяжении всей его истории: Рыцарь романа о куртуазной любви проводит время, забывая свое имя и то, что он делает. , что ему говорят люди, он не знает, куда он идет и с кем говорит, он постоянно проводит линию абсолютной детерриториализации, но и сбивается с пути, останавливаясь и проваливаясь в черные дыры. [...] Откройте Кретьена де Труа на любой странице, и вы увидите кататонического рыцаря, сидящего на своем коне, опирающегося на свое копье, ожидающего, видящего в пейзаже лицо своего возлюбленного; вам нужно ударить его, чтобы заставить его ответить. Ланселот в присутствии белого лица королевы не замечает, как его конь ныряет в реку; или он садится в проезжающую телегу и это оказывается телега позора.
- ^ Пол Шеллингер, изд. (2014). «Психологический роман и роман анализа». Энциклопедия романа . Рутледж. п. 1057. ИСБН 9781135918262 .
- ^ Логан, Питер Мелвилл; Джордж, Олакунле; Хегеман, Сьюзен; и др., ред. (2011). «Северная Европа» . Энциклопедия романа, А – Ли . Издательство Блэквелл . п. 583. ИСБН 978-1-4051-6184-8 . Проверено 6 февраля 2012 года .
Самый значительный романист скандинавских стран — Кнут Гамсун, практически в одиночку создавший современный психологический роман, опубликовав четыре произведения, исследующих человеческое подсознание, «Сульт» (1890, «Голод» ), «Тайна» (1892, «Тайны» ), « Пан » (1894). и Виктория (1898).
- ^ Н. Байм и др. Ред. Антология американской литературы Нортона: сокращенное седьмое издание , Нью-Йорк: WW Norton Co., 2008, стр. 1697 г.
- ↑ Кристофер Питтард, Справочник Блэквелла, Психологические триллеры. Архивировано 14 июня 2018 г. в Wayback Machine , по состоянию на 3 ноября 2013 г., «...характеристики жанра как «растворяющееся чувство реальности; сдержанность в моральных заявлениях; навязчивый, патологический персонажи повествования отдают предпочтение сложным, мучительным отношениям» (Munt 1994)…»
- ^ «Поджанр — психологическая драма» . AllMovie . Архивировано из оригинала 12 августа 2021 г. Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ Кино, все (24 февраля 2020 г.). «Научная фантастика » Психологическая фантастика» . Все фильмы . Архивировано из оригинала 2 июля 2022 года . Проверено 24 февраля 2020 г. .
- ^ «СФЭ: Психология» . sf-энциклопедия.com . Проверено 3 марта 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джордж М. Джонсон. Динамическая психология в модернистской британской художественной литературе. Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания, 2006 г.